emou.ru

Россия установит дополнительную систему вооружения на атомный ледокол «Лидер. Арктический стражник: каким будет новый боевой ледокол России

Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным на основе применения передовых ядерных достижений решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике. С его появлением началось настоящее освоение Крайнего Севера . Это обусловлена тем, что все северные границы государства — морские и проходят они по водам Северного Ледовитого океана, моря которого почти весь год покрыты льдами , за исключением части Баренцева моря.

Для России во все времена Северный морской путь, проходящий вдоль северного побережья страны, являлся стратегической магистралью , по которой можно перевозить грузы, перегонять суда и военные корабли с запада на восток страны и обратно. Это самый короткий путь из Европы в Японию и Китай.

До 1960-х годов навигация в Северном Ледовитом океане была три — три с половиной месяца. Небольшая мощность энергетических установок не позволяла судам форсировать тяжелые льды ранней весной и поздней осенью. Поэтому было решено начать строительство ледоколов с атомными реакторами, которые смогли бы осуществлять круглогодичную ледовую проводку в Арктике .

С 1971 по 1992 годы на Балтийском заводе в Ленинграде были построены атомные ледоколы второго поколения "Арктика", "Сибирь", "Россия", "Советский Союз" и "Ямал". С 1982 по 1988 год на Керченском судостроительном заводе "Залив" был создан лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть". Атомные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" строились по заказу СССР на судостроительной верфи компании "Вяртсиля" (Wartsila) в Финляндии с 1985 по 1989 год. При этом использовались советские оборудование (силовая установка) и сталь. "Таймыр" был принят в эксплуатацию 30 июня 1989 года, а "Вайгач" — 25 июля 1990 года. Благодаря уменьшенной осадке они могли обслуживать суда, следующие по Северному морскому пути с заходом в устья сибирских рек .

В настоящее время в состав атомного ледокольного флота входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил ("Ямал", "50 лет Победы"), два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тысяч лошадиных сил ("Таймыр", "Вайгач"), атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" и пять судов технологического обслуживания.

Остальные атомоходы выработали свой технический ресурс и выведены из эксплуатации ("Ленин" в 1989 году, "Сибирь" в 1992 году , "Арктика" в 2008 году , "Россия" ). В 2017 году было принято решение утилизировать атомоход "Советский Союз", хотя ранее .

У действующих российских атомных ледоколов были выполнены работы по продлению срока эксплуатации реакторных установок. Эксплуатацию атомохода "Вайгач" намечено завершить на рубеже 2023-2024 годов, "Таймыра" — в 2025-2026 годов, "Ямала" — 2027-2028 годов. Завершение эксплуатации атомного ледокола "50 лет Победы" отнесено за 2035 год.

Вместо выбывающих атомных ледоколов в строй войдут строящиеся сейчас более совершенные, проекта 22220 "Арктика", "Сибирь" и "Урал".

Ледоколы проекта 22220 имеют, кроме ядерной установки, электродвигательные системы, что значительно удешевляет его эксплуатацию и облегчает работу экипажа. Реакторы работают не только на паровые турбины, которые в свою очередь вращают гребные валы, они выступают в роли электростанций, подающие ток всем потребителям судна, в том числе и двигателям. И этим они . Ледоколы проекта 22220 смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до трех метров. Новые корабли , перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Двухосадочная конструкция судна с регулируемой глубиной погружения позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

"Арктика" и "Сибирь" уже спущены на воду, а "Урал" . "Арктику" планируется сдать в первой половине 2019 года, "Сибирь" и "Урал" — .

Кроме того, готовится проект нового, еще более мощного российского атомного ледокола 10510 "Лидер" мощностью 120 мегаватт. Основными задачами новых атомоходов-лидеров должны стать обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути и .

Без современных ледоколов невозможно решение многих социально-экономических задач, которые стоят перед Россией в Арктике. Это включает в себя развитие Крайнего Севера, реализацию нефтегазового потенциала арктического шельфа России, проведение геолого-разведочных работ по исследованию арктических шельфовых районов, обустройство месторождений и всей обслуживающей инфраструктуры, а также эффективную эксплуатацию и вывоз добытой продукции.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным на основе применения передовых ядерных достижений решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике. С его появлением началось настоящее освоение Крайнего Севера. Основными направлениями деятельности Росатомфлота (предприятие Госкорпорации «Росатом») являются: ледокольное обеспечение проводки судов в акватории Северного морского пути (СМП) в замерзающие порты РФ; обеспечение проведения высокоширотных научно-исследовательских экспедиций; обеспечение аварийно-спасательных операций во льдах на акватории СМП и неарктических замерзающих морей. Кроме того, компания выполняет техническое обслуживание и проведение ремонтных работ общесудового и специального назначения как для собственных нужд, так и для сторонних судовладельцев; участвует в выполнении работ по экологической реабилитации Северо-Западного региона России; а также осуществляет туристические круизы на Северный полюс, острова и архипелаги Центральной Арктики. В силу особенностей двигательных установок одна из технических задач - обеспечение безопасного обращения с ядерными материалами и радиоактивными отходами.

В 2008 году Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» вошло в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на основании Указа Президента Российской Федерации «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (№ 369 от 20 марта 2008 года). С 28 августа 2008 года ему переданы суда с ядерной энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания.

В состав атомного ледокольного флота в настоящее время входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л.с. («Ямал», «50 лет Победы»), два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. л.с. («Таймыр», «Вайгач»), атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реакторной установкой мощностью 40 тыс. л.с. и 5 судов технологического обслуживания. Атомный ледокол «Советский Союз» находится в эксплуатационном резерве.

История отечественного атомного ледокольного флота берет свой отсчет 3 декабря 1959 года. В этот день был принят в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин». Только с появлением атомного ледокольного флота в 70-е годы XX века Северный морской путь начал обретать очертания национальной транспортной артерии в Арктике. Ввод в эксплуатацию атомного ледокола «Арктика» (1975 г.) открыл круглогодичную навигацию в западном секторе Арктики. На этом этапе развития Севморпути ключевую роль сыграло становление Норильского промышленного района и появление на трассе круглогодичного порта Дудинка. Затем были построены ледоколы «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы». Их сооружение и эксплуатация на десятилетия предопределили технологические преимущества нашей страны в атомном судостроении.

Сегодня основная работа Росатомфлота связана с обеспечением безопасности мореплавания и стабильной навигации, в том числе и транзитной, по Северному морскому пути. Транспортировка углеводородной и прочей продукции на рынки Азии и Европы по трассе СМП может служить реальной альтернативой существующим транспортным связям между странами Атлантического и Тихоокеанского бассейнов через Суэцкий и Панамский каналы. Она обеспечивает выигрыш во времени: например, расстояние от порта Мурманск до портов Японии через Северный морской путь составляет около 6 тыс. миль, а через Суэцкий канал – более 12 тыс. миль, соответственно, длительность транзита составляет, в зависимости от метеоусловий и ледовой обстановки, ориентировочно 18 и 37 дней.

Во многом благодаря атомному ледокольному флоту на трассе СМП фиксируется ощутимый грузопоток. В 2015 году по СМП было перевезено около 4 млн. тонн грузов. Таким образом, объем перевозок увеличился в 2,7 раз по сравнению с 1998 годом, когда перевозки достигли своего минимума (1,46 млн. тонн). Постепенно проводки становятся значимее, возникает больше работы с конкретными, ключевыми заказчиками и проектами, которые предстоит обслуживать вплоть до 2040 года. В 2016 году объем перевозок грузов по трассам Северного морского пути составил более 7,3 млн тонн, что на 35% больше, чем в 2015 году. В 2017 году под проводкой атомных ледоколов в акватории Северного морского пути проведено 492 судна общей валовой вместимостью 7 175 704 тонны (для сравнения, в 2016 - 410 судов общей валовой вместимостью 5 288 284 тонны).

Росатомфлот обеспечивает работы по изучению гидрометеорологического режима морей и минерально-сырьевых ресурсов арктического шельфа, прилегающего к северному побережью РФ. Основные заказчики: ОАО «Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт»; ФГБУ «Арктический и антарктический научно- исследовательский институт», ОАО «Севморнефтегеофизика», ОАО «Арктикморнефтегазразведка», ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция». Атомоходы «Росатомфлота» участвуют в обеспечении экспедиций на дрейфующей полярной станции «Северный полюс».

В эфире «Вечернего военного вестника» (популярная телепрограмма с военной тематикой в КНР — прим. перев. ) 25 ноября его ведущий Чжу Сиди сообщил, что Россия завершит работу над атомным ледоколом проекта 10510 «Лидер» до конца этого года. На сегодняшний день он считается крупнейшим в мире и в будущем может быть приспособлен для военных целей. Каковы же будут области применения «Лидера»? И какие стратегические интересы преследует Россия, оснащая военной техникой ледокол гражданского морского флота? Мы поговорили об этом с военным экспертом Ду Вэньлуном.

Общая концепция

Работу «Лидера», самого большого в мире атомного ледокола, обеспечивают два атомных реактора мощностью по 315 МВт каждый. Комментарий Ду Вэньлуна: «Разместив на нем системы вооружения, Россия тем самым сможет не только усилить свои позиции в Арктике, но и контролировать интересы НАТО в этом регионе».

Ду Вэньлун: «В настоящее время этот атомный ледокол является самым большим ледоколом в российском морском флоте. Его полное водоизмещение — 55 000 тонн, и если посмотреть на показатели обычных авианосцев, то он достиг вершины среди авианосцев среднего класса (многоцелевых авианосцев — прим. пер. ). Поэтому, если рассматривать пространство ледокола, его водоизмещение, автономность плавания, мощность — он действительно является передовым среди гражданских и военных кораблей. Кроме того, он обладает высокой проходимостью даже в самых неблагоприятных погодных условиях, возможных в северных водах. Взглянув на платформу, можно заметить ее функциональность, раскрывающую огромный потенциал судна. Если на таком корабле расположить ракеты, то он станет «боевым», и гражданское судно превратится в военное. Если мы посмотрим на устройство корабля, то обнаружим, что установить на ней разнообразные радары и ракеты совсем не составит затруднения».

© РИА Новости, Роман Денисов Атомный ледокол "Арктика" во главе каравана судов в Восточно-Сибирском море

Что же касается метода работы и сферы деятельности, в зоне Арктики практически отсутствуют какие-либо запретные воды. Если разместить разнообразные ракеты (в том числе крылатые ракеты), «накинуть» противокорабельные и зенитные ракеты, разместить противоракетное снаряжение, то ледокол станет эквивалентным авианосцу с точки зрения основных военных задач.

В случае, если такое большое количество ракет разместят на платформе корабля в водах Арктики, то такие меры окажут большую роль в сдерживании США, а также воспрепятствуют присутствию на севере войск НАТО и их возможным там действиям. Можно заметить, что сейчас у России два пути для укрепления своего военного присутствия на Северном полюсе. Первый путь подразумевает создание собственных баз, стягивание вооружений и снаряжений на север, чтобы продемонстрировать мощь и величие российского оружия. Второй же путь лежит в «военизации» гражданских судов, т. е. их «переоснащению» в военные для того, чтобы усилить собственную боеспособность в Арктике.

Сообщают, что, на ледоколе «Лидер» Россия планирует установить противолодочные установки, ракеты дальнего действия, артиллерийские установки, а также специальные контейнеры для радиооборудования и подводного снаряжения. Военный наблюдатель Ду Вэньлун отмечает, что такое модульное вооружение позволит России наносить молниеносные удары по важнейшим гражданским объектам.

Контекст

Россия не поплывет без китайских кранов

Sina.com 27.09.2017

Козырная карта России в Арктике

The National Interest 24.07.2017

Китай - уже в Арктике

NRK 21.07.2017

Ду Вэньлун: «Данное модульное вооружение является многофункциональной баллистической ракетой, с возможностью применения практически на любой платформе. Например, его можно установить на гражданский грузовик: погрузив установку в контейнер, получаем мобильную пусковую установку. Стоит сказать, что такая установка не имеет ничего общего с теми, что устанавливаются на военных машинах. Также такое оборудование может быть размещено и на морских судах, будь то эсминец или фрегат. Это вооружение также может быть установлено на современных гражданских судах. Конечно, тоннаж и грузовместимость военных и гражданских судов будет различаться, но все они будут отвечать минимальным требованиям для погрузки оборудования. В прошлом многие большегрузные гражданские суда, оснащенные ракетными установками, могли свободно участвовать в боевых действиях».

Таким образом, эта управляемая ракета в дальнейшем может стать новой российской базой на платформе для загрузки базового модуля. Теперь рассмотрим грузовое пространство, включающее в себя всевозможные способы транспортировки как на суше, по воздуху, так и морем. Также ее можно использовать на различных гражданских платформах, и таким образом можно скрывать даже самые мощные установки среди гражданской и других незначительных единиц техники. Такого рода удары вскоре станут обычным делом. США и другие государства, столкнувшись с Россией, вскоре обнаружат, что ракетные пусковые установки не только в море, но и на суше могут нанести удар, так как все платформы оснащены боевыми и оборонительными установками.

Российский атомный ледокол «Лидер»

По данным ВМФ России, ледокол «Лидер» построен по стандарту гражданских судов, а возможность установки боевой системы служит лишь опцией. Ду Вэньлун, военный обозреватель, охарактеризовал такие меры, как военно-гражданскую интеграцию «в российском стиле».

Ду Вэньлун: «Для России этот план главным образом предусматривает потенциал военного усиления гражданских объектов и техники. На основании настоящих цифр по морским боевых формирований, включая количество авианосцев, а также количество пусковых платформ, можно заключить, что Россия в сравнении с США находится в проигрышном положении».

Независимо от тоннажа, количества и защитных функций различных авианосцев, в том числе крупных надводных кораблей, современный российский флот концентрируется в ближайших морях. Противостояние во времена холодной войны уже стало историей. Таким образом, и конфронтация, сложившаяся с США в глубинах океанов в те годы, теперь ушла в прошлое.


© РИА Новости, Николай Зайцев Ледокол "Красин"

Ду Вэньлун: «В условиях локальной оборонительной войны, на данный момент противостояние «один на один» с Соединенными Штатами станет невыполнимой задачей. А в ситуации, если боевой потенциал гражданской техники будет усилен оружием, в частности, если оружие и оборудование продемонстрировать в других форматах, то ВМФ России может, не увеличивая количество кораблей, водоизмещение, а также военные расходы, сохранять военно-морской потенциал на высоком уровне. Но если данное условие не будет выполнено, невозможно будет обнаружить опасность и своевременно защитить страну. И если в будущем опасность огневого удара со стороны моря будет постепенно нарастать, я думаю, настанет время для такой военно-гражданской интеграции. Военно-гражданская интеграция не ограничивается строительством самолетов, исследованиями в области высокотехнологичного вооружения, общим развитием, возможно, военно-гражданская интеграция в сфере боевого потенциала и способах ведения войны, станут военной и национальной стратегией России».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

МОСКВА, 4 окт — РИА Новости, Андрей Коц. Широкий приземистый корпус, угловатая надстройка со скошенной по-военному передней стенкой, мощные дизельные двигатели и Андреевский флаг на корме — в среду стартовали госиспытания , впервые за долгие годы заказанного не гражданскими ведомствами, а Минобороны. Корабль относится к классу вспомогательных и будет нести службу в составе Арктической группировки ВМФ. Ожидается, что стального богатыря передадут военным морякам уже совсем скоро — до конца 2017 года. Об особенностях "Ильи Муромца" и перспективах кораблей этого проекта — в материале РИА Новости.

Шустрый малый

На флоте новинку ждут с большим нетерпением — в составе Северного флота на сегодняшний день нет ни одного собственного многофункционального ледокола. Вместе с тем подобные корабли нужны в Арктике как воздух, особенно учитывая серьезные масштабы военного строительства. Не стоит сбрасывать со счетов и неутихающую политическую "грызню" между северными державами, претендующими на свой кусок арктического пирога. Россия по-прежнему обладает крупнейшим ледокольным флотом в мире, однако "Илья Муромец" выводит его возможности на принципиально новый уровень.

© Фото: пресс-служба "Адмиралтейских верфей" Ледокол "Илья Муромец"

© Фото: пресс-служба "Адмиралтейских верфей"

На первый взгляд, в тактико-технических характеристиках корабля нет ничего особо выдающегося — по сравнению с атомными собратьями он относительно небольшой. По водоизмещению (шесть тысяч тонн) соответствует современному эсминцу, по длине (85 метров) — корвету, по скорости хода (15 узлов) — минному тральщику. Ноу-хау "Ильи Муромца" — принципиально новая главная энергетическая установка, дающая ряд серьезных преимуществ при работе в Арктике. Она состоит из четырех дизель-генераторов общей мощностью 10 600 киловатт, которые питают два гребных электродвигателя мощностью 3500 киловатт каждый, установленных в отдельных винторулевых колонках. Они вынесены на внешнюю поверхность корпуса и могут вращаться на 360 градусов. Таким образом, "Илья Муромец" может двигаться в любом направлении — хоть вперед, хоть назад, хоть вбок, хоть наискосок, что позволяет ему быстро менять курс и маневрировать в ледовом поле.

Корабль относится к классу Icebraker6 и способен пробивать себе дорогу через лед до метра толщиной. Конечно, исполинские атомоходы способны и на большее. Но своих дизель-электрических собратьев "Илья Муромец" оставляет далеко за кормой по множеству ключевых показателей. Во-первых, на одной штатной "заправке" ледокол может пройти целых десять тысяч морских миль, то есть "сгонять" по Севморпути туда и обратно. Во-вторых, "Илья Муромец" будет способен находиться в автономном плавании до 60 суток. По обоим показателям ледокол значительно превосходит подавляющее большинство российских надводных боевых кораблей, за исключением разве что тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий". Для судоходства в Арктике автономность и дальность плавания являются важнейшими характеристиками, так как на пути далеко не всегда можно заправиться или пополнить запасы воды и продовольствия.

Универсальный солдат

"Илья Муромец" — настоящий трудяга, способный решать широкий круг задач. Он может длительно патрулировать районы арктической зоны, буксировать корабли, прокладывать для них путь во льдах, снабжать береговые базы и аэродромы всем необходимым, а также участвовать в гидрографических исследованиях. О перспективном ледоколе ранее высоко отзывался адмирал Виктор Чирков, командовавший ВМФ России до 2016 года.

"Когда проектировался этот корабль, в него закладывались характеристики даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, — подчеркнул адмирал 23 апреля 2015 года на "Адмиралтейских верфях" во время закладки "Ильи Муромца". — Это мореходность, маневренность, многофункциональность и совершенно новый электрический принцип движения. Реализован концептуальный принцип кораблестроения, заложенный в кораблестроительной программе на период до 2015 года, — это многофункциональность".

Именно универсальность превращает обычный с виду ледокол в "мастера на все руки", способного не только решать навигационные и транспортные задачи, но и участвовать в боевых операциях. Кроме экипажа (32 моряка), "Илья Муромец" может взять на борт 50 морских пехотинцев с полной боевой выкладкой. Корабль оснащен вертолетной площадкой для приема многоцелевых вертолетов Ка-27. Общая грузоподъемность ледокола — 500 тонн, а объем его трюмов, в которых можно перевозить гражданское и военное снаряжение, составляет внушительные 500 кубических метров. Погрузка всего необходимого на корабль проводится с помощью 21-метрового крана, установленного на палубе.

Дальше — больше: в проект ледокола заложена возможность монтажа бортового вооружения, в частности корабельных скорострельных артиллерийских установок АК-630, АК-230, АК-306. Теоретически на ледокол можно повесить и ударные функции. Грузовая палуба на юте площадью 380 квадратных метров предназначена для перевозки грузов в стандартных 20- и 40-футовых морских контейнерах. В одном из них может скрываться ракетный комплекс Club-K — модификация хорошо известных "Калибров". В контейнере умещается как сама пусковая установка, так и пункт управления. Таким образом, "Илью Муромца" можно очень быстро превратить в достаточно грозного бойца, обладающего еще одним существенным преимуществом над всеми потенциальными конкурентами.

© "Адмиралтейские верфи"


© "Адмиралтейские верфи"

"Неожиданно для западных военных специалистов российская система глобального позиционирования ГЛОНАСС в Арктике оказалась значительно эффективнее GPS, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Оборонно-промышленный потенциал" Виктор Николаев. — GPS при позиционировании в регионе дает погрешность порядка 800 метров. Северный морской путь — очень тяжелый для мореходства. Там сложная, постоянно меняющаяся ледовая обстановка, есть мели. Поэтому такая погрешность — очень серьезная. ГЛОНАСC здесь работает в разы точнее".

Преемник

Вместе с "Ильей Муромцем" флоту позже будут переданы еще четыре аналогичных ледокола проекта 21180 — два для Северного флота и два для Тихоокеанского. Кроме того, к 2020 году для ВМФ России будет построен патрульный корабль арктической зоны "Иван Папанин" проекта 23550. Его вооружат противокорабельными ракетами и универсальной 100-миллиметровой пушкой АК-190, которая сможет пробивать до полутора метров льда. Ожидается, что головной корабль серии вступит в состав флота в 2021 году. Второй ледокол, получивший название "Николай Зубов", будет заложен в 2018 году.

© Инфографика


Новый российский ледокол «Иван Папанин» станет самым необычным среди кораблей этого класса благодаря «вооружению уровня эсминца»

Новый российский ледокол «Иван Папанин» станет самым необычным среди кораблей этого класса благодаря «вооружению уровня эсминца». Об этом пишет аналитик американского издания War is Boring Роберт Бекхусен.

Арктический стражник: каким будет новый боевой ледокол России

О возможном потенциале и вооружении первого многофункционального патрульного ледокола, строящегося для ВМФ РФ

В Санкт-Петербурге 19 апреля на «Адмиралтейских верфях» был заложен первый патрульный ледокол для Военно-морского флота РФ. Он получил имя «Иван Папанин».

Всего Минобороны заказало два корабля ледового класса проекта 23550. «Иван Папанин» должен быть передан флоту в 2019 году, второй корабль - до конца 2020 года.

Технические характеристики этих сторожевиков не имеют аналогов в мире. Как неоднократно отмечали в военном ведомстве, представители этого проекта будут совмещать в себе качества буксира, ледокола и патрульного корабля.

Немецкий журнал Stern уже назвал этот проект «стальным кулаком русской ледовой армады», отметив, что эти корабли будут «доминировать в Северном Ледовитом океане безраздельно». По оценке издания, в последние годы Россия строит много именно малых кораблей, которые оснащены «чрезвычайно тяжелым вооружением».

«Иван Папанин» новый патрульный ледокол для Армии России

ОХРАНЯТЬ И УНИЧТОЖАТЬ

Головной корабль серии «Иван Папанин», заложенный на «Адмиралтейских верфях», спроектирован Санкт-Петербургским конструкторским бюро «Алмаз».

«АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ». СПРАВКА

Старейшее судостроительное предприятие страны в 2014 году отметило 310 лет со дня основания. Со стапелей завода сошли почти три тысячи судов различного назначения, в том числе первый в мире мореходный миноносец, так называемое потаенное судно - прообраз первой подводной лодки. Здесь также были построены легендарный крейсер «Аврора» и первый атомный ледокол «Ленин».

Сейчас петербургское предприятие является центром неатомного подводного судостроения России. На «Адмиралтейских верфях» строятся подлодки проектов 636.3 и 677 «Лада», а также дизель-электрический ледокол «Илья Муромец», который планируется сдать флоту в этом году.

«Иван Папанин» - первый в истории сторожевой (патрульный) корабль ледового класса: ранее нигде в мире подобных боевых ледоколов не строили. У других стран имеются корабли, которые могут «давить» лед, но при этом они не несут на борту оружие.
Подобные корабли собирается строить Канада, но у них будут меньшие возможности, рассказал ТАСС военный эксперт Александр Мозговой.

По своему водоизмещению они близки к российским кораблям проекта 23550. Но наши обладают более широкими возможностями. Тем более мы уделяем большое внимание военным вопросам Арктики, в том числе обороне, развертыванию там Вооруженных сил РФ. Учитывая определенные сложности и экстремальные условия, создание таких ледокольных патрульных кораблей необходимо и целесообразно

По данным открытых источников, российский сторожевик будет иметь водоизмещение около 7 тыс. тонн и длину корпуса 114 метров. Скорость - 18 узлов (33,3 км/ч). Он сможет преодолевать лед толщиной до полутора метров. Дальность плавания - 6 тыс. морских миль (около 11 тыс. км). Корабль оборудуется буксирным устройством и двумя грузовыми электрогидравлическими кранами грузоподъемностью около 28 тонн каждый.

В корпусе «Ивана Папанина» реализованы все последние достижения российского судостроения. Кроме того, корабль оснащен только отечественным оборудованием.

Самое главное, что все оборудование на этом ледоколе будет российским. На других наших ледоколах смешанное, а на этом только российское, и в этом его основное отличие

Патрульный корабль проекта 23550 предназначен для охраны и мониторинга арктических водных ресурсов, конвоирования и буксировки задержанных судов. Также он сможет сопровождать суда обеспечения, участвовать в спасательных операциях и перевозить различные специальные грузы. Боевой ледокол способен не только осуществлять охрану кораблей, но и при необходимости уничтожать неприятельские суда.

АРКТИЧЕСКИЙ КАЛИБР

Строительство подобных кораблей стало следствием активного развития военной инфраструктуры в Арктике. Такую задачу перед армией поставил Верховный главнокомандующий, президент РФ Владимир Путин. Эффективно выполнять военные задачи в арктической зоне такие ледоколы смогут как самостоятельно, так и в составе группировок боевых кораблей.

Надо обеспечить не просто прохождение каравана, а создать условия соблюдения режимов охраны нашего судоходства в соответствии с законодательством. На этом сторожевом корабле будет соответствующее вооружение, которое обеспечит ему выполнение задач
источник в судостроительной отрасли

Пуск крылатой ракеты «Калибр-НК»

По открытым данным, ледоколы проекта 23550 получат тактическое ракетное вооружение - российские крылатые ракеты «Калибр-НК».

Как считает Мозговой, на ледоколе может быть установлено восемь пусковых установок «Калибр-НК».

Опыт установки «Калибров» на ледоколы - это впервые такое. Официально это нигде не говорится, но на картинках этих судов, которые распространены в сети Интернет, можно разглядеть в кормовой части два контейнера с пусковыми установками ракет «Калибр», в каждой по четыре
Александр Мозговой — военный эксперт

Специалист отметил, что «Калибры» имеют низкую радиолокационную заметность, а также могут следовать к цели, огибая рельеф местности на сверхмалых высотах. Из-за этого они тяжело обнаруживаются любыми средствами ПВО. Точность поражения цели «Калибрами» составляет несколько метров, несмотря на дальность применения - до полутора тысяч километров.

Там много модификаций. Есть те, которые часть полета осуществляют на одной скорости, а при подходе к цели - сверхзвуковая. Есть вариант, где стреляют дозвуковой ракетой, но большой мощности (450 кг боевая часть). Имеется вариант, когда стреляют по береговым целям (более 1,5 тыс. километров), и есть «стратегические», которые стреляют до 2,6 тыс. километров с ядерным боезапасом
Александр Мозговой — военный эксперт

Наличие комплекса «Калибр» на борту «Ивана Папанина» сделает ледокол многофункциональным боевым кораблем арктической зоны, считает эксперт.

ПУШКА-НЕВИДИМКА

Ледокол также сможет наносить артиллерийские удары по морским и береговым целям - он будет вооружен артиллерийской установкой АК-176МА. Она может размещаться в специальной «угловатой» башне со сниженной радиолокационной заметностью.

По данным газеты «Известия», решение об установке пушек было принято в конце 2016 года и в настоящее время проектные работы завершены: пушка будет стоять в носовой части корабля.

Артиллерийская установка АК-176МА

По данным Петербургского машиностроительного завода «Арсенал», модернизированная артустановка АК-176МА предназначена для вооружения кораблей ближней морской зоны ВМФ. В ней по сравнению с базовой версией более чем в два раза повышена кучность стрельбы, увеличена скорость наведения. Масса пушки стала меньше девяти тонн (у АК-176 - более 11 тонн).

Как отмечают разработчики, 76-мм корабельная установка включена в состав вооружения современных проектов кораблей (22160, 22800, 12418, 23550), а также может устанавливаться на корабли более ранней постройки. Всего до 2020 года ВМФ получит 22 модернизированные артустановки.

«Иван Папанин» также получит и широкий перечень палубного оборудования: от буксирного устройства до мощных грузовых кранов. Предусмотрено базирование многоцелевого вертолета Ка-27 и двух скоростных катеров типа «Раптор».
У нас есть ледоколы, но они выполняют именно патрульные функции. А эти - более серьезные и рассчитаны уже на ведение боевых действий в Арктике и поддержку сухопутных сил и морской пехоты в этом регионе
Александр Мозговой — военный эксперт

В 2016 году на «Адмиралтейских верфях» был спущен другой военный ледокол проекта 21180 - «Илья Муромец». До конца 2017 года он должен войти в состав Северного флота. Однако этот корабль не будет нести на борту вооружения, а вертолет сможет принимать на носовую площадку только временно, так как не оборудован для базирования винтокрылой машины.



Загрузка...