emou.ru

Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»). Базаров и одинцова, испытание любовью Отношение между базаровым и одинцовой


История отношений Базарова с Одинцовой (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

Базаров узнаёт о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит её на балу у губернатора, куда приехал вместе с Аркадием. «Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа». Там же он с ней и знакомится. Она приглашает их с Аркадием к себе. В гостях у Одинцовой Базаров явно старается занять свою собеседницу. Она приглашает их к себе в Никольское.
«Экое богатое тело! – сказал Базаров по дороге. – Хоть сейчас в анатомический театр». В Никольском Базаров заинтересовал Анну, всё время проводил с ней, чувствовал, что любит её. Однажды утром она позвала его в свою комнату и попросила сказать, что с ним происходит – тот признался ей в любви. В тот же день после обеда он извиняется перед ней и говорит, что уезжает. «Мы ещё увидимся, не правда ли?» – сказала она. «Как прикажете… В таком случае мы увидимся», – ответил Базаров.
После этого они долго не встречались, пока Базаров не решил заехать к ней по пути к родителям. Он ещё раз извиняется и надеется, что она не будет вспоминать о нём с отвращением. Анна Сергеевна говорит, что причиной их размолвки было то, что они не нуждались друг в друге и, главное, в них слишком много… однородного. Она просит его остаться, но он уезжает: «Прощайте-с и будьте здоровы». Через некоторое время он смертельно заболел, когда ему стало совсем плохо, послал нарочного к Одинцовой, перед самой смертью она поцеловала его, и он умер.
Любовь показалась испытанием для Базарова, для Тургенева – это одна из смыслообразующих ценностей. Любовь побеждает эгоизм, просветляет мир, это чувство оказалось не физиологией, как предполагал герой, это чувство потрясает и травмирует. На словах он отрицал любовь, а на деле жизнь заставила её признать. Ни Базаров, ни Павел Петрович не одерживают победы в споре с жизнью.
В чем сложность взаимоотношений Базарова Одинцовой.

В ответ на свою откровенность Одинцова хочет проникнуть в душу Базарова. Ей интересны сокровенные мысли героя, его планы на будущее. Но Евгений Петрович замкнут. Герой очень одинок, он не привык делиться своими размышлениями и переживаниями. Анна Сергеевна уверяет, что Евгений может открыться ей.

Любовь в произведениях Тургенева - сила природная, подчиняющая себе человека зачастую помимо его желания, она прекрасна, грозна и мгновенна, как молния. С грозой сравниваются чувства героини в повести «Ася», героя - в повести «Фауст». Любовь - прекрасное мгновение, которое не дано остановить, как не остановить молнию. Любовь - всегда испытание, потому что она требует самопожертвования. Эту ситуацию “испытания любовью” переживают все герои Тургенева, и герои «Отцов и детей» - не исключение. Перед нами разворачивается история роковой любви Павла Петровича к княгине Р. Аркадий влюбляется сначала в Анну Сергеевну Одинцову, а затем в её сестру Катю. Николай Петрович любит Фенечку.

Однако центр романа составляет история любви Базарова и Одинцовой. Именно встреча с Анной Сергеевной словно делит роман на две части. Если в первой части романа мы видим Базарова-победителя, нигде не встречающего достойного сопротивления, самоуверенного и сильного, то вторая часть показывает нам другого Базарова. Он столкнулся с силой посерьёзнее Павла Петровича. И эта сила - любовь. Трагедия этой любви не только в том, что она осталась безответной.

Развитие отношений между Базаровым и Одинцовой занимает центральное место. До встречи с Анной Сергеевной любовь была одним из красивых “слов”, герой иронически называл её “романтизмом”, “дурью”, “художеством”. Наверное, на такое отношение к любви герой имеет право: история Павла Петровича и княгини Р. (остановимся на этом чуть подробнее) - весомое тому доказательство. Но вот “несчастье” случилось с Базаровым, и отношения с Одинцовой “не сложились” или “сложились”? И вновь обращаемся к профессиональным читателям.

В.Троицкий: “Одинцова, которую Базаров, несомненно, привлёк своей незаурядностью, очень скоро поняла, что он герой не её романа. Она почувствовала в нём отсутствие той духовности, без которой для неё не могло быть любви”.

Г.Бялый: “«Новый человек», нигилист Базаров способен к любви истинно большой и самоотверженной. Одинцова же, при всей незаурядности своей натуры, боится сердечных тревог и жизненных осложнений… Одинцова принадлежит к числу необычных и даже редких людей своего круга, своей среды, но Базаров решительно превосходит её глубиной и сердечностью своего чувства. Это, быть может, самая большая его победа, несмотря на то, что имеет видимость поражения”.

Вокруг сопоставления этих точек зрения и может строиться дальнейшая работа над сочинением.

В заключение говорим о счастливых любовных историях. Во-первых, Фенечки и Николая Петровича. Попутно заметим, что к простенькой Фенечке тянутся многие герои романа: её целует Базаров после тяжёлого разговора с Одинцовой, Павел Петрович находит в ней сходство с загадочной княгиней Р. Поразмышляем - почему?

Обратимся к другой героине - Кате, которая поднимет бокал “в память Базарова”, Аркадий пожмёт ей руку, но не решится “громко предложить этот тост”. Но ведь и его отец тоже не решился сразу сделать Фенечку своей женой.

Думается при пристальном размышлении над этими счастливыми историями возникает больше вопросов, нежели ответов.

По поведению Базарова в начале произведения можно сделать вывод, что страдания от неразделённой любви ему не угрожают.Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал свое удивление: почему не посадили в желтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами и трубадурами? «Нравится тебе женщина, - говаривал он, - старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась» Он представляет собой тот тип человека, разделяющего нигилистические воззрения на различные области жизни, который любовь не признаёт, даже как чувство. "Мы, физиологи, знаем, какие это отношения..." Но это совсем не значит, что он не признаёт вообще никаких отношений между мужчиной и женщиной. Евгений просто терпеть не может рыцарства. А его отзывы относительно Павла Петровича, пережившего несчастную любовь: "Не мужчина, не самец", - дополняют портрет.

Базаров и любовь - вещи несовместимые. Но вдруг в его жизни появляется Одинцова. Уже после бала он понял, "что тут что-то не ладно". А после первых минут более близкого знакомства с Одинцовой он был околдован её красотой и умом. Анна Сергеевна была настолько умна, чтобы Базарову было интересно с ней общаться, и настолько красива, чтобы понравиться ему. Когда одному человеку интересно с другим, когда тот ему нравится, возникает любовь. Это и начало происходить с ним: он стал вдруг многословен, "старался занять свою собеседницу". Когда друзья после этой встречи возвращались домой, Евгений, всё ещё пытаясь выйти из-под власти Одинцовой, уже признаёт её красоту и опережает желание Аркадия поехать в Никольское. Вскоре Базаров понял, что влюбился. И изо всех сил старался искоренить в себе это рыцарское "чувство, которое его мучило и бесило и от которого он отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хоть отдалённо намекнул ему на возможность того, что в нём происходило". Евгений боролся с самим собою: он "высказывал равнодушие ко всему романтическому", но "с негодованием сознавал романтика в самом себе". Он бранил "вполголоса и её, и себя" за происходившее между ними, но в его голове то и дело возникал образ Одинцовой.


Фенечка, Анна Одинцова, княгиня Р. - героини романа Ивана Тургенева «Отцы и дети»
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» изобилует описаниями природы, самых разных характеров и социальных типов. Невозможно представить себе какое-либо художественное произведение без окружающей его героев атмосферы, ведь именно она служит той основной канвой, холстом для всех стежков, всех мазков, с помощью которых мастер создает затем свое живописное полотно. Вышивает. Рисует. Иными словами, творит. И здесь важна любая деталь, любой сюжетный или композиционный ход в произведении.
Очень интересна в этом плане история любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. На первый взгляд это обычная история жизни, помещенная в роман, чтобы удовлетворить любопытство пытливого читателя и, отчасти, объяснить нынешнее состояние Павла Петровича.
Но стоит немного приглядеться, и становится ясно, насколько этот эпизод символичен, а потому значителен. Мы вдруг замечаем, насколько ярко предстает перед нами княгиня Р., несмотря на небольшой текстовой объем, посвященный описанию ее истории. По живости изображения, по авторскому отношению его можно сравнить лишь с Анной Сергеевной Одинцовой. Но, проведя одну параллель, мы обнаруживаем, насколько эти образы вообще схожи между собой.
У них по сути один и тот же стиль жизни - если во второй половине жизни княгиня «плачет и молится», то Одинцова тоже в деревне из богатой, довольно неприступной дамы вдруг превращается в обычную уставшую от жизни и очень несчастную женщину. Даже семейное положение у них похоже - тихий и спокойный брак с нелюбимым человеком у княгини и точно такая же тихая жизнь сначала с мужем, потом во вдовстве у Одинцовой.
Но главное - это общий ореол таинственности. Даже определения для них подобраны с оттенком таинственности. (Княгиня вела «странную жизнь», у нее был необыкновенный «загадочный взгляд» и т. д. Про Анну Сергеевну сказано, что она была «довольно странное существо».) И внезапно мы начинаем отождествлять сфинкса-Нелли с «загадочным существом» - Одинцовой, невольно распространяя на Одинцову то, что сказано о княгине. Таким образом, портрет Одинцовой становится более цельным, дополняется.
Но, сравнивая Одинцову с княгиней Р., мы не можем не сопоставить и влюбленных в них мужчин - Павла Петровича и Базарова. Возникает некая незримая связь между непримиримыми врагами, и различия в убеждениях, в привычках становятся поверхностными, несерьезными, когда человек попадает во власть природы. Действительно, Базаров, узнав историю Павла Петровича, становится в отношении к нему мягче, больше не препирается с ним, даже жалеет его, полюбив Анну Одинцову.
Но самая непонятная параллель с историей княгини Р. обнаруживается у Фенечки. Сам Павел Петрович сравнивает между собой этих двух совершенно непохожих женщин. Правда, сравнение это поверхностное, только внешнее и роли в сюжете почти никакой не играет. Зато лишний раз доказывает, что Павел Петрович до сих пор любит княгиню.
Итак, мы видим, что история княгини Р. играет значительную роль в романе, являясь своеобразным связующим моментом для более яркого проявления характеров, для обозначения сложностей, разного рода изломов в судьбе человека. Этот вставной эпизод как бы призван подчеркнуть позицию автора - любовь не бывает счастливой, если она настоящая, сильная. Такой любви почти всегда уготован невеселый конец - утрата, разлад, расставание.
Жизнь и смерть Базарова

В русской литературе есть всего два романа, главных героев которых зовут Евгений: “Евгений Онегин” и “Отцы и дети”. Случайно ли это совпадение имен?
Параллели между сюжетами двух романов на этом не кончаются: у каждого Евгения свой младший друг; в обоих романах по соседству живут две сестры-помещицы; очень непростым отношениям между Базаровым и Анной Сергеевной как бы соответствует несостоявшаяся любовь между Онегиным и Татьяной, а роман Ленского с Ольгой кончился бы так же, как роман Аркадия с Катей, если бы Ленский остался в живых. Кстати, в обоих романах есть дуэль, на которой тот, для кого дуэль - нелепый предрассудок, ранит того, для кого дуэль - дело чести. Вообще, для обоих Евгениев характерно пренебрежительное отношение к нормам, которые считаются общепринятыми в окружающей среде. Наконец, основное действие обоих романов происходит в деревне, куда герои приезжают из столицы. И еще: и Онегин, и Базаров всегда одиноки.
Если предположить, что Тургенев сознательно сделал все эти совпадения, то интересно посмотреть различия между героями этих романов. Контраст создается уже самими фамилиями этих героев. Мягкому, нежному имени Евгений созвучна фамилия Онегин. Фамилия же Базаров грубая, пожалуй, даже вульгарная. С такой фамилией естественно сочетается облик Базарова: красные руки, лицо “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета” и так далее.
Интересно сравнить влияние Онегина и Базарова на жизнь окружающих. Скучающий Онегин старается жить сам по себе, но тем не менее оставляет неизгладимый след в жизни тех, с кем сталкивается: убит Ленский, из-за этого по-иному пошла жизнь Ольги, на всю жизнь остается душевная рана у Татьяны. Базаров же, наоборот, с реформаторским пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся. Базаров часто употребляет слово “мы”, но кто эти “мы” - так и остается непонятным: не Ситников же с Кукшиной, которых Базаров откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот Базаров умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьбы всех героев (за исключением, конечно, стариков-родителей Базарова, которые вскоре отправятся вслед за ним) сложились так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Базаров - человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-либо след. Итог жизни Базарова невольно напоминает строки Лермонтова:

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа.
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Мертвость была в самой философии Базарова, в его стремлении свести всю живую жизнь к законам неживой материи. Смерть была в нем самом, и недаром он умирает от трупного яда. Может быть, самым абсурдным в жизни Базарова было стремление утвердить свою личность, противопоставить себя другим путем проповеди полной безликости: “Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой”.
Интересно, применял ли Базаров подобные “принсипы” (как сказал бы Павел Петрович) к самому себе? Базаров вызывает симпатии, когда восстает против косностей тогдашней русской жизни (прежде всего, в спорах с Павлом Петровичем), но противопоставляет он, по существу, еще большую косность, всеобщее выравнивание.
Не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается? Но если это не так, если базаровский дух заразит целые поколения русской интеллигенции - что тогда? Тургенев не нашел ответа на этот вопрос. На него ответила история...

Сон Базарова
Я очень люблю роман И. А. Гончарова “Обломов”, причем одной из самых моих любимых глав является “Сон Обломова”. Мне кажется, что это одна из самых поэтичных и нежных картин в романе. От каждого описания природы, каждого слова, сказанного жителями Обломовки, веет какой-то негой, лаской и добротой. Правда, этот сон также объясняет, почему судьба главного героя сложилась так, как она описана в романе. Если бы этой главы в романе не было, я думаю, не одно поколение терялось бы в догадках, почему Илья Ильич Обломов, “человек лет тридцати двух-трех от роду” целые дни проводил, лежа на диване, “с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”.
И. А. Гончаров назвал “Сон Обломова” “увертюрой” всего романа. “Сон Обломова” сперва появился на свет как “эпизод из неоконченного романа”. Гончаров подчеркивал, что в этом коротком произведении им был набросан “главный мотив "обломовщины"”.
В чем же и как выразился этот мотив? Гончаров видел, что “обломовщина” неотделима от крепостничества. Картину, нарисованную Гончаровым, можно воспринять как некую аллегорию: Обломовка - очень яркое и полное олицетворение “сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни”.
Как же “милые обломовцы” повлияли на жизнь здорового, одаренного, живого, наблюдательного и впечатлительного мальчика? Маленький Илюша Обломов был очень подвижным и любознательным ребенком. Ему было скучно подолгу повторять за матерью молитвы. Его живая натура требовала движения, а энергия - выхода.
Очень может быть, что в благоприятных условиях Илюша достиг бы больших успехов в жизни. Но воспитание в условиях крепостного строя подавляло в мальчике все хорошее, что в нем было. Ему постоянно внушали, что он барин, что у него есть “Захар и еще 300 Захаров”. Когда Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик “только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос”. Такое воспитание убивало в Илюше инициативу и природную живость. Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самому немедленно пресекалась: “Отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат: - Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!”
Родители не заботились о том, чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире. Это представление у него складывалось в основном по няниным рассказам. Некоторые из этих рассказов (о мертвецах и о разных чудовищах) приводили Илюшу в ужас, развивали в нем страх перед жизнью. Они так повлияли на впечатлительного мальчика, что “воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости”. Уже взрослый человек, Илья Ильич понимал, что в жизни нет таких чудес, о которых ему говорили в детстве, но все же “у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье, поесть за счет доброй волшебницы” и он “бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка”.
Постепенно Илюша начинает приходить к выводу, что нужно жить так, как живут окружающие его люди. В нем начали развиваться апатия, лень, безволие. Обломовка погасила в нем всякое стремление к знанию.
Как же живут, как проводят время хозяева Обломовки? “Сам Обломов - старик тоже не без занятий”, - с иронией говорит Гончаров. Что же это за занятия? “Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.” Хозяйство же между тем постепенно приходит в упадок. Приказчик, пользуясь беспечностью и бесхозяйственностью Обломова-старшего, присваивает значительную часть доходов. Барин при этом даже не знает, какой доход приносит его имение. Однако чтобы проверить приказчика, нужно потрудиться, а труд в Обломовке считается наказанием. И нет ничего удивительного, что Илья Обломов, унаследовавший от отца “талант хозяйничания”, не знает счета деньгам и с детской наивностью думает, что староста Обломовки даст денег столько, сколько нужно.
Мать Илюши тоже занята “делом”: все свободное от сна время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. Это занятие было настолько важным, что совещались целым домом. И ничего удивительного, ведь “забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке”.
Учебой Илюшу не загружали. Чтобы он не измучился и не похудел, ему часто разрешали пропускать занятия в пансионе. Причины находились самые разные. Например, если в доме пеклись блины, то в пансион не нужно было ехать. Когда же он все-таки ходил в класс, то задаваемые уроки учил не дальше “той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту”. Родители Илюши видели в образовании прежде всего выгоду. Те, кто его имел, получали чины и награды, быстрее наживали деньги. А поскольку обломовцам хватало того, что у них было, то и учиться, по их мнению, было незачем.
Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. Ильей все больше овладевали лень и апатия, у него не хватало сил бороться с ними. Когда он учился в университете, в нем неожиданно вспыхнуло желание добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но период душевного подъема был недолгим.
Первые столкновения с жизнью, первые трудности испугали Обломова. Служба требовала энергии и труда. Прослужив кое-как два года, Илья Ильич подал в отставку. Обломов стал постепенно отгораживаться от мира. Он “простился с толпой друзей” и все реже и реже выходил из дома. Таким образом, становится очевидным: все, что видел Илюша в детстве, и сделало его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой. Я очень сочувствую Обломову, он очень мне симпатичен. Мне жаль, что у него так сложилась жизнь. Когда я прочитал роман, мне захотелось вернуть Обломова в детство, чтобы он снова стал маленьким Илюшей, но чтобы детство его проходило совсем по-другому. Он мог бы тогда остаться энергичным и любознательным, получил бы хорошее образование, и жизнь была бы ему г* радость. Его взгляд бы не “помрачался выражением будто усталости или скуки”, у него были бы интересные занятия, он бы много читал и общался с интересными людьми. Но Обломовка сделала свое дело - она самым пагубным образом повлияла на всю дальнейшую жизнь Ильи Ильича Обломова.

Трагедия Базарова
и т.д.................

Тема: Базаров в отношениях с Одинцовой и Аркадием.

Цель урока: 1) проследить по тексту романа, как раскрывается образ Базарова в его любви к Одинцовой и в отношениях с Аркадием,

2) развивать навыки устной речи, мышление, умение анализировать прочитанное;

3) формировать нравственность учащихся

Ход урока

I . Оргмомент

II . Слово учителя

С необычайной глубиной раскрывает автор могучую, прямую и страстную натуру Базарова. Читая эти стра­ницы, мы должны задуматься над вопросами, кото­рые не могут не волновать всех нас: об истин­ной любви, об отношении Базарова к любимой жен­щине. Урок надо провести эмоционально, с большим тактом касаясь этих вопросов, помочь учащимся по­нять, как раскрывается авторское отношение к Ба­зарову.

В предыдущих глазах Тургенев показал, что его герой незримо выше окружающих его людей, отличается от них своим демократизмом, знаниями, умом, силой духа. Нои там мы отмечали страницы, где автор полемизирует с Базаровым, а именно – с его отношением к искусству, природе. Рассказывая историю любви своего героя, писатель еще шире развертывает полемику с ним, показывает несостоятельность романтических воззрений молодого нигилиста, заставляет его «ощутить романтика в себе самом» Однако автор не развенчивает Базарова. Он по – прежнему остается сильным, большим человеком, он и здесь выше Павла Пет­ровича, так как не поставил свою ЖИЗНЬ «На карту женской любви», да и любит он по-иному. В изображе­нии любви Базарова с особой силой сказалась противо­речивость мировоззрения Тургенева, его двойственное
отношение к Базарову, который предстает перед нами не как фотография революционера-разночинца, а как изображение, преломленное сквозь призму восприятия писателя, многого не понявшего во взглядах и дейст­виях революционной демократий.

III . Беседа.

Почему внимание Базарова привлекла Одинцова?

Она была красива, не похожа на губернских дам.

Как Тургенев описывает ее портрет?

Она поражает «достоинством своей осанки», «спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза… Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».

Вспомним диалог Аркадия и Базарова в конце четырнадцатой главы.

В репликах Базарова несомненно, звучит цинизм. В отличие от революционных демократов Базаров не ставит вопроса об эмансипации женщины. Так он за­являет, что «свободно мыслят между женщинами одни уроды» сравнивает холодную женщину с мороженым". Однако можно предположить, что цинизм этот-напускной, что вызван он стремлением скрыть от Аркадия а, быть может, и от самого себя сильное впечатление, произведенное на него Одинцовой. Ведь на следую­щий день «Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился... Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему ста­ло досадно. «Вот тебе раз! бабы испугался!» - поду­мал он и, развалясь в кресле не хуже Ситникова, заго­ворил преувеличенно развязно, а Одинцова не спускала с него своих ясных глаз.»

«Ломание Базарова в первые минуты посещения не­приятно подействовало на нее...; но она тотчас же по­няла, что он чувствовал смущение, и это ей даже поль­стило. Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова». Отвечая на пригла­шение Одинцовой, Базаров к великому удивлению Аркадия покраснел.

Из чего можно заключить, что не только красота Одинцовой привлекла Базарова, но и ее ум, широта интересов?

«Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая».

Одинцова умная женщина, интересная собеседница. Было и нечто другое в этой женщине, привлекавшее к ней Базарова.

Обратимся к концу пятнадцатой главы (диалог Базарова и Аркадия).

В словах Базарова снова звучит напускной цинизм («Этакое богатое тело!», «Сказано - первый сорт») , так как ему неприятно сознаться в чувстве, которое возбудила в нем Одинцова.

Что отдаляет Базарова от Одинцовой?

Базаров считает ее аристократкой. «Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове», - иронически замечает он.

Какое впечатление произвел дом Одинцовой?

Базарову претит аристократический дух этого дома – лакеи, дворецкий.

«Какой гранжанр!» - гово­рит он, иронически употребляя французское словеч­ко- впрочем, нарочито произнося его на русский лад.

Обратим внимание на диалог Базарова с дворец­ким.

Базаров говорит с ним преувеличенно вежливо, как не принято было говорить со слугами: «Никаких прика­заний не будет, почтеннейший... разве рюмку водочки соблаговолите поднести». Тон этот, в котором звучит насмешка над аристократическими обычаями, вызвал законное недоумение дворецкого.

IV . Чтение 16 главы (сцена беседы с Одинцовой) от слов: («Одинцова обратилась к База­рову...», кончая словами: «... Мы должны пощадить ее уши»).

Чем отличается манера говорить и спорить от споров с Павлом Петровичем?

Из каких слов видно, что Базаров считает необходимым переустройство общества?

«...Нравственные болезни происходят от дурного во­спитания, от всяких пустяков, которыми сызмала наби­вают людские головы, от безобразного состояния об­щества одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет».

Для характеристики взглядов Базарова чрезвычайно важна оценка, которую он дает современному состоянию общества - «безобразное».

Как вы думаете, согласен ли Тургенев с такой оценкой? Как изобразил он положение в стране?

Тургенев несколькими штрихами, но весьма красно­речиво рисует обнищание крестьян, темноту народа, бесхозяйственность помещиков, ничтожество и бюрокра­тизм высшего чиновничества. В оценке состояния обще­ства писатель соглашается со своим героем.

Итак, в беседе с Одинцовой Базаров охотно высказывает свои взгляды, делится с ней своими мыслям. Беседа эта - серьезная. касающаяся важных и волнующих его вопросов. Следовательно, вопреки своим цини­ческим утверждениям, Базаров видит в Одинцовой умную, понимающую собеседницу.

Как постепенно меняется отношение Базарова к Одинцовой?

В первый день пребывания в Никольском он еще продолжает с показным цинизмом говорить об Одинцовой, но уже не о ее внешности, а о том, что его особенно привлекает в ней: «баба с мозгом», «тертый калач». На следующее утро, вернувшись после прогулки с Одинцовой, он поразил Аркадия выражением своего лица («хотя веселое и даже ласковое» оно «не понравилось Аркадию») и тем, что в рассеянности вторично с ним поздоровался.

Что говорит Тургенев о душевном состоянии Базарова в начале 17 главы?

« В Базарове… стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало».

Вскоре «Базаров перестал говорить с Арка­дием об Одинцовой, перестал даже бранить ее «аристо­кратические замашки».

«... Вообще он с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего... он как будто избегал, как будто стыдился его...»

Почему Базаров мог стыдиться Аркадия? (17 глава).

Читаем отрывок из семнадцатой главы, начиная со слов: «Настоящею причиной всей этой новизны...» и кончая словами: «... что ему, разумеется, не всегда уда­валось».

Как смотрит Базаров на любовь к женщине?

Базаров утверждал, что человек не должен ставить на карту женской любви всю свою жизнь. Он справедливо считал, что личная трагедия человека не должна превращать его в живого мертвеца.

Базаров не признавал неразделенной любви; любовь он понимал как простое влечение к красивой женщине, а более глубокое чувство называл романтизмом, т. е. чепухой. В этом, конечно, мы не можем с ним согласиться. Спорите ним и Тургенев. Опровергая взгляды своего героя на любовь, писатель заставляет Базарова переживать то, что он сам отвергал: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое рав­нодушное презрение ко всему романтическому; а остав­шись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

В каких эпизодах ярко раскрывается «романтический» характер любви Базарова?

Вспомним первое объяснение его с Одинцовой в 17 главе. Какова обстановка, в которой происходит это объяснение? Обратите внимание на пейзаж.

«Базаров встал и толкнул окно. Оно разом со сту­ком распахнулось... Он не ожидал, что оно так легко отворялось; притом его руки дрожали. Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумящими деревьями и свежим запахом воль­ного, чистого воздуха».

«Базаров встал. Лампа тускло горела посреди потемневшей, благовонной, уединенной комнаты, сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание».

Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, - поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется с точки зрения Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, это ему казалась ночная "свежесть «раздражительной», это ему слышалось "Таинственное шептание. Базарову-материалисту, ученому-биологу шелест листьев, ночные шорохи ка­жутся таинственными!

Так под влиянием охватившего его чувства настоя­щей любви пробуждается в нем романтик, по-иному он начинает видеть мир.

Но сдается ли Базаров? Покоряется ли он романтическому чувству, изменяет ли своим убежде­ниям?

Нет, в отношениях с Одинцовой он верен себе: и в том, что он ей говорит, и в том, как он с ней говорит, чувствуется борьба, нежелание подчиниться овладевшей им «идеальной любви»

В сценах объяснения Базарова с Одинцовой поко­ряет его суровая прямота, честность, отсутствие какой бы то ни было рисовки: «Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею», - заявляет он. Ба­заров не идет на компромисс, не подлаживается под настроение Одинцовой, он словно хочет ей сказать всем

своим поведением: «Прими меня таким, каков я есть на самом деле, или не принимай совсем».

«... Изящная сторона жизни мне недоступна, та сто­рона, которою вы так дорожите», - откровенно призна­ется он своей собеседнице. Прямо, без обиняков, назы­вает он ее аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо: «... Вы себя избаловали... вы очень любите ком­форт, удобства, а ко всему остальному очень равнодуш­ны». Отметим умение разбираться в людях, свойствен­ное Базарову. Полюбив Одинцову, он видит ее недо­статки. Прямо и откровенно он говорит о своих чувст­вах, не прибегая к красивым словам: «Напротив, тот скорее достоин сожаления, с кем эта штука случается» (Базаров обходит высокое слово «любовь», заменяя его просторечием «эта штука»). На вопрос Одинцовой, смог ли бы он отдаться полностью чувству любви, он честно отвечает: «Не знаю, хвастаться не хочу». А между тем, мы видим, что он способен на большое чувство. Усло­вие: «Жизнь за жизнь» - кажется ему справедливым. О силе его чувства говорит и замечание автора: «Серд­це у него действительно так и рвалось».

О глубине его страданий свидетельствуют и следую­щие строки: «А Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъеро­шенный и угрюмый» . На следующий день, продолжая прерванный накануне разговор, Одинцова касается во­проса о будущем Базарова. И здесь опять-таки в его словах - ни тени рисовки, простота и отсутствие даже намека на позу. «... Я будущий уездный лекарь», - заяв­ляет он. И далее: «Выйдет случай что-нибудь сде­лать - прекрасно, а не выйдет - по крайней мере тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал». Его коробят громкие фразы: «... Я понимаю ваше нежелание говорить о будущей вашей деятельности; но то, что в вас теперь происходит... - Происходит! - повторил Ба­заров,- точно я государство какое или общество!»

Какие же черты Базарова проявились в его люб­ви к Одинцовой?

Мужественная решительность, воля, прямота и чест­ность, суровая требовательность к себе и к другим, от­вращение к фразе, к позерству, способность сильно, глу­боко любить. Вспомним его портрет в девятнадцатой главе: «Его лицо, строгое и желчное, с опущенными глазами, с отпечатком презрительной решимости в каж­дой черте...» Это сильный человек, он глубоко любит и тяжко страдает, но держится мужественно, стойко. Про­читаем конец девятнадцатой главы (со слов: «Садясь в тарантас к Базарову...» до слов: «...Во всю дорогу уже не разевал рта»).

Мы видим, как мучительно страдает Базаров, но он не «раскис», подобно Павлу Петровичу, он злится на свою боль, он хочет ее непременно победить. И он оста­ется верен своим убеждениям: «...Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца», - говорит он.

Некоторые критики, писавшие о романе «Отцы и дети», утверждали, что в истории любви Базарова к Одинцовой Тургенев «развенчивает» своего героя. Как вы думаете, правы ли были эти критики?

Нет, Тургенев спорит лишь со взглядами Базаров а, показывает несостоятельность его «антиромантических» убеждений, но, вместе с тем, история любви Базарова раскрывает замечательные качества его личности, делает его еще более привлекательным, показывает насколько он выше уездных аристократов, в том числе – и холодной, изнеженной, не способной на сильное чувство эгоистки Одинцовой.

Следует, однако, отметить, что Одинцова во многом достойна Базарова. Не всякую женщину он мог так сильно полюбить: и по своему уму, по опытности и зна­нию жизни, по силе характера она достойна Базарова. Это возвышает его. Если бы Базаров полюбил пустую, ничтожную женщину, такая любовь не вызвала бы со­чувствия и уважения (именно пустую, вздорную, взбал­мошную женщину любил всю жизнь Павел Петрович).

V . Домашнее задание : 20, 21 главы, синквейн

VI . Выводы и итоги урока

Иван Сергеевич Тургенев создал нетленное произведение, оставшееся в веках вечным современным вопросом. «Отцы и дети» роман актуальный вера, сегодня, завтра. Здесь затронуты вопросы воспитания нравственности, отношения к жизни и к своему будущему, вопросы положения в обществе и выходах в свет. И, конечно, немаловажная роль в романе отведена любви и чувствам, их проявлениям и, как бы ни звучало грубо, но выражениям своих чувств, изменениям в человеке с приходом любви.

Евгений Базаров, герой романа, описывается изначально, человеком, посвятившим себя своей идее - науке, труду, рационализму. Считается нигилистом и противником каких-либо человеческих слабостей, уж тем более какой-то там любви.

(Евгений Базаров)

Всё меняется после встречи с гением чистой красоты, Анной Сергеевной Одинцовой. Эта женщина ставит себя высоко, независимо, хладнокровна, горделива, мудра. Естественно, первоначальные качества поражают до глубины души молодого Евгения Васильевича. Вскоре успешный целеустремлённый человек понимает, что не может жить как прежде, отдавая все силы и мысли только работе. Анна покорила его сердце и забрала душу - Евгений влюбился.

Анна Сергеевна, овдовевшая обеспеченная барышня не стара и крайне привлекательна, даже красива. Её уверенность и нордические черты характера дано полюбить не каждому. Но, проблема в том, что саму Анну, по всей видимости, высокие чувства не трогали ещё (или уже) никогда. Женщина примеряет на себя удобства, комфорт, рассчитывает действия на будущее, прикидывает выгодные стороны союза.

Её приятное расположение и симпатия к влюблённому человеку не пошла далее, чем заинтересованность. Анна стремилась к удовлетворению комфортом, тишиной и размеренностью, но пылкие терзания Евгения сбили её с мысли о создании семьи или даже партнёрства. Оживлённый любовью и окрылённый счастьем Евгений нравился ей куда меньше, чем тот, кем он был ранее.

Нет точного ответа на вопрос о возможном будущем Анны и Евгения, что бы было с героями далее. Если бы Анна влюбилась в Евгения, изменилось бы её поведение и взгляды на жизнь, на отношение к людям в целом. Евгений разочаровался в своих жизненных принципах, которыми дышал до знакомства с Анной, а вот женщина не сумела принять другой мир и оттолкнула от себя трепетные чувства. Базаров ушёл из жизни скоро, но ушёл человеком, знающим что такое любить и отдавать своё тепло, делиться радостью внутренней и стараться делать мир вокруг себя лучше. Суждено ли Анне познать столь высокое чувство, преодолевающее любые сложности в жизни и судьбе - кто знает?

От искреннего чувства невозможно скрыться. Обманывать самого себя человек не научился и по сей день. И хочется верить, что история безразличия в душе рано или поздно закончится у каждой «Немного Анны», «немного Кати», «немного Снежной Королевы». Жить во взаимности и любить не так страшно, как не понимать и не принимать зов другой души. И лучше уйти, постигнув счастье, чем жить до 100 лет глухо - немо - слепым и безразличным ко всему.

Автор романа «Отцы и дети» подверг своего героя серьезному испытанию. Базаров не верил в любовь. Разговоры о чувствах с презрением называл «романтизмом». Тем не менее именно любовь его и погубила. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Чем она его заинтересовала?

История любви Базарова и Одинцовой - одна из сюжетных линий романа. Хотя произведение Тургенев создал прежде всего под впечатлением общественных и политических событий, происходивших в России в середине XIX века. Базаров - нигилист, он ни во что не верит, у него нет авторитетов. Но оказалось, что и ему не чужды обычные человечески страдания. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Поиск ответа на этот вопрос - важная составляющая художественного анализа книги русского классика. Вспомним сюжет произведения.

Нигилист

Двοрянин Никοлай Петрοвич Кирсанοв, владелец пοместья Марьинο, οжидает приезда свοегο сына Аркадия Кирсанοва, кοтοрый вοзвращается из Петербурга, οкοнчив университет. Οн, накοнец, приезжает, и не οдин. Аркадий знакοмит οтца сο свοим другοм Евгением Базарοвым, всячески расхваливая егο. Он убеждает отца, чтο Евгений - οчень интересный и умный челοвек. Ведь Базаров - нигилист.

В дοрοге Никοлай Петрοвич пοведал сыну все дοмашние нοвοсти. Пοжалοвался, чтο дела у негο идут из рук вοн плοхο: рабοтники сοвсем οбленились, пьянствуют, не платят οбрοк. И с деньгами сοвсем худο. Аркадий же рассказывает ο друге, ο тοм, чтο Евгений сοбирается стать врачοм, а также о его неοбычнοм мирοвοззрении.

История Павла Петровича

Дома οни встречают старшегο брата Никοлая Петрοвича - Павла. Этο немолодой, но все еще красивый, пοдтянутый мужчина, кοтοрый следует английскοму стилю в οдежде. Οн мοднο οдет и ухοжен, чтο вызывает усмешки у Базарοва. Павел Петрович не слишкοм любезнο принимает гοстя, даже не пοдает ему руку. Эти герои противопоставлены друг другу.

Позже Аркадий расскажет другу историю Павла Петровича. Оказывается, он был когда-то светским львом, энергичным, успешным, обаятельным. Все изменилось после встречи с некой княгиней. Базаров относится с презрением к Павлу Петровичу. Как может любовь изменить жизнь мужчины? Но Евгений зря осуждает этого человека. Ведь вскоре он встретит молодую вдову и поймет, что чувства порою сильнее разума. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Что особенного было в этой женщине? Неужели она покорила сердце скептика своей красотой?

Философские споры

Аркадий пοзнакοмился с Фенечкοй, кοтοрая рοдила сына Николаю Петровичу. Отец нахοдится в замешательстве, ему οчень нелοвкο перед сынοм, нο тοт егο пοддерживает и убеждает, чтο ничегο прοтив не имеет.

Однажды Базаров и Павел Петрович начали спοр. Старший Кирсанοв не желает пοнять и принять убеждения и принципы гостя. Евгений же οтрицает всякую пοльзу искусства, пοэзии, всегο вοзвышеннοгο. Он заявляет, чтο есть вещи гοраздο важнее, например, тοчные науки.

Встреча Базарова с Одинцовой

Друзья однажды пοехали с визитοм к рοдственнику Кирсанοвых, Матвею Ильичу Кοлязину, кοтοрый пригласил их к губернатοру. Тοт предлοжил им пοприсутствοвать у негο на балу. Там мοлοдые люди пοзнакοмились и с Аннοй Сергеевнοй Одинцовой. Отношение Базарова к этой женщине изначально было необычным - необычным на фоне его циничных рассуждений.

Евгений с удивлением οбнаруживает, чтο заинтересοвался ею. Он не скрывает, чтο Одинцова οтличается οт других женщин. Вскοре Анна приглашает Евгения и Аркадия в свοе пοместье Никοльскοе. Противник искусства и философии прοвοдит мнοгο времени с Одинцовой.

Любовь Базарова настигла неожиданно - во время пребывания в ее поместье. Однажды он признается ей в своих чувствах. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Пожалуй, он и сам не смог бы ответить на этот вопрос. Осознание истины к нему пришло слишком поздно - перед смертью.

Одинцова, в отличие от прочих женщин, которых встречал Базаров, умна, рассудительна. Она много читает, слушает Евгения с искренним интересом. Но дело даже не в этом. Базаров, как и любой живой человек, нуждается в любви. Он просто-напросто встретил женщину, которая смогла его заинтересовать. Рано или поздно это должно было произойти.

Спустя две недели друзья уехали. Они отправились к родителям Базарова. Отношения с Одинцовой на этом не заканчиваются. На обратном пути друзья неосознанно сворачивают в сторону Никольского.

Дуэль

Οднажды Павел Петрοвич стал свидетелем тοгο, как Евгений пοцелοвал Фенечку. Он вызывает Евгения на дуэль. Базарοв ранит его. Однако οб истиннοй причине дуэли οни никοму не сказали, сοславшись на пοлитические разнοгласия.

Финал

Евгений вοзвращается к рοдителям и принимается за врачевание. Οднажды, рабοтая с трупοм челοвека, умершегο οт тифа, οн получает заражение. Вскоре понимает, что смертельно болен и выражает желание увидеть Одинцову.

Базаров в «Отцах и детях» - образ трагический. Печальна судьба человека, который провел жизнь в полном заблуждении. Отношения Базарова и Одинцовой завершились, не успев развиться. Иначе и не могло быть. Нигилист неожиданно полюбил женщину, которая не смогла ответить ему взаимностью.

Базаров и Одинцова

В «Отцах и детях» показан герой, который οтнοсится к любви тοчнο так же, как и кο всему другοму, - с практическοй или естественнοнаучнοй тοчки зрения. Великοе чувствο οн οбъяснял исключительнο οднοй физиοлοгией и медицинοй.

Почему история Базарова и Одинцовой является важной сюжетной линией в романе? Дело в том, что с ее помощью автор показал неубедительность взглядов главного героя. Встреча с Οдинцοвοй οпрοвергла егο внутреннее убеждение. Οтличие герοини οт других женщин οн οтметил сразу же в присущей ему грубοватοй манере: «На οстальных баб не пοхοжа». Пοстепеннο к нему прихοдят незнакοмые прежде чувства, кοтοрые οн раньше старательнο οтвергал.

В сцене признания в любви, описанной в 18-й главе, Базарοв раскрывает свοи чувства. Οдинцοва, дοбившись этοгο признания, сразу с хοлοдοм οтступает, испугавшись изменений в Базарοве и их вοзмοжных пοследствий для ее спοкοйнοй οтлаженнοй жизни.

Нο если стοль серьезны были чувства Базарοва к Οдинцοвοй, тο для чегο же в рοмане рассказана история с Фенечкой, закончившаяся дуэлью? Здесь мοгут быть различные версии. К Οдинцοвοй Базарοв испытывает те чувства, кοтοрые раньше не признавал. Нο в пοединке с ней οн терпит пοражение, хοтя нравственнο выглядит дοстοйней, чем οна. Фенечка мοгла стать для Евгения свοегο рοда οтдушинοй. В ее дοступнοсти и прοстοте οн ищет спасение οт аристοкратическοгο рациοнализма Οдинцοвοй.

Можно допустить и другую версию. Увлечение Фенечкοй - тο самοе базарοвскοе, чистο физиοлοгическοе - слοвнο οттеняет пοдлиннοсть любви к Οдинцοвοй. И драма Евгения в тοм, чтο жизнь не пοдтвердила егο теοретическοгο цинизма. Не тοлькο любοвь к Οдинцοвοй, нο и влюбленнοсть в Фенечку οказались пο преимуществу нравственнο-эстетическим чувствοм, а не биοлοгическим инстинктοм.

Автор разрушил нигилизм Базарοва, показал его красивую и сильную челοвеческую натуру. Однако в споре о роли простых земных чувств в жизни человека Евгений проиграл. Не обрел счастья и его оппонент - Павел Петрович. Есть ли победители в этом споре? Прав, как оказалось, человек, который упорно избегал всяческих дискуссий, - Николай Петрович Кирсанов. Он умел жить: играл на виолончели, читал Пушкина, любил Фенечку, души не чаял в детях и не задумывался о высоких материях.

Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Тургенев всегда считал, что именно любовь проверяет человека, а потому любовная линия Базаров - Одинцова очень важна для пони-мания романа в целом. С момента ее возникновения конкретно-историческая линия развития сюжета преобразуется в нравственно-

философскую, на смену идейным спорам приходят вопросы, постав-ленные самой жизнью, а характер героя становится сложнее и проти-воречивее. Он. отрицавший романтику любви, сам влюбился роман-тически, безнадежно. В конфликт вступают его чувства и прежние убеждения, что делает отношения с Одинцовой сложными и подчас болезненными для героя.

Красавица Анна Сергеевна Одинцова - натура сильная, глубо-кая, независимая, наделенная развитым умом, но при зтом она холод-на и эгоистична. В чем-то она похожа иа Базарова: как и он, она свы-сока относится к другим людям, ощущая свое превосходство над ними. Она единственная в романе верно поняла сложный и противо-речивый характер Базарова, по достоинству оценила его, поняла глу-бину и силу возникшего в нем чувства. Казалось бы, все это могло привести к прочному союзу героев. Ведь оба они, по суги, очень оди-ноки. Одинцова, как и Базаров, чувствует, что силы ее богатой натуры остаются нереализованными.

Но что ждет ее с Базаровым? Сцена объяснения героя в любви по-казывает, что гармонии в их взаимоотношениях нег и быть не может. Недаром Анну Сергеевну так пугает какая-то скрытая, но порой вы-рывающаяся наружу грозная сила, таящаяся в Базарове. Ему хватает мужества признать, что он влюблен, как настоящий рома1ггик. но соз-нание этого вызывает у нею самою злость - то ли на себя, то ли на Одинцову. С другой стороны, ей самой не хватает смелости и реши-мости, чтобы связать с ним свою судьбу. Насыщенной, непредсказуе-мой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное сущест-вование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью. Так что ответст-венность за несложившиеся отношения с Базаровым лежит и на вей.

И лишь сцена смерти героя снимает те острые противоречия, ко-торые так наглядно проявились в его любви к Одинцовой. Может быть, только во время последнего свидания с умирающим Базаровым она поняла, что потеряла самое ценное в своей жизни. Он же больше не пытается противостоять своему чувству, и оно выливается в по-этическом признании: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Но эта гармония лишь на короткий миг освещает героев, так и не сумевших воплотить ее в жизнь.

Можно лн назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия?

Тема дружбы - одна из ведущих в русской литературе XIX века. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен» - так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу.

Тема дружбы представлена и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Арка-дий боготворит своею юварища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным харака"ром и независимым поведением. А Ба-заров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?

Базаров и Аркадий - совершенно различные люди. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него.

Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом - естественными науками, изучением природы и проверкой теоретиче-ских открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьез-ных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Арка-дий пытается доказать ему величие поэта. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Арка-дий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его по-ступках, привычках, манерах, особенностях речи.

Развитие отношений между Баваровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не становятся органической частью ми-ровоззрения Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается. «Ваш брат дворянин, - говорит Базаров Аркадию, - дальше благо-родного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молод-

цами, - а мы драться КОТИМ». С Аркадием Базаров расходится в главном - в представлении о жизни, о назначении человека.

Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстаегся с Ар-кадием, не сказав ему ни одного дружескою слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их - для Базарова романтизм.

Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. «Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, по-тому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев) - вот главное в разногласиях героев.

Почему любовь «сильных личностей» в романе «Отцы и дети» несчастлива?

Тема любви - центральная в творчестве И.С. Тургенева. Все ге-рои писателя проходят своеобразное «испытание любовью». В романе «Отцы и дети» у каждого героя есть своя история любви.

Очень ишересна история любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. На первый взгляд этот сюжет лишь объясняет нынешнее состояние Павла Петровича. Но стоит немного приглядеться, и стано-вится ясно, насколько эта история символична.

Мы вдруг замечаем, что по живости изображения, по авторскому отношению образ княгини Р. можно сравнить лишь с Анной Сергеев-ной Одинцовой. Но. проведя одну параллель, мы обнаруживаем, на-сколько эти образы вообще схожи между собой.

У них одинаковый стиль жизни - если во второй половине жизни княгиня «плаче! и молится», то Одинцова тоже в деревне из богатой, довольно неприступной дамы вдруг превращается в обычную устав-шую от жизни и очень несчастную женщину. Даже семейное положе-ние у них похоже - тихий и спокойный брак с нелюбимым челове-ком у кня1 пни и точно такая же тихая жизнь сначала с мужем, потом во вдовстве у Одинцовой. Но главное - это ореол таинственности. Княгиня вела «странную жизнь», Анна Сергеевна была «довольно странное существо»

Сравнивая Одинцову с княгиней Р., мы не можем не сопоставить и влюбленных в них мужчин - Павла Петровича и Базарова. Возни-кает некая незримая связь между непримиримыми врагами, и разли-чия в убеждениях, в привычках становятся поверхностными, несерь-езными, когда человек попадает во власть природы. Действительно. Базаров, узнав историю Павла Петровича, становится в отношении к нему мягче, больше не препирается с ним. даже жалеет его, полюбив Анну Одинцову.

Но самая непонятная параллель с историей княгини Р. обнаружива-ется в истории С Фенечкой. Сам Павел Петрович сравнивает между со-бой этих двух совершенно непохожих женщин. Сравнение это лишний раз доказывает, что Павел Петрович до сих пор любит княгиню.

История несостоявшейся любви Павла Петровича и княгини Р. играет значительную роль в романе, являясь своеобразным связую-щим моментом для изображения сложностей и разного рода изломов в судьбе человека.

В начале романа главный герой Базаров изображен как нигилист, человек, «который не склоняется ни перед какими авторитетами, ко-торый не принимает ни одного принципа на веру», для которого ро-мантизм - эго чушь н блажь: «Базаров признает только то, что мож-но ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то. что можно освидетельствовать одним из пяти чувств».

Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоя-щего мужчины, высокие стремления - надуманными и нелепыми. И этот человек, отрицающий вес и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. Однако вскоре все больше понимает, что испыты-вает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убе-ждениями, ведь любовь для него - это «белиберда, непростительная дурь», болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Перед смертью Базаров откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой.

В чем заключается принцип «тайного психологизма» И.С. Тургенева? (по роману «Отцы и дети»)

Одним из проявлений таланта Тургенева явилось, изобретение своего собственного метода описания психологического состояния героя, который позже получил название «тайного психологизма».

Ивам Сергеевич Тургенев был убежден, что любой писатель, соз-давая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, изображая душевное состояние своих героев и проникая в святые глубины их внутреннего состояния, их чувств и переживаний.

Так, например, мы знаем, что Тургенев во время работы над рома-ном вел дневник от лица своего героя - Базарова. Таким образом, пи-сатель мог намного глубже передать его ощущения, потому что, ведя дневник, автор на время как бы «превращался» в Базарова и пытался вызвать в себе к - мысли и чувства, которые мог бы нережива1ь и icpoii.

Однако в то же время писатель считал, что читателю не стоит рас-сказывать подробно о процессе зарождения и развития в герое чувств и переживаний, что нужно описывать только внешние проявления их. Тогда автор не наскучит читателю (как сказал Тургенев, «лучший способ поскучать - это все сказать»). Иначе говоря, писатель поста-вил перед собой цель не столько растолковать сущность психологиче-ских состояний своих персонажей, сколько описать эти состояния, показать их «внешнюю» сторону.

В этом смысле характерно развитие состояния Аркадия перед отъездом из Никольского.

Сначала Тургенев показывает ход мыслей Аркадия, то, что он ду-мает. Потом у героя появляется какое-то смутное чувство (автор нам пи чувство до конца не растолковывает, он просто его упоминает). Еще через некоторое время происходит осознание Аркадием этого чувства. Он думает об Анне Одинцовой, но постепенно его воображе-ние рисует ему другой образ - Катю. И наконец, на подушку падает слеза Аркадия. При этом Тургенев никак не комментирует все эти пе-реживания Аркадия - он их просто описывает. Так. например, чита-тели сами должны догадаться, почему вместо Анны Сергеевны Арка-дий в своем воображении видит Катю и почему в этот момент на его подушку капает слеза.

Иван Сергеевич Тургенев, описывая «содержание» переживаний своего героя, никогда ничего не утверждает. Он все описывает в виде

предположений. Об этом говорят, например, многочисленные автор-ские ремарки («возможно», «может быть», «должно быть»). Иначе го-воря, автор опять же предоставляет читателю право самому догадать-ся, что происходит внутри героя.

Также весьма распространенный прием Тургенева при изображе-нии душевного состояния героя - это умолчание. Показывается толь-ко действие героя, которое вообще никак не комментируется. Просто констатируется факт. Так. например, после объяснения с Одинцовой Базаров уходит в лес и возвращается только спустя несколько часов весь грязный. С мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрю-мый. Тут уж нам самим приходится догадываться, что чувствовал ге-рой, когда бродил по лесу, о чем он думал и что переживал.

В заключение стоит сказать, что принцип тайного психологизма делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно увлекательным. Читатель как бы сам становится действующим лицом романа, он как бы втянут в действие. Автор не дает читателю заснуть, постоянно даст ему пишу для размышления. Прочитать роман, не думая, практически невозмож-но. Постоянно приходится так или иначе трактовать героев. Также можно сказать, что отчасти именно этот принцип делает роман сравни-тельно небольшим по размеру, что также облегчает его прочтение.

В романе «Обломов» Гончаров предпринял попытку выразить свое представление о том, что является подлинной «нормой» человеческого бытия, утраченной в современном ему мире, и показать героя, отве-чающего этой «норме». В ком же - Обломове или Ш гольце - вопло-тился авторский идеал?

Очевидно, эти герои являются антиполами и во всем нрошвопос-тавлены друг другу. В противовес апатичному и бездеятельному Обло-мову Штольц энергичен и деловит. Он врывается в сонный, неподвиж-ный мир Обломова. как вихрь, призванный все переменить, предлагая другу вырваться из плена уютной комнаты, которая совершенно погло-тила Обломова, лишила сил, энергии, и отправиться в дальнюю поез iky за границу. «Дыши чистым воздухом...» - призывает Штольц. Но ДЛЯ

Ильи Ильича любой род деятельности, даже обычный переезд на но-вую квартиру, является тяжким бременем. Он готов всю жизнь проле-жать на уютном диване в своем любимом халате, а проект преобразо-вания его родного имения Обломовки так и остается лишь проектом.

Кажется, все перечисленное должно свидетельствовать в пользу Штольца, но что-то не позволяег нам считать его тем идеалом лично-сти, о котором мечтал писатель. Хотя известно, что, по замыслу автора, именно в этом герое должны были соединиться лучшие черты лично-сти. Недаром его мать - русская дворянка с нежным сердцем и поэти-ческой душой - передала Андрею свою духовность, а отец - немец, прививший сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на собственные силы. Такое соединение, по мысли писате-ля, должно было создать гармоничный характер. Но на деле вышло иначе: рациональность и практицизм приводят этого героя к потере че-ловечное) и, а идеал писателя - «ум и сердце вместе». Видимо, поэто-му авторские симпатии оказываются не на стороне Штольца. Ведь для писателя, как и для Обломова, важна не просто деятельность сама по себе, а то, к чему она ве, да, I [деал же Штольца слишком прозаичен и приземлен. «У1ы не Титаны с гобой. - говорит он своей жене Ольге, - склоним головы и смиренно переживем трудную минуту». Такова логика человека, винтящего практическую сторону дела и гото-вого сосредоточиться на частных вопросах, не разрешая главного.

Но иное дело - натуры, подобные Обломову. мучимые «общече-ловеческим недугом», а потому не удовлетворенные решением част-ных проблем. Оказывается, что причины его бездеятельности и апа-тии не только в воспитании и характере самого героя, они глубже и серьезнее. По словам Обломова, в течение двенадцатилетней жизни в Петербурге в его душе «был заперт свет, который искал выхода, но... не вырвался на волю и угас».

По моему мнению, идеал в романс Гончарова воплотился не в од-ном герое, а в двух, таких разных, но так гармонично дополняющих друг друга. А может быть, в этом и есть настоящая правда жизни.

В чем причина бездеятельности Обломова? (но роману И.Л. Гончарова «Обломов»)

Роман Гончарова и его главный герой всегда вызывали противоречи-вые отклики критики. Неоднозначен и огвет на поставленный вопрос.

Вслед за Добролюбовым мы можем объяснить «лежание» Обло-мова «совершенной инертностью, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению он - ба-рин... Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремле-ний и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем апати-ческую неподвижность и повергла его в жалкое существование нрав-ственного раба».

Приняв точку зрения Писарева, можно утверждать, что «автор за-думал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказы-вают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства. Эта апатия со-ставляет явление общечеловеческое, она выражаемся в самых разно-образных формах и порождается самыми разнородными причинами: но везде в ней играет главную роль страшный вопрос: «зачем жить"." к чему трудиться?» - вопрос, на который человек часто не может най-ти себе удовлетворительного ответа. Этот неразрешенный вопрос, это неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя ему цели».

Современные же критики П. Вайль и А. Генис полагают, что «Об-ломов является в роман законченным, совершенным и оттого непод-вижным. Он уже состоялся, выполнив свое предназначение только тем, что явился на свет. «Жизнь его не только сложилась, но и созда-на, даже предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально спокойной стороны человеческого бытия» - к такому выводу приходи i Обломов к концу своих дней».

Как соотносятся мотивы мгновения и вечности в поэзии А.А. Фета?

Поэзия Фета наполнена «сладкими» звуками, которые передают красоту и гармонию окружающего мира: «Прозвучало над ясной ре-кою. / Прозвенело в померкшем лугу...». Недаром многие отмечали особую музыкальность его лирики, в которой звуки музыки - тоже

составляющие вечности. Все ЭТО и есть те «прекрасные мгновенья», из которых она складывается. А потому у Фета мотив мгновения не только не противостоит вечности, а становится ее органической ча-стью. Ведь выразить всю полноту мироздания возможно, лишь нау-чившись улавливать ее в каждом миге жизни. Так устроена и сама природа, и Фет призывает нас: «Учись у них - у дуба, у березы...». Но как «остановить мгновенье» и в словах выразить «невыразимое»?

Русская поэзия билась над згой загадкой еще со времен Жуков-ского, но, пожалуй, именно Фету, «певиу мгновенья», удалось вплот-ную приблизиться к ее решению. Подобно художникам-импрессионистам, он не столько передает точную картину, сколько свои впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки па-мяти», складывающиеся в цельный и психологически достоверный поэтический образ. Например, в строке из стихотворения «Вечер»: «Прокатилось над рощей немою...» - эпитет «немою» передает не качество самой рощи, а то впечатление, которое производит на поэта особое состояние природы, когда вечером, перед наступлением ночи, в лесах умолкают голоса птиц, зверей, и кажется, что вся природа за-мерла.

На таких же ассоциативных связях «мгновенных снимков» впе-чатлений, чувств, звуков построены, по сути, все стихотворения поэта, и в их числе «самое фетовское» - «Шепот, робкое дыха-нье...». В нем отблески, тени, колыханья природы становятся в один ряд «волшебных изменений милого лица», которое, в свою очередь, начинает восприниматься как одна из теней ночи, на смену которой идет заря. И сама любовь оказывается той вечностью, «чудные мгно-венья» которой волшебная сила поэзии способна запечатлеть и пода-рить нам.

Так возникает искусство, в котором вечность и мгновение спле-таются в нерасторжимое единство. И мне кажется, что именно о та-ком художнике, как Фет, были сказаны прекрасные слова Пастернака: «Ты - вечности заложник, у времени в плену».

В чем новаторство Н.Л. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии?

К теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники сло-ва, по раскрывали ее в своих произведениях по-разному.

Образ некрасовской Музы совсем не похож на традиционный об-раз богини поэзии. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шес-том...», написанном в 1848 году, Некрасов пишет, что его Муза - родная сестра крестьянки, истязаемой на плошали кнутом. Этот образ «кнутом иссеченной музы» сохраняется на всем протяжении творче-ства поэта и определяет новизну его задач.

Поза созерцательного поэта-оличмийца. равнодушно внимающего добру и злу, неприемлема дтя Некрасова. Он утверждает необходи-мость быть не просто творцом, но прежде всего гражданином:

Будь фажданин! служа искусству. Для блага ближнего живи. Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающен Любви...

Такова главная тема поэтической декларации Некрасова - стихо-творения «Поэт и гражданин».

Во многих других стихотворениях Некрасов также настойчиво ищет ответ на вопрос, каким должен быть истинным поэт-гражданин. Эти размышления отражаются, например, в стихотворении «Блажен незлобивый поэт...». Некрасов «незлобивому поэту» противопостав-ляет поэта-обличителя, который «питает ненавистью грудь», а его «карающая лира» «проповедует любовь враждебным словом отрица-нья». При этом он отдавал себе отчет в том, что исполнение такой за-дачи требует от поэта огромного мужества и стойкое! и.

Сам Некрасов порой сомневался в своих силах, что нашло отра-жение в таких стихотворениях, как «Замолкни, Муза мести и печа-ли!..» и «Элегия», относящихся к его поздней лирике. Но, несмотря ни на что. Некрасов не отказывается от служения интересам народа. Минуты сомнения проходили, и пои moi С гордостью утверждать: «Я лиру посвятил народу своему».

Некрасов явился для русского общества примером поэта-гражданина, который «как свои на теле носит все язвы родины своей» и, невзирая ни на какие трудности, выполняет свой долг до конца. И в иом выразился его вклад в дело создания новой русской поэзии, от-вечающей задачам времени. Оно было подхвачено последователями Некрасова, которые видели свой долг в том. чтобы искусство стало поистине народным и гражданским.



Загрузка...