emou.ru

История. Нахимовское училище (Училищный дом Петра Великого) Основные работы А.И. Дмитриева

Нахимовский городок в Петербурге оккупировали строители

Завершается расширение Санкт-Петербургского нахимовского военно-морского училища (НВМУ). Существующее старинное здание проходит реконструкцию, а позади него уже возведен новый корпус. К сожалению, не обошлось без сноса дореволюционных построек.


ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Это училище было основано в июне 1944 года. Оно создавалось для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях и последующей службы офицерами флота. Примерно в одно время с Ленинградским были сформированы Рижское и Тбилисское нахимовские училища, но просуществовали они недолго. И с середины 1950-х подобного рода учебное заведение в стране осталось одно - в нашем городе. Такое положение сохранялось до 2016 года, когда к НВМУ в качестве филиалов присоединили Владивостокское и Севастопольское президентские кадетские училища.

Учебной базой нахимовцев много лет считался легендарный крейсер «Аврора», пока в середине 1960-х корабль не стал музеем.

Нахимовское располагает несколькими зданиями на Петроградской стороне, главное из которых - училищный дом Петра Великого дореволюционной постройки (памятник архитектуры). Чертежи этого ассиметричного здания со шпилем подготовил архитектор Александр Дмитриев. Нарядный фасад зодчий украсил с использованием мотивов барокко. Стройку хотели приурочить к 200-летию Петербурга - к этой дате в городе собирались возвести сразу несколько новых училищных домов. Но проект, как у нас давно водится, отложили. И в 1909 году здание закладывали уже в честь другого исторического события - 200-летия Полтавской битвы. Строительство продолжалось до 1913 года. После чего внутри расположились классы начальной школы, а также ремесленное училище. Там готовили кадры для коммерческого флота. Революция назначение постройки не изменила: здание продолжало использоваться как школа, пока в 1944 году его не передали нахимовцам.

За время своего существования - а в следующем году НВМУ отметит 75-летний юбилей - училище выпустило тысячи юных моряков. Среди его выпускников знаменитые флотоводцы-адмиралы, Герои Советского Союза и России, известные ученые, конструкторы, инженеры... И все они помнят свою альма-матер.

В последние годы в училище сетовали на нехватку площадей. В 2015 году руководство учебного заведения обратилось в Смольный с просьбой предоставить землю для расширения. В городском правительстве пошли навстречу и выделили участки поблизости - со стороны Пеньковой улицы, на которых стояли два детских сада, построенных в середине XX века, и гаражи.

Символический старт проекту был дан в начале прошлого года, когда на училищном доме впервые после долгого перерыва запустили башенные часы, изготовленные фирмой «Фридрих Винтер» (стояли они потому, что требовали ремонта, а денег ранее все не находилось). На площадку подрядчик - Главное управление обустройства войск - вышел к осени. Пеньковую улицу перекрыли, причем не только для автомобилистов, но и для пешеходов. Отданную под застройку территорию расчистили от построек.

На участке приступили к возведению помпезного шестиэтажного здания в исторической стилистике (близкой к архитектуре классицизма), украшенного колоннами и куполом. Площадь постройки - около 34 тыс. кв. метров, и по размеру она с виду не уступает главному историческому корпусу. К училищному дому новое здание примыкает одной из стен. Градозащитник Дмитрий Литвинов в комментарии «Санкт-Петербургским ведомостям» отмечал, что новостройка претенциозно-величава, она претендует на главенствующую роль и может подавить собой настоящие памятники архитектуры. «На мой взгляд, это некая карикатура на памятники архитектуры Петербурга, и прежде всего на Академию художеств», - считает Литвинов.

По наблюдениям корреспондентов нашей газеты, на сегодня новый корпус уже возведен в конструкциях. Кроме того, в значительной степени выполнены работы по его внешней отделке. Сейчас, когда воспитанники училища (они себя со дня его основания называют «питонами») находятся на каникулах, темпы работ на объекте очень высокие. Одновременно продолжается реконструкция старинного училищного корпуса. Это здание стоит в лесах, его купол частично разобран.

Как рассказали в Министерстве обороны, речь идет о «глубокой реконструкции». Производится замена стен, в том числе несущих конструкций, а также перекрытий. Помещения проходят перепланировку. Специалисты также устанавливают новые инженерные системы.

В военном ведомстве обратили внимание, что училище никогда не имело единой территории, а теперь этот недостаток будет исправлен. После завершения работ НВМУ получит архитектурный ансамбль в форме классического каре с плацем для построений во внутреннем дворе. «Это позволит создать условия для качественного обучения воспитанников, согласно нормам учреждений полного пансиона», - сообщили нашей газете в министерстве.

Необходимо отметить, что для реализации проекта пришлось демонтировать несколько построек. Во-первых, это старая водогрейная котельная. На смену ей будет построена новая, причем расположится эта утилитарная постройка почти на красной линии Пеньковой улицы. Во-вторых, был разобран старинный водозабор (подземный резервуар) с садом на крыше, располагавшийся между старым и строящимся корпусами училища. По всей видимости, он мешал строительству перехода между корпусами.

Были сохранены только гранитные павильоны, относившиеся к этому водозабору. Они выходят на Пеньковую. Военные обещают, что павильоны будут отреставрированы с восстановлением исторического декора. Для этого привлекли реставраторов с опытом работы на других ценных постройках Петербурга, говорят военные. По их словам, будет воссоздан и сад.

Судя по информационному щиту, работы по реконструкции нахимовского городка должны быть завершены к осени.

Добавим, что одновременно достраивают новый спальный корпус для филиала НВМУ в Мурманске, созданного в 2017 году. Там управиться также рассчитывают к началу учебного года.


Комментарии

Самое читаемое

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ - исчезло.

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

«И игла шпиля, устремленная к небу, и соседство с Невой, и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота российского, многие другие детали так точно совпадают, что даже мне зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом для нахимовцев» А.И. Дмитриев

Несколько дней назад исполнилось 140 лет со дня рождения известного архитектора России А.И. Дмитриева. Творчество этого видного зодчего охватывает всю первую половину XX века. Многообразное и многожанровое наследие мастера включает около ста крупных проектов и построек, многие из которых вошли в летопись отечественной архитектуры.

Александр Иванович Дмитриев родился 2 (14) октября 1878 года в семье фотографа, приписанной к мещанскому сословию города Пскова. С детских лет он увлекался рисованием. Мальчик рано остался без отца, и овдовевшая мать Ю.А. Дмитриева продолжала держать фотографическое заведение и прилагала все силы, чтобы дать полноценное образование Александру и его младшему брату Николаю. Благодаря заботам матери он овладел французским, немецким и английскими языками, которые так пригодились в заграничных командировках.

Летом 1895 года шестнадцатилетний юноша приехал в столицу и, успешно сдав экзамены, поступил в Институт гражданских инженеров. Свою первую работу по рисованию на первом курсе студент Дмитриев выполнил на тему «Древности Пскова». Прекрасные акварельные рисунки выпускника были оценены на «отлично». Много лет спустя он вспоминал свое первое произведение: «Недавно перечитал «Некоторые древности Пскова» и увидел, что это юношеское исследование мог бы подписать и теперь, через полстолетия ничего не меняя». Институт гражданских инженеров Дмитриев закончил с золотой медалью – вторым по списку из 59 выпускников. Талантливый выпускник активно включился в архитектурную жизнь столицы и был избран членом Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов. Одновременно поступил на архитектурное отделение Академии художеств по классу популярного тогда профессора Л.Н. Бенуа. В 1904 году Дмитриев совершает поездку заграницу с научной целью. Поездка в США и Канаду расширила его кругозор.
В своих научных трудах архитектор рассматривал вопросы технических приемов и особенностей строительства, экономики, строительного законодательства, прочности и противопожарной безопасности. Александр Иванович активно принимает участие в архитектурных конкурсах. Его проект здания Государственной Думы для Петербурга получил в 1908 году золотую медаль.

Но наибольшую известность принесло Дмитриеву участие в конкурсе в 1903 году на проект здания Училищного дома имени Петра Великого (Нахимовского военно-морского училища), возведенный на юго-восточной стрелке Петроградской стороны, у истока Большой Невки. В момент конкурса он вместе с фон Гогеном трудился над интерьерами особняка М.Ф. Кшесинской. Свое главное произведение зодчий посвятил 200-летию основания Санкт-Петербурга. Проект он выполнил в духе архитектуры петровских времен, и наградой за удачный проект была первая премия на конкурсе. По отделке и оформлению парадных интерьеров он сотрудничал с великими мастерами, многие из которых входили в творческую организацию «Мир искусства»: А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, М.В. Добужинский, Д.Н. Кардовский, В.В. Кузнецов, А.А. Кудинов, С.В. Чехонин и другие.

Известно, что сам архитектор при выборе здания для обучения и воспитания воспитанников Нахимовского военно-морского училища в 1944 году посоветовал адмиралу Н.Г. Кузнецову здание на Петроградской набережной. Александр Иванович любил бывать в гостях у нахимовцев. Сооружение Дмитриева и сегодня является самым замечательным и примечательным среди учебных зданий Санкт-Петербурга. Более 100 лет главное здание архитектора А.И. Дмитриева не меняет свое счастливое предназначение – воспитание достойных граждан Великой России.

Главный архитектор Петербурга, академик архитектуры всю свою долгую творческую жизнь проектировал и строил жилые дома, промышленные сооружения, судоверфи и мосты в Таллине, Таганроге, Красноярске, Новосибирске, Харькове и других городах, вел научную, преподавательскую и законотворческую деятельность. В этих условиях А.И. Дмитриев поддерживал убежденность в ценности творческого труда. «…Счастье мое заключается в том, что я всю жизнь оставался верен высшему призванию человека – я создавал, — говорил 80-летний мастер. — В этом и есть главная красота человеческой жизни…»

Основные работы А.И. Дмитриева

  • Улица Профессора Попова, ? 1900-1901 гг. - особняк Г. В. Эша. (Не сохранился).
  • Симбирская губернская земская управа на углу Б. Саратовской и Покровской ул. в Симбирске (1902 г.; конкурс; 1-я премия)
  • Петровская набережная, д. № 2-4 - Пеньковая улица - Здание городского Училищного дома имени Петра I (Нахимовское военно-морское училище), 1909-1911 гг.
  • Кронверкский проспект, д.№ 1-3 - улица Куйбышева, д. № 2 - 4, левая часть. Отделка зала и гостиной в особняке М. Ф. Кшесинской. 1905-1906 гг. (Не сохранилась. Зал восстановлен в 1987 г.).
  • Английский проспект, д. № 1/набережная Мойки, д.№ 124 - жилой дом служащих Нового Адмиралтейства. 1908-1909 гг. Ныне - ВНИИОкеангеология.
  • Набережная реки Фонтанки, д. № 203 - корпуса Адмиралтейского судостроительного завода. 1908-1912. Совместно с Н. И. Дмитриевым.
  • Корабельный мост через Мойку против Матисова острова (1912 г.).
  • Верфи, судостроительные и механические заводы Русско-Балтийского Общества в Ревеле (1913-1917 гг.)
  • Дом управления Южной железной дорогой в Харькове (1908-1910 гг.)
  • Пчеловодная школа для крестьянских детей в селе Бутлеровка Спасского уезда Казанской губ. (1907 г.)
  • Рабочие кварталы при заводе Русско-Балтийского Общества в Таганроге (1917 г.)
  • Дом кооперации на пл. Дзержинского в Харькове (1927-1930 гг., совместно с О. Р. Мунцем)
  • Дворец культуры металлургов в Донецке (1929 г.)
  • Дворец рабочего (Клуб железнодорожников) в Харькове (проект 1927 г.; 1931-1932 гг.; расчёт конструкций гражд. инж. Аистов Н. Н.)
  • Государственные Краматорские заводы (новые литейные и котельные мастерские; при участии Митурича Н. А., Сморгонского Л. И.; инж.: Дмитриев П. И., Попов И. О., Иванов В. Ф., Никитин П. И.)
  • Электростанция северо-восточного района Донбасса на газах мартеновских печей
  • Театр-клуб в Краматорске (построен в 1928-1930 гг.; разрушен в 1941-1943 гг.; перестроен при восстановлении в 1945-1946 гг.)
  • Проекты типовых зданий для районов многолетней мерзлоты (с 1948 года).
  • Второй конкурс памятника Скобелеву//Зодчий. 1903, № 33, С.395;
  • Городской училищный дом имени Петра Великого// Зодчий. 1908, № 29, № 33, С.354;
  • Заброшенность Петровских реликвий//Старые годы. Май, 1912;
  • Из иностранных архитектурных журналов//Зодчий. 1902, № 12, С.143-145;
  • Историческая выставка предметов искусства в Москве//Зодчий. 1904, № 4;
  • К вопросу о премировании Петербургской городской Думой лучших фасадов//Зодчий. 1903, № 52;
  • Канализационные колодцы//Зодчий. 1899, № 11;
  • Канализационные поглотительные колодцы//Зодчий. 1899, № 2, С.137-141;
  • Конкурс памятников Вагнеру и Бисмарку//Зодчий. 1902, № 35, С.398-401;
  • К проекту пчеловодной школы в память академика А.М.Бутлерова//Зодчий. 1907, № 46, С.475-476;
  • Некоторые древности Пскова//Зодчий. 1897, Вып.5, С.35-38;
  • XI съезд естествоиспытателей в Москве//Зодчий. 1902, Вып.8, С.97-98; Вып.9, С.109-110;
  • Памятник Ш. Гарнье перед зданием Большой оперы в Париже//Зодчий. 1903, № 32, С.376-378;
  • Результаты двух конкурсов: музея в Бармене и памятника имп. Елизаветы в Вене//Зодчий. 1903, № 28, С.341-343;
  • Современное декоративное искусство//Зодчий. 1903, № 39, С.453-456; № 40, С.469-471;
  • Фельдшерское училище для Черноморского флота//Зодчий. 1913, Вып.10, С.119-120;
  • Французская художественная архитектурная печать за 1903//Зодчий. 1904, Вып.6, С.68-69;
  • Дмитриев А., Кривошеин Г. Внеконкурсный проект моста для Стокгольма//Зодчий. 1908, Вып.28, С.259-261;
  • Дмитриев А.И., Ракитин Д.С. К проекту дома управления южных железных дорог//Зодчий. 1913, Вып.5, С.52;
  • Дмитриев А.И., Ракитин Д.С. Постройка дома управления южных железных дорог в Харькове//Зодчий. 1912, Вып.32, С. ; Вып.34, С.
  • Художественно-архитектурные впечатления дня// Зодчий. 1904, № 8, С. ; № 9, С.106-108; № 11, С.135-137; № 15, С.182-185;
  • Кириков Б.М. Поиски нового в творчестве архитектора А.И.Дмитриева//Архитектурное наследство. 1979, № 27, С.180-189.

Литература:

  • Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала XX века. Каталог выставки. Л., 1982;
  • Кондаков С. Ук.соч. Т.2, С.325;
  • Кириков Б. Архитектор А.И.Дмитриев: К 100-летию со дня рождения//АСССР. 1979, № 2;
  • Кириков Б.М. Образец стиля модерн. Новые материалы об интерьерах памятника архитектуры//САЛ, 1976. № 6. С.38-41;
  • Кириков Б.М. Поиски нового в творчестве архитектора А.И.Дмитриева период 1900-1917 гг.//Архитектурное наследство, 1979, № 27, С.180-189. Кондаков С. — т. 2, с. 325.

Вся информация взята из открытых источников

Илюшина Ирина Васильевна, педагог-организатор 3 курса НВМУ

В 1899 году в Городской Думе была образована юбилейная комиссия, где разрабатывались различные проекты по празднованию 200-летия Санкт-Петербурга. Предложено было множество проектов, среди них такие как строительство Беломорского канала или возведение здания Городской Думы на Петровской набережной. Но победила другая идея, принадлежащая Комиссии по образованию - построить Училищный дом имени Петра Великого. В те времена в России повсюду строились школы, открывались пансионы, идея просветительства, новых Училищных домов была в начале XX века крайне популярна.

Участок для строительства был вскоре намечен - участок на территории Пенькового буяна, у домика Петра I . Новое здание должно было стоять к нему фасадом. 19 марта вопрос был решён, под строительство было выделено 1800 кв. саженей. Здесь планировалось построить целый комплекс учебных домов. Так как до юбилея города оставалось совсем мало времени, к празднику успевали только ограничиться торжественной закладной первого здания.

16 апреля 1903 года Городская Дума вдруг отказывает комиссии в отведённом месте. Причина проста - высокая стоимость участка. В том месте где располагался Пеньковый буян кв. сажень стоила 220 рублей, это была большая сумма для того времени. К 29 апреля было предложено выделить место на углу Пеньковой улицы и Малой Дворянской, там земля стоила всего 120 рублей за кв. сажень. 12 мая Городская Дума всё же согласилась предоставить для строительства этот участок, и то не единогласно (38 - "за" и 21 - "против"). "В дни юбилейных торжеств на этом месте должно быть произведено освещение" - так решила Дума. До праздника оставалось всего три дня.

В годы Великой Отечественной войны, когда советские войска практически полностью освободили территорию СССР от фашистских оккупантов, опираясь на прошлый опыт организации подготовки кадров для армии и флота, были созданы суворовские военные и нахимовские военно-морские училища по типу кадетских корпусов. Создание таких училищ было велением времени и стало заметной страницей в истории советской армии и флота.

Первоначально в училища, как правило, брали «детей воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны». В них принимались мальчики в возрасте от 10 до 14 лет с общеобразовательной подготовкой соответствующей возрасту в объеме 2-6 классов начальной школы. Воспитанники училищ находились на полном государственном обеспечении, им была установлена военно-морская форма одежды.

Страна в условиях жестокой борьбы с фашизмом нашла возможность и окружила детей войны заботой и вниманием. Для этого были отозваны с действующих флотов и фронтов опытные педагоги и воспитатели, найдены удобные помещения для жилья и учебы, создана соответствующая материальная база.

Нахимовские военно-морские училища, как средние учебные заведения закрытого типа, были образованы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКПБ от 21 августа 1943 года и были предназначены для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях и последующей службе в Военно-Морском Флоте в качестве офицеров. Наименование «Нахимовские» они получили в честь великого русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, героя Крымской войны 1853-1856 гг. Он особенно дорог нашему народу тем, что максимум своих интеллектуальных и моральных сил отдал служению России в наиболее тяжелый промежуток времени, от кровавого подавления восстания декабристов до Крымской войны. П.С. Нахимов был прогрессивным военным деятелем, признанным авторитетом в различных областях военно-морского дела, талантливым воспитателем моряков.

«Из трех способов, — говорил П.С. Нахимов, — действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером — последнее есть вернейший».

Училища создавались с 1943 г. в Тбилиси, в 1944 г. - в Ленинграде и в 1945 г. - в Риге.

Первым, приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецова от 16 октября 1943 г., было создано Тбилисское Нахимовское военно-морское училище. Из первых воспитателей и преподавателей можно назвать Брусникина Евгения Васильевича, Ченчика Николая Филипповича, Мишина, Панина, Шайхетова Бориса Владимировича, Потапова Леонида Николаевича, Делюкину Татьяну Валентиновну, Грицак Ольгу Федоровну, Кельс и многих, и многих других, чьи имена в каждом сердце их воспитанников. А первыми, кого им пришлось воспитывать и учить, были юные фронтовики, сыновья полков и юнги флота, имевшие боевые награды. Это участник героической обороны Севастополя Борис Кулешин и партизан Василий Чертенко, на груди которых сияли орден «Красной Звезды» и многие медали, у Василия Осадчего - три боевых медали, Борис Кривцов был награжден медалью «Адмирал Нахимов», Константин Гавришин медалью «Адмирал Ушаков», Петр Паровов орденами «Красной Звезды», «Славы» 3-й степени и медалью «За отвагу», юнга с торпедного катера Валерий Лялин, за проявленное мужество, награжден орденом «Красной Звезды». Им было в ту пору по двенадцать — пятнадцать лет.

Условия жизни, быта, процесса обучения и воспитания совершенствовались постоянно, улучшалась материально-техническая база училища. Распорядок был военным, который предусматривал подъем, физзарядку, занятия, обед, отдых, ужин, самоподготовку, свободное время, вечернюю прогулку и отбой. Культурный досуг украшался концертами, подготовленными своими силами и приглашенными артистами, культпоходами в театры, музеи и кино. Выход училища в тот или иной театр, был всегда событием. В торжественном строю, под оркестр, нахимовцы шли по городу с песнями.

Знания получали сначала в слабо оборудованных помещениях, а затем в новых учебных классах и кабинетах по военно-морской подготовке, физике, химии, биологии, истории и географии, рисования и черчения, литературы и математике. Трудовые знания и опыт нахимовцы получали в столярных, радиотехнических и других мастерских. Была и трудовая практика. Нахимовцы ремонтировали дороги, занимались всевозможными хозяйственными работами, разгружали баржи с дровами, вагоны с углем и т.п. С каждым годом уроки становились все живее, интереснее и нагляднее. В классах и кабинетах постепенно стало появляться современное оборудование, разнообразные учебные пособия, кинопроекторы, магнитофоны и другая современная аппаратура. Обучали бальным и классическим танцам.

В училищах была создана такая обстановка для занятий, которая позволяла изучая теорию, развивать у нахимовцев морские качества, прививать любовь к романтике флотской службы, давать глубокие и всесторонние общеобразовательные знания. Большое внимание уделялось строевой подготовке, которая способствовала высокой слаженности и воинской выправке, воспитывала чувство флотского товарищества, коллективизма, другие качества и навыки, необходимые будущим офицерам. Особую роль, безусловно, отводилось учебной практике, включавшей в себя военно-морскую, общевойсковую и физическую подготовку.

Практический опыт, физическую закалку воспитанники всех училищ приобретали в летних лагерях на Черном море в поселке Фальшивый Геленджик, на Балтике, и в одном из живописных уголков на Карельском перешейке. В морских походах на шлюпках и кораблях проверялись моральные и физические качества каждого нахимовца.

Затем, на основании Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 июня 1944 года № 745, приказом Народного Комиссара ВМФ СССР от 23 июня1944 года № 280 было создано Ленинградское, а в 1945 г. Рижское Нахимовские военно-морское училища.

Как вспоминал первый начальник Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, тогда капитан 1 ранга, а впоследствии контр-адмирал Изачик Н.Г., он получил распоряжение от командования согласовать все организационные вопросы с руководством Ленинграда, подобрать удобное здание и необходимый персонал. Городские власти поддержали предложение военных моряков и обратились в правительство с предложением открыть самостоятельное училище, хотя сначала шла речь об открытии только филиала существовавшего уже Тбилисского Нахимовского военно-морского училища. Непросто было подобрать здание для размещения училища. Из нескольких вариантов Николай Георгиевич Изачик выбрал здание на берегу Невы и Большой Невки. Оно было построено в память основателя Российской империи и Российского флота как училищный дом имени Петра Великого. Его шпиль украшала фигура кораблика-галеры. Налицо были все флотские атрибуты. Этот выбор оказался удачным и все последующие годы нахимовцы глубоко благодарны первому начальнику за столь удачный выбор здания по размещению училища.

18 сентября 1944 г. состоялось первое зачисление в Ленинградское Нахимовское училище. Кандидаты переходили в ранг воспитанников. Их первым делом стригли наголо, переодевали в матросскую форму и отправляли в лагерь. Организация была армейской: класс назывался взводом, два взвода (позднее — три, а потом и четыре) составляли роту; роты нумеровались от старшей — первой, куда входили семиклассники, до младшей — пятой, соответствовавшей третьему классу. Классы (или взводы) нумеровались двойной цифрой. Первая — номер роты, вторая — номер взвода в роте (вместо буквы в гражданской нумерации). Получалось непривычно и сложно, например: «воспитанник 13-го класса» означало, что он учился в 7-в классе, а «воспитанник 51-го класса» — соответственно в 3-а. В Тбилиси, к слову сказать, нумерация была трехзначной: номер роты, потом номер взвода, а третья цифра обозначала класс в общепринятом значении (десятый обозначался нулем). В классы (с третьего по седьмой) или, говоря военным языком, «по ротам» ребята определялись не с учетом возраста, а с учетом полученной ранее подготовки и имеющегося у них уровня знаний, поэтому одноклассники, как правило, отличались по возрасту, и разница доходила до четырех лет. Это были как раз годы, отнятые войной…

Воспитанник — первое официальное воинское звание, хотя в народе ребят сразу стали называть нахимовцами. Из числа наиболее опытных и активных назначались младшие командиры, им присваивалось очередное звание «вице-старшина».

У этих ребят были особые отличия на погонах, но дисциплинарной властью они не обладали, а исполняли, скорее, роль звеньевых и старост класса, как в обычных школах. Так как нахимовцы по малости лет не принимали воинскую присягу, то и власть взрослых не была такой, как в действующем флоте.

Состав воспитанников был весьма пестрым. В их среде существовали неписаные законы детского сообщества. На первых порах они держались группами — боялись, не обидел бы кто; и объединялись по-своему — сначала фронтовики, однополчане, земляки, товарищи, потом уже — взводы и роты. Были и свои авторитеты, то есть те, кто фактически определял ход и течение училищной жизни. Быстро появились клички и прозвища. И, в конце концов, образовалось своего рода «тотемное» самоназвание нахимовцев. Они стали называть себя «питонами». Впервые сочетание слов «воспитанники — воспитоны — питоны» зафиксировано в стихотворении А. Генкина (2-я рота), написанном в 1947 г. Но, по мнению его друга В. Солуянова, это прозвище появилось гораздо раньше. Его, по созвучию со своей фамилией, получил Валентин Воспитанный, зачисленный в старшую (1-ю) роту в 1944 г. Звание «питон» — очень почетное. Позже Нахимовское училище, в параллель «системе» (так назывались на морском жаргоне высшие военно-морские училища) получило неофициальное, почти географическое, вызывающее уважение название — «Питония». Оно, несмотря на все запреты, пережило десятилетия.

В первый учебный год за парты сели 408 воспитанников в возрасте от 10 до 14 лет. Многие из них, такие как Николай Сенчугов, Петр Паровов и многие другие, пришли в училище прямо с фронта, имели боевые награды. Конечно, снова сесть за парту было для них нелегким делом, но большинство преодолели трудности учебы и успешно окончили училище.

В 1948 г. состоялся первый выпуск, который проходил торжественно на борту крейсера «Аврора». Этот исторический корабль, участник русско-японской, русско-германской и Великой Отечественной войн, был по предложению адмирала И.С. Исакова установлен рядом с училищем на вечную стоянку как живое напоминание нахимовцам о традициях и героических подвигах моряков Российского и Советского флотов, а также как учебная база для изучения военно-морского дела.

Начальники, педагоги, воспитатели тех давних лет — их вклад в становление Нахимовского училища огромен. И конечно, главным результатом их труда являются выпускники.

За прошедшие десятилетия более 14000 выпускников получили путевку в жизнь. Большинство выбрало нелегкую флотскую службу, многие командовали кораблями и соединениями, да и сейчас практически на каждом боевом корабле Военно-Морского Флота России служат выпускники училища.

Звезды Героя Российской Федерации удостоены пятеро выпускников Ленинградского Нахимовского военно-морского училища:

Адмиральские погоны носят нахимовцы первого набора Радий Зубков, Юрий Ефимов, Анатолий Шлемов, Владлен Наумов и Александр Богатырев, Владлен Лободенко их более молодые соученики Владимир Высоцкий, Николай Максимов, Олег Бурцев, Владимир Захаров, Андрей Воложинский, Михаил Ильиных, Александр Шуванов и многие другие. Всего же около 60 выпускников Нахимовских военно-морских училищ дослужили до адмиральских званий и 14 стали генералами.

Во время Карибского кризиса выпускник 1949 г. Борис Кузнецов находился на подводной лодке у берегов Америки (награжден орденом «Красной Звезды»). Были нахимовцы и на полигонах, где испытывались мощные ядерные бомбы, и в Чернобыле, и в Афганистане, и в других горячих точках планеты.

На первой советской атомной подводной лодке «К-3», которая в июне 1962 г. достигла Северного полюса, служил с первых дней ее драматической истории до аварии 1967 г. штурман Олег Певцов, выпускник 1952 г., награжденный орденом Ленина. Восьмым командиром этой лодки, уже носившей имя «Ленинский комсомол», в 1984-1986 гг. был Олег Бурцев, выпускник 1970 г. Со времени появления первых атомных подлодок, возможно, на той же «К-3», начинал в 1956 г. свою службу Эрик Ковалев, а в 1969 г. он командовал лодкой, впервые в истории нашего флота погрузившейся на глубину 400 метров.

Выходы в море происходили в обстановке острого противоборства с американским подводным флотом. 21 июля 1970 г. атомная подводная лодка К-108 под командованием капитана 2 ранга Бориса Багдасарьяна, которого начальник училища капитан 1 ранга Н.Г. Изачик чуть было не исключил из училища, на боевой службе столкнулась с осуществлявшей слежение подводной лодкой США. Корпус советской субмарины оказался прочнее американской, у командира в качестве «сувенира» остался на память кусок обшивки «американца». А командиром стратегического атомохода К-219 во время аварии 1986 г., случившейся в Саргассовом море, у берегов Америки, был также нахимовец выпуска 1968 г. капитан 2 ранга Игорь Британов. На его лодке произошел взрыв в ракетной шахте и пожар. Лодка затонула, но благодаря мужеству и грамотным действиям экипажа была предотвращена экологическая катастрофа.

Из простых и честных поступков нахимовцев, их высоких боевых и морально-нравственных качеств вырастает неизменная готовность к подвигу, пожертвовать собой во имя гражданского, воинского долга и Отечества.

Так, 10 августа 1956 г. в поселке, где проводил летний отпуск нахимовец 2 роты С. Денисов, загорелся дом. Станислав проявил мужество в борьбе с пожаром, а в адрес начальника училище пришло благодарственное письмо от председателя поселкового совета.

13 августа 1966 г. курсант 1-го курса ВВМУРЭ им. А. С. Попова Константин Несмиян погиб при задержании преступника, за что был удостоен государственной награды - медали «За отвагу» (посмертно).

В октябре 1981 г., выполняя интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан, погиб выпускник училища (1966 г.) капитан 3 ранга Федор Гладков, награжденный орденами «Красной Звезды» и «Красного Знамени» (посмертно).

В сентябре 1992 г. за честь флота вступился Дмитрий Петровский, получил удар ножом в сердце и чудом выжил, спасенный военными врачами. Через полгода адмирал И. В. Касатонов вручил ему орден «За личное мужество».

Во время аварии на атомной подлодке «Комсомолец» 7 апреля 1989 г. погиб штурман капитан-лейтенант Михаил Смирнов. Проявили мужество во время аварии офицеры Андрей Махота и Константин Федотко (выпуск 1982 г.), награждены орденом «Красного Знамени».

В обследовании места аварии лодки участвовал ветеран флота, специалист по глубоководным погружениям Леонид Лей, выпускник училища 1951 г.

На подводной лодке «Курск», гибель которой 12 августа 2000 г. потрясла весь мир, нахимовцев было семеро. Это офицеры Вадим Бубнив, Сергей Логинов, Андрей Милютин, Дмитрий Репников, Максим Сафонов, Алексей Станкевич, Илья Щавинский.

17 июля 2001 г. во время демонстрационного полета, выполнив все фигуры высшего пилотажа и пытаясь спасти неуправляемый самолет, погиб Герой Российской Федерации генерал-майор Тимур Апакидзе (выпуск 1971 г.)

С 1955 г. действует одно Нахимовское военно-морское училище, в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербурге).

За последние десятилетия система комплектования воспитанниками претерпела ряд преобразований и в настоящее время в училище обучаются юноши с 5 по 11 класс.

Сегодня Нахимовское ВМУ представляет собой среднее специализированное учебное заведение закрытого типа, с военно-морской направленностью обучения, которое дает общее среднее образование и готовит воспитанников к поступлению в высшие военные, военно-морские, учебные заведения страны.

Училище располагает прекрасной учебно-материальной базой, высококвалифицированными кадрами персонала, педагогов, воспитателей и находится в историческом центре Санкт-Петербурга, у легендарного крейсера «Аврора», где воспитанники не только познают «азы» флотской жизни, но и приобщаются к славной истории и традициям отечественного флота.

За годы существования нахимовских училищ не одно поколение юношей прошло школу флотской дружбы и настоящего братства. Все они воспитаны в духе верности воинскому долгу, отечеству, славным боевым традициям Российского военно-морского флота. И есть уверенность в том, что как бы ни сложилась в дальнейшем жизнь выпускников-нахимовцев, они останутся до конца своих дней верными флотскому, нахимовскому братству.

Начиная с 1991 г. нахимовцы участвовали в дальних морских и заграничных походах. За эти годы они побывали в Финляндии и Голландии, Англии и Франции, Бельгии и Дании, Греции и Болгарии и других странах. Нахимовцами под руководством опытных офицеров училища капитана 1 ранга А.А. Попкова, капитанов 2 ранга В.Г. Демкина, В.И. Строгова совершены походы в Атлантику и вокруг Европы с посещением морей, где славно сражались и выполняли свой долг перед Родиной русские моряки. На груди у многих нахимовцев засияли знаки «За дальний поход», и это окрыляло их в учебе и дальнейшей службе.

Училище многие годы представляло Военно-Морской Флот на военных парадах в Москве и Санкт-Петербурге. Неизменная оценка командованием их участия в парадах — «отлично». В 1996 г. за образцовое прохождение по Красной площади парадный полк училища получил личную благодарность Верховного главнокомандующего — Президента России. Высокие строевая выучка и военная выправка — отличительные качества воспитанников Нахимовского военно-морского училища. Эти же качества они показали и на Главном морском параде в честь 300-летия Флота России в Санкт-Петербурге в июле 1996 г.

Традиция участия нахимовцев в военных парадах на Красной площади, посвященных Великой Победе, возрождена в 2013 г. Каждый участник парада награждается медалью Министерства обороны России «За участие в параде», что является у нахимовцев основанием для гордости.

Выпускники училища служат на передовых рубежах защиты Отечества. Они свято чтят завет адмирала Павла Степановича Нахимова.

По случаю 200-летия Петербурга, в городе была создана специальная юбилейная комиссия, где разрабатывались различные проекты. Рассматривая различные идеи, комиссия остановила свой выбор на строительстве Училищного дома имени Петра Великого. Для постройки был выбран участок на территории Пенькового буяна, у домика Петра I. На территории в 1800 кв. саженей планировалось возведение целого комплекса учебных домов.

Однако 16 апреля 1903 года Городская дума отказывает комиссии в отведенном месте из-за слишком высокой стоимости участка (220 рублей за кв. сажень – очень большая сумма для того времени). Было предложено другое место для училищного дома – на углу Пеньковой улицы и Малой Дворянской. Тем не менее, 12 мая Дума все же согласилась предоставить участок на территории Пенькового буяна. По решению городской Думы в дни юбилейных торжеств должно было быть произведено освещение на этом месте. В день 200-летия Санкт-Петербурга были торжественно открыты Троицкий мост и одетая в гранит Петровская набережная. На следующий день состоялась торжественная закладка Училищного дома, на которой присутствовало множество важных гостей, например, мэры французский городов, бургомистры Берлина, Мюнхена, Данцига и Кенигсберга, глава Софии, мэр Бухареста и др.

После празднований 200-летия города был проведен конкурс на строительство Училищного дома. По плану в главном здании должны были располагаться двенадцать классов начального училища, мужское и женское четырехклассные училища и городская бесплатная читальня.

Кроме того, предусматривалось отдельное здание для мужского и женского ремесленного училища по 150 человек. Крупный учебный комплекс должен был стать и училищем и памятником одновременно. В конкурсе проектов, который состоялся в 1905 году, участвовало всего три архитектора: А.И. Дмитриев, А.Л. Лишневский и Н.А. Виташевский. Жюри был выбран проект Александра Ивановича Дмитриева. Под строительство Училищного дома был отдан участок на берегу Большой Невки.

Окончательный проект дома был утвержден Городской Думой только 10 октября 1908 года. Вторую торжественную закладку здания «привязали» уже к другой дате – к 200-летию победы в Полтавской битве. Строительство училищного дома было закончено осенью 1910 года. В работе над проектом Дмитриеву помогал архитектор А.Е. Белогруд, известный по постройке «дома с башнями» на площади Льва Толстого. Занятия в Училищном доме начались уже в ноябре 1910 года. В 1912 году здесь также открылись ремесленные училища. В классах Учебного дома учился будущий известный политический деятель Советского союза А.Н. Косыгин. В 1944 году здание Училищного дома было передано Нахимовскому училищу. Его воспитанники проходят практику на находящемся рядом крейсере-памятнике «Аврора».



Загрузка...

Реклама