emou.ru

Рокотов левицкий боровиковский представители какого направления. Темы и вопросы для обсуждения. Процесс становления личности

Портрет – это художественный образ, т.е. - не только изображение внешне сходное с оригиналом, но и стремление художника передать внутренний мир человека, его характер, душевные порывы. Кроме того, портретный образ – это живая реальность, это идеалы, с которыми соотнесены жизненные ценности художника и портретируемого, это стиль эпохи, обусловливающий форму портрета и характер образных средств. Цель создания портретного образа – обнаружить «главную идею личности», сделать явным ее содержание. Для того чтобы поставить перед собой такую задачу портретист должен увидеть в модели индивидуальность, привлекающую его как художника. Но индивидуальное сознание – это исторически обусловленное понятие. В России оно формировалось в XVIII веке.

В русском искусстве жанр портрета стал главенствующим во второй половине XVIII века. В этот период происходит бурное развитие национальной культуры, позволившее России занять одно из ведущих мест в европейской культуре. Русская культура приобретает новые черты, отличающие ее от древнерусской и средневековой культуры, определяющим становится светское направление. В русском искусстве происходят те же процессы. Во второй половине XVIII века самосознание русского общества приходит к следующим «выводам»: человек ощутил себя в прочной связи с эпохой, стал действующим лицом времени. Портретисты постепенно обретают способность видеть индивидуальности героев с различных точек зрения, в различных аспектах, в том числе и в их общественной роли. Развитие человеческой психологии уже привело к пониманию индивидуального своеобразия личности, к свободной ориентации в изменчивости характеров.

В портретной живописи 2-й половины 18 в. наглядно проявилось горячее стремление русских мастеров к жизненной правде. Наряду с парадными портретами создавались портреты прогрессивных общественных деятелей, в которых все внимание было обращено на передачу внутреннего мира человека, силу его ума и благородство стремлений. Произведения русских портретистов этого времени дают глубокую характеристику людей 18 в.

Владимир Лукич Боровиковский является ярким представителем портретистов 18 века. Его портреты, на мой взгляд, очень жизненны и глубоки, передают сущность человека, изображенного на нем. Портрет Марии Ивановны Лопухиной, представленный в экспозиции Третьяковской галереи, привлек мое внимание больше других, именно об этой работе Боровиковского мне бы хотелось рассказать.

1. Владимир Лукич Боровиковский

Во второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета. Поколения художников, выступивших на рубеже 60 - 70х годов, в кратчайший срок выдвинуло русский портрет в ряд лучших произведений мирового искусства. В это время творят крупнейшие живописцы Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский. Они создают блестящую галерею портретов современников, произведения, воспевающие красоту и благородство устремлений человека. Портрет этого периода сочетает в себе большую глубину и значительность в изображении человека, личности. Художники воссоздали образ человека с помощью различных живописных средств: изысканных цветовых оттенков, дополнительных цветов и рефлексов, богатейшей системы многослойного наложения красок, прозрачных лессировок, тонкого и виртуозного использования фактуры красочной поверхности. Все это определило значительное место отечественного портрета в современной ему европейской живописи.

Русский художник-портретист В.Л. Боровиковский родился на Украине, в Миргороде, 24 июля (4 августа) 1757 года. Родился он в небогатой казачьей семье. В 1774 году, по семейной традиции, поступил на военную службу в Миргородский полк, но в походах не участвовал. Закончив воинскую службу в чине поручика, он вышел в отставку и начал заниматься живописью. Обучался у отца-иконописца, Луки Боровика (Лукьяна Боровиковского), занимался церковной живописью в духе украинского барокко (иконы для Троицкого храма в Миргороде, 1784). Аллегории, созданные художником в 1787 году для оформления торжественного пути Екатерины II в Крым (не сохранились), привлекли к нему внимание высшего света, и в конце 1788 года Боровиковский был приглашен в Петербург.
В столице, с которой связано все его дальнейшее творчество, он сблизился сизвестным архитектором, поэтом и музыкантом Н.А. Львовым, у которого Боровиковский жил первые десять лет, а также познакомился с Д.Г. Левицким, Г.Р. Державиным, Е.И. Фоминым и другими интеллектуалами своего времени.

С 1792 года Боровиковский брал уроки у австрийского живописца И.Б. Лампи-отца, пользовался советами Д.Г. Левицкого. Продолжал увлеченно работать над религиозными заказами, сочетая барокко с классицистическим началом (композиции для иконостасов - Борисоглебского собора в Торжке, 1790-1792; Иосифовского собора в Могилеве, 1793-1794; сохранились, как и его миргородские иконы, лишь частично).

Мастерство Боровиковского быстро крепло, через несколько лет жизни в Петербурге он стал одним из известнейших художников-портретистов. И.Б. Лампи при отъезде из Петербурга оставил ему свою мастерскую. Академия художеств оценила успехи художника и в 1795 году удостоила его званием академика, а позднее (в 1802 году) - советника петербургской Академии Художеств.

Боровиковский обращался к различным формам портрета - интимным, парадным, миниатюрным. Лучшие его работы созданы преимущественно в 1790-е годы, такие, как портреты М.И. Лопухиной (1797, Третьяковская галерея), Е.Н. Арсеньевой (вторая половина 1790-х годов, Русский музей), Е.А. Нарышкиной (1799) и др. Боровиковский изображал на своих портретах "частного" человека; окутанные легкой дымкой модели Боровиковского пребывают в состоянии томного упоения гармонией своей внутренней жизни и окружающей их природы.

Обдуманность картины, искусное владение кистью, свежесть колорита, умение изображать всевозможные ткани и одежды ставят В.Л. Боровиковского в ряд известных портретистов, хотя он и не получил основательного классического образования.
В портретах В.Л. Боровиковского видны нежность кисти, тонкий деликатный рисунок, правильность форм и всегда выражение мысли на изображаемом им лице.

2. Портрет Марии Ивановны Лопухиной

Портрет Марии Ивановны Лопухиной является самым поэтическим и женственным из всех, созданных художником. Одновременно он обнаруживает сложившийся нравственный и эстетический идеал В.Л. Боровиковского.

Фактура портрета гладкая: Боровиковский, следуя манере Левицкого 80-90-х годов, пишет жидкими красками, сливающимися в плотный слой, в котором открытые мазки редко бывают видны. Такая фактура прекрасно содействует выявлению объема, его линейных контуров.

Героиня портрета В.Л. Боровиковского - Мария Ивановна Лопухина (1779-1803), урожденная графиня Толстая, прожила очень короткую жизнь. Она умерла в возрасте двадцати трех лет, едва успев выйти замуж.

Ее портрет написан в самом конце XVIII столетия, когда художников все больше занимает мир человеческих чувств, переживаний и настроений.

Именно в эти же годы в искусстве начинает осознаваться красота и величие природы, ее эстетическая ценность. В ней видятся отражение человеческой души, тонкие созвучия внутреннему миру.

Образ М.И. Лопухиной пленяет зрителя нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией. Эта гармония передана всем художественным строем картины: и поворотом головы, и выражением лица женщины, она подчеркивается и отдельными поэтическими деталями, вроде сорванных и уже поникших на стебле роз. Гармонию эту легко уловить в певучей плавности линий, в продуманности и соподчиненное всех частей портрета.
Лицо М.И. Лопухиной, может быть, и далеко от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести, что рядом с ним многие классические красавицы покажутся холодной и неживой схемой. Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной женщины передан с большой душевностью и любовью, с поразительной убедительностью раскрывает художник ее душевный мир.

Задумчивый, томный, грустно-мечтательный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы; плавные, ритмично падающие вниз линии; мягкие, округлые формы; белое платье, сиреневые шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос, зеленый фон листвы и наконец мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство, - все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается создание образа.

Портрет Лопухиной написан на фоне пейзажа. Она стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль. Природа, среди которой уединилась героиня, напоминает уголок пейзажного парка дворянской усадьбы. Она олицетворяет прекрасный мир, полный естественной прелести и чистоты. Вянущие розы, лилии навевают легкую грусть, раздумья об уходящей красоте. Они перекликаются с тем настроением печали, трепетности, меланхолии, в которые погружена Лопухина. В эпоху сентиментализма художника особенно привлекают сложные, переходные состояния внутреннего мира человека. Элегическая мечтательность, томная нежность пронизывают всю художественную ткань произведения. Задумчивость и легкая улыбка Лопухиной выдают ее погруженность в мир собственных чувств.

Всю композицию пронизывают медленные, текучие ритмы. Плавному изгибу фигуры, мягко опущенной кисти руки вторят клонящиеся ветви деревьев, белые стволы берез, колосья ржи. Неясные размытые контуры создают ощущение легкой воздушной среды, прозрачной дымки, в которую "погружены" фигура модели и окружающая ее природа.

Обтекающий ее фигуру контур - то теряющийся, то возникающий в виде тонкой, гибкой линии - вызывает в памяти зрителя контуры античных статуй. Ниспадающие, сходящиеся или образующие плавные изломы складки, тончайшие и одухотворенные черты лица - все это составляет уже как бы и не живопись, а музыку.

Нежная голубизна небес, приглушенная зелень листвы, золото колосьев с яркими вкраплениями васильков перекликаются по цвету с жемчужно-белым платьем, голубым поясом и поблескивающим украшением на руке. Сиреневому шарфу вторят оттенки увядающих роз.

Краски на грунт В.Л. Боровиковский накладывал хотя и плотным, но тонким и ровным слоем, достигая при этом своеобразной вибрации цвета. При написании этого портрета художник предпочитал холодную гамму - лиловато-желтые и белые, бледно-голубые и желтые, притушенные зеленые и пепельные цвета.
Фигура М.И. Лопухиной окружена воздушной дымкой пейзажа, но она не сливается с ним, а выступает ясным пластическим объемом, ритмически связана с ним: склоненному торсу и положению руки как бы вторят свисающие ветви и стволы деревьев, изображенные на втором плане. Тонко моделирует формы и неяркий, скользящий свет.
В.Л. Боровиковский и раньше вводил в свои портреты пейзажные фоны. Но именно теперь, разработанные со всей тщательностью, они становятся у художника важным компонентом портретной характеристики, получают настоящий смысл. Колосья спелой ржи, нежная зелень, васильки - все призвано подчеркнуть не только «простоту» образа, но еще выразить и мечтательное настроение его.
Известно, что М.И. Лопухина никогда не была счастлива; через год, после того как В.Л. Боровиковский написал ее портрет, она умерла. Но эта женщина таила и несла в себе столько нежности, любви, чистоты поэзии, красоты человеческого чувства, что первым впечатлением от увиденного портрета у поэта Я. Полонского сложились проникновенные стихотворные строки.

Портрет в искусстве России.

Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.

В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.

Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».

Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819-1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художником Владимиром Лукичом Боровиковским (1787-1825). Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо - живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кистьживописца. . .»

И в голове его начали складываться стихи:

Она давно прошла - и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - тень любви и мысли - тень печали.

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так, часть души ее от нас не улетела.

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, мечтать. . .

Мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. А если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве бы он меньше нравился или меньше трогал? Конечно, нет! Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза .

Н. Заболоцкий

Подберите музыкальные произведения русских композиторов (романсы, камерно-инструментальная музыка), которые можно использовать как фон, способствующий более глубокому восприятию портретной живописи.

Сравните художественные особенности портретов Рокотова и Боровиковского с особенностями знаменитого портрета Леонардо да Винчи «Джоконда». Что их роднит, что различает?

Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Каким образом они усиливают восприятие образа А. Струйской?

СТИЛЬ

Знаки мироощущения барокко
В вопросе о стилистической принадлежности творчества Рокотова не надо следовать весьма порочной практике (распространенной в популярной литературе по искусству) считать, что «к лучшим русским портретам ХVIII века мало применимы привычные стилевые категории». Определение стилистической принадлежности не умаляет значения индивидуальности творческого почерка или видения художника, а только задает правильные ориентиры и расставляет нужные акценты. Не должен смущать и стилистический синкретизм, очень характерный вообще для русского искусства. Чистые стилистические образцы - явление редкое для искусства как для любого живого явления и процесса. К тому же национальная специфика всегда кроется в нюансах и отклонениях от эталонов. Наша с вами задача состоит именно в том, чтобы научить детей чувствовать специфику феноменов искусства на фоне стилистической общности.
Возвращаясь к Ф.С. Рокотову, следует сравнить главные компоненты его портретов с тремя основными стилями ХVIII в.: с поздним барокко, рококо и классицизмом. Что в портретах Рокотова бросается в глаза в первую очередь, так это контраст темного фона со светлым лицом модели, то ли сияющим внутренним светом, то ли высветленным направленным лучом. Как мы знаем, темный фон является знаком драматического мироощущения барокко, загадок бесконечных пространственных перспектив модели барокко, параллельных миров и теневого двойничества.
Тьма внешнего окружения скользящими или глубинными тенями проникает в свет лица и делает его сопричастным тайнам мироздания. Затененные глаза, тени в уголках губ, асимметрия затененных и освещенных частей придают выражению лица загадочную неоднозначность («Портрет неизвестной в розовом»). Именно в этом состоит часть той притягательной силы, которой обладают портреты Рокотова. При этом Рокотов по сравнению с А. Антроповым (1) и И. Аргуновым (2) значительно продвинулся в живописном мастерстве изображения фона как подвижного воздушного пространства. Тень в его живописи приобретает активность, и это еще один художественный прием расширения и углубления содержательности образов.

(1) (2)

Не менее действенным барочным приемом усложнения содержания живописного образа является активизация самостоятельной жизни живописной стихии картины. Рокотов является одним из редких русских художников, в чьем творчестве такое большое значение имеет артистизм и богатство чисто живописной составляющей. Богатство фактурных приемов наложения краски на холст, которыми владеет Рокотов, удивляет. Сообразно задаче, он кладет мазки по форме, втирает их в основу холста, зигзагообразным движением нарушает форму, границы света и тени.
В пору расцвета своего творчества он «строит колорит в соответственном для каждого случая тональном ключе: портреты в дымчатых, коричнево-черных, пепельно-розовых, серебристо-голубых тонах, то холодные, то теплые по своей красочной гамме, которая сама по себе вводит зрителя в эмоциональную атмосферу произведения». В результате этого возникает живая и одушевленная среда, в которой проистекает своя потаенная жизнь, независимая от персонажей и даже от воли самого художника. Зритель оказывается втянут в «переживание чудесности и волшебности этой среды», возникшей за счет работы кистью и самостоятельной жизни красочной первоматерии.
Конечно, Рокотов не достигает того максимума, который возможен в барочной живописи и описан А.К. Якимовичем в терминах «титаническая, вулканическая работа». Его манера намного сдержанней, и, может быть, в этом проявляется национальная самобытность художника (ср. с фактурно-колористическими приемами П. Рубенса и Д. Веласкеса (3) ), но то, что магия его живописности родом из барокко, не подлежит сомнению. Приверженность Рокотова к свободному пространственному расположению модели в трехчетвертном повороте, а также к разнонаправленности ориентации корпуса, лица и глаз (портреты Н.Е. Струйского или А.П. Сумарокова) тоже является признаком барочного мировидения, которое принципиально культивирует модель личности, обуреваемой противоречивыми страстями.

(3)

В этом пункте стоит задаться вопросом: насколько сильны эти страсти в портретируемых Рокотовым людях и где находится источник происхождения чувств - вне человека или внутри него? Барокко, как правило, включает человека в общие ритмы вселенной, что автоматически выносит источник эмоций за пределы человека, повышает градус его чувств, меру их обобщенности.

Рококо: приближение к зрителю
Следующий за барокко стиль – рококо – значительно сужает область действия и сосредоточивается на человеке и круге его интимной жизни. Это дает приближение модели к зрителю, сосредоточение на частных, более личностных и отсюда более разнообразных по диапазону противоречивых чувствах. Страсти сменяются чувствами, источником этих чувств становится сам человек.
Если сравнивать портретную концепцию Рокотова с портретами барочными и рокайльными, то мы можем прийти к выводу, что Рокотов движется в сторону именно последнего. Об этом свидетельствует выбор погрудного изображения, приближение модели к зрителю, преобладание изображений человека частного, а не статусного (дополнительное свидетельство - сам факт переезда художника в менее официозную Москву), акцентуация процессов поиска взгляда портретируемого, невысокая амплитуда противоречивых импульсов в характеристике модели.
Черты рококо сказываются в нежных цветовых гармониях рокотовских портретов и отсутствии сильных цветовых акцентов. Зыбкость красочных всплесков, тающих во мраке, подчеркивает хрупкость и мимолетность бытия прекрасных миров портретируемых, что согласуется с общим мыслеощущением рококо - недолговечности и ненадежности бытия: «сейчас колыхнутся в последний раз кроны деревьев, заискрятся еще раз шелка и бархаты платьев, прозвучат последние аккорды музыкантов, и чудесная жизнь, полная радости и праздничного упоения, исчезнет и превратится в ничто» (А.К. Якимович).
Отсюда рокотовская «полуулыбка-полуплач», которой наделены почти все его персонажи. При этом в ряде случаев, когда барочная тень вокруг персонажей Рокотова сгущается, баланс «радости на пороге горя, смеха на грани слез» смещается в сторону более меланхолического восприятия жизни, чем на рокайльных портретах европейских мастеров, в которых акцентируются хоть и мимолетные, но все же радости праздника жизни (ср. с «Портретом герцогини де Бофор» Т. Гейнсборо (4) , «Портретом Барбарины Кампанини» Р. Карьеры, с работами А. Ватто (5) ).

(4) (5)

Под влиянием мировидения рококо находится и временная концепция творчества Рокотова - та во многом меланхолическая острота переживания момента цветущей прелести жизни на грани… хотелось бы сказать увядания, но Рокотов границы никогда не переходил и деликатно останавливался, не подходя к обрыву.
В работах 1770-х гг. трепетание хрупкой свечи жизни внушается колористическими эффектами («Портрет А.П. Струйской», «Портрет неизвестной в розовом»). В 1780-е гг. оно материализовалось в зримой метафоре цветка, склоняющегося под собственной тяжестью («Портрет Е.В. Санти» (6) , «Портрет В.Н. Суровцевой»). Вянущая тяжелая роза на груди В.Н. Суровцевой - предугаданный знак нового веяния времени - сентиментализма (ср. с «Портретом М.И. Лопухиной» В. Боровиковского), а также предвестник аллегоризма классицизма.

(6)

Голос классицизма
В 1780–1790-е гг. Рокотов откликается на голос классицизма. Модель в его портретах слегка отдаляется от зрителя, свет и цвет концентрируются в пределах формы, которая на глазах наливается материальной тяжестью. Это влечет за собой и концентрацию духовных импульсов, ранее рассеянных в красочной материи. Барочно-рокайльные эмоциональные токи начинают преобразовываться в целостность классицистической категории воли. Разнообразные эскизы миражей индивидуальностей обнаруживают стремление слиться в идеальный образ должного.
Складывается «рокотовский тип», которому мы обязаны нашим стойким представлением об особой духовности и загадочности души русской женщины. Порубежным в этом отношении является «Портрет В.Е. Новосильцевой». Однако за грань своего хрупкого мира Рокотов не вышел. Его герои так и остались в сетях трепетных теней, на распутье неполной проявленности духовных импульсов, под сенью загадки бытия.

ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Частично на вопрос о месте портретов Рокотова в процессе становления личности в русском искусстве мы ответили в ходе стилистического анализа. Главным тезисом здесь является то, что Рокотов вдохнул в портрет душу, придал лицу необыкновенную одухотворенность. Полуулыбка его моделей стала тем же для русского искусства, что и улыбка «Джоконды» Леонардо да Винчи для европейского искусства в целом. Она так же, как и у Леонардо, носит крайне неопределенный характер и оттого кажется нам загадочной. Кстати, так же загадочна и архаическая улыбка на губах юных древнегреческих кор и куросов.
Обобщенный характер носит и качество духовности моделей художника. Рокотов никогда не ставил перед собой цели дать исчерпывающую характеристику портретируемых им людей. Он просто стал одним из первых русских художников, кто признал за человеком право на духовную внутреннюю жизнь, и это было огромным шагом в процессе становления личности в отечественном портретном искусстве. Но мало того, Рокотов осмелился и на второй шаг, впервые изобразив противоречивость человеческой натуры и тем самым признав за ней право на глубинную сложность. Здесь тоже есть некая обобщенная для всех портретов схема, которая сводится к игре на несоответствии печальных глаз и улыбающихся губ.
Нам надо очень многое додумывать и достраивать с помощью исторических свидетельств и биографических данных, если мы хотим получить полную характеристику изображенных персонажей, как это происходит, например, в случае с Н.Е. Струйским (см. подробнее в описании портрета). Но не столько подробности важны, сколько сам факт подспудного беспокойства и волнения «пламенной души при всей ево нежности сердца».
Рокотов выделил первичную оппозицию души и сердца и дал множество вариантов ее реализации в своих портретах. Он уловил нежность романтической души и неистовство деспотического сердца в портрете семилетнего великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I, бредившего рыцарскими идеалами и тиранившего страну, - резкий поворот лица на зрителя при развороте в три четверти, победная усмешка и неимоверная тяжесть век над печальными глазами. О противоречивости человеческой натуры Рокотов говорит исключительно художественными средствами.
Особенно показательным в этом отношении является парный портрет четы Струйских. Даже если бы мы ничего не знали о странностях поведения супруга, то только на основании формального анализа композиции смогли бы прийти к выводу о напряженных отношениях внутри молодой семьи. В ансамбле портретов все строится на диссонансах. Обыкновенно супруги в парных портретах повернуты друг к другу, у Рокотова же они принципиально не встречаются взглядами.
Согласно европейской традиции, мужской портрет занимает позицию справа (сильную половину) от воображаемого центра между портретами, а женский слева (слабую половину). У Рокотова все наоборот: на женской половине оказывается Струйский, что усиливает зыбкость его поведения. Более материально объемный портрет жены противопоставлен более плоскостному и эфемерному изображению мужа. Именно женский образ активно выступает благодаря лучшей освещенности, в то время как фигура мужчины как бы отступает вглубь и сливается с фоном. Каждый из супругов ведет свою пластическую тему. В парном сочетании разнонаправленность поворотов корпуса, лица и взгляда еще более заметна, так как фигуры разворачиваются в противофазах.
Однако единство супругов все же существует, и это осуществляется на уровне общности освещения и трепетной атмосферы, как бы пронизанной нервными импульсами «пламенной души» и того и другого. Единое целое, семья, оказывается составленной не по принципу подобия, а по более сложному принципу притяжения противоположностей. Напряжение, возникающее в зазоре обнаруженной Рокотовым оппозиции, позволило запустить механизмы отсчета времени внутреннего, времени психологического. Внутренний диалог глаз и губ невозможно перевести на вербальный уровень, но он интуитивно улавливается и длит время сопереживания. Эфемерность этого диалога согласуется с общей рокайльной концепцией преходящего и неуловимого времени.

В РЕЖИМЕ ДИАЛОГА

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что урок по творчеству Рокотова необходимо строить в режиме активного диалога, привлекая большое количество сравнительного материала.
В начале урока можно уточнить уровень, достигнутый русским портретным искусством на момент вступления Рокотова в активную фазу творчества. Сравнение его произведений с портретами А. Антропова и И. Аргунова помогут выявить момент и условия появления признаков внутренней жизни изображаемых моделей. Акцент лучше сделать на наиболее заметной детали одушевления - появлении легкой улыбки. Экскурс в историю улыбки в изобразительном искусстве - от «Джоконды» Леонардо (7) до «Мерилин Монро» Э. Уорхола (8) и фотографий современных кинозвезд - придаст проблеме более актуальный характер и заодно поможет найти более точную характеристику улыбке рокотовских персонажей (чем контрастнее примеры, тем легче заметить характерное).

(7) (8)

Более сложный уровень предполагает анализ диалога глаз и губ. Рокотовский духовный диссонанс печальных глаз и улыбающихся губ выглядит более впечатляющим на фоне цельности образа «Джоконды» и явного превалирования сексуальности губ над духовным началом глаз в портрете Мерилин Монро.
Обсуждение оппозиции «пламенной души» и «нежного сердца» может вывести на более личностные интересы подростков, так как они очень чувствительны к подобным проблемам в этом возрасте. Вопросы о том, как они понимают это разделение, имеет ли место подобное разделение в их жизни и практике, как это разделение работает в системе разных портретов Рокотова, могут быть весьма продуктивными и подвести учащихся к размышлениям о противоречивости человеческой личности. Каждый из подростков ощущал в себе внутренние противоречия ума и сердца.
Вопросы о праве личности на противоречивость, о характере душевных противоречий, о ситуациях, в которых они возникают, о возможных путях разрешения внутренних конфликтов могут способствовать более заинтересованному всматриванию в портреты трехсот­летней давности. В сравнении с более контрастными эмоциями подростков возможны очень неожиданные суждения по поводу духовных проблем моделей Рокотова. Именно в этом месте наиболее своевременно привлечение биографических данных об изображаемых персонажах.
В свете повышенного интереса к предмету обсуждения более продуктивно проходит разговор о художественных приемах, позволяющих донести до зрителя духовную жизнь людей давней эпохи. Здесь следует остановиться на трех пунктах: сложном композиционном развороте, индивидуальной колористической характеристике портретов 1770-х гг. и самостоятельной глубинной жизни светотени, фактурных и живописных масс.
Обсуждение художественных особенностей естественным образом выводит разговор на тематику стилистической принадлежности творчества Рокотова. Здесь можно вспомнить о стилистических особенностях барокко, рококо и классицизма. В последнюю очередь можно сравнить работы Рокотова с аналогичными рокайльными произведениями мастеров других национальных школ - итальянской (А. Ротари), французской (А. Ватто) и английской (Т. Гейнсборо), что поможет выявить национальную специфику преломления рококо в русском искусстве.

Портрет – это художественное изображение лица конкретного человека и в то же время его интерпретация художником. На портрете изображаются внешние черты человека, а через них – его внутренний мир.

Для чего создаются живописные портреты?
Это не риторический вопрос. Вот как отвечал на него Альбрехт Дюрер: «Я пишу, чтобы сохранить образы человеческие после их смерти». Примерно так говорил и художник Возрождения Леон Баттиста Альберти: «Картина делает отсутствующих людей присутствующими, а мёртвые кажутся живыми». Так могли бы ответить и многие другие художники прошлых веков.
Но вот изобрели фотографию, и портрет можно получить быстро, не вкладывая в него столько труда, сколько требуется для написания живописного портрета. Почему же портретный жанр не исчезает, а продолжает развиваться и совершенствоваться? Да, за долгую историю своего существования портрет претерпел и взлёты, и падения, но не исчерпал себя.

Разновидности портрета

Не всегда портрет ограничивается только лишь внешними данными человека. Внутри жанра портрета существуют свои поджанры: исторический портрет, портрет-картина (человек изображён в окружающей природе или архитектуре. Атрибуты, фон и костюм помогали отобразить весь диапазон качеств человека или его социальной группы), портрет-тип (собирательный образ), аллегорический портрет (например, «Екатерина II в виде Минервы»), семейный портрет, автопортрет, групповой портрет и др.
Вот пример исторического портрета.

В. Васнецов «Портрет Ивана Грозного» (1897)
Такой портрет можно написать только на основе изучения художником древностей и впечатлений от театральных постановок.
А вот портрет-тип.

Б. Кустодиев «Купчиха за чаем» (1918)
Групповые портреты обычно предназначались для парадного интерерьера.

И. Репин. Групповой портрет «Торжественное заседание Государственного совета»
Этот портрет был предназначен для зала петербургского Мариинского дворца, интерьеры которого отличаются чрезвычайной роскошью, и «скромный» портрет на их фоне терялся бы.

По характеру портрет может быть парадным (обычно на архитектурном или пейзажном фоне, как правило – в полный рост), камерным (чаще поясное или погрудное изображение), миниатюра.

Сходство портрета с оригиналом

Важно ли в портрете сходство? Безусловно. Но, кроме сходства внешнего, должно быть и сходство внутренне, т.е. именно внутреннее сходство убеждает зрителя, в том, что таким и должен быть портретируемый человек.
Но люди, изображённые на полотнах старых художников, нам не известны, мы не можем убедиться в том, что их внешность соответствует оригиналу. Как же тогда определить, хороший портрет или нет? Значит, есть что-то в портрете, что важнее точной внешности?
Хорошо написанный портрет должен показывать внутреннюю сущность модели с точки зрения художника: не только физические, но и духовные черты. Эта необходимость была сформулирована ещё во время утверждения европейского портрета. В 1310 г. Пьетро д"Абано сказал, что портрет должен отражать и внешний облик, и психологию модели. Французский портретист Морис Кантен де Латур говорил о своих моделях: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком».
Очень важным моментом в заказных портретах является воплощение в полотне одновременно и ожиданий модели, и её реальной внешности. Как писал А. Сумароков:

Фуфана свой портрет писати заказала,
Но живописцу то сказала:
Ты видишь, я крива;
Однако, напиши, что я не такова.

Суждения человека о собственной личности, о своей внешности, характере и внутреннем мире далеко не тождественны с тем, что думает на этот счёт художник. И чем сильнее расходятся их взгляды, тем острее может быть конфликт между требованиями заказчика и волей художника

Эпоха и портрет

Хороший портрет – это ещё и представление об образе жизни людей определённых эпох, их идеалах и представлениях о человеке. Хороший портрет даёт современному зрителю возможность узнать о быте, нравах того времени, к которому относится портрет. Портрет – это своего рода история.

О. Кипренский «Портрет Евграфа Давыдова»
Вот перед нами портрет гусара Евграфа Давыдова кисти Ореста Кипренского. Это портрет конкретного человека, но, глядя на этот портрет, мы узнаём о том, какой была форма гусаров того времени, причёска, внутреннее состояние военного – картина изображает эпоху. И, конечно же, портретный жанр даёт возможность узнать тот идеал личности, который был характерен для того времени. То есть это своеобразный художественный портрет героя своего времени.
Социальное положение, национальность, возраст, религиозные и нравственные признаки, характер и прочее – всё это должно присутствовать в хорошем портрете. Можно научиться передаче сходства с моделью, но при этом не приобрести способности к выражению её характера – добиться этого гораздо труднее.

Особенности портрета

Важным моментом является взгляд: модель может смотреть прямо на зрителя, будто приглашая его к разговору, или же мимо. От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным. Если поворот головы направлен в одну сторону, а зрачки в другую, то есть человек как бы оглядывается, то в портрете возникает движение. Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойной. Для портрета не характерно выражение сильных чувств, т.к. они кратковременны и не характеризуют человека полностью.
Через выражение глаз видна душа, особенно через взгляд, устремлённый на зрителя. К тому же «взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству» (А. Карев).

В. Перов «Портрет Владимира Ивановича Даля»
Другое важнейшее средство психологической характеристики – руки. Взгляните на портрет В.И. Даля кисти В. Перова. Кто-то из критиков описал портрет так: «...его взгляд выражает спокойствие: он свое дело сделал. Нельзя не обратить внимание на прекрасные руки старика: этим длинным пальцам позавидует любой хирург». Действительно, Даль был замечательным хирургом, причём он одинаково успешно владел обеими руками, что очень важно во время операции.
Многое может сказать о человеке и его осанка.

В. Серов «Портрет актрисы Ермоловой»
Подчёркнуто гордая осанка подчёркивает величие человека. Бывает, что так изображают самомнение, но Мария Николаевна Ермолова действительно была великой актрисой. По словам Станиславского, величайшей из виденных им актёров.
Портреты современного художника А. Шилова привлекают фотографической точностью, но этого, как мы уже знаем, недостаточно для хорошего портрета. Через выражение глаз героев его портретов всегда видна душа. Вот как на этом портрете.

А Шилов «Портрет Оленьки» (1981)


ным, драматичным движением. Этот эффект достигается поворотом фигу-ры Шопена, напряженным колоритом картины, контрастными светотенями, быстрыми, интенсивными мазками, столкновением теплых и холодных тонов.

Художественному строю портре-та Делакруа созвучна музыка Этюда ми мажор для фортепиано Шопена. За ней стоит реальный образ - об-раз Родины. Ведь однажды, когда его любимый ученик играл этот этюд, Шопен поднял вверх руки с воскли-цанием: «О, моя Родина!»

Мелодия Шопена, неподдельная

и могущественная, была главным средством выражения, его языком. Могущество его мелодии - в силе ее воздействия на слушателя. Она как развивающаяся мысль, которая по-добна развертыванию сюжета повести или содержанию исторически важно-го сообщения.

В портретном искусстве ХХ-XXI вв. условно можно выделить два направ-ления. Одно из них продолжает клас-сические традиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие Человека, другое - ищет новые абс-трактные формы и способы выраже-ния его внутреннего мира.

Ф. Буше. Концерт.

А. Ватто. Меццетен.

Найдите на разворотах учебника те порт-реты, о которых идет речь в тексте. Сравните их между собой, определите сходные и различные черты. Дайте собственную трактовку их обра-зов.

Какие портреты вы отнесете к традицион-ному классическому направлению, а какие - к абстрактному искусству. Аргументируйте свое мнение.

Сопоставьте язык различных направле-ний портретной живописи. Определите вы-разительность линий, цвета, колорита, ритма, композиции каждого из них.

Послушайте музыкальные сочинения. Подберите к портретам те произведения, кото-рые созвучны образам, запечатленным на них.

Подготовьте альбом, газету, альманах, ком-пьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».

Включите в них информацию о художни-ках, скульпторах, графиках, а также стихи, от-рывки прозы, фрагменты музыкальных произ-ведений, созвучные образам вашей портретной галереи.


iskusstvo maket8!.indd 33 6/18/09 5:12:17 PM

Портрет в искусстве России

Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.

В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, свя-занной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитате-лями жилища, их костюмами, привычками.

Благодаря «портретным гармониям» русского художника

Федора Степановича Рокотова (1735-1808)образовалсяособый эмоциональный словарь для выражения впечатле-ний зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живопис-ных новшеств, художник открывает новые возможности ка-мерного интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является ярким примером поэтиза-ции образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездон-ности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портре-та в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».

Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819- 1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художником Владимиром Лукичом Боровиковским (1787-1825).Портрету к тому времени тоже

было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сло-жилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо - живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца...»

И в голове его начали складываться стихи:

Она давно прошла - и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали Страданье - тень любви и мысли - тень печали. Но красоту ее Боровиковский спас.

Так, часть души ее от нас не улетела.

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, мечтать...

iskusstvo maket8!.indd 34 6/18/09 5:12:21 PM

Мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. А если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве бы он меньше нравил-ся или меньше трогал? Конечно, нет! Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал пре-красный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?


Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач.

Ф. Рокотов. Портрет А.Струйской


Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

Подберите музыкальные произведения рус-ских композиторов (романсы, камерно-инстру-ментальная музыка), которые можно использо-вать как фон, способствующий более глубокому восприятию портретной живописи.

Сравните художественные особенности портретов Рокотова и Боровиковского с осо-бенностями знаменитого портрета Леонардо да Винчи «Джоконда». Что их роднит, что раз-личает?

Найдите в тексте стихотворения эпитеты,

метафоры, сравнения. Каким образом они уси- ливают восприятие образа А. Струйской? В. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной

iskusstvo maket8!.indd 35 6/18/09 5:12:24 PM

Портреты наших великих соотечественников

Портретный жанр занимает значи-тельное место в творчестве русского художника Ильи Ефимовича Репина

(1844-1930). Обращение к портретной галерее этого художника дает возмож-ность современным зрителям узнать о его многочисленных творческих связях с деятелями отечественной науки, куль-туры, искусства - учеными, писателя-

ми, живописцами, музыкантами, меце-

И. Репин. А.Бородин

И. Репин. Автопортрет.

Рассмотрите изображения людей. Определите, в какое время они созданы, какие особеннос-ти личности (облик, черты характера, увлечения, социальная принадлежность и др.) стремились подчеркнуть в них художники. Какие средства выразительности помогли вам понять это?

Послушайте два фрагмента из произведений А. Бородина - «Ноктюрн» из Струнного квар-тета № 2, экспозицию Симфонии № 2 («Богатырская»). Какому из этих фрагментов созвучен пор-

трет композитора? Найдите общие средства выразительности портрета и музыки.

iskusstvo maket8!.indd 36 6/18/09 5:12:29 PM

натами, которые внесли свой вклад в культурное наследие России.

Знаменитые люди на портретах изоб-ражены Репиным в разных душевных состояниях: мечтательного созерцания (композитор А. Бородин), активного действия (композитор, пианист, дири-жер, основатель Петербургской кон-серватории А. Рубинштейн), спокойно-го размышления (писатель Л. Толстой), глубокого раздумья (коллекционер кар-тин, меценат, создатель собрания Го-сударственной Третьяковской галереи П. Третьяков).

На каждом портрете живописец изображает своих героев с теми пред-

метами, которые составляют суть их профессиональной деятельности, - писатель с книгой в руках, музыкант-исполнитель у дирижерского пульта, создатель художественной коллекции в окружении картин. Эта традиция имела место и в портретах XVIII в.


И. Репин. Портрет Льва Толстого


И. Репин. Антон Рубинштейн

Рассмотрите портрет А. Рубинштейна. Вы-скажите предположение, каким знакомым вам сочинением он дирижирует.

Послушайте вступление к опере «Хованщи-на» М. Мусоргского - «Рассвет на Москве-реке». Какие особенности развития этой музыкальной картины необходимо подчеркнуть дирижеру-ис-полнителю?

Вглядитесь в портрет писателя Л. Толстого. Какое эмоциональное состояние передано в нем художником?

Прочитайте отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир» (сцена Сони и Наташи) как диа-лог, по ролям. Какие черты характера героинь раскрывает писатель? Какую из сфер жизни об-щества начала XIX в. (война? мир?) описывает?

Какими знаниями обогащает вас знакомство

с различными произведениями искусства - жи-вописным портретом, литературным текстом?


Художественно-творческое задание

Нарисуйте эскизы костюмов, декораций, под-берите музыкальный фон для этой сцены.


iskusstvo maket8!.indd 37


6/18/09 5:12:34 PM


Как начиналась галерея

…Павел Михайлович Третьяков… ходил из комнаты в комнату, раздумывая, куда же поместить новые приобретения. В ка-бинете все забито битком. Против окон

- «Княжна Тараканова», над большим дива-ном - «Привал арестантов», над угловым, по одной стене - «Охотники». В широком простенке - «Рыболов» и «Странник» тоже Перова. Нет, в гостиной явно негде было ве-шать. Павел Михайлович опять перешел в столовую и наконец с трудом выбрал мес-то. Развешивая картины, он приговаривал, вздыхая:

Тесно, до чего тесно!

Перестань покупать, - лукаво при-щурился Александр Степанович Каминский, пришедший с Соней проведать родных.

Павел Михайлович, обернувшись, молча на-градил его негодующим взглядом. Архитектор обезоруживающе улыбнулся в ответ и спо-койно, весело посоветовал:

Тогда строй помещение.

Третьяков оставил картины, по-смотрел на зятя.

И. Репин. Портрет П.М.Третьякова -Думаешь?Я и сам так считаю.Давноуже, - сказал он, помолчав, - А за проект

возьмешься?..

…Он вышел на воздух... и погрузился в густую тень грушевого сада. Третьякову было бесконечно жаль уничтожать этот славный уголок сада. Но место его уже при-надлежало галерее.

Откладывать нечего, Саша. Пора на-чинать. Только, будь другом, последи, чтоб с грушами поаккуратнее…

Прочитайте отрывок из книги Н. Ненаро-кова «Почетный гражданин Москвы».

Рассмотрите портрет П. Третьякова кисти И. Репина. В чем, по вашему мнению, проявля-ется общность образов картины и рассказа?

38 В. Перов. Странник

iskusstvo maket8!.indd 38 6/18/09 5:12:39 PM

В. Перов. Рыболов

К. Флавицкий. Княжна Тараканова

В. Перов. Охотники на привале

iskusstvo maket8!.indd 39 6/18/09 5:12:45 PM

Музыкальный портрет

Интересно сопоставить особеннос-воссоздания облика человека в ли-, изобразительном искусстве,

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интона-ции спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она разверты-вается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состоя-

ний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями рас-ширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, вопло-щая различные его состояния, харак-тер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед

Н. Рерих. Эскиз декорации оперы«Князь Игорь»

iskusstvo maket8!.indd 40 6/18/09 5:12:52 PM

Персонаж, лирический герой, рас-сказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном про-изведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержа-ния программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, непов-торимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Музыка может помочь встре-титься с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения со-здают образы различных персонажей. Ф. Гайдн признавался, что всегда со-чинял музыку, имея в виду характер-ные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу… Можно написать целую книгу о женс-ких образах в инструментальной му-зыке Моцарта» (В. Медушевский).

А. Головин. Эскиз декорации оперы«БорисГодунов»


Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увиде-ли » в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?

Художественно-творческое задание

Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбив-шихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характерис-



Загрузка...