emou.ru

Проверь себя! тревожные и неуверенные школьники

Анкета «Психологическая готовность учащихся к ОГЭ и ЕГЭ» (М.Ю. Чибисова)

Описание

Данная анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). Анкета может проводиться для скрининговой диагностики в выпускных классах, а также для оценки результативности деятельности психолога (в этом случае она проводится до и после занятий). Опыт работы с анкетой показывает, что во втором случае показателем эффективности не обязательно будет являться рост показателей. Напротив, зачастую в результате занятий дети осознают дефицит знаний по той или иной проблеме, что и найдет отражение в снижении показателей.

Бланк анкеты

Фамилия, имя ______________________________________________________

Инструкция

Приближается время сдачи Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты используются только психологом.

Просим вас оценить свое согласие или несогласие с данными утверждениями по 10 балльной шкале от 1 – полностью не согласен до 10 – абсолютно согласен.

Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.

Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕГЭ

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Считаю, что могу сдать ЕГЭ на высокую оценку

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Я достаточно много знаю про ЕГЭ

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Отчет педагога-психолога по итогам диагностики готовности к ГИА, ЕГЭ учащихся 9, 11 классов.

Цель: оценить готовность к ГИА, ЕГЭ глазами самих выпускников (сохранение психологического здоровья).

Использована анкета Чибисовой М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ, ОГЭ (Источник: Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. - М.: Генезис, 2009. - 184 с. - (Психолог в школе).

Анкета «Готовность к экзаменам»

Анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к экзаменам глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как

1.способность к самоорганизации (познавательный компонент),

Анализ данных. Время проведения – декабрь 2014 г.

Получены следующие данные по результатам анкетирования учащихся 9 классов:

Уровень

в % отношении

уровень тревоги (личностный компонент)

знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент).

Высокий уровень

31%

29%

48%

Низкий

уровень

55%

14%

44%

Данные анкетирования свидетельствуют о достаточно низкой готовности выпускников к сдаче ГИА (по обозначенным параметрам).

Повторная диагностика проведена в апреле 2015 г.

Данные результатов анкетирования учащихся 9 классов (апрель):

Уровень

в % отношении

Компоненты психологической готовности к ОГЭ

способность к самоорганизации (познавательный компонент)

уровень тревоги (личностный компонент)

знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент).

Высокий уровень

49%

22%

78%

Низкий

уровень

37%

13%

22%

Положительная динамика обусловлена (по данным опроса выпускников) овладением практическими навыками освоения процедуры проведения экзамена, психологической подготовленностью родителей, самих учащихся.

Диагностика готовности к ЕГЭ учащихся 11 классов.

Анализ данных.

Получены следующие данные по результатам анкетирования учащихся 11 классов:

Уровень

в % отношении

Компоненты психологической готовности к ЕГЭ

способность к самоорганизации (познавательный компонент

уровень тревоги (личностный компонент)

знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент).

Высокий уровень

43%/52%

51%43%

61%87%

Низкий

уровень

57%48%

49%57%

39%/13%

Таким образом, данные свидетельствуют о положительной динамике по обозначенным параметрам психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ.

Полученные данные доведены до сведения учителей, работающих в 11 классах (совещание педагогического коллектива).

Проведено индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики (выявление запроса на помощь и поддержку).

Систематически оформлялся информационный стенд в холле школы, стенды в классных комнатах (темы: «Формулы самовнушения», «Экзаменационная диета» и т.д.). На них размещались рекомендации, советы по психологической поддержке родителей, выпускников в период подготовки и проведения ЕГЭ, ГИА. Информация также размещалась на сайте школы.

Психолог выступал на родительских собраниях, в единые информационные дни по подготовке к экзаменам по следующей теме: «Сдаем экзамены. Психологическая помощь и поддержка (режим питания, режим дня выпускника, эффективные способы работы с информацией, овладение способами снятия тревожности, стресса; родительская поддержка и др.)» - факт зафиксирован в протоколах родительских собраний.

По запросу учащихся были организованы занятия с элементами тренинга по темам:

«Психологические «мелочи» при подготовке и сдаче экзаменов», «Способы преодоления тревожности – урегулирование эмоционального состояния», «Стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность», « Как работать по инструкции», Темы: «Способы снятия эмоционального напряжения», «Способы развития и стимулирования внимания, памяти», «Самовнушение, релаксация», «Организация питания в экзаменационный период».

(на педагогическом совете, совещании педагогического коллектива («Психологические особенности подростков. Риски и проблемы») , «Психологические «мелочи» при подготовке к экзаменам»)- по использованию индивидуального подхода к учащимся 9, 11 классов в период подготовки и проведения экзаменов.

Подготовлены и розданы буклеты для родителей «Психологи рекомендуют».

В период подготовки и сдачи ГИА, ЕГЭ с целью оказания психологической помощи и поддержки учащимся 9, 11 классов, родителям в течение учебного года организована работа консультационного пункта:

Консультирование учащихся – в течение рабочего дня – до 15. 00 (по договоренности с учащимся, по запросу);

Консультации для родителей – суббота с 09.00- 13.00 час.(другое время по договоренности).

Организовано проведение консультаций посредством мультимедийной конференции через программу Skupe . Однако такие консультации остаются невостребованными. Родители и учащиеся предпочитают решать проблемы через непосредственное общение с психологом.

Проблемы:

данные диагностики готовности выпускников к сдаче экзаменов свидетельствовали о достаточно низкой психологической готовности выпускников, высоком уровне тревожности в связи с предстоящими испытаниями.

Пути решения:

    С целью оказания психологической помощи и поддержки учащимся 9, 11 классов, родителям в течение учебного года продолжить работу консультационного пункта

    На уроках ТПК в 9 классах («Твоя профессиональная карьера») использовать тренировочные упражнения по правильному выполнению инструкции; психологические приемы работы с информацией (как лучше отбирать, запоминать, сохранять в памяти и т.д.), отрабатывать следующие психотехники: как справиться с волнением, как правильно презентовать себя и свой ответ (на практических заданиях).

Включать элементы занятий по психологической поддержке (конструирование ситуаций, приближенных к экзамену: «Вы накануне экзамена, во время экзамена, после экзамена»).

    Продолжить работу по программе «Психологическое сопровождение учащихся в период подготовки и сдачи ГИА, ЕГЭ»

    Систематически готовить сообщения для учителей, классных руководителей по психолого-педагогическому сопровождению учащихся 9,11 классов в период подготовки и проведения экзаменов.

АНКЕТА «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой)

Инструкция: Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо оценить и скорректировать те психологические трудности, с которыми может столкнуться каждый выпускник. В этом тебе поможет данная анкета, результаты которой ты обработаешь самостоятельно. Оцени свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 5-балльной шкале – обведи цифру, отражающую твое мнение.

УТВЕРЖДЕНИЯ

Полностью

не согласен

Скорее не согласен, чем согласен

Затрудняюсь ответить

Скорее

согласен,

чем не согласен

Абсолютно согласен

Я достаточно осведомлен о самой процедуре сдачи ЕГЭ

Думаю, что способен правильно распределить свои силы во время ЕГЭ

ЕГЭ заранее у меня вызывает тревогу

Я не очень хорошо представляю, как проходит ЕГЭ

Полагаю, что смогу оптимально спланировать свое время в течение экзамена

Я не волнуюсь, когда думаю о предстоящих ЕГЭ

Я умею работать с КИМ

Я не знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

Думаю, что сумею справиться со своей тревогой на экзамене

Я достаточно много знаю про ЕГЭ, чтобы понять его преимущества и недостатки

Я смогу определить конструктивную для себя стратегию деятельности

С моим беспокойством мне будет трудно сдавать ЕГЭ

Я знаю, какие задания нужно выполнять, чтобы получить желаемую оценку

Я сумею успокоиться в напряженной ситуации экзамена

Я чувствую, что сдать ЕГЭ мне по силам

С П А С И Б О! Алгоритм подсчета в ОБРАТНОМ порядке

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты подсчитываются суммированием обведенных тобой баллов. Для этого подсчитай сумму баллов отдельно по каждой из трех СОСТАВЛЯЮЩИХ психологической готовности к ЕГЭ, учитывая, что балл по некоторым утверждениям считается в ОБРАТНОМ порядке

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Подсчет баллов в ПРЯМОМ порядке

Подсчет баллов в ОБРАТНОМ порядке

ВСЕГО

Осведомленность и умелость в процедурных вопросах сдачи ЕГЭ

Номера утверждений

1

7

10

13

Номера утверждений

4

баллов

Подсчет баллов

Подсчет баллов

Способность к самоорганизации и самоконтролю

Номера утверждений

2

5

11

14

Номера утверждений

8

баллов

Подсчет баллов

Подсчет баллов

Экзаменационная тревожность

Номера утверждений

3

12

Номера утверждений

6

9

15

баллов

Подсчет баллов

Подсчет баллов

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТЫ «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ»

Сумма баллов

Уровень психологической готовности к ЕГЭ

от 1 до 5 баллов

ОЧЕНЬ НИЗКИЙ

от 6 до 10 баллов

НИЗКИЙ

от 11 до 15 баллов

СРЕДНИЙ

Тест «Мое самочувствие» Инструкция: Вам следует ответить «да» или «нет» на утверждения, которые приведены ниже. Постарайтесь быть максимально откровенными. Информация даст возможность поразмышлять над собой, своими привычками и индивидуальными особенностями.

Анализируя утверждения теста, используйте принцип «как правило», то есть если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да».

Вопросы теста:

1. У меня часто плохое настроение, я плачу.

2. При встрече с человеком я избегаю смотреть ему прямо в глаза.

3. Часто я выгляжу сердитым, подавленным.

4. Большинство людей, которых я знаю или знал, разочаровали меня.

5. Я почти не интересуюсь тем, что для многих является очень важным в жизни (спорт, работа, отношение окружающих).

6. Последнее время я очень редко бываю веселым, практически не смеюсь.

7. Я часто чувствую слабость, жалуюсь на жизнь своим близким и знакомым.

8. В настоящее время у меня нет собственной позиции по многим вопросам.

9. Я говорю, как правило, очень тихо, так что меня с трудом понимают собеседники.

10. Часто я не знаю, как ответить на тот или иной вопрос собеседника, и просто пожимаю плечами.

Ключ к тесту

За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.

1–2 балла. Несмотря на некоторые жизненные затруднения, вы видите жизнь в несколько в розовом свете. Это не так уж плохо, но до определенного предела.

3–6 баллов. Отношение к жизни в целом в норме, но уже чувствуется определенная доля скепсиса, усталость. Не рано ли?

7–10 баллов. Почти все, что с вами происходит, вы воспринимаете негативно. Неужели в вашей жизни совсем нет радостных мгновений?

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов. Но тем не менее есть смысл задуматься над полученной информацией.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.



Загрузка...