emou.ru

Осмомысл биография. Ярослав осмомысл. Восхождение на престол

Ярослав Владимирович (Владимиркович) Осмомысл (ок. 1130-1 октября 1187), Галич) - князь галицкий (1153-1187), сын Владимира Володаревича. Мать (предположительно) - София Венгерская, дочь короля Кальмана Книжника (1070-1116). Осмомысл означает «тот, у которого восемь умов», то есть очень умный.

Биография

В 1149 году Ярослав женился на Ольге, дочери Юрия Долгорукого, в ознаменование союза с ним своего отца против Изяслава Мстиславича, великого князя Киевского. После смерти отца в 1153 году сам воевал с Изяславом из-за городов, захваченных на Волыни его отцом. Сражение под Теребовлем было кровопролитным, в его финале галичане потеряли много людей пленными. Изяслав отступил в обмен на признание Ярославом своего старшинства.

В 1158 году у Ярослава произошла ссора с Изяславом Давыдовичем, сидевшим в Киеве, из-за изгнанного звенигородского князя Ивана Ростиславича Берладника, двоюродного брата Ярослава, которого Изяслав поддерживал в его стремлении вернуть галицкий престол. В союзе с другими князьями и при поддержке короля венгерского и князей польских, Ярослав требовал от Изяслава выдачи Берладника, но напрасно. Изяслав, подстрекаемый Берладником, которого приглашали княжить недовольные Ярославом галичане, вместе с половцами, торками и берендеями пошёл на Ярослава. Союзник Ярослава Мстислав Изяславич волынский был осаждён этим войском в Белгороде-Киевском. Вскоре, вследствие измены берендеев, Изяслав должен был бежать из Белгорода. Ярослав и Мстислав отдали киевский стол Ростиславу Мстиславичу (1159). Иван Берладник умер в изгнании на чужбине, и Ярослав до самой смерти без соперников владел галицкой землей, пользуясь большим влиянием среди тогдашних русских князей. Дружины его участвовали в походах против половцев и он был грозою этих кочевников.

Ярослав был в близких и родственных отношениях с византийскими императорами. В Галиче нашёл убежище византийский принц Андроник (1164), гонимый императором Мануилом. Вскоре Андроник помирился с императором Мануилом, и Ярослав заключил с последним союз против венгров (1167).

В 1170 году Ярослав помогал изгнанному из Киева Мстиславу Изяславичу возвратить великое княжение (см. Осада Вышгорода (1170)).

Вообще Ярослав имел большое влияние в спорах князей за великокняжеский киевский стол. О могуществе можно судить из слов современника, певца Слова о полку Игореве:

Не меньшее уважение у современников приобрёл Ярослав и своими заботами о благосостоянии Галицкой Руси. При нём торговля, промышленность и земледелие процветали; галицкая земля поддерживала торговые сношения с Болгарией и Византией; владея Малым Галичем, Ярослав держал в своих руках ключ дунайской торговли. Недаром за его заботливое, мудрое правление Ярослав получил прозвание Осмомысла (то есть думающего за восьмерых, другое распространенное толкование - владеющий восемью языками).

Борьба с боярами

Несмотря на всё могущество, Ярославу пришлось испытывать противодействие со стороны галицких бояр, которые, по примеру соседней польской и венгерской знати, сплотились в могущественную и богатую аристократию. Распря между Ярославом и боярами особенно обнаружилась во время разрыва Ярослава с его женой Ольгой, которую он в 1171 году принудил к бегству вместе с сыном её Владимиром в Польшу. Ярослав в это время любил другую женщину, некую Анастасию, и отдавал предпочтение ей и её сыну Олегу перед законными супругой и сыном. Партия недовольных бояр устроила в Галиче мятеж, схватила и сожгла живой Анастасию, а князя заставила дать клятву, что он будет жить в согласии с супругой. В следующем году, однако, Ольга с сыном должны были бежать из Галича во Владимир. Ярославу удалось восстановить свою власть над боярами и примириться с сыном Владимиром.

Вероисповедание: Православие Рождение: ок.1130 Смерть: 1 октября (1187-10-01 )
Галич Род: Рюриковичи , Первая галицкая династия Отец: Владимир Володаревич Дети: Ефросинья, дочь, Владимир , Вышеслава, Олег

Яросла́в Влади́мирович (Владими́ркович) Осмомы́сл (ок. -1 октября ), Галич) - князь галицкий (1153-1187), сын Владимира Володаревича . Мать (предположительно) - София Венгерская, дочь короля Кальмана Книжника (1070-1116). Осмомысл означает «толкающий мысль», т. к. в переводе с греческого osmōs - толчок, давление.

Биография

См. также: Междоусобная война на Руси (1158-1162)

Смерть

Ярослав умер в Галиче и похоронен в Успенском соборе. Умирая (), оставил главный стол незаконному сыну, Олегу, а старшему и законному, Владимиру - Перемышль. Вскоре, однако, Олег (прозванный по матери «Настасьичем») был убит, и власть перешла к Владимиру.

Литературный образ

Жизни Ярослава Осмомысла посвящен исторический роман Михаила Казовского «Золотое на черном» (2002).

См.также

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Умершие 1 октября
  • Умершие в 1187 году
  • Умершие в Галиче
  • Великие князья галицкие
  • Персонажи Слова о полку Игореве

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ярослав Осмомысл" в других словарях:

    - (? 1187), князь галицкий с 1153. Сын Владимира Володаревича. В 1150 женился на дочери Юрия Долгорукого Ольге. Участник многочисленных междоусобных войн, походов на половцев и венгров. При нём усилилось Галицкое княжество. Боролся против… … Русская история

    - (? 1187), князь галицкий. Сын Владимира Володаревича. Участник многочисленных междоусобных войн XII в., походов на половцев и венгров. Многими международными связями усилил Галицкое княжество. Боролся против сепаратизма бояр. * * * ЯРОСЛАВ… … Энциклопедический словарь

    - (?—1187), князь галицкий с 1153. Сын Владимира Володаревича. В 1150 женился на дочери Юрия Долгорукого Ольге. Участник многочисленных междоусобных войн, походов на половцев и венгров. При нём усилилось Галицкое княжество. Боролся против… …

    Ярослав Осмомысл - ЯРОСЛÁВ ОСМОМЫ́СЛ (?–1187), князь галицкий с 1153. Сын Владимира Володаревича. В 1150 женился на дочери Юрия Долгорукого Ольге. Участник многочисл. междоусобных войн, походов на половцев и венгров. При нём усилилось Галицкое кн во. Боролся… … Биографический словарь

    Ярослав Осмомысл - Яросл ав Осмом ысл … Русский орфографический словарь

    ЯРОСЛАВ (Георгий Юрий) Владимирович МУДРЫЙ (около 980 ? 20 февраля 1054 ?), Великий князь киевский (с 1019).Происхождение. СемьяСын великого киевского князя Владимира I Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Женат на дочери шведского конунга… … Большой Энциклопедический словарь

    Ярослав Владимирович: Ярослав Владимирович Мудрый (около 978 1054) великий князь киевский, сын Владимира Святославича. Ярослав Осмомысл (? 1187) князь галицкий, сын Владимира Володаревича. Ярослав Владимирович (ум. 1201) князь… … Википедия

    М. Ярослав Осмомысл. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Князь галицкий (умер в 1187 г.), сын Владимирка Володаревича. В 1153 г. воевал с Изяславом II Мстиславовичем, великим князем киевским, из за городов, захваченных на Волыни его отцом, которых Ярослав не хотел возвращать. Бой у Теребовля был… … Биографический словарь

Ярослав Владимирович Осмомысл в 1153 году после смерти своего отца князя Владимира Галицкого посев на галицкий престол. К этому времени Ярослав уже три года был женат на Ольге, дочери князя Юрия Долгорукого, и в 1151 году у них родился сын, которого в честь деда назвали Владимиром.

Кроме Владимира, у Ярослава позже было еще три дочери: старшую, на (имя неизвестно) еще малой сосватали за будущего венгерского короля Стефана III (Иштвана), но брак этот в 1164 году расстроился и она вторично вышла замуж за новгородского князя Мстислава Ростиславича; вторая - Сфросиния, была женой Новгород-Северского князя Игоря Святославича (Ярославна из «Слова о полку Игореве") третья - Вышеслава, была женой польского князя Одона, сына Великого князя Польского Мешко III Старого.

Был еще один сын Олег (Мстислав), но о нем речь пойдет дальше.

Ярослав правил Галичем с 1 153 по 1187 став одним из самых сильных и самых уважаемых в древнерусском обществе зоб

даров. О нем с уважением пишут летописи "Был он князь (Ярослав. - Авт.) И мудрый, и красноречив, и Бога и почтенный во всех землях, и славен войсками, - ибо где была ему обиды, то сам не ходил полками своими, посылал их с воеводами. Ибо навел порядок в земле своей и милостыню щедрую раздавал, богомольцев любя и нищих кормя. Чорноризький чин любя и честь им воздавая от могущества своей, он во всем исполнял закон божий, к церковникам сам приходя и заботясь хорошо о них "(Ипатьевская летопись).

"Со всеми князьями он жил в согласии и рады, особенно заботился о порядке своей земли и поэтому всем соседям был страшен. Никто не смел на него нападать, так как воеводы его, непрестанно грекам, уграм и чехам помогая, были умели в ратных делах и храбрые в битве. Земля же была полна во всем изобилии, процветала и множилось в людях, потому что умельцы и ремесленники из всех стран к нему приходили и огороды населяли, которыми обогащалась земля Галицкая во всем. По Дунаю он огороды укрепил, купцами населил; тем, которые торговали через море в Греках и ремесла налаживали, он из своих имений помогал. Он был щедрым, милостивым и правосудным, потому множество иностранцев ему служило. Наученный был, много книг читал. В церковном чине многое исправлял, и клир устраивая и продолжая зловирья скореняв, а мудрости и истинной веры учил и учить побудил. Монахов же и их доходы назначил обучения "(" Летопись Русский "за В.Татищева).

Ярослав Владимирович Осмомысл (С р. XII - тысяча сто восемьдесят семь) сын князя Владимира (Владимировка) Володаревича и Софии дочери венгерского короля Коломана (Кальмана). Князь Галицкий 1153-1187 гг. Летопись характеризует его как "князя мудрого и красноречивого, богобоязненого, уважаемого по чужим землям и славного своими полками". Распространил территорию княжества колонизируя Днестр, занятие его доходили до Дуная. Укрепил союз с Венгрией и Польшей браком своих дочерей с королем Стефаном III (Иштван) и князем Одон. Опирался на помощь князя Суздальского и великого князя Киевского Юрия Долгорукого с дочерью которого (Ольгой) был женат. В 1164 приютил сопернику византийского императора Мануила Ан Дроник Комнину, а в 1167 заключил с Мануилом союз. В 1165 признал ленную зависимость от императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы. По неполным данным его жены принимали участие в III Крестовом похо- ди против султана Египта и Сирии Юсуфа Саладина (Салахад-дина) (1138-1193).

Князь основал епископскую кафедру в Галиче. Но во внутренних делах полностью зависел от галицких бояр, которые вмешивались даже в частную жизнь князя.

Прозванный в «Слове о полку Игореве" Осмомыслом. Значение этого слова имеет несколько толкований: от восьми его мыслей или забот; от знания восьми языков; от того, что он был умный за восемь человек и т.д.

Неизвестный автор "Слова о полку Игореве" продолжил характеристику Ярослава Владимировича: "... Галицкий Осмомысл Ярослав! Высоко сидишь ты на своем златокованом престоле Подперев горы венгерские Своими железными войсками, Вступив королеве дорогу, Закрыв ворота на Дунае, за облака камни бросая, Суд по Дунай советуя. Грозы твои по землям текут, отворяешь ворота Киеву, стреляешь с отчего стола золотого На султанов в далеких землях ".

Галицкий князь поддержал соперника императора Византии Мануила будущего императора Андроника Комнина. В 1164 году, как пишет летописец, "Ярослав, с большой любовью принял у себя Андроника Комнина, который по возвращении в Константинополь приказал написать на стенах построенного им дворца сцены из прошлой жизни, в том числе различные эпизоды охоты на туров (зубров) во время его пребывания в Галичине в князя Ярослава ".

Ярославу нелегко было удержаться на галицком престоле: местные бояре ему не доверяли, унижали его, даже как-то в начале княжения не позволили участвовать в битве, заявив, что и без него обойдутся. Князей которые правили Галичем, избирали на собрании - "Вече". Но само Вече было в руках богатых и сильных властителей земель - бояр. Галицкие князья находились в такой зависимости от веча, точнее бояр, они не только следили за политической деятельностью князей, но и за домашним жизнью.

Галицкое боярство представляло собой исторический феномен, которого не знали другие княжества и земли Южной Руси. Историкам неизвестно начальный этап становления экономической и политической силы бояр Галицкого княжества. На страницах летописей и хроник они неожиданно появляются уже сильными и напыщенными.

Особенностью государственного устройства Галицко-Волынской земли было то, что она долгое время не делилась на судьбы. Как и в других русских землях, высшими органами власти были князь, совет бояр и вече. Степень политического влияния и власти каждого из них этих органов были здесь разные. Ведущую роль в политической жизни выполняли бояре. Они распоряжались княжеским столом, приглашали и смещали князей. Корпоративным органом галицкого боярства была Боярская Совет (Боярская дума). Князья искали себе поддержку на вече. Однако вече ни стало реальной силой.

Не все жители города имели право участвовать в вечевых собраниях. Такое право принадлежало свободном мужскому населению города. Женщины, дети, холопы и закупки (то есть люди, которые временно утратили свободу) не были членами вечевых собраний.

Народ на вече созывался особыми глашатаями или колоколами.

Призвание князя, составляет одно из основных прав вече во всех древнерусских землях, в Галичине и на Волыни, делается правом Боярской думы. Главным основанием участия в думе служило собственно право, принадлежащее "старым" боярам, а позже князьям и господам, то есть крупным землевладельцам.

Вся Галицко-Волынская земля делилась на воеводства, во главе которых стояли воеводы, назначались из числа боярства. Как правители провинций бояре, со своей стороны, раздают небольшие административные единицы - волости - в управление "меньше" боярам.

Бояре (от. Старославянского - бой-воин, большой, или тюркського- бояр-богатый, знатный) - верхушка господствующего класса феодального общества в Киевской Руси, России, Молдавии, Румынии. Термин "боярин" сначала употреблялся только в отношении богатых и знатных служилых людей; со временем стал обозначать, кроме служилой знати, членов жены и местную не служил знать. Консолидация боярства и роста его экономической мощи сопровождались значительными денежными накоплениями. Общественное влияние боярства обуславливалось также существованием у них жен, состоявшие из воинов и слуг отроков.

Наглость и дерзость галицких бояр имели под собой почву.

Во-первых: Галич располагался далеко от стольного Киева и великий князь Киевский не мог всегда знать, что происходит на окраинах подвластных ему земель. А это было боярам выгодно.

Во-вторых, Галицкая земля позже других получила себе князя. Большое галицкое боярство успело к этому времени усилиться. Они захватывали земли, села и богатели. А когда Киевская Русь разделилась на отдельные княжества, в галицких князей не было сил обуздать бояр. Они захватили лучшие земли и закрепостили смердов. Бояре ничем не были обязаны князю. В руках крупных бояр была сосредоточена хозяйственная прочность, то есть сила.

В-третьих: немногочисленная княжеская династия Ростиславичей, правнуков Ярослава Мудрого, не смогла прибрать к рукам бояр; в наиболее крупных и богатых вотчинах хозяйничали бояре. Бояре имели и свое войско - жены.

В-четвертых: Грушевский укрепления боярства объясняет еще и тем, что в Галичине в течение четырех поколений правила и сама династия, не было притока жен чужого происхождения и представители тех же боярских семей занимали неизменно высокие посты. Не было внутренних переворотов, в результате которых одних бояр заслоняли другие. Земская аристократия слилась с женой.

Бояре хозяйничали в княжестве, бесцеремонно вмешивались во взаимоотношения князя с другими обладателями Руси и зарубежными князьями, королями. Они держали под контролем даже личную жизнь Ярослава Осмомысла, заставляя его жить с нелюбимой женой.

В первые годы семейной жизни, когда был жив тесть Ярослава, великий князь Киевский и Суздальский Юрий Долгорукий, отношения с женой были нормальными, по крайней мере летописи и другие письменные источники молчат о разладе в семь, и.

Ярослав, понимая, что без поддержки тестя престол трудно удержать, был верным союзником Юрия Долгорукого. Он выполнял его поручения, ходил в поход в Луцк, посылал ему на помощь войска.

В то же время шла борьба Ярослава с претендентом на Галицкое княжество его двоюродным братом Иваном Ростиславичем (Берладником).

Впервые Иван Берладник оставил след в галицкой истории в тысяча сто сорок пять, когда он был совсем молодым человеком. К тому времени он был князем небольшого Звенигородского княжества на территории Галичины, вассалом своего дяди Галицкого князя Владимира Володаревича.

В начале 1145, как повествует летопись, князь Владимир, отец Ярослава Осмомысла, выехал из Галича на охоту. Сразу же недовольны "галичане послали по Ивана Ростиславича в Звенигород и ввели его к себе в Галич". Когда князь Владимир вернулся с охоты, оказалось, что ворота его города закрыта. Владимир пошел в другие города, чтобы собрать войско, а затем взял Галич в осаду и начал штурм. Осада длилась три недели. Иван Берладник неоднократно совершал вылазки, во время которых, вспоминает летописец, "много падал человек с обеих сторон". Однако удержаться в Галиче Ростиславичу не удалось. В конце третьей недели он с женой сумел вырваться из окружения и уйти на Дунай, а затем в Чернигов.

Иван (Иванко) Ростиславич Берладник (7-1161 (1162)) - сын Звенигородского князя Ростислава Володаревича, к 1145 - Звенигородский удельный князь, изгнанный дядей, галицким князем Владимиром за попытку захватить Галич.

С 1145 появляется в междуречье Днестра и Дуная. Получил прозвище "Берладник". Часть историков считает, что он княжил в городе Берладь (современный город Бырлад в Румынии), что стоит на одноименной реке, которая впадает в притоки Дуная Серета. Служил с собственной женой как наемник (князь-изгой) при дворах многих князей: киевского, черниговского, смоленского, суздальского. Добиваясь галицкого престола, возглавил дунайскую вольницу "берладников" (в понимании летописцев: оборванцев, бродяг, разбойников). Погиб в Греции в г.. Салуне. По данным современников, был отравлен агентом галицкого князя Ярослава Осмомысла.

Потеряв вотчину, Звенигородское княжество, Иван Берладник со своей женой служил разным князьям, иногда начиная собственные авантюры. Поэтому он был постоянным источником волнения не только для галицких князей, но и для соседей. Помогая зятю, великий князь Киевский и Суздальский Юрий Долгорукий в 1156 году захватил князя Ивана Берладника и посадил в суздальской тюрьмы, а затем, желая сделать Ярославу подарок, отправил его в Галич.

Но против выдачи Берладника выступила часть князей, которых поддержал митрополит Киевский Константин I и все игумены. "Грех тебе есть (князь Юрий Долгорукий), - говорил митрополит, - цилувавши ему креста, ты держишь (его) в такой беде и даже еще хочешь выдать на убийство".

Юрий Долгорукий изменил свое решение и приказал отправить Берладника назад в Суздаль. На обратном пути пленного отразил Черниговский князь (через год - великий князь Киевский) Изяслав Давыдович, к которому Иван Ростиславич ушел на службу. Он руководил княжеской дружиной и поддерживал связи с оппозицией в Галицком княжестве.

Пока Берладник был на свободе, Ярослав не мог спать спокойно. Поэтому в 1158 году он направил в Киев невиданное до тех пор посольство, в которое входили поляки, венгры и представители соседних княжеств, с требованием выдать князя Ивана Ростиславича. Как сообщает летопись, Ярослав "подговорил всех князей русских, короля венгерского, польских князей, чтобы были ему помощниками на Ивана".

Сегодня трудно определить, почему столько правителей согласились на участие собственных подданных в этом посольстве. Возможно, здесь сыграли роль личные связи Осмомысла или собственные цели соседей, для которых вольница Ивана Берладника представляла опасность, или богатые подарки, или что-то другое.

Великий князь Киевский и Черниговский Изяслав Давыдович отказался выдать Берладника. Но когда послы отбыли домой, а князья стали готовить жены, чтобы силой решить эту проблему, Изяслав дал понять князю Ивану, что так будет безопаснее пойти. Берладник убежал на Дунай, где собрал под свои знамена большой отряд.

Как пишет летописец, "Иоанн стал в городах пандунайского, и пришло к нему половцев много, и берладников у него скопилось 6000". С ними он осадил данью рыбацкие деревушки, контролировал торговлю на Дунае, захватил несколько городов и завладел торговым портом Олешьем на Днепре. Когда Берладник осадил галицкий город Ушицу с сильным гарнизоном, то, как рассказывает летопись, "смерды вылезли через стену к Ивану, и перешло их к нему триста человек".

Между тем киевский Изяслав и галицкий Ярослав со своими союзниками в 1158 (по другим данным 1159) начали междоусобную войну. Ярослав пошел в Киев. Изяслав повернул к себе на службу Берладника и позвал на помощь степняков-берендеев и половцев хана Вашкорда.

Сначала Изяслав побеждал. Он осаждал Ярослава и его союзников в Белгородской крепости. Но у Ярослава хорошо работала разведка. Он знал, что берендеи недовольны той суммой денег, им пообещали за участие в военных действиях на стороне Изяслава киевского, и решил сыграть на этом. Ярослав предложил большую сумму, и конница берендеев перешла на его сторону. Он отразил наступление киевских полков и сам перешел в наступление.

Изяслав войну проиграл и вскоре погиб. Иван Берладник бежал в Византии, с которой у Ярослава Осмомысла были налажены хорошие отношения. Тетя Ярослава - Ирина Володарев была женой двоюродного брата императора Исаака Комнина.

В 1161 году году (по другим данным 1162) в византийском городе салун князь Иван Ростиславич Берладник погиб от руки подосланного Ярославом убийцы.

Главный враг Ярослава Осмомысла был убит, и вроде никто не решался становиться на пути сильного и хитрого князя. Однако его ждала новая проблема. Не все было в порядке в семье Осмомысла.

Женат отцом по политическим мотивам Ярослав не любил свою жену Ольгу и удалил ее от себя. На то было несколько причин: первая

(меркантильная) - в 1157 году в Киеве был убит его тесть, великий князь Юрий Долгорукий, на помощь и поддержку которого он рассчитывал; вторая - на наш взгляд, главная, связана с чувствами князя, он просто влюбился.

Предметом его любви была Анастасия (Настасья) - дочь галицкого боярина Чагров (Чагровича).

Это любовь оказалась не каким скоротечным чувством, которые были знакомы Ярославу до сих пор, ни с чем не сравнимой страстью, которая сводила его с ума. Для князя не существовало никаких других женщин, кроме его единственной возлюбленной Анастасии. Чувство князя к Анастасии было глубокое и искреннее. Оно перешло на их сына Олега (Мстислава). Супружеская мораль того времени, да еще и на княжеском дворе, не была слишком суровая. В соседних странах иметь любовницу для князя или короля считалось обычным делом.

Например, уже известный нам византийский император Андроник Комнин, увидев на улице красивую девушку, отдавал приказ привезти ее к нему в загородный дворец. Кроме того, Андроник был присущ и черный юмор. Бравируя отношениями с женщинами, император приказал прибить под крышей Форума рога убитых им оленей, открыто натякуючы на участие константинопольских мужчин.

Правда, случаи, когда чиновники искренне влюблялись, тоже были. Но редко.

Например, современник Осмомысла английский король Генрих II Плантагенет (отец Ричарда Львиное Сердце) в семнадцать лет влюбился в Розамунда Клиффорд. И хотя позже по политическим мотивам он женился на Элеоноре Аквитанской (она была старше него), любви к Розамунд он пронес через всю жизнь. их сына Годфри король сделал канцлером, а Розамунда мирно дожила свои дни в доме, построенном неподалеку от дворца Генриха II.

Подобные случаи были и в княжествах Киевской Руси. Это вполне соотносилось с моралью того времени.

Князь отчаянно потакало куда хуже извращениям, если они не угрожали интересам того окружения. В этом случае родственники Анастасии имели сильное влияние при дворе, и это вызвало недовольство и зависть других бояр. Анастасия и ее сын Олег были соперниками и смертельной угрозой законной жены Ольги и старшему сыну Ярослава Владимиру. Олег, хотя и незаконный, но все же княжеский сын, то есть князь. Кроме того, в Галиче начали говорить, что Осмомисл хочет отправить Ольгу в монастырь и жениться на Анастасии.

Галич раскололся. Среди бояр существовала партия во главе с Чагровичамы, которая выступала за передачу трона бастарду Олегу, которого противники неповажливо называли "Настасьевичем". Партию княгини Ольги возглавлял боярин, бывший воевода Константин Сирославич и вассал Осмомысла Туровский князь Святополк Юрьевич. Они хотели, чтобы власть перешла к Владимиру.

В столице княжества преимущество было на стороне Анастасии и ее сторонников. Ярослав Осмомысл открыто признавал любимую своей настоящей женой, дело оставалось за малым - церковным венчанием.

Княгиня Ольга, понимая, что проигрывает, решилась на отчаянный шаг: вместе с Владимиром в начале 1171 она убегает из Галича в Польшу, как было договорено с великим князем Польским Болеславом Кудрявым (1120-1173).

Этот поступок вызвал целый ряд событий. В Галиче Ольга, обиженная жена, Ярослава не беспокоила. Но конфликт, который княгиня вынесла на суд Польши и Руси, создал опасное политическое осложнения. Ярослав принял дипломатических усилий, чтобы вернуть жену и старшего сына. Этим вероятно, объясняется то, что через восемь месяцев Ольга с Владимиром оставляют Польшу и едут на Волынь, к противнику Ярослава князя Святослава Мстиславича. Ольга и Владимир просят у князя помощи, обещая за это часть территории Галицкого княжества.

Летопись свидетельствует: "... Владимир же послал (посла) к Святославу в Мстиславича, прося у него города Червена:" Да, там сидя, хорошо мне будет слать в Галич. Если я сяду в Галиче, то Бужск твой верну и три города добавлю к нему ". Святослав тогда дал ему Червен и креста ему целовал, что помогать ему".

А в это время сторонники Ольги в Галиче распространяют слухи о предстоящем нападении поляков и венгров, о гневе русских князей на Ярослава за то, что он якобы решил отдать престол незаконному сыну. В Галиче говорили, что Анастасия - ведьма, которая очаровала князя. Спасти князя от колдуньи - дело, которое Бог поддержит.

Успешные мятежи чаще всего вызревают в тени трона. При дворе всегда найдутся люди, которые знают, куда больнее ударить. Наверное, Ярослава Осмомысла, с которым считались и император Священной Римской империи, и император Византии, а внешние враги которого были уничтожены, не подозревал, что ему дома может угрожать опасность. Слухи он игнорировал и даже оставив Галич, отбыл на охоту. Тогда все и началось.

Когда Владимир вместе с матерью в ноябре 1171 подъезжал к городу Червен, их догнал посланец из Галича. Он рассказал княжич от имени галицких бояр: "Поезжай уборзе. Отца твоего мы схватили и друзей его, Чагрова людей, избили. А вот твой враг - Настаська в наших руках".

Пока Владимир и Ольга спешили в Галич, бояре, не теряя времени, продолжали дело. Весь род бояр Чагровичив и их сторонников вырезали. Анастасию, как колдунью, сожгли на главной площади города. Ее сына Олега бросили в тюрьму, а позже "выгнали в ссылку". Князя Ярослава, сломленного предательством и унижением, отпустили на свободу под контроль боярской партии. Но с князя приняли клятву ("водили к кресту»), что он не будет мстить мятежникам и будет жить с женой как положено мужчине. Ярослав такую клятву дал, но затаил в душе лютую ненависть.

Внешне Осмомисл выполнял условия соглашения с боярами. Он ни слова не сказал против возвращения сына и жены.

Летописи молчат о том, что было в Галиче после этого мятежа. Значит, ничего достойного, с их точки зрения, не происходило.

Власть в княжестве перешла в руки княгини и бояр. Но не надолго.

Ярослав ждал, он подчинился боярам, чтобы сохранить престол. Но прошло два года, галичане разочаровались в новых владельцах, и многие с грустью вспоминал о былых временах. Ярослав решил использовать момент и начал понемногу убирать инициаторов мятежа.

Отношения князя с женой тоже не улучшились, между ними была сожжена Анастасия. Поэтому летом 1173 году Ольга вместе с сыном вынуждена была бежать в Луцк к князю Ярославу Изяславича, что обещал вимогты от Осмомысла самостоятельную волость для Владимира.

Князь Ярослав Галицкий был в таком гневе, что решил любой ценой вернуть жену и сына обратно. Использовал он для этого очень эффективное средство. По три тысячи гривен серебра он нанял большой польский отряд, который отправился в Луцк и стал курить города и села. Официально никакой связи между этим разбоем и Осмомыслом не было, но Ярослав Луцкий понял, что означает этот шаг. Он решил, что лучше не спорить со своим соседом и отправил Владимира вместе с матерью к брату княгини Ольги великого князя Суздальского Михаила Юрьевича. Оттуда Владимир перебрался в Чернигов к своему тестю, князя Святослава Всеволодовича. Княгиня Ольга вернулась в Галич, но вскоре должна была снова бежать. Переезжая с места на место, она в конце концов оказалась в городе Владимире над Клязьмой. И как пишет летописец: "... в год 6689 (1181) месяца июля в четвертый день приставилася благоверная княгиня Ольга, невеста в монашестве Ефросиниею и положена в святой Богородицы Золотоверхий во Владимире (Суздальском)". Умерла княгиня своей смертью или ей помогли - мы наверняка не узнаем. Но после смерти Ольги Ярослав сразу же начал репрессии против боярской оппозиции, не было лидера. Попытка Владимира занять место лидера не удалась. Когда началось уничтожение активных участников казни Анастасии, Владимир убежал. В 1184 году Владимир Ярос- лавич оказался на Волыни у князя Романа Мстиславича и попросил у него приюта. Роман, опасаясь его отца, предложил Владимиру убраться с его княжества.

Начинается долгий путь Владимира от князя к князю. Ингвар Ярославич, князь Дрогобужський его нагнал, Святополк Юрьевич, князь Туровский его не принял, Смоленский князь Давид Ростиславич велел ему ехать к его дяде Всеволода Большое Гнездо в Суздаль. Но и здесь ему не нашлось места. Великий князь Киевский, его тесть, Святослав Всеволодович также не дал ему убежища.

Молодой галицкий преемник объехал всех великих князей Руси и ни один из них, то союзник, то враг Ярослава Осмомысла не решился предоставить ему убежище. Возможно только представить себе, какую большую дипломатическую работу провел Ярослав, если князья, могут даже на видимость единодушия, были едины в нежелании принять изгоя.

Оставалось только Новгород-Северское княжество, где правил Игорь, женатый на сестре Владимира Евфросинии Ярославне. Семья Игоря не в пример галицким родственникам была дружной. Возможно, как раз любовь к жене и подтолкнуло Игоря совершить поступок, на который не решился ни один из князей. Игорь "принял (Владимира) с любовью, и составил ему честь большую, и два года держал его в себя, а на третий год помирил его с отцом его", - пишет летописец.

Ярослав победил. Он добился того, что Владимир вернулся домой, "моля о милости", и остался жить в Галиче под наблюдением. Все инициаторы и активные участники убийства Анастасии или сами сошли в могилу, или были уничтожены. На долгие шестнадцать лет растянулась месть Ярослава за свою любимую. Перед смертью в 1187 году князь Ярослав Осмомысл завещает Галич их сыну Анастасии Олегу. В то время никто не смел перечить князю. Но сразу же после погребения бояре снова подняли бунт.

Игорь Святославич (1151-1201 (+1202)) - князь Новгород-Северский (из 1178 или 1180) и черниговский (с 1198), сын черниговского князя Святослава Ольговича. Был женат на дочери Ярослава Осмомысла Галицкого Евфросинии, от которой у него было пятеро сыновей (Владимир, Роман, Олег, Святослав, Ростислав) и дочь. В 1169 и 1 173 pp. вместе с Владимиро-Суздальским князем Андреем Боголюбским участвовал в походах на Киев. С 1180 неоднократно вступал в союзы с половецкими ханами в борьбе против других русских князей. Однако усиление их нападений на Южную Русь вынудило Игоря Святославича совместно с другими князьями в 1185 выступить против половцев. Поход закончился поражением, а сам Игорь Святославич попал в плен, откуда ему удалось бежать. Поход 1185 послужил сюжетной основой "Слова о полку Игореве".

Историк XVIII в. и начала XIX в. Н. Карамзин так писал о Осмомысла: "он истинные государственные добродетели, редкие в тогдашние времена: не искал завоеваний, но, довольствуясь своей немалой областью, пекся о благоденствия народа, о цветущее состояние городов, земледелия, для того любил тишину, вооружался единственно на врагов и посылал рать с боярами, думая, что дела гражданские еще важнее военных для государя ".

Князь Ярослав, который умел балансировать в сложной политической игре, проявлял выдержку в экстремальных условиях, хорошо помнил и никогда не забывал и не прощал обид, влюбился в простую женщину, был ей верен, но не смог ее защитить и этим погубил. А князь хотел для себя и Анастасии немного, всего лишь маленького личного счастья.

В 1938 г.. Во время археологических раскопок в львовском соборе св. Юра историк Я.Пастернак нашел гроб с останками князя Ярослава Осмомысла. Накануне войны 31 августа 1939 Я.Пастернак перезахоронил останки князя в часовне под храмом, которую ранее использовали для захоронения знатных особ. Вместе с останками князя он оставил стеклянную капсулу с запиской, где удостоверял, что кости принадлежат Ярославу. В конце XIX в. они были вновь найдены.

"Мужи твои падут от меча, и храбрые твои - на войне"

Книга пророка Исаии

Ярослав Осмомысл

Пожалуй, при имени Ярослав почти у каждого жителя нашей страны возникают две ассоциации. Первое, что обычно приходит на ум, ? это правление киевского князя, названного историками впоследствии Мудрым.

Но, может быть, даже чаще вспоминается нам женщина из поэмы «Слово о полку Игореве», которая стремилась чайкой лететь к своему любимому, чтобы исцелить раны на его теле, которая просила и ветер, и солнце, и могучий Днепр Словутич спасти его. Почти каждый знает, как ласково и уважительно называл ее поэт:

Ярославна утром плачет в Путивле на стене...

Ярославна рано плачет на стене в Путивле...

Навсегда в нашем народе плач Ярославны остался самым поэтичным и самым образным выражением женской тревоги за своего мужа, олицетворением страдания и печали любящей женщины.

Мы не знаем ее точного имени, предполагают, что ее, возможно, звали Ефросиньей. Отцом же ее был Ярослав Владимирович Галицкий, почему и обращался автор поэмы к ней? «Ярославна».

Ярослав Владимирович известен в истории также под своим прозвищем? Осмомысл. Это слово можно истолковывать двояко: либо как человек, «смысленный» в восьми языках, то есть знающий восемь языков, либо как человек, умом своим равный восьми обычным людям.

Предельно выразительна его характеристика в «Слове о полку Игореве»: «Галицкий Осмомысл Ярослав! Высоко сидишь ты на своем златокованом столе, подпираешь горы угорские своими железными полками, королю загораживаешь путь, затворяешь Дунаю ворота, клади бросая через облака, суды рядя до Дуная. Грозы твоей земли страшатся; Киеву отворяешь ворота, за дальними странами в салтанов стреляешь с отчего золотого стола».

Все в этих словах прославляет русского князя, и все исторически верно. Соответствует действительности, что Ярослав подпирал горы угорские (Карпаты) железными полками, поскольку в военном отношении мало кто мог его превзойти. Венгерский король с почтением относился к правителю одного из уделов Русского государства, контролировавшему водный путь по Дунаю. Земли Ярослава простирались от устья Дуная и до верховьев Южного Буга. Верно и то, что «златокованый» трон достался Ярославу от отца, Владимирка Володаревича.

Как считают авторы энциклопедии «История России. IX–XVII вв.», составленной под руководством научно-редакционного совета во главе с академиком А.О. Чубарьяном, матерью Ярослава была дочь венгерского короля Коломана, на которой женился Владимирко. Если принять эту версию, то тогда трудно объяснить, почему именно с венграми Владимирко воевал почти всю свою жизнь.

Сам Владимирко в свое время получил в наследство небольшой удел с центром в Звенигороде, но смог воспользоваться обстоятельствами и оставил своему сыну огромные территории практически по всему течению Днестра, Прута и Сирета. Ныне эти земли входят в состав Западной Украины, Молдавии и Румынии. Столицей вновь возникшего обширного княжества стал не очень примечательный ранее город Галич. Часть территорий Владимирко приобрел легитимным путем после смерти двоюродного брата Ивана Васильковича, часть же отнял у своего племянника Ивана Ростиславича, более известного по прозвищу Берладник.

Тот бежал со своей родины после неудачной попытки отвоевать у дяди себе удел. Владимирко до самой своей смерти стремился свести счеты со своим племянником, но удалось это сделать лишь его сыну Ярославу в 1161 году, в угоду которому Иван Ростиславич был отравлен в греческом городе Фессалонике. С этого времени ничто не угрожало власти Ярослава в Галицком княжестве.

Княжеский трон Ярослав занял в 17–18 лет (по данным В.М. Когана и В.И. Домбровского-Шалагина), когда совершенно таинственным образом внезапно умер его отец. Владимирку Володаревичу было тогда всего около 58 лет, и ничто не предвещало его смерти.

До этого он неоднократно принимал участие в войнах против Изяслава Мстиславича на стороне сына Мономаха, Юрия Долгорукого. В 1152 году военное счастье отвернулось от Владимирка и он потерпел поражение от соединенных сил русских князей под руководством Изяслава, которые выступали в союзе с венгерским королем Гейзой.

Владимирко отличался умением признавать свое поражение, готовностью идти в этом случае на компромисс, который им использовался для выигрыша времени. После накопления сил все свои уступки он забывал и заботился только о своих интересах.

Этот характерный стиль поведения основателя Галицкого княжества проявился и после его разгрома русско-венгерскими войсками. Ссылаясь на свои мнимые раны, он согласился на все условия мирного договора, по которым он должен был уступить победителям ряд ранее захваченных им городов. В знак клятвы Владимирко Володаревич поцеловал крест святого Стефана.

Когда русские князья вернулись в свои уделы, а венгерский король? в пределы своего государства, галицкий князь и не подумал выполнять обязательства по мирному договору. Слишком прагматичным он был политиком, чтобы, избавившись от силового давления и военной угрозы, отдать противникам часть с таким трудом собранных им своих земель. Когда же посол Изяслава Мстиславича, боярин Петр Бориславич, напомнил князю о целовании святого креста, тот только рассмеялся в ответ.

На следующий день и произошло то самое таинственное и роковое событие, в результате которого на отцовский «златокованый» трон взошел Ярослав. Вот как передал записи летописца великий историк и писатель Н.М. Карамзин: «Владимирко, совершенно здоровый накануне, отслушав вечерню в церкви, не мог сойти с места, упал и, принесенный во дворец, скончался». Перед тем как упасть, князь сказал, что его как будто что-то ударило по плечу. Как бы само провидение Господне наказало клятвопреступника, и его сын, казалось, должен был исправить отцовское прегрешение. Смерть князя Владимирка Володаревича случилась, как указано в энциклопедии «История России. IX–XVII вв.», в феврале 1152 года. В этом же издании сказано, что князь умер во время переговоров, отказавшись от каких-либо уступок.

Если придерживаться изложения событий С.М. Соловьевым, то после смерти Владимирка, казалось бы, могло создаться впечатление, что требования Изяслава будут удовлетворены. В самом деле, киевского посла вернули в княжеский дворец, «там юный Князь Ярослав сидел на месте отца, в черной мантии и в клобуке, среди Вельмож и Бояр, также одетых в печальные мантии. Послу дали стул. Ярослав заливался слезами; царствовало глубокое молчание». Утерев слезы, 17-летний Ярослав, передал послу для Изяслава следующие слова: «Бог взял моего родителя, быв Судиею между им и тобою. Могила прекратила вражду. Будь же мне вместо отца». Назвав себя сыном киевского князя, Ярослав тем самым признал свой вассалитет от него и, следовательно, должен был выполнить его требования.

Однако Ярослав был достойным сыном своего отца и не собирался поступаться владениями Галицкого княжества. Когда правивший в Киеве Изяслав понял, что его просто водят за нос и тянут время, он открыл против молодого, но прагматичного галицкого князя военные действия. Но и после этого Ярослав не отступил перед Киевом. Сражение под Теребовлем в 1153 году было упорным и кровопролитным, с обеих сторон много воинов было взято в плен. А в итоге Изяслав был вынужден удалиться в Киев, не добившись своей цели. Там он вскоре заболел и умер 13 ноября 1154 года, не дожив, как и Владимирко, до 60 лет. Господь забрал к себе одного за другим обоих князей примерно в одном возрасте, чтобы они смогли, наконец, примириться в Царстве Божьем.

Продолжил политику отца Ярослав и в отношении своего двоюродного брата, Ивана Ростиславича Берладника. Он потребовал его выдачи у занявшего киевский престол Юрия Долгорукого. Тот уже согласился выполнить требование галицкого князя, чьим тестем он являлся, но в последний момент вмешалось киевское духовенство во главе с митрополитом, и Иван Берладник был отправлен из Киева обратно в Суздаль. Ярослав не примирился с этим и продолжал требовать передачи ему претендовавшего на княжение в галицких землях Ивана. Он даже отправился с войском на Киев, где после смерти Юрия Долгорукого правил уже новый князь, Изяслав Давыдович. Более того, Ярослав смог в этом вопросе заручиться поддержкой венгерского и польского королей, а также большого количества русских князей.

Обратим внимание, даже король Венгрии, с войсками которой многократно и жестоко воевал Владимирко Володаревич, поддержал Ярослава Владимировича.

В конце концов в результате активных действий Ярослава на киевском престоле оказался другой князь, Ростислав Мстиславич, один из его сторонников, а прежний правитель Киева, воевавший против галицкого князя, Изяслав Давыдович, погиб 6 марта 1161 года в одном из сражений. Бежавший из русских земель в Грецию Иван Берладник был там отравлен в этом же году. Так Ярослав поставил точку в династических спорах. Было ему тогда всего 26 лет. Надо заметить, что энциклопедия «История России. IX–XVII вв.» относит дату рождения князя на 5 лет раньше. Если придерживаться этой версии, то тогда в 1161 году Ярославу был уже 31 год.

Успехов в решении полученных в наследство проблем молодой князь достиг во многом не только за счет своих личных качеств (а они у него были, безусловно, выдающимися), но и благодаря поддержке своих бояр, их настойчивости и властолюбию. Галицкие бояре не только любили свою землю, они были готовы отдать и жизнь ради своих целей. Накануне первого серьезного испытания после восхождения на престол Ярослава, перед сражением с армией киевского князя, бояре так заявили ему: «Ты у нас один: что будет, если погибнешь? Заключись в Теребовле: мы сразимся; и кто останется жив, тот придет умереть с тобою».

Однако галицкие бояре были не только верными слугами своей земли и своего князя. Они стремились играть в управлении княжеством самостоятельную роль, что привело впоследствии к тяжелым конфликтам и семейным трагедиям.

Несмотря на заключаемые союзы и дружеские отношения с правителями соседних государств, Ярослав всегда проводил собственную политику. Он поддерживал византийского императора Мануила I. Тем самым были сохранены традиции отца, поскольку Мануил в свое время поддерживал Юрия Долгорукого, а отец Ярослава, князь Владимирко, всегда приходил тому на помощь. В то же время Ярослав приютил в 1164 (или 1165) году у себя врага Мануила, Андроника Комнина. Тот совершил дерзкий побег из тюрьмы, куда его заключили по приказу императора. Как пишет Н.М. Карамзин, галицкий князь выделил Андронику несколько городов, приглашал его участвовать в заседаниях государственного совета. Они часто развлекались охотой. Все это происходило, несмотря на то что Мануил не раз выражал Ярославу свое неудовольствие по этому поводу. Андроник не был депортирован, а выехал из Галицкого княжества по своей воле, когда два константинопольских митрополита, прибыв в Галич, уговорили беглеца вернуться на родину.

Это был своеобразный человек с очень необычной судьбой. Его можно было бы отнести к авантюристам, но в отличие от них он не опускался до примитивного обмана и шулерства. В его жилах текла кровь византийских басилевсов. Причудливые повороты жизненного пути то ставили его на край гибельной пропасти, то возносили на самый верх. Мы уже знаем, что в Галицком княжестве он появился, бежав с риском для жизни из тюрьмы. Вернувшись в Константинополь, он стал, как бы сейчас сказали, публичным политиком, выдвинув ряд привлекательных для народа демагогических лозунгов. Возглавив народное движение, он в 1183 году занял ни много ни мало императорский трон. Два года византийские аристократы умирали под пытками, которым предавал их добравшийся до власти Андроник. Политика «революционного» террора была прекращена только в результате заговора уцелевшей знати, которая опиралась на поддержку того же самого народа, который до этого привел Андроника в константинопольский дворец. Обманутые ранее его обещаниями горожане смели охрану «народного» императора, а он сам был предан позорной казни.

Император Мануил находился не в самых лучших отношениях с венгерским королем. Но, как нам уже известно, несмотря на свою дружбу с византийским императором, Ярослав смог заручиться поддержкой и венгерского короля.

Ярослав не вел после 1161 года крупных военных кампаний, ограничиваясь отправкой своих войск для поддержки союзников? Мстислава Изяславича, как сообщается в энциклопедии «История России. IX–XVII вв.», в 1168 году и Рюрика Ростиславича в 1180 году. Не допуская войн на своей территории, Ярослав Осмомысл обеспечивал приток населения, развитие ремесел, оживление торговли. Существенным фактором развития экономики были богатые природные ресурсы, особенно соляные копи. Поваренная соль была заметной статьей экспорта. Плодородная почва Юго-Западной Руси обеспечивала богатейшие урожаи. Умелые руки ремесленников творили шедевры. Увеличивалось число городов. Контроль над Дунаем, важной торговой артерией Европы, обеспечивал поступление финансовых средств. По словам Н.М. Карамзина, галицкий князь для военных дел предпочитал нанимать иностранцев, в частности поляков, оберегая жизни своих подданных. Почти на 700 лет Ярослав опередил в своей военной политике мудрое решение Луи-Филиппа, короля Франции, где с 1831 года для ведения боевых действий за рубежом был создан иностранный легион. Галицкое княжество при Ярославе, как подчеркивают почти все историки, достигло наивысшего расцвета. В обеспечении благоприятных условий развития своей страны и состоит высшая мудрость государя.

Семейная жизнь у князя не сложилась. Отец женил его в 15 лет на дочери Юрия Долгорукого. Брак был, что называется, по расчету. Галицкий и суздальский князья таким образом закрепили свой союз против Изяслава Мстиславича, изгнанного ранее Юрием из Киева во Владимир-Волынский.

Чем Ольга, дочь от брака Юрия с половецкой княжной, названной в крещении Евдокией, не устраивала Ярослава? неизвестно. Надо отметить, что авторы историко-генеалогического исследования «Князь Рюрик и его потомки» В.М. Коган и В.И. Домбровский-Шалагин указывают на отсутствие точных сведений о том, кто была матерью Ольги. Возможно, ею была и не Евдокия. Неприязнь к жене Ярослав перенес и на своего сына Владимира. Сам он жил с другой женщиной, Анастасией.

В 1173 году Ольга вместе с сыном выехала в Польшу. Вместе с тем в упомянутом выше исследовании приведен год смерти Ольги? 1158-й. В «Славянской энциклопедии» В.В. Богуславского в качестве даты смерти указан 1183 год, что более отвечает имеющимся сведениям о дальнейшем развитии событий. Сопровождали Ольгу, покинувшую Галич из-за невнимания к себе мужа, несколько бояр, в том числе и некий Константин Серославич, имя которого приводит С.М. Соловьев. Надо отметить, что Ярослав не изгонял свою жену, она оставила Галицкое княжество по своей воле. Это отмечается практически всеми историками.

Освященный церковью брак заключался один раз и на всю жизнь. Расторжение брака могло произойти лишь в случае пострижения и ухода в монастырь одного из супругов. Поскольку развод в то время был практически невозможен, то и сам князь, и его избранница Анастасия находились в двусмысленном положении. С одной стороны, у них подрастал сын Олег, которого отец очень любил, даже больше, чем своего законного сына Владимира. С другой стороны, боярская верхушка Галича и духовенство осуждали и Ярослава, и Анастасию.

Можем ли мы считать поведение князя безнравственным и следом за Н.М. Карамзиным назвать Анастасию «злонравной женщиной»? Ни у кого из историков нет сведений, что Ярослав был любвеобилен или, более того, распутен. Упоминается только одна женщина, с которой он состоял во внебрачной связи. Вероятно, князь заслуживал не столько осуждения, сколько сочувствия: женатый на нелюбимой, он не мог дать полноценной семейной жизни той женщине, которой дорожил, и их общему ребенку.

Морально-этические проблемы разрешились самым страшным образом. Ярослав, Анастасия и их сын стали участниками настолько трагических событий, что даже трудно представить, что такое вообще могло произойти в русском княжестве, пусть и в конце XII века.

Через 8 месяцев после выезда в Польшу Ольга с сыном решили перебраться во Владимир-Волынский. На пути их догнал гонец из Галича, который и сообщил, что произошло там за время их отсутствия.

Могущественный галицкий князь, который, говоря словами поэта, венгерскому королю загораживал путь и Дунаю затворял ворота, был арестован своими боярами. Его ближайшее окружение было перебито, а сына от внебрачной связи посадили в темницу. Но это было еще не самое ужасное, на что отважились мятежники. Анастасия, любимая женщина князя, была сожжена на костре, как пишет С.М. Соловьев, на основании летописных сведений.

Попытаемся представить себе средневековый русский город. Для обеспечения защиты от врагов он находился за крепостной стеной, а из-за этого даже крупные города были очень компактны. Как считают А. Кирпичников и П. Раппопорт, территория города могла занимать примерно 200 гектаров. Это относительно небольшая площадь.

В центре города был разведен огромный костер, чтобы сжечь несчастную женщину. Наверное, Олега не привели на площадь, чтобы тот посмотрел казнь своей матери. Но он мог и без этого понять, что творится в небольшом по площади Галиче, по тем звукам, которые доносились до него в место его заключения.

Олег слышал возгласы толпы, в которых он мог разобрать имя своей матери. Звучали крики с угрозами в ее адрес. Потом он мог слышать треск горящих дров. Костер должен был быть очень большим по величине. Для него требовались настоящие бревна. Огонь с шумом втягивал воздух в пламя, рядом с костром стоял сильный гул, который доносился до Олега.

Перекрывая все звуки, внезапно раздался безумный женский крик, в котором он с ужасом узнал голос своей матери, самого дорогого для него человека. Он понял, наконец, что означал этот костер и возгласы толпы!

Крики матери становились все сильнее, они уже превратились в вой, в котором не было ничего человеческого. Когда же этот крик оборвался? кто скажет, как это все можно было пережить сыну?

Так закончила свои дни Анастасия.

Приходится заметить, что у историков имеются разночтения в изложении событий. В.М. Коган и В.И. Домбровский-Шалагин считают, что эти события произошли не в 1173 году, а двумя годами раньше, причем, по их мнению, вместе с Анастасией погиб и ее сын Олег. Однако так ли это было на самом деле? трудно сказать. Ряд историков считает, что Олег умер позже.

С Ярослава взяли клятву, что он будет жить со своей законной женой. С.М. Соловьев подчеркивает, основываясь на словах летописца: «...Жить как следует». Ольга вернулась в Галич.

Торжествовала ли она свою победу? Как ее встретил Ярослав?

Н.М. Карамзин писал, что галицкий князь сумел обуздать мятежных бояр, предоставляя читателям догадываться, какие были употреблены для этого средства. Ольга с Владимиром вторично ушли из Галича, сначала в Луцк. Когда Ярослав потребовал их выдачи, угрожая, по словам историка, «опустошить пламенем всю область Луцкую», они перебрались к Михаилу Юрьевичу, брату Ольги. В 1181 году Ольга скончалась в одном из монастырей Владимира-на-Клязьме.

Чувствуя приближение смерти, Ярослав призвал к себе своих сыновей, а также ближних бояр и распорядился закрепить Галич за Олегом, сыном Анастасии. Старшему сыну, Владимиру, он выделил Перемышль.

Надеялся ли он, что его завещание будет исполнено?

Умер Ярослав Владимирович Осмомысл в 1187 году, 1 октября, прожив, согласно исследованиям В.М. Когана и В.И. Домбровского-Шалагина, всего 52 года.

Из книги Киевская Русь. Страна, которой никогда не было? : легенды и мифы автора Бычков Алексей Александрович

Ярослав и его братья Начнем повествование со Святополка Владимировича, по прозвищу Окаянный. Его имя пишется на монетах как «Стоплуг», «Святоплук», «Святоплуг». Но официально принято писать Святополк. Годы княжения 1015–1019.Официальная версия истории Святополка Окаянного

Из книги Путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории автора Звягин Юрий Юрьевич

г. Первопроходец Ярослав И, наконец, наступает время Ярослава. Вот этот наверняка идёт на брата Святополка водой. Поскольку в описании битвы на Днепре чётко говорится: «Новгородцы… реша Ярославу: „яко заутра перевеземъся на ня“» и «И вышедшее на брегъ, отринута лодье

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Ярослав Мудрый Узнав о вероломном убийстве трех братьев, против Святополка выступил князь Новгорода Великого – Ярослав. Он узнал о случившемся преступлении от своей сестры Предславы, которая сообщила, что и ему Святополк готовит такую же страшную участь.С новгородцами

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Ярослав и Ярославичи Во время правления Ярослава суперсоюз еще сохранялся, но" процесс" роста городов-государств все больше давал о себе знать. Его отразило и знаменитое летописное «Завещание» Ярослава 1054 г. Он поручил старшему сыну Изяславу Киев, Святославу дал

Из книги История Средних веков автора Нефедов Сергей Александрович

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Повесть временных лет. Летописи рассказывают, что после крещения Владимир переменился: его уже не прельщали дальние походы и кровавые

Из книги От Византии до Орды. История Руси и русского Слова автора Кожинов Вадим Валерианович

Из книги Русский Царь Батый автора Пензев Константин Александрович

Ярослав «Итак, третий сын Всеволода, Ярослав, княживший в Переяславле, решил положить в основу своего переяславского летописания Владимирский свод 1212 г. То ли обстоятельство, что у Ярослава минул возникший было интерес к ведению своего летописца, или то, что в

Из книги «Ілюстрована Історія України» автора Грушевский Михаил Сергеевич

29. Ярослав Коло того ж саме часу як смерть Мстислава передавала в руки Ярослава цїлу половину його батьківщини, стали ся ще иньші події, які дуже скріпили його державу. На полуднї зломила ся сила печенізька, на заході польська. На Печенігів натисли зі сходу орди турецькі:

Из книги Сатирическая история от Рюрика до Революции автора Оршер Иосиф Львович

Ярослав Мудрый До Ярослава княжил брат его Святополк. По обычаю своего времени Святополк начал с убийства братьев, желая заслужить уважение народа.Но ему не повезло! Потому ли, что он перехватил меру, убив слишком много братьев; потому ли, что убийство брата перестало быть

Из книги Русь богатырская. Героический век автора Кожинов Вадим Валерианович

Ярослав Мудрый Речь пойдет о правителе, которого исключительно высоко ценили в Древней Руси, о чем свидетельствует уже хотя бы само определение «Мудрый», - притом Ярослав был единственным государственным деятелем, удостоенным такого эпитета. Наиболее выдающийся внук

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

197. ЯРОСЛАВ Осмомысл ВЛАДИМИРОВИЧ, князь галицкий сын Владимирка Володаревича, князя галицкого (см. 51), от брака, как полагают, с княжной венгерской, неизвестной по имени.Родился в Галиче (червенском) около 1135 г.; вокняжась по смерти отца, сражался с Изяславом II, великим

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

автора Голубец Николай

ЯРОСЛАВ МУДРИЙ Несподівана смерть Володимира Великого була справжньою катастрофою для дальшого будівництва української Державности. Прийшла саме в пору, коли закінчилося «збірання українських земель», а не почалося ще закріплення стійкости тієї велетенської держави.

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Ярослав Осьмомисл Щастя хотіло, що Володимирко залишив тільки одного, а при тому талановитого сина, що йому припала Галичина ціла, неподільна. Правда, політика Ярослава була куди інша від політики його батька, але неменче від неї успішна й далекосяжна в наслідках.Як

Из книги Цивилизационные события как основа хронологии автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

Ярослав Кеслер Цивилизационные события как основа хронологии Цивилизационное событие - это антропогенная технологическая революция, качественно изменяющая состояние нашей цивилизации и переводящая ее на более высокий уровень развития.Цивилизация развивается

Из книги История княжеской Руси. От Киева до Москвы автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

8. Ярослав Мудрый Латинская церковь, в отличие от русской, добивалась в любой обращаемой стране быстрого и поголовного крещения. Методика была уже отработана. У епископов имелись собственные войска, а короли и князья придавали на усиление своих воинов. Отряды планомерно

(1187-10-01 )
Галич Род: Рюриковичи , Первая галицкая династия Отец: Владимир Володаревич Супруга: Ольга Юрьевна Дети: Ефросинья , дочь, Владимир , Вышеслава , Олег

Яросла́в Влади́мирович (Владими́ркович) Осмомы́сл (ок. -1 октября ), Галич) - князь галицкий (1153-1187), сын Владимира Володаревича . Мать (предположительно) - София Венгерская, дочь короля Кальмана Книжника (1070-1116). Осмомысл означает «тот, у которого восемь умов», то есть очень умный.

Биография

Вообще Ярослав имел большое влияние в спорах князей за великокняжеский киевский стол. О могуществе можно судить из слов современника, певца Слова о полку Игореве :

«Галичкы Осмомысле Ярославе! Высоко седиши на своем златокованнем столе, подпер горы угорскыи своими железными полки, заступив королеви путь , затворив Дунаю ворота, меча бремены чрез облаки, суды рядя до Дуная. Грозы твоя по землям текут; отворяеши Киеву врата , стреляеши с отня злата стола салтани за землями »…

Не меньшее уважение у современников приобрёл Ярослав и своими заботами о благосостоянии Галицкой Руси. При нём торговля, промышленность и земледелие процветали; галицкая земля поддерживала торговые сношения с Болгарией и Византией; владея Малым Галичем, Ярослав держал в своих руках ключ дунайской торговли. Недаром за его заботливое, мудрое правление Ярослав получил прозвание Осмомысла (то есть думающего за восьмерых, другое распространенное толкование - владеющий восемью языками).

Борьба с боярами

Несмотря на всё могущество, Ярославу пришлось испытывать противодействие со стороны галицких бояр, которые, по примеру соседней польской и венгерской знати, сплотились в могущественную и богатую аристократию. Распря между Ярославом и боярами особенно обнаружилась во время разрыва Ярослава с его женой Ольгой, которую он в 1171 году принудил к бегству вместе с сыном её Владимиром в Польшу. Ярослав в это время любил другую женщину, какую-то Анастасию, и отдавал предпочтение ей и её сыну Олегу перед законными супругой и сыном. Партия недовольных бояр устроила в Галиче мятеж, схватила и сожгла живой Анастасию, а князя заставила дать клятву, что он будет жить в согласии с супругой. В следующем году, однако, Ольга с сыном должны были бежать из Галича во Владимир . Ярославу удалось восстановить свою власть над боярами и примириться с сыном Владимиром.

В 1172 году Владимир Ярославич снова уехал от отца, на этот раз в Луцк, к союзнику смоленских Ростиславичей и противнику Святослава Черниговского Ярославу Изяславичу . Ярослав Осмомысл с поляками сжёг два волынских города, и тому пришлось отправить Владимира в Торческ, к Михаилу Юрьевичу . Тот отправил его в Суздаль через Чернигов, но Владимир задержался в Чернигове, а затем был отдан смоленским Ростиславичам в порядке обмена на Михаилова брата Всеволода и племянника Мстислава . Ростиславичи признали Ярослава Луцкого старшим претендентом на Киев и вернули Владимира в Галич, а Ярослав Осмомысл дал им войско против Андрея Боголюбского ().

Смерть

Ярослав умер в Галиче и похоронен в Успенском соборе. Умирая (), оставил главный стол незаконному сыну, Олегу, а старшему и законному, Владимиру - Перемышль. Вскоре, однако, Олег (прозванный по матери «Настасьичем») был отравлен, и власть перешла к Владимиру.

Останки Ярослава обнаружил в 1939 г. советский археолог Ярослав Пастернак .

Литературный образ

Жизни Ярослава Осмомысла посвящён исторический роман Михаила Казовского «Золотое на чёрном» (2002).

Список походов галицких войск в правление Ярослава

  1. 1153 год - Ярослав Осмомысл, Сражение под Теребовлем ;
  2. 1159 год - Мстислав Изяславич . Изяслав Давыдович , Киевское княжество ;
  3. 1159 год - Владимир Андреевич , Ярослав Изяславич . Половцы ;
  4. 1161 год - Мстислав Изяславич. Изяслав Давыдович, Киевское княжество;
  5. 1167 год - Мстислав Изяславич. Половцы ;
  6. 1167 год - Мстислав Изяславич. Владимир Мстиславич , Киевское княжество;
  7. 1169 год - Мстислав Изяславич. Владимир Андреевич . Дорогобуж ;
  8. 1170 год - Мстислав Изяславич. Глеб Юрьевич , Киевское княжество;
  9. 1173 год - Ярослав Осмомысл. Ярослав Изяславич , Луцк ;
  10. 1173 год - Ярослав Изяславич. Мстислав Андреевич , Вышгород ;
  11. 1181 год - Рюрик Ростиславич . Святослав Всеволодович , Киевское княжество;
  12. 1183 год - Святослав Всеволодович. Половцы, Битва на реке Орели .

См. также

Напишите отзыв о статье "Ярослав Осмомысл"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Корсакова В. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
  • Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр , 2012. С. 489-502.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ярослав Осмомысл

– Отчего вы никогда не бывали у Annette? – спросила маленькая княгиня у Анатоля. – А я знаю, знаю, – сказала она, подмигнув, – ваш брат Ипполит мне рассказывал про ваши дела. – О! – Она погрозила ему пальчиком. – Еще в Париже ваши проказы знаю!
– А он, Ипполит, тебе не говорил? – сказал князь Василий (обращаясь к сыну и схватив за руку княгиню, как будто она хотела убежать, а он едва успел удержать ее), – а он тебе не говорил, как он сам, Ипполит, иссыхал по милой княгине и как она le mettait a la porte? [выгнала его из дома?]
– Oh! C"est la perle des femmes, princesse! [Ах! это перл женщин, княжна!] – обратился он к княжне.
С своей стороны m lle Bourienne не упустила случая при слове Париж вступить тоже в общий разговор воспоминаний. Она позволила себе спросить, давно ли Анатоль оставил Париж, и как понравился ему этот город. Анатоль весьма охотно отвечал француженке и, улыбаясь, глядя на нее, разговаривал с нею про ее отечество. Увидав хорошенькую Bourienne, Анатоль решил, что и здесь, в Лысых Горах, будет нескучно. «Очень недурна! – думал он, оглядывая ее, – очень недурна эта demoiselle de compagn. [компаньонка.] Надеюсь, что она возьмет ее с собой, когда выйдет за меня, – подумал он, – la petite est gentille». [малютка – мила.]
Старый князь неторопливо одевался в кабинете, хмурясь и обдумывая то, что ему делать. Приезд этих гостей сердил его. «Что мне князь Василий и его сынок? Князь Василий хвастунишка, пустой, ну и сын хорош должен быть», ворчал он про себя. Его сердило то, что приезд этих гостей поднимал в его душе нерешенный, постоянно заглушаемый вопрос, – вопрос, насчет которого старый князь всегда сам себя обманывал. Вопрос состоял в том, решится ли он когда либо расстаться с княжной Марьей и отдать ее мужу. Князь никогда прямо не решался задавать себе этот вопрос, зная вперед, что он ответил бы по справедливости, а справедливость противоречила больше чем чувству, а всей возможности его жизни. Жизнь без княжны Марьи князю Николаю Андреевичу, несмотря на то, что он, казалось, мало дорожил ею, была немыслима. «И к чему ей выходить замуж? – думал он, – наверно, быть несчастной. Вон Лиза за Андреем (лучше мужа теперь, кажется, трудно найти), а разве она довольна своей судьбой? И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство. И разве не живут в девках? Еще счастливее!» Так думал, одеваясь, князь Николай Андреевич, а вместе с тем всё откладываемый вопрос требовал немедленного решения. Князь Василий привез своего сына, очевидно, с намерением сделать предложение и, вероятно, нынче или завтра потребует прямого ответа. Имя, положение в свете приличное. «Что ж, я не прочь, – говорил сам себе князь, – но пусть он будет стоить ее. Вот это то мы и посмотрим».
– Это то мы и посмотрим, – проговорил он вслух. – Это то мы и посмотрим.
И он, как всегда, бодрыми шагами вошел в гостиную, быстро окинул глазами всех, заметил и перемену платья маленькой княгини, и ленточку Bourienne, и уродливую прическу княжны Марьи, и улыбки Bourienne и Анатоля, и одиночество своей княжны в общем разговоре. «Убралась, как дура! – подумал он, злобно взглянув на дочь. – Стыда нет: а он ее и знать не хочет!»
Он подошел к князю Василью.
– Ну, здравствуй, здравствуй; рад видеть.
– Для мила дружка семь верст не околица, – заговорил князь Василий, как всегда, быстро, самоуверенно и фамильярно. – Вот мой второй, прошу любить и жаловать.
Князь Николай Андреевич оглядел Анатоля. – Молодец, молодец! – сказал он, – ну, поди поцелуй, – и он подставил ему щеку.
Анатоль поцеловал старика и любопытно и совершенно спокойно смотрел на него, ожидая, скоро ли произойдет от него обещанное отцом чудацкое.
Князь Николай Андреевич сел на свое обычное место в угол дивана, подвинул к себе кресло для князя Василья, указал на него и стал расспрашивать о политических делах и новостях. Он слушал как будто со вниманием рассказ князя Василья, но беспрестанно взглядывал на княжну Марью.
– Так уж из Потсдама пишут? – повторил он последние слова князя Василья и вдруг, встав, подошел к дочери.
– Это ты для гостей так убралась, а? – сказал он. – Хороша, очень хороша. Ты при гостях причесана по новому, а я при гостях тебе говорю, что вперед не смей ты переодеваться без моего спроса.
– Это я, mon pиre, [батюшка,] виновата, – краснея, заступилась маленькая княгиня.
– Вам полная воля с, – сказал князь Николай Андреевич, расшаркиваясь перед невесткой, – а ей уродовать себя нечего – и так дурна.
И он опять сел на место, не обращая более внимания на до слез доведенную дочь.
– Напротив, эта прическа очень идет княжне, – сказал князь Василий.
– Ну, батюшка, молодой князь, как его зовут? – сказал князь Николай Андреевич, обращаясь к Анатолию, – поди сюда, поговорим, познакомимся.
«Вот когда начинается потеха», подумал Анатоль и с улыбкой подсел к старому князю.
– Ну, вот что: вы, мой милый, говорят, за границей воспитывались. Не так, как нас с твоим отцом дьячок грамоте учил. Скажите мне, мой милый, вы теперь служите в конной гвардии? – спросил старик, близко и пристально глядя на Анатоля.
– Нет, я перешел в армию, – отвечал Анатоль, едва удерживаясь от смеха.
– А! хорошее дело. Что ж, хотите, мой милый, послужить царю и отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что ж, во фронте?
– Нет, князь. Полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа? – обратился Анатоль со смехом к отцу.
– Славно служит, славно. При чем я числюсь! Ха ха ха! – засмеялся князь Николай Андреевич.
И Анатоль засмеялся еще громче. Вдруг князь Николай Андреевич нахмурился.
– Ну, ступай, – сказал он Анатолю.
Анатоль с улыбкой подошел опять к дамам.
– Ведь ты их там за границей воспитывал, князь Василий? А? – обратился старый князь к князю Василью.
– Я делал, что мог; и я вам скажу, что тамошнее воспитание гораздо лучше нашего.
– Да, нынче всё другое, всё по новому. Молодец малый! молодец! Ну, пойдем ко мне.
Он взял князя Василья под руку и повел в кабинет.
Князь Василий, оставшись один на один с князем, тотчас же объявил ему о своем желании и надеждах.
– Что ж ты думаешь, – сердито сказал старый князь, – что я ее держу, не могу расстаться? Вообразят себе! – проговорил он сердито. – Мне хоть завтра! Только скажу тебе, что я своего зятя знать хочу лучше. Ты знаешь мои правила: всё открыто! Я завтра при тебе спрошу: хочет она, тогда пусть он поживет. Пускай поживет, я посмотрю. – Князь фыркнул.
– Пускай выходит, мне всё равно, – закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощаньи с сыном.
– Я вам прямо скажу, – сказал князь Василий тоном хитрого человека, убедившегося в ненужности хитрить перед проницательностью собеседника. – Вы ведь насквозь людей видите. Анатоль не гений, но честный, добрый малый, прекрасный сын и родной.
– Ну, ну, хорошо, увидим.
Как оно всегда бывает для одиноких женщин, долго проживших без мужского общества, при появлении Анатоля все три женщины в доме князя Николая Андреевича одинаково почувствовали, что жизнь их была не жизнью до этого времени. Сила мыслить, чувствовать, наблюдать мгновенно удесятерилась во всех их, и как будто до сих пор происходившая во мраке, их жизнь вдруг осветилась новым, полным значения светом.
Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.
«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.
M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.

Загрузка...

Реклама