emou.ru

Сретение Господне — что это за праздник. Когда праздновать сретение господне

Сретение Господне 2019 отмечается 15 февраля. Это великий двунадесятый праздник в православии. Его название переводится с церковно-славянского языка как «встреча». Православная Церковь в этот день вспоминает встречу в Иерусалимском храме Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом при совершении обряда посвящения Богу. Народное название праздника - Громницы.

История праздника

Сретение Господне вошло в славянскую культуру после принятия христианства. Этот праздник Православная Церковь посвящает событиям, описанным в Евангелии от Луки. Матерь Божия и Святой Иосиф пришли в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения Иисуса. Священнослужитель Симеон Богоприимец встретился с Христом. По приданию, он ждал пришествия Мессии около 300 лет. Когда Симеон взял на руки младенца Иисуса, он произнес речь, славящую Бога. Она получила название «Песнь Симеона Богоприимца».

Среди языческих славян праздник был известен под названием Громницы. 2 февраля по юлианскому календарю (после принятия григорианского - 15 февраля) они проводили границу между окончанием зимы и началом весны. Праздник приурочивали к противостоянию холода и тьмы с теплом и светом. На Громницы прославляли бога-громовержца Перуна и богиню Громовницу, которым приносили жертвы.

Традиции и обряды праздника

Сретение Господне сочетает в себе языческие и христианские традиции.

В православных храмах 15 февраля проводятся всенощное бдение и Божественная литургия. Во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний. Искренние мольбы будут услышаны и выполнены.

Христиане верят, что вода, освященная в Сретение Господне, обладает особой чудодейственной силой. Она может храниться долгое время, не теряя своих свойств. Ее используют в магических ритуалах, освящении домов, исцелении от заболеваний.

Молодые незамужние девушки в этот праздник гадают. Для этого они используют рождественские и святочные обряды.

Существует традиция изготавливать в этот день громничную свечу. Ее делают вручную из пчелиного воска или приобретают в церковной лавке, освящают в храме на Сретение Господне и хранят в углу за образами. Эту свечу зажигают только в особых случаях, когда в семье происходят грустные или радостные события (смерть или рождение человека, свадьба, помолвка). Знахари верят, что громничная свеча способна исцелять от болезней и очищать душу и тело человека.

Для людей, которые занимаются сельским хозяйством, Громницы символизируют начало подготовки к полевым работам. В этот праздник хозяйки щедро кормят домашних животных, чтобы они дали хороший приплод. Существует традиция трясти в этот день в саду фруктовые деревья, чтобы получить богатый урожай. 15 февраля принято печь блины. Круглая форма и золотистый цвет символизируют солнце и наступление тепла.

Что нельзя делать на Сретение Господне

На Сретение Господне нежелательно работать. Нельзя ругаться, сквернословить. Запрещается скучать и грустить, чтобы счастье и любовь не обходили стороной. На радостную встречу необходимо отвечать взаимностью. Нельзя класть на кухонный стол деньги, иначе благополучие и удача могут покинуть дом. Не рекомендуется отправляться в дальнюю дорогу - в пути могут ожидать неприятности. Нежелательно переезжать на новое место.

Приметы и поверья

  • Если на Сретенье небо усыпано звездами, то весна наступит нескоро.
  • Капель 15 февраля предвещает хороший урожай пшеницы.
  • Если зажженная в праздник свеча горит ровно и спокойно, то все члены семьи будут здоровыми.
  • Если покормить на Сретение Господне бездомного голодного пса, то в дом придет удача и достаток.
  • Хорошей приметой на Громницы считается угостить близких людей, друзей и соседей блинами. Это принесет удачу гостям и домочадцам.

Сретение Господне - один из двенадцати главных церковных праздников. Он сочетает в себе христианские обычаи и традиции языческого торжества Громницы. В этот день принято молиться, посещать храм, печь блины и желать близким людям счастья и благополучия. Считается, что загаданные в этот праздник желания способны исполняться.

Сретение Господне – это церковный праздник, который входит в число двунадесятых, то есть самых главных праздников согласно церковным канонам. Что касается даты празднования этого праздника, то она неизменна, и каждый год мы отмечаем его строго 15 февраля по новому стилю. Если же взять старый календарь, то праздник приходился на 2 февраля.

Но, для того чтобы боле подробно и точно разобраться во всех особенностях этого праздника, прежде всего, следует понять смысл самого его названия, то есть слова «сретение».

«Сретение» — что это такое?

Если внимательно изучить старославянский словарь, то можно обнаружить, что «сретение» имеет такой дословный перевод, как «встреча».

Но, кто и с кем может встречаться в феврале, что праздник актуален и до сегодняшних дней? Возникает другой, совершенно логический вопрос. Но, для того чтобы максимально точно и правдиво ответить на этот вопросы, необходимо окунуться в историю, примерно на 2 000 лет тому назад. Ведь именно в то время Христос был ещё младенцем, который собирался посетить храм в первый раз в своей жизни.

В чём смысл праздника и его история?

Па закону Моисея, все родители иудеи, которые чтили и почитали Ветхий Завет, и у которых рождался первенец, мальчик, обязаны были в строго назначенное время привести его в храм. В древние времена женщины, а, точнее, матери не допускались к алтарю. Но, ни в коем случае, нельзя было прийти в храм с пустыми руками, необходимо было что-то пожертвовать. Семья девы мари была очень бедной, поэтому в качестве жертвы женщина принесла пару голубок, при этом сопровождал её праведный человек по имени Иосиф Обручник, который считался воспитателем и кормильцем Христа в раннем возрасте. Около стен храма деву Марию и её сына ждала важная встреча со старцем, который и предрёк мальчику великое будущее, что это дитя понесёт свет истиной веры всем грешникам и просветит язычников. Именно за эти слова и предсказания, церковь позже наградила его именем Богоприимец и стала славить, как святого. Вот отсюда и пошло название, как важная и судьбоносная встреча, то есть сретение.

Как праздновать Сретение Господне?

У каждого праздника, помимо своей собственной богатой истории есть конкретные традиции и обряды, как нужно провести и отметить этот день, чтобы всё прошло, как необходимо и прописано церковными законами. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо снова вернуться в историю, но в совершенно разные века и эпохи, так как в каждом времени появлялось что-то новое.

Главной особенностью праздника Сретение Господне служит то, что он отмечается в православной и католической церкви. Хотя на Востоке отмечать этот праздник стали раньше всех, если быть точнее, то ещё в IV веке. Что касается Запада, то традиция была заимствована чуть позднее, почти на 100 лет. Стоит отметить, что в самом начале своего существования праздник носил такое название, как «сороковой день от Богоявления». Спросите, почему такое странное название? Ну, ответ вполне очевиден, так как дева Мария принесла Христа в храм ровно на сороковой день. Хотя это название было вскоре изменено на другое – «Праздник Очищения». Сразу хочется сказать, что выбор такого названия, прежде всего, был связан с тем фактом. Что в храме был проведён очистительный обряд. Но, и это название долго не задержалось, так как в 1970 году его официально стали называть « Празднование Жертвования Божьего».

Что касается празднования, то в 6 веке праздник отмечали довольно пышно и широко. Хотя этот день всё чаще и чаще относили не к Господским праздникам, посвящённым Христу, а к Богородичным, в соответствии с его содержанием. В этот день служба в церквях проходит в голубых облачениях, которые и носят название богородичные. Как правило, служба в этот день начинается с таких речей и слов, как «Радуйся Благодатная Богородице …».


Если кто-то всё-таки не понял, какой смысл вложен и вкладывается в праздник Сретение Господне 2017, то самым правильным и верным вариантом станет внимательное изучение и рассмотрение старинных икон. Как правило, на них изображён старик, который и является тем самым Богоприимцем Симеоном, который и принимает на свои руки младенца из рук матери Божьей. Именно этот святой является символом ветхого мира, который воспринимает приход Спасителя.

Сретение Господне – это праздник встречи Ветхого Завета с Новым, встречи Богоприимца Симеона с Господом Иисусом Христом. Иными словами, это не простая или какая-то обычная встреча, а встреча человека с Богом.

Праздник Сретения Господня, который православная церковь отмечает 15 февраля 2017 года , знаменует собой важное событие не только в жизни христианской Церкви, но и в истории всего человечества. В этот день в храме Иерусалима было засвидетельствовано, что обещанный Богом Мессия уже пришел в мир, а значит, и Царствие Небесное открылось для человека.

Сретение Господне, в Православной Церкви относится к великим двунадесятым праздникам.

15 февраля верующие отмечают два важных события – эпизод из земной жизни Господа Иисуса Христа и одновременно реализацию тех надежд на спасение, о которых Бог говорил людям через Своих пророков. Что же произошло в этот день в храме Иерусалима? О самом событии нам сообщает только один евангелист – святой апостол Лука. Однако это не должно никого смущать. Действительно, в своих Евангелиях ученики Господа в чем- то повторяют друг друга, что только лишний раз доказывает истинность произошедших событий, но о некоторых моментах жизни Христа упоминается только в каком-нибудь одном из четырех Евангелий.

Этому может быть несколько объяснений. Во-первых, свидетелем того или иного события в жизни Господа мог быть только конкретный евангелист. Во-вторых, именно этому евангелисту о данном событии мог рассказать Сам Христос. И в-третьих, все Евангелия говорят нам только о том, что важно для нашего спасения. Однако какой именно важный эпизод из жизни Господа следует раскрыть подробнее – это каждый евангелист решал, конечно, сам.

Итак, по Закону, данному Богом народу Израиля, после рождения в семье ребенка мужского пола в течение сорока последующих дней матери запрещалось входить в храм Иерусалима. Эти дни были временем очищения. Однако в сороковой день родители должны были прийти в храм и принести благодарственную и очистительную жертву. Если ребенок был первенцем – его посвящали Богу. Посвящение было во исполнение Закона, а в качестве благодарности и очищения в жертву приносили двух голубей.

Матерь Божия, по святости Своей, не имела необходимости в исполнении данного закона, однако Она все же его исполнила по Своему великому смирению и послушанию. В сороковой день по рождению Богомладенца Христа Пресвятая Богородица с праведным Иосифом принесли Его в храм Иерусалима. Матерь Божия несла на руках Своего Сына, а Иосиф – двух белых голубей. В момент, когда Святое семейство уже находилось в храме, туда пришел праведный старец Симеон.

Как свидетельствует Предание Церкви, в свое время ему было дано откровение, что он не умрет, пока не увидит обещанного Богом Мессию. Считается, что праведный Симеон был одним из 72 переводчиков-толковников, которые по приказу египетского царя Птолемея II Филадельфа (285–247 годах до Рождества Христова), перевели Священное Писание с древнееврейского на древнегреческий язык. Этот перевод получил название Септуагинты. Он был осуществлен в египетской Александрии. Септуагинта сыграла важную роль в истории христианской Церкви, ведь именно с нее были сделаны последующие переводы Библии на другие языки, в том числе на церковнославянский.

Итак, когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи, то в пророчестве о рождении Мессии от Девы он слово «Дева» хотел заменить на «Жена», думая, что первое слово – это ошибка. Он просто не поверил в то, что Спаситель родится чудесным образом от женщины, сохранившей девство. Тогда-то ему и явился ангел Божий, который запретил исправлять слово, а также предрек, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества святого Исайи.

В день Сретения, по особому внушению Божию, старец пришел в храм как раз в тот момент, когда там были Богородица, Иосиф Обручник и Богомладенец. Праведный Симеон взял Христа на руки, и, возблагодарив Бога, произнес молитву: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». В этих словах святой Симеон возвестил будущее спасение не только народу Израиля, но и всему человечеству в целом. После этого праведный старец произнес пророчество и для Матери Божией: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец». Это второе предсказание раскрыло будущие страдания Господа, Его жертву за мир и человечество, а также те испытания, которые в дальнейшем пришлось пережить Самой Богородице. После этого события праведный Симеон стал называться Богоприимцем.

В этот день в храме была также праведная вдова – Анна пророчица, дочь Фануилова, которой было уже 84 года. Из Евангелия известно, что сначала она прожила семь лет в браке, но после смерти мужа стала нести особое духовное служение –постоянно находилась при храме, держала пост и молилась Богу. В день, когда в храме было Святое семейство, она «… подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». То есть праведная Анна также засвидетельствовала, что ожидаемый народом Израиля Мессия родился, а значит, спасение людей от власти греха и смерти уже близко. В Евангелии рассказ о Сретении Господнем завершается так: «Когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет».

В Сретении, христианская Церковь видит не только непосредственную встречу Богомладенца Христа со старцем Симеоном и исполнение необходимых очистительных обрядов. В своем глубинном, спасительном для человека смысле христианство понимает это событие как встречу Ветхого Завета (старец Симеон и пророчица Анна) и Завета Нового (Господь Иисус Христос). Исполнив положенный обряд, Господь показал, что Ветхий Закон не отрицается, но пришло время, когда его должен сменить Закон Новый – тот самый, исполнение которого приведет человека в Царствие Небесное.

Икона «Сретение Господне»

Центральным изображением иконографии Сретения Господня является фигура Богомладенца Христа, Которого на своих руках держит старец Симеон Богоприимец. Фигуры Христа и старца Симеона символизируют собой встречу Нового и Ветхого Заветов.

На иконе Сретения также изображается пророчица Анна, дочь Фануилова. Одной рукой праведная Анна указывает на Богомладенца, а в другой (иногда) держит свиток с текстом, повествующем о приходе в мир Спасителя.

В левой части иконы по традиции пишется фигура Божией Матери, а чуть дальше – праведного Иосифа Обручника. Богородица преклоняется перед Младенцем Христом, которого она отдала праведному Симеону. Вытянутые вперед руки Богородицы, в которых уже нет Ее Сына, знаменуют собой образ той утраты, потери, которую понесет в дальнейшем Матерь Божия, когда Господа осудят и распнут на кресте.

Иосиф Обручник держит в руках двух белых голубей, которых по ветхозаветному закону необходимо было принести в жертву Богу за рождение ребенка. Символически эти два голубя также понимаются как прообразы двух миров, которые должны прийти к Богу, – иудейского и языческого. На заднем плане иконы Сретения изображается Иерусалимский храм. В центре иконы, за фигурами Божией Матери, Богомладенца и праведного Симеона, помещается храмовый престол, который символизирует жертву Господа Иисуса Христа.

Молитвы на Сретение

Молитва на Сретение к Господу Иисусу Христу

Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне и Слове Божий,
древле во пророцех Виденный, якоже зерцалом в гаданий,
в последок же дний сих плотию от Пресвятыя Девы Марии нетленно рожденный
и в четыредесятный день сей во Святилище во Сретение всему миру от Тоя,
яко Младенец руконосим, явленный и во объятиях праведнаго Симеона
во спасение всем сущим от Адама носимый!

Коль преславно и пресветло Твое на руку Богоматери во храм Господень принесение
и от святаго старца Божественное сретение Твое!
Днесь небеса веселятся и радуется земля, яко видена быша шествия Твоя, Боже,
шествия Бога нашего Царя, Иже во Святем.
Древле Моисей восходит видети славу Твою, но не возможе увидити Лица Твоего,
зане явил еси ему точию задняя Своя.

В пресветлый же день сей Сретения Твоего Ты явил еси Себе человеком во святилище,
сияя неизреченным Светом Божества, да вкупе с Симеоном видят Тя лицем к лицу и руками
да осяжут Тя, и восприемши во объятия своя, да познают Ти Бога во плоти пришедша.

Сего ради прославляем неизреченное снисхождение и велие человеколюбие Твое,
яко пришествием Твоим даровал еси ныне небесную радость падшему древле роду человечу:
Ты бо праведным судом Своим изгнал еси прародители наши из рая сладости в мир сей,
ныне же помиловал еси нас и паки отверзл нам райския обители и обратил еси плач наш на радость,
да падший Адам к тому уже да не стыдится Тебе за преслушание и да не будет скрыватися Лица Твоего,
Тобою призываемый, яко Ты пришел еси ныне, да возьмеши на Себе грех его,
да омыеши его Своею Кровию и да облечеши его нага суща в ризу спасения и одежду веселия
и украсиши его, яко невесту красотою.

Нам же всем Божественное Твое Сретение воспоминающим,
сподоби с мудрыми девами изыти на Сретение Твое, Небесному Жениху нашему,
с горящими светильниками веры, любви и чистоты,
да улицезрим очами веры Божественное Лице Твое,
да восприимем Тя в душевныя объятия своя,
и да понесем Тя в сердце своем во вся дни Живота своего,
да будеши нам в Бога и мы в людие Твои.

В последний же и Страшный день Пришествия Твоего,
егда вси святии изыдут на последнее и великое Сретение Твое на воздусе,
сподоби и нам усрети Тя, да тако всегда с Господом будем.

Слава Милосердию Твоему, Слава Царствию Твоему, Слава смотрению Твоему,
Едине Человеколюбче, яко Твое есть Царство, и Сила, и Слава
со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом
ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва на Сретение к Пресвятой Богородице

О, Пресвятая, Небесною чистотою Сияющия Дево, Кроткая голубице, Нескверная Агнице,
миру Благая Помощнице, Мати Христа Бога нашего!

Ты еси начало, средина и конец нынешния радости нашея,
яко из Тебе возсия Солнце Правды Христос Бог наш и Того принесла еси
на святых объятиях Своих в четыредесятный день сей во Святилище на сретение наше
и на радость и спасение всему миру.

Сего ради и ублажаем и прославляем Тя, яко Ты еси Скиние Бога с человеки Богословом Предзримая,
Ею же Бог вселися с нами, да мы людие Его будем?

Ты еси Дверь Небесная Иезекиилем Предреченная, Еюже отверзошася паки нам
входы в райския обители. Ты еси Лествице Высокая, Иаковом Предвидимая,
Еюже сниде Бог на землю и Мосте, преводяй сущия от земли на небо.
Темже молим Тя, взирающе, яко пошла еси во Святилище,
носящи Огнь Небесный рукама Своима Бога, Благодатная.

Огнем молитвы Твоея попали огнь страстей наших, да избавимся вечнаго огня геенскаго.

Во Святилище пришла еси очищения ради законного, очищения не требующая,
яко Дева Чистая и сим научи нас како подобает нам хранити себе в целомудрии и чистоте
и с каковым смирением подобает нам провождати подвиг девства, памятуя, како Ты,
превыше Херувим Сущая, стала еси на месте нечистых жен.

Ты, о, Мати Пресвятая, Сама сущи Боговместимый храм Божий принесла еси в церковь законную
Превожделеннаго сына Твоего, Христа Бога нашего,
сподоби и нам паче всего на земли любити храмы Сына Твоего, посещати я во вся дни живота нашего,
зрети тамо красоту Господню, яко лучше един день приметатися во дворех Господних,
паче неже жити в селениих грешничих. Наипаче же даруй нам, Пречистая, яко же Симеону,
неосужденно носити Сына Твоего и Бога нашего в сердечных объятиях Своих,
егда причастницы будем Пречистаго Тела и Крови Его,
и помози нам тогда сугубо хранити себе во святыне и страхе Божиим,
да не растлим храм плоти нашея.

И тако выну сретаюше, о Богомати, Сына Твоего в сердцах и душах наших,
да сподобимся молитвами Твоими достигнути и блаженнаго онаго Сретения Господня на воздусе,
егда со всеми святыми выну будем славити и воспевати Пресвятое Имя Его
со Отцем и Святым Духом и Твое милостивое предстательство ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Тропари Сретению Господню

Тропарь, глас 1 (Предпразднеству)

Небесный лик Небесных Ангел, приник на землю, пришедше зрит яко Младенца, носима к храму,
Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя, предпразднственную убо с нами поют песнь,
радующеся.

Тропарь, глас 1

Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш,
просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия
Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак, глас 4

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый,
якоже подобаше, предварив, н ныне спасл еси нас, Христе Боже;
но умири во бранех жительство, и укрепи православныя христианы,
их же возлюбил еси, едине Человеколюбче.

Величание

Величаем Тя, Жизнодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою,
Еюже по закону ныне принеслся еси в храм.

Одним из больших православных праздников считается Сретение Господне, отмечаемое ежегодно в фиксированную дату (не является переходящим) – 15 февраля, что в 2017 году приходится на среду. Данное событие почитается у всех верующих на территории современной России, Белоруссии и Украины, а также в иных странах, проповедующих православную веру. Католики не относят данную дату к большим празднествам, а многие из них не отмечают этот праздник и вовсе.

Что такое Сретение и что это за праздник

Само слово имеет древние славянско-церковные корни и переводится как встреча . В этот день Дева Мария впервые после рождения своего излюбленного Сына вошла с ним во храм, где встретил их трёхсотлетний старец Симеон Богоприимец. Ему было предсказано, что его жизненный путь не окончится до тех пор, пока он не увидит своими глазами Мессию. И при первом же взгляде на святого младенца мудрый священнослужитель узрел в нём Сына Божьего.

Сретение Господне в 2017 году — традиции празднования

Для православных христиан Сретение Господне – большой двунадесятый праздник, в который запрещается работать на себя, лишь на благо других людей (см. на февраль 2017 года). Этот день принято встречать в молитве, обязательно посетить храм. После праздничного служения все верующие возвращаются домой с особенным символом данного дня – свечёй (иначе Сретение называют «Днём свечей»), ведь огонь в этот день имеет особенную лечебную силу. Такие свечи принято хранить весь год до будущего праздника, оставив их в углу у иконостаса. Особенный огонь этих свечей изгоняет злых духов, поправляет здоровье, оберегает дом и всех, кто в нём находится.

История праздника

Сам праздник начал чествоваться с четвёртого века нашей эры. До тех пор наши славянские предки на эту дату отмечали иной праздник – день языческого бога Громовержца Перуна. С тех пор считается, что дата 15 февраля относится к магическим числам, в которые можно хоть на немного прикоснуться к необычной силе – силе природы. В этот день особенной мощью обладает вода. Её запасали в специальные сосуды и берегли в семье как зеницу ока. Глоток такой воды помогал справиться с недугами, облегчал муки, даже предсмертные. Сретение переняло немало славянских традиций, которые, однако, не одобряются современной церковью.

Народные приметы и обряды на Сретение Господне

Раньше в этот день дети бежали во двор, чтобы перед сном заговорить садившееся солнце: считалось, что в этот день можно увидеть светило даже после его захода.

Огонь свечей также использовали в обрядах: им подпаливали гриву лошадям, чтобы они не болели. Девушки же поджигали кончики своих волос в уверенности, что так их локоны будут гуще и крепче.

Сретение - праздник, в котором переплелись библейские легенды и языческие верования. С древних времен считалось, что в этот день встречается зима с весной

Христиане восточного обряда 15 февраля отмечают Сретение Господне - один из 12 главных церковных праздников.

Слово "сретение" на старославянском языке означает "встреча", а второе значение этого слова - "радость". Праздник Сретения Господня был установлен в честь встречи младенца Христа с праведным старцем Симеоном и пророчицей Анной . По ветхозаветному обычаю на 40-й день после рождения Иисуса родители принесли своего первенца в Иерусалимский храм, чтобы посвятить его Богу. Там его, согласно Евангелию, встретил 360-летний старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя, появившегося на свет.

Взяв на руки Иисуса, Симеон Богоприимец заявил, что этот младенец станет Спасителем рода человеческого. Таким образом, Сретение, или Принесение во храм, считается знаковой встречей Ветхого и Нового Завета и знакомством человечества с новым Мессией.

Также в Храме к Марии и ее сыну подошла 84-летняя вдова, которую все называли Анна-пророчица. Глянув на малыша, старушка так же признала в нем сына Божьего и будущего Спасителя.

По данным церковных историков, первые упоминания об этом празднике встречаются еще в произведениях христианских святых III и IV веков, торжественное же празднование Сретения Господня во всей Византийской империи было установлено в царствование императора Юстиниана в 542 году.

Сретение символизирует встречу Ветхого и Нового Заветов. В народном быту Сретенье издавна воспринимается как встреча зимы с весной .

У древних славян 15 февраля также называли Громницей - считалось, что это единственный зимний день, когда может случиться гром. По традициям в этот день разжигали у дорог огромные костры. Впоследствии этот ритуал превратился в обычай изготовления на Сретение громовой свечи или "громницы".

Освященные на Сретение свечи зажигали и ставили под образами во время грозы, чтобы уберечь людей от грома и огня. Также громницу зажигали, если возникали трудности при родах, когда в селе случался пожар или катаклизм, при приступах эпилепсии у человека или для того, чтобы обспечить тому, кто при смерти, безболезненный переход в мир иной.

Громничная свеча хранилась за иконами. Какое бы ни случалось в семье событие - радостное или печальное - приглашался священник, который служил молебен и зажигал ее. Впрочем, свеча не сгорала до конца. Напротив, ее периодически восстанавливали - наращивали и пользовались волшебным огнем лишь в самых важных случаях.

Стретенскую воду собирали с сосулек и добавляли к обычной воде. По поверьям - такая вода целебная: лечит раны и внутренние заболевания, спасает от "злого глаза", ведьмы, оборотня. Ею кропили воинов перед боем и чумаков перед походом, пасечники окропляли ею ульи в начале сезона, а хозяева - скот во время первого выгона на пастбище.

Наши предки примечали: если на Сретение с крыши вода капает, то зима еще долго будет держаться. Если в этот день будет солнце, ожидай суровых морозов. Снегопад предвещает дождливую весну, ясный закат – прекращение сильных морозов. Ясная и тихая погода обещает хороший урожай.

В этот день гадали , выставляя тарелку с зерном на ночь во двор: если утром будет роса – к урожаю, нет росы - плохой признак.

Запреты на Сретение Господне похожи с другими на большие христианские праздники. Так, в этот день нельзя пропускать торжественного богослужения в церкви, а если не получается отстоять его целиком, следует зайти и хотя бы поставить свечу и помолиться. Нельзя выполнять тяжелую физическую работу, кроме той, что делается безвозмездно для блага других людей. Также не следует отправляться в дальнюю дорогу - она может закончиться неожиданно и плохо. К тому же погода в этот день часто неустойчивая, поэтому путешествовать рискованно.

Одна из интересных примет на Сретение Господне – запрет класть в этот день деньги на кухонный стол . Удача может отвернуться от вас, а деньги будут утекать сквозь пальцы.



Загрузка...