emou.ru

Вшэ магистратура заочное отделение. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Как реализованы льготные программы для поступления? Какие льготы даёт переход в магистратуру после бакалавриата

В рубрике «7 вопросов» мы обсуждаем важные феномены, тренды и волнующие многих вопросы с экспертом в этой области. На вопросы о магистратуре ответил проректор НИУ ВШЭ Сергей Юрьевич Рощин

1. Какие перспективы представляются после окончания магистратуры и почему недостаточно бакалавриата по этой же тематике?

Никто не говорит, что бакалавриата недостаточно. Не существует абсолютных ответов на этот вопрос, они всегда относительно зависят от того, как человек планирует свою дальнейшую, в первую очередь, профессиональную трудовую траекторию. Очевидно, что бакалавриат в условиях многоуровневого образования, которое в настоящий момент реализуется в Российской Федерации – это та ступень образования, которая даёт сравнительно общие компетенции в рамках той или иной предметной области. Причем подчёркиваю, предметной, а не профессиональной, потому что когда мы говорим о бакалавриате, мы говорим об образовании, относящемся к широкой предметной области.

Если мы говорим о дальнейшей профессиональной деятельности, то она, как правило, всегда у же, чем предметная область, по которой формируется то или иное образование. И с этой точки зрения можно остаться на уровне бакалавриата, но, как правило, бакалавриат будет связан в большей степени с теми компетенциями, умениями, навыками, знаниями, которые формируют достаточно простые исполнительские позиции при дальнейшей трудовой карьере. У каждого человека свой выбор, поэтому никто не говорит, что это необходимо.

Если есть желание быть нацеленным на продвижение своей профессиональной, трудовой деятельности, то магистратура в этом отношении выглядит предпочтительнее

Магистратура может углублять бакалаврский уровень образования, поскольку он достаточно общий, может углублять знания с точки зрения инструментов, профессиональной деятельности, аналитической деятельности и так далее. Она может расширять его, потому что бакалавриат опять-таки общий, а магистратура реализуется по определённой предметной области, нишевой и секторальной, уже связанной с конкретной профессиональной деятельностью на базе того же самого бакалавриата с точки зрения предметного пространства. Кроме того, магистратура может предоставлять ещё и третью возможность. Это возможность переключения, когда бакалавриат делается по одному направлению, а магистратура по другому. С этой точки зрения она выступает как возможность сформировать комплиментарные компетенции, умения, знания и навыки по отношению к некоторым базовым, которые были получены.

Магистратура даёт углублённые дополнительные или расширенные знания, что должно увеличить человеческий капитал и повысить капитализацию выпускника на рынке труда, а также позволяет занимать более высокие позиции или делать соответствующую карьеру. Это подтверждается и на практике. Действительно, мы видим, что, как выражаются экономисты, специалисты по образованию, магистерский уровень образования даёт определённую зарплатную премию по отношению к тем, кто оканчивает бакалавриат.

2. Как реализованы льготные программы для поступления? Какие льготы даёт переход в магистратуру после бакалавриата?

Таких льгот нет. Все должны пройти вступительное испытание при поступлении в магистратуру и выдержать конкурс для зачисления на магистерские программы. Вступительные процедуры могут быть устроены разным образом. Это может быть вступительное испытание, или же поступление через участие в олимпиаде, проводящейся для студентов-выпускников, и победителям которой предоставляется возможность зачисления. Олимпиаду тоже можно считать определённым конкурсным испытанием.

Существует технология вступительных испытаний, которую активно развивает Высшая школа экономики, а именно – предоставление так называемого портфолио. Таким образом, надо накопить определённые результаты, которые делают ваше портфолио при поступлении более выигрышным. В таком случае вступительное испытание – это конкурс портфолио. Но от этого никто не освобождается.

3. Насколько высока интенсивность занятий? Есть ли возможность совмещения с работой?

Откуда такой императив, что обязательно надо совмещать учёбу с работой? В этом отношении выбор всегда индивидуальный с точки зрения способностей, возможностей, сил человека на то, чтобы успешно учиться и одновременно приобретать какой-то профессиональный опыт. Модель магистерской программы Высшей школы экономики выстроилась уже сравнительно давно. Если мы говорим об аудиторной нагрузке, то она находится, как правило, в пределах шестнадцати аудиторных часов в неделю. Но это не означает, что мы сводим трудоёмкость освоения образовательной программы исключительно к тому, когда студент должен присутствовать в аудитории.

Магистратура предполагает гораздо большую включённость в освоение той или иной деятельности

С этой точки зрения много времени посвящается подготовке магистерской диссертации — исследовательской, аналитической или профессиональной. В таком случае магистерская программа требует достаточно существенных трудозатрат. К этому надо относиться соответственно.

К тому же, в магистратуре есть такой формат занятий как научно-исследовательский семинар, который является частью любой магистерской программы, или, если речь идёт о программах, имеющих профессиональную направленность, проектный семинар. С аудиторной точки зрения он занимает не так много времени, не более четырёх часов в неделю. Но, безусловно, он предполагает определённую подготовку, выполнение тех или иных проектов, исследовательской деятельности, и так далее. Можно ли при такой нагрузке совмещать учёбу с работой? Да, можно, очень многие совмещают, это правда. Но в любом случае это всегда индивидуальный выбор, индивидуальное решение, индивидуальные возможности.

4. Есть ли практика и на всех ли программах она реализуется?

Конечно, у магистров есть так называемая преддипломная практика. Но многие магистры, как правило, уже встроены в различные проекты по профессиональной деятельности внутри университета, или же за пределами университета, как мы уже говорили, многие нередко совмещают учёбу с работой, нередко уже в той или иной профессиональной сфере. Это тоже, безусловно, работает на освоение ими профессиональных компетенций и дополняет то, что они получают в виде образовательной программы. Программ очень много, поэтому очень много разного опыта того, как это выстраивается. В Высшей школе экономике в настоящий момент порядка 130 программ, поэтому здесь очень-очень разные практики того, как выстраиваются практики.

5. Котируется ли диплом магистра за рубежом?

Этот вопрос не имеет общего варианта ответа. Диплом об образовании сообщает работодателю о том, что соискатель владеет определёнными компетенциями, знаниями, умениями, которые так или иначе могут способствовать той или иной профессиональной деятельности.

Но прежде всего любая профессиональная деятельность всегда у же, чем любая образовательная программа. Редко бывает, что образовательная программа абсолютно точно соответствует узкой профессиональной деятельности. Поэтому на рынке труда в рамках тех или иных профессиональных сообществ, пространств, существуют различные процедуры сертификации, подтверждения тех или иных компетенций, и никакой диплом не освобождает от того, чтобы их предъявить. В этом как раз заключается всё то, что называется профессиональными стандартами. Это первое. В этом отношении слово «котируется», если можно так выразиться, ни о чём.

Существует ли жизнь с дипломом высшей школы экономики за рубежом? Да, существует

По-разному для разных программ. Многие продолжают дальнейшую академическую карьеру, поступают на PhD-программы. Работают ли люди с магистерскими дипломами по миру? Да, работают, активно, в разных сферах. Означает ли это, что во всём мире, когда открывают диплом с надписью «магистратура Высшей школы экономики», сразу говорят: «Вау»? Конечно же, нет. Потому что не об этом речь, и так и не должно быть.

6. Есть ли магистерские программы, проводящиеся совместно с иностранными вузами и предполагающие обучение за границей?

В Высшей школе экономики очень много разных программ. У нас больше двадцати мастерских нерусскоязычных программ в очень разных сферах образования и на разных направлениях. Они полностью англоязычные. Они разные, некоторые из них выстроены в партнёрстве с другими университетами, некоторые без всяких партнёрств. На некоторые поступают в основном российские граждане, на некоторые поступают со всего мира. Если мы берём различные русскоязычные магистерские программы, то многие из них включены также в широкую сеть партнерств, когда есть возможность получить два диплома, провести часть времени обучения, от полугода до года, в другом университете. Здесь учитывается много разных вариантов с точностью до программы и направления.

7. Возможны ли какие-либо рекомендации по подготовке к поступлению для студентов в этом году?

Первое – постараться пораньше понять, чего вам хочется, попробовать себя в разных сферах, чтобы разобраться. Помните, как в «Винни Пухе», когда Тигра пытался понять, что он любит, пробовал чертополох, мёд, до тех пор, пока не попробовал рыбий жир и не понял, что это то, что нужно. Он ещё не знал себя. А узнать себя важнее всего. Потому что магистратура действительно предоставляет много возможностей с точки зрения переключения образовательного направления, формирования комплиментарных компетенций. Когда человек поступает в 17 лет в бакалавриат, как бы ответственно он к этому не относился, сколько бы ни узнавал,сколько бы ему ни рассказывали его друзья, родители и все другие про какую-то свою деятельность, он ещё недостаточно хорошо знает, что он сам из себя представляет, что нравится Тигре. Может быть так, что сначала человеку нравится писать, или считать, как это было в конце школы. А потом выясняется, что это ещё не всё, и существует масса других уточняющих особенностей. Поэтому задача – понять, что же нужно для тебя, нужно определиться и уже в связи с этим строить свои планы. Если строить свои планы, то надо накапливать умения, компетенции, которые будут полезны на соответствующей магистерской программе. Потому что задача же не только поступить. Задача – успешно обучиться и потом уйти в какую-то профессиональную деятельность. И с этой точки зрения последовательное, содержательное накопление компетенций – это всегда самое важное.

Ведь для человека обучение – это очень увлекательный процесс. Конечно, ему помогают окружающие, преподаватели и другие, но во многом он ещё и сам себе скульптор. Он из себя такого, непонятно какого пока, вырезает своего рода «Давида» Микеланджело, соответствующего определённому профилю человеческого капитала, складывающегося из компетенций, умений и всего остального. Вот, чем лучше с собой обращаться с самого начала, тем более осознанно потом складывается с магистратурой. Потому что магистратура – это очень осознанная инвестиция человеческого времени. В бакалавриате можно, в большей степени, катиться по рельсам. После школы… общее образование, ещё общее развитие, общая социализация. Магистратура – это тот период жизни, когда общие издержки получения образования достаточно высоки. Ну, действительно, 23-25 лет. Можно ведь уже работать и зарабатывать, а тут ещё для чего-то учатся, и важно понять, для чего же. Это и есть главная моя рекомендация – понять для чего. Для себя конкретно. И в соответствии с этим выбирать и двигаться вперёд.

Специалисты в этой области разрабатывают технологии для решения не только сугубо математических и информационных задач, но и для управления сложными техническими объектами.

Мегафакультет готовит кадры для самых быстрорастущих технологических отраслей. Здесь учат собирать сложные технические системы: сделать из обычной квартиры «умный дом», собрать бытового робота или спроектировать промышленный роботизированный манипулятор, запрограммировать интеллектуальную самонастраивающуюся систему управления или даже построить станции дифференциальной коррекции для спутниковой навигации. Выпускники Университета ИТМО работают в высокотехнологичных компаниях, ведущих бизнес по разработке IT-систем, технологий «интернета вещей», производству роботов и оборудования.

мегафакультет трансляционных информационных технологий

Область IT, бесспорно, является одной из самых приоритетных для развития науки и технологий XXI века, который часто называют веком информации. Благодаря российским специалистам в сфере информационных технологий, Россия наряду с Китаем и США стала одной из трех ключевых стран, в которых сосредоточены интернет-индустрия и разработка программного обеспечения. Несмотря на экономический кризис, IT-рынок ежегодно увеличивается на 15-20%.

Высокие компетенции в области IT - своеобразная «визитная карточка» Университета ИТМО, студенты которого занимают первые места на сложнейших российских и мировых олимпиадах по программированию. Чемпионство в самой престижной из таких олимпиад, ACM ICPC, уже семь раз принадлежало Университету ИТМО, а выпускники вуза работают в лучших IT-компаниях и основывают собственные.

мегафакультет фотоники

Этот мегафкультет предназначен для тех, кто хочет быть не просто на переднем крае науки, а на шаг впереди него. Сегодня 10% всей мировой электроэнергии тратится на работу и поддержание инфраструктуры интернета - объем электричества, которое потребляют серверы и дата-центры, увеличивается вдвое каждые 4 года, а количество передаваемой информации за последние 10 лет увеличилось в 50 раз. Эти цифры будут неуклонно расти, потому что с увеличением возможностей растут и потребности, но прежние технологии, основанные на электричестве, вряд ли смогут полноценно удовлетворить запросы XXI века. Исправить ситуацию помогут фотоника и оптоинформатика - передовые отрасли науки и технологии, связанные с использованием и обработкой светового излучения и оптических сигналов.

мегафакультет биотехнологий и низкотемпературных систем

В рамках мегафакультета проводятся обучение и по другим важным отраслям, таким как холодильная и криогенная техника, создание и обслуживание климатотехники, кондиционирование воздуха, охрана экологии и окружающей среды. К примеру, «холод» олимпийского Сочи создан выпускниками и студентами Университета ИТМО. Высокий уровень их компетенций востребован в ведущих компаниях России и мира, среди которых Daikin, Bitzer, The Linde Group, Danone, Coca-Cola, «Балтика» и многие другие.

НИУ ВШЭ - является одним из крупнейших научно-исследовательских центров России. Вуз основан в 1992 году.

За последние два десятилетия Высшая школа экономики превратилась в огромный университет с широким спектром направлений подготовки. Здесь собраны сильнейшие исследовательские коллективы по самым разным отраслям науки - от экономики до нейролингвистики, от математики до дизайна, от востоковедения до демографии.

НИУ ВШЭ входит в группу «51-100» по направлению development studies (исследования социального развития) рейтинга QS. В этой категории рейтинга Высшая школа экономики является единственным российским университетом. Также НИУ ВШЭ является единственным российским вузом, который попал в рейтинг по таким предметным группам, как «экономика и эконометрика» и «социология» (группа 151-200).

Сейчас в Высшей школе экономики учится более 27 000 студентов, в том числе студенты магистратуры и аспиранты. Университет имеет три региональных кампуса: в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми.

В НИУ ВШЭ функционируют 26 международные лаборатории, созданные с привлечением ведущих мировых учёных, таких как обладатель Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин и обладатель Филдсовской премии Андрей Окуньков. Университет постоянно участвует в программах обмена с университетами-партнерами в Австрии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Канаде, Китае, США, Южной Корее, Франции, Японии и других странах. Каждый факультет НИУ ВШЭ предлагает студентам возможность пройти стажировку и участвовать в программах обмена с вузами-партнерами.

В Высшей школе экономики - самые комфортабельные общежития в России. Сейчас в них живет более 7 тысяч человек со всех концов света - от Владивостока до Калининграда и от Парижа до Токио.

Диплом Высшей школы экономики - это гарантия востребованности выпускника на рынке труда и успешного карьерного роста в ведущих российских и зарубежных компаниях. География занятости выпускников НИУ ВШЭ - 30 стран (от США и Германии до ОАЭ и Новой Зеландии) и более 11 городов России.

Программы (Links on programs):

  • Математика / Mathematics http://www.hse.ru/ma/math/
  • Системная и программная инженерия / System and Software Engineering http://www.hse.ru/ma/se/
  • Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию / Cognitive sciences and technologies: from neuron to cognition http://www.hse.ru/ma/cogito/
  • Прикладная социальная психология / Applied Social psychology http://www.hse.ru/ma/socpsy/
  • Финансовая экономика / Financial Economics http://www.hse.ru/ma/financial/
  • Международный бизнес / International Business http://www.hse.ru/ma/inbusiness/
  • Управление в сфере науки, технологий и инноваций / Governance of Science, Technology and Innovations http://www.hse.ru/ma/sti/
  • Население и развитие / Population and development http://www.hse.ru/ma/pd/
  • Системы больших данных / Big Data Systems http://www.hse.ru/ma/bigdata/
  • Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research http://www.hse.ru/ma/csr/
  • Международное экономическое право / International Economic Law http://www.hse.ru/ma/econlaw/
  • Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии / Socioeconomic and Political Development of Modern Asia http://www.hse.ru/ma/asia/
  • Политический анализ и публичная политика / Public Policy http://www.hse.ru/ma/politanaliz/
  • Международные отношения в Евразии / International Relations in Eurasia http://www.hse.ru/ma/eurasia/


Загрузка...

Реклама