emou.ru

Конрад, николай иосифович. Николай конрад - лекции по истории японии Конрад Николай Иосифович

Николай Иосифович Конрад

Конрад Николай Иосифович (p. 1(13).III.1891) - советский востоковед, основатель советской школы японоведов. Академик (с 1958 года). Родился в Риге. В 1912 году окончил Петербургский университет и Практическую восточную академию. Профессор (с 1926 года), докторр филологических наук и член-корреспондент АН СССР (с 1934 года). В 1913-1950 годы вел педагогическую работу в высших учебных заведениях Киева, Орла, Ленинграда и Москвы. Подготовил многих квалифицированных специалистов-востоковедов. Главные направления научной деятельности Конрада - литературоведение, языкознание, история и история культуры Китая, Кореи и Японии, а также переводы письменных памятников этих стран на русский язык. Конрад - член главной редакции «Всемирной истории» и ответственный редактор ряда монографий советских востоковедов. Глубокий анализ общих закономерностей и особенностей исторического развития стран Азии и Европы позволил Конраду разоблачить «европоцентризм», содержащийся в работах многих буржуазных ученых. Труды Конрада свидетельствуют о комплексном изучении им стран Дальнего Востока, о разносторонности его научных интересов.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Основные сочинения: Японская литература в образцах и очерках, Л., 1927; Японский театр, в кн.: Восточный театр, Л., 1929; Надельная система в Японии, "Тр. ИВАН", т. 17, 1936; Синтаксис японского национального литературного языка, М., 1937; Сунь-Цзы. Трактат о воен. искусстве, М.-Л., 1950; Ср. века в ист. науке, в сб. ст.: Из истории социально-политических идей, М., 1955; Проблема реализма и литературы Востока, "ВЛ", 1957, No 1; У-Цзы. Трактат о воен. искусстве, М., 1958; Главы о Китае, Корее, Монголии, Японии во 2-4 тт. "Всемирной истории" (некоторые разделы в соавторстве); Заметки о смысле истории, "ВИМК", 1961, No 2; Размышления об истории культурного и науч. развития человечества, "НАиА", 1962, No 5; Востоковедение, СИЭ, т. 3, М., 1963.

Литература: Библиография трудов Н. И. Конрада, сост. В. С. Гривнин и К. А. Попов, в сб.: Китай. Япония. История и филология, М., 1961; Жуков Е., К семидесятилетию акад. Н. И. Конрада, там же; Файнберг Э. Я., Акад. Н. И. Конрад - историк Японии, там же; Глускина А. Е., Н. И. Конрад, "ПВ", 1961, No 1.

Конрад Николай Иосифович (1(13).03.1891, Рига - 30.09.1970, Москва) - востоковед, специалист по истории китайской и японской мысли, академик АН СССР (с 1958). Автор многочисленных работ по истории эстетики, литературы и театра стран Юго-Восточной Азии, по проблемам восточных языков, теории исторического процесса, философской компаративистики. Был арестован в 1938 году, находился в Канских лагерях до начала осени 1941 года. В работах 20-х годов Конрад исследует эстетические принципы японского искусства, прослеживает параллели между ними и принципами современной западной эстетики , роль Кабуки и связанных с ним жанров литературы и изобразительного искусства (Театр Кабуки // Театральный Октябрь. М.; Л., 1926. С. 109 сл.). Исследования Конрада в области китайской мысли опираются преимущественно на тексты не собственно философического характера, в частности на трактаты но военному искусству. Конрад реконструирует особые черты китайской образованности, особую логику построения научных «систем» в их не столько познавательной, сколько воспитательной функции. Большое влияние на отечественное языкознание оказали труды Конрада по лингвистике, его анализ иероглифической традиции, ее роли в культуре, особенностей японского языка, сочетающего иероглифику и алфавит, что создает уникальную «двухслойность» любого текста. В работах Конрада по истории японской литературы дана всеобъемлющая картина японской национальной культуры, представлен комплекс ее основных идей, образно-поэтический строй, инварианты японской духовной традиции от «Кодзики» до «Токутоми». Конрад подчеркивал невозможность построения современного литературоведения и эстетики, например, теории романа, без учета соответствующих памятников японской литературы. Книга Конрада «Запад и Восток» (2-е изд. М., 1972), кроме компаративных очерков, включает анализ возможностей и границ сравнительного изучения культур (иди их памятников и представителей), критериев научной оценки результатов межкультурного сопоставления, содержит обоснование необходимости компаративистского метода в современной ориенталистике как одного из основных. В ряде публикаций 60-х годов Конрад предложил собственную модель исторического процесса, включающую принципы периодизации истории различных регионов мира, анализ содержания таких понятий, как «античность», «возрождение», дал особый вариант трактовки идеи «всемирной истории». Важное значение имела деятельность Конрада как организатора науки, педагога, редактора и члена редколлегий таких изданий, как «Библиотека всемирной литературы», «Философское наследие», «Памятники письменности Востока» и др.

П. Н. Трубникова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 290.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Историки (биографический указатель).

Сочинения:

Диалог историков. Переписка А. Тойнби и Н. Конрада // Новый мир. 1967. № 7;

Избр. труды: История. 1974;

Избр. труды: Синология. М., 1977;

Избр. труды: Литература и театр. М., 1978;

Литература:

Проблема истории и теории мировой культуры // Сб. ст. памяти акад. Н. И. Конрада. М., 1974;

Рубин В. А. Об истории и культуре Китая: Страницы дневника // Восток. 1991. № 1;

Н. И. Конрад. Материалы к библиографии ученых. Сер. литературы и яз. М„ 1994. Вып. 20.

Н.И. КОНРАД: ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ЯПОНИИ

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ (С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ПЕРЕВОРОТА ТАЙКА, 645 г.)

***** ******* *****


Сегодня мы начинаем публикацию малоизвестной работы классика отечественного японоведения Николая Иосифовича Конрада. Раритетный текст воспроизводится с соблюдением особенностей подлинника по машинописной копии под названием


Проф. Н.И. Конрад. Лекции по истории Японии (1936/1937 уч. год.). Московский институт Востоковедения им. Нариманова при ЦИК СССР. Москва, 1937 г. (на правах рукописи)


Подготовка текста и публикация Марии Щербаковой.


Надеемся, что публикация будет полезна всем интересующимся историей Японии.

ДРЕВНЕЙШИЙ РОДОВОЙ СТРОЙ


ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ЯПОНИИ (часть 1)

Изложение содержания какого-нибудь периода японской истории должно опираться на изучение источников, относящихся к этому периоду. Это положение остается верным и для древней эпохи: и здесь мы должны такие источники найти и на них основывать наше изучение. Древний период заканчивается в середине VII в. Начало же его восходит к очень отдаленным временам. Какими же источниками мы обладаем для изучения древней истории Японии?


Совершенно естественно, что в самом начале своей исторической жизни народ еще не имеет письменности. Ожидать поэтому наличия письменных источников, возникших в эпоху первобытного коммунизма и даже раннего родового строя, - совершенно невозможно. Письменность появляется обычно сравнительно поздно, когда уже первые этапы исторического развития пройдены.


Как известно, появлением у себя письменности японцы обязаны Китаю: ими были усвоены китайские иероглифы, и впоследствии на основе этих иероглифов была выработана в дополнение к ним слоговая азбука "кана" - в двух графических вариантах - "катакана" и "хирагана", сведенных в две алфавитных системы - "годзюон" (для катакана) и "ироха" (для хирагана). До появления этой китайской иероглифической письменности никакой своей письменности у японцев не существовало. Правда, археология обнаруживает наличие в глубокой древности примитивных знаков, которые могут считаться первым шагом по пути к изобретению письма: это - рисуночное письмо и условные значки. Первые обнаружены на древних металлических гонгах и на стенах пещер (в пров. Коти); вторые на глиняных сосудах, найденных в древних пещерных жилищах (в преф. Сайтама). Но это еще не письмо, а только его зародыши, не получившие к тому же на японской почве развития. Кроме того, кое-где обнаружены следы знаков, более похожих на письменные, что дало повод некоторым японским исследователям еще в период феодализма (например, Хирата Ацутатакэ, 1776–1843) утверждать, что в Японии, в самую древнюю эпоху, в т. наз. "век богов" существовали свои письменные знаки, которые они и назвали "письмом века богов". Однако, ближайшее исследование этих знаков установило, что эти знаки принадлежат к другим древним системам письменности (к древне-корейской, м.б. к древне-турецкой) и попали в Японию благодаря появлению на японских островах групп, принадлежащих к другим народностям. К тому же и эти знаки не получили никакого развития.


Таким образом, письменность в Японии появилась благодаря Китаю, а также благодаря Корее, служившей проводником китайской культуры. Когда эта китайская письменность была занесена? Обычная традиция, идущая от хроник VIII в. - Кодзики и Нихонги, считает, что иероглифы впервые попали в Японию в 404–405 г. В 404 году из Кореи ко двору японских царей будто бы прибыл некий Атики, который "хорошо умел читать китайские книги" и стал обучать китайской грамоте наследного принца. В 405 году из Кореи прибыл уже "ученый" - Вани, которому было передано обучение царских детей.


Разумеется, эти факты не могут считаться началом китайской письменности в Японии: это скорее указание на ее официальное признание при дворе японских царей. Проникновение же ее относится, по-видимому, к II–III в., когда отмечаются оживленные сношения с Кореей и Китаем.


Появление письменности повлекло за собой появление письменных памятников. Наиболее древними - из числа дошедших до нас - являются надписи (стэлы) в некоторых буддийских храмах (напр., Хорюдзи в Нара), "Закон" принца Сётоку-тайси (604 г.), две исторических хроники - Кодзики (712) и Нихонги (720), географически-этнические описания различных местностей - Фудоки (VIII в.), хроника Когосюй (808 г.). Стэлы - и по своей малочисленности, и содержанию - не имеют значения для истории: "Закон" Сётоку-тайси (всего 17 статей) известен только помещенным в позднейшие памятники. Поэтому историк древней Японии располагает только Кодзики, Нихонги, Фудоки и Когосюй, т. е. памятниками, возникшими в VIII–IX в.


Самыми важными из них являются Кодзики и Нихонги. Но это - произведения VIII века, и если они говорят о современных им событиях, то эти события относятся не далее, как к концу VII-го, началу VIII века. О более ранних эпохах, эпохах древнейших они не говорят непосредственно. Поэтому хрониками Кодзики и Нихонги - с точки зрения реконструкции древнейшей истории Японии - мы можем пользоваться только в том случае, если удастся отделить все позднейшее и вскрыть те сведения о ранних эпохах, которые, может быть, там есть. Приходится, поэтому искать, нет ли каких-нибудь других письменных источников, которые непосредственно говорили бы о Японии более ранней эпохи, которые сами появились бы в эту эпоху. И такие есть: это - китайские источники. Японской наукой произведена большая работа по выяснению того, где, в каком китайском памятнике что-либо пишется о Японии. Сейчас можно точно перечислить те китайские исторические памятники, в которых встречаются те или иные сведения о Японии.


Самый ранний материал встречается в Цянь-Хань-шу, т. е. истории Первой Ханьской династии (206 г. до н. э. - 8 г. н. э.). В истории этой династии содержатся первые упоминания о Японии. Причем эти упоминания относятся к Японии I века до нашей эры.


Некоторые сведения содержатся также и в Хоу-Хань-шу, т. е. в истории Второй Ханьской династии (25-220 г.). Эти сведения относятся к Японии I–II в. н. э.


Третий китайский памятник - это т. н. Вэйчжи. Это - история царства Вэй, которое существовало в Китае в III в. н. э. В этой истории имеется специальная глава о так называемых "Важэнь", т. е. о японцах. Это самое подробное описание Японии, которое существует в китайских источниках, и которое отличается максимальной достоверностью.


Далее идет Сун-шу - история Сунского царства, которое существовало в Китае в V веке. "История царства Сун" содержит упоминание о Японии тоже V века. Таким образом, китайские источники дают сведения о Японии, начиная с I века до н. э.


Что дают эти китайские памятники? Из сообщений Цянь-Хань-шу, книги, которая дает сведения о Японии приблизительно около н. эры, наиболее важно следующее:


"Они (Важэнь) распадаются на более чем 100 государств. Они ежегодно приезжают к нам и проносят нам дань".


Из сообщений Хоу-Хань-шу, говорящей о I–II в. нашей эры, важны упоминания о том, что из Японии приезжают послы к Ханьскому двору. Одно из таких посольств, относимое Ханьской хроникой к 57 г. имеет особое значение. Хроника рассказывает, что это было посольство из "страны Идо", и что Ханьский император Гуан-у пожаловал царю этой страны золотую печать. И вот, в 1784 г. в Канодзаки, в уезде Нака в пров. Тикудзэн на о. Кюсю одним крестьянином была найдена в земле старинная золотая печать с корейской надписью: "Хань - царю страны Идо". Известно, что "Идо" - старинное название того района Кюсю, где была найдена печать. Все это заставляет думать, что посольство 57 г. - действительный факт, а это в свою очередь заставляет относиться к показаниям китайских хроник с большим доверием.


Под 107 годом имеется упоминание о том, что послы, прибывшие из Японии, поднесли от имени царя 160 рабов. В Вэйчжи сообщаются уже подробные сведения о стране Яматай, которую японские историки отождествляют с Ямато. Правда, о месте этой страны Ямато идет большой спор. Одни полагают, что страна Ямато находилась на острове Кюсю, другие - в Кинай. Однако больше оснований считать Ямато в районе Кинай. В описании Вэйчжи самое интересное для нас - некоторые указания на государственный и социальный строй, бывший тогда в Японии. Вэйчжи рассказывает о государстве, во главе которого стояла царица, именуемая Химико. Описывается двор этой царицы, сообщается, что у нее более тысячи рабынь, описывается ее дворец, говорится о том, что в этом дворце стоит многочисленная стража и т. д. Сообщается, что эта царица Химико завоевала окружающие государства и во главе этих завоеванных стран (куни) поставила своих наместников.

(1958 год). Один из соз-да-те-лей отечественной япо-ни-сти-ки.

В 1912 году окон-чил восточный факультет Санкт-Пе-тербургского универитета и Прак-тическую восточную ака-де-мию (Санкт-Пе-тер-бург), уче-ник В.М. Алек-сее-ва. В 1912, 1914-1917, 1927 годы в ко-ман-ди-ров-ках в Япо-нии. В 1922-1938 годы заведующий ка-фед-ра-ми японского язы-ка в ЛГУ и Ле-нинградском институте вос-то-ко-ве-де-ния, в 1930-1938 годы заведующий японским ка-би-не-том в Институте вос-то-ко-ве-де-ния АН СССР.

В 1938 году аре-сто-ван. По-сле ос-во-бож-де-ния в 1941 году за-ве-до-вал ка-фед-рой японского язы-ка Московского института вос-то-ко-ве-де-ния (до 1949 года). С 1943 года со-труд-ник Института вос-то-ко-ве-де-ния АН СССР.

Для тру-дов Н.И. Конрада ха-рак-тер-ны куль-ту-ро-ведческая на-прав-лен-ность, ин-те-рес к тео-ре-тическим про-бле-мам, стрем-ле-ние свя-зать ис-то-рию с со-вре-мен-но-стью. Уже в сво-ей пер-вой ра-бо-те «Со-вре-мен-ная на-чаль-ная шко-ла в Япо-нии» (1913 год) Н.И. Конрад ста-вил об-щие во-про-сы раз-ви-тия японской куль-ту-ры в пе-ри-од ев-ро-пеи-за-ции. В начале 1920-х годов Н. И. Конрад опуб-ли-ко-вал пе-ре-во-ды японских литературных па-мят-ни-ков «За-пис-ки из ке-льи» и «Исэ-мо-но-га-та-ри ». В 1920-1930-х годах под-го-то-вил очер-ки японской ис-то-рии до XIX века, при-ме-нив к ней мар-кси-ст-ский ана-лиз, ак-тив-но изу-чал японскую клас-сическую и современную литературу, японский те-атр, из-дал са-мое под-роб-ное для отечественной нау-ки то-го вре-ме-ни опи-са-ние японской грам-ма-ти-ки («Син-так-сис япон-ско-го на-цио-наль-но-го ли-те-ра-тур-но-го язы-ка», 1937 год).

Сре-ди ки-тае-ведческих ра-бот Н.И. Конрада вы-де-ля-ют-ся пе-ре-во-ды древ-них па-мят-ни-ков во-енной мыс-ли «Сунь-Цзы» (1950 год) и «У-Цзы» (1958 год), вы-пол-нен-ные в за-клю-че-нии; сре-ди ра-бот по Ко-рее - «Очер-ки со-ци-аль-ной ор-га-ни-за-ции и ду-хов-ной куль-ту-ры ко-рей-цев на ру-бе-же XIX-XX веков» (опубликовано в 1996 году).

В 1950-1960-х годах Н.И. Конрад ра-бо-тал в основном в жан-ре про-блем-ных ста-тей (со-б-ра-ны в книге «За-пад и Вос-ток», 1966 год; 2-е изд., 1972 год), в ко-то-рых ста-вил об-щие во-про-сы раз-ви-тия ми-ро-вой куль-ту-ры, в т. ч. вы-дви-нул ши-ро-ко-мас-штаб-ную кон-цеп-цию «вос-точ-но-го Ре-нес-сан-са», ста-вив-шую в еди-ный ряд куль-тур-ное раз-ви-тие Ки-тая VII-X века, Ближ-не-го Вос-то-ка XI-XIII века и Западной Ев-ро-пы XIII-XVI века. За-ни-ма-ясь про-бле-ма-ми ти-по-ло-гии, куль-тур-ных взаи-мо-свя-зей, фи-ло-со-фи-ей ис-то-рии, Н.И. Конрад рас-смат-ри-вал раз-ви-тие куль-ту-ры в отдельных стра-нах как часть еди-но-го все-мир-но-го по-сту-па-тель-но-го эво-лю-ци-он-но-го дви-же-ния, зна-чительная роль в ко-то-ром, по его мне-нию, иг-ра-ли стра-ны Вос-то-ка. Идею ис-то-рического про-грес-са Н.И. Конрад свя-зы-вал с идея-ми гу-ма-низ-ма.

Главный ре-дак-тор «Боль-шо-го япон-ско-рус-ско-го сло-ва-ря» (т. 1-2, 1970 год; Государственная премия СССР, 1972 год, посмертно). Многие ра-бо-ты Н.И. Конрада опуб-ли-ко-ва-ны посмертно в 1970-1990-х годах. На-гра-ж-дён ор-де-на-ми Ле-ни-на (1945, 1954 годы).

Сочинения:

Япо-ния. На-род и го-су-дар-ст-во. П., 1923;

Япон-ская ли-те-ра-ту-ра в об-раз-цах и очер-ках. Л., 1927. М., 1991;

Очерк япон-ской ис-то-рии с древ-ней-ших вре-мен до «ре-во-лю-ции Мейд-зи». М., 1937;

Япон-ская ли-те-ра-ту-ра. От «Код-зи-ки» до То-ку-то-ми. М., 1974;

Избр. тру-ды. Ис-то-рия. М., 1974;

Избр. тру-ды. Ли-те-ра-ту-ра и те-атр. М., 1978;

Си-но-ло-гия. М., 1995;

Не-опуб-ли-ко-ван-ные ра-бо-ты. Пись-ма. М., 1996.

Место рождения

Место смерти

Образование

Санкт-Петербургский университет, факультет восточных языков (1912)

Годы работы в университете

Этапы карьеры в университете

Основные вехи жизни, карьера вне университета

1912-1914 – преподаватель Киевского коммерческого училища.

В 1914-1917 гг. стажировался в Японии (Токийский университет).

После революции работал в Народном комиссариате по иностранным делам РСФСР.

1919-1922 – преподаватель, ректор Орловского университета.

1922-1938 –преподаватель Ленинградского института живых восточных языков (с 1926 г. – профессор).

1934-1936 – преподаватель Института Красной профессуры.

С 1931 научный сотрудник Института востоковедения Академии наук СССР; с 1934 г.- член-корреспондент Академии наук СССР.

Преподавал в Географо-экономическом исследовательском институте.

В 1938 г. арестован как японский шпион. Приговорен к 5 годам в исправительно-трудовом лагере. До 1940 г. работал на лесоповале, однако затем занимался научной деятельностью, находясь в заключении. Был досрочно освобожден в 1941 г. в связи с пересмотром дела.

1941-1950 – профессор Московского института востоковедения.

Награды

Орден Восходящего солнца 2 класса (Япония)

Орден Ленина

Премии

Государственная премия СССР

Область научных интересов, значение в науке

Японская история и литература. Китайская и японская философия. Усилиями К. сделаны переводы таких произведений японской литературы как «Исэ-Моногатари», «Ходзёки» и др.

Ученики

  • Б.Б. Вахтин

Основные труды

Современная начальная школа в Японии. СПб., 1913.
Япония. Народ и государство. Исторический очерк. Пг., 1923.
Японская литература в образцах и очерках. Л., 1927.
Краткий очерк грамматики японского разговорного языка. Л.: Ленинградский восточный институт, 1934.
Синтаксис японского национального литературного языка. М., 1937.
Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. Перевод и исследование Н. И. Конрада. - М.-Л., 1950.
Очерки японской литературы. Статьи и исследования. М., 1973.
Неопубликованные работы. Письма. М.,1996.

Основная биобиблиография

Брагинский И.С. Об основных чертах литературоведческой концепции академика Н. И. Конрада (к 80-летию со дня рождения) // Народы Азии и Африки. 1971. № 2. С. 139-146; Штейн В.М. Исследования академика Н.И. Конрада по истории древнекитайского военного искусства // Китай. Япония. История и филология. - М., 1961. С. 39-44; Зиганьшин P.M. Исследования академиком Н. И. Конрадом военной мысли древнего Китая // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2007. № 2. С. 211-221; Бадаев Е.В. Роль Н. И. Конрада в развитии советского востоковедения в 1940-е годы // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2006. № 6. С. 151-155; Бадаев Е.В. Влияние дальневосточной философской традиции на мировоззрение востоковеда Н. И. Конрада // Вестник Томского государственного университета. История. 2009. № 2. С. 67-69; Бадаев Е.В. Формирование культурно-исторической концепции Н. И. Конрада / Е. В. Бадаев. Кемерово, 2010. Российские востоковеды: Д. М. Позднеев, Н. И. Конрад, Н. А. Невский, В. Д. Плотникова, А. Л. Гальперин, Г. И. Подпалова, А. Е. Глускина, В. Н. Маркова. Страницы памяти: сборник / Сост., предисл. Н. Ф. Лещенко. М., 1998; Балашов Н.И. Проблема возможности ренессансных процессов в различных культурных ареалах, споры вокруг нее и вопрос о преемственности взглядов академиков В. М. Алексеева и Н. И. Конрада // Россия-Восток-Запад. Ответственный редактор: академик Н.И. Толстой. М., 1998.

База данных «Преподавательский корпус Петроградского-Ленинградского университета, 1914-1934 гг.». Отв. редакторы Е.А. Ростовцев, И.Л. Сидорчук



Загрузка...