emou.ru

Образ екатерины в поэме гроза. Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза. Совсем юной ее отдали в чужую семью

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше контрастирует с мрачными реалиями России дореформенного периода. В эпицентре разворачивающейся драмы - конфликт между героиней, стремящейся отстоять свои человеческие права, и мира, в котором всем заправляют сильные, богатые и властные люди.

Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души

Уже с самых первых страниц произведения образ Катерины в пьесе «Гроза» не может не привлечь к себе внимания и не заставить проникнуться симпатией. Честность, способность глубоко чувствовать, искренность натуры и склонность к поэтичности - вот те черты, которые отличают саму Катерину от представителей «тёмного царства». В главной героине Островский постарался запечатлеть всю красоту народной простой души. Свои эмоции и переживания девушка выражает незатейливо и не использует искажённые слова и выражения, распространённые в купеческой среде. Это нетрудно заметить, сама речь Катерины больше напоминает мелодичный напев, она изобилует уменьшительно-ласкательными словами и выражениями: «солнышко», «травка», «дождичек». Невероятное чистосердечие героиня проявляет, рассказывая о своей вольной жизни в отеческом доме, среди икон, спокойных молитв и цветов, где она жила «точно птичка на воле».

Образ птицы - точное отображение душевного состояния героини

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше перекликается с образом птицы, в народной поэзии символизирующим свободу. Беседуя с Варварой, она неоднократно обращается к этой аналогии и утверждает, что она - «вольная птица, что попала в железную клетку». В неволе ей тоскливо и тягостно.

Жизнь Катерины в доме Кабановых. Любовь Катерины и Бориса

В доме Кабановых Катерина, которой присущи мечтательность и романтичность, чувствует себя совершенно чужой. Унизительные упрёки свекрови, привыкшей держать всех домочадцев в страхе, атмосфера тирании, лжи и лицемерия угнетают девушку. Однако сама Катерина, являющаяся по натуре человеком сильным, цельным, знает, что терпению её есть предел: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Слова Варвары о том, что без обмана в этом доме не выжить, вызывают у Катерины резкое неприятие. Героиня противостоит «тёмному царству», его порядки не сломили в ней волю к жизни, счастью, не заставили её уподобиться другим жителям дома Кабановых и самой начать лицемерить и лгать на каждом шагу.

По-новому раскрывается образ Катерины в пьесе «Гроза», когда девушка делает попытку вырваться прочь из «опостылевшего» мира. Она не умеет и не желает любить так, как это делают жители «тёмного царства», ей важна свобода, открытость, «честное» счастье. В то время, как Борис убеждает её, что их любовь останется тайной, Катерина желает, чтобы об этом знали все, чтобы все видели. Тихону, своему мужу, однако пробудившееся в её сердце светлое чувство кажется ей И как раз в этот момент читатель сталкивается лицом к лицу с трагедией её страданиями и муками. С этого момента происходит конфликт Катерины не только с окружающим миром, но и с самой собой. Ей трудно сделать выбор между любовью и долгом, она силится запретить себе любить и быть счастливой. Однако борьба с собственными чувствами не по силам хрупкой Катерине.

Уклад и законы, царящие в окружающем девушку мире, давят на неё. Она стремится покаяться в содеянном, очистить свою душу. Увидев на стене в церкви картину «Страшный суд», Катерина не выдерживает, падает на колени и начинает прилюдно каяться в грехе. Однако даже это не приносит девушке желанного облегчения. Другие герои драмы «Гроза» Островского не способны поддержать её, даже любимый человек. На просьбы Катерины забрать её отсюда Борис отвечает отказом. Этот человек не является героем, он просто не способен защитить ни самого себя, ни возлюбленную.

Смерть Катерины - луч света, озаривший «тёмное царство»

Со всех сторон на Катерину обрушивается зло. Постоянная травля со стороны свекрови, метания между долгом и любовью - всё это в итоге приводит девушку к трагическому финалу. Успевшая за свою недолгую жизнь познать счастье и любовь, она просто не способна продолжать жить в доме Кабановых, где таких понятий вовсе не существует. Единственный выход видится ей в самоубийстве: будущее страшит Катерину, а могила воспринимается как спасение от мук душевных. Однако образ Катерины в драме «Гроза», несмотря ни на что, остаётся сильным - она не выбрала убогое существование в «клетке» и никому не позволила сломать свою живую душу.

Тем не менее смерть героини не была напрасной. Девушка одержала нравственную победу над «тёмным царством», ей удалось немного рассеять мрак в сердцах людей, побудить их к действию, раскрыть глаза. Жизнь самой героини стала «лучом света», полыхнувшим во мраке и надолго оставившим своё зарево над миром безумия и тьмы.

Меню статьи:

Вопрос о выборе второй половинки всегда был проблемным для молодых людей. Сейчас мы вправе выбирать спутника (спутницу) жизни сами, раньше окончательное решение и браке принималось родителями. Естественно, что родители в первую очередь взирали на благосостояние будущего зятя, его моральный облик. Такой выбор сулил прекрасное материальное и моральное существование детей, но при этом часто страдала интимная сторона брака. Супруги понимают, что они должны благосклонно и почтительно относиться друг к другу, но отсутствие страсти сказывается не лучшим образом. В литературе много примеров такого неудовлетворения и поисков реализации своей интимной жизни.

Предлагаем ознакомиться с пьесы А. Островского “Гроза”

В русской литературе такая тема не новая. Время от времени она подымается писателями. А. Островский в пьесе «Гроза» изобразил уникальный образ женщины Катерины, которая в поисках личного счастья под воздействием православной морали и возникшего любовного чувства заходит в тупик.

История жизни Катерины

Главная героиня пьесы Островского – Катерина Кабанова. С детства воспитывалась в любви и ласке. Ее мать жалела дочку, и порой освобождала ее от всякой работы, предоставив Катерине делать то, что ей хочется. Но девочка не выросла ленивой.

После свадьбы с Тихоном Кабановым девушка живет в доме родителей мужа. Отца у Тихона нет. А мать руководит всеми процессами в доме. Свекровь обладает авторитарным характером, она подавляет своим авторитетом всех членов семьи: и своего сына Тихона, и дочь Варю и молодую невестку.

Катерина попадает в совершенно незнакомый ей мир – свекровь часто беспричинно ругает ее, муж тоже не отличается нежностью и заботой – порой он избивает ее. Детей у Катерины и Тихона нет. Женщину этот факт невероятно расстраивает – ей нравиться нянчиться с детьми.

В один прекрасный момент женщина влюбляется. Она замужем и прекрасно понимает, что ее любовь не имеет права на жизнь, но все же со временем поддается своему желанию, пока муж находится в другом городе.

По возвращению супруга Катерина испытывает муки совести и признается свекрови и мужу в своем поступке, чем вызывает волну негодования. Тихон ее избивает. Свекровь говорит, что женщину необходимо закопать в землю. Обстановка в семье и без того нерадостная и накаленная обостряется до невозможности. Не видя другого выхода, женщина заканчивает жизнь самоубийством, она топится в реке. На последних страницах пьесы мы узнаем о том, что Тихон все-таки любил свою жену, и его поведение по отношению к ней было спровоцировано науськиванием матери.

Внешность Катерины Кабановой

Детальное описание внешности Катерины Петровны автор не предоставляет. О внешности женщины мы узнаем из уст других героев пьесы – большинство персонажей считают ее красивой и восхитительной. О возрасте Катерины мы также мало что знаем – тот факт, что она находится в самом расцвете свих сил, позволяет определить ее как молодую женщину. До свадьбы она была полна стремлений, светилась счастьем.


Жизнь в доме свекрови сказалась на ней не лучшим образом: она заметно увяла, но все еще была хороша собой. Ее девическая веселость и жизнерадостность быстро улетучилась – их место заняли уныние и печаль.

Отношения в семье

Свекровь Катерины – человек очень сложный, она всем заправляет в доме. Это касается не только домашних дел, но и всех отношений внутри семьи. Женщине сложно справиться со своими эмоциями – она ревнует сына к Катерине, ей хочется, чтобы внимание Тихон уделял не жене, а ей, своей матери. Ревность съедает свекровь и не дает ей возможности наслаждаться жизнью – она всегда недовольна чем-то, постоянно придирается ко всем, особенно к молодой невестке. Этот факт она даже не пытается скрыть – окружающие подтрунивают над старой Кабанихой, говорят, что она замучила всех в доме.

Катерина уважает старую Кабаниху, невзирая на тот факт, что она ей буквально прохода своими придирками не дает. Чего нельзя сказать о других членах семьи.

Муж Катерины – Тихон так же любит свою мать. Авторитаризм и деспотизм матери сломали его, как и его жену. Он разрывается чувством любви к матери и жене. Тихон не пытается как-то разрешить сложную ситуацию в его семье и находит утешение в пьянстве и загулах. Младшая дочь Кабанихи и сестра Тихона – Варвара более прагматична, она понимает, что стену лбом пробить нельзя, в этом случае необходимо действовать хитростью и умом. Ее уважение к матери – показное, она говорит то, что мать хочет услышать, но на самом деле делает все по-своему. Не выдержав жизни дома, Варвара сбегает.

Несмотря на несхожесть девушек, Варвара и Катерина становятся подругами. Они поддерживают друг дружку в сложных ситуациях. Варвара подстрекает Катерину на тайные встречи с Борисом, помогает влюбленным организовывать свидания для влюбленных. В этих действиях Варвара не подразумевает ничего плохого – девушка сама часто прибегает к таким свиданиям – это ее способ не сойти с ума, она хочет привнести в жизнь Катерины хотя бы частичку счастья, но выходит в результате все наоборот.

С мужем у Катерины тоже непростые отношения. В первую очередь это связано с бесхарактерностью Тихона. Он не умеет отстаивать свою позицию, даже в том случае, если желание матери явно противоречит его намерениям. У ее мужа нет своего мнения – он «маменькин сынок», беспрекословно исполняющий волю родительницы. Он часто, по материному науськиванию, ругает молодую жену, порой избивает ее. Естественно, такое поведение не привносит радости и гармонии в отношения супругов.

Недовольство Катерины растет со дня на день. Она чувствует себя несчастной. Понимание того, что придирки в ее адрес надуманные все же не позволяют ей полноценно жить.

Время от времени в мыслях Катерины возникают намерения что-то поменять в ее жизни, но выход из ситуации ей найти не удается – мысль о самоубийстве все чаще и чаще посещает Катерину Петровну.

Черты характера

Катерина обладает кротким и добрым нравом. Она не умеет постоять за себя. Катерина Петровна – мягкая, романтическая девушка. Она любит предаваться мечтам и фантазиям.

У нее пытливый ум. Ее интересуют самые необыкновенные вещи, например, почему люди не умеют летать. Из-за этого, окружающие считают ее немного странной.

Катерина по своей природе терпеливая и неконфликтная. Она прощает несправедливое и жестокое отношение по отношению к себе мужа и свекрови.



В целом же окружающие, если не брать в счет Тихона и Кабаниху хорошего мнения о Катерине, они думают, чтоона милая и прелестная девушка.

Стремление к свободе

У Катерины Петровны своеобразное понятие свободы. В то время, когда большинство людей понимают свободу как физическое состояние, при котором они вольны осуществлять те поступки и действия, которые им предпочтительны, Катерина предпочитает свободу моральную, лишенную психологического давления, позволяющая распоряжаться своей судьбой самостоятельно.

Катерина Кабанова не настолько решительна, чтобы поставить на место свекровь, но ее стремление к свободе не дает ей жить по тем правилам, в рамках которых она оказалась – мысль о смерти как о способе обретения свободы появляется в тексте несколько раз до романтических отношений Катерины с Борисом. Обнародование информации об измене Катерине мужу и дальнейшая реакция родственником, в частности свекрови, становятся всего лишь катализатором, ее суицидальным стремлениям.

Религиозность Катерины

Вопрос религиозности и влияния религии на жизнь людей всегда был довольно спорный. Особенно такая тенденция ярко поддается сомнению во времена активной научно-технической революции и прогресса.

По отношению к Катерине Кабановой такая тенденция не срабатывает. Женщина, не находя радости в обыденной, мирской жизни, проникается особой любовью и благоговением к религии. Усиливает ее привязанность к церкви и факт религиозности ее свекрови. В то время как у старой Кабанихи религиозность только показная (на самом деле она не придерживается основных канонов и постулатов церкви, регламентирующих взаимоотношения людей), религиозность Катерины истинная. Она свято верит в заповеди Бога, пытается всегда соблюдать законы бытия.

Во время молитвы, пребывания в церкви Катерина испытывает особое наслаждение и облегчение. В такие моменты она похожа на ангела.

Однако желание испытать счастье, настоящую любовь берут верх над религиозным видением. Зная о том, что супружеская измена – страшный грех, женщина все же поддается искушению. За счастье длиною в десять дней, она платит еще одним, наиболее страшным грехом в глазах верующего христианина – самоубийством.

Катерина Петровна осознает всю тяжесть своего поступка, но понятие того, что ее жизнь уже никогда не измениться вынуждает ее игнорировать этот запрет. Следует отметить, что мысль о таком окончании своего жизненного пути уже возникала, но, несмотря на тяжести ее жизни, в исполнение не была приведена. Возможно, здесь сыграл тот факт, что давление со стороны свекрови было для нее тягостным, но понятие того, что оно не имеет никаких оснований, останавливало девушку. После того, как ее родные узнают об измене – упреки в ее адрес становятся оправданными – она действительно запятнала свою репутацию и репутацию семьи. Другой причиной такого исхода событий мог стать тот факт, что Борис отказывает женщине и не берет ее с собой. Катерина должна сама как то решить сложившуюся ситуацию и лучшего варианта, как броситься в реку, она не видит.

Катерина и Борис

До появления в выдуманном городе Калинове Бориса обретение личного, интимного счастья для Катерины не было актуально. Она не пыталась восполнить недостаток любви со стороны своего мужа на стороне.

Образ Бориса пробуждает в Катерине угасшее чувство страстной любви. Женщина осознает всю тяжесть любовных взаимоотношений с другим мужчиной, поэтому томиться возникшим чувством, но не принимает никаких предпосылок превратить свои мечты в реальность.

Варвара убеждает Катерину в том, что Кабановой необходимо встретиться наедине со своим возлюбленным. Сестра брата прекрасно знает, о том, что чувства молодых людей взаимны, кроме того, для нее не новость прохладность отношений между Тихоном и Катериной, поэтому расценивает свой поступок как возможность показать милой и доброй невестке, что такое настоящая любовь.

Катерина долго не может решиться, но вода камень точит, женщина соглашается на встречу. Оказавшись в плену своих желаний, усиливаемых сродным чувством со стороны Бориса, женщина не может отказать себе в дальнейших встречах. Отсутствие мужа играет ей на руку – 10 дней она жила как в раю. Борис любит ее больше жизни, он ласков и нежен с ней. С ним Катерина чувствует себя настоящей женщиной. Она думает, что наконец-то обрела счастье. Все меняет приезд Тихона. Никто не знает о тайных встречах, но муки терзают Катерину, она всерьез боится наказания со стороны Бога, её психологическое состояние достигает апогея и она признается в совершенном грехе.

После этого события жизнь женщины превращается в ад – и без того сыпавшиеся упреки в ее сторону от свекрови становятся невыносимыми, муж избивает ее.

У женщины еще теплится надежда на благополучный исход события – она верит, что Борис не оставит ее в беде. Однако ее возлюбленный не спешит ей помочь – он боится прогневить дядю и остаться без его наследства, поэтому отказывается взять с собой в Сибирь Катерину.

Для женщины это становится новым ударом, пережить его она уже не в состоянии – смерть становится ее единственным выходом.

Таким образом, Катерина Кабанова – обладательница самых добрых и нежных качеств человеческой души. Женщина с особым трепетом относится к чувствам других людей. Ее неумение дать резкий отпор становится причиной постоянных насмешек и упреков со стороны свекрови и мужа, что в дальнейшем загоняет ее в тупиковую ситуацию. Смерть в ее случае становится возможностью обрести счастье и свободу. Осознание этого факта вызывает самые печальные чувства у читателей.

В своих произведениях великий драматург Александр Николаевич Островский часто говорит о нелегкой, подчас трагической судьбе женщины. Примером могут служить героини двух, наверное, наиболее популярных пьес А.Н. Островского - Лариса Огудалова из «Бесприданницы» и Катерина Кабанова из пьесы «Гроза». Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом. Основанием для их сравнения являются стремление обеих к свободе, обе были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, их объединяют равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале.
В пьесе «Бесприданница» молодая, красивая, талантливая девушка становится игрушкой в руках окружающих. Жестокость, эгоизм, бессердечность и равнодушие окружающих сводят в могилу молодую Катерину Кабанову из «Грозы». В разное время написаны эти две пьесы, поэтому так различаются героини Островского. Трепетными, романтичными и такими разными представляются образы этих девушек.
Катерина — романтичная, мечтательная, богобоязненная женщина. Ее душу изначально гложут противоречивые чувства, порыв к свободе и христианское смирение перед судьбой. Катерина — купеческая дочь, выданная замуж без любви за богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Девушке приходится подчиняться свекрови, нелюбимому мужу и терпеть все нападки и унижения. Ее душа стремится к счастью, рвется на волю. Потому, что она была воспитана в другой среде:
«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле».
Птица, тоскующая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей. Она будет бороться за свою свободу до конца, даже ценой жизни. Катерина внутренне не могла смириться со своей жалкой участью, она с каждым днем чувствовала себя все более и более несчастной.
Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, — цельности характера, способности на решительный поступок. В Ларисе нет простой, естественной цельности Катерины, напротив, чувствуется в ней ранняя усталость от жизни, какая-то опустошенность, разочарованность. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест. Но нет, она слабая во всех отношениях натура, слабая даже для того, чтобы не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Эта прекрасная, всесторонне одаренная девушка становится приманкой для богатых женихов. Ведь мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна «удачно» выйти замуж. И желающих развлечь себя забавной и красивой «игрушкой» находится предостаточно. Это и блистательный франт Паратов, и Кнуров, разыгрывающий со своими соперниками девушку в орлянку. Даже влюбленный в Ларису Карандышев - и тот воспринимает девушку не как личность, а как вещь:
«Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека… они смотрят на вас как на вещь».
Лариса привыкла к веселой жизни - вечеринкам, музыке, танцам. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно, она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а, согласившись выйти замуж за Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню.
Конфликт в пьесе «Бесприданница» строится иначе, чем в «Грозе». Там и речи не было о бедности Катерины как основе ее трагедии. Судьба же Ларисы с самого начала предопределена ее бедностью: это как клеймо, которое нельзя скрыть, как рок, неукротимо преследующий человека. В “Грозе” столкновение происходит между самодурами и их жертвами. В “Бесприданнице” же другой мотив - мотив денег. Именно он формирует основной конфликт драмы. Лариса - бесприданница, и этим определяется ее положение в пьесе. Девушка ищет возвышенно-красивой любви и такой же жизни. Для этого ей нужно богатство. Конечно, Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов в конечном итоге оказался совсем не тем, кто был ей нужен.
После разочарований в Паратове и Кнурове, Лариса думает о том, чтобы броситься в Волгу, но у девушки не хватает решимости:
«А если упасть, так, говорят... верная смерть. Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться! … Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! Ох, нет... Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я, какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко…»
Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе - и без греха самоубийства. Да и решимости самой лишить себя жизни у нее явно не хватает.
Иное дело - Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Катерина Кабанова всегда знала, что, если станет вовсе невыносимо, сможет «уйти» из ненавистного ей «темного царства»:
«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь. В Волгу кинусь. Не захочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
Ее самоубийство - это искупление греха. Катерина прекрасно понимает, что самоубийство - еще больший грех, но ее это не останавливает: тут-то и проявляется сила ее характера.
Разве мог автор оставить такой характер в доме Кабановой? Нет. Я считаю, что вполне оправдано решение автора так закончить жизнь Катерины. Своим самоубийством девушка бросила вызов всему самодурству, она больше не будет жертвой бездушной свекрови, она не будет больше томиться взаперти. Она свободна! Безусловно, грустно и горько такое освобождение, но другого выхода просто не было. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице Карандышева, своим выстрелом оборвавшего Ларисе жизнь и, тем самым, освободившего от страданий. Девушка благодарит убийцу за то, что избавил ее от жизни в мире, где она «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
Между этими героинями пьес А.Н. Островского - Ларисой Огудаловой из «Бесприданницы» и Катериной Кабановой из пьесы «Гроза» есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе; их протест против “темного царства”. Но главное их различие в выражении этого протеста. Катерина — натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.

Сочинение по литературе.

В лучших пьесах А.Н. Островского наиболее интересными предстают женские характеры, в которых, при всех индивидуальных различиях, ощущается сходство. Катерину Кабанову из драмы «Гроза» и Ларису Огудалову из «Бесприданницы» объединяет их обречённость в среде, из которой они вышли.

В атмосфере лжи и насилия, преобладающей в «Грозе», только Катерина выглядит естественной, но её искренность не нужна окружающим. Подлинная трагедия героини заключается в том, что она безысходно одинока в этом мире. Возвышенной и поэтической душе Катерины, душе-птице, нет места в городе Калинове.

Катерина — натура твёрдая, волевая, решительная и одновременно мягкая, трепетная — погибает не только из-за столкновения с «тёмным царством» самодуров, но и потому, что, дав волю чувству, она нарушила нравственный долг — не столько перед мужем, сколько перед собой. Её требовательность к себе безгранична и не терпит компромиссов. Трагедия Катерины — трагедия совести, драма женщины, которая полюбила, да не смогла жить во лжи, приносить людям и себе страдания.

Лгать и обманывать Катерина не умеет. «Жить на свете да мучиться» она не может. Куда идти? Некуда. Да и от себя не убежишь. Никто не осудил Катерину беспощаднее её самой. Покаяние героини привело её к смерти. А что ей ещё оставалось? Самоубийство стало избавлением от земных мук, которые представлялись для неё страшнее адовых...

«Бесприданница» была опубликована через девятнадцать лет после «Грозы», в 1879 году. Многое изменилось за это время в России. Казалось бы, город Бряхимов ни в чём не сравним с патриархальным Калиновом. Дремотную тишину приволжской провинции теперь нарушают не бурлацкие песни, а пронзительные гудки пароходов.

Невежественных лавочников сменили промышленники и негоцианты, управляющие фирмами и торговыми домами, ездящие в Париж на выставку. Но, увы, в цивилизованном, на первый взгляд, мире царят жестокость, ложь, расчёт, несправедливость. Высшей ценностью здесь являются деньги, а не личность человека.

В мире купли-продажи живёт, любит, страдает прекрасный человек с «горячим сердцем» — Лариса Огудалова. Незаурядность, возвышенный строй души роднят её с Катериной. Лариса не имеет приданого, поэтому Паратов, которого она доверчиво и беззаветно полюбила, не может жениться на ней. Но дело не только в приданом. Паратов в этой пьесе тоже предстаёт предметом торга: промотав своё состояние, он продаётся богатой невесте. Нести ответственность за судьбу другого человека (а именно это предполагает настоящая любовь) он неспособен. Всю жизнь искал Паратов чувств, приносящих ему удовольствие. Он обманывает Ларису, подчиняясь собственной прихоти, не задумываясь о дальнейшей судьбе этой девушки.

Для Карандышева брак с Ларисой необходим как средство самоутверждения, реванш уязвленного самолюбия. Кто он? Мелкий чиновник, обойдённый фортуной. «Я смешной человек», — говорит он сам о себе. Но зачем он, знающий боль оскорблённого достоинства, обижает и унижает Ларису? К ней Карандышева влечёт только желание доказать, что он не хуже Паратова, Кнурова, Вожеватова. И Лариса хорошо понимает это.

«Дружба» Вожеватова, «преданность» Кнурова, «любовь» Паратова и Карандышева — всё оказывается ненастоящим. Перед Ларисой, глубоко чувствующей, мыслящей, но низведённой до положения вещи, брезжит только один выход — смерть. Поэтому развязка «Бесприданницы» закономерна.

Итак, обеих героинь Островского убивают жестокость и пошлость окружающей жизни, отступничество сердечных избранников. И Катерина, и Лариса ищут в жизни любовь, но не находят её. Их уход — протест против общества, в котором нет места искренним чувствам.



Загрузка...