emou.ru

Объекты инфраструктуры науки и инноваций. Инновационная инфраструктура рф и ее развитие. Общая схема инновационной инфраструктуры

  • Предмет и система курса
    • Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
      • Соотношение понятий «предпринимательская деятельность», «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность», «коммерческая деятельность»
      • Формы и виды предпринимательской деятельности
    • Понятие предпринимательского права и его место в структуре российского права
    • Принципы предпринимательского права
      • Основные принципы предпринимательского права
    • Методы предпринимательского права
    • Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности
  • Источники предпринимательского права
    • Понятие и виды источников предпринимательского права
      • Предпринимательское законодательство и основные направления его совершенствования
      • Система предпринимательского законодательства
    • Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права
    • Применение норм международного права
    • Роль судебной практики в правовом регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности
  • Правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности
    • Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды
    • Индивидуальная форма предпринимательства
      • Правоспособность индивидуального предпринимателя
      • Лицензирование индивидуальной формы предпринимательства
    • Коллективные формы предпринимательства
      • Полные товарищества
      • Товарищество на вере
      • Общества с ограниченной ответственностью (ООО)
      • Акционерные общества (АО)
      • Производственные кооперативы (ПК)
      • Государственные и муниципальные унитарные предприятия
    • Субъекты малого предпринимательства
      • Предпринимательские объединения
        • Классификация холдингов
        • Способы создания холдингов. Система участия
    • Финансово-промышленные группы
    • Иные формы предпринимательских объединений
    • Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности
  • Создание и прекращение деятельности субъектов предпринимательства
    • Порядок и способы создания субъектов предпринимательства
    • Государственная регистрация субъектов предпринимательства
    • Реорганизация субъектов коллективного предпринимательства
    • Ликвидация субъектов коллективного предпринимательства
  • Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
      • Критерии банкротства
      • Признаки банкротства
    • Правовой статус участников правоотношений несостоятельности (банкротства)
    • Правовой статус кредитора
    • Правовой статус арбитражного управляющего
    • Арбитражный суд как участник правоотношений несостоятельности (банкротстве)
    • Процедуры несостоятельности (банкротства)
      • Наблюдение. Понятие наблюдения. «Нейтральность» процедуры
      • Финансовое оздоровление
      • Внешнее управление. Цели и основания введения внешнего управления
      • Конкурсное производство
      • Мировое соглашение. Мировая сделка в банкротом и исковом процессах
  • Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Правовые формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности
    • Правовой режим отдельных видов имущества
      • Правовой режим денежных средств
      • Правовой режим ценных бумаг
      • Правовой режим прибыли
  • Приватизация государственного и муниципального имущества
    • Понятие и основные цели приватизации
    • Законодательство о приватизации
    • Субъекты и объекты приватизационных правоотношений
    • Порядок и способы приватизации
  • Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и пределы
    • Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
  • Государственное регулирование функциональных видов экономической деятельности
    • Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
      • Субъекты конкуренции
      • Антимонопольное законодательство
      • Понятие и виды монополий
      • Монополистическая деятельность субъектов конкуренции
      • Антимонопольные органы
      • Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
    • Техническое регулирование
      • Технические регламенты
      • Стандартизация
      • Подтверждения соответствия
      • Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
    • Государственное регулирование ценообразования
      • Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности
      • Законодательство о цепах и ценообразовании и основные направлении его совершенствования
      • Публично-правовой режим осуществления ценообразования
    • Государственное регулирование инновационной деятельности
      • Источники правового регулирования инновационной деятельности
      • Субъекты и объекты инновационной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инновационной деятельности
    • Государственное регулирование инвестиционной деятельности
      • Субъекты инвестиционной деятельности
      • Объекты инвестиционной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инвестиционной деятельности
      • Особенности отдельных форм осуществлении иностранными инвесторами деятельности на территории Российской Федерации
    • Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
      • Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности
      • Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления внешнеэкономической деятельности
  • Государственное регулирование отраслевых видов предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование банковской деятельности
      • Понятие и структура банковской системы Российской Федерации
      • Источники правового регулирования банковской деятельности
      • Правовое положение кредитных банковских организаций
      • Публично-правовой режим осуществления банковской деятельности
    • Государственное регулирование биржевой деятельности
      • Источники правового регулирования биржевой деятельности
      • Субъекты биржевой деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления биржевой деятельности
    • Государственное регулирование страховой деятельности
      • Источники правового регулирования страховой деятельности
      • Субъекты страховой деятельности (страхового дела) и участники страховых отношений
      • Объекты страхования
      • Публично-правовой режим осуществления страховой деятельности
    • Государственное регулирование профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Источники правового регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Субъекты профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Публично-правовой режим осуществления профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
    • Государственное регулирование аудиторской деятельности
      • Виды аудита
      • Источники правового регулирования аудиторской деятельности
      • Субъекты аудита
      • Публично-правовой режим осуществления аудиторской деятельности
    • Государственное регулирование оценочной деятельности
      • Источники правового регулирования оценочной деятельности
      • Субъекты и объекты оценочной деятельности
      • Публично-правовой режим оценочной деятельности
  • Предпринимательский договор
    • Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения
    • Особенности порядка заключения предпринимательского договора
    • Особенности изменения и расторжения предпринимательского договора
    • Исполнение предпринимательского договора: понятие, принципы
  • Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
    • Понятие, виды и основания для применения ответственности
    • Неустойка: понятие, виды и порядок взыскания
    • Убытки: понятие, виды и порядок взыскания

Субъекты и объекты инновационной деятельности

Под субъектом инновационной деятельности следует понимать физическое или юридическое лицо, принимающее участие в создании инновации на всех или отдельных этапах данного процесса. Прежде всего

к таким субъектам относятся сами субъекты предпринимательства, деятельность которых сопровождается научно-техническими и организационными изысканиями с целью совершенствования производимого ими продукта, оказываемых услуг и выполняемых работ, методов продвижения товара на рынке и т. д.

В числе субъектов инновационной деятельности необходимо назвать организации и физических лиц, относящихся к субъектам научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с Законом о науке: научные работники (исследователи), специалисты научной организации (инженерно-технические работники), научные организации, академии наук.

Согласно ст. 4 данного Закона научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.

Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации (ст. 4).

Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников (ст. 5).

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские, научные организации вузов, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации, государственные научные центры и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

Академии наук в Российской Федерации делятся на имеющие государственный статус и не имеющие такового. К числу первых относятся Российская академия наук, отраслевые академии наук, перечень которых исчерпывающе определен в Законе о науке (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств).

Российская академия наук проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями вузов и финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Отраслевые академии наук проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники.

Академии наук, имеющие государственный статус, создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента РФ или Правительства РФ.

К числу академий наук, не имеющих государственного статуса, относятся, например, Российская академия правосудия, Российская академия проблем безопасности, обороны и правопорядка.

В системе субъектов инновационной деятельности самостоятельную группу образуют организации, оказывающие разнообразные консультационные услуги (по патентованию, разработке маркетинговой стратегии, оптимизации управления, юридические и т. д.).

Особую роль в инновационной деятельности выполняют технопарки. Их место среди субъектов инновационной деятельности в известной мере условно, поскольку с позиции теории права данные образования не являются субъектами правовых отношений, что, однако, не умаляет их значение в этой сфере как целостных, системно организованных структур. Технопарки создаются, как правило, на базе научной организации или вуза с привлечением субъектов предпринимательства, с целью создания инновационной инфраструктуры, способствующей осуществлению инновационной деятельности на всех ее этапах.

Например, Нижегородским государственным техническим университетом создан технопарк Н1ТУ; на базе Российского государственного научного центра «Курчатовский институт» образован технопарк «Курчатовский». Участники технопарка осуществляют свою деятельность на основе заключенных гражданско-правовых договоров подрядного типа или о совместной деятельности. При этом обычно определяется некая управляющая компания (ею может выступить организация, на базе которой образован технопарк), которая привлекает субъектов инновационной деятельности к сотрудничеству, оказывает им услуги и управляет технопарком.

Такой способ организации деятельности технопарка предусмотрен, в частности, в Положении о технопарках, создаваемых на земельных участках, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 8 июля 2003 г. № 410-пп.

Субъекты инновационной деятельности - созданные Правительством РФ некоммерческие организации - Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Феде- ральный фонд производственных инноваций, финансируемые из федерального бюджета и осуществляющие поддержку инновационных проектов.

Объектом инновационной деятельности является то новшество, на создание которого направлены действия субъектов инновационной деятельности на том или ином ее этапе. В этом смысле понятие «объект инновационной деятельности» не тождественно инновации, поскольку к последней относится именно конечный результат данной деятельности, в то время как объекты создаются и на промежуточных ее этапах.

Учитывая, что каждая стадия инновационного процесса характеризуется определенными целями, на достижение которых направлена активность участников, и специфическими для них результатами, объекты инновационной деятельности можно подразделить на интеллектуальный продукт и (или) готовый товар (новое или усовершенствованное изделие, материал, технология).

Правовая охрана интеллектуального результата возникает в силу различных оснований, в связи с чем данные объекты могут быть сгруппированы следующим образом.

Объекты, охраняемые в силу регистрации и выдачи охранного документа (патента, свидетельства) . К ним относятся патентные объекты (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования), из числа нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности - селекционные достижения.

Следует отметить, что появление данных объектов происходит в основном на первом этапе инновационной деятельности, после чего этот процесс переходит в другую фазу, когда интеллектуальный результат воплощается в товаре. Однако это не означает невозможности появления охраноспособного результата на последующих этапах, например при проведении опытно-конструкторских работ, когда в процессе их выполнения возникает патентоспособное решение.

Объекты, охраняемые в силу факта создания . В их числе следует назвать объекты авторского права, а также топологии интегральных микросхем, которые по желанию их правообладателя могут быть зарегистрированы в патентном ведомстве.

Объекты, охраняемые в силу неизвестности третьим лицам и принятия специальных защитных мер по сохранению такой неизвестности . К объектам данной группы относится информация, составляющая служебную и коммерческую тайну. Объектами этой группы могут быть практически любые инновационные решения. Так, для участников инновационной деятельности крайне важно засекречивание технического решения (равно как и процесса его выработки), способного к патентованию, с целью недопущения преждевременного раскрытия информации о сущности достигнутого интеллектуального результата.

Объекты, которые не являются патентоспособными в силу прямого указания патентного законодательства, также могут быть в отдельных случаях охраняемыми в режиме коммерческой тайны. Речь идет о названных в Патентном законе РФ решениях, не подлежащих по тем или иным причинам патентованию в качестве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 4 Патентного закона непатентоспособны в том числе открытия, научные теории, математические методы, правила и методы игр, интеллектуальной и хозяйственной деятельности, что не исключает возможность их засекречивания. К таким объектам относится и разработанная в процессе осуществления опытно-конструкторских работ техническая документация и опытный образец, доступ к которым третьих лиц должен быть невозможен.

Существуют объекты, не входящие ни в одну из вышеназванных групп. Например, некая коммерческая идея, являющаяся в определенных профессиональных кругах известной, может в конкретной ситуации выступить в качестве объекта, представляющего действительную коммерческую ценность для предпринимателя, когда практическая реализация этой идеи способна порой «вдохнуть новую жизнь» в производственный процесс, раскрыть его новые возможности и привести к дополнительным финансовым результатам.

2. Методы оценки эффективности инноваций.

Итоговое задание:

1) Рассмотреть современные проблемы по региону связанные с открытием инновационных предприятий

2) Составить проект с привлечением наиболее удобного для вас способа финансирования.

3) Выбрать лучший вариант новшества, используя следующие исходные данные:

Показатели Варианты
А B C
Себестоимость продукции
Инвестиции в новшество
Внедрение новшества

Уровень процентной ставки принимаем равным 35%.

Зi=Ci+i*Ki →min

4) Охарактеризуйте государственное регулирование инновационной деятельности?

Кроссворд:

По горизонтали:

1. Относительно новая организационная структура инновационной деятельности, представляющая собой наиболее дешевый и эффективный способ объединения совместных усилий. 2. Совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений организации, обеспечивающих переработку «входа» системы в ее «выход» - готовый продукт. 3. Новая организационная форма инновационной деятельности,

означающая союз, объединение активной конкуренции с отношениями

партнерства и индивидуального творчества. 4. Юридически оформленная единица предпринимательской деятельности. 5. Тип структуры инновационной организации, в которой к линейно- функциональной структуре добавляются генеральные конструкторы или менеджеры по проектам, отвечающие за конкурентоспособность объектов. Внутри структуры - связи открытые. 6. Временное объединение крупных фирм в рамках межфирменной кооперации, предполагающее совместное финансирование, проведение стратегических НИОКР, разработку технологий и стандартов в течение определенного периода времени. 7. «Рисковая» компания, представляющая собой небольшие, но очень гибкие и эффективные предприятия, создаваемые с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации «рисковых» инвестиций. 8. Компактно расположенный комплекс, функционирование которого основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения новшеств в сферу материального производства. 9. Данный вид инновационной организации ориентирован на создание улучшающих инноваций. 10. Функции организации, связанные с процессом организации системы взаимосвязей и взаимозависимостей. 11. Данная структура организации представляет собой совокупность полностью специализированных подразделений, каждое из которых выполняет строго определенные части НИОКР, соответствующие их профилю и специализации. 12. Этот тип структуры приемлем для многономенклатурных концернов, подразделяющихся на производства по типам продукции.

По вертикали:

13. Организационная структура, объединяющая промышленные предприятия, банки, торговые организации, связанные между собой единым технологическим циклом для повышения конкурентоспособности продукции и услуг. 14. Форма организации ФПГ, предполагающая создание материнской и дочерних компаний, где материнская владеет контрольным пакетом акций дочерних компаний. 15. Новая организационная форма инновационной деятельности, означающая союз, объединение активной конкуренции с отношениями партнерства и индивидуального творчества. 16. Специально созданный комплекс в одном регионе, возле центра научных идей, включающий фирмы, учреждения, охватывающие полный инновационный цикл. 17. Структура предприятия, включающая совокупность научных, конструкторских, проектных, технологических и информационных подразделений, а также вспомогательных и управленческих подразделений. 18. Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе. 19. Общество с дочерними фирмами и филиалами в различных странах. 20. Обязательная составляющая технопарка. 21. Данный вид инновационной организации ориентирован на создание базисных инноваций. 22. Расширение сфер деятельности, номенклатуры продукции, производимой монополистическими объединениями. 23. Тип структуры, когда на предприятии формируются комплексные группы по 10-15 человек для выполнения отдельных работ и изготовления составных частей продукции.

24. Структура предприятия, в которой планирование работ и контроль их

выполнения осуществляется по вертикали от руководителя к производственным подразделениям, выполняющим управленческие функции.

Аттестационный тест:

1. Инновация это:

а) новшество;

б) нововведение;

в) инновационный процесс;

г) инновационная деятельность;

д) инновационный потенциал.

2. Инновационный процесс это:

а) процесс преобразования научного знания в инновацию.

б) деятельность, направленная на коммерциализацию научных исследований;

в) освоение инновационного потенциала;

г) реализация инновационной политики.

3. Введение термина инновация связывают с именем:

а) Гобсона;

б) Кейнса;

в) Шумпетера;

г) Маркса.

4. Инновационный менеджмент:

а) совокупность методов управления персоналом;

б) совокупность методов и форм управления инновационной деятельностью;

в) самостоятельная наука.

5. Внедрение нового продукта определяется как радикальная инновация, если:

а) охватывает технологические изменения продукта;

б) касается использования усовершенствованного технологического процесса;

в) предполагаемая область применения, функциональные характеристики, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличаются от ранее использованных продуктов.

6. Методом оценки экономической эффективности инвестиционных проектов может быть:

а) метод чистого дисконтированного дохода;

б) метод индекса доходности и рентабельности проекта;

в) метод срока окупаемости;

г) метод внутренней нормы доходности;

д) метод расчета точки безубыточности проекта.

7. Выберите правильный ответ. Инновационная инфраструктура- это:

а) искусство руководства и координации трудовых, материальных и иных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству проекта;

б) система взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различной направленности и различных организационно-правовых форм, а также порядок их взаимодействия, которые обеспечивают реализацию этапов инновационного процесса, начиная с технологического освоения законченной научной разработки;

в) система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей развития ИП и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения.

8. Функции государства в инновационной сфере это:

а) аккумулирование средств;

б) стимулирование инноваций;

в) координация инновационной деятельности;

г) правовое обеспечение;

д) кадровое обеспечение.

9. При наступательной стратегии затраты на нововведения:

а) высокие;

б) средние;

в) низкие.

10. Методами управления инвестиционным риском может быть:

а) диверсификация;

б) передача (аутсорсинг);

в) вероятность возникновения;

г) хеджирование;

д) логическое сложение рисков.

11. Относительно внутренней среды инновационная стратегия может быть:

а) продуктовая;

б) функциональная;

в) ресурсная;

г) организационно-управленческая;

д) ситуационная.

12. Соотнесите понятия с их определениями:

А. Инновационный менеджмент Б. Диффузия инновации В. Фундаментальные исследования Г. Прикладные исследования Д. Разработки Е. Научная организация 1) процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени; 2) представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем; 3) совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом; 4) организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности; 5) экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний; 6) это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие.

13. Государственная инновационная политика – это:

а) совокупность действий органов государственного управления, имеющих определенную цель, средства достижения цели;

б) определение органами государственной власти РФ целей инновационной деятельности;

в) определение органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;

г) выбор на основе учета целей, состояния внешней среды и потенциала направлений инновационной деятельности государства.

14. К объектам инфраструктуры науки и инноваций относятся:

а) концерны и ассоциации;

б) общественные академии;

в) технопарки.

Планирование инновационных процессов.

16. Выберите из списка то, что относится к субъектам инновационного рынка:

а) предприятия;

б) патент;

в) организации;

г) научно-технический прогресс;

д) лицензия;

е) учреждения;

ж) университеты;

и) физические лица (ученые и специалисты).

17. К источникам финансирования инновационного проекта не относятся:

а) собственные средства;

б) оборотные средства;

в) заемные средства;

г) спонсорские средства.

18. Относительно внешней среды инновационная стратегия может быть:

а) наступательная;

б) оборонительная;

в) адаптационная;

г) ситуационная.

19. Инновационный проект это:

а) форма целевого управления инновационной деятельностью;

б) комплект документов;

в) новация.

20. Не является основным направления государственной инновационной политики:

а) поддержка фундаментальных исследований, направленных на получение результатов, революционизирующих науку и технику;

б) приобретение неовеществленной технологии в форме патентов, ноу-хау, торговых марок, программ и т.д.;

в) финансирование поисковых НИОКР для создания новой техники и технологии с опережающими техническими решениями для последующей передачи результатов в среду материального производства;

г) создание законодательной и информационной базы, обеспечивающей экономическую заинтересованность производителей в осуществлении инноваций.

21. Отметьте неправильный ответ. Жизненный цикл инновационного проекта включает в себя стадии:

а) формирование инновационной идеи;

б) разработка проекта;

в) рассмотрение проекта;

г) реализация проекта;

д) завершение проекта.

22. Риск в инновационной деятельности может быть:

а) чистый;

б) спекулятивный;

в) скрытый;

г) финансовый.

23. В зависимости от глубины вносимых изменений инновации подразделяются на:

а) радикальные;

б) научные;

в) кодификационные;

г) улучшающие;

д) процессные;

е) предметные.

24. Какие инновации учитывают инновационный потенциал и степень новизны:

а) стратегические;

б) замещающие;

Служащих

-: установить более современные цели и информировать о них служащих

+: усовершенствовать коммуникации

S: Стратегическое планирование – это

-: процесс выбора целей

-: процесс выбора структуры

+: процесс выбора решений

S: . Показатели достижения целей

+: уровень прибыли

-: общий объем продаж

-: зарубежные инвестиции

S: Стратегические планы разрабатываются

-: индивидуально

-: в пределах отдельного подразделения

+: общефирменными усилиями

S: Современные организации, как правило

+: многоцелевые

-: одноцелевые

-: бесцелевые

S: На процесс планирования влияют

+: внешняя среда

-: внутренняя среда

-: культура фирмы

S: Основой существования организации является

-: мотивация сотрудников

-: корпоративная культура

S: Корректировка целей производится

-: до выявления степени достижения целей

-: после выявления достижения целей

+: в процессе выявления достижения целей

S: Реализация целей предусматривает

-: закрепление целей за каждым исполнителем

-: контроль выполнения целей

S: Основные требования, предъявляемые к целям

-: конкретность

-: измеримость

+: достижимость

S: Организация в менеджменте представляет

+: конкретную форму объединения

-: объединение функций

-: объединение решений

S: Структура управления – это

+: количество уровней и подразделений

-: количество сотрудников

-: количество управленческих процедур

S: . При создании структуры управления учитывают


-: норму управляемости

-: прямые и обратные связи

S: Преобладание горизонтальных связей характерно для

-: матричной структуры

+: линейной структуры

-: функциональной структуры

S: Квалификационные требования к руководителям в матричной структуре

+: высокие

-: менее высокие

S: Ориентация на продукт в линейной структуре

-: сильная

-: никакая

S: .К подготовке производства относятся

+: обобщение результатов НИР

-: пуск и проверка технологического оборудования

S: .Функционально-стоимостной анализ решает задачи

+: анализа полезности свойств изделия и затрат на их обеспечение

-: анализа полезности свойств

S: . Венчурные фирмы и фирмы-эксплеренты решают одинаковые задачи

S: .Разработка проекта должна быть сфокусирована на конкретных рыночных потребностях

S: .Подготовка инновационных изменений осуществляется на уровне

+: высшего руководства

-: среднего звена

S: .В чем состоит сущность сопоставительной экспертизы

+: проверка обоснованности конкретных решений по финансированию проекта

-: проверка обоснованности проекта

S: .В представленном проекте сформулирована проблема исследования, известная в науке, но предложены новые подходы к ее решению. Какое решение может принять эксперт

-: проект заслуживает безусловной поддержки

+: проект заслуживает поддержки

S: .Являются ли синонимами понятия «срок окупаемости» и «период окупаемости»

S: .Какой эффективности уделяется наибольшее внимание на микроуровне

+: коммерческой

-: смешанной

S: .Инновационное решение может быть принято, если расчетная величина

-: меньше требуемой инвестором

+: равна требуемой инвестором

S: .Если интегральный эффект положителен, индекс рентабельности

+: больше единицы

-: меньше единицы

S: .Венчурные фирмы прибыльны

S: .Фирмы-эксплеренты занимаются

+: продвижением новшеств на рынок

-: продвижением товаров на рынок

S: .Имеют ли технопарки перспективы развития в России

S: .Фирмы-виоленты действуют в среде

+: крупного стандартного бизнеса

-: мелкого стандартного бизнеса

S: .Фирмы-коммутанты занимаются

-: крупного стандартного бизнеса

S: .Целесообразна ли в фирмах-патиентах должность инновационного менеджера

S: .Фирмы-патиенты прибыльны

S: .Организационная схема управления зависит от формы инновационного предпринимательства

S: .Объектами инфраструктуры науки и инноваций является

+: центры научно-технической информации

-: общественные академии

S: .Какая из фаз стратегического планирования является наиболее сложной

+: формулировка стратегии

-: разработка стратегии

S: .Для фирм, основывающих деятельность на принципах предпринимательской конкуренции, характерна стратегия

+: наступательная


-: оборонительная

S: .Сколько блоков включает подготовка исходной информации для принятия управленческих решений по формированию научно-технической политики

S: .Фирмы, завоевавшие большие доли рынка в быстрорастущих отраслях («звезды»), выбирают стратегию

+: роста; фирмы, завоевавшие большие доли рынка в быстрорастущих отраслях («звезды»), должны выбирать стратегию роста

-: сокращения

S: .При разработке стратегии сверху вниз

+: стратегический план как приказ спускается по всем уровням управления

-: стратегический план как приказ спускается на нижний уровням управления

S: .Может ли фирма воспользоваться услугами консультантов при выработке стратегии

S: .Фирма, придерживающаяся имитационной стратегии, имеет затраты на нововведение

-: высокие

S: .Какие инновации учитывают сферу деятельности предприятия

+: технологические; Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической

-: Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической

S: .Внедрение нового продукта определяется как радикальная инновация, если

+: предполагаемая область применения, функциональные характеристики, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличаются от ранее использованных продуктов

-: предполагаемая область применения

S: .Освоение нового метода производства пластмассы относится к

+: процессным

-: системным

S: .По какому признаку дана классификация инноваций на единичные и диффузные

+: по распространенности

-: по сохранности

S: .Относится ли к продуктовым инновациям освоение нового метода производства пластмассы

S: .Какие инновации характеризуют распространенность

+: диффузные

-: радикальные

S: .Венчурный бизнес характерен для

+: малых фирм

-: крупных фирм

S: .К объектам инфрастуктуры науки и инноваций относятся

+: технопарки

-: технополис

S: . Фирмы коммутанты занимаются

-: крупным бизнесом

+: средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно-национальных потребностей

S: .Укажите, что из перечисленного ниже относится к инновациям на входе в предприятие

+: изменение в выборе и использовании сырья и оборудования

-: изменение оборудования

S:. разработал

-: классификацию инноваций по типу новизны для рынка

-: классификацию инноваций на продуктовые и процессные

+: теорию длинных волн, или больших циклов конъюнктуры

S: .Сколько циклов включает инновационный менеджмент

S: .Какого рода информацией должен располагать инновационный менеджер

+: комплексной информацией о научных исследованиях, проводимых по видам работ в различных секторах науки

-: комплексной информацией о научных исследованиях

S: .Равноценны ли понятия научно-техническая и инновационная деятельность

S: .Может ли функции инновационного менеджера выполнять традиционный менеджер


S: .Отличаются ли задачи управления инновационной деятельностью от общих задач управления организацией

S: .Обязательна ли на малом предприятии должность инновационного менеджера

S: .Может ли стратегия возникнуть после идеи, связанной с новшеством

S: .Может ли фирма выбрать стратегию организации рискового проекта, имея слабую рыночную позицию

-: менеджмент

+: управление

-: объект менеджмента

-: функция менеджмента

S: Какие функции менеджмента отражают процесс разделения управленческого труда

+: специфические

-: связующие

-: социально-психологические

S: .Учитывается ли ситуация «конфликта интересов» при подборке экспертов

S: .При каких условиях эксперт сомневается в выполнении заявленной работы в срок

+: четкость изложения нечеткая, научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует

-: четкость изложения нечеткая

S: .Как оценивается с позиции потребителя технико-экономический уровень продукции

-: соотношение между выгодой и затратами на приобретение новой продукции

+: соотношение уровня совершенства и затрат на его обеспечение

S: .Что такое сертификация

+: определение соответствия продукции требованиям нормативно-технической документации

-: определение соответствия продукции требованиям

S: .Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка, относятся к

+: эксплерентам

-: патиентам

S: . В чем состоит цель инновационного менеджера

+: снижении риска в жизнедеятельности фирмы и создании комфортных условий для сотрудников

-: увеличение риска в жизнедеятельности фирмы и создании комфортных условий для сотрудников

S: . Стимулируют ли технопарки развитие малого инновационного предпринимательства? +:да

Г.В.Шепелев
зам. начальника управления инновационного развития и инфраструктуры Роснауки

Введение


Сейчас представляется достаточно очевидным, что повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры. В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы.

В предлагаемой статье рассмотрено состояние инфраструктуры инновационной системы России и приводится анализ ряда проблем, которые тормозят развитие инновационных подходов в промышленности, а также рассмотрены некоторые возможные меры по созданию благоприятных условий для развития инновационной деятельности российских предприятий.

Первые элементы инновационной инфраструктуры - научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы - были созданы в России на базе высших учебных заведений в начале 90-х годов в Томске (1990 г.), Москве и Зеленограде (1991 г.). В середине 90-х годов появляются технопарки, организуемые на базе крупных государственных научных центров (ГНЦ). Следующим шагом было появление региональных технопарков, созданных для развития производства наукоемкой продукции. Такие технопарки имели собственные помещения, финансовую поддержку от федеральных и региональных властей и довольно успешно развивали в своих стенах малые инновационные фирмы.

В конце 90-х - начале 2000-х годов с участием Минпромнауки России была создана сеть инновационно-технологических центров (ИТЦ), которые по решаемым задачам во многом пересекаются с технопарками. Главная особенность ИТЦ состоит в том, что он является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания. Поэтому в отличие от технопарков, которые должны были создаваться при вузах и выполнять задачу инкубирования малых фирм, ИТЦ были призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, а потому должны были создаваться при предприятиях или научно-производственных комплексах. Динамика количества ИТЦ по годам показана на рис.1. 1

1 Анализ практики действующих объектов инновационной инфраструктуры и разработка механизмов их адаптации для поддержки (инкубирования) малых инновационных компаний, создаваемых с участием центров трансфера технологий. Отчет о научно-исследовательской работе. Союз инновационно-технологических центров России. М.:2004.

Рис.1. Динамика числа инновационно-технологических центров

С 2003 г. развивается сеть центров трансфера технологий (ЦТТ), задачей которых является ускорение коммерциализации научно-технических результатов, обеспечение создания малых инновационных предприятий, в том числе в составе технопарков и инновационно-технологических центров.

В настоящее время в регионах России действуют более 100 организаций, выполняющих функции технопарков. Распределение их по регионам показано на рис.2.


География объектов поддержки инновационной деятельности

- Технопарки

- Инновационно-технологические центры

- Центры трансфера технологий


Округ Технопарки и
инновационно-технологические
центры
Центры
трансфера технологий
Центральный округ 36 19
Северо-Западный округ 18 6
Южный округ 12 4
Приволжский округ 19 5
Уральский округ 3 3
Сибирский округ 12 9
Дальневосточный округ 5 2
Итого 105 48

Кроме упомянутых элементов созданы и функционируют предприятия информационного обеспечения инновационной деятельности, подготовки кадров, финансирования и т.п.

Хотя в настоящее время создана довольно разветвленная сеть инфраструктурных предприятий, результаты развития инновационной деятельности оставляют желать лучшего. Доля России на рынках наукоемкой продукции составляет исчезающе малую величину в 0,3…0,5%, что в десятки и сотни раз меньше доли развитых стран. Одновременно с этим идет сокращение числа малых инновационных предприятий (рис.3), сокращается число научных сотрудников (рис.4). 2

2


Рис.3. Динамика предприятий отрасли "Наука и научное обслуживание"


Рис.4. Динамика численности исследовательского сектора


Чтобы понять причины сложившейся ситуации и проблемы, стоящие в инновационной сфере, необходимо рассмотреть место инфраструктуры в национальной инновационной системе (НИС) и выполняемую ею роль.


Система связей элементов НИС


Рассмотрим, какие компоненты входят в НИС, и как взаимодействуют ее отдельные части. Существует довольно много определений НИС. 3 Для наших целей достаточно самого простого и интуитивно понятного определения НИС как системы, преобразующей знания в новые технологии, продукты и услуги, которые потребляются на национальных или глобальных рынках.

3 Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Совершенствование экономических механизмов государственного регулирования коммерциализации результатов научных исследований и разработок. ИЭПП, М.:2004


Определяющую роль в функционировании НИС играет государство, которое определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. В НИС входят собственно субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, участвующие в создании и продвижении инновационного продукта, и объекты инфраструктуры - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности. Состав и система связей НИС представлены на рис.5.

Рис.5. Состав НИС и система связей инновационной деятельности


Как следует из определения НИС, основным результатом ее функционирования является увеличение объемов производства наукоемкой продукции. Достижение практически всех целей, сформулированных в последних материалах Правительства (удвоение ВВП, повышение уровня жизни населения и т.д.) сводятся в конечном итоге к тому, насколько эффективно будет организовано производство. Поэтому основной целью анализа функционирования НИС и инновационной инфраструктуры является определение мер, которые стимулируют рост объемов продаж наукоемкой продукции российских предприятий.


Ресурсы субъектов инновационной деятельности


Для этого вначале рассмотрим потенциал, которым обладают предприятия, осуществляющие инновационную деятельность. К этим предприятиям, которые мы в дальнейшем будем называть субъектами инновационной деятельности, относятся исследовательские институты (отраслевые и академические), вузы, проводящие научные исследования, промышленные предприятия (малые и средние), занимающиеся разработкой новой продукции и выпуском небольших ее партий, крупные предприятия, которые в идеале должны осуществлять масштабное производство инновационной продукции. Для полноты следует упомянуть также предпринимателей и изобретателей, занимающихся изобретательской и исследовательской деятельностью в частном порядке.

Процесс создания нового (инновационного) продукта проходит несколько стадий, начиная от фундаментальных научных исследований, через выдвижение идеи и разработку прототипа продукта (НИОКР) к серийному выпуску продукции и продаже его потребителю. Весь этот путь, иногда именуемый "инновационным коридором", основан на использовании целого комплекса ресурсов. Для того чтобы заниматься своей деятельностью (проводить исследования или выпускать продукцию) предприятия должны обладать набором ресурсов, к основным из которых относятся:

  • производственные помещения, исследовательская база или производственные мощности,
  • кадры, обладающие необходимой квалификацией,
  • научный задел, производственные технологии и т.п.,
  • финансы для осуществления разработок или производства,
  • информационные ресурсы,
  • сбытовые сети, обеспечивающие продвижение продукции на рынки.

От наличия и состояния этих ресурсов, от возможностей предприятий их использовать, зависит эффективность инновационной деятельности, поэтому коротко охарактеризуем перечисленные ресурсы с точки зрения возможных конкурентных преимуществ российских инновационных предприятий. Подробные исследования и статистические данные приводятся в специализированной литературе, поэтому далее в основном будет приведена констатация сложившейся ситуации без подробного анализа.

Научно-исследовательская база исследовательских организаций в основном устарела. Обновление приборного парка в большинстве из них было прервано почти на десятилетие. Отдельные закупки современного научного оборудования не могут радикально изменить ситуацию, поэтому с этой точки зрения вряд ли стоит надеяться на сохранение за российскими предприятиями ведущих позиций по всему фронту научных исследований.

Производственные мощности промышленных предприятий машиностроительного комплекса также в основном устарели. Станочный парк стареет и меняется в сторону использования простейших универсальных станков. Предприятиями осуществляется очень мало закупок современного оборудования, способного обеспечить производство продукции высокой сложности. Таким образом, производственную базу научно-технического комплекса также вряд ли можно считать конкурентным преимуществом.

Для обеспечения выпуска современной продукции необходимо обеспечить предприятиям возможность доступа к современному оборудованию и технологиям. Особенно актуальна эта проблема для малых и средних предприятий, которые в силу слабых финансовых возможностей и небольших объемов производства не могут приобрести современное оборудование. В то же время именно малые инновационные предприятия рассматриваются как один из основных источников инноваций для промышленности.

Следствием сложившегося положения вещей в промышленности стала ситуация, когда фундаментальная наука создает продукт, который не может быть рационально использован внутри страны российскими предприятиями. Вместо этого зачастую происходит передача перспективных научно-технических результатов в промышленно развитые страны, где уже и осуществляется их коммерциализация. В тех случаях, когда передаются результаты работ, осуществлявшихся за счет средств госбюджета, при существующем положении дел за счет государственных средств по сути идет спонсирование зарубежных стран, зачастую без адекватного покрытия затрат нашего исследовательского сектора. С развитием глобальной информационной инфраструктуры, когда открытая информация о проведенных работах практически мгновенно становится доступной любому заинтересованному лицу, возможность "неформальных" контактов с разработчиками позволяет зарубежным фирмам покупать разработки за небольшую часть их реальной стоимости.

Отметим также, что, несмотря на имеющиеся ресурсные ограничения, исследования у нас продолжаются практически по всем направлениям, которые развивались еще в советские времена. Это приводит к тому, что в большинстве перспективных направлений исследований не удается сосредоточить достаточные для серьезного прорыва силы.

Серьезным ресурсом является научный задел, оставшийся от старых времен. Уникальные технологии, созданные в советское время, пока остаются ресурсом, поддерживающим отдельные островки высокотехнологичного бизнеса в российской промышленности. Ряд предприятий продолжает выпускать небольшие партии приборов, которые успешно реализуются на внутреннем и внешних рынках. Однако примеров, когда осуществляется масштабное использование старых технологий очень немного. Кроме того, следует отметить, что используемые нашими предприятиями технологии со временем морально стареют и сравнительная эффективность их постепенно уменьшается за счет разработки новых направлений и технологий, создаваемых на новой научной и технологической базе, которая отсутствует в российской промышленности.

Еще одной проблемой предприятий, выпускающих такую продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями этих технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны. Средний возраст научных и конструкторских кадров высшей квалификации научно-исследовательских предприятий близок к пенсионному (см. таблицу 1). Восполнение кадрового потенциала за счет молодежи не покрывает потерь за счет оттока специалистов старшего поколения. Сложная ситуация складывается со средним техническим персоналом, который во многом определяет эффективность использования технологий в промышленности. Высокий кадровый потенциал, который в течение последних лет был нашим преимуществом, может постепенно сойти на нет без адекватной его подпитки молодыми сотрудниками.


Таблица 1

Средний возраст научных кадров 4


1994 г. 2002 г.
Всего 45 48
Доктора наук 58 60
Кандидаты наук 49 53

4 Наука России в цифрах. ЦИСН, М.:2003


Еще одной серьезной проблемой наукоемкого сектора экономики является доступ к финансовым ресурсам, который у большинства промышленных предприятий наукоемкой сферы ограничен. Развитие предприятий идет в основном за счет использования собственных средств. Практически нет поступлений заемных средств на этапе разработки продукции. Венчурные схемы привлечения капитала в настоящее время не работают, и элементарный анализ показывает, что в ближайшее время в значимых для экономики масштабах работать не будут из-за неразвитости фондового рынка. Системы посевного финансирования, которые начали развиваться в последнее время, также вряд ли решат проблемы масштабного развития вследствие незначительности выделяемых на это ресурсов в масштабах всей экономики.

Наконец еще один важный ресурс - развитие системы сбыта наукоемкой продукции. У большинства предприятий высокотехнологичного сектора она практически отсутствует. Отдельные положительные примеры не становятся образцом для изучения и тиражирования. В результате сбыт наукоемкой продукции у большинства предприятий организован очень плохо. Это во многом объясняет неоправданно низкую долю российских предприятий на мировом рынке. Не имея опыта торговли на мировых рынках и квалифицированных кадров, наши предприятия не в состоянии успешно бороться за рынки с зарубежными конкурентами.

На основе изложенных фактов можно сделать вывод, что отдельные стратегические преимущества российской инновационной системы не подкреплены комплексом ресурсов и со временем теряют свое значение. Решение существующих проблем возможно за счет развития инфраструктуры инновационной деятельности.


Инфраструктура инновационной деятельности


Основной задачей инфраструктуры инновационной деятельности является содействие решению перечисленных выше проблем. В настоящее время существует довольно разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности (см. табл.2). Следует сразу отметить, что объекты инновационной инфраструктуры могут решать лишь часть проблем и успешное развитие инновационной деятельности не может быть поставлено исключительно в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры. Как видно из рис.5 инновационная система для успешного функционирования должна иметь также благоприятную нормативно правовую базу и эффективную систему вывода на рынки продукции инновационных предприятий.


Таблица 2

Общая схема инновационной инфраструктуры


Производст-
венно-техно- логическая состав-
ляющая
Консалтинго- вая состав-
ляющая
Финансовая состав-
ляющая
Кадровая состав-
ляющая
Информа- ционная состав- ляющая Сбытовая состав- ляющая
Инновационно-технологи- ческие центры и технопарки Центры трансфера технологий Бюджетные средства Повышение квалификации персонала в области инноваций Государствен- ная система научно-технической информации Внешне- торговые объединения
Инновационно-промышленные комплексы Консалтинг в сфере экономики и финансов Бюджетные и внебюджетные фонды технологи- ческого развития Подготовка специалистов в области технологи- ческого и научного менеджмента Ресурсы структур поддержки малого бизнеса Специализиро-
ванные посред-
нические фирмы
Технологические кластеры Технологический консалтинг Венчурные фонды Региональные информацион- ные сети Интернет
Технико-внедренческие зоны Маркетинговый консалтинг Посевные и стартовые фонды Интернет Выставки
Центры коллективного пользования высоко- технологичным оборудованием Консалтинг в области внешне- экономической деятельности Гарантийные структуры и фонды

Охарактеризуем роль отдельных элементов инфраструктуры и проблемы их развития, а также необходимые для этого меры.


Технологическая инфраструктура

Технологическая инфраструктура призвана создать условия для доступа предприятий (прежде всего малых) к производственным ресурсам. Сюда относятся технопарки (ТП) и инновационно-технологические центры (ИТЦ), которые в основном обеспечивают доступ к производственным площадям, и инновационно-технологические комплексы, дополнительно обеспечивающие также доступ к производственным мощностям.

Одной из проблем существующей технологической инфраструктуры является то, что в технопарках и ИТЦ практически отсутствует ротация малых предприятий (МП), то есть, малое предприятие, попав в технопарк, остается в нем неопределенно долго. Это связано с отсутствием в большинстве регионов рынка производственных площадей, и МП вынуждено держаться за площади технопарка до тех пор, пока это возможно. Следствием такой ситуации является то, что, с одной стороны, через некоторое время прекращается рост объемов производства МП, расположенного в технопарке, а с другой - прекращение роста количества МП. Вследствие этого ТП и ИТЦ во многих случаях чисто номинально являются объектами инновационной инфраструктуры, скорее это доходные дома, приносящие их владельцам доход от сдачи в аренду площадей малым предприятиям. Предлагается решение данной проблемы в установлении ограничения на срок пребывания МП в составе ТП. Однако без создания возможностей для размещения их на других площадях это, по сути, будет означать закрытие части МП через оговоренный срок. Скорее всего ситуация быстро вернется к начальному состоянию за счет формальной "ротации" через организацию новых юридических лиц с постоянным составом учредителей.

В качестве реальной альтернативы для решения отмеченной проблемы можно рассмотреть строительство промышленных парков - набора стандартных модулей, оснащенных необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где МП могли бы для начала арендовать, а при наличии финансовых возможностей выкупить производственные площади. Другой вариант обеспечения доступа к производственным площадям - организация промышленных парков на базе пустующих или простаивающих предприятий, которых достаточно много практически во всех регионах. Такие проекты уже начинают реализовываться в ряде регионов.

Следующий вопрос, который должна решать технологическая инфраструктура - обеспечение доступа малым предприятиям к производственным мощностям. Создавая площади для размещения МП, нужно иметь в виду и необходимость обеспечения возможностей изготовления ими своей производственной продукции. Эту задачу призваны решать инновационно-промышленные комплексы (ИПК) и технологические кластеры. ИПК создавались, как правило, на базе незадействованных производственных мощностях крупных предприятий. До сих пор загрузка крупных предприятий позволяла рассчитывать на размещение на них заказов МП. При этом складывалась парадоксальная ситуация, когда МП по субконтрактам загружали крупные предприятия, в то время как в развитых странах ситуация в основном обратная. С ростом экономики эта возможность становится меньше, поскольку крупные предприятия увеличивают объемы производства и в первую очередь выполняют на своей производственной базе собственные заказы.

В последнее время стала модной организация "кластеров", которые фактически выполняют роль инновационно-промышленных парков. Кластерами у нас, как правило, называют совокупность предприятий, расположенных на одной ограниченной территории (на крупном предприятии или в пределах одного города) и более или менее тесно связанных производственными связями. По существу такое определение кластера практически полностью тождественно понятию инновационно-технологического комплекса. Во избежание недоразумений следует сразу сказать, что понятие кластера конкурентоспособности, введенное М.Портером 5 , не имеет отношения к этим образованиям.

5 М.Портер, Конкуренция. М.:ИД "Вильямс", 2003


Для полноты рассмотрения следует упомянуть также о технико-внедренческих зонах, которые также можно отнести к элементам технологической инфраструктуры. В последнее время ведется широкое обсуждение проекта создания таких зон. Предполагается, что предприятия, которые будут размещаться в этих зонах, будут иметь доступ к инфраструктуре ведения бизнеса и особый налоговый и таможенный режимы. Пока условия существования предприятий в технико-внедренческих зонах законодательно не определены, и обсуждать роль таких образований в инновационной системе преждевременно.


Центры коллективного пользования производственным оборудованием

Очевидно, что обеспечение всех малых предприятий современным производственным оборудованием невозможно в силу того, что относительно небольшие объемы их производства не позволяют эффективно использовать современное производительное оборудование. При стоимости современного станка в несколько сотен тысяч долларов его покупку и эффективную эксплуатацию при выпуске собственной продукции может позволить себе только достаточно крупное предприятие (мы не рассматриваем здесь вопрос доступности и стоимости кредитов на покупку оборудования для малых и средних предприятий, а только вопросы его рентабельной эксплуатации). Таким образом, от использования новых технологий в производстве в силу этой причины оказывается отсеченным огромный пласт малых и средних предприятий. Выход из этой ситуации возможен за счет коллективного использования оборудования в центрах услуг.

На западе такой подход получил широкое распространение. Например, до 20% лазерного производственного оборудования устанавливается в так называемых job-shop"ах (центрах, оказывающих услуги по лазерной обработке материалов). Следует отметить, что не только малые и средние, но также и крупные предприятия являются клиентами таких центров.

Как было сказано выше, станочный парк промышленности стареет, и обеспечение доступа к современным технологиям является весьма актуальным не только для малых и средних предприятий. В современных российских условиях, когда большинство предприятий не имеют необходимых ресурсов на переоснащение производства, этот подход позволит при сравнительно небольших затратах обеспечить доступ к современным технологиям практически всем заинтересованным предприятиям независимо от их величины и объемов производства. Для примера в таблице 3 приведены сравнительные данные по двум вариантам оснащения промышленных предприятий лазерным оборудованием. 6

6 Отчет о научно-исследовательской работе "Разработка проекта создания проблемно-ориентированного инновационного центра в области лазерных технологий". М.: Лазерная ассоциация, 2003

Таблица 3

Сравнение показателей использования лазерного оборудования
на отдельных предприятиях и в составе регионального центра


Показатель Оснащение предприятий Оснащение региональных центров
Количество предприятий 100 100
Количество единиц оборудования 100 2...4
Затраты на оборудование $30 миллионов $1…2 миллиона
Количество специалистов 100…150 10…20
Срок реализации проекта 5 лет 1 год
Малые предприятия Не имеют доступа Имеют доступ
Интенсивность использования оборудования 1 смена 2…3 смены
Налоговая окупаемость затрат 3 года Менее 1 года

При традиционном подходе, когда оборудование устанавливается на каждом из предприятий, затраты на его приобретение оказываются в 10…20 раз выше, чем в случае оснащения центров коллективного пользования, обслуживающих такое же количество предприятий. Немаловажным фактором в сравнении является обеспечение оборудования квалифицированным обслуживающим персоналом - для оснащения через центры коллективного пользования потребуется на порядок меньше квалифицированных специалистов. Наконец, срок начала эксплуатации оборудования в центре может быть существенно короче, так как для установки оборудования и отладки технологических процессов могут быть использованы специалисты более высокой квалификации.

Одним из основных результатов организации центров коллективного пользования станет обеспечение доступа к современным технологиям для малых и средних предприятий, для которых покупка собственного дорогостоящего технологического оборудования практически невозможна. Если для оснащения региональных центров использовать частично бюджетные средства, их окупаемость за счет увеличения объемов производства предприятий, пользующихся услугами центра, и соответствующего увеличения выплат налогов может быть предельно быстрой.

Кроме прямого возврата вкладываемых в ЦКП средств от производственной деятельности следует учитывать также непрямые эффекты от деятельности центров коллективного пользования. Они не могут быть посчитаны с такой же точностью, как затраты на производство и доходы предприятий, но следующие оценки дают представление о непрямом положительном эффекте. Известно, что на каждый рубль затрат на производство продукции с помощью лазеров на следующих этапах производства генерируется продукции на 8…10 рублей в следующих переделах. Если принять, что в этой сумме 10% составляют налоги, то на каждый рубль продукции, произведенной на лазерном комплексе, генерируется примерно 1 рубль налоговых поступлений по всей производящей цепочке. Годовой объем работ на лазерной установке примерно равен ее стоимости. Таким образом, вложение в организацию лазерных участков коллективного пользования окупаются только по налоговым поступлениям примерно за один год.


Приведенный пример показывает основные преимущества, которые могут возникнуть при предлагаемых подходах. Естественно, пример с лазерными центрами это только иллюстрация и аналогичные подходы можно использовать в других областях. Например, идут проекты с организацией аналогичных производств в области биотехнологии.

В заключение перечислим дополнительные положительные эффекты, которые дает организация региональных центров коллективного пользования:

  • генерация дополнительных объемов производства,
  • генерация налоговых поступлений от увеличения объемов производства,
  • повышение конкурентоспособности - расширение сбыта, увеличение объемов продаж промышленной продукции за счет использования передовых производственных технологий, повышение экспортного потенциала российских производственных предприятий за счет повышения качества производимой продукции,
  • создание новых рабочих мест для высококвалифицированных кадров и расширение объемов подготовки квалифицированных кадров,
  • сохранение производственного потенциала российских предприятий.

Как видно из приведенного перечня, организация центров коллективного пользования позволяет экономически целесообразно обеспечить большому количеству региональных промышленных предприятиям доступ к современным технологиям и дает много положительных побочных эффектов, способствующих переводу региональной промышленности на инновационный путь развития.


Консалтинговая инфраструктура

Следующий блок инфраструктурных предприятий включает консалтинговые организации. Важность этих структур для обеспечения инновационной деятельности заключается в том, что инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретаются только с практическим опытом. Создание малых инновационных предприятий (МИП) "непрофессиональными" менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие. Комплексным решением многих из этих вопросов призваны заниматься центры (офисы) трансфера технологий. В настоящее время ЦТТ создаются, как правило, при крупных вузах и академических институтах. Гораздо слабее развита сеть ЦТТ в отраслевых институтах и государственных научных центрах (ГНЦ), хотя именно они обладают наиболее значительным заделом в области разработки новых технологий. Сеть ЦТТ на начало 2005 г. насчитывает около 50 организаций и продолжает интенсивно развиваться. ЦТТ создаются либо как структурные подразделения организаций, обладающих инновационными разработками, либо как самостоятельные юридические лица. И тот, и другой вариант имеют как преимущества, так и недостатки. Пока существующий опыт работы недостаточен, для того, чтобы говорить о том, какой из вариантов организации ЦТТ более предпочтителен.

Основной задачей ЦТТ является коммерциализации разработок, создаваемых в материнских организациях. Для решения этой задачи ЦТТ должны обладать возможностям оказания консалтинговых услуг по достаточно широкому спектру вопросов - финансовых, экономических, маркетинговых, а также часто и по внешнеэкономической деятельности.

Основные проблемы, которые начали проявляться с началом развития сети ЦТТ - в отсутствии квалифицированных кадров для их комплектования. Зачастую менеджмент ЦТТ не знает, как организовать практическую работу по коммерциализации разработок, имеет слабое представление о существующих возможностях. Если параллельно с созданием ЦТТ не будут приняты меры по обучению персонала, эффективность работы создаваемой сети будет невелика. Если же проблема кадров будет решена, ЦТТ могут стать одним из важных структурных элементов, стимулирующих развитие инновационной деятельности в регионах.

Кроме ЦТТ сфера консалтинга включает и другие организаций, которые перечислены в таблице 2. Как правило, они имеют универсальный характер, оказывают услуги предприятиям разной специализации и не ориентированы только на инновационную деятельность.


Инфраструктура подготовки кадров

Если более подробно рассмотреть проблемы подготовки кадров, то следует отметить целый комплекс проблем в этой области. Как отмечалось выше, нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими исследования и разработки, остро стоит проблема нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.

При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее, в качестве одной из основных проблем следует отметить, что в настоящее время большинство промышленных предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение наукоемкой продукции предприятий на рынок. Общая потребность в таких кадрах составляет несколько десятков тысяч человек. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5-10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы).

В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного производства ведут десятки вузов страны, однако эффективность этой работы невелика. Лишь небольшое число выпускников идут работать по специальности, существуют значительные проблемы даже с комплектованием небольшого числа центров трансфера технологий, созданных с участием Роснауки. Комплектация их, как правило, происходит специалистами, которые отбираются по практической пригодности к выполнению стоящих перед ЦТТ задач и функций.

Наконец, следует отметить и дефицит квалифицированных преподавателей для подготовки кадров. Во многих вузах преподавание ведут специалисты, не имеющие практического опыта в тех вопросах, которым они обучают студентов. Обучение ведется по зарубежным разработкам и пособиям, не отражающим в полной мере российскую специфику и реалии, в результате чего на выходе получаются специалисты, которым потом в течение нескольких лет приходится набирать опыт методом проб и ошибок.

В этой связи еще раз следует отметить роль системы консалтинга. Поскольку обучение кадров процесс достаточно длительный и инерционный, а время наступления необратимых изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы, следует предусмотреть создание и развитие системы консалтинга для промышленных предприятий в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции. Эта система не повторяет систему ЦТТ, хотя и должна работать с ней в тесной увязке, а обеспечивает разовый консалтинг по отдельным вопросам, возникающим у предприятий. Возможно, эту систему целесообразно строить как систему экспресс обучения основам инновационных подходов.

На первом этапе (1-3 года) система консалтинга должна закрыть потребность в информации в области продвижения и маркетинга инновационной продукции предприятий. Целесообразно предусмотреть государственную поддержку для этой системы на первые три-пять лет для того, чтобы сформировать потребность у предприятий в таких услугах (для предприятий услуги должны иметь на первом этапе символическую стоимость). Базой для создания сети консалтинга могут стать создаваемые в настоящее время центры трансфера технологий, укомплектованные необходимыми специалистами. Для успешного решения проблемы обеспечения доступа к консалтингу, необходимо обеспечить поддержку работы таких центров со стороны местных администраций. Создаваемые центры целесообразно связать их в единую сеть, обеспечивающую доступ к консалтинговым ресурсам других организаций - членов сети при отсутствии нужных специалистов в регионе. По оценкам количество центров консалтинга должно составлять несколько сотен из расчета 1 центр консалтинга на 500 - 1000 промышленных предприятий.


Информационная инфраструктура

Следующий блок инфраструктуры поддержки инновационной деятельности связан с обеспечением доступа к информации. В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающие малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в интернете.

Сложившаяся система достаточно эффективно решает ряд проблем. Так техническая информация сейчас доступна в больших объемах практически по всем направлениям науки и техники. Не представляет особых проблем доступ к патентной информации. Основная информация, которая может оказывать влияние на решение задач инновационного развития, и по которой существует значительный дефицит, связана с информацией о рынках.

Еще одна группа вопросов информационного обеспечения инновационной деятельности связана с доведением информации о новых разработках до потенциальных пользователей, организация консультаций по их использованию.

В 2005-06 гг. в рамках Федеральной целевой научно-технической программы (ФЦНТП) "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы предполагается создание сети информационно-аналитических центров по приоритетным направлениям развития науки и техники, а также по инновационной тематике. Предполагается также постановка работ по организации сбора, анализа и систематизации информации о завершенных НИОКР по регионам и в целом по России. Существенные усилия предполагается направить на доведение информации о завершенных НИОКР до заинтересованных потребителей. Эта работа будет проводиться, в том числе на выставочных мероприятиях, поддерживаемых Минобрнауки России и Роснаукой.

В рамках ФЦНТП будут также поддержаны работы по исследованию рынков и разработке бизнес планов организации производств перспективной наукоемкой продукции.


Финансовая инфраструктура

По следующей группе предприятий инновационной инфраструктуры идет наиболее оживленная дискуссия - это структуры, обеспечивающие доступ инновационных предприятий (как крупных, так и малых) к финансовым ресурсам. В настоящее время существует довольно много финансовых инструментов, однако статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные средства. Банковский кредит пока остается слишком дорогим, а кредиты слишком короткими для развития инновационной деятельности.

Ресурсы госбюджета доступны в основном для крупных предприятий. Но даже для них масштаб обеспечения бюджетными финансовыми средствами составляет не более 5-10% от необходимых объемов. Развитие же МИП финансируется в основном самими учредителями, их родственниками и знакомыми. Ограниченность таких источников приводит и к торможению роста числа МИП.

Программа стартового финансирования, проводимая Фондом содействия развитию малых форм предприятий научно-технической сферы и местными программами поддержки малого бизнеса, не в состоянии переломить отрицательные тенденции и компенсируют в лучшем случае небольшую часть "естественной убыли" МИП. Сводных данных по поддержке малого инновационного предпринимательства местными бюджетами нет, но можно предположить, что их влияние на динамику МИП также невелико, может быть за исключением столиц и некоторых крупных городов.

Венчурное инвестирование, о котором в последнее время ведется много дискуссий, до сих пор остается экзотикой, и значимых успехов на этом направлении пока нет. По-видимому, это связано с тем, что наша промышленность пока не сформировала потребности в развитии венчурных подходов. В отличие от развитых стран, где венчурный бизнес обслуживает потребность крупных предприятий в перспективных разработках, большинство российских предприятий предпочитают производить такие разработки самостоятельно. На западе эта функция все чаще выносится вовне, то есть предприятия предпочитают покупать разработку, а не проводить ее своими силами - именно это становится основой венчурных подходов. У нас на большинстве предприятий имеется значительное количество собственных разработчиков, и в первую очередь предприятия стремятся загружать их, а не сторонние организации. Те немногие наши венчурные проекты, которые заканчиваются продажей созданных предприятий, показывают, что покупатели - это, как правило, зарубежные фирмы или инвесторы. То есть создание венчурных предприятий это работа на зарубежные рынки со всеми вытекающими отсюда сложностями. Еще одним важным обстоятельством является существующая у нас в настоящее время сложность "выхода" инвестора из создаваемого венчурного предприятия - это также не способствует развитию венчурного бизнеса.

Поскольку зарубежные схемы венчурного финансирования плохо работают в российских условиях, целесообразно подумать о разработке модификаций схем венчурного финансирования, позволяющих привлечь венчурное финансирование в условиях неразвитого фондового рынка, избытка предложений по разработке НИОКР, неразвитой системы "выхода" из создаваемых венчурных предприятий.

Следует также отметить, что в последнее время во многих регионах идет создание региональных венчурных фондов. В большинстве таких случаев слово "венчурный" в названии отражает лишь модную тенденцию. По существу большинство этих структур являются фондами поддержки инновационной деятельности, нацеленными на финансирование НИОКР и не предполагающими создание новых предприятий.

Серьезным вкладом в решение проблемы финансирования могло бы стать привлечение в инновационный бизнес денег крупных производственных предприятий. Большая часть промышленных предприятий пока не заинтересована в оплате (или не в состоянии оплатить) НИОКР. Сдвинуть ситуацию с мертвой точки могут только очень крупные покупатели инноваций из сырьевого сектора экономики. В последнее время начато несколько проектов по финансированию перспективных разработок такими компаниями, но масштабы этой деятельности пока незначительны.

Другой путь привлечения рыночных денег в инновационные предприятия - это ускорение инновационного цикла в части расширения масштабов выхода предприятий на рынки с готовой продукцией. Этот путь позволит уже существующим инновационным предприятиям получить дополнительные ресурсы для вывода на рынки своих новых разработок.

В последнее время в ряде регионов создаются гарантийные структуры и фонды, которые должны решать проблемы обеспечения займов малых предприятий в банковской системе. Успешное развитие получают также лизинговые схемы закупки высокотехнологичного оборудования малыми предприятиями.

В рамках проводимых Минпромнауки России работ предполагается разработка типовых документов по организации в регионах гарантийных фондов, методических материалы по организации их работы, должны быть сформулированы поправки в существующую нормативно-правовую базу, обеспечивающие работу таких фондов.

Следует отметить также зарождающуюся систему финансирования инноваций бизнес-ангелами. В настоящее время в регионах России создано несколько объединений частных инвесторов. Пока объемы финансирования МИП по этой схеме незначительны.

Еще одним источником финансирования инноваций является участие предприятий в международных проектах. Расширение поступлений финансов из этого источника возможно с развитием сети центров трансфера технологий с участием иностранных партнеров.


Сбытовая инфраструктура

Одним из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия является развитая сбытовая система. В силу объективных причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта наукоемкой продукции. Низкая востребованность наукоемкой продукции со стороны российских промышленных предприятий, на которую часто ссылаются как на одну из причин слабого развития инновационного сектора экономики, объясняется, с одной стороны, низкой платежеспособностью предприятий, а с другой - отсутствием информации о предлагаемых разработчиками возможностях, то есть активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей.

Еще более актуальна эта проблема при выходе на мировые рынки. На внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация о продукции российских инновационных предприятий, а следовательно, без серьезной работы в этом направлении нельзя надеяться на радикальное изменение ситуации с выходом наших предприятий на мировые рынки наукоемкой продукции и увеличения их доли с сегодняшних 0,3-0,5% до сравнимых с развитыми странами величин.

В связи с этим, создание действенной системы продвижения наукоемкой продукции российских предприятий на внутренний и мировые рынки является крайне актуальной задачей, определяющей успех всей программы перевода промышленности на инновационный вариант развития.

Классические методы продвижения (такие как участие в выставках, продажи через интернет), характерные для традиционной продукции, плохо работают для инновационной продукции, характеристики и потребительские свойства на первых этапах продвижения не знакомы потенциальным покупателям. Громадный дефицит квалифицированных кадров для этой деятельности позволяет считать обеспечение этого ресурса ключевым, если не главным фактором ускорения инновационного развития экономики.

Решение проблемы можно искать в создании структур коллективного выхода на рынки (по аналогии с Рособоронэкспортом или советских внешнеторговых организаций, обслуживавших экспорт отраслей). Для комплектации таких структур можно набрать достаточное число квалифицированных специалистов, которые будут обеспечивать не одно, а сразу несколько предприятий, объединенных по региональному или отраслевому принципу.

Естественно при этом необходимо развивать и другие методы продвижения, существующие в настоящее время - через выставочную деятельность, профессиональные объединения предприятий, посреднические фирмы и систему консалтинговых и маркетинговых фирм.


Заключение


Приведенный анализ состояния инновационной инфраструктуры позволяет сделать вывод о том, что существуют серьезные дисбалансы в создании организаций инфраструктуры. Если по части направлений существует достаточно развитая система, то по другим работа практически не начата. Серьезной задачей на ближайшую перспективу является создание такой инфраструктуры инновационной деятельности, которая позволяет обеспечить необходимый баланс ресурсов инновационных предприятий.



Загрузка...