emou.ru

Василий Жуковский баллада Кубок краткое содержиние!!! Баллада Кубок: анализ произведения Кубок читать краткое содержание

Балладу Жуковского “Кубок” читать нужно как еще одно романтическое произведение, являющееся вольным переводом немецкого оригинала. Автора вдохновил на его создание “Ныряльщик” Шиллера, однако, в отличие от оригинала, в этом стихе, который создавался шесть лет (с 1825 по 1831) значительно изменены мораль и общее настроение. Так, у Шиллера нет и намека на красивые мотивы героя – им движет жадность, в то время как в книге русского поэта все гораздо благороднее: паж хочет доказать многое самому себе, он храбр и достоин награды. Вот только, как и у многих романтических произведений, которые изучаются на уроках литературы, у этого – грустный конец.

Баллада Жуковского “Кубок” рассказывает историю человека, который готов сразиться с судьбой – и оттого ее настроение, несмотря на трагическое завершение, очень радостное. Это произведение стоит того, чтобы его читать полностью, ведь именно концовка позволяет в полной мере понять ту мораль, которую поэт вкладывал в свои строки. А она такова: лучше рискнуть и бросить вызов стихии, веря в собственные силы, чем вечно прозябать в серости. Именно это и сделал юный паж, герой баллады, которую сегодня можно скачать бесплатно. Причем, сделал дважды – и в первый раз фортуна была на его стороне.

Как и во многих других произведениях автора, здесь прослеживается обращение к народным мотивам, ведь выразителем мыслей поэта становится не знатный человек, а самый простой. В балладе “Кубок”, текст которой можно прочесть онлайн, наиболее ярко прослеживается то переосмысление идей зарубежных авторов, которое характерно для всего творчества Жуковского. Еще один мотив этого произведения – предостережение юношей от ошибок. Ведь даже если судьба единожды была к тебе благосклонна, испытывать ее второй раз все же не стоит.

Василий Андреевич Жуковский – один из лучших литературных личностей России. Получив хорошее образование, отлично владея иностранными языками, он рано начал писать стихи и переводить иностранных поэтов. Одним из его известных произведений является баллада «Кубок». Баллада начинается со слов коварного царя: «Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой, в ту бездну прыгнет с вышины?» Бездной Жуковский называет море, которое таковым и является: оно глубокое и полно разных неожиданностей. «Бросаю свой кубок туда золотой»-, говорит царь и вместе с этим кубком бросает туда свою совесть. «Кто сыщет во тьме глубины мой кубок и с ним возвратится безвредно тому и будет наградой победной», - продолжает король, уверенный, что на престоле, как и раньше, останется он один. «Но рыцарь и латник недвижимо стоят; молчание – на вызов ответ; в молчанье на грозное море глядят; за кубком отважного нет», - под этими автор подразумевает, что в царстве такого бездумного короля живет разумный народ, который понимает, что в любом случае их владыка не будет делиться с ними своим троном. Но тут появляется человек, который готов на отважный поступок. Молодой паж или не понимает, что не разделит престол с королем, или жалеет короля, не хочет подводить его, позорить пред всем народом. Далее описывается весь ужас, который творится в море: «Из чрева пучины бежали валы, шумя и гремя в вышину; и волны стирались, и пена кипела: как будто гроза наступая ревела». «И воет, и свищет, и бьет, и шипит, как влага, мешаясь с огнем…», - так Жуковский сравнивает огонь с королем, а влагу с молодым пажем. Прыгнув в глубину, юноша как бы успокоил на время море: «Над бездной утихло, в ней глухо шумит», - говорит автор. Но на этом баллада не заканчивается и события продолжают двигаться дальше: вновь все завыло, забилось, зашипело. ИП тут – молодой паж показывается на поверхности: «Мелькнула рука и плечо из волны…И борется, спорит с волной…И видит – весь берег потрясся от клича – он левою правит, а в правой добыча». «И каждый с весельем6 «Он жив!», - повторял – Чудеснее подвига нет! Из темного гроба, из пропасти влажной спас душу живую красавец отважный», - что значит: паж спас совесть и душу короля, достав кубок из бездны. Он счастлив и падает к царевым ногам, рассказывая о своем нелегком путешествии с «несказанными чудами». Но царь беспощаден к нему и вновь бросает свой кубок в морскую пучину. Он охвачен своим желанием выиграть эту схватку у пажа. Даже, его дочь – не помеха ему. И молодой юноша вновь отправляется в бездну. Заканчивается баллада просто, но трагически, свидетельствуя ио смерти молодого пажа: «Утихнула бездна… и снова шумит…И пеною снова полна…и с трепетом в бездну царевна глядит… и бьет за волною волна… Приходит, уходит волна быстротечно, а юноши нет и не будет уж вечно». Романтический герой совершает поступки не ради денег или славы, не ради любви, а ради самоутверждения, ради возможности вырваться из обыденности. Зная, что обречен герой баллады Жуковского бросается в пучину вновь, потому что велико его желание сразиться с судьбо2й и вырваться из оков мира.

    Поэзия декабристов

Романтизм как литературное направление очень неоднозначен. Писатель ставит задачу свободы творчества и каждый творит свой мир – отсюда разные картины мира. Но параллельно с этим развивается другая струя в романтизме – гражданская лирика декабристов. При этом декабристы – явление так же неоднородное.

Объединяло их:

1) Лирики должна носить гражданский характер

2) поэт должен разрабатывать героическую тематику. Обращались к отечественной истории, чтобы показать героические черты, а дальше они расходятся.

Группа 1 – “народность - идеал”, при этом народ – это когда изображается просто народ. У Котепина, Кюхельбекера, Рылеева, Грибоедова герои – люди простые, масса противопоставленная царю, державцу.

Герой трагедий – певец крестьянин. Литература идет к герою из народа. И Грибоедов в этом отношении опередил свое время.

Группа 2 – Бестужев, считают, что герой не обязательно из народа, а темы, которые он поднимает – актуальны для народа. А герой может быть любой главное чтобы идеи народа выражал.

Для декабристов было важно единство действие + поступок + слово, они считали что слово = поступок и этим можно воздействовать на народ. И поэтому они внедрялись в кружки и вносили идею гражданственности. Поэтому (если слово = поступку) они еще и пишут! Слово прозаическое у них более народное, поэтому прозаики. И принцип “поступок=слово” выстраивает новое представление о мире.

О никогда не говорите о быте, но о бытии. Высокий стиль – это их сущность, потому что они осознают свое новое время и 2 фактора:

Чувство стыда за собственное положение

Чувство ответственности за свою страну

И они первые говорят, что надо уничтожить самовластие. И никакого разочарования они чувствовать не будут – никогда, так как у них не не возникнет ощущения бесплодности. Для них путь Брута, выше чем Цезаря.

Лирика гражданственности имела и особые приемы:

Особый язык, в котором вырабатывалась система ключевых понятие, какие-то устойчивые гнезда слов, который выполняют чисто сигнальную функцию.

Слова-сигналы: они обозначают не прямое значение, а ассоциации, которые рождают. Чаще всего они связаны с политическими понятиями и они становились сквозными.

“тиран”, “срам” – креп.право, “цепи” – рабство. То есть само слово обретает новый смысл.

“гражданин” – тот, кто печется о своем Отечестве, “товарищ” – общность идеологических установок.

Кроме этого 2 принципа:

    принцип номинации,мифологизация истории.

Сущность – слова-сигналы бывают и исторического понятия или имена деятелей истории

“Рим” – республика, где свободы была подавлена тираном.

И из этого они творят свой миф – они изменяют историю по современности, и они показывают, что все может меняться, но конфликт один вечен: свобода и тиран – и тиран будет повержен. Они понимают, что история идет по кругу, значит можно внести разумность, убрать повторяемость – и сделать бросок вперед. Поэтому они часто возвращались к прошлому, чтобы учиться и не повторять ошибок.

Любимый герой – Катон, который жил при Риме. Немногословен по истории, но у декабристов он оратор, трибун, красноречив – против тирана. То есть они берут одну черту исторического персонажа и изменяют все остальное – и получается идеальный, но мифический герой.

То же самое и в Русской истории. И любимый для них город – Новгород (но только один момент), когда Вадим Новгородский пошел против новгородцев и Рюрик его убил. Но декабристов мифологизация – у них Вадим идет один, потому что он видеть не может, как свобода уходила.

Все историческое время они делят на:

Малое – оно может быть очень долгим, когда патриотический дух спит, когда нет всплесков нации

Большое – может быть очень коротким, когда народ проявляется ярко – война

И если из спящей массы просыпается хотя бы один, то народ уже велик, так как у них величие проявляется в единицах.

История в личностях

Исторический сюжет позволял открыто вступать в диалоги с властью современной. Одним из таких поединков с властью (1820г) – “Невский зритель”, сатира “к временщику” и “подражание персиевой сатире к Рубеллию”.

Этот подзаголовок – никого не обманул, так как все знали, что к Рубеллию – мистификация Милонова, и поэтому все современники знали, что Лимонов сам это придумал, и это обращено к Аракчееву. И этот параллелизм зафиксировался в самой сатире, и куски из разных произведений похожи. Но не только это указывало на Аракчеева, так как Милонов включил элементы биографии Аракчеева.

“Ложная скромность”, “без лести преданный”, а у декабристов – “Бес, лести преданный”

И задает в этом произведении вопрос, и отвечает: “В человеке важно только человеческие чувства, а не приближенные к монарху”.

“И в Цицероне не консул, а человек – чтим, который от Катерины Рим защитил”.

Все в этой сатире было очень оценочно, и не скупясь на выражения: “собрание пороков”, “льстец”, “тиран”, “подлец” – открытый вызов.

И Бестужев вспоминает, как восприняли это современники – все были в шоке, в испуге, но изображение было слишком правдиво, что Аракчееву было опасно признать себя в тиране, то есть исторический сюжет былспособом победить тирана.

“Певец”, “Старая Быль” – Котинин

Там этот поединок – двух певцов: греческого, который хвалит царя и певца-воина, который поет о погибших. И воин отказывается соревноваться с певцом греческим, так как льстить проще, и певец свободен – когда независим и ему не нужно похвал. И у декабристов вызов тирану всегда роковой. И они осознают это и это чувствуется у Рылеева (“Князю Оболенскому”) – 1826г.

3 стихотворения составляют цикл и герой-пророк-праведник, который осужден на смерть и ожидает ее. Смерть для него – избавление от земных пут, так как могила – этот тот мир, где истина пророка не принимается. А там он встретится с творчом, с той истиной, за которую боролся. В 1ом стихотворении – молитвенные мотивы, но не о себе, а о товарищах, о спасении души. Также пророк знает, что путь таких как он – всегда ждет горе, поэтому Бог выбирает самых сильных личностей. Смерть рождает внутри светлое чувство.

Во втором стихотворении – выдержано в духе послания к силе духа своих товарищей. Усиливается мотив жерты, причем мысль жертвы ради других, мысль об оправдании смерти – центральная.

В третьем тсихотворении Рылеев показывает, что и пророку не чужды сомнения. И это вводится через Евнгельские мотивы:

Судьба Христа, когда он спустился

Судьба Петра, когда он трижды отрекается.

Хотя больше всего говорил о любви.

Самое последнее стихотворение – идеологическая реплика-идея, продолжение разговора. Этот исповедальный цикл показывает как они переживали. “Поступай так, чтобы она не противоречила духу времени”, “Человек – свободен, а человечество - нет”, так как судьба человечества – неизбежна.

3 стилевых течения:

Античный стиль - тираноборческие сюжетные жанры: гимн, ода, подражание античным поэтам

Древнерусский - жанр: ведение старины, думы, баллады-легенды, романтические поэмы на сюжеты истории. Огромное влияние оказало “Слово о полку”. Из него нравилось – музыкальность, песенность, живописность, полиметрические конструкции.

Фольклорный – ориентирован на устное творчество. Жанры – песни, частушки, используются фольклорные образы: пьтца-тройки, матери-земли, используются ритмы: частушки, песни, агитационные стихи. Жанр – декабристские поэмы.

    Жанр поэмы в творчестве декабристов

Так как на творчество декабристов оказал влияние романтизм – то основные идея передались – дух свободы.

Основные особенности творчества:

Носило гражданственный характер

Поэт разрабатывает героическую тематику

Обращенность к истории

Показывали героические черты

И эти же черты были присущи и поэмам. А именно декабристы воспевали так называемую байронскую поэму – с обращением к историческому прошлому. И здесь главная задача – найти героя – бунтаря, одиночку, который идет наперекор враждебным обстоятельствам во имя свободы. Это высокая, светлая личность. Крупнейшим поэтом и главной декабристского романтизма был Рылеев. Поэмы Рылеева содержали творческую полемику. По материалу украинской жизни он написал поэму “Войнаровский”, “Найливайко”, “Мазепа”. Однако он сам говорил, что отступает от реальной истории. Эта личность либо гибнет физически, либо она изгнана.

Для Рылеева главным врагом было самодержавие и это отразилось в поэмах – поэтому герои, которые сражались с ним были идеализированы, что иногда не соответствовало с историей.

Но Рылеев наполнил поэму “Войнаровский” содержанием, которое овтечало его убеждению и он как художник-романтик противопоставил реальной истории свой мир с Войнаровский и Мазепой как героями. Наливайко в этом плане больше соответствовало достоверным событиям. Но во всех своих поэмах его прежде всего интересовала идея освободительной борьбы украинского народа, восстание против польских магнатов, поступление против побегов.

Знать краткие содержания поэм.

Важный жанр: думы. Это лиро-эпический жанр, который был подсказан фольклором. У Рылеева это цикл, как реакция на “Историю государства российского”, он ставит перед собой задачу составить портретную галерею, чтобы показать, что светлые личности были – и они пример для современников. Они – образец патриотизма.

И каждая дума имеет одинаковую структуру:

1) справка о герое/ историческом событии

2) поэическое прочтение исторического факта: описание места, речь героя (монолог – в центре), нравоучение (мораль – в финале). Но лишь в 2х думах это нарушено – Сусанин (там нет монолога, так как его любовь - действие) и Петр Великий Вострогожский – здесь непривычна тональность, здесь все мысли – праздничные, так как совершается великое для России дело. И здесь нет трагической предопределенности истории.

Но и после 25го года декабристы вернулись к литературе, и они продолжают писать под другими псевдонимами. Они не отказались от идей, но считали свой выпад как ошибку.

    Сюжет и композиция «Горе от ума»

    Жанр «Горе от ума»

Василий Андреевич Жуковский – один из лучших литературных личностей России. Получив хорошее образование, отлично владея иностранными языками, он рано начал писать стихи и переводить иностранных поэтов. Одним из его известных произведений является баллада «Кубок».
Баллада начинается со слов коварного царя: «Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой, в ту бездну прыгнет с вышины?» Бездной Жуковский называет море, которое таковым и является: оно глубокое и полно разных неожиданностей. «Бросаю свой кубок туда золотой»-, говорит царь и вместе с этим кубком бросает туда свою совесть. «Кто сыщет во тьме глубины мой кубок и с ним возвратится безвредно тому и будет наградой победной», - продолжает король, уверенный, что на престоле, как и раньше, останется он один. «Но рыцарь и латник недвижимо стоят; молчание – на вызов ответ; в молчанье на грозное море глядят; за кубком отважного нет», - под этими автор подразумевает, что в царстве такого бездумного короля живет разумный народ, который понимает, что в любом случае их владыка не будет делиться с ними своим троном. Но тут появляется человек, который готов на отважный поступок. Молодой паж или не понимает, что не разделит престол с королем, или жалеет короля, не хочет подводить его, позорить пред всем народом.
Далее описывается весь ужас, который творится в море: «Из чрева пучины бежали валы, шумя и гремя в вышину; и волны стирались, и пена кипела: как будто гроза наступая ревела». «И воет, и свищет, и бьет, и шипит, как влага, мешаясь с огнем…», - так Жуковский сравнивает огонь с королем, а влагу с молодым пажем. Прыгнув в глубину, юноша как бы успокоил на время море: «Над бездной утихло, в ней глухо шумит», - говорит автор. Но на этом баллада не заканчивается и события продолжают двигаться дальше: вновь все завыло, забилось, зашипело. ИП тут – молодой паж показывается на поверхности: «Мелькнула рука и плечо из волны…И борется, спорит с волной…И видит – весь берег потрясся от клича – он левою правит, а в правой добыча». «И каждый с весельем6 «Он жив!», - повторял – Чудеснее подвига нет! Из темного гроба, из пропасти влажной спас душу живую красавец отважный», - что значит: паж спас совесть и душу короля, достав кубок из бездны. Он счастлив и падает к царевым ногам, рассказывая о своем нелегком путешествии с «несказанными чудами». Но царь беспощаден к нему и вновь бросает свой кубок в морскую пучину. Он охвачен своим желанием выиграть эту схватку у пажа. Даже, его дочь – не помеха ему. И молодой юноша вновь отправляется в бездну.
Заканчивается баллада просто, но трагически, свидетельствуя ио смерти молодого пажа: «Утихнула бездна… и снова шумит…И пеною снова полна…и с трепетом в бездну царевна глядит… и бьет за волною волна… Приходит, уходит волна быстротечно, а юноши нет и не будет уж вечно».
Романтический герой совершает поступки не ради денег или славы, не ради любви, а ради самоутверждения, ради возможности вырваться из обыденности. Зная, что обречен герой баллады Жуковского бросается в пучину вновь, потому что велико его желание сразиться с судьбо2й и вырваться из оков мира.


Проверка домашнего задания.

Домашним заданием было найти иллюстрации с сказке Жуковского «Спящая царевна» или подготовить собственный рисунок к ней, а также прочитать балладу «Кубок» и подготовиться к ее обсуждению в классе.

Чтение статьи учебника на с. 79-80.

Изучение нового материала.

Слово учителя.

В. А. Жуковский славился многочисленными переводами стихотворений немецких авторов. Но главным литературным жанром, на который обращал свое внимание русский поэт, стал жанр баллады. Жуковского так и называли современники - «балладником» - за его чрезмерное увлечение этим жанром. Он оставил после себя более 50 баллад, из которых всего 5 из них стали его собственными сочинениями, а не переводами.

Балладой называют стихотворение, в котором описывается какое-либо историческое событие или предание с острым, напряженным сюжетом.

Запись определения баллады в словарик литературных терминов.

Термин баллада происходит от провансальского слова и означает: «танцевальная песня». Возникли баллады в средние века. По происхождению они связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. В Англии XIV-XV вв. существовало много баллад о народном герое по имени Робин Гуд.

Мир в балладах предстает таинственным и загадочным. Перед читателем открывается поэтичный и исполненный глубокого внутреннего драматизма мир народных легенд, поверий, обрядов и преданий. В балладах действуют яркие герои с отчетливо показанными характерами.

На протяжении многовековой истории своего существования жанр баллады претерпел большие изменения. Литературоведы выделяют несколько главных особенностей этого жанра:

1) присутствие какого-либо противостояния - герои вступают в конфликт либо друг с другом, либо с судьбой, либо с силами природы;

2) создание напряженной ситуации с помощью элементов таинственности, загадочности , какой-то интриги;

3) наличие (не всегда) диалога , придающего повествованию живость;

4) применение разнообразных форм повтора ;

5) недосказанность (обычно в финале).

Запись в тетрадь особенностей баллады.

Сегодня мы поговорим о балладе В. А. Жуковского «Кубок», которая явилась вольным переводом баллады немецкого поэта и философа Фридриха Шиллера (1759-1805) «Ныряльщик» («Водолаз»).

Вопросы и задания по прочитанному дома:

  • Кратко перескажите содержание баллады. Кто главные герои этой баллады?
  • Как вы понимаете смысл слов благородство, рыцарство, жестокость? Найдите значения этих слов в толковом словаре и ответьте на вопрос: как проявляются благородство, рыцарство и жестокость героев баллады? (Благородство - это высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз. Рыцарство - это самоотверженность, благородство. Рыцарским поступком можно назвать и первый, и второй прыжок пажа в море. Жестокость - крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Царь проявляет жестокость, когда впервые объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.)
  • Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправдываете, а какие осуждаете?
  • Что проверял царь в своих подданных, когда предложил нырнуть в бездну за золотым кубком?
  • Почему ни один из рыцарей не отважился выполнить волю царя?
  • Как вы оцениваете поступок молодого пажа? А как его оценивает сам автор?
  • Прочитайте рассказ пажа, вернувшегося из морской бездны. Как его характеризует этот рассказ? Как вы представляете себе картину, нарисованную Жуковским? Какое чувство вызывает эта картина?
  • Что заставило царя послать молодого пажа еще раз в море за кубком - практически на верную смерть?
  • Были ли среди толпы безучастные, равнодушные к происходящему?
  • Как вы думаете, почему даже просьба дочери не изменила решения царя?
  • Как вы понимаете строки:

И смертный пред Богом смирись:

И мыслью своей не желай дерзновенно

Знать тайны, им мудро от нас сокровенной.

  • Прочтите последнюю строфу баллады. Как вам кажется, какое чувство владеет ее автором? Он бунтует против несправедливой гибели юного отважного пажа или смирился с ней?
  • Почему Жуковский назвал балладу «Кубок»? (Кубок - это большой, массивный сосуд в виде чаши, бокала. Кубок обычно символизирует победу, в него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки. Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предметом первый раз. Но когда он нырнул ради исполнения царского каприза - не смог победить.)
  • Найдите в тексте баллады устаревшие слова и выражения. Какую роль они играют в стихотворении? (Латник, златой, епанча, взор, чрево, роптанье, дерзновенно и др. Эти слова соответствуют высокому настрою баллады, погружают читателя в атмосферу старины.)

Словарная работа.

Безгласны

Спирались

Венец золотой

Роптанье

Пурпуровый сумрак

Млат, скат, однозуб

Работа с учебником. Чтение учениками статьи учебника «Из истории создания баллады “Кубок”» (с. 85-86).

Чтение учителем баллады Ф. Шиллера в переводе Александра Фрейдлеса.

Слово учителя.

Шиллер построил сюжет своей баллады на основе средневековых немецких легенд. Легенда XII века, на которую, вероятнее всего, опирался Шиллер, лишена романтики: причиной гибели пловца была якобы его жадность.

Жуковский вносит в балладу существенные изменения, У Шиллера проводится мысль о том, что боги, милостивые к людям, таят от них именно те ужасные тайны природы, знание которых невыносимо для смертного. Жуковский же перестраивает идею баллады: человеку недоступно знание всего, что должно лежать, согласно Божьей воле, за пределами человеческого ума.

Изменена Жуковским 20-я строфа: у Шиллера в рассказе юноши фигурируют сказочные «чуда»; Жуковский заменяет их действительно существующими морскими чудовищами (скат, млат, однозуб и т. д.), и это усиливает впечатление.

По-иному изображена в переводе гибель судов в 11-й строфе. У Шиллера - «раздробленные киль и мачта только и спасались из всепоглощающей могилы». У Жуковского - не киль и мачта, а сами суда «мелкой назад вылетали щепой // С ее неприступного дна».

Обучение выразительному чтению. Для обучения выразительному чтению предлагаются последние четыре строфы баллады (со слов «Чудесен рассказ показался царю…»). Перед чтением следует ответить на вопросы 6 и 7 учебника (с. 86).

(Важно, чтобы ученики назвали вслух те чувства и интонации, которые будут вкладывать в чтение баллады. Такая работа закладывает основы саморефлексии.

При чтении баллады вслух будут возникать интонации призыва (при описании речи царя), страха (при описании моря), грусти (когда юноша нырнул и его не видно), веселья и радости (когда юноша вынырнул). Потребуется особая интонация, чтобы передать ужас юноши перед морскими глубинами, интонация повеления и печали (второй приказ царя и заступничество царевны). Заканчивается чтение на грустной ноте, которая в этой балладе повторяется особенно часто.)

(Автор по-разному относится к своим героям и по-разному передает свое отношение к ним. Описывая царя, он только один раз говорит, что царь швыряет кубок в море, «не внимая» словам дочери. Но с помощью выявления отношения к царю рыцарей и латников, которые «недвижно стоят» и отвечают молчаньем на его вызов, Жуковский передает свое отношение к царю. Автор, как и рыцари, осуждает поступок царя и жалеет отважного юношу.

Жуковский восхищается смелым поступком юноши: «...вдруг паж молодой // Смиренно и дерзко вперед...» Автор передает свое отношение к пажу с помощью слов зрителей, которые называют его «красавец отважный», просят у него прощения и жалеют его. Автор говорит, что юноша «борется, спорит с волной...». Человек, который не сдается, всегда вызывает уважение и симпатии. Жуковский пишет: «В нем жизнью небесной душа зажжена; // Отважность сверкнула в очах...» Мы понимаем, что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее.

Зрители ликуют: «Спас душу живую красавец отважный». Юноша во время рассказа говорит о себе: «Один, меж чудовищ, с любящей душой...» Поэт дважды подчеркивает, что для него важна именно душа человека.

Автор жалеет царевну и сочувствует ей. Он пишет, что она «с волненьем в груди, краснея» просит царя пощадить пажа. Она, может быть, с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вместе с ней, когда она «с трепетом в бездну... глядит».)

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть и прочитать выразительно стихотворение А. С. Пушкина «Няне» (с. 85-86).
  2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об Арине Родионовне Яковлевой, няне А. С. Пушкина.

«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнёт с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной».

Так царь возгласил, и с высокой скалы,
Висевшей над бездной морской,
В пучину бездонной, зияющей мглы
Он бросил свой кубок златой.
«Кто, смелый, на подвиг опасный решится?
Кто сыщет мой кубок и с ним возвратится?»

Но рыцарь и латник недвижно стоят;
Молчанье - на вызов ответ;
В молчанье на грозное море глядят;
За кубком отважного нет.
И в третий раз царь возгласил громогласно:
«Отыщется ль смелый на подвиг опасный?»

И все безответны… вдруг паж молодой
Смиренно и дерзко вперёд;
Он снял епанчу, и снял пояс он свой;
Их молча на землю кладёт…
И дамы и рыцари мыслят, безгласны:
«Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?»

И он подступает к наклону скалы,
И взор устремил в глубину…
Из чрева пучины бежали валы,
Шумя и гремя, в вышину;
И волны спирались, и пена кипела:
Как будто гроза, наступая, ревела.


Как влага, мешаясь с огнём,

Дымящимся пена столбом;
Пучина бунтует, пучина клокочет…
Не море ль из моря извергнуться хочет?

И вдруг, успокоясь, волненье легло;
И грозно из пены седой
Разинул ось чёрною щелью жерло;
И воды обратно толпой
Помчались во глубь истощённого чрева;
И глубь застонала от грома и рева.

И он, упредя разъярённый прилив,
Спасителя-Бога призвал.
И дрогнули зрители, все возопив, -
Уж юноша в бездне пропал.
И бездна таинственно зев свой закрыла:
Его не спасёт никакая уж сила.

Над бездной утихло… в ней глухо шумит…
И каждый, очей отвести
Не смея от бездны, печально твердит:
«Красавец отважный, прости!»
Всё тише и тише на дне её воет…

«Хоть брось ты туда свой венец золотой,
Сказав: кто венец возвратит,
Тот с ним и престол мой разделит со мной!
-
Меня твой престол не прельстит.
Того, что скрывает та бездна немая,
Ничья здесь душа не расскажет живая.

Немало судов, закружённых волной,
Глотала её глубина:
Все мелкой назад вылетали щепой
С её неприступного дна…»
Но слышится снова в пучине глубокой
Как будто роптанье грозы недалёкой.

И воет, и свищет, и бьёт, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнём,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом…
И брызнул поток с оглушительным ревом,
Извергнутый бездны зияющим зевом.

Вдруг… что-то сквозь пену седой глубины
Мелькнуло живой белизной…
Мелькнула рука и плечо из волны…
И борется, спорит с волной…
И видят - весь берег потрясся от клича -
Он левою правит, а в правой добыча.

И долго дышал он, и тяжко дышал,
И Божий приветствовал свет…
И каждый с весельем: «Он жив! - повторял.
Чудеснее подвига нет!
Из тёмного гроба, из пропасти влажной
Спас душу живую красавец отважный».

Он на берег вышел; он встречен толпой;
К царёвым ногам он упал;
И кубок у ног положил золотой;
И дочери царь приказал:
Дать юноше кубок с струёй винограда;
И в сладость была для него та награда.

«Да здравствует царь! Кто живёт на земле,
Тот жизнью земной веселись!
Но страшно в подземной таинственной мгле…
И смертный пред Богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной.

Стрелою стремглав полетел я туда…
И вдруг мне навстречу поток;
Из трещины камня лилася вода;
И вихорь ужасный повлёк
Меня в глубину с непонятною силой…
И страшно меня там кружило и било.

Но Богу молитву тогда я принёс,
И Он мне спасителем был:
Торчащий из мглы я увидел утёс
И крепко его обхватил;
Висел там и кубок на ветви коралла:
В бездонное влага его не умчала.

И смутно всё было внизу подо мной
В пурпуровом сумраке там;
Всё спало для слуха в той бездне глухой;
Но виделось страшно очам,
Как двигались в ней безобразные груды,
Морской глубины несказанные чуды.

Я видел, как в чёрной пучине кипят,
В громадный свиваяся клуб,
И млат водяной, и уродливый скат,
И ужас морей однозуб;
И смертью грозил мне, зубами сверкая,
Мокой ненасытный, гиена морская.

И был я один с неизбежной судьбой,
От взора людей далеко;
Один, меж чудовищ, с любящей душой,
Во чреве земли, глубоко
Под звуком живым человечьего слова,
Меж страшных жильцов подземелья немова.

И я содрогался… вдруг слышу: ползёт
Стоногое грозно из мглы,
И хочет схватить, и разинулся рот…
Я в ужасе прочь от скалы!..
То было спасеньем: я схвачен приливом
И выброшен вверх водомёта порывом».

Чудесен рассказ показался царю:
«Мой кубок возьми золотой;
Но с ним я и перстень тебе подарю,
В котором алмаз дорогой,
Когда ты на подвиг отважишься снова
И тайны все дна перескажешь морскова».

То слыша, царевна с волненьем в груди,
Краснея, царю говорит:
«Довольно, родитель, его пощади!
Подобное кто совершит?
И если уж должно быть опыту снова,
То рыцаря вышли, не пажа младова».

Но царь, не внимая, свой кубок златой
В пучину швырнул с высоты:
«И будешь здесь рыцарь любимейший мой,
Когда с ним воротишься ты;
И дочь моя, ныне твоя предо мною
Заступница, будет твоею женою».

В нём жизнью небесной душа зажжена;
Отважность сверкнула в очах;
Он видит: краснеет, бледнеет она ,
Он видит: в ней жалость и страх…
Тогда, неописанной радостью полный,
На жизнь и погибель он кинулся в волны…

Утихнула бездна… и снова шумит…
И пеною снова полна…
И с трепетом в бездну царевна глядит…
И бьёт за волною волна…
Приходит, уходит волна быстротечно -
А юноши нет и не будет уж вечно.

Баллада «Кубок»

Анализ баллады «Кубок» В. А. Жуковский

Лезть в глубины неизвестного и опасного не готовы одни, им этот чрез мерный риск не нужен, так как возможна смерть или вернуться без кубка пройдя не приятное (награда при этом будет но не столь большая). Для других процесс когда другие рискуют развлечение, в чем то беспокойное, но в чем то приятное, возбуждающие и запоминающиеся. Принявший вызов должен быть либо владеющий возможностями и знаниями или не имеющий много, который рискует используя шанс получить большую награду, которой он не получит в другое время.

Вернувшись из бездны морской паж развлекает рассказом других. Не вернувшись второй раз, он их по другому развлек и возможно чему то научил.

История создания баллады «Кубок»

«Все баллады, - читаем мы в книге „Цветы мечты уединенной», - строятся на каком-нибудь легендарном предании, непременно чудесном. Это либо действие сверхъестественной силы, либо ужасный случай, либо непредвиденное событие или происшествие, которое неожиданно поворачивает судьбы героев». А вот что говорится о балладе «Кубок»: «Из XII века до нас дошла немецкая легенда о пловце, который бросился в море за сокровищами. Эту легенду литературно обработал великий немецкий поэт Фридрих Шиллер, написав балладу „Водолаз». Баллада стала широко известной, и наш великий поэт В. А. Жуковский перевёл её и переложил на русский лад. Средневековая легенда XII века сообщала обычную ситуацию, как жадность погубила пловца. Немецкий поэт придал балладе возвышенность, торжественность.

Жуковский построил свою балладу на чувствах смелости, произвола, каприза и жалости. У него большую роль играет возраст героя и действующих лиц. Царь, играя жизнями своих подданных, предлагает им совершить подвиг, проявить смелость. Он хочет столкнуть человека с буйной, неукротимой стихией, превышающей силы человека. Зрелые и умудрённые мужи - рыцари и латники - не трусы, но они понимают, что желание царя - каприз, ничего общего не имеющий с настоящим испытанием храбрости. Но находится юный паж, который жаждет отличиться. Он бросается навстречу опасности и оказывается победителем. Однако подвигом и жизнью он обязан не столько своим слабым силам, сколько Богу…

Без Божьей помощи паж не вернулся бы из бездны назад. Бог простил ему и вернул его на берег. Рассказ пажа взволновал царя, он пообещал новые сокровища пажу, если тот бросится в роковую пучину ещё раз. Теперь царь не взывает к подвигу и смелости. Все понимают, что им движет нехорошее личное чувство. И тогда за пажа заступается царевна.

Однако царь неумолим. Второе испытание окончилось для пажа гибелью. Паж, вторично нарушив Божественную заповедь, не получил помощи Бога. Идея баллады Жуковского состояла в том, чтобы люди соединяли свои желания и помыслы с пониманием своего несовершенства. Только смиряя свою гордыню и полагаясь на волю Бога, прибегая к Его помощи и милости, они смогут полно и всесторонне проявить свои лучшие человеческие свойства».

Ответы на вопросы по балладе В. А. Жуковского «Кубок»

Что отличало рыцаря от простого латника?

Слово «рыцарь» первоначально обозначало «всадник». Это был тяжеловоору­женный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими. Латник был рядовым бойцом.

Что проверял царь в своих подданных, когда предложил нырнуть в бездну за золотым кубком?

Царь проверял смелость своей свиты. Но он мог предложить совершить такой поступок и для проверки беспрекословной преданности и готовности подчиниться приказу не размышляя.

Прочтите рассказ пажа, вернувшегося из морской бездны. Как его характеризует этот рассказ?

Паж говорит о том, что ему удалось увидеть и как чудом был спасен кубок, который случайно зацепился за ветку коралла. В ужасной бездне он увидел и водяного млата, и уродливого ската, и ненасытного мокоя (род акулы), и однозуба. Только порыв водомета выбросил его из бездны. Так рассказал отважный паж о своем подвиге.

Что заставило царя послать молодого пажа еще раз в море за кубком - практически на верную смерть?

Для даря казалось естественным исполнить свою очередную прихоть и заставить молодого героя попытаться выполнить то, что было невыполнимо. Так он доказывал и себе и всем вокруг, что каждый его приказ - даже самый нелепый - закон.

Почему даже просьба дочери не изменила решение царя?

Царь привык, что любой его приказ выполняется беспрекословно. Он хотел, чтобы так было всегда. Если бы он выполнил просьбу дочери, то это показало бы всем, что его приказ можно отменить. Ясно, что этого царь не хотел.

Прочтите последнюю строфу баллады. Как вам кажется, какое чувство владеет ее автором? Он бунтует против несправедливой гибели юного отважного пажа или смирился с ней?

Последняя строфа баллады передает чувство грусти, которое испытывает автор, сочувствуя герою. Но он понимает, что гибель отважного юноши неизбежна и только волны будут вечно приходить и бить в кромку печального берега. Автор не может изменить того, что уже произошло.

Сколько строф в балладе? Как рифмуются строки в этих строфах? Обратите внимание на то, что рифмуются очень простые слова.

В балладе «Кубок» 27 строф. Во всех строфах рифмовка одинакова. Обратимся к одной из строф и подчеркнем в ней рифмы.

Справка. Рифма (от греческого - соразмерность) - совпадающие, созвучные окончания стихотворных строк.
Над бездной утихло… в ней глухо
шумит…
И каждый, очей отвести
Не смея от бездны, печально твердит
«Красавец отважный, прости!»
Все тише и тише на дне ее воет…
И сердце у всех ожиданием ноет.
Мы видим, что между собой рифмуются первая и третья строки, вторая и четвертая, а затем пятая и шестая строки. Тот способ рифмовки, который использован в первых четырех строках, называют перекрестной рифмой, а тот, который связывает между собой последние две строки, - параллельной. Можно выписать рифмую­щиеся слова, и мы убедимся, что это очень простые слова, а рифмы подчеркивают важность того, что происходит в балладе.

Подумайте над рифмами первой строфы:

…………………………… простой,
…………………………… вышины?
…………………………… золотой:
…………………………… глубины
…………………………… безвредно,
…………………………… победной.
Четыре строки рифмуются перекрестно, две последние - параллельно. Найдите точные и неточные рифмы.
В приведенном наборе рифм первой строфы баллады первые две пары можно назвать точными рифмами, последние две - неточными.
Справка. Рифмы бывают точные, неточные, богатые, бедные и др.
В русском стихе точная рифма образуется при совпадении ударного гласного и последующих звуков: беленький - меленький. Неточная - когда заударные звуки не совпадают: волны - полный.

Что такое баллада?

Баллада (фр. ballade - танцевальная песня) - стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.



Загрузка...