emou.ru

Национальный музей Прадо (Museo Nacional del Prado). Музей прадо в мадриде Коллекции музея прадо

Есть места на карте мира, в которых концентрация произведений искусства на единицу площади резко отличается от среднестатистической. К ним относится парижский Лувр, Санкт-Петербургский Эрмитаж. Мало на свете музеев, сравнимых с ними. Но они все же есть.

Прадо - испанская сокровищница

В Мадриде тоже есть галерея, с которой по собранию произведений европейских, а особенно не сравнится ни одна коллекция, ни в каком городе. Музей Прадо не знает себе равных по богатству представленных работ Веласкеса, Гойи, Босха и многих других мастеров живописи. Его смело можно назвать главной достопримечательностью испанской столицы, и не побывать здесь - значит не узнать этой страны и не понять ее души.

Музей Прадо - вершина «золотого треугольника»

Сокровища живописи сосредоточены на Пиренеях в трех главных галереях. Самые известные художественные музеи Софии, Тиссена Борнемисса и Прадо) составляют своеобразный «золотой треугольник», притягивающий любителей искусства со всего мира. Даже туристы, не испытывающие особого интереса к живописи и скульптуре, посещают эти достопримечательности, и увиденное производит столь сильное впечатление, что зачастую меняет их взгляд на искусство и весь окружающий мир. И нет в этом ничего удивительного. Многие собранные здесь картины известны во всем мире и обладают определенной магией. Их сюжеты захватывают, судьбы авторов трагичны и таинственны, как и истории этих произведений, которые обладают магнетическими свойствами для неискушенных. Знатокам же хочется увидеть своими глазами известные им по репродукциям полотна и насладиться этим открытием. Ведь никакая полиграфия, пусть и самая качественная, не дает полного представления о мастерстве художника.

Основа собрания живописи

Коллекция королей копилась более трехсот лет. Картины испанских и иностранных художников приобретались для соборов и церквей, тематика их была в основном религиозной, но расширение культурных и экономических связей Испании способствовало жанровому разнообразию. Тициан был любимым живописцем Карла, с собрания его полотен берет начало основа современной экспозиции. В 1548 году художник получил «светский» заказ на портрет короля в честь победы в битве при Мюльберге. Одновременно приобретались картины знаменитых европейских живописцев.

До XVII века лицезрение живописных полотен было доступно лишь знати. Искусство считалось уделом избранных, музеев и картинных галерей в Испании не было, а первая общедоступная экспозиция по королевской воле должна была получить естественно-научное направление. Для нее уже выбрали место - парк Прадо в Мадриде. Строительство началось в 1785 году, но завершить его удалось не сразу. Карл III умер, а его преемник король Карл IV не считал музей столь важным делом, чтобы щедро его финансировать. В начале XIX века на Испанию напал Бонапарт, и стало совсем не до культуры. Возводимое здание пострадало от нашествия, к тому же было принято решение о его новом назначении. Из дворцов Мадрида и Аранхуэса сюда должны были привести королевские художественные сокровища.

Рождение галереи

Наполеоновские войны завершились, а через четыре года, в 1819 году, открылся музей Прадо в Мадриде. Филипп II, в отличие от Карла V, жил в Испании, и перевез коллекцию своего отца из Брюсселя в столицу. Тогда картин было относительно немного, чуть больше трехсот, но именно они составили основу галереи.

Филипп II сделал много для того, чтобы музей Прадо в Мадриде стал одним из лучших европейских собраний произведений искусства. Как и Карл V, он был ценителем итальянской школы, в годы его правления коллекция пополнилась работами Тинторетто, Бассано, Веронезе и многих других живописцев. Филипп отдавал должное и Иерониму Босху, приобретая его полотна, в том числе и лучшее из них, «Сад наслаждений». Тогда же стены музея украсили шедевры Альбрехта Дюрера и Монтеньи.

Голландский дипломат Рубенс успешно совмещал государственную службу с созданием бессмертных полотен. Приехав в 1628 году в Испанию, он продал королю картины, написанные здесь же, а другие его полотна украсили музей Прадо в Мадриде позже, после смерти художника.

Расширение экспозиции

Шло время, и статус королевского собрания становился тесен для Прадо. Экспозиция расширялась, во второй половине XIX века она обогатилась картинами из Эскориала и некоторых монастырских собраний. С 1868 года Прадо - музей Испании, принадлежащий уже не королевской династии, а всей стране, с общегосударственным статусом.

Знаменательным стало событие, произошедшее в 1927 году. Меценат и один из величайших коллекционеров дон Кабанес сделал щедрый дар. Полотно «Иоанн Евангелист», на котором изображен любимый ученик Христа, пополнило богатое собрание картин, посвященных новозаветной тематике, которыми так славится музей Прадо в Мадриде. Картины этого живописца украшают отведенный под них зал наряду с работами других испанских мастеров. Обширна подборка и старых голландских авторов.

Новые архитектурные решения и старина

В связи с постоянным пополнением и расширением экспозиции на рубеже прошлого и текущего веков актуальным стал вопрос об увеличении площади. Проект Рафаэля Моне был прият за основу плана реконструкции, и в результате его реализации в 2007 году появились новые здания, отвечающие всем современным требованиям, и при этом гармонирующие со старой частью. Музей Прадо в Мадриде сегодня представляет собой единый архитектурный ансамбль, включающий монастырь San Jeronimo, построенный в XVIII веке, здания современной постройки и основные галереи. Работы обошлись недешево, их смета составила сумму, превышающую полторы сотни миллионов евро, но результат стоит затраченных денег.

Сочетание старинной испанской архитектуры с новейшими достижениями современного зодчества производит радостное впечатление, обозначая преемственность эпох и вечность великого искусства.

Вход в музей и его план

Ни один турист, посещающий Мадрид, не минует центральной части города, где находится музей Прадо. Ориентиром могут служить площадь Сибелес, вокзал Аточа, там же есть и очень красивый ботанический сад.

Для удобства и систематизации осмотра экспозиции администрацией разработан маршрут. Посетители входят в ворота «Пуэртаде лос Херонимос», затем следуют в центральный холл музея. На первом этаже находятся коллекции фламандской и испанской живописи. Они занимают весь первый этаж вместе с собранием работ итальянских и XVI-XVII веков, находящихся в северном крыле. Войти в музей можно и через другие ворота, названные в честь гениальных испанских живописцев Мурилло и Гойя.

Второй этаж полностью посвящен Рембрандту и Рубенсу. Оттуда лестница вновь спускается, начинается экспозиция искусства «Золотого века», представленного Веласкесом, Мурилло и Эль-Греко. Картины великого Гойи есть на обоих этажах, на втором размещена его «черная живопись». В центральной части музея представлены все эпохи европейского искусства вплоть до шедевров XIX века.

Побывать в Прадо и увидеть «Три грации»

Осмотреть все произведения Прадо за одно посещение практически невозможно, некоторые из них останавливают, надолго привлекая внимание. Настоящие любители живописи, пришедшие сюда не «для галочки», повторяют визит неоднократно, предпочитая проводить в галерее все свободное время. Как и в других величайших сокровищницах мировой культуры, есть здесь и произведения, ставшие своеобразной «визитной карточкой», по которым знаток всегда отличит музей Прадо в Мадриде. Фото и репродукции «Сада Земных Восхищений» Босха, «Триумфа Смерти» Брюхеля, «Давида и Голиафа» Караваджо стали символами этой галереи. Есть и другие шедевры, посмотреть на которые приезжают поклонники высокого искусства со всего света. «Снятие с креста», написанное Вандером Вейденом, рубенсовские «Три грации», и, конечно же «Черные Картины» Гойи не могут оставить равнодушным никого.

Как дорого обойдется посещение Прадо

В наше время стал доступным не только толстосумам, но и людям среднего достатка. В отличие от богачей, им приходится во время поездки думать об экономии, а, как известно, любовь к искусству не всегда прямо пропорциональна суммам доходов. К чести руководства музея Прадо следует отметить демократичность стоимости входных билетов в эту замечательную художественную галерею. Посетить ее можно за 14 евро, дороже всего (23 евро) это удовольствие обойдется тем, кто пожелает воспользоваться услугами гида, но зато существует несколько надежных способов удешевить общение с прекрасным. Последние два часа по воскресеньям вход бесплатный. Пожилые граждане и студенты из объединенной Европы, учителя и журналисты тоже проходят свободно. Учащиеся из других стран платят символическую сумму в три евро, это меньше, чем стоит чашка кофе в Мадриде. Кроме этого, бывают и другие акции, о которых можно узнать в кассах музея. Служащие доброжелательны и всегда помогут выбрать наиболее экономное время для посещения Прадо. Особенно интересно то, что детей сюда пускают бесплатно, а таковыми считают всех, кто не достиг восемнадцатилетнего возраста.

Инфраструктура Прадо

Помимо выставочных залов, здесь есть вся необходимая инфраструктура. Современные скульпторы имеют возможность представлять свои работы в галерее, предназначенной для сезонных выставок. Создана и одна из лучших в Европе реставрационных мастерских, где есть условия для проведения особо тщательных как для собственных экспонатов, так и для оказания помощи другим мировым музейным фондам.

Не остались забытыми и посетители. Учитывая, что на посещение Прадо и знакомство с его сокровищами одного дня хватить не может, и гости проводят в нем многие часы иногда несколько дней подряд, им созданы условия для отдыха. Подкрепиться можно в ресторане и кафе. Есть и магазины, в которых туристы покупают сувениры на память. Парк, примыкающий к выставочному комплексу, служит местом отдыха посетителей, утомленных, но счастливых.

Учреждение, которое сейчас известно под названием музей Прадо, открыл свои двери для посетителей 19 ноября 1819 года как Королевский музей картин, созданный по повелению и под покровительством Короля Фердинанда VII. Цель создания музея Прадо – выставить на всеобщее обозрение сокровища искусства, до этого времени известные и открытые лишь взору узкого круга представителей королевского дома, аристократии и церкви. Эта идея – сделать искусство открытым для народа – корнями уходила в эпоху

Просвещения, получила дальнейшее развитие в период революции и, как многие другие идеи, распространилась по Европе благодаря наполеоновским войнам. Уже в самом начале XIX века было ясно, что испанскому королевскому дому необходимо создать музей при дворе и объединить таким образом все выдающиеся произведения искусства, которые хранятся по всей стране и в неподобающих условиях. Однако первая серьезная попытка учредить такой музей живописи была сделана после вторжения наполеоновских войск. В 1809 году Жозеф Бонапарт издал приказ, повелевающий создать в Мадриде музей искусств и назвать этот музей Жозефино. Первоначально препполагалось разместить музей во дворце Буэнависта, недалеко от нынешней площади Сибелес, но в связи с тем, что этот дворец оказалось трудно приспособить под новые нужды, в 1811 г. Было решено использовать здание, возведенное в местности Прадо де Сан Хенонимо по проекту Хуана де Вильянуэвы. Это здание, строительство которого было начато в 1785 году при покровительстве первого государственного секретаря Карла III, просвещенного политика графа Флоридабланки, предназначалось для Кабинета естествознания и Академии наук, но не было использовано в этом качестве и стало помещением Королевского музея картин – предшественника нынешнего музея Прадо.

Со временем за этим музеем утвердилось название места, где он расположен (prado – по-испански «луг»).


Иоахим Патинир Переправа через реку Стикс

После войны за независимость Испании и изгнания французских войск в мае 1814 года в Мадрид вернулся король Фердинанд VII, который одобрил идею издания музея искусств. За время, прошедшее с момента возвращения, король осуществил все, что необходимо для основания музея, и таким образом, под покровительством короля, оплачиваемый из его личных средств, появился музей Прадо. Фонды музея Прадо – это произведения, предоставленные из Королевских коллекций. Этим обстоятельствам и определяется особый, индивидуальный характер собрания. Музей Прадо рожден страстью к искусству и коллекционированию и отражает личные вкусы монархов, правивших Испанией с XV века. Это, пожалуй, музей самый выразительный, составленный с любовью, логичный как по содержанию, так и по взаимосвязи представленных в нем произведений, и в нем живо ощущается энтузиазм и увлеченность его создателей.

В историческом отношении фонды Прадо – его истинная сущность – на четыре века старше самого музея, созданного в начале XIX века. Музей отражает историю Королевских коллекций, начало которой положили Католические короли Фердинанд и Изабелла, увлекавшиеся фламандским искусством, и это искусство с XV века постоянно присутствовало в Коллекциях, пополнявшихся королевскими наследниками. Их внук Карл V продолжал приобретать работы выдающихся фламандских мастеров, как ван дер Вейден, ванн Эйк и Антониса Мора ван Дасхорста, но и обратил внимание на творчество итальянских художников, в частности Тициана, старшего портретистом этого короля и его сына Филиппа II, который в XVI веке первым стимулировал рост Королевских коллекций. Благодаря этим двум монархам и Марии Венгерской, Сестре Карла V и регентше Нидерландов, в Прадо хранится одно из самых лучших собраний работ Тициана – художника, оказавшего впоследствии огромное влияние как на ориентацию самих Королевских коллекций, так и на развитие испанской живописи в целом. Однако Филипп IIунаследовал от своих предков и любовь к фламандскому искусству и приобретал картины ванн дер Вейдена, Боутса,Патинира, Кампена, Госсаэрта, Давида и, конечно же, Босха – в Прадо представлена лучшая коллекция картин этого художника. Ко всему этому следует добавить работы придворных портретистов Антониса Мора ванн Дасхорста (Антонио Моро) и Санчеса Коэльо, создавших эталон официального портрета, которому портретисты следовали до XVIII века, и многочисленных художников, в основном итальянских, работавших над главным проектом эпохи – украшением монастыря Эскориаль.

Вторым важным этапом в истории Королевских коллекций был период правления Филиппа 4 (1621-1665), совпавший с одним из кульминационных моментов в развитии испанской живописи. Филипп IV был не только покровителем Веласкеса, но и неутомимым собирателем, специально заказывавшим множество работ для своих дворцов. Так были созданы декоративные циклы для павильона Торре де ла Парада, в чем приняли большое участие Рубенс и Веласкес, и для нового дворца Буэн Ретиро. Филипп IV был страстным коллекционером и прекрасно разбирался в искусстве, об этом ясно говорит тот выбор картин, который он сделал в 1649 году при распродаже в Лондоне имущества казненного Карла I Английского, тоже страстного коллекционера. На этом аукционе Филипп IV приобрел такие шедевры, как «Смерть Девы Марии Мантеньи»; «Омовение ног Тинторетто»; «Автопортрет Дюрера»; «Святое семейство, или Жемчужина Рафаэля»; или «Нахождение Моисея Веронезе».

Портрет Карла 3

После смерти Карла II, последнего представителя испанских Габсбургов, смена династий привела и к изменению художественных вкусов. Бурбоны, ставшие правителями Испании с 1700 года, привезли с собой французских художников и пристрастие к более классицистическому итальянскому стилю. Филипп V купил значительную коллекцию, собранную художником Карло Мараттой, в которой были работы Карраччи,Сакки и Пуссена. Вторая жена Филиппа V , Изабелла Фарнезе, в свою очередь, добавила к Королевским коллекциям картины фламандских и голландских художниковXVII века, а также итальянских классицистов, ранее не представленных в Коллекциях, например, Доменикино, Гверчино, Гвидо Рени или Джованни Баттиста Креспи («Черано»). Но все же самым важным ее вкладом в Кллекции была покупка во время пребывания королевского двора в Севилье в 1729-1733 годах большого количества картин Мурильо – художника, чьи работы до этого момента практически отсутствовали в этом собрании, и благодаря королеве и позднее последовавшему ее примеру Карлу IV, творчество этого мастера прекрасно представлено в музее. В 1724 году Филипп V и его супруга также купили собрание скульптуры королевы Кристиной Шведской, украшавшее ее римский дворец во второй половинеXVII века; добавив к этому произведения Веласкеса, написанные им в Риме по заказу Филиппа IV, королевская семья заложила основу коллекции классической скульптуры музея Прадо. Вместе с Бурбонами в Испанию прибыли два величайших европейских представителя позднего барокко – Коррадо Джакуинто и Джованни Баттиста Тьеполо, они были приглашены для работы над украшение королевских дворцов. На период пребывания Тьеполо в Испании пришелся приезд и другой ярчайшей фигуры художественного мира того времени – Антона Рафаэля Менгса, познакомившего страну с классицистическим академизмом. Правление Карла IV(1788-1808 гг) было не менее значительным моментом в истории Королевских коллекций. Помимо того, что этот монарх оказывал покровительство Гойе и Парету, он обогатил коллекции работами итальянских классицистов Бароччи, Андреа дель Сарто и Рафаэля и таких испанских художников, как Рибера, Рибальта или Хуан де Хуанес. Наследником Карла IV был его сын Фердинанд VII, который, как уже говорилось выше, стал основателем музея Прадо.



Когда музей открылся для публики, в нем было выставлено всего 311 работ, причем только испанских художников; однако число экспонатов быстро увеличивалось, так как при поддержке короля в музей стали поступать картины из королевских дворцов. Король продолжал оплачивать издержки музея, поскольку это учреждение, хоть и было открыто для широкой публики, но оставалось королевским владением. В инвентарной описи 1827 года в музее содержалось уже 4000 полотен.

В соответствии с королевским статусом музея, первыми его директорами были представители высшей знати, связанные с придворными кругами. Так, например, первым директором музея был маркиз де Санта Круз, министр королевского двора и член совета Королевской Академии изящных искусств. Кроме того, в музее были советник по искусству и главный хранитель, эти должности обычно занимали придворные художники.

Кончина Фердинанда VII (29 сентября 1833 г) вызвала первый серьезный кризис в истории музея: в завещании короля указывалось, что все его движимое имущество остается в свободном распоряжении. Это означало, что всем работам, хранящимся в музее, угрожает опасность оказаться предметом дележа между родственниками. Этот вопрос так и оставался в подвешенном состоянии до момента объявления совершеннолетия Изабеллы II, что произошло в 1843 году, когда ей исполнилось 13 лет. Королева созвала комиссию, чтобы оценить доставшееся по завещанию имущество, и члены комиссии посоветовали ей, чтобы избежать раздела художественного наследия, выкупить у сестры, инфанты Марии Луисы Фернанды, полученные ею по отцовскому завещанию предметы из королевских дворцов, в том числе и некоторые картины из музея Прадо. Члены комиссии также внесли предложение включить музей Прадо во владения короны, в этом случае он уже не будет считаться личной собственностью монарха и ситуация с вопросом о наследовании не повторится; однако это предложение было осуществлено лишь в 1865 году.


Четыре года спустя после смерти Фердинанда VII, пока вопрос о его завещании оставался нерешенным, произошло событие, сыгравшее большую роль в будущей судьбе музея Прадо. 31 декабря 1837 году был создан Национальный музей живописи и скульптуры, музей был собственностью государства, а его название отчетливо отделяло новый музей от Королевского. Национальный музей, известный как музей Тринидад, поскольку он размещался в монастыре Св. Троицы (Тринидад) на мадридской улице Аточа, был создан для того, чтобы в нем хранились и выставлялись произведения искусства из монастырей провинции Мадрид, Толедо, Авила и Сеговия, изъятые в процессе секуляризации церковной собственности. В этот же музей направлялись и купленные государством произведения современного искусства, чаще всего это были работы, получившие премии на Национальных выставках изящных искусств, первая такая выставка состоялась в 1856 году Музеем Тринидад, в отличии от Королевского, руководил ею не аристократ, а совет профессоров. Этот новый подход применили в 1838 году и в Королевском музее, назначив на должность директора художника Хосе де Мадрасо; так начался долгий перод правления директоров-художников, продлившийся до 1960 года.



В последней трети XIX века в жизни музея произошли серьезные изменения. Во-первых, как уже упоминалось, в 1865 г Прадо был включен во владение испанской короны. Музей перестал быть личной собственностью монарха, и это окончательно избавляло его экспонаты от разделения между наследниками. Через три года после этого революция, лишившая трона Изабеллу II и отправившая ее в ссылку, передала владения короны в собственность государству, и музей стал национальным. С этого момента стало ясно, что нет никакого смысла в существовании двух национальных музеев живописи и скульптуры в государстве, которое с трудом может содержать и один такой музей. Поэтому в тот же год музей Тринидад был расформирован, а его фонды переданы в музей Прадо, и проблема нехватки места, существовавшая с самого открытия этого музея, сразу же проявилось в полной мере. В попытках решить ее строились новые планы по расширению помещения музея и проводилась политика временной передачи произведений искусств на хранения в разные места, что привело к разным трудностям при составлении описей и хранений, с чем не удавалось справиться до последней четверти XX века. Другими важными изменениями, произошедшими в конце XIX века, были, во-первых, утверждение в 1876 году нового регламента музея, где помимо прочего, устанавливалось, что директором музея может быть лишь художник, член Академии Сан Фернандо и обладатель медали одной из Национальных выставок изящных искусств, и во-вторых, создание в 1894 году Музея современного искусства, которому была передана большая часть произведений XIX века, хранившихся в музее Прадо.



В начале XX века, в 1902 году, в музее открылась первая временная экспозиция, демонстрировавшая работы Эль-Греко. В 1912 году с целью улучшить содержание и управлением музеем, придать ему более научный характер и обеспечить тесную связь с общественностью был создан Королевский совет попечителей. Среди первых инициатив совета было учреждение комиссии для проведения полной инвентаризации и описи всех экспонатов музея и определения их точного местонахождения и состояния, а также руководство и контроль над работами по первому проекту реконструкции здания Вильянуэвы, предпринятой в 1914-1923 годах.



Гражданская война 1936 года принесла с собой самое серьезное потрясение из всех, что довелось пережить Прадо: 30 августа этого года музей пришлось закрыть. Незадолго до этого правительство создало специальный совет с целью сохранения произведений искусств, собранных в Прадо, и даже назначили работы по защите здания от возможных повреждений. Кроме того, 20 сентября, 1936 года, жестом, исполненным символизма, республиканское правительство назначило Пабло Пикассо на пост директора Прадо. Вскоре после этого было принято решение перевезти самые ценные произведения музея сначало в Валенсию, а позднее, по мере продвижения военных действий, в Каталонию. В 1939 году был создан Международный Комитет по спасению сокровищ испанского искусства, в которую входили эксперты из разных стран. Его задачей было эвакуировать произведения в Женеву, под охрану Лиги Наций, что и было сделано в феврале того же года. Работы из Прадо были выставлены в Женеве, и после окончания войны новое правительство начало переговоры о возвращении их в Испанию. В мае 1939 году первые произведения прибыли в Мадрид, 7 июля музей снова открылся, и в сентябре уже все музейные экспонаты вернули сь из Швейцарии.

Музей Прадо (Мадрид, Испания) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Испанию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Музей искусства Прадо - неброское здание строгих форм, его интерьеры не блещут золотом. Но при всей скромности эта важнейшая достопримечательность Мадрида стоит на одном уровне с великими Лувром и Эрмитажем . В его огромной коллекции собраны картины и скульптуры величайших мастеров 15-18 веков.

В Прадо можно увидеть полотна знаменитых испанцев: Гойи, Веласкеса, Эль Греко, а также произведения европейских живописцев: Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Рубенса, Ван Дейка, Брейгеля, Босха. Не случайно этот культурный клондайк испанской столицы притягивает более 2 млн туристов в год.

Созданием музея мы обязаны королю Испании Карлу V. В 16 веке он увлекся коллекционированием испанской живописи, а его потомки продолжили дело и пополняли собрание новыми предметами искусства. В 18 столетии царственные особы решили выставлять коллекцию для всеобщего обозрения, для чего заказали строительство музейного комплекса возле парка Прадо. Открытие состоялось лишь в 1819 г., после окончания войны с Наполеоном. Со временем, благодаря меценатам и художникам, экспозиция пополнилась работами европейских живописцев и скульпторов. Войны 20 века не затронули драгоценную коллекцию: она была временно вывезена в Швейцарию.

Музей Прадо

Экспозиция

Коллекция Прадо насчитывает более 8000 картин и 400 скульптур, их выставляют попеременно, основная часть хранится в запасниках. Для осмотра всех предметов искусства одного дня мало, но можно начать с основных шедевров. Путь к ним указан в плане музея, который можно взять бесплатно.

Среди наиболее знаменитых картин - «Менины» кисти Веласкеса, «Портрет кабальеро» и «Поклонение пастухов» Эль Греко, «Три грации» Рубенса, «Сад наслаждений» Босха.

В Прадо представлены мрачные фрески великого Гойи, написанные им на стенах своего мадридского дома в пору душевных расстройств. Наиболее депрессивная из них - «Сатурн». Также в музее можно увидеть более ранние работы мастера, например, «Портрет семьи Карла IV». Знаток человеческих слабостей, Гойя мастерски изобразил подлинные характеры членов королевской семьи.

В залах стоит найти копию «Моны Лизы» Леонардо да Винчи, сделанную его учеником. В отличие от знаменитого оригинала, список не передает загадочность и глубину образа Джоконды, но взглянуть на него любопытно. Кроме живописи, интересны скульптуры, например, древнеримская статуя Ореста и Пилады.

Практическая информация

Адрес: Paseo del Prado, s/n, 28014 Madrid. Веб-сайт (на англ.).

Проезд на метро до станции Atocha или автобусами №№ 9, 10, 14, 19.

Часы работы: с 10:00 до 20:00 (воскресенье и праздники - с 10:00 до 19:00). Музей закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря, накануне праздников часы работы с 10:00 до 14:00.

Цена билетов: 15 EUR, пенсионеры - 7,50 EUR, дети до 18 лет и студенты до 25 лет - бесплатно. Также бесплатный вход в музей начинается за 2 часа до закрытия. В эти часы действует скидка 50 % на временные экспозиции. Аренда аудиогида - 3,5 EUR, можно взять бесплатный путеводитель. Крупную ручную кладь необходимо сдать в гардероб, фотографирование запрещено. В музее есть кафе. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Музей Прадо в Мадриде является одним из самых знаменитых собраний предметов искусства в мире, не уступая по богатству собраниям Лувра и Эрмитажа. Фундамент коллекции составляет испанская живопись, впоследствии дополненная полотнами и скульптурами работы авторов из других стран. Творения Рубенса, Рафаэля, Брейгеля, Гойи, Босха, Веласкеса и других титанов живописи ежегодно привлекают в столицу Испании более двух миллионов человек в год.

История создания

Во второй половине XVIII века по всей Европе активно открывались музеи различной направленности. Карлу III захотелось открыть в своей стране Музей естественной истории. Работы по проектированию начал архитектор Хуан де Вильянуэва (1775 г.). В 1808 году испанская королевская семья потеряла власть, на престол взошёл Ж. Бонапарт. Недостроенное монументальное здание привлекло его внимание, и он решил открыть в нём Музей живописи. От идеи Бонапарта до наших дней дошло лишь название, сам музей не был открыт по причине смерти архитектора. Прадо – название площади, где возводилось сооружение.

В 1813 году испанцам удалось вытеснить французских завоевателей, и королём стал Фердинанд VII. Его жена Мария Изабелла Португальская предложила открыть картинную галерею в здании, а в дальнейшем создать общедоступный музей.

1819 год стал годом рождения знаменитого собрания. На протяжении 10 лет его коллекция формируется за счёт приобретений королевской семьи. С 1829 года дарить экспонаты стали и частные лица. В 1869 г. музей Прадо был национализирован. Трагические события XX века не нанесли ущерба испанской сокровищнице: экспонаты были временно перемещены в нейтральную Швейцарию.

Знаменитые шедевры, которые надо непременно увидеть

Собрание Прадо содержит более 8 тыс. картин и более 1000 скульптурных композиций. Но, несмотря на открытие в 2007 году нового корпуса, выставочное пространство вмещает лишь чуть больше четверти коллекции. Остальные артефакты находятся в запасниках и предлагаются к осмотру лишь на временных выставках. Тем не менее и доступные экспонаты не получится осмотреть за один визит. Как не пропустить самое знаменитое и интересное?

Каждого посетителя на входе ожидает приятный подарок – карта с указанием самых знаменитых шедевров искусства, рекомендуемых к просмотру. Всего там перечислено 15 картин. Но есть несколько произведений живописи, привлекающих к себе целые толпы ценителей прекрасного.

В переводе с испанского это слово означает «фрейлины». Другое название картины – «Семья Филиппа IV». Полотно привлекает внимание сложностью композиции и скрытым смыслом. Зрителю предстаёт момент написания портрета короля Испании и его супруги. За процессом наблюдает их дочь Маргарита Тереза, окружённая фрейлинами. Правящая чета почти остаётся «за кадром», они изображены схематично, как отражение зеркала, висящего на стене. Маленькая инфанта со свитой, наоборот, находится в центре и излучает серебристое сияние и свет.

На картине присутствует и сам маэстро. В те годы рисование не признавалось искусством, оно было ремеслом. Но Веласкесу удалось стать придворным живописцем, поэтому его фигура на полотне свидетельствует о его высоком статусе. Тем более, что крест ордена Сантьяго на груди Диего был написан самим королём.

Эль Греко был очень религиозным человеком, поэтому библейские сюжеты занимают центральное место в его работах. «Поклонение пастухов» писалось под заказ для самого древнего монастыря в Толедо. Картина выполнена в мрачных тонах, характерных для последнего творческого этапа автора. Но магический свет, окружающий младенца с Девой Марией, не только освещает пещеру с пастухами, также он передаётся зрителю. Ангелы, парящие над новорожденным, грустны. Их присутствие подчёркивает божественное предназначение ребёнка, но они уже знают его судьбу. Это полотно было последним в карьере Эль Греко. Есть версия, что в образе пастуха на коленях он увековечил себя самого.

Посетителей мадридского Прадо это полотно привлекает по двум причинам. Королевская семья одета в поражающие своей роскошью костюмы, которые можно рассматривать бесконечно. Регалии и драгоценности написаны блистательно.

В то же время в картине явственно проступает психологический портрет каждого члена семьи и их отношения между собой. Находящийся слева господин в голубом одеянии с надменным лицом станет тираном Фердинандом VII. Его будущая невеста от него демонстративно отвернулась. Королева Мария-Луиза изображена в центре, а сам король стоит в сторонке. Всё как в жизни. Он не был амбициозным человеком, постоянно самоустраняясь от управления страной, а в последние годы и вовсе передавший бразды власти фавориту своей жены. Королевская семья, получив работу, никаких эмоций не выразила и заказов Гойе больше не делала.

БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Достопримечательности Калельи (Испания)

Знаменитый триптих из музея Prado в Мадриде притягивает внимание множеством фигур, необычных сооружений, мельчайшими деталями. Левая створка показывает начало библейской истории появления человечества – Адам и Ева находятся в чудесном райском саду. Центральная часть олицетворяет людскую жизнь во всех ипостасях. Правая створка написана в тёмных цветах и символизирует конец жизни. Безобразные музыкальные инструменты навевают мысли об аде. Весь XX век специалисты спорят о смысле, заложенном в работу, но так и не пришли к единому мнению.

Каждый человек при слове «грациозность» представляет себе что-то лёгкое и воздушное. Увидев творение Рубенса в музее Прадо, многие зрители не могут скрыть удивления. Полноватые женщины далеки от признанных стандартов красоты. Но признанных кем? Во времена Рубенса женщины не были худыми. Художник писал людей в их естественном виде, без прикрас, не скатываясь в пошлость. Глядя на танцующих античных богинь, посетители чувствуют красоту и любовь. Секрет в том, что одна из изображённых граций – супруга живописца. Он только-только вступил в брак и наслаждался своим счастьем.

  • В первые годы своей деятельности музей Прадо был не доступен для посетителей в дни, когда шёл дождь.
  • В 1936-1939 музей возглавлял Пабло Пикассо.
  • В экспозиции есть точная копия «Моны Лизы», авторство приписывается ученику великого Леонардо.
  • В музее нет зала с номером тринадцать.

Как добраться?

Найти музей Прадо несложно, он располагается в центральной части столицы. Доехать можно:

  • на метро (станция «Atocha»). От выхода, следуя указателям, дорога составит примерно 350 метров.
  • на автобусе (№ 9,10, 10, 14, 27, 34, 45).

Время работы и цены

Национальный музей Прадо работает по очень удобному графику – без выходных дней с 10-00 до 20-00. В воскресение и по праздникам он закрывается на час раньше. Стоимость билета – 15 евро, для льготных категорий посетителей — 7,5 евро (люди свыше 65 лет, дети из многодетных семей, владельцы молодёжных карт). Ежедневно за 2 часа до закрытия предусмотрена возможность бесплатного посещения. Фото- и видеосъёмка запрещены.

Официальный сайт: https://www.museodelprado.es

Музей Прадо в Мадриде — одно из самых известных и посещаемых учреждений изобразительного искусства не только в Испании, но и во всем мире.

Общая площадь музея — порядка 58 000 квадратных метров. Он входит в число самых популярных музеев мира. Ежегодно в музее бывают 2-3 миллиона человек.

Стоимость билетов в музей Прадо в 2019 году

В стоимость билетов входит просмотр основной коллекции музея, а также посещение временных выставок. Стоит учесть, что цена входного билета в течение года может меняться, связано это, опять же, со спецификой организованных временных выставок.

Стоимость билетов на официальном сайте музея:

  • полный билет — 15 евро;
  • льготный билет (для пенсионеров старше 65 лет, для членов многодетных семей) — 7,5 евро;
  • на сайте можно приобрести билет на два посещения музея Прадо по сниженной цене — за 22 евро;
  • если вы предпочитаете наслаждаться искусством, когда вокруг нет большого количества людей, то можно посетить музей до его официального открытия (с 9:00 до 10:00). Тогда входной билет будет уже стоить 50 евро;
  • еще вы можете воспользоваться уникальной возможностью и за 29,6 евро купить единый билет сразу в три музея — Прадо, Музей Тиссена-Борнемиса , Музей королевы Софии ;
  • бесплатный вход — для детей младше 18 лет, для студентов младше 25 лет, для людей с ограниченными возможностями.

Еще во время посещения музея вы можете арендовать аудиосистему (вам выдадут специальные наушники, при помощи которых проведут экскурсию). Аудиосистема, рассчитанная на постоянную экспозицию, обойдется в 4 евро, на временные выставки — 3,5 евро. Можно арендовать аудиосистему на временную и постоянную выставки за 6 евро. Экскурсия проводится на испанском, немецком, корейском, китайском, английском, итальянском, французском, японском, португальском и русском языках.

Режим работы музея Прадо в Мадриде

В остальные дни режим работы такой:

  • с понедельника по субботу — с 10:00 до 20:00 часов;
  • в воскресенье — с 10:00 до 19:00 часов.

В предпраздничные дни (6 января, 24 и 31 декабря) музей работает по сокращенному графику — с 10:00 до 14:00 часов. Самый большой поток посетителей наблюдается с 11:00 до 14:00 часов. В это время музей обычно посещают экскурсионные группы.

Картины в музее Прадо в Мадриде

Стоит отметить, что изначально коллекцию картин собирали короли и представители придворной знати. Сначала коллекция музея насчитывала 311 картин, сейчас — более 8 000. Музей Прадо по праву считается сокровищницей испанской, фламандской и итальянской живописи.

Первые экспонаты музея — произведения Тициана, Веронезе, Веласкеса и других мастеров. Именно в музее Прадо хранятся наиболее полные собрания картин Гойи, Босха, Эль Греко, Мурильо, Сурбарана.

Испанское искусство

В музее Прадо собрана богатейшая коллекция средневековых фресок, произведений Ренессанса и полотен XIX века. Например, картины Гойи вы можете увидеть сразу на трех этажах музея, здесь представлены такие шедевры, как «Портрет семьи Карла IV», «Махна обнаженная», «Махна одетая», «Сатурн, пожирающий своего сына», «Колосс», «Молочница из Бордо» и другие.

На 1-ом этаже посетители могут насладиться красотой полотен Эль Греко: «Христос, несущий крест», «Поклонение пастухов», «Распятие», «Воскресение Христово», «Вид Толедо» и другие.

Также на первом этаже вы можете увидеть «Менины», «Портрет короляФилиппа IV» Веласкеса, «Непорочное зачатие», «Аврора», «Святая Мария Египетская» Риберы, «Дети с раковиной», «Благовещение», «Рождение Иоанна Крестителя» Мурильо, «Оборона Кадиса», «Подвиг Геркулеса» Сурбарана и другие.

Фламандское искусство

На цокольном и 1-ом этаже музея Прадо представлены работы фламандских художников (современные Бельгия, Люксембург, Нидерланды). Там представлены следующие полотна: «Снятие с креста» и «Оплакивание» Вейдена, «Воз сена» и «Сад земных наслаждений» Босха, «Святой Георгий, поражающий дракона», «Три грации» Рубенса, «Взятие под стражу» Дейка, «Триумф смерти» Брейгеля и другие.

Итальянское искусство

Что касается итальянских живописцев, то в музее Прадо можно увидеть «Вакханалию», «Поклонение Венере» Тициана (всего в музее хранится 40 работ этого мастера), «Царицу Савскую перед Соломоном», «Похищение Елены» Тинторетто, «Брак в Кане Галилейской», «Венеру и Адониса» Веронезе, «Святое семейство под дубом», «Агостино Беаццано» Рафаэля, «Мадонну с младенцем и Святого Иоанна» Корреджо и другие.

Кроме трех выделенных выше направлений в музее представлены картины английских, немецких, французских живописцев. Например, «Роберт Батчер» Гейнсборо, «Вакханалия» Пуссена, «Автопортрет» Дюрера и другие.

Также посетители могут увидеть различные скульптуры, драгоценные украшения, столы и другие экспонаты, некогда принадлежавшие правителям Испании.

В музее периодически проходят тематические выставки. Например, посвященные творчеству Тициана, Босха, Пикассо и других мастеров. Музей Прадо зачастую является участником подобных выставок и в других странах. Еще в музее организуют лекции, семинары, где исследователи, искусствоведы рассказывают о творчестве прославленных живописцев прошлого, а также о современном искусстве.

История создания музея Прадо

В 1775 году король Испании Карл III велел архитектору Хуану де Вильянуэва разработать проект здания Музея естественных наук. В 1811 году (во время испано-французского конфликта) здание музея было захвачено французскими войсками. Там организовали конюшни, разобрали металлическую крышу. К 1819 году восстановили прежний облик здания. В этом же году музей открыли для публичного посещения. Сделано это было супругой короля Фердинанда VII — Марией Изабеллой де Браганза.

Изначально коллекция музея насчитывала 311 картин. В 1843 году в музее можно было увидеть уже 1949 произведений искусства. После свержения королевы Изабеллы II музей был национализирован.

К 1889 году здание музея Прадо было достроено, появились новые залы. Интересно, что в 1936-1939 годах руководил музеем Пабло Пикассо. К 1978 году по проекту архитектора здание было реконструировано — его расширили.

В 2007 году по проекту Рафаэля Монео расширили помещения для экспозиции, было построено новое прилегающее здание. Сейчас его так и называют — Куб Монео.

Кстати, здание музея Прадо (его основная часть, построенная еще в начале XIX века) выполнено в стиле неоклассицизма. Фасад здания выходит на аллею Прадо. Центральный вход украшен шестью колоннами, перед зданием — статуя Диего Веласкеса. Экспозиции представлены на цокольном, 1-ом и 2-ом этажах.

Как добраться

Официальный адрес музея прадо: улица Руис де Аларкон, 23 (улица расположена слева от центрального входа, однако именно там находятся кассы музея). Центральный вход музея — со стороны аллеи Прадо. Ниже вы найдете информацию о том, как можно добраться до музея на общественном транспорте и на автомобиле.

Общественный транспорт

До музея можно добраться на автобусах № 9, 10, 14, 19, 27, 34, 37 и 45. Остановка «Museo del Prado» находится рядом со зданием музея.

Еще можно доехать на метро — 2 красная линия, станция «Banco de Espana», а также 1 голубая линия, станция «Atocha».

Автомобиль

Из аэропорта вам нужно выехать на проспект Испанидад (Av de la Hispanidad), далее будет несколько развилок, никуда не сворачивайте — следуйте прямо по трассе, затем вам нужно выехать на автостраду Эсте (Autovia del Este), проспект Медитерранео (Avenida Mediterraneo), аллею Рейна Кристина (Paseo de la R.Cristina). Проехав Национальный музей антропологии, двигайтесь в сторону станции метро «Atocha», от нее останется всего несколько метров до музея Прадо. Расстояние между аэропортом и музеем — 17,1 километра. Дорога займет минимум 20 минут. Проложенный маршрут смотрите по google-карте.

Также вы можете воспользоваться услугами местных служб такси, например, через мобильное приложение Uber заказать автомобиль.

Музей Прадо в Мадриде на видео



Загрузка...