emou.ru

Сочинение на тему «Савельич и Пётр Гринёв на страницах романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ и характеристика савельича в романе капитанская дочка пушкина сочинение Как звали савельича из капитанской

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


В. Ф. Одоевский после прочтения «Капитанской дочки» писал: «Савельич чудо! Это лицо самое трагическое...» Почему же, в самом деле, когда читаешь киигу, так жаль становится Савельича, ведь он прошел через все испытания и несчастья, выпавшие на долю его и Гринева? Ответ только один: Савельич - крепостной, у него сознание раба, он не может вести полноценную жизнь, ибо живет жизнью своего хозяина.

Савельич - подневольный человек, смиренный и преданный своему господину. Он умен, исполнен чувства собственного достоинства и чувства долга. На нем лежит огромная ответственность - он занимается воспитанием мальчика, при этом испытывая к нему поистине отцовские чувства. Таков портрет Савельича, если рассматривать этот образ поверхностна.

Подробное знакомство с Савельичем начинается после отъезда Петра Гринева из дома. Автор постоянно создает ситуации, в которых главный герой совершает проступки, оплошности. И только верный Савельич всегда помогает, спасает, сглаживает ситуацию. Показателен хотя бы случай с Зуриным, когда Гринев напивается и проигрывает сто рублей. Савельич, уложивший барина спать, позаботившийся о нем, не желает отдавать деньги, ведь на него возложена ответственность за барского сына. Но Гринев заставляет его заплатить долг, аргументируя это тем, что хозяин волен делать, что хочет, а слуга обязан выполнять его приказания. Такова мораль, привитая воспитанием, причем как барину, так и слуге. Савельич не единожды выручает своего барина, но при этом никогда не слышит слов благодарности. Он не удивляется этому, ведь так повелось испокон веков. Ему и в голову не приходит, что может быть иначе.

В некоторых случаях Савельич без всяких колебаний готов пожертвовать своей жизнью ради барина. Вспомним тот эпизод, когда он бежал к месту дуэли со Швабриным, чтобы заслонить своего воспитанника грудью. Что же получает он в ответ? Только незаслуженные обвинения в том, что донес о поединке родителям! Более того, и с другой стороны, со стороны Гринева-старшего, слугу обвиняют, но только в обратном - в том, что он не донес о дуэли!

Петр Гринев в этой ситуации даже не задумался о том, чтобы написать отцу и защитить преданного Савельича. Старый слуга сам пишет письмо, в котором проявляет смирение и покорность воле барина. А ведь для этого ему пришлось подавить свое человеческое достоинство, гордость, заглушить в себе обиду, забыть нанесенные оскорбления. Это вызывает и восхищение, и острую жалость к достойному человеку, задавленному крепостным правом.

Наконец, Савельич в буквальном смысле совершает подвиг, когда бросается в ноги IПугачеву с просьбой пощадить барина. Он готов занять место Гринева па виселице. В этот момент он меньше всего думает о своей жизни, его волнует только судьба барина. Самое страшное, что Гринев остается абсолютно равнодушен к самоотверженному поступку своего слуги, а Савельич принимает это равнодушие как должное.

Когда начался народный бунт, Савельич остался предан своим хозяевам, почитая Пугачева «злодеем» и «разбойником». Хотя, казалось бы, Пугачев защищал права Савельича, был его заступником. Но преданность хозяевам уже въелась в душу старого крепостного и подавляла естественное человеческое стремление к свободе. Пугачев и Савельич - оба выходцы из народа. Но насколько разнятся их характеры! Это особенно ярко проявилось в сцене, когда Савельич подает предводителю мятежников «реестр барскому добру».

Сцена производит сильное впечатление. Пугачев возвышается над толпой, играя императора. В это время выходит Савельич и подает ему список. Тут очень интересна одна деталь: крепостник Савельич умеет писать, а вот Пугачев не может прочесть бумагу, ему приходится прибегнуть к помощи приближенных. Этот эпизод, как ни странно, вовсе не унижает Пугачева в глазах читателя и не делает его смешным, а по-доброму раскрывает его духовный мир. Не унижается и Савельич. Напротив, в этом эпизоде в очередной раз раскрываются как его преданность хозяевам, так и высокие личные достоинства, в том числе смелость. Он готов снова поставить себя под удар, чтобы защитить то, что считает себя обязанным защищать. В данном случае это барское имущество, но с точно такой же самоотверженностью Савельич жертвовал собой и за жизнь хозяина. Сцена заканчивается тем, что Пугачев уходит, весь народ следует за ним. Савельич остается один с реестром в руках. А ведь он только что вновь совершил подвиг. И вновь никто этого не заметил. Видимо, такова судьба слуги - его высокие порывы воспринимаются как нечто должное. Иногда эти порывы смешны, иногда досадны для господина, но никогда, ни в едином случае не были они оценены по достоинству.

Писатель сочувствует Савельичу. Раскрывая его драму, рассказывая о его бесчисленных незамеченных жертвах, он заставляет и нас, читателей, полюбить старика.

В своей повести Пушкин показал не только свободолюбие и мятежность народа, но и обратную сторону медали - смиренность и послушание некоторых его представителей, в том числе Савельича. У старика отсутствует самосознание, поскольку он находится во власти традиций. Савельич живет интересами своего хозяина, не считаясь с собственными, да у него и нет собственных интересов. Уклад жизни, который сложился в доме Гриневых, представляется ему единственно возможным. Его положение определено изначально, поэтому он и не может ответить на обиду. В этом заключается трагизм образа Савельича, а если взглянуть шире трагизм всего русского народа, столетиями тянувшего лямку крепости ичестна.

Образ Савельича стал собирательным образом всех крестьян, которые были вынуждены трудиться на благо своего барина, терпеть унижения и быть бесправными.

Савельич был крепостным, также как его отец и дед, у Гриневых. Когда исполнилось пять лет, он был приставлен к мальчику воспитателю. Это была «новая должность» для старика. А получил он ее за покорность и послушание. Теперь Савельич был свободен от грязной и тяжелой работы, он принялся обучать Петрушку грамоте.

Обучение продолжалось целых семь лет. За это время Савельич очень привык и привязался к мальчику. Когда отец Гринева нанял нового учителя французского и немецкого языка, старик был эти очень не доволен и не понимал зачем спускать деньги на этого «проклятого мусье». Савельич не хотел, чтобы новый учитель стал лучшим учителем, чем он сам.

Позже, Савельич едет с Гриневым в Белогорскую крепость, чтобы присмотреть за своим воспитанником. Нужно отметить, что именно Савельич воспитал в Гриневе те сильные черты характера, которые помогли ему сохранить свою честь и достоинство и не предать императрицу.

Говоря про Савельича, нужно отметить, что он был глубоко верующим человеком. Подтверждением этому могут служить его высказывания: «Господи владыко», «побойся бога», «ради бога» и т.д. Но, не смотря на свою набожность, Савельич не был скуп на твердое словцо.

Говор Савельича наполнен народными поговорками и пословицами. Он любил много рассказывать про себя, но старался не анализировать свои действия. Смыслом всей своей жизни Савельич считал служение своему барину. Он готов пожертвовать свою жизнь ради счастья своего хозяина. Савельич до конца остался верен Петру Гриневу.

В образе Савельича сумел показать нам всю широту русской души и многогранный характер простого русского человека. Именно через образ Савельича автор выразил свой протест против крепостного права.

Савельич в повести «Капитанская дочка» — не главный герой, но все же за его участь читатель тоже переживает.

Описание Савельича в «Капитанской дочке»

В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «Савельич - чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести»,- хорошо сказал один из писателей - современников Пушкина.
В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Савельич - раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринёва. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права.

«Капитанская дочка» образ Савельича

Характеристика Савельича поможет понять его внутренний мир, его переживания, он - крепостной, у него сознание раба, он не может вести полноценную жизнь, ибо живет жизнью своего хозяина.

Савельич - подневольный человек, смиренный и преданный своему господину. Он умен, исполнен чувства собственного достоинства и чувства долга. На нем лежит огромная ответственность - он занимается воспитанием мальчика, при этом испытывая к нему поистине отцовские чувства. Таков портрет Савельича, если рассматривать этот образ поверхностна.

Подробное знакомство с Савельичем начинается после отъезда Петра Гринева из дома. Автор постоянно создает ситуации, в которых главный герой совершает проступки, оплошности. И только верный Савельич всегда помогает, спасает, сглаживает ситуацию. Показателен хотя бы случай с Зуриным, когда Гринев напивается и проигрывает сто рублей. Савельич, уложивший барина спать, позаботившийся о нем, не желает отдавать деньги, ведь на него возложена ответственность за барского сына. Но Гринев заставляет его заплатить долг, аргументируя это тем, что хозяин волен делать, что хочет, а слуга обязан выполнять его приказания. Такова мораль, привитая воспитанием, причем как барину, так и слуге. Савельич не единожды выручает своего барина, но при этом никогда не слышит слов благодарности. Он не удивляется этому, ведь так повелось испокон веков. Ему и в голову не приходит, что может быть иначе.

В некоторых случаях Савельич без всяких колебаний готов пожертвовать своей жизнью ради барина. Вспомним тот эпизод, когда он бежал к месту дуэли со Швабриным, чтобы заслонить своего воспитанника грудью. Что же получает он в ответ? Только незаслуженные обвинения в том, что донес о поединке родителям! Более того, и с другой стороны, со стороны Гринева-старшего, слугу обвиняют, но только в обратном - в том, что он не донес о дуэли!

Петр Гринев в этой ситуации даже не задумался о том, чтобы написать отцу и защитить преданного Савельича. Старый слуга сам пишет письмо, в котором проявляет смирение и покорность воле барина. А ведь для этого ему пришлось подавить свое человеческое достоинство, гордость, заглушить в себе обиду, забыть нанесенные оскорбления. Это вызывает и восхищение, и острую жалость к достойному человеку, задавленному крепостным правом.

Наконец, Савельич в буквальном смысле совершает подвиг, когда бросается в ноги IПугачеву с просьбой пощадить барина. Он готов занять место Гринева па виселице. В этот момент он меньше всего думает о своей жизни, его волнует только судьба барина. Самое страшное, что Гринев остается абсолютно равнодушен к самоотверженному поступку своего слуги, а Савельич принимает это равнодушие как должное.

Когда начался народный бунт, Савельич остался предан своим хозяевам, почитая Пугачева «злодеем» и «разбойником». Хотя, казалось бы, Пугачев защищал права Савельича, был его заступником. Но преданность хозяевам уже въелась в душу старого крепостного и подавляла естественное человеческое стремление к свободе. Пугачев и Савельич - оба выходцы из народа. Но насколько разнятся их характеры! Это особенно ярко проявилось в сцене, когда Савельич подает предводителю мятежников «реестр барскому добру».

Сцена производит сильное впечатление. Пугачев возвышается над толпой, играя императора. В это время выходит Савельич и подает ему список. Тут очень интересна одна деталь: крепостник Савельич умеет писать, а вот Пугачев не может прочесть бумагу, ему приходится прибегнуть к помощи приближенных. Этот эпизод, как ни странно, вовсе не унижает Пугачева в глазах читателя и не делает его смешным, а по-доброму раскрывает его духовный мир. Не унижается и Савельич. Напротив, в этом эпизоде в очередной раз раскрываются как его преданность хозяевам, так и высокие личные достоинства, в том числе смелость. Он готов снова поставить себя под удар, чтобы защитить то, что считает себя обязанным защищать. В данном случае это барское имущество, но с точно такой же самоотверженностью Савельич жертвовал собой и за жизнь хозяина. Сцена заканчивается тем, что Пугачев уходит, весь народ следует за ним. Савельич остается один с реестром в руках. А ведь он только что вновь совершил подвиг. И вновь никто этого не заметил. Видимо, такова судьба слуги - его высокие порывы воспринимаются как нечто должное. Иногда эти порывы смешны, иногда досадны для господина, но никогда, ни в едином случае не были они оценены по достоинству.

Писатель сочувствует Савельичу. Раскрывая его драму, рассказывая о его бесчисленных незамеченных жертвах, он заставляет и нас, читателей, полюбить старика.

В своей повести Пушкин показал не только свободолюбие и мятежность народа, но и обратную сторону медали - смиренность и послушание некоторых его представителей, в том числе Савельича. У старика отсутствует самосознание, поскольку он находится во власти традиций. Савельич живет интересами своего хозяина, не считаясь с собственными, да у него и нет собственных интересов. Уклад жизни, который сложился в доме Гриневых, представляется ему единственно возможным. Его положение определено изначально, поэтому он и не может ответить на обиду. В этом заключается трагизм образа Савельича, а если взглянуть шире трагизм всего русского народа, столетиями тянувшего лямку крепости ичестна.

С первых строк романа и до самого конца рядом c Петром Андреевичем Гриневым находится его дядька – Архип Савельич, который в качестве стремянного участвовал не в одном боевом походе отставного премьер-майора, отца Петра Андреевича Гринева. Зная исполнительность своего стремянного, его трезвый, разумный характер, Андрей Петрович доверил своему боевому товарищу начальное воспитание сына.

Это был дворовый крепостной старшего Гринева. Он отличался, прежде всего, преданностью своим хозяевам, исполнительностью, некоторой долей здравого честолюбия. Старший Гринев мог смело доверить ему своего отпрыска и не волноваться за него без причины.

Правда, когда Петру исполнилось 12 лет, из Москвы выписали французского гувернера. Это очень не понравилось Савельичу. В нем проснулась какая-то ревность по отношении к французскому учителю. Но ревность эта выражалась в его ворчании. Савельич не мог не видеть загулов француза, однако он не занимался доносительством. И учитель какое-то время мог благоденствовать в имении, делая вид, что обучает дворянского недоросля наукам.

Когда Петру исполнилось 17 лет, отец решил отправить его на службу. В качестве стремянного, денщика и слуги с ним отправили все того же Савельича. В Симбирском трактире Гринев познакомился с Зуриным, который просто воспользовался неопытностью молодого человека, и «раскрутил» его, развел, как сейчас говорят, на деньги. И тут Гринев столкнулся с упрямством Савельича. Этот мужик готов был стоять стеной за «барское добро». Гринев нагрубил старику, заявив, что он хозяин деньгам, чем сильно опечалил его. Молодой Гринев повел себя недостойно, и Савельич по-отечески отчитал его, но ему и в голову не пришло сообщать о чем-либо отцу.

Савельич был обижен и молчал всю дорогу, когда они выехали из Симбирска. Но он не взваливал всю ответственность за случившееся на молодого барина, в душе винил и себя, что оставил Петра без присмотра. Он не был злопамятен, и простил молодого человека, когда тот искренне покаялся перед ним.

Савельич знал цену деньгам и вещам, и долго не мог простить Пугачеву подаренного Гриневым заячьего тулупа, который расползся по швам, как только тот надел его. Он готов был спорить из-за каждой хозяйской ложки, одежды, копейки. Савельич иногда забавен. Например, когда подал Пугачеву свой список господского добра, похищенного разбойниками. Он был упрям. И если дело касалось барского имущества, денег, или жизни молодого Гринева, переупрямить его было очень трудно.

Савельич отказался остаться в городе, когда Гринев собрался в Белогорскую крепость, и поехал вместе со своим молодым барином.

Своей жизнью Гринев обязан этому преданному и верному слуге, который не побоялся смерти и бросился в ноги, чтобы защитить от виселицы молодого барина. Он готов был сам на виселицу ради жизни молодого хозяина. За время службы Гринев в полной мере сумел оценить преданность и надежность своего слуги, и поэтому, не задумываясь, отправил Машу Миронову в имение своих родителей вместе со своим дядькой. Лучшего сопровождающего было просто не сыскать. Конечно, Гринев понимал, что Савельич мог отказаться оставить своего барина, и тогда Гринев решил действовать лаской, не давить на слугу силой, а убедить его в необходимости принятого решения. Ему удалось это. Вместе с Савельичем Маша в целости доехала до имения Гриневых, где была принята как родная.

Прочитав «Капитанскую дочку, Ф. Одоевский писал: «Савельич чудо! Это лицо самое трагическое…». Некоторые литературоведы пишут, о том, что у Савельича сознание раба. Нет. Этот человек знает себе цену и имеет чувство собственного достоинства. Если кто и обладал в этом произведении сознанием раба, так это – офицер и дворянин Швабрин, который ради спасения собственной жизни повалился в ноги разбойнику.

Архип Савельев это второстепенный персонаж, но при этом один из главных образов в повести Александра Пушкина «Капитанская дочка». Пожилой крестьянин, воспитывающий главного героя произведения, Петра Гринева, был «за трезвое поведение пожалован» молодому барину в дядьки. Архип очень привязался к молодому барину, ведь тот буквально вырос у него на глазах. Савельич чувствует ответственность за судьбу своего молодого хозяина. Под опекой дядьки Гринев обучался грамоте, с ним же отправился на службу. Слуга по-доброму и искренне заботится о Петрушке, по-отечески беспокоится за его будущее.

Характеристика героя

(Анаталий Шишков в роли Архипа Савельича из к/ф "Капитанская дочка", 1958, СССР )

Савельич - мужчина в солидном возрасте. Одежда его, как и у всех крепостных, простая и поношенная. Любит поворчать (об этом говорит фраза «не переспорить упрямого старика»), он очень упрям и крайне недоверчив (это очевидно из фразы «зная упрямство дядьки…»), а вместе с тем очень хозяйственен и ответственен. При этом Савельич не пьет, что для крестьян редкость. Речь персонажа не всегда правильно построена, наполнена просторечивыми выражениями.

Так автор произведения приближает его к народу, раскрывает в процессе повествования его простую человеческую натуру. Такая речь героя помогает лучше понять его характер. Фраза «...дитя причесан, умыт, накормлен» говорит о том, что Архип воспринимает барина как своего ребенка, нуждающегося в постоянных заботе и уходе.

Образ героя в произведении

(Кадр из кинофильма "Капитанская дочка", 1958, СССР )

Савельич позиционирует себя как верного слугу: «я раб ваш» или фраза «всегда усердно вам служил» говорят об этом, а также слова «верный холоп ваш» подчеркивают данное утверждение. Савельич искренне убежден, что крестьяне существуют, чтобы честно работать на своих хозяев, но эта преданность далека от рабского подчинения и приниженности. Так, в ответ на хамское письмо Андрея Гринева, отца Петра, от отвечает «...я не старый пес, а верный ваш слуга...».

Образ Савельича довольно многогранен, что обычно не характерно для второстепенных героев. Архип Савельев тщательно продуманная личность, со своими представлениями о чести, порядочности и законе. Так, Савельич предлагает Петрушке не отдавать денег по карточному долгу, когда молодой барин сильно проигрался. Ведь те, кому Гринев проигрался, воспользовались его молодостью и опьянением, а значит в отказе платить не будет нарушения дворянской чести.

Не задумываясь, Савельич вмешивается в ход дуэли Гринева и Швабрина «...бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча!», падает к ногам Пцгачева, умоляя пощадить «дитя».

Трудно недооценить роль этого героя в повести. Савельич является своеобразным отражением положительных народных качеств, и можно сказать, что именно таким образом Пушкин формирует характеристику в принципе всем крепостным. Через его образ автор раскрывает несправедливое со стороны дворян отношение к людям подневольным, а также абсолютную покорность этих простых людей своей судьбе. С помощью образа Савельича Пушкин хотел передать своеобразное послание к дворянам - вспомнить, что крепостные тоже живые люди и явно заслуживают хотя бы немного человеческого уважения.



Загрузка...