emou.ru

Смотреть что такое "Миф двадцатого века" в других словарях. Смотреть что такое "Миф двадцатого века" в других словарях Альфред розенберг миф хх века читать

По повествование, о котором известно, что оно ложно, но которому мы верим, как если бы оно было истинным. Мифы бывают двух родов. Во первых, существуют символические мифы, ложные при буквальном их понимании, но истинные, если толковать их как … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

Моя борьба - Mein Kampf

Гитлер, Адольф - Запрос «Гитлер» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адольф Гитлер нем. Adolf Hitler … Википедия

Нацистская расовая политика - … Википедия

Гиммлер, Генрих - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гиммлер (значения). Генрих Гиммлер Heinrich Luitpold Himmler … Википедия

Нюрнбергский процесс - У этого термина существуют и другие значения, см. Нюрнбергский процесс (значения) … Википедия

Штурмовые отряды - У этого термина существуют и другие значения, см. Штурмовой отряд. Запрос «Штурмовики» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эмблема СА … Википедия

Муссолини, Бенито - Запрос «Муссолини» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Бенито Муссолини Benito Mussolini … Википедия

Пивной путч - «Пивной путч» (известен также как путч Гитлера и Людендорфа, нем. Hitler Ludendorff Putsch) попытка захвата государственной власти, предпринятая ветеранской организацией «Kampfbund» во главе с национал социалистом Гитлером и генералом… … Википедия

Неонацизм - … Википедия

Книги

  • Фигуры памяти , Пальшина Маргарита. Две столицы: Москва и Санкт-Петербург. Два века: начало двадцатого века (1905-1918 гг.) и начало двадцать… Купить за 448 руб
  • Фигуры памяти , Пальшина М.. Две столицы: Москва и Санкт-Петербург.. Два века: начало двадцатого века (1905-1918 гг.) и начало двадцать…

«Нордический миф» Альфреда Розенберга

Крайних пределов антиинтеллектуализм достиг у Альфреда Розенберга, чья книга «Миф двадцатого века» была для нацистов второй по важности после «Майн кампф»25. Заявляя о необходимости заново переписать мировую историю, Розенберг видел основной ее стержень в вечном межрасовом конфликте, что и легло в основу официальной нацистской идеологии. Он приписывал все крупнейшие достижения мировой культуры людям «нордической крови» и сокрушался по поводу нынешнего упадка германской культуры, которую разъедал дух либерализма. Розенберг связывал творческий дух с расой и отказывал в нем тем, кто происходил от смешанных браков. В смешении рас он усматривал универсальную причину упадка древних цивилизаций (Rosenberg 1930)26.

Розенберг рассматривал расу как органическое единство души и тела, и с этой точки зрения сам образ мышления человека определялся строением его тела. Поэтому оказывалось возможным говорить о «расовой душе», и это иррациональное понятие сопровождало все труды Розенберга. Расовые мистические основы для него имела и культура, которую он противопоставлял наносной механической цивилизации. В то же время культура была теснейшим образом связана со своим носителем-народом, причем немецкий термин Volk в этом контексте определялся прежде всего неразрывными кровными узами и оказывался неотличимым от все той же расы (Chandler 1968: 27; Wiwjorra 1996: 168, note 1). Свое место среди этих идей находила и мысль о неизменном национальном характере. Итак, круг замыкался, и народ выступал как органическое единство физического и духовного (Rosenberg 1930: 437). Нетрудно понять, как эти «культурологические идеи» обосновывали концепцию тоталитарного политического режима, враждебного любой демократии и сознательно ограничивавшего себя одним идеалом, одной-единственной политической партией и одним фюрером. По Розенбергу, «расовая душа» воплощалась в государстве, культуре и религии (Rosenberg 1930: 559; Viereck 1965: 230–231, 243). Правда, нацистская концепция расы не отличалась строгостью и не раз изменялась в угоду политической целесообразности. Могло ли это быть иначе, если даже у Гитлера и многих других нацистских вождей форма черепа не соответствовала «арийским» стандартам (Viereck 1965: 293–294; Chandler 1968: 70; Godwin 1993: 48)?

Выстраивая свою концепцию, Розенберг отчетливо сознавал, что она базировалась не столько на тщательно установленных фактах, сколько на мифе, и не случайно его основной труд носил название «Миф двадцатого века». Он сознательно строил миф, «миф крови», или «религию расы» (Viereck 1965: 293), рассчитывая на то, что тот поможет создать принципиально нового человека. Мало того, он специально оговаривался, что речь идет о его собственных воззрениях, обращенных не к специалистам, а к широкой публике, которая якобы мучается в поисках новой могущественной идеологии. По словам одного аналитика, «Розенберг навевал зевоту как на необразованных, так и на хорошо образованных людей, но считался богом у полуобразованных» (Viereck 1965: 219)27. Розенберг упрекал цивилизацию в излишнем интеллектуализме, разрывающем живительные нити, связывающие людей с расой и природой. Интеллектуализму он пытался противопоставить могущественный миф, понимая его как нечто, содержащее гораздо более глубокую истину, чем та, на которую способны наука или здравый смысл. Речь шла об интуитивной философии, включавшей представления о мире, способные увлечь людские массы, направив их энергию на исполнение заданной цели. Миф, создаваемый Розенбергом, был обращен к конкретной аудитории, к «нордическим людям». Тем самым, он пытался помочь немцам преодолеть разочарования и пораженческие настроения, охватившие их после неудачи в Первой мировой войне. Расовый миф должен был, по его мысли, сплотить их ради построения новой невиданной ранее цивилизации (Rosenberg 1930: 1–2. Об этом см.: Viereck 1965: 229; Chandler 1968: 6; Cecil 1972: 61–63).

Как свидетельствуют современные австрийские ученые, этот миф имел четкие политические функции. Во-первых, он был призван создавать и упрочивать общегерманскую идентичность, во-вторых, оправдывал милитаризацию и войну, в-третьих, отрицал ценность демократии, в-четвертых, обосновывал авторитарный режим и выковывал культ вождя, в-пятых, укреплял патриархальное мировоззрение, в-шестых, легитимизировал борьбу против христианства и церкви, в-седьмых, утверждал органический взгляд на общество, в-восьмых, воспевал крестьянство и сельскую идиллию, наконец, в-девятых, призывал к слиянию с природой и выражал резкое неприятие современной технической цивилизации (Gugenberger, Schweidlenka 1993: 91, 122–134). Для построения такого мифа Розенберг использовал исландскую «Эдду», германскую «Песнь о Нибелунгах», индийскую Ригведу и греческую «Илиаду».

Вместе с тем, вопреки этим источникам, не знавшим понятия расы, историософия Розенберга делала расовый фактор ведущей силой истории и сводила суть истории к борьбе рас. При этом его в особенности вдохновляли достижения археологии, геологии и сравнительной мифологии, и он с упоением искал следы вымерших цивилизаций. Его увлекала модная в начале XX в. гипотеза Горбигера о смене земных полюсов, и он верил в то, что когда-то климат северных широт был настолько мягче, чем сегодня, что допускал расцвет некоей допотопной цивилизации. Розенберг предполагал, что в те далекие времена на Севере существовал обширный континент, сопоставляемый им с легендарной Атлантидой. Там-то, на его взгляд, и возникла одаренная раса голубоглазых и белокурых арийцев, которая разнесла свою высокую культуру по всей земле после того, как древний континент ушел под воду. Сознавая свой дилетантизм, Розенберг делал следующую оговорку: «Даже если гипотеза Атлантиды не оправдается, все же придется принять идею существования нордического доисторического центра культуры» (Rosenberg 1930: 24–25).

Идея примордиального культурного центра на далеком Севере была символом веры мистического Общества Туле, с которым Розенберг был связан в 1919–1920 гг. (Cecil 1972: 22). Между тем даже лояльные нацистской идеологии немецкие профессиональные археологи и физические антропологи не пытались искать индоевропейскую прародину севернее Балтийского региона. В целом же споры между учеными XX в. велись прежде всего о пяти вероятных центрах возникновения протоиндоевропейского единства – балтийско-черноморском, анатолийском, балканском, центральноевропейском и степном (черноморско-каспийском). Эти споры и ныне продолжаются, но проблема какого-либо примордиального арктического центра специалистами не обсуждается как не имеющая отношения к науке (Mallory 1997; Demoule 2014).

Чем же Розенбергу была так дорога эта псевдонаучная идея, что без нее он не мыслил никакой историософии? Он был убежденным сторонником идеи полигенизма, к чему его толкала органическая расовая теория. Она говорила, что расы возникали без связи друг с другом и развивались своими собственными путями. Сторонники этого подхода верили, что каждое культурное достижение могло быть создано только строго определенной группой людей, а его распространение по земле было результатом их широких миграций из какого-то исконного центра. Особое значение Розенберг придавал мифам и настаивал на том, что главный из них, солнечный миф, происходил с далекого Севера, где сезоны года были ярко выражены и значение живительного солнечного света осознавалось особенно остро. Именно оттуда происходили культуртрегеры-арийцы, воины-мореплаватели, и их златокудрый бог Аполлон вместе с воинственной Афиной Палладой. По Розенбергу, приплыв из Северной Атлантики, они постепенно заселяли Средиземноморье, Северную Африку и распространялись далее на восток вплоть до Китая (Rosenberg 1930: 26–29. Об этом см.: Chandler 1968: 18–22). Загипнотизированный идеей высшей нордической расы «атлантов», Розенберг даже ухитрился причислить к ней аморитов (то есть семитоязычных амореев). Тем самым, Иерусалим оказывался плодом труда представителей «нордической расы», якобы заселившей Галилею и дошедшей до Иудеи задолго до прихода израильтян в Палестину. Эта идея позволяла Розенбергу вслед за Чемберленом отлучить Иисуса Христа от евреев и сделать выходцем из все тех же голубоглазых и белокурых арийцев (Rosenberg 1930: 27, 76. Об этом см.: Chandler 1968: 30–31, 42; Davies 1981: 296–297). Розенберг верил, что все эти миграции начались еще в каменном веке, и предполагал, что «атланты» несли с собой систему символов, заложившую основу для развития письменности. Вклад эзотерики в эти представления более чем очевиден.

Описав триумфальное шествие нордической расы по Старому Свету и создание ею древнейших цивилизаций, Розенберг переходил к выяснению причин их упадка. Его вывод был неутешительным – всему причиной было социальное равенство, неизбежно ведущее к расовому смешению, а последнее порождало лишь «ублюдков». Так с железной последовательностью происходило в Индии, Персии, Древней Элладе и Риме (Rosenberg 1930: 28, 31, 34, 52, 54, 75ff.). Вначале арийцы теснили предшествующих обитателей, «азиатов» и «семитов», причем семитом, например, оказывался легендарный царь Минос, а к вредоносным «азиатам» Розенберг относил этрусков, которых некоторые русские авторы-почвенники так настойчиво стремятся связать с «русскими арийцами»28. Зато впоследствии «азиаты» перешли в контрнаступление из своих центров, расположенных в Малой Азии. Розенберг сожалел о том, что, победив Карфаген, римляне не довершили свой успех разгромом всех «семитско-еврейских центров» Ближнего Востока; в противном случае, рассуждал он, мировая история могла бы сложиться иначе. На деле же наступила эпоха физического межрасового смешения, которое неосмотрительно допустили наивные арийцы, введя демократические порядки – послабления в отношении рабов, эмансипацию женщин, помощь бедноте.

Борьбе арийцев с азиатами Розенберг пытался придать религиозный характер: арийские небесные боги выступали в его книге против малоазийских земных богов. При этом он искажал мысли своего любимца Ницше: если тот связывал «сверхчеловека» с верой в бога Диониса и принижал роль Аполлона в жизни древних эллинов, то Розенберг, напротив, воспевал Аполлона, а в Дионисе находил низменные черты «азиатчины»29. Для Розенберга Аполлон воплощал в себе возвышенную гиперборейскую сущность арийцев и их духа. Это плохо соответствует реальности, ибо, вопреки Розенбергу, культ Аполлона имел малоазийские корни. Столь же сомнительными были и его представления о развитии религии: упадок «нордической расы» он связывал, в частности, с тем, что место прежних светлых патриархальных богов заняли привнесенные из Азии образы богинь со змеями; на самом же деле все происходило ровно наоборот – образы богинь в Эгеиде относились к более раннему периоду. В поисках изначальной нордической традиции Розенберг и другие нацистские авторы обращались прежде всего к скандинавской «Эдде», не учитывая того, что, во-первых, ее тексты окончательно сложились в Исландии лишь в X–XIII вв., где германское наследие было существенно переработано, а во-вторых, испытали значительное влияние христианской литературной традиции. Ни о какой примордиальной германской традиции здесь речи не было (Мелетинский 1968: 12–18, 341–343; Стеблин-Каменский 1984; Gugenberger, Schweidlenka 1993: 89).

Все эти и другие многочисленные искажения исторических фактов, с самого начала отмеченные критиками, мало смущали Розенберга. Ученых он называл «коллекционерами фактов», лишенными творческой фантазии, и полагал, что с их аргументами можно не считаться. Ведь в конечном итоге, убеждал Розенберг, любая философия основывается не на формальной логике, а на вере. Не следует также забывать, что его духовным пастырем был Хьюстон Чемберлен, не имевший, подобно ему, ни специального исторического, ни специального антропологического образования (Viereck 1965: 273–274)30. Истина для Розенберга состояла не в умении отличить «логическое от ложного, а в органическом ответе на [заданный] вопрос», то есть в том, что соответствовало интересам «органического единства» (в данном случае – «органического расово-народного мировоззрения»). В результате Розенберг приходил к выводу о том, что миф сам будет создавать факты.

Далее, Розенберг объявлял непримиримую войну христианству, в котором, как он полагал, сконцентрировалась вся суть конфликта современного мира. Для него христианство не соответствовало «германскому духу», и он требовал заменить христианский крест свастикой (Cecil 1972: 82–83, 91–92; Fest 1979: 254–255). Будучи непримиримым противником Римско-католической церкви, он доказывал, что у ее основ стояли «этрусско-сирийские жрецы» и евреи. Будто бы это они организовали средневековую охоту на ведьм, тем самым погубив последние остатки исконной «арийской веры»; это они погубили 9 млн еретиков, в которых Розенберг, вопреки фактам, желал видеть истинных представителей исконного германского духа. С его точки зрения, одним из наиболее пагубных действий Церкви было ее стремление навязать всем людям независимо от расы единую систему верований, единый язык и единый ритуал. Он также обвинял ее в навязывании нордическим людям идеи греховности мира, которой у тех изначально не было, так как она появилась будто бы в результате смешения рас. И он предсказывал, что и люди, и сама природа восстанут против этого навязанного им неестественного порядка вещей, противоречащего глубинным расовым и культурным различиям. По его словам, такое восстание уже началось.

Наконец, следует заметить, что среди нацистов А. Розенберг был одним из самых яростных противников Советской России и это по его совету Гитлер задумался о колонизации славянских земель, в частности об аннексии Украины. Правда, по мнению ряда аналитиков, антипатия Розенберга к России вызывалась скорее антикоммунизмом, чем русофобией (Viereck 1965: 215–216, 220–222, 253; Cecil 1972: 32–33). Тем не менее нацистская программа предусматривала порабощение славян (Cecil 1972: 187–190). Между тем нынешних русских поклонников Розенберга это не волнует, и они с благодарностью заимствуют из его «бессмертного произведения» целыми кусками.

Из книги История Англии. От ледникового периода до Великой хартии вольностей автора Азимов Айзек

Сын Альфреда Давайте вернёмся в Англию ко времени смерти Альфреда. Встал вопрос о престолонаследии. Альфред сменил на троне своего старшего брата Этельреда, а у того были юные сыновья. Они были маленькие, а Альфред - взрослым, поэтому королём стал он, но теперь по крайней

Из книги История Англии. От ледникового периода до Великой хартии вольностей автора Азимов Айзек

Внук Альфреда Эдвард Старший, должно быть, знал о возникновении Нормандии (хотя и не мог предвидеть, какую роль она сыграет в судьбе Англии), ибо к тому времени Англия оказалась вовлечена в круг европейской политики, как это было в правление Оффы.В самом деле, одна из

Из книги Повседневная жизнь Берлина при Гитлере автора Марабини Жан

«Нордический» праздник Берлинцы беззлобно посмеивались над страстью Геринга к медалям. «Дядя Герман» был очень популярен, хотя нередко становился жертвой их иронии. В нем видели воплощение славного Гаргантюа, добродушного Гулливера. В Берлине любят толстяков: здесь

автора

Нордический «апокриф» Людвига Клауса Одним из многочисленных представителей «расовой науки» начала XX века был преподаватель Берлинского университета Людвиг Клаус. Его исследования были обобщены в книге «Северная душа», которая вышла в свет в начале 1932 года. В течение

Из книги Арийский миф III рейха автора Васильченко Андрей Вячеславович

Арийский «плагиат» Гитлера и Розенберга Если посмотреть на высказывания из книг главных идеологов нацизма Гитлера и Розенберга, то в них можно обнаружить полное отсутствие оригинальных идей, касавшихся как собственно арийцев, так и расовой проблемы. Гитлер во многом

Из книги История Англии в Средние века автора Штокмар Валентина Владимировна

Просвещение в эпоху Альфреда За время датских набегов, предшествовавших правлению Альфреда, и войн первых лет его царствования Англия погрузилась в состояние полного одичания: к югу от Темзы не оставалось ни одного грамотного священника. Когда удалось добиться

Из книги Третий проект. Том III. Спецназ Всевышнего автора Калашников Максим

Характер – северный, нордический… Тут, что называется, не убавить. А вот прибавить можно и нужно. Необходимо дополнить описание сверхновых русских характеристикой нового национального характера. Итак, сверхновые русские без сожаления «делают ручкой» и бесцельному

Из книги Любовные утехи богемы автора Орион Вега

автора Гогун Александр

2. Демократия и большевизм: речи Адольфа Гитлера, Альфреда Розенберга и Германа Геринга на Нюрнбергском съезде НСДАП 5-12 сентября 1938 г. Данный текст опубликован в брошюре, напечатанной берлинским издательством «Новое Слово», выпускавшем также одноимённую газету. «Новое

Из книги Черный пиар Адольфа Гитлера автора Гогун Александр

Речь Альфреда Розенберга Мы всегда указывали на праздниках национал-социалистического движения, что глубокие социальные и политические потрясения, которые в настоящий момент происходят по всему миру, не есть случайные явления. И это даже не внешние последствия мировой

Из книги Черный пиар Адольфа Гитлера автора Гогун Александр

2. Поездка Альфреда Розенберга по Украине Иллюстрированная брошюра, предположительное время издания – вторая половина 1942 года.

Несмотря на возросшую роль интернета, книги не теряют популярности. Knigov.ru совместил достижения IT-индустрии и привычный процесс чтения книг. Теперь знакомиться с произведениями любимых авторов намного удобней. У нас читают онлайн и без регистрации. Книгу легко найти по названию, автору или ключевому слову. Читать можно с любого электронного устройства - достаточно самого слабого подключения к интернету.

Почему читать книги онлайн - это удобно?

  • Вы экономите деньги на покупке печатных книг. Наши онлайн-книги бесплатны.
  • Наши интернет-книги удобно читать: в компьютере, планшете или электронной книге настраивается размер шрифта и яркость дисплея, можно делать закладки.
  • Чтобы читать онлайн-книгу не нужно её скачивать. Достаточно открыть произведение и начать чтение.
  • В нашей онлайн-библиотеке тысячи книг - все их можно читать с одного устройства. Больше не нужно носить в сумке тяжёлые тома или искать место для очередной книжной полки в доме.
  • Отдавая предпочтение онлайн-книгам, вы способствуете сохранению экологии, ведь на изготовление традиционных книг уходит много бумаги и ресурсов.

По повествование, о котором известно, что оно ложно, но которому мы верим, как если бы оно было истинным. Мифы бывают двух родов. Во первых, существуют символические мифы, ложные при буквальном их понимании, но истинные, если толковать их как … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

Mein Kampf

Запрос «Гитлер» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адольф Гитлер нем. Adolf Hitler … Википедия

- … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гиммлер (значения). Генрих Гиммлер Heinrich Luitpold Himmler … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Нюрнбергский процесс (значения) … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Штурмовой отряд. Запрос «Штурмовики» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эмблема СА … Википедия

Запрос «Муссолини» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Бенито Муссолини Benito Mussolini … Википедия

- «Пивной путч» (известен также как путч Гитлера и Людендорфа, нем. Hitler Ludendorff Putsch) попытка захвата государственной власти, предпринятая ветеранской организацией «Kampfbund» во главе с национал социалистом Гитлером и генералом… … Википедия

- … Википедия

Книги

  • Фигуры памяти , Пальшина Маргарита. Две столицы: Москва и Санкт-Петербург. Два века: начало двадцатого века (1905-1918 гг.) и начало двадцать…
  • Фигуры памяти , Пальшина М.. Две столицы: Москва и Санкт-Петербург.. Два века: начало двадцатого века (1905-1918 гг.) и начало двадцать…

Доброго времени суток, Иван!

Несмотря на сознательную или ставшей уже модной отрицательную критику в адрес Розенберга, "Миф двадцатого века" - есть важнейшее, глубокое и содержательное творческое произведение национал-социализма.
Влияние Розенберга как руководящего теоретика немецкого фашизма основано именно на том, что он если и не изобрел, то, во всяком случае, виртуозно возвел в систему ряд "философских" тезисов и современных ему мнений. Розенберг смог гармонично сопоставить и совместить ряд социальных, политических, экономических вопросов с современными ему научными открытиями в области евгеники и расологии. Более того, он сумел придать этим идеям глубину и философский смысл.

Согласно "Мифу" задача господствующей расы заключается вовсе не в том только, чтобы править: ее цель — не в управляемых, не в "низших", а в ней самой, в ее собственной жизненной сфере: здесь она должна быть явлением избытка силы, красоты, мужества, высшей культуры и манеры. Это — самоутверждающаяся и жизнерадостная порода людей, которая может позволить себе всякую роскошь, достаточно сильная, чтобы не нуждаться в тирании нравственных заповедей, достаточно богатая, чтобы не быть бережливой и педантичной, — по ту сторону добра и зла.

Конец 19 - начало 20 века породил новое направление в науке - исследования в области расы. Ряд крупнейших ученых с мировым именем посвятили свою жизнь изучению данного феномена; неудивительно, что национал-социалисты взяли на вооружение выводы современной им науки, которые практически по всем критериям отвечали их идеологическим и партийным убеждениям.

В основе расовой теории лежит предположение о существовании в природе "железного закона", в соответствии с которым спаривание каждого животного должно осуществляться только с представителем или представительницей своего вида. Только такие исключительные обстоятельства, как жизнь в неволе, могут привести к нарушению этого закона и расовому смешению. В этих случаях природа начинает мстить, используя все возможные средства для борьбы с такими нарушениями.
"Ариец - Прометей человечества; из его лучезарного чела спокон веков высекаются божественные искры гения". Только ариец - Человек в полном и высшем смысле этого слова. Только он способен и призван к подлинному творчеству культуры.

Еврей противополагается арийцу как низшая раса - высшей. Борьба евреев с арийцами заполняет собой мировую историю. Еврей вторгается повсюду и, сохраняя себя, разлагает других. Еврейская религия - не что иное, как учение о сохранении еврейской расы. Еврейская политика - борьба за мировую гегемонию еврейства. Ариец обязан защищаться, - иначе рухнет мировая культура.

В соответствии с расистской идеологией в качестве антагонистов "высшей расы" выступают евреи: антисемитизм был одним из важнейших пунктов национал-социалистической расистской доктрины.

Разработке еврейского вопроса посвящены следующие книги Розенберга, на которые он уже указывает в своем "Мифе": "След евреев в изменении времен", "Аморальность в Талмуде", "Враждебный государству сионизм", "Международная денежная аристократия".

Таким образом, осознание и применение "научных", революционных и фундаментальних расологических и евгенических изысканий, открывших основные принципы благополучного человеческого существования, не только стали базой для философских построений Розенберга, но и были приняты на вооружение нацистской Германией.

"Кровь, которая умерла, начинает оживать. В ее мистическом символе происходит новое построение клеток души германского народа. Современность и прошлое появляются внезапно в новом свете, а для будущего вытекает новая миссия. История и задача будущего больше не означают борьбу класса против класса, борьбу между церковными догмами и догмами, а означают разногласие между кровью и кровью, расой и расой, народом и народом. И это означает борьбу духовной ценности против духовной ценности.

Расовое рассмотрение истории есть сознание, которое вскоре станет естественным. Ему уже служат великие мужи", - так начинает изложение совей расовой доктрины А.Розенберг.

В качестве обоснования своей философской доктрины Розенберг приводит факты о превосходстве и исключительной ценности нордической расы в целом и немецкого человека в частности.

Так, немецкий человек исколесил всю землю, открыл древние города, исследовал поэзию, расшифровал папирусные свитки, древние письмена и иероглифы, а изучая все это, следовательно, и подарил человечеству научную картину мира, т.е. немец и создал историю мира, тем самым облагородив все человечество. Личность немца вскрывала тайны иных культур, вникала в тайную суть инаковости духовных сил других народов и древних цивилизаций, даже если все эти изыскания находились на уровне предположений.

По Розенбергу, раса - это подобие души, весь расовый материал - это ценность сама по себе, которая безотносительна к бескровным ценностям, которые не замечают полноты природы, и безотносительна к поклонникам материи, которые видят события только во времени и пространстве, не познав эти события как величайшую и последнюю из всех тайн.
Миф крови - это синтез расовой науки и метафизики расы. Центральными понятиями в метафизике расы выступают такие понятия, как кровь и душа.

Душа означает расу, видимую изнутри. И наоборот, раса - это внешняя сторона души. Пробудить к жизни расовую душу означает признать ее высшую ценность и при ее господстве указать другим ценностям их органичное место: в государстве, искусстве и религии.

Как полагает Розенберг, задача 20 столетия - из нового жизненного мифа создать новый тип человека. Для этого необходимо мужество. Мужество каждого отдельного лица, мужество всего подрастающего поколения, многих следующих поколений.

Таким образом, ответственность за воплощение высших расовых идей, - есть не только гражданский и этический долг, но и практически религиозно-догматическое предписание для каждого члена нордического сообщества. Следовательно, идея расовой идентичности, идея чистоты и очищения принимает вид религии, возникает подобие христианской соборности, где не вера в Бога, а именно вера в очищение тела и души является доминантной идеей.

Согласно метафизическим законам крови и расы Розенберг отмечает, что каждая раса имеет свою душу, каждая душа - свою расу, свою собственную внутреннюю и внешнюю архитектонику, свои характерные формы проявления и стиль жизни, свое собственное соотношение между силами воли и разума. Каждая раса в конечном итоге культивирует только один высший идеал. Если этот идеал меняется под воздействием других систем воспитания, за счет преобладания проникшей чуждой крови и, как следствие, чуждых идей, то последствия этого внутреннего изменения внешне выражаются через хаос, через эпоху катастроф.

Основной характеристикой германской души и германского же духа является понятие чести, чести, которую Розенберг усматривает в нордическом викинге, в германском рыцаре, в прусском офицере, в балтийской Ганзе, в немецком солдате и в немецком крестьянине. Честь - есть жизнеформирующая суть германца.

Идея чести - национальная теория, становится для мифа крови началом и концом всего мышления и действия. Идея чести не терпит рядом с собой равноценного силового центра, "ни христианской любви, ни масонской гуманности, ни римской философии", - таковы выводы Розенберга.

Создатель расовой метафизики, А.Розенберг озвучивает объективные выводы расологии, приспосабливая их к политической программе национал-социалистической партии. Так, согласно этим выводам, ни один народ Европы не является единым с точки зрения расы, в том числе и Германия. "Нет ничего более поверхностного, чем подходить к оценке конкретного человека с сантиметровой меркой и числовыми замерами головы, здесь необходимо в первую очередь проверить на деле служение нации, с которым культивирование породы должно идти рука об руку к расовому нордическому идеалу красоты. У других наследственность преобладает над индивидуальностью, что было доказано делами".

"Согласно новым исследованиям, - пишет Розенберг, - мы предполагаем пять рас, которые обнаруживают заметно разные типы. Теперь нет сомнения в том, что истинным носителем культуры для Европы в первую очередь была нордическая раса". По Розенбергу, в пику всем либералам, критикующим расизм, выдвижение нордической расы не означает сеяния "расовой ненависти" в Германии, напротив, оно означает осознанное признание полнокровного цементирующего средства внутри народности.

Расовый отбор, как считает Розенберг, прежде всего означает защиту составных частей нордической расы немецкого народа. Первым долгом германского государства является создание законов, соответствующих этому основному требованию.

Определяя судьбу будущего законодательства, Розенберг остро критикует Церковь, которая лицемерно рассматривает вопрос о внебрачных детях.
"Церкви приговаривают "падших" к позору, презрению, исключению из общества, тогда как органические враги нации выступают за устранение всех барьеров, за расовый хаос".

Розенберг акцентирует внимание на вопросах брака и семьи, однако он не против многоженства, ибо без многоженства германский народ в потоке трудных столетий никогда бы не появился, следовательно, не было бы предпосылок для развития и формирования культуры Западной Европы. Именно подобные заявления характеризуют Розенберга как антагониста христианским ценностям.

Розенберг обличает Церковь в том, что Она порицает межконфессиональные браки - между немцем-протестантом и немкой-католичкой - используя все рычаги церковного и общественного принуждения, в то время как брак между немцем-католиком и мулаткой католического вероисповедания является допустимым и истинно христианским.

Ответственной за сохранения расы и крови, несомненно, является женщина.
Германский миф говорит: в руках и в типе женщины находится дело сохранения расы, посему именно феминизм в философской системе Розенберга, является корнем зла, т.е. проявлением марксизма, современной демократии. Более того, неудивительно, что в эмансипации женщины Розенберг винит исключительно евреев, в адрес которых он высказывает ряд нелестных изречений, опираясь на авторитет цитат из произведений И.Канта и А.Шопенгауэра.

На основании своих размышлений Розенберг создает структуру целостного расистского мировоззрения, которое будет отвечать действительным законам жизни:

  • расовая душа;
  • народность;
  • личность;
  • культурная сфера.

Расовый поход к истории в Третьем Рейхе становится не только философской основой мировоззрения Розенберга, но и расовым наукоучением национал-социалистической партии. Именно глубокое понимание механизмов расового разложения, по мнению нацистских идеологов, давало им в руки ключ к господству над миром. Именно с этой целью и был предпринят ряд мер по вопросам расовой гигиены и очищению арийской нордической крови от примесей чуждых рас.

Для обоснования расовой истории Розенберг обращается к древним преданиям и мифам, дабы найти в них указания на то, что Розенберг называет душой или духом расы.

По мнению Розенберга, мировоззрение будет правдивым только тогда, когда сказка, сказание, мистика, искусство и философия смогут взаимно переключаться и выражать одно и то же разным способом, имея предпосылкой внутренние ценности одного типа.

Такой широкий и всеобъемлющий подход создает своеобразную реконструкцию архитектоники арийской расовой души. Так, все светлое, все культурное и чистое - продукт чистой расы; все, что не соответствует процессу создания нового мифа, т.е. процессу идеализации нордической расы, все, что бросает тень на высшие человеческие духовные устремления, - все это относится к чуждому расовому мышлению.

Мифология арийцев пронизана героикой и нравственностью, связана с волей к исследованию и стремлением к познанию, так что боги становятся носителями различных волевых и духовных стимулов, от бога Солнца древних индийцев до Одина, который в попытке познать мир даже потерял глаз.

Подводя итог своим мифологическим изысканиям, Розенберг делает вывод о том, что религиозные искания Европы были в зародыше отравлены чуждой типу формой, когда его первая мифологическая эпоха приближалась к своему концу. Западноевропейский человек не мог больше думать, чувствовать, молиться по свойственной его типу форме. После неудавшейся мощной обороны он принял навязанный ему церковный догмат веры.
С целью сохранить расовую душу нордического человека Розенберг призывает к созданию своего собственного мифа, в котором будут совмещены религиозные культы и политическая общественность, - "это и будет миф, созданный самими людьми", - такова мысль Розенберга.
Воплотить это в реальность является целью расового культурного идеала национал-социалистов.

Начиная с построения собственной религии, Розенберг в качестве антагониста и главного врага избирает иудаизм и вышедшее из него христианство. В системе ценностей Розенберга лежит доктрина расизма, которая, превращаясь в философское учение, находит тот элемент, который можно назвать душой расы.

Именно эта душа и порождает формы нордического мировосприятия. Весь мир представляется не столько войной рас, но войной расовых душ, т.е. расовых мировоззрений.

Розенберг не отрицает христианства как фактора, повлиявшего на основу европейской культуры, он лишь разделяет его на две формы расового миросозерцания - арийского и неарийского.

Одним из провозвестников арийского революционного антицерковного движения Розенберг выделяет Лютера. Его заслуга - разрушение принадлежащей священникам экзотической мысли, а также в германизации христианства.

Пожалуй, именно на этих двух постулатах: антисемитизме и христианстве как религии, несущей дух упадка и разложения, Розенберг и заостряет свою мысль. Однако не стоит забывать, что и расовый компонент религиозного мировоззрения Розенберга продолжает формировать вектор религиозной и идеологической мысли немецкого философа.

Розенберг ставит читателя своего "Мифа" перед острым религиозным вопросом: либо в борьбе за полноценную нацию стать "антихристом", либо следовать антинародной но христианской догме.

Безрасовая проповедь христианства, по Розенбергу, наносит непоправимый ущерб Европе и всему белому человечеству. "От Гомера до Платона, - пишет Розенберг, - природа и любовь были едины, так же как и высшее искусство в Элладе оставалось связанным с расой. Церковная "любовь" не только противопоставила себя всем идеям расы и народности, но и вышла далеко за рамки этого".

Таким образом, можно сказать, что антихристианская концепция философских и идеологических идей А.Розенберга была полностью интегрирована в структуру идеологического и религиозного мировоззрения национал-социализма.

Расовая доктрина Розенберга выражена в его "Мифе", и гласит она следующее: при метисации, т.е. смешении рас, "…из расы и типа уходят рассудок и здравый смысл, освободившись от уз крови и рядов поколений, и особь падает жертвой абсолютных, лишенных четкого представления духовных образов, все более удаляется от своего окружения, смешивается с враждебной кровью. И от этого кровного позора тогда умирают личность, раса, цивилизация. От этой мести крови не ушел ни один из тех, кто пренебрег религией крови: ни индиец, ни перс, ни грек, ни римлянин. От этой мести не уйдет также Северная Европа, если не вернется обратно и не отвернется от пустых побочных форм, бескровных абсолютных идей и не начнет снова доверчиво прислушиваться к утраченному источнику своих собственных жизненных соков и своих ценностей".

В религиозной реформе, предлагаемой Розенбергом в "Мифе", утверждается следующая политическая линия в отношении ряда религиозных конфессий, действующих на территории Германии: "истинно германское государство может предоставить существующим в настоящий момент церковным общинам право на политическую и финансовую поддержку государства в той степени, в какой их жизнь и практическая деятельность сориентирована на укрепление души".

Таким образом, исходя из данного утверждения, мы видим, что национал-социалисты намерены были культивировать в своем сообществе лишь те формы религии, которые бы отвечали идеологии и только идеологии национал-социалистического режима.

Религиозная доктрина Розенберга, так или иначе, была принята национал-социалистической партией и явилась руководством по созданию и укоренению нового религиозного неоязыческого ариогерманского культа, который соответствовал бы расовой и политической доктрине национал-социализма.

Искусство как расовая эстетика

Искусство в системе ценностей Розенберга - это всегда творение определенной крови, и сущность искусства в связи с его формой по-настоящему понимают только представители одной крови.
Представителям же иной крови культура чуждой расы либо говорит "мало" либо вообще ничего не говорит.

По мнению Розенберга, греческая красота - это формирование тела, германская красота - формирование души. Первая означает внешнее равновесие, вторая - внутренний закон.

По Розенбергу, почти все художники Европы лишили лицо и фигуру Христа всех признаков еврейской расы. Как бы искаженно учением о Боге-Агнце ни изображали своего Спасителя, у всех великих художников нордической Западной Европы Иисус строен, высок, светловолос, с крутым лбом и узким лицом. Великие художники юга также не представляли себе Спасителя с кривым носом и плоскостопием.

Таким образом, даже библейские сказания, по Розенбергу, облагорожены нордическим духом и мастерством выдающихся гениев, которые в своем искусстве неизменно воплощали расовый идеал там и высшие ценности нордического человека.

Только национал-социализм должен будет доказать, что в состоянии дать немецкому рабочему, а вместе с ним всему народу не только политическую идею, но и идеал красоты мужской силы и воли, высшую духовную ценность и тем самым предпосылку для органичного пронизывающего и создающего жизнь искусства.

Розенберг описывает идеал нордической красоты так: "крутой морщинистый лоб, сильный прямой нос с угловатым остовом, крепко сомкнутый узкий рот с глубокой щелью губ, молча говорящих о напряженной воле".

Широко открытые глаза смотрящие прямо перед собой, сознательно в даль, в вечность. Эта волевая мужественность фронтовых солдат заметно отличается от идеала красоты прежних времен: внутренняя сила здесь стала отчетливее, чем во времена ренессанса и барокко. Но эта новая красота является также свойственным расе образцом красоты немецкого рабочего, современного борющегося немца, - таков новый идеологизированный идеал красоты новой Германии.

Так, из смертельного трепета, битв, борьбы, нужды и бедствий, по Розенбергу, поднимется новое поколение, которое наконец увидит перед глазами свойственную расе цель, имеющую свойственный расе идеал красоты, одухотворенный творческой волей.

С наилучшими пожеланиями, Юлия.



Загрузка...