emou.ru

Роль и функции науки в современном мире. Эссе на тему: Роль науки в современном обществе. Фгоу впо астраханский госудрственный

1. Какие три значения подразумевают в настоящее время под словом "наука"? Выпиши их.

Наука- особая система знаний.
Наука- особая сфера деятельности.
Наука- система организаций и учреждений.

2. Что свойственно научному знанию?

Научному знанию свойственно дробление наук, в медицине - более 300 дисциплин, и объединение наук- биохимия, генная инженерия.

3. Заполни пробелы в схеме, выполни задания и ответь на вопросы. Что означает понятие система? (В случае необходимости воспользуйся словарём).

Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений.

Объясни, почему научное знание является системой.

Потому что научное знание разделено на отдельные элементы и каждый из них изучает определенную область науки.

4. Какую роль в развитии науки играют средства массовой информации?

СМИ популяризируют её достижения, освещают научные проблемы и т.д.

Назови несколько современных научно- популярных журналов. (В случае необходимости обратись в школьную библиотеку, к материалам Интернета.)

"Вокруг света", "Наука и жизнь", "В мире науки"

Какие научно - популярные телеканалы, телепередачи тебе известны?

Галилео, Дискавери

5. Прочитай текст и выполни задания.

С 1991 г. в Америке вручается lg Nobel Prize, чаще всего переводимая на русский язык как "Антинобелевская премия" или "Шнобелевская премия". В большинстве случаев эти награды привлекают внимание к научным работам, содержащим элементы смешного. Например, удостоились награды вывод о том, что чёрные дыры по своим параметрам подходят для расположения ада, работа о том, будет ли инфицирована еда, упавшая на пол и пролежавшая там менее пяти секунд.
Каждый год настоящие нобелевские лауреаты - в бутафорских очках, с накладными носами, в фесках и подобного рода атрибутах - приходят, чтобы вручить лауреатам lg Nobel их награды. Время выступления лауреатов ограничено 60 секундами. Тех, кто говорит дольше, останавливает девочка, которая восклицает: "Пожалуйста, прекратите, мне скучно!" Шнобелевским лауреатам вручают премию, которая может быть выполнена, например, в виде медали из фольги или в виде клацающих челюстей на подставке, а также сертификат, удостоверяющий получение премии и подписанный тремя лауреатами Нобелевской премии.
Церемония традиционно заканчивается словами: "Если вы не выиграли эту премию - а особенно если выиграли - желаем удачи в следующем году!"
(По материалам интернет- энциклопедии)

1) Каков, по-твоему, истинный смысл данной премии?

Высмеять учёных, которые сделали смешные открытия, привлечение внимания к научным работам.

2) Предположи, почему в присуждении премии принимают участие серьёзные учёные, нобелевские лауреаты.

Чтобы нобелевские лауреаты могли показать свои открытия, на них стоит равняться.

3) Нарисуй свой вариант эмблемы данной премии или эскиз возможного приза лауреатам.

6. Объясни смысл высказываний.

1) "Наука - это систематическое расширение области человеческого незнания" (Р. Гутовский, современный польский писатель).

Это значит, что наука изучает то, что раньше было неизвестно человеку.

2) "Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться нашим знанием как следует". (В. О. Ключевский 1841-1911, русский историк).

Наука учит пользоваться тем, что изучает, что открывается.

7. В чём сущность проблемы социальной ответственности учёных?

На учёных возлагается большая ответственность в развитии новой техники, общество развивается благодаря учёным и их открытиям.

Призвание науки - добывать новые знания. Для этого нужно дерзание, желание и умение вырваться из плена сложившихся представлений, необходимо «дум высокое стремленье».

Наука - творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Примеры известны: законы Ньютона, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, теория эволюции органического мира Ч. Дарвина и т. п. Понятие «наука» означает также совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки, например математическая наука, химическая наука.

Итак, наука - система знаний. Вспомните, что система - это совокупность элементов, связанных друг с другом и образующих определенную целостность. Главной задачей науки, ее «собственной задачей», отмечают ученые, является производство новых истинных знаний, методов их создания и оценки. (Вдумайтесь в содержание этого абзаца, обсудите положения о науке как системе, о том, что такое ее «собственная задача», истинные знания и методы их добычи.)

О науке в современном смысле слова, полагает большинство исследователей, можно говорить начиная с XVII- XVIII вв. В эту эпоху появляются капитальные труды по астрономии, физике, математике, развиваются приемы наблюдения и эксперимента. В дальнейшем значение науки возросло, началось ее проникновение в технологию. Английскому ученому А. Тойнби принадлежат крылатые слова: «сознание - мать технологии», наука и технология «обручились друг с другом и шагают вместе». Так наука начала реализовывать две свои основные функции: познавательную (теоретическое проникновение в сущность реальных явлений) и практически-действенную (участие в преобразующей деятельности человека, общества). Соответственно этим функциям принято и членение существующих наук на фундаментальные и прикладные.

О государственном и общественном признании науки свидетельствовало возникновение во второй половине XVII в. первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской академии наук. В начале XVIII в. была учреждена Петербургская академия наук, позже названная Российской.

Научная работа превращалась в профессию, научно-исследовательская деятельность - в устойчивую общественную и культурную традицию, а наука - в социальный институт. Всеобъемлющее развитие науки относится к XX в., к современности. Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» ученые характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок. Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени, которые являются постоянным источником новых идей, указывающим пути научно-технического прогресса (НТП). НТП - это единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники. (Опираясь на ваши знания по ряду предметов, обсудите влияние НТП на современное общественное развитие.)

Приведем некоторые данные, характеризующие современную науку. В начале XX в. в мире было 100 тыс. ученых, в конце века - свыше 5 млн. В развитых странах за 7-10 лет удваивается число ученых. Такие высокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.

Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10-15 лет, постоянно издается несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. в 1900 г.), 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в XX в. Объем мирового промышленного производства в конце XX в. был в 20 раз выше, чем в начале века.

Исследования ученых дают основание выделить значимые черты современной науки. Это, прежде всего, универсальность, Общество получает проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всем, что подвергается исследованию: природные явления на Земле и в Галактике в их постоянном развитии и изменении; основные стадии возникновения и развития человека, функционирование его психики; роль экономики в жизни общества, демографические и другие социальные проблемы, история народов, их культура; творчество и судьбы людей; развитие самой науки, ее взаимодействие с другими областями культуры.

Наука исследует деятельность человечества во всех сферах общественной жизни. (Опираясь на знания по различным предметам и имеющийся у вас жизненный опыт, обсудите с приведением конкретных примеров влияние науки на духовную, экономическую, социальную и политическую сферы общества.)

Другая черта науки - ее безграничность. «Наука,- говорил естествоиспытатель, член Петербургской академии наук К. М. Бэр,- вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, неизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче».

Осознание незавершенности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной конкурентной борьбе за эффективное и быстрое проведение исследований.

Продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учеными (например, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и небольшой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива ученого, его озарение. Поиск нового, соединенный с талантом,- важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех проводимых исследований.

Признанным центром российской науки является Российская академия наук (РАН). В ее научных подразделениях трудятся свыше 110 тыс. человек. Нет ни одной сферы жизни человека, в деятельность которых РАН не внесла бы весьма ощутимого вклада - технико-экономического и гуманитарного.

НТП во многом базируется на достижениях научно-производственных центров, таких, как «Курчатовский институт», исследующий проблемы атомной энергии, «Рубин», занимающийся вопросами сооружения подводного флота, и т. п.

Современная наука сочетает дифференциацию и интеграцию исследований, ныне она насчитывает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообразием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации, специализацией ученых по сужающимся исследовательским областям, требованиями НТП о дифференцированных исследованиях в различных значительно отличающихся друг от друга отраслях производства. «Растекание реки знаний неизбежно,- писал видный отечественный ученый, академик Н. Н. Моисеев,- оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний...» Но в не меньшей степени нужны и интегральные исследования, поскольку «необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий синтеза знаний».

Важнейшей особенностью большой науки является ее теснейшее сближение с потребностями развивающегося общества. Удовлетворить эти потребности может только наука, способная, говоря словами поэта, «услышать жизни зов». Так общество дает толчок, стимул к определенной научной деятельности.

В качестве примера назовем исследовательские решения важных проблем постиндустриального общества. Открытия в электронике, оптике, химии, в печатном деле, художественном творчестве позволили создать и развить мощнейшую систему печатных электронных средств массовой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества. Сравнительно недавно слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской премии А. М. Прохоровым и Н. Г. Басовым, оно стало известно многим. Разработка проблем, связанных с лазером, его многообразным применением в биологии, астрономии, средствах связи и других сферах, потребовала перехода на совершенно новые технологии, которые прежде не существовали ни в одной стране мира.

Известна потребность общества и в энергетических ресурсах. Здесь научный поиск может привести к фантастическим результатам. Кукуруза вместо нефти - таков смелый и осуществляемый замысел. В США уже разработана биотехнология получения топливного спирта из стеблей кукурузы, которые фермеры прежде сжигали. Данная технология не только дешева, но, по утверждению ее создателей, позволяет надеяться на то, что через 25 лет четверть химической промышленности США может быть переведена на растительное сырье. (Опираясь на свои знания по ряду учебных предметов, назовите открытия последней четверти XX в., оказавшие серьезное влияние на промышленное и сельскохозяйственное производство, на повышение качества жизни людей.)

Каждый день мы сталкиваемся с проезжающим автомобилем, самолетом в небе или яркой вывеской гипермаркета. Еще 100 лет назад такое вряд ли было возможным, но технологический прогресс приносит свои плоды. Влияние современной науки на повседневную жизнь человека достаточно велико, хотя мы иногда даже не замечаем колоссальные сдвиги , которые приносит очередное открытие. Сегодня речь пойдет о роли научной мысли в , ее влиянии, положительных и негативных факторах развития.

Вконтакте

Основополагающие понятия

сфера человеческой деятельности, призванная систематизировать, генерировать объективные знания об окружающем пространстве. Основой этого направления является6 сбор фактов, обновление имеющихся, проверка достоверности, наблюдение за явлениями природы и общества, прогнозирование на макро- и микроуровнях. Обеспечение взаимосвязи образования и НИИ в современном обществе – приоритетная задача для лучших умов человечества.

Сообщество – совокупность людей, задействованных в научных изысканиях. Они признают авторитетность гипотез, а не властного характера.

Важнейшая задача неформальных групп – генерация новых теорий, проверка достоверности имеющихся, поддержка системы образования, изучение влияния науки на общество.

Ученый – высокоинтеллектуальный человек, посвящающий себя формированию научной картины мира.

Его деятельность не только полезна обществу, но и признается всем сообществом, создает ореол авторитетности. Основой признания человека, как ученого, считается публикация работ в известных научных изданиях, выступления на конференциях, развитие этических и моральных принципов.

Важно знать! Влияние науки на общество менялось на протяжении веков, но всегда приносило плоды в виде изобретения новых технологий.

Вашему вниманию предлагается небольшая справка об историческом становлении научной мысли.

Сквозь историю былых эпох

С появлением письменности происходит эмпирическое изучение окружающего пространства, улучшение образования и науки в современном понимании. Предшественниками первых ученых были мыслители Древней Греции и Рима. Они размышляли о сущности тех или иных предметов, выдвигали классификации знаний.


Значение науки в XVI-XVII веках
претерпевает изменения. Историческое развитие позволило отойти от развития техники и технологий.

Новое направление стало независимым институтом, который оказывал влияние на социальную, и культурную сферу деятельности человека.

Экспериментальным путем доказаны многие теории, приведшие к формированию открытий, возросло количество научных сотрудников.

Значимые черты современной науки были заложены в XIX-XX веке, характеризуются экстенсивным и революционным периодами. Несколько раз менялась структура, принципы и подходы к познанию явлений природы, дифференциация и интеграция смежных дисциплин.

Отличительные особенности и признаки

Как и любой вид деятельности в современном обществе, научная деятельность имеет ряд черт, примеры которых характеризуют ее наилучшим образом:

  • универсальность – любое научное знание проверяется экспериментальным путем, обосабливается, систематизируется, обновляется с течением времени. В мире не существует предмета, который был бы не подвластен научной мысли;
  • безграничность – роль научных исследований в современном обществе не имеет границ. Она вечна в изучении окружающего пространства, неизмерима глубока, перечень задач стремится к бесконечности. Пройдут миллионы лет, прежде чем ученые скажут, что они изучили все;
  • дифференцированность – деление общей структуры на множество составных частей – вполне нормальное явление. Сегодня насчитывается более 15 тысяч дисциплин, каждая из которых сфокусирована на решении уникальной задачи;
  • объединение – смежные направления в процессе развития могут слиться, чтобы быть полезными человеку. Процесс деления и слияния бесконечен;
  • огромные объемы знаний – сегодня не существует ученого, обладающий всей полнотой познаний. Это, с одной стороны, прекрасно, ведь человек специалист в узкой области. Другая сторона медали – множество индивидуалистов смещает вектор научного познания в целом;
  • сближение – потребности мирового сообщества диктуют пути развития познавательной деятельности. Важен прогресс, который призван облегчить жизнь человека, улучшить материальное состояние каждого жителя планеты.

Важно знать! Преимущества, которые дают нам познания – ничто по сравнению с ущербом, наносимым технологическим процессом. Каждое современное исследование или открытие оценивается миллионами долларов и оставляет загрязненную экосистему вокруг экспериментального центра.

Функциональные особенности

На умственный потенциал ученых возложена священная миссия по удовлетворению следующих потребностей:

  • культурно-мировоззренческой, позволяющей сформировать научное представление о каждом явлении . Человек пытается из разрозненных фрагментов выстроить целостную систему, во всей ее многообразности;
  • познавательно-объяснительной, так называемого «рулевого колеса» производительной силы мирового общества. Важность развития науки объясняется потребностями усовершенствования материально-технического оснащения промышленности, внедрением новых производственных процессов;
  • прогностической, занимающейся разработкой планов («пятилеток») дальнейшего развития общества, культурных процессов. Формирование программ экономического роста дает нам надежду на светлое будущее.

Практическое значение

Многие спорят, какие преимущества дает наука современному обществу, оправданно ли использовать сырьевую базу для сомнительных исследований. Скажем откровенно – да. И сейчас вы поймете, почему мы ответили так утвердительно. Итак, вашему вниманию перечень примеров , ставших возможными благодаря изысканиям ученых:

  1. Изобретение телефона привело к резкому скачку обмена информацией и повышению коммуникации человечества.
  2. Энергетика, получив более технологичное оборудование, обеспечивает электроэнергией весь земной шар.
  3. Промышленность выпускает широкую номенклатуру деталей и приспособлений, востребованных в других сферах деятельности.
  4. Современной медицине подвластны практически все известные заболевания. Инновационные технологии позволяют выращивать новые ткани и .
  5. Особенности современной науки играют ключевую роль в освоении космоса. В будущем это решит демографическую проблему глобального масштаба.
  6. Всемирная Паутина – средоточие всех знаний человечества. Объединяет слои населения, увеличивает информационную осведомленность граждан.
  7. Общество под влиянием научной деятельности стало более образованным. Рациональное мышление позволяет с пониманием смотреть на окружающий мир.
  8. Рост численности населения – яркое свидетельство роста благосостояния человечества. Улучшение качества жизни стимулирует высокие показатели рождаемости , хотя бесконтрольность этого процесса вызывает опасения уже сейчас.

Все ли изыскания нам полезны


Роль науки в современном обществе
претерпела изменения. Идеалом ученых прошлого было служение всему человечеству, облегчение жизни каждого.

Поиском «золотой середины» между деструктивностью и пользой занимались не один год. Но ситуация сегодня заставляет задуматься. Вековые ценности общества стали истлевать, переменилось отношение к человеческим порокам.

Прелюбодеяние, продажа своего тела и употребление наркотиков считается «реалиями современной жизни».

Избавление от каждодневного умственного труда негативно сказывается на интеллекте среднестатистического человека (и так понятно, почему). Минимализация физических телодвижений облегчает жизнь, но ведет к деградации организма и генофонда. Однако все не так печально, большинство жителей нашей планеты – сознательные «homo sapiens» , понимающие важность личностного и умственного развития. Каждый должен решить для себя, полезны ли ему все достижения современной науки.

Влияние на образование

Два этих понятия нерушимы в своем единстве. Как формируется научная мысль? Под воздействием знаний, полученных путем образовательного времяпровождения.

Основы понимания окружающего мира закладываются со школьной скамьи, поэтому взаимосвязь образования с исследовательской деятельностью очевидна. Как не может простой обыватель сформулировать теорию без знаний, так и умственный труд невозможен без поддержки печатных источников.

Создание учебных пособий, справочников и научной литературы – призвание ученого сообщества. С помощью буквенного набора можно донести «высокие материи» до рядового жителя Земли, популяризировать и усилить роль науки в современном обществе.

Важно знать! Проблема взаимоотношения ученого сообщества с человечеством очень важна. Свобода ведения исследований чревата появлением новых технологий, используемых во вред обществу. Поневоле подумаешь, а все ли достижения так помогли нам…

Решение экологических проблем

Как ни парадоксально, но особенности современной науки, стимулируя технологический прогресс, уничтожают .

Вместе с тем, ведется работа по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу, «чистые» программы обязывают найти альтернативные источники энергии.

Почему важно развитие новых технологий.

К примеру, переработка накопившихся промышленных отходов – приоритетное направление, позволяющее сохранить имеющиеся ресурсы Земли.

Значение науки в этом вопросе трудно переоценить.

Роль и место науки в современном мире

Значение науки в современном обществе

Вывод

В любом случае для человечества важно развитие науки . Несмотря на вопли критики, без инновационных технологий не удастся решить глобальные проблемы, вывести человечество на космические просторы.

Несмотря на деструктивных характер воздействия на природу, изыскания помогут спасти ее от полного краха. Ученое сообщество должно задуматься о той миссии, которая возложена на плечи каждого научного сотрудника.

  • 2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете верным и почему?
  • 1. Наука в жизни современного общества.
  • 3. К вам обратилась группа ребят, предложившая вступить в их организацию «Юные защитники справедливости». Как вы будете реагировать на это предложение? Объясните ваши действия.
  • 1. Политический режим. Демократия.
  • 1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
  • 3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.
  • 1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
  • 1. Личные
  • 2. Политические права и свободы
  • 3. Социально-экономические права
  • 4. Культурные права
  • 2. Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и свобод человека? Объясните свой выбор ответа.
  • 1. Биологическое и социальное в человеке.
  • 1. Экономика и ее роль в жизни общества.
  • 1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.
  • 1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
  • 3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые статусные позиции вы хотели бы обрести? Что вы сделаете для этого?
  • 1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
  • 3. Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.
  • 1. Предпринимательство.
  • 1. Социальные конфликты, пути их решения.
  • 1. Органы государственной власти Российской Федерации.
  • 1. Семья как малая группа.
  • 1. Особенности подросткового возраста.
  • 3. Вы принимаете решение, что делать после окончания 9 класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому решению и намечаемым действиям.
  • 1. Социальные ценности и нормы. Мораль.
  • 1. Социальная структура общества.
  • 1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
  • 3. Вам предстоит выполнить учебное социологические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?
  • 1. Рынок и рыночный механизм.
  • 1. Понятия «правовая норма» и «нормативно-правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
  • Билет № 24
  • 1. Экономические цели и функции государства.
  • 1. Мышление и речь.
  • 1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
  • 3. Подойдя к двери своей квартиры, вы обнаружили, что замок взломан. Каковы будут ваши действия?
  • 1. Налоги, уплачиваемые гражданами.
  • 3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?
  • 1. Человек и его ближайшее окружение.
  • 2. Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.
  • Билет № 29
  • 1. Личность. Межличностные отношения.
  • 1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
  • Глава 1 Конституции «Основы конституционного строя» характеризует государственный строй России следующим образом:
  • 1. Наука в жизни современного общества.

    Наука - система знаний о законах природы, общества и мышления.

    По объекту изучения науки делятся на естественные (биология, физика),гуманитарные иобщественные (литература, история, право),технические (информатика).

    Философия изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления.

    Математика иногда характеризуется какточная наука, математические методы широко используются остальными науками.

    Ряд научных дисциплин относят к экспериментальным - в их основе лежит эксперимент. Достоверными признаются только те факты, которые могут быть подтверждены опытным путём. Сюда относятся физика, химия и т.п.

    Распространенной ошибкой является применение критериев экспериментальных наук ко всем прочим. Так, в учебнике биологии нередко можно встретить утверждение, что теория креационизма (сотворения мира) не может быть проверена экспериментально и на этом основании не может считаться научной. Мы не выступаем в защиту креационизма, но данный аргумент совершенно неуместен при обсуждении философских теорий и свидетельствует об узости подхода авторов-биологов.

    Целью науки является описание, объяснение окружающего мира и предсказание (прогнозирование).

    Важным критерием истинности научных теорий является практика, то есть применение их в производственной деятельности человека (также в политике и пр.).

    Характерной чертой современного научного познания является как дифференциация - разделение, возникновение новых наук (например, на базе биологии возникли зоология, ботаника и т.д.), так и интеграция - возникновение новой дисциплины на «стыке» двух или нескольких наук и использующей их подходы (зоогеография, физическая химия).

    Функции науки :

      Познавательная - удовлетворение стремления к познанию истины.

      Современное общество характеризуется тем, что наука играет всё большую роль и становится непосредственной производительной силой. Это особенно ярко проявляется на стадии постиндустриального общества (эта стадия наступает после индустриального, на этой стадии находятся развитые западные страны). Основные характеристики:

      Преобладает не промышленность, а информация и сфера обслуживания. Превосходство сферы услуг над сферой производства.

      Изменяется социальная структура: классовое деление заменяется делением по профессиональному признаку.

      Большое значение приобретает уровень образования. Затраты на образование и переподготовку кадров увеличиваются.

    Научные (особенно, технологические) разработки признаются самостоятельной ценностью, являются предметом купли-продажи, находятся под защитой авторского права.

    2. Для приобретения компьютера несовершеннолетний гражданин П. решил продать в антикварный магазин дорогую старинную вазу, доставшуюся ему по наследству. При совершении сделки владелец магазина попросил предъявить завещание и паспорт, после чего выдал подростку деньги за приобретенную у него вещь. Узнав о совершенной сделке, родители подростка подали в суд на владельца магазина. Какое решение должен вынести суд по данному делу? На статьи какого кодекса будет опираться суд при вынесении решения?

    При вынесении решения по данному делу суд будет опираться на статьи Гражданского кодекса РФ , регулирующего имущественные отношения в обществе.

    Суд будет выносить решение после тщательного изучения следующих обстоятельств дела:

    Владелец магазина убедился в наличии паспорта у несовершеннолетнего, следовательно гражданину П. исполнилось 14 лет и он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своими доходами, авторскими правами, вносить вклады в банк. Остальные сделки несовершеннолетние до 18 лет совершают с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя (ст. 26).

    К мелким бытовым сделкам относятся сделки, направленные на удовлетворение повседневных потребностей, исполняются обычно при их заключении и незначительны по сумме. Дорогая ваза, скорее всего, не будет признана объектом мелкой бытовой сделки.

    Несовершеннолетний приобретает полную дееспособность (и имеет полное право распоряжаться своим имуществом) в случае вступления в брак в соответствии с законодательством.

    Также данный подросток, если ему исполнилось 16 лет, мог быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

    Если гражданин П. состоит в браке или был ранее объявлен полностью дееспособным, суд оставит сделку без изменений.

    Если суд вынесет решение о признании сделки недействительной, каждая из сторон сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить все полученное в натуре - возместить ее стоимость в деньгах.

    Владелец магазина (дееспособная сторона) будет обязан, кроме того, возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, так как он знал или должен был знать о недееспособности другой стороны (ст.175, 171).


    ФГОУ ВПО АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДРСТВЕННЫЙ

    ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ

    ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

    РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

    НА ТЕМУ: «Наука и ее роль в современном обществе»

    ВЫПОЛНИЛ:

    СТУДЕНТ ГРУППЫ ЗФФ-31

    УЧЕБНЫЙ ШИФР

    ПРОВЕРИЛ:

    ДОЦЕНТ: КОСАРЕВ В.М.

    АСТРАХАНЬ, 2008

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

    1. Современная наука. Основные концепции…………………………………..5

    2. Роль науки в современном обществе…………………………………………7

    3. Влияние науки на духовную сферу жизни общества………………………10

    4. Проблемы негативного влияния развития науки и научно-технического прогресса на человека и общество……………………………………………..14

    Заключение………………………………………………………………………20

    Список использованной литературы…………………………………………..22

    ВВЕДЕНИЕ

    Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что человек ответил уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые и новые, и мы пытаемся найти на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование - не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука - игра, связанная с риском, а игра - это всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно. Именно поэтому из многих тем мой выбор остановился на этой: я хочу разобраться в том, что такое наука, определить ее роль в обществе и месте в развитии России.

    Ведь нау­ка яв­ля­ет­ся од­ной из оп­ре­де­ляю­щих осо­бен­но­стей со­вре­мен­ной куль­ту­ры и, воз­мож­но, са­мым ди­на­мич­ным ее ком­по­нен­том. Се­го­дня не­воз­мож­но об­су­ж­дать со­ци­аль­ные, куль­тур­ные, ан­тро­по­ло­ги­че­ские про­бле­мы, не при­ни­мая во вни­ма­ние раз­ви­тие на­уч­ной мыс­ли. Что та­кое нау­ка? Ка­ко­ва глав­ная со­ци­аль­ная роль нау­ки? Су­ще­ст­ву­ют ли гра­ни­цы на­уч­но­го по­зна­ния и по­зна­ния во­об­ще? Ка­ко­во ме­сто ос­но­ван­ной на нау­ке ра­цио­наль­но­сти в сис­те­ме дру­гих спо­со­бов от­но­ше­ния к ми­ру? Воз­мож­но ли вне­на­уч­ное по­зна­ние, ка­ков его ста­тус и пер­спек­ти­вы? Мож­но ли на­уч­ным спо­со­бом от­ве­тить на прин­ци­пи­аль­ные во­про­сы ми­ро­воз­зре­ния: как воз­ник­ла Все­лен­ная, как поя­ви­лась жизнь, как про­изо­шел че­ло­век, ка­кое ме­сто за­ни­ма­ет фе­но­мен че­ло­ве­ка во все­об­щей кос­ми­че­ской эво­лю­ции?

    Об­су­ж­де­ние всех этих и мно­же­ст­ва дру­гих во­про­сов со­про­во­ж­да­ло ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие со­вре­мен­ной нау­ки и бы­ло не­об­хо­ди­мой фор­мой осоз­на­ния особенностей, как са­мой нау­ки, так и той ци­ви­ли­за­ции, в рам­ках ко­то­рой на­уч­ное от­но­ше­ние к ми­ру ста­ло воз­мож­ным.

    Се­го­дня эти во­про­сы сто­ят в но­вой и весь­ма ост­рой фор­ме. Это связано, пре­ж­де всего, с той си­туа­ци­ей, в ко­то­рой ока­за­лась со­вре­мен­ная ци­ви­ли­за­ция. С од­ной сто­ро­ны, вы­яви­лись не­ви­дан­ные пер­спек­ти­вы нау­ки и ос­но­ван­ной на ней тех­ни­ки. Со­вре­мен­ное об­ще­ст­во всту­па­ет в ин­фор­ма­ци­он­ную ста­дию раз­ви­тия, ра­цио­на­ли­за­ция всей со­ци­аль­ной жиз­ни ста­но­вит­ся не толь­ко воз­мож­ной, но и жиз­нен­но не­об­хо­ди­мой. С дру­гой сто­ро­ны, об­на­ру­жи­лись пре­де­лы раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции од­но­сто­рон­не тех­но­ло­ги­че­ско­го ти­па: и в свя­зи с гло­баль­ным эко­ло­ги­че­ским кри­зи­сом, и как след­ст­вие вы­явив­шей­ся не­воз­мож­но­сти то­таль­но­го управ­ле­ния со­ци­аль­ны­ми про­цес­са­ми.

    Цель этого реферата ответить на вопрос, какова же роль науки в современном обществе.

    1. Современная наука. Основные концепции.

    Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.

    Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь её облик и характер её взаимосвязей с обществом.

    Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание – системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки.

    Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.

    Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

    Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение современной науки. Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело всё в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

    Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества.

    Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причем вслед за промышленностью такие каналы даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

    Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

    Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

    Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

    Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

    2. Роль науки в современном обществе

    20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.

    И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

    Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

    Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

    Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.



    Загрузка...