emou.ru

Николай и чудотворцы. Николай Цискаридзе: личная жизнь, жена, дети, фото Жизнь – это театр

Назначение экс-премьера Большого театра России ректором петербургской Академии русского балета имени Вагановой стало, конечно, самым резонансным сюжетом культурной повестки минувшей недели. Почему - понятно: информационные сети давно уже не приносили сюжета более, что называется, хайпогенного. Взорвавшаяся негодованием блогосфера, раскол в балетоманских рядах, обсуждение сложившейся ситуации в прайм-тайм Первого канала, сольная вариация Ксении Анатольевны Собчак, не без излишней прямоты указавшей на то, что Цискаридзе получил назначение благодаря протекции и заступничеству Катерины Чемезовой, - и, как следствие, тридцать два фуэте дискуссии о гипотетической коррупционной составляющей «дела Цискаридзе». Весь этот эйсид-джаз - на фоне непрекращающихся бла-бла-бла обо всем и ни о чем: об извечном антагонизме питерской и московской балетных школ, о том, как Вагановке в условиях навязанной свыше глобализации сохранить свою культурную идентичность, о том, что несогласные с рейдерским захватом педагоги массово пишут заявления об уходе, о том, как уживутся друг с другом ректор Цискаридзе и худрук Лопаткина (ну ведь в одну телегу впрячь неможно), о том, сыграл ли в назначении Цискаридзе свою роль Валерий Гергиев и объединят ли все-таки АРБ и Мариинку в Национальный центр искусств, - и прочая, и прочая.

В пылу эмоциональной горячки между тем как-то забылось, что у сюжета с долгожданным удовлетворением властных амбиций Николая Максимовича Цискаридзе в действительности есть и обратная, куда более содержательная сторона.

Общеизвестно, что новоиспеченный ректор АРБ обладает впечатляющим даром внушения - в том, что нынешние хозяева больших и малых отечественных музыкальных театров все как один христопродавцы, Цискаридзе в свое время убедил не только Тинатин Гивиевну Канделаки, но даже и значительную часть российского (около)культурного комьюнити. Многие вполне вдумчивые его представители до сих пор, похоже, убеждены в том, что в отношении Цискаридзе существует некий заговор, ставящий целью очернить его доброе имя и не позволить талантливому танцовщику реализовать его уникальный управленческий потенциал. Едва ли не после каждого из многочисленных эффектных антраша Николая Максимовича - критику художественной политики бывшего руководства ГАБТа изощренно чередовавшего с прямыми обвинениями в растратах и прочих грехах - в воздухе повисала задумчивость: а вдруг и в самом деле заговор? А вдруг и в самом деле проглядели большой менеджерский талант? А вдруг дело не только в слепом неутолимом желании царствовать и всем владеть?

Спровоцированный этой задумчивостью мильон терзаний, что и говорить, только усугублял и без того непростую ситуацию, в которой отечественный балет оказался к началу десятых.

И вот наконец луч света в темном царстве - и откуда! Взбесившийся принтер Минкульта в кои-то веки выдал не просто что-то принципиально более авантажное, чем привычное уже «съешь еще этих мягких французских булок да выпей чаю», - министр Мединский, если задуматься, выступил с достойной Суворова многоходовкой, которой не откажешь ни в остроумии, ни в стратегической дальновидности. Министерская инициатива бесспорна: любой итог воцарения господина Цискаридзе на улице Зодчего Росси пойдет на пользу утомленному скандалами фрустрированному балетному департаменту, да и культурному сектору вообще.

Цискаридзе так настойчиво и страстно рвался к власти, так долго вожделел административного ресурса, что единственной, в сущности, возможностью как-то прикрутить этот не в меру коптивший фитилек оставалось немедленное и полное удовлетворение всех амбиций экс-этуали. В принципе, вероятно, стоило еще раньше совершить смелый шаг и доверить Цискаридзе художественное руководство балетной труппой Большого. Не решившуюся на столь рискованный поступок власть можно понять: даже после всех недавних стрессов ГАБТ по-прежнему (пускай и скорее формально) числится главным театром страны, в недавнем прошлом - культурным фасадом сверхдержавы, по сей день располагающимся аккурат напротив Кремля, а однозначной уверенности в том, что воцарение мятежного премьера пройдет гладко и без последствий, не было, да и не могло быть ни у кого.

Вместо этого в кулуарах - не так уж важно, с чьей именно подачи, - с нездешним изяществом разыграли ловко придуманную партию со ссылкой в АРБ. А это, безусловно, именно ссылка. Нетрудно заметить, что Николаю Максимовичу доверено руководство не театром, не публичным институтом, деятельность в котором всегда будет на виду, а учебным заведением, причем совершенно особого - не слишком тесно связанного с повседневной реальностью, или, проще говоря, откровенно режимного, - типа, за толстыми стенами которого без всякой огласки может происходить вообще-то все что угодно. Отдавая Вагановку на откуп Цискаридзе, власть отправляет поднадоевшего борца за справедливость (вариант: поднадоевшего паяца с ограниченным набором реприз) куда подальше, прочь из Москвы, с глаз долой - в глушь, в Петербург, к арьеру отечественной культурной сцены (интересно, что назначение Цискаридзе выдает истинное отношение сегодняшних федералов к Северной столице как к совершеннейшей маргиналии, провинции, где не происходит ничего по-настоящему важного в масштабах страны).

Так и видится картина из жизни высших культурных коридоров: мягкий, приглушенный свет, мебель из карельской березы, за чаем с молоком и медом беседуют двое. Один - обладатель вальяжного бархатного баритона, другой - изнуренный информационными войнами, оскорбленный нарушением презумпции невиновности и униженный изгнанием из отчего дома художник. Первый увещевает второго: зачем вам эта Москва с ее суетой и неблагодарностью - поезжайте-ка лучше в Петербург. Окно в Европу, культурная столица, где до сих пор помнят, как вдохновенно вы танцевали в 2005-м бенефис на фестивале «Мариинский». Неужто ж вы не устали от московской клаки, неужто ж не хотите отдохнуть от требующих хлеба и зрелищ нуворишей - в вашем возрасте стоит думать не о сиюминутном, а о вечном. Вам так пойдет благородная миссия заботы о подрастающем поколении! Ну и место, место - улица Росси, лучшая улица в мире, и площадь Ломоносова, лучшая площадь на свете, даром что зовется у балетных «ватрушкой»...

Цискаридзе провалится - тем лучше: никому больше не придет в голову нести ахинею о том, что у культурного руля стоит неизвестно кто, а настоящих талантов (тех, что талантливы во всем, за что бы ни взялись) держат на скамейке запасных. Операция «Ректор» завершится успехом - тоже не так уж плохо: в обстоятельствах свирепствующего в культурном секторе кадрового голода каждый успешный менеджер на вес золота. Как бы ни легла в конечном итоге карта, Минкульт внакладе не останется - скептики будут посрамлены при решительно любом исходе дела.

Екатерина Чемезова-Игнатова

Разговоры о трудоустройстве Цискаридзе ходят уже давно; многие всерьез озабочены этой проблемой. Озаботился ею и сам артист.

Главный бриллиант в активе Николая Цискаридзе - Катерина Чемезова. Она - двигатель Николая Цискаридзе в массы. Жена генерального директора государственной корпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова дружит с Колей много лет. Николай отдыхает в ее домах, ездит с ней в путешествия и вообще всячески проводит время. Об этом в том числе я спрашивала его во время интервью «Собчак живьем».

Весной этого года Катя Чемезова, по моим данным, уговаривала Гергиева помочь Николаю и устроить его в Мариинку. Профессионалам театральной жизни давно известно, что балет у Гергиева всегда после оперы. Поэтому интрига состояла в том, чтобы запустить Цискаридзе в Мариинку. Но Гергиева эта гениальная идея не вдохновила, хотя терять дружбу и благосклонность четы всемогущих Чемезовых не хотелось, поэтому Гергиев сделал ставку на свои дипломатические навыки и подыскал для Цискаридзе другое место.

Одновременно с этим уже более года усилия к трудоустройству Цискаридзе активно прилагал Григорий Ивлиев - заместитель министра Мединского. Он напирал на начальника снизу, подолгу беседовал с Цискаридзе, обещал помочь. В чем его интерес, неизвестно, но есть предположения, что какие-то финансовые интересы связывают его с Чемезовой. Хотя, возможно, г-н Ивлиев делал это абсолютно бескорыстно. Тут мы ничего утверждать не можем, а можем лишь строить догадки о причинах такой рьяности.

Наконец, и сам г-н Мединский в своем окружении говорил о том, что на него давят сверху по поводу Цискаридзе. Имелся в виду все тот же Чемезов: вряд ли сам Путин звонил по этому вопросу.

Ситуация разворачивалась следующим образом. С одной стороны, Гергиев, который совсем не хочет пускать Цискаридзе в Мариинку. С другой стороны, в Большом театре совершенно неожиданным образом проявил себя Урин. После назначения на Урина пытались давить из Министерства культуры (Мединский лично звонил) и ставили вопрос о том, чтобы сделать Цискаридзе худруком. Урин проявил невиданную жесткость, заявив: «Только через мой труп. Я не пойду ни на какие компромиссы - либо я, либо Цискаридзе! Я не позволю ему стать худруком Большого». Такая позиция потрясла сообщество Большого театра и снискала большое уважение. В итоге Урин и место сохранил, и отбился от Цискаридзе, несмотря на прозрачные намеки: решишь вопрос в пользу Коли - сыщешь себе покровительство.

Итак, два ключевых театра, куда хотел Николай, ясно дали понять, что это невозможно. К этому моменту у Мединского уже оформилась договоренность с Кремлевским балетом и лично Кожиным, чтобы Цискаридзе возглавил балетную труппу. А надо сказать, что Кремлевский балет сейчас находится, мягко говоря, в жопе. Намечалась хорошая комбинация: Николай получает труппу, возможность поставить на ноги балет, показать результат. При этом Кожин уже пошел на эту сделку, и комбинация казалась вполне рабочей.

Но здесь уже сам Цискаридзе проявил характер. Его позиция такова: он не будет даже рассматривать этот вариант. Кремлевский дворец ему совсем ни к чему. Он ни на что не согласен, кроме крупнейших театров страны, то есть Мариинки, Большого, и Вагановского училища.

И эта настойчивость Николая обернулась невероятным успехом. На дне рождения Дениса Мацуева у Марианны Сардаровой, Сати Спиваковой и Катерины Чемезовой состоялся интереснейший разговор, о котором я узнала лично от одной из участниц. В этой милой дамской беседе à trois Чемезова рассказывала о назначении Цискаридзе как о состоявшемся факте. С мая по сегодняшний день, видимо, вопрос решался технически.

Гергиев, получая покровительство, симпатию и - не будем думать плохо - может, какие-то дополнительные субсидии от четы Чемезовых, вполне был заинтересован в таком сценарии. В итоге, во-первых, от него отставали насчет Мариинки. Во-вторых, для Гергиева благодарный Цискаридзе во главе училища оказывался очень удобной фигурой.

За последние годы уровень балета Вагановского училища сильно вырос: когда Мариинка с легкой руки Гергиева увлеклась оперой и вывела ее на мировую арену, Вагановское училище стало брать на себя первостепенную роль в балетных постановках. Это Гергиева никак не могло устроить. Назначение Цискаридзе для него дало возможность подмять под себя политику Вагановского.

Понятно, что нынешний художественный руководитель не останется при Цискаридзе. Потому в США был выслан самолет за Ириной Колпаковой. Были проведены переговоры, чтобы она, приехав из эмиграции, стала худруком: по уставу Вагановского училища этот пост может возглавлять только его выпускник. Этот закон формально не нарушили, сделав Цискаридзе именно ректором. Но в итоге нашли компромисс и предложили эту должность Ульяне Лопаткиной, которая, впрочем, никогда не преподавала. А сама Колпакова, будучи в преклонном возрасте, не очень-то хочет покидать США.

Если отвлечься на секунду и посмотреть на историю училища, комбинация выглядит странно. Ректорами Вагановки были и князь Милорадович, и князь Сергей Волконский, и Владимир Теляковский, и драматург Александр Сумароков. На эту должность никогда не назначали танцовщиков. А вот как раз танцовщики, работающие в Вагановском, становились худруками. Эта традиция еще с царских времен сохранялась нерушимо и была прописана в уставе. Никому и в голову не могло прийти, что, как Путин обставил всех с третьим сроком, выставив Медведева, так же примерно и устав Вагановки обойдут, поставив танцовщика не худруком, а ректором.

Лопаткина никогда не преподавала - назначена на должность худрука. То есть Цискаридзе будет отвечать за швабры, аренду, трубы и паркет, а выдающаяся балерина, но не преподаватель Лопаткина будет худруком. Эта комбинация дает статус Цискаридзе и влияние Гергиеву. При том, что, например, Григорович тоже выходец из Вагановского училища, ему это предложено, как мы понимаем, не было.

В этой комбинации кровно был заинтересован и Владимир Кехман, который принимал активное участие в ее реализации. Из достоверных источников известно, что вчера в Михайловском театре экстренно были проведены переговоры с министром культуры г-ном Мединским, и Кехман принимал в них непосредственное участие.

Остается только один вопрос: а хочет ли этого само Вагановское училище? Как говорится в анекдоте: «А что думает слоник, так никто и не узнал, потому что он был очень скромный». Само Вагановское училище никто не спросил, хотя его коллектив уже написал письмо (в числе адресатов и Гергиев) с вопросом: почему судьба училища решается без участия труппы? Известно лишь, что экс-ректор академии Вера Дорофеева прямо в присутствии министра в Вагановке, покидая пост, сказала следующее: «На карту поставлено: или я, или объединение Мариинки с Вагановкой. Если я уйду, министр обещал, что академия останется независимой». В письме прямо указаны фамилии Цискаридзе и Колпаковой, что свидетельствует о том, что труппа совсем не за, а даже, скорее, против.

Вот такая комбинация разыгралась на наших глазах. И ключевая фигура тут не Николай Цискаридзе, а амбиции гранд-дамы Катерины Чемезовой. Возможно, Катя Чемезова хотела бы упрочить свое положение покровительницы искусств, возглавить попечительский совет Вагановской академии, но не исключено, что она просто помогает своему другу. Из гуманитарных побуждений, - пишет Ксения Собчак на своем

За бюджетные миллионы будет развлекаться руководство Рособоронэкспорта.

Жизнь – это театр?

Акционерное общество «Рособоронэкспорт», которое входит в госкорпорацию «Ростех», заплатит 13,2 млн рублей за абонемент в ложу Большого театра. Соответствующая информация размещена на портале госзакупок.

Компания намерена купить у театра шесть ежемесячных театральных билетов в ложу бенуара левой стороны №4 основной сцены. Срок действия контракта – с 1 сентября текущего года по 31 июля 2017 года.

Стоимость билетов на спектакли Большого театра варьируется от 100 рублей до 12 тыс. рублей .

«Странно, что это вообще стало какой-то новостью, - удивляется информатор «МК», - вероятно, только потому, что Рособоронэкспорт - государственное ведомство, и все тщательно следят за их тратами. Абонирование лож - вековая практика, очень распространенная как в Европе, так и у нас, в Большом театре, начиная с постперестроечного времени. Была же ложа Висконти в Ла Скала; а у нас один известный олигарх аж две ложи снимал в Большом; сейчас одна известная зарубежная аудиторская компания абонирует ложу. Крупные нефтяные компании так и вовсе не ложу какую-то снимают, а целый театр могут выкупить на день», - прокомментировал ситуацию один из театральных экспертов.

Стремление чиновников пускать пыль в глаза не может не резать глаз. Но зачем? Особенно сейчас, в эпоху бесконечного кризиса. Ведь оружейным партнерам важны не люстры, ложи и прекрасные голоса оперных див, а условия контрактов.

А билеты можно было бы найти и подешевле. Хотя бы для того, чтобы не раздражать почтеннейшую публику, которой ложа бенуара только снится. Ведь ничем иным кроме как беспределом такое бездумное вложение казенных средств назвать нельзя.

Так что, неудивительно, что миллионы казенных рублей (и не только рублей) тратятся на такие «важные» дела, как богема.

Одним из наиболее скандальных топ-менеджеров госкорпорации является заместитель генерального директора «Ростеха» Игорь Завьялов, которого оппозиционер Алексей Навальный уличил в участии в коррупционных скандалах, еще когда Завьялов еще работал в ВТБ .

Напомним, что изначально «спасатели» «Крыльев советов» в лице Чемезова и Артякова обещали футбольному клубу из Самары субсидии, но не тут-то было.

Ведь вместо обещанной спонсорской поддержки «Крыльям Советов» был выдан кредит через подконтрольный Чемезову ЗАО «АКБ Новикомбанк» под завышенный процент (16-19% годовых), в то время как средние ставки для юридических лиц в России тогда составляли от 8,7 до 13,8%.

Причем, похоже, и глава «Ростеха», и тогдашний региональный руководитель, а ныне первый заместитель Чемезова, смогли неплохо «поиметь» с этого «спасения». Ведь топ-менеджером «Новикомбанка» по работе с корпоративными клиентами является брат теперь уже бывшего губернатора Самарской области Юрий Артяков, а это значит, что в банке «все свои».

Владимир Артяков, первый заместитель генерального директора «Ростеха»

В итоге, Чемезов и Артяков вместо спасения загнали «Крылья Советов» в еще большие долги. Кстати, а как же руководство футбольного клубы «перепутало» безвозмездные субсидии с дорогостоящим кредитом?

Очевидно, этот вопрос стоит задать заместителю главы «Ростеха» Завьялову, который тогда был президентом «Крыльев Советов».

Однако, на этом данный скандал не закончился, так как во время этой сомнительной «спасательной операции» куда-то «пропали» и те 200 млн.руб., которые были выделены для нужд ФК из областного бюджета. По слухам, они и пошли на оплату процентов «Новикомбанку».

Самый родной банк?

Кстати, затем «Ростех» стал владельцем 20% уставного капитала «Новикомбанка», а Чемезов начал перетаскивать в этот банк счета таких крупных дочерних структур «Ростеха» , как «Концерн «Радиоэлектронные технологии»» и т.д.

После того, как в 2015 году в России грянул финансовый кризис, Чемезов не оставил свой «любимый банк» без господдержки. 27 января 2015 года стало известно об увеличении капитала АО АКБ «Новикомбанк на 1,5 млрд. рублей путем привлечения субордированного займа от ОАО «Рособоронэкспорт» .

По официальной информации, 20 января 2015 года капитал достиг 31,66 млрд. рублей. По данным на январь 2015 года, «Новикомбанк» контролируется на 57,68% госкорпорацией «Ростех», которой принадлежит «Рособоронэкспорт».

Илья Губин, президент и член совета директоров «Новикомбанка»

Кстати, недавно произошел еще один громкий скандал, связанный с «Новикомбанком». 25 февраля 2015 года стало известно о том, что управлением Фондсервисбанка совместно с временной администрацией (в лице Агентства по страхованию вкладов) займется «Новикомбанк» , подконтрольный «Ростеху».

Тот факт, что «оздоровлением» Фондсервисбанка, через который финансировались проекты Роскосмоса , будет заниматься «чемезовский» Новикомбанк, эксперты сравнили с рейдерским захватом.

В лучших традициях «Ростеха» госпожа Игнатова стала акционером Itera Group (материнской компании холдинга) через принадлежащую ей белизскую фирму Elsamex Enterprises Ltd еще в 2006 году.

Сергей Чемезов, генеральный директор государственной корпорации «Ростех»

Таким образом, руководство Новикомбанка и «Ростеха» имеет «родственный интерес».

Получается, что так или иначе все руководство «Ростеха» связано с «Новикомбанком». Разумеется, что никто из тех, кто причастен к этой «банковской схеме», также не будет уволен из «Ростеха» в связи с массовым сокращением управленческого персонала.

Веселые соседи?

Однако, одной только «горячей любовью» к «Новикомбанку» общие интересы руководства «Ростеха» явно не ограничиваются. Все дело в том, что топ-менеджеры этой госкорпорации даже дачи имеют по соседству – в элитном коттеджном поселке Акулинино , расположенном в Домодедовском районе Московской области.

К примеру, в этом поселке гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов имеет 6,2 га.

С Чемезовым соседствует Артяков. Но его участок поменьше - около 5 га. Через речку от Чемезова и Артякова и находятся владения Завьялова, который владеет 9 га.

Интересно, на какие деньги были куплены эти землевладения, если, к примеру, в 2013 году максимальная стоимость земли на престижном Рублево-Успенском шоссе достигла $307 тысяч (10,1 млн рублей по курсу на 8.08.2013) за сотку ? А ведь зарплат Чемезова, Завьялова и Артякова явно не хватает, чтобы легально купить все эти гектары.

Семейные ценности?

Кроме «земельного вопроса» и «банковского дела», у главы «Ростеха» Чемезова есть и еще одна сфера интересов, непосредственно связанная с возглавляемой им госкорпорацией.

Анатолий Иксанов уволен из Большого театра. Сообщения об этом появились накануне поздно вечером, а сегодня утром на специально созванной пресс-конференции информацию подтвердили вице-премьер Ольга Голодец и министр культуры Владимир Мединский. Последний добавил, что «непростая ситуация в театре и вокруг него говорят о том, что Большому нужно обновление».

По данным ДОЖДЯ, «непростой ситуацией» был недоволен и Владимир Путин. Все обострилось после увольнения из театра Николая Цискаридзе, когда за танцовщика заступились влиятельные покровители в лице главы «Ростеха» Сергея Чемезова и его жены Екатерина Игнатовой. Повлиял и недавний скандал с примой Большого Светланой Захаровой: балерину не включили в первый состав постановки «Онегина», хотя она давно мечтала станцевать партию Татьяны Лариной в хореографии культового англичанина Джона Крэнко. А состав труппы подбирал британский постановщик Рид Андерсон - руководство Большого в его решение не вмешивалось. О том, кто же стоит за отставкой Иксанова - Антон Желнов.

Премьера балета «Онегин», за постановку которого отвечают руководители Штутгартского театра оперы и балеты, назначена на 12 июля. По замыслу режиссеров, в первый день на сцене должны присутствовать молодые представители труппы. Так было в парижской Гранд-опера, так случилось и в Большом. Для Светланы Захаровой в роли Татьяны Лариной в грядущей премьерной неделе отводилось два вечера. Говорят, приму это не устроило, из-за чего разразился скандал, итог которого - отсутствие имени Захаровой на афишах.

: Жаль, что Светлана не принимает участие в этой постановке, потому что она выдающаяся балерина, и запланировано было два ее спектакля с Дэвидом Холбергом, это была бы потрясающая пара, и я со своей стороны очень бы надеялась, что Светлана в этот балет вернется. Татьяна - это очень интересная партия. Мне кажется, для Светланы на том уровне славы, на котором она находится, самое главное - не тот день, в который она танцует, а все-таки та роль, которая у нее есть, и те партнеры, которые у нее есть. И я думаю, что если она когда-нибудь исполнит партию Татьяны, то, конечно, все ее зрители и критики, все те, кто Светлану любит, будут в этот день в зале. И надеюсь, что все тогда смогут получить то большое удовольствие, которого сейчас мы, к сожалению, лишены из-за того, что Светлана не принимает участие в этой череде балетов.

Источники «Дождя» рассказывают, что о произошедшем с Захаровой стало известно Владимиру Путину. Во всяком случае, опрошенные нами эксперты не сомневаются, что решение о замене Иксанова принимал лично он. Искать замену начали еще в июне, после того как из театра был уволен премьер Николай Цискаридзе. Отомстить Иксанову за Цискаридзе помогли влиятельные покровители танцовщика из числа близких Путину людей - глава «Ростеха» Сергей Чемезов и его жена Екатерина Игнатова. «Вместе с вице-премьером Ольгой Голодец, курирующий социальную и культурную политику, они выступили главными лоббистами отставки, сумев донести свою точку зрения до президента», - рассказывает источник близкий к театру. Кроме того, они опасались, что вслед за Цискаридзе будет уволена подруга Голодец Марина Леонова, ректор престижной Московской академии хореографии; Леонова также враждовала и Иксановым и даже подписывала письма с требованием о его отставке. Сотрудник Большого говорит, что решение о снятии Иксанова и назначении теперь уже бывшего руководителя театра Станиславского и Немировича Данченко Владимира Урина приняли несколько недель назад. Сам Иксанов, предчувствуя скорый уход, готовил себе на замену спецпредставителя по международным вопросам Михаила Швыдкого, но его кандидатуру не поддержали.

Катерина Новикова, пресс-секретарь Большого театра : Я не знала, когда точно это произойдет. Сама я, как пресс-секретарь Большого театра, очень надеялась, что это произойдет, например, в октябре, по крайней мере. И у нас пройдут уже гастроли в Лондоне, состоится премьера Онегина, и мы сможем принять на нашей исторической сцене балет Парижской оперы, который привозит к нам «Пахиту». То, что Анатолий Геннадьевич собрался уходить сам и считал нужным уже по времени нормальным свой уход - это было понятно какое-то время назад. Конечно, я надеялась, что это произойдет не сейчас, не перед концом сезона, а уже, скорее, в новом году.

Недовольны в театре и отсутствием позиции со стороны премьер-министра Дмитрия Медведева, который, будучи президентом, открывал историческую сцену Большого после многолетней реконструкции. «От ситуации с Иксановым он просто абстрагировался, не желая вступить в конфликт с Путиным», - рассказал наш источник. Другой собеседник вспоминает инцидент, когда жена премьера Светлана Медведева присутствовала при обсуждении одной из постановок режиссера Дмитрия Чернякова, после чего произнесла: «Ну, где здесь искусство»? Добавлю, Иксанов руководил театром рекордные 13 лет. На это время пришлась затяжная и дорогая реконструкция исторической сцены, а также смелые эксперименты в виде «Детей Розенталя» Владимира Сорокина, «Онегина» Дмитрия Чернякова, а также «Золотого петушка» Кирилла Серебренникова. Помимо отечественных звезд, а также череды премьер классических опер и балетов, в театр с гастролями приезжали и такие звезды авангардной сцены, как Анжелен Прельжокаж, Боб Уилсон, Мелани Динер, Даниэль Баренбойм, Дэвид Холберг.

А под занавес - то, как отметил свою аппаратную победу Николай Цискаридзе. На странице в фейсбуке пресс-секретаря Большого Катерины Новиковой сегодня несколько часов висела фотография, которую Цискаридзе направил Новиковой сегодня ночью. Публикуется с разрешения адресата. Добавлю, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сегодня не стал комментировать событие, произошедшее в Большом, добавив, что этот вопрос находится в сфере ответственности Министерства культуры.

«МК» выяснил, что происходит в Вагановской академии

Что происходит в Вагановской академии после того, как туда на белом коне въехал Николай Цискаридзе - на должность временно исполняющего обязанности ректора… Каков взгляд изнутри, то есть из Петербурга? Из самой Вагановки после снятия Веры Дорофеевой (ректора академии) и Алтынай Асылмуратовой (ее художественного руководителя)?

Вера Дорофеева.

«Картину я вчера дома наблюдал очень грустную: пришел ребенок весь зареванный, как начали разговаривать - через 5 минут снова слезы взахлеб. Почти все, начиная с мелких, вчера тяжело переживали… Успокаивали словами, что последние полгода остались, что никуда Алтынай Абдуахимовну навсегда не заберут... Любовь детей к педагогам - это дорогого стоит» - такие сообщения шквалом сыплются от родителей на балетоманском форуме.

Алтынай Асылмуратова.

Версий произошедшего в Вагановском не так уж и много, но главная - место освобождалось под Николая Цискаридзе. Так, например, считает мало разбирающаяся в балете, но хорошо ориентирующаяся в мире политических интриг Ксения Собчак - между прочим, тоже санкт-петербурженка. В своем блоге на сайте журнала «Сноб» она пишет: «Главный бриллиант в активе Николая Цискаридзе - Катерина Чемезова. Она - двигатель Николая Цискаридзе в массы. Жена генерального директора государственной корпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова дружит с Колей много лет. Николай отдыхает в ее домах, ездит с ней в путешествия и вообще всячески проводит время...» Именно она, по версии Собчак, и воплотила идею трудоустройства Цискаридзе в жизнь: «Весной этого года Катя Чемезова, по моим данным, уговаривала Гергиева помочь Николаю и устроить его в Мариинку... Одновременно с этим уже более года усилия к трудоустройству Цискаридзе активно прилагал Григорий Ивлиев, зам. министра Мединского. Он напирал на начальника снизу... В чем его интерес, неизвестно, но есть предположения, что какие-то финансовые интересы связывают его с Чемезовой. Хотя, возможно, г-н Ивлиев делал это абсолютно бескорыстно».

Другая версия - «рейдерский захват». По мнению бывшего ректора академии Веры Дорофеевой и большинства педагогов, назначение Цискаридзе - очередной шаг к реализации идеи Гергиева о создании Национального центра искусств, куда под Гергиева должны войти академия Вагановой и консерватория. И несмотря на заявления Мединского, что объединения не будет, тем не менее именно Цискаридзе поможет Гергиеву воплотить эту идею в жизнь.

Телефон бывшего ректора Веры Дорофеевой не отвечает. В академии смута.

Вот что говорит Елена Шерстнева - один из лучших педагогов академии Вагановой, лауреат приза «Душа танца». Она первой подала заявление об уходе.

Это преступление, прежде всего перед нашей страной, которая славится своим балетом. А его опустили и фактически уничтожили. Тем более в юбилейный год. Какая же это подлость! Тем более - втайне! И Алтынай, и Вера Алексеевна Дорофеева знают каждого ребенка в лицо, сохраняют нашу культуру. Конечно, это очень мешает людям, которые хотят властвовать и только. И никто не может править здесь, кроме санкт-петербуржцев и учеников нашей академии. Это школа! Пока еще никто не проявил себя как руководитель из людей, которые будут руководить школой.

Последуют ли ее примеру остальные? Мой собеседник, изнутри хорошо знающий ситуацию в академии, согласился для «МК» ее прокомментировать.

Было собрание. Педагоги встретились с новым ректором. Все боятся потерять работу. Все в шоке от того, как все некрасиво было сделано: за полчаса приезжать и говорить, что вы все сняты. А у нас - юбилейный год, люди с работой справлялись. Ну, в Москве все, перекрестились: «Слава богу, уехал!» А нам подляночку подкинули, как в ссылку сослали человека, подальше от Большого, подальше от Москвы, от прессы.

Но все равно - не тот масштаб, не те объемы, что в Москве. Я уверен, нужно было пристроить человека, дать ему хорошую должность: как бы с именем, имеет вес. Назначение Коли сюда меня пугает и настораживает! Я знаю его. Я ходил на его классы, знаю его как человека - он же довольно странный, мягко говоря! Как он будет с детьми ладить? С педагогами? И самый большой вопрос для меня, как он будет с Лопаткиной ладить? Представляете, что такое школа - сколько это должно сил и времени занимать! Там Алтынай, когда начала (ей, кстати, поставили условие закончить танцевать), она же полностью погрузилась во все: ходила на каждый класс, дуэты смотрела, к малышам ходила - жила в академии. И вот так такую артистку выгнать на улицу! Правильно Дорофеева сказала, что это рейдерский захват произошел.

- То есть ты думаешь, что Цискаридзе со временем (хотя сказали, что этого не будет) сдаст академию Гергиеву?

После того, что произошло, я уже ничему не удивлюсь. Если они нам сегодня говорят одно, а завтра другое, то вполне возможен и такой вариант.

Похоже, для Вагановского училища наступают непростые времена. Чьи-то болезненные амбиции, тщеславие, связи и подковерные игры, чиновничье равнодушие и желание прогнуться сделали свое дело - отличных профессионалов заменили на других - просто нужных. Вере Дорофеевой, как ценному управленцу, директор Михайловского театра Владимир Кехман вроде уже предложил стать своим заместителем. Интересный факт - известная балерина Юлия Махалина, которой до Лопаткиной предлагали стать худруком Вагановского, отказалась от столь лестного предложения - она посчитала неприличным подсиживать Асылмуратову, у которой авторитет в балетном мире намного выше, чем у Цискаридзе. Но у Асылмуратовой не оказалось в знакомцах таких чудотворцев, как у Николая.



Загрузка...