emou.ru

Земля родная обратил внимание автор. Вопросы и задания вы прочитали несколько глав из книги д. а) А. Линдгрен. «Приключения Калле Блумквиста»

  1. Как вы думаете, почему повесть, посвященная народному восстанию, называется «Капитанская дочка»?
  2. Автору приходилось считаться с цензурой. Название произведения — попытка (и очень удачная!) завуалировать политическое содержание, сочувственное отношение автора к восставшим и их предводителю, представить повесть как социально-психологическое произведение, историю любви, тем более, что в развитии действия образ Маши Мироновой, капитанской дочки, играет очень большую, в том числе и самостоятельную роль. А бдительность цензуры таким подчеркнуто мирным, бытовым, аполитичным названием должна была быть обманута. Так и случилось.

  3. Для чего, по вашему мнению, автору понадобился второй рассказчик?
  4. Частично по той же причине (чтобы избежать цензурных гонений). О Пугачеве с большим сочувствием рассказывает не автор, а некий П. А. Гринев, с которым можно и не согласиться, тем более, что перед нами — история его жизни, его (Гринева), а не автора, взгляд на восстание.

    Однако писатель ставит героев в такие ситуации, которые позволяют читателю самостоятельно (конечно, с помощью автора!) оценивать их поведение, человеческие качества, причины и следствия показанного. Так, небольшой эпизод допроса пленного башкирца, раскрывающий бесчеловечность и жестокость царских служак при подавлении мятежей, помещенный перед рассказом о захвате Белогорской крепости пугачевцами, объясняет причину жестокости восставших и побуждает понять их.

    Значит, необходимы оба рассказчика, позволяющие увидеть события и героев с разных сторон, помогающие правильно оценить рассказанное.

  5. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?
  6. В главе «Поединок» изображена дуэль двух героев - Гринева и Швабрина. Причиной дуэли были грубые высказывания

    Швабрина о Маше. В этой главе открылась подлинная причи­на отношения к Маше Швабрина: он сватался к ней, но полу­чил отказ. В этой истории проявляются все его негативные ка­чества: коварство, мстительность, даже подлость, потому что он ранит Гринева в тот момент, когда Савельич отвлек его.

    Гринев же проявил излишнюю горячность и вспыльчивость, которые можно объяснить его молодостью и тем, что он по-настоящему влюблен в Марью Ивановну. Кроме того, мы узна­ли, что Гринев - чувствительный человек, в так как пишет сти­хи, в которых выражает свои чувства.

    Пушкин вновь показал ироничное отношение к событиям, поместив эпиграфом к этой главе строки из комедии Княж­нина.

  7. Что нового вы узнали о Гриневе и Швабрине? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?
  8. Мы узнали, что Швабрин - человек, добивающийся своего низкими, даже подлыми средствами. Отказ девушки он воспри­нял как оскорбление, которое не мог простить. Он коварен, даже жесток в своем поведении.

    Гринев тоже раскрылся перед читателями с новой стороны: он бесстрашно отстаивает честь Марьи Ивановны. Это был единственный способ разрешить этот конфликт, потому что мирный путь исключался. В этой ситуации Петр Гринев посту­пил как настоящий мужчина.

  9. Объясните причины, по которым повесть по-лучила свое название.
  10. Повесть получила название «Капитан-ская дочка» потому, что все самые яркие события жизни героя — рассказчика Пет-ра Гринева — были связаны с его любовью к Маше Мироновой — дочке капитана, ге-ройски погибшего во время пугачевского восстания.

  11. Перескажите кратко события экспозиции по-вести.
  12. Предлагаем один из вариантов переска-за, в который войдет содержание первых глав.

    «Петруша Гринев достиг шестнадцати лет и отец решил отправить его на служ-бу. При этом он убежден, что службу нуж-но начинать не в столице, а в более труд-ных условиях, и отправляет сына в Орен-бург.

    По дороге Петр сразу же сталкивается с реальными трудностями. Это и проиг-рыш большой суммы Зурину, и буран в степи, и разочарование при виде места своей службы — Белогорской крепости».

    Так перед читателем выстроились все обстоятельства повести: и ее герои и все те условия, в которых уже начали разверты-ваться события.

  13. Охарактеризуйте наиболее напряженные мо-менты повести. В какой сюжетной линии больше таких моментов?
  14. Сюжетная линия, которая повествует о взаимоотношениях Гринева и Пугачева, все же менее напряжена и драматична, чем линия, которая связывает Гринева и Машу Миронову. Именно в этой любовной истории мы видим самые напряженные и драматичные моменты.

  15. Какие приметы исторической повести видите вы в композиции этого произведения?
  16. Повесть Пушкина является историче-ской, поскольку несет в себе все признаки этого жанра: в ней участвуют подлинные исторические герои, в ней описаны конк-ретные и реально происходившие истори-ческие события, в ней даже вымышлен-ные герои и обстоятельства полностью подчинены условиям и требованиям эпо-хи. Элементы композиции отражают силу и яркость реальных событий.

  17. Объясните смысл эпиграфа к любой из глав повести.
  18. Можно выписать все эпиграфы повести, начиная с того, который предваряет всю повесть: «Береги честь смолоду». Выпи-сывая (или читая вслух) эпиграфы, мы убеждаемся, что некоторые главы предва-ряют даже два эпиграфа. Таковы главы III и V. Если внимательно перечитать эти эпиграфы, то станет очевидным, что они взяты или из произведений устного на-родного творчества, или из произведений русских писателей XVIII века. Это произ-ведения В. Я. Княжнина (три эпиграфа), М. М. Хераскова (два эпиграфа), Д. И. Фон-визина, А. П. Сумарокова.

    См. ответ на вопрос 4 к главе I.

  19. В какой из глав, как вам показалось при чте-нии, звучит более всего пословиц и поговорок? Проанализируйте их роль.
  20. Практически в каждой из глав повести есть пословицы. Можно остановиться на пословице, которая является эпиграфом последней XIV главы. Афоризм «Мирская молва — морская волна» говорит и об об-ширности и о непостоянстве суждений ок-ружающих людей по любому вопросу. При этом каждому, кто начинает раз-мышлять на эту тему, очевидно обилие всевозможных и часто противоречивых суждений. Автор «Капитанской дочки» — оптимист. В том частном случае, который он описал, людская молва не уничтожила чести героя. Правда и справедливость вос-торжествовали, хотя об этом и не говорит, и это нам не подсказывает эпиграф.

    Мы можем также проследить и за ролью пословиц в речи героев повести. Они, например, очень украшают речь Са-вельича, заметны в живой и яркой речи Василисы Егоровны.

  21. Какое из портретных описаний героев по-вести вам запомнилось? Попробуйте создать сло-весный портрет.
  22. Более всего запоминается словесный портрет Емельяна Пугачева. К нему автор обращается не раз и поэтому стоит воссоз-дать именно его портрет, тем более что таблица в учебнике-хрестоматии предла-гает подбор цитат, которые рисуют порт-рет этого героя. Напомним начало (глава II): «Наружность его показалась мне заме-чательна: он был лет сорока…» Обратим внимание на то, что Гринев пока видит в нем только вожатого-проводника, мужи-ка, который помог ему выбраться из сумя-тицы бурана. В главе VII перед Гриневым грозный бунтарь. И на коне, и в кресле на крыльце комендантского дома это не во-жатый, а вождь, руководитель восста-ния. И в этой главе, и в главах VIII, XI вновь и вновь отмечает Пушкин детали портрета Пугачева. И среди них главная — его сверкающие глаза, его напряженная и полная готовности к действию поза.

    Стоит при этом рассказе использовать и исторические портреты Пугачева, особен-но тот, который был нарисован на полусмытом портрете Екатерины II.

  23. Попробуйте создать два портрета-миниатюры Пугачева: один — глазами Гринева, а другой — глазами Савельича.
  24. Один портрет будет повторением того, который есть в ответе на вопрос 7. Второй портрет — описание злодея, которого бо-ится, не любит и от которого ждет всяких неприятностей преданный слуга Савель-ич. Он не рассматривает деталей, не оце-нивает своих впечатлений, а безоговороч-но осуждает этого человека. Однако заме-тим, что именно он, а не Петруша Гринев сразу же опознал спасшего их мужика в грозном вожаке восстания («Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом дворе?»). Пугачев для Савельича пьяница, злодей, атаман, бро-дяга.

  25. Как вы понимаете слово «самозванец»? По-чему предводитель народного восстания выдавал себя за царя Петра III? Есть ли на этот вопрос ответ в повести?
  26. В XVIII веке на захват власти мог пре-тендовать только тот человек, которого народ считал «помазанником Божиим», человеком, род которого имел освященное свыше право на власть. Поэтому все, кто поднимал руку на власть, выдавали себя за чудом спасшихся властителей. Не так давно погиб муж Екатерины II — Петр III. Вот на его место и претендовал Пугачев.

    Об этом говорили сподвижники Пугачева. Разговор на эту тему произошел у Гринева с самозванцем по пути в Белогорскую кре-пость (глава XI).

  27. Оцените исторический анекдот, который В. И. Даль рассказал Пушкину: «…Пугач, ворвав-шись в Берды, где напуганный народ собрался в церкви и на паперти, вошел также в церковь. На-род расступился в страхе, кланялся, падал ниц. Приняв важный вид, Пугач прошел прямо в ал-тарь, сел на церковный престол и сказал вслух: «Как я давно не сидел на престоле!» В мужицком невежестве своем он воображал, что престол цер-ковный есть царское седалище». Пушкин не вклю-чил этот эпизод в повесть. Есть ли в ней другие эпизоды, которые показывают, что перед нами простой и даже неграмотный казак?
  28. В повести не раз говорится о том, что Пугачев простой казак. Особенно смешно, что этот властитель, получив список ве-щей, которые разграбили его разбойники, от крепостного старика Савельича, не мог его прочесть. Он вышел из положения, за-ставив читать этот список урядника, но сама ситуация достаточно забавна: царь, который не может прочесть то, что напи-сал его холоп.

  29. Подготовьте сообщение о том, как изобра-зил Пушкин Пугачева — руководителя народного восстания. Удалось ли ему показать, какие осо-бенности этой необычной личности способствова-ли длительному успеху повстанцев?
  30. В повести «Капитанская дочка» перед читателем самозванец, который восполь-зовался создавшейся в тех краях ситуаци-ей. Отношение автора к бунту как к явле-нию бессмысленному и беспощадному четко прослеживается. Однако Пушкин сумел разглядеть и те качества, которые сделали Пугачева народным вожаком: его ум, проницательность, смелость, ре-шительность, находчивость, стремитель-ность реакции и почти звериное чутье (вспомним, как он вывел кибитку сквозь кружение бурана), умение руководить людьми, используя их достоинства и не-достатки, и даже отчетливое представле-ние всего, что его ждет в результате по-давления восстания. В результате все эти качества создают фигуру яркую и значи-тельную.

    Наверное, даже его невежество помога-ло ему быть признанным вождем, что со-здавало атмосферу взаимного доверия с определенной частью его сподвижников.

  31. Создайте краткое описание внешности од-ного из героев повести.
  32. Для этого можно использовать портрет Хлопуши. См. ответ на вопрос 2, вопросы и задания к главе XI.

  33. Какую роль в повести играет пейзаж? За-метили ли вы такое описание картин природы, ко-торое не связано с развитием сюжета? Почему та-ких описаний нет? Как вы это объясните?
  34. В повести немного описаний природы и все они тесно связаны с судьбой героев, с событиями их жизни. Можно увидеть в них и определенную символику. Так, опи-сание бурана в степи предшествует разви-тию сюжета повести, рассказывающей о буре народного восстания. Можно опи-сать пейзаж, на фоне которого происходит встреча Маши Мироновой с Екатериной II. Считается, что и портрет императрицы, и его обрамление в повести сходны с сенти-ментальным изображением Екатерины на картине В. Л. Боровиковского.

  35. В романе приводится текст народной раз-бойничьей песни «Не шуми, мати зеленая дубра-вушка…». Сравните это произведение с истори-ческой песней «Правеж» и подумайте, что общего и в чем разница в описании «суда царя над разбой-ником».
  36. Сравнение двух народных песен инте-ресно именно противоположным отноше-нием к государям. «Дар», который полу-чает от царя разбойник в песне «Пра-веж», — справедливый, а в любимой пес-не Пугачева царь жалует разбойничка по-иному — «двумя столбами с перекла-диной». Выбор этой песни самим Пугаче-вым говорит о понимании самозванцем своей будущей судьбы.

  37. Попробуйте кратко охарактеризовать три времени, которые связаны с повестью «Капитан-ская дочка» А. С. Пушкина: время, которое изо-бражено в произведении, время создания повести и сегодняшнее время.
  38. Время восстания Пугачева четко опре-делено историками и затем воспроизведе-но Пушкиным в двух его произведениях: повести и историческом труде. И «Исто-рия Пугачева», и «Капитанская дочка» рисуют крестьянскую войну 1773-1775 годов. Причины народных восстаний всег-да подобны друг другу: это усиление труд-ностей жизни народа, которые вызывают-ся и войнами, и неурожаями, и иными бедствиями. Пушкин вводит читателя в события XVIII века.

    Время создания повести и историческо-го труда можно охарактеризовать, обра-щаясь к страницам жизни Пушкина. Те-ма властителя и народа звучит и в его «Медном всаднике» (1833) и в лирике тех лет. В августе 1833 года Пушкин отправ-ляется в места, где действовал Пугачев, записывает рассказы и песни о нем. В 1833 году создается исторический труд «История Пугачева», а в 1833-1836 го-дах идет работа над «Капитанской доч-кой». Тема народного восстания парал-лельно звучала и в неоконченной повести «Дубровский» (1832-1833).

    Но труднее всего создать рассказ о том времени, когда читается повесть. Нужно рассказать о том, что перекликается в ней с сегодняшним днем и поэтому вызывает именно сегодня стойкий интерес. Так что нужно подумать о том, какие события ха-рактерны для того года, когда вы отвечае-те на вопрос.

  39. С какой целью в повести рассказано о детстве и юности Гринева?
  40. Какую роль играет эпизод первой встречи Гринева с Пугачевым?
  41. Как описана «богоспасаемая» Белогорская крепость? Для чего нужно это описание? Оправдались ли ожидания Гринева?
  42. Какое впечатление производят при первой встрече члены семьи Мироновых? Верно ли это впечатление?
  43. Какую роль в повести играет рассказ об отношениях Швабрина и Маши до начала восстания?
  44. Почему не смогли подружиться Швабрин и Гринев? Только ли из-за Маши они стали врагами?
  45. Какую роль в повести играет эпизод с пленным башкирцем?
  46. Как проявили себя защитники Белогррской крепости во время захвата ее пугачевцами? Неожиданно ли для вас их поведение?
  47. Что спасло Гринева?
  48. Сравните два военных совета: у Пугачева и у генерала в Оренбурге. К каким выводам приводит это сравнение?
  49. Как вы думаете, почему Пугачев решил помочь Гриневу и даже простил его обман? Материал с сайта
  50. Помогла ли вам понять Пугачева рассказанная им калмыцкая сказка об орле и вороне? В чем ее смысл?
  51. Почему Гринев отказался служить у Пугачева, своего спасителя? Как это его характеризует?
  52. Можно ли назвать героическим поведение Маши в плену у Швабрина?
  53. Швабрин на службе у Пугачева. Удивил ли он вас? Почему?
  54. Какие качества Гринева проявились во время суда?
  55. Что спасло Гринева? Считаете вы его спасение случайным или закономерным? Почему?
  56. Какую роль в этой исторической повести играет рассказ о судьбах вымышленных героев?
  57. Чем различается художественное изображение бунта в по-вестях «Дубровский» и «Капитанская дочка»?
  58. В «Дубровском» руководит бунтующими крестьянами обеднев-ший помещик Дубровский, личная обида которого на помещика Троекурова и явилась толчком к разбою. Участниками бунта ста-ли крестьяне Дубровского, которые не хотят от «доброго» поме-щика переходить к «злому». Бунт носит локальный характер. В «Капитанской дочке» во главе бунта стоит Пугачев — выходец из народа. Причины крестьянской войны носят социальный харак-тер — угнетение крестьян, заводских рабочих, инородцев. Борьба приобретает народный характер. Цель ее — поставить «хорошего» царя вместо царицы-угнетательницы.

  59. Объясните смысл эпиграфа к повести А.С. Пушкина «Капи-танская дочка» и его функции.
  60. Эпиграф «Береги честь смолоду», предпосланный всей повес-ти «Капитанская дочка», раскрывает основной смысл истории жизни Гринева — в любых поворотах судьбы сохранять честь и достоинство русского дворянина.

  61. В чем выражается связь повести А.С. Пушкина «Капитан-ская дочка» с устным народным творчеством?
  62. Связь с устным народным творчеством проявляется в эпигра-фах, одни из которых являются пословицами или поговорками, другие — строками из солдатских, рекрутских народных песен. Народнопоэтическая основа видна в речи персонажей (разговор Пугачева с хозяином постоялого двора, весь пересыпанный по-говорками и иносказаниями), в использовании А.С. Пушкиным народных песен, в стилизации под сказку притчи о вороне и орле и т. д.

  63. А.С. Пушкин одновременно с повестью «Капитанская доч-ка» писал «Историю Пугачевского бунта», где показал зверства Пугачева. Почему в повести он смягчил образ?
  64. Художественное творчество имеет иные принципы, чем исто-рическое исследование. Отступая в чем-то от исторической кон-кретики, писатель создает полнокровный, неоднозначный ха-рактер Пугачева, отличавшийся от официального однолинейно-го образа злодея-душегуба.

  65. Как Гринев и сам автор относятся к крестьянскому бунту?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ответы вопросы капитанская дочка
  • почему гринёва можно назвать прарочеством во 2 главе
  • капитанская дочка развязка
  • смысл эпиграфа к повести капитанская дочка
  • капитанская дочка сочин на тему описания героя

, 58.77kb.

  • Программа для общеобразовательных и профильных негуманитарных классов (базовый уровень) , 101.94kb.
  • "Золотой век" русской культуры в XIX веке , 661.74kb.
  • Москва центр объединения русских земель , 19.48kb.
  • Ученица 11 класса , 19.38kb.
  • Утверждаю , 280.3kb.
  • Писателями Земли Русской. Ятогда вызвался привести рассказ , 117.71kb.
  • Вопросы и задания
    1. Чем отличается поведение Яшки по дороге к реке от поведения Володи? По каким признакам Яшка узнавал, что летят утки, звенят дрозды? Что рассказал он о дроздах?
    2. Как вели себя в минуту опасности мальчики? Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не было ничего на свете милее блед­ного, испуганного, страдающего лица Володи?

    По высказываниям исследователей творчества Казакова, писатель ничего невыгодного для своих героев не утаивает от читателя, который сам должен решить, насколько они хороши или плохи. Как вы думаете, что мог утаить, но не утаил от читателя автор в поведении Яшки?

    1. Подготовьте по самостоятельно составленному плану пересказ или чтение рассказа по ролям (на выбор).
    2. Бывали ли с вами в лесу или на реке трудные ситуации? Как вы веди себя в это время? Отвечая на вопрос, постарайтесь использовать пословицы: «Друзья познаются в беде», «Одному не под силу - зови товарищей».
    Из рассказа Ю. Казакова «О мужестве писателя»

    «Писатель должен быть мужествен, ...потому что жизнь его тяжела. Когда он один на один с чистым белым листом бумаги, против него решительно все. Против него миллионы написанных ранее книг - просто страшно подумать! - и мысли о том, зачем же еще писать, когда про все это уже было. Против него головная боль и неуверенность в себе в разные дни, и разные люди, кото­рые в эту минуту звонят к нему или приходят, и всякие заботы, хлопоты, дела, как будто важные, хотя нет для него в этот час дела важнее того, которое ему предстоит. Против него солнце, когда тянет выйти из дому, вообще поехать куда-нибудь, что-то такое повидать, испытать какое-то счастье. И дождь против него, когда на душе тяжело, пасмурно и не хочется работать...

    Настоящий писатель работает по десять часов в день. Часто у него застопоривает, и тогда проходит день, и еще день, и еще много дней, а он не может бросить, не может писать дальше и с бешенством, почти со слезами чувствует, как проходят дни, кото­рых у него мало, и проходят впустую...»

    «...У тебя нет власти перестроить мир, как ты хочешь, как нет ее ни у кого в отдельности. Но у тебя есть твоя правда и твое слово. И ты должен быть трижды мужествен, чтобы, несмотря на все свои несчастья, неудачи и срывы, все-таки нести людям радость и. говорить без конца, что жизнь станет лучше...»

    Вопрос и задания

    1. Почему, по мнению Юрия Казакова, писателю необходимо мужество?
    Подтвердите свой ответ цитатами из дневника писателя и высказываний о н е м
    писателей и критиков.

    2. Прочитайте самостоятельно рассказ К) Казакова «По дороге». Подготовьте
    отзыв на этот рассказ (устный или письменный - на выбор).


    ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ

    Родился в 1906 г.

    Многочисленных иссле-


    Дмитрий Сергеевич Лихачев - автор дований по древнерусской литературе.

    В его предисловии «От автора» в книге «Земля родная» читаем: «Судьба сделала меня специалистом по древней русской лите­ратуре. Впрочем, что значит «судьба»? Судьба была во мне самом: в моих склонностях и интересах, в моем выборе факультета в Ленинградском университете и в том, к кому из профессоров я стал ходить на занятия. Меня интересовали старые рукописи, меня интересовала литература, меня притягивала к себе Древ­няя Русь и народное творчество. Если сложить все это вместе и умножить на известную усидчивость и некоторое упрямство в ведении поисков, то все это вместе и открыло мне дорогу к внима­тельному изучению древней русской литературы.

    Но та же судьба, жившая во мне самом, одновременно посто­янно отвлекала меня от занятий академической наукой. По натуре я, очевидно, человек беспокойный...

    Я хочу, чтобы все ценности принадлежали всем и служили всем, оставаясь на своих местах. Вся земля владеет и хранит ценности, сокровища прошлого. Это и красивый пейзаж, и красивые го­рода, а в городах свои, собранные многими поколениями па­мятники искусств. А в селах - традиции народного творчества, трудовые навыки. Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и кра­сивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить

    В другом свое, доброе. Ценностями является язык, накоплен­ные литературные произведения. Всего не перечислишь.

    Что такое наша Земля? Это с невероятной, непредставимой скоростью мчащаяся в космическом пространстве сокровищница необычайно разнообразных и необычайно хрупких созданий че­ловеческих рук и человеческого мозга. Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово «земля» в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар.

    В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих смыслах.

    Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств».

    ЗЕМЛЯ РОДНАЯ

    Главы из книги

    Молодость - это вся жизнь

    Когда я учился в школе, мне казалось - вот вырасту, и все будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. Будет другое окружение, будет какой-то иной, «взрослый» мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным миром. А в действительности оказалось иначе. Вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школе, а потом и по университету. Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности остава­лось тем же. Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечта­лось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.

    Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца ее долгой жизни оставались ее школьные подруги, а когда они отходили «в иной мир», замены им не было. То же и у моего отца - его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в мо­лодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей - самых близких, самых нужных.

    В молодости формируется не только человек - формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сдела­ла человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с заду­шевными друзьями, - не радость.

    Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «откры­тости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.

    И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.

    Наша молодость - это и наша старость.

    Искусство открывает нам большой мир!

    Величайшая и ценнейшая черта русской культуры состояла в ее мощи и доброте, которой всегда обладает мощное, по-настоя­щему мощное начало. Именно поэтому русская культура смогла смело освоить, органически включить в себя начала греческие, скандинавские, угро-финские, тюркские и т. д. Русская культура - открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая.

    Таким был и русский из русских Петр I. Он не побоялся перенести столицу ближе к Западной Европе, сменить костюм русских людей, переменить многие обычаи. Ибо не во внешнем суть культуры, а в ее внутреннем интернационализме, высокой культурной терпимости...

    Разные художники (французы, армяне, греки, шотландцы) были в русской культуре всегда и будут в ней всегда - в нашей великой, широкой и гостеприимной культуре. Узость и деспотизм никогда не совьют в ней прочного гнезда.

    Картинные галереи должны быть пропагандистами этой ши­роты. Будем верить нашим искусствоведам, доверять им, даже если чего-то мы не понимаем.

    Ценность замечательных художников в том, что они «разные», т.е. способствуют развитию в нашей... культуре ее разнообразия.

    Будем любить все русское, исконно русское, будем любить, скажем, Вологду и фрески 1 Дионисия, но будем неустанно учиться ценить и то, что давала и будет еще давать мировая прогрессив­ная культура и что таится нового в нас самих. Не будем бояться нового и не будем с порога отшибать все, что мы еще не поняли.

    Нельзя в каждом новом по своему методу художнике видеть мошенника и обманщика, как это часто делают малоосведомлен­ные люди. За разнообразие, богатство, сложность, «гостепри­имство», широту и интернационализм нашей... культуры и искусства будем ценить и уважать то прекрасное дело, которое делают картинные галереи, знакомя нас с разным искусством, развивая наш вкус, нашу духовную восприимчивость.

    Понимать математику - надо учиться. Понимать музыку - надо учиться. Понимать живопись - тоже надо учиться!

    Учиться говорить и писать

    Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве». Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык - самое выразительное, чем че­ловек обладает, и, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком - устным и письмен­ным - надо следить постоянно.

    Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

    0 русском языке как языке народа писалось много. Это один
    из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение

    1 Фреска (итал. fresco - свежий) -картина, исполненная красками, разве­
    денными на воде и нанесенными на свежую штукатурку.

    Более тысячелетия, давший в XIX в. лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

    Речь в этой моей заметке пойдет не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.

    Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.

    Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, - качеств человека, который пользуется языком народа.

    Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о чело­веке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

    А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «сло­вами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружа­ющих, над всем смеется, ничего не боится.

    А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предме­ты, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.

    Посмотрите, послушайте, о ч е м такой «храбрец» и «мудрец» цинично отзывается, в каких случаях он обычно слова заменяет «словами-плевками»? Вы сразу заметите, что это все то, что его страшит, от чего он ждет неприятностей себе, что не в его власти. У него будут «свои» слова для денег, для заработков - закон­ных и особенно незаконных, - для всякого рода махинаций, циничные прозвища людей, которых он боится (бывают, впрочем, прозвища, в которых люди выражают свою любовь и ласку к тому или иному человеку, - это другое дело).

    Я этим вопросом специально занимался, поэтому, поверьте мне, я это знаю, а не просто предполагаю.

    Язык человека - это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.

    И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, обра­зованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте

    Окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке: не будьте самовлюбленным болтуном.

    Если вам приходится часто публично выступать, - на собра­ниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Следи­те за временем. Это необходимо не только из уважения к окружа­ющим - это важно, чтобы вас поняли. Первые пять минут - слушатели могут вас слушать внимательно; вторые пять минут - они вас еще продолжают слушать; через пятнадцать минут - они только делают вид, что слушают вас, а на двадцатой минуте - перестают делать вид и начинают перешептываться о своих делах, а когда дойдет до того, что вас прервут или начнут друг другу что-нибудь рассказывать, - вы пропали.

    Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Можно даже читать доклад, но читайте его с интересом. Если выступаю­щий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то и слушателям будет интересно. Интерес не создается в аудитории сам, - интерес внушается аудитории выступающим. Конечно, если тема выступления неинтересна, из попыток внушить интерес слушателям ничего не выйдет.

    Постарайтесь так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а чтобы была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. Тогда вас будет легче слушать, в вашем выступлении окажется тема, интрига, появится «ожидание конца», слушатели будут догадываться - к чему вы ведете, в чем вы их хотите убедить - и будут с интересом слушать и ждать, как вы сформулируете в конце вашу основную мысль.

    Это «ожидание конца» очень важно, и его можно поддерживать чисто внешними приемами. Например, выступающий два-три раза говорит в разных местах о своем выступлении: «Я еще об этом скажу», «Мы еще к этому вернемся», «Обратите внимание на...» и т. д.

    А уметь хорошо писать нужно не только писателю и ученому. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, свое расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку.

    Но как научиться писать? Если научиться хорошо говорить,

    Надо, постоянно обращая внимание на речь свою и других, запи­сывая иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела, то, чтобы научиться писать, - надо писать, писать письма, дневники. (Дневники следует вести с юных лет, потом они будут вам просто интересны, а в момент их написания вы не только учитесь писать - вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили.) Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

    Вопросы и задания

    1. Вы прочитали несколько глав из книги Д. С. Лихачева «Земля родная», которая написана в публицистическом жанре, т. е. жанре, освещающем зло­бодневные, современные вопросы нашей жизни. На что же обратил наше внима­ние автор? Как вы поняли главу «Искусство открывает нам большой мир!»?
    2. Как вы понимаете поговорку: «Береги честь смолоду»? Почему нельзя совсем уйти от репутации, созданной в школьные годы?
    3. Как соединяются культуры разных национальностей в обычной жизни? Какие выставки, художественные промыслы «живут» в вашем крае?
    4. Подготовьте сообщение на тему «Искусство моего родного края» (устно или письменно - на выбор). Используйте советы Д. С. Лихачева, высказанные в главе «Учиться говорить и писать».

    Серебро, огни и блестки - Целый мир из серебра!

    В жемчугах горят березки, Черно-голые вчера.

    Это - область чьей-то грезы, Это - призраки и сны!

    Все предметы старой прозы Волшебством озарены.

    « Т И Х А Я М О Я РОДИНА...»

    (стихотворения о родной природе)

    «Каждый любит природу по-своему и «как может»,- пишет Константин Георгиевич Паустовский. - Любовь к природе не бездеятельна и созерцательна. В любую минуту она может пе­рейти из состояния созерцательности в гнев и сопротивление. Многие знают тот леденящий сердце гнев, какой испытываешь при виде бессмысленного опустошения природы. Гул от падения срубленных на корню вековых деревьев причиняет почти физи­ческую боль. Мы ведь знаем, что порой рубка леса вызывается не жизненной необходимостью, а разгильдяйством, невежеством и, что хуже всего, рваческим отношением к земле.

    Редакции наших газет завалены сотнями писем простых людей со всех концов страны о неразумном, а то и просто преступном отношении к природе.

    До сих пор у нас нет еще полного понимания азбучной истины, что сохранение природы, сохранение пейзажа - дело государ­ственной важности...

    Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе. Сила ее эстетического воздействия так велика, что, не будь ее, у нас не было бы такого блистательного Пушкина, каким он был. И не только Пушкина, но и Лермонтова, Чайковского, Чехова, Горького, Тургенева, Льва Толстого, Пришвина и, наконец, не было бы плеяды" замечательных художников-пейзажистов: Савра­сова, Левитана, Борисова-Мусатова, Нестерова, Жуковского, Ре­пина, Крымова, Ромадина и многих других.

    Понятно, что любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе - один из вернейших призна­ков любви к своей стране...».

    Вопросы и задания

    1. Прочитайте статью К- Г. Паустовского «Заметки о живописи», из которой взят отрывок для учебника. Какое отношение к природе называет К. Паустовский преступным? Как перекликается эта мысль писателя с рассказом Е. Носова «Кукла»? Попробуйте сформулировать манифест 2 «В защиту родной природы».
    2. Читая стихотворения поэтов XX века о родине и родной природе, вы, конечно, вспомните и произведения русских поэтов XIX века - Пушкина и Лер­монтова, Фета и Тютчева, Некрасова и Бунина... и, конечно, художников-пей­зажистов... Какое настроение несет каждое из стихотворений?
    Валерий Брюсов*

    ПЕРВЫЙ СНЕГ

    Экипажи, пешеходы,

    На лазури белый дым,

    Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым.

    Воплощение мечтаний,

    Всемогущего игра, Этот мир очарований,

    Этот мир из серебра!

    Плеяда - группа выдающихся деятелей эпохи, направления. Манифест - письменное обращение программного характера.




    Забелелся туман за рекой, Этот берег совсем не высок, И деревья стоят над водой, И теперь я совсем одинок.
    Федор Сологуб*

    Я в кустах поищу хворостин И в костер их на берег сношу, И под ними огонь воскрешу, Посижу, помечтаю один.

    И потом, по теченью реки, Потихоньку пойду босиком,- И завижу вдали огоньки, Буду знать я, что близок мой дом.

    Сергей Есенин*

    В государстве ромашек, у края, Где ручей, задыхаясь, поет, Пролежал бы всю ночь до утра я Запрокинув лицо в небосвод.

    Жизнь потоком светящейся пыли Все текла бы, текла сквозь листы, И туманные звезды светили, Заливая лучами кусты.

    И, внимая весеннему шуму Посреди очарованных трав, Все лежал бы и думал я думу Беспредельных полей и дубрав.

    Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес.

    Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям снится Гомон косарей.

    ТИХАЯ МОЯ РОДИНА

    По лугу со скрипом Тянется обоз - Суховатой липой Пахнет от колес.

    Слухают ракиты Посвист ветряной... Край ты мой забытый, . Край ты мой родной!..

    Николай Заболоцкий"

    Я воспитан природой суровой, Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый, Подорожника твердый клинок.

    Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых листьев его появленье На рассвете весеннего дня.

    Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи... Мать моя здесь похоронена В детские годы мои.

    Где же погост? Вы не видели" Сам я найти не могу.- Гихо ответили жители:

    Это на том берегу.

    Гихо ответили жители, Гихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос.

    IIIII.I теперь и болотина где купаться любил...

    Николай Рубцов*

    В. Белову

    Тихая моя родина, Я ничего не забыл.

    Новый забор перед школою, Тот же зеленый простор. Словно ворона веселая, Сяду опять на забор!

    Школа моя деревянная!.. Время придет уезжать - Речка за мною туманная Будет бежать и бежать.

    С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь.

    Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906–1999). «Земля родная»

    Цели: учить комментировать при чтении публицистические статьи, делить текст на абзацы, определять главную мысль, составлять простой план; тренировать навыки выразительного чтения.

    Методические приемы: чтение текста, его объяснение, запись основной мысли.

    Ход уроков

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    – Бывали ли с вами трудные ситуации? Как вы вели себя в это время? При ответе постарайтесь использовать пословицы «Друзья познаются в беде», «Одному не под силу – зови друзей».

    – Почему, по мнению Ю. Казакова, писателю необходимо мужество? (По статье учебника, с. 196.)

    III. Сообщение темы и целей урока.

    1. Слово учителя о Д. С. Лихачеве с цитированием предисловия «От автора» из книги «Земля родная».

    1) Дмитрий Сергеевич Лихачев – специалист по древней русской литературе.

    2) Ценности земли – пейзаж города, памятники искусств, традиции народного творчества, трудовые навыки.

    3) Земля – это сокровищница хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга.

    2. Комментированное чтение статей, деление на абзацы, составление и запись.

    Молодость – это вся жизнь.

    1) Вступление в новый, «взрослый» мир со школьными и университетскими товарищами.

    2) Круг самых лучших, самых близких друзей формируется в молодости.

    3) Настоящие друзья помогут разделить горе и радость, чтобы она не испортила человека и дала ему настоящее душевное богатство.

    4) Храните молодость души до самой старости.

    5) «Береги честь смолоду»: от репутации школьных лет уйти нельзя, а изменить ее можно, но трудно.

    Искусство открывает нам большой мир.

    1) Русская культура – открытая культура, добрая, смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая.

    2) Суть культуры в ее интернационализме, терпимости.

    3) Ценность замечательных художников в том, что они «разные».

    4) Не будем бояться нового и будем ценить то, что дает нам прогрессивная мировая литература.

    5) Художники, картинные галереи должны развивать и развивают нашу духовную восприимчивость, наш вкус.

    Учиться говорить и писать.

    1) Учиться говорить и писать нужно все время.

    2) Язык – самая большая ценность народа, на котором он думает, говорит и пишет, который формулирует наши мысли.

    3) «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу». (И. С. Тургенев.)

    4) Язык – важнейший показатель умственного развития человека, показатель культуры народа.

    5) «Встречают по одежде – провожают по уму». (Пословица.)

    6) Слова – «плевки».

    7) Язык человека – это его мировоззрение и его поведение.

    8) Говори так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.



    9) Выступая перед слушателем, во-первых, следите за временем, во-вторых, за тем, чтобы ваше выступление было интересно и, чтобы в нем была одна главная мысль, которой подчинены все остальные.

    10) Уметь хорошо писать надо всем!

    11) Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде; чтобы научиться писать, надо обращать внимание на свою речь, на речь других, писать письма, дневники, которые будут вашим своеобразным отчетом самому себе о том, что вы делаете, как делаете, то есть даете оценку своим собственным словам, поступкам.

    Вывод. Д. С. Лихачев советует, наказывает нам хранить чистоту языка, чтобы быть интересным собеседником, соблюдая чеховское правило: «Краткость – сестра таланта», стремясь к образности и выразительности языка; для этого надо учиться упорно и терпеливо.

    IV. Подведение итогов уроков.

    Учитель. Вы прочитали несколько глав из книги Д. С. Лихачева «Земля родная», которая написана в публицистическом жанре, то есть жанре, освещающем злободневные, современные вопросы нашей жизни.

    – Как вы понимаете поговорку «Береги честь смолоду»? Почему нельзя совсем уйти от репутации, созданной в школьные годы?

    – Как соединяются культуры разных национальностей в обычной жизни? Какие выставки, художественные промыслы «живут» в вашем крае?

    Домашнее задание:

    I группа – используя советы Д. С. Лихачева, высказанные в главе «Учиться говорить и писать», подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края»;

    II группа – сформулировать манифест «В защиту родной природы».

    Вопросы и задания


    1. Вы прочитали несколько глав из книги Д. С. Лихачева «Земля родная», которая написана в публицистическом жанре , т. е. жанре, освещающем зло­бодневные, современные вопросы нашей жизни. На что же обратил наше внима­ние автор? Как вы поняли главу «Искусство открывает нам большой мир!»?

    2. Как вы понимаете поговорку: «Береги честь смолоду»? Почему нельзя совсем уйти от репутации, созданной в школьные годы?

    3. Как соединяются культуры разных национальностей в обычной жизни? Какие выставки, художественные промыслы «живут» в вашем крае?

    4. Подготовьте сообщение на тему «Искусство моего родного края» (устно или письменно - на выбор). Используйте советы Д. С. Лихачева, высказанные в главе «Учиться говорить и писать».


    Серебро, огни и блестки - Целый мир из серебра!

    В жемчугах горят березки, Черно-голые вчера.

    Это - область чьей-то грезы, Это - призраки и сны!

    Все предметы старой прозы Волшебством озарены.

    « Т И Х А Я М О Я РОДИНА...»

    (стихотворения о родной природе)

    «Каждый любит природу по-своему и «как может»,- пишет Константин Георгиевич Паустовский. - Любовь к природе не бездеятельна и созерцательна. В любую минуту она может пе­рейти из состояния созерцательности в гнев и сопротивление. Многие знают тот леденящий сердце гнев, какой испытываешь при виде бессмысленного опустошения природы. Гул от падения срубленных на корню вековых деревьев причиняет почти физи­ческую боль. Мы ведь знаем, что порой рубка леса вызывается не жизненной необходимостью, а разгильдяйством, невежеством и, что хуже всего, рваческим отношением к земле.
    Редакции наших газет завалены сотнями писем простых людей со всех концов страны о неразумном, а то и просто преступном отношении к природе.

    До сих пор у нас нет еще полного понимания азбучной истины, что сохранение природы, сохранение пейзажа - дело государ­ственной важности...

    Когда кругом

    Все люди станут братья!..

    Несмотря на тяжелую работу фермера и поэтическую деятель­ность, Берне и его семья пребывали в бедности и нужде. Лишь после смерти поэта его слава растет, а произведения начинают издаваться на всех языках мира.

    1 Уоллес - легендарный герой многовековой борьбы Шотландии за незави­симость.

    Вопросы и задания


    1. Кого воспевал поэт в своих произведениях? Что вам известно о нем?

    2. Прочитайте книгу Р. Райт-Ковалевой из серии ЖЗЛ «Роберт Берне», подготовьте рассказ о поэте. Автор этой книги пишет: «Пожалуй, нет в мире поэта, которого бы так знали и так пели - на протяжении двух веков! - в его родной стране. Строки его лучших стихов стали лозунгами, их несут на стягах шотландцы во время всемирных фестивалей - встреч доброй воли.
    Его слова вошли в поговорки, в пословицы, его песни вернулись в народ».

    3. Познакомьтесь со стихотворением Бернса «Честная бедность». Поду­
    майте, насколько справедливы слова автора книги о Роберте Вернее.

    ЧЕСТНАЯ БЕДНОСТЬ

    Кто честной бедности своей Стыдится и все прочее, Тот самый жалкий из людей, Трусливый раб и прочее. При всем при том, При всем при том, Пускай бедны мы с вами, Богатство - Штамп на золотом, А золотой - Мы сами! Мы хлеб едим и воду пьем , Мы укрываемся тряпьем И все такое прочее. А между тем дурак и плут Одеты в шелк и вина пьют И все такое прочее. При всем при том, При всем при том Судите не по платью,

    Кто честным кормится трудом,

    Таких зову я знатью. Вот этот шут - природный лорд, Ему должны мы кланяться. Но пусть он чопорен и горд, Бревно бревном останется!

    При всем при том,

    При всем при том,

    Хоть весь он в позументах,-

    Бревно останется бревном

    И в орденах и в лентах! Король лакея своего Назначит генералом, Но он не может никого Назначить честным малым.

    При всем при том,

    При всем при том

    Награды, лесть

    И прочее

    Не заменяют

    Ум и честь

    И все такое прочее!

    Настанет день, и час пробьет, Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте.

    При всем при том,

    При всем при том

    Могу вам предсказать я,

    Когда кругом

    Все люди станут братья!

    Вопросы и задание


    1. Понравилась ли вам песня Бернса? Что возмущает поэта? На что он на­деется и во что верит?

    2. Какая из пословиц близка основной мысли стихотворения Бернса «Честная бедность»: «Правда любого врага одолеет», «И сила уму уступает», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом»?

    3. Выучите песню наизусть, прочитайте ее в классе, подчеркнув ее грустный и шутливый характер.

    ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН

    1788-1824
    Джордж Гордон Байрон - английский поэт, автор поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», главным героем которой является бунтарь. Поэт принимал участие в борьбе итальянского и греческого народов за независимость. Литературовед Р. Усма-нова пишет, что декабристы считали Байрона примером служения делу свободы, борьбы с тиранией. Пушкин и Лермонтов неод­нократно обращались в своих произведениях к его вольнолюбивой поэзии.

    А. С. Пушкин назвал Байрона гением, «властителем дум», воспел его в своих стихотворениях, сравнивая его мятежную душу с могучей стихией моря:

    Твой образ был на нем означен. Он духом создан был твоим: Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем не укротим...

    Произведения Байрона печатаются на различных языках мира. Гуманистический смысл творчества Байрона заключен в его собственных словах: «...все, что человечество гнетет, Всегда во мне противника найдет...»

    Ты кончил жизни ПУТЬ...

    Ты кончил жизни путь, герой! Теперь твоя начнется слава, И в песнях родины святой Жить будет образ величавый, Жить будет мужество твое, Освободившее ее.

    Пока свободен твой народ,

    Он позабыть тебя не в силах.

    Ты пал! Но кровь твоя течет

    Не по земле , а в наших жилах;

    Отвагу мощную вдохнуть

    Твой подвиг должен в нашу грудь.

    Врага заставим мы бледнеть, Коль назовем тебя средь боя; Дев наших хоры станут петь О смерти доблестной героя; Но слез не будет на очах: Плач оскорбил бы славный прах.

    Задания


    1. Назовите героев сказок и былин, пушкинских и лермонтовских произ­ведений, которые могут в других «отвагу мощную вдохнуть» и о которых можно сказать словами стихотворений Байрона: «И в песнях родины святой Жить будет образ величавый».

    2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Ты кончил жизни путь...» и скажите, какому герою вы посвящаете свое чтение. Познакомьтесь с книгой: Джордж Гордон Байрон. «Избранное» (с послесловием Р. Усмановой).

    Одну из глав черновой редакции «Капитанской дочки» А. С. Пушкин не включил в окончательный её текст. По первоначальному замыслу она должна была располагаться в конце главы XIII . Главный герой «Капитанской дочки», Гринёв, носит в этом раннем варианте фамилию Буланин, а Зурин именуется Гринёвым. Ниже приводится краткое содержание «Пропущенной главы», но с привычными для читателя именами: Гринёв называется Гринёвым, а Зурин – Зуриным.

    На нашем сайте вы можете прочесть и полный текст «Пропущенной главы» .

    Вступив в отряд Зурина, Петруша Гринёв стал вместе с ним гоняться за пугачёвцами . Постоянно перемещаясь, отряд этот достиг берегов Волги, невдалеке от того места, где находилось поместье отца Гринёва.

    В поместье жили тогда не только родители Петруши, но и отосланная им туда ранее возлюбленная – капитанская дочка Маша. Гринёв горячо жаждал увидеть их всех. В одну из ночей он нанял у волжских рыбаков лодку с двумя гребцами и поплыл в ней на противоположный берег реки. На середине Волги глазам Петруши предстал ужасный плот с тремя повешенными пугачёвцами, пущенный по течению усмирителями восстания.

    На другом берегу Гринёв нанял тройку и в одиночку, без спутников поехал в родную деревню. Но прибыв туда, он узнал, что местные крестьяне присоединились к бунту Пугачёва, схватили его родителей и Машу и заперли их в хлебном амбаре. Подбежав к амбару, Гринёв повелительно велел мужикам открыть его, вошёл туда и радостно обнялся с родными. Однако крестьяне в это время затворили дверь, и Петруша оказался под замком вместе с прочими.

    Около полудня узники услышали на улице шум и набат. Подбежавший к амбару верный слуга Савельич известил сквозь узкую щель, что в деревню вошёл пугачевский отряд во главе с заклятым ненавистником Петруши и Маши – Швабриным. Гринёв просил Савельича, чтобы он немедленно послал кого-нибудь с лошадью на ту сторону Волги сообщить Зурину об их несчастье.

    Когда Савельич ушёл, заскрипел открываемый замок двери. В амбар попытался войти деревенский голова, но Гринёв отрубил ему голову саблей и закрылся изнутри.

    Швабрин, крича снаружи, потребовал, чтобы узники добровольно сдались. Получив отказ, он приказал зажечь амбар. Огонь стал охватывать брёвна, и семейство Гринёвых решилось на вылазку. Впереди пошёл отец Петруши. Распахнув дверь, он выстрелил из пистолета и ранил Швабрина. Дворянская семья выбежала из горящего амбара и была схвачена крестьянами. Раненый Швабрин, сидя на траве, приказывал вешать Гринёвых. Но как раз в этот момент в деревню въехал гусарский эскадрон, посланный на выручку Зуриным, до которого успел добраться Савельич.

    Гринёвы были спасены. Отец Петруши простил взбунтовавшихся по дурости крестьян. Швабрина схватили и отправили под конвоем в Казань. На другой же день Петруша Гринёв, попрощавшись с родителями и капитанской дочкой, ушёл с полком подавлять остатки мятежа.



    Загрузка...