emou.ru

Ольга остроумова ушла от гафта. Валентин Гафт и Ольга Остроумова: поздняя любовь. История знакомства Гафта и Остроумовой

11 июля 2018, в 13:10

Любовь приходит к людям независимо от того, сколько им лет - влюбленным может быть и двадцать, и тридцать, и сорок… К Ольге Остроумовой ее последняя и самая светлая любовь пришла в сорок девять. Ее избраннику Валентину Гафту на тот момент было уже за шестьдесят.

Они оба были актерами - играли в столичных театрах, да и на съемочной площадке встречались: и Гафт, и Остроумова снялись у Эльдара Рязанова в знаменитом «Гараже». Они жили в одном городе и занимались одним и тем же делом - состояли на службе при Мельпомене, музе капризной и необязательной. Должно быть, это она была виновата в том, что они не сталкивались нос к носу, иначе и он, и она сразу почувствовали бы притяжение друг друга. Однако чему быть, того не миновать - и вот уже шестнадцать лет эта пара вместе.

Валентин Гафт никогда не считался записным красавцем, но недаром говорят, что самый сексуальный орган у мужчины - это мозг. У прекрасного пола язвительный Гафт, сочинитель злых и метких эпиграмм, пользовался неизменным успехом. Все его жены - и первая, Алена Изоргина, манекенщица, и вторая, Инна Елисеева, балерина, отличались изысканной красотой. Однако семейная жизнь предполагает прежде всего терпение, а затем уже сходство характеров и интересов. И если со вторым было все в порядке, то с первым - терпением - у жен Гафта явно не ладилось.

Первая жена покинула артиста, второй брак также оказался несчастливым. И хотя все вокруг винили в расставании именно Елисееву и ее несносный характер, в том, что в семье нет взаимопонимания, всегда виноваты двое. Так думал сам Валентин Гафт - и был прав. Однако оттого, что он это понимал, легче не становилось. И именно в то тяжелое время, когда актер после развода сидел дома и переживал, он впервые увидел Ольгу. Увидел на экране телевизора, и ее вдохновенное лицо его поразило. Однако до их романа оставались даже не месяцы - годы.

Наконец судьба свела их в одном месте и в одно время - на съемках фильма «Гараж». И Гафта изумила даже не красота Ольги, которая била наповал, а ее скромность. В то время как другие звезды экрана лезли из кожи вон в борьбе за удачный кадр и экранное время, Ольга… пряталась за огромным оранжерейным деревом! Она почему-то считала себя не ровней сплошь народным артистам, занятым в съемках. Однако близкое знакомство снова не состоялось, Ольга отработала свои эпизоды и исчезла - со съемочной площадки, но не из его мыслей.

Жизнь Ольги Остроумовой также не текла гладко. Ведь недаром говорят: не родись красивой, а родись счастливой. Роман Ольги и режиссера Михаила Левитина начался на гастролях в Ленинграде. И экспансивный Левитин сразу же заявил: «Мы должны рассказать обо всем нашим семьям и быть вместе!» Ольга приехала домой и все честно открыла мужу. За измену он отвесил ей полновесную пощечину и отпустил на все четыре стороны. А Левитин своей жене не сказал ничего!

Четыре года тянулся этот роман, пока наконец Ольга не заявила: «Миша, хватит! Я поняла, что мы не будем вместе никогда. Мне надоело обманывать и твою жену, и себя саму! Между нами все кончено!» Через месяц, когда Ольга уже переболела их разрывом, на ее пороге возник… Левитин. Он ушел от жены и явился к ней. И ей показалось, что теперь у них все сложится…

Ольга несла на своих плечах все: дом, нелегкий быт, капризы мужа, который брался только за те проекты, которые считал интересными, - а ведь кормить семью нужно было каждый день! И она сама моталась и по съемкам, и по антрепризам, и даже по утренникам… Она была так занята, что родившуюся дочь пришлось сдать в садик на пятидневку. Но однажды, когда ее четырехлетняя Олюшка спросила: «Мама, а ты не забудешь забрать меня домой?» - Остроумова разрыдалась. Она поняла, что должна выбирать: или такая каторжная жизнь, или ее ребенок. В тот день дочь в садик она так и не повела…

Она взвалила на себя еще больше и наняла девочке няню. Потом у них родился еще и сын, хотя Михаил категорически не хотел второго ребенка. Однако она не смогла решиться убить в себе живое существо, и, хотя муж закатывал истерики и кричал: «Или он, или я!» - на свет появился еще один малыш.

Жертвы бывают не напрасными, когда приносятся во имя чего-то значительного. А такая семейная жизнь, как у Ольги, многим ее подругам казалась наказанием, а не счастьем. И в конечном итоге правы оказались те, кто видел проблему со стороны. Ольга с Михаилом прожили вместе двадцать три года, и оказалось, что все это время муж ей изменял! Левитин вел такую же параллельную жизнь, как и с ней самой когда-то, - его любовницы на стороне исчислялись десятками…

Она была в такой депрессии, что, казалось, жизнь для нее кончилась. Многие советовали перетерпеть: все же двадцать три года вместе - это не шутка. Однако она была не из тех, кто может жить рядом и в то же время выгорать изнутри. Ольга выбрала одиночество, хотя на дворе стояли страшные 90-е и детей нужно было поднимать - теперь только ей одной.

Вторая встреча Ольги Остроумовой и Валентина Гафта произошла на концерте, в котором оба участвовали. Она и стала точкой отсчета их нового счастья, теперь уже общего. После концерта они разговорились, хотя Остроумова и побаивалась острого как бритва языка собеседника. Чего, например, стоила одна лишь эпиграмма на Татьяну Доронину:

Как клубника в сметане, Доронина Таня.

Ты такую другую поди поищи.

У нее в сочетанье тончайшие грани,

Будто малость «Шанели» накапали в щи!

Гафт написал сотни эпиграмм, и некоторые настолько попадали не в бровь, а в глаз, что Ольга не на шутку испугалась: не стать бы еще одной «шанелью во щах»!

Однако актриса боялась зря - Валентин Гафт сразу же всей душой потянулся к ней. И она, и он были свободны - последняя жена Гафта, известная виолончелистка, не вернулась с гастролей по Америке, предпочтя новую родину и новую судьбу. А он неожиданно отыскал ту, которая оказалась половинкой его самого… Незаменимой, родной, единственной…

Так же как и она сама, ее сын и дочь потянулись к этому необыкновенному человеку, бывшему вовсе не циником, каким он хотел казаться, а ранимой и чувствительной душой. Впрочем, многие уязвимые и впечатлительные люди прячут свое истинное лицо под маской этаких закоренелых мизантропов… Свадьба была очень скромной: Остроумова и Гафт попросту тихо расписались в одном из столичных ЗАГСов.

Должно быть, Ольге Остроумовой на роду написано быть для своих близких именно той пресловутой каменной стеной, на которую можно надежно опереться. Когда в 2002 году покончила с собой дочь Гафта от Елисеевой, его мир, казалось, рухнул. И хотя в самоубийстве не было его вины - все знавшие девушку в один голос твердили, что до самоубийства бесконечными упреками и придирками ее довела мать, - ему от этого было не легче. Он винил себя в том, что не забрал дочь; хотя куда он мог привести уже взрослого человека - не сюда же, на Олины плечи?

Остроумова боролась за любимого как могла: вытаскивала его из депрессий, сидя рядом в клиниках, когда чувство вины разбивало ему сердце… И она победила: Гафт, которого смерть дочери на несколько лет буквально вырвала из жизни, вернулся к нормальному существованию. И еще выжить ему помогли… дети и внуки его жены! Потому что за эти годы он стал для них самым родным человеком на свете.

Они вместе, они счастливы, а на смену тоске и одиночеству пришло такое глубокое взаимопонимание, что, глядя на эту пару, те, кто знал Гафта раньше, просто диву даются. Актер больше не производит впечатление остряка, которому лучше не попадаться на язык, - теперь это умудренный жизненным опытом философ. Говорят, это с ним сделали годы, но я осмелюсь предположить другое: это чудо сотворила настоящая любовь.

Время от времени всех нас, мужиков, надо немножко колотить, - оправдывает Ольгу её бывший муж Михаил Левитин

В минувшем году фарфоровую свадьбу - 20-летие брака отметила, казалось бы, идеальная актерская пара - Ольга ОСТРОУМОВА и Валентин ГАФТ. И вдруг в кулуарах театра «Современник», где служит Валентин Иосифович, зашептались, дескать, между ним и супругой пробежала черная кошка. Говорили, что в пылу участившихся ссор народная артистка якобы даже поднимает руку на великого мужа. А когда, мол, информация об этом дошла до ВОЛЧЕК, то разгневанная Галина Борисовна позвонила Остроумовой и пригрозила: «Если подобное повторится, мы у вас Гафта заберем!»

Один бывший актер «Современника» во время прямой видеотрансляции в своем «Инстаграме» возбужденно подтвердил, что Остроумова не церемонится с Гафтом :

Не хотел об этом говорить, но Ольга обижает Валентина Иосифовича.

Его подписчики тут же стали возмущаться: дескать, как же Остроумовой не стыдно так жестоко поступать с великолепным мастером, далеко не мальчиком и, мягко говоря, не обладающим богатырским здоровьем.

Справедливости ради отметим, что у самого Гафта отнюдь не ангельский характер.

В одном из недавних интервью Ольги Михайловны к 20-летию ее совместной жизни с Валентином Иосифовичем актрису спросили:

- Лев Дуров как-то, поздравляя вас с днем рождения, сказал, что быть женой Гафта - это подвиг. Согласны?

Ну, я ощущаю это каждый день, - рассмеялась Остроумова в ответ. - Как? Нет, не надо, не хочу расшифровывать...

На прошлогоднем юбилее «Современника» от гениального Валентина Иосифовича не отходили Михаил ЕФРЕМОВ с дочкой Анной-Марией и актёр Василий МИЩЕНКО

Роковая встреча в «Ландыше»

Они поженились уже в зрелом возрасте, пережив до этого четыре развода на двоих. О знакомстве Гафта и Остроумовой автору этих строк рассказывал ее коллега по Театру им. Моссовета Александр Леньков , теперь уже покойный:

Я помню, что портреты Оли у всех дальнобойщиков висели вперемешку с постерами из журнала «Плейбой». Но, несмотря на это, за Остроумовой мужчины массово не ухаживали, так как понимали, что это бесперспективно. Я присутствовал на ее первой встрече с Валентином. Мой приятель - администратор Генка Касмин , в прошлом артист цирка, в начале 90-х занялся организацией концертов. Тогда в нашем цехе царили полнейшая безработица и безденежье. И вдруг появилась возможность участвовать в этих корпоративных вечеринках. Гена приглашал многих выступать перед жующей публикой. Певица, артист цирка, фокусник и все мы, театральные актеры, приехали тогда в кафе «Ландыш», что в парке «Сокольники». Вот там-то и произошла судьбоносная встреча. Ольга и Валентин выступили, получили по 16 рублей (бутылка водки тогда стоила шесть) и разговорились. Потом они обменялись телефонами и стали встречаться. Валя и Ольга - очень разные, поэтому и подошли друг другу. Формула семейного счастья именно в том, что кто-то, независимо от пола, умеет забивать гвоздь, а другой - лежит на диване и читает книгу.

Леньков тогда ясно дал понять, что гвозди в семейном союзе наших героев забивает Остроумова, а книги читает Гафт.

Оля всегда ревностно относится к творческим проявлениям мужа, - добавил Александр Сергеевич. - Если Гафт в компании принимался декламировать стихи или свои знаменитые эпиграммы, жена тактично его одергивала, думая, что слушателям Валя уже наскучил. Остроумова - бескомпромиссный человек во всем. Например, на репетиции она всегда отстаивает свою точку зрения. Но это ее мнение. Или вот еще пример. У нас в театре шел спектакль Виктора Мережко «Мужчины по выходным». Оля быстро поняла, что пьеса слабая и пошлая, и потребовала ее немедленно убрать из репертуара, хотя сама в ней не играла. А если, мол, этого не случится - уйду из труппы! Тем не менее спектакль долго шел, сборы были большие, хотя нам всем было стыдно. Но только Остроумова отваживалась говорить об этом вслух.

Ушел от Ахеджаковой

Валентин Гафт тоже слывет в актерском мире ершистым партнером. Когда я дозвонилась ему, чтобы расспросить о нынешних проблемах с супругой, Валентин Иосифович быстро перевел разговор на другую тему:

У нас все хорошо с супругой Олей Остроумовой. Осенью у нее будет юбилей, обязательно отметим. И стихи, и подарки - все будет! Главное - было бы здоровье. И вообще у меня сейчас все мысли о работе, а не о том, что вы спрашиваете. Это все мелочи жизни! Недавно я сыграл для коллег предпремьерный показ постановки «Пока существует пространство», а осенью уже будет премьера для всех зрителей. Галина Борисовна Волчек повлияла, чтобы эту пьесу взяли в репертуар «Современника». Написана она мной и Саидом Баговым . Вдвоем с ним и сыграли. Саид стал еще и режиссером.

Валентин Иосифович, - гну свою линию. - Может, вам нужна какая-то поддержка? Если есть проблемы, скажите прямо. Ведь вас так любят зрители!

Я знаю, что меня любят зрители. Но на качество спектаклей это не влияет, - опять он о своем. - Если любят, но я плохо сыграю по любой причине, то кому это нужно? Из постановки «Игра в джин», где мы с Лией Ахеджаковой играли пять лет, я ушел. Просто перестал с Лией находить общий язык. Сейчас меня заменил блестящий актер Вася Бочкарев . Когда-то мы с ним еще в Театре на Малой Бронной работали. Партнеры обязаны и уважать, и понимать друг друга. Если ушло понимание, то и незачем играть.


С режиссёром ЛЕВИТИНЫМ Ольга прожила больше 20 лет и завела двоих детей - Мишу и Олю. Фото из личного архива

Моменты возбуждения

Так и не добившись от Гафта откровенности, звоню бывшему мужу Остроумовой - режиссеру Михаилу Левитину . Может быть, он расставит точки над «i»?

Мы с Ольгой больше 23 лет в разводе, но тем не менее по-настоящему дружим. У нас двое детей и четверо внуков. Что же касается Оли и Гафта, то у них крепкий брак, они хорошо живут. А те, кто им завидует, тот об их напряженных отношениях и говорит. Хотя не скрою, в моменты эмоционального возбуждения Остроумову очень трудно успокаивать!

- А она может ударить и оскорбить?

В принципе может. Например, такое происходило по отношению к детям, когда они доводили ее. Хотя Оля безумно их любит. Меня не била. У нас с ней была прекрасная жизнь. А как только я понял, что она захотела меня ударить, сразу решил собирать манатки. Подумал, что надо быстрее уходить, а то все что угодно может произойти, если резко выйдет из себя. По поводу Гафта… Не знаю... Но вообще-то как можно его бить?! И за что его бить? Хотя время от времени всех нас, мужиков, надо немножко колотить. И Оля, как женщина, имеет на это право. Да, она может по шее дать, и будет права. Ее нельзя в определенные моменты трогать. Надо просто оставить в покое, чтобы жила, дышала полной грудью.

Известный и многими любимый актер Валентин Гафт стал известен в середине семидесятых годов. Хотя его творческая биография началась намного раньше. Обратили внимание на актера благодаря его ролям в фильмах: «Гараж», «Здравствуйте, я – ваша тетя!». Личная жизнь актера будет интересна его поклонникам. О жизни Валентина Иосифовича, жене и детях пойдет речь в статье.

Валентин Иосифович Гафт родился в столице России. Его биография началась в 1935-м году. Личные воспоминания детства связаны с улицей Матросская Тишина (сюда еврейская семья, в которой родился будущий актер, приехала из Полтавской области). На ней находилось несколько важных различных заведений (психбольница, рынок, студенческое общежитие и тюрьма). «Вся жизнь в миниатюре», — так шутил позже сам актер.

Валентин хорошо помнит то утро, в которое началась война. Он с родителями тогда собирался поехать на Украину к родственникам. Но тут все изменило неожиданное объявление.

Учился Валентин в мужской школе. Тогда дети обучались раздельно. Уже в школьные годы Валя показывал свой артистический талант. Он выступал в самодеятельности, играя в спектаклях женские роли (потому что девочек в школе не было).

Стать актером Валя захотел после просмотра спектакля «Особое задание», хотя до этого никто в семье не был связан с миром кино или театра. Отец семейства работал юристом, мама была домохозяйкой.

После получения среднего образования Валентин решил поступить в Школу-студию МХАТ. Но, он был не уверен в себе и очень волновался перед экзаменами. Поступить ему помог известный актер Столяров. Многие помнят его в довоенных фильмах и кинокартинах про войну.

Однажды Валентин заметил идущего по улице Столярова. Он догнал знаменитого актера и попросил уделить ему несколько минут с целью оценить его артистические способности. Актер удивился, но не отказал. Так состоялось знакомство, оказавшееся весьма полезным.

Начало творческой карьеры

Валентин Гафт поступил в Школу-студию с первой попытки. Хотя до этого безуспешно пытался поступить в Щукинское училище. Его учителем стал В.Топоров.

В 1957-м году Гафт окончил Театральный ВУЗ, и началась его насыщенная актерская биография. Известный актер Журавлев помог начинающему актеру устроиться в Театр им. Моссовета. В нем Гафт проработал всего год и ушел по личному желанию. Но, за этот год своей жизни он успел исполнить много ролей в этом театре. Это были спектакли:

  • «Король Лир»;
  • «Лизи Мак Кей»;
  • «Корнелия»;
  • «Выгодный жених».

Затем, Валентин Гафт перешел в Театр сатиры. Театр тогда был очень популярен, в нем работали известные актеры, которых знают даже дети: Андрей Миронов, Анатолий Папанов и др.

Но и в этом театре Валентин Иосифович долго не удержался, однако успев исполнить в нем известную роль графа в пьесе «Безумный день или Женитьба Фигаро». Мама начинающего актера оценила игру сына своеобразно: «Какой же ты худой, Валя!».

Пик популярности актера

Следующей страничкой в творческой биографии Валентина Гафта был Московский драматический театр. В нем актер проработал чуть более пяти лет. Именно там Валентин Иосифович привлек личное внимание режиссера Анатолия Эфроса. Он позвал актера в свой Театр «Ленком», где он проработал два года.

Затем, в его жизни был Театр на Малой Бронной, где актеру опять суждено было недолго продержаться. И, наконец, ему встретился Олег Ефремов, который переманил актера в свой театр «Современник».

Похоже, этот театр пришелся Валентину Иосифовичу по душе. Потому что в нем он остался работать навсегда. Именно там актер получил профессиональное признание. Теперь его знают и любят взрослые и дети, зрители любого возраста и пола. В этом театре актером было исполнено множество ролей, от классики до пьес современных авторов.

С Лией Ахеджаковой в постановке «Игра в джин»

Среди них:

  • «Вишневый сад» Чехова;
  • «Ревизор» Гоголя;
  • «Плаха» Айтматова;
  • «Три сестры» Чехова;
  • «Валентин и Валентина» Рощина;
  • «Пигмалион» Б.Шоу и многие другие.

В последний раз актер выходил на сцену в 2013-м году. Ему было 78 лет! Он играл Мартина в спектакле «Игра в джин».

Сейчас Валентину Иосифовичу 82 года. Он уже не играет в театре, находится на заслуженном отдыхе. Однако, в прошлом году он все же снялся в кино. Известность пришла к актеру именно благодаря его работе в кино.

Работа в кинематографе

Дебют Валентина Гафта в кино состоялся сразу после окончания театрального ВУЗа. Его кинематографическая биография началась с фильма «Убийство на улице Данте». Там он исполнил совсем небольшую роль, но это было впервые в его жизни, и он был очень рад.

Долгое время актер играл в кино второстепенные роли. Обычно ему доставались отрицательные герои, однако, обладающие личным обаянием.

Кадр из фильма «О бедном гусаре замолвите слово»

В начале семидесятых годов у актера появились главные роли. Популярность пришла к нему после участия в фильмах Эльдара Рязанова. В 1979-м году вышел фильм «Гараж», где Гафт исполнил роль председателя кооператива. После этого, актер стал известным, его узнавали уже даже дети.

Не менее талантливо была исполнена роль дворецкого в телеспектакле «Здравствуйте, я ваша тетя!». Также запомнилась зрителям роль Геверница в «Семнадцать мгновений весны». В 1980-м году вышла музыкальная комедия «О бедном гусаре замолвите слово», где Гафт замечательно сыграл полковника.

Кадр из фильма «Гараж»

В фильме «Черная курица или Подземные жители» актер талантливо исполнил роль учителя французского короля.

До сих пор популярен мюзикл «Чародеи», где Гафт сыграл Сатанеева, весьма хитрого героя. В замечательном фильме Рязанова «Забытая мелодия для флейты» актер потрясающе исполнил роль обнищавшего чиновника, который пел в вагонах.

Нельзя не вспомнить роли Гафта в сериале «Жизнь Клима Самгина», «Воры в законе». Ну и конечно, «Мастер и Маргарита», где актер сыграл мудрого и таинственного Воланда.

Валентин Гафт в фильме «Анкор, ещё анкор!»

Гафт умел играть комические и серьезные роли одинаково талантливо. В 2013-м году пожилой актер сыграл одинокого пенсионера.

Также, много работал Гафт над озвучиванием мультфильмов. Он с большим удовольствием озвучил Благородного в популярном мультике «Пес в сапогах», Короля в «Волшебном колокольчике», Ворона в «Новых приключениях Бабки Ёжки». А в мультфильмах: «Как кошки с собакой» и «Рождение Геракла» актер читает текст.

Один раз Гафт попробовал себя в роли режиссера на сцене любимого театра «Современник».

Литературные труды

Актер Валентин Гафт, кроме артистического, также имеет и поэтический талант. Многие знакомы с его стихами. В основном это – эпиграммы на известных актеров. Они обладают довольно едким юмором, даже сатирой иногда.

За это многие невзлюбили его. Некоторые написали ему ответные эпиграммы. Одну из эпиграмм Гафт написал на себя. Называется она «Автоэпиграмма».

У Гафта есть также несколько сборников стихотворений. На один стих была написана песня, которую исполнила Сати Казанова. Называется она «Я и ты». Много есть у автора лирических стихов. Некоторые из них посвящены его любимой жене Ольге Остроумовой.

Награды

За всю творческую биографию у Валентина Гафта имеется множество личных наград, полученных в разное время жизни. У него есть различные степени Ордена «За заслуги перед Отечеством». А также, Орден Дружбы. Он стал поистине любимым народным героем, которого почитают взрослые и дети.

В 1978-м году Валентин Иосифович стал заслуженным артистом, в 1984-м году – Народным артистом России.

Он – лауреат многих премий. Среди них – «Хрустальная Турандот», «Золотой орел», премия им. Андрея Миронова «Фигаро», «Звезда Театрала» и др.

Валентин Гафт: семья

В биографии Валентина Гафта было четыре брака. Личная жизнь актера не очень удачно складывалась до встречи с последней, любимой женщиной. От браков родилось двое детей: дочь Ольга и сын, о существовании которого Валентин не подозревал долгое время. Но, обо всем по порядку.

Первая жена Гафта – манекенщица Елена Изоргина. Но, вскоре брак распался по причине супружеской неверности.

Второй брак в биографии Валентина Гафта состоялся с балериной Инной Елисеевой. У актера родилась дочь Ольга. Он любил детей. Личная жизнь вроде бы наладилась. Однако, постоянные репетиции обоих супругов, большая занятость, выступления привели брак к распаду. К тому же, у жены оказался немирный характер. Окончательно подорвали отношения родственники со стороны супруги.

Развод родителей плохо сказался на психике дочери. К тому же, она постоянно испытывала непонимание со стороны матери. В конце концов, Ольга покончила собой. Мать ненамного пережила дочь. Она вскоре скончалась от рака.

После развода у Валентина был роман с художницей. Но она покинула страну. Как оказалось позже, в Бразилии женщина родила сына от Гафта. Но ничего ему об этом не сообщила. О существовании сына актер узнал спустя много лет, когда он приехал в Россию на ток-шоу для знакомства с отцом.

Позже, Валентин женился третий раз. Его женой стала Алла, она играла на виолончели. Но и этот брак оказался неудачным.

Окончательно раздавленный житейскими трагедиями, Валентин неожиданно встретился с Ольгой Остроумовой. Он признался ей, что любит ее уже более двадцати лет, со съемок фильма «Гараж». К тому времени актриса тоже перенесла личную неудачу и даже пыталась покончить собой.

Многие знают красавицу Ольгу Остроумову по ролям в популярных фильмах: «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника» и др. Актеры поженились прямо в больнице, где лежал Валентин после перенесенной операции. Последний брак существенно повлиял на жизнь актера. Любимая женщина смогла воскресить погибающую душу Гафта. Благодаря ей он принял православие и теперь живет, наслаждаясь оставшимися днями своей жизни.

ВАЛЕНТИН ГАФТ И ОЛЬГА ОСТРОУМОВА

Эти ведущие актеры популярных московских театров нашли свое семейное счастье «за гранью среднего возраста». После нескольких неудачных браков и трагической утраты близких они считают свой союз щедрым подарком судьбы.

В последнее время Остроумова с грустью вспоминает те периоды в своей жизни, когда она была уверена, что исполнение евангельских заповедей является не обязательным. Она считала, что «ценно то, что дорого стоит материально, ценно наслаждение, один ведь раз живем. Но прожив ту отвратительную пору своей жизни, ты понимаешь, что это была потеря времени, лет, сил на какую-то мышиную возню… А потом происходит что-то, что невероятно больно… Вдруг понимаешь, что мир держится на очень простых вещах: на сострадании, на доброте, на ответственности по отношению к любимым людям.

Сегодняшняя жизнь обогащена не только твоим личностным опытом, но и тем, что уходит поверхностное восприятие жизни, ты начинаешь дорожить каждым мгновением, потому что понимаешь, что время твоего пребывания на земле потекло в гору. На взлете не замечаешь времени, окружения природы, потому что летишь внутрь себя. Гораздо интереснее лететь от себя, наблюдая и пестуя каждую малость вокруг. Открываешь, казалось бы, такие простые вещи, как восход солнышка, почки на деревьях, подснежники… Может быть, то, что я говорю, покажется кому-то сентиментальным, но поверьте, человек, сохранивший в себе чувственность и способность удивляться, быть искренним к сорока, навсегда остается молодым, а то и ребенком, и это замечательно».

Пережив два развода, эта отважная, по определению окружающих, женщина нашла в себе силы пуститься в новое семейное плавание. Произошло это случайно. Ольга уже смирилась с тем, что будет одна, никого не искала: «Когда мы встретились с Валей, даже не были знакомы, хотя до этого вместе снимались в “Гараже”. Но тогда подойти к нему боялась и вообще всех боялась – там собрались такие мэтры: Саввина, Гафт, Невинный, Мягков. А потом, много лет спустя, какая-то организация пригласила меня выступить в кафе на 8 Марта. Спросила: а кто там будет? “Гафт”. Подумала: если Гафт согласился, значит, нормально. А Гафту позвонили и сказали, что Остроумова там будет. И он почему-то согласился».

Оказалось, что это кафе расположено в Сокольниках, где прошли его детство и юность. Была весна, и Гафт предложил: «А может, мы с вами как-нибудь погуляем? Тут так хорошо. Я вам все покажу». Начались встречи, и вдруг он исчез на четыре месяца: «Что же это? Надо же как-то объясниться: не могу или не хочу. Я, естественно, тоже не звонила. Но было чувство, что это не конец. Лишь окончился первый акт. И дали антракт. Вскоре раздается звонок: “В общем, я не могу без вас”. Мне как-то сразу легко стало: “Давайте, – говорю, – начнем второй акт. Интересно, сколько он продлится и каким будет третий”?»…

Вопрос, конечно, не праздный, ибо Валентин Иосифович – человек сложный и неординарный. Главный режиссер «Современника» Галина Волчек говорит о нем: «В театре одни Гафта любят безоговорочно, другие – с оговорками. Валя может правду сказать в глаза. Он – из тех, кого называют совестью коллектива».

Валентин Иосифович Гафт родился 2 сентября 1935 г. в Москве в семье адвоката. Его детство прошло на улице Матросская тишина в окружении самых разных по духу учреждений: напротив – психиатрическая лечебница, чуть правей – тюрьма, левей – студенческое общежитие МГУ и рынок: «весь мир в миниатюре».

В юности он занимался в драматическом кружке и после окончания школы поступил в Школу-студию МХАТ, где учился вместе с будущими звездами кино и театра Олегом Табаковым, Евгением Урбанским, Майей Менглет и другими. На вопрос, как он стал актером, Гафт отвечает: «Да как все. Молодой человек, на мой взгляд, обладает некой только ему присущей интуицией, энергией. Благодаря им он смело идет вперед, ничего не боясь. Потому что мало еще чего знает. И эта иррациональная энергия неуемна, всесокрушающа. Выбор будущей профессии, как правило, бывает неосознанным… Что-то попросту притягивает именно к этому виду деятельности.

Но рано или поздно, когда молодой человек встречается с первыми трудностями, эта энергия проверяется на крепость. Масса препон на пути любого, идущего вперед, способна сломать его, остановить, повернуть обратно. Этот процесс неудач может быть настолько длительным, что в результате сокрушает честолюбивый порыв. И вот тут главное – поверить в правильность своего выбора, в истинность первого импульса». Своими учителями он считает замечательных театральных актеров старшего поколения Василия Топоркова, Павла Массальского, Василия Маркова и, конечно же, Олега Ефремова: «Ефремов – мой учитель номер один и главный пример! Он был учителем на моем курсе и в тот момент стоял на пороге создания театра “Современник”».

С 1957 г. актер работал в разных московских театрах, но, не находя общего языка с режиссерами, нигде долго не задерживался. В это время он женился на красавице-балерине Инне Изоргиной. В этом браке родилась дочь Ольга. Девочка с детства, как и мать, занималась балетом: окончила Московскую государственную академию хореографии, десять лет танцевала в труппе Кремлевского балета. Потом решила стать драматической актрисой и поступила в ГИТИС. Гафт был очень привязан к дочери и, несмотря на то что в начале 1980-х гг. развелся с ее матерью, всегда заботился об Ольге и принимал живейшее участие в ее судьбе.

Но жизнь дочери оборвалась трагически. Дело в том, что Инна Сергеевна, никогда не отличавшаяся ангельским характером, с годами все больше донимала дочь истериками и скандалами. Не выдержав таких отношений, осенью 2002 г. 29-летняя Ольга покончила с собой. Валентин Иосифович узнал об этом поздно вечером после спектакля…

Потрясенный гибелью дочери, он изо всех сил стремился сохранить самообладание, мужественно пережить несчастье и по вполне понятным причинам отказался комментировать случившееся. А когда спустя некоторое время прочитал, как одна из бульварных газет в подробностях расписала личную жизнь его и дочери, то просто испытал шок: «Все, что там написано, чушь собачья, просто хамство… Не желтая журналистика, а даже черная…

Меня в столичных журналистах поражает их наглость. В центральной прессе публиковалось несколько интервью, которые я вообще не давал. В ряде публикаций попросту извращали мои слова, писали совсем не то, что я говорил, искажали факты, жутко описывали меня в бытовых ситуациях, придумывали всякие скандальные истории. Потом, правда, давали опровержения. А книжки с обоймой эпиграмм якобы Гафта! Ну как с этим бороться? Вот в Питере недавно сам лично на вокзале приобрел брошюру со “своими” эпиграммами. Там матерщина сплошная. Люди вполне могут подумать, что такая я вот гадина. И проглотят это безобразие».

В 1969 г. Олег Ефремов сделал Гафту предложение перейти в «Современник», и актер его принял. Правда, уже через год Ефремов ушел во МХАТ, стал тянуть за собой и Валентина, и тот вновь согласился – написал заявление об уходе. Однако Галина Волчек сумела уговорить его остаться. И актер до сих пор благодарен ей за это.

В кино Валентин дебютировал еще на третьем курсе института, сыграв эпизодическую роль в фильме Михаила Ромма «Убийство на улице Данте». Активно снимать в кино его стали со второй половины 60-х гг. Среди заметных картин с участием Гафта – кинофильмы «Москва, любовь моя!», «Кентавры», сказка «Черная курица, или Подземные жители», телефильмы «Таня», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Семнадцать мгновений весны».

В 1979 г. Валентин встретился на съемочной площадке с режиссером Эльдаром Рязановым, и в результате их творческого сотрудничества раскрылись новые грани актерского таланта, свидетельством чему стали роли Сидорина в сатирической комедии «Гараж», полковника Покровского в драме «О бедном гусаре замолвите слово». Позже Рязанов вспоминал: «Работая над “Гаражом”, я обнаружил в Гафте нежную, легкоранимую душу, что вроде бы не вязалось с его едкими, беспощадными эпиграммами и образами злодеев, которых он немало сыграл на сцене и на экране. Оказалось, что Гафт – добрый, душевный, открытый человек. При этом невероятно застенчивый. Но у него взрывной характер. И при встрече с подлостью, грубостью, хамством он преображается и готов убить, причем не только в переносном смысле, бестактного человека, посягнувшего на чистоту и святость искусства».

У Рязанова Гафт снимался также в фильмах «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные» и «Старые клячи». Стоит отметить также сыгранные актером интересные отрицательные роли – Сатанеева в фантастическом телефильме «Чародеи» (по мотивам повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»), рецидивиста Дедушкина по кличке Батон в детективе «Гонки по вертикали», снятом по роману братьев Вайнеров, вора Артура в фильме Юрия Кары «Воры в законе». У того же Кары Гафт сыграл Воланда в экранизации булгаковского «Мастера и Маргариты», но фильм так до сих пор и не вышел в прокат.

Как-то один из критиков сказал о Валентине: «Я редко встречал человека, более недовольного тем, что он делает». И действительно – большинство своих ролей он не считает удачными: «Может быть, я сам виноват – надо было играть лучше, а не вышло. Я вообще в кино не очень умею сниматься. “На всю оставшуюся жизнь” и “Таня” – вот две работы приличные. У Рязанова иногда у меня что-то получалось».

При этом Гафт не лукавит. Он считает, что в последнее время критики очень часто грешат превосходными степенями: «Только и слышишь: гений, суперзвезда, золотой голос, серебряный и так далее. Лучше я буду вот таким, наоборот. Я актер слабый. Я знаю и видел гениев. Это штучный товар. Их единицы. Но иногда, когда играешь сотый спектакль, вдруг начинает что-то получаться. Тогда это праздник и для тебя, и для тех, кто это видел. Театр – как футбол. Иногда играешь по-чемпионски, иногда проигрываешь аутсайдеру.

Спектакль – это как цветы: вечером они были прекрасны, а наутро уже никто не докажет, как они были красивы. Но зато в театре есть возможность повторения. Кино – это раз и навсегда зафиксированная секунда, и ничего нельзя изменить… А может быть, у меня живот в этот момент болел? Вот я смотрю на себя и вспоминаю: здесь у меня была температура, а здесь я сидел 10 часов, дожидался, и только на 11-й час меня, усталого и разбитого, позвали в кадр… Но этого никто не должен знать».

Из последних киноработ актера стоит отметить драму П. Тодоровского «Анкор, еще анкор!» и поставленную в 1997 г. В. Машковым новогоднюю комедию «Сирота казанская», в которой Гафт снялся вместе с Львом Дуровым и Олегом Табаковым. В 1995 г., отметив свое 60-летие, Валентин Иосифович развелся со своей второй женой – виолончелисткой Аллой, а буквально через несколько месяцев случайно встретил Ольгу… На вопрос, есть ли у него какая-нибудь отдушина в жизни, актер ответил журналистам: «У меня есть чудесная жена Ольга Михайловна Остроумова». Он считает ее подарком судьбы и говорит, что ему наконец-то повезло с семьей.

Ольга Остроумова родилась 21 сентября 1947 г. в городке Бугуруслан Оренбургской области. Ее детство прошло в маленьком домике, недалеко от церкви, священником которой был ее дедушка, человек умный, уважительный и отзывчивый. Отец Ольги, Михаил Алексеевич, был школьным учителем физики. Его отличали тактичность и терпение, невероятная аккуратность и добросовестность. Мать, Наталия Ивановна, была хранителем семейных традиций, среди которых важное место занимали любовь и бережное отношение друг к другу.

Через некоторое время семья переехала в Куйбышев, где девочка пошла в первый класс. В школе она не участвовала в художественной самодеятельности: «Никаких сценок, монтажей, концертов. Потому все мои друзья, родители и даже учителя ну просто шокированы были моим решением уехать в Москву и поступать в ГИТИС». Но Ольга решила твердо, а почему – и сама не могла себе объяснить.

Приехав в столицу, она с трудом нашла здание института. Перед тремя турами вступительных испытаний абитуриенты должны были пройти предварительный отбор. Остроумова вышла перед комиссией и пролепетала свою «программу» в стиле «калинарного Хазанова». Затем, поняв уже, что потерпела полное фиаско, опрометью выскочила из зала, забилась куда-то под лестницу и разревелась: «Я вообще никогда не умела плакать, в том смысле, что, во-первых, обычно сдерживаю себя, а во-вторых, плакать нарочно меня никто не в силах заставить.

Сама не заметила, как обступили меня девчонки, ребята, студенты-первокурсники. Все успокаивают, подбадривают. И вдруг среди этого шума я слышу голос: “Кончай реветь! Иди на первый тур. Они же тебя наверняка не запомнили!” А что, думаю, может, и в самом деле не запомнили». На экзамене она читала Пушкина и победила.

Что касается второго тура, то на этот раз ей нужно было станцевать: «Не помню уже, что я там продемонстрировала, получилось неплохо. В общем, прошла и второй тур. И вот третий… Нужен был опять танец. Ну, я и решила, вдохновленная предыдущими успехами, повторить свой “триумфальный танец”. С тех пор поняла, что нельзя артисту ни в коем случае повторять то, что уже делал. Всегда в таких случаях получается хуже!.. Короче говоря, в самый ответственный момент я грохнулась перед уважаемой комиссией, а когда встала, то на чулках красовались огромные дыры. И все же я поступила, несмотря на заключительный позор…»

Так в 1966 г. она стала студенткой актерского факультета ГИТИСа (мастерская В. А. Вронской): «С тех пор я взяла за правило смотреть на жизнь как на самое прекрасное, что нам подарено природой. Нельзя отчаиваться… Вот, бывает, иду с работы, в руках тяжеленные сумки с продуктами (семью-то кормить нужно!), и вдруг замечаю, что лицо у меня такое скучное, серенькое. “А ну-ка, сделать лицо!” – говорю себе. Смотрю кругом и столько прекрасного вижу, даже улыбка сама собой появляется».

Уже на втором курсе Ольгу пригласили в труппу московского ТЮЗа, а окончив институт в 1970 г., она была зачислена в его штат в качестве полноправной актрисы. В начале 70-х гг. произошли изменения в ее личной жизни. Пробыв несколько лет замужем за молодым актером, Остроумова влюбилась в режиссера Михаила Левитина, который стал ее вторым мужем. Стоит отметить, что Михаил, как и Ольга, в то время тоже имел семью, но это не помешало им, забыв обо всем, броситься в омут невероятной любви. Как вспоминал Левитин, их роман был «встречей двух совершенно непохожих друг на друга существ. Я встретил женщину холодноватую внешне, но страстную внутри, безупречно моральную, чистую… А она, как я сейчас думаю, встретила то, что ей недоставало в себе: свободу, хаос-карнавал…»

Ольга считает, что самое ужасное – это предательство веры в кого-то или во что-то: «Моя вера разбилась. Вдребезги. У меня такое отчаяние было… Могла покончить с собой. Спасли меня только дети. Ради них должна была держаться и делать вид, что все нормально, хотя осталась с ними, совсем маленькими, на нищенскую зарплату. И в какой-то момент меня охватила паника: как смогу их вытянуть? Но во лжи я просто умирала. Поняла: либо останусь человеком и личностью, либо буду растоптана. А ведь сначала была какая-то невероятная любовь… Недавно прочитала повесть, которую бывший муж написал про нас. Она заканчивается словами: “Прости меня, моя звезда”. Ну спасибо и за это». В 1992 г., после почти 23-летней совместной жизни Остроумова и Левитин расстались. В заявлении на развод Михаил предложил Ольге написать: «За безответственное отношение мужа к семье», но Ольга не согласилась и сформулировала: «За безудержную любовь мужа к свободе»…

За 30 лет работы в театре и кино Остроумова сыграла самые разные, порой прямо противоположные по содержанию роли. Ей пришлось пережить и дорогие для каждого актера звездные минуты зрительского признания и творческого триумфа. Слава обрушилась на нее в весьма юном возрасте: «Так случилось в моей жизни, что первая роль и роль, знаменующая собой эдакий качественный скачок в моем творчестве, были сыграны в фильмах одного и того же кинорежиссера, Станислава Ростоцкого».

Ольгу запомнили сразу. С первого же фильма – «Доживем до понедельника». И до сих пор немало ходит по земле мужчин, влюбленных в ту девятиклассницу Риту, красавицу с лукавыми глазами. А после этого были два неудачных фильма, и актриса разочаровалась в кинематографе. Она считала, что только театр является истинным искусством, а кино – это «сплошное производство и монтажи». Но через два года вышел фильм «А зори здесь тихие…», и на Остроумову обрушилась слава.

Правда, сама «виновница торжества» славы стеснялась: «На сцене хочу быть первой, а в жизни стараюсь быть незаметной, не выделяться. Бывает приятно, когда меня благодарят за театральные работы. Или тактично узнают. У нас ведь народ – либо сразу по плечу, либо громко: “Это она? Да нет, не она. Посмотри на эту, у той такие волосы, а у этой…” Я столько оскорблений наслушалась! Есть актрисы, которые не выходят без макияжа из дома. Они и в жизни поддерживают экранный или сценический имидж. Я – нет. И когда мне надо краситься днем, для меня это пытка».

В картине «А зори здесь тихие…» она сыграла роль Жени Комельковой, но самой большой своей творческой удачей в кино актриса считает роль Василисы в фильме «Василий и Василиса». По ее признанию, если бы не было этой роли, то не появилась бы театральная роль Анфисы из спектакля «Вдовий пароход», поставленного на сцене Театра им. Моссовета, где Ольга работает с 1983 г.

Апогей «звездности» Остроумовой пришелся на пору, которую принято теперь именовать эпохой застоя. Именно тогда актриса была названа «идеалом женщины». Сама она о своей работе отзывается в далеких от восторженности тонах. Ольга не считает себя звездой в голливудском смысле этого слова, поскольку он подразумевает некий раз и навсегда созданный для дальнейшей эксплуатации образ, фактически маску. Остроумова же совершенно не может участвовать в том, что уже сделано, пройдено, и старается взять роль с таким женским характером, который еще не был ею сыгран.

Главное же в работе над очередной ролью – всегда оставаться правдивой, будь то на сцене или на экране. Помимо роли Анфисы во «Вдовьем пароходе» дорогими для себя на театральной сцене она считает образы Глафиры в спектакле «Волки и овцы», Эммы в «Мадам Бовари» и Елены в «Днях Турбиных».

Когда-то в юности Остроумова сказала: «Пошли мне Бог столько страданий, чтобы я могла стать хорошей артисткой». Но потом пожалела об этом, когда родились дети: «Но, в общем, всего хватило, всего. Никто мне не помогал. Как говорю, не снимая калош, прибегала, бросалась к плите, что-то варила, кормила, стирала и снова убегала. Как-то справлялась».

Когда в 1975 г. она родила старшую дочь, Ольгу, то буквально приказала себе: «Не становись клушей!» Ей ужасно не хотелось отрываться от ребенка, но она убегала в театр и играла. Когда в 1983 г. появился Мишка, оставляла детей вдвоем и говорила: «Ребята, я человек, личность, женщина, в конце концов, а не только ваша мама. У меня есть работа, которую надо уважать».

Дети выросли совершенно разные по характеру, но в семье никогда не было серьезных конфликтов: «Я растила их так, чтобы мне было удобно. Намеренно делала из ребенка друга, а это совершенно другие отношения. Сейчас Ольга – актриса театра Петра Фоменко, а сын недавно заявил: “Мама, я разочаровался в институте театра”. Ну все, – подумала я, – точно будет актером».

Сегодня Остроумова не жалеет, что мало снималась в кино, отдавая предпочтение театру. Она вообще старалась не сниматься только для того, чтобы быть на виду или заработать денег: «Я в этом смысле гордячка. Все-таки роль – прежде всего, а деньги потом. Старалась не предавать профессию ради денег. А уж когда новое кино пошло, приглашали так: “Ольга Михайловна, значит, 5 тыс. долларов. Один съемочный день. Надо посидеть в ресторане. Красивая женщина какого-то крутого”. Я говорила: “Знаете, я все-таки считаю себя русской актрисой, а не манекенщицей. Извините, мне нужна роль”. Очень много отказывалась. Вот сейчас более-менее кино стало появляться, а то все было как домашнее видео. Ну зачем же в этом сниматься? Нет, не хочу. У меня, слава богу, есть роли в театре».

В ноябре 2002 г. в зале Театра им. Моссовета был невиданный аншлаг. Зрители ругались из-за мест даже после поднятия занавеса. Шла премьера с участием примы Ольги Остроумовой и приглашенного из «Современника» Валентина Гафта. Спектакль с игривым названием «Муж, жена и любовник» объединил мотивы комедии Тургенева «Провинциалка» и рассказа Достоевского «Вечный муж»…

На вопрос журналистов, счастлив ли Гафт в личной жизни, актер отвечает: «Да, иногда бываю счастлив… Я преклоняюсь перед теми супругами, которые каждый раз, ложась спать вместе, все чувствуют будто бы впервые. Это так же прекрасно, как и… редко. Любовь – тоже искусство…» В одном из своих последних стихотворений он так поведал миру о своих чувствах к Остроумовой:

Вечер не вечность. Промчится – как миг новогодний,

Снег, поискрившись, – сойдет, не оставив следа.

Знаю, что очень люблю, что люблю тебя очень – сегодня,

Завтра, быть может, не будет уже никогда.

Из книги Зяма - это же Гердт! автора Правдина Татьяна Александровна

Валентин Гафт «ВАЛЯ! ГЕРДТ!» Это было давно. Я был еще школьником лет тринадцати-четырнадцати. Матросская тишина. Сокольники. Большая коммунальная квартира. Прошло всего несколько лет после войны… Гердта я еще никогда не видел, но уже слышал эту фамилию. «Артист! -

Из книги Евгений Евстигнеев - народный артист автора Цывина Ирина Константиновна

ВАЛЕНТИН ГАФТ Когда меня попросили написать о Жене, Евгении Александровиче Евстигнееве, мне показалось, что это не так трудно.Женя десятки лет был рядом, он был всеми признанный, любимый артист. Даже не артист. Он мог появиться на эстраде, просто сказать: «Здравствуйте,

Из книги Воспоминания о Максимилиане Волошине автора Волошин Максимилиан Александрович

АННА ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА Коктебельские воспоминания художницы Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой (1871 - 1955) написаны в 1945 году. Текст - по кн.: Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки, т. 3 (М., 1974).

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Кумиры всех поколений автора Раззаков Федор

Ольга ОСТРОУМОВА О. Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в Куйбышеве. Ее отец был учителем, мать - домохозяйкой. Из-за происхождения отца - он был сыном священника - семья Остроумовых долгое время считалась социально неблагонадежной и подвергалась притеснениям. Сменив в

Из книги Мой «Современник» автора Иванова Людмила Ивановна

Валентин ГАФТ В. Гафт родился 2 сентября 1935 года в Москве. Семья Гафтов жила на улице Матросская Тишина в окружении самых разных по духу учреждений: напротив - психиатрическая лечебница, чуть правей - тюрьма, левей - студенческое общежитие и рынок. Как выражается сам Гафт,

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Валентин Гафт Валентин Гафт – не только актер, это творческая личность, заполняющая огромное пространство: гражданин, поэт, генератор мыслей. Его все знают, ждут новых ролей, новых стихов и эпиграмм. И в кино, и в театре он играл самые разные роли: после ухода Козакова он

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Ольга ОСТРОУМОВА Первый брак Остроумовой был студенческим – она вышла замуж за своего однокурсника по ГИТИСу. Однако спустя какое-то время этот союз превратился в обыкновенную формальность. Во всяком случае, со стороны Остроумовой. Поэтому, когда в начале 70-х к ним в ТЮЗ

Из книги Есть только миг автора Анофриев Олег

Валентин ГАФТ Со своей первой женой, Еленой Изоргиной, Гафт познакомился в 1959 году. Оба были молоды (Гафту было 25, Елене чуть меньше) и делали свои первые шаги в профессии: Гафт – в театре, Елена – на подиуме. Причем у нее получалось лучше.Гафт на всю жизнь запомнил случай,

Из книги 50 знаменитых звездных пар автора Щербак Мария

Валентин Гафт Не театр выбирал его, а он – театр. Хотя оснований особых для этого было немного. В театре не очень, в кино совсем неважно. Но характер складывался уже тогда.Позже, снимаясь с ним в одной картине, я понял, как много зависит от характера.Режиссер откровенно

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

ВАЛЕНТИН ГАФТ И ОЛЬГА ОСТРОУМОВА Эти ведущие актеры популярных московских театров нашли свое семейное счастье «за гранью среднего возраста». После нескольких неудачных браков и трагической утраты близких они считают свой союз щедрым подарком судьбы.В последнее время

Из книги Рыцарь совести автора Из книги Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти автора Бакин Виктор В.

37. Валентин Гафт Родился Валентин Иосифович 2.09.35 в Москве, в семье адвоката и домохозяйки. В 1941 году Гафты чудом не попали в оккупацию, отложив отъезд из Москвы на 22 июня.В школьной самодеятельности Валентин участвовал с четвертого класса, играя преимущественно женские

Из книги автора

Валентин Гафт …Он улыбался. Всегда был уверенный, сильный и спокойный. И никогда не заискивал. Его обаяние и ум сыграли свою роль. Они растопили даже злость людей из Кремля.Его способность говорить с детьми в своих стихах на равных, на одном с ними языке держалась на том,

ВАЛЕНТИН ГАФТ И ОЛЬГА ОСТРОУМОВА.

Валентин Иосифович родился 2 сентября 1935 года (Кабан, Дева). Ольга Остроумова родилась 21 сентября 1947 года (Кабан, Дева). Как видим здесь то же самое узнавание. Правда, разница в возрасте несколько мягче. Патриархальный союз Гафту никак не предназначен, по матери и браку родителей ему светил равный брак, по личному гороскопу - романтический. Таким образом, Гафт, как и Кончаловский получил патриархальный союз как отдохновение, как награду за сохранение личности. Хотелось бы напомнить, что ко времени знакомства с Остроумовой Гафт уже прошел через четыре брака.

Отношения у актеров наладились не сразу. Ольга Михайловна понравилась Валентину Иосифовичу довольно давно, еще во время съемок фильма "Гараж". Однако она была замужем, и он не стал за ней ухаживать. А затем однажды увидел интервью с ней по телевизору. Как раз тогда он размышлял о своей жизни.

"Мне было так плохо, - рассказывает Гафт… Я понял, что мне надоело врать, надоело слышать вранье от других, меня утомили противоречия, в которых я запутался. И вдруг на экране появилась Оля - я просто впился в изображение, не мог оторвать глаз от ее дивного лица". Ольга Михайловна тогда как раз рассталась с мужем, и ей требовалась поддержка. Они встретились на каком-то мероприятии, и с тех пор Гафт начал ухаживать за Остроумовой.

В ней он нашел дружеское участие и искренность, которой ему не хватало в людях: "Я был поражен и восхищен тем, что известная на всю страну артистка оказалась Божьим человеком, ничем не испорченным, естественным, без всяких штампов. Все было просто и прямо. Наблюдая за этим, постепенно и я стал становиться лучше. Мне не приходилось напрягаться. Что-то из себя изображать, фальшивить, а надо было просто оставаться самим собой. И я ощутил счастье".

Не смотря на немалый возраст обоих, пара по-детски счастлива. Гафт чувствует, что всю жизнь прожил с Ольгой Михайловной. С того момента, как они расписались, в новой семье Валентина Иосифовича не смолкает смех. "Валя уже привык, что мы с сыном бесконечно над ним подтруниваем, все время разыгрываем его", - говорит Остроумова. От предыдущего брака с режиссером Михаилом Левитиным у Ольги Михайловны есть дочь Ольга, актриса, она играет в театре "Эрмитаж". И сын Миша, студент РГГУ. "Я не боюсь сказать, что полюбил его, - говорит Гафт. - Так привык, что просто не представляю свою жизнь без него. Я с ним советуюсь, он очень хорошо образован, великолепно разбирается в кино, в театре, потрясающе знает спорт. Это счастье, что у меня в доме есть этот мальчик…" Еще одна патриархальная подробность - красавица Остроумова не считает себя красавицей и практически не занимается своей внешностью.



Загрузка...

Реклама