emou.ru

Рассказ о Безуховых в эпилоге романа «Война и мир. Художественная роль эпилога в «Войне и мире Роль эпилога в композиции произведения

Каков смысл эпилога "Войны и мира? ". Помогите пожалуйста и получил лучший ответ

Ответ от Ёаня Иванченко[гуру]
РОЛЬ ЭПИЛОГА В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ Л. Н. ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР" Мысли мои -- плод всей умственной работы моей жизни.. . Л. Толстой Лев Николаевич Толстой - художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающий о смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия. Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении «Война и мир» . На протяжении романа автор много размышляет об интересующих его темах. В наше быстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо его колоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобы проникнуться «русским духом» , патриотизмом, истинной народностью, а не той наносной суетой, которая так активно насаждается в последнее время различными источниками. Философию Толстого понять сложно, но необходимо. И эпилог романа «Война и мир» приоткрывает дверь в тайную кладовую автора. Можно соглашаться или не соглашаться с писателем, творившим в середине XIX века, нам - читателям XXI. Но истинный художник, он предвидел изменения, грядущие во времени, и гениально сказал об этом. «Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, - так и каждая личность носит в самом себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим.. . Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов» . Разворачивая огромное полотно исторических событий 1805-1820, Толстой поначалу неспешно ведет рассказ, включая в повествование огромные пространства и бесчисленное количество героев. Главным историческим событием, 1812 годом, это неспешное повествованием заканчивается, и в эпилоге автор конкретно рассказывает о дальнейших судьбах своих любимых героев: Безуховых и Ростовых. Жизнь не останавливается, что бы ни происходило, и герои подчиняются течению времени, а не наоборот. Жизнь намного мудрее, чем все рассуждения философов о ней. В эпилоге мы видим идеал женщины, созданный писателем. Княжна Мария и Наташа Ростова, некогда романтические девушки, становятся добрыми подругами мужей, верными наставницами детей, истинными ангелами-хранительницами семейного очага. Налет романтичности сошел, как ненужный, а осталась душевность, искренность, доброта. Они ограничиваются кругом семейных проблем, но исподволь влияют и на мужей. Так, Николай Ростов невольно смягчается под влиянием жены, становится терпимее к людским слабостям и несовершенствам. И когда все же «срывается» , именно Мари помогает мужу обрести душевное равновесие. Но не только о ценностях семьи говорит Толстой, писатель рассказывает о тех политических изменениях, которые произошли в русском обществе после 1812 года. Толстой предполагал написать продолжение романа, где бы показал декабристское восстание. Можно предположить, что Пьер не остался бы в стороне от столь великих событий. А Наташа? Она последовала бы за мужем. Но нам остаются только догадки и домыслы. А в эпилоге - конкретное описание семейного уклада людей первой четверти XIX века, их мысли, переживания, мечты и помыслы. Многое изменилось с тех пор, но неизменными остались патриотизм, трепетное отношение к Родине, непреходящая ценность семьи и воспитания детей. Рассуждая в эпопее о важных общественных проблемах и событиях, Толстой лишь в эпилоге приступает к тому идеалу, который видел в предназначеясенщины - матери и хранительницы домашнего очага. Без fl Г0 не был бы понятен образ «опустившейся» Наташи, ее не- 9 лание жить в свете. Л. Н. Толстой, нисколько не принижая ли женщины, высказывает свои взгляды на воспитание детей, тобовь, общественную роль человека в жизни страны. В эпилоге повествование убыстряет свое течение, события концентрированы и даны автором в общем виде. Понимаешь, что дальше последует продолжение, жизнь не обрывается концом романа.

В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил свое произведение "Война и мир". Эпилог, краткое содержание которого мы опишем в этой статье, делится на две части.

Первая часть

Первая из частей рассказывает о следующих событиях. Прошло 7 лет с войны 1812 года, описанной в произведении "Война и мир". Герои романа изменились как внешне, так и внутренне. Об этом мы расскажем, анализируя эпилог. В 13-м году Наташа вышла замуж за Безухова Пьера. Илья Андреевич, граф, умер в это же время. Старая семья распалась с его смертью. Совершенно расстроены денежные дела Ростовых. Однако Николай от наследства не отказывается, так как видит выражение укора памяти отца в этом.

Разорение Ростовых

Разорение Ростовых описывается в конце произведения "Война и мир" (эпилог). Краткое содержание событий, составляющих этот эпизод, следующее. За полцены было продано с молотка имение, что покрыло лишь половину долгов. Ростов, чтобы не оказаться в долговой яме, поступает на солдатскую службу в Петербург. Он живет здесь в маленькой квартире с Соней и матерью. Очень ценит Николай Соню, считает, что находится в неоплаченном долгу перед ней, однако понимает, что не смог бы полюбить эту девушку. Все хуже становится положение Николая. Однако ему противна мысль о женитьбе на богатой женщине.

Встреча Николая Ростова с княжной Марьей

К Ростовым с визитом приезжает княжна Марья. Николай ее встречает холодно, показывая всем видом, что от нее ему ничего не нужно. После этой встречи княжна ощущает себя в неопределенном положении. Она хочет понять, что прикрывает таким тоном Николай.

Тот делает ответный визит княжне под влиянием матери. Натянутым и сухим получается их разговор, однако Марья ощущает, что это только внешняя оболочка. По-прежнему прекрасна душа Ростова.

Женитьба Николая, управление имением

Княжна выясняет, что тот из гордости ведет себя так, поскольку он беден, а Марья богата. Николай осенью 1814 года женился на княжне и вместе с ней, Соней и матерью отправился жить в имение Лысые Горы. Весь он отдался хозяйству, в котором главное - работник-мужик. Сроднившись с крестьянами, Николай начинает умело управлять хозяйством, что приносит блестящие результаты. Из других имений приходят мужики с просьбой купить их. В народе даже после смерти Николая долго хранится память о его управлении. Ростов все ближе сходится с женой, открывая новые сокровища ее души с каждым днем.

Соня находится в доме Николая. Марья не может почему-то подавить в себе злые чувства к этой девушке. Как-то Наташа объясняет ей, почему судьба Сони такова: она "пустоцвет", чего-то в ней не хватает.

Как изменилась Наташа Ростова?

Продолжается произведение "Война и мир" (эпилог). Краткое содержание его дальнейших событий таково. Трое детей в доме Ростовых, а Марья ждет еще прибавления. Наташа гостит с четырьмя детьми у брата. Ожидается возвращение Безухова, уехавшего в Петербург два месяца назад. Наташа пополнела, в ней теперь нелегко узнать прежнюю девушку.

Лицо ее имеет выражение спокойной "ясности" и "мягкости". Все знавшие до замужества Наташу удивляются перемене, произошедшей в ней. Лишь старая графиня, понявшая материнским чутьем, что все порывы этой девушки преследовали цель лишь выйти замуж, создать семью, удивляется, почему этого не понимают другие. Не ухаживает за собой Наташа, за своими манерами не следит. Для нее главное - служение дому, детям, мужу. Очень требовательна к мужу, ревнива эта девушка. Безухов подчиняется полностью требованиям жены. Он располагает взамен всей семьей. Наташа Ростова не только выполняет желания мужа, но и угадывает их. Она всегда разделяет образ мыслей своего супруга.

Разговор Безухова с Николаем Ростовым

Пьер чувствует себя в браке счастливым, видя отражение себя в собственной семье. Наташа скучает по мужу, и вот он приезжает. Безухов рассказывает о свежих политических новостях Николаю, говорит, что ни в какие дела государь не вникает, в стране обстановка накалена до предела: готовится переворот. Пьер считает, что требуется организовать общество, возможно нелегальное, чтобы приносить людям пользу. С этим не согласен Николай. Он говорит, что давал присягу. Разные мнения высказывают о дальнейшем пути развития страны в произведении "Война и мир" герои Николай Ростов и Пьер Безухов.

Этот разговор обсуждает с женой Николай. Он считает Безухова мечтателем. Николаю же хватает своих проблем. Марья замечает некоторую ограниченность своего супруга, знает, что он не поймет никогда того, что понимает она. От этого княжна любит его сильнее, с оттенком страстной нежности. Ростов же восхищается стремлением супруги к совершенному, вечному и бесконечному.

Безухов разговаривает с Наташей о том, что его ожидают важные дела. По мнению Пьера, Платон Каратаев одобрил бы его а не карьеру, так как хотел видеть во всем спокойствие, счастье и благообразие.

Сон Николеньки Болконского

При разговоре Пьера с Николаем присутствовал Николенька Болконский. Беседа произвела на него глубокое впечатление. Мальчик обожает Безухова, боготворит его. Своего отца также считает неким божеством. Николенька видит сон. Он идет с Безуховым впереди большого войска и приближается к цели. Перед ними вдруг появляется в грозной позе дядя Николай, который готов убить любого двинувшегося вперед. Мальчик оборачивается и замечает, что рядом с ним находится уже не Пьер, а князь Андрей, отец, который ласкает его. Николенька решает, что отец был ласков с ним, одобрял его и Пьера. Они все хотят, чтобы мальчик учился, и он будет это делать. А однажды все восхитятся им.

Вторая часть

Еще раз Толстой рассуждает об историческом процессе. Кутузов и Наполеон ("Война и мир") - две ключевые исторические фигуры в произведении. Автор говорит о том, что историю делает не личность, а народные массы, которые подчиняются общим интересам. Это понимал описанный ранее в произведении главнокомандующий Кутузов ("Война и мир"), который предпочитал активным действиям стратегию невмешательства в Именно благодаря его мудрому командованию русские победили. В истории личность важна лишь до такой степени, насколько она принимает и понимает народные интересы. Поэтому Кутузов ("Война и мир") - значительное лицо в истории.

Роль эпилога в композиции произведения

В композиции романа эпилог является важнейшим элементом в идейном понимании. Именно он несет огромную смысловую нагрузку в замысле произведения. Лев Николаевич подводит итог, затрагивая насущные темы, такие как семья.

Мысль семейная

Особое выражение в этой части произведения получила мысль о духовных основах семьи как внешней формы объединения людей. Будто стираются в ней различия между супругами, ограниченность душ взаимодополняется в общении между ними. Эпилог романа развивает эту мысль. Такова, например, семья Марьи и Николая Ростова. В ней в высшем синтезе соединяются начала Болконских и Ростовых.

В в эпилоге романа собирается новая семья, которая объединяет в себе разнородные в прошлом болконские, ростовские, а через Безухова еще и каратаевские черты. Как пишет автор, под одной крышей жило несколько различных миров, которые сливались в гармоничное целое.

Не случайно возникло это новое семейство, включающее столь интересные и разные образы ("Война и мир"). Оно стало результатом общенационального единения, рожденного Отечественной войной. По-новому утверждается в этой части произведения связь общего с индивидуальным. 1812 год в истории России принес более высокий уровень общения между людьми, сняв многие сословные ограничения и преграды, привел к появлению более широких и сложных семейных миров. В лысогорском семействе, как и в любом другом, порой возникают споры и конфликты. Но они лишь укрепляют отношения, имеют мирный характер. Женщины, Марья и Наташа, являются хранителями его устоев.

Мысль народная

В конце эпилога представлены философские размышления автора, в которых Лев Николаевич снова рассуждает об историческом процессе. По его мнению, историю делает не личность, а народные массы, которые выражают общие интересы. Наполеон ("Война и мир") этого не понимал, и поэтому проиграл войну. Так считает Лев Николаевич Толстой.

Заканчивается последняя часть произведения "Война и мир" - эпилог. Краткое содержание его мы постарались сделать лаконичным и емким. Эта часть произведения подводит итог всему масштабному творению Льва Николаевича Толстого. "Война и мир", характеристика эпилога которого была нами представлена, - это грандиозная эпопея, которая создавалась автором с 1863 по 1869 год.

С моей точки зрения, логично. Совсем другой вопрос, нравится нам Наташа в эпилоге или нет. В романе мы встречались с Наташей-девочкой, веселой, жизнерадостной, жизнелюбивой, потом с Наташей-девушкой, которая делает ошибки, любит, страдает.

Толстой тонко прослеживает диалектику души Наташи, которая не кончается в собственно романе и продолжается в эпилоге. Конечно, за прошедшие семь лет она изменилась внешне: «пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую и подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В лице ее не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть». Но по своей сути Наташа осталась той же.

Она стала спокойнее, серьезнее. И это вполне понятно и вполне естественно, потому что Наташа в эпилоге - мать четырех детей, и отдает себя всю без остатка воспитанию детей.

Логика поведения Наташи состоит, с одной стороны, уже только в том, что Наташа в эпилоге - это продолжение раскрытия образа. Образ в романе не был закончен, он требовал своего окончания в эпилоге. То, что вскользь намечалось в романе, развилось и оформилось в эпилоге: «Все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа (как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном). Одна старая графиня удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женою и матерью».

С другой стороны, Толстой воплотил в образе Наташи свой идеал женщины (я так считаю). Идеал женщины для Толстого - женщина-мать (делаю такой вывод потому, что одна из лучших героинь романа княжна Марья в эпилоге также показана матерью). Толстой считает, что «цель супружества - семья». Если так, то Наташа, вышедшая замуж за Пьера, должна непременно стать матерью. Но роман кончается на замужестве Наташи. Где же можно будет рассказать о семье Наташи и Пьера? В эпилоге, что и делает Толстой. «Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью», - пишет Толстой. Значит, Толстой в эпилоге говорит о Наташе самое главное. По моим рассуждениям (не знаю, насколько они правильны и убедительны), получается, что так.
У Толстого женщина - это создание природы, предназначенное для того, чтобы давать жизнь себе подобным. Как раз эту миссию Наташа и выполняет в эпилоге. У Толстого все необычайно естественно, реально, как должно быть на самом деле, все так, как хочет неограниченно-властная природа.

Многим Наташа в эпилоге не нравится, многие, читая эпилог, разочаровываются в ней. Я думаю, что происходит все это только потому, что Толстой изображает в эпилоге Наташу естественной, ничего не преувеличивая и ничего не умаляя в ней. Естественность состояния героя в изображении Толстого всегда сильно действует на читателя. Но оно может действовать в сторону хорошую и плохую. В данном случае на меня - в плохую. Мне больше импонирует мать Марья, чем мать Наташа. Я не могу за это осуждать Толстого. Толстой - великий художник, он до последней страницы романа остается последовательным и верным себе. Такой, какой мы видим Наташу в эпилоге, она была всегда, просто в эпилоге изменяется внешняя обстановка действия, условия существования семьи Пьера и Наташи, поэтому она вынуждена была измениться внешне применительно к другим условиям жизни, новым интересам, новым заботам, а изменилась она чисто по-ростовски. Ведь в эпилоге еще больше заметна ее ростовская порода, порода безмерного жизнелюбия и любви.

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщином теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову». Н «медленно и вяло» едет перед полками на смотре...

    1867 год. Л. М. Толстой закончил работу над эпохальным романом своего творчества «Война и мир». Автор отмечал, что в «Войне и мире» он «любил мысль народную», поэтизируя простоту, доброту и нравственность русского человека. Эту «мысль народную» Л. Толстой...

    В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" рассказано о многом из того, с чем нам приходится встречаться в реальной жизни. Это и дружба, и предательство, и поиск смысла жизни, и смерть, и война, и, конечно, любовь. Каждый сам выбирает...

Мыслимои - плод всей умственной работы моей жизни…

Л.Толстой

ЛевНиколаевич Толстой - художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающийо смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия.Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении«Война и мир».

Напротяжении романа автор много размышляет об интересующих его темах. В нашебыстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо егоколоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобыпроникнуться «русским духом», патриотизмом, истинной народностью, а не тойнаносной суетой, которая так активно насаждается в последнее время различнымиисточниками.

ФилософиюТолстого понять сложно, но необходимо. И эпилог романа «Война и мир»приоткрывает дверь в тайную кладовую автора. Можно соглашаться или несоглашаться с писателем, творившим в середине XIX века, нам - читателям XXI. Ноистинный художник, он предвидел изменения, грядущие во времени, и гениальносказал об этом. «Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самомсебе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого,-так и каждая личность носит в самом себе свои цели и между тем носит их длятого, чтобы служить недоступным человеку целям общим…

Человекудоступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другимиявлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов». Разворачиваяогромное полотно исторических событий 1805-1820, Толстой поначалу неспешноведет рассказ, включая в повествование огромные пространства и бесчисленноеколичество героев. Главным историческим событием, 1812 годом, это неспешноеповествованием заканчивается, и в эпилоге автор конкретно рассказывает одальнейших судьбах своих любимых героев: Безуховых и Ростовых. Жизнь неостанавливается, что бы ни происходило, и герои подчиняются течению времени, ане наоборот. Жизнь намного мудрее, чем все рассуждения философов о ней.

Вэпилоге мы видим идеал женщины, созданный писателем. Княжна Мария и НаташаРостова, некогда романтические девушки, становятся добрыми подругами мужей,верными наставницами детей, истинными ангелами-хранительницами семейного очага.Налет романтичности сошел, как ненужный, а осталась душевность, искренность,доброта. Они ограничиваются кругом семейных проблем, но исподволь влияют и намужей. Так, Николай Ростов невольно смягчается под влиянием жены, становитсятерпимее к людским слабостям и несовершенствам. И когда все же «срывается»,именно Мари помогает мужу обрести душевное равновесие.

Ноне только о ценностях семьи говорит Толстой, писатель рассказывает о техполитических изменениях, которые произошли в русском обществе после 1812 года.Толстой предполагал написать продолжение романа, где бы показал декабристскоевосстание. Можно предположить, что Пьер не остался бы в стороне от стольвеликих событий. А Наташа? Она последовала бы за мужем. Но нам остаются толькодогадки и домыслы. А в эпилоге - конкретное описание семейного уклада людейпервой четверти XIX века, их мысли, переживания, мечты и помыслы. Многоеизменилось с тех пор, но неизменными остались патриотизм, трепетное отношение кРодине, непреходящая ценность семьи и воспитания детей.

Рассуждаяв эпопее о важных общественных проблемах и событиях, Толстой лишь в эпилогеприступает к тому идеалу, который видел в предназначении женщины - матери ихранительницы домашнего очага. Без этого не был бы понятен образ «опустившейся»Наташи, ее нежелание жить в свете. Л. Н. Толстой, нисколько не принижая лиженщины, высказывает свои взгляды на воспитание детей, любовь, общественнуюроль человека в жизни страны.

Вэпилоге повествование убыстряет свое течение, события концентрированы и даныавтором в общем виде. Понимаешь, что дальше последует продолжение, жизнь необрывается концом романа. Но писателю не удалось продолжить эпопею, осуществитьзадуманное. Эпилог к роману «Война и мир» явился не столько послесловием кпроизведению, сколько достойным завершением его, связующим с жизнью. Ибо герои,созданные фантазией художника, продолжают жить в нашей памяти.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/

Самым важным элементом композиции романа «Война и мир» в идейном понимании является эпилог. Он несет большую смысловую нагрузку в общем замысле произведения. Л.Н.Толстой подводит итог своей огромной истории, затрагивая такие насущные темы, как семья и роль личности в историческом процессе.

Мысль о духовных основах семейственности как внешней формы единения между людьми получила особое выражение в эпилоге. В семье как бы стирается противоположность между супругами, в общении между ними взаимодополняется ограниченность любящих душ. Такова семья Марьи Болконской и Николая Ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала Ростовых и Болконских. Прекрасно чувство «гордой любви» Николая к графине Марье, основанное на удивлении «перед ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенном, нравственном миром, в котором всегда жила его жена». Когда княжна Марья в эпилоге приезжает в Москву и узнает о положении Ростовых и, как говорили в городе, о том, «что сын жертвует собой для матери», она начинает испытывать еще большую любовь к Николаю. И трогательно «покорное, нежное чувство Марьи к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его». Теперь Николай много работает, состояние быстро увеличивается, несмотря на большие долги; мужики из других имений приходят просить, чтобы он купил их хозяйства.

В эпилоге романа под крышей лысогорского дома собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через Пьера Безухова еще и каратаевские начала: «Как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое».

Это новое семейство возникло неслучайно. Оно явилось результатом общенационального единения людей, рожденного Отечественной войной. Так по-новому утверждается в эпилоге связь общего хода истории с индивидуальным, интимным отношениям между людьми. 1812 год, давший России новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные преграды и ограничения, привел к возникновению более сложных и широких семейных миров. Каратаевское принятие жизни во всей ее пестроте и многосложности, умение жить в мире и гармонии со всеми присутствует в финале романа. В разговоре с Наташей Пьер замечает, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь.

Как и во всякой семье, в большом лысогорском семействе возникают порою конфликты и споры. Но они носят мирный характер и лишь укрепляют прочность отношений. Хранителями семейных устоев оказываются женщины – Наташа и Марья. Между ними есть прочный, духовные союз. «Мари, это такая прелесть! – говорит Наташа. – Как она умеет понимать детей. Она как будто только душу их видит». «Да, я знаю, - перебивает графиня Марья рассказ Николая о декабристских увлечениях Пьера. – Мне Наташа рассказала».

Наташа в эпилоге предстает уже в ином облике. К этому времени у нее уже три дочери и один сын. Она пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову: «Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно». По выражению Толстого, она - «плодовитая самка». Все, кто знал Наташу до замужества, удивляются произошедшей в ней перемене.

И, наконец, в конце эпилога, наполненном философскими рассуждениями, Толстой еще раз повествует об историческом процессе, о том, что не личность делает историю, а делают ее только народные массы, руководимые общими интересами. Личность важна в истории лишь настолько, насколько она понимает и принимает эти интересы.



Загрузка...

Реклама