Биография по датам. Тургенев И.С. Основные даты жизни и творчества. Жизнь И. Тургенева в датах и фактах
1755 - Фонвизин поступает в дворянскую гимназию при Московском университете.
1758 , декабрь - Фонвизин переводится в высшие классы гимназии.
1759 , декабрь - братья Денис и Павел Фонвизины посещают Петербург (по январь 1760 года). Первое впечатление от театра.
1760 (?)
1761 - издание перевода «Нравоучительных басен» Л. Хольберга. Публикация в журнале «Полезное увеселение». Работа над переводом трагедии Вольтера «Альзира».
1762 , июнь - братья Фонвизины производятся в студенты Московского университета.
Октябрь - Фонвизин оставляет университет и переходит на службу в Коллегию иностранных дел.
Зима (1762/63) - поездка в Мекленбург-Шверин. Переводы для журнала «Собрание лучших сочинений». Выход первого тома перевода романа Ж. Террассона «Сиф».
1763 - переезд в Санкт-Петербург. Служба под руководством И. П. Елагина. Перевод романа Ж. Ж. Бартелеми «Любовь Кариты и Полидора». Первые оригинальные стихотворения Фонвизина: «Послание к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Послание к Ямщикову», «К уму своему».
1764 - Фонвизин производится в титулярные советники. Постановка первой комедии «Корион».
1768 - окончание перевода и издание книги «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа».
1769 - производство в чин надворного советника и назначение секретарем министра иностранных дел России Н. И. Панина. Переводы «Сиднея и Силли» Д’Арно и «Иосифа» Ж. Битобе. Начало сотрудничества с Н. И. Новиковым. Окончание работы над «Бригадиром».
1771 - создание «Слова на выздоровление его императорского высочества государя цесаревича и великого князя Павла Петровича».
1772 , август - первая постановка «Бригадира» в придворном театре в Царском Селе.
1773 - Н. И. Панин награждает Фонвизина поместьем в Белоруссии.
1774 - женитьба на Екатерине Ивановне Хлоповой.
1777 , август - путешествие во Францию (по октябрь 1778 года). Письма сестре Феодосии, Петру Панину и Якову Булгакову. Перевод «Слова похвального Марку Аврелию» А. Л. Тома.
1779 - назначение на должность «канцелярии советника» при Секретной экспедиции. Перевод с французского книги «Та-Гио, или Великая наука, заключающая в себе высокую китайскую философию».
1780 - постановка комедии «Бригадир» в Петербурге.
1781 - занимает место статского советника, члена Публичной экспедиции для почтовых дел.
1782 - производится в статские советники и выходит в отставку.
Сентябрь - премьера «Недоросля» в Петербурге.
1783 - публикации в журнале «Собеседник любителей российского слова». Работа над «Словарем Академии Российской».
1784 - путешествие в Италию. Издание «Жития графа Никиты Ивановича Панина» на французском языке.
1785 - продолжение путешествия в Италию, первый апоплексический удар. Посещение Австрии, Германии. Перевод с немецкого «Рассуждение о национальном любочестии» И. Г. Циммермана. Возвращение в Москву.
1786 - создание повести «Каллисфен».
Июнь - путешествие в Австрию.
1787 - публикация басни «Лисица-казнодей».
Август - возвращение в Россию.
1788 - подготовка статей для журнала «Друг честных людей, или Стародум». Написание статьи «Мнение об избрании пиес в „Московские сочинения“».
1789 , июнь - сентябрь - посещение Риги, Бальдона, Митавы.
1790 , ноябрь - декабрь - приезд из Санкт-Петербурга в Москву.
1791 - создание «Рассуждения о суетной жизни человеческой», посвященного кончине князя Г. А. Потемкина-Таврического. Незаконченное «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Поездка в Полоцк.
Хронологическая таблица жизни и творчества Тургенева изложена в этой статье.
Иван Тургенев хронологическая таблица
Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик, Один из классиков русской литературы.
Дата | Событие |
---|---|
28 октября 1818 | Тургенев родился в дворянской семье, в Орле. Детство провел в материнской усадьбе Спасское-Лутовиново. |
1827-1829 | обучался в частном пансионе в Москве, куда переехала вся его семья. |
1833 | П оступил в Московский университет на факультете словесности, но через год перевелся в Петербургский университет на факультет философии. Создал свою первую романтическую поэму «Стено». |
1836 | Тургенев начал печататься, вышли его стихи, поэмы. |
1837 | Иван Сергеевич успешно, со степенью кандидата, закончил филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. |
1837- 1841 | Тургенев слушал лекции в Берлинском университете. Побывал в Германии, Италии и Австрии. |
1841 | Вернулся в Россию, вскоре поступил на службу в министерство внутренних дел. |
1843 | Написал поэму «Параша». И.С. Тургенев познакомился с В.Г. Белинским, который очень высоко оценил его творчество. |
1846 | Участвует вместе с Некрасовым в обновлении «Современника». Написаны повести «Бретер» и «Три портрета» |
1852 | Опубликовано более 20 очерков из «Записок охотника». |
1856 | выходит роман «Рудин». |
1859 | Создан роман «Дворянское гнездо». |
1862-1882 | были написаны произведения «Отцы и дети», «Дым», «Новь», «Фауст», «Ася», «Призраки». |
1879 | Писатель удостоился почетного звания доктора Оксфордского университета. |
22 августа 1883 | Тургенев скончался (от миксосаркомы). Тело его, согласно завещанию, перевезли в Петербург и похоронили на Волковом кладбище.. |
Хронологическая таблица Тургенева кратко изложена в этой статье, но вы можете расширитье ее самостоятельно.
Достоевский был признан пророком при жизни. После прочтения «Речи о Пушкине» его называли гением и пророком не только его восторженные поклонники, но и вековечные оппоненты.
Личности и творчеству Федора Михайловича Достоевского посвящено бесконечное множество всевозможных исследований, которое с каждым годом пополняется все новыми работами. Им несть числа, ибо бесконечен Достоевский, беспределен и его художественный мир. «Ум теряет надежду когда-либо проникнуть до конца в этот мир: слишком чуждой кажется нам при первом познавании его магия, слишком далеко уносит в беспредельность его мысль, неясно его назначение, - и душа не может свободно любоваться этим новым небом, как родным». (Стефан Цвейг).
И все же есть несколько строк, которые смогут объяснить судьбу Достоевского гораздо полнее даже самой обстоятельной его биографии. Строки эти принадлежат другому большому художнику и посвящены еще одному Поэту: «… нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; и мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказания мира Нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». (Книга Пророка Исайи. Гл. 53: 2-5).
Достоевский не производил никакого внешнего впечатления. Он был незаметен, невзрачен и угрюм. Н. Н. Страхов отмечал, что Достоевский, «несмотря на огромный лоб и прекрасные глаза, имел вид совершенно солдатский, то есть простонародные черты лица». По свидетельству В. В. Тимофеевой, «это был очень бледный - землистой, болезненной бледностью - немолодой, очень усталый или больной человек, с мрачным, изнуренным лицом, покрытым, как сеткой, какими-то необыкновенно выразительными тенями от напряженно сдержанного движения мускулов».
Подобным образом описывали Достоевского и другие современники: «Он вспоминается мне невысоким, тщедушным, с лицом бледным, напряженно-сосредоточенным и неприветливым, с живыми, проницательными, чернеющими, как угольки, глазами; все обличье его являло что-то нервное и болезненное.
Рядом с красивым, величавым старцем Тургеневым Достоевский казался маленьким и невзрачным». (Граф Д. Олсуфьев). «На эстраду вышел небольшой сухонький мужичок, мужичок захудалый, из захудалой белорусской деревушки. Мужичок зачем-то был наряжен в длинный черный сюртук. Сильно поредевшие, но не поседевшие волосы аккуратно причесаны над высоким выпуклым лбом. Жиденькая бородка, жиденькие усы, сухое угловатое лицо». (В. А. Поссе).
Незначительная и даже отталкивающая внешность Достоевского усугублялась его не всегда понятным современникам болезненным поведением. Внутренние мотивы его «эксцентрических» поступков никому не были интересны; все отмечали лишь их внешний «взрывной» эффект, который очень скоро принес ему сомнительную славу безумца и юродивого.
Как только не называли его современники: «больной», «сумасшедший», «злобный», «одичавшая собака», «юродивый мистик». Характерно, что некоторые из подобных характеристик относятся и ко времени общественного признания Достоевского. Когда одни называли его пророком, другие восклицали с недоумением: «Достоевский - совсем сумасшедший. Бог знает какой мистицизм несет».
На всем протяжении своего творческого пути Достоевскому приходилось слышать критические отзывы, напрочь отрицавшие его талант. С его восприимчивостью больно было прочесть, что его произведения - это «бред юродивого мистика». Но еще больней было знать, что подобные оценки его творчества принадлежат и его бывшим друзьям, некогда признавшим его талант, его судьбу. Простоватый И. И. Панаев никогда не был разборчив в формулировках и разил наверняка: «…Кумирчик наш стал совсем заговариваться и вскоре был низвергнут нами с пьедестала и совсем забыт. Бедный!.. мы погубили его, мы сделали его смешным». Н. А. Некрасов искренне был уверен: «Достоевский вышел весь. Ему не написать больше ничего значительного».
Достоевского не сломали подобные отзывы, насмешки и оскорбления заклятых «друзей» и оппонентов. Как не сломали его каторга, многочисленные лишения и болезни. Более того, он неоднократно признавался в том, что его творчество неотделимо от его страданий, что именно им он обязан своими прозрениями. Характерно, что его morbus sacer никогда не подвергалась лечению; он не скрывал, а культивировал ее.
Что же помогло ему выстоять там, где ломались его более здоровые и менее восприимчивые современники (как, например, С. Ф. Дуров, вышедший из «мертвого дома» вместе с ним, но не возрожденным, а конченым человеком)?
Чувство пророческой судьбы. Это чувство зародилось в его душе довольно рано. В черновых набросках к «Житию великого грешника» он признавался: «Опасная и чрезвычайная мысль, что он будущий человек необыкновенный, охватила его еще в детстве». Подтачиваемое неизбежными сомнениями это чувство окончательно укоренилось в нем во время его блистательного литературного дебюта и более не покидало его никогда. Оно помогло выжить в каторге, безропотно сносить многочисленные страдания и, главное, постоянно стремиться к высшим достижениям, к выражению своих идеалов.
Он дорожил своим чувством пророческой судьбы. Достоевский боялся признаться в нем окружающим - давали о себе знать глубокие душевные раны, нанесенные ему «друзьями» времен его дебюта, - но выражать его скрыто посредством чтения чужих текстов он мог себе позволить. Он часто декламировал вдохновенного пушкинского «Пророка» и любил читать волнующие строки Огарева:
Порой среди ночного бденья,
Глухого полный вдохновенья,
Я в старой Библии гадал
И только жаждал и мечтал,
Чтоб вышли мне по воле рока -
И жизнь, и скорбь, и смерть пророка.
Достоевский был признан пророком при жизни. После прочтения «Речи о Пушкине» его называли гением и пророком не только его восторженные поклонники, но и вековечные оппоненты. «Тургенев … бросился меня обнимать со слезами, Анненков подбежал жать мою руку и целовать меня в плечо. «Вы гений, вы более чем гений!» - говорили они мне оба». Очарование пушкинской речи, впрочем, очень скоро рассеялось и уступило место потоку новых критических уколов в адрес Достоевского.
И только похороны писателя стали подлинным общенациональным признанием его пророческой стези. Они удивили многих: и соратников, и противников. «Похороны талантливого писателя как-то неожиданно превратились в похороны пророка», - недоумевал их очевидец В. К. Петерсен.
Посмертная мировая слава Достоевского лишь утвердила за ним право называться пророком, выразителем общечеловеческой боли, призванного не «судить Божью тварь», а свидетельствовать о человеке перед Богом, способного за человеческими страстями видеть страстотерпие. Знаменательно, что позднее, размышляя над судьбой Достоевского, Томас Манн выразил значение этой судьбы словами, смысл которых удивительно напоминал известное высказывание Исайи о пророческой стезе.
Он отмечал, что гений Достоевского теснейшим образом связан с его болезнью: «… его психологическое ясновидение, его знание душевного мира преступника, того, что Апокалипсис называет «сатанинскими глубинами», и прежде всего его способность создать ощущение некой таинственной вины, которая как бы является фоном существования его порою чудовищных персонажей, - все это непосредственным образом связано с его недугом… Болезнь!..
Целая орда, целое поколение восприимчивых и несокрушимо здоровых юнцов набрасывается на создание больного гения, того, чья болезнь переросла в гениальность, восхищается им, восхваляет его, уносит с собой, делает достоянием культуры, которая жива не единым домашним хлебом здоровья.
И все они будут клясться именем великого безумца, они, которые теперь благодаря его безумию уже избавлены от необходимости быть безумными. Они, цветущие здоровьем, будут питаться его безумием, и в них он будет здоровым. Другими словами: иные взлеты души и познания невозможны без болезни, безумия, духовного «преступления», и великие безумцы суть жертвы человечества, распятые во имя его возвышения, роста его чувств и познаний, короче говоря - во имя высшего его здоровья».
Но еще более характерно свидетельство о Достоевском как о Христовом пророке, принадлежащее такому отчаянному богоборцу, каким был Фридрих Ницше. Последний сравнивал художественный мир Достоевского с миром Евангелий, и отмечал, что в новое время Христос возможен только в мире Достоевского. В черновом отрывке к своему эссе «Der Antichrist», озаглавленном «Иисус: Достоевский» он высказался не без потаенной боли: «Я знаю только одного психолога, который жил в мире, где возможно христианство, где Христос может возникать ежемгновенно… Это Достоевский».
Представленный материал является сборником важных дат биографии Есенина.
Удобная как для академического исследования, так и для пополнения личного багажа знаний, биография Есенина в таблице станет незаменимым помощником каждому любителю русской поэзии.
Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинова Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Т.к. мать поэта была выдана замуж не по своей воле, то вскоре вместе с малолетним сыном ушла жить к родителям. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых. Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подталкнула его к написанию первых стихотворений.
1904 – Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.
1912 – Есенин переехал в Москву.
В 1912 году, после окончания школы, Сергей Александрович Есенин отправляется на заработки в Москву. Там он устраивается в типографию И.Д.Сытина помощником корректора. Работа в типографии позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка. Первая гражданская жена поэта, Анна Изряднова, так описывает Есенина тех лет: «Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…».
1913, осень – Знакомство с Анной Романовной Изрядновой.
В 1913 году С. А. Есенин поступил на историко-философский факультет Московского городского народного университета им. Шанявского. Это был первый в стране бесплатный университет для вольнослушателей. Там Сергей Есенин слушал лекции о западноевропейской литературе и о русских поэтах.
Но, в 1914 году Есенин бросает работу и учёбу, и по словам Анны Изрядновой, весь отдаётся в стихам. В 1914 году в детском журнале «Мирок» были впервые опубликованы стихи поэта. В январе его стихи начинают печататься в газетах «Новь», «Парус», «Заря».
1914, 21 декабря – Рождение первого сына Сергея Есенина Юрия , который был расстрелян в 1937 году.
1914 – Первая публикация стихотворений в газете "Новь" и журналах "Парус", "Заря".
1915, весна – молодой Есенин покидает Москву и переезжает в Петроград, где знакомится с Н.А. Клюевым, З.Н.Гиппиус, Д.С. Мережковским, А.А. Блоком. В это время Сергей Александрович вступает в группу так называемых «новокрестьянских поэтов» и издаёт первый сборник «Радуница», который сделал поэта очень известным.
1916 – Первый сборник стихов "Радуница".
1916 январь – Есенин призывается в армию. Весной молодого поэта приглашают читать стихи императрице, что в будущем помагает ему избежать фронта.
1917, весна – Сергей Есенин в редакции газеты «Дело народа» знакомится с Зинаидой Райх. А в июле того же года они обвенчались.
С 1917 по 1921 год Сергей Александрович Есенин был женат на актрисе Зинаиде Николаевне Райх. От этого брака у Есенина родилась дочь Татьяна и сын Константин.
Уже в апреле 1918 года Есенин расстается с З. Райх и перебирается в Москву, котора к тому времени стала литературным центром.
В это время разворачивалась Октябрьская революция, которую поэт принял безоговорочно.
1918 – В Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина "Голубень", затем "Преображение".
1919 – Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы – имажинистов.
1920 – Знакомство с Надеждой Вольпин. Во время совместного проживания с переводчицей Надеждой Вольпин у Сергея Есенина родился сын Александр.
1920 – Поэмы "Русь уходящая", "Песнь о великом походе", "Русь советская", "Анна Снегина", "Черный человек"; драматические поэмы "Пугачев" и "Страна негодяев".
1920 – Выходит сборник стихов "Москва кабацкая".
В 1921 году поэт отправился в путешествие по Средней Азии, посетил Урал и Оренбуржье.
1922 – Есенин женился на известной американской танцовщицей Айседоре Дункан.
1922-1923 – Есенин и Айседора совершают длительную поездку по Западной Европе и США. В газете "Известия" были опубликованы записи С. А. Есенина об Америке «Железный Миргород».
1818 , 28 октября (9 ноября) – родился в Орле в дворянской семье. Детство прошло в родовом поместье матери Спасское-Лутовиново Орловской губернии.
1822–1823 – заграничная поездка всей семьи Тургеневых по маршруту: с. Спасское, Москва, Петербург, Нарва, Рига, Мемель, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Карлсбад, Аугсбург, Констанц, ... Киев, Орел, Мценск. В Париже Тургеневы прожили полгода.
1827 – Тургеневы переезжают в Москву, где приобретают дом на Самотеке. Ивана Тургенева помещают в пансион Вейденгаммера, где он пробыл около двух лет.
1829
, август – Ивана и Николая Тургенева помещают в пансион Армянского Института.
ноябрь
– Иван Тургенев выходит из пансиона и продолжает учебную подготовку с домашними учителями - Погореловым, Дубенским, Клюшниковым.
1833–1837 – учеба в Московском (словесный факультет) и Петербургском (филологическое отделение философского факультета) университетах.
1834 , декабрь – заканчивает работу над поэмой «Стено».
1836
, 19 апреля (1 мая) – присутствует на первом представлении «Ревизора» в Петербурге.
Конец года
– представляет на рассмотрение П. А. Плетнева поэму «Стено». После снисходительного отзыва дает ему еще
несколько стихотворений.
1837 – посылает А. В. Никитенко свои литературные работы: «Стено», «Повесть старика», «Наш век». Сообщает, что у него имеются три законченные маленькие поэмы: «Штиль на море», «Фантасмагория в летнюю ночь», «Сон» и около ста мелких стихотворений.
1838
, начало апреля – выходит кн. I «Современника», в ней: стихотворение «Вечер» (подпись: «---в»).
15 (27) мая
– выехал за границу на пароходе «Николай». На том же пароходе выехала Э.Тютчева, первая жена поэта
Ф.И.Тютчева , П. А. Вяземский и Д. Розен.
Начало октября
– выходит кн. 4 «Современника», в ней: стихотворение «К Венере Медицейской» (подпись «---въ»).
1838–1841 – обучение в Берлинском университете.
1883 , 22 августа (3 сентября) – умер в Буживале под Парижем, похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.