emou.ru

Близость во время беременности. Протоиерей Андрей Ткачев. Протоиерей Андрей Ткачев: Когда пост становится самообманом В послесловие от отца Андрея

Если человек грызет одни сухари, но при этом смотрит все, что предлагает ему телевизор, – он не постится.

О значении поста в контексте всей жизни и о том, как не впасть в заблуждение рассказывает протоиерей Андрей Ткачев, настоятель киевского храма прп. Агапита Печерского.

– Как не провести пост так, чтобы он прошел мимо? Как не превратить его в формальность? Какие конкретные задачи нужно ставить на пост?

Касающееся поста должно касаться всей жизни в общем. Пост – это только концентрированное отношение к жизни. То, что происходит в пиковые, какие-то экстремальные ситуации на высших и низших точках нашей жизни, – это только заострение бытия. Поэтому нужно ставить вопрос о том, как сделать, чтобы вся жизнь не прошла мимо, как вообще сделать так, чтобы все важное в жизни не превратилось в формальность, и какие конкретные задачи нужно на жизнь ставить человеку. В течение обычной жизни мы не очень обеспокоены такими вещами, пока не заболеем или пока мы не вступим в какую-то особую полосу.

Христиане, например, никогда так много не грешат, как тогда, когда пост заканчивается. В течение поста более-менее у нас есть обычай застегнуться на все пуговицы, взять себя в руки. Но когда пост заканчивается, мы выписываем себе индульгенцию на то, чтобы отвязаться от всех правил и законов. Начинается какое-то разливанное море беззакония. Итак, пост – это всего-навсего концентрированное выражение к жизни вообще.

Меру достоинства любого дела определяет то, ради чего и ради кого ты это делаешь. Если пост держится человеком ради диеты, в смысле улучшения состояния здоровья или внешнего вида, то это диетологические упражнения, и у них одна цена. Если пост делается, потому что «так надо», без критического осмысления, то это есть следование традиции, не посоленное личным отношением. Тут другая цена.

Пост нужно посвятить, как и все остальное, лично Господу Иисусу Христу, связав пост в своем сознании с тем фактом, что это была первая заповедь. Заповедь «Не вкушай» была первой заповедью новосотворенного человека. Согласно Книге Бытия, Господь Бог воспитывал человека и создал его не в атмосфере вседозволенности, а дал ему заповеди. Вначале простейшие, однако, конкретные, запретительные и повелительные.

Повелительная была возделывать и хранить Эдемский сад, а запретительная – не вкушать от одного из деревьев сада, от Древа Познания Добра и Зла. Поэтому «Не вкушай» – это первая запретительная заповедь человеку. Необходимо вписать свой пост в контекст этой заповеди. Нужно отказаться от определенных родов пищи с тем, чтобы истончить свою телесную природу, несколько ослабить её влияние на душу. Чтобы рабство души у тела, если не исчезло, то ослабилось, и чтобы душа расправила крылья.

Дух и плоть после грехопадения находятся в противоборстве, и они примириться не могут. Дух хочет противного плоти, а плоть хочет противного духу. Это, по сути, борьба человека с самим собой. Самая великая борьба – это борьба с самим собой. Об этом говорят все великие культуры, об этом говорит, конечно же, Священное Писание. Побеждающий города, по слову Соломона, не так славен, как обуздывающий гнев. И человек, побеждающий себя, воздерживающий язык или другие свои движения души, более славен, чем все остальные победители.

Пост, таким образом, есть борьба человека с самим собой, совершаемая ради Господа Иисуса Христа и по подражанию Господу Иисусу Христу. Ведь Сам Он, выходя на проповедь, перед этим 40 дней постился.

Нужно разделить пост и воздержание. Воздержание – это некое уменьшение еды, отнятие времени от сна, умножение молитв, а пост – вообще неядение. Не есть и не пить – это собственно и есть настоящий пост. Если туда ещё включить молитву, то это есть война. Война с собой, с миром падших духов, влияющих на всякого человека, главным образом на его мысли. Если человек вступает в этот труд, то он – воин Христов.

Воинское сознание вообще сопутствует христианскому сознанию. Сознание христианина – это не сознание пацифиста, но сознание военного человека. Если это есть, то пост не будет формальным. Если это есть, то пост не пройдет мимо. Он и пробежит быстро. Его нужно облобызать, как святыню, обнять и обрадоваться тому, что он пришел.

Человек должен знать себя самого. Никто не знает, что у человека внутри, кроме духа, живущего в человеке. Я знаю свои проблемы. Вы должны знать свои внутренние и духовные проблемы. Если вы не знаете их, то вы, быть может, вообще ничего не знаете. Как вы можете знать другого человека или происходящее в мире, понимать все это правильно и давать достойную оценку, если вы не понимаете самих себя?

Человеку вменяется необходимость самопознания. Об этом апостол Павел говорит Тимофею: «Вникай в себя и в учение, занимайся им постоянно». Заметьте: вникание в себя предваряет вникание в учение. Чтению Библии предшествует повеление «Вникай в себя!». Если ты не будешь знать себя, то ты дальше не двинешься. Человек – как воевода в городе – должен знать, какая из стен плохо укреплена, и какие из ворот более всего могут подвергнуться нападению. Так же и всякий из нас должен знать себя.

Знание своих проблем определяет направление борьбы. Словно военный стратег христианин должен нарисовать на карте личной войны синими и красными стрелочками направления главных ударов. Это нужно как раз для того, чтобы пост не был формальностью. Борец неизбежно приходит со временем в изнеможение. Он ощущает, что враги сильны и тогда он начинает молиться Богу о помощи. И до этого состояния должен каждый из нас дойти. До состояния священной немощи и взывании к Богу о помощи.

Кроме того, существует такая необходимая вещь для современного человека, как информационный пост. Если человек отдает уши и глаза на откуп всему тому, что показывается по телевизору и в интернете, всему тому, что поется по радио, он не постник – он обманщик. Обманщик себя самого. Если человек пьет молоко и не смотрит телевизор, но читает Евангелие каждый день – это хороший человек в отношении поста. Это даже подвижник. Он совершает посильный подвиг. Если же человек грызет одни сухари, но при этом смотрит все, что предлагает ему ТВ, – это самобманщик. Он не постится. Главное ведь в нас не брюхо, простите, а сфера ума. И этой сферой ума вращает лукавый, как игрушкой.

Необходимо ограничить или закрыть доступ к лишней и вредной информации до тех пор, пока вы не научитесь работать с этой информацией: дозировать, анализировать, отсеивать. Это очень сложные навыки, которые не всем даются. Для большинства же нужно решительно ограничить или даже пресечь доступ ненужной информации внутрь своей души. Это важнее всего остального.

Итог: чтобы пост не стал формальностью необходимо совершить его во имя Иисуса Христа, как борьбу с собой ради Царствия Божьего. Оно – Царство – силой берется, и употребляющий усилия достигает его. Надо в духовном смысле овладеть Обетованной землей. И тогда не будет никаких формальностей. Будет все очень строго, честно, по-настоящему, и это даст человеку венцы и награды.

Протоиерей Андрей Ткачев,
Записала Лариса Бойцун

Православие и Мир

– Как не провести пост так, чтобы он прошел мимо? Как не превратить его в формальность? Какие конкретные задачи нужно ставить на пост?

Касающееся поста должно касаться всей жизни в общем. Пост – это только концентрированное отношение к жизни. То, что происходит в пиковые, какие-то экстремальные ситуации на высших и низших точках нашей жизни, – это только заострение бытия. Поэтому нужно ставить вопрос о том, как сделать, чтобы вся жизнь не прошла мимо, как вообще сделать так, чтобы все важное в жизни не превратилось в формальность, и какие конкретные задачи нужно на жизнь ставить человеку. В течение обычной жизни мы не очень обеспокоены такими вещами, пока не заболеем или пока мы не вступим в какую-то особую полосу.

Христиане, например, никогда так много не грешат, как тогда, когда пост заканчивается. В течение поста более-менее у нас есть обычай застегнуться на все пуговицы, взять себя в руки. Но когда пост заканчивается, мы выписываем себе индульгенцию на то, чтобы отвязаться от всех правил и законов. Начинается какое-то разливанное море беззакония. Итак, пост – это всего-навсего концентрированное выражение к жизни вообще.

Меру достоинства любого дела определяет то, ради чего и ради кого ты это делаешь. Если пост держится человеком ради диеты, в смысле улучшения состояния здоровья или внешнего вида, то это диетологические упражнения, и у них одна цена. Если пост делается, потому что «так надо», без критического осмысления, то это есть следование традиции, не посоленное личным отношением. Тут другая цена.

Пост нужно посвятить, как и все остальное, лично Господу Иисусу Христу, связав пост в своем сознании с тем фактом, что это была первая заповедь. Заповедь «Не вкушай» была первой заповедью новосотворенного человека. Согласно Книге Бытия, Господь Бог воспитывал человека и создал его не в атмосфере вседозволенности, а дал ему заповеди. Вначале простейшие, однако, конкретные, запретительные и повелительные.

Повелительная была возделывать и хранить Эдемский сад, а запретительная – не вкушать от одного из деревьев сада, от Древа Познания Добра и Зла. Поэтому «Не вкушай» – это первая запретительная заповедь человеку. Необходимо вписать свой пост в контекст этой заповеди. Нужно отказаться от определенных родов пищи с тем, чтобы истончить свою телесную природу, несколько ослабить её влияние на душу. Чтобы рабство души у тела, если не исчезло, то ослабилось, и чтобы душа расправила крылья.

Дух и плоть после грехопадения находятся в противоборстве, и они примириться не могут. Дух хочет противного плоти, а плоть хочет противного духу. Это, по сути, борьба человека с самим собой. Самая великая борьба – это борьба с самим собой. Об этом говорят все великие культуры, об этом говорит, конечно же, Священное Писание. Побеждающий города, по слову Соломона, не так славен, как обуздывающий гнев. И человек, побеждающий себя, воздерживающий язык или другие свои движения души, более славен, чем все остальные победители.

Пост, таким образом, есть борьба человека с самим собой, совершаемая ради Господа Иисуса Христа и по подражанию Господу Иисусу Христу. Ведь Сам Он, выходя на проповедь, перед этим 40 дней постился.

Нужно разделить пост и воздержание. Воздержание – это некое уменьшение еды, отнятие времени от сна, умножение молитв, а пост – вообще неядение. Не есть и не пить – это собственно и есть настоящий пост. Если туда ещё включить молитву, то это есть война. Война с собой, с миром падших духов, влияющих на всякого человека, главным образом на его мысли. Если человек вступает в этот труд, то он – воин Христов.

Воинское сознание вообще сопутствует христианскому сознанию. Сознание христианина – это не сознание пацифиста, но сознание военного человека. Если это есть, то пост не будет формальным. Если это есть, то пост не пройдет мимо. Он и пробежит быстро. Его нужно облобызать, как святыню, обнять и обрадоваться тому, что он пришел.

Человек должен знать себя самого. Никто не знает, что у человека внутри, кроме духа, живущего в человеке. Я знаю свои проблемы. Вы должны знать свои внутренние и духовные проблемы. Если вы не знаете их, то вы, быть может, вообще ничего не знаете. Как вы можете знать другого человека или происходящее в мире, понимать все это правильно и давать достойную оценку, если вы не понимаете самих себя?

Человеку вменяется необходимость самопознания. Об этом апостол Павел говорит Тимофею: «Вникай в себя и в учение, занимайся им постоянно». Заметьте: вникание в себя предваряет вникание в учение. Чтению Библии предшествует повеление «Вникай в себя!». Если ты не будешь знать себя, то ты дальше не двинешься. Человек – как воевода в городе – должен знать, какая из стен плохо укреплена, и какие из ворот более всего могут подвергнуться нападению. Так же и всякий из нас должен знать себя.

Знание своих проблем определяет направление борьбы. Словно военный стратег христианин должен нарисовать на карте личной войны синими и красными стрелочками направления главных ударов. Это нужно как раз для того, чтобы пост не был формальностью. Борец неизбежно приходит со временем в изнеможение. Он ощущает, что враги сильны и тогда он начинает молиться Богу о помощи. И до этого состояния должен каждый из нас дойти. До состояния священной немощи и взывании к Богу о помощи.

Кроме того, существует такая необходимая вещь для современного человека, как информационный пост. Если человек отдает уши и глаза на откуп всему тому, что показывается по телевизору и в интернете, всему тому, что поется по радио, он не постник – он обманщик. Обманщик себя самого. Если человек пьет молоко и не смотрит телевизор, но читает Евангелие каждый день – это хороший человек в отношении поста. Это даже подвижник. Он совершает посильный подвиг. Если же человек грызет одни сухари, но при этом смотрит все, что предлагает ему ТВ, – это самобманщик. Он не постится. Главное ведь в нас не брюхо, простите, а сфера ума. И этой сферой ума вращает лукавый, как игрушкой.

Необходимо ограничить или закрыть доступ к лишней и вредной информации до тех пор, пока вы не научитесь работать с этой информацией: дозировать, анализировать, отсеивать. Это очень сложные навыки, которые не всем даются. Для большинства же нужно решительно ограничить или даже пресечь доступ ненужной информации внутрь своей души. Это важнее всего остального.

Итог: чтобы пост не стал формальностью необходимо совершить его во имя Иисуса Христа, как борьбу с собой ради Царствия Божьего. Оно – Царство – силой берется, и употребляющий усилия достигает его. Надо в духовном смысле овладеть Обетованной землей. И тогда не будет никаких формальностей. Будет все очень строго, честно, по-настоящему, и это даст человеку венцы и награды.

Записала Лариса Бойцун
Видео: Владислав Грабенко


Рассуждение О БОГЕ, КОТОРЫЙ ТЕБЯ ЗНАЕТ, от зачатия и до самой смерти, от первого до последнего слова.

Сегодня мне хочется сказать вам о том, что Господь Бог очень хорошо нас знает. Знает нас в развитии, в динамике с момента вспышки зачатия и потом все внутриутробное развитие, Он знает рождение, воспитание, первые слова, все это знает Господь. И об этом пишет Царь Давид: "Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не скрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было... Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!».

По грехам, отупению ума и сердца у нас могут быть сомнения, знает ли Господь меня, помнит ли, бережет ли, смотрят ли на меня, слушает ли Он меня? Он некоторым скажет: "Отойдите, не знаю вас" - это самое кошмарное, что может быть в жизни. Он знает всех, потому что "Зародыш мой видели очи Твои". Я еще был ничто, а Он уже видел все, знает, все было перед Ним.

Обязательно прочтите книгу Блаженного Августина "Исповедь", в ней описано многое на эту тему. Образованный человек должен прочесть очень много книг, "Исповедь" это одна из самых важных книг в истории мировой литературы.

Господь знает нас с момента зачатия, поэтому не сомневайтесь, что он слышит вас и помнит. Пророку Иеремии говорит Господь:

"Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя".

Еще не родился человек, а Господь уже знает его судьбу, что, как и ждет от него каких-то важных шагов.

Апостол Павел тоже пишет о себе, что "Бог, избравший меня от утробы матери моей... " сделал то и это.

Это это не фигура речи, не просто для красного словца. Реальный Бог избрал человека от чрева матери, ведет тебя по жизни, знает вас Господь. Знает от момента, как семя папы оплодотворило утробу мамы, Он знает и зародыш ваш видел в материнской утробе, Он уже знал каждого человека, если угодно, роды принимал, был рядышком.

Все знает о человеке, только надо, чтобы и человек знал Бога. Потому что если человек Бога не знает, в конце концов Бог скажет: "И Я не знаю тебя", а так Он наблюдает за каждым человеком.

Думать о Боге это очень важная вещь. Я не знаю, что может быть более важным, чем думать о Боге, Который думает о тебе.

Много еще интересных вещей подобного рода есть в Писании, но их мы прибережем на потом.

С началом Рождественского поста мы решили спросить у современной молодежи - постятся ли они. А полученные ответы попросили прокомментировать протоиерея Андрея Ткачева.

Как воспринимает пост молодежь? Постятся ли они? И понятен ли им сам смысл Рождественского поста? Читайте в материале.

Назар, 29 лет: Не понимаю, зачем Церковь учреждает посты перед большими христианскими праздниками.

Я не буду поститься перед Рождеством. Просто потому, что не понимаю, зачем Церковь учреждает посты перед большими христианскими праздниками. Лично для меня пост связан с моими отношениями со Всевышним, а не просто с устоями и традициями. Хотя, конечно же, я рад, что есть люди, которые соблюдают пост в качестве традиции.

Для меня главное – мотив сердца человека, а не «обязаловка». Смысл поста я вижу в воздержании не только от еды, но и от мирских забот (Интернета, телевидения), от привычных дел, для уединения и общения с Богом. Для нашей семьи это время смирения и познания Бога. В это время мы стараемся обратить особое внимание на нужды сирот, вдов и больных – посвящаем себя благотворительности и волонтерству. Во время поста я не употребляю в пищу ничего. Только пью. Такой пост у меня длится до семи дней. Мы с семьей регулярно посещаем церковь, но решение о посте принимаем внутрисемейно, по ситуации.

Протоиерей Андрей Ткачев: Важно помнить, что вы – не единственно верующий. Мы верим все, а значит праздновать и поститься должны вместе.

В целом вы поступаете правильно. Ведь раньше пост так и учреждали – в силу тех или иных обстоятельств. Только не каждый для себя, а носило это всецерковный, всенародный характер. И со временем эти посты устоялись и стали костяком церковной дисциплины.

Человек должен постепенно прийти к состоянию, когда жизнь Церкви станет его собственной жизнью. Когда он будет не сам сочинять для себя предписания, а будет двигаться в общем, церковном русле. Когда именно он придет к этому – вопрос его личного роста как христианина. Ведь все, что касается духовной практики, – вопрос опыта. Человек должен вкусить радость совместного празднования Рождества. А пост – упражнение, которое поможет ему ощутить эту радость во всей ее полноте.

Очень хорошо, что вы заботитесь о вдовах и сиротах, и посвящаете больше времени изучению Священного Писания. Важно еще помнить, что вы – не единственно верующий. Мы верим все, а значит, праздновать и поститься должны вместе. А в том, что пост принимается по внутрисемейному решению нет ничего плохого. Это личное решение семьи, и если они видят в этом необходимость – пожалуйста.

Ксения 21 год, студентка: В этом году поститься не буду - жду первенца.

Я пощусь каждый год и Рождественский пост – не исключение. Но в этом году поститься, скорее всего, не буду в силу обстоятельств – жду своего первенца.

Я считаю, что пост, в первую очередь – очищение организма, так что, он не помешал бы и людям неверующим. Но для меня это не просто воздержание от пищи, я больше времени провожу в молитвах и чаще посещаю храм. В моей семье посты соблюдаются, и сама я раз или два в неделю хожу в церковь.

Отец Андрей: Всему можно найти достойную замену. Если не воздерживаться в еде, то больше времени проводить в молитвах.

Это, вполне уважительная причина. Мы ведь не можем требовать одинаковой строгости соблюдения поста от больного старика и молодого парня, от сидящего в тюрьме и служащего в армии. Беременная женщина должна думать в первую очередь не о себе, а о ребенке, которого вынашивает. Хотя история знает множество примеров женщин, которые мужественно постились во время беременности. Таким образом, они воспитывали у чада чувство аскетизма еще в материнском чреве. Но это исключения, примеры подлинной святости, которые не могут стать нормой для обычных людей. Но ведь всему можно найти достойную замену. Если женщина не может воздерживаться в еде, то ничто не мешает ей больше времени проводить в молитвах, помогать нуждающимся и изучать Библию.

Сергей 20 лет, студент: Не соблюдаю посты. Организм ведь растущий, значит, питание должно быть полноценным.

Я не соблюдаю посты. Однажды общался со священником, и он сказал мне, что это вовсе необязательно. Организм ведь растущий, значит, питание должно быть полноценным.

Церковь я не посещал очень давно, потому что разуверился в священнослужителях. Я считаю, что Церковь не может идти рука об руку с политикой, а любая религия сейчас идет рука об руку с политиками.

В семье никто не постится, старшие – люди советской закалки, а родители слишком заняты работой.

Отец Андрей: Даже если человеку еще нет 18-ти, он уже находится в периоде цветущей зрелости и должен заниматься самодисциплиной.

Священник слегка «перегнул палку». Даже если человеку еще нет восемнадцати, он уже находится в периоде цветущей зрелости и должен заниматься самодисциплиной.

Вопрос разуверенности – более тяжелый. Кто нанес рану, тот должен ее врачевать. Если служитель Церкви обидел или разочаровал человека, то служитель же должен это исправить. Главное, чтобы сам человек был в этом заинтересован.

В нашем обществе велик процент людей равнодушных к вере. Но процент неравнодушных еще более велик. А значит, мы должны работать на этом поприще. И начинать нужно с главного – с Христа. Если человек идеально соблюдает пост, но верит в Кришну, то какая радость от такого поста? Если же человек верит во Христа, но по какой-то причине не постится, его не нужно ругать. С ним нужно говорить. Со временем он поймет, что вера без дел мертва, и аскетизм – одно из самых важных дел. Вера без поста может спасти, пост без веры - никогда. Рано или поздно ты дорастешь до работы над собой, и в этой работе важно прислушиваться к наставлениям Матери Церкви.

Дмитрий 28 лет, спортсмен: Я спортсмен и должен тренироваться 5 раз в неделю. Пощусь крайне редко.

Я пощусь крайне редко. Это связано с тем, что мне нужно набирать определенное количество килокалорий, ведь я тяжелоатлет и должен тренироваться, как минимум, пять раз в неделю. Но для меня пост – это, в первую очередь, укрощение своего гнева, похоти и легкомыслия. Это суровый контроль над своими словами и мыслями. Ведь еще Иоанн Златоуст говорил: «Люблю пост, ибо он – мать смиренномудрия и источник всякой мудрости».

К сожалению, у меня в семье никто не соблюдает посты. Я посещаю церковь, но не так часто, как мне бы этого хотелось. Хотя в моей жизни был период, когда я бывал в храме минимум дважды в неделю. Считаю, что это время не прошло даром, и одухотворение, которое я получил тогда, до сих пор со мной. И к воцерковленным людям я отношусь с глубоким уважением.

Отец Андрей: Не сосредотачивайся на том, чего ты не можешь. Лучше задумайся, чем ты можешь заполнить эту пустоту.

Спорт – это всегда саморазвитие. Сам апостол Павел часто сравнивал христиан с бегунами и воинами. «Бегите, чтобы получить венец». Но не простой венец из лавра, а венец нетленный. Так что спорт - тоже ценная духовная практика.

Но нужно вывести понятие поста, как жертвы Богу, за пределы гастрономии. Если человек лежит в больнице и его кормят манной кашей, ничто не мешает ему читать Псалтырь. Если он работает на заводе или занимается спортом, он всегда может откладывать больше денег на благотворительность. Пост призван воспитать в человеке доброту и нравственность, воздержание в пище – лишь один из многих путей. Не сосредотачивайся на том, чего ты не можешь. Лучше задумайся, чем ты можешь заполнить эту пустоту. И так нужно подходить ко всем подобным случаям.

Но пост не должен входить в коллизию с вашей профессией. Идущий на задержание спецназовец не должен шататься от голода, как и спортсмен, который представляет на играх честь своей страны. Тут важно проявить понимание и пасторскую чуткость. И отнестись к каждому такому случаю, как частному, чтобы не приводить верующего к ссоре с Церковью. В некотором смысле священник должен быть доктором – печень у всех работает одинаково, только болезни разные.

Сандро 23 года, стоматолог: Для меня пост - это способ помочь своему отцу на том свете.

Поститься перед Рождеством буду по возможности. Если хватит духу. Ведь во время поста нужно не только ограничить себя в еде, но и регулярно молиться, не ругаться, усердно посещать церковь… А если человек подходит к этому с чисто «гастрономической» стороны, то это и не пост вовсе. Для меня лично это способ помочь своему отцу на том свете, и мне кажется, это единственный способ. В нашей семье соблюдают пост все, но мама – не строго, из-за проблем со здоровьем.

Отец Андрей: Такой подход можно только приветствовать – в данной ситуации, он самый верный.

Это достойные слова взрослого мужа. Смерть сопровождается постом во всех авраамических религиях и глубоких культурах вообще. Умерший как бы накладывает печать на живых, и они постятся. В первую очередь – невольно. У них просто кусок в горло не лезет. Во-вторых – сознательно демонстрируют свою потерю. Не стригутся, не бреются, носят смиренные одежды и черные ленты. Это правильно, ведь так они показывают, что не отчаиваются, что верят в возможность общения с этим человеком через молитву. С другой стороны, они потеряли близкого и скорбят по нему. Такой подход можно только приветствовать – в данной ситуации, он самый верный.

Ярослав 27 лет, рок-музыкант: Само слово «пост» у меня ассоциируется с пограничным постом. Это как часовой на посту.

Я был воспитан в глубоко религиозной семье, поэтому любой пост, в том числе и Рождественский, соблюдаем тщательно. Само слово «пост» у меня ассоциируется с пограничным постом. Это как часовой, который стоит на посту, охраняя твою душу. Но хотелось бы услышать напутствие от служителей церкви. На что во время поста стоит обратить особое внимание?

Отец Андрей: Для современного человека забыться и выпить стакан молока в пост не так страшно, как без разбору принимать в себя все, что подают с телеэкрана.

Не забывайте, что мы с вами живем в информационную эпоху. На поступающую к вам информацию нужно обращать столько же внимания, сколько и на еду. Любой согласится с утверждением, что «нельзя есть, что попало». Но разумно ли все что попало смотреть по телевизору, читать в интернете и слушать по радио? Надо четко определить для себя, что можно и чего нельзя. Ведь информация – тоже пища, только не для желудка, а для разума. То, что дети в школах, как и взрослые на своих рабочих местах, стали менее усидчивы – плоды отсутствия внутренней дисциплины. А для современного человека забыться и выпить стакан молока в пост не так страшно, как без разбору принимать в себя все, что подают с телеэкрана.

В послесловие от отца Андрея

Помните, что оценку вашему посту ставит радость праздника, которым он заканчивается. Поэтому пусть праздник Рождества Христова в этом году будет ярче и торжественнее, чем все предыдущие!

(http://www.andreytkachev.com/)

В русском языке слово «пост» имеет несколько значений. Это и предписанное религией воздержание от еды, питья и развлечений; это же и некое важное занимаемое место. «Он занимает ответственный пост», говорим мы о важной «шишке». Если речь идет о военном быте, о котором говорится «пост сдал – пост принял», то этот пост бывает «охраняемый». На этом посту стоит часовой, чье внутренне состояние наводит на мысль о посте религиозном. Религиозный пост требует от человека внутренней собранности, и в этом его схожесть с заступлением на пост вооруженного военнослужащего. «Не зевать, не расслабляться, руководствоваться уставом, быть начеку», - таковы вкратце требования к часовому, выраженные несколько эмоциональным языком. Точно так же звучит часть требований и к человеку, соблюдающему религиозный пост. Итак, эта омонимия далеко не случайна и глубокомысленна. Военный пост «сдают» и «принимают», церковный – «держат» и «соблюдают», но тот и другой – «хранят». Человек в обоих случаях сосредотачивается на поставленной задаче. В обоих случаях он должен понимать, что занят делом большой, если не сказать – чрезвычайной – важности.

В посту нужно молиться. Сам по себе пост без усиленных молитв ниспадает до некоторой диеты, достоинство которой уже потому невелико, что соблюдается диета ради себя, а пост, как жертва, приносится Богу. Вся наша цивилизация это ярмарка подмен, где исповедь заменена визитом к психоаналитику, а крестный ход – митингом. Посту также угрожает «светский двойник» в лице различных голодовок и воздержаний.

Итак, нужно исключить нечто из рациона, но нужно нечто и в рацион добавить. Нужно добавить чтение псалмов и Нового Завета, земные поклоны (для тех, кто может их класть по состоянию здоровья), и молитву в храме. Нужно и обнаружить врагов молитвы. Во-первых, это лень. Во-вторых, суетность ума. А в- третьих, памятозлобие, обиды, и все прочее, что вырастает из эгоизма и противно любви к людям. Распознаем этих врагов, потому что вред от них больше, чем вред от полевых вредителей сельскому хозяйству. При этом поля чем-то регулярно посыпают и поливают, обрабатывают, а духовные враги тем удобнее действуют, чем меньше мы помним об их существовании.

Лень всем известна. Она, «матушка, раньше нас родилась». Она не зря и рифмуется со словом «тень», так как тенью буквально ходит за каждым человеком. Если поддаться ее усыпляющему действию, душа погрузится в уныние, тяжелее которого вряд ли что-то есть. Что до суетности ума, то это увеличивающийся недуг. Его увеличению много способствует информационная эпоха, внутри которой мы живем. То, что в области массовой информации представляется развлечением и собственно информированием, является на львиную долю замусориванием общественного сознания или даже зомбированием (одно другому не мешает). Если у вас есть список, озаглавленный «Этого я в посту не ем», то можно составить (хотя бы мысленно) второй подобный список: «Этого я не читаю, не слушаю и не смотрю» Эффект будет непременно и вы его ощутите. Пусть посубботствует ум в отношении мирского трепа. Земле нужно походить под паром, вьючному животному нужно отдыхать от поклажи. Только бедная людская голова осуждена повседневностью на то, чтобы быть мусорником. Я не согласен. Я выключаю средства связи и прячу пульты. И делаю это ради малых крошек внутренней чистоты. Только по неумению додумывать мысли до конца человечество переживает о чистоте окружающей среды, но не небрежет о чистоте внутреннего мира. Ведь грязь в экологии это только перст, указующий на грязь в мыслях и намерениях человека.

Еще замечено, что постящиеся более раздражительны. Весенняя усталость и духовный труд дадут о себе знать. Но мы должны будем сдерживать себя, чтобы ссорами и раздражительностью не губить плод поста. И кроме названных трех врагов у молитвы есть и иные враги. Вы сами сможете со временем их обнаружить. Но для этого нужна сама молитва. Она – огонь, все остальное – лампадное масло.

Нужно повторять без устали, что пост это не только и не столько явление пищевое, сколько всеобъемлющее, изменяющее всего человека. Пост относится к уму больше, чем к чреву. И гастрономия под пост подстроится при желании - в ресторанах уже не первый год можно найти постное меню. Десять перемен блюд и надпись на прейскуранте «Поститесь на здоровье». А вот телевизор под пост не подстраивается, и его вредно смотреть без меры, что в пост, что вне поста. То же касается контента радиостанций, печатной продукции. Все эти фабрики новостей и развлечений либо в принципе не способны даже внешне настроиться на постовую волну, либо это будет очень тяжелым для них трудом. Поэтому и стоит напоминать, что экология ума и чистота информационной пищи и важнее всего для христианина, и это ему, соответственно, тяжелее всего дается.

При углубленном подходе к явлению пост это некое «малое умирание». Человек насильственно исторгает свой ум из круга обычных явлений и переключается на совершенно иные мысли. Он мыслит о Суде, о воздаянии грешным и праведным, о своем предстоянии Христу. Он думает о том, что уже сделано, а где еще «конь не валялся». Он думает о том, сколько ему осталось, и как этот остаток правильно прожить. Таким образом, человек словно умирает, или хотя бы замирает для привычных мыслей и дел. Это и есть та «малая смерть» для мира, которая выбирается добровольно ради оживления души для Христа.

Так и происходит в Божием мире: открываются одни двери не раньше, нежели закрылись другие. Не родившийся еще ребенок внутри материнского организма имеет закрытыми глаза, рот, нос. Остатки пищи тоже не выходят из него так, как это будет потом. Для питания и дыхания у него открыто отверстие, которое потом закроется – пупок (!). А пока он живет удивительно: вниз головой, в воде, и в тихом мраке. Потом – после родов - откроется то, что было закрыто, и закроется то, что было открыто. Таков закон. Следовательно, и в духовной жизни мы должны учиться оглохнуть для одних разговоров, чтобы открылось слышание иных речей. (Не зря Матерь Божия называется собеседницей молчальников). Должны освободить ум от одних мыслей, чтобы в сознание смогли войти другие. (Не зря некто из отцов сказал, что ухо безмолвника услышит дивное) Умирание для жизни призрачной ради оживления для жизни подлинной, вот – пост.

Когда одни люди постятся, а другие нет, то не исключено, что между ними может возникнуть взаимное напряжение. Постящиеся люди склонны осуждать людей не постящихся. Вот, мол, «грешники и чревоугодники». Ну, а у оппонентов тоже готовы под рукой свои аргументы. «Бог у меня в душе», «оскверняет человека не то, что входит в уста, а то, что исходит из уст». И так далее. К тому же всем известен малоприятный тип религиозного ханжи, на которого не хочется быть похожим. Вот многие и думают, что лучше «я не буду особо рьяно исполнять обряды и предписания, зато буду простым и искренним человеком». Разрубать этот узел или развязывать, в любом случае придется попотеть.

Обратимся к Писанию, и первой словесной жемчужиной пусть будет следующая: «Пища для чрева и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое» (1 Кор. 6:13) Эти слова обращены к тем, кто чрезмерно внимателен к еде, в ущерб прочим не менее важным сторонам жизни. Еда едой, а молитва молитвой, и любовь любовью. Воспретим себе осуждать тех, кто почему-то не соблюдает пост, помня о том, что «чрево всякого человека Бог уничтожит». По-славянски это выражение читается «упразднит», т.е. сделает неважным. Речь идет о той перемене, которая ожидает всякую плоть, когда после воскресения люди изменятся невообразимо. Сыны Царства, по слову Христа, будут подобны Ангелам Божиим, будучи сынами воскресения. И само Царство есть не пища и питие, но радость и мир во Святом Духе. И еще выслушаем нечто: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14:3) Как видим, апостол тревожился о том, чтобы аскетизм или его отсутствие не превращались в фактор распрей между христианами. И нас в первую очередь должно волновать не столько отношение маловерных к тем, кто постится, сколько наоборот. Хочется, чтобы постящиеся люи не задирали нос и не осуждали тех, кто ест колбасу и смотрит в посту телевизор. С нас, христиан, больший спрос. От нас ожидается теплота понимания и неосуждения. К себе – строгость, к ближнему – милость, Богу – поклонение в духе. Вот христианство.

Пост – явление универсальное. Вы не найдете в истории человечества ни одной серьезной культуры, где ради высших целей лучшие люди не брали бы на себя труд воздержания, временного или постоянного. Вы не найдете такой культуры, где восхвалялось бы обжорство, лень, праздность, и при этом совершались бы великие открытия и свершения в области духа. Мир уже мультикультурален. Не выезжая за пределы страны и города можно познакомиться с учениями востока, с разными аскетическими практиками, зайти в «Чайна Таун» и выйти из него, записаться на курсы йоги и проч. . Наши люди так и делают. Плохо это или хорошо – отдельная тема, но это уже сбывшийся факт, и о чакрах или медитациях славянин может знать задолго до того, как узнает о грехах и страстях, мучающих человека.

Люди бродят не только из стороны в сторону и не только мигрируют из страны в страну. Люди также бродят от учения к учению, ищут истину и стремятся к самореализации. Так вот нигде эти люди не встретят призывы к вседозволенности, если предметом поиска будет чистота ума и спокойствие души. Люди объявляют личный пост, если дают обеты и вымаливают у Бога что-то важное. Они объявляют коллективный пост, если «враг у ворот» и народу грозит нешуточная опасность. Способность к воздержанию в сложных ситуациях есть мера серьезности души и ее мужественности. И только общество потребления свистит нам в оба уха: «Потребляй. Наслаждайся. Расслабляйся. Отрывайся по полной». Именно этот дух вседозволенности, зацикленности на себя, крайнего эгоизма и стремления к беспрестанной смене удовольствий и есть разлагающий дух мира сего. Предполагаю, что это есть разновидность духа Антихристова. Постясь, мы в некую меру выходим из-под власти этого духа. Можем выйти, во всяком случае. Поэтому дух поста есть дух воинский и благородный, а дух греховной расслабленности есть дух плебейский и рабский. Воздержный человек свободен, а обжора – раб. И блудник – раб. И лентяй – раб. Свобода это не только политическое или социальное явление. Свобода это подарок Бога сознательной и разумной личности. Христианство помнит об этом. Жаль только, что настоящих христиан среди нас очень и очень мало.

Но мы далеки от уныния. Мы уже начали труд и будущее многое нам откроет. С Богом, вперед, не задерживайтесь.



Загрузка...

Реклама