emou.ru

Сын давида израильского царя известный своей мудростью. Соломо́н, царь Израильский

За те сорок лет, которые Соломон правил народом Израиля, он прославился как мудрый и справедливый монарх. При нем была построена главная святыня иудаизма – Иерусалимский Храм на горе Цион, который не смог построить отец Соломона – царь Давид.

А был ли Соломон?

Упоминание о Соломоне в Библии подтверждает факт его существования как реального человека, правившего страной. Некоторые летописцы также описывали его как реальную историческую фигуру.

Встреча Соломона с Богом

Народные предания говорят о мудрости и богатстве Царя царей. Существует легенда, гласящая о том, что однажды во сне к Соломону явился Бог и спросил его, чего же он хочет в жизни. В ответ царь попросил у Всевышнего мудрости, чтобы справедливо править своим народом. Бог ответил, что даст ему мудрость и долголетие, если правитель будет жить по законам Божьим.

Мудрость царя Соломона

Как видно, Бог сдержал свое обещание и подарил царю мудрость. Так, при решении споров между людьми Соломону достаточно было одного взгляда, чтобы понять, кто прав, а кто виноват. Будучи мудрым , царь не был надменным. Если требовалось решить какую-то задачу, которая была ему не по силам, Соломон обращался за помощью к ученым старцам. Не вмешиваясь, царь ждал до тех пор, пока они не выносили свое решение.

Политика государства под управлением Соломона

Царство Соломона занимало довольно обширную территорию, объединившую Израиль и Иудею. Будучи искусным дипломатом, мудрый царь наладил добрососедские отношения с соседними государствами. Женившись на дочери фараона, он покончил вражду с Египтом и получил от нового родственника ранее завоеванные им территории. Из знатных родов Финикии Соломон взял в свой гарем много наложниц, чем сблизился с финикийским царем Хирамом, северным соседом Израиля.

В Израильском государстве процветала торговля с Южной Аравией, Эфиопией и Восточной Африкой. У себя на родине царь Соломон способствовал активному распространению закона Божьего, занимался строительством школ и синагог.

Кольцо мудрости

Легенда о Соломона звучит по-разному. Однажды, пребывая в печали, царь обратился за помощью к мудрецу. «Вокруг много всего того, что отвлекает и не дает сосредоточиться на более важных делах» - таковы были его слова. На что мудрец достал кольцо и протянул его царю. На наружной части подарка была выгравирована надпись: «Все пройдет». Соломон успокоился и снова стал править государством.

Спустя какое-то время мудрый царь опять затосковал, надпись его уже не успокаивала. Тогда он снял кольцо, решив от него избавиться, и в этот момент разглядел на его внутренней части вторую фразу - «И это тоже пройдет». Успокоившись, Соломон снова надел кольцо и больше с ним не расставался.

Магия и царь Соломон

Легенда гласит, что царь носил магический , позволяющий управлять стихиями природы, а также на равных общаться с ангелами и демонами. Известен также трактат «Ключи Соломона», содержащий сведения по демонологии и тайным наукам. В легенде говорится о том, что сам подарил эту книгу царю, и тот хранил ее под своим троном.

По преданиям, книга «Ключи Соломона» являлась средством, позволяющим открывать дверь, ведущую к таинствам мудрости мира. Самый старый ее экземпляр сейчас хранится в британском музее. В книге, написанной каббалистическими символами, раскрывается искусство вызывания демонов.

Но израильский царь общался не только с темными силами. Легенды рассказывают, что при строительстве храма Соломон попросил , и они помогали поднимать огромные камни безо всякого усилия. Царь также свободно, с помощью своего магического перстня, общался с птицами и зверями.

После смерти Соломона Израиль разделился на два царства: Израиль на севере и Иудейское царство на юге. Людям же остались многочисленные легенды о жизни мудрейшего из царей и знаменитая «Песнь песней» Соломона, включенная в ветхозаветный канон и нашедшая свое отражение в мировой художественной литературе, изобразительном искусстве и музыке.

Настоящее имя царя Соломона (Шломо) - Йедидия (Возлюбленный Богом). Прозвище Соломон - Мирный - он получил за то, что, в отличие от своего отца, царя Давида, практически не воевал.

В Священном Писании говорится, что Соломон родился в столице Израильского царства - Иерусалиме.

У царя Давида было много жен. Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3). Впрочем, многожёнство сыграло с Соломоном злую шутку. Супруги Соломона были идолопоклонницами, и, потакая им, царь построил для них многочисленные языческие святилища, которые и сам регулярно посещал. За это ему было предсказано, что после смерти его царство распадётся.

Прослышав о мудрости и сказочном богатстве царя Соломона, его посетила легендарная царица Савская, чтобы испытать его мудрость и удостовериться в его богатстве (по другим данным Соломон сам приказал ей явится к нему, прослышав о чудесной и богатой стране Саба). Царица привезла с собой многочисленные дары.

Государство Саба действительно существовало на Аравийском полуострове (о нем имеются упоминания в ассирийских рукописях 8 века до н.э.).

Самой выгодной его женитьбой стал брак с дочерью фараона, правителя могущественного Египта. Считается, что Соломон покончил с полутысячелетней враждой евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона (Третья Книга Царств, 9:16).

Традиционно считается, что Соломон был автором трёх библейских книг . В молодости он написал любовную поэму - «Песнь Песней» (Шир а-Ширим), в зрелости - нравоучительный сборник «Притчи» (Мишлей), а в старости - грустную книгу «Экклезиаст» (Коэлет), начинающуюся словами: «Суета сует - всё суета».

В православной и католической церкви считается автором второканонической Книги Премудрости Соломона.

В решающий момент в борьбе за власть Соломона поддержали первосвященник Садок, пророк Нафан, а главное - командир столичной гвардии Ванея. По разным хронология м, даты правления относятся к началу Х века до н. э., 972-932 до н. э., 960-е – ок. 930 до н. э., 967-928 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 874-796 до н. э.

Царство Израиля при Соломоне

Соломон был самым мудрым и самым богатым царем своего времени . В Библии описано как Бог явился ему во сне, в момент когда Соломон начал только царствовать, и сказал: "проси чего хочешь." Соломон попросил себе мудрости для управления народом, и Господь сказал: "за то, что ты не попросил себе богатства и славы, а попросил себе мудрости и разума, то дается тебе мудрость и богатства, которого не было ни у одного царя".

Дарованная свыше «премудрость, художница всего» , позволила Соломону «познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней»

Сын Соломона Ровоам не унаследовал отцовской мудрости. Он не нашёл общего языка с подданными. В результате 10 из 12 колен отделились от Иерусалима и создали отдельное Израильское царство.

Сегодня единственное сохранившееся сокровище из всего богатства Соломона - это гранат Соломона размером 43 мм, который царь Соломон подарил первосвященнику Первого храма в день открытия святилища.

Царь Соломон был мирным правителем и за время его правления (он правил 40 лет) не было ни одной большой войны.

Соломон старался также развить в Израиле ремесла и морскую торговлю, привозя для этой цели специалистов из Финикии.

В царстве Соломона имелось столько богатств , что серебро обесценилось и стало равноценно простому камню. В Третьей книге царств сказано по этому поводу (глава 10, стих 27): "И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, растущими на низких местах".

О расцвете земледелия в Израиле свидетельствует тот факт, что Соломон поставлял Хираму ежегодно двадцать тысяч мер пшеницы и двадцать тысяч мер растительного масла. Разумеется, земледельцы подвергались жестокой эксплуатации, но все равно такие колоссальные поставки сельскохозяйственных продуктов возможны только в условиях процветания.

Археологические находки познакомили нас со многими сторонами быта того времени. В частности, они свидетельствуют о довольно высоком жизненном уровне. Бесчисленные дорогие чаши для косметики, сделанные из алебастра и слоновой кости, разной формы пузырьки, пинцеты, зеркала и шпильки для волос доказывают, что израильские женщины той эпохи заботились о своей внешности.

Они употребляли духи, румяна, кремы, мирру, хну, бальзамовое масло, порошок из кипарисовой коры, красную краску для ногтей и голубую для век. Большинство этих снадобий ввозилось из-за границы, а такой импорт характерен для богатой страны.

Соломон написал три тысячи притч, из них только 513 вошло в книгу Притчей Соломоновых. (Третья Царств 4:32), Темы и основное содержание Книги Притч.

В книге Притч есть целый ряд важных тем, которые можно поделить на три части:

Отношение человека к Богу;
Отношение человека к самому себе;
Его отношение к окружающим.

Самое главное, что сделал царь Соломон за свою жизнь – это построил Иерусалимский храм.

Из Ливана поставлялись строительные материалы: песчаник, кипарисы, кедры. Камни обтесывались каменотесами как Хирама, так и Соломона. Медь, необходимая для утвари и храмовых колонн, добывалась в медных копях Идумеи, на юге Израильского нагорья. В строительстве было задействовано почти 200 тысяч рабочих.

Грандиозные строительства и быстрое экономическое развитие требовали рабочей силы "и обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек." Соломон разделил страну на 12 налоговых округов, обязав их содержать царский двор и армию.

Колено Иуды, из которого происходили Соломон и Давид, было освобождено от налогов, что вызывало недовольство у представителей остальных израилевых колен. Расточительность и тяга Соломона к роскоши, привели к тому, что он не смог расплатиться с царем Хирамом, с которым заключил договор при строительстве Храма, и вынужден был отдать ему несколько своих городов в счет долга.

У священников тоже были причины для недовольства. У царя Соломона было множество жен разных рас и религий, они привезли с собой и свои божества.

Соломон построил для них капища, где они могли поклоняться своим богам, а в конце жизни и сам стал участвовать в языческих культах.

После смерти царя Соломона его царство распалось на два слабых государства, Израильское и Иудейское , ведущих постоянные междоусобные войны.

Смерть царя Соломона наступила в 928 году до н. э на четвертом десятке его правления. Приближенные, не поверив кончине старца, не хоронили усопшего до тех пор, пока черви не начали поедать его посох.

Подборка фактов: сайт

Притчи Соломона


Сложно найти хотя бы одного правителя или просто значимого исторического деятеля, чья жизнь была бы окутана таким количеством легенд и тайн, как жизнь царя Соломона. Его имя стало в веках синонимом мудрости, а период его правления – “Золотым веком”, временем расцвета Израильского царства.

Соломон родился в 1011 г. до н.э. в Иерусалиме. Его родителями были могущественный царь Израиля Давид и красавица Вирсавия. Единственный источник, в котором можно найти подтверждение реального существования легендарного правителя объединенного Израильского царства, – это Тора. Поэтому с научной точки зрения и по сей день сложно точно сказать, является ли Соломон исторической личностью.

Вот что рассказывает Священное Писание об истории появления на свет будущего царя Соломона: «Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею» . С целью избавиться от мужа красавицы, царь Давид приказал отправить его в военный поход и, чтоб уж наверняка воин не вернулся домой, дал инструкцию: «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» . Когда Урия погиб, царь смог жениться на Вирсавии, и в положенный срок у них родился сын.

Как известно, рано или поздно все тайное становится явным, и вероломный поступок царя – не исключение. В Иерусалиме разразился скандал. Пророк Натан открыто проклял дом Давида, обрекая его на братоубийственные раздоры. Кроме того, он предсказал, что рожденный Вирсавией младенец умрет. Так и случилось. Давид после этого покаялся перед Господом, и Натан объявил, что он прощен. Вскоре прекрасная Вирсавия родила второго сына, которого нарекли Соломон (Шломо), то есть «миротворец». Второе имя дал ему при рождении пророк Натан: Иедидиа – «любимец Бога».

К тому времени, как родился Соломон, у сорокалетнего царя Давида от разных жен было уже два десятка отпрысков. Естественно, они без восторга восприняли новость о появлении еще одного наследника, да и друг к другу относились далеко не по-братски.

Два старших сына Давида, Амнон и Авессалом, погибли в братоубийственных междоусобных конфликтах. Следующим по старшинству остался Адония. Формальности требовали, чтобы именно он взошел на израильский трон после Давида, однако великий правитель уже обещал Вирсавии, что сделает Соломона своим преемником. Огорченный несправедливостью отца, Адония нашел поддержку в лице военачальника Йоава и первосвященника Эвьятара, которые также считали, что Адония имеет большее право на трон, нежели Соломон. Адония, будучи уже уверенным в собственной победе, устроил роскошный пир в честь своей коронации. Однако Вирсавия проникла в покои царя и напомнила тому данное ей обещание: «Не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: «Сын твой Соломон будет царем после меня»? Почему же воцарился Адония?» И Давид назначил своим преемником 18-летнего Соломона. Узнав о своей неудаче и о провале своих интриг, Адония побежал, опасаясь расправы, в храм и ухватился за рога жертвенника в виде бычьей головы, – это означало, что он просит защиты у Б-га. Соломон пришел к Адонии и пообещал, что не убьет его, если тот отныне будет вести себя достойно.

Вскоре Давид умер, и Адония опять попытался пробраться к власти. Он решил жениться на Авишаг, прислужнице царя Давида в конце его жизни. Соломон увидел в этом притязания Адонии на трон, так как, по обычаю, право на престол имеет тот, кому достается жена или наложница царя, и приказал убить Адонию.

После этой казни Соломон решил раз и навсегда избавиться от оставшихся «доброжелателей» – приверженца Адонии Йоава и давнего врага Давидовой династии Шими, родственника первого царя Шауля. Соломоном не руководила слепая жажда мести, и в истории нет документов, подтверждающих применение царем смертной казни. По отношению к Йоаву и Шими Соломон лишь исполнил завещание Давида.

Соломон управлял Израильским царством с 967 по 928 год до н.э. Как уже упоминалось, царь был необычайно мудр. Однажды, перед строительством Храма, Б-г явился Соломону во сне и обещал исполнить любое его желание. Соломон просит: "Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло".

"И сказал ему Б-г: за то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, – вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои". (Книга Царств).

Решив объединить свой народ общим делом, одной задачей, царь Соломон построил главную святыню иудаизма – Первый Иерусалимский Храм на горе Сион. В этот Храм был помещен Ковчег Завета (арон а-брит) – величайшую святыню, внутри которой хранились скрижали, полученные Моисеем от самого Господа.

Еще Давид хотел построить для Ковчега достойное вместилище, но не успел. Соломон продолжил начатое отцом дело. Он заключил сделку с царем финикийского Тира Хирамом, в стране которого росли знаменитые на весь Ближний Восток ливанские кедры.
По договору, в обмен на кедровую древесину Соломон обязался каждый год поставлять Хираму большое количество масла, мяса и зерна. В Тир были посланы 30 тысяч человек, которые заготавливали древесину; еще 150 тысяч жителей Израиля добывали в горах камни и переправляли их в Иерусалим. Возводить храм заставили практически всех здоровых мужчин. Стройка длилась 7 лет, и с ней связана знаменитая легенда о главном каменщике, имя которого было по одним источникам Хирам, по другим – Адонирам. Он отказался раскрыть секреты своего ремесла, и за это был убит. Наследники Хирама якобы основали для защиты тайны братство «вольных каменщиков» (масонов), сделав его эмблемами циркуль, угольник и отвес.

Возведенный Храм представлял собой громадное здание, в котором могли поместиться до 50 тысяч молящихся. В центре Храма располагалась «Святая святых» (Давир), где на каменном пьедестале установили Ковчег, охраняемый позолоченными статуями херувимов. Храм был разрушен в 586 году до н.э. вавилонским царем Навуходоносором II, но перед этим ковчег таинственно исчез. Любители тайн ищут его до сих пор.

Многие до сих пор считают Соломона олицетворением мудрости, и даже есть поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б).

Как бы нетипично для тех времен это ни звучало, царь Соломон был мирным правителем и, в отличие от своего отца, практически не вел войн. При этом он сумел расширить территорию Израиля от Нила до Евфрата. Именно при этом правителе Израильское царство стало значительным и довольно влиятельным государством Азии.

Стратегию внешней политики Израильского царства Соломон начал строить с установления и укрепления дружеских отношений с соседями. В начале своего царствования он положил конец закоренелой вековой вражде между египтянами и евреями, взяв в жены дочь египетского фараона и этим укрепив южные границы государства. Скорее всего, именно в целях сближения с соседними народами и укрепления своей власти, Соломон взял себе в жёны моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хиттиек, принадлежавших к знатным родам этих народов.

Царь Соломон был хорошим дипломатом, строителем и торговцем. Он превратил земледельческую страну в сильное, экономически развитое государство, имевшее большое влияние на международной арене. Он отстроил и укрепил Иерусалим и другие города своего царства, впервые ввел в еврейскую армию конницу и колесницы, построил торговый флот, развивал ремесла и всячески поддерживал торговлю с другими странами.

Новый состав правительства царя Соломона состоял из первосвященника, командующего войсками, министра налогообложения, начальника царской администрации и начальника 12-ти наместников, а также нескольких придворных летописцев.

При раскопках в Иерусалиме найдено много чашечек для косметики, зеркал, шпилек для волос, кувшинов для импортных благовоний – это доказывает, что придворные дамы зорко следили за модой. Царь наладил добычу и переплавку меди, а также построил большой флот, который каждые три года плавал в страну Офир, привозя оттуда золото и древесину ценных пород.

Вышедшая в свет в 1885 году книга Генри Райдера Хаггарда "Копи царя Соломона" сподвигла многих искателей приключений отправиться на поиски сокровищ. Хаггард считал, что Соломон владел алмазными и золотыми копями. Большинство археологов уверены, что царь добывал в своих копях медную руду. В 30-х годах прошлого века было высказано предположение, что рудники Соломона находятся в южной Иордании. И только в начале 21 века археологи нашли доказательства того, что, действительно, медные рудники, обнаруженные на территории Иордании в местечке Хирбат-эн-Нахасе, могут являться легендарными копями царя Соломона. Очевидно, Соломон был монополистом на рынке производства меди, что и давало ему возможность получать сверхприбыли. Послы из самых разных стран прибывали в Иерусалим для заключения мира и торговых соглашений с Израилем, и привозили богатые дары.

Одной из примет правления Соломона была необычайная роскошь повсюду: "и сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями" . Особого внимания заслуживает трон царя. Во Втором Таргуме к книге Эстер сказано, что 12 золотых львов и столько же золотых орлов восседали друг напротив друга на ступенях трона царя израильского. На верхушке трона – золотое изображение голубя. Там же располагался золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых были выгравированы имена Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других – имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура. Как сказано в Таргуме, когда царь поднимался на трон, львы при помощи механического приспособления протягивали лапы, чтобы Соломон мог на них опереться. Кроме того, сам трон перемещался по желанию царя. Когда Соломон, восходя на трон, достигал последней ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло.

Понимая важность образования, осознавая влияние воспитания на будущее государства, желая распространить Тору по стране, Соломон строил синагоги и школы. Однако и надменностью царь не отличался: когда необходимо было определить високосный год, он приглашал к себе 7 учёных старцев, «в присутствии которых хранил молчание» (Шмот Рабба, 15, 20).

О мудрости царя ходят легенды. Однажды Соломон обратился к придворному мудрецу с просьбой: "Помоги мне – очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я очень подвержен страстям, и это мне мешает!" На что мудрец ответил: "Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо – на нем высечена фраза: "Это пройдет!" Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит. В этом ты найдешь спасение от страстей!"

Соломон последовал совету мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот – еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: "И это тоже пройдет…" Согласно другой легенде, кольцо с гравировкой – источник мудрости и спокойствия – было сделано для Соломона первоклассным ювелиром, которому грозила смертная казнь в случае неудачно выполненной работы.

Есть еще одна известная история, которая свидетельствует о прозорливости и уме великого царя. Как-то раз к царю на суд явились две женщины, которые не могли поделить между собой младенца – обе утверждали, что ребенок принадлежит именно ей. Соломон, недолго думая, приказал разрубить младенца пополам, чтобы каждой женщине досталось по части. Когда одна из женщин в ужасе закричала: «Отдайте лучше ей, но только не убивайте его!», Соломон принял решение в пользу этой женщины – именно она была матерью ребенка…

Суд царя Соломона

Легенды гласят, что Соломону подчинялись все животные и птицы. Драгоценные камни во дворец Соломона доставляли демоны, ангелы охраняли их. С помощью магического перстня, на котором было выгравировано имя Б-га, Соломон узнавал у ангелов многие тайны о мире.

Узнав о мудрости и сказочном богатстве царя Соломона, его посетила легендарная царица Савская из страны Саба на территории нынешнего Йемена, чтобы испытать его мудрость и удостовериться в его богатстве. Царица привезла с собой многочисленные дары. Государство Саба успешно торговало с соседними странами пряностями и благовониями. Торговые пути пересекали территорию царства Соломона, и прохождение караванов зависело от воли и расположения царя, что послужило истинной причиной визита царицы Савской. Существует мнение, что она была всего лишь "делегатом", "послом" страны и не являлась династической царицей. Но с царем мог говорить только равный ему по статусу, поэтому посланцам "присваивался" временный статус для ведения переговоров. Народные легенды придали романтическую окраску этому визиту. Ослепленный красотой царицы Савской, Соломон воспылал к ней страстью, она ответила ему взаимностью, все вопросы о продвижении караванов были улажены. Возвратившись домой, царица родила мальчика, названного Менеликом. Эфиопы утверждают, что от него происходит их императорская династия. В Эфиопии царицу считают своей землячкой.

Соломон и царица Савская на фреске Пьеро делла Франческа из базилики Сан-Франческо

Во время своего царствования Соломон также допускал и ошибки, которые стали катализатором краха государства после его смерти. Шло время, и доходы царя перестали покрывать расходы. Грандиозные строительства и быстрое экономическое развитие требовали рабочей силы: "и обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек".

Соломон разделил страну на 12 налоговых округов, которые были обязаны содержать царский двор и армию. Колено Иегуды, из которого были родом Соломон и Давид, было освобождено от налогов, что вызывало недовольство и повысило градус социального напряжения в обществе. Иеровоам из колена Эфраима, занимавший видный пост в царской администрации, поднял мятеж, а потом бежал в Египет, где его гостеприимно принял у себя фараон Сусаким. Другой угрозой был разбойник Разон, который захватил Дамаск и стал там царем, постоянно нападая на северные израильские земли.

Расточительность и тяга Соломона к роскоши привели его к потере платежеспособности. Соломон не смог расплатиться с царем Хирамом, и вынужден был отдать ему около двадцати своих городов в счет долга.

У священников тоже были причины для недовольства. У царя было множество жен самых разных рас и вероисповеданий. Соломон разрешил им поклоняться своим богам, построил для них капища, а в конце жизни и сам стал участвовать в языческих культах.

Царь Соломон в преклонных летах. Гравюра Густава Доре

Царю Соломону приписывают авторство многих книг и литературных произведений. Считается, что он написал книгу «Екклесиаст», но ученые нашли в ней персидские и арамейские слова, доказывающие, что книга написана несколькими веками позже. Перу Соломона приписывают также «Песнь песней» («Шир а-ширим») – великую книгу о любви.

Уже в средние века Соломону приписали множество других сочинений – большей частью оккультных и магических. Астрологи и алхимики, чтобы не быть обвиненными в ереси, объявили царя, признанного святым, своим покровителем.

В конце жизни к Соломону явился Б-г и сказал: "за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его" (Книга Царств).

Согласно большинству источников, правление царя Соломона продолжалось около 37 лет, и умер он в возрасте 52 лет, наблюдая за строительством нового алтаря. Приближенные царя сразу не стали хоронить его в надежде, что правитель просто впал в летаргический сон. Когда же черви начали точить царский посох, Соломон наконец был признан мертвым и похоронен со всеми почестями.

После смерти царя Соломона, в результате многочисленных восстаний, его царство распалось на два слабых государства – Израильское и Иудейское, которые погрязли в постоянных междоусобных войнах.

Сам Соломон, глядя на неутешительные итоги своего царствования, вполне мог бы произнести печальные слова, вложенные в его уста автором книги Екклесиаст: «Предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь».

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Царь Соломон (на иврите - Шломо) - сын Давида от Бат-Шевы, третий еврейский царь. Блеск его царствования запечатлелся в памяти народа как пора высшего расцвета еврейского могущества и влияния, после которого наступает период распада на два царства. Народное предание знало очень много о его богатстве, блеске и, главное, о его мудрости и справедливости. Главной и высшей его заслугой считается построение Храма на горе Цион - то, к чему стремился его отец, праведный царь Давид.

Уже при рождении Соломона пророк Натан выделил его среди других сыновей Давида и признал достойным милости Всевышнего; пророк дал ему другое имя - Едидья («любимец Б-га» - Шмуэль I 12, 25). Некоторые полагают, что это было настоящим его именем, а «Шломо» - прозвищем («миротворец»).

Восшествие Соломона на престол описано в высшей степени драматично (Млахим I 1 и далее). Когда царь Давид находился при смерти, его сын Адония, ставший после смерти Амнона и Авшалома старшим из сыновей царя, задумал захватить власть ещё при жизни отца. Адония знал, по-видимому, что царь обещал престол сыну своей любимой жены Бат-Шевы, и захотел опередить своего соперника. Формальное право было на его стороне, и это обеспечило ему поддержку влиятельного военачальника Йоава и первосвященника Эвьятара, а пророк Натан и священник Цадок были на стороне Соломона. Для одних право старшинства было выше воли царя, и ради торжества формальной справедливости они перешли в оппозицию, в лагерь Адонии. Другие считали, что поскольку Адония не был первородным сыном Давида, то царь был вправе отдать престол, кому захочет, хотя бы и своему младшему сыну Соломону.

Приближавшаяся кончина царя побудила обе партии к активному выступлению: они хотели осуществить свои планы ещё при жизни царя. Адония думал привлечь сторонников по-царски пышным образом жизни: он завёл колесницы, всадников, пятьдесят скороходов, окружил себя многочисленной свитой. Когда, по его мнению, настал удобный момент для осуществления замысла, он устроил за городом пиршество для своих приверженцев, где собирался провозгласить себя царём.

Но по совету пророка Натана и при его поддержке Бат-Шеве удалось убедить царя поспешить с исполнением данного ей обещания: назначить Соломона своим преемником и помазать его сейчас же на царство. Священник Цадок в сопровождении пророка Натана, Бнаягу и отряда царских телохранителей (крети у-плети) повезли Соломона на царском муле к источнику Гихон, где Цадок помазал его на царство. Когда раздались звуки рожка, народ закричал: «Да здравствует царь!». Народ стихийно пошёл за Соломоном, сопровождая его во дворец с музыкой и ликующими криками.

Весть о помазании Соломона испугала Адонию и его сторонников. Адония, боясь мести Соломона, искал спасения в святилище, ухватившись за рога жертвенника. Соломон обещал ему, что если он будет вести себя безупречно, «волос не упадёт с его головы на землю»; в противном же случае он будет казнён. Вскоре Давид умер, и царь Соломон вступил на престол. Так как сыну Соломона, Рехаваму, было при воцарении Соломона один год (Млахим I 14, 21; ср. 11, 42), следует предположить, что Соломон не был «мальчиком» при восшествии на престол, как можно было бы понять из текста (там же, 3, 7).

Уже первые шаги нового царя оправдали мнение, составленное о нём царём Давидом и пророком Натаном: он оказался бесстрастным и прозорливым правителем. Между тем, Адония попросил царицу-мать добиться царского разрешения на его брак с Авишаг, рассчитывая на народное воззрение о том, что право на престол имеет тот из приближённых царя, которому достаётся его жена или наложница (ср. Шмуэль II 3, 7 и далее; 16, 22). Соломон понял замысел Адонии и предал своего брата смертной казни. Так как Адонию поддерживали Йоав и Эвьятар, то последнего устранили от должности первосвященника и сослали в его имение в Анатот. Известие о гневе царя дошло до Йоава, и он укрылся в святилище. По повелению царя Соломона Бнаягу убил его, т. к. его преступление по отношению к Авнеру и Амасе лишило его права убежища (см. Шмот 21, 14). Был устранён и враг Давидовой династии, Шими, родственник Шауля (Млахим I 2, 12-46).

Впрочем, о других случаях применения царём Соломоном смертной казни нам неизвестно. Кроме того, по отношению к Йоаву и Шими он лишь исполнил завещание отца (там же, 2, 1-9). Укрепив свою власть, Соломон принялся за решение стоявших перед ним задач. Царство Давида было одним из значительных государств Азии. Соломону предстояло укрепить и сохранить это положение. Он поспешил вступить в дружественные отношения с могущественным Египтом; предпринятый фараоном поход в Эрец-Исраэль был направлен не против владений Соломона, а против ханаанейского Гезера. Вскоре Соломон женился на дочери фараона и получил покорённый Гезер в приданое (там же, 9, 16; 3, 1). Это было ещё до постройки Храма, т. е. в начале царствования Соломона (ср. там же, 3, 1; 9, 24).

Обеспечив, таким образом, свою южную границу, царь Соломон возобновляет союз с северным соседом, финикийским царём Хирамом, с которым был в дружественных отношениях ещё царь Давид (там же, 5, 15-26). Вероятно, в целях сближения с соседними народами, царь Соломон взял себе в жёны моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хиттиек, которые, надо полагать, принадлежали к знатным родам этих народов (там же, 11, 1)

Цари приносили Соломону богатые дары: золото, серебро, одеяния, оружие, лошадей, мулов и т. д. (там же, 10, 24, 25). Богатство Соломона было так велико, что «он сделал серебро в Иерусалиме равным камням, а кедры сделал равными сикоморам» (там же, 10, 27). Царь Соломон любил лошадей. Он первый ввёл конницу и колесницы в еврейскую армию (там же, 10, 26). На всех его предприятиях лежит печать широкого размаха, стремление к грандиозности. Это придавало блеск его царствованию, но, вместе с тем, ложилось тяжёлым бременем на население, главным образом, на колена Эфраима и Менаше. Эти колена, отличаясь по характеру и некоторым особенностям культурного развития от колена Йеуды, к которому принадлежал царский дом, всегда имели сепаратистские стремления. Царь Соломон думал принудительными работами подавить их строптивый дух, но результатов достиг прямо противоположных. Правда, попытка эфраимита Йеровама поднять восстание ещё при жизни Соломона, закончилась неудачей. Мятеж был подавлен. Но после смерти царя Соломона его политика по отношению к «дому Йосефа» привела к отпадению десяти колен от династии Давида.

Большое недовольство среди пророков и людей, верных Б-гу Израиля, вызывало его терпимое отношение к языческим культам, которые вводили его жёны-иноплеменницы. В Торе сообщается, что он построил на Масличной Горе капище для моавитского бога Кмоша и аммонитского бога Молоха. Тора связывает это «уклонение его сердца от Б-га Израиля» с его старческим возрастом. Тогда совершился перелом в его душе. Роскошь и многожёнство развратили его сердце; расслабленный физически и духовно, он поддался влиянию своих жён-язычниц и пошёл по их пути. Это отпадение от Б-га было тем преступней, что Соломон, согласно Торе, дважды удостаивался Б-жественного откровения: первый раз ещё до строительства Храма, в Гивоне, куда он отправился совершить жертвоприношения, т. к. там была великая бама. Ночью Всевышний явился Соломону во сне и предложил просить у Него всё, что царь ни пожелает. Соломон не просил ни богатства, ни славы, ни долголетия, ни побед над врагами. Он просил только даровать ему мудрость и умение управлять народом. Б-г обещал ему и мудрость, и богатство, и славу, и, если он будет исполнять заповеди, также долголетие (там же, 3, 4 и далее). Второй раз Б-г явился ему по окончании строительства Храма и открыл царю, что внял его молитве при освящении Храма. Всевышний обещал, что примет этот Храм и династию Давида под Свою защиту, но если народ отпадёт от Него, то Храм будет отвергнут и народ изгнан из Страны. Когда сам Соломон ступил на путь идолопоклонства, Б-г возвестил ему, что отнимет у его сына власть над всем Израилем и отдаст другому, оставив дому Давида только власть над Иудеей (там же, 11, 11-13).

Царь Соломон царствовал сорок лет. С атмосферой конца его царствования полностью гармонирует настрой книги Коэлет. Испытав все радости жизни, испив чашу наслаждения до дна, автор убеждается, что не удовольствие и наслаждение составляют цель жизни, не они дают ей содержание, а страх Б-жий.

Царь Соломон в Агаде

Личность царя Соломона и рассказы из его жизни стали любимым сюжетом Мидраша. Имена Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал (Мишлей 30, 1; 31, 1) объясняются как имена самого Соломона (Шир а-ширим Рабба,1, 1). Соломон вступил на престол, когда ему было 12 лет (по Таргуму Шени к книге Эстер 1, 2-13 лет). Он царствовал 40 лет (Млахим I, 11, 42) и, следовательно, умер пятидесяти двух лет от роду (Седер Олам Рабба, 15; Берейшит Рабба, С, 11. Ср., однако, Иосиф Флавий, Иудейские Древности, VIII, 7, § 8, где утверждается, что Соломон вступил на престол четырнадцати лет от роду и царствовал 80 лет, ср. также комментарий Абарбанеля к Млахим I, 3, 7). Агада подчёркивает сходство в судьбе царей Соломона и Давида: оба они царствовали по сорок лет, оба писали книги и составляли псалмы и притчи, оба строили алтари и торжественно переносили ковчег завета и, наконец, у обоих был руах а-кодеш. (Шир а-ширим раба, 1. с.).

Мудрость царя Соломона

Соломону ставится в особую заслугу то, что во сне он просил только о даровании ему мудрости (Псикта рабати, 14). Соломон считался олицетворением мудрости, так что сложилась поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б). Он понимал язык зверей и птиц. Творя суд, он не нуждался в допросе свидетелей, так как уже при одном взгляде на тяжущихся узнавал, кто из них прав и кто виноват. Песнь Песней, Мишлей и Коэлет царь Соломон написал под влиянием руах а-кодеш (Макот, 23 б, Шир а-ширим Рабба,1. с.). Мудрость Соломона проявлялась и в постоянном стремлении распространить Тору в Стране, для чего он строил синагоги и школы. При всём том Соломон не отличался надменностью и, когда нужно было определить високосный год, он приглашал к себе семь учёных старцев, в присутствии которых хранил молчание (Шмот Рабба, 15, 20). Таков взгляд на Соломона амораев, мудрецов Талмуда. Таннаи же, мудрецы Мишны, за исключением р. Йосе бен Халафта, изображают Соломона в менее привлекательном свете. Соломон, говорят они, имея много жён и постоянно увеличивая количество лошадей и сокровищ, нарушил запрет Торы (Дварим 17, 16-17, ср. с Млахим I, 10, 26-11, 13). Он слишком уж полагался на свою мудрость, когда решил спор двух женщин о ребёнке без свидетельских показаний, за что получил порицание от бат-коль. Книга Коэлет, по мнению некоторых мудрецов, лишена святости и является «лишь мудростью Соломона» (В. Талмуд, Рош а-Шана 21 б; Шмот Рабба 6, 1; Мегила 7а).

Могущество и блеск царствования царя Соломона

Царь Соломон царствовал над всеми горними и дольними мирами. Диск Луны во время его царствования не уменьшался, а добро постоянно брало верх над злом. Власть над ангелами, демонами и животными придавала особый блеск его царствованию. Демоны доставляли ему драгоценные камни и воду из далёких стран для орошения его экзотических растений. Звери и птицы сами заходили в его кухню. Каждая из тысячи его жён готовила каждый день пир в чаянии, что царю будет угодно отобедать у неё. Царь птиц, орёл, подчинялся всем указаниям царя Соломона. С помощью магического перстня, на котором было выгравировано имя Всевышнего, Соломон выпытал у ангелов много тайн. Кроме того, Всевышний подарил ему летающий ковёр. Соломон перемещался на этом ковре, завтракая в Дамаске и ужиная в Мидии. Мудрого царя однажды пристыдил муравей, которого он во время одного из своих полётов поднял с земли, посадил на руку и спросил: есть ли на свете кто-либо более великий, чем он, Соломон. Муравей ответил, что считает себя более великим, т. к. иначе Господь не послал бы к нему земного царя и тот не посадил бы его к себе на руку. Соломон разгневался, сбросил муравья и закричал: «Знаешь ли ты, кто я?». Но муравей ответил: «Знаю, что ты сотворён из ничтожного зародыша (Авот 3, 1), поэтому ты не вправе слишком возноситься».
Устройства трона царя Соломона подробно описывается во Втором Таргуме к книге Эстер (1. с.) и в других Мидрашах. Согласно Второму Таргуму, на ступенях трона находилось 12 золотых львов и столько же золотых орлов (по другой версии 72 и 72) один против другого. К трону вели шесть ступеней, на каждой из которых находились золотые изображения представителей царства животных, по два разных на каждой ступени, один напротив другого. На верхушке трона находилось изображение голубя с голубятником в когтях, что должно было символизировать владычество Израиля над язычниками. Там же был укреплён золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых были выгравированы имена Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других - имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура (по другой версии - Хаггая). Над подсвечником находился золотой кувшин с маслом, а ниже - золотая чаша, на которой были выгравированы имена Надава, Авигу, Эли и двух его сыновей. 24 виноградных лозы над троном создавали тень над головой царя. При помощи механического приспособления трон перемещался по желанию Соломона. Согласно Таргуму, все животные при помощи особого механизма протягивали лапы, когда Соломон поднимался на трон, чтобы царь мог на них опереться. Когда Соломон достигал шестой ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло. Затем большой орёл надевал ему венец на голову, а остальные орлы и львы поднимались наверх, чтобы образовать тень вокруг царя. Голубь спускался, брал из ковчега свиток Торы и клал его на колени Соломону. Когда царь, окружённый Сангедрином, приступал к разбору дела, колёса (офаним) начинали вертеться, а звери и птицы испускали крики, приводившие в трепет тех, кто намеревался дать ложные показания. В другом Мидраше рассказывается, что при шествии Соломона на трон животное, стоявшее на каждой ступени, поднимало его и передавало следующему. Ступени трона были усыпаны драгоценными камнями и кристаллами. После смерти Соломона египетский царь Шишак завладел его троном вместе с сокровищами Храма (Млахим I, 14, 26). После смерти Санхерива, покорившего Египет, троном вновь завладел Хизкиягу. Затем трон последовательно доставался фараону Нехо (после поражения царя Йошии), Невухаднецару и, наконец, Ахашверошу. Эти правители не были знакомы с устройством трона и потому не могли им пользоваться. Мидраши описывают также устройство «ипподрома» Соломона: он имел три фарсанга в длину и три в ширину; в середине его были вбиты два столба с клетками наверху, в которых были собраны разные звери и птицы.

При постройке Храма Соломону помогали ангелы. Элемент чуда сказывался повсюду. Тяжёлые камни сами поднимались наверх и опускались на надлежащее место. Обладая даром пророчества, Соломон предвидел, что вавилоняне разрушат Храм. Поэтому он устроил особый подземный ящик, в котором впоследствии был скрыт ковчег завета (Абарбанель к Млахим I, 6, 19). Посаженные Соломоном в Храме золотые деревья приносили плоды каждый сезон. Деревья завяли, когда в Храм вошли язычники, но они вновь расцветут с пришествием Машиаха (Йома 21 б). Дочь фараона принесла с собой в дом Соломона принадлежности культа идолопоклонников. Когда Соломон женился на дочери фараона, сообщает другой Мидраш, с неба сошёл архангел Гавриэль и воткнул в морскую пучину шест, вокруг которого образовался остров, на котором впоследствии был построен Рим, покоривший Иерусалим. Р. Йосе бен Халафта, который всегда «принимает сторону царя Соломона», полагает, однако, что Соломон, женившись на дочери фараона, имел единственной целью обратить её в еврейство. Существует мнение, что Млахим I, 10, 13 следует толковать в том смысле, что Соломон вступил в греховную связь с царицей Савской, родившей Невухаднецара, который разрушил Храм (см. толкование Раши к этому стиху). Другие же вовсе отрицают историю о царице Савской и предложенных ею загадках, а слова малкат Шва понимают как млехет Шва, царство Савское, покорившееся Соломону (В. Талмуд, Бава Батра 15 б).

Падение царя Соломона

Устная Тора сообщает, что царь Соломон за свои грехи лишился трона, богатства и даже разума. Основанием служат слова Коэлета (1, 12), где он говорит о себе как о царе Израиля в прошедшем времени. Он постепенно опустился с вершины славы в низины нищеты и несчастья (В. Талмуд, Сангедрин 20 б). Предполагают, что ему вновь удалось овладеть троном и стать царём. Сверг Соломона с трона ангел, принявший образ Соломона и узурпировавший его власть (Рут Рабба 2, 14). В Талмуде вместо этого ангела упоминается Ашмадай (В. Талмуд, Гитин 68 б). Некоторые мудрецы Талмуда первых поколений полагали даже, что Соломон был лишён удела в будущей жизни (В. Талмуд, Сангедрин 104 б; Шир а-ширим Рабба 1, 1). Рабби Элиэзер на вопрос о загробной жизни Соломона даёт уклончивый ответ (Тосеф. Йевамот 3, 4; Йома 66 б). Но, с другой стороны, о Соломоне сказано, что Всевышний простил ему, как и отцу его, Давиду, все совершённые им грехи (Шир а-ширим Рабба 1. с.). В Талмуде говорится, что царь Соломон издал постановления (таканот) об эруве и омовении рук, а так же включил в благословение на хлеб слова о Храме (В. Талмуд, Брахот 48 б; Шабат 14 б; Эрувин 21 б).

Царь Соломон (Сулейман) в арабской литературе

У арабов еврейский царь Соломон считается «посланцем Всевышнего» (rasul Allah), как бы предтечей Мухаммада. Особенно подробно арабские легенды останавливаются на его встрече с царицей Савской, государство которой отождествляется с Аравией. Имя «Сулейман» давалось всем великим царям. Сулейман получил от ангелов четыре драгоценных камня и вправил их в магический перстень. Присущая перстню сила иллюстрируется следующим рассказом: Сулейман обыкновенно снимал перстень, когда умывался, и передавал одной из своих жён, Амине. Однажды злой дух Сакр принял образ Сулеймана и, забрав кольцо из рук Амины, сел на царский престол. Пока Сакр царствовал, Сулейман скитался, всеми покинутый, и питался подаянием. На сороковой день царствования Сакр бросил перстень в море, там его проглотила рыба, пойманная затем рыбаком и приготовленная Сулейману на ужин. Сулейман разрезал рыбу, нашёл там перстень и вновь получил свою прежнюю силу. Сорок дней, которые он провёл в изгнании, были наказанием за то, что в его доме поклонялись идолам. Об этом, правда, Сулейман не знал, но знала одна из его жён (Коран, сура 38, 33-34). Ещё мальчиком Сулейман якобы отменял решения своего отца, например, когда решался вопрос о ребёнке, на которого претендовали две женщины. В арабской версии этого рассказа волк съел дитя одной из женщин. Дауд (Давид) решил дело в пользу старшей женщины, а Сулейман предложил разрезать ребёнка и, после протеста младшей, отдал ребёнка ей. Превосходство Сулеймана над отцом в качестве судьи проявляется также в его решениях об овце, совершившей потраву на поле (сура 21, 78, 79), и о кладе, найдённом в земле после продажи земельного участка; на клад претендовали и покупатель, и продавец.

Сулейман предстаёт великим воителем, любителем военных походов. Страстная любовь его к лошадям привела к тому, что, осматривая как-то раз 1000 вновь доставленных ему лошадей, он забыл совершить полуденную молитву (Коран, сура 38, 30-31). За это он позже убил всех лошадей. Во сне ему явился Ибрагим (Авраам) и убеждал предпринять паломничество в Мекку. Сулейман отправился туда, а затем в Йемен на ковре-самолёте, где вместе с ним находились люди, звери и злые духи, птицы же тесной стаей летели над головой Сулеймана, образуя балдахин. Сулейман, однако, заметил, что в этой стае отсутствует удод, и пригрозил ему страшным наказанием. Но последний вскоре прилетел и успокоил разгневанного царя, рассказав ему о виденных чудесах, о прекрасной царице Билкис и её царстве. Тогда Сулейман послал царице с удодом письмо, в котором просил Билкис принять его веру, угрожая в противном случае покорить её страну. Чтобы испытать мудрость Сулеймана, Билкис предложила ему ряд вопросов и, убедившись, наконец, в том, что он далеко превзошёл славу о себе, покорилась ему вместе со своим царством. О пышном приёме, устроенном Сулейманом для царицы, и о предложенных ею загадках говорится в суре 27, 15-45. Сулейман умер пятидесяти трёх лет от роду, после сорокалетнего царствования.

Существует легенда, что Сулейман собрал все книги по магии, находившиеся в его царстве, и запер их в ящике, который поместил под своим троном, не желая, чтобы кто-нибудь воспользовался ими. После смерти Сулеймана духи пустили молву о нём, как о чародее, который сам пользовался этими книгами. Многие этому поверили.

Появление Соломона

Легендарный правитель объединенного Израильского царства родился от царя Давида и его любимой жены Вирсавии (Бат-Шевы). Будущего царя нарекли именем Шломо (Соломон), которое в переводе с иврита означает «миротворец» («шалом» — «мир», «не война», и «шалем» — «совершенный», «цельный»).

Пору правления Соломона с 965 по 928 до н.э. называют эпохой расцвета монархии и еврейского могущества. За время своего 40-летнего царствования Соломон прославился как самый мудрый и бесстрастный правитель во всем мире, о его таланте к предвидению и чуткости сложено множество легенд и сказок. Именно Соломон построил главную святыню иудаизма - Иерусалимский Храм на горе Цион, который при жизни планировал возвести еще его отец Давид.

Соломон и Давид также известны как праведные, верные Богу цари, которые своей преданностью и врожденной мудростью заслужили быть любимцами Всевышнего. Когда Соломону было чуть меньше года, приближенный царя, пророк Натан, дал ему имя Едидья («любимец Бога» - Шмуэль I 12, 25). После этого некоторые убеждены, что «Соломон» было всего лишь прозвищем.

Между тем, Соломон был младшим сыном Давида. Двое братьев, Амнон и Авшалом, погибли, не достигнув зрелости, и самым старшим стал 4-й сын - Адония, а потому формальности требовали, чтобы именно он стал преемником на израильский трон. Давид же обещал Вирсавии, что сделает Соломона своим преемником, который будет продолжать его династию и править всем государством. Огорченный несправедливостью отца, Адония нашел поддержку в лице военачальника Йоава и первосвященника Эвьятара, которые также считали, что Адония имеет большее право на трон, нежели Соломон. В то же время сторонники Соломона аргументировали, что Адония не был первородным сыном Давида, а потому царь имел власть рассудить сыновей по собственному волеизлиянию.

Не дожидаясь смерти Давида, братья вступили в борьбу. Адония, желая привлечь народ по-королевски пышным пиршеством, окружил себя многочисленной свитой из всадников, завёл колесницы и пятьдесят скороходов. В назначенный день и час он собрал своих приближенных и устроил за городом яркое торжество в честь провозглашения себя новым царем израильского государства. Мать Соломона узнала об этом и, с помощью пророка Натана, ей удалось убедить Давида не медлить и в тот же день назначить Соломона преемником. Вместе со священником Цадоком, пророком Натаном, Бнаягу и большим отрядом царских телохранителей, все поехали к источнику Гихон, где священник помазал Соломона на царство. После свершения обряда раздались звуки рожка, народ закричал: "Да здравствует царь!". Все, кто присутствовал на церемонии или хотя бы знал о ней, восприняли волю умирающего Давида как волю Всевышнего, а потому поспешили сопроводить нового царя Соломона во дворец с музыкой и ликующими криками.

Узнав о помазании на царство своего брата, Адония испугался мести Соломона и укрылся в святилище, «ухватившись за рога жертвенника». Соломон пришел к нему и пообещал, что не тронет, если тот отныне будет вести себя достойно.

После смерти Давида Соломон не стал откладывать с тем, чтобы оправдать и укрепить свой авторитет - каждое действие царя вызывало только восхищение его умом и прозорливостью. Тем временем, Адония пытался добиться своего: он попросил мать-царицу благословения на брак с Авишаг - наложницей Соломона. В народном сознании такой жест мог стать разумным основанием для провозглашения его царем, поскольку Адония был не только братом и приближенным Соломона, но также обладал его женщиной. Безо всякой страсти и ревности, а, как он сам полагал, сдерживая обещание казнить брата в случае плохого поведения, Соломон приказал повесить Адонию. После этой казни Соломон решил раз и навсегда избавиться от оставшихся «доброжелателей» - приверженца Адонии Йоава и давнего врага Давидовой династии Шими, родственника Шауляя. Йоава сразу попытался укрыться в святилище, но Бнаягу быстро нашел и убил его.

Новый состав правительства царя Соломона состоял из трех первосвященников, командующего войсками, министра налогообложения, начальника царской администрации и начальника 12-ти наместников, а также нескольких придворных летописцев. Как уже говорилось, Соломон не был подвержен слепой жажде мести, и в истории практически нет документов, подтверждающих применение царем смертной казни. По отношению к Йоаву и Шими Соломон лишь исполнил завещание Давида. Бнаягу Соломон сделал новым командующим войсками, после чего, почувствовав себя уже полностью уверенно, принялся к решению стратегических задач.

Внешняя политика

Объединённое Израильское царство (Израиль и Иудея) занимало довольно большую территорию, будучи значительным и влиятельным государством Азии. Стратегию развития государства Соломон решил начать с установления и укрепления дружеских отношений с соседями. Так, могущественный Египет мог обещать обеспечение Южной границы Израиля. Женившись на дочери египетского фараона, Соломон не только покончил полутысячелетнюю вражду евреев и египтян, но также получил от фараона в приданное ранее завоеванный им ханаанейский Гезер.
Далее Соломон взялся за возобновление отношений с давним другом Давида финикийским царём Хирамом - северным соседом Израильского царства. Поговаривали, что именно в целях сближения с соседними народами и укрепления своей власти, Соломон взял себе в жёны моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хиттиек, принадлежавших к знатным родам этих народов.

Цари разных стран приносили Соломону в дар золото, серебро, одеяния, оружие и скотину. Богатство Соломона было столь велико, что «он сделал серебро в Иерусалиме равным камням, а кедры сделал равными сикоморам» (Млахим I 2,10, 27). Но больше всего царь любил лошадей, он даже ввел конницу и колесницы в еврейскую армию - первым в истории государства.

Несмотря на улучшение внешней политики, население Израильского царства оставалось недовольным многоженством Соломона, главным образом потому, что женщины вводили в царский дом языческие культуры своих государств, а царь, дескать, был терпим к этому. Например, когда Соломон построил на Масличной Горе капище для моавитского бога Кмоша и аммонитского бога Молоха, среди пророков и людей, верных Богу Израиля, стали ходить слухи, будто царь стареет, позволяя в своем государстве идолопоклонничество. Говорили также, что роскошь и праздный образ жизни развратили сердце Соломона, и он пошел на поводу у своих наложниц. Вдвойне осуждают царя за отдаление от израильского Бога потому, что, согласно Торе, Всевышний целых два раза удостаивал Соломона божественного откровения. Первый раз, еще до строительства Храма, в ночь перед обрядом жертвоприношения в Гивоне, Бог явился к Соломону во сне и предложил просить у него чего душе заблагорассудится. Соломон мог бы воспользоваться случаем и попросить хотя бы долголетия или победы над врагами, не говоря уже о богатстве, но попросил лишь мудрости и умения управлять своим народом. Щедрый Бог пообещал ему и мудрость, и богатство и славу, а если тот будет исполнять заповеди, то и долголетие. По окончании строительства Храма Бог снова посетил Соломона, сказав, что внял его молитве на освещение Храма, и что будет охранять династию Давида только в том случае, если все сыновья останутся верными Ему. В противном случае Храм будет отвергнут, а народ изгнан из страны.

Когда же Соломон, задурманенный своими многочисленными женами, отдалился от Всевышнего и «ступил на путь идолопоклонства», Бог отнял у царского сына власть над Израилем, оставив ему лишь власть над Иудеей.

Справедливый и мудрый царь

Многие до сих пор считают Соломона олицетворением мудрости, что даже есть поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б). При разрешении любых вопросов царь не нуждался в допросе свидетелей, так как при одном взгляде на конфликтующие стороны понимал, кто прав, а кто нет. Мудрость его также проявлялась в том, что Соломон, желая распространить Тору по стране, строил синагоги и школы. Однако и надменностью царь не отличался: когда необходимо было определить високосный год, он приглашал к себе 7 учёных старцев, «в присутствии которых хранил молчание» (Шмот Рабба, 15, 20).

Известные легенды о Соломоне также служат показателем его прозорливости и ума. Как-то раз к царю на суд явились две женщины, которые не могли поделить между собой младенца - обе говорили, что это ее ребенок. Соломон, не долго думая, приказал разрубить младенца пополам, чтобы каждой женщине досталось по части. Первая сказала: «Рубите, и пусть он не достанется никому», на что вторая воскликнула «Отдайте лучше ей, но только не убивайте его!». Соломон решил суд в пользу второй женщины, отдав ребенка ей, т.к. именно она была его матерью.

Столь же известная легенда о кольце Соломона трактуется по-разному. Однажды царь обратился к придворному мудрецу за помощью. Соломон жаловался, что его жизнь неспокойна, кипящие вокруг страсти отвлекают от политики, ему недостает хладнокровия, а мудрость не всегда помогает справиться с гневом и досадой. Придворный мудрец подарил царю кольцо, на котором была выгравирована фраза «Это пройдет», и сказал, чтобы когда в следующий раз тот почувствует неудержимый приток эмоций, взглянул на кольцо, и ему станет легче. Царь обрадовался философскому подарку, но вскоре настал день, когда прочтя надпись «Все пройдет», он не смог успокоиться. Правитель снял кольцо с пальца и уже хотел зашвырнуть его подальше, но тут на обратной стороне кольца увидел еще одну надпись «И это тоже пройдет».

Во втором варианте легенды рассказывается, будто однажды Соломон, сидя в своем дворце, увидел на улице человека, одетого с ног до головы в золото. Царь подозвал его к себе и спросил, чем он занимается и как может позволять себе такую шикарную одежду. Человек гордо ответил, что он ювелир, и на своем промысле зарабатывает достаточно хорошо. Царь усмехнулся и дал ювелиру задание: чтобы через три дня тот выковал для него золотое кольцо, которое будет приносить радость грустным людям, а радостным - грусть. И если тот не выполнит задания, его казнят. Через три дня молодой ювелир, трясясь от страха, вошел во дворец Соломона и встретил царского сына Рахавама. Ювелир подумал «Сын мудреца — половина мудреца», и осмелился попросить у Рахавама совета. Рахавам лишь ухмыльнулся, взял гвоздь и с трех сторон кольца нацарапал три еврейские буквы: «гимел», «заин» и «йуд».

Повертев кольцо, Соломон сразу понял значение букв, аббревиатура גם זו יעבור трактуется как «И это тоже пройдёт». Царь представил, что сейчас он сидит в своем дворце, окруженным всеми благами, каких только можно пожелать, а завтра все может измениться. От этой мысли Соломону стало грустно. Когда же Ашмодай закинул его на край света, и Соломону пришлось три года скитаться, глядя на кольцо, он понимал, что это тоже пройдет, и это понимание давало ему силы.

Величие и блеск царствования Соломона

Легенды гласят, что в течение всего царствования сына Давида Шломо диск луны на небе не уменьшался, так что добро всегда превосходило над злом. Соломон был настолько умен, могуществен и велик, что сумел подчинить себе всех животных, птиц, ангелов и демонов. Драгоценные камни во дворец Соломона доставляли ему демоны, ангелы охраняли их. С помощью магического перстня, на котором было выгравировано имя Бога Израильского, Соломон узнавал у ангелов многие тайны о мире. Соломон также знал язык зверей и животных: они все подчинялись его власти. Павлины и разные экзотические птицы свободно гуляли по дворцу.

Особого внимания заслуживает трон царя Соломона. Во Втором Таргуме к книге Эстер (1. с.) сказано, что 12 золотых львов и столько же золотых орлов восседали друг напротив друга на ступенях трона царя израильского. На верхушке трона - золотое изображение голубя с голубятником в когтях как символ превосходства Израиля над язычниками. Там же располагался золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых были выгравированы имена святых: Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других - имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура. Двадцать четыре виноградных лозы, прикрепленные над троном, создавали тень над головой Соломона. Как сказано в Таргуме, когда царь поднимался на трон, львы при помощи механического приспособления протягивали лапы, чтобы Соломон мог на них опереться. Кроме того, сам трон перемещался по желанию царя. Когда Соломон, восходя на трон, достигал последней ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло.

Соломону во всех делах помогали ангелы, демоны, звери, птицы, и сам Всевышний. Он никогда не был один, и всегда мог положиться не только на свою мудрость, но и на потусторонние силы. Так, например, ангелы помогали царю при строительстве Храма - легенды рассказывают, как чудесным образом тяжелые камни сами поднимались наверх и ложились на нужное место.

По большинству источников Соломон царствовал около 37 лет и умер в возрасте 52 года, наблюдая за строительством нового алтаря. Приближенные царя сразу не стали хоронить его в надежде, что правитель просто впал в летаргический сон. Когда же черви начали точить царский посох, Соломон наконец был признан мертвым и похоронен со всеми почестями.

Еще при жизни Бог израильский разгневался на Соломона за причастность к языческим культурам и отождествление идолопоклонничества с Всевышним, пообещав его народу много бед и лишений. После смерти царя часть покоренных народов организовали бурное восстание, вследствие которого единое Израильское государство распалось на 2 части - Израильское и Иудейское царства.



Загрузка...

Реклама