emou.ru

День снятия блокады города Ленинграда (1944). Справка. Минная блокада прорвана! Снятие морской минной блокады ленинграда

«…Мешает проходу рогатая смерть!»
«Там слева по борту,
Там справа по ходу
Мешает проходу
Рогатая смерть!»

Из этой замечательной песни Высоцкого, как говорится, слов не выкинешь. И все это можно отнести к минной блокаде Финского залива в период Великой Отечественной войны.
Мы все знаем, что 19 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда, а 27 января 1944 фашисты были отброшены от стен города. Но с моря блокада оставалась, все воды Финского залива от Таллинна до Кронштадта были нашпигованы морскими минами, которые выставляли немецкие, финские и наши войска. Но там же были еще мины, оставшиеся со времен Первой мировой и Гражданской войн. Стараниями морских специалистов Финский залив был напрочь заблокирован для плавания морских, военных и торговых судов и кораблей. И только героические подводники только им ведомыми путями умудрялись выходить в Балтийское море для выполнения боевых задач. Хотя, и среди подводников были случаи подрыва на минах.
После освобождения Ленинграда, Сталиным была поставлена задача: до 1 июня 1946 года открыть Большой корабельный фарватер, т.е. сделать безопасным проход судов от Кронштадта до Таллинна. Морской канал от Кронштадта до Ленинграда усилиями наших моряков был защищен от минирования путем беспрерывного патрулирования и недопущения установки фашистами мин в водах судоходного канала. Немцам не удалось прервать сообщение между Кронштадтом и Ленинградом, и всю войну осуществлялась бесперебойная доставка снабжения для нужд флота и войск Ораниенбаумского плацдарма. В 1944 году, после полного снятия блокады Ленинграда, начались работы по разминированию Невы и Финского залива. Для этого был создан «Отряд особого назначения», в его состав входило 10-12 катеров - всем понятно, что это был отряд «смертников».
Морская мина представляет собой страшнейшее устройство, предназначенное для уничтожения всего, что проплывает мимо нее и над ней в радиусе трехсот метров, она начинена от 70 до 300 кг гексогена, а если измерять заряд в «привычном» для нас тротиловом эквиваленте, то это в 1,5 раза мощнее. Мины устанавливались несколькими способами: они либо лежали на дне в ожидании добычи, либо держались на специальных тросах между дном и поверхностью воды, но встречались также плавающие мины, которые были сорваны с места их установки. Чтобы очистить воды от этой заразы, надо было каким-то способом оборвать их с этого троса, чтобы они всплыли, а там дело техники, как их обезвредить - сложнее было с донными минами. Но командование поставило задачу, и способы для уничтожения этих смертоносных ловушек были найдены.
Когда говорят, что саперы ошибаются дважды, это означает, что первый раз при выборе специальности, а второй раз – при неудачном разминировании. И это – проза жизни, потому что риск погибнуть, действительно, очень велик. К счастью, еще остались в живых люди, которые принимали непосредственное участие в подобных операциях. Один из них Юрий Михайлович Сухоруков – капитан I ранга в отставке, а в те тяжелые годы 17-летний питерский парнишка в звании «старший краснофлотец». Его яркие воспоминания помогли нам представить картину этой страшной работы.
Во время блокады руками женщин и подростков были сооружены плавсредства, которые вошли в так называемый отряд особого назначения. Эти катера представляли собой суденышки, метров 14 в длину, метра 2,5 в ширину. 20 мм обшивка из сосновой доски пробивалась обыкновенной винтовочной пулей насквозь, а для сооружения палубы и надстройки использовалась просто многослойная фанера. Там же устанавливался пулемет ДШК, а в качестве двигателя использовались мощные безотказные американские моторы, по два на каждый катер. Экипаж состоял из 5-6 человек, командовали катерами, в основном, мобилизованные моряки Балтийского морского пароходства (кстати, многие из них сразу же после войны принимали американские суда типа «Либерти» и стали известными капитанами в БМП, такие как, Пономарев, Александров и др.)
Для боевого траления мин использовались специальные устройства – минные тралы. Первые тралы были несовершенны, по сути одноразового действия, но впоследствии поступили на вооружение тралы, которые могли вылавливать до десятка мин. Предполагалось, что срезанная мина или взрывается при ее подрезании, или всплывает, а дальше ее надо было уничтожить метким выстрелом. Но уничтожить, памятуя о том, что после удачного выстрела мина взрывалась, образовывая мощный водяной столб высотой с 10-12 этажный дом, который превращал в клочья все, что находилось внутри и рядом с ним.
Попасть в мину из пулемета со значительного расстояния довольно проблематично, и, даже попав в нее, существует опасность, что она «продырявится», заполнится водой и притопится, тем самым, представляя собой еще большую угрозу. Попытки привлечь для уничтожения мин сторожевые корабли с артиллерийским вооружением тоже не привели ни к чему хорошему, потому что попасть в мину даже при спокойной воде с трех сотен метров - непростая задача, не говоря уже о стрельбе при штормовой погоде. Но выход был найден, по-русски, простой и безотказный: когда обнаруживали мину, катер подходил к ней на небольшое расстояние, и с него спускали шлюпку-двойку с гребцом и смельчаком-минером, в руках которого был подрывной патрон. Затем катер уходил на безопасное расстояние.
Как вспоминает Юрий Михайлович: «на шлюпке - двое: один на веслах, другой со шнуром-патроном. Шнур горит 5 минут 20 секунд, то есть вполне можно успеть подойти к мине на расстояние уже метра, поджечь бикфордов шнур, повесить патрон на рог, сделать последний толчок веслами и бежать. В это время катер давал полный ход навстречу шлюпке, в метрах шестидесяти от мины происходила пересадка со шлюпки на катер, и это было самое опасное, учитывая волнение моря. Затем - стремительный рывок катера на 300-400 метров от мины, мина взрывалась, столб воды поднимался в небо… И вперед, за следующей миной».
Иногда приходилось прыгать в ледяную воду: «Однажды после закрепления патрона на мине и высадки на катер, мотор неожиданно заглох. Когда в пятидесяти метрах от тебя мина, а на ней догорает бикфордов шнур, это означает для судна и его экипажа неминуемую гибель. Решение одно – бросаюсь в воду, кролем добираюсь до мины, боцманским ножом обрезаю патрон. Он уходит под воду и там, на глубине, взрывается. Конечно, немного оглушило, но катер и весь экипаж остались живы…»
Таким способом лично Юрий Михайлович уничтожил 488 мин.
Другим оригинальным способом уничтожались донные мины: с катера сбрасывались глубинные бомбы, после взрыва которых должны были сдетонировать и взорваться мина, а может, и сразу несколько - это уж как Бог даст, и где она взорвется эта мина, под катером или на безопасном расстоянии, неизвестно. В общем, русская рулетка. И, тем не менее, поставленная задача была выполнена. 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллин-Хельсинки. Пока фарватер был открыт для плавания только в дневное время, так как ночью существовала опасность подрыва на дрейфующих «бесхозных» минах. И героическая работа наших минеров продолжалась вплоть до 1949 года.
Война на море продолжалась и после Победы. За безопасность других людей, за возможность нормальной работы ленинградского порта, за возрождение торгового судоходства моряки-минеры отдавали свои жизни, и об этих жертвах мы должны помнить. В память о подвиге моряков из Отряда особого назначения, прорвавших минную блокаду Ленинграда, возведен скромный обелиск на Елагином острове, где в годы войны базировались тральщики.

Рецензии

Спасибо за статью! Я знал Сухорукова, мы встречались с ним на Елагином каждые 9 мая. Мой отец был дивизионным механиком 8 ДКТЩ с 45 по 48 или 49 год, а до этого тралил командиром БЧ-5 на ТЩ43 "Фурманов" (Иванов Леонтий Федорович), участвовал в Таллиннском переходе. Вы, наверное, знаете и о Тыщуке. Вообще о 8ДКТЩ очень мало документов, как будто его и не существовало.
Всего доброго и с наступающим Новым годом с самыми лучшими пожеланиями в Новом году.
С уважением,
Владимир

10 лет назад, 12 октября 2005 в память о важном историческом событии - открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллин-Хельсинки - дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда» внесена в положение «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге».

5 июня 1946 года командование Балтийского флота объявило об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до линии Таллин - Хельсинки. Непосредственно перед открытием водного пути по нему был совершён одновременный переход четырёх дивизионов тральщиков с поставленными тралами, во время которого оказались затраленными ещё несколько мин.

Ко времени окончания войны Ленинград по-прежнему оставался блокированным со стороны моря. По сути, к западу от города колыхалось огромное минное поле с несколькими миллионами (!) тонн взрывчатых веществ. Всего к концу кампании 1944 года здесь с обеих сторон было выставлено примерно 66 500 мин. Тральным силам Балтийского флота было предписано в кратчайшие сроки обеспечить безопасность судоходства и рыболовства, без чего нельзя было восстановить разрушенный войной Северо-Запад страны, включая экономику освобожденных от немцев, прибрежных балтийских стран. Но объять необъятное за короткое время было невозможно. 17 октября 1945 года, недалеко от Кронштадта на донной мине подорвался крейсер "Киров". Корабль получил значительные повреждения, имелись жертвы в составе экипажа.

Специфика Финского залива - это малые глубины и минимум судоходных путей от устья Невы до выхода в Балтику, что дало возможность воюющим сторонам эффективно заминировать воды залива, исключив какое-либо крупнотоннажное судоходство практически полностью.
Из Ленинграда в Балтику, и далее в Швецию, Прибалтику, Польшу, Германию, Данию, Голландию и Британию можно было дойти единственным шхерным фарватером, предоставленным Финляндией, начиная с осени 1944 г. Тогда этим путем активно пользовались наши подводники, обходя многослойно заминированные воды. Крупнотоннажные надводные корабли и суда там пройти не могли.


Плотность минных полей в Финском заливе в военное время

Основными рубежами постановки минных заграждений являлись:
— полуостров Ханко — остров Осмуссаар — 8000 мин;
— остров Найссаар — полуостров Порккала — Удд — 13 500 мин;
— на меридиане мыса Юминда — 4000 мин;
— остров Малый Тютерс — остров Гогланд — 18 000 мин;
— восточнотыловая позиция — 11 000 мин.
Остальные 13 500 мин были выставлены в промежутках между этими позициями.


Постановка минных заграждений с борта германского минного заградителя (бывшего пассажирского судна) Hansestadt Danzig.


Немецкие контактные мины второй мировой войны

"Окно в Европу" немцами было забито тщательно и с выдумкой. Начиная с 20 июня 1941 г., в постановке мин участие принимали все, кто мог выполнить эту задачу: от и подводных лодок до , десантных барж и торпедных катеров германского и финских флотов. Также минированием вод занималась авиация обоих сторон. При таком разнообразии постановщиков говорить о точности координат минных заграждений, нанесенных на морские карты, не приходилось. Лед и балтийская штормовая погода увеличивали количество свободно плавающих мин. Минные поля были насыщены различными типами мин, выставленных на разной глубине, и изобиловали устройствами, максимально затрудняющими работы по разминированию: резаками тралов, соединительными цепями, пиропатронами и прочими сюрпризами, придуманными изобретательными немецкими инженерами.


7-ой дивизион катеров-тральщиков в базе. 1944 год и его командир Ф.Б. Мудрак

На все эти выдумки наши моряки традиционно ответили личным героизмом:
"В июне 1944 года дивизионы катеров-тральщиков, которыми командовали капитан-лейтенант Ф.Б. Мудрак и капитан 3 ранга Ф. Е. Пахольчук, первыми приступили к тралению Нарвского залива. Они обнаружили стоявшие на глубине менее метра мины, соединенные целой сетью стальных тросиков. Если такой тросик зацепить винтом катера или просто веслом, то сразу последует взрыв, хотя сама мина может находиться в нескольких метрах. Вот тогда и появились на тральщиках необычные ныряльщики.
29 июля тральщик КТ-67 подошел к минному полю. Не прошло и нескольких минут, как моряки заметили стоявшую на глубине мину. Смертельным холодом тянуло от нее. Отойти бы задним ходом... Но не для этого выходят в море минеры. Катер застопорил ход, и его стало медленно относить в сторону. Что делать? Выход нашел старшина 2-й статьи Г. Васьков. Он быстро сбросил робу, схватил подрывной патрон, поджег бикфордов шнур, повесил патрон себе на шею и крикнул командиру катера:
— Готовьтесь отойти!
Хорьков Г. И. Морские были. — М.: ДОСААФ, 1988."


Плакат с портретом Героя Советского Союза капитана 3 ранга Ф. Е. Пахольчука. 1944 г. (Кликабельно)

ЦИФРЫ
В Финском заливе, линии минных заграждений состояли из нескольких рядов в "шахматном" порядке: в первом из них, как правило, стояли мины с ловушками, в последующих — мины различных образцов. Все мины имели разные углубления — от 20—30 сантиметров до 1,5—2,0 метра, а интервал между ними составлял 20, 30 и 40 метров
Во время Таллинской наступательной операции для траления привлекались до десяти дивизионов тральщиков КБФ. В течение мая - декабря 1944 г. они уничтожили 1015 мин и 307 минных защитников.
Уничтожение мин велось постоянно, но в период войны их было уничтожено только около 5%.


Дивизион тральщиков-«стотонников» под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга Ф. Е. Пахольчука выходит на боевое траление в Финском заливе в ноябре 1945 года. Фото из Центрального Военно-морского музея.

"Основной объем операций боевого траления был выполнен в послевоенный период. Боевое траление продолжилось до 1957 года , а все воды Эстонии стали открытыми для плавания и рыболовства лишь в 1963 году . Скрытое в глубинах минное оружие противника и после 9 мая 1945 года продолжало уничтожать корабли и суда, их экипажи. Мины рвались и в тралах, и под кораблями, увеличивая счет боевых потерь Великой Отечественной войны в кораблях и людях (в период после 9 мая 1945 года при боевом тралении на минах подорвались 29 наших тральщиков. 17 из них затонули вместе с экипажами).
Действия Балтийского флота по уничтожению минных заграждений официально закончились в конце 1957 года, после того были уничтожены боевые мины в основных районах и фарватерах моря, в портах и гаванях. Однако в отдельных, сложных для траления, районах боевые действия по уничтожению вражеских мин продолжались до 1963 года. В период 1958-1964 гг. обнаружено и уничтожено 157 сорванных штормами с якорей «плавающих» мин. Только на Балтийском море советские тральщики очистили от мин площадь в 15 тыс. квадратных миль и уничтожили 6850 мин."

ТРАЛЬЩИКИ

Столкнувшись (в который уже раз в русской истории!), в начале войны с тотальной нехваткой тральщиков, в блокадном Ленинграде приступили к постройке этого типа кораблей "из того, что было" силами тех, кто остался. Тральщики были нужны, как воздух. В годы блокады строительством были заняты практически все судостроительные заводы: Балтийский завод, завод им. А. А. Жданова (ныне «Северная верфь»), Петрозавод, завод Судомех, а после снятия сухопутной блокады и Усть-Ижорская верфь (Средне-Невский судостроительный завод). В помощь заводам командование Балтийского флота выделило 650 моряков.


Спуск на воду корпуса тральщика на Средне-Невском судостроительном заводе.

Тральщики-«стотонники» на Балтийском заводе, 1944 год.

В ноябре 1943 года проходят ходовые сдаточные испытания головного малого тральщика первой серии (МТ-1). Опыт постройки, испытаний и боевого применения головного корабля был учтён при усовершенствовании проекта малого тральщика второй серии (МТ-2). Водоизмещение усовершенствованного тральщика увеличилось до 129 тонн при осадке 1,35 м. На тральщике был установлен ещё один дизельгенератор, позволяющий обеспечить электропитанием петлевой электромагнитный трал. При постройке тральщиков -«стотонников» был применён прогрессивный поточный метод строительства, позволивший сократить продолжительность постройки этих кораблей до 5 месяцев. Так что к моменту окончания войны Балтийский завод построил и передал флоту 22 «стотонника», ещё 16 таких же кораблей флот получил от других ленинградских судостроительных заводов.


Один из сохранившихся по сей день тральщиков "стотонников". Москва. Фото с balancer.ru.

А так как очистка Финского залива от мин (боевое траление) только ещё начиналась, то строительство тральщиков-«стотонников» после войны было продолжено. Проект ещё раз усовершенствовали, и после завершения постройки кораблей второй серии МТ-2 началось строительство третьей серии «стотонников» — МТ-3. В итоге было построено 92 малых тральщика. Тогда же на Балтике можно было встретить тральщики тип YMS, поставленные по ленд-лизу из США .

Решением Союзной контрольной комиссии зона послевоенного траления советского флота на Балтийском море включала южную часть Мекленбургской бухты (до Висмара), Померанскую и Данцигскую бухты и далее вдоль побережья до устья Финского залива, Рижский и Финский заливы. Из-за большого объема тральных работ в течение 1945 года были открыты для плавания лишь некоторые порты Балтийского моря: Гданьск, Свиноустье, Колобжег, Гдыня, Лиепая и Рене.
В 1946 году были очищены от мин фарватеры, ведущие ко всем основным портам, в том числе Клайпеде, Балтийску, Калининграду, Варнемюнде, Ростоку, Штральзунду.




Финны на разминировании

ХРОНИКА РАЗМИНИРОВАНИЯ
"К концу войны на Балтийском море было уничтожено около 5000 мин, в том числе 2500 тральщиками Балтийского флота. Различают три основных периода (этапа) послевоенного траления на Балтийском море.
I этап (1945-1947 гг.) имел своей целью обеспечение безопасного базирования и ограниченного плавания по фарватерам и некоторым районам. По своему содержанию он соответствовал I очереди траления, о которой шла речь выше.
На этом этапе был сделан первый шаг в прорыве морской минной блокады г. Ленинграда. Стало возможным плавание по основным фарватерам и рекомендованным курсам, но со следующими ограничениями:
- было разрешено плавание только размагниченным судам;
- скорость плавания в районах, опасных от донных мин, не должна была превышать допустимую для несрабатывания гидродинамических взрывателей мин;
- в Финском заливе и Ирбенском проливе - только в светлое время суток в связи с большой опасностью подрыва на плавающих минах.
К концу 1947 г. тральщики Балтийского флота уничтожили 5700 мин, включая плавающие, которые представляли большую угрозу судоходству, особенно в Финском заливе и Ирбенском проливе.


Финский залив и его "подарки" в конце 1940-х.

II этап (1947-1959 гг.) предусматривал снятие всех ограничений и обеспечение повсеместного свободного плавания на акватории Балтийского моря. На II этапе выполнялись повторное контактное траление с углублением до 60 м, донное траление и большой объем неконтактного траления. В период 1948-1952 гг. ежегодно вытраливалось от 125 до 650 якорных мин и минных защитников. В 1949-1951 гг. резко возросло число вытраливаемых донных неконтактных мин в связи с принятием решения о необходимости траления не только фарватеров, но и районов.
Начиная с 1953 г. число вытраливаемых мин существенно уменьшается, но траление продолжается до 1960 г. Всего на II этапе было вытралено около 4830 мин и минных защитников. Последние три донные неконтактные мины были вытралены в 1955 г.
Следует заметить, что в последние три года II этапа число вытраливаемых мин стало незначительным: в 1958 г. - 14 мин, в 1959 г. - 0, 1960 г. - 22 мины.

На III этапе после 1960 г. выполнялись только контактное траление в целях снижения остаточного риска, систематический поиск плавающих мин и водолазное обследование акваторий портов.
Всего на Балтийском море за годы войны и послевоенного траления было вытралено около 15% от числа поставленных мин, т.е. примерно столько же, как и на других флотах.
К концу 1963 года в Финском заливе и в прибрежных районах Эстонии было вытравлено, обнаружено и уничтожено 11 900 мин. Оставшиеся невытраленные мины (донные неконтактные) потеряли свою боеспособность от времени под влиянием внешней среды. Были открыты для плавания последние бывшие опасными районы."

ЭХО ВОЙНЫ
Свежее по теме из финской прессы:
"В финской экономической зоне Финского залива 14 старых подводных мин будет взорвано в ноябре-декабре этого года, чтобы очистить место для прокладки газопровода Nord Stream.
С начала разминирование будет проводиться непосредственно к югу от Хельсинки, затем переместится к Ханко. Общее число мин, которые планируется уничтожить в финской экономической зоне - 36. Оставшиеся 22 мины будут взорваны в апреле-мае следующего года.
Судно John Lethbridge британской компании BACTEC, которая проводит разминирование, находится на якоре в международных водах в 30 км к югу от Хельсинки.
Мины, обнаруженные на трассе трубопровода, находятся на глубине от 40 до 80 метров. Это русские и немецкие мины. Одна финская, S-40. Наиболее мощные из найденных мин немецкого производства - EMF, три мины - EMC, которые содержат более 300 кг взрывчатых веществ. Каждая мина имеет семь рогов, прикосновение к которым взрывает устройство.
В российских водах по маршруту трубопровода мины будет взрывать русский флот. Поскольку в районе острова Гогланд (Suursaari) газопровод проходит в непосредственной близости от финских территориальных вод, компания Nord Stream планирует контролировать распространение осадков на финской стороне."

27 января в Российской Федерации отмечается День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона "О днях воинской славы и памятных дат России" от 13 марта 1995 г.

Наступление фашистских войск на Ленинград (ныне Санкт-Петербург), захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 г.

В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября фашистам удалось блокировать город с суши. По плану Гитлера, Ленинград должен был стерт с лица земли. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам немецкого командования, население Ленинграда должно было умереть от голода и холода.

8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка Ленинграда. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады.

В сентябре-октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Особенно интенсивный артобстрел велся в часы начала и окончания рабочего дня. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Убежденность в том, что врагу не удастся захватить Ленинград, сдерживала темпы эвакуации людей. В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались.

Осень-зима 1941-1942 гг. - самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод - отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться - работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13-14-летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Осенью на Ладоге из-за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 г., некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни". В январе 1942 г. движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

К 27 января 1944 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов сломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 км в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. Были освобождены от врага Красное Село, Пушкин, Павловск. 27 января стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады . В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.

Блокада Ленинграда длилась 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества . Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские воины остановив вражеские полчища под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. Сковывая значительные силы фашистских войск на протяжении 900 дней, Ленинград тем самым оказал существенную помощь развитию операций на всех других участках обширного фронта. В победах под Москвой и Сталинградом, под Курском и на Днепре - весомая доля защитников Ленинграда.

Родина высоко оценила подвиг защитников города. Свыше 350 тыс. солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза . Медалью "За оборону Ленинграда" награждено около 1,5 млн. человек.

За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 г. был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. получил почетное звание "Город-Герой".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Дата публикации: 28.06.2017 14:17

Сегодня, 5 июня, без особой помпы Санкт-Петербург и Кронштадт отметят знаменательную дату - снятие морской или минной блокады Ленинграда.

Сразу после разгрома немецко-фашистских войск под стенами города на Неве, командование Балтийским флотом по указанию Правительства СССР принялось очищать акватории Финского залива от мин и других взрывоопасных предметов. Это была очень трудная и героическая работа. Фактически разминирование восточной части Балтийского моря началось осенью 1944 года и продолжалось до начала 60-х годов. Можем вспомнить, что еще в апреле 1943 года Военный Совет ВМФ принял важное решение о строительстве на всех судостроительных заводах еще осажденного города десятков малых минных тральщиков - «стотонников». Одновременно на Катерном заводе (ныне - НПО «Алмаз») форсировалась постройка катерных тральщиков с деревянным корпусом типа «КМ». В этой напряженной и смертельно опасной работе были свои победы и жертвы. Наверное, самая значимая победа - прорыв минной блокады Ленинграда в 1946 году. По различным оценкам - более 80 тысяч мин было выставлено нами, немцами и финнами только в зоне залива. Не менее 100 тысяч мин - в различных прибрежных акваториях Балтики. Ситуация усугублялась еще и тем, что мины ставились порой хаотично, в том числе - авиацией, со льда залива, сотни и даже тысячи мин были сорваны с якорей и минрепов и свободно плавали в зоне судоходства. Была и еще одна проблема - в восточной части залива и Невской губе немцы выставили не одну сотню магнитных, антенных и акустических мин. Неконтактные тралы, а еще - на десять мин - приходилось по одному взрывоопасному устройству - минному защитнику. Специальному боеприпасу, предназначенному для уничтожения тралов и тралящих судов. Интересно, но в Архиве Военно-морского флота РФ хранится перевод обзорной статьи журнала «Navy», наших тогда еще союзников, в ней на расчистку фарватеров Финского залива давалось не менее пяти лет. Опасная и трудная работа выпала на долю бригад траления нашего Балтийского флота. Наши моряки справились с нею достойно. Едва ли не половина кораблей-тральщиков базировалась в Кронштадте. Наш город, безусловно, можно назвать участником прорыва минной блокады. Месяцами небольшие деревянные кораблики, часто с паровыми машинами утюжили фарватеры контактными и донными тралами, уничтожая «рогатую смерть». Увы, более трехсот моряков балтийцев погибли или получили ранения, только расчищая акватории восточной части залива… С окончанием войны морское сообщение Ленинграда с портами Балтики и могло поддерживаться только по шхерному фарватеру, предоставленному Финляндией. На заключительном этапе войны этим фарватером пользовались наши подводники для перехода в Балтийское море на боевые позиции в обход заминированного Финского залива. К сожалению, шхерный фарватер был предназначен только для судов малого водоизмещения, кроме того был исключительно сложен для судоходства. Ситуация осложнялась тем, что морские порты Прибалтики были полностью разрушены. Важнейшее государственное значение приобрело восстановление глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу. Основным фарватером для такого морского сообщения являлся Большой корабельный фарватер, который за годы войны был многократно перегорожен минными заграждениями. Несколько месяцев героические моряки Балтийского флота «прорубали» во вражеских минных заграждениях новое «окно в Европу». 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки, имеющему уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт. Со дня этой, к сожалению, малоизвестной, ленинградской победы прошел 71 год…

Музей истории Кронштадта

5 июня отмечается годовщина прорыва морской минной блокады Ленинграда. В память о важном историческом событии – открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки – дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда» внесена в закон Петербурга от 12 октября 2005 года №555-78 «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге». К этому событию сотрудник Рыбацкой библиотеки № 6 Ф. О. Дивлетбаев подготовил видеоматериал.

Видео

Во время блокады Ленинграда для осуществления блокады с моря военно-морской флот фашистской Германии установил в Финском заливе огромное количество мин в многоярусных минно-заградительных рубежах, и залив стал непроходим для судов.

После прорыва блокады города на суше в январе 1943 года Военный совет Ленинградского фронта стал готовиться к решительному наступлению наших войск с целью полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Так как для продвижения на запад на морском направлении требовалось преодоление многочисленных минных полей противника, а большая часть кораблей тральщиков к этому времени погибла, Военный Совет в апреле 1943 года принял важное решение о строительстве на всех судостроительных заводах осажденного города малых минных тральщиков – «стотонников». Одновременно на Катерном заводе (ныне – НПО «Алмаз») форсировалась постройка катерных тральщиков с деревянным корпусом типа «КМ».

После полного снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года и после выхода Финляндии из войны в сентябре того же года появилась возможность для проведения операции боевого траления по очистке Финского залива от мин, в которой по условиям соглашения о перемирии приняли участие и финские тральщики. Однако когда закончилась война, Финский залив все еще оставался районом, закрытым для прохождения судов.

Ограниченное морское сообщение Ленинграда с «большой землей» поддерживалось только по предоставленному Финляндией шхерному фарватеру, проходящему по внутренним водам Суоми. Он был предназначен для прохождения судов малого водоизмещения (именно этим фарватером на заключительном этапе войны воспользовались наши подводные лодки для перехода на боевые позиции в Балтийском море в обход заминированного Финского залива). Поэтому сразу же после окончания войны важнейшее государственное значение приобрело восстановление традиционного глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу, тем более что морские порты Прибалтики были полностью разрушены.

До войны основным фарватером для такого морского сообщения был Большой корабельный фарватер, который за годы морской блокады оказался многократно перегорожен минными заграждениями. В соответствии с решением правительства СССР именно этот фарватер и предстояло открыть для безопасного прохождения кораблей и судов в первую очередь. Несколько месяцев мужественным балтийским минерам пришлось «прорубать» во вражеских минных заграждениях новое «окно в Европу». Враг позаботился о том, чтобы сделать свои минные поля практически неприступными. Их специально окружали небольшими минами – «минными защитниками», в большом количестве ставили мины-ловушки и использовали другие ухищрения, затрудняющие траление и делающие его чрезвычайно опасным. Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944 года, завершилась к началу июня 1946 года.

Перед открытием фарватера по нему был совершен одновременный переход четырех дивизионов тральщиков с поставленными тралами, во время которого оказались затраленными еще несколько мин.

5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки, имеющему уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт.

Работы по разминированию продолжались до 1963 года.

Памятники, посвященные морякам тральщиков в Санкт-Петербурге

За время минной войны Балтийский флот потерял более 130 тральщиков. В годы войны при разминировании вод Балтийского моря погибло более 5000 тысяч моряков.

9 мая 1990 года в ЦПКиО, около II Елагина моста, рядом с пристанью, на месте базирования 8-го дивизиона катеров-тральщиков Балтийского флота в Ленинграде, был установлен (на средства парка) памятный знак 8-му дивизиону катеров-тральщиков Балтийского флота.

27 января 2015 г. на Серафимовском кладбище состоялась торжественно-траурная церемония открытия памятной стелы морякам Балтийского флота, которые несли службу на минных тральщиках, погибшим при защите города в годы Великой Отечественной войны и в послевоенном боевом тралении в Балтийском море, Финском заливе и Ладожском озере.

В основание стелы была заложена капсула с фамилиями моряков, погибших за время минной войны на Балтике с июня 1941 г. по 1963 г., когда была ликвидирована минная опасность в самом миноопасном районе – Финском заливе.

В капсуле помещены фамилии около 1300 офицеров, старшин и матросов, русских, украинцев, белорусов, жителей Средней Азии и Закавказья, православных, католиков, мусульман и иудеев.

По материалам интернет



Загрузка...

Реклама