emou.ru

Реформы Марии-Терезии и Иосифа II и их влияние на развитие западноукраинских земель. Царствование марии терезии - время просвещения и активных реформ Культурная политика просвещённого абсолютизма в Австрии

После восьми тяжелых лет, полных сражений за сохранение власти над государством, Мария Терезия стала опытным, матерым политиком с реалистическим мировоззрением. Она поняла, что в будущем нет смысла расширять австрийские державы, наоборот, необходимо обеспечить комплексные реформы отсталого государственного правления, также как и неподготовленной к бою армии. Ей удалось приобрести несколько деловых молодых специалистов, которые обеспечили самые нужные реформы. Министром иностранных дел стал гениальный дипломат граф Вацлав Антонин Коуниц, которому удалось уладить отношения с Францией, и даже из нее сделать нового союзника Австрии.

Главным командующим армией стал подающий надежды генерал, граф Леопольд Иосиф Даун, завоевавший многие победы, прежде всего над заклятым врагом Австрии - Пруссией. Реформу внутренних дел государства обеспечил интеллигентный, хотя и довольно несносный граф Фридрих Вилем Гаужвиц. Окружающая среда, включая его собственную семью, его считала чудаком, однако его неуважение к устарелым традициям, способность принимать новые решения, и готовность рисковать, также как и почти неутолимое трудолюбие сделали из него человека, о котором Мария Терезия сказала, что он был ниспослан самим небом.

Принятие главных реформ Марии Терезии осуществилось в годы 1748-1756, когда на несколько лет воцарился весьма шаткий мир. Граф Гаужвиц разработал новую систему налогов, согласно которой налоги оплачивали не только крепостные, но и дворяне, и согласно которой значительно усилилось значение государственной власти в Вене. Таким образом укрепилась власть императрицы, и Гаужвицу удалось ежегодно выжать из чешского и австрийского населения 14 миллионов золотых, что вполне хватило для того, чтобы начать реформу армии, также при помощи основания особых военных школ. Все это соблюдало одну цель - окончательно решить силезиянский вопрос.

С периодом 50-х годов 18-го века связана деятельность одной из самых интересных личностей чешской науки эпохи барокко - легендарного приходского священника Прокопа Дивиша, изобретателя молниеотвода. Он почти всю жизнь провел в южной Моравии, где в селе Пржиметице недалеко города Зноймо служил священником. Прокоп Дивиш был очень образованным теологом и одновременно опытным физиком, поддерживающим контакты с самыми значительными учеными Европы. Дивишь наблюдал с интересом за физическими опытами своих ровесников, американца Бенджамена Френклина и русского ученого Михаила Ломоносова. В 1754-м году они все трое самостоятельно изобрели грозозащитное устройство, которое Прокоп Дивишь назвал «Машиной против плохой погоды» и установил ее в саду своего прихода. К сожалению, когда в 1760-м году ударили жестокие морозы, уничтожившие все посевы, крестьяне отнесли их к «Машине против плохой погоды» Прокопа Дивиша и громоотвод уничтожили.

Следующей сферой, которой коснулись самые видные реформы Марии Терезии является школьное обучение. Чешский народ тем временем попал под сильное влияние немецкого языка, так как габсбургское правительство соблюдало принцип: единое государство - единый язык. Германизация проходила в целях централизации общественной жизни, однако на национальные чувства народов подействовала отрицательно. Интересен факт, что сама Мария Терезия говорила и писала гораздо лучше на французском, чем на немецком языке, в котором часто допускала грамматические ошибки.

Первым и основным пунктом школьной реформы стало обязательное обучение, также как и национализация школьной системы. Большую роль, особенно в Чехии, сыграла отмена иезуитского ордена, объявленная римским папой в 1773-м году, так как иезуиты обеспечивали большой частью школьное обучение в Чехии. Им, прежде всего, принадлежал пражский университет, и, кроме того, 57 гимназий в Чехии и Моравии. Основано было много других, светских школ, в том числе много специализированных школ, до тех пор не существовавших. Главным предметом остался закон божий, также как и латинский язык. Значительно увеличилось количество начальных школ, которые начало посещать почти 80 % чешских детей.

Однако реформы Марии Терезии не касались лишь государственных и школьных дел. Уже в 1748-м году, когда в Вене была основана городская полиция, возникла также особая комиссия по соблюдению общественных нравов. Она сосредоточила свое внимание на актрисах, певицах, иностранцах, и также на мужчинах, посещающих публичные дома. Названая комиссия вскоре приобрела такую ненависть жителей Вены, что в целых сотнях появились клеветнические анекдоты о мнимой безнравственной жизни императрицы. Легенда о ее сладострастии в определенном смысле сохранилась до наших дней.

Все надежды Марии Терезии тем временем устремились к ее старшему сыну Йосефу, престолонаследнику. У Марии и ее мужа, Франца Стефана Лотарингского было шестнадцать детей, однако пять дочерей и один сын не дожили до взрослого возраста. Молчаливый и вдумчивый Йосеф был старшим сыном. С самого детства он страстно увлекался чтением. Чтобы приобрести больше времени для чтения, он даже был способен перед своими репетиторами притворяться слабоумным. И читал он часто книги, которые его мать включила в список запрещенной литературы, прежде всего философские произведения французских энциклопедистов, и книги английского экономиста Адама Смита. Уже в возрасте восемнадцати лет молодой принц полностью выявил свою действительную интеллигенцию, когда высмеял австрийский совет министров, который открыто назвал шайкой обскурантов и напуганных консерваторов.

Сам он в 1761-м году подготовил первый набросок своего будущего правительственного плана, который министры пока еще с презрением назвали «сновидением». Но будущий император был уже намерен привести его в действие. Главным пунктом он считал обязанность монархистского правительства отчитываться народу и воспитать своих граждан как свободно мыслящих людей. Всю свою жизнь Йосеф стремился этот план осуществить, несмотря на то, что про него часто говорили, что он всегда совершает сперва второй шаг, и только после этого первый. Однако все это пока находилось в будущем...

Захват Габсбургами западноукраинских земель создал новую ситуацию в их социально-экономическом, политическом и культурном развитии. Хронологически он совпал с реформами «просвещенного абсолютизма», осуществленными Марией Терезией и Иосифом II.

Их главной целью было приспособление абсолютной монархии к новым тенденциям в социально-экономической жизни с помощью усиления государственной централизации.

В ходе реформ была упорядочена система учета и контроля, проведены первые статистические переписи населения и земельных владений, ликвидированы внутренние таможенные барьеры. В 1782 г. австрийское правительство отменило некоторые повинности и личную зависимость крестьянина от помещика (прикрепление крестьян к земле сохранялось), а в 1786 г. ограничило размер барщины. Но его попытка в 1789 г. установить все повинности пропорционально размеру надела успеха не имели. Помещики начали заменять барщину денежным чиншем и за счет этого получали большие прибыли.

Значительные изменения были внесены в жизнь церкви: она подчинялась государству. В 1773 г. был ликвидирован орден иезуитов, который до этого оказывал существенное влияние на общественную жизнь Австрии. В 1774 г. специальный указ Марии Терезии запретил употребление слова «униат», которое официально заменялось термином «греко-католик». В 1781 г. законом Иосифа II за счет устранения дискриминации некатолических конфессий была несколько ослаблена монополия католической церкви. В 1783 г. греко-католическая семинария («Барбареум») была перенесена из Вены во Львов. Ликвидация части монастырей позволила создать для благотворительных целей так называемый религиозный фонд. Государство взяло на себя подготовку и содержание священнослужителей. В 1786 г. язык местного населения стал обязательным при проведении литургий. Комплекс церковных реформ Марии Терезии и Иосифа II превратил галицкое греко-католическое духовенство в преданную Габсбургам силу.

Реформы в области просвещения предполагали введение государственных учебных программ и обязательных учебников для школьного образования. В 1774 г. была введена система трех типов школ: одноклассные - парафиальные, в которых обучение велось на местном диалекте, трехклассные и четырехклассные с немецким и польским языками обучения. Бывшие монастырские школы превращались в гимназии. В 1784 г. возобновил свою деятельность Львовский университет, основанный еще в 1661 г. На его четырех факультетах преподавание велось на немецком и латинском языках. В 1787 г. специально для немногочисленных украинских студентов при университете был открыт своеобразный Русский институт («Studium Rutenum») с обучением на церковнославянском языке, сдобренном местным украинским диалектом.

Однако централизаторско-абсолютистские тенденции и бюрократические методы проведения реформаторской политики вызвали обострение общественно-политических противоречий в стране. Реформы натолкнулись на отпор самых различных сил. После смерти Иосифа II начался отход от реформаторского курса.

1687 - оккупация австрийскими войсками Трансильванского княжества, в состав которого входило Закарпатье.

1691 - переход в унию Перемышльской епархии.

1699 - постановление польского сейма о запрете на занятие выборных городских должностей мещанами православного вероисповедания.

1699 - Карловицкий мир между Австрией и Турцией. Международное признание перехода Закарпатья под власть Габсбургов.

1700 - официальное присоединение к унии львовского епископа И. Шумлянского.

1703-1711 - участие народных масс Закарпатья в освободительном движении венгерского народа против австрийских Габсбургов.

1708 - принятие унии Львовским ставропигиальным братством.

1738-1745 - движение опришков под руководством Олексы Довбуша.

1768-1774 - российско-турецкая война.

1769 - занятие российскими войсками Буковины.

1772 - присоединение Галичины к Австрии по первому разделу Речи Посполитой.

1774 - аннексия Австрией Северной Буковины.

1775 - Константинопольская конвенция между Австрией и Турцией. Формальное согласие султана на уступку Габсбургам северо-западной части Молдавии.

1776 - открытие униатской духовной семинарии в Ужгороде.

1782 - указ императора Иосифа II о ликвидации личной зависимости крестьян.

1783 - основание украинской духовной семинарии во Львове.

1784 - возобновление деятельности университета во Львове.

1785 - закрытие австрийскими властями православного Манявского скита.

1786 - присоединение Буковины к Галичине на правах отдельного округа.

1795 - Третий раздел Речи Посполитой. Переход под власть Габсбургов Западной (польской) Галичины и объединение ее с Восточной Галичиной в один коронный край.

Бачинский Андрей - епископ греко-католической церкви Закарпатья (1772-1809).

Баюрак Василий, Бойчук Иван - наиболее известные предводители опришков после гибели в 1745 г. О. Довбуша.

Брадач Иван - мукачевский униатский епископ (1767-1772).

Винницкий Иннокентий - перемышльский православный епископ. В 1691 г. провозгласил переход своей епархии в униатство.

Вишневецкий Михаил - король Речи Посполитой (1669-1673).

Габсбурги - династия, правившая в Австрии. В 1438-1806 гг., с небольшим промежутком в середине XVIII в., были императорами «Священной Римской империи».

Довбуш Олекса - предводитель карпатских опришков в 1738-1745 гг. Из бедных крестьян Прикарпатья. Обстоятельства смерти известны мало. Согласно одной из версий, О. Довбуш погиб от руки предателя. Герой народных песен, легенд и даже сказок.

Иосиф II - австрийский эрцгерцог в 1780-1790 гг. До этого (1765-1780) был соправителем Марии Терезии, своей матери. Проводил политику «просвещенного абсолютизма».

Камелис Иосиф де - мукачевский греко-католический епископ в 1690 -1706 гг. Боролся за сохранение греческого обряда в униатской церкви и независимость от эгерского католического епископа.

Мария Терезия - австрийская эрцгерцогиня с 1740 г.

Ракоци II Ференц - трансильванский дворянин, признанный предводитель антигабсбургского восстания 1703-1711 гг.

Ян III Собеский - король Речи Посполитой (1674-1696).

Херескул Досифей - православный радовецкий епископ, румын. С 1781 г. «епископ Буковины».

Шенборн Л. - майнцкий архиепископ, граф. После окончания антигабсбургского восстания 1703-1711 гг. получил в районе Мукачева владения, конфискованные у Ференца Ракоци II, и привлек на них немецких колонистов.

Шумлянский Иосиф - львовский епископ, с 1677 г. тайный униат. В 1700 г. официально сообщил о присоединении к греко-католической церкви.

Автокефалия - в православии административная самостоятельность церкви.

Гуцулы - этнографическая группа украинцев, живущих в Карпатах.

Дистрикт - административно-территориальная единица Галичины после вхождения ее в состав Австрии.

Закарпатье - современная Закарпатская область Украины и земли, населенные украинцами, в современной Словакии и Румынии.

Клир - совокупность священнослужителей; то же, что и духовенство.

Литургия - христианское богослужение.

Лодомерия (Володимирия) - часть названия коронного края Австрии в конце XVIII - начале XIX в., использовавшаяся Габсбургами для обоснования своих прав на захваченные в результате разделов Речи Посполитой земли. «Исторически» права эти подкреплялись тем, что в XIII в. Галицко-Волынская Русь некоторое время находилась в руках Венгрии, правители которой титуловали себя королями Галичины и Лодомерии (от города Владимира на Волыни).

Львовский университет - высшее учебное заведение, датой основания которого можно считать 1661 г. Именно тогда польский король Ян II Казимир подписал диплом, который придавал Львовской иезуитской коллегии «достоинство академии и титул университета» с правом преподавания всех университетских дисциплин и присуждения ученых степеней. В 1773 г. был закрыт в связи с ликвидацией в Австрии ордена иезуитов. В 1784 г. возобновил свою деятельность как светское учебное заведение. В честь Иосифа II университет был назван Иосифинским.

Манявский скит - православный монастырь возле села Манява (ныне Ивано-Франковская область Украины), основанный в 1612 г. За каменными стенами монастыря находили убежище жители окрестных сел во время турецко-татарских набегов. Был одним из центров антиуниатской борьбы на Западной Украине. Закрыт в 1785 г.

Опришки (от лат. «opressor» - истребитель, притеснитель) - участники народно-освободительной борьбы в XVI - первой половине XIX в. в Галичине, Буковине и Закарпатье. Боролись против феодально-крепостнического гнета польской и украинской шляхты, молдавских феодалов, венгерских и австрийских помещиков. Опришки, также как и гайдамаки, в народном восприятии были благородными разбойниками, которые отбирают несправедливо нажитое богатство и отдают бедным, защищают обиженных и убогих. Избегая официальной терминологии, фольклорная традиция часто называет опришков «черными хлопцами».

Прикарпатье - литературное название части западноукраинских земель в предгорье Карпат. Употребляется для обозначения территории Иваново-Франковской и Львовской областей.

Просвещенный абсолютизм - обозначение политики абсолютизма в ряде европейских государств во второй половине XVIII в., проявлявшейся в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов и упразднении некоторых сословных привилегий дворянства и духовенства. В Австрии черты просвещенного абсолютизма отличали политику Марии Терезии и Иосифа II.

Райя - податное население Османской империи, а также мелкая административно-территориальная единица на немусульманских территориях.

Ставропигиальное братство - национально-религиозные общественные оргнизации XV-XVIII вв. при православных церквах на территории Украины и Беларуси. Боролись за право ставропигии, т. е. за независимость от местного духовного начальника и подчинение непосредственно патриарху.

Цинут - административно-территориальная единица на буковинских землях Молдавского княжества.

Черновицкий генералитет - одно из названий Буковины как провинции Австрии.

Балабушевич Т. А. Аграрна iсторiя Галичини друго? половини XVIII ст. К., 1993.

Грабовецький В. В. Антифеодальна боротьба карпатського опришкiвства XVI- XIX ст. Львiв, 1966.

Грабовецький В. В. Гуцульщина XIII-XIX столiть. Iсторичний нарис. Львiв, 1982.

Грабовецький В. Олекса Довбуш (1700-1745). Львiв, 1994.

Нариси з iсторi? Закарпаття. Т. 1. З найдавнiших часiв до 1918 р. Ужгород, 1993.

Нариси з iсторi? Пiвнiчно? Буковини. К., 1980.

Пiвнiчна Буковина: ?? сучасне i минуле. Ужгород, 1960.

Пiддубний Г. Буковина, ?? минуле i сучасне. Харкiв, 1928.

Мария Терезия (Maria Theresia) (1717-1780) - эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии и Чехии. Старшая дочь императора Карла VI. Когда у ее отца уже не оставалось надежды на появление наследника мужского пола, он попытался обеспечить международное признание прав Марии Терезии, добиваясь того, чтобы она унаследовала его владения. Прагматическая санкция, узаконившая это право, была в конце концов признана всеми странами, кроме Баварии.

Мария Терезия - основательница Лотарингской ветви династии Габсбургов. Она входит в число представителей династии, пользовавшихся наибольшей популярностью.

Мария Терезия получила чисто мужское воспитание, подготовившее её к управлению обширным государством. В 14 лет она уже присутствовала на заседаниях государственного совета. Вступив на престол (1740), она с первых же дней очутилась лицом к лицу со множеством претендентов на «австрийское наследство», не желавших уступать ей своих прав. Аахенский мир в 1748 году разрешил этот вопрос в пользу Марии Терезии.

Особенно важной была деятельность Марии Терезии во внутреннем управлении страной. Все время, свободное от войн, она употребляла на проведение реформ в администрации, где царили взяточничество и всевозможные беззакония, на упорядочение финансов, на улучшение судебных порядков и законодательства, на реорганизацию военных сил, пришедших в большой упадок. До Марии Терезии Австрия была одной из самых отсталых стран во всех отношениях. Школы и печать находились всецело во власти иезуитов. Правительство боялось затронуть устаревшие порядки в администрации, суде и финансовом ведомстве, и потому сквозь пальцы смотрело на злоупотребления чиновников. Будучи ревностной католичкой, противницей реформаторских идей XVIII века и сторонницей клерикально-аристократического абсолютизма, Мария Терезия, тем не менее, была вынуждена, в силу внешних обстоятельств, ввести в подвластные ей области необходимые реформы, коснувшиеся главным образом чешско-германских наследственных земель и не затронувшие Венгрии, так как последняя выговорила себе сохранение старых порядков. Феодальная власть помещиков была ограничена и подчинена контролю государственной власти. Много внимания обращала Мария Терезия на улучшение земледелия (введение новых культурных растений, например картофеля), на поддержание ремесел и промыслов, развитие фабричного производства, расширение внутренней и внешней торговли, открытие новых консульств, портов, мест сбыта и т. д.

Она заботилась о процветании наук и искусств, в чём ей деятельно помогал Гергард фон Свитен: учреждала университеты, высшие школы для рисования, живописи и архитектуры, реформировала гимназии, положила начало образованию простого народа (Schulordnung), довела общее число школ до 6000, образовала публичные библиотеки в Праге и Инсбруке, устроила превосходные обсерватории в Вене, Граце и т. д. Под влиянием Кауница, она ограничила влияние церкви на народное просвещение и усилила значение в этой области государственной власти. Иезуитский орден все более и более подчинялся в своей воспитательной деятельности руководству государственной власти, пока в 1774 г. вовсе не был уничтожен Климентом XIV.

С 1753 г. начались работы по выработке общего гражданского свода законов, долженствовавшего заменить собой местное обычное право. Для этой цели созвана была комиссия, труды которой легли в основание законодательства 1811 г. В 1767 г. был издан Терезианский кодекс, а через год новый уголовный свод законов, «Nemesis Theresiana», в котором ещё упоминается, хотя в значительно смягченной форме, о пытке, окончательно уничтоженной в 1776 г. Издан был кодекс судопроизводства и положены основания торгового и вексельного права.

Умирая, Мария Терезия оставила свое государство значительно подвинувшимся на пути благоустройства, с армией в 260000 человек и с значительно увеличенным престижем в Европе.

В честь Мариии Терезии назван астероид (295) Терезия, открытый в 1890 году.


Сама Мария Терезия была против Просвещения. Очень многие современные исследователи называют время ее правления реформаторским абсолютизмом , учитывая ее критику к философским трудам и самим философами.

Особенно важные изменения произошли во внутреннем управлении страной. В первую очередь были проведены реформы администрации , в которой до Марии Терезии царило беззаконие и взяточничество.

Всю свою деятельность Мария Терезия направила на упорядочение финансов. Был принят закон о подоходном налоге (так удалось увеличить налоговые поступления и пополнить совершенно реальным механизмом государственную казну). Кроме того, в тех же фискальных целях была проведена всеобщая перепись населения (начало статистического учета скота, земель, имущества).

В 1775г. были уничтожены внутренние торговые пошлины , а внешняя торговля была обложена крайне высокими налогами.

Была проведена реформа армии , за модель которой взяли прусскую модель (самая передовая модель на тот момент).

Была утверждена всеобщая коммерческая коллегия для того, чтобы ввести единую систему мер, весов, единый таможенный тариф . Это приводит к развитию мануфактур, к земледельческому и промышленному предпринимательству. К этому времени получают известность мануфактуры, созданные мужем Марии Терезии (производство ситца, майолики).

Мария Терезия тиражирует свой собственный образ прекрасной матери многочисленного семейства, хорошей хозяйки и государыни, заботящейся о своих подданных.

Компетенция этих новых центральных органов не распространялось на Венгрию. Венгерская шляхта сохраняет за собой широкие права . Это был действительно длительный период. Мария Терезия приходит позже к мысли, что нужно проводить реформы, которые будут касаться и венгров .

В частности, в 1767г . был издан Земельный акт Урбарий , который распространяется на все Венгерское королевство. Согласно нему обязанности крестьян соответствовало их имущественному положению . А также был принят целый ряд таможенных мер. «Благодяря» им венгерская часть монархии превращается в аграрный придаток , а различие между австрийской и венгерской частями монархии становятся очевидными.

В австрийской части были введены губерниумы , что означало следующее: административные должности в провинции занимают теперь только государственные чиновники (не шляхта, не аристократы). Старая шляхта начала вытесняться в частную жизнь, что привело к колоссальным политическим последствиям.

Реорганизуется и образование. В Вене открываются военные академии. В 1775 году принимается новый школьный устав для пятилетних гимназий, в которых акцентируется внимание на естественных науках и истории. Создаются тривиальные школы , в которых дети обучались чтению, письму, счету на родном языке (чешском, словенском, хорватском, польском..).

В крупных городах (таких как Прага) преподавался латинский язык, география, история, создаются школы для подготовки учителей, обучение велось уже с шести лет. Однако в главных школах обучение велось на немецком языке (германизация?), но немецкого национализма не было.

Вхождение в состав австрийской империи повлекло для западных украинский, как и для приднепровских украинский немало изменений. Они также оказались в составе имперской структуры управления прилагательные чертами которой были преимущество интересов центра, засилье чиновничества, стремление к регламентации жизни подданных распоряжениями из столицы.

Однако в отношении Австрийской и Российской империй в украинских земель были также значительные различия. Австрийское правительство никогда не пытался утверждать, что украинские земли являются коренными имперскими землями и только доказывал свое право владеть ими определить, что их населяют другие народы. Империя Габсбургов была объединением разных народов, из которых ни один не имел абсолютного большинства. В результате австрийская власть не пыталась навязывать своим подданным единую общеимперскую культуру. Однако, в национальной жизни западных украинский, страдавших раньше мадьяризации на Закарпатье, румынизации в Северной Буковине и полонизации в Восточной Галиции, под властью Габсбургов ощутимым стало также германизации. Во всех государственных учреждениях стала использоваться немецкий язык, что значительно усилило угрозу денационализации украинском.

Западно земли достались австрийской власти в довольно запущенном состоянии. Габсбурги не собирались их содержать за счет центра, а рассчитывали на них как на источник пополнения армии и поступлений в государственную казну. В 70-80-х pp. XVIII в. на западноукраинских землях произошло немало изменений, связанных с осуществлением во всей империи реформ императрицы Марии Терезы и ее сына Иосифа II.

В аграрной сфере было осуществлено перепись земель, которыми владели господа и, согласно ему, определены повинности крестьян и налоги с землевладельцев, было также ограничено применение к крестьянам телесных наказаний запрещено барщину в воскресенье и праздники, принудительные работы без согласия крестьян и т.

В 1780-1782 pp. Иосиф II издал несколько законов, по которым крестьяне освобождались от личной зависимости и барщина ограничивалась тремя днями в неделю. В то же время крестьянам предоставлялись минимальные гражданские права - жениться без разрешения господина, посылать детей учиться в школу, ликвидировано право господина судить крестьянина и пр. В 1789 г.. Иосиф II издал закон о ликвидации барщины, однако после его смерти эту норму отменили.

В административной сфере "королевство Галиции и Лодомерии" была разделена на округа, приостановлено действие всех польских законов с 1786 и заменившие их на общей м персидские.

В религиозной сфере императрица Мария-Терезия сравняла в правах греко-католическую и римо-католическую церковь. Римо-католикам было запрещено принуждать греко-католиков менять веру. Император Иосиф II по закону 1781 предоставил уровне прав в своих владениях последователям не только всех христианских церквей, но и евреям. Некатолики получили одинаковые с католиками права на государственную службу.

В образовательной сфере императрица Мария Терезия за школьной реформой 1777 признала всеми своими подданными право обучать своих детей в начальной школе на родном "материнской" языком. В Вене 1774 при церкви Св. Варвары было открыто семинарию ("Барбареум") для обучения греко-католического духовенства. В правление Иосифа II ее закрыли, а вместо этого создали семинарии во Львове и Ужгороде. С 1784 возобновилась деятельность Львовского университета, при котором для студентов-русинов была создана "Студиум Рутениум" ("Русский институт".), Где науки преподавались на церковнославянском языке.

Реформы Марии-Терезии и Иосифа II, совершенные на западноукраинских землях в целом положительно повлияли на развитие края, вызвали распространение среди русинов благосклонного отношения к Габсбургам, благодаря чему их стали называть верными и благодарными империи "тирольцами Востока".



Загрузка...