emou.ru

Основные школы и направления социологии политики. Основные школы и направления современной западной социологии Классические социологические школы и направления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Истоки и особенности становления Чикагской школы, ее основные поколения и вклад в развитие социологии как науки. Важнейшие представители данного направления и их концепции. Ключевые идеи Чикагской школы, их использование в современной социологии.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2012

    Проблема взаимодействия в городской среде в работах Чикагской школы. Образы в социологии. Специфика рассмотрения городской среды Чикагской школой (на примере концепций Роберта Парка и Луиса Вирта). Особенности образа жизни и социального взаимодействия.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2013

    Изучение эмпирической социологии как самостоятельного направления социологии и определение влияния Чикагской школы на ее развитие. Причины "американизации" академической и прикладной социологии. Разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями.

    контрольная работа , добавлен 24.10.2013

    Роль деятельности Дюркгейма в развитии социологии. Понятие о позитивистском социологизме. Сущность термина "дуализм". Общество как особая реальность. Мышление первобытного человека, проявление трудовой деятельности. Положения социологической школы.

    презентация , добавлен 14.11.2012

    Термин "культурология", характеристика этой дисциплины, предмет, история развития. Основные направления и школы в культурологии XX в. Основоположники социологической школы: Томас Стернз Элиот, Макс и Альфред Вебер, Толкотт Парсонс, Питирим Сорокин.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2011

    Характеристика Уральской социологической школы и ее характерные особенности. Биография основателя школы Когана. Становление социологии на Урале, творческие сообщества социологов и Уральские чтения. Основные направления исследований ученых Екатеринбурга.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Этапы развития социологической науки. Социально-политическая история английских поселенческих колоний в Северной Америке. Тип социологического мышления в США, окультуривание американской социологии. Европейские и российская социологические школы.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2011

    Школа как воспитательная организация. Функции школы как социальной организации. Отношение современных исследователей к роли школы в социализации личности. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида. Социализация личности в процессе образования.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2016

Основные школы и направления современной социологии

Наиболее бурными темпами социология развивается в ХХ веке, США перенимают эстафету в развитии социологии. С 20-х годов ХХ века американские социологи занимают лидирующее положение в мировой социологии.

Среди социологических научных школ в наибольшую популярность и научную плодотворность имела Чикагская социологическая школа. Именно в Чикагском университете, на базе первого в мире факультета были развернуты многоцелевые прикладные исследования, которые ознаменовали возникновение и расцвет эмпирической социологии. В Чикаго был основан первый социологический журнал и Американское социологическое общество. Основателями школы являются Вильям Томас и Роберт Парк. Классическим образцом этой школы является 5-томная работа В. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920). Эта книга об адаптации польских крестьян в Америке. Другой видной работой была «Негры Чикаго» Р. Парка, исследование В. Уорнера «Американский город». Важнейшей чертой школы является ориентация на эмпирические исследования. Теоретической базой являются бихевиоризм (бихевиоризм - «поведение», согласно этой концепции, социология должна изучать наблюдаемое поведение людей, сводимое к стимулам и реакциям, влияя на первые, можно управлять поведением человека) и прагматизм. Р. Парк основал направление экологии города. Основные процессы изменений в городе - это: 1) концентрация населения; 2) централизация (выделение центра); 3) сегрегация (отделенное проживание разных социальных групп); 4) инвазия (наплыв эмигрантов); 5) сукцессия (усвоение определенных образцов поведения типичных для данной зоны города). Основной метод исследования - монографический, который объединяет в себе интервью, наблюдение, анализ документов в отношении отдельного явления или территории.

Чикагская школа заложила основу для разработки американскими и европейскими учеными на базе бихевиоризма структурно-функционального, системного подходов, концепций действия, теории конфликта и т.д.

Франкфуртская школа получила свое название в честь Института социальных исследований, существовавшего в 30-х гг. ХХ в. в г. Франкфурт-на-Майне. С приходом Гитлера к власти этот институт был распущен, а его члены эмигрировали. Главными особенностями этой школы были неомарксизм (стремление применить теорию Маркса к современным условиям), и леворадикализм (борьба с капитализмом, новыми средствами и в новых условиях). Представители: Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Макс Хоркхаймер, Дьердь Лукач, Юрген Хабермас. Основная работа Т. Адорно «Авторитарная личность». Здесь изучалась связь между социальным положением человека и его идеологическими представлениями. Типичные черты авторитарной личности: антисемитизм, расизм, консерватизм в экономических и политических вопросах, некритическое отношение к групповым авторитетам, их идеализация, стремление проявить и наказать тех, кто не разделяет почтения к этим авторитетам, склонность к суеверию, вере в судьбу, повышенная чувствительность с проявлением силы и твердости. Авторитарная личность не проявляет гуманного отношения и неуступчива, механически подчиняется общим ценностям, подражает авторитетам, ненавидит всяких оппонентов, аутсайдеров, склонна к предрассудкам и стереотипам. Для фрункфуртцев характерна психологизация социальных отношений. Они изучают отчуждение личности, угнетение, ее агрессивность. Считают, что авторитаризм является естественным проявлением западной цивилизации. Основная работа Герберта Маркузе «Одномерный человек». Маркузе считал, что в результате действий государства, господствующих классов и подчиненных им средств массовой информации у людей формируется одномерное видение мира. Черты одномерного человека: 1) ориентация на эффективность производства; 2) искусственное создание развращающих людей потребностей; 3) тождественность технологического и духовного развития. В результате рабочий класс интегрировался в буржуазное общество и перестал быть революционным. Само индустриальное общество Маркузе отождествлял с буржуазным. Борьба с таким

обществом возможна на путях революции сознания, составной частью которого является сексуальная революция. Носителем сексуальной революции является молодежь. Другие носители - это интеллигенция, национальные и религиозные меньшинства, нищие массы третьего мира.

Структурно-функциональный, системный, конфликтологический подходы опираются на идеи Э. Дюркгейма и К. Маркса. Они исследуют структуры и системы общества на макроуровне. Структурный функционализм представляет общества как системы, состоящие из крупных элементов -- подсистем, взаимосвязанных и взаимозависящих друг от друга. Функционалисты анализируют общественные подсистемы -- экономику, политику, право, религию с точки зрения их связей друг с другом и выполняемых в обществе функций.

К функционалистам примыкает теория социального действия, разработанная Т. Парсонсом (1902-1979). Основной проблемой социологии является исследование прпоцессов интеграции социальных систем. Социальная система состоит из взаимодействующих индивидов, каждый из которых является актором (творцом социального действия) и объектом действия других акторов. Любая социальная система является структурой, совокупностью компонентов со стабильными свойствами, и одновременно как процесс, в ходе которого изменяются взаимоотношения между структурами, или сами структуры (статика и динамика системы). Т. о. социальные системы рассматривались как сложные совокупности социальных действий. Парсонс создал обобщенную, абстрактную модель действия человека, назвав ее «единичным (unit)актом», включающим в себя действующее лицо (актора) и ситуационное окружение. Ситуационное окружение действия оказывает влияние на актора через систему символов и знаков, являющихся элементами культуры. Ситуационное окружение действующих субъектов состоит из 4 факторов: 1. биологический организм; 2. личностная подсистема; 3. культурная подсистема; 4. социальная подсистема, обеспечивающих интеграцию общества. Система действия выполняет 4 функции:

1. адаптация - приспособление к среде;

2. целедостижение - определение целей, мобилизация средств и ресурсов для их достижения;

3. мотивация - воспроизводство и поддержание образца (ценности и нормы системы);

4. интеграция - координация и стабильность между частями системы. Каждая из функций соответствует своему организму: биологический - адаптация, личностная - целедостижение и т.д. В процессе взаимодействия личности с другими, личность приходит к ожиданию определенных действий других индивидов в определенных ситуациях. Это ожидание называется экспектацией. Экспектация, направленная на других, и их экспектации, направленные на тебя и окружающих ведут к возникновению определенных правил, норм, образцов поведения, регулирующих поведение человека.

Роберт Мертон (1910-2003 гг.) - американский социолог, видный теоретик структурного функционализма. Он модернизировал теорию структурного функционализма, придал ей более рациональный характер. Он ввел дополнительные категории к описанию «функций». Дисфункция, понятие, характеризующая то, что существующие в обществе институты могут не только поддерживать социальную систему, но и иметь разрушительное действие. Нонфункция - функция, не имеющая большого значения для системы. Явная и латентная (сткрытая) функция - в обществе могут быть функции видные и скрытые, одни могут быть исследованы, а другие - нет (они проявляются косвенным путем). Именно непредвиденные следствия от латентной функции должны быть предметом социологического исследования. Мертон допускал возможность анализа отдельных уровней системы (институтов, групп), для этого были предложены разные уровни функционального анализа. Мертон предложит концепцию теорий среднего уровня. Они не слишком абстрактны и широки и касаются ограниченного круга явлений, например, социология города, социология молодежи. Мертон разработал современную теорию аномии, изучал культуру как совокупность норм и ценностей общества. Считал, что некоторые члены группы могут действовать не в соответствии с общими нормами.

Теория социального конфликта возникла как реакция социологов на широкое распространение структурно-функционального анализа, основанного на утверждение стабильности, устойчивости и порядка в обществе, игнорируя реально существующие социальные конфликты. Современную теорию социального конфликта развивал американский социолог Льюис Козер (р. 1913). Он дополнял теорию Парсонса, считая, что стабильность не может исчерпывать состояние общества. Кроме стабильности необходим и конфликт. В своих работах «Функции социального конфликта» (1956), «Исследования социального конфликта» (1967), Козер выдвигал идею, что социальная система предполагает неравное распределение власти, богатства, статуса. Никогда не существует согласия в отношении справедливости распределения ресурсов. Конфликт возникает из-за попыток отдельных лиц или социальных групп увеличить свою долю ресурсов. Козер исследует положительные функции конфликта в обеспечении порядка в обществе. 1. Функция разрядки напряженности между враждующими группами. 2. Коммуникативно-информационная функция: в результате конфликта люди лучше узнают друг друга. 3. Функция созидания, конструирования общественного объединения, противоборство с общим врагом образует и сплачивает группы. 4. Функция стимулирования социальных изменений. Конфликт препятствует оскудению и стагнации (застою) общественных порядков. Он порождает новые нормы. Наиболее эффективным средством сдерживания конфликта, является выяснение потенциальной силы воюющих сторон: если силы противников оцениваются до наступления конфликта, то интересы могут быть урегулированы без конфликта. Несколько иную цель преследовал немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929). В работе «Выход из утопии» (1967) он доказывал, что теория конфликта идет на смену позитивизму. Суть социального конфликта - антогонизм власти и сопротивления. Отсюда власть порождает конфликт. В работе «Очерки по теории общества» (1968) Дарендорф говорит, что причины конфликтов - это неравенство социальных положений, занимаемых людьми. Конфликт -естественное состояние общества, но в цивилизованном обществе надо регулировать конфликты, предупреждать социальные потрясения. Конфликт, по мнению Дарендорфа, появляется тогда, когда группа осознает свои права и социальное положение и требует изменить сложившиеся порядки.

Можно выделить следующие черты и тенденции присущие современной социологии:

· интернационализация, то есть социология становится общемировой наукой, возрастает количество специалистов-социологов во всех странах, всех континентов;

· академизация – происходит становление социологии как академической науки, которая занимает соответствующее место в университетских программах. На сегодняшний день социологические факультеты и курсы занимают одно из ведущих мест по количеству студентов

· экспертизация. Социологов все шире привлекают как экспертов для анализа деятельности государственных, общественных и частных организаций;

· фактографизация или возрастание объективности и точности социологии, совершенствование количественных и качественных методов социологических исследований, повышение техники их проведения;

· социологизация других наук, как социогуманитарных, так и биологических, медицинских, естественных и др. Они все больше изучают влияние социальных факторов на ту реальность, которую они исследуют, используют социологические методы при истолковании своих специфических проблем;

· дифференциация, то есть возрастание ее специализации, возникновение новых отраслей внутри социологической науки, которые, в свою очередь, делятся на еще более узкие подразделы. В связи с этим усложняется структура социологической науки.

Во второй половине XX – начале XXI веков господствующее положение в социологическом знании заняли такие направления и школы, как структурно-функциональный анализ, теории социального конфликта, символический интеракционизм и др.

Структурно-функциональный анализ – одно из важнейших и сложнейших направлений в социологии. Наибольшего влияния достиг в 1950-60-е гг. Структурно-функциональный анализ – один из способов системного исследования социальных явлений и процессов. Здесь общество выступает как целостная система, изучаемая со стороны базовых структур. Структурно-функциональный анализ базируется на структурном расчленении социальной целостности, каждому элементу которой придается определенное функциональное назначение.

Структура (лат. structura – строение) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его воспроизводимость в изменяющихся условиях. Структура обозначает относительно неизменную сторону какой-либо системы. Признается, что порядок является «нормальным» средством поддержания социального взаимодействия. Разбираются функции и дисфункции социальных институтов внутри целого, но не их эволюция. Таким образом, социальная структура общества рассматривается как нечто стабильное, главное и определяющее в социальной жизни. Здесь не индивиды, а социальные институты оказываются основными элементами социальной реальности. Психология вообще изымается из арсенала объяснения. Социальное исследование сводится к анализу социальных ролей, социальных институтов, позиций, статусов и т. д. Господствует ролевая теория личности, изучаются в основном большие социальные группы. Личность рассматривается со стороны общественных отношений, описывается в терминах социализации. Личность как бы «подгоняется» под комбинации социальных форм, что обеспечивает надежное функционирование социальной системы. Структурно-функциональный анализ как бы знает лишь один тип личности – «конформист-автомат».

В структурно-функциональном анализе понятие функции имеет два значения:

1) служебная роль («назначение») одного из элементов социальной системы по отношению к другому или к системе в целом (например, функции государства, права, образования, искусства, семьи и т. д.);

2) зависимость в рамках данной системы, при которой изменения в одной части оказываются производными (функцией) от изменений в другой ее части (например, изменения в соотношении городского и сельского населения рассматривается как функция (последствие) индустриализации). В этом смысле функциональная зависимость может рассматриваться как вид детерминизма.

В рамках структурно-функционального подхода были выработаны два главных правила исследования любых обществ: 1) для того чтобы объяснить суть социального явления, нужно найти его функцию, которую оно выполняет в более широком социальном контексте; 2) для этого нужно искать прямые и побочные последствия, позитивные и негативные проявления, то есть функции и дисфункции данного явления.

Большое значение в структурно-функциональном анализе имеет понятие системы. Система – это ряд элементов или компонентов, которые в течение определенного периода времени находятся в более или менее стабильной взаимосвязи. При этом часто проводится аналогия между обществом и человеческим организмом. Однако преимущественное внимание в структурно-функциональном анализе уделяется абстрактной теории социальных систем.

Толкотт Парсонс (1902-1979) – американский социолог-теоретик, основал и возглавил данное направление. Основные работы: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «Социальная система и эволюция теории действия» (1977) и др. Для Т. Парсонса одной из центральных задач социологии является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных. Ни одна социальная система (общество в целом, производственная единица или отдельный индивид) не может выжить, если не решены ее основные проблемы: адаптация – приспособление к окружающей среде; целеориентация – формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения; интеграция – поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений; латентность (или поддержание образца) – обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы. За каждую подобную функцию (проблему) ответственны определенные подсистемы, которые включают в себя социальные институты, соответствующие нормы и исполнителей норм-ролей. Например, за функцию адаптации отвечает экономическая подсистема, такие социальные институты, как заводы и банки. Исполнителями норм-ролей здесь выступают предприниматели и работники. Соответственно за функцию целеориентации отвечает политическая подсистема, партии и движения, функционеры и рядовые члены. Интегративную функцию выполняют институты социального контроля, в основном госаппарат, роли – чиновники и граждане. За поддержание образца ответственна подсистема социализации, то есть семья, школа, религия и т. п., в качестве исполнителей норм-ролей здесь выступают учитель-ученик. Любые социальные явления, ведущие к нарушению равновесия социальной системы, рассматривались Т. Парсонсом как аномальные, нарушающие здоровье общественного организма. Поэтому решительная борьба с ними – это естественная реакция на патологические отклонения от нормы.

Роберт Кинг Мертон (1910-2003) – американский социолог, внес большой вклад в разработку структурного функционализма. Разработал концепцию теорий среднего уровня, которые являются связующим звеном между макро- и микросоциологией. Много сделал для разработки теории аномии, девиантного поведения, социальной структуры, науки, бюрократии, массовых коммуникаций и т. д. Основные труды – «Социальная теория и социальная структура» (1957), «Социология науки» (1973), «Методы изучения социальной структуры» (1975) и др.

Р. Мертон развил понятие Э. Дюркгейма «аномия». Аномия рассматривается им как состояние безнормности (нормативной неопределенности), вытекающей из рассогласований в социальной структуре: разные сегменты социальной структуры предъявляют такие нормативные требования индивиду, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Рассогласование между культурно-одобряемыми целями и институциональными нормами, регулирующими выбор средств для их достижения, стало у него предметом специального анализа.

В таблице выделено пять идеально-типических реакций индивида на аномию: 1) конформизм, подчинение (принятие целей и средств); 2) инновация (принятие целей при отвержении институционально предлагаемых средств); 3) ритуализм (принятие средств при отказе от целей); 4) ретритизм (одновременное отрицание одобряемых целей и средств, уход от действительности); 5) мятеж (полный отказ от старых целей и средств с попыткой заменить их новыми).

Следует отметить, что данное направление (как и любое другое) обладает своими достоинствами и недостатками. Структурно-функциональный анализ является полезным инструментом для описания общества, дает развернутую картину социальной жизни. К недостаткам функционализма можно отнести то, что он делает акцент на стабильности системы, а конфликт или изменчивость в системе оставляет в тени. Такой подход не дает полной картины социальной жизни.

Конфликтология. Структурно-функциональный анализ всемерно подчеркивает момент стабильности в социальном развитии. Однако в современной социологии существует и противоположный подход, который, наоборот, делает ударение на борьбе различных социальных групп между собой. С точки зрения конфликтологии такая борьба и есть причина существующей социальной структуры и отношений. Наиболее известные представители теории социального конфликта – К. Боулдинг, Р. Дарендорф, Л. Козер, Ч. Миллс и др. Они опирались на работы К.Маркса, Л. Гумпловича, Г. Зиммеля, которые показали, что стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, личностей.

Основные аргументы представителей теории конфликта состоят в следующем. Любое обществ основано на принуждении одних людей другими. Распределение средств находится в руках небольшой группы людей, которая противостоит всему обществу. Политическая власть защищает существующий экономический порядок и поэтому тоже противостоит обществу. Отсюда вытекает, что социальные конфликты неизбежны, так как порождаются самой системой общественных отношений.

Кеннет Эварт Боулдинг (1910-) в своей работе «Конфликт и защита: Общая теория» (1963) разработал поведенческую модель конфликта, которую называют также общей теорией конфликта. По К. Боулдингу, все конфликты имеют общую структуру и одинаковые механизмы развития. В самой природе человека заложено стремление к борьбе с другими людьми, к насилию. Конфликт – это такая ситуация, в которой враждующие стороны осознают несовместимость своих позиций, и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную интересам другой стороны. Глубинная причина социальных конфликтов лежит в раздвоенности человеческого сознания. Всякая общественная борьба – это лишь проявление противоречий в сфере сознательного и бессознательного. Вообще, с точки зрения микросоциологии, важнейшим источником социальных конфликтов в сфере повседневности (микроуровень) является кризис системы ценностей на уровне всей общественной системы (макроуровень). Например, причина индустриального конфликта (между буржуазией и пролетариатом) состоит в противоположности их идейно-психологических установок, и для разрешения такого конфликта необходимо установить их взаимопонимание.

Льюис Козер (1913-2003) – американский социолог, разработал модель позитивно-функционального конфликта, в которой преодолевает отрицательное отношение структурно-функционального анализа к конфликту. Л. Козер определяет социальный конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника». При этом Л. Козер подчеркивает позитивные функции конфликта, его стабилизирующую роль в поддержании динамического равновесия социальной системы. В качестве основных функций социального конфликта он выделяет следующие: 1) интеграция социальной структуры; 2) сохранение солидарности внутри групп; 3) укрепление межчеловеческих отношений; 4) управление социальными изменениями, 5) нормотворчество (конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов).

Ральф Дарендорф (1929-) – немецкий социолог, крупнейший представитель конфликтологического направления. Основные труды – «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957), «Общество и свобода» (1961), «Выход из утопии» (1967) и др. С его точки зрения, классы – это социальные группы, которые отличаются участием или неучастием в осуществлении власти. Неравенство ролей, порождаемое социальным неравенством, ведет к конфликту. Градации социального неравенства проводятся по самым различным основаниям: престиж, доход, уровень образования и т. д. Конфликт рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляются господству противоположной социальной силы. Разрешение конфликта направлено на перераспределение авторитета и власти в данном сообществе.

Таким образом, конфликтологическая социология дала свою версию социального взаимодействия. Она показала важную перспективу рассмотрения социальных структур и процессов. В этом смысле теория социального конфликта является антиподом и одновременно дополнением структурно-функционального подхода к анализу общества.

Символический интеракционизм возник в 20-е гг. XX в. как попытка соединить психологизм с органицизмом. Данное теоретико-методологическое направление преимущественное внимание уделяет анализу социальных взаимодействий в их символическом содержании. Представители символического интеракционизма считали, что социальный мир является продуктом ролевого взаимодействия между людьми на основе обобщенных символов. Посредством символов происходит «кристаллизация» процессов повседневного межличностного общения, результатом которой являются социальные структуры. Основная идея символического интеракционизма (по Н. Смелзеру): поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают; поведение людей не есть пассивная реакция на вознаграждения и наказания (как в теории обмена); люди реагируют не только на поступки, но и на намерения людей.

Символический интеракционизм основывается на следующих постулатах:

1) Любое действие происходит только на основе того смысла, который действующий субъект вкладывает в свое действие. Причем все личные смыслы проистекают из общих социальных символов. Например, отказ участвовать в военных действиях может означать (символизировать) личную трусость, а в другом случае тот же акт может символизировать сознательный пацифизм, т. е. личный героизм. И в том, и в другом случаях за актами поведения стоят общественные символы.

2) Указанные символы, на которых строится общество, рождаются во взаимодействиях людей. Человек как бы постоянно смотрится в некое «зеркало», в качестве которого выступают другие люди, и принимает во внимание их мнение о себе.

3) Люди в процессе взаимодействия постоянно интерпретируют, объясняют себе значение тех или иных символов. Этот процесс и создает индивидуальность человека. Если два человека нечто понимают по- разному, то нормальное взаимодействие между ними может установиться только тогда, когда смыслы происходящего они понимают одинаково.

Джордж Герберт Мид (1863-1931) – американский социолог, основатель и главный представитель символического интеракционизма. По Дж. Миду («Сознание, самость и общество», 1938), специфика человека определяется отсутствием у него развитой системы инстинктов как основных регуляторов поведения. Поэтому человек вынужден применять символы, что является основой сознательного приспособления к окружающей среде. Взаимодействие между людьми происходит на основе особых средств – символов (жест – значение жеста – реакция). Жесты есть и у животных, но у человека они превращаются в символы, становятся «значимыми жестами». Смысл значимого жеста – спровоцировать у другого индивида желаемую реакцию.

Дж. Мид выделил два типа действий: 1) незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания) и 2) значимый жест (в этом случае люди не реагируют автоматически на воздействие извне, а разгадывают значение поступка, прежде чем ответить на него). Значимое действие связано с осмыслением не только поступков, но и намерений. Для этого необходимо «поставить себя на место другого человека», «принять роль другого». Лишь придав значение жесту, мы можем на него реагировать – например, подойти к другому человеку или уйти от него. Человек становится членом общества (сообщества) по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия. В каждой группе имеются свои специфические нормы и ценности. Например, «редиска» в общепринятом значении – это «овощ», а у воров это же слово обозначает «нехороший человек» и т. д.

Дж. Мид ввел представление о ролевом поведении: поведение строится не из реакций и стимулов, а из «ролей», принимаемых на себя индивидом и «проигрываемых» им в процессе общения с другими людьми. «Я» у Дж. Мида целиком социально. Богатство и своеобразие «Я» зависит от разнообразия и широты его взаимодействий с окружающим миром. По Дж. Миду, структура личности выражается формулой: Self = I + Me (Я-синтез = Я-сам + Я-меня). Интегральное Я складывается из индивидуальных, скрытых мотивов («Я-сам») и совокупности установок, приходящих к индивиду извне («Я-меня»).

Чарльз Кули (1864-1929) – представитель символического интеракционизма. Считал, что общество и личность изначально едины, одно можно объяснить через другое. Выдвинул теорию «зеркального Я» – одну из первых социально-психологических концепций личности, которая исходила не из «природы» человека, а из взаимодействия людей. «Зеркальное Я» состоит из трех элементов: 1) как воспринимают нас другие (каким я кажусь другому); 2) как реагируют другие на то, что видят во мне (как другой оценивает мой образ); 3) как мы отвечаем на реакции других (специфическое чувство «Я»). Чувство «Я» не существует без соответствующих чувств «мы», «они» и т. д. С одной стороны, признак истинно социального существа – это способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». С другой стороны, обязательным условием этого выделения является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Сознательные действия людей всегда социальны: другие люди – это те зеркала, с помощью которых и формируется образ «Я» у человека. Личность есть реакция на мнения окружающих, сумма тех впечатлений, которые, как кажется человеку, он производит на окружающих.

Достоинства и недостатки символического интеракционизма состоят в следующем:

1) дает возможность понять социальное взаимодействие глубже, чем другая теория (теория социального обмена): люди не просто реагируют, но и интерпретируют поведение друг друга;

2) однако излишне сосредоточен на субъективных аспектах взаимодействия, слишком большое значение уделяет роли символов, и, тем самым, принижает роль социальной структуры общества, оказывает преувеличенное внимание эпизодическому и преходящему; общество сводится к совокупности исполняемых ролей, однако нет анализа, откуда появляются сами социальные роли.

Феноменологическая социология. Наибольшую роль в становлении этого направления сыграл австрийский, а затем (после эмиграции) американский исследователь Альфред Шюц (1899-1959). Для феноменологической социологии характерно стремление осмыслить мир в его чисто человеческом бытии, с представлениями, мотивами, целями индивидов, которые действуют в этом мире.

Основные положения феноменологической социологии:

· социальная реальность – это существующий до нас интерсубъективный мир смыслов, порожденный духовным взаимодействием людей;

· люди могут попасть в него лишь путем собственного опыта взаимодействия с окружающими людьми. Основную роль в этом играет воспитание в семье и обучение в школе;

· такое приобщение к миру позволяет ставить перед собою реальные цели и достигать их, поэтому социальное действие – это продуманное, осмысленное и спланированное поведение людей в их духовном взаимодействии с другими людьми.

Теория социального обмена рассматривает обмен различными типами деятельности как основу общественных отношений, из которой вырастают различные социальные образования (власть, статус и т. п.). Своим возникновением обязана американскому исследователю Дж. Хомансу.

Джордж Хоманс (1910-). Основные работы – «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967) и др. Дж. Хоманс попытался применить методологию бихевиоризма в социологии. Центральной категорией его социологии является категория социального действия, трактуемая как непосредственные контакты индивидов. Социальное действие – это постоянный обмен ценностей (как в прямом смысле, так и в переносном). Этот обмен строится по принципу рациональности: люди действуют и взаимодействуют, только исходя из определенного интереса, они стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. Субъект поведения – это рациональный искатель выгоды. Предметом обмена становится все, что имеет какую-либо социальную ценность. Ценность каждого человека складывается из тех его качеств, которые подлежат обмену. Однако в реальности никогда не бывает равных обменов. Отсюда выводится социальное неравенство. Согласно теории обмена, поведение человека обусловливается тем, вознаграждались ли (как именно) его поступки в прошлом. Выделяются четыре принципа вознаграждения:

1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

2) если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия;

3) чем выше вознаграждение тем больше усилий готов затратить человек ради его получения;

4) если потребности человека близки к насыщению, то он прилагает меньшие усилия по их удовлетворению.

С помощью этих правил Дж. Хоманс объясняет все социальные процессы: социальную стратификацию, социальную борьбу и т. д. Однако подобное объяснение оказывается недостаточным при рассмотрении социальных объектов макроуровня.

Питер Блау (1918-) – американский исследователь, который в работах «Динамика бюрократии» (1955), «Обмен и власть социальной жизни» (1964) и др. попытался соединить функционализм, интеракционизм и конфликтологию. П. Блау, в отличие от Дж. Хоманса, концентрирует внимание на социологических аспектах взаимодействия, а не на изучении психологических мотивов межличностного поведения.

Обмен – специфический тип ассоциации, включающий действия, которые зависят от получаемых вознаграждений.

Социальная жизнь трактуется исключительно в экономических терминах, которая представляется в виде своеобразного «базара», где различные акторы взаимодействуют между собой с целью получения наибольшей выгоды. П. Блау выделяет следующие «законы обмена»:

1) чем большую выгоду человек ожидает от другого, тем больше вероятность осуществления определенной деятельности;

2) чем большим количеством вознаграждений индивиды обменялись друг с другом, тем больше вероятность следующих актов обмена (появляются взаимные обязательства);

3) чем чаще при обмене нарушаются взаимные обязательства, тем меньше значат негативные санкции (наказания);

4) с приближением момента вознаграждения ценность деятельности падает и вероятность ее осуществления снижается;

5) чем больше осуществляется отношений обмена, тем больше вероятность, что обменом будут управлять нормы «справедливого обмена» и т. д.

Основные недостатки теории обмена: 1) редукционизм (сведение общественных отношений к межличностным); 2) в основе теории обмена лежит методология бихевиоризма (стимул-реакция), однако известно, что поведение людей намного сложнее (например, многие ученые после получения Нобелевской премии трудятся менее продуктивно, хотя, по теории обмена, должно быть наоборот); 3) априорный характер исходных допущений.

Социометрия (лат. societas – общество и греч. metreo – измеряю) – метод «измерения» социальной привлекательности внутри малых групп; отрасль социологии, изучающая межличностные отношения в малых социальных группах количественными методами с акцентом на исследовании симпатий и антипатий между членами группы.

Джекоб Леви Морено (1892-1974) – американский психиатр, социальный психолог, основоположник социометрии. Дж. Морено исходил из необходимости создания «сквозной» науки, которая смогла бы охватить все уровни социума и которая бы включила в себя не только исследования социальных проблем, но и помогала бы их разрешению. С точки зрения Дж. Морено, психическое здоровье человека зависит во многом от его положения в малой группе. Недостаток симпатий и неформальных связей порождает жизненные трудности. Дж. Морено разработал социометрию как эмпирический вариант микросоциологии. Социометрические процедуры позволяют определить положение человека в малой группе, понять его проблемы и получить психотерапевтическую процедуру.

Различаются следующие термины:

· «социономия» – наука об основных социальных законах,

· «социодинамика» – наука более низкого уровня о процессах, происходящих в малых группах,

· «социометрия» – система методов выявления и количественного измерения межличностных взаимоотношений в малых группах,

· «социатрия» – система методов излечения людей, проблемы и трудности которых связаны с недостаточностью навыков поведения в малых группах.

Обобщая рассмотрение вопроса о развитии современной западной социологии, отметим, что с 70-х годов ХХ века по настоящее время происходит дифференциация в области социологии, проявляющаяся в идейно-теоретическом плюрализме и усилении интегративных тенденций в поисках единой теоретической концепции.

Применительно к данному этапу можно говорить о трех основных содержательных направлениях:

а) позитивистско-натуралистическом – это концепции методологического позитивизма, структурализма, структурного функционализма, бихевиористской социологии, постпозитивизма;

б) различных версиях понимающей социологии – символический интеракционизм, феноменологическая социология, экзистенциальная социология;

в) концепции неомарксистской социологии – Франкфуртская школа, структурализм Гольдмана (Франция), социальный реализм (Англия), радикально-критическая социология США (Миллс, Бирнбаум, Гоуднер).

Заметим, что интеракционистская социология изучает преимущественно межличностные отношения, оставляя в стороне общие проблемы структуры общества.

Для социолога-позитивиста характерно сведение социальных ценностей и норм к фактам «открытого», наблюдаемого поведения (например, к статистике участия или неучастия в выборах). А социолог-феноменолог интересуется тем, какой внутренний смысл имеет то или иное социальное действие для его участников.

Предметом этнометодологии являются этнометоды, то есть свойственные той или иной культуре методы организации практической повседневной деятельности. Более основательно с позициями представителей других концепций можно при необходимости познакомиться с помощью дополнительной литературы.

ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ХХ ВЕКА

ЛЕКЦИЯ 2

1. Основные научные школы в западной социологии.

2. Макросоциологические теории в западной социологии.

3. Микросоциологические концепции.

В ХIХ в. в центре социологической мысли находилась Западная Европа, с 1920-х гг. – США. Концепция американской социологии представляет собой социологический плюрализм. Упор был сделан на конкретные, прикладные исследования. Однако рассматривались и глобальные проблемы, которые мы и рассмотрим в начале лекции.

Первой академической школой в США была Чикагская школа , которая занимала доминирующее положение в социологии в 1915 – 1935 гг. Она сложилась на базе социологического факультета Чикагского университета, возглавлявшегося Албионом Вудбери Смоллом (1854-1926) с 1892 г. Подготовительный период Чикагской школы был связан с деятельностью так называемой «большой четверки» – А.В. Смолла, Д. Винсента, Ч. Хендерсона, У.А. Томаса. В 1892 г. началось издание первого в стране социологического журнала «Американский журнал социологии» («American Journal of Sociology»). В 1905 г. Смолл стал одним из организаторов Американского социологического общества и был много лет его председателем. Областью его научного интереса была концепция социального процесса. Базой социального процесса, по мнению Смолла, является деятельность группы, которая основывается на элементарных человеческих интересах. Они направлены на здоровье, благосостояние, общение, познание, красоту и справедливость. Неизбежность конфликта этих интересов способствует динамике процесса. Социология должна давать практические рекомендации в форме «социальной технологии», способствовать совершенствованию социальных институтов.

Заслугой Смолла как декана факультета и главного редактора журнала было установление тесных связей с городским правлением Чикаго и его административными службами. Социологи убедили руководство города, что решение острейших проблем Чикаго невозможно без социологического анализа, без учета альтернативных решений, без проработки последствий этих решений. Поэтому социологи изучали жизнь этнических групп эмигрантов в США (японцев, чехов, итальянцев, шведов, немцев, евреев, китайцев, эстонцев, финской общины в Мичигане); положение чернокожих американцев и отношение к ним; девиантное и маргинальное поведение, исследовавшееся на примере суда для несовершеннолетних, тюрем, бродяжничества, психических заболеваний, религиозных сект; социологию семьи, молодежи и пола. Еще одно направление исследований Чикагской школы – формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в условиях урбанизации. Активно исследовались СМИ, коллективное самовыражение и культурные изменения как результат деятельности газет, религиозных организаций, кино, радио. Кроме того, Чикагская школа развивала корпоративную разновидность либерализма как свою основную социально-философскую концепцию.



Деятельность Чикагской школы можно разделить на три периода. Первый продолжался с основания школы до Первой мировой войны. К нему относились А.В. Смолл, Д. Винсент, Ч. Хендерсон, У.А. Томас, Ф.В. Знанецкий и др.

Широкую известность приобрела пятитомная работа первого периода Чикагской школы – «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920), авторами которой были У.А. Томас и Ф.В. Знанецкий. Уильям Айзек Томас (1863-1947) сформулировал свою концепцию социальной ситуации. Данная ситуация состоит из объективных условий, заложенных в существующих социальных теориях и установках, установок индивида и группы, определения ситуации индивидом. В «Польском крестьянине» Томас исследовал систему социальных установок и показал, что конфликты возникают, когда социальные установки индивида не совпадают с групповыми ценностями. Он выделил несколько типов побудительных желаний человека: необходимость нового опыта, обеспечение безопасности, стремление к стабильности, потребность в признании себя со стороны окружения и жажда господства. Определение ситуации на групповом уровне дает представление о нормах и законах, определение же ситуации на индивидуальном уровне – о приспособленности, конформности индивида. В связи с этим У.А. Томас и Ф.В. Знанецкий рассмотрели типологию личностей с точки зрения их социальной адаптации. Они выделили мещанский тип (отличается традиционностью установок), богемный (нестойкие и несвязные установки, но общая степень адаптации высокая), творческий (легкомысленный, но играет самую важную роль в социальном прогрессе, поскольку способен на инновации и изобретения, на лучшее «определение ситуации»).

Флориан Витольд Знанецкий (1882-1958) считал предметом социологии социальные системы. Он выделил следующие – социальные действия, социальные отношения, социальные личности, социальные группы. Знанецкий считал для социолога необходимым учитывать «человеческий коэффициент», подразумевая под этим требование принимать во внимание точки зрения индивидов, участвующих в социальной ситуации. В более широком плане этот принцип понимается как рассмотрение социальных явлений в качестве результата сознательной деятельности людей. По мнению Знанецкого, основой для теоретических выводов могут служить только эмпирические данные, в особенности те, которые позволяют учитывать человеческий коэффициент. В «Польском крестьянине» совместно с Томасом Знанецкий применил биографический метод. Он заключается в сборе и обобщении материалов, отражающих участие человека в социальных событиях и отношение к ним. Были проанализированы переписка между семьями, уехавшими в США и оставшимися в Польше, автобиографии эмигрантов, дневники, воспоминания. Они обеспечивали учет субъективной точки зрения обследуемых.

Второе поколение Чикагской школы сформировалось между Первой мировой войной и серединой 1930-х гг. Лидерами в это время были Р. Парк и Э. Берджесс. Основными проблемами стали процессы урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Большую известность приобрела книга Р. Парка и Э. Берджесса «Введение в науку социологии».

Роберт Эзра Парк (1864-1944) считается идейным вдохновителем Чикагской школы. В Чикагский университет пришел только в 1913 г., с 1925 г. являлся президентом Американского социологического общества. Широко известны его работы «Иммигрантская пресса и ее контроль», «Город». Социология, по мнению Парка, должна изучать образцы социального поведения, формирующиеся в результате развития общества. Последнее предстает как организм и «глубоко биологический феномен». В основе его социального развития лежит биотический уровень, а более высоким стал социальный (культурный). Движущей силой развития общества является конкуренция, которая по мере перехода от первого ко второму уровню принимает разные формы: от борьбы за выживание через конфликт и адаптацию к ассимиляции. Социальная эволюция проходит 4 стадии и любой социальный организм имеет четыре соответствующих порядка: экологический (пространственное, физическое взаимодействие), экономический, политический и культурный. По мере продвижение к культурному порядку усиливаются социальные связи, ограничивается свобода конкуренции, сдерживается биотическая стихия, и наоборот, общество достигает «соревновательной кооперации и согласия». Поэтому общество рассматривается как взаимодействие. Социализация индивидов («социальных атомов») становится основой деления общества на биотическую основу и социальную надстройку. На макроуровне общества биотические силы проявляются в экологическом порядке, пространственном размещении социальных институтов, на микроуровне – в способности человека к передвижению, в пространственном взаимодействии, в миграции. Надстройка общества, по Р. Парку, – экономический, политический и культурный порядок – представляет собой «организацию контроля» индивида через экономические законы, право, нравы, обычаи. Поэтому общество есть, прежде всего, контроль и согласие. Социальные же изменения связаны с изменением моральных норм, индивидуальных установок, сознания. Эти изменения начинаются на биотическом уровне как пространственная, а затем социальная мобильность. Социальные перемещения, изменения социоэкономического статуса являются предметом изучения теории социальной дистанции Парка. Он сформулировал понятие маргинальной личности как индивида, находящегося на стыке социальных групп, либо на периферии общества. Социальная экология Р. Парка стала теоретическим обоснованием прикладных исследований по изучению локальных сообществ в Чикаго. Содержание теории Парка изложено в работах «Социальная экология», «Человеческая природа и коллективное поведение», «Социология и современное общество».

Вместе с Парком теорию социальной экологии развивал Эрнст Берджесс (1886-1966). С 1934 г. он являлся президентом Американского социологического общества. Основными его интересами были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины.

Понятие социологии города связано с Берджессом и Парком. Город рассматривался ими как естественная социологическая лаборатория, в которой можно изучать человеческую природу и содержание общественной жизни. Городская общность предстала как сложная мозаика различных социальных групп, каждая из которых имела определенную территориальную зону. Пространственно город представлял собой совокупность концентрических зон, каждая из которых принадлежит к особой социальной группе. Изменение в соотношении сил между группами приводит к переделу городской территории. Методами исследования были сбор статистической информации, картографирование, интервью и включенное наблюдение. На основе разработанной Э. Берджессом «Карты социальных исследований города Чикаго» (1923-1924) было выделено 75 естественных зон и более 3000 локальных сообществ, которые затем и исследовались. Гипотеза проверялась, в частности, по материалам переписи населения. На основе переписей 1930 и 1934 гг. социолог разработал классификацию районов Чикаго, которая сохраняет свое значение до сего дня. В середине 1930-х гг. Э. Берджесс покинул Чикагский университет, а школа потеряла монополию на определение путей развития социологии в США.

Третье поколение Чикагской школы (середина 1930-х – начало 1950-х гг.) связано с деятельность Уильяма Огборна (1886-1959). Он был деканом социологического факультета с 1937 по 1951 г., в 1929 г. избирался президентом Американского социологического общества. Основной его работой стала книга «Социальные изменения» (1922). Главной заслугой Огборна стало выведение социологии с местного на общенациональный уровень, ведущие правительственные ведомства стали заказывать социологам научные исследования. У. Огборн занимался теорией социальных изменений . Он считал, что материальная культура изменяется быстрее, чем нематериальная (адаптивная) культура. Причинами этого являются небольшое количество изобретений в области адаптивной культуры и препятствия со стороны группы адаптивным изменениям. В целом эта теория положила начало формированию концепции технологического детерминизма.

Третье поколение представлено также Эвереттом Хьюзом, Самуэлом Стауффером, Луисом Виртом (1897-1952). Известность ему принесла работа «Гетто», посвященная судьбам еврейских эмигрантов. Он продолжил разработку социологии города, выдвинув в конце 1930-х гг. понятие городского образа жизни. Оно формируется под влиянием специфики городского поселения: большая численность и высокая концентрация населения, социальная неоднородность. Городской образ жизни противопоставлялся традиционному, общинному. Общение горожан, по мнению Л. Вирта, носит поверхностный, формальный, анонимный характер. Личные связи (семейные, соседские, дружеские) распадаются, социальная сплоченность и социальные контроль ослабляются. Такая ситуация приводит к социальной дезорганизации, с одной стороны, и к сегментации личности, с другой. Человек не может проявить себя как многогранная индивидуальность в общении с другими, не может воспринимать других людей в этом качестве. Однако дальнейшие исследования в этой области не подтвердили правильность выводов Вирта.

Четвертое поколение исследователей Чикагской школы работали во второй половине ХХ в. Его лидерами являются Герберт Блумер и Моррис Яновиц.

Чикагская школа действует до сих пор. Итак, в результате Чикагская школа сформировала интегративную программу проведения исследований, которая стала важным этапом в становлении социологии как науки.

Франкфуртская школа – это одно из наиболее влиятельных и известных движений в неомарксизме. Она оформилась в 1930-е гг. на базе Института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне (Германия). С 1931 г. этим институтом руководил Макс Хоркхаймер (1895 – 1973) . Он организовал издание «Журнала социальных исследований». После установления нацистского режима большинство ученых эмигрировали. Центр Франкфуртской школы располагался сначала в Женеве, затем в Париже, а с 1939 г. в США при Колумбийском университете. После окончания Второй мировой войны институт вернулся в ФРГ, во Франкфурт-на-Майне. Главными теоретиками школы были М. Хоркхаймер, Теодор Адорно, Эрих Фромм, Герберт Маркузе, Юрген Хабермас. Влияние школы возрастало с 1940-х до начала 1970-х гг. Как структурное подразделение школа была расформирована в 1969 г.

Ученые Франкфуртской школы назвали свой метод «имманентной критикой» («критическая теория общества»), занимались разработкой проблематики отчуждения и рациональности («рационализации»), восходящей к М. Веберу, но получившей оригинальную трактовку. Ученые изучали период «позднего капитализма», который характеризуется «фашизацией», вне зависимости от того, существует ли в стране фашистский режим или нет.

М. Хоркхаймер, который совместно с Т. Адорно написал «Диалектику просвещения» (1947), отмечает, что западноевропейский буржуазный разум стал «сумасшедшим». Произошло это на почве изначального противопоставления его природе как воли к власти. Буржуазный разум подавлял все «природное» в самом человеке и вне его, культура западного мира была основана на господстве человека над природой. Такое положение неизбежно приводит к авторитаризму в отношениях и между людьми. Авторитаризм в культуре в конечном итоге служит, с одной стороны, появлению новых форм эксплуатации и подавления человека, к пассивному подчинению индивида власти. С другой стороны, определенная часть индивидов стремиться к господству над другими любой ценой. Эволюция человечества предстает как история «неудавшейся цивилизации». История Запада – это патологический процесс усиливающегося безумия и утраты индивидуальной свободы в «фашизоидном капитализме» и откровенном фашизме. Основными задачами «критической теории» Хоркхаймер видел «теоретическую рефлексию» социальной обусловленности предпосылок этой теории, радикальную критику всяких проявлений угнетательского, бесчеловечного «позднекапиталистического общества», обращая внимание и на социально-экономическую, и на культурную сферу, особенно в массовой культуре. Решающую роль в борьбе обществом должен был сыграть пролетариат, но после утверждения режима Гитлера в Германии Хоркхаймер разочаровался в этом классе. Свои надежды он стал возлагать на «критически мыслящую» интеллигенцию. С одной стороны, ее появление и качества обусловлены тотальностью общества, с другой, интеллигенция свободна от этой тоталитарности в силу своей способности критически мыслить.

Теодор Адорно (1903-1969) занимался изучением социальных антагонизмов капиталистического общества, обращая внимание на конкретные явления, в частности на музыку. В работе «Социальная критика и радиомузыка» он отмечает, что современная западная музыка моделирует отчуждение человека от общества, выполняя тем самым идеологическую функцию. Однако культурные деятели отражают в своем творчестве, может и не желая этого, неразрешенные противоречия общества. Под авторитаризмом ученый понимал режим с политической монополией единственной партии, отсутствием оппозиции, ограничением или подавлением свободы. Основным типом личности в таком обществе является авторитарная личность. Она характеризуется консерватизмом, потребностью в иерархии и уважением силы, негибкостью, стереотипным стилем мышления, враждебностью и агрессией, недоверием по отношению к другим индивидам. Такой тип личности встречается и в демократических странах, например в США.

Герберт Маркузе (1898-1979) в США издал работу «Разум и революция: Гегель и подъем социальной теории» (1941). После окончания Второй мировой войны остался в США, сотрудничал с Колумбийским и Гарвардским университетами в качестве эксперта по советскому марксизму. В работе «Советский марксизм» (1958) он определили соцреализм как гармонистическую эстетику, основанную на ложном понимании того, что социальные противоречия уже преодолены. Подлинное же искусство должно содержать негативные, критические элементы. Наиболее известной его работой стала книга «Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества». «Одномерность» сознания человека зависит от подавления многомерной диалектики разума и реальности, которая характерна для негативных философий Г. Гегеля и К. Маркса. У «одномерного человека» отсутствует критичность, отрицание репрессивности современного мира. Поэтому современный человек не участвует в акциях протеста, которые легко подавляются буржуазными культурными механизмами, индивид легко воспринимает рациональность западного мира, видит личное счастье в примитивном наслаждении. Либерализм маскирует, по мнению. Г. Маркузе, «фашизоидную сущность» капиталистических стран. Советское же общество тоталитарно. Марксистский подход Г. Маркузе с культурных и эстетических позиций изменил представление об этом учении как о концепции экономического детерминизма.

Широкую известность Эриху Фромму (1900-1980) принесла книга «Бегство от свободы» (1941). В ней он анализирует развитие свободы и самосознания индивида со Средневековья по настоящее время. Общество, по мнению Фромма, не только подавляет индивида, но и творит его. Люди любого общества, несмотря на все различия, имеют в своих психологических свойствах нечто общее, что называется социальным характером. Социальный характер – это то, что присуще большинству членов одной и той же культуры. Его функция заключается в том, чтобы направлять и формировать человеческую энергию внутри данного общества. Поэтому социальный характер рассматривается как фактор стабилизации общества. Фромм выделил непродуктивные и продуктивные типы социального характера. Непродуктивные типы – это воспринимающий, эксплуататорский, накопительский и рыночный, они основываются соответственно на негативных психологических механизмах: мазохистском, садистском, деструктивном и конформистском. В основе же продуктивных типов лежат любовь, вера и ориентация на бытие.

Одной из центральных тем в творчестве Э. Фромма является проблема отчуждения. Современное ему общество характеризуется тотальным отчуждением, поэтому оно превращается в «цивилизацию манипулируемых масс». Невозможно понять функционирование и развитие общества без анализа его негативных функций. Именно поэтому ученый большое внимание уделил анализу «бессознательного». Благодаря ему общество еще не поглотило индивида, хотя в нем господствует «логика навыворот», когда всеобщий самообман воспринимается членами общества как всеобщая правда, ненормальность кажется нормой, а болезнь – здоровьем. Кризисы индустриальной системы вызываются экономическими и психологическими противоречиями самого общества. Фромм определил, что необходимо для изменения такого общества: демократия участия в индустрии и политике, замена бюрократического способа управления гуманистическим, переход к здоровому потреблению.

Юрген Хабермас (р. 1929) представлял второе поколение Франкфуртской школы. Наиболее фундаментальным достижением социолога считается разработка им теории социальной коммуникации. Он ввел понятие «коммуникативные способности». Истинной рациональности, по мнению Хабермаса, можно добиться при наличии условий, отвечающих идеальным коммуникативным ситуациям. В такой ситуации все стороны имеют одинаковые возможности для вступления в диалог и отсутствуют ограничения и идеологические искажения. Хабермас признавал, что современное индустриальное общество поддается исправлению, альтернатива капитализму отсутствует. Основная его проблема в том, что сделан упор на манипулирование и контроль, а не на понимание и коммуникацию.

Итак, социально-философская концепция Франкфуртской школы сыграла значительную роль в идеологическом оформлении движения «новых левых». Ученые показали опасности, стоящие на пути капитализма, и проанализировали недостатки социалистического пути развития. Наиболее ценной для сегодняшней науки стала разработка ими принципов гуманистического существования современного мира.

Таким образом, мы познакомились с крупнейшими социологическими школами в западной науке и можем перейти к подробному анализу макросоциологических теорий.

В социологии XX века наиболее значительное место занимают две социологические школы: Чикагская и Франкфуртская.

Чикагская школа – одна из первых школ в социологической науке. Сформировавшись на базе первого в мире социологического факультета, возглавляемого Смоллом, Чикагская школа стремилась соединить эмпирические исследования с теоретическими обобщениями. В период 1915 – 1935 гг. Чикагская школа занимала доминирующее положение в американской социологии.

Немаловажную роль в возникновении «школы» именно в Чикаго сыграли особенности этого города. Представители школы видели в городе естественную социальную лабораторию, в которой посредством эмпирических методов можно изучать «человеческую природу» и содержание общественной жизни.

Предметом изучения стали миграционные процессы, межэтнические отношения и явления социальной дезорганизации общества. В рамках Чикагской школы были созданы предпосылки для урбанистской концепции Вирта. С уходом ее лидера Р. Парка в 1934 г. начинается упадок этого интересного творчества института и инициатива переходит к Гарвардскому и Колумбийскому университетам. Но значение Чикагской школы сохранилось и в наше время, в частности, для социологии города и особенно актуальны ее идеи для так называемой «инвайроментальной социологии».

Начало развития инвайроментализма связано с «классической социологией» - экологической концепцией чикагской школы: представление об обществе как организме, о «глубоко биологическом феномене», который обладает помимо социального, т.е. культурного, уровня и биотическим. Этот феномен лежит в основе всего социального развития и в конечном счете определяет тип общественной организации (Р.Парк).

К числу наиболее значительных и заметных школ в зарубежной социологии относится и так называемая Франкфуртская школа, которая сложилась в 30-е годы вокруг франкфуртского института социальных исследований, возглавляемого Хоркхаймером.

С 30-х годов институт начал заниматься комплексными исследованиями современного капиталистического общества. Но с приходом к власти нацистов в 1933 году институт перебирается в Женеву, а в 1938 г. с группой наиболее близких сотрудников Хоркхаймер перекочевывает в США и по существу возрождает свой институт в Нью – Йорке при Колумбийском университете. После второй мировой войны основная часть сотрудников возвращается на родину и в 1950 г. институт восстанавливается в своем первоначальном виде во Франкфурте – на – Майне.

Сквозные мотивы теорий Франкфуртской школы – проблематика отчуждения и проблематика рациональности («рационализации»), восходящая к Веберу, но получившая у сторонников этой школы иную оценку и сомкнувшуюся с отчуждением.

Основная социально-философская тема – тема позднего капитализма с характерной для него «фашизоидностью» (независимо от того, реализовывалась ли она в фашистских режимах или нет).

Основная социологическая и социально – психологическая тема – теоретическая концептуализация понятия «авторитарная личность » (Фромм, Хоркхаймер) и попытка с помощью конкретно – социологических исследований доказать, что ему действительно соответствует определенная человеческая реальность.

Основная методологическая тема – антипозитивизм , принявший самую крайнюю форму – отрицание самой «традиционной науки», как естественной, так и социальной.

Из недр Франкфуртской школы, а вернее из под пера Хоркхаймера и Адорно вышли работы «Диалектика просвещения» и «Помрачение разума». В первой работе веберовская идея рационального получает по сути ницшенскую интерпретацию. Уже сам первый факт рационального овладения природой, опирающийся на разум и волю, оказался изначальным грехопадением человека. Почему? По мнению теоретиков франкфуртской школы, чтобы у человека могло возникнуть побуждение к рациональному овладению природой, он должен был противопоставить себя ей в качестве Неприродного или Сверхприродного начала.

Ими вводится понятие «отчуждение», тождественное по содержанию «рационализации». Но если у Вебера рационализация – это «судьба» западной цивилизации, с которой необходимо смириться (тем более, что рационализация человеческой жизни, межличностных отношений, правовых норм и т. д. несет с собой не только отрицательные, но и положительные моменты), то для Хоркхаймера и Адорно рационализация выступает в качестве негативной, абсолютно отрицательной реакции, уродующей человека и человечество, вносящей раздор в отношения людей к природе и друг к другу.

Отсюда и диагноз современности: мир XX века, опосредованный Просвещением, возникший в результате многовекового процесса «рационализации» человеческого сознания, приобрел явственно выражение черты коллективного безумия, массовой паранои. Из этого параноидального «комплекса» они выводят все бедствия нашего века: фашизм, лагеря смерти, мировые войны и т.д. Во всех этих явлениях они видят симптомы душевного заболевания буржуазной «культуры», вступившего в свою заключительную стадию – опасного проявления «помрачения разума».

В свете «Диалектики просвещения» эволюция человечества предстает как история «неудавшейся цивилизации»: углубляющегося отчуждения, вызванного «буржуазным» разумом, противопоставившим себя природе. Сознательно пародируя Гегеля, рассматривавшего мировую историю под углом зрения развития разума и свободы, Адорно трактует историю Запада как патологический процесс углубляющегося безумия (разум, сошедший с ума в силу противопоставления природе) и утраты индивидуальной свободы («фашизоидный» капитализм и откровенно бесчеловечный фашизм).

Особой фигурой в истории российской и американской социологической мысли стоит П.А. Сорокин .(1898 – 1968). Выдающийся социолог, плодотворный публицист и редактор, наконец, влиятельный политик, П.Сорокин поражает своей энциклопедичностью, концептуальностью, всеохватностью социологического мышления, глубиной осмысления исторического процесса, участником которого довелось быть на самых острых изломах.

Взлет на вершины науки уроженца зырянской деревушки, не знавшей даже замков на дверях, был столь стремителен, что чем-то напоминал жизненный путь Ломоносова, а по человеческому, личностному темпераменту П.Сорокина можно сравнить с Д.Лондоном – столь захватывающей и полной драматических коллизий была его жизнь.

Известность пришла к нему еще на студенческой скамье, в годы революции – он секретарь Керенского, идеолог левых эсеров. Но вскоре его иллюзии рушатся. Шесть недель, проведенные в великоустюжской ЧК в ожидании расстрела, привели его к убеждению, что ненависть, жесткость и несправедливость никогда не смогут совершить ни умственного, ни нравственного, ни даже материального царствия на земле.

В мировой социологии наиболее ценится его теория социальной мобильности. В одноименной работе это понятие рассматривается как в горизонтальном (фактическое перемещение в физическом пространстве, эмиграция), так и в вертикальном (изменение социального статуса, движение «вверх» и «вниз» по социальной лестнице) планах. Подробнее об этом в теме «Социология социальной структуры общества».

Важным направлением социологических изысканий Сорокина явилось учение об «интегральной социологии», охватывающей все социологические аспекты широко понятой культуры. Он предложил своеобразную теорию социокультурной динамики, в основу которой было положено представление об историческом развитии как смене определенных типов культуры.

Найдя последнее пристанище далеко от русской земли после многих лет работы деканом Гарвардского университета, П.Сорокин, по словам его учеников Т.Парсонса, Р.Мертона и др., – одна из самых выдающихся фигур на социологическом небосклоне XX столетия.

На Западе, по-видимому, не случайно постклассический период в развитии мировой социологии называют парсоновским, ибо Т.Парсонс (1902 – 1979) даже среди ярких и своеобразных представителей социологической мысли выделялся масштабностью своего мышления.

В историю социологии Парсонс вошел как создатель теории действия и системно-функциональной школы. Вообще-то многие существенные черты функционалистского подхода в широком смысле слова можно найти еще в Древней Греции, у Монтескье, О.Конта и Г.Спенсера. Опираясь на свою количественно – механическую схему эволюции, Спенсер отчасти предвосхитил постановку проблем структурной сложности, соотношения процессов социальной дифференциации и интеграции в современном мире.

Парсонс же попытался построить общую аналитическую логика-дедуктивную теоретическую систему, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии. Он приходит к пониманию человеческого действия как самоорганизующейся системы, специфику которой в отличие от системы физического и биологического действия он усматривает:

· во-первых, в символистичности, т.е. в наличие таких символистических механизмов регуляции, как язык, ценности и т.д.;

· во-вторых, в нормативности, т.е. в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм;

· в-третьих, в волюнтаристичности, т.е. в известной иррациональности и независимости от условий среды, но в то же время зависимости от субъективных «определений ситуации».

Р. Мертон (род. 1910г) внес значительный вклад в разработку и формирование ряда основных областей академической социологии: теории и методологии структурного функционализма, социологии науки, изучению социальной структуры, бюрократии, социальной дезорганизации и др.

Выступая продолжателем классической традиции в социологии (Вебер, Дюркгейм), Мертон независимо от своих учителей П.Сорокина и Т.Парсонса, много сделавших для популяризации в США европейской теоретической социологии, ищет самостоятельный путь ее соединения с установившимися в США стандартами эмпирического исследования.

Большую популярность получила его идея создания теорий среднего уровня, с которой он выступил в 1949 г. в полемике с Парсонсом. Если Парсонс основное внимание уделял анализу механизмов поддержания «социального порядка», то Мертон сосредоточил усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие противоречий в социальной структуре. Если Парсонс, ведя свою «генеральную линию» на синтез, ратовал за создание в социологии «всеохватывающей» теории, опирающейся на концепцию социального действия и структурно-функциональный метод, то, по мнению Мертона, создание таких теорий преждевременно, ибо для них нет еще надежной эмпирической базы.

Поэтому он выступал за создание теорий среднего уровня, которые в данное время являются главным направлением развития социологии. Именно теории среднего уровня выполняют роль «посредников между малыми рабочими гипотезами … и широкими теоретическими спекуляциями», именно они обеспечивают гибкую связь между эмпирическим и теоретическим уровнем социологического исследования.

К числу теорий среднего уровня Мертон относил такие известные концепции, как теории «референтных групп», «социальных ролей», «социальных статусов» и др. Примером может служить и концепция аномии, объясняющая различные типы отклоняющегося поведения. Призыв Мертона был широко популярен в 50 – 60 годы. Он сыграл положительную роль в борьбе с «чистым эмпиризмом». Сейчас понятие «теории среднего уровня» употребляется по аналогии с термином «специальная или частная социологическая теория».

Серди основных направлений социологии ХХв. следует назвать также феноменологическую социологию, связанную с именами Э. Гуссерля (1858-1938) и А. Шюца (1899-1959). В центре внимания теоретиков феноменологической социологии не общество в целом, как у позитивистов, а человек в его специфическом измерении (анализ и описание «жизненного мира» личности, мира повседневного знания и деятельности).

Символический интеракционизм (от англ.interaction – взаимодействие) анализирует взаимодействия людей с помощью интерпретации символов, ибо только символы (язык, жесты и др.) дают необходимые средства общения. Представители этого направления Дж.Мид (1863-1931), Ч.Кули (1864-1929), Г.Блумер (1900-1987) полагают, что общественную жизнь можно понять только анализируя поведение индивидов.



Загрузка...

Реклама