emou.ru

Антисемитизм - что такое? Причины и история антисемитизма

Враждебное отношение к евреям (антисемитизм) имеет глубокие и древние корни. Ненависть к иудеям существовала в самых разных обществах: языческих, христианских, просвещенных европейских и т. д. Она была вызвана двумя ключевыми причинами: национальной и религиозной. Отличие в нации и конфессии сделало евреев изгоями во многих странах и на много столетий. Антисемитизм стал одной из движущих сил самой страшной трагедии в истории человечества - Второй мировой войны.

Возникновение

Явление антисемитизма возникло в эпоху Античности в среде язычников Ближнего Востока. Особенно сильно не любили евреев в Египте. Властители дум этой страны (мудрецы, правители, жрецы) обвиняли своих соседей в различных кознях. Истоки антисемитизма необходимо искать в религиозных, политических и экономических причинах.

Одним из первых идеологов антисемитизма, чье имя сохранила история, был египетский жрец Манефон. Он жил в III веке до н. э., при царе Птолемее II. Популярный у толпы Манефон называл евреев нечистыми и обвинял их в разграблении храмов. Его последователи распространили легенду о том, что палестинский народ поклоняется ослиной голове из золота.

Именно тогда, в античную эпоху, появились первые предрассудки о евреях. Люди нуждались во враге, которого можно было бы обвинить во всех своих бедах. Еще удобнее оказалось хулить целый народ. Так как нельзя избавиться от всей нации, то и образ незримого врага никуда не денется. На своем раннем этапе история антисемитизма уже знала первые еврейские погромы. Они происходили в крупных египетских городах (например, в Александрии).

Античность

Когда Палестина была присоединена к Римской империи, евреям пришлось привыкать к новым условиям жизни. Важным событием для эволюции антисемитизма стало появление христианства. Первые столетия нашей эры римляне вообще с трудом отличали иудеев от последователей Иисуса из Назарета. Для империи религиозные взгляды обеих этих групп приравнивались к одинаково еретическим.

Постепенно христианство набирало все большую популярность, а последователи данного учения появились во всех провинциях Римского государства. На этом фоне имперская политика антисемитизма стала слабеть. Главная угроза прежнего римского порядка преобразилась в христианство. Иудеев оставили в покое.

Что касается самих ранних христиан, то их отношения с евреями также приняли враждебный характер. Последователи новой религии считали иудеев виноватыми в казнях некоторых первомучеников, заключении в темницу апостолов Иоанна и Петра и т. д. Обе группы не брезговали доносами римлянам друг на друга. При этом христиане всегда считали иудейский Ветхий завет священной для себя книгой и включали его в собственную Библию. Некоторые ученики Иисуса считали, что именно евреи виноваты в казни центральной фигуры их религии.

Пропасть между двумя конфессиями стала еще шире после Иудейской войны в 66-70 гг., во время которой римляне разрушили Иерусалим. Накануне осады христиане покинули священный город. Иудеи сочли этот демарш предательством. В античном мире причины антисемитизма заключались в религиозных предрассудках. Например, христиане посчитали, что разграбление римлянами Иерусалима было символом того, что именно их учение является верным, тогда как евреи довели священный город до прямого уничтожения. Антисемитскую повестку поддерживали и тогдашние деятели церкви. Критика евреев содержится почти во всех ранних богословских сочинениях (Послании Варнавы, Слове о Пасхе, произведениях Амвросия Медиоланского и Иоанна Златоуста).

Евреи и христиане

В IV столетии, при императоре Константине Великом, Римская империя официально признала христианство своей официальной религией. В государстве, полностью окружившем своими владениями Средиземное море, началось уничтожение языческих идолов и храмов. Доставалось и другим монотеистическим религиям, в том числе и иудаизму. Еврейский антисемитизм подчеркивался самим Константином. В 325 году, во время важнейшего для его современников Первого Никейского собора, император прямо назвал еврейский народ «ненавистным». В своем выступлении Константин сформулировал тот принцип, которым христиане в дальнейшем пользовались на протяжении многих столетий. Заключался он в том, что правоверные приняли от Христа истинный путь, тогда как иудеи верны лживым и ошибочным традициям.

Подобным образом и сложился антисемитизм. Что такое религия для человека Античности и Средневековья: это важнейшая часть жизни, а любой спор в этой чувствительной теме мог легко обернуться многовековой враждой. Евреи обвинялись в отвержении Христа как учителя. Вслед за тем появились и более мирские претензии. Евреев стали считать отравителями колодцев, ритуальными убийцами детей и т. д.

Христиане плохо относились к любой другой религии, особенно если она была языческой. Однако именно иудаизм пережил испытание времени и сохранился с тех древних пор до наших дней в неизменном виде. Все это время посетители синагог соседствовали с прихожанами церквей. Любой их конфликт накладывался на прежние претензии. Рос целый ком ненависти, который с каждым поколением считался все более нормальным порядком вещей.

Средневековье

C IV века антисемитизм в мире христиан становится привычным явлением. Этому способствует сама церковь. Религиозные деятели дискриминировали евреев и даже иногда благословляли их погромы. К примеру, Иоанн Златоуст даже написал специальные проповеди против иудеев, в которых бичевал их за жестокость и кровожадность и сравнивал с хищными животными.

В Средние века священный город христиан и евреев, Иерусалим, был захвачен приверженцами новой религии - ислама. В 1096 году папа римский организовал Первый крестовый поход, целью которого было освобождение Палестины от неверных. Традиционно считается, что для европейских рыцарей война началась именно на Ближнем Востоке. Однако на самом деле крестоносцы обнажили мечи еще до того. Находясь в Европе, они устроили несколько крупных еврейских погромов, причиной которых был все тот же застарелый антисемитизм. Что такое «неверный» для средневекового жителя Франции или Германии? Это не только мусульмане или язычники, но и все те же евреи.

В XIII веке, согласно решению IV Латеранского собора, католическая церковь потребовала от иудеев носить одежду со специальными опознавательными знаками, чтобы все окружающие знали, что рядом с ними находятся иудеи. Подобная же практика тогда существовала в исламском мире. В Средние века в некоторых странах прибегали к полному изгнанию всех евреев. Такие акции проводились в Англии, Франции, Испании.

Изгои

В XVI столетии во многих европейских государствах появились гетто - районы, где должны были принудительно селиться евреи. Такие городские кварталы изолировались от остальных и становились зоной отчуждения. Высокое Средневековье было периодом, когда антисемитизм в Европе достиг своего предела. Он носил в основном религиозный характер. Католические священники пропагандировали неподдельную ненависть к евреям. Особенно активны в этих призывах были члены монашеских орденов (францисканцы, доминиканцы и т. д.).

Тогда же появилась прослойка насильно обращенных в христианство евреев (марранов). Конечно, и среди паствы церкви находились люди, которые понимали, насколько порочен антисемитизм. Что такое заставляло этих смельчаков выступать против ненависти к иудеям? Критики антисемитизма в церкви апеллировали к Библии и заповедям Христа. Таким, к примеру, был основатель иезуитского ордена Игнатий Лойола. Однако защита евреев была слишком слабой. Она не могла сопротивляться тому союзу, который в антисемитской политике образовали светские и религиозные власти. Поэтому евреи ущемлялись не только с точки зрения религии, но и в повседневной жизни. Им запрещалось вступать в торговые гильдии. Иудеи облагались высокими сборами и налогами.

Средневековый антисемитизм в России существовал точно так же, как и в остальной Европе. Частые еврейские погромы происходили в XII веке. Чтобы подавить один из них, к власти пришел знаменитый Владимир Мономах. А его далекий потомок Иван Грозный, напротив, изгнал евреев из своих владений и в переписке называл их жидами.

Новое время

Даже когда религия перестала играть такую важную роль в жизни обществе, какую она играла в Средневековье, христиане не избавились от антисемитских стереотипов. То же самое происходило в мусульманских странах. Нелюбовью к евреям отличались даже прогрессивные мыслители эпохи Просвещения, например Вольтер или Дидро.

В XIX веке в Европе большой популярностью стало пользоваться движение национализма. Эти перемены были связаны со строительством новых государств, например целостной Германии и Италии. Национализм, как прежде и религия, взял на вооружение антисемитизм. Евреев в это время ненавидели за их принадлежность к собственно иудейскому народу, а не за их веру.

Именно тогда в Старом Свете появились первые ростки расизма. Националистические теории стали объяснять даже посредством научных гипотез. Предтечей этого явления был социал-дарвинизм. И хотя в большинстве передовых стран не было никаких антисемитских законов, на негласном уровне дискриминация евреев продолжала существовать. Изжить этот порок было крайне сложно, так как он имел уже глубокие исторические корни. Как результат, в 1870 гг. появились первые европейские антисемитские партии, которые стремились навредить иудеям на законодательном и государственном уровнях. Они пользовались популистскими и пропагандистскими приемами.

Кстати, именно в XIX веке появилось само понятие «антисемитизм». По одной из версий, в обиход его ввел германский публицист Вильгельм Марр. В немецком обществе того времени многие публичные фигуры были известны своей нелюбовью к евреям. Одним из них являлся выдающийся композитор Рихард Вагнер. Во Франции антисемитизм привел к знаменитому делу Дрейфуса, когда военного еврейской национальности обвинили в шпионаже в интересах Германии.

В США одним из самых знаменитых ненавистников евреев нового времени был создатель автомобильной компании Генри Форд. Он издавал антисемитские книги и публиковал точно такие же статьи. Антисемитизм успешного промышленника не мог не вызвать бурные споры в обществе. Против позиции Форда выступили десятки знаменитых людей. Его обвинили в антисемитизме многие деятели культуры и ведущие политики страны. Дошло до того, что американская общественность начала бойкотировать автомобили Форда, являвшиеся в то время лучшими в мире. В конце концов, ради своих бизнес-интересов предприниматель прекратил антисемитские выступления в публичном поле.

Антисемитизм и Россия

В царской России у антисемитизма было другое устойчивое название - юдофобия. Проблема отношений с евреями обострилась в конце XVIII века, когда при Екатерине II произошли три раздела Польши. В этой стране традиционно жило много иудеев. Значительная их часть оказалась подданными Российской империи. Чтобы отрегулировать этот поток, Екатерина в 1791 году учредила черту оседлости. Евреям было разрешено селиться только в Царстве Польском, Белоруссии, Бессарабии, Литве, отчасти на территории Украины. Этот порядок сохранился вплоть до революции 1917 года.

Антисемитизм в России проявлялся также в дополнительных налогах, которыми облагались евреи. Особенно это касалось тех из них, кто шел в купечество. При всем при этом существовал определенный порядок для получения разрешения селиться не только в западных губерниях, но и в крупнейших российских городах. К примеру, купцы должны были попасть в определенную гильдию и т. д. Тогдашний российский антисемитизм имел одну своеобразную черту. Он был исключительно религиозным, а не национальным. Таким образом, евреи, принимавшие крещение, избавлялись от ограничений и могли жить там, где им заблагорассудится.

Унизительная черта оседлости подталкивала иудейскую молодежь на присоединение к революционному движению, которое нарастало всю вторую половину XIX века. Например, много евреев занимали ключевые посты в партии большевиков. В итоге, после того как Россия пережила три революции, монархисты еще больше укоренились в своем антисемитизме. Жиды обвинялись в развале России. В Белом движении было много ненавистников евреев, что во многом дискредитировало всю идею борьбы с советской властью.

Впрочем, в СССР антисемитизм также существовал. На государственном уровне он не был постоянным, а возникал согласно политической необходимости. Особенный всплеск антисемитизма произошел в последние годы правления Сталина, когда был разгромлен Еврейский антифашистский комитет.

Опыт Германии

Самую страшную свою форму история антисемитизма приняла в XX веке, когда в Германии к власти пришли нацисты. Во время Второй мировой войны они принялись массово истреблять евреев. Убийства миллионов иудеев получили название холокоста, что переводится как "катастрофа".

Какие обстоятельства привели к появлению человеконенавистнической нацистской идеологии? Выше уже отмечалось, что антисемитизм существовал в Германии как в Средние века, так и в Новое время. В XIX веке он разделился на три основных течения: расистское, национал-государственное и социал-христианское. Все они несколько отличались друг от друга, но имели одни корни.

К примеру, политики-консерваторы поддерживали национал-государственный антисемитизм. Что такое еврейская проблема в их понимании? Например, историк Генрих фон Трейчке хотел добиться строительства национального немецкого государства, что означало «конвертацию» евреев в немцев. Чужаки должны были принять германскую идентичность, отказаться от своей религии и других обычаев или покинуть страну. Подобные воззрения в конце XIX век не были уделом маргиналов. Такая повестка приветствовалась даже образованными слоями немецкого общества.

Сторонники социал-христианской теории призывали вытеснить евреев из предпринимательства, журналистики, образования (в первую очередь из школ) и других областей труда, в рамках которых евреи традиционно влияли на общество. Третьей силой были расисты. Во-первых, они являлись противниками социалистов и либералов. Во-вторых, их программа основывалась на идее о многовековой борьбе германской и еврейской расы. Так антисемитизм впервые попытались защитить с точки зрения биологии.

Отчасти расисты ссылались на тезисы Дарвина. Раз в природе все виды не равны, то этот же принцип распространяется и на человеческие народы, считали они. Сегодня расизм, фашизм и антисемитизм критикуются во всех развитых странах. Однако в конце XIX и первой половине XX столетий, еще когда не было ужасов Второй мировой войны, подобные идеи можно было покрыть ширмой модных современных теорий.

Холокост

Немецкие антисемиты в массе своей были пангерманистами (они мечтали создать одно немецкое государство, которое бы объединило всех их соотечественников). В XIX веке этого не произошло. Немецкая нация оказалась разделена на Второй рейх (собственно Германию) и Австрию Габсбургов. В обеих странах были закономерно сильны антиеврейские настроения.

Настоящая антисемитская истерия началась после Первой мировой войны. Германия потерпела поражение. Ее экономика была разрушена. Те, кому удалось пережить смертоносные бои, остались без работы в обобранной стране. Люди стали искать виновных в своих бедах. На этом фоне популярность снискали радикалы. Гитлер был одним из них, хоть и далеко не единственным. Но именно он развил теорию об «ударе ножом в спину». Идея предательства евреев и их вины в поражении Германии стала очень популярной. Особенно были подвержены ей бедные слои населения, рабочие и вообще все те, кто в мирное время оказался за бортом жизни.

Гитлера на остановило даже то, что его обвинили в антисемитизме все идеологические оппоненты: от либералов до коммунистов. Когда нацисты пришли к власти, обвинения евреев во всех бедах стали признаком хорошего тона. Начались погромы (например, Хрустальная ночь). Многие из них санкционировались самими властями.

Однако настоящее истребление евреев последовало во время Второй мировой войны. Иудейское население вновь надело специальные опознавательные нашивки со звездой Давида. Евреев стали принудительно отправлять в трудовые лагеря, которые быстро переоборудовали в концентрационные. На «фабриках смерти» погибли сотни тысяч иудеев. Их сжигали в печах, травили газом, лишали жизни на невыносимой работе. Большое внимание нацисты уделяли образованию и пропаганде. Юные и даже маленькие немцы с раннего детства приучались ненавидеть евреев и видеть в них своих естественных врагов.

Современность

После Второй мировой войны против антисемитизма выступили все развитые западные страны. Опыт Третьего рейха показал, что даже популистская и теоретическая риторика может привести к огромному количеству жертв. Борьбу с антисемитизмом возглавили власти новообразованного Израиля - государства на Ближнем Востоке, появившегося в 1948 году на территории британского мандата в этом регионе. После столетий изгнания евреи наконец обрели свою историческую родину. Вскоре в Палестину переехали миллионы иудеев.

Хотя Вторая мировая война продемонстрировала, что такое антисемитизм, определение, что это зло, восторжествовало далеко не везде. Современная антиудейская риторика переместилась с Запада на все тот же Ближний Восток, где Израиль окружен несколькими арабскими государствами. Сегодня конфликт евреев и мусульман является больным нервом планеты. Ближний Восток справедливо считается местом наибольшей напряженности во всем мире. Особенно сильны антисемитские настроения у палестинского арабского населения.

На коллективном Западе нелюбовь к евреям приняла новые формы. У правых радикалов популярны теории о мировом заговоре, за которым стоят иудеи, их теневом правительстве, управляющем ведущими державами мира. Многие современные антисемиты отказываются признавать факт холокоста в XX веке, называя его мистификацией и ложью.

Термин «антисемитизм» употребляется сегодня самым нелепым образом: по сути дела, арабы тоже семиты, следовательно, тот, кто их не любит, попадает в разряд антисемитов. Современное значение этого термина связано по крайней мере с тремя заблуждениями.

1. Первое и самое главное заблуждение - сам антисемитизм. Он заключается в демонизации евреев и приписывании им всяческого зла. Сторонники антисемитизма также утверждают, что евреи правят миром, что у них есть некий центр, стремящийся к мировому господству, к уничтожению нашей цивилизации и т.д. Подчас им совершенно голословно приписывают различные преступления. Антисемитам присуще стремление искоренить из нашей цивилизации все еврейское.

Должно быть ясно, что это - постыдный предрассудок.

Взять хотя бы последний постулат: требование «очистить» европейскую культуру от еврейских элементов. Это абсурдно. Не существует европейской культуры без христианства, а христианство основано на еврейской Библии и следует учению Христа, который был евреем. Поэтому антисемиты очень часто являются также и антихристианами- не отдавая себе отчета в том, что разрушают основы культуры, которую хотят защитить. Значение евреев не ограничивается христианством. Многие известные европейские мыслители XIX и XX веков были евреями; назовем хотя бы Маркса, Фрейда и Эйнштейна. Если говорить о философии, то почти все, что сыграло решающую роль в выходе из темного закоулка «новой» истории, исходит от евреев. Евреями были, к примеру, такие философы, как Бергсон (Збытковер), Гуссерль, Кассирер, Леви-Стросс и Тарский. Правда, евреями были и многие ведущие коммунисты, но ведь и выдающийся французский антикоммунист Раймон Арон - тоже еврей. Без евреев европейской культуры не существует, поэтому антисемитизм- крайне антиевропейское суеверие.

Естественно, возникает вопрос, почему антисемитизм так распространен, причем даже в тех странах, где евреи составляют незначительное и хорошо ассимилировавшееся меньшинство, как это было, например, в довоенной Германии - там антисемитизм дошел до предела. Ответить на этот вопрос непросто; наверное, можно говорить о нескольких причинах. Одной из них является зависть, вызванная тем, что среди евреев высок процент очень одаренных людей, занимающих ведущее положение в литературе, науке, философии и даже в политике. Другая причина состоит в том, что среди евреев довольно много людей, которые становятся нетерпимыми и беспощадными, как только получают власть (что проявляется, среди прочего, в пренебрежении к религиозным и патриотическим чувствам «гоев»). Именно их главным образом и следует считать ответственными за распространение антисемитизма. В XX веке многие люди подобного типа осуществляли власть от имени коммунистических партий, и преступления, совершенные коммунистами, были затем приписаны всем евреям, что, конечно, является заблуждением, но тем не менее отчасти объясняет популярность антисемитизма.

2. Наряду с этим основным суеверием следует назвать и другое, считающее, что антисемитизм- нечто худшее и более преступное, чем национальная вражда. Имеется в виду немецкий антисемитизм, который привел к геноциду евреев и в этом смысле был несомненно страшнее, например, неприязни фламандцев к валлонам в Бельгии. Однако в той же мере заслуживает осуждения геноцид, жертвой которого пали армяне после первой мировой войны. Возможно, двойной масштаб в оценке связан с идеей «избранности» евреев, во что, впрочем, сегодня не верит большинство самих евреев.

3. Наконец, предрассудком является мнение, что нельзя любить евреев меньше, чем других, а если кто-то предпочитает еврею итальянца или китайца, то он антисемит. Каждый вправе кого-то любить или не любить, при том условии, чтобы в отношении той личности, которую не любят, соблюдался закон. Каждый человек не только вправе, но и просто обязан любить близких людей больше, чем далеких, к примеру - поляков любить больше, чем французов или евреев. И тот, кто называет людей, испытывающих подобные чувства, антисемитами, становится жертвой суеверия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АНТИСЕМИТИЗМ

одна из попыток конкретизации мирового зла, поиска антитотема, представление о том, что зло воплощается в евреях, которые преднамеренно и злобно разрушают, дезорганизуют жизнь. А. - одна из форм синкретического зародыша самокритики. История А. есть история дискомфортных состояний соответствующего субъекта А. Для А. характерно языческое отождествление зла с его носителем. А. - яркий пример антимедиации, архаизации культуры, стремления разрушить социокультурные инновации.

Внутри А. всегда идет борьба между разными его версиями, что является одним из аспектов борьбы нравственных идеалов за утверждение своего господства в обществе. Евреи обычно отождествляются с тем полюсом нравственной оппозиции, нравственным идеалом, который подвергается удару инверсионной волны, противостоит ей. Евреи могут отождествляться с буржуазией, если удар направлен против утилитаризма, либо с бюрократией, если удар направлен против авторитаризма с его подавлением инициативы, творческого труда и т.д. А. постоянно принимает формы дуальных оппозиций.

Один из полюсов оценивает евреев как буржуа, готовых эксплуатировать весь мир, алчных торговцев и т.д. Другой, наоборот, рассматривает еврея как коммунистического комиссара, который стремится экспроприировать трудовую собственность, загнать всех несогласных за решетку и т.д. Еврей оценивается и как Троцкий, и как Ротшильд. В А. постоянно борются оценки еврея, как лишенного почвы безродного космополита и как крайнего националиста, стремящегося подчинить все иные народы. Евреи могут рассматриваться как враги христианства и одновременно само христианство - как иудейская секта, а принятие христианства на Руси как результат козней евреев, разрушающих языческую чистоту русской культуры, и т.д. Сталин может расцениваться позитивно как борец против евреев и одновременно как пешка в руках "кагановичей". Евреи в А. постоянно сливаются с распространенным в данной субкультуре представлением о зле, например, с Западом, начальством, кооператором, мафией и т.д. А. является формой противостояния проникновению внешних культурных влияний в жизнь "Мы". Идет постоянная работа по истолкованию любых негативных явлений как результата деятельности евреев - от СПИДа и аварий до насаждения лысенковщины и разорения русской культуры; от оценки капитализма, советской системы как дела рук евреев до обвинения в тайном или явном распространении евреями своих знаковых систем, например, шестиугольников и т.д. Этот перечень всегда открыт для новых идей, т.е. он включает не только старые архаические представления о загубленных христианских младенцах, но и модернизированные идеи о виновности евреев в научно-техническом прогрессе и его негативных последствиях, в существовании либеральной цивилизации вообще.

Одновременно доказывается еврейское происхождение всех негативно оцениваемых в соответствующей системе представлений людей. Сюда могут попасть хан Батый, Гитлер, Сахаров, Берия, Ельцин, все советское руководство и вообще кто угодно, вплоть до того, что вся советская официальная система объявляется объевреенной. В этой связи А. проводит различие, идущее еще от Достоевского, между евреем как отдельной личностью, который вполне может быть оценен как "хороший человек", и еврейством, т.

некоторой субстанцией зла, которая возникает лишь в процессе общения евреев между собой.

А. выступает как определенный язык, который может использоваться в обществе для "разоблачения" социокультурного, политического "противника", снижения враждебного идеала, отождествления его с позорным и понятным народу самоочевидным носителем зла. Понятно, что если еврей может в каком-то смысле не быть евреем, т.е. носителем зла, то и любой не еврей может становиться евреем, если он попадает в сферу влияния этой субстанции.

Здесь в принципе нет ограничений, вплоть до того, что каждый, кто не примкнет к А., к соответствующей его версии может быть объявлен ожидовевшим. Сюда входят все, на кого якобы распространяется влияние евреев, - подкупленные, исполняющие их приказы, поддающиеся на провокации, подпавшие под влияние зарубежного радио и т.д., а также люди, имеющие евреев в любой степени родства, т.е. могущие заразиться мировым злом через "натуру", через вещи, через слово и т.д. Отсюда, кстати, такой исключительный массовый интерес к национальности предков, жены и т.д. Зло обладают абсолютной текучестью, т.е. способностью просачиваться везде и всюду. Это открывает безграничные возможности зачислять евреев в любую социальную группу - от правящей элиты, интеллигенции, до части русского народа, ссылаясь на то, что их предками были евреи-кантонисты и т.д. Тем не менее в разных социокультурных ситуациях акцент может делаться на разных аспектах, например, преимущественно на религиозном, этническом, социальном и т.

А. выступает как попытка эмоционально окрасить носителя зла, выявить его повседневное присутствие, которое в той или иной форме позволяет, как некогда во времена борьбы с ведьмами, колдунами, в каждом, даже в самом близком человеке, подозревать оборотня, в данном случае - еврея. А.

противостоит медиации при взаимопроникновении локальных миров, этнических групп, народов и т.д. выступает как форма борьбы с опасными для традиционализма инновациями. Он нацелен на возврат к идеалам локализма на племенной основе, который можно использовать для его экстраполяции на большое общество, для формирования, воспроизводства синкретического государства. А. является результатом соединения локальных племенных идеалов и абстрактного - манихейского типа противопоставления "Мы" как субъекта добра и "Они" как носителя зла. Механизм А. следует рассматривать на основе персонификации, национализма. теории заговора.

А. - проявление тотемического стремления обнаружить эмоциональную, эмпирическую форму носителя зла. Для тотемического мышления - зло - активный враждебный субъект, оборотень, который служит фокусом тайных и явных сил, вызывающих дезорганизацию. От нерасчлененного тотемизма идет представление о естественности зла для его носителей, как естественен, например, хвост у бобра или форма носа у птицы.

Вопрос, почему именно евреи обладают таким качеством в тотемическом мировоззрении столь же бессмысленен, как и вопрос, почему именно медведь, собака, ворон и т.д. являются тотемом или антитотемом в том или ином племени.

Социально-культурное значение А. заключается в том, что он постоянно соблазняет различные политические группы опереться на него, с тем, чтобы соответствующая группа могла стать для соответствующей части населения своей, выступить в качестве гаранта от зла, стать некоторым тотемом - носителем добра.

Революционная организация "Народная воля" не гнушалась призывов к еврейским погромам, пытаясь вписаться в систему мифологических представлений. Особый соблазн представляет массовый А. для правящей партии, нуждающейся в массовой поддержке для решения медиационной задачи. На А.

может опереться, однако, лишь государство традиционного типа, ориентированное на статичное воспроизводство, на племенные ценности, противостоящие гражданскому обществу, правовому государству. А. связан со стремлением укрепить, восстановить синкретическое государство, тогда как борьба против А. связана со стремлением к гражданскому обществу.

определенной исторической ситуации, например, в гитлеровской Германии, А.

может стать важнейшим фактором решения медиационной задачи. Высокий уровень массового А., может проявиться в обвинении правящей элиты в попустительстве, в потворстве, пособничестве евреям, а также в том, что она фактически представляет собой проводника еврейского влияния в стране. Тем самым создается основа для стремления власти очистить себя от евреев, чтобы доказать свою к ним непричастность. Власть, следуя массовому А., тем самым пытается найти важный энергетический источник для решения медиационной задачи, действовать в соответствии о ожиданием массовой референтной группы, пытается таким образом преодолеть раскол между народом и властью. Однако подобные попытки всегда ограничены опасностью национальных конфликтов, превращением практики А. в модель межнациональных отношений.

В господствующей идеологии первого глобального периода евреи рассматривались как "враги христовы". Этому противодействовала попытка заменить эту версию манихейства на противоположную, т.е. на антагонизм бедных: и богатых. В ней принадлежность к евреям теряла свою значимость нравственной оценки. Этот вариант манихейства победил при переходе от первого ко второму глобальному периоду. Однако новая власть в результате оказалась уязвимой для нападок массового А.

Тем самым А. превратился в идеологическую форму истолкования бюрократии как этнически чуждой, что является, кстати, продолжением стремления отождествить царскую бюрократию с немцами. Идея жидомасонского заговора является культурной мутацией нравственных предпосылок косы инверсии манихейского типа. Ее возможность опирается на рост русского национализма, на симптомы приближающейся обратной инверсии от господства классовой формы манихейства к национальной. В качестве идеологически переходной формы можно рассматривать проповедь идеи существования "контрреволюционных" наций (Андреева Н. Не могу поступиться принципами //Сов.Россия, 1988. 13 марта).

В этой ситуации правящая элита второго глобального периода при переходе от одного этапа к последующему постоянно колеблется в отношении к А. от борьбы с ним как с преступлением до попыток максимально использовать его на определенном контролируемом уровне, переходящем подчас в массовые гонения (какой была, например, кампания против космополитов). Крах манихейской идеологии на седьмом этапе второго глобального периода (перестройка) подорвал идеологические основы официального А. Это открыло путь для определенной части интеллигенции, стремящейся к восстановлению синкретического государства, открыто поднять знамя А. как средства массовой мобилизации социальной энергии. При этом синкретическим образом отождествляются евреи и начальство.

Эмпирическая абсурдность этой мысли синкретическим сознанием не улавливается, точно так же, как для племенного тотемического сознания для веры в абсолютное тождество медведя-тотема и человека не играло значимой роли их эмпирическое отличие. Существование противоположных, съедающих друг друга и одновременно сосуществующих форм А. означает, что само реальное поведение в обществе тех, кто себя считает евреями, для А. не являлось реально значимым, как не являлось реально значимым реальное поведение "врагов народа", поведение "ведьм", обвиняемых в наведении порчи, в сожительстве с дьяволом и т.д. Более того, полная эмиграция или истребление евреев не имели бы значимого воздействия на теорию и практику А.

Был бы антисемит, а еврей всегда найдется. Отрыв А. от конкретных этнических евреев проявляется и в отрицании частью борцов с жидо-масонским заговором своей причастности к А. Однако при этом следует учесть, что, во-первых, невозможно отрицать антисемитский характер борьбы с идеологией, которая этими борцами отождествляется с национальной культурой евреев.

Во-вторых, массовый почвенный А. не подымается до отличия евреев от сионистов, масонов и т.д. И, наконец, возможно, самое главное, есть серьезная опасность, что сегодня рост русского национального самосознания приобретает в значимых масштабах архаичные формы, тяготея к локалистским, племенным ценностям и А. может оказаться крайне удобной формой этого процесса.

Тайна А. известна лишь некоторым антисемитам, становящимся тем самым на почву демагогии. Она заключается в том, что А. служит лишь своеобразным запалом, возбудителем массового сознания для совершенно иных целей (эффект парусника). Например, "дело врачей" имело целью обратить гнев народа в социальную энергию волны массового террора, предназначенного для того, чтобы остановить падение крайнего авторитаризма. Тайна заключается в том, что социокультурная функция А. состоит в консолидации архаических, языческих сил на основе борьбы с общим врагом (реальным или мнимым - безразлично), в стремлении людей объединиться вокруг идеи избиения врага посредством погрома, геноцида, изгнания. А.

Неполное определение ↓

04Май

Что такое Антисемитизм

Антисемитизм — это форма ненависти и дискриминации представителей еврейской веры или людей еврейского происхождения.

Для полного понимания термина «антисемитизм» следует разобраться в том, кто такие семиты.

Семиты – это научный термин, который служит для обозначения группы Ближневосточных народов, которые объединены схожими культурными и языковыми чертами. Данный термин был введен в оборот в 18 веке немецкими учеными И. Г. Эйхгорном и А. Л. Шлёцером. Они в свою очередь почерпнули его из библейского писания. Дело в том, что согласно библейским текстам, народы населяющие Ближний Восток, считаются потомками Авраама. Авраам в свою очередь ведет свой род от Сима (старшего сына Ноя ). Так вот и получается, что в некотором роде, эти народы являются «сыновьями Сима» или в современном понимании – семитами. Самыми яркими представителями данной группы народов могут послужить евреи и арабы.

Причины антисемитизма.

Следует понимать, что конкретных и объективных причин для подобных проявлений ненависти к целой группе народов попросту не существует. В большинстве своем, вся ненависть к семитам построена на предрассудках, ложных суждениях и зависти конкретных лиц или политических групп.

Объяснением завистнических настроений может послужить тот факт, что еврейский народ, несмотря на свою относительную малочисленность и территориальную разрозненность, смог сохранить свою культурную и религиозную идентичность.

Другой причиной ненависти, служит такая характерная черта еврейского народа, как умение добиваться результата путем мозговой деятельности. Простыми словами, это значит, что представители данного народа своими мозгами добивались высоких мест в социальной иерархии. История знает огромное множество великих ученых, политиков и бизнесменов которые имеют еврейские корни.

Еще одной частью антисемитских настроений является набор стереотипов о еврейском народе. К примеру, можно привести стереотип о жадности и хитрости представителей данной нации. Следует понимать, что данное определение не может быть объективным и относится к всему народу в общем. Тем не менее, данная риторика очень часто используется в целях унижения семитов.

Антисемитизм в истории.

Исторически, антисемитское поведение проявлялось различными способами. В некоторых общинах еврейский народ был изолирован и вынужден жить в определенных районах ( ). Евреям запрещали работать в определенных областях профессиональной деятельности. Еврейский народ подвергался гонениям и массовым изгнаниям в многочисленных событиях, самым известным из которых является,

Что такое Антисемитизм? Значение и толкование слова antisemitizm, определение термина

1) Антисемитизм - - форма национальных и религиозных предрассудков и нетерпимости, враждебное отношение к евреям (термин « антисемитизм » появился в 1870 - 1880 х гг.). В ходе истории антисемитизм принимал различные формы - от заведомо ложных обвинений и всякого рода дискриминации до массовых депортаций, кровавых погромов и геноцида. Крайнюю форму приобрел в политике германского национал-социализма в 1930 - 40 х гг. (см.: холокост) . По определению энциклопедического словаря Павлёнкова «антисемитизм» - это социально-политическое движение, направленное против евреев как элемента, вносящего в силу своих расовых особенностей, религии, национальных черт и традиций разложение в современную культуру. В настоящее время термин «антисемитизм« является больше ярлыком для клеймления неугодных. Несмотря на то, что в России законодательно закреплено право распространять информацию всеми доступными средствами, на деле изучение «еврейского вопроса» сталкивается с обвинением в антисемитизме, а критика евреев рассматривается как проявление фашизма. В связи с этим необходимо отметать все обвинения в антисемитизме потому, что семиты - это группа родственных народов, в которую входят, как евреи, так и арабы. Евреи, мягко говоря, не любят арабов, поэтому сами в первую очередь являются антисемитами. См. также: антидиффамационная лига, национал- социализм, погром, расизм, русофобия, холокост.

2) Антисемитизм - – одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. Антисемитизм принимал в ходе истории различные формы – от религиозного и психологического предубеждения и сегрегации, проявлявшихся главным образом в сфере бытовых отношений, до проводимой государственными органами политики и насильственного выселения евреев и даже их физического истребления (геноцида). Антисемитизм представляет собой социальное явление, используемое в разных целях – политических, экономических, для разжигания националистических настроений, для отвлечения граждан от борьбы за решение коренных социальных проблем. В русло антисемитизма в течение веков сознательно направлялось социальное недовольство народных масс. Исторические корни антисемитизма уходят в древность, когда евреи в результате диаспоры оказались в новых странах своего расселения на положении национально-религиозного меньшинства. Священное Писание Ветхого Завета, исповедуемое евреями испокон веков, своими культовыми и бытовыми установками, провозглашением евреев народом, «избранным Богом», резко обособляла их от окружающего населения. Социально-религиозный антисемитизм был в течение многих веков наиболее отчётливо выраженным видом антисемитизма. Неприязнь к евреям поддерживалась в христианских странах всевозможными измышлениями: в убийстве христианских детей и использовании их крови для изготовления пасхальных хлебцев, в осквернении христианских святынь и т.д. Социально-экономические мотивы антисемитизма были обусловлены тем, что евреи, сосредоточившие свою деятельность главным образам на занятиях торговлей, ростовщичеством и ремеслом становились серьезными конкурентами местного (нееврейского) торгово-ремесленного населения. Антисемитизм выражался не только в сегрегации евреев (запрещение браков евреев и христиан, ограничение бытового общения между ними, для чего евреев заставляли носить особую одежду или отличительные знаки на ней, жить в особых кварталах, получивших позднее название гетто), в юридическом неполноправии их с христианским населением, но и в изгнании (полном или частичном) евреев из ряда стран Западной Европы (из Англии в 1290, из Франции в 1394, из Испании в 1492 и т.д.). Гонения на евреев использовались феодалами и церковью для захвата их имущества. В результате буржуазных революций 16-19 вв. средневековые правовые ограничения евреев были отменены. Однако уже в последней трети 19 в. в условиях экономических кризисов 70-80-х гг. и массового разорения мелкой буржуазии наблюдается новая волна антисемитизма, который подкреплялся теперь мифом о виновности евреев в экономико-политическом неустойчивости жизни. Особой силы антисемитское движение достигло в Германии и Австро-Венгрии, где его глашатаями стали лидеры христианско-социальных партий (А. Штеккер в Германии, К. Люэгер в Австро-Венгрии). В это время впервые получает распространение и сам термин «антисемитизм». В 1882 в Дрездене состоялся первый международный антисемитский конгресс. В царской России антисемитизм являлся по существу признанной государственной доктриной, евреи (некрещёные) были здесь ограничены в месте жительства («черта оседлости»), им запрещалось покупать землю и заниматься земледелием, занимать офицерские должности, состоять на государственной службе, работать на железных дорогах и почте, существовали (с 80-х гг. 19 в.) нормы приёма евреев в средние и высшие учебные заведения и т.д. Антисемитизм подогревался процессами по обвинению евреев в ритуальных убийствах (Велижское дело в 20-30-х гг. 19 в., Бейлиса дело 1913 и др.). Наиболее жестокой формой антисемитизма были еврейские погромы, первая волна которых (начало 80-х гг.) была развязана реакционными кругами после убийства Александра II, вторая – в период Революции 1905-07. Во главе погромщиков стояли черносотенцы из «Союза русского народа », а за их спиной – царская охранка. Позже, уже в годы Гражданской войны, причастностью евреев к революционному движению мотивировались массовые еврейские погромы, устраивавшиеся петлюровцами и деникинцами, отрядами Махно и других «атаманов». В 30 – 40-х гг. 20 в. центром антисемитизма стала фашистская Германия, где он подкреплялся расистскими теориями и имел характер официально организуемого геноцида. В это время резко усилили антисемитизм фашистские группы и организации и в ряде других стран. В Германии и оккупированных ею в ходе второй мировой войны странах по специально разработанным фашистским государством планам было уничтожено около 6 млн. евреев. Разгром фашистской Германии и международное осуждение преследования нацистским правительством евреев, квалифицированного Нюрнбергским процессом как преступление против человечности, несколько ослабил силу антисемитских сил, он стал проявляться в смягчённей ферме, главным образом в бытовой сегрегации и дискриминации евреев, и относительно реже принимает насильственные формы.

3) Антисемитизм - - разновидность националистической, расистской идеологии: отличие А. от других форм национализма прославляющих "свой" народ и презирающих все "чужие", состоит только в том, что он делает акцент на ненависть и гонения одного "чужого", семитского народа - евреев.

4) Антисемитизм - - разновидность националистической идеологии, психологии и политики, проповедующих нетерпимость к людям еврейской национальности.

5) Антисемитизм - Одна из крайних форм расовой и национальной нетерпимости, проявляющаяся во враждебном отношении к евреям. Как социальное явление А. существует много. Наиболее жестокие и бесчеловечные формы принял А. в гитлеровской Германии, где геноцид (поголовное уничтожение) евреев проводился как официальная политическая линия нацистской партии и фашистского государства.

Антисемитизм

Форма национальных и религиозных предрассудков и нетерпимости, враждебное отношение к евреям (термин « антисемитизм » появился в 1870 - 1880 х гг.). В ходе истории антисемитизм принимал различные формы - от заведомо ложных обвинений и всякого рода дискриминации до массовых депортаций, кровавых погромов и геноцида. Крайнюю форму приобрел в политике германского национал-социализма в 1930 - 40 х гг. (см.: холокост) . По определению энциклопедического словаря Павлёнкова «антисемитизм» - это социально-политическое движение, направленное против евреев как элемента, вносящего в силу своих расовых особенностей, религии, национальных черт и традиций разложение в современную культуру. В настоящее время термин «антисемитизм« является больше ярлыком для клеймления неугодных. Несмотря на то, что в России законодательно закреплено право распространять информацию всеми доступными средствами, на деле изучение «еврейского вопроса» сталкивается с обвинением в антисемитизме, а критика евреев рассматривается как проявление фашизма. В связи с этим необходимо отметать все обвинения в антисемитизме потому, что семиты - это группа родственных народов, в которую входят, как евреи, так и арабы. Евреи, мягко говоря, не любят арабов, поэтому сами в первую очередь являются антисемитами. См. также: антидиффамационная лига, национал- социализм, погром, расизм, русофобия, холокост.

– одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. Антисемитизм принимал в ходе истории различные формы – от религиозного и психологического предубеждения и сегрегации, проявлявшихся главным образом в сфере бытовых отношений, до проводимой государственными органами политики и насильственного выселения евреев и даже их физического истребления (геноцида). Антисемитизм представляет собой социальное явление, используемое в разных целях – политических, экономических, для разжигания националистических настроений, для отвлечения граждан от борьбы за решение коренных социальных проблем. В русло антисемитизма в течение веков сознательно направлялось социальное недовольство народных масс. Исторические корни антисемитизма уходят в древность, когда евреи в результате диаспоры оказались в новых странах своего расселения на положении национально-религиозного меньшинства. Священное Писание Ветхого Завета, исповедуемое евреями испокон веков, своими культовыми и бытовыми установками, провозглашением евреев народом, «избранным Богом», резко обособляла их от окружающего населения. Социально-религиозный антисемитизм был в течение многих веков наиболее отчётливо выраженным видом антисемитизма. Неприязнь к евреям поддерживалась в христианских странах всевозможными измышлениями: в убийстве христианских детей и использовании их крови для изготовления пасхальных хлебцев, в осквернении христианских святынь и т.д. Социально-экономические мотивы антисемитизма были обусловлены тем, что евреи, сосредоточившие свою деятельность главным образам на занятиях торговлей, ростовщичеством и ремеслом становились серьезными конкурентами местного (нееврейского) торгово-ремесленного населения. Антисемитизм выражался не только в сегрегации евреев (запрещение браков евреев и христиан, ограничение бытового общения между ними, для чего евреев заставляли носить особую одежду или отличительные знаки на ней, жить в особых кварталах, получивших позднее название гетто), в юридическом неполноправии их с христианским населением, но и в изгнании (полном или частичном) евреев из ряда стран Западной Европы (из Англии в 1290, из Франции в 1394, из Испании в 1492 и т.д.). Гонения на евреев использовались феодалами и церковью для захвата их имущества. В результате буржуазных революций 16-19 вв. средневековые правовые ограничения евреев были отменены. Однако уже в последней трети 19 в. в условиях экономических кризисов 70-80-х гг. и массового разорения мелкой буржуазии наблюдается новая волна антисемитизма, который подкреплялся теперь мифом о виновности евреев в экономико-политическом неустойчивости жизни. Особой силы антисемитское движение достигло в Германии и Австро-Венгрии, где его глашатаями стали лидеры христианско-социальных партий (А. Штеккер в Германии, К. Люэгер в Австро-Венгрии). В это время впервые получает распространение и сам термин «антисемитизм». В 1882 в Дрездене состоялся первый международный антисемитский конгресс. В царской России антисемитизм являлся по существу признанной государственной доктриной, евреи (некрещёные) были здесь ограничены в месте жительства («черта оседлости»), им запрещалось покупать землю и заниматься земледелием, занимать офицерские должности, состоять на государственной службе, работать на железных дорогах и почте, существовали (с 80-х гг. 19 в.) нормы приёма евреев в средние и высшие учебные заведения и т.д. Антисемитизм подогревался процессами по обвинению евреев в ритуальных убийствах (Велижское дело в 20-30-х гг. 19 в., Бейлиса дело 1913 и др.). Наиболее жестокой формой антисемитизма были еврейские погромы, первая волна которых (начало 80-х гг.) была развязана реакционными кругами после убийства Александра II, вторая – в период Революции 1905-07. Во главе погромщиков стояли черносотенцы из «Союза русского народа », а за их спиной – царская охранка. Позже, уже в годы Гражданской войны, причастностью евреев к революционному движению мотивировались массовые еврейские погромы, устраивавшиеся петлюровцами и деникинцами, отрядами Махно и других «атаманов». В 30 – 40-х гг. 20 в. центром антисемитизма стала фашистская Германия, где он подкреплялся расистскими теориями и имел характер официально организуемого геноцида. В это время резко усилили антисемитизм фашистские группы и организации и в ряде других стран. В Германии и оккупированных ею в ходе второй мировой войны странах по специально разработанным фашистским государством планам было уничтожено около 6 млн. евреев. Разгром фашистской Германии и международное осуждение преследования нацистским правительством евреев, квалифицированного Нюрнбергским процессом как преступление против человечности, несколько ослабил силу антисемитских сил, он стал проявляться в смягчённей ферме, главным образом в бытовой сегрегации и дискриминации евреев, и относительно реже принимает насильственные формы.



Загрузка...