emou.ru

Произведения 20 века русских писателей список. Русская литература XX века. От акмеизма до новокрестьянской лирики

Великий русский писатель Максим Горький говорил, что "в литературе 19 века запечатлены великие порывы духа, умы и сердца истинных художников". Это нашло отражение в творчестве писателей 20 столетия. После революции 1905 года, Первой мировой и Гражданской войны мир будто начал распадаться. Наступила социальная дисгармония, и задачу вернуть все былое берет на себя литература. В России начала пробуждаться самостоятельна философская мысль, появлялись новые направления в искусстве, писатели и поэты 20 века переоценивали ценности и отказывались от старой морали.

Какая она, литература на рубеже веков?

На смену классицизму в искусстве пришел модернизм, который можно подразделить на несколько ветвей: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Продолжал процветать реализм, в котором изображался внутренний мир человека в соответствии с его социальным положением; социалистический реализм не допускал критики власти, поэтому писатели в своем творчестве старались не поднимать политические проблемы. За золотым веком последовал серебряный со своими новыми смелыми идеями и разнообразными темами. 20 века были написаны в соответствии с определенным течением и стилем: для Маяковского характерно написание лесенкой, для Хлебникова - его многочисленные окказионализмы, для Северянина - необычная рифма.

От футуризма до социалистического реализма

В символизме поэт сосредотачивает свое внимание на неком символе, намеке, поэтому смысл произведения может быть многозначным. Основными представителями были Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Они находились в постоянных поисках вечных идеалов, при этом обращаясь к мистицизму. В 1910 году наступил кризис символизма - все идеи были уже разобраны, и читатель не находил ничего нового в стихотворениях.

В футуризме полностью отрицались старые традиции. В переводе термин означает "искусство будущего", писатели привлекали публику эпатажем, грубостью и четкостью. Стихотворения представителей этого течения - Владимира Маяковского и Осипа Мандельштама - отличаются оригинальной композицией и окказионализмами (авторскими словами).

Социалистический реализм своей задачей ставил воспитание трудящихся в духе социализма. Писатели изображали конкретную обстановку в обществе в революционном развитии. Из поэтов особенно выделялась Марина Цветаева, а из прозаиков - Максим Горький, Михаил Шолохов, Евгений Замятин.

От акмеизма до новокрестьянской лирики

Имажинизм возник в России в первые годы после революции. Несмотря на это, Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф не отражали в своем творчестве социально-политических идей. Представители этого направления утверждали, что стихотворения должны быть образными, поэтому они не скупились на метафоры, эпитеты и другие средства художественной выразительностью.

Представители новокрестьянской лирики обращались в своих произведениях к фольклорным традициям, восхищались деревенским бытом. Таковым был русский поэт 20 века Сергей Есенин. Его стихи - чистые и душевные, и автор описывал в них природу и простое человеческое счастье, обращаясь к традициям Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. После революции 1917 года недолгий восторг сменился разочарованием.

Термин "акмеизм" в переводе означает "цветущая пора". Поэты 20 века Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осипа Мандельштам и в своем творчестве возвращались к прошлому России и приветствовали радостное любование жизнью, ясность помыслов, простоту и лаконичность. Они словно отступали от трудностей, плавно плыли по течению, уверяя, что непознаваемое нельзя познать.

Философская и психологическая насыщенность бунинской лирики

Иван Алексеевич был поэтом, живущим на стыке двух эпох, поэтому в его творчестве отразились некоторые переживания, связанные с наступлением нового времени, тем не менее, он продолжал пушкинскую традицию. В стихотворении "Вечер" он доносит до читателя мысль, что счастье заключается не в материальных ценностях, а в человеческом бытии: "Я вижу, слышу, счастлив - все во мне". В других произведениях лирический герой позволяет себе размышлять о быстротечности жизни, что становится поводом для грусти.

Бунин занимается писательской деятельностью в России и за границей, куда после революции отправляются многие поэты начала 20 века. В Париже он чувствует себя чужим - "у птицы есть гнездо, у зверя ест нора", а свой родной край он потерял. Свое спасение Бунин находит в таланте: в 1933 году он получает Нобелевскую премию, а в России его считают врагом народа, но не перестают печатать.

Чувственный лирик, поэт и скандалист

Сергей Есенин был имажинистом и не создавал новых терминов, а оживлял мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Со школьной скамьи он прославился озорником и пронес это качество через всю свою жизнь, был завсегдатаем кабаков, славился любовными похождениями. Тем не менее, он страстно любил родину: "Я буду воспевать всем существом поэта шестую часть земли с названьем кратким "Русь" - многие поэты 20 века разделяли его восхищение родным краем. Есенина раскрывает проблему человеческого существования. После 1917 года поэт разочаровывается в революции, поскольку вместо долгожданного рая жизнь стала похожей на ад.

Ночь, улица, фонарь, аптека…

Александр Блок - самый яркий русский поэт 20 века, который писал в направлении "символизм". Любопытно наблюдать, как из сборника в сборник происходит эволюция женского образа: из Прекрасной Дамы к пылкой Кармен. Если сначала он обожествляет предмет своей влюбленности, верно служит ему и не смеет опорочить, позже девушки кажутся ему более приземленными существами. Сквозь прекрасный мир романтизма он находит смысл, пройдя через жизненные трудности, откликается в своих стихах на события общественной важности. В поэме "Двенадцать" он доносит мысль, что революция - не конец света, и ее основной целью является разрушение старого и создание нового мира. Читатели запомнили Блока как автора стихотворения "Ночь, улица, фонарь, аптека…", в котором он задумывается о смысле жизни.

Две женщины-писательницы

Философы и поэты 20 века были преимущественно мужчинами, и их талант раскрывался благодаря так называемым музам. Женщины творили сами, под влиянием собственного настроения, и наиболее выдающимися поэтессами серебряного века были Анна Ахматова и Марина Цветаева. Первая была женой Николая Гумилева, и в их союзе родился известный историк Анна Ахматова не проявляла интерес к изысканным строфам - ее стихи невозможно было положить на музыку, встречались редко. Преобладание желтого и серого цвета в описании, беднота и неяркость предметов наводят на читателей тоску и позволяют раскрыть истинное настроение поэтессы, пережившей расстрел мужа.

Судьба Марины Цветаевой трагична. Она закончила жизнь самоубийством, а через два месяца после ее смерти был расстрелян ее муж Читателям она навсегда запомнилась маленькой светловолосой женщиной, связанной с природой кровными узами. Особенно часто в ее творчестве фигурирует ягода рябина, которая навсегда вошла в геральдику ее поэзии: "Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась".

Чем необычны стихи поэтов 19-20 веков?

В новом столетии мастера пера и слова утвердили новые формы и темы своих произведений. Актуальными оставались стихотворения-послания к другим поэтам или друзьям. Имажинист Вадим Шершеневич удивляет своим произведением "Тост". Он не расставляет в нем ни единого знака препинания, не оставляет промежутков между словами, однако его оригинальность заключается в другом: просматривая текст глазами из строки в строку, можно заметить, как выделяются среди прочих слов некоторые заглавные буквы, образующие послание: Валерию Брюсову от автора.

всемыкакбудтонароликах

сВалитьсялегконосейчас

мчАтьсяивеселОисколько

дамЛорнируютоТменнонас

нашгЕрБукрашенликёрами

имыдеРзкиедушАсьшипром

ищемЮгИюлявоВсёмформу

мчаСилоЮоткрыТоклиппер

знОйнознаемчтОвсеюноши

иВсепочтиговоРюбезусые

УтверждаяэточАшкупунша

пьёмсрадостьюзабрюсова

Творчество поэтов 20 века поражает своей оригинальностью. Владимир Маяковский тоже запомнился тем, что создал новую форму строфы - "лесенкой". Поэт писал стихи по любому поводу, но мало говорил о любви; его изучали как непревзойденного классика, печатали миллионами, публика полюбила его за эпатаж и новаторство.

ХХ век - это эпоха социальных потрясений в русской истории, эпоха надежд на обновление жизни и тревог за будущее России. Истинные художники, осмысливая время, события и человека в них, неся бремя испытаний вместе с народом, отражали эти новые веяния эпохи в своих книгах.

Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953)

Был первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию (1933). И хотя жизнь Бунина закончилась в эмиграции (покинул родину в 1920), все его думы и все книги - о России. Автор «Суходола», «Деревни», «Учителя», романа «Жизнь Арсеньева», и вдали от родины бился над вечными, «проклятыми» вопросами: связь литературы и реальности, экономики и просветления, нравственности, культуры. Его до конца дней мучили парадоксы так и неразгаданной многими великими русской души. В эмиграции пишет свой знаменитый автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» (1930), остродраматические книги о любви: «Митина любовь» (1925) и «Темные аллеи» (1943). Эти произведения, как и его стихи, противостояли всему страшному, уродливому, низменному в людях, что он вынужден был наблюдать в жизни.

Андрей Платонович Платонов (1899 - 1951)

Настоящая его фамилия Климентов. Проза Платонова своеобразна по стилю, и мир в ней представляет собой противоречивую, часто трагическую целостность природного и человеческого бытия. Его герои - вечные скитальцы, ходоки за истиной и душой, одинокие, усталые, наивные, добрые и чудаковатые люди. Но именно в них Платонов усматривает ростки новых душ, в которых зарождается красота и добро, солидарность и сострадание. Острейшие противоречия эпохи, свои надежды и тревоги автор отразил в своих книгах: повести «Епифанские шлюзы» (1927), сатирической повести «Город Градов» (1928), повести «Джан» (1934), которую можно считать шедевром не только советской, но и мировой прозы, многочисленных рассказах («Река Потудань» - 1937, «Фро» - 1936, «Возвращение» - 1946 и др.) Его книги всегда вызывали неоднозначную критику. А повесть «Ювенильное море» и романы «Чевенгур» и «Котлован» впервые были опубликованы в 1987-88 годах, хотя «Чевенгур» написан в 1929, а «Котлован» - в 1930. Вечная платоновская тема правдоискательства раскрывается в утопическом городе Чевенгур, где происходит эксперимент коммуны, и в строящемся городе всеобщего счастья («Котлован»), где светлые, наивные, как дети, неискушенные люди, имея только вековой опыт рабства, разобщения и невежества, пытаются построить рай, город счастливого коммунизма, но видят грустный, даже трагический итог. Неудивительно, что эти книги увидели свет только в эпоху «перестройки и гласности».

Борис Леонидович Пастернак (1890 - 1960)

Еще один русский поэт и писатель, которому в 1958 году была присуждена Нобелевская премия, от которой в силу обстоятельств он вынужден был отказаться. Стихи, поэмы и повести Пастернака выходили с 1922 по 1959 гг. А его роман «Доктор Живаго» впервые был опубликован за рубежом в 1957 году, а в нашей стране - в 1988 году. Он повествует о трагических коллизиях революции и Гражданской войны. Главный герой Юрий Живаго человеческую историю, изложенную в его стихах - своеобразном лирическом дневнике, осмысливает в свете христианских идеалов. Герой Пастернака не просто уходит от житейского неустройства, он совершает путь, на котором находит правду о себе, о своем предназначении, обретает любовь, открывает в себе творческий дар и вырабатывает свою жизненную философию. В романе звучат глубокие и смелые мысли о коллективизации, о репрессиях против крестьян, о судьбе интеллигенции, уничтоженной в ходе войн, революций, эмиграций, погибшей от голода и болезней, бесследно сгинувшей в сталинских лагерях. Швондеры, пришедшие на смену, безнадежно ординарны, бескрылы, жестоки и тупы. Им противопоставлена «живая жизнь» - крестьянская работа на земле, которая есть «подражание творцу».

Александр Исаевич Солженицын (1918 - 2008)

Нобелевский лауреат 1970 года. Солженицына знает весь мир как русского писателя, который первым во всеуслышание рассказал о судьбе России в годы сталинских репрессий. Это была повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962), открывшая лагерную тему в русской литературе. Потом были рассказы «Матренин двор» (1963), романы «В круге первом» (1958), «Раковый корпус» (1966). Оба романа впервые были опубликованы за границей в 1968 году, а у нас - только в годы «перестройки». Документально-публицистический труд Солженицына «Архипелаг ГУЛаг», ставший настоящей бомбой в мировой литературе, тоже сначала вышел за рубежом (1973), и только спустя много лет - в России. Это было фундаментальным исследованием причин и следствий жесточайших событий эпохи сталинизма, историей целого поколения, попавшего в жернова тоталитарного режима. Судьба самого Солженицына - это и есть судьба поколения. Участник великой Отечественной войны, он был арестован как изменник родины. До 1957 года (реабилитация) он прошел тюрьмы, лагеря, ссылку, пережил смертельную болезнь - рак, чудесное исцеление. После получения Нобелевской премии был исключен из Союза писателей, обрел мировую славу и в 1974 году был изгнан из советского Союза как «продавшийся» и «клеветник».

Обозревая ХХ века, невозможно не назвать имена других писателей, отразивших эту эпоху: М.А. (Нобелевский лауреат 1965 года, автор «Тихого Дона»), Варлама Шаламова («Колымские рассказы»), М.А. («Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»), Ч.Айтматова («Плаха»), В.Астафьева («Царь-рыба», «Печальный детектив»), В.Быкова («Обелиск», «Сотников», «Знак беды»), Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей») и др.

С помощью литературы человек попадает в совершенной иной, сказочный мир или в мир детективов и расследований либо фантастических приключений! Давайте же с вами, сегодня рассмотрим десять величайших писателей XX века, которые заполучили сердца миллионов читателей по всему миру.

Камю нет равных в философской эстетике. Самыми популярными его книгами считаются: «Бунтующий человек», «Миф о Сизифе», именно они принесли писателю всемирную славу. В его книгах герой размышляет о жизни, о её степенности и бунте, о поражении и победе, о приобретении и утрате. Читатель вместе с автором размышляет о тщетности бытия и о радости жизни.


В своих книгах Фриш писал о людях, которые живут в собственном мире и стараются проложить мостик к реальности, делают попытки найти твёрдую опору и почву под ногами. Сочинения Фриша спокойны и размерены, как жизнь в Швейцарии. А главное действие происходит в головах персонажей писателя.


Исаак творил на идише, языке который умирает. Несомненно, в этом есть какой-то писательский подход и рок. Башевис-Зингер является обладателем Нобелевской премии. Его книги были переведены на десятки языков. А его истории о любви и дружбе, о предательстве и верности во многом перекликаются с жизнью современных евреев, но отличаются от их истории.


Борхес гений мистики, головоломки и детектива. Чудовищные лабиринты, огромнейшие библиотеки и герой, который-то и делает, что бродит по ним в поисках реальности…


Великий американский гуманист в смысле литературы! «Человек выстоит, чтобы не случилось» – основное кредо Фолкнера, он постоянно его повторял и всегда придерживался. В его книгах это действительно так и есть, никто никогда не сдаётся, все идут до конца!


Мастер небольших рассказов и афоризмов. Глубоко несчастная личность, покончившая жизнь самоубийством. Сам он не признавал себя великим писателем и не стремился быть знаменитым. Рюноскэ не раз говорил, что у него нет особых технологий и чего-то необыкновенного, он просто живёт и чувствует. Как бы там ни было, его признали читатели. Писатель стал основоположником современной японской литературы широко известным на западе.


Кафка написал не так много, однако является одним из самых популярных писателей, наверняка, потому что его рассказы очень увлекательны и интересны. Его герои простые люди, которые живу обычной жизнью, но замечают что-то абсолютно необыкновенное и фантастическое. Они настолько этим увлекаются, что им уже сложно различить, где реальность, а где фантастика.


Несомненно, книга «Улисс» – самая знаменитая книга XX столетия. Эта книга об обычном дублинце, которые за 24 часа прошёл, почти, что всего гомеровского Одиссея. Удивительно, но как Джойса только не называли, и маньяк, и отшельник, беглец, изгнанник и т. д. Одна только жизнь писателя – самая интересная книга, разве мог такой человек написать что-то посредственное.


«Человек без свойств» – книга о каждом из нас, самая знаменитая книга Роберта Музиля. Согласитесь, у нас в жизни часто бывают периоды, когда мы просто наблюдаем, как кто-то делает революцию, совершает перевороты, творит историю своими руками. Но неужели наблюдение и бездействие должно быть добродетелью, а бунт и протест приведёт к катастрофе? Да, так бы ответил Музиль… Эта книга о трагедии бытия и ироничному к ней отношению.


Этому немецкому писателю славу принесли книги «Будденброки», «Волшебная гора», «Иосиф и его братья» и «Доктор Фаустус». Манн писатель, влюбивший в себя читателя, которому по нраву сложная и запутанная литература. Неизведанными тропинками он ведёт нас то к одному ущелью, то к другой огромной пропасти. Человек, читающий его произведения, жаждет дойти до конца и обрести ясность, но в итоге приходит к очередному обрыву…

Судьбы русских писателей XX века драматичны, поскольку именно тогда литература в нашей стране впервые стала по-настоящему влиятельной силой, которую можно было так или иначе направить — в зависимости от политической конъюнктуры. И это обстоятельство в той или иной степени сказалось на жизненном и творческом пути каждого из русских литераторов, включая самых маститых и, казалось бы, обласканных властью, — таких, например, как Максим Горький, Владимир Маяковский, Михаил Шолохов. Перед русскими писателями XX века неизбежно вставала проблема нравственного выбора в ситуации, когда приходилось либо жертвовать честью, либо оставаться «за бортом».

Эпоха, в которую они творили, была отмечена сложнейшими и противоречивыми событиями. Страна пережила три революции, одну гражданскую и две мировых войны, национальные трагедии невиданного доселе масштаба — коллективизацию и «красный террор». Одни из писателей оказались вольно или невольно втянутыми в водоворот этих событий. Иные же отстранялись, уклонялись от участия в социальной борьбе. Но и те, и другие — дети своего времени, испытавшие вместе с родиной мучительную духовную драму. В этих немыслимых условиях писатели были призваны выполнять свою главную миссию — ставить перед читателем «вечные» вопросы о жизни и смерти, о человеческом предназначении, о том, что есть истина и справедливость, память и долг.

Таким образом, творчество лучших русских писателей XX века — это выстраданная боль за судьбы Отечества и родной культуры, естественное развитие которой было насильственно прервано, искажено.

Культура, которой в неистовстве нового нигилизма, в бесовстве берлиозов, швондеров и шариковых, прорвавшихся к власти, грозила смертельная опасность, была великой ценностью дна Михаила Булгакова. Он остро ощущал трагедию духовного беспамятства, самодовольного стремления усовершенствовать человеческую природу по своему разумению и прихоти.

Духовность, озадаченность смыслом жизни, «проклятыми вопросами» бытия — вот характерные черты созданных им положительных персонажей, в числе которых первым, разумеется, следует назвать мастера, героя бессмертного булгаковского романа. В его судьбе отражена горькая и достойная самого высокого уважения судьба самого Булгакова.

Бездомные, бесприютные герои романа «Мастер и Маргарита» становятся объектами травли, доносов, арестов, предательства. Судьба их типична и, к несчастью, закономерна в описываемом обществе. Они живут не в ладах с окружающим миром, вопреки ему, по своей собственной, внутренней логике. Мастер и Булгаков знают своё дело, видят смысл и назначение своего творчества, сознают себя исполнителями особой общественной миссии. И потому им нет места в стране «победившего социализма» — ни как писателям, ни как мыслителям, ни как личностям.

Михаил Булгаков разделил судьбу многих русских писателей, которые умерли безвестными, но к концу столетия стали знаменитыми и читаемыми, с опубликованием произведений получили второе рождение. Андрей Платонов, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам... Они интересны прежде всего не своей принадлежностью к цеху литераторов — это в первую очередь духовно свободные, внутренне независимые личности. Творить им помогала вера в то, что «рукописи не горят». Эти писатели создавали свои произведения, сообразуясь только с собственной совестью и общечеловеческими представлениями о нравственности.

Они творили, не «наступая на горло собственной песне», и потому их судьбы вызывают в нас бесконечное уважение.

В то время, когда в России торжественно отмечали начало нового, 20 столетия, еще продолжали свою деятельность писатели, чье творчество достигло расцвета в 19 веке, — Л. Толстой, Чехов, Короленко. Голос Толстого-публициста звучал на весь мир, внушая людям отвращение к насилию, лжи, несправедливости и призывая к любви, милосердию, братству. В 1903 году, в 75-летнем возрасте, писатель создает один из лучших своих рассказов — "После бала", а еще через год завершает работу над повестью "Хаджи-Мурат". Чехов в начале 20 века пишет свои знаменитые пьесы, и сегодня с успехом идущие на сцепе, — "Три сестры" и «Вишневый сад». Короленко работает над "Историей моего современника", над статьями и воспоминаниями.

Но все заметнее становятся поэты и прозаики новых поколений, которым было суждено связать свою судьбу с 20 веком, — М. Горький, Л. Андреев, И. Бунин, А. Куприн. А. Блок, А. Н. Толстой, позднее — В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева. В литературу приходят М. Шолохов. К. Паустовский, М. Булгаков, А. Платонов, Н. Заболоцкий, А. Твардовский, наконец — А. Солженицын, В. Распутин и другие.

20 столетие — время величайших трагедий и свершений в истории России и человечества. Недаром Блок в поэме «Возмездие» пророчески предсказывал, что "черная, земная кровь" сулит "невиданные мятежи" и "неслыханные перемены".

И, действительно, не прошло и четырех лет после написания этих строк, как разразилась Первая мировая война, а еще через три года грянули две революции — Февральская и Октябрьская 1917 года, круто изменившие жизнь страны: наступило великое и трагическое семидесятилетие советской власти. Через 24 года после революции началась небывалая в мире война с фашистской Германией. Сколько погибших оплакала литература, сколько разбитых жизней изобразила! Народ добился победы, но какою ценой! Вы прочтете (или перечитаете) рассказ Шолохова «Судьба человека». Его герой все потерял в годы войны и обрел какое-то подобие счастья лишь в усыновленном мальчике. На всем значительном, что создано в литературе о Великой Отечественной войне, лежат отсветы героической и — повторим — трагической эпохи.

Нелегки были судьбы писателей 20 века. Мартиролог, который когда-то составил А. И. Герцен, продолжен двадцатым веком. В сорокалетием возрасте, по существу сломленный лишениями и страданиями, умер Блок. Не найдя себе места в современной ему действительности, в возрасте тридцати лет покончил с собой Есенин. На почве личных неурядиц застрелился 37-летний Маяковский. Не перенеся трудностей военных лет и одиночества, на 49-м году жизни повесилась М. Цветаева, до этого долгие годы находившаяся в эмиграции. Вынуждены были покинуть родную страну в период Гражданской войны Бунин, Куприн и многие другие писатели. Куприн вернулся в Советский Союз в 1937 году, незадолго до смерти, а Бунин так и умер на чужбине. Несколько лет в качестве заключенного провел в ГУЛАГе А. И. Солженицын, а освободившись, вскоре был выслан за пределы страны.

Но мы совершили бы непоправимую ошибку, если бы в таких мрачных тонах представили всю литературу 20 века. Даже те писатели, которые вступили в конфликт с властями и советской действительностью, не предавались отчаянию. От литературы XIX века русская литература 20 века приняла эстафету высоких идеалов, нравственности, гуманизма. Это легко увидеть, читая рассказы и повесть "Детство" М. Горького, произведения А. Куприна, И. Бунина и других писателей. «Но все-таки... все-таки впереди — огни!..» — восклицал Короленко. «Не скроют тучи солнца, нет, не скроют!» — словно вторил ему Горький. «Сотри случайные черты, / И ты увидишь — мир прекрасен!» — эти слова принадлежат Блоку, создавшему не одно грустное, даже пессимистическое стихотворение. Литература звала читателей не сдаваться, преодолевать неимоверные испытания, выпадавшие на их долю. Находившийся в эмиграции Бунин высоко оценил военную поэму Твардовского "Василий Теркин", герой которой — неунывающий русский солдат. Такие писатели, как Маяковский, Шолохов, Паустовский, Твардовский, каждый по-своему участвовали в развернувшихся в стране преобразованиях, стремясь художественным словом вселить в читателей веру в будущее, поднять их жизненную активность.

И в довоенные, и в военные годы, и в наши дни русская литература многое делала и делает для того, чтобы в стране восторжествовала справедливость, чистота чувств и отношений, чтобы ушло в безвозвратное прошлое все, что обозначается коротким и емким словом "зло", — политическое самодурство, хамство шариковых ("Собачье сердце" Булгакова), чинопочитание, доходящее до потери человеческого облика, до самоуничижения (сатира Маяковского), эгоизм, своекорыстие, стяжательство (Фаддей из рассказа Солженицына «Матренин двор»). Глубокое уважение читателя снискали такие герои литературы 20 века, как Андрей Соколов из рассказа Шолохова "Судьба человека", молоденькая учительница из рассказа В. Распутина «Уроки французского», Матрена из рассказа А. Солженицына «Матренин двор» и другие.

Русские писатели 20 века продолжают и развивают реалистические традиции своих предшественников. Одновременно многие из них пишут в романтической манере: К. Паустовский. М. Пришвин, К). Казаков.

А каким многообразием жанров отличается русская литература 20 века! Здесь и романы (Горький, Шолохов), и поэмы (Твардовский), рассказы и повести — реалистические (Бунин, Куприн, Шукшин, Казаков), сатирические (Булгаков), фантастические (Грин); здесь и драматические произведения (Маршак), и циклы повестей и рассказов (В. Астафьев), и сказы (Бажов), и богатейшая лирика.

Русские писатели 20 века обогатили изобразительно-выразительные возможности литературы музыкальностью, песенностью стиха (Блок, Есенин), стихом разговорным и ораторским (Маяковский), сжатой, словно до предела спрессованной речью (Цветаева), переплавленной в горниле таланта народной речью (Шолохов, Астафьев, Твардовский. Солженицын).



Загрузка...