emou.ru

Конспект урока описание картины нисского радуга. Описание картины Нисского «Радуга. IV. Анализ картин “Радуга”

Сочинение по картине Радуга Нисского для учеников 7 класса.

План

  1. Необычность картины Г.Нисского Радуга.
  2. Железный и «небесный» мосты.
  3. Палитра красок, использованных художником.
  4. В чем же радужность картины?

Я внимательно смотрю на картину Г.Г.Нисского «Радуга». Она привлекает своей необычностью. Художники изображают портреты, пейзажи, которые трогают своей реалистичностью или образностью. А Георгий Григорьевич Нисский описал красивый пейзаж, а точнее - его частичку - на фоне городской цивилизации, которая, кажется, вообще не может быть центром внимания творческих людей.

Сочетание романтичного природного явления с индустриальным «творчеством» человека. На первом плане картины я вижу большую металлическую конструкцию - мост через реку. Он показан нам не полностью. Представленная его часть чем-то похожа на радугу. Может, художник выбрал этот сюжет не случайно? Железные сваи моста замыкаются полукруглыми перилами, чем и подчеркивается его схожесть с природным явлением. Над ним высится небесный «мост» - цветная радуга. Она тоже изображена частично. Радуга начинается в темных водах реки и растворяется в грозных, сгустившихся тучах неясного неба. Еще художник написал теплоход, идущий по реке. Он белого цвета, как раз в контраст темному небу. По мосту движутся машины. На заднем плане представляется очертания зданий, наверное, это город.

Картина «Радуга» очень яркая. Здесь использованы краски многих цветов и оттенков: и теплых, и холодных. Огромное небо расписано голубой, синей, темно-синей, коричневой, даже иссиня-черной красками. Серо-белые облака занимают почти все небо. Я чувствую приближение грозы, об этом говорят темные тучи. Но здесь нет мрака и темноты, гроза пройдет, и снова станет хорошо. Конечно, яркости добавляет радуга, она разноцветна, какой и должна быть. Я вижу все семь цветов: красный, оранжевый смешивается с желтым, зеленый чуть заметной полоской, широкий голубой, синий и фиолетовый.

Г.Нисский соединил цивилизацию и природу. На картине они не мешают друг другу, а создают хорошее радостное настроение. Мне картина очень понравилась.

Георгий Григорьевич Нисский в своих пейзажных работах неоднократно воспевает величественную и суровую красоту русского севера.

Картина «Радуга» была написана живописцем спустя пятилетие после окончания Второй мировой войны, участником которой был Георгий Григорьевич. Несмотря на пережитые события, художник в послевоенные годы продолжает плодотворно работать, поражая помрачневшее общество яркостью огромного количества пейзажей. Картина Нисского «Радуга» проникнута духом советской эпохи, торжеством передовых во время социализма технологий. Пейзажист умело совмещает технические достижения человеческого разума с проявлениями стихийных сил природы. Столкновение естественного и искусственно созданного людскими руками миров находит свое отражение на полотне.

Разноцветная, несколько по-детски изображенная радуга упирается в поражающий воображение своими размерами стальной мост над рекой. Конструкция моста настолько монументальная, что белоснежный пассажирский пароход, еще одно изобретение человеческого гения, отображенное в пейзаже, кажется маленьким и незначительным. Будто бумажный кораблик плывет он по необозримо широкой, полноводной реке, символизируя взаимодействие сил разума и природы.

Нисский в пейзаже «Радуга» подчеркивает неразрывность, необходимость связи человека с окружающим его миром. В небе над рекой разворачивается настоящее сражение облаков. Свинцовые, потрескивающие грозой тучи грузно нависли над северным городом, полностью скрывая горизонт за своими тучными сизыми телами. Однако облакам пора уходить, растаяв в быстро светлеющем небе, дождь уже прошел, все вокруг омыто его упругими, звенящими, жизнерадостными каплями. В жизнеутверждающем пейзаже Г.Г. Нисского «Радуга» семицветная вестница окончания непогоды является символом светлой радости.

Живописец, с помощью контрастных элементов в верхней части картины передавая нестабильность капризной погоды, учит зрителя терпению, пробуждает веру в чудо. Картина «Радуга» дарит надежду, что даже самые яростные, неукротимые бури и невзгоды, как в природе, так и в человеческой жизни, рано или поздно заканчиваются. Наступает период солнечного покоя и радужных надежд.

Поражающее своей кристальной синевой небо вдохновляет человечество на новые свершения, лучи солнца, вынырнувшего из-за отгремевших молнией туч, готовятся освещать путь людской цивилизации к новым гениальным изобретениям и достижениям. Несмотря на то, что картина советского пейзажиста Г.Г. Нисского соткана из довольно противоречивых явлений, элементов и оттенков, полотно выглядит поразительно гармоничным.

Техногенные и естественные, светлые и затемненные, строгие и беззаботные объекты, изображенные художником, сплетаются в оптимистичный, контрастный, насыщенный и смысловой пейзаж. Живописец, как и любой творец, верит в лучшие человеческие качества, в формирование нового, продуктивного и рационального современного общества, однако считает нужным напомнить зрителю, что за развитием технологий не следует забывать и о душе.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : продолжить обучение сочинению, учить сопоставлять картины разных художников, написанные на одну тему, понимать идею произведения и выражать ее в речевом высказывании; развивать коммуникативно-речевые умения на основе восприятия картины; воспитывать у учащихся способность глубокого личностного восприятия картины.

Метапредметность: символ, идея.

Методическое обоснование урока: создание собственного текста.

Оборудование: презентация, словарь чувств, эпиграфы (отрывки из поэтических текстов), словарь понятий. Ноутбук, экран, колонки.



(М.Ю.Лермонтов)

Ход урока

I. Организационный момент.

Рефлексия :

С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Охарактеризуйте ваше настроение одним цветом.

Если мы объединим все цвета, названные вами, то, какое явление природы получим? (Радуга)

II. Введение темы урока.

Слайд 1. Введение темы урока.

На небе радуга сияет и блестит,
Как будто нам по ней проход открыт.
Луч многоцветный опустился из небес,
В прекрасной радужной пыли сияет лес.

(М.Ю.Лермонтов)

Тема нашего урока “Радуга в небе зажглась”. Наша задача: подготовиться к сочинению-настроению.

Запись темы урока.

Сегодня мы с вами рассмотрим картины разных художников, написанные на одну тему, носящие одно название. Постараемся постичь идею каждой картины, проникнуть в настроение, поделимся своим восприятием радуги.

Обратимся к словарям. Что обозначает радуга?

III. Лексическая работа.

Слайд 2

Радуга - в славянской мифологии считалась луком бога-громовержца и мостом, соединяющим небо и землю (М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь)

Слайд 3

Радуга – разноцветная дугообразная лента на небосводе во время дождя, образующаяся вследствие преломления в водяных каплях солнечных лучей. (Толковый словарь Ушакова)

Слайд 4

Радуга – всем известное оптическое явление в атмосфере; наблюдается, когда солнце освещает пелену падающего дождя и наблюдатель находится между солнцем и дождем. Явление это представляется в виде одной, реже – двух концентрических светящихся дуг… (Малая энциклопедия Брокгауза и Ефрона)

Сегодня мы работаем с понятием “радуга”. Когда мы можем увидеть радугу?

А какие чувства вызывает у вас радуга, когда появляется на небосводе? Почему?

IV. Анализ картин “Радуга”.

Слайд 5

Слово учителя:

По-разному видели, чувствовали радугу русские художники. Сегодня мы познакомимся с радугой И.К.Айвазовского, Г.Г.Нисского и А.И.Куинджи. Это художники разных эпох. У них разное представление о жизни, разное мировоззрение. И радуга у каждого из них своя. Но мне кажется, что для каждого художника радуга – это символ. И мы с вами постараемся понять этот образ-символ, постичь идею картин.

Вспомним, что такое идея?

Дайте определение символа.

Каждый художник создает в своих картинах образ. Что такое образ?

Работа со словарем понятий.

Символ – то, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи.

Идея – основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-н.

Образ – в искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.

Слово учителя.

Перед вами картины “Радуга”: Айвазовского, Нисского и Куинджи. Какое все-таки удивительное это явление: радуга. Картины объединены общей темой. Но какие они разные. Каждый из художников по-разному был настроен на создание картины, видел в радуге что-то свое. Каждая картина проникнута особым настроением, отражающим взгляд автора.

Слайд 6

Айвазовский Иван Константинович

Иван Константинович Айвазовский – художник-маринист. Широко известны такие его полотна, как “Кораблекрушение”, “Девятый вал”, “Бурное море”. В 1873 году Айвазовский пишет выдающуюся картину “Радуга”.

Что изображено на картине?

Сюжет картины – буря на море и корабль, гибнущий у скалистых берегов. На многих картинах Айвазовского изображены гибнущие корабли.

Слайд 7

Однако картина “Радуга” выделяется из общего ряда. Давайте внимательно рассмотрим эту картину. Что же делает ее отличной от других полотен Айвазовского?

Что дарит людям радуга, так неожиданно появившаяся на небосводе? (Надежду на спасение)

Как вы думаете, что чувствуют люди, увидевшие радугу?

Вывод: На картине Айвазовского радуга – символ надежды на спасение, веры в спасение.

Нисский Георгий Григорьевич

Слайд 8

По-иному изобразил радугу художник советской эпохи Г.Г.Нисский. На своих полотнах он запечатлел стремление людей к светлому будущему. Такова и картина “Радуга”, написанная в 1950 году.

Что вы знаете о советской эпохе, в которую жил Нисский Г.Г.?

Рассмотрите картину “Радуга”? Какие приметы советской эпохи изображены здесь? (Белый теплоход, металлический мост)

Обратите внимание на колорит, в которой написана картина Нисского. Ее условно можно разделить на две части. С одной стороны: черное грозовое небо, темная река, притихшая под дождем природа. С другой – яркий белый теплоход и металлические арки моста, блестящие в лучах солнца, прорвавшегося сквозь завесу дождя. И над всем этим яркая семицветная дуга. Что же символизирует радуга Нисского? (Стремление построить светлое будущее)

С каким настроением жили люди в эту эпоху? К чему стремились?

Куинджи Архип Иванович

Слайд 9

Момент, когда над омытой дождем землёй вспыхнула многоцветьем радуга, запечатлел на своем полотне и талантливый русский пейзажист Куинджи А.И. Несколько лет работал художник, с 1900 по 1905 год.

С чем можно сравнить радугу Куинджи? (Чудо, воздушный мост, арка, ворота)

Какое настроение дарит картина зрителям?

С какими чувствами вы сравнили бы радугу Куинджи?

IV. Подведение итогов урока.

Слайд 10

Мы с вами увидели сегодня три радуги. Какая из картин близка вам? Почему?

По-разному видят радугу не только художники, но и поэты. У вас на партах лежат листы с цитатами из произведений Лермонтова, Владимира Бенедиктова, Анны Ткаченко. Внимательно прочитайте эти строки и выберите эпиграфом к каждой из рассмотренных на уроке картин.

Радуга вызывает у нас обычно светлые чувства. Поработаем со словариком чувств. (Работа по вариантам) Выпишите слова-чувства, отражающие настроение картины Айвазовского, Нисского, Куинджи.

Молодцы. Вы сегодня неплохо поработали. Вспомните, с каким настроением вы пришли ко мне на урок. Изменилось ли ваше настроение в ходе урока? Что вам подарила сегодня радуга?

V. Домашнее задание.

Слайд 11

Радуга в небе зажглась
Каплями райского сна.
Может, всё грезится мне:
Вы ущипните меня.
Радуга – это любовь,
Мостик к заветным мечтам.
Что-то судьба заберет,
Что-то оставит и нам.

Слайд 12

Итак, сегодня мы с вами говорили о радуге. И тема нашего урока – Радуга в небе зажглась.

Напишите сочинение-настроение о радуге в своей жизни. Тема сочинения “Радуга в небе зажглась…”.

(Если остается время, то ребята начинают работать над сочинением под тихую музыку “Времена года” Вивальди)

Эпиграфы к сочинению

Ревет гроза, дымятся тучи
Над тёмной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпяся, волны меж собой.

(Лермонтов М.Ю.)

За тучами солнце – не видно его!
Но там оно капли нашло дождевые,
Вонзило в них стрелы огня своего,
И по небу ленты пошли огневые.

(Владимир Бенедиктов)

Разноцветные ворота
Распахнул нам небосвод,
Словно ждет от нас чего-то,
Словно манит нас в полет…
Ввысь уносит нас волнами
Ветра солнечный прибой,
И земля лежит под нами
В дымке бело-голубой!

(Анна Ткаченко)

Я всегда работаю над тем, что меня растрогало, что я люблю.

Хочу написать об этом ясно, четко, просто.

Г. Нисский

Георгий Григорьевич Нисский – яркий художник-живописец, творивший в советскую эпоху. Его перу принадлежит много картин, большая часть которых воспевает красоту современного городского пейзажа.

Художника всегда привлекала поэзия «железа и бетона» - высокие здания, большие мосты, железные дороги, самолеты, корабли, созданные руками человека. Во всем этом Нисский видел мощь и силу современной ему эпохи, те огромные возможности, которые открываются перед человеком в пору технических завоеваний. Этим романтическим пафосом проникнуты практически все картины художника, в том числе и одно из его самых известных полотен – «Радуга» (1950).

Уже название картины говорит о ее «главном герое» - радуге, которая появилась над рекой после дождя. Это самое яркое пятно на полотне, сразу бросающееся в глаза. Для ее изображения художник использует красный, желтый, синий, сиреневый цвет. Получается большая разноцветная дуга, уходящая в небо и в море. Она освещает и расцвечивает все полотно, весь остальной пейзаж.

Мы понимаем, что только что прошла сильная гроза – об этом говорит небо, все еще обложенное огромными свинцовыми тучами. Но дождь ушел, и небо постепенно очищается – верхний правый угол картины уже освещен солнцем. И на этом столкновении двух контрастных цветов – голубого и свинцового – образовалась яркая радуга, которая как бы освещает путь всем тем, кто находится внизу, под ней.

А это, в первую очередь, чугунно-темные воды реки (на переднем плане картины). По цвету они практически сливаются с грозовым небом, являются его продолжением. Однако нам совершенно не страшно, как не страшно и светлому теплоходу, весело бегущему по волнам. Его механизм как бы вспарывает свинцовые воды и выпускает на поверхность белые барашки воды, такие же веселые, как и сам теплоход.

Интересно, что мачта на этом судне похожа на крест - веселый пароходик совершает свое путешествие, защищенное и благословленное какими-то высшими силами. И радуга в этом смысле – тоже проявление чего-то доброго и светлого, призванного помогать людям. Недаром один конец ее дуги как бы выходит из парохода, является его продолжением.

Вообще, Нисский сделал радугу частью большой композиции, состоящей из теплохода и моста с ажурными фермами. Радуга - не только продолжение корабля, но и часть моста – самая большая и яркая ее ферма. Получается, что это еще одна дорога, по которой может перемещаться человек, - дорога в небо, в мечту, в неизведанное и прекрасное.

На заднем плане картины, кроме теплохода, мы видим небольшую полоску берега с постройками на нем. Для их изображения художник использовал песчано-красные и зеленые тона. Эта полоса оживляет пейзаж, разбавляя свинцовый массив картины. Вместе с судном и частью моста она составляет светлое пятно, на которое направлен солнечный столб из просвета на небе. И этот яркий свет, постепенно рассеивающийся по большей части картины, создает радостное настроение, ожидание чего-то праздничного, которое вот-вот наступит.

Картина Г. Нисского «Радуга» производит впечатление, прежде всего, своим цветовым решением. Яркие, насыщенные краски, часто контрастные, позволяют художнику вызвать сильные эмоции у зрителя, создать радостно-напряженное настроение. Своей картиной живописец предлагает не только увидеть и восхититься красотой индустриального пейзажа, но и найти возможность воплотить свою мечту или хотя бы приблизиться к ней. Сам большой романтик, Нисский призывает зрителя к большим свершениям, дерзким поступкам, смелым идеям. Я думаю, этот посыл советского художник будет актуален во все времена.

Описание картины Нисского «Радуга»

Нисский мой любимый живописец.
Его картины отражают и возвращают нас в советскую эпоху.
Он очень любил воспевать городской пейзаж.
Его внимание всегда привлекали высокие дома и большие мосты, все то, что человек создавал и конструировал сам.
В этом художник и видел силу и возможности той эпохи, которой посвящена большая часть его работ.
Картина «Радуга» написанная в 1950 году не исключение.

Главным героем этого произведения, оказывается явление природы, радуга.
Она изображена над речкой после дождя.
Именно радуга на этом полотне играет красками, она устремляется в небо и придает краскам свой смысл, разбрасывая их по всему пейзажу.

Как известно радуга бывает после дождя, и художник изобразил е в той же последовательности, так как мы видим, что на небе еще не развеялись грозные тучи.
Но дождь закончился, и небо постепенно начало светлеть.
И вот уже в правом углу пейзажа мы видим, пробивается сквозь тучи солнышко.
Можно представить что радуга, которая устремляется ввысь, является указателем для людей в хорошее настроение.
Разбавляет серые будни, ничем не приметные совей яркостью.
Еще на картине изображена река, она такого же темного цвета, как и тучи на небе.
Мы видим теплоход, который, не смотря на невзгоды, бежит по волнам, оставляя за собой, белые барашки воды.
Я заметила небольшую особенность, мачта на теплоходе напоминает по форме крест.
Мне показалось, что тем самым художник благословил судно на путешествие.
Вообще не смотря на разбушевавшуюся непогоду, много доброго можно увидеть на полотне.
Солнечный свет, яркая радуга, и мачта в виде креста.
Главное верить в прекрасное.
И тогда мы будем видеть в тусклых серых красках, яркие моменты.
Мы научимся оживлять красками скучные будни, так как это получилось у Нисского.



Загрузка...