emou.ru

Чревоугодие - это форма рабства. Грех чревоугодия: определение, значение и метод борьбы Грех обжорства как называется

Смерть от сердечно-сосудистого заболевания в только начавшемся зрелом возрасте - что может быть печальнее для супруги, детей и друзей? Частая причина таких болезней - переедание и связанные с ним осложнения в виде лишнего веса, повышенного уровня холестерина и малоподвижности (с избыточной массой тела двигаться не хочется, порочный круг нелепо замыкается). А причина ненормального отношения к пище в христианской аскетике называется чревоугодие. Это тяжелый грех и в православной, и в католической традиции. Почему?

Сытость как цель жизни

Считается, что человек, зараженный этим недугом духа, ставит свое насыщение и удовольствие от приема пищи выше всего в жизни, в том числе выше Господа Бога. Это подчинение низшим потребностям тела является, по сути, формой рабства. Как много людей желают сбросить вес, не пытаясь победить причину этой беды - ненормальные отношения с пищей!

Не только обжорство

В представлении очень многих чревоугодие - это избыточное потребление еды. На самом деле обжорство - это только лишь один из демонов, терзающих душу. Вторым является пристрастие к вкусной пище. Такое общественное явление, как гурманство, желание «разбираться» во вкусных вещах, с духовной точки зрения очень опасно.

Анорексички тоже чревоугодницы

Вы, наверно, замечали, что многие худеющие начинают болезненно внимательно относиться к пище, планировать каждый ее прием и часами воображать, что же именно они съедят завтра с утра, когда уже «можно» будет есть то, что вечером запрещено? Они одержимы чревоугодием! Булимия и анорексия - это тоже проявление ненормального отношения к физиологии.

А как стоит питаться?

Так что же, есть только Не нужно крайностей, мы не монахи, а потому абсолютная строгость многим не по плечу. Надо просто стараться есть особенно привлекательную пищу по праздникам, желательно церковным, причем ограничиваться всего одной небольшой порцией без добавки. Тогда и не согрешим. Главное - не мечтать о празднике за месяц до события, делая гастрономические удовольствия самым главным в «программе».

Не вовремя

Третий демон, терзающий душу чревоугодника, - это нетерпение в отношении времени приема пищи. То есть, когда человек ест ранее того времени, которое для него обычно или назначено. Получается, что идеальный христианин - тот, кто способен обходиться без «вкусностей», он ест умеренно и по расписанию. Чревоугодие - это недуг души потому, что делает грешника зависимым от пищи. Все разнообразие явлений мира для человека оказывается заслоненным возможностью получить удовольствие «здесь и сейчас».

Мать страстей

Чревоугодие - смертный грех потому, что именно с него начинаются все остальные страсти. В частности, у человека, который позволил себе лишнего, появляется чрезмерное или неуместное сексуальное желание, лень, ведущая к праздности, уныние (от лишнего веса, например). Дело может дойти и до гордыни (когда человек уязвлен тем, что он, «титан воли», взял и потерпел поражение).

Существует ли Конкретной нет, но имеет смысл помолиться Марии Египетской, которую преследовали страсти в течение долгих лет мучений в пустыне. Но магии «от Бога» не существует, лучше всего молиться о помощи самому Христу, помня при этом, что победить страсть чревоугодия до конца невозможно, это не удавалось даже великим подвижникам. Нужно просто стараться держать себя в рамках каждый день. И просить сил на борьбу у Бога. Чревоугодие - это еще и несоблюдение постов...

Почему Церковь так строго судит повышенную потребность человеческого организма в питании? Если Бог дает яства и питье для поддержания во здравии тела, храма Божьего, а человек с благодарением Всевышнему принимает пищу, то почему чревоугодие грех? Об этом далее в статье.

Исторический аспект

Угождение плоти свидетельствует о победе плоти над духовностью, позволяя всем страстям расцветать в христианском теле.

Что говорит церковь о страсти чревоугодия

Именно страсти погубили землю перед потопом, когда Творец не увидел в людях Божьего отражения, Он уничтожил Свое творение. Чревоугодие делает человека безобразным, уродуя храм Божий, что есть большой грех. Наполненное чрево становится тяжелой гирей для духовной души, тянет ее постоянно вниз, к страстям.

В Древнем Риме верхушка знати настолько погрязла в угождении своей плоти, что через чревоугодничество о горнем и не вспоминали. В некоторых случаях поклонению животу доходило до абсурда, когда организм уже не мог принимать пищу, а горло требовало продолжения банкета, обжоры вызывали рвоту специальными перьями и продолжали набивать себя едой.

Чем отличается обычное принятие пищи от чревоугодия

Принимая здоровую пищу каждый день, сообразуясь с постами и ограничениями, установленными Церковью, да еще делая это в кругу семьи и друзей, мы укрепляемся не только телесно, но и душевно. Некоторые священники называют принятие пищи христианами в совместной молитве благодарения продолжением Литургии.

Тайная молитва для неумеренных в питании

(читается устно после молитвы на принятие пищи )

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.

Молитва св. Иоанна Кронштадтского

Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.

Св. Алексию, человеку Божию

О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

Святителю Игнатию Брянчанинову

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас, сирых и безпомощных (имена), к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во что же вменил еси. Ты отвергся себе и, взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у Человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца и, помоги нам, покаянием очистившим христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Не следует забывать, что человек взят из праха и в него же превратится, при этом пища в желудке постоянно преобразуется в испражнения.

Необходимо научиться ненавидеть тот зловонный груз, разлагающийся в собственном теле.

При накладывании еды в тарелку следует каждый раз убирать из нее постепенно четвертую, третью, а затем и половину порции, которую можно будет скушать через 2 - 3 часа, если возникнет голод, но он не возникает так быстро.

Дьявол будет шептать на ухо, что ограниченный прием пищи вредит здоровью, но это только его ложь.

Совет! Домашние и близкие люди должны поддержать чревоугодника в его борьбе, перейдя вместе с ним на правильное питание.

Принципы достижения победы

  1. Свести до минимума применение специй, пряностей, солей и особенно приправ, содержащих глутамат натрия.
  2. Полностью отказаться от сладкого и сахара, заменив его медом и натуральным сахарозаменителями.
  3. Жирной пище объявить бойкот.
  4. Тщательно пережевывать еду, принимая пищу в молчании, без просмотра телевизора и чтения. Отвлекаясь на постороннюю информацию трудно контролировать количество съеденной порции.
  5. Пережевывая еду, следует читать молитвы, которые можно выписать на бумажку, пока они не отпечатаются в разуме.
Важно! Нет такого греха, за который бы Иисус Христос не заплатил Своей Святой Кровью. Главное - принять эту жертву умом и сердцем, положив у ног Спасителя чревоугодие и сопутствующие ему проблемы.

Протоиерей А. Ткачев о грехе чревоугодия

После окончания масленицы, спортзал ждет Вас на блины.
В наличии блины по 5, 10 и 15кг.

Чревоугодие как качество личности – склонность к неумеренности и жадности в еде, доводящей человека до скотского состояния.

Один человек очень много ел. Он понимал, что это противоестественно, но ничего не мог поделать с собой. Он был толстым и некрасивым. А началось всё ещё в детстве, когда ему говорили, что нужно поститься и ограничивать себя в еде. Он читал, что нужно ограничивать себя во всём, ибо это развивает волю и ведёт к освобожденью. Но чем больше он думал о том, что много есть - грех, и чем сильнее пытался подавлять в себе голод, тем сильнее ему хотелось есть. Иногда он не ел несколько дней, но потом уничтожал всё без разбора. В результате он переедал, а потом снова сожалел о нарушении своей клятвы. Наконец, он решил, что невозможно следовать праведным путём, пока живёшь дома, и ушёл в горы. Там он нашёл уединённую пещеру и поселился в ней. Его домашние были огорчены, но поддержали его решительные действия в борьбе с недугом! И через некоторое время жена, решив, что муж, должно быть, уже преодолел в себе эту слабость, послала ему с посыльным письмо и букет цветов. Она пожелала ему скорейшего «выздоровления» и благополучного возвращения домой. Вскоре посыльный вернулся и передал жене записку. В ней говорилось: «Спасибо за цветы. Они были очень вкусными!»

Чревоугодник, не стесняясь, говорит: «Люблю повеселиться. Особенно пожрать». В басне «Неблагодарный гость» Сергей Михалков описал одного из приверженцев этого порока:

Он в дагестанский дом был приглашён обедать,
И там кавказских блюд ему пришлось отведать:
Шашлык, хингал, долму, чуду -
Ну, словом, всякую домашнюю еду.
Хозяин подливал, хозяйка угощала,
А гостю всё казалось: мало! Мало!
И столько выпил он, и столько разом съел,
Что заболел…
В больнице он лежит в тиши своей палаты
И шепчет про себя: аварцы виноваты!…

Чревоугодие на пьедестале греховных страстей занимает третье место после гордыни и блуда. За столом человек в среднем проводит за жизнь до четырех лет. Любопытны и экзотичны формы проявления чревоугодия, например, гортанобесие – удерживание пищи во рту с целью услаждения вкусом, тайноядение, многоядение, сладкоядение. Противоположностью чревоугодия является добродетель воздержания. Аллегорическая фигура Чревоугодия может быть любого пола. Это толстый человек, обжирающийся и обпивающийся. Иногда страдающий рвотой. Может быть коронован виноградным венком, как Бахус, и держать блюдо с фруктами. Спутники-животные: жадный волк, свинья, любитель меда медведь, и еж, который по поверьям, собирал плоды на свои иголки.

«Всякий излишек противен Природе», — говорил Гиппократ. Он не был противником вкусной и здоровой пищи. Великий врачеватель считал, что человек должен есть не более того, чтобы восполнить свои энергетические потери. Поэтому полноценное питание должно содержать достаточное для радостной жизни количество энергии. В таком случае не нарушаются законы природы – человек не берет больше, чем ему необходимо. При бесконтрольном поглощении пищи он проявляет чрезмерную притязательность и агрессию к внешнему миру. Такое поведение порочно, за что и приходится расплачиваться тяжелыми болезнями и несчастными случаями.

Как говорил Остап Бендер: «Не делайте из еды культа!» К сожалению, современные реалии – свидетельство того, что культ чревоугодия шагает по планете. Реклама на каждом углу прикармливает и подкармливает людей. Словно перед убоем, люди безрассудно поглощают калорийную пищу в безмерных количествах.

И в древние времена чревоугодие было в почете у обжор. Среди древних чревоугодников был известен грек Филоксен. Он часами закалял свои пальцы, опуская их в почти кипящую воду, чтобы первому брать самые лакомые горячие кусочки. Великий чревоугодник консул Лукулл прославился своим богатством и роскошными пирами. «Ежедневные Лукулловы пиры, — говорит древнегреческий писатель Плутарх (ок. 46-127 гг. н.э.), — показывали в нём человека недавно разбогатевшего. Кроме пурпуровых ковров, драгоценными каменьями украшенных чаш, хоров и музыки, он хотел отличить себя перед простыми людьми приготовлением различных яств, искусно и с великими издержками сделанных пирожных». О пристрастии Лукулла к роскошным пиршествам свидетельствует такой случай. Как-то раз Лукулла ужинал один, поэтому служитель подал ему не такой богатый ужин. Лукулл вызвал служителя и стал упрекать его. В своё оправдание тот сказал, что сегодня нет званых гостей и поэтому, думал он, не надо подавать изысканных яств. «Как! — отвечал Лукулл. — Разве ты не знаешь, что сегодня Лукулл ужинает у Лукулла?»

Чревоугодие принимает пищу не по мере надобности, оно не дожидается легкого чувства голода и вообще ему не знакомо чувство пресыщения от еды. Чем больше оно ест, тем больше хочется. Серафим Саровский говорил: «Не вкушай пищу досыта, оставь место Духу Святому». И кто может, должен придерживаться этого правила.

Как же уловить границу, за которой радость от вкусно приготовленной еды превращается в чревоугодие? Это важный вопрос, и ответ на него однозначен – голос собственной совести. Люди, погрязшие в невежестве, утратили способность слышать этот голос, поэтому неудивительно, что именно их среда поставляет подавляющее количество чревоугодников. Люди в благости и страсти слышат голос совести, который всегда выносит им свой вердикт, если они переели. Зачастую человек, руководствуясь голосом жадного до удовольствий ложного эго, переедает, но уже во время поглощения пищи он слышит суд собственной совести. От невозможности совладать с собой он пытается самооправдаться, но настроение уже испорчено. Иными словами, мера воздержания в еде определяется совестью. Через совесть – своё представительство в человеке, Бог говорит ему: «Сейчас ты поступаешь неправильно». Совестливый человек, пресыщаясь и переедая, испытывает душевный дискомфорт, его охватывает смущение и раздражение собой.

Чревоугодие провоцирует человека к проявлению порочных качеств личности. Оно, к примеру, способствует разврату, ибо избыток пищи и ласка живота возжигает пламя похоти. Чревоугодие делает грубым ум, притупляет разум, вызывает у людей проявление лживости, хвастовства, глупой словоохотливости и бесконтрольного пустословия. Оно может маскироваться под хлебосольство. Например, неожиданно приходит гость, и чревоугодник несказанно ему радуется, ведь появился повод сделать себе праздник живота и заглушить голос совести.

Истинным чревоугодником был великий русский баснописец И.А. Крылов. О его подвигах на ниве чревоугодие рассказывает А. Казакевич: «Главная радость «дедушки Крылова», как именуют его все словари и учебники, была еда. Говоря прямо, Иван Андреевич был отменный обжора. Как отозвался однажды о Крылове Вяземский, ему легче было пережить смерть близкого человека, чем пропустить обед. Одно время в гостиных Петербурга переходил из уст в уста рассказ о том, как в какой-то дорожной харчевне Крылов, в ту пору еще молодой человек, основательно подкреплялся за столом, уставленным десятком мясных, рыбных, и прочих блюд. Немногочисленные посетители сразу же обратили внимание на необычного едока. Один из них подошел к Крылову и стал его расспрашивать: — Судя по вашему аппетиту, я могу предположить, что вы человек неженатый… — Угу… — отвечал, не переставая жевать, Крылов. — Смею предположить, что и матушки у вас нет… Тот же ответ. — Померла, значит? Крылов, отправляя в рот очередную котлетку, кивает головой. — Царствие ей небесное! Отмучилась, значит… Ну а батюшка-то у вас, надеюсь, есть или тоже помер? Кивок головы. — Господи Иисусе, так вы, получается, круглый сирота! Да… Я это сразу понял… Ну, а родственники-то у вас хоть какие есть? Чай не все поумирали-то? Крылов, которому эта болтовня явно портила аппетит, оторвал взгляд от тарелки и сердито отвечал: — Милостивый государь! Когда я ем, для меня все умирают!

Непривередливый, хотя и не без предпочтений, Крылов совершал настоящие подвиги на поле чревоугодничества. И друзей своих выбирал по принципу: который сытнее накормит, тот и лучший товарищ. Если же кормили не досыта — а такое случалось постоянно, Иван Андреевич, придя домой, устраивал «настоящий» обед. Если на кухне ничего не находилось, съедал кастрюлю кислой капусты и запивал жбаном кваса. В один из дней не оказалось ни капусты, ни кваса. Пошарив тщательно по всем углам, он нашел где-то под столом кастрюльку с пирожками, давно забытую кухаркой. Пирожки — их было шесть штук — уже были покрыты зеленой плесенью. Но и это не остановило нашего «гурмана». Попробовал один — вроде ничего, только немного горчит. Попробовал другой — действительно, горчинка приличная. И только тут заметил плесень на оставшихся пирожках. «Ну, что же, — рассказывал он потом, — если умирать, то умру и от двух, умру и от шести. И съел все шесть!» И — ничего, пронесло…

За любым общим столом Крылов «съедал столько, сколько все остальное общество вместе. Каждого подаваемого блюда он клал себе на тарелку столько, сколько влезало. По окончании обеда он вставал и, помолившись на образ, постоянно произносил: — Много ли надо человеку?! Эти слова возбуждали общий хохот у его сотрапезников, видевших, сколько надобно Крылову…» Однажды некий приятель-шутник решил выяснить предел, который был бы не по силам знаменитому чревоугоднику. Поспорив с приятелями на ящик шампанского, он пригласил Ивана Андреевича отведать итальянской кухни. Когда явился Крылов, хозяин заявил, что тот опоздал и потому ему, как провинившемуся, назначается штрафное блюдо — целый поднос с горкой итальянских макарон. Крылов с заметным удовольствием исполнил «штраф». — Ну, — сказал хозяин, — это не в счет, теперь начинайте обед с супа, по порядку. Крылову стали подносить супы, каши, рыбу, дичь, холодец… Затем, в порядке очереди, снова поднос с макаронами… Когда Крылов очистил и этот поднос, хозяин опять наложил ему целую горку. Когда хозяйские запасы кончились, хозяин, поняв, что проиграл, с последней надеждой в голосе поинтересовался у Крылова: — Ну, как ваш желудок, Иван Андреевич, не болит ли от переизбытка съеденного? — А что ему сделается? — искренне удивился Крылов, — я, пожалуй, хоть теперь же готов еще раз провиниться.

Зная крыловскую неумеренность в еде, многие друзья, опасаясь за его здоровье, неоднократно советовали ему иногда — «хотя бы для разнообразия!» — отказаться от угощения. Крылов нехотя соглашался. Однако когда приходило время обеда и хлебосольные хозяева раз за разом предлагали ему то новое блюдо, то добавку, он, взглянув на обеспокоенных своих приятелей, отвечал хозяевам: «Не могу…». И через короткую паузу: «…оскорбить вас отказом».

К сожалению, постоянное переедание не могло не сказаться на здоровье писателя: он перенес три микроинсульта (или, как раньше говорили, — удара). Но даже и они его не образумили: он умер от переедания. Болея воспалением легких, ослабевший, он позволил себе значительный излишек протертой каши из рябчиков. Его могучий организм не выдержал двойной нагрузки.

Петр Ковалев 2013 год

Грех Адама, передающийся от поколения к поколению, заключает в себе потенциал всех человеческих грехов. Святые отцы, прошедшие многолетний опыт аскезы, видели глубины человеческой души - этого тайника, где зарождаются мысли и желания. Из сложной мозаики грехов они выделили и описали восемь главных страстей - восемь язв души, восемь рек мертвой воды, текущих из ада, от которых как ручейки и потоки берут начало остальные грехи. Русла этих рек словно меридианы опоясывают землю, а их истоки и устья соединяются в преисподней.

Восемь страстей связаны друг с другом как звенья цепи, которой диавол оковывает людей и влечет за собой как победитель пленников. Это восемь глав гидры, с которой должен вступить в борьбу каждый христианин; это невидимая сеть, в которую сатана уже восьмое тысячелетие стремится поймать, как зверолов добычу, земной шар.

Первое звено этой цепи - чревоугодие. Многим людям оно кажется невинной слабостью, не внушающей особого опасения, тем более что последствия этого греха, как струпья проказы, проявляются не сразу, а спустя годы. Но надо помнить, что после грехопадения Адама, нарушилась гармония между душой и телом человека. Тело - инструмент души и органическая часть человеческой личности - стало субстратом страстей и похоти. Тело - рабыня духа. Эта рабыня, будучи обласкана душой, захотела повелевать ей. Она, как Ева Адама, то обольщает ум мнимой сладостью страстей, а сердце очаровывает темной мистерией греха, то, как мятежник восстает против духа, стараясь свергнуть его с престола и самой стать царицей человеческой тримерии - духа, души и тела.

Тело - это злой друг и добрый враг. Без тела не формируется человеческая личность. Без тела дух и душа не могут проявить себя вовне через слова и деяния. Лукавая плоть всегда готова предать душу диаволу за медные гроши низменных наслаждений - как Иуда за тридцать сребреников продал на смерть своего Учителя. Тело - коварный спутник души на тернистом пути к небесному царству, который то покорно следует за ней, то старается увлечь ее на широкую, выложенную камнем дорогу, ведущую к вечной смерти. Можно сравнить душу и тело с всадником и диким конем: если всадник ослабит удила, то конь помчится, куда глядят глаза, и оба свалятся в яму.

Чревоугодие - победа тела над духом; это широкое поле, на котором бурно растут все страсти; это первая ступень отвесной, скользкой лестницы, ведущей в преисподнюю. В библейской Книге Бытия написано, что Бог взглянул на землю и увидел, что все люди плоть, и Дух Его не может пребывать в них. Допотопное человечество не выполнило своего предназначения: плотское начало победило духовное, как бы поглотило его. Это был триумф плоти, который стал началом конца. Человечество не только погрузилось в болото материальности, но забыло Бога; став земным прахом, оно воздвигло себе из праха идолов - новых мертвых богов. По всей земле стало распространяться как чума идолопоклонение, волшебство, магия, разврат и людоедство. Культ плоти превратил историю человечества в бесконечную оргию. Уже до всемирного потопа человечество духовно погибло в потопе своих страстей. Всемирный потоп только как могильщик вырыл общую могилу для мертвецов и сделал дно океана кладбищем всякой плоти. Тела чревоугодников поглотило морское чрево, а души демоноугодников - ненасытное чрево преисподней.

История повторяется. Господь сравнил времена Ноя с последним временем. Снова плоть начинает торжествовать над духом, а демон - над плотью, растлевая, развращая ее, и всячески глумясь над ней.

Чревоугодие уродует человека. При виде чревоугодника невольно вспоминается рынок, где висят окровавленные туши животных, привезенных с бойни. Кажется, что тело чревоугодника висит на его костях, как ободранные туши на железных крюках.

Чрево, отяжелевшее от пищи, погружает ум в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым. Чревоугодник не может глубоко мыслить и рассуждать о духовном. Его чрево, как свинцовая гиря, тянет оземленную душу вниз. Особенно остро ощущает такой человек свою немощь во время молитвы. Ум не может войти в молитвенные слова, как тупой нож - резать хлеб. В этом смысле чревоугодие - постоянное предательство своей молитвы.

Следует отметить, что чревоугодие помрачает также интеллектуальные и творческие силы человека. Почти никто из выдающихся поэтов и художников не отличался чревоугодием и не имел тела, напоминающего пивную бочку. Как на исключение можно указать на поэта Апухтина, похожего на картину Гаргантюа. Однажды ребенок, увидев в своем доме среди гостей Апухтина, удивленно закричал: «Мама, что это за человекообразное существо!».

Нередко чревоугодник, уставший от груза собственного тела, доводящего до одышки и изнеможения, и от необходимости постоянно преодолевать как преграду размеры собственного живота, когда необходимо нагнуться, чтобы поднять вещь с пола или завязать шнурки на туфлях, решает объявить войну бесу чревоугодия и уничтожить как врага собственный жир. Он выписывает диеты из журналов, и объявляет своим близким, что скоро его фигура будет походить не на фламандскую живопись, а на статую Аполлона. Однако такой чревоугодник, севший на диету, чаще всего оказывается в роли гладиатора, который без оружия вступил в схватку с диким зверем: в первую минуту он еще сопротивляется, но затем падает, растерзанный когтями и клыками хищника. Первое время чревоугодник придерживается строгой диеты и смотрит на окружающих победоносно, как Геракл после очередного подвига, но затем, не выдержав скребущей боли в желудке, набрасывается на пищу, словно хочет наверстать упущенное.

В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие - это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз.

Гортанобесие - постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние.

Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение - стремление скрыть свой порок; раноядение - когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение - человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.

Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов. Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли - горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве. Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть - так советует преподобный Дорофей в своих поучениях. Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.

Святые отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело. Следует есть не спеша - так скорее появляется чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе. Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву.

Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если жажда ложная, то она проходит, а если остается - то естественная.

Все страсти связаны друг с другом; их сочетание представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать, чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть пищу в рот. Чревоугодники оправдывают свою страсть психическим состоянием - стремлением выйти из стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы.

Чревоугодие иногда сочетается со скупостью. Такой человек готов поглощать испорченную, заплесневевшую пищу, только бы не выбросить ее. Скупые чревоугодники хранят продукты как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое время. Только когда продукты начинают портиться и гнить, тогда они решаются использовать их в пищу. Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание - когда и к кому идти.

Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к шкафу, как скупой рыцарь - к сундуку с сокровищами, достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву». Чревоугодник приносит жертву своему чреву как язычник идолу.

Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу.

Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой постепенное поедание телом души, в результате чего в человеке меркнет небесное, духовное начало, и он становится слепой плотью.

Чудно было бы, если бы кто-нибудь, прежде сошествия своего во гроб, освободился от сей страсти.

Святой Иоанн Лествичник

О чревоугодии. Его современные проявления

Хотя многим людям разговор о чревоугодии кажется чем-то устаревшим и архаичным, эта страсть твердо живет в людях нашего времени. Правда, она может называться совсем другими словами, более современными и более привычными нашему уху. "Ожирение", "избыточный вес", "переедание", "нарушения пищевого поведения". Все это разные названия этого страшного недуга, который оставляет свой отпечаток как на душе, так и на теле человека.

Жизнь современных людей полна избытка пищи. Конечно, до сих пор существует множество бедных людей и бедных стран, где все совершенно иначе. Однако, суровая статистика свидетельствует, что в настоящее время каждый шестой житель нашей планеты страдает от ожирения. Никогда раньше людям не было доступно так много сортов пищи. Зайдите в любой супермаркет и вы легко убедитесь в том, как каждый раз продавцы придумывают новые способы представить свой товар в максимально привлекательном виде. И это в то время, когда производители делают свои блюда максимально свежими, порции за те же деньги - еще большими, а вкус более полным и насыщенным. С недавнего времени на смену натуральным приправам появились даже синтетические усилители вкуса, главной задачей которых является сделать вкусной даже вполне искусственную пищу, лишенной хоть какого-то вкуса до этого. Но и это еще не все. Наличие таких усилителей вкуса (эмульгаторов) в продуктах питания со временем вызывает у людей зависимость. Культ пищи, стимуляция человеческих гастрономических потребностей и предпочтений - еще один шаг к чревоугодию, которое став привычкой, вызывает ожирение и множество других болезней.

Ожирение и чрезмерное, безудержное увлечение едой - это дополнительная нагрузка на все системы организма, в первую очередь - сердечно-сосудистую систему. В результате это приводит к повышению артериального давления, возникновение аритмии, стенокардии и т.д. И бесспорно, это также создает невероятное нагрузки на желудочно-кишечный тракт, который вынужден теперь работать без отдыха, круглосуточно. Изменяется и эндокринная система, из-за чего происходит нарушение обмена веществ. В конце концов, можно заметить влияние чревоугодия и на функционирование мозга человека. После чрезмерной трапезы появляется лень, усталость, замедляются процессы мышления. Человек не может сконцентрироваться и заниматься делом настолько хорошо, как это делал только что, перед этим. "Сытое брюхо к молитве глухо". Именно поэтому, самоограничение и пост пост являются необходимой практикой аскетов всех мировых религий. А подвижники благочестия - православные монахи - прямо называются “постниками”, таким названием определяя характер своего основного служения - усмирение плоти с помощью ограничений в еде и прочих удовольствиях.

Употребление пищи в умеренных количествах для человека является жизненной необходимостью, потому как голод обусловлен биологически. Когда в крови человека нарушается баланс сахара, воды или другого важного вещества, то автоматически появляется импульс пополнить этот недостаток тем, что необходимо организму именно сейчас. Центры, которые регулируют процесс еды, находятся в особом отделе мозга - гипоталамусе. Отдельные его зоны отвечают за чувство голода, жажды и сытости. В нормальном состоянии эта слаженная система поддерживает существование нашего организма и вес на оптимальном, генетически фиксированном уровне.

Однако, пораженная грехом человеческая природа сделала возможным искажения и этой, совершенно нейтральной самой по себе, физиологической потребности. Так врачам известно, что при ослаблении пищевого влечения человек перестает чувствовать голод и жажду, вплоть до полного исчезновения аппетита. И наоборот - чревоугодие, употребление даже очевидно испорченной пищи, характерно для людей с врожденной или приобретенной умственной отсталостью.

Иллюстрация: Иероним Босх "Обжорство" из "Семь смертных грехов", 1475-1480

Святой Иоанн Лествичник, как и другие подвижники благочестия, в своих аскетических произведениях отметил три основных способа, которыми человек может нарушить Богом установленную норму в духовном плане, используя процесс приема пищи себе назло и вред.

  • 1) Прежде всего, люди грешат чревоугодием когда принимают пищу в чрезмерных количествах, существенно больших, чем это требуется на самом деле организму. Для такого человека важно как можно больше, почти через силу, набить собственный желудок пищей.

    2) Второй грех - сластолюбие или гортанобесие. Эта страсть реализуется в человеке, который стремится получить удовольствие с помощью уточненной пищи, гурманства, употребляя всевозможные приправы и необычные, сложные способы приготовления блюд. В этой страсти, в отличие от предыдущей, греховным является не количество потребленной пищи, а ее изысканность, поиск человеком необычных вкусов, впечатлений и наслаждений. Следует понимать, что едим мы не для того, чтобы получить наслаждение вкусом, а чтобы дать организму необходимое количество питательных веществ. Известно, что наслаждение вкусом от утонченности блюд почти не зависит. Голодному человеку даже кусочек зачерствевшего хлеба будет приносить больше удовольствия, чем кусок торта разнеженному гурману посреди трапезы.

  • 3) Третий грех - тайноедение. Этот грех преимущественно монашеский, опасность которого прежде всего испытывают монахи, живущие в общежительных монастырях. Суть этой страсти заключается в несоблюдении монастырского устава и распорядка дня, в несвоевременном принятия пищи, чаще нужды, после молитвы или тайно от братии. Конечно, миряне тоже могут грешить этим, употребляя пищу не по распорядку дня, назначению врача или требованиям церковного устава.

Кроме этих трех основных страстей, связанных с едой, святой Лествичник напоминает еще два, не менее опасных случая.

    Первой страстью является несдержанная жажда любимой пищи, пристрастие к конкретному блюду. Святой Иоанн Пророк описывает людей пораженных этой немощью следующим образом: такой человек постоянно мечтает, фантазирует о конкретном блюде, часто себе его представляет и рассказывает о нем другим, а на трапезе просит подать его первым или пододвинуть поближе. "В страсти чревоугодия брюхо и насыщенным взывает:«Хочу еще! И даже воздыхая от пресыщения, причитает: “Я голоден». Страсть эта учит пожирать все, что стоит перед глазами” (Лествица 2.1.4: 1).

    И апогеем, крайней точкой развития греха чревоугодия, является полная помраченность ума к вопросам еды и наслаждения желудка. На языке отцов этот грех называется страшным словом "чревонеистовство". Человек, при такой душевной болезни, живет ради еды, а не ест ради того, чтобы жить.

Нравится статья?


Страсть чревоугодия - одна из самых опасных страстей человека, известная как смертный грех в традиции Западной Церкви, и собственно, “страсть” в традиции Церкви Восточной. Часто появляясь под благочестивым предлогом, она соблазняет даже самых крепких в вере. А потому, необходима особая мудрость для того, чтобы научиться различать объективную реальность от искушения дьявола или нашей собственной страстности.

"Что же так понизило Исава, что сделало его рабом брата? Не одна ли снедь, за которую он продал свое первородство? И наоборот, не молитва с постом дала ли матери Самуила? Что же сделало великого борца Самсона непобедимым? Не пост ли, начавшийся еще в утробе матери? (Суд.13). Пост его родил, пост его выкормил, постом он возмужал - тем постом, повелел матери ангел (Василий Великий. О посте 1.)

Только тот, кто сумел обуздать свое тело, собственную страстную плоть, сможет положить хорошее начало борьбе и с более тонкими духовными и душевными греховными состояниями. Отсюда следует, что борьба со своим желудком и плотскими страстями является началом борьбы человека со своими другими, более опасными духовными пороками. Чревоугодие, как и другие телесные страсти, являются лишь средством, а целью бесов является подчинение через них человеческой души.

Ни одна духовная брань не может не начинаться с поста и самоограничения. И наоборот: ослабление в пище приводят к развитию других страстий в душе человека. Например, в классической схеме зависимости одних страстей от других, сластолюбие (любовь к наслаждениям) порождает чревоугодие, а оно, в свою очередь, порождает блудные помыслы и нечистые поступки. Таким образом, для того, чтобы человеку преодолеть блуд, прежде надо преодолеть чревоугодие. Отсюда, можем сделать вывод о важности для всякого человека, а не только для монаха, умение управлять своими желаниями, поступками и мечтами. В том числе, и в сфере собственных гастрономических предпочтений.

Свидетельство Священного Писания и Священного Предания

"Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно," (Лк.21: 34)

"Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище” (Притч.23: 20-21).

"Нашел ты мед, - ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его" (Притч.25: 16).

"Хранящий закон--сын разумный, а знающийся с расточителями (обжорами) срамит отца своего" (Притч.28 7).

"Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец-погибель, их бог-чрево, и слава их--в сраме, они мыслят о земном"(Фил.3: 18-21).

"Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. Из них же самих один стихотворец сказал: `Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые" (Тит.1: 10-11).

"Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным” (1 Кор.9: 27).

"Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла" (1Тим.5: 5-6).

"Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти " (Рим. 13: 12-13).

"Естественно человеку чувствовать голод. Все же надлежит принимать пищу необходимую для поддержания жизни, а не по страстям и не для пресыщения. Естественен для человека и сон, но не до сытости, изнеженности тела, чтобы мы могли смирять страсти и порочные желания тела ". (Высказывания безымянных старцев)

"Совершенная цель сдерживания заключается в том, чтобы достичь не только обуздания тела, но стать более благоприятным для служения душевным потребностям" (Святитель Григорий Нисский).

"... Обжорство является обманом живота, потому что оно и будучи насыщенным взывает:«Мало!», Будучи наполненным и расширяясь от избыточности, взывает: «Хочу!» (Лествица).

"Впереди всех добродетелей стоит повиновение, а впереди всех страстей - обжорство" (Авва Исаия Отшельник).

"Обжорство - это нарушение второй заповеди:« Не сотвори себе кумира... не поклоняйся им и не служи им. Оно действительно является идолопоклонством "(Антоний Великий).

"Обжорство истребляет в человеке все хорошее" (Преподобный Нил Синайский).

Что способствует чревоугодию?

Очень часто люди служат этому пороку, придумывая для себя разнообразные оправдания. Святые Отцы Церкви, как тонкие психологи и знатоки человеческих душ, научились видеть эти случаи и предупреждают нас о них.

Первый и наиболее распространенный способ быть захваченным в плен этой опасной страсти - приписывать послабления в еде заботой о собственном здоровье и малодушным страхом о возможных болезнях, связанных с воздержанием. На самом деле, очень редко можно говорится о столь категорическом воздержание от пищи, чтобы оно могло нести угрозу нашей жизни и здоровью. Православная Церковь проповедует "царский путь" - золотую середину, от которой бывает только польза. Ее цель не уморить нас голодом, а научить контролировать все, что мы делаем. В том числе, научить правильно беспокоиться о собственном теле - храме Святого Духа. (1-е Коринфянам 3:16-17)

"Пост всегда полезен для тех, кто его приветствует. Ибо тех, которые постят не осмелятся атаковать злые духи. Наоборот. Скорые стражники нашей жизни - ангелы помогают тем, которые постом очищают свои душу (и тело). (Св. Василий Великий, О посте 2).

Отцы даже вспоминают о такой причине падения, как нерадивые, равнодушные к своему служению священники, часто безрассудно благословляющие другим послабление в посте. Такое благословение, на первый взгляд, действительно может выглядеть как доброе дело, дело любви, но для души человека оно может принести погибель, потому что не только служит удовлетворению плоти. Оно также учат людей мысли о якобы необязательность поста для спасения человека, и вообще, рождают сомнения о незыблемости церковных требований, правил и канонов. ("Лествица" 14: 11-12)

Иной способ чревоугодия - мнимое гостеприимство, желание самому посещать друзей или принимать гостей ради хорошей трапезы и вина. Это очень тонкая страсть, которую заметить в себе сможет далеко не каждый. Особенно подобная опасность возрастает, когда наступают великие христианские или народные праздники. Кажется, что в такие дни чревоугодие получает для себя все оправдания. Однако, бесспорно, обжорство и употребления алкогольных напитков, а также лень и блуд ни в праздничные дни, ни в какие другие, для христиан недопустимы. "Подстрекаемый ненасытностью живота, считает, что возможность сделать гостю удовольствие есть и для него разрешением на все" (Там же 14: 8)

Иногда, пишут святые подвижники, страсть тщеславия желает побороться с пристрастием чревоугодия. Это когда некоторые соблюдают пост, чтобы самому себе и другим доказать - "Во какой я крутой, сильный духом, имею большое терпение и т.д." Желание показать себя лучшим борется за человека, как за купленного раба. Что лучше: соблюсти строгий пост или же дать себе послабление? Преодолеть гордыню или вкусить пищу? Святой Диодох советует все-таки употреблять пищу, потому что скорбное сердце принесет больше пользы душе, напоминая христианину о его несовершенстве, чем гордыня по поводу собственного поста. (Там же 14: 9)

Следует также сказать о психологических причинах страсти чревоугодия. Наслаждение, которое получает человек употребляя высококалорийную пищу, может стать сильным наркотиком, способным вызвать у человека зависимость. Во время еды у человека вырабатываются гормоны удовольствия, которые на некоторое время способны улучшить настроение и общее психологическое состояние. Таким образом, пища, чаще всего в сочетании с алкоголем и табакокурением, становится достаточно простым способом ослабить боль стресса или депрессивного состояния. Многие пытаются "заедать" свои проблемы: нереализованность в жизни, заниженную самооценку, неудачную семейную жизнь, тревогу, отрицательные эмоции. А поскольку при этом сами проблемы не решаются, уже совсем скоро человеку потребуется очередная порция удовольствия. Так человек попадает в замкнутый круг страсти чревоугодия. В желании найти счастье и избавиться страдания и рабских пут, люди получают еще одни кандалы. Помочь в этом может только опытный специалист - священник и психолог, психотерапевт. Конечно, сейчас мы говорим только о духовных и душевных причины чревоугодия, оставляя в стороне физиологические причины: различные заболевания ЖКТ, щитовидной железы, нарушение процессов обмена или инвазии.


Практические шаги в борьбе со страстью

Как мы уже неоднократно упоминали, наиболее эффективным способом преодоления любой страсти является развитие в себе черт и добродетелей противоположных этой страсти. Так, чревоугодие преодолевается воздержанием и постом. Хотя этот порок и считается первым среди других плотских страстей, это вовсе не означает, что искоренить его легче всего. Наоборот. Поскольку именно чревоугодие является фундаментом других человеческих страстей и грехов, существует целый ряд причин, которые прямо или косвенно влияют на развитие в человеке этой страсти и всячески способствуют ей. Поскольку страсти глубоко укоренились в природу человека, для того, чтобы их преодолеть, нужно прилагать усилия на всех уровнях: душевном, духовном и телесном.

В духовной сфере. Прежде всего, нужно осознание и честное признание человеком наличие в себе этой страсти. Бесценными помощниками в ее преодолении могут стать Таинства Покаяния и Причащения, а также активная молитвенная и духовная жизнь. Смотря на искренность человека, Господь обязательно поможет ему быстрее получить духовное и физическое исцеление.

В душевной (психологической) сфере. Существует целый ряд действенных практик, которые позволяют человеку более осознанно подойти к решению психологических проблем, связанных с обжорством и другими гастрономическими злоупотреблениями. Конечно, наибольшего результата здесь можно достичь консультируясь у специалиста - психолога или психотерапевта. И уже вместе можно попробовать существующие методики. В частности, ведение пищевого дневника, установление личных причин чревоугодия, работа с мотивацией, постановка целей, преодоление ситуаций, которые провоцируют неумеренное употребление пищи.

В телесной сфере. Прежде всего, необходимо консультация медиков, чтобы убедиться в том, что пищевое злоупотребления еще не привели к необратимым изменениям, опасным для жизни. Одновременно с этим, нужно вместе со специалистом-диетологом выработать индивидувальних режим питания и строго его придерживаться. И, конечно, увеличить физическую активность. Профессиональный тренер может помочь составить индивидуальный, наиболее оптимальный и эффективный график физических нагрузок.

Главное средство для борьбы с пристрастием к обжорству - это пост и воздержание. Хорошо выходить из стола немного голодным. Наслаждение, которое естественно сопровождает прием вкусной пищи, теряет характер чувственности и одухотворяется, если едят с молитвой и чувствами благодарности Богу.

Вывод

И в завершение, повторю самое главное. По свидетельству большинства Святых Отцов - древних подвижников и аскетов - подчинение души плотским страстям является прямым свидетельством того, что душа человека отдалилась от Бога. Сами по себе аппетит и желание есть не могут иметь негативной окраски. Их могут иметь разве что душевные состояния сладострастия (неудержимого желания наслаждений). Именно поэтому страсть чревоугодию рассматривается нами не как исключительно телесный порок, но как психическое и духовное состояние падения человека. Тщательное соблюдение постов, установленных Церковью способствует смирению плоти, от чего ослабляется сластолюбие и все остальные наши страсти. Почему человек грешит? Через эгоизм, самолюбие, желание наслаждения плоти. Все это искореняется любовью к Богу, страхом Божиим, скорбью за совершенными грехами, отсечением страстей, и, несомненно, самоограничением и самоконтролем. Помоги нам в этом Господь!

Протоиерей Евгений Заплетнюк,

кандидат богословия,

г.Тернополь.

Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра DISQUS комментариев



Загрузка...