emou.ru

Три плохих перерождения в буддизме. Буддийская теория кармы и перерождений. Перерождение и западный буддист

Будда говорил: "Если вы хотите знать, что вы делали в вашей прошлой жизни, посмотрите на свое теперешнее состояние, если вы хотите знать свое будущее состояние, посмотрите на свои сегодняшние действия".

Реинкарнация в раннем буддизме и в учении Будды

Мысль о повторных рождениях характерна для буддизма: просветлённого состояния (буддхи) нельзя достичь в течение одной жизни, на это потребуется много тысяч лет. Известный учёный-буддолог Эдвард Конзе пишет:

Одной из основ буддизма является учение о «четырёх благородных истинах », указывающее на присущее живым существам желание и последующее их страдание от материального существования. Они очень тесно связаны с законами кармы и реинкарнации. Согласно учению абхидхармы , прослеживающегося еще в раннем буддизме, живое существо может рождаться на одном из пяти уровней бытия: среди обитателей ада , животных, духов, человеческих существ и небожителей . Подобно индуизму , этот выбор определяется желанием и кармой, и процесс перевоплощения продолжается до тех пор, пока живое существо либо «распадётся» в момент смерти, либо достигнет шуньяты , «великой пустоты» - совершенство, которого достигают лишь немногие. Все формы жизни (включая богов) сопряжены со страданиями определённого рода, и рассматриваются в буддизме в первую очередь для подчёркивания идеи страдания. Только человеческое существование даёт возможность принятия разумного решения, все остальные формы (включая богов, пребываюших в наслаждении) практически не властны противодействовать потоку самсары, и лишь человек может принять решение о выходе из круговорота страданий.

Многочисленные истории о переселениях душ находятся в «Джатаках » («Рассказах о рождении»), которые первоначально были поведаны самим Буддой. В состав «Джатак» входят 547 рассказов о прошлых воплощениях Будды. В них, часто в аллегорической форме, описываются перевоплощения Будды в различных телах и рассказывается, как человек может достичь просветления, следуя определённым принципам. Реинкарнация играет центральную роль почти во всех историях «Джатаки». Подробно рассказывается о том, как Будда из сострадания принимал тела дэвов , животных и даже деревьев, с целью помочь обусловленным душам достичь освобождения.

Среди ранних сторонников реинкарнации в буддизме выделяется Ватсипутрия , брахмана , который изначально состоял в школе стхавира . Спустя 250 лет после ухода Будды он основал течение пудгалавады , с целью борьбы с набиравшей тогда силу традицией буддизма, которая отвергала доктрину о перевоплощении. Ватсипутрия столкнулся с сильным противостоянием и пудгалавада была признана еретической, уступив дорогу образующимся новым группам, которые не принимали учение о реинкарнации.

Как и в других ответвлениях буддизма махаяны, в дзене наряду с регулярной медитацией предписывается аналитическое изучение смерти, которое способствует преодолению страха смерти и избавлению от иллюзии, проистекающей от отождествления себя с телом. Типичная иллюзия обусловленной души состоит в вере в то, что смерти можно избежать в каком-то материалистическом смысле. Человек живёт так, будто бы смерть никогда не наступит. День за днём люди наслаждаются и страдают, мало задумываясь о неминуемом конце жизни. Буддистские учителя направляют своих учеников на путь осознания природы тела: тело должно умереть, тогда как вечное «я», тем не менее, продолжает жить. Материальное существование, с его иллюзией телесного наслаждения, является главным препятствием для достижения просветления, - индивидуум должен встречать смерть без страха, противопоставив последней полное её осознание.

Буддийский учёный Буддхагхоша (5 век) впервые систематизировал в буддизме медитации, касающиеся смерти. В одной из наиболее значительных его работ, «Висуддхимагге » («Путь чистоты»), он делит эти медитации на две категории: медитации на неизбежность смерти и медитации на отвратительность трупов. Буддхагхоша развил эти медитационные техники в сложную систему из восьми стадий:

Предположительно, медитация на омерзительность трупов была необходима для усиления осознания практикующим своей смертности и подготовки ко встрече со смертью без страха. Буддхагхоша утверждал, что если бы человек мог отчётливо представить себе «омерзительное, гниющее по своему естеству тело», и осознать, что телу суждено гнить и разлагаться, то он отказался бы от привязанности к нему. Эти медитации были нацелены на освобождение практикующего их индивида от телесного восприятия жизни. Медитации на смерть были первым шагом, направленным на сосредоточение сознания на решающем, последнем моменте, когда душа переходит из одного тела в другое. В одном из древнебуддийских текстов говорится следующее:

Своим Божественным оком, абсолютно ясным и превосходящим человеческое зрение, Ботхисаттва видел, как живые существа умирали и рождались вновь - в высших и низших кастах, с благополучными и горестными судьбами, обретая высокое и низкое происхождение. Он различал, как живые существа перерождаются согласно их карме: «Увы! Есть мыслящие существа, которые совершают неумелые поступки телом, не владеют речью и умом, и придерживаются ошибочных взглядов. Под действием плохой кармы после смерти, когда их тела придут в негодность, они рождаются снова - в бедности, с несчастливой судьбой и немощным телом, в аду. Но есть живые существа, которые совершают умелые поступки телом, владеют речью и умом, и придерживаются правильных взглядов. Под действием хорошей кармы, после того как их тела придут в негодность, они рождаются вновь - со счастливой судьбой, в небесных мирах.

Перерождаться. Утрата прежних ценных свойств, ухудшение. Перерождение пшеницы. Признаки физического перерождения. Перерождение тканей.

3. перен. Утрата прежней психологии, идеологии, социального облика под воздействием буржуазной среды (неол. презр.). Идейное перерождение. Бытовое перерождение. Ко времени войны 1914-18 гг. произошло перерождение большинства партий II Интернационала в открытых пособников империалистической буржуазии.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЕРЕРОЖДЕНИЕ" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    ПЕРЕРОЖДЕНИЕ, я, ср. 1. см. переродиться. 2. Утрата прежнего мировоззрения, социального облика под воздействием чуждой среды, идеологии. Духовное п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Реинкарнация в искусстве Переселение душ, реинкарнация (лат. re, «снова» + in, «в» + caro/carnis, «плоть», «перевоплощение»), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») религиозно философская доктрина, согласно которой бессмертная… … Википедия

    перерождение - , ия, ср. == Коммунистическое перерождение общества. патет. ◘ Дело превращения школы в орудие коммунистического перерождения общества. Жаковщиков, 175 … Толковый словарь языка Совдепии

    См. Дистрофия … Большой медицинский словарь

    Изменение структуры и (или) функции клеток, тканей в результате некоторых заболеваний. Термин «П.» введён в общую патологию (См. Патология) Р. Вирховом для обозначения процессов, характеризующихся замещением нормальных компонентов… … Большая советская энциклопедия

    - (Degeneratio) в более общем смысле может относиться к целым индивидам или семействам, представляющим признаки вырождения: чаще всего это наблюдается на потомках от родственных браков, близких к тому, что принято называть кровосмешением.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Ср. 1. процесс действия по гл. перерождаться, переродиться 2. состояние по гл. перерождаться, переродиться Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Перерождение, перерождения, перерождения, перерождений, перерождению, перерождениям, перерождение, перерождения, перерождением, перерождениями, перерождении, перерождениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    перерождение - перерожд ение, я … Русский орфографический словарь

Книги

  • Перерождение , Свами Даши , "Перерождение"-автобиографическая книга Свами Даши, или, как он сам себя называет, Искателя Истины. Это первый литературный проект победителя 17-го сезона телешоу" Битва Экстрасенсов" на ТНТ.… Категория: Эзотерические знания Серия: Авторская серия Свами Даши Издатель: Эксмо ,
  • Перерождение , Свами Даши ,  "Перерождение"– автобиографическая книга Свами Даши, или, как он сам себя называет, Искателя Истины. Это первый литературный проект победителя 17-го сезона телешоу" Битва Экстрасенсов" на… Категория: Эзотерические знания Серия: Книги Свами Даши Издатель:

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Эти вопросы волновали людей еще тысячи лет назад и не перестают волновать сейчас: что ждет душу после смерти? Существует ли переселение душ? Если да, то как оно происходит?

Итак, тема нашего сегодняшнего разговора будет непростой, но очень интересной — мы поговорим о том, что такое реинкарнация души и попытаемся немного приблизиться к тому, чтобы разгадать вечные загадки человечества.

Также мы узнаем, как смотрит буддизм на феномен реинкарнации, каким образом она происходит, и что об этом говорят главные направления буддийской мысли.

Что это такое

Наверное, каждый, кто провожал близкого человека в последний путь, втайне мечтал снова встретиться с ним, пусть даже уже и не на земле. Тем временем многие мыслители разных времен были уверены, что душа усопшего в скором времени переселится в новое тело, поэтому в теории встреча с близким более чем реальна.

Реинкарнация – именно так называют феноменальное явление перевоплощения души. Слово «реинкарнация» латинского происхождения, буквально означает «заново воплотившийся». Древнегреческий вариант понятия – метемпсихоз.

Получается, что умирает только тело, а душа бессмертна. Такие идеи возникали еще у эскимосов, евреев, индейцев родом из Северной Америки. Они считали, что в новорожденном живет душа его дедушки или другого старшего умершего родственника.

О перерождении всерьез задумывались мыслители Древней Греции: Пифагор, Сократ, Платон. Основополагающей идея реинкарнации стала в джайнистской, сикхистской, а главное – в буддийской и индуистской философии.

Как перерождается душа

Все чувства, мысли, ощущения человека – это тонкое тело духа. Когда человек погибает, фактически умирает только его физическая оболочка, а разум, мечтания остаются на уровне тонкого тела, которое позже переселится в новую физическую оболочку. Через сколько времени – учение об этом умалчивает.

Зато известно, что происходит при реинкарнации:

  • смерть физического тела;
  • переселение души;
  • рождение в другом теле.

Согласно буддизму, а именно учению абхидхармы, существует 6 миров сансары, где обитают:

  • адские создания – нарака;
  • духи, снедаемые голодом – преты;
  • животные;
  • люди;
  • полубоги – асуры;
  • небожители, боги – дэва.


А это значит, что душа может воплотиться в одном из шести созданий. На то, кем она родится в очередном воплощении, влияет закон – закон причинно-следственной связи. Он гласит, что положительные поступки, мысли влекут за собой благоприятные последствия, а отрицательные действия – плохие последствия.

На более глобальном уровне этот закон можно понимать так: за благие дела душа воплотится в высших мирах: существо станет человеком, асуром или даже дэвой, за плохие – в низших, а значит оно попадет в обитель животных, претов или адских созданий.

В низших мирах душа будет страдать, отрабатывая карму, чтобы потом переродиться на высшей ступени.


Это объясняется двумя причинами:

  1. Именно человек склонен к мышлению и критическому мировосприятию.
  2. Только человек может постичь суть .

Реинкарнация в основных направлениях буддизма

Нет единогласного утверждения, как же относится буддийская традиция и сам Учитель к понятию реинкарнации. Бытует мнение, что Будда утверждал, будто неважно, существует ли она, верит ли в нее последователь Учения, а что действительно важно — так это оставлять ум чистым, гибким, благородным.

Два крупных течения буддистской мысли по-разному смотрят на процесс перерождения и вообще факт его существования. Попробуем разобраться в тонкостях.

Тхеравада

В начале небольшое пояснение — индуизм оперирует понятием «атман», которое означает «душа», «Я», живущее вечно. Южная ветвь буддизма приняла кардинально противоположную позицию: мирские создания не имеют души – «анатман». Если нет души, то нечему перевоплощаться.


Неоднозначно высказывается на этот счет. Она утверждает: то, что многие привыкли называть тонким телом, на самом деле система элементов:

  • материальная оболочка;
  • ощущения;
  • чувственное восприятие;
  • побуждения, мотивы;
  • сознание.

Когда живое существо погибает, эти элементы распадаются. Но это не значит полную смерть, небытие. Какая-то субстанция их поглощает, а позже воплощается в другом теле, тем самым вновь соединив элементы.


Получается, Тхеравада не отрицает реинкарнацию полностью, а скорее видит в ней новую веху развития элементов тонкого тела, новую жизнь. Такой процесс иногда называют «карма пяти элементов».

Махаяна

Течение полностью признает процесс перерождений в классическом его понимании. Яркий тому пример – тибетский Далай-Лама. После смерти духовного лидера совет лам отправляется на поиски мальчика, в котором воплотился дух Далай-Ламы.

И действительно находит. Учитель, возродившись в новом теле, чувствует свои личные вещи и безошибочно выбирает их среди других предметов, которые ламы кладут перед ним в качестве испытания.


Махаяна считает, что на пути к пробуждению мешают три вещи:

  • неведение;
  • привязанности;
  • отвращение.

Достижение нирваны невозможно без победы над этими ошибками. Но если духу это удалось, он возносится над шестью мирами и получает вечное освобождение.

Заключение

К сожалению, в формате одной статьи сложно рассмотреть подробно такой непростой вопрос, как перерождение, но мы обязательно еще вернемся к нему позже. Будем считать, что сегодня положено только начало.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые познавательные статьи про буддизм и восточную культуру себе на почту!

ТАБЛИЦА ВЫЧИСЛЕНИЯ РЕИНКАРНАЦИИ

ZODIAС & I.E.B.V.
КАРМИЧЕСКАЯ АВЕСТИЙСКАЯ АСТРОЛОГИЯ
поможет Вам разобраться не только в том, что такое карма
и как она связана с Вашей жизнью, но и поможем узнать, чем конкретно
характеризуется Ваша личная карма и что можно сделать, чтобы её улучшить.

ТАБЛИЦА ВЫЧИСЛЕНИЯ РЕИНКАРНАЦИИ

ДУХ - ДУША - ТЕЛО

ДУХ БЕЗЦЕННЫЙ ДАР ТВОРЦА. В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВЕ ВЫРАЖАЕТЬСЯ - ИНДИВИДУАЛЬНЫМ РАЗУМОМ, СОСТОЯЩИМ ИЗ СОЗНАНИЯ И ПОДСОЗНАНИЯ.
ДУША ЖИЗНЬ ДУХА И ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА В МИРУ. АКТИВИРУЕТСЯ В МОМЕНТ ЗАЧАТИЯ И ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ КАРМЫ СОЗДАЮТСЯ ПРИЧИННО- СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ, ФОРМИРУЮЩИЕ СУДЬБУ ЧЕЛОВЕКА И ТЕМ САМЫМ ПОДГОТАВЛИВАЯ ДУХ К СВОБОДНОМУ ИЛИ ОТЯГОЩЕННОМУ ПЕРЕХОДУ НА БОЖЕСТВЕННЫЙ ПЛАН.

ТЕЛО ХРАМ, ПОДОБИЕ ТВОРЦА. КРЕПОСТЬ - ДЛЯ ДУХА И ДУШИ.

Многократное рождение человека в различных телах называется реинкарнацией.
Это явление означает, что некоторая часть человека - а именно его бесмертный Дух и душа, после смерти может переселиться в другое тело. Имеется множество гипотиз сколько реинкарнаций имеет человеческий Дух и душа. Нет необходимости перечислять их. Я предоставлю Вам свою точку зрения на этот счёт.
Реинкарнации Духа и души человека небесконечны и имеют предел.
Они состоят из двеннадцати кругов по двенадцать реинкарнаций в каждом круге. В совокупности Дух воплощается в различных человеческих телах различных национальностей, в мужском или женском поле, в различных географических точках 144 раза. Во время воплощения которых, Дух человека нарабатывает позитивный или негaтивный жизненый опыт, исполняет или нет поставленные кармические задачи, имеет возможность освобождения от кармы и выхода на Божественный план и не рождаться больше на Земле. Если Дух человека после прохождения двеннадцати кругов не решит кармические задачи, то как известно из эзотерических источников знаний, прототипы этих Духов уничтожаются на Божественном плане.
Реинкарнации могут прерваться только по двум причинам.
Человек сам может прервать ход реинкарнаций и оставаться бесконечно на уровне Тонких миров (Царстве Небесном), но это происходит только в том случае, если человек решил все свои задачи на Земле и полностью соответствует всем требованиям Высших сил. Человек должен искупить карму, обладать обсолютной мудростью (знанием), овладеть духовной дисциплиной и приложить усилия для достижения этой цели.
Вторым условием невозможности воплощения Духа на Земле является - неестественная или насильственная смерть человека. Исследуя многие годы Свещенное Писание - БИБЛИЮ и, концентрируя особое внимание на главе «Откровения», я пришел к этому выводу. Обратив внимание на главу 6: стих 8 -11.
Цитата: « И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть, и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвёртою частью земли - умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными». Нет смысла объяснять какие маштабы неестественной насильственной смертии имеет наша цивилизация - войны, алкоголизм, наркомания, преступность, эпидемии, смерть от тяжело излечимых заболеваний, стихийные бедствия, несчастные случаи, самоубийства, огромная часть населения земли умирает с голода и т.д. Цитата:«И когда он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.» Дух, направляясь в очередную реинкарнацию имеет жизненное предназначение.
Цитата: «И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» Эти души находятся не в раю, не в аду, а в промежуточном состоянии невостребованности, вечного ожидания и не в комфортных условиях.
Цитата: «И даны были каждому из них одежды белые, (это означает, что у этих Духов стёрт весь накопленный жизненный опыт приобретённый в предыдущих реинкарнациях) и сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время (как мне представляется, этих Духов готовят для определённой миссии в будущих воплощениях на Земле. В последнее время мир науки ведет дискуссию о так называемых - «ДЕТЯХ ИНДИГО», у которых в ауре преоблодает фиолетого-синий цвет. Отличительной чертой этих детей являеться неприятие лжи, несправедливости и других негативных аспектов современной жизни. У меня есть свои коментарии на этот счет, которые я предоставлю позже.) Пока и сотрудники их, и братья их, которые будут убиты, как и они дополнят число.» (Число здесь имеется в виду то, что Творец сотворил определённое количество Духов, то есть конкретное число. После того, как апостолу Иоанну было показано в видении одной группы, состоящей из 144 000 «отмеченных печатью», ему была показана другая группа. Иоанн описывает вторую группу, как «великое множество людей, которого никто не мог сосчитать из всех наций, племён, народов и языков».Это то великое множество, которое будет жить в 1000 летнем Земном Раю небесного правления Христа.
В течении многих лет исследуя Библию, изучая эзотерическу и астрологию, и создав собственную концепцию в этих направлениях, я пришёл к выводу, что реинкарнации состоят из двеннадцати кругов. Каждый круг состоит из 12 воплощений. Всего человеческая Дух воплощается на земле 144 раза, с перерывами от года до ста и тысячателетий. Чем больше заслуга сотворённая Духом при жизни в меру, перед Творцом в отношении людей и земли, тем дольше Дух может оставаться в тонких мирах и соответственно обратное, чем меньше заслуг, тем меньше отдыха. Это основывается на том,что восточный гороскоп состоит из двенадцати годовых циклов, космическая энергия каждого года определяется животным и соответствует характерному качеству энергии - год крысы - агрессивность, год быка - упорство, год тигра - энергия, год кота - спокойствие, год дракона - могущество, год змеи - мудрости, год лошади - выносливости, год козы - критики, год обезьяны - изобретательности, год петуха - праздности, год собаки - справедливости, год кабана - добро - богатство. В каждый год восточного гороскопа проходит через 12 созвездий зодиака - Овен, Телец, Блезнецов, Рака, Льва, Девы, Весов, Скорпиона, Стрельца, Козерога, Водолея и Рыб. Вычислить свою реинкарнацию в этом круге (в этой жизни) вы можете, произведя следующие арифметическое действие.

Пример № 1. Дата рождения человека 22.08.74.
22. 08. - человек родился под созвездием Льва - № 5 в горизантальном ряду таблицы.
74 год - под покровительством года Тигра - № 3 в вертикальном ряду таблицы.

3 х 5=15 РЕИНКАРНАЦИЯ

В этом воплощении астрологические показатели соответствуют году Тигра и созвездию Льва. Это говорит о том, что этот человек (т.е. его Дух) проходит испытание - энергетику года Тигра (энергия). Значит в прошлом рождении он рождался также в год Тигра под созвездием Рака, а в будущем родится под созвездием Девы, Весов, Скорпиона, Стрельца, Козерога, Водолея, Рыб также в год Тигра. После прохождения энергетики Тигра Дух воплощается на уровень энергетики покровителя года Кота (спокойствие). Если по двум выше указанным причинам не разамкнётся круг реинкарнаций. В астрологии нет плохих или хороших знаков Зодиака - все они индивидуальны и наделяют человека определенными качествами. Из выше сказаного следует, что люди должны быть солидарными и терпимыми друг к другу, потому что, мы рождались или будем рождаться под покровительством всех годов и созвездий Зодиака.

Проимер № 2.
Дата рождения: 12.03.1971. Означает двеннадцатый круг - год Кабана (добро) под созвездием Рыб - 12 воплощение
12 х 12 = 144 реинкарнация. Душа человека проживает своё последнее воплощение на Земле в человеческом теле.
Наличие кругов и реинкарнаций не влияет на развитие личности и не даёт превосходства перед другими людьми. Значение имеет только количество позитивного или негативного опыта наработаного Духом в прошлых воплощениях для накопления и отработки которого, Дух направляется в очередную реинкарнацию.

Особые числа, имеющии упоминание в Библии, в Астрологии, Эзотерике и в нашем времяисчеслении:
Это числа -12 -24 -144
Библия: Апостол Иоанн в откровении говорит о двенадцати именах двенацдати апостолов Агнца.
Цитата: «И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу.»
Откровение стих 14.
«И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». Или там же в Откровении о Великом городе Иерусалиме: « И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела».

Теперь рассмотрим параллели в астрологии.
12 годов восточного гороскопа.
12 созвездий зодиака
12 + 12 = 24 - астрологических показателя.
12 х 12 = 144 - совмещённых астрологических архетипов.
144 000 ******* - бесконечное каличество воплощения Духов через 144 астрологических архетипов, по сути являющимися воротами прохождения Духов в наше Земное пространство.

Теперь расмотрим параллели в эзотерике.
Семь энергетических центров человека.
При сложении всех лепестков чакр, минипотоков энергии, получается следующее:
4+6+10+12+16+96=144 умножить на 1000 = 144000. Это означает, что человек представляет собой ЛОТОС. сосотящий из СТА СОРОКА ЧЕТЫРЁХ ТЫСЯЧ ЛЕПЕСТКОВ.(состоит из 144 000 потоков космической энергии) Гармоничные функции шести нижних чакр, составляющих в совокупности 144 лепестка обеспечивают человеку доступ в 1000 мерное пространство, получать из него информацию и транквилизировать в него свою позитивную энергию.

Рассмотрим параллели с единицами нашего время исчисления.
60 - секунд в одной минуте.
60 - минут в одном часе.
24 - часа в сутках.
Путём сложения едениц времени получаем 60 + 60 + 24 = 144 еденицы времени.
Объясняется выше указаное, следующим образом. Каждую секунду, минуту, час, сутки приходят новые Духи (Души-жизни) в очередную реинкарнацию. Рождается новый человек - будущая личность, а также в каждый момент Духи отправляются обратно откуда пришли. Если представить себе Нашу Планету со стороны, смотря на неё как бы из Космоса, а Духи приходящие к нам и уходящие от нас в виде точек мерцающего света, то эта картина напоминала бы звёздный дождь. И этот Космический дождь непрерывен для Мироздания, но не для человеческого Духа.

Буддизм возник в Индии 2 500 лет назад как оппонент класса фанатиков-священнослужителей (брахманизма), усматривавших в ведических текстах призыв к жертвоприношению животных. Поэтому путь Будды (от санскритского будх - «просветленный») рассматривался как иноверческий, хотя с исходным вероисповеданием, индуизмом, имел много общего, включая собственно буддийскую трактовку явления реинкарнации. Фактически буддизм появился для того, чтобы придать особое значение учению о «воплощении», в котором утверждается, согласно ранним буддийским мыслителям, что преобладающая мысль человека в момент смерти формирует тот самый образ, который выстраивается определяющим для нового существования в последующем теле. Безусловно, этот взгляд на реинкарнацию заимствован из ранних учений индуизма.

К сожалению, вокруг учения самого Будды о душе и реинкарнации разгорелись дискуссии и споры; существует даже мнение, что Будда вообще отрицал обоснованность этих понятий. Такая точка зрения, по крайней мере, в какой-то степени, характерна для особой разновидности буддизма, получившей название Теравада, - южноиндийской философской школы, которая учит, что живое существо не обладает вечной душой (ана-анатман), следовательно, не существует и «я» для нового рождения. Согласно школе Теравады, то, что называется «я», - это преходящее сочетание пяти элементов (пяти скандх): (1) материи, (2) телесных ощущений, (3) восприятий, (4) побуждений и эмоций и (5) сознания. И хотя буддисты школы Теравады заявляют, что индивидуум - это больше, чем сочетание названных элементов в любой отрезок времени, они торопятся отметить, что во время смерти эти пять элементов распадаются и «я» перестает существовать.

Но даже самые консервативные буддисты школы Теравады признают, что «растворение» индивидуальности в момент смерти является не абсолютным концом жизни, а, скорее, началом новой фазы существования. Считается, что некое тонкое кармическое качество, поглотив «пять элементов», переходит в новое тело, принося с собой новое сочетание скандх, которое помогает войти в «новую жизнь» с новым жизненным опытом. Существуют даже тексты писаний, указывающих, что «карма пяти элементов» в форме «зародыша сознания» (виннану) переходит в утробу матери, - и это можно рассматривать, по меньшей мере, как тонко завуалированное представление о реинкарнации.

Считается, что «бездушное» учение Теравады возникло, когда сам Будда еще пребывал на Земле, но и в те времена оно рассматривалось как нестандартное представление, которое не находило достаточной поддержки в текстах писаний. Изучение ранних буддийских текстов, фактически, показало, что взгляд школы Теравады едва ли отражал представления оригинального индийского буддизма; в некотором смысле он даже противоречил раннебуддийскому учению. И тем не менее, среди древних буддистов были считавшие точку зрения о несуществовании души верной: это могло бы объяснить, почему даже на Востоке идет так много споров относительно учения Будды о душе и реинкарнации. Глубокие исследования, однако, позволили обнаружить высказывания Будды, в которых он недвусмысленно говорит о своем отношении к учению, отрицающему существование души:

О монахи, есть аскеты и брахманы, которые несправедливо, всуе и лживо винят меня: «Этот отшельник Гаутама проповедует разрушение, уничтожение и умерщвление живущих существ». Они считают меня, порицая, тем, кем я не являюсь, и осуждают за слова, которых я не говорю.

Мысль о повторных рождениях подразумевается в буддизме: просветленного состояния (буддхи), говорят буддисты, нельзя достичь в течение одной жизни, на это потребуется много тысяч лет. Ученый-буддолог Эдвард Конзе пишет: «Состояние Будды - одно из высших совершенств, которого можно достичь, и для буддистов является самоочевидным, что для того, чтобы достичь его, потребуется прикладывать колоссальные усилия на протяжении многих жизней». буддизм с самого начала признавал как существование души, так и процесс ее перевоплощения, хотя клеветники и выдвигали Будде несправедливые обвинения в пропаганде обратного. По мнению одной из философских школ, ранние буддисты сочинили учение, отрицающее существование души, в противовес индуистской ортодоксальности, стремясь тем самым укрепить буддизм как традицию, теологически отличную от индуизма. ...

Историки расходятся во мнениях, отрицал ли Будда душу вообще или все же признавал ее существование с некоторыми отклонениями от принятых в индуизме определений. Буддийские тексты сами раскрывают большую часть своих тайн, если, читая их, руководствоваться не политически мотивированными трактовками, а попытками проникнуть в целостность учения Будды. Например, четыре Благородные Истины - основополагающая мысль буддизма, указывающая на присущее [живым существам - примеч. ред.] желание и последующее их страдание от материального существования - прямо перекликаются с законами кармы и перевоплощения. Ранний буддизм учит, что живое существо может рождаться на одном из пяти уровней бытия: среди обитателей ада, грубых (животных) созданий, духов (привидений), человеческих существ или небожителей. Как и в традиционном индуизме, этот выбор определяется желанием и кармой, и процесс продолжается, повторяясь, до тех пор, пока существо либо «распадется» в момент смерти, либо достигнет уровня Будды. Лишь немногие самоотверженные достигают такого совершенства. Для большинства же предъявляемые требования оказываются слишком строгими, а удовольствия материального мира слишком соблазнительными. И как результат - большинство живых существ пребывают в животных формах жизни. Поэтому, как считают буддисты, существа других видов превосходят людей по численности. Так идея о реинкарнации увязывается с тем страданием, которое охватывает все уровни бытия, о котором гласят четыре Благородные Истины.

В статье «Буддизм учит воплощению» Кристмас Хамфрис, один из величайших авторитетов западного мира в области буддийской мысли, приводит знаменитый список «десяти положений, которым Гаутама Будда не стал бы учить», первоначально составленный госпожой Рис Дэвиде, ведущим ученым Пали XIX века. В этом списке госпожа Дэвиде однозначно утверждает, что Будда «никогда бы не отрицал существования истинного «я», духа, души». Несмотря на то, что она долгое время изучала буддизм школы Теравады, который, как упоминалось, придерживается учения, отрицающего душу, она настойчиво заявляет, что «Будда начинал свою миссионерскую деятельность, побуждая людей серьезно заниматься поисками Атмана (своего «я»), и закончил призывом жить, сознавая атман как источник света и собственное прибежище». Интерес Будды, как она говорит, на самом деле был направлен к личности, то есть к внутреннему «я» на его «пути» [освобождения - примеч. ред.]. И это долгий и трудный путь, утверждает она, который, как Будда хорошо знал, занял бы много, жизней; он разъяснял это в притчах и беседах с близкими учениками.

Если Будда... учил [истине] Атты («я»), наряду с его блестящими предшественниками в области индийского мышления, что же тогда он говорил относительно «не - я», анатты? Это понятие совершенно особенное. Существует пять скандх - составляющих личности, в которых не удается обнаружить низменного «я»... Однако монахи не могли оставить это утверждение в чистом виде. Нападая на понятие атмана, которое во времена Будды деградировало до уровня некоей «вещи»... они отклонились слишком далеко [от верного понимания]. «Не существует «я», «я» не существует!» - кричали они, и с течением времени сформировалось безрадостное, слишком узкое учение, [то, которое] мрачно провозглашается сегодня.

Хамфрис возражает против мировоззрения, отрицающего душу. Он соглашается с бхиккху (монахами) школы Теравады, когда они отвергают материалистическое понимание души; но он настаивает на том, что вечное «я», понятое надлежащим образом, неотъемлемо от буддийского мышления и также заявляет, что «бхиккху игнорируют «не рожденное, не имеющее начала [«я»]... своих собственных священных писаний, как будто оно присуще любой проявленной вещи. Несомненно, что феноменальное «я» - называть ли его эго, тенью, следующей по пятам, или развивающейся душой - все время меняется». Хамфрис заключает, что бхиккху не правы, говоря: «Души нет, души нет, нет вообще никакого «я».

Дальнейшие свидетельства веры в реинкарнацию мы находим в «Сказаниях Джатаки» («Рассказах о рождении»), которые, согласно преданию, первоначально были рассказаны самим Буддой; это 547 рассказов о прошлых воплощениях Просветленного. Эти повествования, часто в аллегорической форме, описывают странствия Будды в различных телах и рассказывают, как человек может достичь Просветления, следуя изложенным в них принципам. В сказаниях подробно говорится о том, как Будда принимал тела девов, животных, чтобы помочь душам, находящимся в различных обусловленных состояниях, достичь освобождения; таково было его сострадание. Широко известная маха-кавья («великое высказывание») буддийской традиции гласит: «Нет такой части Земли, где бы Будда не жертвовал своей жизнью ради живых существ». В одном из сказаний он воплощается в теле слона и приносит одной женщине великие жертвы, главным образом тем, что стачивает для нее свои бивни. Запомнив его самоотверженность в этой жизни, в следующей она становится его учеником и, в конце концов, - великим святым. Реинкарнация играет центральную роль почти во всех 547 сказаниях «Джатаки».

Северный буддизм

До сих пор в основном мы имели дело с южным буддизмом - буддизмом Бирмы, Шри Ланки, Камбоджи, Таиланда и отдельных регионов Вьетнама. Мы кратко обсудили его учение, отвергающее существование души, и представили опровержение, основываясь на раннеиндийских источниках. Сейчас перейдем к рассмотрению взглядов северного буддизма в традиции Махаяны, получившей развитие в Тибете, Китае, Японии и Корее. Возможно, потому, что эта традиция имеет значительно больше заимствований из изначального индийского буддизма, она гораздо в большей степени разделяет идею реинкарнации, которая с особенной очевидностью обнаруживается в религии Тибета, где учение о перевоплощении продолжает занимать центральное место.

Во время посещения Соединенных Штатов в 1981г. Далай Лама - верховный представитель тибетского буддизма - сказал: «Согласно философской школе Теравады после того, как личность достигнет нирваны, она перестает быть личностью, полностью исчезает; однако согласно высшей школе философской мысли, личность все же сохраняется, и существование «я» по-прежнему продолжается».

Тибет изначально известен как Ти-Бутта - «Ти» по-китайски означает «Божество», а Бутта, происходящее от санскритского буддха, означает «мудрость». Поэтому, ссылаясь на успешные воплощения двух возвышенных лам: Далай Ламы и Панчен Ламы, Тибет называют Землей Бога Мудрости, или Воплощений Мудрости. Только высших монахов называют ламами, во всех буддийских общинах их признают высокоразвитыми душами, которые инкарнируют вновь и вновь, чтобы помочь другим достичь просветления. Инкарнированных наставников тибетцы называют Ринпоче, от слова рин – драгоценный - прим.ред.. Придерживаясь веры в реинкарнацию, в Тибете дням рождения не придают значения, даже дням рождения Лам. И это потому, что день рождения рассматривается не как нечто уникальное, а как нечто, через что каждый из нас проходит миллионы раз. Также здесь уместно вспомнить тибетскую книгу Мёртвых. Прим. ред.

Людей совершенно не интересует дата рождения их царя [Далай Ламы]. Он олицетворяет собой возвращение на землю Ченрези, Бога Милосердия, одного из тысячи живущих Будд, которые отказались от нирваны ради того, чтобы помогать человечеству...

В северных формах буддизма представление о реинкарнации выражается иным образом, и временами прямые упоминания о перевоплощении могут казаться довольно невразумительными. Китайский буддизм, например, часто характеризуют как «приземленный», пренебрегающий понятием реинкарнации и подобными ей «абстракциями», в пользу более ощутимых вещей, таких как красота природы. Это влияние исходило, главным образом, от местных китайских учителей, например, Лао Цзы и Конфуция, самые ранние приверженцы которых (восходящие к Династии Танг, началу эры христианства) придавали особое значение «миру природы» и красоте «здесь и сейчас». Однако в отношении истинного китайского буддизма следует упомянуть древнее писание, известное как «Праджна Парамита Сутра», написанное на деревянных табличках, которое, согласно преданию, содержит слова самого Будды. (Говорят, китайцы были первыми, кто записал их). На этих глубоко почитаемых табличках начертаны эзотерические истины, которые прямо указывают на реинкарнацию. Буддисты, являющиеся приверженцами учения о перевоплощении, высоко почитают эти писания, и не только за то, что они ясно обосновывают учение о реинкарнации, но и потому, что они, как предполагается, излагают слова самого Будды.

Среди других ранних сторонников реинкарнации в буддизме следует назвать Ватсипутрию, брамина, изначально состоявшего в школе Стхавиры. Спустя 250 лет после ухода Будды этот монах основал школу Пудгалавады, специально задуманную для борьбы с набиравшей тогда силу традицией буддизма, которая отвергала учение о перевоплощении. Ватсипутрия столкнулся с сильной оппозицией, и его группа монахов, стойких приверженцев буддизма, была признана еретической и уступала дорогу образующимся новым группам, которые тщательно избегали учения о перевоплощении.

Дзен-буддизм

По традиции учителя дзена обучали идеям реинкарнации, но основное внимание дзена было сосредоточено на сложных техниках медитации, а не на метафизических вопросах, включающих, например, понятие о реинкарнации. Тем не менее, было несколько выдающихся учителей дзена, проповедовавших перевоплощение и вечное существование души. Для этих учителей дзена было очевидно, что живое существо вечно и не распадается после того, как тело становится бесполезным для него. Например, великий учитель Чао-чоу (778-897) писал: «До существования мира природа Личности уже существует. После разрушения мира природа Личности остается нетронутой».

Однажды Хуи-ненг (638-713), которого историки дзена назвали «шестым китайским патриархом дзена», собираясь умирать, попросил своих учеников встать.

Человеческая жизнь коротка: в лучшем случае мне осталось жить не более нескольких лет.

Я умираю каждый момент времени... с каждой быстротечной секундой моя жизнь увядает и ее нельзя вернуть.

Медитация на омерзительность трупов была нужна, как предполагалось, для эмоциональной встряски практикующего, для усиления осознания им своей смертности жизни и его подготовки ко встрече со смертью без страха, с благоволением. Если бы человек, в самом деле, мог правдиво и отчетливо представить себе «омерзительное, гниющее по своему естеству тело», говорит Буддхаг-хош, и осознать, что телу суждено гнить и разлагаться, то он отказался бы от привязанности к нему и углубился бы в постижение атмана - истинного «я», которое существует внутри тела и выходит за его пределы. В целом смысл состоит в том, чтобы научиться различать тело и истинное «я». Отрезвляющие ум, эти медитации не являлись упражнениями, приводящими к психическим расстройствам, скорее, они были мозговой встряской, нацеленной на освобождение медитирующего от телесного восприятия жизни. Только после этого наступала невозмутимость ума, необходимая для медитации на высшие истины. Медитации, касающиеся смерти, были первым шагом, направленным на сосредоточение сознания на решающем, последнем моменте, когда душа переходит из одного тела в другое. Буддхагхош утверждал, что без достижения этого состояния весь процесс такой медитации является пустой тратой времени.

Идея перевоплощения в буддизме Махаяны нашла символическое изображение в эмблеме Бхава Чакры (Колеса Закона), запечатленной на прекрасной фреске в монастыре Таши динг в Сиккиме. Колесо делится на 6 частей, представляющих 6 состояний существования. Три верхних части представляют: первая - локи, высшую обитель богов; вторая - обитель полубогов; третья - обитель человечества. Нижние три части относятся к состояниям: животных, духов и привидений и, наконец, к адскому существованию. Буддизм Махаяны полагает, что после смерти живое существо переселяется в одну из шести этих частей в зависимости от соотношения благих и нечестивых поступков, совершенных им ранее. Если душа целомудренна, она может попасть в обитель богов, где будет наслаждаться небесными удовольствиями до тех пор, пока ее благоприятная карма не иссякнет. Если душа порочна, она попадает в ады, где остается на время, которое соответствует тяжести ее пороков. Если душа жила средней жизнью добродетели и греха, то она сразу воплощается в человеческом теле.

В соответствии с учением северного буддизма, душа может достичь конечного состояния просветления только в человеческом теле. Нирвана, высшее состояние согласно буддизму, никак не представлена среди областей внутри колеса, ей соответствуют два изображения за его пределами. Личностям, обладающим добродетелью истинной Нирваны, нет места в колесе трансмиграции; они переступают его пределы. Тем не менее, в каждой из шести частей колеса можно заметить маленькую фигурку Будды; она олицетворяет его проявление в качестве Бодхисаттвы Сострадания, который рождается в материальном мире, чтобы просветить остальных, пребывающих во всех сферах жизни, и привести их к совершенству.

Важно отметить, что полный круг, состоящий из шести частей, символизирует иллюзию материального мира. Положение бытия, будь то Бог, человек, зверь или кто-то еще, - всего лишь часть той же самой иллюзии плотского существования. Единственной и абсолютной реальностью является состояние Будды, выходящее за пределы обычного трехмерного мира. Поскольку сама ось колеса иллюзии состоит из сотворенных трех пороков - глупости, жадности и вожделения, - все виды жизни в нем объединяет отсутствие истинного состояния Будды.Согласно буддийскому учению, состояние Будды присутствует в каждом живом существе, однако из-за пороков существа не могут обнаружить в себе это состояние - прим. ред. До тех пор, пока живое существо не одержит верх над этими тремя пороками, оно продолжает оставаться жертвой своего эго и телесного отождествления и трансмигрирует через шесть областей иллюзорного бытия.

По краю Бхава Чакры располагаются двенадцать вторичных символов - ниданы, которые отображают 12 состояний существования, начиная от рождения до нового рождения. Эти двенадцать символов размещаются на Чакре подобно цифрам на циферблате часов. Они замыкают цикл, напоминающий собой круговорот рождений и смертей. Однако, перемещаясь по концентрическим окружностям все ближе и ближе к центру, к нирване, к состоянию Будды, живое существо, таким образом, учится и развивается с каждым новым рождением. Проповедуя учение о перевоплощении, буддизм представляет собой многообещающую философию жизни, утверждающую непрестанное развитие живого существа, в ходе которого оно вырывается на свободу и погружается в бессмертный нектар реальности.

Заключение

В недавно опубликованных «Концепциях трансмиграции», профессор Р.Д. Премасири утверждает, что буддизм школы Теравады, вопреки принятому мнению, признает и считает нужным учение о реинкарнации. Он пишет, что идея перевоплощения в этой традиции имеет такое же значение, как «вера в Бога в монотеистических религиях». Он блестяще восстанавливает положение этого учения в буддизме Теравады, цитируя такие ортодоксальные источники, как «Суттапитака» Пали, «Милинда-панха», трактаты Абхидхаммы, Буддхагхоша и др. Он методично пытается разрешить очевидный вопрос: если в буддийской школе Теравады не существует понятия «я», тогда кто или что перевоплощается? Проведя детальный анализ, он ссылается на представление о душе и реинкарнации как на один из подразумеваемых или составляющих факторов в буддизме, тем самым отвергая ошибочное представление, что трансмиграция не играет никакой роли в буддизме Теравады.

В том же сборнике опубликовано эссе профессора Ричарда Пилгрима о восточноазиатском буддизме Махаяны. И хотя вполне очевидно, как следует из этой статьи, что все разновидности Махаяны поддерживали учение реинкарнации, Пилгрим высказывает интересное соображение, касающееся традиции Теравады. Он заявляет, что Махаяна относится к пониманию перевоплощения со стороны Теравады как к слишком формальному и одностороннему, возможно, из боязни подобного толкования атмы, приведшего ранних буддистов Теравады к отрицанию души и перевоплощения, когда, как это было, вместе с рисовой водой выплеснули ребенка. Как бы то ни было, последние (упомянутые выше) работы видных буддологов, например, Премасири и Пилгрима, свидетельствуют о том факте, что реинкарнация в буддийской мысли живет и здравствует. Для тех, кто сомневается в этом, в заключение мы приведем древнебуддийский текст, с которым в настоящее время согласны все теологи ортодоксального буддизма:

Своим Божественным оком, абсолютно ясным и превосходящим человеческое зрение, Бодхисаттва видел, как живые существа умирали и рождались вновь - в высших и низших кастах, с благополучными и горестными судьбами, обретая высокое и низкое происхождение. Он различал, как живые существа мигрируют согласно их карме: «Увы! Есть мыслящие существа, которые дурно обращаются с телом, не владеют речью и умом, они унижают ариев и придерживаются ошибочных взглядов. Под действием плохой кармы после смерти, когда их тела придут в негодность, они рождаются снова - в бедности, с несчастливой судьбой и немощным телом, в аду. Но есть живые существа, которые хорошо обращаются со своим телом, владеют речью и умом, не унижают ариев и придерживаются правильных взглядов. Под действием хорошей кармы, после того как их тела придут в негодность, они рождаются вновь - со счастливой судьбой, в небесных мирах».



Загрузка...