emou.ru

«Я помню время золотое…» (лирика Ф. И. Тютчева). «Я помню время золотое…» - (из анализа) Я помню время золотое тема и идея

2 531 0

Принято считать, что в жизни Федора Тютчева было всего лишь три женщины, которыми он по-настоящему восхищался. Однако дневники этого поэта и государственного деятеля хранят множество тайн, среди которых – отношения с Амалией Крюденер. Когда девушке было всего 15 лет, 19-летний Тютчев сделал ей предложение. Если бы родители юной особы, считающие себя приближенными к австрийскому престолу, не воспротивились, то Амели, как ласково называли девушку дома, наверняка бы стала женой великого русского поэта. Но этому браку не суждено было стать реальностью. Более того, после неудачного сватовства Тютчев перестал появляться в доме у девушки, и следующая встреча с Амелией состоялась лишь спустя 10 лет. Именно тогда и было написано стихотворение , посвященное давно минувшим дням. Тем не менее, они оставили в душе поэта очень яркое воспоминание. Более того, Тютчев и Крюденер поддерживали теплые дружеские отношения на протяжении всей жизни несмотря на то, что жили в различных странах.

В стихотворении автор мысленно переносится в прошлое, вспоминая: «День вечерел, мы были двое: внизу, в тени шумел Дунай», Лирическая картина, которую воссоздает поэт, дополняют такие удивительно романтичные черты, как руины белеющего вдалеке замка, покрытые мхом гранитные камни и теплые лучи заходящего солнца. Свою избранницу поэт именует не иначе, как «младая фея» - девушка-подросток, которая, тем не менее, полна скрытой прелести и грации. Ее поступки кажутся поэту детскими и наивными, но в жестах и взгляде уже сквозят манеры заправской светской львицы, которой через несколько лет предстоит произвести настоящий фурор при дворе не только Германии, но и России. «Ты беззаботно вдаль глядела…», - отмечает поэт, понимая, что это время было по-настоящему счастливым не только для него, но и для его избранницы. Во всяком случае, молодые люди были избавлены от необходимости соблюдать этикет и могли хоть немного побыть сами собой, наслаждаясь красотой природы и робкими чувствами, которые еще только зарождались между ними.

Спустя годы понимает, что тот памятный вечер был настоящим подарком судьбы. Ведь перед его очарованием даже теперь меркнут все остальные события в жизни, которая, по мнению поэта, пролетела, словно тень, не оставив о себе ни одного яркого воспоминания, за исключением этой удивительной встречи.

“Я помню время золотое” – это воспоминания Федора Ивановича Тютчева, облеченные в поэтическую форму. Краткий анализ “Я помню время золотое” по плану показывает всю выразительность этого прекрасного произведения, раскрывая перед учениками 10 класса его художественные особенности. Разбор можно использовать на уроке литературы, чтобы глубже подать материал.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в 1836 году, когда в душе поэта всколыхнулись воспоминания десятилетней давности.

Тема стихотворения – воспоминания о юношеской любви.

Композиция – одночастная, все произведение представляет собой цельное воспоминание лирического героя.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб.

Эпитеты “золотое время”, “милый край”, “мшистый гранит” .

Метафоры “сердцу милый край”, “день догорал”, “тень жизни быстротечной” .

Олицетворение “шумел Дунай”, “руина глядит”, “солнце медлило, прощаясь”, “ветер играл” .

История создания

Этот стих тесно связан с именем Амалии фон Крюденер, которая была юношеской любовью Тютчева. И девушка отвечала поэту взаимностью, с удовольствием отправляясь с ним на прогулки и проявляя свою благосклонность долгими беседами. Такое поведение возлюбленной придало Федору Ивановичу смелости, и он явился просить ее руки. Однако родители красавицы, считавшие, что они находятся в родстве с императорской фамилией, отказали ему. Глубоко уязвленный, юноша перестал посещать их дом и увидел Амалию только спустя 10 лет после расставания. Эта встреча пробудила в нем самые счастливые воспоминания, которые он и воплотил в стихотворении, написанном в 1836 году.

Тема стихотворения

Воспоминания о прекрасном юношеском чувстве – вот что воплотил Тютчев в своем произведении. Прошлое видится лирическому герою не сквозь туманную дымку, а простым и ясным: то было время, когда он был счастлив, влюблен, а поэтому все казалось ему даже лучше, чем оно было на самом деле.

Композиция

Строение стихотворения – одночастное. Федор Иванович последовательно воссоздает картину прошлого, описывая сначала экспозицию – Дунай, шумящий у подножия холма, руины замка и двух молодых людей, которые прогуливаются по ним. Он практически ничего не говорит о девушке, описывая ее опосредованно. Можно понять, что она молода и так прекрасна, что даже солнце медлит, прощаясь с ней.

Завершает произведение идиллическая картина, наполненная беззаботностью: ветер развевает платье спутницы лирического героя, которая просто смотрит вдаль. Они молоды, им хорошо вместе, они наслаждаются жизнью и обществом друг друга.

Жанр

Это произведение относится к жанру любовной лирики, тонкой и проникновенной. Хотя Федор Иванович описывает прошлое, в нем нет грусти – оно было настолько прекрасным, что даже воспоминания об этом могут быть исключительно светлыми и теплыми.

Стихотворение Ф.Тютчева «Я помню время золотое...» посвящено A.M. Крюденер. Увлечение поэта ею относится к первым годам его пребывания в Баварии. Сюжет произведе­ния описывает радостную сцену свидания влюбленных. Но эти светлые жизненные минуты находятся лишь в воспомина­ниях. Лишь мысленно лирический герой может перенестись в то почти уже нереальное время и пространство, где был счаст­лив: «Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край».

Романтический пейзаж окружает лирического героя и его младую фею (само это обращение к лирической героине прив­носит в произведение мотив волшебной сказки).

Тихий вечер, живописный закат, цветение диких яблонь - все эти художественные детали призваны создать идилличе­скую картину безмятежного счастья.

Особое значение в стихотворении приобретает тема вре­мени. На протяжении развития лиро-эпического сюжета бал­лады день вечереет, солнце медлит, день догорает. Тем самым создается эффект растянутости каждой минуты этого радост­ного дня любви и счастья.

Тему неотвратимости хода времени подчеркивает в произ­ведении образ полуразрушенного замка. Контраст юной лири­ческой героини и вековых обломков еще раз подчеркивает, что от вечного до временного в мире - один шаг.

Особую атмосферу в произведении создает игра света и тени («Внизу, в тени, шумел Дунай», «Край неба дымно гас в лучах», «Река в померкших берегах»). Тема борьбы света и тени, дня и вечера органично завершается в заключительной строфе произведения ключевым в философском отношении образом: «И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень».

Таким образом, счастье ассоциируется у лирического ге­роя с беззаботностью, с веселой беспечностью. Даже воспо­минание о гаком радостном дне, проведенном наедине с лю­бимой женщиной, способно оживить душу лирического героя вдохновением.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Анализ произведений русской литературы 10 класс

    • А.А. Фет "Весенний дождь" анализ стихотворения

      Стихотворение «Весенний дождь» - типичный образец так называемой чистой лирики. Пейзаж здесь самоценен. Ве­дущим приемом становится словесное рисование. В первой строфе изображено пограничное предгрозовое время. Веду­щим мотивом здесь является свет («Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет»). Запоминается образ ку­пающегося воробья. Во второй строфе А. Фет акцентирует вертикальные коор­динаты...

    • А.А. Фет "Ива" анализ стихотворения

      В стихотворении «Ива» А. Фет изображает трепетную кар­тину любовного свидания. Характерной особенностью сюжета произведения является ориентация на настоящий момент: ка­жется, что описываемые в стихотворении события происходят прямо сейчас. Этот эффект усиливает остроту романтического переживания лирического героя. Его восторженное состояние подчеркивают восклицатель­ные предложения: «Что за...

    • А.А. Фет "Какая грусть! Конец аллеи" анализ стихотворения

      Стихотворение А.А.Фета «Какая грусть! Конец аллеи...» рисует зимний пейзаж. Он метафоричен («Опять серебряные змеи Через сугробы поползли»), овеян авторской фантазией. Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже ви­дит любопытные детали: «Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело». Душе лирического героя передается печальное настроение зимнего сна природы: «Лениво дума засыпает Над умирающим...

    • А.Н. Островский "Гроза" анализ произведения

      А.Н. Островский пришел в литературу, имея много ново­го, непривычного материала. Проработав несколько лет в Мо­сковском совестном суде, он был хорошо знаком с купеческим Замоскворечьем. Этот уголок Москве жил своеобразной, ранее никому неведомой жизнью. За глухими заборами купеческих домов царили невежество и суеверие, бушевали жестокость и самодурство, совершались бесчестные сделки и...

    • А.П. Чехов "Вишневый сад" анализ произведения

      Символично, что первая реплика в пьесе принадлежит Е. Лопахину. Это подчеркивает важность данного персонажа для раскрытия идейного содержания пьесы. Примечательно, что герой сам себе дает характеристику. Выясняется, что со­стоятельным человеком он стал сравнительно недавно: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд...». Эта реплика...

    • А.П. Чехов "Ионыч" анализ произведения

      Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» подвергся серьезной крити­ке в периодической печати того времени. Сразу же после пуб­ликации произведения в 1898 году посыпались многочислен­ные упреки в том, что сюжет произведения затянут, рассказ скучен и невыразителен. В центре произведения жизнь семьи Туркиных, самой об­разованной и талантливой в городе С. Живут они на главной улице. Образованность их выражается прежде всего в...

    • М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города" анализ произведения

      «История одного города» - одно из центральных произ­ведений творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1869- 1870 годах и вызвало широкий общественный резонанс. Ос­новными средствами сатирического обличения действитель­ности в произведении являются гротеск и гипербола. В жан­ровом отношении оно стилизовано под историческую хронику. Образ...

    • М.Е. Салтыков-Щедрин "Карась-идеалист" анализ произведения

      Как и в других сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «карась-идеалист» имеет социальную окрашен­ность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того време­ни, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально дос­тижимое и естест венное состояние общественног о устройства. Идеалистом М.Е. Салтыков-Щедрин называет карася...

    • М.Е. Салтыков-Щедрин "Коняга" анализ произведения

      Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф.М. Достоев­ский в романе «Преступление и наказание». В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стои­цизм угнетенного самодержавием народа. Салтыков-Щедрин не жалеет...

    • М.Е. Салтыков-Щедрин "Медведь на воеводстве" анализ произведения

      Сатирическое изображение господствующих классов и различных социальных типов ярко выразилось в сказочной форме в произведении «Медведь на воеводстве». Уже в начале сказки писатель уведомляет читателя, что речь пойдет о злодействах. Далее вводится герой произведе­ния - Топтыгин 1-й. Уже сам порядковый номер служит на­меком на первое лицо в государстве. Этот намек подчеркива­ется и в дальнейшем рассказе о...

«Я помню время золотое…» Федор Тютчев

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.

Анализ стихотворения Тютчева «Я помню время золотое…»

Принято считать, что в жизни Федора Тютчева было всего лишь три женщины, которыми он по-настоящему восхищался. Однако дневники этого поэта и государственного деятеля хранят множество тайн, среди которых – отношения с Амалией Крюденер. Когда девушке было всего 15 лет, 19-летний Тютчев сделал ей предложение. Если бы родители юной особы, считающие себя приближенными к австрийскому престолу, не воспротивились, то Амели, как ласково называли девушку дома, наверняка бы стала женой великого русского поэта. Но этому браку не суждено было стать реальностью. Более того, после неудачного сватовства Тютчев перестал появляться в доме у девушки, и следующая встреча с Амелией состоялась лишь спустя 10 лет. Именно тогда и было написано стихотворение «Я помню время золотое», посвященное давно минувшим дням. Тем не менее, они оставили в душе поэта очень яркое воспоминание. Более того, Тютчев и Крюденер поддерживали теплые дружеские отношения на протяжении всей жизни несмотря на то, что жили в различных странах.

В стихотворении автор мысленно переносится в прошлое, вспоминая: «День вечерел, мы были двое: внизу, в тени шумел Дунай», Лирическая картина, которую воссоздает поэт, дополняют такие удивительно романтичные черты, как руины белеющего вдалеке замка, покрытые мхом гранитные камни и теплые лучи заходящего солнца. Свою избранницу поэт именует не иначе, как «младая фея» — девушка-подросток, которая, тем не менее, полна скрытой прелести и грации. Ее поступки кажутся поэту детскими и наивными, но в жестах и взгляде уже сквозят манеры заправской светской львицы, которой через несколько лет предстоит произвести настоящий фурор при дворе не только Германии, но и России. «Ты беззаботно вдаль глядела…», — отмечает поэт, понимая, что это время было по-настоящему счастливым не только для него, но и для его избранницы. Во всяком случае, молодые люди были избавлены от необходимости соблюдать этикет и могли хоть немного побыть сами собой, наслаждаясь красотой природы и робкими чувствами, которые еще только зарождались между ними.

Спустя годы Тютчев понимает, что тот памятный вечер был настоящим подарком судьбы. Ведь перед его очарованием даже теперь меркнут все остальные события в жизни, которая, по мнению поэта, пролетела, словно тень, не оставив о себе ни одного яркого воспоминания, за исключением этой удивительной встречи.

С самой первой строки стихотворения рассказчик подчеркивает, что это лишь воспоминание о «золотом времени», то есть о молодости и счастье. И герой вспоминает один определённый вечер на берегу реки. Конечно, речь о любви – «мы были двое».

Далее показан прекрасный вечерний пейзаж. Темная шумящая река, белеющие развалины замка… Руины, будто живые, глядят вдаль. И над мшистыми развалинами стоит его любимая. Он с восхищением называет её феей, то есть сказочной, хрупкой, прекрасной.

Её ножки, которыми она касается старых камней, влюбленный называет младенческими, а плечи - юными. Продолжается описание пейзажа, который уже взаимодействует с героями. Например, солнце медлит садится, оно, одушевленное, долго прощается со старым замком и юной женщиной. А ветер играет одеждой девушки. Кроме того, ветреный шалун сбивает лепестки яблонь, из чего понятно, что это был прекрасный период весны. Край неба гаснет, а река уже поёт.

Героиня беззаботно смотрит вдаль, как и тот самый замок. В стихотворении создаётся контраст между юной женщиной и развалинами замка. Девушка радуется жизни, хотя она так быстротечно, а уж тем более молодость. Девушка опять беспечна, весела, счастлива… И в финале автор подчеркивает, что и в этот счастливый момент над ними пролетала тень – это жизнь летит быстро, разрушая даже замки.

Природу эту рассказчик называет краем, милым сердцу. То есть в стихотворении представлены, действительно, счастливейшие воспоминания: молодость, любовь, малая Родина, прекрасная природа, счастье… Которое, конечно проходит, точней, меняется с течением времени.

Стихотворение было написано в тридцатые годы девятнадцатого века ещё молодым Тютчевым, посвящено реальной женщине – баронессе, хотя и бедной. Влюбленные ездили на развалины замка смотреть на Дунай, а после даже обменялись крестиками.

Это трогательное стихотворение было успешно опубликовано в русском литературном журнале. Сейчас многие слова и обороты в нём устарели.

Анализ стихотворения Я помню время золотое по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Несказанное синее нежное Есенина

    Подобное отношение, как высказывает Есенин в своем стихотворении Несказанное, синее, нежное… выглядит чем-то наподобие кризиса среднего возраста, лирический герой как бы отмечает свое тридцатилетие

  • Анализ стихотворения Еще одно забывчивое слово Фета

    Стихотворение «Еще одно забывчивое слово…» было написано Афанасием Фетов в 1884 году и вошло во второй выпуск сборника, получившего название «Вечерние огни», который был выпущен в 1885 году.

  • Анализ стихотворения Сеятелям Некрасова

    В центре повествования образ плодородной пашни, которая часто становится образом повествования Некрасова, он часто описывает ее как незаменимую часть пейзажа Руси. Лирический герой с созерцанием и восхищением описывает то, что ему приходиться видеть

  • Анализ стихотворения Золотая рыбка Бальмонта

    Многие люди, которые обладают прагматичным разумом, которые видели многое в жизни, не перестают хоть даже и немного верить в чудо. Существует много сказок и мифов, разных преданий

  • Анализ стихотворения Руки милой пара лебедей Есенина

    Цикл стихов Персидские мотивы был подобен яркой вспышке, которая порой озаряет горящий факел прежде чем он полностью потухнет. Поездка Есенина на Кавказ и в Азию, начавшаяся в 1924 году принесла поэту немало положительных



Загрузка...

Реклама