emou.ru

Михаил евграфович салтыков щедрин почему двойная фамилия. Салтыков михаил евграфович - прозаик, публицист, критик. литературный псевдоним - щедрин. Щедрин из Вятки - версия Евгения Петряева

Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир сатирика. Михаил Евграфович Салтыков родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыков ых, к началу XIX века разорившемуся и оскудевшему. Стремясь поправить пошатнувшееся материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О. М. Забелиной, властолюбивой и энергичной, бережливой и расчетливой до скопидомства.

Михаил Евграфович не любил вспоминать о своем детстве, а когда это волей-неволей случалось, воспоминания окрашивались неизменной горечью. Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Семейная драма осложнилась драмой общественной. Детство и молодые годы Салтыков а совпали с разгулом доживавшего свой век крепостного права. Оно проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольною массою - к ним, в тесном смысле, и прилагался этот термин,- но и во все вообще формы общежития, одинаково втягивая все сословия (привилегированные и непривилегированные) в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленным.

Юноша Салтыков получил блестящее по тем временам образование сначала в Дворянском институте в Москве, потом в Царскосельском лицее, где сочинением стихов Михаил Евграфович Салтыков стяжал славу умника и второго Пушкина. Но светлые времена лицейского братства студентов и педагогов давно канули в Лету. Ненависть Николая I к просвещению, порожденная страхом перед распространением свободолюбивых идей, обратилась прежде всего на лицей. В то время, и в особенности в нашем заведении,- вспоминал Салтыков ,- вкус к мышлению был вещью очень мало поощряемою. Высказывать его можно было только втихомолку и под страхом более или менее чувствительных наказаний. Все лицейское воспитание было направлено тогда к одной исключительно цели - приготовить чиновника.

Юный Салтыков восполнял недостатки лицейского образования по-своему: Михаил Евграфович Салтыков с жадностью поглощал статьи Белинского в журнале Отечественные записки, а по окончании лицея, определившись на службу чиновником Военного ведомства, примкнул к социалистическому кружку М. В. Петрашевского. Этот кружок инстинктивно прилепился к Франции Сен-Симона, Кабе, Фурье, Луи Блана и в особенности Жорж Занда. Оттуда лилась на нас вера в человечество, оттуда воссияла нам уверенность, что золотой век находится не позади, а впереди нас... Словом сказать, все доброе, все желанное и любвеобильное - все шло оттуда.

Но и здесь Салтыков обнаружил зерно противоречия, из которого выросло впоследствии могучее дерево его сатиры. Михаил Евграфович Салтыков заметил, что члены социалистического кружка слишком прекраснодушны в своих мечтаниях, что они живут в России лишь фактически или, как в то время говорилось, имеют образ жизни: ходят в канцелярию на службу, питаются в ресторанах и кухмистерских... Духовно же они живут во Франции, Россия для них представляет собой область, как бы застланную туманом.

В повести Противоречия (1847) Салтыков заставил своего героя Нагибина мучительно биться над разгадкой необъяснимого феникса - русской действительности, искать пути выхода из противоречия между идеалами утопического социализма и реальной жизнью, идущей вразрез с этими идеалами. Герою второй повести - Запутанное дело (1848) Мичулину тоже бросается в глаза несовершенство всех общественных отношений, Михаил Евграфович Салтыков также пытается найти выход из противоречий между идеалом и действительностью, найти живое практическое дело, позволяющее перестроить мир. Здесь определились характерные признаки духовного облика Салтыков а: нежелание замыкаться в отвлеченных мечтах, нетерпеливая жажда немедленного практического результата от тех идеалов, в которые Михаил Евграфович Салтыков уверовал.

Обе повести были опубликованы в журнале Отечественные записки и поставили молодого писателя в ряд сторонников натуральной школы, развивающих традиции гоголевского реализма. Но принесли они Салтыков у не славу, не литературный успех... В феврале 1848 года началась революция во Франции. Под влиянием известий из Парижа в конце февраля в Петербурге был организован негласный комитет с целью рассмотреть, правильно ли действует цензура и издаваемые журналы соблюдают ли данные каждому программы. Правительственный комитет не мог не заметить в повестях молодого чиновника канцелярии Военного ведомства вредного направления и стремления к распространению революционных идей, потрясших уже всю Западную Европу. В ночь с 21 на 22 апреля 1848 года Салтыков был арестован, а шесть дней спустя в сопровождении жандарма отправлен в далекую и глухую по тем временам Вятку.

Убежденный социалист в течение многих лет носил мундир провинциального чиновника губернского правления, на собственном жизненном опыте ощущая драматический разрыв между идеалом и реальностью. ...Молодой энтузиазм, политические идеалы, великая драма на Западе и... почтовый колокольчик. Вятка, губернское правление... Вот мотивы, сразу, с первых шагов литературной карьеры овладевшие Щедриным, определившие его юмор и его отношение к русской жизни,- писал В. Г. Короленко.

Но суровая семилетняя школа провинциальной жизни явилась для Салтыков а-сатирика плодотворной и действенной. Она способствовала преодолению отвлеченного, книжного отношения к жизни, она укрепила и углубила демократические симпатии писателя, его веру в русский народ и его историю. Салтыков впервые открыл для себя низовую, уездную Русь, познакомился с жизнью провинциального мелкого чиновничества, купечества, крестьянства, рабочих Приуралья, окунулся в животворную для писателя стихию достолюбезного народного говора. Служебная практика по организации в Вятке сельскохозяйственной выставки, изучение дел о расколе в Волго-Вятском крае приобщили Салтыков а к устному народному творчеству. Я несомненно ощущал, что в сердце моем таится невидимая, но горячая струя, которая без ведома для меня самого приобщает меня к первоначальным и вечно бьющим источникам народной жизни,- вспоминал писатель о вятских впечатлениях.

С демократических позиций взглянул теперь Салтыков и на государственную систему России. Михаил Евграфович Салтыков пришел к выводу, что центральная власть, как бы ни была просвещенна, не может обнять все подробности жизни великого народа; когда она хочет своими средствами управлять многоразличными пружинами народной жизни, она истощается в бесплодных усилиях. Главное неудобство чрезмерной централизации в том, что она стирает все личности, составляющие государство. Вмешиваясь во все мелочные отправления народной жизни, принимая на себя регламентацию частных интересов, правительство тем самым как бы освобождает граждан от всякой самобытной деятельности и самого себя ставит под удар, так как делается ответственным за все, делается причиною всех зол и порождает к себе ненависть. Централизация в масштабах такой огромной страны, как Россия, приводит к появлению массы чиновников, чуждых населению и по духу, и по стремлениям, не связанных с ним никакими общими интересами, бессильных на добро, но в области зла являющихся страшной, разъедающей силой.

Так образуется порочный круг: самодержавная, централизованная власть убивает всякую народную инициативу, искусственно задерживает гражданское развитие народа, держит его в младенческой неразвитости, а эта неразвитость, в свою очередь, оправдывает и поддерживает централизацию. Рано или поздно народ разобьет это прокрустово ложе, которое лишь бесполезно мучило его. Но что делать сейчас? Как бороться с антинародной сущностью государственной системы в условиях пассивности и гражданской незрелости самого народа?

В поисках ответа на этот вопрос Салтыков приходит к теории, в какой-то мере успокаивающей его гражданскую совесть: Михаил Евграфович Салтыков начинает практиковать либерализм в самом капище антилиберализма, внутри бюрократического аппарата. С этой целью предполагалось наметить покладистое влиятельное лицо, прикинуться сочувствующим его предначертаниям и начинаниям, сообщить последним легкий либеральный оттенок, как бы исходящий из недр начальства (всякий мало-мальски учтивый начальник не прочь от либерализма), и затем, взяв облюбованный субъект за нос, водить его за оный. Теория эта, в шутливом русском тоне, так и называлась теорией вождения влиятельного человека за нос, или, учтивее: теорией приведения влиятельного человека на правый путь.

В Губернских очерках (1856-1857), ставших художественным итогом вятской ссылки, такую теорию исповедует герой, от имени которого ведется повествование и которому суждено стать двойником Салтыков а,- надворный советник Н. Щедрин. Общественный подъем 60-х годов дает Салтыков у уверенность, что честная служба социалиста Щедрина способна подтолкнуть общество к радикальным переменам, что единичное добро, творимое в самом капище антилиберализма, может принести некоторые плоды, если носитель этого добра держит в уме предельно широкий демократический идеал.

Вот почему и после освобождения из вятского плена Салтыков -Щедрин продолжает (с кратковременным перерывом в 1862-1864 годах) государственную службу сначала в Министерстве внутренних дел, а затем в должности рязанского и тверского вице-губернатора, снискав в бюрократических кругах кличку вице-Робеспьера. В 1864-1868 годах Михаил Евграфович Салтыков служит председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани.

Административная практика открывает перед сатириком самые потаенные стороны бюрократической власти, весь скрытый от внешнего наблюдения потаенный ее механизм. Одновременно Салтыков создает циклы очерков Сатиры в прозе и Невинные рассказы, в период сотрудничества в редакции Современника (1862-1864) пишет публицистическую хронику Наша общественная жизнь, а в 1868-1869 годах, став членом редколлегии обновленного Некрасовым журнала Отечественные записки, публикует очерковые книги Письма о провинции, Признаки времени, Помпадуры и помпадурши.

Постепенно Салтыков изживает веру в перспективы честной службы, которая все более превращается в бесцельную каплю добра в море бюрократического произвола. Реформа 1861 года не оправдывает его ожиданий, а в пореформенную эпоху русские либералы, с которыми Михаил Евграфович Салтыков искал союза, круто поворачивают вправо. В этих условиях Салтыков -Щедрин приступает к работе над одним из вершинных произведений своего сатирического творчества - Историей одного города.

д.р.: 1745-04-17

русский живописец, художник-пейзажист

Версия 1. Что означает фамилия Щедрин

Щедра, Щедрина - оспина, рябинка. Людей со следами оспы, рябых было немало встарь, ведь лечить эту болезнь не умели.
Щедрин Феодосии Федорович (1751-1825) - скульптор, представитель классицизма, мастер монументальной скульптуры: группы «Морские нимфы, несущие глобус» у здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Ему принадлежат также портреты и мифологические статуи.

д.р.: 1932-12-16

советский и российский композитор, пианист, педагог, общественный деятель

Версия 2. История происхождения фамилии Щедрин

Шадра, шедра или щедра - рябой, покрытый оспинками. От ’щедра’ было и прилагательное ’щедровитый’, то есть рябоватый. Поговорки утешали: ’Щедровит, да не болит’ (то есть здоров); ’Щедровит, да миловид, а хоть гладок, да гадок’. В стихотворении Некрасова ’Сват и жених’ сват так расхваливает невесту: Марья, знаешь, шедровита, Да хозяйка домовита. Писатель М. Е. Салтыков, как вспоминает его сын, избрал псевдоним Щедрин по совету жены как производное от слова ’щедрый’, так как в своих сочинениях он был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы. Возможно, на выбор псевдонима повлияло и то, что среди салтыковских крестьян было несколько семей с фамилией Щедрины. Но от ’щедрый’ было бы Щедров. (Ф).

Версия 3

Щедра, щедрина, щедринка – след от оспы. Щедристым, щедрывым называли человека, ставшего после болезни рябым. Особым недостатком это не считалось, говорили: «Щедровит, да миловид, а и гладок, да гадок», но прозвище, конечно, прилипало намертво, оттуда и фамилии Щедрин, Щедринин, Щедров, Щедровитый, Щедровский.

Версия 5

Фамилия Щедрин происходит от прозвища Щедра, которое не имеет отношения к слову «щедрость»: Щедрой в старину называли человека с оспинами на лице. Таким образом, эта фамилия служит указанием не на характер, а на внешность предка. Щедра, со временем получил фамилию Щедрин.

Среди наиболее известных однофамильцев - Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791 - 1830), русский живописец-пейзажист, один из основоположников русского реалистического пейзажа.

Известные люди с фамилией Щедрин

    В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя.

    Н. Г. Чернышевский

    У Щедрина великолепный, чисто народный, меткий слог...

    Л. Н. Толстой

В Тверской губернии, среди болот и лесов, раскинулось родовое поместье Салтыковых - село Спас-Угол. Здесь в 1826 году родился Михаил Евграфович - будущий великий писатель Н. Щедрин (такой псевдоним взял себе М. Е. Салтыков).

Его отец, Евграф Васильевич, принадлежал к старинному дворянскому роду. Однако материальное положение семьи было далеко не блестящим. Евграф Васильевич женился на Ольге Михайловне Забелиной, дочери московского купца. Она отличалась прямым и властным характером, практичностью, неуемной энергией - качествами, которыми совсем не был наделен ее муж. Бережливость, даже скопидомство безраздельно воцарились в доме Салтыковых.

«Я вырос на лоне крепостного права...» - вспоминал писатель впоследствии. Все ужасы крепостной действительности в самом неприглядном и обнаженном виде прошли перед глазами наблюдательного и впечатлительного мальчика. Он рано познакомился с жизнью и бытом деревни, со стремлениями и надеждами крестьян. «Не только всякого дворового я знал в лицо, но и всякого мужика. Я любил говорить, расспрашивать. Крепостное право, тяжелое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольною массой».

Учеба началась очень рано. Первые познания во французском языке он приобрел еще в четырехлетнем возрасте, несколько позднее стал заниматься немецким языком. С русской грамотой познакомил его крепостной живописец Павел, затем учила старшая сестра Надежда. В возрасте 7-8 лет пристрастился к чтению, которое стало неиссякаемым источником его быстро растущих знаний.

Затем Салтыков поступил в третий класс Московского дворянского института - бывшего университетского Благородного пансиона, из стен которого вышли В. Жуковский, А. Грибоедов, М. Лермонтов. В числе лучших учеников Салтыкова вскоре направили в Царскосельский лицей, где все было проникнуто памятью об А. Пушкине. В лицее началась его литературная деятельность.

После выхода из лицея, весной 1845 года, начинается его служба в канцелярии Военного министерства, обострившая в нем чувство справедливости, мечту о социальном равенстве. Появляются первые повести - «Противоречия», «Запутанное дело».

В повести «Запутанное дело» власти усмотрели «вредное направление», и писатель был сослан в Вятку, где пробыл долгих восемь лет.

Сказки Щедрина - произведения иносказательные 1 . Сам писатель свою манеру писать называл «эзоповым языком», по имени древнего баснописца Эзопа.

В 1889 году Салтыков-Щедрин умер. «В лице его Россия лишилась лучшего, справедливого и энергичного защитника правды и свободы, борца против зла, которое он своим сильным умом и словом разил в самом корне...» - писали тифлисские рабочие в год его смерти.

По В. Н. Баскакову, С. А. Макашину

Вопросы и задания

  1. Как впечатления детства писателя отразились в его произведениях?
  2. Почему Салтыков стал Щедриным? Об этом есть целый ряд версий 2 . Одну из них изложил сын писателя К. М. Салтыков: «...Мало кому известно, отчего отец избрал себе псевдонимом фамилию „Щедрин". Дело обстояло так. Ему, когда он состоял еще на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией... Моя мать и предложила ему избрать псевдонимом что-либо подходящее к слову „щедрый", т. к. он в своих писаниях был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы 3 ».

    Есть и другие объяснения. Этот псевдоним связывают со словом «Щедрина» (след от оспы). Какое бы вы объяснение, версию приняли?

  3. Никого не удивит имя известного писателя на книге, озаглавленной «Сказки». Народная сказка вдохновляла многих... Пушкин и Лермонтов, Перро и Андерсен сочиняли свои сказки, в которых мы чувствуем и отпечаток личности писателя, и тот родник народной фантазии, из которого он черпал свои мотивы.

    Прочитайте в конце учебника раздел о сатире и юморе, уточните термины «гипербола», «гротеск».

    Обратите внимание на высказывание Щедрина: «Мир грустен - и я грущу вместе с ним; мир вздыхает - и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя». Как вы понимаете слова писателя?

1 Иносказание - выражение мысли путем намеков; выражение, содержащее скрытый смысл.
2 Версия - рассказ, вариант толкований, объяснений.
3 Сарказм - язвительная насмешка, ирония, едко-насмешливое замечание.

Литературная игра "Внекотором царстве, в сказочном государстве..." позволит более тесно соприкоснуться с творчеством М.Е. С-Щедрина, с его биографией, расширить литературный словарь. Ребята знакомятся с такими терминами, как:

  • ГРОТЕСК
  • САРКАЗМ
  • ЭЗОПОВ ЯЗЫК
  • АЛЛЕГОРИЯ
  • ГИПЕРБОЛА
  • ФАНТАСТИКА
  • ИРОНИЯ
  • АБСУРД
  • САТИРА
  • КАНЦЕЛЯРИЗМЫ
  • СКАЗОЧНЫЕ ФОРМУЛЫ

Даны инсцентровки отрывков из сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Литературная игра

7 класс

(по произведениям М.Е. С-Щедрина)

Игру подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Амбросова Ю.Б.

2011

учебный год

Литературная игра

«В некотором царстве, в сказочном государстве…»

7 класс

2 команды

Д/З для команд:

  1. Подготовить небольшое сообщение по биографии писателя:

1-ой команде «Я вырос на лоне крепостного права»

2-ой команде «Почему Салтыков стал Щедриным?»

Гротеск

Сарказм

Эзопов язык

Аллегория

Гипербола

Фантастика

Ирония

Абсурд

Сатира

Канцеляризмы

Сказочные формулы

Ход игры

Вступительное слово

Представление жюри

Первый тур

Сообщение команды №1 «Я вырос на лоне крепостного права»

Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир Салтыкова-Щедрина. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыковых, к началу XIX века разорившемуся и оскудевшему. Стремясь поправить пошатнувшееся материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О.М. Забелиной, властолюбивой, энергичной, бережливой и расчётливой, доходящей до скупости.

Писатель не любил вспоминать о своём детстве. Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Семейная драма осложнилась драмой общественной. Детство и молодые годы совпали с разгулом доживавшего свой век крепостного права.

Все ужасы крепостной действительности в самом неприглядном и обнажённом виде прошли перед глазами наблюдательного и впечатлительного мальчика. Он рано познакомился с жизнью и бытом деревни, со стремлениями и надеждами крестьян. («Не только всякого дворового я знал в лицо, но и всякого мужика. Крепостное право, тяжёлое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольной массой».)

Образование писатель получил блестящее: сначала третий класс Московского дворянского института, затем Царскосельский лицей.

Сообщение команды №2 «Почему Салтыков стал Щедриным?»

Писатель решил взять себе псевдоним, вероятно, потому, что неудобным считалось состоять на государственной службе и подписывать художественные произведения своей фамилией. Кроме того, фамилия Салтыков вызывало в русском обществе определённые ассоциации: помещица Салтыкова Дарья Николаевна (1730 – 1801), известная под именем Солтычиха, замучила более ста крепостных крестьян, за что была приговорена к смертной казне, которую заменили тюремным заключением. С 1768 года до конца жизни она провела в монастырской тюрьме. Историю Салтычихи хорошо знали в русском обществе, возможно, это побудило писателя взять псевдоним.

Интересна версия и о том, что Салтыков выбрал себе псевдоним, подходящий к слову «щедрый», то есть широко оказывающий помощь, охотно тратящий на других, не скупой, так как, по словам жены писателя, он в своих произведениях был щедр на всякого рода сарказмы.

Есть и другое толкование этого псевдонима. Лицо писателя носило следы оспы – «щедрин».

Второй тур

Сатирические приёмы в сказках Салтыкова-Щедрина»

Учитель: Сказки Михаила Евграфовича Щедрина особенные – сатирические, так как высмеивают пороки современного автору общества. Чтобы усилить сатирический эффект, писатель использует различные сатирические приёмы.

Определите, о каких приёмах идёт речь (слайды):

  • Предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального? (гротеск)
  • Канцелярские речевые штампы, употребляемые в речи? (канцеляризмы)
  • Едкое выражение насмешки? (сарказм)
  • Беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления? (сатира)
  • Особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому? (аллегория)
  • Нелепость, бессмыслица? (абсурд)
  • Сильное преувеличение? (гипербола)
  • Способ изображения действительности в нереальном виде? (фантастика)
  • Устойчивые сочетания слов, характерные для сказки? (сказочные формулы)
  • Способ выражения насмешки? (ирония)

Раздать словарики командам!!! (напечатать)

Учитель: Пользуясь литературоведческим словарём, определите, какой литературоведческий приём лежит в основе следующих высказываний:

  • «Набрал сейчас мужчина конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру была готова. Этой верёвкой привязали генералы мужчину к дереву, чтоб на убёг» (Аллегория)
  • «… мужчина до того изловчился, что даже стал в пригоршне суп варить» (Гипербола)
  • «… Генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил» (Фантастика)
  • «Признаться, я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают» (Гротеск)
  • «Жили-были два генерала…», «… по щучьему велению, по моему хотению, очутились они на необитаемом острове», «…долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились», «Сколько набрались страху генералы во время путь от бурь да ветров разных, сколько они ругали мужчину за тунеядство – этого ни в сказке сказать, ни пером описать» (Сказочные формулы)
  • «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися» (Ирония)
  • «Примите уверение в совершённом моем почтении и преданности» (Канцеляризмы)
  • « …да и не скажет никто, что российский дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев от принципов отступил!» (Несоответствие и сарказм)

Театральная пауза

(инсценировка отрывка из сказки)

1 команда

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

(На сцене появляются два генерала в спальных сорочках и с орденами)

Генерал 1. Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон приснился. Вижу, будто я живу на необитаемом острове…(оглядывается, и оба вскакивают.)

Генералы (вместе). Господи! Да что же это такое! Где мы?

Генерал 1. Что же мы будем, однако, делать? Ежели теперича доклад написать – какая польза из этого выйдет?

Генерал 2. Вот что, подите вы, ваше превосходительство, на восток, а я пойду на запад, а к вечеру опять на этом месте сойдёмся; может быть, что-нибудь найдём.

Генерал 1. Помните, ваше превосходительство, как наш начальник учил: если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое. (Крутятся, вертятся, разобраться не могут.)

Генерал 1. Вот что, ваше превосходительство, вы пойдите направо, а я налево; этак-то лучше будет! (Расходятся)

Генерал 2. Господи! Еды-то! Еды-то! Меня уже тошнить начинает от голода! (Подходит к другому генералу). Ну что, ваше превосходительство, промыслили что-нибудь?

Генерал 1. Да вот нашёл старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!

Генерал 2. Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт?

Генерал 1. Да, признаться, я и до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают.

Генерал 2. Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала её изловить, убить, ощипать, изжарить… Только как всё это сделать?

Генерал 1. Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел!

Генерал 2 (со вздохом). Хороши также перчатки бывают, когда долго ношены!

Генерал 1. Слышал я от одного доктора, что человек может долгое время своими собственными соками питаться.

Генерал 2. Как так?

Генерал 1. Да так-с. Собственные соки будто бы производят другие соки, и так далее, покуда, наконец, соки совсем прекратятся.

Генерал 2. Что же тогда?

Генерал 1. Тогда надо бы пищу какую-нибудь принять…

Генерал 2. Тьфу!..

Третий тур

Отгадай кроссворд

(раздаётся командам – отгадываем и отдаём жюри)

По сказкам «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

  1. Слуга дикого помещика.
  2. Какой предмет преподавал один из генералов в школе военных канонистов?
  3. Звук (среднее между свистом, шипеньем и рявканьем), издаваемый диким помещиком.
  4. Газета, которую читал дикий помещик.
  5. Пища дикого помещика.
  6. Улица, на которой проживали генералы, прежде чем оказаться на необитаемом острове.
  7. Пугливая зверушка, желавшая съесть засаленные карты дикого помещика.
  8. Друг дикого помещика.
  9. какую роль сыграл дикий помещик, по мнению губернского начальства, в произошедшей смуте?
  10. За что ругали генералы мужичину?
  11. Какой предмет откусил голодный генерал у своего товарища?
  12. В чём, изловчившись, сварил суп для генералов мужик-лежебока?
  13. Какую должность во сне пожаловали дикому помещику за его потрясающую твёрдость?
  14. Чем дикий помещик угощал своих детей?

Четвёртый тур

Интервью у литературных героев

Задание. От каждой команды выходит один игрок (капитан) и отвечает на вопросы ведущего от лица героя одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Вопросы представителю команды 1

Генерал – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

  1. Ваше превосходительство, расскажите, как вы дослужились до генеральского чина? (Примерный ответ. Сколько помню себя, служил всю жизнь в какой-то регистратуре/ там родился, воспитался и состарился. Только упразднили нашу регистратуру за ненадобностью и выпустили всех нас на волю.)
  2. Что вызвало у вас наибольшее удивление, когда по щучьему велению вы оказались на необитаемом острове? (Что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт.)
  3. После долгих и мучительных поисков из создавшегося трудного положения вас озарило вдохновение. Какая счастливая мысль пришла вам в голову? (Надо найти мужика.)
  4. Как наградили вы мужика-тунеядца за спасение? (Выслали ему рюмку водки да пятак серебра.)

Вопросы представителю команды 2

Помещик – «Дикий помещик»

  1. Будьте любезны представиться. (Российский дворянин Урус-Кучум-Кильбибаев.)
  2. Каков ваш жизненный девиз. Откуда вы его почерпнули? («Старайся!» - из газеты «Весть».)
  3. В своём саду вы мечтали выращивать без мужика груши, сливы, абрикосы, персики. Что же произрастало в вашем саду на самом деле? (Репейник.)
  4. Что сделалось с вами после того, как рой с мужиками вновь водворили в поместье? (Примерный ответ. (С большим трудом меня изловили, затем высморкали, вымыли и обстригли ногти. Затем капитан-исправник сделал мне надлежащее внушение, отобрал газету «Весть» и, поручив надзору Сеньки, уехал. А я раскладываю гран-пасьянс, тоску по прежней своей жизни в лесах, умываюсь по принуждения и по временам рычу.)

Театральная пауза

(инсценировка отрывка из сказки «Дикий помещик»)

(На стуле сидит помещик и читает газету «Весть».)

Помещик. Господи! Всем я от тебя доволен, всем награждён! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика! А ну как он у меня всё добро приест? Загляну-ка я в газету «Весть», как в сём случае поступить должно?

Одно только слово написано, а золотое это слово «Старайся!». Надо стараться, чтоб всё по правилу было. Курица ли крестьянская в господские овсы забредёт – сейчас же, по правилу, в суп; дворец ли крестьянин нарубить по секрету соберётся – сейчас же эти самые дрова на господский двор, а с порубщика, по правилу, штраф.

Вот и услышал бого молитву мою слёзную, сиротску – не стало в моих владениях мужика. А воздух стал какой чистый!

Заведу театр у себя, напишу актёру Садовскому: приезжай, любезный друг, и актёрок с собой привози!

(Входит актёр Садовский)

Садовский. Куда же ты крестьян своих девал? Кто будет ставит театр? И занавес поднимать некому!

Помещик. А вот бог, по молитве моей, все мои владения от мужика очистил!

Садовский. Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подаёт?

Помещик. Да я уж и то сколько дней немытым хожу!

Садовский. Стало быть шампиньоны на лице растить собрался? Ну, прощай, брат! Глупый ты помещик!

Помещик (в одиночестве). Что это я всё гран-пасьянс да гран-пасьянс раскладываю! Попробую-ка я с генералами впятером пульку-другую сыграть!

(Входят генералы.)

Генералы. Господа! Воздух-то какой чистый!

Помещик. А оттого это, что бог, по молитве моей, все владения мои от мужика очистил!

Генералы. Ах, как это хорошо! Стало быть теперь у вас этого холопьего запаха не будет?

Помещик . Нисколько. Должно быть, вам, господа генералы, закусить захотелось?

Генералы . Не худо бы, господин помещик! Что это такое?

(Генералы рассматривают леденцы и пряники, которые лежат на подносе.)

Помещик . А вот закусите, чем бог послал!

Генералы . Нам бы говядинки! Говядинки бы нам!

Помещик . Ну, говядинки у меня про вас нет., господа генералы, потому что с тех пор, как меня бог от мужика избавил, и печка на кухне стоит нетоплена.

Генералы . Да ведь жрёшь же ты что-нибудь сам-то?

Помещик. Сырьём кой-каким питаюсь, да вот пряники ещё покуда есть…

Генералы . Однако, брат, глупый же ты помещик! А ещё гостей приглашаешь!

Пятый тур

«Что такое? Что такой?»

(викторина)

Задание. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины.

  1. Что имели отставные генералы на Подъяческой улице Санкт-Петербурга? (квартиру, кухарку и пенсию.)
  2. Что обнаружили на себе генералы, оказавшись на необитаемом острове? (Ночные рубашки и орден на шее .)
  3. Что должно было, по мнению генералов, отвлечь их от дум о еде?
  4. Что намеревались употребить в пищу изголодавшиеся генералы? (Сапог и перчатки .)
  5. Кто спал под деревом брюхом кверху и «самым нахальным образом уклонялся от работы»? (Громаднейший мужичина.)
  6. Что выстроил мужик, чтобы доставить генералов на Подъяческую? (Посудину-ладью, на которой модно океан0море переплыть .)
  7. Кто приезжал в гости к дикому помещику? (Актёр Садовский, генералы-помещики.)
  8. Кого одичавший помещик приглашал пойти «в поход на зайцев»? (Медведя Михаила Ивановича .)
  9. Какой карточной игрой увлекался дикий помещик? (Гран-пасьянсом .)
  10. Кто встревожил своим донесением о пропаже мужиков губернское начальство? (Капитан-исправник .)

Поведение итогов

Награждение команд

Задания для команд

Литературная игра «В некотором царстве, в сказочном государстве…»

(по сказкам Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина)

  1. Внимательно прочитать сказки «Дикий помещик» и « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил ».
  2. Составить литературоведческий словарь из данных терминов:

Гротеск

Сарказм

Эзопов язык

Аллегория

Гипербола

Фантастика

Ирония

Абсурд

Сатира

Канцеляризмы

Сказочные формулы

  1. Выбрать команду из 7 человек – лучших знатоков сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.



Загрузка...