emou.ru

Лесковские праведники. Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова ("Соборяне", "Очарованный странник") Другие сочинения по этому произведению

История создания цикла "Праведники" такова. Однажды Н.С.Лескова обвинили в том, что он во всех соотечественниках видит лишь одни гадости и мерзости. Тогда писатель дал обет: найти среди "грешных" мира сего кристально чистого человека, праведника, показать величие русской души.

И стал Лесков "искать праведных" по всей земле русской: в столицах и в глуши, в преданьях старины и в газетных сводках, среди разных сословий и укладов. И нашел их – бескорыстных чудаков и мастеров-самоучек, мучеников и страдальцев, человеколюбцев и философов…

Николай Лесков
Праведники

<Предисловие>
"Без трех праведных несть граду стояния"

При мне в сорок восьмой раз умирал один большой русский писатель. Он и теперь живет, как жил после сорока семи своих прежних кончин, наблюдавшихся другими людьми и при другой обстановке.

При мне он лежал, одинок во всю ширь необъятного дивана и приготовлялся диктовать мне свое завещание, но вместо того начал браниться,

Я могу без застенчивости рассказать, как это было и к каким повело последствиям.

Смерть писателю угрожала по вине театрально-литературного комитета, который в эту пору бестрепетною рукою убивал его пьесу. Ни в одной аптеке не могло быть никакого лекарства против мучительных болей, причиненных этим авторскому здоровью.

– Душа уязвлена и все кишки попутались в утробе, – говорил страдалец, глядя на потолок гостиничного номера, и потом, переводя их на меня, он неожиданно прикрикнул:

– Что же ты молчишь, будто черт знает чем рот набил. Гадость какая у вас, питерцев, на сердце: никогда вы человеку утешения не скажете; хоть сейчас на ваших глазах испускай дух.

Я был первый раз при кончине этого замечательного человека и, не поняв его предсмертной истомы, сказал ему:

– Чем мне вас утешить? Скажу разве одно, что всем будет чрезвычайно прискорбно, если театрально-литературный комитет своим суровым определением прекратит драгоценную жизнь вашу, но…

– Ты недурно начал, – перебил писатель, – продолжай, пожалуйста, говорить, а я, может быть, усну.

– Извольте, – отвечал я, – итак, уверены ли вы, что вы теперь умираете?

– Уверен ли? Говорю тебе, что помираю!

– Прекрасно, – отвечаю, – но обдумали ли вы хорошенько: стоит ли это огорчение того, чтобы вы кончились?

– Разумеется, стоит; это стоит тысячу рублей, – простонал умирающий.

– Да, к сожалению, – отвечал я, – пьеса едва ли принесла бы вам более тысячи рублей и потому…

Но умирающий не дал мне окончить: он быстро приподнялся с дивана и вскричал:

– Это еще что за гнусное рассуждение! Подари мне, пожалуйста, тысячу рублей и тогда рассуждай как знаешь.

– Да я, – говорю, – почему же обязан платить за чужой грех?

– А я за что должен терять?

– За то, что вы, зная наши театральные порядки, описали в своей пьесе всех титулованных лиц и всех их представили одно другого хуже и пошлее.

– Да-а; так вот каково ваше утешение. По-вашему небось все надо хороших писать, а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.

– Это у вас болезнь зрения.

– Может быть, – отвечал, совсем обозлясь, умирающий, – но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу, и за то суще мне господь бог и поможет теперь от себя отворотиться к стене и заснуть со спокойной совестью, а завтра уехать, презирая всю мою родину и твои утешения.

И молитва страдальца была услышана: он "суще" прекрасно выспался и на другой день я проводил его на станцию; но зато самим мною овладело от его слов лютое беспокойство.

"Как, – думал я, – неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, – одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?"

Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых "несть граду стояния", но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, или неправедны, – все это надо собрать и потом разобрать: что тут возвышается над чертою простой нравственности и потому "свято господу".

И вот кое-что из моих записей.

Однодум

Глава первая

В царствование Екатерины II, у некоторых приказного рода супругов, по фамилии Рыжовых, родился сын по имени Алексашка. Жило это семейство в Солигаличе, уездном городке Костромской губернии, расположенном при реках Костроме и Светице. Там, по словарю кн. Гагарина, значится семь каменных церквей, два духовные и одно светское училище, семь фабрик и заводов, тридцать семь лавок, три трактира, два питейные дома и 3665 жителей обоего пола. В городе бывают две годовые ярмарки и еженедельные базары; кроме того, значится "довольно деятельная торговля известью и дегтем". В то время, когда жил наш герой, здесь еще были соляные варницы.

Все это надо знать, чтобы составить понятие о том, как мог жить и как действительно жил мелкотравчатый герой нашего рассказа Алексашка, или, впоследствии, Александр Афанасьевич Рыжов, по уличному прозванию "Однодум".

Родители Алексашки имели собственный дом – один из тех домиков, которые в здешней лесной местности ничего не стоят, но, однако, дают кров. Других детей, кроме Алексашки, у приказного Рыжова не было, или по крайней мере о них мне ничего не сказано.

Приказный умер вскоре после рождения этого сына и оставил жену и сына ни с чем, кроме того домика, который, как сказано, "ничего не стоил". Но вдова-приказничиха сама дорого стоила: она была из тех русских женщин, которая "в беде не сробеет, спасет; коня на скаку остановит, в горящую избу взойдет", – простая, здравая, трезвомысленная русская женщина, с силою в теле, с отвагой в душе и с нежною способностью любить горячо и верно.

Когда она овдовела, в ней еще были приятности, пригодные для неприхотливого обихода, и к ней кое-кто засылали свах, но она отклонила новое супружество и стала заниматься печеньем пирогов. Пироги изготовлялись по скоромным дням с творогом и печенкою, а по постным – с кашею и горохом; вдова выносила их в ночвах на площадь и продавала по медному пятаку за штуку. От прибыли своего пирожного производства она питала себя и сына, которого отдала в науку "мастерице"; мастерица научила Алексашку тому, что сама знала. Дальнейшую же, более серьезную науку преподал ему дьяк с косою и с кожаным карманом, в коем у него без всякой табакерки содержался нюхательный порошок для известного употребления.

Дьяк, "отучив" Алексашку, взял горшок каши за выучку, и с этим вдовий сын пошел в люди добывать себе хлеб-соль и все определенные для него блага мира.

Алексашке тогда было четырнадцать лет, и в этом возрасте его можно отрекомендовать читателю.

Молодой Рыжов породою удался в мать: он был рослый, плечистый, – почти атлет, необъятной силы и несокрушимого здоровья. В свои отроческие годы он был уже первый силач и так удачно предводительствовал стеною на кулачных боях, что на которой стороне был Алексашка Рыжов, – та считалась непобедимою. Он был досуж и трудолюбив. Дьякова школа дала ему превосходный, круглый, четкий, красивый почерк, которым он написал старухам множество заупокойных поминаний и тем положил начало самопитания. Но важнее этого были те свойства, которые дала ему его мать, сообщившая живым примером строгое и трезвое настроение его здоровой душе, жившей в здоровом и сильном теле. Он был, как мать, умерен во всем и никогда не прибегал ни к чьей посторонней помощи.

В четырнадцать лет он уже считал грехом есть материн хлеб; поминания приносили немного, и притом заработок этот, зависящий от случайностей, был непостоянен; к торговле Рыжов питал врожденное отвращение, а оставить Солигалич не хотел, чтобы не разлучаться с матерью, которую очень любил. А потому надо было здесь же промыслить себе занятие, и он его промыслил.

Николай Лесков

Праведники

<Предисловие>

«Без трех праведных несть граду стояния»

При мне в сорок восьмой раз умирал один большой русский писатель. Он и теперь живет, как жил после сорока семи своих прежних кончин, наблюдавшихся другими людьми и при другой обстановке.

При мне он лежал, одинок во всю ширь необъятного дивана и приготовлялся диктовать мне свое завещание, но вместо того начал браниться,

Я могу без застенчивости рассказать, как это было и к каким повело последствиям.

Смерть писателю угрожала по вине театрально-литературного комитета, который в эту пору бестрепетною рукою убивал его пьесу. Ни в одной аптеке не могло быть никакого лекарства против мучительных болей, причиненных этим авторскому здоровью.

– Душа уязвлена и все кишки попутались в утробе, – говорил страдалец, глядя на потолок гостиничного номера, и потом, переводя их на меня, он неожиданно прикрикнул:

– Что же ты молчишь, будто черт знает чем рот набил. Гадость какая у вас, питерцев, на сердце: никогда вы человеку утешения не скажете; хоть сейчас на ваших глазах испускай дух.

Я был первый раз при кончине этого замечательного человека и, не поняв его предсмертной истомы, сказал ему:

– Чем мне вас утешить? Скажу разве одно, что всем будет чрезвычайно прискорбно, если театрально-литературный комитет своим суровым определением прекратит драгоценную жизнь вашу, но…

– Ты недурно начал, – перебил писатель, – продолжай, пожалуйста, говорить, а я, может быть, усну.

– Извольте, – отвечал я, – итак, уверены ли вы, что вы теперь умираете?

– Уверен ли? Говорю тебе, что помираю!

– Прекрасно, – отвечаю, – но обдумали ли вы хорошенько: стоит ли это огорчение того, чтобы вы кончились?

– Разумеется, стоит; это стоит тысячу рублей, – простонал умирающий.

– Да, к сожалению, – отвечал я, – пьеса едва ли принесла бы вам более тысячи рублей и потому…

Но умирающий не дал мне окончить: он быстро приподнялся с дивана и вскричал:

– Это еще что за гнусное рассуждение! Подари мне, пожалуйста, тысячу рублей и тогда рассуждай как знаешь.

– Да я, – говорю, – почему же обязан платить за чужой грех?

– А я за что должен терять?

– За то, что вы, зная наши театральные порядки, описали в своей пьесе всех титулованных лиц и всех их представили одно другого хуже и пошлее.

– Да-а; так вот каково ваше утешение. По-вашему небось все надо хороших писать, а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.

– Это у вас болезнь зрения.

– Может быть, – отвечал, совсем обозлясь, умирающий, – но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу, и за то суще мне господь бог и поможет теперь от себя отворотиться к стене и заснуть со спокойной совестью, а завтра уехать, презирая всю мою родину и твои утешения.

И молитва страдальца была услышана: он «суще» прекрасно выспался и на другой день я проводил его на станцию; но зато самим мною овладело от его слов лютое беспокойство.

«Как, – думал я, – неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, – одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?»

Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния», но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, или неправедны, – все это надо собрать и потом разобрать: что тут возвышается над чертою простой нравственности и потому «свято господу».

И вот кое-что из моих записей.

Глава первая

В царствование Екатерины II, у некоторых приказного рода супругов, по фамилии Рыжовых, родился сын по имени Алексашка. Жило это семейство в Солигаличе, уездном городке Костромской губернии, расположенном при реках Костроме и Светице. Там, по словарю кн. Гагарина, значится семь каменных церквей, два духовные и одно светское училище, семь фабрик и заводов, тридцать семь лавок, три трактира, два питейные дома и 3665 жителей обоего пола. В городе бывают две годовые ярмарки и еженедельные базары; кроме того, значится «довольно деятельная торговля известью и дегтем». В то время, когда жил наш герой, здесь еще были соляные варницы.

Все это надо знать, чтобы составить понятие о том, как мог жить и как действительно жил мелкотравчатый герой нашего рассказа Алексашка, или, впоследствии, Александр Афанасьевич Рыжов, по уличному прозванию «Однодум».

Родители Алексашки имели собственный дом – один из тех домиков, которые в здешней лесной местности ничего не стоят, но, однако, дают кров. Других детей, кроме Алексашки, у приказного Рыжова не было, или по крайней мере о них мне ничего не сказано.

Приказный умер вскоре после рождения этого сына и оставил жену и сына ни с чем, кроме того домика, который, как сказано, «ничего не стоил». Но вдова-приказничиха сама дорого стоила: она была из тех русских женщин, которая «в беде не сробеет, спасет; коня на скаку остановит, в горящую избу взойдет», – простая, здравая, трезвомысленная русская женщина, с силою в теле, с отвагой в душе и с нежною способностью любить горячо и верно.

Когда она овдовела, в ней еще были приятности, пригодные для неприхотливого обихода, и к ней кое-кто засылали свах, но она отклонила новое супружество и стала заниматься печеньем пирогов. Пироги изготовлялись по скоромным дням с творогом и печенкою, а по постным – с кашею и горохом; вдова выносила их в ночвах на площадь и продавала по медному пятаку за штуку. От прибыли своего пирожного производства она питала себя и сына, которого отдала в науку «мастерице»; мастерица научила Алексашку тому, что сама знала. Дальнейшую же, более серьезную науку преподал ему дьяк с косою и с кожаным карманом, в коем у него без всякой табакерки содержался нюхательный порошок для известного употребления.

Дьяк, «отучив» Алексашку, взял горшок каши за выучку, и с этим вдовий сын пошел в люди добывать себе хлеб-соль и все определенные для него блага мира.

Алексашке тогда было четырнадцать лет, и в этом возрасте его можно отрекомендовать читателю.

Николай Семенович Лесков

ПРАВЕДНИКИ

<Предисловие>

«Без трех праведных несть граду стояния».

При мне в сорок восьмой раз умирал один большой русский писатель. Он и теперь живет, как жил после сорока семи своих прежних кончин, наблюдавшихся другими людьми и при другой обстановке.

При мне он лежал, одинок во всю ширь необъятного дивана и приготовлялся диктовать мне свое завещание, но вместо того начал браниться,

Я могу без застенчивости рассказать, как это было и к каким повело последствиям.

Смерть писателю угрожала по вине театрально-литературного комитета, который в эту пору бестрепетною рукою убивал его пьесу. Ни в одной аптеке не могло быть никакого лекарства против мучительных болей, причиненных этим авторскому здоровью.

Душа уязвлена и все кишки попутались в утробе, - говорил страдалец, глядя на потолок гостиничного номера, и потом, переводя их на меня, он неожиданно прикрикнул:

Что же ты молчишь, будто черт знает чем рот набил. Гадость какая у вас, питерцев, на сердце: никогда вы человеку утешения не скажете; хоть сейчас на ваших глазах испускай дух.

Я был первый раз при кончине этого замечательного человека и, не поняв его предсмертной истомы, сказал ему:

Чем мне вас утешить? Скажу разве одно, что всем будет чрезвычайно прискорбно, если театрально-литературный комитет своим суровым определением прекратит драгоценную жизнь вашу, но…

Ты недурно начал, - перебил писатель, - продолжай, пожалуйста, говорить, а я, может быть, усну.

Извольте, - отвечал я, - итак, уверены ли вы, что вы теперь умираете?

Уверен ли? Говорю тебе, что помираю!

Прекрасно, - отвечаю, - но обдумали ли вы хорошенько: стоит ли это огорчение того, чтобы вы кончились?

Разумеется, стоит; это стоит тысячу рублей, - простонал умирающий.

Да, к сожалению, - отвечал я, - пьеса едва ли принесла бы вам более тысячи рублей и потому…

Но умирающий не дал мне окончить: он быстро приподнялся с дивана и вскричал:

Это еще что за гнусное рассуждение! Подари мне, пожалуйста, тысячу рублей и тогда рассуждай как знаешь.

Да я, - говорю, - почему же обязан платить за чужой грех?

А я за что должен терять?

За то, что вы, зная наши театральные порядки, описали в своей пьесе всех титулованных лиц и всех их представили одно другого хуже и пошлее.

Да-а; так вот каково ваше утешение. По-вашему небось все надо хороших писать, а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.

Это у вас болезнь зрения.

Может быть, - отвечал, совсем обозлясь, умирающий, - но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу, и за то суще мне господь бог и поможет теперь от себя отворотиться к стене и заснуть со спокойной совестью, а завтра уехать, презирая всю мою родину и твои утешения.

И молитва страдальца была услышана: он «суще» прекрасно выспался и на другой день я проводил его на станцию; но зато самим мною овладело от его слов лютое беспокойство.

«Как, - думал я, - неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, - одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?»

Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния», но куда я ни обращался, кого ни спрашивал - все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, или неправедны, - все это надо собрать и потом разобрать: что тут возвышается над чертою простой нравственности и потому «свято господу».

И вот кое-что из моих записей.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

В царствование Екатерины II, у некоторых приказного рода супругов, по фамилии Рыжовых, родился сын по имени Алексашка. Жило это семейство в Солигаличе, уездном городке Костромской губернии, расположенном при реках Костроме и Светице. Там, по словарю кн. Гагарина, значится семь каменных церквей, два духовные и одно светское училище, семь фабрик и заводов, тридцать семь лавок, три трактира, два питейные дома и 3665 жителей обоего пола. В городе бывают две годовые ярмарки и еженедельные базары; кроме того, значится «довольно деятельная торговля известью и дегтем». В то время, когда жил наш герой, здесь еще были соляные варницы.

Все это надо знать, чтобы составить понятие о том, как мог жить и как действительно жил мелкотравчатый герой нашего рассказа Алексашка, или, впоследствии, Александр Афанасьевич Рыжов, по уличному прозванию «Однодум».

Родители Алексашки имели собственный дом - один из тех домиков, которые в здешней лесной местности ничего не стоят, но, однако, дают кров. Других детей, кроме Алексашки, у приказного Рыжова не было, или по крайней мере о них мне ничего не сказано.

Приказный умер вскоре после рождения этого сына и оставил жену и сына ни с чем, кроме того домика, который, как сказано, «ничего не стоил». Но вдова-приказничиха сама дорого стоила: она была из тех русских женщин, которая «в беде не сробеет, спасет; коня на скаку остановит, в горящую избу взойдет», - простая, здравая, трезвомысленная русская женщина, с силою в теле, с отвагой в душе и с нежною способностью любить горячо и верно.

Когда она овдовела, в ней еще были приятности, пригодные для неприхотливого обихода, и к ней кое-кто засылали свах, но она отклонила новое супружество и стала заниматься печеньем пирогов. Пироги изготовлялись по скоромным дням с творогом и печенкою, а по постным - с кашею и горохом; вдова выносила их в ночвах на площадь и продавала по медному пятаку за штуку. От прибыли своего пирожного производства она питала себя и сына, которого отдала в науку «мастерице»; мастерица научила Алексашку тому, что сама знала. Дальнейшую же, более серьезную науку преподал ему дьяк с косою и с кожаным карманом, в коем у него без всякой табакерки содержался нюхательный порошок для известного употребления.

Дьяк, «отучив» Алексашку, взял горшок каши за выучку, и с этим вдовий сын пошел в люди добывать себе хлеб-соль и все определенные для него блага мира.

Алексашке тогда было четырнадцать лет, и в этом возрасте его можно отрекомендовать читателю.

Молодой Рыжов породою удался в мать: он был рослый, плечистый, - почти атлет, необъятной силы и несокрушимого здоровья. В свои отроческие годы он был уже первый силач и так удачно предводительствовал стеною на кулачных боях, что на которой стороне был Алексашка Рыжов, - та считалась непобедимою. Он был досуж и трудолюбив. Дьякова школа дала ему превосходный, круглый, четкий, красивый почерк, которым он написал старухам множество заупокойных поминаний и тем положил начало самопитания. Но важнее этого были те свойства, которые дала ему его мать, сообщившая живым примером строгое и трезвое настроение его здоровой душе, жившей в здоровом и сильном теле. Он был, как мать, умерен во всем и никогда не прибегал ни к чьей посторонней помощи.

В четырнадцать лет он уже считал грехом есть материн хлеб; поминания приносили немного, и притом заработок этот, зависящий от случайностей, был непостоянен; к торговле Рыжов питал врожденное отвращение, а оставить Солигалич не хотел, чтобы не разлучаться с матерью, которую очень любил. А потому надо было здесь же промыслить себе занятие, и он его промыслил.

В то время у нас только образовывались постоянные почтовые сообщения: между ближайшими городами учреждались раз в неделю гонцы, которые носили суму с пакетами. Это называлась пешая почта. Плата за эту службу назначалась не великая: рубля полтора в месяц «на своих харчах и при своей обуви». Но для кого и такое содержание было заманчиво, те колебались взяться носить почту, потому что для чуткой христианской совести русского благочестия представлялось сомнительным: не заключается ли в такой пустой затее, как разноска бумаги, чего-нибудь еретического и противного истинному христианству?

Всякий, кому довелось о том слышать, - раздумывал, как бы не истравить этим душу и за мзду временную не потерять жизнь вечную. И тут-то вот общее сердоболие устроило Рыжовкина Алексашку.

Он, - говорили, - сирота: ему больше господь простит, - особенно по ребячеству. Ему, если его на поноске дорогою медведь или волк задерет и он на суд предстанет, одно отвечать: «не разумел, господи», да и только.

Задачи урока

Образовательная: раскрыть смысл названия произведения, понятия “праведность”, “праведник”; выявить особенности изображения русского национального характера; формировать умения анализировать художественное слово произведений Н.С.Лескова.

Развивающая: логическое мышление, осознанную речь, память.

Воспитывающая: прививать интерес к художественному слову, прививать чувство патриотизма, гордости за русскую нацию, уважительное отношение к художественному слову.

Оборудование: портрет Н.С.Лескова, иллюстрации к произведению, карточки.

Ход урока

I . Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Настройтесь на урок. Он сегодня у нас необычный. Речь пойдет о самом сокровенном: о жизни, об истине, о душе человеческой.

II. Вступительное слово

Находясь наедине с самим собой, мы размышляем, что такое жизнь, как её нужно прожить, чтобы не сбиться с истинного пути?

И уходим, много не поняв и не осмыслив, а под конец жизни вздыхаем: “Прошла жизнь, о, если бы это было прожито начерно, а теперь бы начать жизнь заново, и жить бы её начисто!..”.

Это вечные вопросы, которые будут всегда интересовать нас, “пока человек будет томиться на земле…”

А как эти мысли отражаются в творчестве Лескова? (Истину жизни постигал писатель и пытался выразить в своем творчестве.)

III. Сообщение тему урока.

В 1889 году Лесков издал сборник-цикл “Три праведника и один Шерамур”. В него вошли 10 произведений: “Однодум”, “Пигмей”, “Кадетский монастырь”, “Русский демократ в Польше”, “Несмертельный Голован”, “Инженеры- бессребреники”, “Левша”, “Очарованный странник”, “Человек на часах”, “Шерамур”. В предисловии к сборнику автор помещает диалог с умирающим “русским писателем” Писемским, в котором Николай Семенович ставит себе целью одобрить, воодушевить Русь, поэтому начинает создавать для России галерею самобытных народных характеров: святых и праведников.

Какой обет дает Лесков?

“Без трех праведников несть граду стояния”.

Как вы их понимаете? Давайте возьмем их за эпиграф к нашему уроку.

Первым из задуманных Лесковым рассказов цикла - “Однодум”. В 1879 году в газете “Еженедельное новое время” рассказ был опубликован под общим заголовком: “Русские антики. (Из рассказов о трех праведниках). Однодум. (Очерк)”

IV. Словарная работа.

Ребята, как вы считаете, кто такой праведник?

Праведник, или праведный- название святых, праведно живущий, во всем по закону Божию поступающий, безгрешник, вещающий Божию правду. (Словарь Даля)

Антик - старинный, древний, помнящий о древности. Они всегда связаны на прямую с сугубо церковной жизнью, а живут в миру, в центре человеческих радостей и горестей, но живут по своим праведным законам.

В жизни, в литературе встречали таких героев?

V. Постановка задачи урока.

Итак, давайте определим проблему нашего урока. Анализируя произведение Н.С.Лескова “Однодум”, на что будем обращать внимание?

1. Почему Лесков называет героя рассказа праведником?

VI. Анализ произведения.

Кто является первым праведником? Что мы знаем о нем, о его происхождении? (Родился в семье приказного Рыжова в Солигаличе. Отец рано умер, жили трудом.)

Расскажите, как начинается его самостоятельная жизнь в 14 лет. (Охочим ходоком с почтою)

Почему не было желающих на эту должность? (Полтора рубля в месяц “на своих харчах и при своей обуви”)

А почему же эта должность Алексашке пришлась по вкусу? Зачитайте.

Что помогало Рыжову в нелегком пути? (Библия)

Расскажите, как А.Рыжов познает Библию. (Не только умом познал Библию, но “дышал любовью и дерзновением”. Библия прошла через сердце, совесть).

Какие он создал правила на библейской почве? Что это за правила?

Проверка домашнего задания

  1. “Устыдить крепчайших”.
  2. “Бог всегда со мной, а кроме него никого не страшно”.
  3. “В поте лица ешь хлеб твой”.
  4. “Мзду брать Бог запрещает”.
  5. “Даров не приемлю”.
  6. “Одеваюсь по простоте”.
  7. “Дело не в платье, а в рассудке и совести”.
  8. “Ложь заповедью запрещена- я лгать не стану”.

Где он применяет все эти правила? (В новой должности, получил чин квартального) - Изменилось ли отношение Рыжова к жизни, к людям, ведь его поставили на высокую должность? (Не изменилась).

Расскажите о его службе? (Честно служил, никому не угождал, верил людям, отчитывался Единому, служил верою и правдою, был исправен, везде хозяйский догляд, не был горд, не зазновался).

А как же люди оценивали его отношение к службе? (Называли “библейским чудаком”; говорили, что “живет по- библейски”).

Что значит “жить по- библейски”? (Жить по совести, свято исполнять свой долг).

Какой случай приводили в пример? (Случай с губернатором).

Перескажите историю с губернатором в церкви. Целевой вопрос: чем можно объяснить такое поведение Рыжова? (Дышал любовью к Богу, хотел устыдить крепчайших).

А как губернатор реагирует на поступок Однодума? Похож ли Ланской на Гоголевского губернатора из комедии “Ревизор”? Почему?

Карточка 1: найдите и зачитайте описание Рыжова при встрече с губернатором (глава 11). Целевой вопрос: с кем автор сравнивает героя? (Триумфатор, богатырь, гигантская фигура) Какое изобразительно-выразительное средство использует Лесков при описании героя? (Использует гиперболу, чтобы показать героя как необыкновенного человека).

Окружающие люди воспринимают героя по-разному. Заполните таблицу:

Карточка 2: общественное мнение о Рыжове (глава 12).

Каким в глазах людей представляется Рыжов? (Не такой, как все, странный человек, многие его не понимают, поэтому одинок среди людей)

Какую форму повествования выбирает Лесков? Что такое сказ?

Кто рассказал историю об Однодуме? Каким вы себе представляете рассказчика? Как он относится к Однодуму? (Приводят примеры из текста). Рассказчик и Н.С.Лесков- это одно лицо? (Нет, но Лесков так же, как и повествователь, горд за Однодума).

Как люди отплатили А.Рыжову за его службу?

VII. Обобщение по анализу произведения

Подводя итог, давайте поразмышляем над проблемными вопросами, которые поставили в начале урока.

1. Почему Лесков называет героя рассказа праведником? Любого ли верующего человека можно назвать праведником? (В Библии говорится:“Не всякий, говорящий мне “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего Небесного”. Как вы понимаете эту фразу? Что значит “исполняет волю”? (Живет по закону, придерживается библейских заповедей. Это энергичные, всепобеждающие, способные воодушевить угнетенного человека, подать “бодрый пример своего высокого человеколюбия”)

2. Кто он такой “Лесковский праведник”? Образ главного героя.

Деятельный,

Самоотверженный,

Любящий,

Исполнительный, долг превыше всего,

Честный,

Скромный,

Повышенная требовательность к себе,

Живет по заповедям Божьим, по законам совести,

Высокое человеколюбие,

Одиночество.

VIII. Обобщение

А что дает праведничество самому человеку? Был ли счастлив А.Рыжов в своей жизни? Как вы определили? (Счастье праведное было у героя, так как ум в ладу с сердцем, был кроткий духом.)

А как вы думаете, почему Н.С.Лесков в качестве эпиграфа к циклу “Три праведника и один Шерамур” взял слова “Без трех праведников несть граду стояния”? (Н.С.Лесков считал, что на Руси есть праведники, именно они спасут Россию).

Эта фраза имеет библейское происхождение.

Карточка 3: рассказ о Содоме и Гоморре.

Узнал Господь о беззакониях жителей Содома и Гоморры, решил проверить, сколь тяжел их грех, и наказать нечестивых, Авраам воззвал к нему: “…неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме 50 праведников, то Я ради них пощажу все место сие”. Авраам, зная моральный уровень своих соплеменников, продолжал вопросы, уменьшая число праведников. И каждый раз обещал Господь, что если осталось 40, 20, 10 праведных, город будет спасен. Но не нашлось в Содоме праведников, кроме одного Лота, которому и повелел Господь вместе с семьей покинуть город, чтобы не погибнуть от его беззаконий. “И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь… с неба, и ниспроверг города сии… и всех жителей городов сих.”.

Отсюда и закрепилось в народном сознании убеждение: пока есть на земле праведники, не повторит страна судьбы Содома и Гоморры, ибо “…много может усиленная молитва праведного”. (Иак. 1,6).

IX. Домашнее задание: написать эссе на тему: “Актуальна ли тема праведничества сегодня”.

X. Вывод. В заключение урока хочется подарить вам сердечки, на которых написано изречение об одной из праведных черт- жизнь по совести. Необходимо жить по совести, так как она объединяет в человеке добро, сознание, духовную красоту, сердечность, веру и надежду, самопожертвованию, приводит к очищению. Изживает из души ложь, лицемерие, пустословие.

Необходимо жить по совести, так как она объединяет в человеке добро,
сознание, духовную красоту, сердечность, веру и надежду,
самопожертвованию, приводит к очищению.

Лочехина Марина

Скачать:

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова»

Конференция старшеклассников

«Наука в руках молодых – 2012»

«Тема праведничества и образы праведников в творчестве Н.С.Лескова»

Исследовательская работа

г.Архангельск, 2012 г.

Введение………………………………..………………………………………………...3

  1. Основная часть:
  1. Общая характеристика цикла Н.С. Лескова «Праведники»……………………………..…...5
  2. Образы праведников…………………………………………....................................................6
  3. Восприятие образов праведников современными школьниками…….…………………..…..8
  1. Заключение………………………………...…………………………………………....10

Список литературы………………………………………………………………………....…..11

Приложения……………………………………………………………………………………..12

Приложение А. Результаты опроса....……………………………………………………..13

Приложение Б. Изучение произведений Н.С.Лескова в школе…………………………….15

Приложение В. Художественное осмысление праведничества современными школьниками……………………………………………………………………………………16

Введение

Николай Семёнович Лесков - «очень русский» писатель, как несколько позже скажет о себе И.А.Бунин.

В огромном творческом наследии Николая Семеновича особое место занимает цикл «Праведники», которому сам писатель «придаёт большое значение», ставя евангельские вопросы в центр своих произведений.

Данная работа: «Тема праведничества и образы праведников в творчестве Н.С.Лескова» - актуальна, так как произведения писателя – это страницы истории духовной жизни русского народа, имеющие воспитательное значение для молодого поколения. Русская земля - православная земля, где истоком нравственности и духовности является праведничество - бескорыстное служение людям, Богу, стремление к добру и чистоте, любовь к миру, соблюдение моральных законов. Обращение к теме праведничества актуально в наши дни, когда дурные поступки и нарушение нравственных законов не воспринимаются как грех и порок. Жить в своё удовольствие, игнорируя при этом интересы и желания других людей, стало, к нашему сожалению, нормой для современного общества.

Н.С.Лесков стремится найти истину, что-то бесспорное и абсолютное. Для него праведничество – это «прожить изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего, не осудив пристрастно врага» , но писатель не ограничивает это понятие рамками «церковно-канонизированной святости» .

«Лесков был самым читаемым автором средней русской интеллигенции конца XIX и первой четверти XX веков» . Поднятые им проблемы продолжают беспокоить читателя и сегодня. Несмотря на это, его творчество остаётся малоизученным. Только во второй половине XX века появляются литературоведческие труды.

Цель данной работы:

Выявить художественное своеобразие образов праведников в произведениях Н.С. Лескова.

Задачи:

На основе научно-исследовательской литературы охарактеризовать понятие праведничества в русской культурно-религиозной традиции;

На основе анализа рассказов цикла выявить особенности образов праведников.

Автор работы ознакомилась с таким доступным материалом, как статья Д.С.Лихачёва «Раздумья о России», статья Н.Н. Старыгина «Лесков в воспоминаниях современников», с книгой Л.Аннинского «Лесковское ожерелье», с трудами сына писателя Андрея Лескова.

Особое внимание циклу, его структуре уделено в статье А.А.Горелова «Праведники и праведнический цикл в творческой эволюции Н.С. Лескова».

Основой работы стали рассказы цикла «Праведники» Н.С.Лескова: «Однодум», «Несмертельный Голован».

Данная исследовательская работа представляет анализ образов героев праведников и показывает уровень знаний, а также понимание произведений Н.С.Лескова старшеклассниками МБОУОЭБЛ.

1. Общая характеристика цикла Н.С. Лескова «Праведники»

Часто свои произведения Н.С.Лесков объединял в циклы. Например, «Мелочи архиерейской жизни», «Рассказы кстати». Одним из наиболее значимых становится цикл «Праведники».

Николай Семёнович Лесков, стремясь «служить родине словом правды и истины» , потратил «все свои силы, всю жизнь … на то, чтобы создать «положительный тип русского человека». Создание ярких национальных характеров, изображение людей, «замечательных своей душевной чистотой и всечеловеческим обаянием, было едва ли не главным в лесковском творчестве» .

Рассказы Н.С. Лескова вырастают из жизненных мелочей, казусов, анекдотичных историй. Через нелепые, порой абсурдные вещи он идет к обобщению, открывая нам русскую жизнь в её многообразии и своеобразии.

За 10 лет (1879-1889гг) писателем был написан цикл «Праведники», состоящий из 10 рассказов. Мысль о написании цикла приходит к писателю под действием общественных изменений – кризиса церкви. Н.С. Лесков говорит о том, что церковь не отличается жизнедеятельностью, что в обществе пали идеалы и оно «погружается в меркантилизм и становится глухо… ко всяким высшим вопросам» . Но Николай Семёнович верит в то, что ещё не всё пропало, что есть ещё люди, которые совершают чудеса.

Цикл открывается историей, повествующей о смерти писателя, который «ничего, кроме мерзости, не видел» . Все последующие рассказы – доказательство существования на Русской земле добра, ума, нравственности.

В центре рассказов из цикла «Праведники» стоит положительный тип русского человека. Как правило, его герои Н.С.Лескова не вымышленные, а реальные люди. Так под своим именем выведен в рассказе «Однодум» солигалический квартальный Александр Афанасьевич Рыжов. Герои-праведники неразрывно связаны с Россией. Писатель нашел праведников «в сферах самых обыкновенных, где, кажется, ничего особенного ожидать невозможно». Это чиновники, военные, простолюдины, представители русской интеллигенции и духовенства, которые изображены в самых невероятных жизненных ситуациях. Праведники Н.С. Лескова обладают «обострённым чувством чести, высоким сознанием своего долга», они «непримиримы ко лжи и лукавству».

Рассказы не похожи друг на друга, но, тем не менее, они «объединены одной, до поры скрытой, но неизменной думой о судьбах родины».

2. Образы праведников

Образы героев-праведников своеобразны и не похожи один на другой. Большую роль в характеристике персонажа играет имя. Н.С.Лесков даёт прозвища героям: Однодум, Несмертельный Голован, - которые становятся названиями рассказов. Александр Афанасьевич Рыжов получил прозвище Однодум по названию книг «больших тетрадей, подшитых в одну обложку» . Записи оказались невероятно точны. Всё, что в них было отмечено, сбылось. Прозвище герою дано и за особую «устремлённость личности, исповедующей живой дух веры» . В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля можно найти такое трактование слова «однодумно» – «заодно, одной думой, решительно и верно» . Прозвище Несмертельного Голована Н.С. Лесков объясняет бесстрашием героя, которого «смерть не брала» . Оно заменяет и имя, и фамилию, которых в рассказе нет.

Нельзя не сказать о социальном положении героев. Несмертельный Голован, «простой человек» , занимался «поставкой на дворянский клуб сливок и молока» . Он «кипел в работе с утра до поздней ночи», являясь и пастухом, и поставщиком, и сыроваром. Однодум – солигалический квартальный - был «досуж и трудолюбив» , позже «исправлял должность городничего» . К работе герои подходили рьяно, ответственно исполняли то дело, которое совершали. Несмотря на «престижность» службы, они оставались простыми людьми. Они никогда не брали чужого. Их жизненное кредо отражено в словах Однодума: «Царь жалует, а мзду брать Бог запрещает» и «В поте лица ешь хлеб твой» .

Внешний вид является значимым элементом образа героя. «Он выдает пол, возраст, профессию, общественное положение, вкус, мировоззрение» , говорит о социальном статусе, индивидуальных чертах. Александр Афанасьевич (Однодум) носит полосатый тиковый бешмет с крючками (просаленный и перештопанный), желтые нанковые штаны и простую крестьянскую шапку, а зимой овчинный нагольный тулуп. Не случайно автор обращает внимание на внешний вид героя: человеку, практически занимающему третье место в стране (после императора и губернатора), не подобает ходить в столь неопрятном и поношенном виде. Всё дело в том, что взяток Александр Афанасьевич не брал, как это делали его предшественники, а на те деньги, что получал герой, новый тулуп купить было невозможно. Да и «в щегольстве он пользы не находил» .

Несмертельный Голован – человек с «чрезвычайно крупными чертами лица» . Автор даёт подробное описание внешности героя, его телосложения. «В нем было, как в Петре Великом, пятнадцать вершков; сложение имел широкое, сухое и мускулистое; он был смугл, круглолиц, с голубыми глазами, очень крупным носом и толстыми губами. Волосы на голове и подстриженной бороде Голована были очень густые, цвета соли с перцем. Голова была всегда коротко острижена, борода и усы тоже стриженые» . Очень важным элементом является улыбка, раскрывающая душу героев. Она «не оставляла Голована ни на минуту: светилась в каждой черте, но преимущественно играла на устах и в глазах, умных и добрых» .

Добро, излучаемое этими людьми, и их любовь передаются окружающим. Герои призваны помогать человеку в том, в чём тот нуждается. Их поступки - доказательство бескорыстного служения людям. Например, Однодум отдаёт лучшее место на базаре женщинам, «поместя свою мать не на лучшее место» .

Хочется отметить, что Н.С.Лесков представил два разных типа праведников. Они бескорыстны и бесстрашны, действуют в соответствии со своими убеждениями. Так Однодуму пришлось проявить решительность и силу характера в определённой ситуации. Он сделал в храме замечание губернатору, касающееся благоговейного отношения к святыням. Он бесстрашно отвечал на вопросы Ланского о своём образе мыслей, отношении к властям («ленивы, алчны и пред престолом криводушны» ). Такое отношение к высокопоставленному чиновнику непозволительно, но нравственные принципы Однодума, которым он всегда следовал, заставили его это сделать. Александр Афанасьевич многое знал из Библии, имеющей огромное влияние на его мировоззрение. Знания, которые дала ему эта книга, стали основой его жизни. Например, он был всегда «умерен во всём» , «нимало не заботился, что о нем думают: он честно служил всем и особо не угождал никому» .

Несмертельный Голован представляет второй тип праведника. Он, как и Однодум, следует своим нравственным убеждениям. Люди, приходя к нему за помощью, всегда находили её. Рассказывая священные истории, Голован помогал им найти верное решение в сложившейся ситуации. Несмертельный Голован - человек поступка, он спасал других, подвергая себя опасностям. Он подносил воду больным, которые могли заразить его страшной болезнью, и погиб на пожаре, спасая «чью-то жизнь» .

«Праведник» и «дурачок» – издавна на Руси близкие понятия. Но Н.С.Лесков изображает не недалёких людей, наоборот, герои-праведники - духовно высокообразованные люди. Их часто не понимают окружающие. К Однодуму они обращаются: «такой – некий – этакой» . Живя в стороне от социальных битв, герои-праведники, по словам Н.С.Лескова, делают историю. Образы героев стали поистине народными. Они и были народными, поэтому Голован – «почти миф, а история его легенда» . В рассказах цикла «Праведники» есть элементы житийного жанра, например: рождение героя от благочестивых родителей, аскетический образ жизни, поиски духовной опоры в Святом Писании, а главное - бескорыстное служение людям.

3. Восприятие образов праведников современными школьниками

В центре исследовательской работы стоит изучение явления праведничества. Был проведён опрос с целью: выявить уровень понимания феномена праведничества современными школьниками.

В анкетировании приняло участие 120 человек – учащиеся 9-11классов МБОУОЭБЛ. Респондентам было предложено ответить на 5 вопросов и попытаться в художественной форме выразить своё отношение явлению праведничества. Понятие праведничества уже само по себе предполагает что-то необычное, выходящее за установленные рамки. Первый вопрос: «Как Вы относитесь к необычным ситуациям и людям?» - разделил учащихся на несколько групп. 75% опрошенных ответили, что такие ситуации должны случаться, так как они делают нашу жизнь разнообразной. 10% считает, что иногда проявление странного хорошо, а иногда плохо. 10% нейтрально относится к необычному, 5% не представляет, что такое странная ситуация. Необычность респондентами воспринимается на повседневно бытовом уровне (предсказуемо – непредсказуемо). Никто не отметил религиозно-метафизического аспекта данного вопроса, не было упомянуто о чудесах (см. прил. №1).

При ответе на второй вопрос: «Кто такой праведник? Дайте определение» - варианты ответов были самые разнообразные. Более глубокое понимание этого феномена показали 65% опрошенных. Объединив ответы, можно составить определение: праведник – это честный, мудрый, совестливый человек, совершающий добрые дела, живущий по нравственным законам и заповедям. 3% опрошенных ответили, что праведников не существует. Большинство учащихся девятых классов затруднялись при ответе на этот вопрос, так как им не было знакомо это понятие (см. прил.№1).

Респондентам в качестве третьего вопроса был предложен для анализа эпизод из рассказа «Несмертельный Голован». Он заключался в том, что герой отрубил себе косой икру ноги. Разгадка проста – нога была заражена болезнью, только такая мера могла спасти герою жизнь. Учащимся предложили представить себя очевидцем произошедшего. Предложенный вопрос звучал так: «Поясните ситуацию. Какие эмоции она у вас вызвала?» Большинство опрошенных не поняли ситуации и смогли объяснить поступок Голована. Эпизод вызвал у учащихся отвращение. Лишь немногие предложили бы помощь герою. Только один человек написал о том, что у героя болела нога.

Четвёртым вопросом послужила история Алескандра Афанасьевича Рыжова, произошедшая в храме между Однодумом и губернатором Ланским. Рыжов нагнул спину надменного губернатора, не оказавшего должного почтения при входе в церковь. Учащиеся должны были оценить ситуацию и принять сторону одного из героев. Оценка данного происшествия была однозначной: перед Богом все равны, человек в церкви – раб Божий, люди должны почтенно относиться к святыням, социальный статус не играет роли в храме.

Последний вопрос: «Может ли понимание праведничества повлиять на ваши поступки?» - оказался самым сложным для осмысления учащимися. Большинство затруднились ответить. Праведничество помогает быть человеком, принять сложившуюся ситуацию. Ребята, понимающие понятие праведничества, отвечали, что оно помогает сделать правильный выбор. Сравнивая себя с праведником, выбираешь правильный путь. Часть опрошенных связывает явление праведничества с верой. Законы нравственности, контролирующие жизнь, берут начало в религии. Вера в Бога помогает сделать верный выбор, поступать по совести.

Проведённый опрос заставил учащихся задуматься над темой праведничества и вызвал интерес. Некоторые ребята попросили сказать названия произведений для того, чтобы потом их прочесть. К сожалению, творчество Н.С. Лескова в школьной программе представлено изучением двух основных произведений: «Левша», «Очарованный странник». Они относятся к циклу «Праведники», но в тоже время являются особенными, своеобразными. К классическим праведникам можно отнести Однодума и Голована. Проанализировав школьные программы некоторых авторов (см. прил. №2), хочется отметить программу Меркина Г.С., которая к основным произведениям предлагает наиболее объемный перечень рассказов для самостоятельного чтения. Результаты опроса показывают, что учащиеся 9 и 10 классов нуждаются в дополнительном изучении данного материала. В качестве произведений для внеклассного чтения можно бы было рассмотреть рассказы цикла «Праведники» «Однодум» и «несмертельный Голован».

Учащимся было предложено создать синквейны в качестве художественного осмысления понятия праведничества (см. прил. №2). Ход работы: охарактеризовать понятие, 2-3 определения, глаголы описывающие тему синквейна, передать свои чувства. Время данное на работу 6-8 минут.

Заключение

Эпиграфом к рассказу «Несмертельный Голован» служат слова Иоанна Богослова: «Совершенная любовь изгоняет страх». Лесковский праведник всегда бесстрашен, у него нет предмета, который мог бы вызвать страх, а всё от того, что герои знают – над ними воля Божья. Они принимают мир таким, какой он есть, и в то же время, как деятельные натуры, вмешиваются в жизнь, противостоя несправедливостям. Их главная цель - жить для других.

Герои Лескова – грешные люди, но любовь, которую они излучают, характеризует их как истинных праведников.

Николай Семёнович стремится «воспитать душу человека, пробудить сострадание к людям, вызвать стремление к правде и добру» . Ведь праведники Н.С. Лескова носят в своём сердце Христову любовь.

Особое внимание в воспитании молодежи сейчас уделяется духовно-нравственному аспекту. Произведения классиков, таких как Н.С.Лесков, формируют у подрастающего поколения взгляд на окружающий мир, прививают духовность, учат осознанному чтению литературы.

Список литературы

  1. Горелов А.А. «Праведники» и «праведнический» цикл в творческой эволюции Н.С.Лескова/ Лесков и русская литература.- М.:Наука,1988.-с.39-59
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.2/ В.И. Даль. - М.:Медиа, 2007. – 779с.
  3. Карсалова Е.В. Какие дороги ведут к храму/ Е.В.Карсалова//Литература в школе. - 2005. - № 10.-с.28-33
  4. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 12 т. Т.1/Н.С.Лесков.-М.: Правда, 1989. – 479с.
  5. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 12 т. Т.2/Н.С.Лесков.-М.: Правда, 1989. – 415с.
  6. Лихачев Д.С. Раздумья о России/Д.С.Лихачев.- СПб.: LOGOS, 1999.-411-413с.
  7. Фарино Ежи. Введение в литературоведение/ Ежи Фарино. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 639 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А

Результаты опроса.

Результаты ответов на первый вопрос:

«Как Вы относитесь к необычным ситуациям и людям?»

Результаты ответов на второй вопрос:

«Кто такой праведник? Дайте определение».

Приложение Б

Изучение произведений Н.С.Лескова в школе.

класс

изучаемые произведения

Кутузов А.Г.

«Левша»

«Очарованный странник»

Меркин Г.С.

«Левша»

«Очарованный странник» (Для самостоятельного чтения: «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный ангел»)

Коровина В.Я.

«Левша» (Для самостоятельного чтения: «Человек на часах»)

«Старый гений»

«Очарованный странник» (Для самостоятельного чтения: «Тупейный художник»).

Обернихина Г.А.

«Очарованный странник» (Для самостоятельного чтения: «Левша»)

Приложение В

Художественное осмысление праведничества

современными школьниками.

Праведник – это состояние души. Это смирение и покаяние.

Праведники делают жизнь нравственнее и безумнее.

Вызывают чувство уважения и желания на них равняться.

Праведник – олицетворение чистоты. Светлый, чуткий, самоотверженный. Праведник любит, верит, не теряет надежды и дает ее. Самые успокаивающие цвета, чувство душевного удовлетворения и сострадания к людям вызывает праведник. Все мы близки к Богу, но праведник ближе всех.

Праведник - человек верующий, носящий в своем сердце веру и собственную правду. Правду о жизни, о Боге, о любви, о счастье. Светлый и чистый образ его. Ходит, ищет в жизни истинное счастье, и находит. Цель - служение Богу и людям. Запах ладана, чувство спокойствия и умиротворения и цвет неба – символ высоты и бесконечности.

Праведник – помощник в поисках истины. Честный, волевой, бесстрашный. Направляет на путь истинный, помогает найти правду. К нему испытываешь доверие и рядом с ним чувствуешь свою душевную силу и внутренний подъем.

Праведник чистый, светлый, добрый. Он помогает, совершает добрые дела. В его сердце нет жестокости. Его душа чиста.



Загрузка...