emou.ru

Характеристика героя Евгений, Медный всадник, Пушкин. Образ персонажа Евгений. В помощь школьнику Два евгения в поэме медный всадник

Данное произведение раскрыло проблему, не дающую покоя людям той эпохи, конфликт государства с каждым отдельно взятым человеком. Образ и характеристика Евгения в поэме «Медный всадник» является центральным, однако в лице главного героя автор попытался отобразить судьбы многих людей "петербургского" периода.

Образ

Фамилия Евгения неизвестна. Автор намекает, что, скорее всего предки мужчины принадлежали к старинному боярскому роду. Молодой человек, несмотря на знатную родословную, был небогат. Мизерная зарплата чиновника не позволяла жить на широкую ногу. Своего жилья не было, приходилось снимать небольшую комнату в одном из районов Петербурга, где одному было тесно, не говоря уже о том, чтобы привести сюда жену.

Никакими особыми чертами Евгений наделен не был. Простой, заурядный человек, мечтающий о тихом, семейном счастье с любимой.

"Местечко получу, Параше препоручу семейство наше и воспитание ребят. И станем жить, и так до гроба рука с рукой пойдем мы оба, и внуки нас похоронят".

Характеристика

Евгений готов работать с утра до вечера.

" Молод и здоров, трудиться день и ночь готов..."

Возлюбленную он выбрал под стать себе. Параша девушка из небогатой семьи. Живет вместе с матерью на окраине города. Все мечты молодого человека сводятся к созданию семьи с любимой, совместных детях. Однако мечтам не суждено было сбыться.

Рискуя жизнью, он отправляется на лодке к маленькому домику, надеясь на чудо. То, что он увидел потрясло его до глубины души. Дома на месте не оказалось. Близкие ему люди утонули. Страшное наводнение забрало их жизни. Река накрыла их с матерью дом огромной волной, смыв с лица земли.

Трагедия отразилась на психике Евгения. Он сходит с ума.

" Увы, его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял".

Страдание разъело душу и сердце. Домой не хотелось. Там никто не ждал. Евгений скитался по пустынным улицам, ночуя, где придется, питаясь тем, что найдет.

Одинокий, несчастный человек.

"И так он свой несчастный век влачил, ни зверь, ни человек. Ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый..."

Бесцельно шатаясь по городским улицам, мужчина выходит на Сенатскую площадь. Здесь установлен памятник Петру I. В это мгновение в Евгении просыпается чувство ненависти. Он словно прозрел. Голова стала ясной, а мысли здравыми.

"Евгений вздрогнул. Прояснились в нем страшно мысли..."

Слова, обращенные к императору, были полны брани. Это был настоящий бунт. Он горел жаждой возмездия. Воображение разыгралось не на шутку. Ему кажется, что Петр недоволен его тирадой. Он в бешенстве от того, что мелкий, ничтожный человек осмелился говорить такие вещи. Сознание Евгения оживляет Петра. Медный всадник сходит с пьедестала. Конь готов затопать копытами наглеца. Евгений в страхе бежит от своего преследователя.

Вскоре после этих событий тело Евгения было найдено возле прибившего волной к берегу дома Параши.

Противостояние грозного правителя и человека, имеющего сердце, способного любить и переживать - это пускай и нелепая попытка изменить ситуацию, но она была, есть и будет лучшим выходом, чем раболепство и смирение со своей жалкой участью.

Сложно описать заурядного человека, ничем не выделяющегося среди всех, да и нужно ли? Александр Пушкин осторожно раскрывает образ подобного персонажа в своей поэме «Медный всадник», заставляя читателя глубоко проникнуться к его непростой судьбе. Там, где скупо описывается нисколько не выдающийся человек, таится большой смысл человеческой сущности. Автор выразительно указал на блеклость жизни героя и его болезненное противостояние с целым государством в лице холодного памятника.

Так, молодой и, казалось бы, безликий, служащий Петербурга становится главным героем поэмы Пушкина. Просто Евгений, «гражданин столичный», без фамилии и статуса, душа которого, как оказалось, не лишена светлых и чистых человеческих качеств. Природа характера героя впервые выражается в строках, где повествуется о его стремлениях. Цель жизни Евгения, как дает понять читателю великий автор, прожить со своей возлюбленной спокойную жизнь «до гроба». Но доля повернула так, что все его мечты разом превратились в прах, и герой обращает свой гнев в сторону правителя целой империи.

Образ героя

(Константин Сергеев в балете "Медный всадник", роль Евгения )

В поэме раскрыта не столько внешность Евгения, как его психологический портрет. Читая между строк, не сложно определить, что это небогатый мелкий чиновник, однако готовый работать и воплощать свои мечты в жизнь. Возможно, он знатного дворянского рода, но это никак не повлияло на его сомнительное благополучие. Полагаясь на службу и свое трудолюбие, главный герой надеется получить «местечко» через несколько лет. Что характерно лирике пушкинской эпохи, его вдохновляет девушка, такая же бедная, как и он сам. Евгений грезит о будущем, где они обручатся, обзаведутся хозяйством и детишками.

(Нонна Ястребова и Борис Брегвадзе, роли Параша и Евгений, балет "Медный всадник" Р. М. Глиэра )

Ярко проявляется особенность молодого человека, когда случается несчастье в Петербурге. Разыгравшаяся грозная стихия приводит к наводнению, жертвой которого, становится его невеста. Он с бесстрашием пытается спасти свою любимую Парашу. Здесь раскрывается очередная черта его характера - мужество, которое, к сожалению, не влияет на ситуацию. Девушка и ее мать гибнут, поглощенные потопом. Надежда, что любимая чудом будет спасена, медленно угасает вместе с разумом Евгения. Он теряет рассудок окончательно, очутившись на месте, где до наводнения был дом Параши.

Холодное изваяние

(Юрий Жданов — Евгений, балет "Медный всадник" )

Скитаясь год, Евгений ночует на пристани, отказавшись от своего съемного жилья, кормится подачками. Печаль доводит его до отчаянного умопомрачения, он бродит по городу в грязном рванье. Непонимающий его горе народ презрительно относится к бедняге. Так, бессмысленно блуждая, Евгений оказывается возле самого Медного всадника, где и происходит кульминация, трактовка идеи всей поэмы - подкрепленный страданиями бунт против государства, против самого Петра первого. Бывший служащий яростно выражает недовольство тому, кто бездумно выстроил город для своего народа в непригодном для проживания, опасном месте. Он обвиняет памятник, ставший для него ненавистным, в погибели своей суженой.

В итоге пошатнувшееся воображение бродяги оживляет Медного всадника, и тот преследует его повсюду, грозясь наказать больного мятежника. Более Евгений не станет без смятения проходить по площади, где стоит памятник Петру.

Суть произведения - безысходность людей, слабых перед власть имущими, их извечное противостояние. Поэтому Александр Сергеевич делает ударение на то, что мелкий человек, невзирая на свои чувства или нрав, обречен остаться лишь тенью. Когда сумасшедший Евгений набредает на унесенный течением «ветхий домишко» погибшей возлюбленной, он умирает в нем от немыслимой тоски. А Медный всадник и по сей день стоит.

Создание характеристики Евгения из «Медного всадника» часто становится проблемой для школьников. На самом деле описать значение роли главного героя поэмы - дело нехитрое. Что ж, попробуем описать образ Евгения из «Медного всадника», который занимает ведущее место в данном произведении.

Анализ произведения Пушкина

Поэма «Медный всадник» по праву считается одним из самых лучших произведений великого Александра Сергеевича Пушкина. Произведение имеет особое звучание, интонацию и даже ритм. Все это в комплексе создает прекрасный слуховой эффект, который производит неизгладимое впечатление на каждого, кто однажды услышал поэму. Многие моменты уже входят в ряды хрестоматии, ведь во время чтения произведения перед глазами встает образ прекрасного и величественного Санкт-Петербурга.

Поэма была создана Александром Сергеевичем в 1833 году. Вся она посвящена герою того времени - Петру I. Именно образ Петра Великого и стал тем самым медным всадником - огромным памятником, где император изображен в качестве воина, сидящего на коне. Этот памятник находится в Санкт-Петербурге, у самого берега Невы.

Нужно сразу сказать, что отношение Пушкина к реформам, проведенным Петром, очень сильно изменилось со временем. Его поэма «Медный всадник» изначально не прошла цензурный барьер, но вскоре все-таки была допущена к печати. Произведение является своеобразным протестом поэта к нынешнему правительству, которое постоянно ставит свои правила перед народом и требует их безукоризненного выполнения.

В центре сюжета всего два персонажа - Евгений и Медный Всадник - величественный монумент, установленный в честь великого реформатора. Евгений в произведении «Медный всадник» играет ведущую роль - памятник реформатору преследует его, отчего главный герой начинает страдать паранойей, виня монумент во всех своих неурядицах.

Образ главного героя произведения

Образ Евгения в «Медном всаднике» состоит из двух конфликтов - между обычным гражданином страны и самим государством. Образ последнего представлен в поэме в виде величественного монумента, который «взирал на всех и видел все».

Отдельным человеком, гражданином, стал Евгений - герой поэмы, который начал ненавидеть монумент, обвиняя только его во всех своих неудачах. Меланхоличный, имеющий какие-то свои странные видения, время от времени трусливый - именно таким рисуется образ главного героя.

Характеристика Евгения - главного героя

Перед читателем Евгений предстает как человек, который не имеет особых заслуг. Создавая характеристику Евгения из «Медного всадника», нужно сказать, что сам автор не упоминает ни места работы, ни чина, ни какой-либо еще информации о главном герое. Однако, читая произведение и видя его жизнь со стороны, со временем мы можем сказать, что Евгений - мелкий чиновник, не обладающий ни богатствами, ни талантами.

Говоря о характеристике Евгения из «Медного всадника», не будет лишним упомянуть и то, что у центрального персонажа была возлюбленная. Однако когда город охватывает стихийное бедствие, девушка, которая жила и росла в обычной небогатой семье, погибает. Даже тогда главный герой «Медного всадника», Евгений, не переживает свою утрату. Он расстроен, огорчен, но нельзя сказать, чтобы он был убит горем. Вероятно, такую реакцию можно наблюдать у юноши в связи с тем, что стихия не успокаивалась, и Евгений был сильно напуган происходившим вокруг ужасом: полуразрушенные дома, огромное количество смертей.

Финал поэмы Александра Сергеевича

В поэме Пушкина «Медный всадник» Евгений, характеристика которого стала ключевым моментом этой статьи, выступает чужаком, изгоем. Пережив все потрясения, главный герой выглядит очень плохо, он похож на совершенно сумасшедшего человека. Окружающие его люди смотрят на юношу со смехом и презрением в глазах - им просто не суждено понять всех тех волнений, которые переживает главный герой: потеря возлюбленной, страшные последствия стихийного бедствия.

Но кроме всего этого, у парня появляется паранойя, будто во всем этом виноват монумент Петру I. Юноша начинает думать, что памятник преследует его, насмехается над ним, глумится. Молодой человек обвиняет во всем «Медного всадника», наивно веря в то, что именно он принес столько горя петербуржцам, забирая невинные жизни и благополучие всего города. Он падает к монументу и шепчет всевозможные проклятия в адрес «всадника», не понимая, что все-таки в некоторых происшествиях виноваты и сами жители города.

Цитаты из «Медного всадника»

Поскольку произведение принадлежит творениям русской классической литературы, огромное количество цитат уже вошло обиход. Не все знают, откуда именно взято то устойчивое выражение, которое повторяется день за днем.

Посмотрим, какие же цитаты из «Медного всадника» являются самыми известными и распространенными.

  • «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно».
  • «Померкла старая Москва».
  • «…Россию поднял на дыбы».
  • «Люблю тебя, Петра творенье».
  • «И жизнь ничто, и сон пустой».
  • «Живет в Коломне, где-то служит».
  • «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия».
  • «Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».
  • «Вскипела кровь».
  • «Вода и больше ничего!»
  • «И чтобы дождь в окно стучал не так сердито, оно забыто».
  • «И он желал, чтоб ветер выл не так уныло».

Вывод по произведению

«Медный всадник» стал изображением всех тех разногласий, которые возникают между каждым отдельным человеком и огромным государством. Изображая государственную власть в качестве монумента, который везде преследовал своего слугу - обычного гражданина, Пушкин затронул очень важную политическую проблему. Народу нужна была свобода, нужен был глоток свежего воздуха. Однако правительство не могло этого дать, ведь российский менталитет имеет одну особенность: населению нужен строгий контроль, чтобы в государстве был порядок.

В своей поэме Пушкин затронул и проблему «маленького человека», которым стал главный герой - Евгений, не сумевший справиться с такой сильной стихией, как государственный контроль, представленный в произведении как природная сила. Кроме того, здесь четко выражено и отношение самого Александра Сергеевича к тем нововведениям, которые произошли при Петре Великом. Пушкин признавал за каждым возможность и право быть счастливым, а правительство тем временем подавляло все мятежи.

Политические проблемы

Несмотря на все реформы, которые смогли помочь Российской империи в становлении могучего и сильного государства, были и те изменения, которые в какой-то мере смогли обуздать российский нрав. Естественно, что каждый гражданин относился к этому по-разному. Пушкину же удалось завуалировать свою неприязнь к новому государственному строю таким образом, что если не анализировать произведение полностью, вряд ли можно заметить отношение автора к новой политике.

«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн…»
А.С. Пушкин «Медный всадник»

В 1833 году впервые была опубликована поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Это произведение насчитывает 481 стих и включает в себя огромное количество ярких и высокопоэтичных эпизодов, величественных образов и живых картин, предстающих перед глазами читателя. Пушкин органично сочетает множество жанров и стилей, мотивов, художественных и композиционных приемов. Это одно из глубочайших и смелых произведений поэта, в котором он противопоставляет императора Петра Великого, символизирующий государство, и простого работящего человека, его обыденные проблемы, устремления и волнения.
«Медный всадник» отличается от других произведений этого жанра - в том числе и от поэм Пушкина - необычайной гибкостью стиха, разнообразием стилистических приемов, где торжественность стихотворной формы сменяется простотой повседневной речи, звучащей здесь не менее поэтично. Повторение одних и тех же слов, выражений и образов придает поэме определенную музыкальность.
Произведение можно отнести к таким литературным жанрам, как поэма, ода, утопия, антиутопия, повесть.
Петр I во время войны со шведами приказывает построить на отвоеванной территории, на Неве, на «мшистых, топких берегах» новую столицу, которая будет поражать всех своей красотой и величием, Петроград, «полнощных стран красу и диво». Петр мечтает о том, что этот город вскоре станет культурным центром России, всей Европы. Здесь должны будут проходить судоходные торговые пути, «сюда по новым их волнам все флаги в гости будут к нам».
Евгений – обычный русский парень, не выделяющийся из общей серой массы представитель обедневшего дворянства. Пушкин пишет о Евгении, что он «…молод и здоров, трудится день и ночь готов». Евгений работает и мечтает. Мечтает о том, что однажды заработает на дом, куда сможет привести свою невесту Парашу, и где они станут жить счастливо вдвоем.
Однако его мечте не суждено было сбыться: во время очередного наводнения -- постоянного спутника строительства Петербурга, Параша погибает. Несчастный Евгений сходит с ума.
Именно трагическая судьба простого человека, простого рабочего, повинного исполнять работу во имя государя стала центральным сюжетом поэмы. И именно на государя, на Петра возлагает Евгений ответственность за гибель своей возлюбленной.
Стихия взбунтовала против человека, возжелавшего ее покорить, она не желала сдаваться. Но и Петр не желал отступать. В этом обезумевший Евгений обвинил его стоя у подножия Медного всадника, воздвигнутого в честь царя, спустя месяцы бездумного блуждания.
В какой-то момент Евгению чудится, что всадник ожил, его лицо повернулось к юноше, и государь гневно смотрит на него. Евгений бежит прочь – а за собой он слышит топот медных копыт. Погоня длится всю ночь. Всю ночь обезумевший Евгений мечется по опустевшему городу. И всю ночь всадник мчится за ним на своем медном коне.
Жизнь Евгения не закончилась в ту ночь: он продолжает жить и трудится, селится в отдаленном домике. Но его разум никогда не восстановится: проходя мимо памятника Петру Великому, пишет Пушкин, каждый раз молодой человек снимает свой картуз в знак приветствия, вспоминая ту страшную ночь, когда они носились по Петербургу.
Умирает Евгений так же, как умерла и Параша: случилось наводнение, и маленький ветхий домик, где автор поселил своего героя, сносит потоком. Спустя время руины дома убирают. На пороге дома рабочие находят мертвого Евгения – и хоронят тут же.
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» пронизана глубокой трагичностью. Высокий, патетический слог вступления, торжественность и поэтичность «скачки» по городу в кульминации сюжета сменяются скупостью повествования, подчеркивающей тяжкую обыденность смерти ни в чем не повинного Евгения.
Никакого эпилога. Смерть героя обрывает рассказ, как будто автор говорит нам: что на этом все, и дальше и говорить не о чем. Никаких выводов и никакой морали. Пушкин не принимает чьей-либо стороны. Он избегает оценивать решения Петра, не осуждает и не оправдывает обезумевшего юношу. Не будем делать этого и мы. Ведь не может политика государства блюсти интересы только одного человека. Но и Петра не должно принимать абсолютно правым.

Евгений

ЕВГЕНИЙ - герой поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» (1833), мелкий петербургский чиновник. В поэме не указаны ни его фамилия, ни возраст, ни чин, ни место службы, ничего не говорится о его прошлом, внешности, чертах характера. На этом фоне особенно многозначителен намек на аристократическое происхождение Е., как и само его имя, напоминающее о петербургском аристократе Евгении Онегине. Несомненен глубокий художественный смысл подобных умолчаний. Лишив Е. индивидуальных примет, автор превращает его в человека толпы - заурядного и массо-видного, «каких встречаем всюду тьму» (поэма «Езерский»), Но та же обезличенность открывает возможности символического укрупнения образа мелкого чиновника, вырастающего в некий сверхтип - аналог символической фигуры «медного всадника». На этом противоречии и строится сюжет поэмы. Социальное и нравственное ничтожество Е. отчетливо выявлено уже в самом начале первой части поэмы. Это дворянин, вконец, кажется, забывший о прошлом, превратившийся в мещанина не только по своему достатку, но и по образу жизни, по своим идеалам. Намечающаяся в его мечтах перспектива «мещанского счастья» должна как будто закрепить связь героя с разночинной средой. Но в экстремальной, критической ситуации - перед лицом разыгравшейся стихии и принесенных ею несчастий - Е. словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину «ничтожества». И если в начале поэмы подчеркнута несоизмеримость личности Петра, поглощенного мыслью о судьбах России, и Е. с его убогими планами личного благополучия, то уже в конце первой части дистанция между ними резко сокращается. Забывший о собственной безопасности, охваченный тревогой за судьбу близких, Е. нравственно вырастает в глазах читателя, вызывает его живое сочувствие. Он становится олицетворением массы, воплощением несчастных и обездоленных людей - жертв наводнения. И это его возвышение закреплено в символическом рисунке поэмы. Сидя среди бушующих волн «на звере мраморном верхом», в классической наполеоновской позе («руки сжав крестом») позади бронзового монумента, он становится в этот миг как бы подобием великана Петра, отчасти уравнивается с ним в масштабах. Затем, уже во второй части, Е. совершает поистине героический поступок, отправившись в лодке «чрез волны страшные» к ветхому домику «у самого залива» - жилищу своей невесты. Потрясение его при виде катастрофы таково, что он сходит с ума. Наконец, в кульминационной точке поэмы, в момент, когда «прояснились в нем страшно мысли», герой, «злобно задрожав», обращается с прямой угрозой к «державцу полумира». И эта мятежная вспышка вновь сталкивает и уравнивает - пусть на мгновение - Е. и Петра. И хотя это всего лишь выходка безумца, сама решимость бросить вызов «грозному царю» овеяна в поэме ореолом величия. Конечно, сам по себе минутный бунт Е. не страшен «горделивому истукану». Но он в глазах Пушкина грозный симптом - предвестие новых мятежей, грядущих социальных катаклизмов, тем более что на царя восстает «ничтожный» потомок некогда славного дворянского рода, в чьей душе пробуждается мятежное своеволие и гордая независимость аристократических предков. Ибо социально и политически униженное старинное русское дворянство представлялось Пушкину «страшной стихией мятежей» (ближайшим историческим примером для него было восстание декабристов). Скрытая, внутренняя готовность к протесту связывает Е. с Дубровским и Гриневым, с персонажами ряда неоконченных произведений Пушкина конца 1820-1830-х гг., воплощающих напряженные раздумья поэта о судьбе древней русской аристократии и ее взаимоотношениях с верховной властью.

Лит.: Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья одиннадцатая // Белинский В.Г. Поли, собр. соч. М., 1955. Т. VII. С. 542-547; Брюсов В.Я. «Медный всадник» // Брюсов В. Собр. соч. М., 1975. Т. VII; Харлап М.Г. О «Медном всаднике» Пушкина // Вопросы литературы, 1961, № 7; Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы. Глава пятая. Л., 1974; Измайлов Н.В. «Медный всадник» А.С.Пушкина. История замысла и создания, публикации и изучения // Пушкин А.С. Медный всадник (серия «

Лит. памятники»). Л., 1978. С. 258-265; Panfilowitsch Igor. Aleksandr Puskins «Mednyi vsadnik». Deutungsgeschichte und Gehalt. Miinchen, 1995.

Все характеристики по алфавиту:



Загрузка...