emou.ru

Зеленые зоны. Зеленая зона

Зеленые зоны городов

и задачи по улучшению их состояния

Зелеными зонами городов называются территории вокруг них, занятые лесами и лесопарками, которые выполняют охранные и санитарно-гигиенические функции, являются местами отдыха населения. Зеленые зоны устанавливаются в целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды.

В пределах зеленых зон, в непосредственной близости от городов и внутри них выделяются особо охраняемые лесопарковые зоны, кроме этого в зеленую зону могут входить заказники, Национальные парки, памятники природы, леса вокруг лечебно-оздоровительных учреждений, другие земли, объединенные теми или иными ограничениями природопользования, например, охоты, добычи полезных ископаемых, промышленных рубок леса и т.п.

Зеленые зоны вокруг городов выделяются во многих странах, но размеры и правила их выделения различны. Следует отметить, что на первых порах зеленые зоны выделялись как зоны, где запрещалась охота. Остальные хозяйственные мероприятия проводились в общем порядке.

Искусственные зеленые насаждения (парки, сады, скверы), а также сохранившиеся природные комплексы типа городских лесов и лугов являются важным компонентом городской территории. Крупные зеленые массивы оказывают определенное влияние на климат городов: регулируют количество осадков, служат резервуарами чистого воздуха, обогащая атмосферу кислородом за счет фотосинтеза, предохраняют почвенный покров от водной и ветровой эрозии, препятствуют оврагообразованию, предохраняют водные источники от высыхания и загрязнения. Они положительно влияют на тепловой и радиационный режимы. Так, температура воздуха в лесах Московского региона в летние дни на 8-10° С ниже, чем на открытых местах. В результате неравномерности нагревания зеленого массива и открытых территорий нагретый воздух открытых территорий устремляется вверх, а на его место притекает более холодный воздух от зеленого массива, создавая горизонтальные потоки воздуха и способствуя проветриванию территории.

В настоящее время площадь зеленых насаждений в крупнейших городах России находится в очень широких пределах: от 51% общей площади в границах городской черты в Уфе до 2% - в Мурманске. Оптимальное соотношение по экологическим показателям площади крупнейших городов к площади лесопаркового защитного пояса должно быть не менее 1:5, тогда как в Лондоне, Париже и Вашингтоне это соотношение составляет 1:10 и выше (в Москве 1:1,5).

Одним гектаром городских зеленых насаждений выделяется в день до 200 кг кислорода. Наибольшей продуктивностью кислорода обладает тополь.

Значительной улавливающей способностью к аэрозолям и пыли обладают вяз, шелковица, рябина, сирень, бузина. Кроны елей на 1 га задерживают в год до 32 т пыли, сосны - до 36 т, дуба - до 56 т, бука - до 63 т. В течение вегетационного периода деревья уменьшают запыленность воздуха на 42 %, в безлиственный период - на 37%. Наилучшие пылезащитные свойства у вяза и сирени. В радиусе до 500 м от источника загрязнения рекомендуются для посадок газоустойчивые породы, а именно тополь канадский, тополь бальзамический, липа мелколистная, клен ясенелистный, ива белая, можжевельник обыкновенный, бузина красная, жимолость.

Древесные породы в значительной степени способствуют биологической очистке атмосферного воздуха. Хвойные растения, например, адсорбируют из городской атмосферы такие элементы, как свинец, цинк, кобальт, хром, медь, титан, молибден.

Одним из главных достоинств зеленых насаждений на урбанизированных территориях является их высокая активность при улавливании вредных веществ, поступающих в атмосферу за счет транспортных и промышленных выбросов. Известна роль растений в поглощении углекислого газа, уменьшении бактериальной загрязненности воздуха и повышении ионизации атмосферы, обогащении ее различными фитонцидами.

Общеизвестно, что зеленые насаждения способствуют снижению шума. Этот эффект зависит от характера посадок, породы деревьев и кустарников, величины, строения кроны и характера облиствения, а также силы шума, проходящего через насаждения. Существенное снижение уровня шума наблюдается уже при полосе зеленых насаждений шириной 10-15 м посадки. В среднем кроны поглощают 25% звуковой энергии и примерно 75% этой энергии отражают и рассеивают. Шумопоглощающая способность наиболее ярко выражена у клена, липы, калины, тополя, дуба, граба, березы.

Озелененные городские территории уменьшают сток дождевых вод, за счет испарения повышают влажность воздуха, что, в конечном счете, обеспечивает интенсификацию процессов самоочищения воздуха. Кроме того, они играют регулирующую роль в создании оптимального микроклимата, дают тень и защищают от прямых солнечных лучей, тем самым создавая комфортность проживания людей в городе.

Полосы зеленых насаждений достаточно эффективно снижают уровень загрязнения при наличии средних и особенно низких наземных источников типа выхлопных газов автомобильного транспорта.

В санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, выбрасывающих в атмосферу тяжелые газы, аэрозоли в виде тумана и пыли, необходимо создавать насаждения в виде системы зеленых полос, способствующих значительному снижению скорости ветра и задерживанию и осаждению аэрозолей.

Наибольшая площадь зеленых насаждений урбанизированных территорий расположена вокруг городов, в так называемой „зеленой зоне". Для городов с численностью населения более 1 млн. человек зеленые зоны выделяются по индивидуальным проектам. Если численность городов России, расположенных в лесорастительных зонах (таежной, смешанных лесов, широколиственных лесов, лесостепной и степной), равна 1 млн. человек или менее, то состав и размер зеленых зон вокруг них устанавливаются по существующим государственным стандартам.

Зеленые зоны городов должны быть выделены на землях государственного лесного фонда, расположенных за пределами городской черты, с учетом площадей зон санитарной охраны источников водоснабжения, округов санитарной охраны, курортов, защитных полос вдоль железных и автомобильных дорог, а также запретных полос леса, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, особо ценных лесных массивов, противоэрозионных лесов, лесоплодовых насаждений и лесоорехопромысловых зон.

Для городов, где отсутствуют естественные леса и другие зеленые насаждения, леса зеленых зон должны создаваться искусственным путем на землях, не пригодных для сельского хозяйства. В зависимости от конкретных санитарных и климатических условий размеры зеленых зон городов допускается увеличивать или уменьшать не более чем на 15%.

По целевому назначению зеленые зоны городов подразделяются на лесопарковую и лесохозяйственную.

Лесопарковая часть выделяется из входящих в зеленую зону города лесов с эстетически ценными ландшафтами. В лесостепной и степной зонах при лесистости 2% и ниже лесопарковую часть составляет вся площадь лесов зеленой зоны города.

Лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов.

Лесохозяйственная часть включает леса, размещенные за пределами лесопарковой части зеленой зоны, выполняющие, санитарно-гигиенические и средозащитные функции. Лесохозяйственные мероприятия в этих лесах направлены, в основном, на формирование стабильной лесной среды путем выращивания высокопродуктивных, здоровых насаждений, обладающих высокими защитными свойствами, повышенной фитонцидностью и газоустойчивостью.

Необходимо отметить, что в последнее время наблюдается ухудшение состояния природной среды и экологической ситуации в целом в пределах зеленой зоны.

Угроза состоянию зеленой зоны обусловлена особо интенсивной хозяйственной и рекреационной деятельностью человека, развитием индивидуального жилищного строительства. Усилилось негативное воздействие от современных технологий производства растениеводческой и животноводческой продукции. Наблюдается высокая плотность населения в пределах зеленой зоны и значительный ее рост в пиковые периоды, связанные с выездом дачников на участки, большим наплывом отдыхающих и туристов.

Кроме этого неудовлетворительное решение вопросов сбора и использования вторичных ресурсов, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов, ослабление внимания городских, районных и сельских властей, а также лесной охраны привело к тому, что леса зеленой зоны местами превращены в свалки. Имеет место также самовольное строительство, захват и освоение лесных территорий под огороды. Нельзя забывать и о промышленных выбросах и связанном с ними химическом загрязнении. Отдельно стоит проблема резкого увеличения численности одичавших домашних животных (собак, кошек).

Ухудшение экологического состояния зеленой зоны городов требует принятия срочных мер. Существующая нормативная база не обеспечивает эффективной охраны лесов зеленой зоны. Поэтому основным является нормативно-правовое обеспечение, которое должно вылиться в закон об охране и рациональном использовании лесов зеленых зон городов и других охраняемых природных территорий, не относящихся к особо охраняемым природным территориям. Необходимы дополнения к соответствующим законодательным актам о мерах наказания за природоохранные правонарушения в зеленых зонах городов и, что самое главное, установление жесткого контроля за их исполнением уполномоченными на то органами с привлечением для этой работы широких слоев общественности.

1. Настоящее Положение устанавливает порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов (далее соответственно - лесопарковые зоны, зеленые зоны).

2. Лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов.

3. Зеленые зоны устанавливаются в целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды.

4. Лесопарковые и зеленые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов).

5. Границы лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, являются соответственно границами лесопарковых зон и зеленых зон.

6. Площадь лесопарковой зоны определяется в зависимости от численности населения соответствующего поселения. Площадь зеленой зоны определяется в зависимости от лесорастительной зоны, отношения площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади территории муниципального района или субъекта Российской Федерации, в границах которого устанавливается зеленая зона (лесистости), и численности населения соответствующего поселения. Нормативы для определения площади лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

7. Границы функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов.

8. Функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны.

В лесопарковой зоне, которая имеет хорошо сложившиеся, устойчивые природные ландшафты, сформированную рекреационную инфраструктуру либо в случаях, когда не требуется дифференциация режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, функциональные зоны могут не выделяться.

9. В лесопарковой зоне выделяются зона активного отдыха и прогулочная зона.

В отдельных случаях для сохранения мест обитания фауны и восстановления нарушенных природных ландшафтов могут быть выделены функциональные зоны - зона фаунистического покоя и восстановительная зона.

10. Зона активного отдыха выделяется в местах лесопарковой зоны с наибольшей рекреационной нагрузкой в целях их благоустройства и формирования эстетически ценных природных ландшафтов повышенной устойчивости. Площадь зоны активного отдыха занимает до 30 процентов площади лесопарковой зоны.

11. Прогулочная зона выделяется в менее посещаемых населением местах лесопарковой зоны для организации прогулочных и туристических маршрутов, заготовки и сбора в установленном порядке пищевых и недревесных лесных ресурсов. Площадь прогулочной зоны может составлять более 70 процентов площади лесопарковой зоны.

12. Зона фаунистического покоя выделяется в целях обеспечения оптимальных условий обитания и размножения диких птиц и зверей.

13. Восстановительная зона выделяется в местах лесопарковой зоны, где произошли гибель лесных насаждений либо существенное снижение их устойчивости и требуется длительное (в течение не менее 10 лет) осуществление комплекса мероприятий по воспроизводству лесов.

14. Нормативы благоустройства зоны активного отдыха и прогулочной зоны в лесопарковой зоне устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Подготовка документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны (далее - проектная документация) осуществляется по инициативе заинтересованного лица.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В случае разработки проектной документации по заказу органа государственной власти субъекта Российской Федерации проектная документация разрабатывается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. В состав проектной документации включаются текстовые и графические материалы, содержащие в том числе:

а) сведения о границах населенных пунктов и муниципальных образований, на территории которых проектируются лесопарковые зоны и (или) зеленые зоны;

б) сведения из государственного лесного реестра о правах пользования лесными участками, включаемыми в границы лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны;

в) карты (схемы) лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, содержащие описание местоположения границ земельных участков (их частей), расположенных в границах соответствующей зоны;

г) выписка из государственного лесного реестра, содержащая перечень границ (кварталов, выделов) спроектированных лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, а также сведения о лесистости района;

д) схема разбивки лесопарковой зоны на функциональные зоны.

18. При проектировании лесопарковых зон и зеленых зон в их границы не должны включаться земельные участки с расположенными на них объектами недвижимого имущества, размещение которых не допускается Лесным кодексом Российской Федерации в лесопарковых зонах и зеленых зонах, а также территории, предусмотренные документами территориального планирования для размещения таких объектов.

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Проектная документация подлежит согласованию с органом местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, в границах которых устанавливаются зеленые зоны или лесопарковые зоны, до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о ее утверждении. Срок согласования проектной документации не превышает 15 календарных дней со дня ее поступления на согласование в орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, в границах которых устанавливаются зеленые зоны или лесопарковые зоны.

Проектная документация подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства в случае, если установление границ лесопарковой зоны или зеленой зоны приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, органом государственной власти субъекта Российской Федерации до принятия решения о ее утверждении. Срок согласования проектной документации не превышает 15 календарных дней со дня ее поступления на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства.

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня представления проектной документации рассматривает ее и принимает решение об ее утверждении или о направлении на доработку.

(см. текст в предыдущей редакции)

Части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, не передано в установленном порядке органам государственной власти субъекта Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 21 настоящего Положения, направляет его в Федеральное агентство лесного хозяйства для внесения в установленном порядке соответствующей информации в государственный лесной реестр.

Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение, указанное в пункте 21 настоящего Положения, в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

23. Изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением.

Изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению площади этих зон, не допускается. При изменении границ лесопарковых зон и зеленых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества (лесопарка) либо на территории ближайших лесничеств (лесопарков).


Зеленые зоны - это территории за пределами городской черты, занятые лесами и лесопарками, выполняющие защитные и санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха населения.
Эффективность системы озеленения города зависит от ее взаимосвязи с окружающими город зелеными открытыми пространствами и лесами. Поэтому города и их пригородные зоны должны рассматриваться как единое целое. В пригородной зоне выделяется лесопарковый пояс - зеленое кольцо, примыкающее к городу и имеющее особый природоохранительный режим. Ширина его в зависимости от величины и профиля города и местных природных условий составляет от 5 до 20 км.

Основные функции лесопаркового пояса - оздоровление городской среды и удовлетворение потребности населения в местах кратковременного отдыха. В границах лесопаркового пояса ограничено строительство, проводится комплекс мероприятий по охране и развитию естественных качеств природного ландшафта (преобразование лесов в лесопарки, создание водохранилищ).
Состав и размер зеленых зон городов с численностью населения более- 1 млн человек определяют по индивидуальным проектам. Зеленые зоны городов выделяются на землях государственного лесного фонда, расположенных за пределами городской черты, с учетом площадей зон санитарной охраны источников водоснабжения, округов санитарной охраны курортов, защитных полос вдоль железных и автомобильных дорог, а также запретных полос леса, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб. Леса зеленых зон городов относятся к лесам I группы. Для городов, где отсутствуют естественные леса и другие зеленые насаждения, леса зеленых зон создают искусственным путем на землях, непригодных для сельского хозяйства.
По целевому назначению зеленые зоны городов должны подразделяться на лесопарковую и лесохозяйственную. Зеленую зону города составляет лесопарковая часть с эстетически ценными ландшафтами.
Размеры лесопарковой части зеленой зоны зависят от численности населения:
Размер лесопарковой части,
га/100 человек
От 400 тыс до 1 млн От 250 до 500 тыс.
От 100 до 250 тыс.
До 100 тыс.
Леса и другие зеленые насаждения, входящие в состав зеленых зон городов, ограничивают естественными рубежами, визирами или просеками. На территориях, прилегающих к городам, предусматривают пригородные зоны в качестве резервов последующего развития городов и для размещения объектов их хозяйственного обслуживания, а также зеленых зон для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния воздушного бассейна и санитарно-гигиенических условий. Зеленую зону планируют в едином комплексе с застройкой города. Для городов, входящих в единую систему расселения, создают общую пригородную и зеленую зоны, не допуская при этом слияния населенных пунктов между собой.

Парковка транспортного средства на газоне и в пределах зеленой зоны – действие неправомерное. Такие действия влекут наложение административного штрафа.

Что такое газон согласно ПДД и что относится к газону? Есть ли разница между понятием газон и зеленая зона? Какой штраф за парковку на газоне или в зеленой зоне предусмотрен? Кто устанавливает размеры штрафов за стоянку на газоне? Как обжаловать постановление за парковку на газоне? Ответим на эти и другие вопросы в данной статье.

Газон или зеленая зона?

Оставлять машину на газоне запрещено, но вот легального определения данному понятию нигде не дано. Конечно, далеко не все участки с травой могут считаться именно газоном. Человека точно не оштрафуют за остановку на заросшем участке земли на окраине города.

В принципе, точное понятие в сфере дорожного регулирования особо не требуется. Если отталкиваться от энциклопедического понимания, то предполагается участок с ухоженной, зачастую декоративной многолетней травой. Но научное толкование в основу регулирования данных правоотношений не ложится, хотя и подразумевается. Также можно изучить законы соседнего государства – Беларуси, где газоном признается земельный участок с естественным или созданным растительным покровом, как правило, травяным.

Термин, в целом, отражения в федеральных документах не находит, что предоставляет возможность правоохранительным органам различных уловок. Во многом этот вопрос регулируется только на местном уровне.

Понятие зеленой зоны вообще отсутствует в каких-либо нормативных актах. В разных случаях под ней понимают территории, засаженные травянистыми и кустарниковыми растениями, а также площади за пределами города для отдыха населения, занятая лесопарками и лесами.

В общем, понятия газона и зеленой зоны отличаются, однако никакой роли не играют. Если территория обозначена как не предназначенная для парковки, за оставление транспортного средства на ней все равно полагается назначение административного наказания.

Размер штрафов за парковку на газоне

В каждом субъекте имеют юридическую силу документы, конкретизирующие положения о штрафных санкциях за нарушение парковки. К примеру, в Москве разработанный Кодекс об административных правонарушениях города предусматривает наказание, в несколько раз превышающее предусмотренное КоАП РФ.

В целом, статья за нарушение правил остановки ТС предполагает штраф – 500 рублей. Возможно даже получение предупреждения, без назначения взысканий. Однако в столице состав получил конкретизацию в ст. 8.25 с 2015 года. Так, за размещение транспорта на газоне и иных озелененных территориях полагается взыскание довольно крупных сумм.

Штраф за парковку на газоне в Москве:

  • для физлиц – 5 тысяч;
  • для должностных лиц – 30 тысяч;
  • для юридических лиц – 300 000 рублей.

Парковка на газоне в Санкт-Петербурге (на основании Закона города №273-70):

  • для гражданина – 3-5 тысяч рублей;
  • для должностного лица – 5-40 тыс.руб.;
  • для организаций – 150-500 тысяч.

В отличие от большинства специализированных законов и подзаконных актов в данной сфере, закон содержит толкование слова «газон». Так, это поверхность земли, ограниченная бортовым камнем, с травянистой или кустарниковой растительностью, как естественного, так и искусственного происхождения. Включается в понятие и территория, отведенная для озеленительных работ.

Подобные нормы содержатся в большинстве регионов страны. При их отсутствии применяется общая норма КоАП РФ, которая назначает штраф за оставление транспорта в не установленных для парковки местах.

Как избежать штрафа?

Лучший совет – знать местные нормы, касающиеся данного правонарушения. Акты в различных городах содержат отличающиеся понимания газона. Где-то наличие травы обязательно, но не везде, к примеру, требуется обозначение данного участка. Так, если человек уверен, что стоит на голой земле без травы, кустарников и ограждений, а его все равно оштрафовали, самое время убедиться, считается ли это место газоном.

Говоря о травяном покрове во дворах многоквартирных домов, то здесь все не так однозначно. Палисадники могут быть разбиты за счет энтузиазма проживающих здесь людей. Но этот вовсе не значит, что территория официально считается именно газоном.

Большинство местных актов содержат формулировки только стоянки и, максимум, парковки. В этом случае можно доказать, что наличествовал только факт остановки, что законом не запрещено. Главное, чтобы не было свидетелей длительного нахождения транспорта в запрещенной зоне и видеокамер. Хотя остановка считается заездом, что уже является основанием для наложения штрафа.

Наиболее рисковый вариант – постараться доказать, что парковка осуществлена в результате форс-мажора (предотвращения ДТП, резкого ухудшения самочувствия и пр.). Подобные случаи исключают или минимизируют наказание. Но камеры на близлежащих домах или освидетельствование врача быстро вскроют обман, и тогда штрафа уже точно не избежать.

Таким образом, лучший вариант подтвердить свою невиновность – доказать, что место парковки не является газоном. Только это гарантирует в большинстве случаев отмену штрафа.

Обжалование незаконно назначенного штрафа

Конечно, несправедливое наказание можно и нужно обжаловать. На это есть всего 10 суток со дня вручения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ). Самое главное – уверенность в своей правоте или наличие лазейки в законе, которой можно воспользоваться.

Обжалование постановления ГИБДД осуществляется вышестоящему должностному лицу (в частности, начальнику выписавшего штраф инспектора). Никто не отменял и судебного порядка обжалования. Хотя, как правило, судебные траты гораздо выше суммы штрафа. Да и тяжбы могут затянуться на несколько месяцев. Но если принцип берет верх, возможно и обращение за таким разрешением спора.

Заключение

Итак, парковка на газоне – вопрос регулирования на местном и региональном уровнях. Соответственно, во многом назначение, отмена и обжалования вынесенного решения зависят от господствующих в субъекте норм. Для того чтобы избежать наказания, можно лишь посоветовать знать, что именно признается газоном в конкретном населенном пункте.

Наличие «зеленых зон» вокруг населенных пунктов в последнее время не раз становилось камнем преткновения и поводом для рассуждений неравнодушных к экологии региона общественников. Стоит обратиться к специалистам, чтобы понять, что такое «зеленые зоны», есть ли они вообще на территории Омской области, а если есть, то кто и как их выделяет.

Поясняет Ольга Шарапова, первый заместитель начальника Главного управления лесного хозяйства Омской области:

Само понятие «зеленые зоны» – это лесохозяйственный термин, который подразумевает под собой определенную суть. Его нередко путают с понятием «участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ». Давайте разберемся.

По целевому назначению лесные участки делятся на защитные и эксплуатационные – названия говорят сами за себя. Защитные леса делятся на различные категории, и одна из них – «зеленые зоны», которые располагаются вокруг населенных пунктов.

Кроме этого, в защитных и эксплуатационных лесах могут выделяться особо защитные участки лесов (ОЗУ) с некоторым ограничением лесопользования. ОЗУ в свою очередь также делятся на категории в зависимости от расположения. Например, вокруг населенных пунктов ОЗУ называются «участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ». По закону и «зеленые зоны», и «участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ» могут быть переданы в аренду. Тем не менее, это два разных понятия.

Как определяются рассмотренные категории? Согласно действующему законодательству, границы категорий защитных и эксплуатационных лесов определяются только при лесоустройстве, которое проводит ФГБУ «Рослесинфорг», обладающее необходимыми специалистами, оборудованием и имеющее соответствующие лицензии. ФГБУ «Рослесинфорг» действует в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России. Далее, на основании полученной лесоустроительной информации, работу ведут специалисты лесного хозяйства.

Так, по Лесоустроительной инструкции площадь «зеленой зоны» определяется в зависимости от ряда параметров, в том числе и от численности населения соответствующего поселения. Нормативы для определения площади «зеленой зоны» устанавливает Минприроды России. Если характеристика населенного пункта не соответствует данным нормативам, то «зеленая зона» не может быть выделена. Для таких случаев предусмотрено определение «участков лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ» – в радиусе 1 км, согласно Лесоустроительной инструкции. Таким образом, установление границ «зеленых зон» и особо защитных участков лесов определяется федеральным законодательством и не может быть изменено субъектом РФ.




Загрузка...