emou.ru

Жюль мишле - биография, информация, личная жизнь. Мишле, жюль Жюль мишле

Семье Мишле пришлось испытать горе и нужду; бедственное положение её дошло до того, что дед, отец, мать и 12-летний Жюль сами должны были исполнять типографскую работу.

Понятно, что в таких условиях обучение молодого Мишле было сопряжено с трудностями; уроки чтения ему пришлось брать рано утром у одного старого книготорговца, прежнего школьного учителя, пылкого революционера: от него Мишле наследовал восхищение революцией. Веру в Бога и в бессмертие (он не был крещён в детстве) вызвала в нём книга «О подражании Христу». На последние средства родители поместили Мишле в коллегию Шарлемань. Стеснявшемуся своей бедности, не привыкшему к обществу Жюлю ученье давалось трудно, но редкое прилежание помогло ему победить предубеждение, с которым относились к нему сначала его учителя; они признали в нём дарование, особенно литературное.

Декабрьский переворот лишил Мишле кафедры в Collège de France, а за отказ от присяги он потерял место в архив. Он чувствовал себя подавленным и обессиленным, но не пал духом благодаря поддержке второй своей жены (Adèle Malairet), имевшей большое влияние на его жизнь и дальнейшее направление его занятий. Продолжая работать над своей книгою о великой революции, М. в сотрудничестве с женою дал серию книг о природе, редких по своей очаровательной оригинальности.

М. и прежде любил природу, но теперь почувствовал тесную связь между человеком и природою; он увидел в ней зародыш нравственной свободы, совокупность мыслей и чувств, сходных с нашими. Его «L’oiseau» (1856), «L’insecte» (1857), «La mer» (1861) и «La montagne» (1868) и в явления природы, и в жизнь животных переносят то же страстное сочувствие ко всему страдающему, беззащитному, которое мы видим в его исторических трудах.

Примечания

Сочинения

  • Мишле Ж. Обозрение новейшей истории. - СПб. , 1838.
  • Мишле Ж. История Франции в XVI в. - СПб., 1860.
  • Мишле Ж. Краткая история Франции до Французской революции. - СПб., 1838.
  • Мишле Ж. Реформа. Из истории Франции в XVI в. - СПб., 1862.
  • Мишле Ж. Женщина. - Одесса, 1863.
  • Мишле Ж. Море. - СПб., 1861.
  • Мишле Ж. Царство насекомых. - СПб., 1863.
  • Мишле Ж. Птица. - СПб., 1878.
  • Мишле Ж. История XIX в. / Под ред. М. Цебриковой. - СПб., 1883-1884.
  • Мишле Ж. Кордельеры и Дантон / Пер. Т. А. Быкова , ред., авт. предисл. О. А. Добиаш-Рождественская . - Пг. : Всемирная литература , 1920.
  • Мишле Ж. Ведьма. Женщина / Под ред. В. Сапова. - М .: Эксмо, 2007. - 496 с. - (Зарубежная классика).

Литература

  • Реизов Б. Г. Символическая школа: Мишле // Французская романтическая историография: 1815-1830. - Л.: ЛГУ , 1956.
  • Герье В. И. Народник в французской историографии: Жизнь и сочинения Мишле // Вестник Европы , 1896. - Часть 1. Март. - С. 94-139.
  • Кареев Н. История Великой французской революции Мишле // Историки Великой французской революции. В 2 тт. - Л.: Колос, 1924. - Том 1: Французские историки первой половины XIX века.
  • Батай Ж. Мишле // Батай Ж. Литература и Зло [: Сб. эссе:]. - М.: МГУ , 1994. - ISBN 5-211-03159-8
    • Материал для характеристики Мишле дают изданные его вдовою фрагменты его записок «Ma jeunesse» ( ; см.: А-в , «Новая книга о Мишле», в «Вестнике Европы» , , № 5) и «Mon Journal. 1820-1823» (). - Ср. о Мишле эссе Тэна (переведено в «Русской мысли» , , № 12.)
  • Monod G. Jules Michelet. P.,
  • Monod G. Renan , Taine, Michelet. [? Р.], - отсюда «Жюль Мишле» в «Русской мысли» , , № 3
  • Noël . Jules Michelet et ses enfants.
  • Corréard . Michelet, sa vie, etc.
  • Simon J. Mignet, Michelet, Henri Martin. .

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 21 августа
  • Родившиеся в 1798 году
  • Родившиеся в Париже
  • Умершие 9 февраля
  • Умершие в 1874 году
  • Умершие в Йере (Вар)
  • Историки Франции
  • Историки по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мишле, Жюль" в других словарях:

    - (Michelet) (1798 1874), французский историк романтического направления. Основные сочинения: «История Франции» (до 1789; т. 1 17, 1833 67), «История Французской революции» (т. 1 7; 1847 53), написанные с воодушевлением и страстью. * * * МИШЛЕ Жюль … Энциклопедический словарь

    - (Michelet) Мишле Жюль (Michelet, Jules) (1798 1874) Французский историк патриотического направления. Среди произведений История Франции в 17 томах (1833 1867), История Французской революции в 7 томах (1847 1853). Афоризмы, цитаты Женщина… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Мишле (Michelet) Жюль (21.8.1798, Париж, 9.2.1874, Йер), французский историк романтического направления, идеолог мелкой буржуазии. Член Академии моральных и политических наук (1838). С 1827 профессор Высшей нормальной школы, с 1838 профессор… … Большая советская энциклопедия

Эта книга – не просто книга: это я сам. Вот почему она принадлежит вам по праву.

В ней – и я, и вы, мой друг (осмелюсь называть вас так). Однажды вы справедливо заметили, что наши мысли всегда совпадают, независимо о г того, успели ли мы обменяться ими. У нас с вами словно одно сердце… Эта чудесная гармония лишь кажется поразительной, она вполне естественна. Ведь все наши труды, при всем их разнообразии, выросли из одного и того же животворного корня: любви к Франции, идеи о Родине.

Примите же эту книгу о народе, ибо народ – это и вы, и я. Ваши предки были военными, мои – ремесленниками, поэтому мы (так же, как и другие, возможно) представляем собою народ с обеих сторон, характерных для его "недавнего вступления в современную жизнь.

В эту книгу я вложил всего себя: мою жизнь, мою душу. Перед вамп – плод моего опыта, а не только знании. В ней отразились мои наблюдения, мои связи с друзьями, с соседями, мои странствия (ведь случай любит помогать тем, кто одержим одной мыслью). Наконец, в этой книге отражены воспоминания моей юности. Чтобы познать жизнь народа, его труды, его страдания, мне достаточно было порыться в глубинах своей памяти.

Ибо и я, мои друг, работал не покладая рук. И в прямом, и в переносном смысле я заслужил имя трудящегося, настоящее имя современного человека. Прежде чем писать книги, я набирал их; прежде чем составить себе идеи, я составлял слова из типографских литер; мне знакомы тоскливые, тянущиеся так долго часы в мастерской.

Грустное время! Это были последние годы Империи. Казалось, все одновременно рушилось для меня: и семья, и счастье, и родина…

Лучшим, что во мне есть, я несомненно обязан этим испытаниям: благодаря им я сделался человеком и историком. Я вынес из них глубокую привязанность к народу. Я ясно понял, каким ценным даром самопожертвования он обладает, и сохранил нежную память о тех людях золотой души, каких я встречал в эти годы горькой нужды.

Нет ничего удивительного в том, что, зная, как никто другой, историческое прошлое этого народа и к тому же живя с ним одной жизнью, я испытываю, когда речь заходит о нем, настоятельную потребность разобраться в правде. Дойдя в своей «Истории» до вопросов нашего времени и заглянув в книги, затрагивающие их, я был поражен тем, что почти все эти вопросы трактовались вразрез с моими воспоминаниями. Тогда я захлопнул книги и вернулся – насколько это было для меня возможно – в лоно народа; ушедший было в себя писатель, я вновь растворился в гуще народа, стал прислушиваться к гулу его голосов. Это оказался все тот же народ; перемены были чисто внешними, память не обманывала меня. И я начал беседовать с людьми, расспрашивать их, что они сами думают о своей судьбе; я услышал из их уст то, что не всегда можно найти у самого блестящего литератора, – слова, проникнутые здравым смыслом.

Эти расспросы, начатые в Лионе лет десять тому назад, я продолжал в других городах, одновременно изучая, с помощью людей, умудренных опытом и наделенных зрелым умом, подлинное положение деревни, которому наши экономисты уделяют так мало внимания. Трудно представить себе, сколько я собрал таким путем новых сведений, которых не отыщешь ни в какой книге! Если не считать бесед с людьми гениальными и с выдающимися учеными-специалистами, то беседы с простыми людьми из народа, несомненно, наиболее поучительны. Раз нельзя поговорить с Беранже, Ламенне или Ламартином – надо идти в поле и беседовать с крестьянином. Что можно узнать из разговора с людьми нашей среды? Я всегда уходил из гостиных оцепеневшим, со сжатым сердцем, с тяжестью на душе.

Благодаря моим многообразным методам исторического исследования мне удалось вскрыть чрезвычайно интересные факты, касающиеся, например, этапов и путей развития мелкой собственности перед Революцией, факты, о которых профессиональные историки умалчивали. Таким же образом сведения, почерпнутые мною из гущи жизни, познакомили меня со многим, чего не найдешь ни в каких статистических справочниках.

Приведу один пример, который, быть может, сочтут несущественным, но, по-моему, он очень важен и достоин пристального внимания. Речь идет об огромных закупках бедными семьями в 1842 году хлопчатобумажного белья, несмотря на то, что заработная плата снизилась (по крайней мере реальная, ввиду уменьшения покупательной способности денег). Этот факт важен уже сам по себе, как показатель роста чистоплотности народа (влекущей за собою немало других положительных качеств), но еще важнее то, что этот факт доказывает растущую роль женщины в хозяйстве семьи. Ведь женщины, сами зарабатывая очень мало, могли делать такие покупки, лишь используя часть заработка мужей. Женщина – добрый гений домашнего очага, она обеспечивает порядок, экономию. Рост влияния женщин равносилен улучшению нравов.

Этот пример показывает, что даже самых точных данных, почерпнутых из статистики и сочинений экономистов, недостаточно, чтобы понять происходящие в народе перемены. Эти данные приводят лишь к частным и поверхностным выводам, сделанным с узкой точки зрения и открывающим путь всяким искажениям.

Писатели и художники, чьи приемы прямо противоположны этим абстрактным методам, подходят к изучению народа с реальных позиций, диктуемых жизнью. Некоторые, наиболее выдающиеся, взялись за это дело, и талант им не изменил; их книги имели огромный успех. Европа, уже давно скудная на выдумку, с жадностью набрасывается на произведения нашей литературы. Англичане пишут лишь журнальные статьи. Что касается немецких книг – то кто их читает, кроме самих немцев?

Важно выяснить, насколько верно изображена Франция в книгах французских писателей, снискавших в Европе такую популярность, пользующихся там таким авторитетом. Не обрисованы ли в них некоторые особо неприглядные стороны нашей жизни, выставляющие нас в невыгодном свете? Не нанесли ли эти произведения, описывающие лишь наши пороки и недостатки, сильнейшего урона нашей стране в глазах других народов? Талант и добросовестность авторов, всем известный либерализм их принципов придали их писаниям значительность. Эти книга были восприняты, как обвинительный приговор, вынесенный Франциею самой себе.

Франции очень вредит то, что она показывает себя всем обнаженною. Другие народы не срывают с себя всех покровов с такой легкостью. Германия и даже Англия, несмотря на все проведенные там обследования, несмотря на царящую там гласность, знают себя меньше, чем Францию; не будучи странами централизованными, они не могут видеть себя со стороны.

Когда разглядывают нагую фигуру, то прежде всего замечают те или иные физические дефекты. Они сразу бросаются в глаза. Что же получится, если услужливая рука поднесет зрителю увеличительное стекло? Эти недостатки покажутся огромными, ужасными, произведут гнетущее впечатление; через такое стекло испуганный взор воспримет даже естественные неровности кожи как безобразные рытвины.

Это и произошло с Францией. Конечно, у нее есть недостатки, вполне объяснимые кипучей деятельностью многих сил, столкновениями противоположных интересов и идей; но под пером наших талантливых писателей эти недостатки так утрируются, что кажутся уродствами. И вот Европа смотрит на Францию, как на какого-то урода…

МИШЛЕ ЖЮЛЬ - французский ис-то-рик, ли-те-ра-тор, член Ака-де-мии мо-раль-ных и по-ли-тических на-ук (1838 год).

Из се-мьи ра-зо-рив-ше-го-ся вла-дель-ца ти-по-гра-фии. С 12 лет по-мо-гал ро-ди-те-лям, ра-бо-тая под-мас-терь-ем. По-лу-чил об-ра-зо-ва-ние в па-риж-ском ли-цее Кар-ла Ве-ли-ко-го (1808-1819 годы), где об-ра-тил на се-бя вни-ма-ние бла-го-да-ря вы-даю-щим-ся спо-соб-но-стям.

С 1821 года пре-по-да-ва-тель кол-ле-жа Сент-Барб, с 1827 года - Выс-шей нор-маль-ной шко-лы в Па-ри-же. Ис-пы-тал силь-ное влия-ние В. Ку-зе-на, И. Г. Гер-де-ра, Дж. Ви-ко. Вы-пол-нен-ный М. пе-ре-вод тру-да Дж. Ви-ко «Ос-но-ва-ния но-вой нау-ки» [опубликован под названием «Ос-но-вы фи-ло-со-фии ис-то-рии» («Prin-ci-pes de la philosophie de l’histoire»), 1827 год] «от-крыл» для Ев-ро-пы твор-че-ст-во это-го итальянского мыс-ли-те-ля и ока-зал боль-шое влия-ние на по-сле-дую-щие по-ко-ле-ния фи-ло-со-фов, со-цио-ло-гов, ис-то-ри-ков.

С 1838 года профессор Кол-леж де Франс и Сор-бон-ны. Лек-ции Ж. Мишле, при-дер-жи-вав-ше-го-ся ли-бе-раль-ных и ан-ти-кле-ри-каль-ных убе-ж-де-ний, поль-зо-ва-лись ши-ро-кой по-пу-ляр-но-стью у сту-ден-тов.

Сам Ж. Мишле по-на-ча-лу был при-вер-жен-цем кон-сти-туционной мо-нар-хии, но позд-нее стал убе-ж-дён-ным рес-пуб-ли-кан-цем. За рас-про-стра-не-ние де-мо-кра-тических идей сре-ди сту-ден-тов под-верг-ся го-не-ни-ям со сто-ро-ны министра народного об-ра-зо-ва-ния Ф. Ги-зо и ка-то-лической Церк-ви, до-бив-ших-ся за-пре-ще-ния его лек-ци-он-ных кур-сов. При-вет-ст-во-вал Ре-во-лю-цию 1848 года во Фран-ции в на-де-ж-де, что она бу-дет спо-соб-ст-во-вать во-пло-ще-нию на прак-ти-ке его по-ли-тических идеа-лов.

В свя-зи с даль-ней-шим раз-ви-ти-ем со-бы-тий во Фран-ции, за-вер-шив-ших-ся государственным пе-ре-во-ро-том (декабрь 1851 год) и па-де-ни-ем Вто-рой рес-пуб-ли-ки, пе-ре-жил боль-шое раз-оча-ро-ва-ние. За от-каз при-сяг-нуть Луи На-по-ле-о-ну Бо-на-пар-ту (см. На-по-ле-он III) был ли-шён ка-фед-ры и долж-но-сти заведующего ис-то-рической сек-ци-ей Национального ар-хи-ва, ко-то-рую за-ни-мал с начала 1830-х годов.

В го-ды Вто-рой им-пе-рии на-хо-дил-ся в оп-по-зи-ции пра-вя-ще-му ре-жи-му. Фран-ко-прус-скую вой-ну 1870-1871 годов и па-де-ние Па-ри-жа Ж.Мишле вос-при-нял как лич-ную тра-ге-дию, по-лу-чил апо-плек-сический удар, от ко-то-ро-го не оп-ра-вил-ся.

Для ис-то-рических взгля-дов Ж. Мишле был ха-рак-те-рен эк-лек-тизм, наи-бо-лее яр-ко про-явив-ший-ся в его тру-дах «Очерк но-вой ис-то-рии» («Précis de l’histoire moderne», 1828 год) и «Вве-де-ние во все-мир-ную ис-то-рию» («Introduction а̀ l’histoire uni-ver-selle», 1831 год).

Ут-вер-ждал, что че-ло-ве-че-ст-во на пу-ти к сво-бо-де про-шло три главных эта-па - хри-сти-ан-ст-во, ре-фор-ма-цию и ре-во-лю-цию. Под-лин-ным ге-ро-ем ис-то-рического про-цес-са Ж. Мишле счи-тал на-род, ко-то-рый не де-лил на клас-сы и со-ци-аль-ные груп-пы. Ве-ли-кие лю-ди, в по-ни-ма-нии Ж. Мишле, - не бо-лее чем «сим-волы», про-вод-ни-ки гос-под-ствую-щих в то или иное вре-мя идей и на-строе-ний.

Главные тру-ды Ж. Мишле 17-том-ная «Ис-то-рия Фран-ции» («Histoire de France», 1833-1867 годы), до-ве-дён-ная до 1789 года, и 7-том-ная «Ис-то-рия Фран-цуз-ской ре-во-лю-ции» («Histoire de la révolution française», 1847-1853 годы) на-пи-са-ны с при-вле-че-ни-ем ши-ро-чай-ше-го кру-га пер-во-ис-точ-ни-ков (в т. ч. не со-хра-нив-ших-ся до на-стоя-ще-го вре-ме-ни, сре-ди них - про-то-ко-лы па-риж-ских сек-ций, сго-рев-шие в 1871 году), а так-же дан-ных лин-гвис-ти-ки, ли-те-ра-ту-ро-ве-де-ния, ис-кус-ст-во-ве-де-ния, гео-гра-фии, пси-хо-ло-гии, ну-миз-ма-ти-ки.

Ж. Мишле пер-вым сре-ди ис-то-ри-ков Французской ре-во-лю-ции XVIII века об-ра-тил-ся к ар-хив-ным до-ку-мен-там. По мне-нию Ж. Мишле, дви-га-те-лем ре-во-лю-ции бы-ли не ма-те-ри-аль-ные ин-те-ре-сы, а идеи брат-ст-ва, сво-бо-ды и спра-вед-ли-во-сти. Выс-шим её дос-ти-же-ни-ем счи-тал про-воз-гла-ше-ние рес-пуб-ли-ки во Фран-ции. Ис-то-рические оцен-ки Ж. Мишле в зна-чительной сте-пе-ни субъ-ек-тив-ны, ос-но-ва-ны на ин-туи-ции, пи-са-тель-ском во-об-ра-же-нии, сим-па-тии или ан-ти-па-тии к изо-бра-жае-мым лю-дям и яв-ле-ни-ям. В то же вре-мя со-чи-не-ния Ж. Мишле от-ли-ча-ют-ся ху-дожественным ко-ло-ри-том, при-вле-каю-щим чи-та-те-лей.

В ис-то-рио-гра-фии Ж. Мишле ос-та-ёт-ся од-ним из са-мых яр-ких пред-ста-ви-те-лей ро-ман-тического на-прав-ле-ния. Ав-тор мо-ра-ли-стических трак-та-тов «О люб-ви» («L’amour», 1858 год), «Жен-щи-на» («La femme», 1859 год), поль-зо-вав-ших-ся по-пу-ляр-но-стью во всей Ев-ро-пе, в т. ч. и в Рос-сии; ли-рических очер-ков «Пти-ца» («L’oiseau», 1856 год), «Цар-ст-во на-се-ко-мых» («L’insecte», 1859 год), про-ни-кну-тых мо-ти-вом пан-те-ис-тического един-ст-ва че-ло-ве-ка с при-ро-дой, книг по проб-ле-мам вос-пи-та-ния «На-ши сы-но-вья» («Nos fils», 1869 год).

Сочинения:

Обо-зре-ние но-вей-шей ис-то-рии. СПб., 1838;

Крат-кая ис-то-рия Фран-ции до фран-цуз-ской ре-во-лю-ции. СПб., 1838;

Ис-то-рия XIX в. СПб., 1883-1884. Т. 1-3;

Œuvres complètes. P., 1893-1903. T. 1-47;

Жан-на д’Арк. П., 1920; Ведь-ма. Жен-щи-на. М., 2007.

Jules Michelet Альма-матер
  • Лицей Карла Великого [d] ( )
Известные ученики Клементина Орлеанская и Альфред Дюмениль [d]

Биография

Родился в небогатой семье, которую он сам называл «крестьянской». Отец его переселился в Париж и существовал за счёт доходов от основанной им типографии . Пока при Первой республике печать пользовалась относительной свободой, дела типографии процветали, но с установлением Империи семье Мишле пришлось испытать горе и нужду; бедственное положение её дошло до того, что дед, отец, мать и 12-летний Жюль сами должны были исполнять типографскую работу.

Понятно, что в таких условиях обучение молодого Мишле было сопряжено с трудностями; уроки чтения ему пришлось брать рано утром у одного старого книготорговца, прежнего школьного учителя, пылкого революционера: от него Мишле наследовал восхищение революцией. Веру в Бога и в бессмертие (он не был крещён в детстве) вызвала в нём книга «О подражании Христу ». На последние средства родители поместили Мишле в коллегию Шарлемань. Стеснявшемуся своей бедности, не привыкшему к обществу Жюлю ученье давалось трудно, но редкое прилежание помогло ему победить предубеждение, с которым относились к нему сначала его учителя; они признали в нём дарование, особенно литературное.

Декабрьский переворот лишил Мишле кафедры в Коллеж де Франс, а за отказ от присяги он потерял место в архиве. Он чувствовал себя подавленным и обессиленным, но не пал духом благодаря поддержке второй своей жены (Adèle Malairet), имевшей большое влияние на его жизнь и дальнейшее направление его занятий. Продолжая работать над своей книгою о великой революции, М. в сотрудничестве с женою дал серию книг о природе, редких по своей очаровательной оригинальности.

Мишле и прежде любил природу, но теперь почувствовал тесную связь между человеком и природою; он увидел в ней зародыш нравственной свободы, совокупность мыслей и чувств, сходных с нашими. Его «L’oiseau» (1856), «L’insecte» (1857), «La mer» (1861) и «La montagne» (1868) и в явления природы, и в жизнь животных переносят то же страстное сочувствие ко всему страдающему, беззащитному, которое мы видим в его исторических трудах.

В 1858 году Мишле издал «L’amour», в 1859 году - «La Femme»; его восторженные слова о любви и браке в соединении с большой откровенностью в трактовании этих вопросов вызвали насмешки критики, но, тем не менее, обе книги достигли редкой популярности. «L’amour» составляет предисловие к «Nos fils» (1869), где Мишле подробно изложил свой взгляд на воспитание, резюмируемое им в словах: семья, отечество, природа. Проповеди тех же идей посвящена ранее изданная «La bible de l’humanité» (1864) - краткий очерк нравственных учений, начиная с древности. Наряду с этими соч. М. дал несколько небольших трудов по истории: «Les femmes de la Révolution» (1854), «Les soldats de la Révolution», «Légendes démocratiques du Nord», потрясающий историко-патологический этюд «La sorcière» (1862). В 1867 году он закончил свою «Histoire de France», доведя её до порога революции 1789 году.

Благодаря своим занятиям естественными науками и психологией Мишле чувствовал себя помолодевшим; ему казалось, что и во Франции начинается возрождение прежней энергии. Франко-прусская война принесла ему страшное разочарование. Когда стал угрожать призрак этой войны, Мишле почти один решился протестовать публично против увлечения тщеславным и грубым шовинизмом ; здравый смысл и ясновидение историка не позволяли ему сомневаться относительно исхода войны. Голос его остался, однако, незамеченным. Слабое здоровье помешало ему выдержать осаду Парижа; он удалился в Италию, где известие о капитуляции Парижа вызвало у него первый припадок апоплексии. В брошюре «La France devant l’Europe» (Флоренция, 1871) он высказывает веру в бессмертие народа, остававшегося в его глазах представителем идей прогресса, справедливости и свободы.

Едва оправившись, историк принялся за новый громадный труд «Histoire du XIX siècle», издал в три года 3,5 тома, но довел своё изложение лишь до битвы при Ватерлоо . Триумф реакции в 1873 году отнял у него надежду на скорое возрождение отечества. Силы его все больше слабели, и 9 февраля 1874 года он умер в Йере (департамент Вар); похороны его дали повод к республиканской демонстрации.

Взгляды

Мишле, по отзыву Тэна - не историк, но один из величайших поэтов Франции, его история - «лирическая эпопея Франции». Чувство сострадания, жалости, пробудившееся в М. в детстве, когда он горько сознавал своё одиночество и бедность, сохранилось в нём во всех фазисах жизни и тотчас прорывалось наружу, как только воображение переносило его в чуждую ему эпоху. Он страдал вместе с жертвой, кто бы она ни была, и ненавидел гонителя. К самым ярким страницам французской историографии принадлежат те, на которых М. изображал муки и страдания людей, терпевших от веры в колдовство и от жестокого преследования страшной психической эпидемии. Отзывчивость его к чужим страданиям была слишком велика, чтобы он мог остаться беспристрастным зрителем современных ему событий. Злобы дня так сильно захватили его душу, что он внес их в изучение прошлого; настоящее, особенно в трудах, написанных с половины 40-х гг., стало у него окрашивать в свой цвет прошлое и порабощать его своим потребностям и идеалам. Эта же необыкновенная впечатлительность, эти чувства жалости и любви являются элементом, связывающим воедино его разнообразные труды по истории, естествознанию и психологии.

Свои мысли о народе он изложил в книгах «Le peuple» (1848) и «Le Banquet» (1854). Мишле является здесь решительным противником социализма . Последний желает уничтожения частной собственности, а жизненный и нравственный идеал настоящего народа, то есть крестьянства, обусловливался, в глазах Мишле, именно обладанием частною собственностью, своим куском земли, своим полем; он даже требовал в интересах этой частной собственности уничтожения переживших революцию остатков общественной собственности. Несимпатичен был ему и элемент насильственности у сторонников коммунизма; он не понимал братства без свободы, его гуманная натура отвергала с негодованием всякие террористические меры для осуществления идеала любви. Но, отвергая социалистические и коммунистические мечтания, Мишле горестно ощущал всю глубину общественного разлада (divorce social).

Возможность устранить его представлялась ему лишь в сближении верхних слоев с народом - сближении, основанном на любви, на отречении от эгоизма. Желая при этом привлечь сочувствие к народу, он его сильно идеализировал; он превозносил народный инстинкт и отдавал ему преимущество перед книжной рассудочностью образованных классов, приписывал народу способность к подвигу и самопожертвованию в противоположность холодному эгоизму обеспеченных классов. Такие взгляды вполне оправдывают данную одним из наших историков Мишле кличку «народник». Ключ к разрешению социальной проблемы Мишле находил в психическом явлении, которое представляет собою гений: как гений гармоничен и плодотворен, когда оба элемента, в нём заключающиеся - человек инстинкта и человек размышления, - содействуют друг другу, так и творчество, проявляющееся в истории народа, плодотворно, когда низшие и верхние слои его действуют во взаимном понимании и согласии. Прежде всего, проповедовал М., нужно излечить душу людей; средством для этого должна быть народная школа, которая ставила бы себе целью возбуждение социальной любви. В этой общей школе должны перебывать год или два дети всех классов, всякого состояния; она настолько же должна служить сближению классов, насколько нынешняя школа содействует разъединению их.

В общенародной школе, по плану Мишле, ребёнок должен был, прежде всего, узнать своё отечество, чтобы научиться видеть в нём живое божество (un Dieu vivant), в которое он мог бы верить; эта вера поддержала бы в нём потом сознание единства с народом, и в то же время в самой школе предстало бы ему наяву отечество в образе детской общины, предшествующей общине гражданской. С помощью усвоенной с детства гражданской любви Мишле считал возможным достигнуть идеального государства, основанного, однако, не на равенстве, а на неравенстве, построенного из людей различных, но приведенных в гармонию посредством любви, все более и более ею уравниваемых. Установление союза между различными классами Мишле ожидает от учеников высших школ: они должны явиться посредниками, естественными миротворцами гражданской общины. Эта мечта Мишле, как указывает В. И. Герье , находит себе в наше время осуществление, но там, где Мишле наименее этого ожидал, - в стране, воплощавшей для него гордыню и эгоизм: в Англии.



Загрузка...