emou.ru

Выставка кандинского в пушкинском. Василий Кандинский. Багатели – выставка

Столетие "Черного квадрата" Казимира Малевича. Главным художественным событием конца 2016 - начала 2017 годов стала выставка в базельском фонде Бейлера (Fondation Beyeler) "Kandinsky, Marc & Der Blaue Reiter" (Кандинский, Марк и "Синий всадник").

Франц Марк. Большие синие лошади. 1911
Walker Art Center, Миннеаполис

На выставке представлено более 90 экспонатов, примерно треть из них посвящены легендарному художественному альманаху "Синий всадник", остальное - картины, прибывшие из музеев и частных собраний Западной Европы, России, США. Это не только произведения Кандинского и Марка, но и полотна их единомышленников, участников художественного объединения "Синий всадник": Алексея фон Явленского, его жены Марианны Веревкиной, подруги Кандинского Габриэле Мюнтер, Августа Макке, Генриха Кампендонка, Владимира Бурлюка.



И все же название выставки оправданно: недаром Кандинский, имея в виду Франца Марка, утверждал: «Синий всадник - это мы двое». Они и название это, вошедшее в историю мирового искусства, выбрали, потакая своим прихотям, шутя: "Название "Синий всадник" мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само", - вспоминал Кандинский.
Название родилось легко, но дело было затеяно серьезное: "Синий всадник" уносил художников в неизведанные земли, он объединял дерзких новаторов, которые ниспровергали основы основ фигуративного искусства, но при этом были глубокими теоретиками - строили собственные эстетические концепции, изучали художественное наследие Средневековья и примитивное искусство.


Участники объединения "Синий всадник" на террасе дома Кандинского в Мюнхене, 1911
Слева направо: Мария и Франц Марк, Бернард Кёлер, Генрих Кампендонк, Томас фот Хартман.
В центре
- Василий Кандинский. Фотографировала Габриэле Мюнтер.

Восстановим хронику событий.
В 1908 году Василий Кандинский и его подруга Габриэле Мюнтер вернулись в Мюнхен из долгого путешествия по Европе и сняли квартиру в артистическом районе Швабинг по адресу Ainmillerstrasse 36. В августе этого года Кандинский с Мюнтер и Явленский с Веревкиной провели несколько недель на этюдах в Мурнау - живописном баварском городке в 50 километрах от Мюнхена.



Василий Кандинский. Синяя гора, 1908-09. Фрагмент
Мухей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк

В 1909 году в Мюнхене было создано "Новое художественное объединение" (Neuen Künstlervereinigung München) под председательством Кандинского, в которое вошли многие будущие участники "Синего всадника" - Явленский, Мюнтер, Веревкина и другие.


Василий Кандинский. Дюна. 1909
Частное собрание

Летом 1909 года Мюнтер купила в Мурнау виллу, впоследствии названную местными жителями Russenhaus - "Русским домом", где они с Кандинским проводили летние месяцы вплоть до 1914 года. Живописные виды окруженного альпийскими вершинами городка, сама вилла, милый садик - все это было постоянным источником вдохновения и не один раз запечатлено хозяевами "Русского дома" и их друзьями-художниками.


Василий Кандинский. Улица в Мурнау. 1908
Собрание Мерцбахер

Впрочем, "запечатлено" - не совсем точное слово. По словам Мюнтер, жители "Русского дома" балансировали между созданием чего-то привычного, идущего от натуры, более-менее импрессионистического, и абстрагированием, квинтэссенцией, экстрактом действительности. В Мурнау художники, каждый по своему, ищут путь от экспрессионизма к абстракции. Дальше всех заходит Кандинский: на его полотнах беспредметность все смелее подчиняет и поглощает реальный пейзаж, пока он окончательно не растворяется в ярких пятнах и яростных линиях.



Василий Кандинский. Улица Обермаркт с горами в Мурнау. 1908
Частное собрание


Габриэле Мюнтер. Сад в Мурнау. 1910
Художественный музей Висбадена, ФРГ


Алексей фон Явленский. Мурнау, пейзаж с оранжевым облаком. 1909
Частное собрание



Алексей фон Явленский. Осень в Мурнау. 1909
Музей Шпренгель, Ганновер


Василий Кандинский. Сад в Мурнау. 1910
Галерея Ленбаххаус, Мюнхен


Василий Кандинский. Сад в Мурнау II. 1910
Собрание Мерцбахер



Василий Кандинский

Художник должен иметь что сказать, так как его задача — не владение формой,
а приспособление этой формы к содержанию.
Василий Кандинский. "О духовном в искусстве", 1910

Василий Кандинский. Импровизация 7. 1910
Государственная Третьяковкая галерея, Москва

Василий Кандинский. Импровизация 10. 1910
Фонд Бейлера, Базель


Василий Кандинский. Импровизация 12. 1910
Баварское государственное собрание живописи, Мюнхен


Василий Кандинский. Импровизация 13. 1910
Художественная галерея Карлсруэ, ФРГ


Василий Кандинский. Плавание на каноэ. 1910
Государственная Третьяковкая галерея, Москва

Василий Кандинский. Два всадника и лежащая фигура. 1909-1910
Собрание Мерцбахер


Василий Кандинский. Фрагмент композиции II. 1910
Собрание Мерцбахер

Василий Кандинский. Дождливый ландшафт. 1913

Плодотворный 1909 год завершился первой выставкой "Нового художественного объединения", которая вдохновила Франца Марка, пребывавшего в некоторой творческой изоляции, смелее воплощать свои оригинальные идеи. В начале 1910 года Марк решается на скромную персональную выставку, посетив которую Август Маке и еще несколько художников отправляются к нему в мастерскую, - так завязывается дружба Марка и Маке, которую прервала только Первая мировая война.


Франц Марк

"Я никогда не писал синий куст только ради декоративного эффекта, я это делал лишь для того, чтобы полнее выразить сущность лошади, которая стоит перед этим кустом".
Франц Марк, 1911


Франц Марк. Мечта. 1912



Франц Марк. Собака, лежащая на снегу. 1911


Фоанц Марк. Ландшафт с лошадью. 1910
Музей Фолькванг, Эссен



Франц Марк. Белый бык. 1911
Музей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк



Франц Марк. Чернобурая лиса. 1911
Von der Heydt-Museum, Вупперталь, ФРГ

Меж тем вторая выставка "Нового художественного объединения" в сентябре 1910 года вызвала довольно жесткую критику, одну из немногих положительных рецензий написал Франц Марк. В конце года Марк и Маке познакомились с художниками "Нового художественного объединения", за исключением Кандинского, который был в это время в отъезде.


Август Макке

"Непостижимые идеи выраж аются в постижимых формах"
Август Макке. 1912

Август Макке. Прогулка среди цветов. 1912
Государственная художественная галерея, Берлин



Игрушки сына художника, маленького Вальтера. 1912
Музей Штедель, Франкфурт на Майне



Авгут Макке. Променад: люди в саду. 1914

Август Макке. СКачущие гусары. 1913
Музей Тиссен-Борнесмиса, Мадрид


Генрих Кампендонк. Балкон. 1913
Собрание Мерцбахер

1 января 1911 года на новогоднем вечере в Марианны Веревкиной Кандинский, наконец, встретился с Францем Марком. Вскоре Кандинский отказался от должности председателя "Нового художественного объединения" из-за непримиримых противоречий, а в июне он поделился с Марком идеей издавать ежегодный иллюстрированный альманах, с серьёзными статьями и хроникой, который они оба будут редактировать.
Над этим проектом соавторы, при живом участии друзей и единомышленников, работали все лето и осень 1911 года.Элизабет Эрдман-Маке, жена Августа Маке, вспоминала о незабываемых моментах этой общей работы, обсуждениях рукописей, жарких спорах, воодушевлении, которое охватило всех, причастных к изданию альманаха.



Василий Кандинский и Франц Марк с обложкой альманаха "Синий всадник"
на террасе дома Кандинского в Мюнхене . 1911

"Вся эта деятельность, которую называют искусством, не знает границ
и нацинальностей, она принадлежит только человечеству"
Василий Кандинский и Франц Марк, 1911


Обложка альманаха "Синий всадник". 1912

Меж тем в декабре 1911 года картина Кандинского " Композиция 5" была отклонена организаторами третьей выставки "Нового художественного объединения" по формальным причинам. В ответ Кандинский вышел из объединения, за ними из солидарности последовали некоторые друзья. Редакция "Синего всадника" решила устроить собственную выставку. "Мы постараемся встать в центре современного движения", - писал брату Франц Марк.
В это же время мюнхенское издательство " Piper" выпустило концептуальный труд Кандинского
"О духовном в искусстве".



На рубеже 1911-12 годов Кандинский и Марк за две недели организовали свою, альтернативную "Новому художественному объединению", выставку "Синего всадника". В каталог были включены 43 работы четырнадцати художников. В течение 1912 года выставка путешествовала по Германии, а затем по Европе: ее увидели в Кельне, Берлине, Бремене, Франкфурте, Гамбурге, в начале 1914 года она достигла скандинавских стран.


Страницы альманаха "Синий всадник"

В феврале 1912 года открылась вторая выставка "Синего всадника" с акцентом на рисунки и печатную графику, и почти одновременно, тиражом 1 200 экземпляров, вышел четырёхстраничный проспект, посвященный будущему альманаху.


Страницы альманаха "Синий всадник" с трактатом Кандинского "К вопросу о форме"

11 мая 1912 года альманах "Синий всадник", выпущенный мюнхенским издательством "Piper", увидел свет. Альманах был опубликован в трех вариантах: "обычном", "люкс" (для редакторов - Кандинского и Марка - с авторской росписью страниц и ручными оттисками гравюр) и "музейном" (в 10 экземплярах, с приложением оригинального произведения одного из художников-участников).




Оригинал туземной маски (Габон, 19 век), та же маска на странице альманаха



Владимир Бурлюк. Весенний пейзаж с цветущими деревьями. 1911
Частное собрание


Зал выставки, посвященный альманаху "Синий всадник"


Аналогии: рисунок Франца Марка и гравюра Ганса Бальдунга Грина,
немецкого
художника эпохи Возрождения



Фантастические животные. Китай, 18 век
Дом-музей Франца Марка, Кохель ам Зее, ФРГ



Франц Марк. Две кошки. 1913
Почтовая открытка для Лилли Клее. Частное собрание


Франц Марк. Четыре лисицы.1913
Почтовая открытка для Василия Кандинского.
Галерея Ленбаххаус, Мюнхен

Началась подготовка второго выпуска альманаха, но он так и не был опубликован. Причиной стали не только наметившиеся разногласия в редакции: 1 августа 1914 года разразилась Первая мировая война. Русские художники, как граждане враждебного государства, должны были срочно покинуть Германию. Кандинский возвращается в Россию, Явленский и Веревкина находят приют в Швейцарии. Марк и Макке были призваны на фронт. Деятельность объединения "Синий всадник" резко обрвалась.


Франц Марк. Малая композиция 1. 1913
Частное собрание, Швейцария


Франц Марк. Конюшни. 1913
Музей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк

Франц Марк. Желтая корова. 1911
Музей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк


Франц Марк. Мировая корова. 1913
Музей современного искусства, Нью-Йорк

Франц Марк. Собака, кошка и лисица. 1912
Художественный музей, Манхайм, ФРГ


Франц Марк. Ужас зайца. 1912
Частное собрание, Зальцбург

26 сентября Август Маке погиб на Западном фронте. Ему было 27 лет.
В октябре 1914 года потрясенный гибелью друга Франц Марк писал Кандинскому: " У меня ужасное чувство, что эта война, как мощный бурный поток, пролегла между нами и разлучила нас. Мы вряд ли различим друг друга на противоположных берегах". Так и случилось: 4 марта 1916 года тридцатишестилетний Франц Марк был смертельно ранен в битве под Верденом.


Франц Марк. Волки (Война на Балканах). 1913
Художественная галерея Албрихт-Кнох, Буффало

"Форма — внешнее выражение внутреннего содержания".
Василий Кандинский. «К вопросу о форме». 1912



Василий Кандинский. Импровизация 35. 1914
Художественный музей, Базель


Василий Кандинский. Фуга. 1914
Фонд Бейлер, Базель


Василий Кандинский. Композиция VII. 1913
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Кандинский вернулся в Германию в 1921 году как преподаватель веймарского Баухауза, но ни в Мюнхене, ни в Мурнау он больше никогда не бывал. Габриэле Мюнтер после разрыва с Кандинским некоторое время жила в Стокгольме, а потом снова поселилась в Мурнау. Уникальное собрание произведений Кандинского и других участников объединения "Синий всадник" она в 1957 году подарила мюнхенской галерее Ленбахаус (Städtische Galerie im Lenbachhaus). Знаменитый "Русский дом" в Мурнау воссоздан в первоначальном виде и превращен в музей.


Василий Кандинский. Импровизация "Наводнение". 1913
Галерея Ленбаххаус, Мюнхен


Василий Кандинский. Картина с тремя пятнами. 1914
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Выставку в Базеле можно считать вдвойне юбилейной: в 2016 году исполнилось 150 лет со дня рождения Василия Кандинского и 100 лет со дня смерти Франца Марка. Но и в наши дни абстрактное искусство, уже ставшее классикой, принимают и понимают далеко не все зрители. Им в напутствие - мудрые слова Василия Кандинского:

"...каждая новая ценность принимается людьми в штыки. С ней пытаются справиться насмешкой и клеветой. Человека, принесшего эту ценность, изобразят смешным и бесчестным. Она будет осмеяна, она будет поругана. Это ужас жизни.
Радость жизни — неудержимая постоянная победа новых ценностей. Эта победа медленно прокладывает себе путь. Новая ценность очень медленно покоряет себе людей. Когда же в глазах многих она станет непреложной, тогда из неизбежной сегодня она станет препоной на пути в завтрашний день."

Василий Кандинский. «К вопросу о форме». 1912


Материалы

Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) – всемирно известный русский живописец и теоретик беспредметного искусства, оказавший значительное влияние на его последующее развитие в ХХ веке. На выставке в Русском музее творчество этого мастера впервые представлено в аспекте национальных истоков его ранних фигуративных произведений и абстрактных полотен 1910-х годов.

В состав выставки, приуроченной к 150-летию со дня рождения Кандинского, наряду с живописными и графическими произведениями этого мастера и образцами авторского фарфора вошли работы его знаменитых современников (Иван Билибин, Елена Поленова, Сергей Малютин, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Алексей Явленский, Марианна Веревкина и другие). Эти художники участвовали вместе с Кандинским в выставках Салона Издебского и общества «Синий всадник» и в начале ХХ века также свободно развивали в своих работах образные принципы символизма, модерна и экспрессионизма. Важной частью экспозиции стали иконы северного письма, лубки и образцы русского народного искусства (прялки, туеса, вышитые полотенца, игрушки, резьба по дереву), поразившие молодого Василия Кандинского своей красочностью и яркой декоративностью и оказавшие существенное влияние на формирование его живописной системы.

На выставке представлены произведения из собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа и других музеев, а также из российских частных собраний.

Выставка организована при поддержке ПАО «НОВАТЭК»
Выставка проходит
«П од эгидой V Санкт-Петербургского культурного форума »




В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Багатели», приуроченная к 150-летию со дня рождения художника. С 20 декабря 2016 года по 12 февраля 2017 года ее можно посетить в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.

Для юбилейной выставки собрали уникальные и редко выставляемые работы из самых разных музейных и частных собраний. На ней представлены графические работы московского периода (1915-1920 гг.), а также пожалуй самые необычные работы Кандинского, созданные в технике живописи по стеклу.


“Амазонка с голубыми львами” 1918

Технику создания живописных «стёкол» Кандинский изучил в Баварии. Он называл такие работы багателями, что в переводе с французского означает «безделушки» или «пустячки». Техника состоит в том, что художник пишет маслом на оборотной стороне стеклянной основы, учитывая оптические и цветовые особенности восприятия.

“Амазонка в горах” 1918

Творчество художника сформировалось на основе национальных традиций двух культур – русской и немецкой. Выставка в Пушкинском музее посвящена московскому периоду Василия Кандинского, который с началом первой мировой войны как гражданин России вынужден был покинуть Германию (он проживал там с 1896 года).

Все произведения московского периода Кандинский вынужден был оставить на временное хранение во II Музее новой западной живописи перед отъездом в Германию в декабре 1921 года. После принятия художником немецкого гражданства, произведения были национализированы и распределены между советскими музеями.


“Белое облако” 1918

Помимо произведений Кандинского в состав экспозиции также вошли семь работ его супруги, Нины Кандинской, которые впервые представлены российскому зрителю. Художником Нина Николаевна не была, но живя рядом с гением, решилась попробовать себя в этом – копировала работы мужа и экспериментировала с техниками.


“Одному голосу” 1916

Многие работы художника связаны с его супругой. Представленная на выставке знаменитая акварель «Одному голосу» (1916), была написана под впечатлением от первого телефонного разговора Василия Кандинского с будущей женой Ниной Николаевной Андреевской в мае 1916 года. Голос Нины его очаровал. В сентябре того же года Кандинский впервые встретился с ней в залах Музея имени Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). В 1917 году после свадьбы молодожены отправились в Финляндию, в местечко Иматра, известное своим водопадом (в результате поездки была написана акварель «Иматра» (1917)).

Василий Кандинский. Синий всадник. 1903

Небольшая, по сравнению с более поздними монументальными полотнами, картина «Синий всадник» была написана Кандинским в самом начале его художественной карьеры. Можно сказать, что эта работа - одна из самых важных и знаковых не только для раннего периода творчества Кандинского, но и для всего его творческого пути.

Василий Кандинский. Пейзаж с радугой в Мурнау. 1909

16 декабря 2016 года исполнилось 150 лет со дня рождения Василия Васильевича Кандинского (1866−1944) - выдающегося художника, педагога и основоположника абстракционизма. Этой дате посвящена и особая выставка: 20 декабря 2016 года в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина открылась экспозиция, которая представила публике поистине уникальные произведения Василия Кандинского, выполненные в технике живописи на стекле, а также графические произведения 1915−1920 годов.


Василий Кандинский. Железная дорога в Мурнау. 1909

На выставке представлены работы московского периода, созданные с 1915 по 1920 годы, хранящиеся в различных музеях и частных коллекциях - серия абстрактных акварелей и около 27 так называемых «стекол».

В примитивистских сценках Кандинский возвращается к предметной тематике, к манере своих ранних символистских работ 1908−1909 годов. Художник назвал их «багателями», что в переводе с французского означает «пустячки», «мелочи»; часто это название использовалось для определения малых форм музыкальных произведений.

Василий Кандинский. День Всех Святых І. 1911

В «багателях» Кандинского можно отметить неоромантические приемы: декоративность, стилизацию, обращение к средневековым мифологическим образам. Всего в состав экспозиции включены более 50 произведений Василия Кандинского.

Василий Кандинский. «Амазонка с голубыми львами» (1918). Стекло, масло. Коллекция ГРМ

Помимо произведений Василия Кандинского, в состав экспозиции вошли семь работ супруги художника, Нины Кандинской: шесть - из собрания ГМИИ и одна - из Национального музея искусств Азербайджана, которые впервые будут показаны российской публике.

Знаменитая акварель мастера «Одному голосу» (1916) была написана после первого телефонного разговора Василия Кандинского с будущей женой, Ниной Николаевной Андреевской, в мае 1916 года. В сентябре того же года Кандинский впервые встретился с ней в залах Музея имени Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Василий Кандинский. Святой Георгий и дракон. 1915

Техника подстекольной живописи ставит сложные оптические и цветовые задачи - художник пишет маслом на обороте стеклянной основы, учитывая восприятие зрителем композиции «слева направо». Старинную технику «Hinterglasmalerei» Кандинский изучил и освоил в начале 1910-х годов в Баварии. «Картинки под стеклом» на протяжении столетий были практичной и доходчивой формой для изображения религиозных и исторических сюжетов, а также сценок из повседневной жизни.

Василий Кандинский. «Амазонка в горах» (1918). Стекло, масло. Коллекция ГРМ

Из девяти произведений малого формата в технике живописи на стекле и аппликации, хранящихся в собрании ГМИИ, шесть работ связаны с именем супруги Кандинского.

Ее опыты в этом жанре связаны с домашним семейным кругом, с совместными творческими занятиями. Зрители увидят первую работу Нины «Прогулка», которая, согласно оставленной Кандинским надписи на обороте, была выполнена 2 апреля 1917 года. Некоторые живописные стекла были сделаны ею по ранним рисункам мужа. Будет представлен фарфор с росписью по эскизам Василия Кандинского, созданный в 1920-х годах, а также образцы народного творчества, оказавшего большое влияние на художника: лубки, деревянные игрушки, подстекольная живопись из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина и частных коллекций.

Василий Кандинский. «Иматра». 1917. Бумага, акварель.

В 1917 году после свадьбы Василий и Нина Кандинские отправились в Финляндию, в местечко Иматра, известное своим водопадом. Под впечатлением от поездки Кандинский написал акварель «Иматра», которая также будет представлена на выставке в ГМИИ им. Пушкина.

Василий Кандинский. «Дама с цветком» (1917). Стекло, масло.
Коллекция Национального музея искусств Азербайджана

Среди участников проекта - Государственный Русский музей, Вятский художественный музей им. В.М. и А. М. Васнецовых, Яранский краеведческий музей, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века», Музей Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, Национальный музей искусств Азербайджана. Для самых любознательных посетителей поготовлено иллюстрированное издание со статьями научных сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина- Наталии Автономовой и Алексея Петухова. Также в издательстве «Искусство - XXI век» готовится к выходу в свет книга Нины Кандинской «Кандинский и я» в переводе Марины Изюмской.

Василий Кандинский. Эскиз к композиции «Красное с черным» (1915)
Бумага, акварель. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых

Выставка «Багатели» Василия Кандинского» в ГМИИ им. Пушкина будет открыта для публики до 12 февраля 2017 года.

Василий Кандинский. Красочная жизнь. 1907

Премия Кандинского - названы лауреаты

Рассказывая о Кандинском и новой выставке его уникальных работ, устроенной в честь юбилея, будет уместно сообщить читателям и о победителях десятого, юбилейного конкурсного года Премии Кандинского, имена которых объявили 14 декабря 2016 года. Из 9 финалистов победителями в трех номинациях стали:

Новые лауреаты Премии Кандинского - Таус Махачева, Виктор Мизиано, Андрей Кузькин.

«Проект года» - Андрей Кузькин, за проект «Право на жизнь». «Молодой художник. Проект года» - Супер Таус (Таус Махачева), за видеодокументацию перформанса «Без названия-2», исполненного персонажем-супергероем. «Научная работа. История и теория современного искусства» - Виктор Мизиано, за альбом-монографию «Виноградов и Дубосарский», выпущенного издательством «Авангард».

Василий Кандинский. Импровизация 21а. 1911

Wikimedia Commons

В 1896 году 30-летний юрист Василий Кандинский отправился в Мюнхен изучать живопись. Большая часть его ученических работ того периода не сохранилась, но уже в первых дошедших до нас импрессионистических пейзажах цвет играет гораздо большее значение, чем форма.

В 1910-1912 годах он еще использует образы реального мира, которые передает с помощью геометрических фигур, но уже называет свои работы «композициями», «впечатлениями», «импровизациями».

Постепенно отказываясь от конкретных изображений в пользу полуабстрактных композиций, в 1910 году он создает первую серию картин, демонстрирующих принципы абстракционизма. Тогда же Кандинский пишет один из главных своих теоретических трудов «О духовном в искусстве», в котором рассказывает о психологической мощности чистого цвета и связях между живописью и музыкой. «Импровизация 21а» — хрестоматийная работа периода перехода от конкретного к абстрактному искусству. Несмотря на то что картина уже выглядит как абстракция, в ее очертаниях еще мелькают реальные предметы: гора, увенчанная башней, человеческая фигура.

Альманах и объединение «Синий всадник» (1911)

Василий Кандинский. Обложка альманаха «Синий всадник». 1911

Wikimedia Commons

В 1911 году Кандинский вместе со своим другом-художником Францем ом организовал группу «Синий всадник»:

«Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников», — говорил он о названии объединения.

Его членами стали такие художники, как , Марианна Веревкина и . Первая выставка объединения прошла 18 декабря 1911 года в мюнхенской галерее Танхаузер. В мае того же года «Синий всадник» издал альманах — в нем участники сформулировали идею грядущей «эпохи Великой Духовности», которая наконец объединит все виды искусства и культуры. Правда, после выхода альманаха группа успела провести еще лишь одну выставку. Через год у состоялась первая персональная выставка в Берлине, которую публика, мягко говоря, не поняла, чем повергла художника в глубокое уныние. Когда началась Первая мировая война, он покинул Германию, и на этом период «Синего всадника» в его биографии закончился.

«Композиция VII» (1913)

Василий Кандинский. Композиция VII. 1913

Wikimedia Commons

Седьмая «Композиция» считается вершиной творчества Кандинского довоенного периода и одним из главных его визуальных манифестов. Всего художник написал семь «Композиций», первая из которых была создана в 1911 году, а последняя — в 1939-м.

Несмотря на то что сама «Композиция VII» была написана всего за четыре дня, ей предшествовали около тридцати эскизов, с помощью которых детально был представлен процесс создания работы.

Она представляет собой вихрь цветов и геометрических форм, которые концентрируются вокруг овала, рассеченного прямоугольником. Некоторые искусствоведы видят в ней пересечение нескольких сюжетов — таких как Воскрешение из мертвых, Судный день, Всемирный потоп и Райский сад. Постоянно картина экспонируется в Третьяковской галерее.

«Вибрация» (1925)

Василий Кандинский. Вибрация. 1925 год

Wikimedia Commons

В 1922 году Кандинский вместе с женой Ниной приезжает в Веймар — преподавать в новой школе искусств «Баухауз». Через два года, правда, знаменитой школе пришлось переехать из-за нападок ультраконсервативных противников нового искусства (окончательно школу закроют фашисты в 1933 году). В этот период Кандинский пишет свой фундаментальный труд о воздействии геометрических фигур на психику человека — «Точка и линия на плоскости».

В «Вибрации» мы видим именно этот «контакт между острым треугольником и кругом», который художник называет «новым Адамом», тянущимся к Богу, как у Микеланджело.

Это довольно тяжеловесная, но математически выверенная композиция. Фигуры, среди которых доминируют круги, вписаны в сложную структуру. Со временем Кандинский откажется и от этой жесткой рамки.

«Красный узел» (1936)

Василий Кандинский. Красный узел. 1936

Wikimedia Commons

В 1928 году Кандинский принял немецкое гражданство, но когда в 1933-м к власти пришли нацисты, художник эмигрировал во Францию. С 1933 года он обосновался в Париже и окончательно разорвал отношения с академизмом. Отошел Кандинский и от строгих геометрических форм предыдущего периода, предпочитая теперь «биоморфные абстракции», которые свободно плавают по поверхности холста.

«Красный узел» стал одной из первых работ «нового» Кандинского.

Вскоре он вообще откажется от геометрических фигур, но здесь они еще присутствуют. Его картины по-прежнему были беспредметными, но в них появились новые мягкие линии и формы, напоминающие простейшие организмы.



Загрузка...

Реклама