emou.ru

Николай Семёнович Голованов: биография. Голованов николай семёнович Где н с голованов работал

Трудно преувеличить роль этого замечательного музыканта в становлении советской дирижерской культуры. Более сорока лет продолжался плодотворный труд Голованова, оставивший значительный след и на оперной сцене и в концертной жизни страны. Он принес в молодое советское исполнительское искусство живые традиции отечественной классики.

В юные годы Голованов получил отличную школу в Московском синодальном училище (1900-1909), где его наставниками были известные хоровые дирижеры В. Орлов и А. Кастальский. В 1914 году он с отличием окончил Московскую консерваторию по классу композиции у М. Ипполитова-Иванова и С. Василенко. Вскоре молодой дирижер уже начал кипучую творческую работу в Большом театре. В 1919 году здесь состоялся дирижерский дебют Голованова - под его управлением шла опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Деятельность Голованова была интенсивной и многогранной. В первые годы революции он с увлечением принимает участие в организации оперной студии при Большом театре (впоследствии - оперный театр имени К.С. Станиславского), аккомпанирует А.В. Неждановой в ее гастрольной поездке по странам Западной Европы (1922-1923), пишет музыку (его перу принадлежат две оперы, симфония, многочисленные романсы и другие произведения), ведет оперный и оркестровый классы в Московской консерватории (1925-1929). С 1937 года Голованов возглавляет Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, который именно под его руководством выдвинулся в число лучших музыкальных коллективов страны.

На протяжении десятилетий концертные выступления Голованова были неотъемлемой частью художественной жизни Советского Союза. Н. Аносов писал: «Когда думаешь о творческом облике Николая Семеновича Голованова, то основной, наиболее характерной чертой представляется его национальная сущность. Русская национальная настройка творчества пронизывает исполнительскую, дирижерскую и композиторскую деятельность Голованова».

Действительно, свою главную задачу дирижер видел в пропаганде и всемерном распространении русской классической музыки. В программах его симфонических вечеров чаще всего встречались имена Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Скрябина, Глазунова, Рахманинова. Обращаясь к произведениям советской музыки, он искал в них прежде всего преемственные черты по отношению к русской классике; не случайно Голованов был первым исполнителем Пятой, Шестой, Двадцать второй симфоний и «Приветственной увертюры» Н. Мясковского.

Главным делом жизни Голованова был музыкальный театр. И здесь его внимание почти исключительно сосредоточилось на русской оперной классике. Большой театр осуществил под его руководством около двадцати первоклассных постановок. Репертуар дирижера украшали «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», «Князь Игорь», «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Царская невеста», «Майская ночь», «Ночь перед рождеством», «Золотой петушок», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» - словом, почти все лучшие оперы русских композиторов.

Голованов удивительно тонко чувствовал и знал специфику оперной сцены. Формированию его театральных принципов во многом способствовала совместная работа с А. Неждановой, Ф. Шаляпиным, П. Собиновым. По свидетельствам современников, Голованов всегда активно вникал во все процессы театральной жизни вплоть до установки декораций. В русской опере его прежде всего привлекали монументальный размах, масштабность замыслов, эмоциональная напряженность. Глубоко разбираясь в вокальной специфике, он умел плодотворно работать с певцами, неустанно добиваясь от них артистической выразительности. М. Максакова вспоминает: «От него исходила поистине магическая сила. Одного его присутствия иногда было достаточно, чтобы по-новому ощутить музыку, понять какие-то скрытые прежде нюансы. Когда же Голованов стоял за пультом, его рука с предельной точностью формировала звук, не позволяла ему «расползаться». Его стремление к резкому подчеркиванию динамических и темповых градаций подчас вызывало споры. Но так или иначе, дирижер достигал яркого художественного впечатления».

«Главный дирижер Советского Союза» Николай Голованов на протяжении всей жизни писал духовную музыку.

Н иколай Семенович Голованов не был потомственным музыкантом – он родился в семье портного, но это не помешало ему полюбить искусство звуков в раннем возрасте и на всю жизнь. «Мои детские впечатления связаны с музыкой: с баюканьем, напеванием колыбельных песен милой мамы, заунывной мелодией шарманки московских улиц, волшебно-величественным звоном колоколов «сорока сороков», – писал дирижер и композитор в своей книге «Опыт автобиографии». Будущий музыкант впервые попробовал дирижировать во время прогулок по Тверскому бульвару, где летом на открытой площадке играл оркестр Александровского военного училища, – и не беда, что «художественному руководителю» едва исполнилось шесть лет, а вместо дирижерской палочки в его руках была детская лопатка!

Музыкальные способности помогли девятилетнему Николаю пройти конкурсный отбор в Синодальное училище церковного пения, где он обучался с 1900 по 1909 год. Тогда в этом уникальном заведении преподавали догматическое богословие, психологию и основы философии, греческий язык и латынь, историю музыки и другие музыкальные дисциплины. Курс обучения был рассчитан на одиннадцать лет, но одаренного мальчика взяли сразу в первый класс, минуя два подготовительных.

Обладавший дискантом – высоким мальчишеским голосом, – воспитанник Голованов был одним из трех солистов-исполатчиков в многочисленном Синодальном хоре. Вот как позднее вспоминал его пение во время церковных служб митрополит Трифон Туркестанов, автор акафиста «Слава Богу за все»:

…Но вот – три отрока

в блистании одежды

Воспели песнь любви, и веры,

и надежды.

От них один отличен был

Казалось, Господа он зрел

душою чистой,

серебристый,

И чудилось – молитвы те

неслись

К простому, Божьему, на небо,

ввысь…

И видел я тогда духовными

очами,

Что ясно над челом его сверкал

огнями,

Как яркая звезда, призванья луч

Из-за житейских мрачных туч…

В училище преподавали такие корифеи русской духовной музыки, как Павел Чесноков, Николай Данилин, Виктор Калинников, Александр Кастальский и другие. «Синодальное училище дало мне все – моральные принципы, жизненные устои, умение работать много и систематически, привило священную дисциплину», – напишет Николай Семенович в своих воспоминаниях десятилетия спустя. По окончании учебы ему, получившему звания «регент I степени» и «учитель пения», предложили должности младшего помощника регента и педагога Синодального училища.

Марфо-Мариинская обитель

Одновременно по приглашению великой княгини Елизаветы Федоровны молодой человек стал регентом хора при церкви Марфо-Мариинской обители милосердия: «великая матушка», как называли Елизавету Федоровну москвичи, приметила воспитанника Синодального училища во время богослужения в Успенском соборе Кремля. Николай Семенович работал в обители недолго – лишь до 1911 года, но на всю жизнь сохранил память о великой княгине.

Московская консерватория

Решив продолжить обучение, будущий дирижер поступил в консерваторию, в класс композиции и теории музыки. И это не случайно – «пробы пера» композитора Голованова датированы еще начальными классами училища церковного пения. Несколько ранних сочинений, представленных абитуриентом на вступительный экзамен в консерваторию, специалисты назвали «удивительными по духу и мастерству».

В 1914 году Николай окончил Московскую консерваторию с золотой медалью, а его имя украсило местную доску почета. Дипломной работой выпускника стала одноактная опера «Принцесса Юрата», за которую ему вручили специальную премию в тысячу рублей.

Несмотря на то что Голованов-дирижер является одним из самых именитых представителей этой профессии первой половины прошлого века, творчество Голованова-композитора известно немногим, а его наследие почти не востребовано по сей день. А ведь он был весьма плодовитым сочинителем: две оперы, симфония и кантата, увертюра на русские темы, музыка к драматическим спектаклям, многочисленные романсы на стихи русских поэтов…

Как оказалось, идеалам своей юности Николай Семенович оставался верным до конца: важнейшей частью его творчества было сочинение духовной музыки. Композитору принадлежит своеобразный рекорд: на протяжении тридцати послереволюционных лет он был единственным крупным музыкантом, создававшим такие произведения. Некоторые из них, написанные до революции, входили в репертуар хоров Синодального училища и Марфо-Мариинской обители. Но более половины из его 64 опусов написаны в советский период – как говорится, «в стол», без надежды на исполнение. Об этой сфере деятельности Голованова стало известно лишь в начале 90-х годов прошлого века. А еще десятилетие спустя духовные сочинения композитора были изданы и зазвучали в концертных залах и православных храмах нашей страны и за рубежом.

Голованов не создавал полных богослужебных циклов – он сочинял отдельные песнопения для мужского или смешанного хора a cappellа, удивительно красивые по звучанию. Так, одно из ранних его произведений, песнопение «Трисвятое», широко распространенное в церковном обиходе, многие считают народным. На страницах его нотных тетрадей карандашные пометки – посвящения композиторам, певцам, музыкантам.

«Николай Семенович умел бросить вызов времени – этот вызов состоял в том, чтобы, несмотря ни на что, оставаться самим собой», – писала музыковед Екатерина Власова. Эпиграфом к одному из своих сборников песнопений «главный дирижер Советского Союза» взял слова из 145-го псалма: «Пою Богу моему, дондеже есмь».

Большой театр

Николай Голованов, бесспорно, принадлежит к созвездию личностей, составивших славу русской музыкальной культуры. Крупнейший дирижер своего времени, он долгие годы был руководителем оркестра Большого театра СССР, главным дирижером и художественным руководителем Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета, музыкальным руководителем оркестра оперной студии, созданной К.С. Станиславским.

«Роман» Голованова с главным театром страны начался в 1915 году: он получил небольшую должность помощника хормейстера, оставаясь при этом и педагогом Синодального училища. Стать регентом ему помешала Октябрьская революция, круто изменившая жизнь музыканта. Училище было закрыто, и в 1919-м, когда на место эмигрировавшего Эмиля Купера срочно потребовался руководитель оркестра Большого театра, Николай Семенович впервые встал за дирижерский пульт. Исполнение оперы «Сказка о царе Салтане» заслужило похвалу В.И. Немировича-Данченко, а дебютант приобрел любимую профессию на всю жизнь.

С тех пор и вплоть до кончины в 1953 году основным местом работы музыканта был Большой театр. Кстати, в то время здесь служили не только легендарные Шаляпин и Собинов, но и Антонина Нежданова – жена и любимая женщина Николая Голованова. Блестяще владевший фортепиано, дирижер стал «по совместительству» бессменным пианистом-аккомпаниатором прославленной певицы.

Как это часто бывает, путь большого художника на столь ответственном посту был выложен не только розами, но и шипами. Напоминания о «церковном прошлом», упреки в том, что не вступил в ряды коммунистической партии, недовольство стилем его руководства и, наконец, обвинения в антисемитизме – все это привело к тому, что Голованову трижды пришлось покидать Большой театр не по собственной воле. Травля известного музыканта разделила московскую публику на два лагеря: «головановцев» и тех, кто его осуждал. Близкие к Голованову люди искусства знали, что духовником артиста был протоиерей Николай Бажанов, настоятель храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Священник провожал Голованова и в последний путь: когда из дверей Большого театра выносили гроб с телом Николая Семеновича, впереди шел отец Николай в плаще, под которым были скрыты поручи и епитрахиль.

…Меняются времена и нравы, на смену одним политическим убеждениям приходят другие, но вечные ценности остаются неизменными. Не только черная икра, матрешка и балалайка являются «визитными карточками» нашей страны. Николай Семенович Голованов вошел в историю как один из символов национального искусства. В последние годы он поставил на сцене Большого театра оперы Мусоргского и Римского-Корсакова «Борис Годунов», «Хованщина» и «Садко», каждая из которых была удостоена высшей государственной награды – Сталинской премии. Эти блистательные работы стали кульминацией творчества дирижера и определили художественный стиль Большого театра, прославившего русскую оперу на весь мир.

ГОЛОВАНОВ НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ - русский дирижер, регент, композитор и пианист-аккомпаниатор.

Родители Голованова - выходцы из крестьян. В 1900-1909 годах Голованов учился в московском Синодальном училище церковного пения (среди учителей - А.Д. Кастальский, В.С. Орлов, Н.М. Данилин, В.С. Калинников, П.Г. Чесноков). В 1909-1914 годах студент Московской консерватории по классу композиции (С.Н. Василенко) и специальной теории (А.А. Ильинский). В 1909-1911 годах регент хора при церкви Марфо-Мариинской обители милосердия. В 1910-1918 годах помощник регента Синодального хора и преподаватель Синодального училища (занятия ученических оркестра и хора, уставное пение и др. предметы); успешно выступал с хором в духовных концертах в Москве, Варшаве и Берлине (регент хора Данилин намеревался в 1917 году передать Голованову руководство хором). В 1917-1943 годах постоянный аккомпаниатор певицы А.В. Неждановой (ставшей его женой). В 1919-1936 годах (с вынужденным перерывом в 1928-1930 годах) был дирижером, а в 1948-1953 годах - главным дирижером Большого театра. В 1919-1925 и 1937-1948 годах музыкальный руководитель оперной студии, организованной К.С. Станиславским. В 1937-1953 годах главный дирижер и художественный руководитель Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета. В первые годы Великой Отечественной войны Голованов создал из оставшихся в Москве музыкантов симфонический оркестр. В это же время отредактировал и исполнил не звучавшие в советское время увертюру «1812 год» и кантату «Москва» П.И. Чайковского и другие произведения патриотической тематики, а также впервые в СССР исполнил Третью симфонию и «Симфонические танцы» С.В. Рахманинова . Голованов - 1-й исполнитель ряда значительных сочинений советских композиторов Н.Я. Мясковского, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна и др.

Несмотря на то что Голованов занимал в советское время значительные посты, он не только сохранял верность Православию (в т. ч. в годы гонений на Церковь), но и подтверждал ее многими делами: помогал материально архиепископу Трифону (Туркестанову), с которым был знаком еще с детских лет, принимал участие в судьбе Данилина, Чеснокова, сохранил часть Синодальной певческой библиотеки, некоторые архивные раритеты (например, автограф «Литургии» А.А. Алябьева), около 200 икон и предметов церковного обихода.

Духовная музыка по объему и значимости является важной частью творчества Голованова. Он - автор 64 духовных сочинений (с 1907 по 1952 годы), составляющих 8 опусов, из них 33 песнопения и 8 переработок ранних сочинений относятся уже к советскому времени.

Из всех созданных им 46 опусов бо́льшая часть вокальных: 2 одноактные оперы, романсы, обработки песен разных народов и другие сочинения.

Все духовные произведения Голованов писал для хора a cappella (ор. 1 - для мужского хора, все остальные - для смешанного, преимущественно большого хора). Голованов не создавал полных богослужебных циклов, но сочинял отдельные песнопения литургии и всенощного бдения в 10-х годах. Oр. 36 включает в основном песнопения на Рождество Христово, ор. 37 - Великого поста и Страстной седмицы, ор. 38 имеет авторское название «Из юношеских тетрадей» и состоит из произведений 1900-х годов в поздней редакции. Ор. 39, написанный в основном в годы Великой Отечественной войны , содержит песнопения, обращенные к Богоматери (первые 6 номеров названы Головановым сюитой «Всех скорбящих Радосте»), к святителю Николаю, к преподобному Серафиму Саровскому; последние номера опуса были написаны по поводу конкретных событий - юбилея Неждановой (Великое многолетие), смерти В.А. Семёнова («Покой, Спасе наш») или в честь особенно почитаемых им людей - Рахманинова («Свете тихий»), митрополита Трифона (Молитва святому мученику Трифону).

Голованов развивал ту тенденцию духовной музыки Нового направления, которая вела к значительному расширению музыкальных приемов (Рахманинов, А.Т. Гречанинов , Чесноков и др.). В его песнопениях присутствуют предельные уровни динамики, широкий звуковысотный диапазон, многоуровневая полифоничность (но, как правило, без западных полифонических форм), особая усложненность фактуры (характерно частое деление голосов на 2, 3 партии) и гармонии (септ- и нонаккорды), расширенная тональность. Современные приемы объединялись у Голованова с приемами, идущими от старинных пластов русской музыки - церковной и народной. Для сочинений Голованова характерна светлая гамма чувств, передающая благоговейное любование красотой мира и самой музыкой, вслушивание в звучание гармоний.

Сочинения Голованова, как правило, предназначены для больших и высокопрофессиональных коллективов. Автор ориентировался на звучание московского Синодального хора, с чем связано посвящение многих песнопений корифеям Синодального училища и хора - Смоленскому, Кастальскому, Орлову, Данилину, Чеснокову. Духовные произведения Голованова в основном исполняются в концертах, в церковном обиходе использовались до настоящего времени сочинения для мужского хора из ор. 1 и «Трисвятое» (во 2-й авторской редакции - ор. 36, № 1). В 10-х - начале 20-х годов песнопения Голованова звучали в концертах Синодального хора и хора Большого театра под управлением Голованова, хора И.И. Юхова и капеллы Чеснокова. После длительного перерыва с 80-х годов произведения Голованова исполняли хор Издательского отдела Московской Патриархии под управлением иеромонаха Амвросия (Носова), хор Патриаршего подворья под управлением С.В. Кривобокова, Московский академический областной государственный хор под управлением А.Д. Кожевникова и А.М. Рудневского, хор подворья Троице-Сергиевой лавры под управлением В.А. Горбика и др.

Светские произведения Голованова также обнаруживают связь с православной культурой, что видно гл. обравным обрвзом в поэтических текстах, их религиозных образах. Особо выделяется цикл романсов на стихи Ф.И. Тютчева (ор. 40) и цикл хоров a cappella «Кадило цевниц златоструйных» (ор. 8) на стихи других русских поэтов («Девушка пела в церковном хоре» А.А. Блока, «В Троицын день» Вяч.И. Иванова, «Утоли моя печали» А.Б. Кусикова, «Я странник убогий» С.А. Есенина и др.).

Несомненно воздействие православной культуры и на главную область творчества Голованова - дирижирование. Характер исполнительства Голованова отличался масштабностью, концепционностью, приоритетом мелодического начала, вокальностью трактовки. Современники Голованова отмечали в его дирижерской манере особенности, характерные для звучания Синодального хора, общую вокальную экспрессию и такие конкретные технические детали, как добавление глубоких басовых нот, подобных пению басов-октавистов хора.

Дирижёр (хоровой, оперный, симфонический), пианист-аккомпаниатор, композитор, педагог, общественный деятель.

Родился 9 января 1891 года в Москве. В 1900-09 годах учился в Синодальном училище церковного пения, по окончании которого стал регентом 1-го разряда. Среди педагогов — B. C. Орлов, А. Д. Кастальский, Н. М. Данилин. В 1912-18 годах преподавал в училище. В 1914 году окончил Московскую консерваторию с малой золотой медалью по классу композиции С. Н. Василенко (дипломная работа — опера-кантата «Принцесса Юрата»). Учился также у А. А. Ильинского, М. М. Ипполитова-Иванова. С 1909 года года выступал как хоровой дирижёр, в том числе, на гастролях за рубежом (с Синодальным хором). В 1910-18 годах — помощник регента Синодального хора. С 1915 года работал в Большом театре: в 1915-19 — помошник хормейстера, в 1919-28, 1930-36 — дирижёр, 1948-53— главный дирижёр. В1919-48 годах (с перерывами) — дирижёр в Оперном театре (студии) им. К. С. Станиславского. Как симфонический дирижёр выступал с оркестрами Большого театра, Московской консерватории, Московской филармонии (1920-е гг.). С 1930 года — главный дирижёр Радиоцентра, возглавлял оперный Радиотеатр; с 1937 — художественный руководитель и главный дирижёр БСО Всесоюзного радиокомитета. Одновременно выступал с Государственным оркестром народных инструментов СССР (1936-47), с Государственным духовым оркестром СССР (1937-40) и др. В обширном репертуаре Голованова-симфонического дирижёра центральное место занимала русская классика, а также произведения современных отечественных композиторов. Среди его исполнительских шедевров — произведения А. П. Бородина, М. И. Глинки, П. И Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина. Первый исполнитель в СССР произведений С. В. Рахманинова: «Три русские песни» (1932), Третья симфония (1943), «Симфонические танцы» (1943); Н. Я. Мясковского: Шестая (1924), Двадцатая (1940) симфонии; С. С. Прокофьева: опера «Любовь к трем апельсинам» (Большой театр, 1927), Пятый концерт для фортепиано с оркестром (1932), Четвертая симфония (1933), Сюита № 1 из балета «Ромео и Джульетта» (1936), «Здравица» (1939); А. И. Хачатуряна: Сюита из балета «Гаянэ» (1943); Т. Н. Хренникова: Вторая симфония (1943) и др. В 1916-43 концертировал как пианист-аккомпаниатор в ансамбле с A. B. Неждановой, И. С. Козловским, М. О. Рейзеном, М. П. Максаковой, Н. Д. Шпиллер.

Композиторское наследие Голованова включает 2 одноактные оперы, симфонию, 2 кантаты, произведения для хора (в том числе свыше 60 духовных сочинений, см.: Н. С. Голованов. Духовные произведения для хора а cappella. М., 2004), симфонического оркестра, для фортепиано (см.: Н.С. Голованов. Соната. Эстампы. М., 2005), для голоса и фортепиано (свыше 140 романсов), свыше 50 обработок песен разных народов. В 1925-29 и 1943-48 — профессор оркестрового и оперного классов Московской консерватории. Среди учеников ассистенты-стажеры Большого театра — Е. Акулов, Г. Зимин, А. Ковалёв, С. Сахаров; в Московской консерватории — Л. Гинзбург, Г. Рождественский, Б. Хайкин в БСО Всесоюзного радиокомитета — К. Иванов. В 1926 году силами студентов оперного класса и студенческого оркестра осуществил в Московской консерваторию первую после Октябрьской революции постановку —опера «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова.

Сталинские премии СССР (1946,1949,1950,1951, в том числе, за постановки опер «Борис Годунов», 1948; «Садко», 1949; «Хованщина», 1950). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1937), Ленина (1951); медалями: «За оборону Москвы» (1949), «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Его жена — A. B. Нежданова.

Литературные сочинения: Записная книжка ученика IV класса Московского Синодального училища церковного пения Н. Голованова 1903/04 уч. г. // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. М., 1998; Этюд о Прокофьеве / Публ. О. Захаровой // Сергей Прокофьев. Воспоминания. Письма. Статьи. М., 2004.

Русский советский дирижёр, пианист, композитор, хормейстер, педагог. Родился 9 (21) января 1891 г. в Москве. В 1910 г. окончил Синодальное училище церковного пения, вскоре был назначен помощником регента Синодального хора, исполнял также должность преподавателя училища. В 1914 году он с отличием окончил Московскую консерваторию по классу композиции у М. Ипполитова-Иванова и С. Василенко. В 1915 г. дебютировал как симфонический дирижёр. Также начал активную творческую работу в Большом театре. В 1919 году здесь состоялся дирижёрский дебют Голованова - под его управлением шла опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

В 1919 г. совместно со Станиславским организовал Оперную студию Большого театра, со временем трансформировавшуюся в Оперный театр имени К.С. Станиславского, музыкальным руководителем которого Голованов стал в 1938 г.

В 20-е гг. был художественным руководителем камерных концертов в Большом зале Московской консерватории, организованных профессурой консерватории и корпорацией артистов-солистов Большого театра.

С 1915 г. по 1928-й (до 1919-го г. в качестве хормейстера), а затем с 1930 по 1936-ой гг работал дирижёром в Большом театре. В 1948 г. был назначен главным дирижёром, и этот пост сохранил уже до самой своей смерти, последовавшей в 1953 году. За годы работы в Большом театре осуществил около двадцати первоклассных постановок. Репертуар дирижёра украшали «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», «Князь Игорь», «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Царская невеста», «Майская ночь», «Ночь перед рождеством», «Золотой петушок», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

В 1926-1929 годах Голованов возглавлял Московский филармонический оркестр. В 1929 году создал Оперный радиотеатр. В 1930-м стал главным дирижёром и этого театра, и московского радиоцентра. В 1937 году был назначен художественным руководителем и главным дирижёром Большого симфонического оркестра и оперного радиотеатра Всесоюзного радиокомитета, которым руководил до своей смерти. Под управлением Голованова чаще всего исполнялись эпические масштабные сочинения русских композиторов («Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова и др.). Во время войны, находясь в Москве, продолжал давать концерты, работал на радио. В 1925-1929 и 1943-1948 годах преподавал в Московской консерватории - профессор оркестрового и оперного классов. Среди учеников Голованова дирижёры Л. М. Гинзбург, Г. Н. Рождественский, Б. Э. Хайкин.

Выступал как пианист, в основном, в ансамбле со своей женой - великой русской певицей, солисткой Большого театра Антониной Васильевной Неждановой. Творческое наследие Николая Голованова насчитывает 46 опусов, в том числе одноактные оперы "Принцесса Юрата" и "Богатырский курган", симфонию, симфонические поэмы, увертюры. Автор более двухсот романсов. Сочинял духовную музыку.



Загрузка...