emou.ru

В какой день отмечается троица. Святая Троица: как правильно отмечать праздник и что делать нельзя

Один из главных христианских праздников - День Святой Троицы в 2018 году празднуют 27 мая - православная церковь в этот день вспоминает евангельское событие — сошествие Святого Духа на апостолов, которое описано в одной из книг Нового Завета.

Праздник не имеет определенной даты в церковном календаре, так как привязан к дню празднования Пасхи - его празднуют на 50-й день после Светлого Воскресения Христова.

Sputnik Грузия поинтересовался, какие приметы связаны с Днем Святой Троицы, что можно и нельзя делать в этот великий праздник, который имеет один день предпразднства и шесть дней попразднства.

Что можно и нельзя делать

Согласно народным традициям и приметам, в праздник Святой Троицы, как и в любой другой православный праздник, нельзя выполнять различную работу — шить, мыть, стирать, убирать и прочее. Все работы по дому и хозяйству нужно завершить перед праздником.

Особенно строго в праздник запрещается работать на земле, в том числе копать, сажать и косить траву.

© photo: Sputnik / Evgeny Tikhanov

Репродукция копии иконы "Троица". Художник Андрей Рублев.

Те, кто не следуют старым обычаям и нарушают запреты, согласно поверьям, могут понести значительный ущерб. Так, например, у тех, кто пашет - может погибнуть скот, у тех, кто сеет — град побьет посевы. А у тех, кто прядет шерсть - заблудятся овцы и так далее.

В эти дни можно готовить еду к праздничному столу и кормить-поить скот и и домашних животных. В праздник всей семьей украшают дом веточками различных деревьев, цветами и зеленью, освященными в церкви.

Праздник Святой Троицы всегда выпадает в воскресенье - в этот день верующие с утра стараются посетить праздничное богослужение в храме, причаститься Святых Христовых Тайн и посвятить время молитве.

Можно ли работать на Троицу

В старину в дни великих праздников люди всегда старались отложить все дела, считая, что это неугодно Господу, так как работа, как правило, не спорилась и не приносила положительного результата.

Священнослужители поясняют, что, работая в день Троицы, мы как бы показываем Богу свое неуважение, поэтому по возможности в дни больших праздников, таких как Троица, лучше отложить все дела, в том числе и работу в огороде.

Конечно, бывают особо важные дела, которые нельзя перенести на другой день, но к их выполнению лучше приступить только после посещения службы и молитвы.

Кроме того, в современном мире есть немало работ, которые должны выполняться ежедневно, без перерывов и выходных, поэтому если верующий не может посетить храм, он может помолиться дома или на работе.

Можно ли купаться на Троицу

Люди в праздник также воздерживались от купания в доме — старались близко не подходить к воде, даже чтобы просто умыться.

Церковнослужители утверждают, что нет и не может быть никаких оснований не разрешать купаться на Троицу. Просто не стоит заменять поход в церковь и молитву пляжным отдыхом, что безусловно, будет грехом.

На природу можно отправится после службы, тем более что Троица всегда выпадает на конец мая или начало июня, когда погода бывает жаркая.

Что еще нельзя делать

На Троицу запрещалось проводить венчания и справлять свадьбы, а вот сватанье в этот праздник считалось благоприятной приметой — совместная жизнь будет долгой и счастливой.

В праздник Троицы запрещается думать о плохом, ругаться с близкими, обижаться на окружающих и желать кому-то плохого.

© photo: Sputnik / Oleg Lastochkin

Также запрещалось на Святую Троицу ходить в лес. В старину верили, что лешии и мавки (злые лесные духи) караулили там людей, заманивали в глубь леса и щекотали их до смерти. Но девушки, которые хотели узнать свое будущее, нарушая запрет, все равно бегали лес, чтобы погадать на суженого.

Обычаи и приметы

Неделя перед Троицей называется Зеленой - на неделе девушки плетут венки для всех членов семьи и приносят их домой. Если к Троице венок не завял, значит, человек будет жить долго и счастливо.

На Троицу было принято украшать комнаты цветами, молодой травой и зелеными ветками, что символизирует процветание и продолжение жизни. Для этого использовали ветки березы, рябины, клена, мяты, мелисы - люди считали, что чем больше зелени будет в доме на Троицу, тем счастливее станет дом.

В церкви во время службы освящали травы и букеты полевых цветов, которые засушивали и хранили целый год как оберег от дурного глаза. После праздничной утренней службы участок и дом освящали святой водой, чтобы таким образом отвадить потусторонние силы.

С древних времен устраивалось веселое застолье — на праздничный обед приглашали близких людей и родственников, которых угощали Троицким караваем, блюдами из яиц, блинами, пирогами, киселем. Дарили друг другу веселые подарки.

Сухари от Троицкого каравая хранили, чтобы добавлять их в свадебный пирог молодоженам в знак счастья и любви.

На Троицу полезно гулять босиком по траве, собирать и сушить целебные растения (чабрец, мята, мелисса), которые впоследствии используют как лекарство. Издревле люди считали, что в этот день земля и зелень обладают особой целебной силой.

На Троицу и последующие дни обязательно носили свой нательный крестик, как оберег, который защитит от потусторонних существ.

У девушек важным обычаем считалось пускание на воду сплетенного венка. Если венок поплыл далеко, то тогда можно готовиться к свадьбе, если утонет, то быть беде, а если причалит к берегу, то ждать ей замужества придется долго. А чтобы увидеть во сне суженого, нужно было положить березовые веточки под подушку.

Для христианина не существует запретов на те или иные виды деятельности в обычный или праздничный день, если они не вредят его душе. Ни купание, ни прогулка, ни работа не помешают верующему человеку, если он помнит о Боге.

На Троицу каждый верующий старается посетить храм, где в этот день после Литургии читаются особые коленопреклоненные молитвы о прощении грехов, милости Божьей и даровании благодати Святого Духа. Но сохранить и преумножить эту благодать в своей жизни христианин может только сам, следуя Евангелию, а не суеверным правилам.

И самое главное — не только в Святую Троицу, но и любой другой день нельзя держать в себе негативные мысли, не желайте никому плохого, простите родным и друзьям все обиды, переступите их и оставьте в прошлом, что обрести покой морально и физически.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Если про Пасху мы знаем очень многое, то что значит праздник Святой Троицы? На первый взгляд все достаточно понятно: верующие отмечают сошествие Святого Духа на учеников Христа.

Однако что означает день Святой Троицы для нас, людей 21 века, какова его традиция и история? Подробный ответ на этот вопрос, комментарий священнослужителя – все это можно найти в статье.

Троица в православии: один праздник – три названия

Прежде всего, разберемся с названиями. Есть простые случаи, когда все понятно: Рождество – это Рождество, а Пасха – это Пасха (или Светлое Воскресение Христово). А вот с Троицей дело обстоит немного по-другому – праздник имеет сразу несколько названий:

  1. День Троицы (День Святой или Пресвятой Троицы, Троицын день) – т.е. праздник в честь триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа.
  2. Пятидесятница – это слово имеет в мире точно такое же значение. Просто оно напоминает нам о том, что сошествие Духа произошло на 50 день после Пасхи. Поэтому и празднование всегда выпадает также на воскресенье: 27 мая 2018 года, 16 июня 2019 года и т.д.
  3. Духов день, или день Святого Духа – этим названием подчеркивается ключевое событие, в честь которого и отмечается праздник.

К слову сказать, Духов день выпадает на понедельник, а сама Пятидесятница – на воскресенье. Но что при этом означают три дня Троицы? Они символизируют один и тот же праздник, просто отмечается он три дня.

Что означает праздник Святой Троицы у христиан

Священное значение праздника тесно связано с его предысторией. Сошествие Святого Духа было обещано еще Христом, который называл его Утешителем. Почему же понадобилось утешать людей?

Все очень просто. Спаситель умер, но воскрес на 3 день, и в честь этого мы отмечаем Светлую Пасху. Однако спустя 40 дней он вознесся на небо – ушел обратно к своему Отцу, поскольку земная миссия уже была выполнена.

А что же верующие, последователи Христа, его ученики, ставшие впоследствии апостолами евангельской веры? Они как будто осиротели, ведь Господь, хотя и воскрес, но все же покинул их.

Прошло совсем немного времени, всего лишь 10 дней (не лет, не десятилетий и не веков!), и произошло исполнение обещания – на учеников сошел Святой Дух в виде язычков неугасимого пламени.


Но что обозначает праздник Святой Троицы для нас? Интересно, что даже спустя 20 столетий актуальность тех событий не утрачена: скорее, наоборот.

С приходом Духа наступает особый период истории человечества – благодатное время. Теперь каждый человек, даже самая грешная душа, может прийти к Господу, попросить его о прощении искренней молитвой, и получить просимое.

Дух Святой – это наш Утешитель, и к тому же он является третьим лицом Троицы. Вот и получается, что именно с его приходом на землю триединый Бог раскрылся во всей своей полноте.

Отец создал небо и землю, Сын спас грешное человечество ценой собственной жизни, а Дух и сегодня остается с нами для поддержания наших душевных сил.

Что значит Троица у православных: комментарий священнослужителя

Представители церкви дают примерно те же самые ответы на вопрос, что означает праздник Троица в христианстве. Традиционно священнослужители рассказывают об истории, случившейся почти 2000 лет тому назад (как Святой Дух сошел на учеников Христа).

Священники также подчеркивают, что Дух является незримой силой, которая всегда находится рядом с верующим человеком. Благодаря ему мы можем не только получить просимое в молитве. Мы способны делать и добрые дела – помогать людям, учить их и вдохновлять, особенно в тех ситуациях, где они уже опустили руки и потеряли всякую надежду.

Дух Святой – Утешитель, Учитель, он олицетворяет силу Божью. Более того: Дух – это и есть сам Бог, его третье лицо. Поэтому не будет никакой ошибки сказать, что Господь всегда рядом с нами, ведь Святой Дух до сих пор находится на земле.

И на вопрос о том, что символизирует праздник Троицы, можно ответить и так: он обозначает наше единство с Богом. А выражается это в том, что мы всегда можем обратиться к нему за прощением и помощью и непременно будем услышаны.


Вот почему Троица – это не менее светлый и важный праздник, чем Пасха или, например, Рождество. И отмечать его нужно в любом доме не только с почтением, но и с большой радостью – тем солнечным чувством, которое особенно часто приходит к нам весной и летом.

За несколько веков до того, как на земле был распят его сын Иисус Христос, Господь через пророков возвестил людям о том, что им в помощь будет послан Дух Святой:

«Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иезекииля, 36:27).

Иисус Христос также обещал своим ученикам:

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26).

Поэтому апостолы вместе с Пресвятой Девой Марией после и Христа не разошлись по домам, а остались в Иерусалиме, ожидая исполнения обещанного.
Они были в Сионской горнице, где все вместе молились Господу. В этой горнице, после Своего Воскресения, Спаситель уже дважды являлся к Своим ученикам.
Когда прошло пятьдесят дней после Воскресения Христа, на десятый день после Его Вознесения, слова Учителя были исполнены. В этот день был большой иудейский праздник — дарование Богом пророку Моисею Десяти Заповедей, которые он получил на горе Синай, поэтому в Иерусалиме было много народа. Паломники приехали не только из самой Иудеи, но и из других стран.
Утром

«Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося ветра, и наполнил весь дом, где они находились» (Деян.2,2).

Вслед за этим в воздухе появились огненные языки пламени, которые замерли над каждым из апостолов. Огонь этих языков светил, но не обжигал. Сбылось пророчество святого Иоанна Крестителя об огненном крещении апостолов:

«Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3,11).

Это чудесное свойство происходит каждый год и в настоящее время — на Схождение Благодатного Огня в Иерусалиме. В Великую Субботу, в канун православной Пасхи – в течение первых нескольких минут огонь действительно светит, но не обжигает.
Каждый из апостолов ощутил необыкновенный прилив духовных сил – это Бог, через огненные языки пламени передал силу апостолам для того, чтобы они могли проповедовать и прославлять учение Христа.
Услышав сильный шум, у Сионской горницы начали собираться паломники, а апостолы вышли к народу и

«начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2,4)

Чудо было в том, что каждый из людей слышал речь на своем языке, поэтому народ очень удивился такому явлению.
Многие знали апостолов, как обычных бедных людей, которые были не обучены наукам и, соответственно, были не обучены ораторскому искусству.

Собравшийся народ, попробовал объяснить случившееся тем, что апостолы «напились сладкого вина » и в ответ на это обвинение, самый горячий по характеру апостол Пётр, неожиданно для всех и, прежде всего для себя, начал первую в своей жизни проповедь.
Сейчас, устами простого бедняка Петра, с людьми говорил Сам Святой Дух. Апостол проповедовал им о жизни Иисуса Христа и Его мученической смерти. Собравшимся глубоко в души запали слова апостола Петра.

«Что нам делать?» — спрашивали его. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2,37-38).

После его проповеди около трех тысяч человек уверовали и стали христианами.
Таким образом, Господь передал Своим ученикам 9 особых даров:
дар мудрости и знания, дар пророчества, умение различать духов, дары пастырства, веры, исцеления и творения чудес, дары знания и толкования языков.

Апостолы буквально переродились – стали людьми крепкой веры, необычной силы духа. От своего Учителя они знали, что их жизнь будет нелегкой, впереди их каждого ожидает своя чаша страданий, жизнь их будет полна насмешек, издевательств, побоев и заключений в темницы. И действительно — они почти все погибли или были казнены.
Для преодоления этих страданий вознесшийся Иисус Христос послал Своим вестникам Святого Духа Утешителя. И теперь ни распятие на крестах, ни сожжение на кострах, ни гибель под градом камней уже не могло заставить остановиться Божиих апостолов-вестников в проповедовании Божественного учения по всему миру.
Сионская горница , после схождения Святого Духа на находившихся в ней апостолов и Матери Божией, начала считаться первым христианским храмом. А этот день стал называться праздник Святой Троицы, в честь того, что Господь явил себя людям в трех ипостасях — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ПРАЗДНИКА ТРОИЦА

День Святой Троицы – один из Великих православных праздников. В этот день на землю сошел Святой Дух и людям был показан Триединый образ Бога: Бога Отца – создателя, Бога Сына – Иисуса Христа, который явился к людям для искупления грехов и Бога Святого Духа. Этот день Троицы считается праздником рождения земной Церкви.
Троица празднуется в пятидесятый день после Воскресения Христа, из-за этого ее еще называют Святой Пятидесятницей. Сам праздник состоит из двух частей. Воскресенье (первый день) — это День Пресвятой Троицы, а второй день (понедельник) – днем Святого Духа.
«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу » — любой христианин неоднократно произносил эти торжественные слова, при этом совершая , сложенные вместе три первых пальца которого выражают нашу веру в Отца, Сына и Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу.

А что может быть надежнее для человека, чем вера в Бога, в его защиту и покровительство:
«Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе».


Праздник Троицы – светлый праздник, который пронизан солнечным светом, зарождением жизни в природе после зимы, когда нам кажется, что Божья благодать распространяется везде и всюду, в каждом луче солнца и в каждом зелёном листике, когда все кругом зацветает, распускается, оживает и начинает новый виток жизни!
В этот день храмы украшаются цветами, зеленью – это символ зарождения жизни весной, как символ рождения Церкви.

Особое почитание связано в этот день, прежде всего с березой, расцвет зелени которой приходится на праздник Троицы. В народе она ассоциируется с добром, с защитой от нечистой силы и с деревом, изгоняющим болезни (березовый сок, березовые почки и, конечно же, веники для бани).
Ее ветками, а также молодыми деревцами издревле украшались храмы и церкви на Руси.

Люди, которые приходят на праздничную службу приносят с собой и держат в руках березовые веточки, цветы, которые освящаются во время богослужения.
В честь этого Великого праздника священники обычно облачаются в фелони зеленого цвета, а церковная утварь часто украшается светло-зелеными тканями и лентами.
В День Святой Троицы, во время особенных молитв всем находящимся в храме положено (по мере возможности) вставать на колени. Троицу считают первым разрешительным днем после Пасхи для коленопреклоненных молитв в храме. Это коленопреклонение является богослужебной особенностью, изюминкой этого праздника.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

ВИДЕОФИЛЬМ

День Святой Троицы входит в число двенадцати самых важных праздников в православии. . Дата у этого праздника "плавающая", то есть меняется ежегодно. Отмечают Троицу на 50-й день после Пасхи. Что это за праздник, как следует в этот день себя вести и почему у него двойное название, читайте в нашей постоянной рубрике "Вопрос-Ответ".

Как правильно называть: Троица или Пятидесятница?

На самом деле правильно называть и так и так. Дело в том, что согласно учению церкви, у Боги три испостаси: Отец, Сын и Святой Дух — отсюда и название праздника Троица.

Пятидесятницей этот праздник называют потому, что выпадает он на 50-й день со дня Воскресения Христа.

Как появился праздник Святой Троицы?

Праздник Святой Троицы отмечается с 381 года. Именно тогда на Константинопольском церковном соборе было утверждено учение о трех ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе. В этот же день была также явлена полнота Святой Троицы.

Как говорится в Евангелии, после Воскресения Иисус Христом пообещал своим ученикам, что пришлет им утешителя от своего Отца — Святого Духа. После того, как Иисус Христос отправился к своему Отцу, его ученики ежедневно собирались в хижине на горе Сионе в Иерусалиме, молились и читали Святое Писание.

На 50-й день после Воскресения Христа днем вдруг раздался сильный грохот, а в воздухе появились языки огня. Огонь пронесся над головами апостолов и проник в них. И внезапно все они стали понимать и сами разговаривать на языках, которых раньше не знали.

То есть Святой Дух спустился к ученикам Иисуса в виде огня и даровал им возможность говорить на любом языке мира, чтобы они могли нести новую веру в каждый уголок планеты.

Именно поэтому Троица для христиан – это праздник, который ещё называют днём рождения Церкви. С этого момента Церковь начинает распространяться по всему миру.

Как празднуют Троицу?

На Троицу принято плести венки из трав и цветов, украшать дома. Полы в храме выстилают полевыми травами, ветвями берез, в вазах стоят цветы, которые считаются символом обновления людей благодаря Святому Духу. Священники на Троицу облачаются в зеленые одежды.

Накануне Дня Святой Троицы в церквях совершается всенощное бдение. В воскресенье проводится литургия, за которой следует вечерня, где славится сошествие Святого Духа и читаются три молитвы с коленопреклонением.

В Троицкую субботу, которая является родительской, принято поминать покойных родственников. Самая важная часть поминовения происходит утром в субботу за Божественной литургией, после которой служат общую панихиду. После утреннего похода в храм принято посещать могилы ушедших родственников и друзей.

В день Троицы не соблюдается пост и разрешается любая пища. Считается, что на Троицу нельзя шить, убираться дома, заниматься сельскохозяйственными работами, купаться и стричься. Но священнослужители отмечают, что все это вымысел и никаких запретов в этом плане нет.

Троица. Иконы

Одним из первых в иконографии Троицы появился сюжет о явлении трех Ангелов Аврааму («Гостеприимство Авраама»), изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».

Во втором тысячелетии возникает обычай дописывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтыри XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.

Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.

Известно, что иконографический вариант Троицы без праотцев существовал и до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не носят самостоятельного характера. Андрей Рублев не только придает изображению цельный и самостоятельный характер, но делает его законченным богословским текстом. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом - гора, за левым - палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше - голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева - это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.


Троицкие храмы на Руси

Один из первых храмов на Руси был посвящен Троице. Его построила княгиня Ольга на своей родине, в Пскове. Деревянный храм, возведенный в X веке, простоял около 200 лет. Второй храм был каменным. По преданию, его заложил в 1138 году святой благоверный князь Всеволод (в крещении Гавриил). В XIV веке свод храма обрушился и на его основании возвели новый собор. Но до нашего времени и он не сохранился - сильно пострадал в 1609 году во время пожара. До настоящего времени сохранился четвертый собор, построенный на том же месте и по-прежнему носящий название Свято-Троицкого.

Собор Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве, построен на месте Троицкого храма, возле которого стояло еще семь деревянных церквей - в память казанских побед освящены они были во имя тех праздников и памятей святых, когда происходили решающие сражения. В 1555-61 гг. на месте этих храмов был построен один каменный - девятипрестольный. Центральный престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а один из приделов посвятили Троице. До XVII века собор так и носил народное название Троицкого.

Пресвятой Троице посвящен и самый знаменитый русский монастырь - Троице-Сергиева Лавра . Поселившись на Маковце в 1337 году, преподобный Сергий построил деревянный храм во имя Святой Троицы . В 1422 году на месте прежнего деревянного храма ученик преподобного Сергия, игумен Никон, заложил каменный Троицкий собор. При его строительстве были обретены мощи преподобного Сергия. Расписывали собор знаменитые мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса был написан знаменитый образ Троицы ветхозаветной.

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Марков монастырь в Витебске. Основание Маркова монастыря предположительно относится к XIV–XV векам. Существует легенда об основателе монастыря - некоем Марке, который уединился на принадлежащем ему участке земли и построил там часовню. Вскоре к нему присоединялись единомышленники по духу. Монастырь существовал до 1576 года, после был упразднен, а Троицкий храм превращен в приходской. Монастырь возобновлен в 1633 году князем Львом Огинским, в 1920 году закрыт. На его территории долгое время размещалась милиция и другие учреждения. Все здания, кроме Свято-Казанской церкви, были разрушены (в том числе Троицкий собор - один из лучших образцов деревянного белорусского зодчества). Казанская церковь в период Великой Отечественной войны была повреждена, однако затем частично восстановлена. Это единственная церковь в Витебске, которая в послевоенные годы не закрывалась. Главный престол храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а боковой придел - в честь св. Сергия Радонежского. Монастырь возрожден в 2000 году.

В честь святой Троицы был основан Свято-Троицкий (Тройчанский) монастырь в г. Слуцке (Белоруссия). Время основания Свято-Троицкого монастыря неизвестно. Первое упоминание о нем датируется 1445 годом. Стоял монастырь близ города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны, а улица от города к монастырю стала зваться Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут. С 1560 года при монастыре существует духовная школа, в которой изучались богословие, риторика, славянская и греческая грамматики. Известно и о маленькой библиотеке монастыря: в 1494 году было 45 книг. В 1571 году настоятелем монастыря был архимандрит Михаил Рагоза (ум. 1599 г.), будущий киевский митрополит. При монастыре открывается православная семинария, которой руководил до 1575 года бывший игумен Троице-Сергиевой лавры Артемий (? - начало 1570-х г.). В начале XVII века семинарии уже не было. Снова она возникает в XVIII веке. В Первую Мировую войну в монастыре был лазарет. Летом 1917 года строения монастыря, где жило 13 монахов и 13 послушников, передано Белорусской гимназии, настоятель, архимандрит Афанасий Вечерко, выслан. 21 февраля 1930 года монастырь закрыли, реликвии были переданы в музеи. Окончательно монастырские постройки разрушены в 1950-е годы. Впоследствии на его месте находился военный городок. В 1994 году на месте обители установлен памятный крест.

В 1414 году на берегу реки Нурмы, неподалеку от ее впадения в Обнору, на территории современного Грязовецкого района Вологодской области был основан Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Основателем обители являлся ученик преподобного Сергия Радонежского - Павел Обнорский (1317–1429 гг.). В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505–1516 годы). В середине XIX века в монастыре проживало 12 монахов. В 1909 году монастырь пострадал от сильного пожара. В огне расплавился крест, полученный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. Перед революцией в монастыре проживало около 80 насельников. Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920–30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращен РПЦ в 1994 году.

Во имя святой Троицы освящен Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь. Расположен в селе Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми. По преданию, обитель была основана в 1385 году святителем Стефаном Пермским (1340-е гг. - 1396 гг.) с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. Но данное сооружение просуществовало недолго. По местным легендам, Ульяновский монастырь был назван в честь девушки Ульянии, которая, не желая попасть в руки врагу, решила утопиться в реке. Напротив этого места был построен монастырь. В годы советской власти Ульяновский монастырь был закрыт, а его имущество разграблено. Многие монахи были репрессированы. Полностью разрушен Троицкий собор, большинство хозяйственных построек находились в плачевном состоянии. Предметы, изъятые из Ульяновского монастыря, находились в Национальном музее Республики Коми. В 1994 году монастырь был передан РПЦ.

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в г. Костроме. Монастырь впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Согласно общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите (ок. 1283/ 1288 - 1340/1341 гг.) и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским (ум. 325/326 гг.), результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. В этот период происходит бурное развитие монастыря. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. На территории обители долгие годы располагался музей, часть экспозиции которого находится там и ныне. В 2005 году монастырь передан РПЦ.

Во имя Троицы был основан Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь. Расположен на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области. Основан в XIV веке Стефаном Махрищским (ум. 14 июля 1406 г.) как мужской монастырь. С 1615 до 1920-х был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Закрыт в 1922 году. Вновь открыт в 1995 году как женский монастырь.

Во имя святой Троицы в 1520 году был основан Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Основал обитель преподобный Антоний Сийский (1477–1556 гг.). В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас - в РГАДА). Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. В 1992 году монастырь передан РПЦ.

Во имя Троицы был освящен монастырь в Астрахани. История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирила, повелел ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий». К 1573 году игуменом Кирилом были выстроены: «храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трех саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня». Все постройки были деревянные. Ко времени кончины игумена Кирила в 1576 году им было выстроено в монастыре еще два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николы Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы. В 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящен был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом святителя Николы Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В советские годы в обители было устроено архивохранилище, а святыни были преданы поруганию.

Во имя Троицы основан монастырь в г. Муроме Владимирской области. Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643 год) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов - на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI–XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющийся памятником деревянного зодчества XVIII века. Открыт в 1991 году. Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезенные из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года мощи почивали в городском Рождественском соборе.

Также во имя святой Троицы освящен Александро-Свирский монастырь, Зеленецкий-Троицкий монастырь, Клопский монастырь, Елецкий Троицкий монастырь, Белопесоцкий и Троицкий Болдин монастыри, монастыри в Казани, Свияжске, Калязине, Переславле-Залесском, Тюмени, Чебоксарах и других городах.

В честь святой Троицы основаны обители в Сербии, Грузии, Греции, Палестине, Финляндии, Швеции.

В честь Троицы освящен храм в Великом Новгороде. Храм датируется 1365 годом. Построен по заказу новгородских купцов, торговавших с Югрой (Приуральем). Наибольший ущерб церковь Троицы получила во время Великой Отечественной войны. Наряду с другими памятниками новгородского зодчества была отреставрирована в 1975–1978 годах, хотя фактически работы продолжаются до сих пор.

Также в честь Троицы освящена церковь Духова монастыря в Великом Новгороде. Церковь Троицы с трапезной палатой построена около 1557 года по заказу игумена Ионы. Она расположена почти в центре территории монастыря. На первом этаже трапезной располагались поварня, хлебня и два квасных погреба; на втором этаже - трапезная и келарская. Церковь серьезно пострадала во время шведской оккупации 1611–1617 гг., а также от сильного пожара, случившегося в 1685 году.

Во имя Троицы Живоначальной освящен храм в Москве - в Полях. Впервые упомянут в 1493 году в Воскресенской летописи. В 1565 году была построена каменная церковь. В 1639 году рядом с каменным Троицким храмом с приделами Николы Чудотворца и Бориса и Глеба, выстроенным боярином М. М. Салтыковым (двоюродный брат царя Михаила Федоровича), был выстроен деревянный храм в честь Сергия Радонежского. Церковь Троицы была разрушена в 1934 году. Быстрота сноса не позволила провести детальное исследование памятника архитектуры. На ее месте был разбит сквер, на место трапезной был поставлен памятник первопечатнику Ивану Федорову.

Во имя Троицы освящен храм в Никитниках (Москва). Еще в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты (ум ок. 372 г.). В 1620-е годы она сгорела, и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628–1651 годы был сооружен новый каменный храм во имя святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631–1634 и 1653 годах. Южный придел храма был посвящен Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В 1920 году храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1991 храм вернули РПЦ.

Жуковцы Винницкой области. Белокриницкие приходы в Румынии в , с. Пашкань (Румыния) и г. Васлуй также отмечают храмовый праздник.

Община Русской Древлеправославной Церкви в (Румыния) отмечает сегодня храмовый праздник.

Много и поморских храмов посвящены Святой Троице: в



Загрузка...