emou.ru

Биография поля синьяка. Синьяк полькартины и биография Антибы тюрьме поль синьяк о картине рассказ

Поль Синьяк (1863-1935) – французский теоретик искусства, художник, его основными направлениями в творчестве были неоимпрессионизм и пуантилизм.

Ранние годы

Поль появился на свет в городе Париже 11 ноября 1863 года. Мальчик был единственным ребёнком в крепкой обеспеченной семье. Своё детство художник всегда вспоминал как самое беззаботное и счастливое время. Никаких финансовых проблем семья не испытывала, родители всю свою безграничную любовь отдавали сыну, он всегда чувствовал их поддержку. Всё это способствовало созданию довольно крепкой внутренней опоры у ребёнка. Поль уже в юные годы понимал, что случающиеся иногда неприятные ситуации необходимо воспринимать как моменты, а не ключевые жизненные события.

Отец Поля занимался торговлей, у него была собственная шорная лавка, где продавались сёдла и сбруя. Дела всегда шли хорошо, и мужчина обеспечил свою семью настолько, что они не нуждались ни в чём даже после его смерти. Папы не стало, когда Полю едва исполнилось семнадцать лет.

Мама поначалу совсем не была в восторге от профессии, которой решил посвятить свою жизнь Поль. Ведь он так хорошо учился, в гуманитарных науках ему не было равных, а преподаватели постоянно делали акцент на том, что у мальчика несомненный талант. Всё это говорило о том, что сын мог бы продолжить образование в университете и иметь в жизни более надёжную профессию.

Тяга к живописи

Однако после окончания коллежа Роллен, молодой Синьяк сразу сказал, что единственным интересом для него является живопись. О том, чтобы поступить в школу изящных искусств, он не хотел даже слушать, академизм Полю был не по душе. Он считал, что стандартные и традиционные правила преподавания живописи никак не поспособствуют развитию его таланта. К тому же его манило лёгкое и непринуждённое направление импрессионизма. В конце концов мама смирилась с выбором сына, а в скором времени стала самой преданной и рьяной поклонницей его творчества.

Откуда у юноши появилась такая тяга к живописи? Возможно, на это повлиял отец, который любил в свободное время рисовать. А быть может, сказалось то, что семья Синьяк проживала неподалёку от квартала, где располагались художественные мастерские.

В 1879 году шестнадцатилетний юноша Поль Синьяк побывал на четвёртой выставке импрессионистов. Находясь под впечатлением, он стал делать наброски с картин известного французского живописца Дега. Это увидел выставляющий свои произведения начинающий художник Поль Гоген, он прогнал юношу с выставки со словами: «Здесь не копируют!» Но Синьяк умел держать жизненные удары, и это событие его нисколько не смутило. Такое не совсем любезное отношение не отбило у юного живописца любви к искусству.

Обучение искусству

Молодому Полю нужно было где-то учиться писать и приобретать художественные навыки. Официальное обучение живописи Синьяк получал в мастерской лауреата Римской премии Эмиля Бина. В 1883 году на протяжении нескольких месяцев Поль посещал мастерскую, однако отзывался об этом периоде пренебрежительно. Метод, по которому здесь обучали, казался ему скучным и пригодным лишь для того, чтобы «готовить ремесленников».

Куда более нужным и важным делом он считал посещение выставок импрессионистов и лавок маршанов, где продавались их картины. Там он проникался импрессионистским духом, а потом творил по наитию, сам, без каких-либо посторонних контролёров или руководителей.

Влияние Клода Моне

Особенное влияние оказала на Поля живопись одного из основателей направления импрессионизма, француза Клода Моне. Этот художник часто изображал на своих картинах воду с её неуловимостью и переменчивостью, что необыкновенно впечатляло юного Синьяка.

Он мог бесконечно рассматривать полотна Моне, изображённые на них парусные лодки и реку Сену. Вода манила Поля своей изменчивостью, и только импрессионизм способен был передать такое её состояние. На картинах художников-импрессионистов вода как будто двигалась, переливалась сотнями бликов в солнечных лучах, играла разнообразными оттенками. Чтобы получить подобный эффект, использовался специальный приём разделения красок: мазки чистого цвета не смешивались один возле другого, а наносились на полотно сразу.

В конце ХIХ– начале ХХ веков очень модным стал парусный спорт и гребля. Среди любителей совершить прогулку по воде было много живописцев. Пейзажи реки гораздо удобнее было писать не с берегов, а с лодок. Клод Моне построил для работы специальное судно, где можно было даже заночевать. Зачастую он плавал на этой лодке со своей семьёй.

Моде поддался и Синьяк, свою первую лодку он купил в 1883 году и присвоил ей символическое название «Моне-Золя-Вагнер» в честь трёх людей, сыгравших важную роль в становлении направления импрессионизма в живописи. Моне был на тот момент лидером этого художественного течения. Знаменитый писатель Эмиль Золя часто выступал с защитой импрессионизма. А немецкий композитор Вагнер своей музыкой вдохновлял живописцев на творчество.

Начинающий художник Синьяк понимал, чтобы состояться в мире живописи, ему нужен был учитель и наставник. И в 1885 году он обратился к Клоду Моне. Поль отправил живописцу письмо, в котором рассказал, что является его поклонником, сам на протяжении двух лет серьёзно увлекается живописью и просит мастера стать для него грамотным и опытным руководителем. Но этой мечте не суждено было осуществиться.

Великого Моне это письмо совсем не тронуло. Нельзя сказать, чтобы Синьяк был ему неприятен, просто Клод не имел в своём характере наставнических черт. И к тому же его интересовало исключительно собственное творчество. Поэтому пользу молодому художнику пришлось извлекать из иных знакомств.

Открытие неоимпрессионизма

Ещё один яркий представитель импрессионистского направления, французский путешественник и живописец Камиль Писсаро, оказался более открытым для общения и с новичками охотно делился своим опытом. Но всё-таки решающее влияние на Синьяка оказал менее известный художник Жорж Сёра.

В 1884 году в бараке, выстроенном на месте дворца Тюильри, был организован вернисаж художников, чьи работы жюри официального Салона не приняло. В этом же году здесь было создано «Общество независимых художников», на учредительном заседании которого и произошло знакомство Поля и Жоржа.

Сёра создал весьма своеобразную художественную манеру, он разработал собственную теорию живописи, которая основывалась на строгих научных принципах. По его методике изображение передавалось посредством того, что чистые цвета наносились на полотно отдельными точечными мазками, то есть не предусматривалось никакого предварительного смешивания красок. Если смотреть на готовую картину с определённого расстояния, то точки сливаются, и человеческому глазу представляются в виде целостного изображения.

Идеи нового товарища и единомышленника Полю очень нравились, и он их полностью разделял. Сёра и Синьяк стали применять направление пуантилизма. Эта манера подразумевала раздельные мазки, имеющие правильную прямоугольную либо точечную форму, а оптический эффект смешения красок происходил на глазной сетчатке зрителя.

Чтобы воплотить такую теорию, им пришлось немало потрудиться в изучении законов оптического восприятия и теории цветов. От импрессионистов они отличались тем, что разделяли цвета осознанно, и со временем Поль и Жорж стали именовать себя неоимпрессионистами. Принципы нового художественного направления Синьяк изложил в книге «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму», которая была опубликована в 1899 году.

Творчество

В 1885 году Полем было написано первое его значительное произведение «Крест моряков». Художник поселился в посёлке Сен-Бриак, где работал на берегу моря в часы приливов и отливов. По сюжету в своей картине он напоминал о погибших в море, автор давал зрителям понять, насколько зависимы превратности человеческой судьбы от морских водоворотов. В этом полотне отчётливо просматривалось влияние на Синьяка и Клода Моне, и Жоржа Сёра.

Морская тематика завладела Полем, его вдохновителем стал поэт Шарль Бодлер, который часто воспевал в своих стихах безмерные тайны морей.

В 1888 году Синьяк окончил работу над следующим своим произведением – гармоничным и умиротворённым морским пейзажем «Порт в Портрие».

Среди других его произведений, посвящённых морю, особенно стоит отметить такие картины:

  • «Порт Колльюр»;
  • «Вид Колльюра»;
  • «Гавань в Марселе»;
  • «Венецианская лагуна»;
  • «Красный буй»;
  • «Сен-Тропез»;
  • «Папский дворец в Авиньоне».

В 1891 году умер его друг и соратник Жорж Сёра. Для Поля это стало тяжёлым испытанием, он приложил в дальнейшем все усилия, чтобы сохранить память о товарище и их общем творческом наследии. Синьяк разобрал работы Жоржа и организовал несколько ретроспективных выставок.

Хотя со временем жёсткая и строгая система Жоржа Сёра просматривалась в картинах Синьяка всё меньше, художник начал добавлять сочные и яркие краски, а сухость и мелкая точка вскоре вовсе исчезли из его произведений. Всё-таки лёгкий, эмоциональный и чувствительный Поль не мог быть полностью подвластен в своём творчестве научной теории.

Вскоре живописец открыл для себя новый источник вдохновения, его всё больше стала привлекать природа Средиземноморья. С 1892 года каждое лето он переезжал на юг Франции, в местечко Сен-Тропез. Со временем ему здесь так понравилось, что Поль отстроил себе дом и большую мастерскую, окна которой выходили прямо на море. Тут он создал свои потрясающие акварельные работы. Впоследствии Поля Синьяка признали самым лучшим акварелистом ХIХ века.

Синьяк очень любил писать Париж с его набережными, каналами и мостами.
Были в творчестве художника и несколько портретных работ, но всё-таки они не отличались той непосредственностью восприятия и искренностью, как морские пейзажи.

Синьяк всегда был дружен со многими людьми искусства. В его мастерской до утра засиживались известные художники, писатели и поэты того времени.

Помимо того, что Поль был талантливым живописцем, он обожал путешествовать. За свою жизнь Синьяк сменил порядка тридцати яхт, но они никогда не стояли у него без дела. Он часто с большим азартом участвовал в парусных гонках, много раз становился победителем. Путешествовал по морю, его, как и прежде, манила вода. Возвращаясь, он воссоздавал на своих полотнах восхитительные места – Венецию, Роттердам, Константинополь.

Всё, что он видел в этих приморских городах, Поль старался с точностью воспроизвести на своих полотнах: постоянное движение морских волн, спокойное покачивание яхт. Если посмотреть на картины Синьяка, кажется, что они наполнены движением, как будто ощущаешь дуновение морского ветра, видишь, как переливаются на морской глади солнечные блики. Примером такого живого и лёгкого полотна является его произведение «Вход в порт Ла-Рошель».

Какие бы ни происходили события в мире (Первая мировая война, Российская революция), что бы ни творилось в душе у художника, никогда на его картинах личные сердечные переживания не отражались мрачной тенью.

К советской власти Поль относился с симпатией, а картины, написанные в духе соцреализма, он находил яркими, красочными и радостными. В 1933 году, когда в Париже проводилась выставка советских художников, Синьяк написал предисловие к каталогу. Впрочем, несмотря на это, все его произведения всегда были аполитичны.

Семья и последние годы жизни

В 1892 году Синьяк женился. Его супругой стала Берта Фабле. Они прожили счастливую жизнь, Берта всегда была художнику верной спутницей и личным секретарём.

Поль Синьяк был признанным классиком ещё при жизни. В 1911 году за свои творческие достижения он получил награду – Орден Почётного легиона.

Работы Синьяка в настоящее время выставлены во многих лучших музеях мира:

О художнике очень точно сказал один из современников: «Синьяк любил три бесконечных горизонта: море, искусство и человечество».

Синьяк Поль (Signac Paul) (1863–1935), французский художник-постимпрессионист, представитель направления пуантилизма. Родился Поль Синьяк 11 ноября 1863 года в Париже в состоятельной семье владельца магазина. Систематического художественного образования не получил; работал в основном в Париже. В ранний период творчества Синьяк был близок к импрессионизму ("Две модистки", 1885, частное собрание, Цюрих).

Клиппер, 1887
Частное собрание


Дерево в окрестностях Сен-Тропез
1892, Эрмитаж, Санкт-Петербург


Понтон Бейнс Байле, 1885
Частная коллекция

С 1886 под влиянием Жоржа Сера Синьяк примкнул к движению неоимпрессионизма, писал пейзажные виды юга Франции, спокойные по композиции, выдержанные в сдержанной, сбалансированной гамме ("Песчаный берег моря", 1890, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; "Папский замок в Авиньоне", 1890, Национальный музей современного искусства, Париж). Под влиянием творчества Жоржа Сёра Поль Синьяк с увлечением изучает научные работы Э. Шеврейля, Г.Л.Ф. Гельмгольца и других ученых, посвященные закономерностям взаимоотношений света и цвета.

Удостоверившись на практике, что звучание цвета усиливается, если краски не смешивать на палитре, а наносить их на холст мелкими мазками, Поль Синьяк начинает писать раздельными точками чистого цвета. Вскоре он становится активным пропагандистом и теоретиком нового художественного метода – дивизионизма, или пуантилизма. Главное место среди пейзажных работ Поля Синьяка занимают марины с изображением средиземноморского побережья Франции.


Папский дворец в Авиньоне
1900, Музей Орсэ, Париж


Деревенские дома в Сент-Бриак
1885, частное собрание

В 1887 году Синьяк побывал в небольшом южном городке Коллиур и написал там серию работ в новой живописной манере, отмеченных сильным влиянием Жоржа Сёра ("Порт Коллиур", 1887, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло; "Вид Коллиура", 1887, частное собрание, Нью-Йорк). В них художник тонко и удивительно верно передает все особенности средиземноморского освещения, используя для этого причудливую мозаику из мелких мазков синего, фиолетового, зеленого, желтого и красного цветов.

Принимая в целом манеру Жоржа Сёра, Поль Синьяк тем не менее приспосабливает ее к своему видению мира, отказываясь от космического восприятия окружающей природы. Поль Синьяк всегда стоит на земле и отсюда воспринимает все происходящее, поэтому природа на его полотнах более обыденная, а потому более близкая и знакомая ("Линии и паруса", 1896, частное собрание; "Песчаный берег моря", 1890, ГМИИ, Москва; "Лодки на солнце", 1891, частное собрание; "Красный буй", 1895, Музей Орсэ, Париж; "Сен-Тропез", 1897, Музей Аннонсиад, Сен-Тропез; "Порт Роттердама", 1907, Музей Бойманс-ван Бейнинген, Роттердам; "Марсельский порт", 1907, Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Сосна в Сен– Тропезе", 1909, ГМИИ, Москва). Работу в мастерской Поль Синьяк предпочитал работе на открытом воздухе, считая, что техника масляной живописи мало подходит для пленэра, поэтому акварели, выполненные на натуре, темпераментнее и живее его картин.

Поль Синьяк очень много путешествовал по Франции, он побывал также в Голландии, Италии, на Корсике, в Константинополе, привозя из своих поездок работы с изображением великолепных пейзажей, увиденных глазами художника, влюбленного в жизнь ("Тартаны, разукрашенные флагами", 1893, Городской музей Вупперталь; "Папский дворец в Авиньоне", 1900, Музей Орсэ, Париж; "Константинополь. Ени-Джани", 1909, частное собрание, Брюссель). С большой охотой и увлечением Синьяк писал Париж, его мосты, каналы, набережные – вообще все места, связанные с водой; приближаясь к окраинам, он вводил в пейзаж индустриальные мотивы, изображая заводы и их дымящиеся трубы ("Предместье Парижа", 1883, Музей Орсэ, Париж). Так, сопоставляя в картине "Сена. Гренелль", 1899, частное собрание, Хельсинки) Эйфелеву башню и заводские трубы, он как бы говорит о существовании второго Парижа, рабочего.

Портретные работы Поля Синьяка не отличаются той искренностью и непосредственностью восприятия, как его пейзажи ("Завтрак", 1886-1887, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло). Среди них выделяется "Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном размерами и углами, тонами и красками" (1890, частное собрание, Нью-Йорк), исполненный динамики завихряющихся орнаментальных узоров и свидетельствующий об интересе автора к проблемам монументально-прикладного искусства.

Картина Поля Синьяка "Папский дворец в Авиньоне".
Мелкие мазки чистого цвета зрительно сливаются в единый образ, запечатлевший папский дворец в Авиньоне. Слева виден знаменитый Авиньонский мост, его очертания рождаются из соединения оттенков зеленого цвета. Приверженец техники пуантиллизма Жоржа Сёра, Синьяк помещает дополнительные цвета спектра рядом друг с другом, не смешивая оттенки. В результате нашему взору предстает ряд мелких пятнышек, которые сливаются вместе на определенном расстоянии. Синьяк использовал живописные находки импрессионистов, которые учитывали изменения цвета при различных эффектах освещения. Так, фиолетовые и розовые оттенки, преобладающие в картине, напоминают о знаменитых видах руанского собора Клода Моне. Сера был против абсолютизации своих идей, однако его ранняя смерть дала возможность Синьяку создать теорию, подробно обосновав использование цвета в неоимпрессионизме. Около 1900 года Синьяк отказался от пуантиллистических мазков в виде круглых пятнышек и стал накладывать краску прямоугольными мазками чистого цвета. Скончался Поль Синьяк в Париже 15 августа 1935 года.

Сен-Тропе обязан своей известностью французскому художнику Полю Синьяку. Поль Синьяк в свою очередь обязан Сен-Тропе самыми плодотворными годами своей творческой жизни. Местные морские пейзажи возвели художника на вершину мировой живописи. Здесь он оттачивал необычную живописную технику пуантилизма. В Сен-Тропе Синьяк написал своеобразный манифест нового направления европейской живописи «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму».

Только посетив Сен-Тропе я осознал, что художник и автор книг об искусстве, яхтсмен и сноб-интеллектуал, Поль Синьяк был одним из интереснейших людей своего времени.

Этот пост о жизни и творчестве великого художника в одном из наиболее престижных мест отдыха в мире.

Поль Синьяк (Paul Signac) — Houses in the Port Saint Tropez, 1892

Сен-Тропе — город художников

Город Сен-Тропе (Saint Tropez) настолько знаменит, что не нуждается в особом представлении. В массовом сознании уже сложился определенный образ этого элитного курорта и гламурного места: гавань, полная дорогих яхт и изысканных парусников, селебрити, очаровательная набережная, бары, бутики, светская сутолока, шоппинг, кинозвезды, виллы, богема.


Порт Сен-Тропе — вид на набережную. сентябрь 2015

Нужно еще добавить живописные пейзажи, пастельные краски старого города, провансальский колорит, зонтичные сосны, великолепные пляжи, яркое солнце и лазурное море.

До конца XIX века Сен-Тропе было скромным поселением рыболовов и виноделов, хотя историю свою город ведет еще с античных времен. Именем город обязан Святому Тропесу: лодку с телом римского центуриона, казненного в I веке н.э. при императоре Нероне за исповедание христианства, прибило к берегу залива, где он был погребен в специально построенном храме.


Сен-Тропе, вид из городской крепости. Сентябрь 2015

Расположенный на востоке департамента Вар, городок Сен-Тропе в течение всего года находится в исключительных климатических условиях, благодаря чему город окружен великолепными садами, парками и лесами, а улицы украшены множеством зелени и цветов.

Удачное расположение Сен-Тропе сделало город одним из главных портов Франции, однако своей популярностью Сен-Тропе обязан прежде художникам.

В 1892 году Поль Синьяк причалил к берегу Сен-Тропе на своей яхте «Олимпия» и был так очарован городком, что приобрел здесь дом, из которого сделал студию. Позже за ним последовали и другие известные живописцы – Анри Матисс, Андре Дерен, Анри Кросс, Пьер Боннар, Альбер Марке, Крис ван Донген, Шарль Камоэн, Пабло Пикассо.

С их творчеством в Сен-Тропе я познакомился в прекрасном городском музее живописи Аннонсиад, который находится прямо на набережной (очень рекомендую).


Альбер Марке — The Port of Saint Tropez, 1905

Под впечатлением от работ художников, в Сен-Тропе стала постепенно съезжаться аристократия со всей Франции, и город настолько им понравился, что они быстро разнесли весть об этом райском уголке. Так и возник сегодняшний элитный и гламурный Сен-Тропе.

Художники до сих пор любят Сен-Тропе. В большом множестве их можно встретить на набережной и на площади Лис, где они выставляют на продажу свои картины.


Алексей Наумов — Сен-Тропе, 2014 (Акрил, Холст — 90х130)

Из биографии художника — Поль Синьяк и пуантилизм

Поль Синьяк обучался архитектуре в Париже, однако в возрасте 18 лет он посетил четвертую выставку импрессионистов. Там он хотел сделать наброски с работ Дега, но Гоген выставил юношу за дверь, сказав, что «здесь не копируют». Под впечатлением от работ Поль решил записаться на курсы живописи.

Его дебют на арене художественной жизни произошел в 1884 году. Он участвовал в выставке «Группы независимых» и на предварительном заседании оргкомитета познакомился с молодым художником Жоржем Сёра.

Жорж Сёра, несколькими годами старше Синьяка, был к моменту их встречи уже сложившимся художником. Он с упорством овладевал мастерством живописи и рисунка и много времени отдавал изучению научных книг, посвященных разработке теории цвета. Свой живописный метод Сёра хотел поставить на научную основу и заимствовал научные принципы оптики из исследований химика Эжена Шевреля и физика Огдена Руда.


Жорж Сера — этюд The Channel at Gravelines, 1890

Главным живописным методом нового течения стал дивизионизм – система, основанная на целенаправленном разложении (разделении) сложного цветового тона на чистые цвета, которые наносились на холст раздельными мазками.

На основе дивизионизма Сёра и Синьяк разработали необычную технику письма – пуантилизм (point — точка), которая заключалась в том, что краски наносились на полотно в виде маленьких точек и квадратов, которые при восприятии картины с определенного расстояния оптически сливались в сетчатке глаза зрителя в созданные художником формы и образы.


Поль Синьяк (Paul Signac) — The Port of La Rochelle (фрагмент)

В конце концов критик Феликс Фенеон в статье для бельгийской газеты «L’art Moderne» ввел термин неоимпрессионизм , чтобы отличать творчество Сёра и Синьяка от импрессионистов.

К новому направлению, которое было названо неоимпрессионизмом, вскоре примкнули и другие художники - среди них временно изменивший прежней манере импрессионист Камиль Писсарро, Анри Кросс, Максимилиан Люс, Тео Ван Риссельберг.

Жорж Сёра умер в тридцать один год, когда его искусство еще не было признано. Сохранить память о друге, указать место, которое неоимпрессионизм занимает в истории искусства девятнадцатого века, раскрыть значение главных произведений Сёра стало задачей Поля Синьяка. И он написал программный труд «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму», который потом стал настольной книгой для многих великих художников. К сожалению, этот текст в первый и последний раз напечатали на русском языке в далеком 1913 году. За просветительскую деятельность в живописи и популяризацию неоимпрессионизма Поль Синьяк даже получил прозвище Святой Павел.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez. Sunset in the Pine Woods, 1896

Занимая должность президента «Общества независимых художников» с 1908 по 1935 г. Синьяк оказывал поддержку молодым художникам и давал фовистам и кубистам возможность выставлять их неоднозначные работы. Известно, что именно он вдохновил Анри Матисса и Андре Дерена на создание их работ. Поль Синьяк был первым человеком, купившим картину Анри Матисса.


Сен Тропе — морской пейзаж в районе Понш, 2015

Из биографии художника — Поль Синьяк и Сен-Тропе

Поль Синьяк резко отличался по темпераменту от вдумчивого и рационального Жоржа Сёра. Строгая система пуантилизма сковывала эмоционального художника.Уже в ранних работах Синьяка раскрывается его склонность к декоративным эффектам цветового пятна и контура. Жанровые сцены, изображенные Полем Синьяком в 80-90-х годах кажутся надуманными.

Зато как ему удаются морские пейзажи!


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez After the Storm, 1895

А вот это жемчужина коллекции музея Аннонсиад в Сен-Тропе — картина «Шторм» Поля Синьяка:


Поль Синьяк (Paul Signac) — Шторм, 1895 (Saint Tropez, Musee de l’Annonciade)

Страстный путешественник и любитель ходить под парусом, Поль Синьяк провел много времени на воде у европейских побережий, занимаясь ландшафтной живописью. Он много экспериментировал, пользуясь не только масляными красками, но и акварелью: к его художественному наследию относятся многочисленные гравюры, литографии и наброски, созданные ручкой и чернилами при помощи мельчайших точек. Эти наброски Синьяк использовал в качестве основы для создания крупных полотен в стиле неоимпрессионизма.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Sailing Ships, литография, 1895 (Петербург, Эрмитаж)

По-настоящему талант Синьяка раскрылся на морском побережье в Сен-Тропе. Постепенно красочная точка вырастает в его картинах до размеров крупного пятна-мазка. Мазки кисти складывались в небольшие квадратики цвета, напоминавшие мозаичную технику.Синьяк увлекается византийскими мозаиками, и сами его картины становятся мозаиками из интенсивных пятен разного цвета.


На рубеже веков научно обоснованная живописная система неоимпрессонизма Поля Синьяка начинает органично перекликаться со стилем модерн (ар-нуво ).


Поль Синьяк (Paul Signac) — The Port of Saint Tropez,1901-02

Поль Синьяк — художник моря

Один из его первых значительных морских пейзажей — «Крест моряков» — написан в 1885 году в Сен-Бриаке, поселке на берегу моря. Картина напоминает о тех, кто нашел смерть в море. С этого места открывается наилучший вид на побережье, и Синьяк писал здесь в часы прилива и отлива. Точка зрения, композиционное решение напоминают о морских видах Моне, но в строгом соответствии горизонтальных и вертикальных акцентов чувствуется влияние Сёра. Сюжет картины, овеянный печальной романтикой, — дань мастера поэтической традиции сравнивать превратности жизни человека с игрой морской стихии.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint-Briac, The Sailors’s Cross, 1885

Исполненный в 1888 году на северо-западном побережье Франции пейзаж «Порт в Портрие» созерцательным настроением очень напоминает морские виды Жоржа Сёра. Горизонтальные линии плавно катящихся волн создают ощущение покоя. Синьяк был уверен, что горизонтальная линия на картине дает ощущение спокойствия, восходящая – радости, а нисходящая – печали.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Portrieux, The Swell, 1888

Синьяк в то время прилагает силы к совершенствованию гармонического строя картин. Он нумерует их, как музыкальные опусы, дает характерные подзаголовки, например, «Заходящее солнце, ловля сардин. Адажио».


Поль Синьяк (Paul Signac) — Sardine Fishing, Concarneau, Opus 221 (Adagio), 1891

За свою жизнь Поль Синьяк владел минимум 28 яхтами. Художник много путешествовал на собственных яхтах, не раз участвовал в парусных гонках и выходил победителем.


Поль Синьяк (Paul Signac) -The Port at Sunset. Saint Tropez, 1892

По приглашению Анри Кросса Поль Синьяк в апреле 1892 года отчалил на своей яхте из устья Сены, вошел через Атлантику в Средиземное море и обосновался в Сен-Тропе на следующие двадцать лет.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Red Buoy (Harbour at Saint Tropez) Musee d’Orsay, 1895

Подлинным кумиром Синьяка в юности был Клод Моне, с любовью писавший виды Сены с парусными лодками. Вода — текучая, непостоянная, была излюбленным мотивом Моне, помогала раскрыть своеобразие его живописной манеры. Главное здесь — передача изменчивости в природе. Импрессионисты использовали прием разделения цветов, не смешивали краски на палитре, а накладывали прямо на холст мазки чистого цвета, один возле другого. Поэтому их так привлекал мотив отражения лодок, береговой зелени в подвижном зеркале вод - сама стихия разрушала четкие контуры рябью цветных пятен на сверкающей поверхности.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez, Coup de Vent d’Est, 1895

Модное увлечение того времени — гребля и парусный спорт. Художники отдали ему своеобразную дань. Еще предшественник импрессионистов Ш. Добиньи писал виды Сены не с берега, а из специально приспособленной лодки. Построил себе скромное суденышко для работы и К. Моне. Там можно было переночевать; однажды он даже проплыл на этой лодке вместе с семьей от Парижа до Руана.

В 1883 году купил свою первую лодку и Синьяк. Двадцатилетний юноша дал ей тройное имя «Мане — Золя — Вагнер», утверждая тем самым свои идеалы в искусстве. Э. Мане — признанный вождь новой живописи, старший товарищ импрессионистов; Э. Золя — прогрессивный писатель, выступавший в их защиту; и, наконец, Р. Вагнер — знаменитый немецкий композитор, чьи художественные идеи вдохновляли многих поэтов и художников нового поколения.


Поль Синьяк (Paul Signac) — Steeple in Saint Tropez, 1896

Особенно хорошо художнику удаются наполненные воздухом и светом марины. Художник мастерски передает тончайшие оттенки лучезарно-голубого, светлеющего к горизонту неба, бесконечно подвижную, искрящуюся разноцветными бликами и рефлексами стихию воды, паруса, надутые ветром, изменчивые, неуловимые очертания облаков.


Поль Синьяк (Paul Signac) — The Lighthouse. Saint Tropez, 1895

В Сен-Тропе художник построил дом. «Отсюда, — писала ученица Синьяка Л. Кутюрье, — от взора моряка не укроется приближение судна, а от взора художника не ускользнет ни драма, ни праздник на море: буря с запада, пожар заката, парус или порыв ветерка. …Чтобы понять, в каком переливающемся, текучем свете видит мир Синьяк, надо знать его мастерскую 9 на 15 метров, где он работает лицом к лицу с морем. Лазоревый свет вливается через огромный проем, съедает материальность, объемность предметов, сводя их к окрашенным пятнам на светлых стенах…


Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez. The Calanque, 1906

…Синьяк, можно сказать, ставит свои полотна прямо на небе, пишет его оттенки и работает все время в общении с пространством».Теперь мастер не пишет картины прямо на открытом воздухе, как раньше. Он делает на месте лишь зарисовки, акварели, а живописные произведения создает в мастерской.

…Марины Синьяка полны движения — на воде искрится солнце, ветер надувает паруса, легкие корпуса яхт покачиваются на волнах. Он любил города, жизнь которых связана с морем. Непрестанно изучая эффекты освещения на воде, будучи знатоком ветров и морских течений, он создавал картины, в которых опирался на классическую традицию мастеров XVII столетия в создании эффектов захода и восхода солнца на море».


Поль Синьяк (Paul Signac) -Saint Tropez, the Pointe de Bertaud, 1897

Положить рядом два сильных цвета не значит создать цвет и тем более свет. Достичь максимума света и цвета можно, только соблюдая закон контраста. Цвет становится прекрасным тогда, когда он воздействует на соседний цвет, гармонизируя и успокаивая его, к их общему благу. Из этого чудесного дуэта рождается совершенная гармония… Это великий научный и философский закон контраста - и вне его нет спасенья!

(Поль Синьяк. Из дневников, 1895)


Поль Синьяк (Paul Signac) -The Quay Saint Tropez, 1899

(в тексте использованы материалы статьи К.Богемской «Синьяк -художник моря»)

Поль Синьяк (11 ноября 1863, Париж - 15 августа 1935, Париж) - французский художник-неоимпрессионист, представитель направления пуантилизма.

Биография Поля Синьяка

Поль Синьяк родился 11 ноября 1863 года в Париже, в самой обыкновенной буржуазной семье. Его отец владел лавкой, где продавались седла, сбруя, шорные изделия. «Бизнес» процветал, и семейство жило в достатке (как при жизни отца, так и после его смерти).

В положенное время мальчика отдали в парижский коллеж Роллен, что на бульваре Клиши. Учился он успешно, проявляя заинтересованность в гуманитарных науках. Особенно был доволен им учитель литературы. Однако по окончании коллежа Синьяк решительно заявил матери, что поступать в университет, а также каким-либо иным образом продолжать гуманитарное образование, не намерен. К этому времени он был уже отравлен любовью к искусству, причем к искусству самому что ни на есть прогрессивному.

Творчество Синьяка

В 1879 году он побывал на четвертой выставке импрессионистов, где пытался делать наброски с работ Дега. Этот опыт кончился для него печально: Гоген выставил шестнадцатилетнего юнца за дверь со словами: «Здесь не копируют!»

Подобная нелюбезность не отвратила Синьяка от живописи. После лицея насущным сделался вопрос - где научиться писать.

В 1882 , в Париже и Бретани начал писать картины под влиянием импрессионистов, главным образом Моне.

В 1883 году он в течение нескольких месяцев посещал мастерскую некоего Бина, «лауреата» Римской премии, но и здешний метод обучения Синьяк находил скучным, годным лишь на то, чтобы «изготавливать ремесленников». Главные уроки он получал, ходя по выставкам импрессионистов, а также по лавкам маршанов, где продавались их произведения.

В 1884 году произошло событие, предрешившее всю дальнейшую творческую судьбу Синьяка и, в сущности, всей французской живописи вообще. В бараке, построенном на месте дворца Тюильри, открылся вернисаж художников, чьи полотна не были приняты жюри официального Салона.

В 1884 участвует в создании «Общества независимых художников», где он и познакомился с Жоржем Сёра, с которым в 1889 разработал живописную технику пуантилизма, хотя уже на последней выставке импрессионистов его картины отражали эстетику дивизионизма.

Уже при жизни художник был признанным классиком. В 1911 он был награждён Орденом Почётного легиона.

Работы художника

  • Les Andelys (1886)
  • Femme lisant (1887), Музей Орсей, Париж. Масло, дерево
  • Château de Comblat (1887), Музей Льежа, Бельгия
  • La bouée rouge (1895) Музей Орсей
  • L’orage, (1895) Musée de l’Annonciade,
  • Le phare d’Antibes, (1909)
  • Capo di noli, Bei Genua (1898)
  • Папский дворец в Авиньоне (1900), Museum D`Orsey, Paris

Библиография

  • Синьяк П. От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму. Пер. с франц. М., 1913.
  • Жорж Сёра. Поль Синьяк. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников. М., 1976.

Французский живописец, автор нескольких книг об искусстве и яхтсмен слыл разносторонней личностью. Уже при жизни этот человек стал признанным классиком и основным представителем неоимпрессионизма. За свои заслуги он был награжден Орденом Почетного легиона. А после его смерти в возрасте 71 года современники сказали, что у талантливого художника было три любимых и бескрайних горизонта - искусство, море и человечество.

Мечта о живописи

Прогрессивный художник XIX века Синьяк Поль родился в Париже в 1863 году в семье преуспевающего торговца. Он вспоминал, что его детство было вполне беззаботным и обласканным родительской любовью.

После окончания колледжа Поль заявляет родителям, что не намерен поступать в университет, а желает осуществить главную мечту своей жизни - стать живописцем. Исследователи творчества Синьяка уверены, что такое желание продиктовано отцовским хобби: на досуге он делал наброски пейзажей, а мальчик, словно завороженный, следил за рождением любительских картин. Да и соседство с Монмартром, в котором располагались художественные мастерские французских талантов, оставило свой отпечаток.

Казус на выставке

Родители не стали противиться желанию единственного сына заниматься творчеством. Синьяк Поль полностью погружается в современное искусство, посещая все художественные выставки и начиная копировать произведения известных импрессионистов. Там с ним произошел необычный казус, о котором юноша вспоминал без особого удовольствия.

На выставке импрессионистов Поль, захватив с собой бумагу и карандаши, стал тщательно перерисовывать картину Дега. Тут же к нему подошел выставлявшийся дебютант и мало кому известный Гоген с требованием прекратить копирование. Молодому человеку пришлось ретироваться с позором.

Обожатель творчества Моне

В 1880 году у него умирает отец, который оставил неплохое состояние сыну, не особо озабоченному поисками работы, а занятому лишь своим творчеством.

Задумываясь об учебе, которая развила бы его талант в полной мере, Синьяк даже не помышлял поступить в Школу изящных искусств, понимая, что ему не по пути со стандартным преподаванием традиционной живописи. Он боготворил творчество Моне, восхищаясь его передачей реки Сены. По мнению будущего гения, только импрессионизм может так точно изобразить неуловимые движения водных потоков и потрясающую игру солнечных бликов на ней.

Поль грезит встречей с любимым художником, чтобы узнать все секреты его творчества. Он пишет восторженное письмо маститому живописцу с просьбой его принять. Встреча прошла, но Синьяк был крайне неудовлетворен холодным приемом мэтра, который не ответил на интересующие юношу вопросы, отослав его набираться опыта у своих произведений и отметив, что не занимается наставничеством.

Картины, написанные в море

Поль Синьяк, биография которого отмечена творческими взлетами, уже в 1882 году пишет свои первые картины, подражая любимому автору. Его всегда интересовала передача природной изменчивости на талантливо изображающих водную рябь и отражения в реке. Чтобы рисовать с натуры, Синьяк приобретает небольшую на которой часто путешествует и делает зарисовки. В то время очень популярным видом спорта становится гребля, и многие художники отдают ей своеобразную дань, покупая плавательные средства для своего творчества.

Одним из значимых произведений живописца становится картина «Крест моряков». Морской пейзаж передает печальные думы художника о трагических играх человечества с природными стихиями и напоминает полотна Моне.

Пуантилизм и неоимпрессионизм

Поль Синьяк, картины которого написаны при помощи нанесения точечных мазков чистых несмешанных цветов, применял метод пуантилизма, заимствованный им у своего друга - художника Ж. Сера.

При рассмотрении его полотен с определенного ракурса глаз человека воспринимает произведение как единое целое. Перед тем как начать рисовать в такой манере, Поль долго изучал теории о законах оптического восприятия и цветовых решениях.

Отличие от импрессионистов

В этом и заключается отличие картин Синьяка от импрессионистов, накладывающих цвета на свои полотна неосознанно, руководствуясь только своей интуицией. Живописец изложил принципы нового направления в искусстве в книге, в которой назвал свой стиль неоимпрессионизмом. Он вел дневник, куда записывал все наблюдения за игрой цвета и света.

Данная техника позволяла создавать настоящие шедевры пейзажной живописи, но плохо подходила для портретного жанра.

Полотна, состоящие из мазков

«Папский дворец в Авиньоне», написанный в 1890 году, как нельзя лучше демонстрирует манеру письма Синьяка. Мельчайшие мазки не смешанных друг с другом красок ровно ложатся, визуально создавая целостную картину дворца во Франции. Слева от него художник изображает мост, созданный красками зеленых оттенков. Рядом живописец наносит мазки другого цвета, не смешивая их воедино.

И если вблизи картина выглядит как состоящее из мелких пятнышек полотно, то на расстоянии мазки сливаются, образуя целостность произведения. Изучавший теорию оптических эффектов Синьяк учитывал находки импрессионистов в живописи, помня, что при смене освещения цвета картины изменяются.

Вдохновение пейзажами Сен-Тропе

С 1892 года художник Поль Синьяк открывает для себя красоты средиземноморской природы Франции. Он уезжает на юг страны в городок Сен-Тропе, очаровавший его настолько, что мастер кисти решает здесь остановиться. В отстроенном доме, из окон которого открывается волшебный мир на волнующееся море, мастер выделяет себе комнату для работы. Здесь его посещает вдохновение, и художник творит законченные акварельные зарисовки, признанные одними из лучших его работ. Считается, что именно здесь раскрылся в полной мере его талант неоимпрессиониста.

Он часто обращается к теме деревьев, изображая мощь природы на холстах. На полотне «Сосна в Сен-Тропе» раскинувшаяся крона дерева подчиняет себе пейзаж, а гибкость и движение веток передается различными по стилю мазками. Художник, манера письма которого схожа с мозаикой, усложняет живописную фактуру и меняет цветовую гамму, уходя от пастельных тонов к ярким контрастам.

Работа в мастерской, а не на природе

Ученица великого художника так описывала рабочую студию мастера: «Из окошка его дома не ускользнет ни одно происходящее событие на море. В мастерской солнечные лучи вливаются сквозь огромный проем, делая окружающие предметы светлыми пятнами».

Художник-неоимпрессионист уже не работает, как раньше, на открытом пространстве. Он лишь создает наброски, зарисовки, придавая им законченный вид в своей мастерской.

Талантливый мастер, написавший несколько трудов по истории живописи, ставших настольными книгами для многих творцов, за популяризацию своего жанра даже получил прозвище «Святой Павел».

Художник и яхтсмен

Обожающий парусные гонки Синьяк Поль участвует в соревнованиях и часто побеждает. Он много путешествует, и в каждом городе рождаются новые шедевры. От зоркого глаза живописца не ускользает ни один момент - он легко передает игру бликов солнечных лучей на водной глади, раздувшиеся от порывов ветра паруса судна, покачивающиеся яхты на морских волнах. Он даже запечатлел гонки на картине «Регата в Конкарно», передавая движение парусников, несущихся по воде.

Наполненные светом шедевры

Полотна Синьяка буквально наполнены светом. Тяжело переживающий начало Первой мировой войны и революцию в России, художник не переносит тревожащие его мысли на свои картины, ничем не омрачая гармоничные произведения, в которых природа и люди живут в полном согласии. С развитием промышленности в его пейзажах появляются индустриальные мотивы.

Эксперименты в живописи

Работающий в жанре неоимпрессионизма Синьяк Поль с увлечением занимается и графикой. У него на этот счет была своя теория, в которой горизонтальная линия, по мнению художника, передавала ощущение покоя, нисходящая вниз обозначала печаль, а восходящая изображала радость и счастье.

Признанный гений работал масляными и создавал литографии и гравюры, при помощи чернильных точек делал наброски будущих полотен. Увлеченный техникой византийской мозаики, он переходил от мельчайших мазков к нанесению на холсте небольших квадратиков, складывавшихся в целостную картину.

Около тридцати лет Поль занимал должность президента «Общества независимых художников», всячески поддерживая молодые дарования. Он был вдохновителем и примером для А. Матисса и стал покупателем первого его произведения.

Эрмитаж. Картины Синьяка

Написанная после поездки в Марсель в 1907 году картина, исполненная в технике пуантилизма, находится в Санкт-Петербурга. «Гавань в Марселе» поступила в русский музей в тридцатых годах прошлого века. До этого она находилась в коллекции известного мецената И. А. Морозова, скупающего в Европе уникальные шедевры.

В фонд Эрмитажа в 1931 году поступила гравюра Синьяка под названием «Суда».

В 2012 году выпускает уникальное подарочное издание под названием «Морское путешествие» Эрмитаж. художников, в том числе и Синьяка, сопровождаются описаниями и рассказывают о возникновении жанра марины.

Закончить рассказ об известном живописце хочется его словами, в которых он описывает себя: «Я жертвовал собой ради искусства, и только в этом меня можно упрекнуть. Я работал с утра до ночи, на заботясь о славе и состоянии. Теперь вы знаете всю мою жизнь».



Загрузка...