emou.ru

Смелость андрея. Жизненный путь Андрея Болконского. Л. Н. Толстой, «Война и мир. Судьбоносная беседа с Пьером

Один из главных образов романа «Война и мир» великого русского гуманиста Льва Николаевича Толстого - Андрей Болконский - является примером аристократа, обладателя самых лучших черт, которые только могут быть свойственны человеку. Нравственные искания Андрея Болконского и его отношения с другими персонажами только служат явственным доказательством того, что автору удалось воплотить в этом силу воли и реалистичность.

Общие сведения

Будучи сыном князя Болконского, Андрей многое от него унаследовал. В романе «Война и мир» он противопоставляется Пьеру Безухову, который более романтичен, хотя и обладает сложным нравом. Младший Болконский, работающий с полководцем Кутузовым, резко негативно относится к вятскому обществу. В своей душе он таит романтические чувства к Наташе Ростовой, чья поэтичность покорила героя. Вся его жизнь - это путь исканий и попыток найти мировоззрение простого народа.

Появление

Впервые этот герой появляется на страницах романа «Война и мир» уже в самом начале, а именно на вечере Анны Павловны Шерер. Его поведение явно свидетельствует о том, его не то что не прельщает, а в самом прямом смысле отталкивает, и он не находит здесь ничего приятного. Он совершенно не старается скрыть, насколько разочарован в этих манерных, лживых речах, и называет всех посетителей подобных собраний «глупым обществом». Образ князя Андрея Болконского является отображением человека, который разочарован в лжеморали и которому претит манера фальшивости, царящая в высших кругах.

Князя не прельщает подобное общение, но намного сильнее он разочарован тем, что без светских бесед и поверхностных людей не может обойтись его супруга - Лиза. Он здесь только ради нее, ведь сам чувствует себя чужим на этом празднике жизни.

Пьер Безухов

Единственным человеком, которого Андрей может считать своим другом, близким ему по духу, является Пьер Безухов. Только с Пьером он может быть откровенен и без всяких ужимок признается ему, что такая жизнь не для него, что ему не хватает остроты, что он не может полностью самореализоваться, используя заложенный в нем неиссякаемый источник жажды настоящей жизни.

Образ Андрея Болконского - это облик героя, не желающего оставаться в тени за спинами своих сослуживцев. Он хочет совершать серьезные поступки и принимать важные решения. Хотя у него есть возможность остаться в Петербурге и стать флигель-адъютантом, он желает намного большего. В преддверии серьезных сражений он отправляется в самое сердце боевых действий. Такое решение становится для князя лечением его длительного недовольства собой и попыткой достичь в жизни чего-то большего.

Служба

В армии князь ведет себя не совсем так, как поступили бы многие, если бы оказались на его месте. Он даже не думает о том, чтобы сразу получить высокую должность, пользуясь своим аристократическим происхождением. Он преднамеренно хочет начать свою службу с самых низких должностей в армии Кутузова.

В своих стремлениях князь Андрей Болконский резко отличается не только от представителей высшего общества, оказавшихся на войне, но и от обычных служащих, которые во что бы то ни стало желают заполучить вожделенный высокий пост. Их основная цель - регалии и признание, независимо от того, насколько они окажутся полезными и насколько храбро поведут себя в бою.

Не чуждо тщеславие и Болконскому, но выражается оно совершенно иначе. Князь Андрей Болконский ощущает, что он в какой-то мере ответственный за судьбу России и народа. Особенно на него повлияли Ульмское поражение и появление генерала Мака. В этот период в душе героя происходят важные перемены, которые скажутся на всей его будущей жизни. Он почувствовал себя «в своей тарелке» и понял, что именно в армии может реализовать свой мощный потенциал. С его лица исчезла скука, по всему его виду стало понятно, что князь полон энергии, которую желает направить на достижение своих целей, то есть на защиту российского народа.

Князь становится честолюбивым, он желает совершить подвиг, чтобы его имя было запечатлено в истории на многие века. Кутузов доволен своим служащим и считает его одним из лучших офицеров.

Жизнь Андрея Болконского в армии кардинально отличается от того «пресного» существования в кругу светских дам, которое он вел ранее. Он готов совершать поступки и не медлит с этим. Честь и отвагу продемонстрировал герой уже во время Шенграбенского сражения, когда он храбро объезжает позиции, несмотря на непреклонный безостановочный огонь неприятеля. Во время этой битвы младшему Болконскому довелось стать свидетелем героизма, проявленного артиллеристами Кроме этого, князь показал свою смелость, став на защиту капитана.

Аустерлицкая битва

Признание, честь и вечная память - вот самые основные цели, которые являются приоритетными для того, чтобы полностью раскрыть образ Андрея Болконского. Краткое содержание событий Аустерлицкой битвы только поможет понять, насколько важной она стала для князя. Это сражение было переломным моментом в нравственных исканиях и попытке совершить подвиг для младшего Болконского.

Он надеялся, что во время этой битвы ему повезет проявить все свое мужество и стать героем. Ему действительно удалось совершить подвиг во время сражения: когда прапорщик, несший знамя, пал, князь его поднял и повел батальон в атаку.

Однако не удалось Андрею стать героем в полной мере, ведь именно во время Аустерилицкого сражения было убито множество солдат, и русская армия перенесла ужаснейшие траты. Здесь князь понял, что его желание заполучить мировую славу - лишь иллюзия. После такого падения планы честолюбивого князя претерпевают кардинальные изменения. Он больше не восторгается образом великого Наполеона Бонапарта, теперь этот гениальный полководец становится для него лишь простым солдафоном. Это сражение и навеянные им рассуждения являются совершенно новым и одним из важнейших этапов исканий толстовского героя.

Возврат к светскому обществу

Значительные перемены в мировоззрении князя происходят по возвращении его в куда его отправили после серьезного ранения, полученного на поле боя. Образ Андрея Болконского становится более прагматичным, особенно после того, как новые события трагического характера происходят в его жизни. Вскоре после его возвращения в родовых муках умирает его жена, давшая жизнь сыну Николеньке, который впоследствии станет продолжателем духовных исканий своего отца.

Андрею кажется, что он виновен в случившемся, что причиной смерти его жены служат его поступки. Это состояние, близкое к депрессии, вместе с душевным расстройством, появившимся после поражения в наводит князя на мысль о том, что ему стоит отказаться от своих притязаний на военную славу, а вместе с тем прекратить какую-либо общественную деятельность.

Возрождение

Приезд Пьера Безухова в имение Болконского вносит радикальные изменения в жизнь князя. Он занимает активную позицию и начинает совершать множество преобразований в своих владениях: крестьян он делает вольными, барщину меняет на оброк, выписывает бабку-родильницу и оплачивает жалование священника, обучающего крестьянских детей.

Все это приносит ему массу положительных эмоций и удовлетворение. Хотя он и совершал это все «для себя», ему удалось сделать намного больше, чем Пьеру.

Наташа Ростова

Образ Андрея Болконского невозможно полноценно проанализировать, не упомянув о Наташе. Знакомство с этой юной девушкой оставляет неизгладимый отпечаток в душе князя. Ее энергия, искренность и непосредственность позволяют Андрею вновь почувствовать вкус к жизни и принимать участие в социальной деятельности.

Он решил приняться за составление государственных законов и поступил на службу к некому Сперанскому. Вскоре он глубоко разочаровывается в полезности такой деятельности и понимает, что его окружает сплошная фальшь. Однако после возвращения он снова видит Наташу и оживляется. У героев вспыхивают чувства, которые, казалось бы, должны закончиться счастливым браком. Однако на их пути появляется множество препятствий, и все заканчивается разрывом.

Бородино

Разочаровавшись во всем и во всех, князь отправляется в армию. Он вновь увлечен военными делами, и все большее отвращение в нем вызывают аристократы, жаждущие лишь славы и наживы. Он уверен в своей победе, но, увы, Толстой приготовил своему герою другой конец. Во время сражения Андрей был смертельно ранен и вскоре скончался.

Перед смертью на князя снизошло понимание сути жизни. Лежа на смертном одре, он осознал, что путеводной звездой каждого человека должны быть любовь и милосердие к ближнему своему. Он готов простить Наташу, предавшую его, и поверил в безграничную мудрость Творца. Образ Андрея Болконского воплощает в себе все самое лучшее и чистое, что должно быть в душе человека. Пройдя сложный, но короткий он все-таки понял то, что многим не удастся постичь и за целую вечность.

Все знают о смирении, но мало кто может вспомнить хотя бы 10 героев русской литературы, которые смирились со своей судьбой. Все говорят о гордости, но на ум приходит всего несколько гордых персонажей из литературы. Все знают о романе «Война и мир», но кто читал его полностью? Многомудрый Литрекон собрал все эти сложные темы, постарался разобраться в них и сделать их понятнее для Вас.

Смирение

  1. Марья Болконская . Яркий пример смирения в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» - это княжна Марья Болконская. Девушка беспрекословно выполняла все поручения и желания своего отца, терпела его сложный характер. Николай Болконский сам читал письма, которые приходили его дочери, контролировал каждый её шаг. В начале романа Марья — уже взрослая девушка, но она не замужем, потому что её отец против этого. Он не разрешает ей посещать балы и мероприятия, он хочет, чтобы дочь всегда была рядом. И Марья подчиняется отцу, потому что любит его и не может покинуть. Она уверена, что отец лишь делает вид, что не нуждается в ней, но на самом деле старик души не чает в дочери и боится ее потерять. Поэтому героиня совершила христианский подвиг — не оставила желчного и язвительного отца, а пожертвовала ради него всем, что сама имела. В конце романа Толстой награждает свою героиню за смирение - Марья выходит замуж за Николая Ростова, она счастлива в браке, вместе с Николаем воспитывает детей.
  2. Андрей Болконский (сцена с дубом). Встреча с дубом для князя Андрея - переломный момент в его жизни. Первый раз дуб встретил героя угрюмым и сердитым видом. Он не хотел видеть «ни весны, ни солнца». Дуб совсем не вписывается в красивый весенний пейзаж. Также себя ощущает и Болконский в обществе, он чувствует себя лишним, его не занимают разговоры, которые ведутся в светском кругу. Но вторая встреча с дубом заставляет Андрея задуматься. Дуб предстает перед ним обновлённым красавцем. Теперь дерево казалось оживлённым и наполненным силой. Глядя на этот дуб, Болконский понял, что жизнь ещё можно изменить, что нельзя мириться с этой апатией, которую он чувствует. В этой ситуации смирение не помогло бы герою в жизни - Андрей бы завял так, как старый дуб в их первую встречу. Но Болконский нашёл в себе силы не мириться с таким состоянием и изменил свою жизнь. Он сделал предложение Наташе и вновь возродился для любви.
  3. Соня Ростова. Самый явный образец смирения в романе - образ Сони. Девушка - сирота, она родственница Ростовых, живёт с ними, является частью их семьи, но, несмотря на это, всегда как бы уходит на второй план. Героиня влюблена в своего троюродного брата - Николая Ростова, но графиня против их отношений, так как девушка не богата, а семья переживает не лучшие времена (хоть к самой Соне старшая Ростова относится неплохо). Соня испытывает самые искренние и чистые чувства к Николаю, однако скромная и застенчивая девушка не может бороться за свою любовь, понимая то, что она вредит своим благодетелям. В конце романа Ростов женится на Марье Болконской, а Соня, смирившись с тем, что ей не суждено быть с Николаем, и отпустив его, живёт в доме мужчины, которого она всё ещё любит и лишь молча наблюдает за его счастливой семейной жизнью. Эта жертва демонстрирует силу смирения, ведь Соне дорого дался отказ от помолвки, который она собственноручно отправила Николаю. Но любовь к семье Ростовых вынудила ее встать на сложный путь, требующий немало выдержки — отказ от своего счастья.
  4. Пьер Безухов. Многие скажут, что этого доброго и милого героя смело можно назвать смирным, но это не так. Его жена - Элен Курагина - не любит мужа и изменяет ему. Пьер понимает, что этот брак не приносит ему счастья, у него нет настоящей семьи. И герой не готов мириться с этим - он расстаётся с женой, отдав ей часть своего состояния. Никакие уговоры не действуют на него, пока он сам не решает принять свой крест и простить Элен. Но все же и это решение он меняет на скитания в мещанской одежде по захваченной Москве. Еще один пример из биографии Пьера говорит о той же бескомпромиссности. Поиски смысла жизни и правды привели Пьера к масонам. Масонство даёт ему веру в то, что люди ещё могут быть честными, что есть ещё люди, которые делают добро другим безвозмездно. Но оказалось, что многие из его братьев в масонстве вступили туда лишь для связи с влиятельными людьми. Даже здесь Безухов столкнулся с лицемерием и ханжеством. Не желая больше иметь ничего общего с такими людьми и мириться с такими нравами, Пьер отходит от масонства. В характере героя нет истинного смирения, он постоянно бунтует против несправедливости и зла, но внешне он производит впечатление апатичного человека, который согласится на все, что угодно. Внешность бывает обманчива, и настоящее смирение следует искать в делах, а не в манере поведения.
  5. Смерть Андрея Болконского. Как мы знаем, излишняя и навязанная гордость разрушила счастье Андрея. Узнав о неудавшемся побеге невесты с другим мужчиной, он в гневе разорвал помолвку, ведь его самолюбие было очень задето. Ему предпочли подлеца, который даже не планировал жениться. Он думал, что в его положении можно быть только смешным. Словом, раздувшаяся гордость отравила его жизнь. Он стал желчным, нервным и замкнутым. Одержимость местью Анатолю едва не замещает все жизненные планы героя. Но Бородинское сражение становится для него последним. Он находится на линии огня, чтобы поддержать своих солдат, в результате чего получает ранение. Он смело и гордо встречает смерть. Но она все не приходит, а рана очень мучительна. Случайно его карета попадает на двор к Ростовым, и Наташа впоследствии узнает о том, кто в ней. Они встречаются, и только тогда Андрей понимает, как ничтожны были его переживания, как напрасно он обижался на невесту. Любовь к Наташе согревает его. Он сумел подняться над собственной обидой и простил возлюбленную за измену с Анатолем. Это смирение принесло ему облегчение и мудрость, познав которую он уже не мог выжить.

Гордость

    1. Андрей Болконский . Андрей унаследовал от своего отца такое качество как гордость. В начале романа он стремится добиться людской любви, славы и известности, поэтому он идёт на войну, замышляя свой Тулон и тайно поклоняясь военному таланту Наполеона. Но во время Аустерлицкого сражения его мировоззрение круто меняется. Глядя на бескрайнее небо, герой осознает всю ничтожность своих желаний, личность Наполеона теперь теряет для него бывшую привлекательность. На войне нельзя делать карьеру, ведь к очередному званию люди его статуса идут по трупам и людскому горю. Но нельзя сказать, что после этого сражения Болконский лишился гордости. Он лишился эгоизма и гордыни, той, что нравственно губит человека. Это помогло ему выбрать мир, а не войну, и он своими преобразованиями в хозяйстве облегчил жизнь многим простым людям.
    2. Николай Болконский, отец Андрея . Князь Николай Болконский – гордый и честный мужчина. Для него самым важным было сохранить свою честь и достоинство. Своему сыну он с детства прививал чувство патриотизма, учил быть благородным, отстаивать свою точку зрения. Дочь он муштровал так, чтобы можно было тоже гордиться ею. Старший Болконский — довольно своенравный герой и кажется грубым, но перед смертью он понимает свои ошибки и извиняется перед дочерью за своё жесткое отношение к ней. Читатель понимает, что за его грубостью и, порой, даже жестокостью, скрывалась любовь к родным людям, но именно гордость мешала ему показать ее. Поэтому в семье были натянутые и холодные отношения. Герой довольно поздно понял, что гордость и заносчивость не должны были мешать его теплому общению с детьми. Он же боялся проронить слезинку, провожая сына на войну, чтобы не показаться смешным. Его сдержанность стала причиной взаимного охлаждения и тайного страдания детей, которые не чувствовали любви отца.
    3. Элен Курагина . Элен – отрицательный персонаж в романе. Она — эгоистичная, меркантильная и ветреная девушка. Если характеру Андрея Болконского присуща гордость, то характеру Элен – гордыня. Она изменяет своему мужу и даже не скрывает этого, героиня считает это нормальным. Она открыто заявляет Пьеру, что не любит его, а, когда они расстаются, требует у Безухова внушительного содержания. Надменность в обращении с мужем она объясняла так, что он не был достоин ее изначально, и он обязан счастью иметь ее в женах лишь огромному наследству. Слыша его упреки, Элен даже задумывалась об их содержании, ведь в ее мировоззрении правота была только на ее стороне. Еще бы, она купается во внимании, избалована мужчинами, поэтому считает, что гордыня — это клюк к успеху. В конце романа Толстой наказывает Элен за её гордыню и эгоизм – героиня умирает из-за болезни, мучаясь и будучи одинокой в роковой час. Даже добрый Пьер не жалеет об ее кончине.
    4. Николай Ростов . Николай – добрый, честный и порядочный юноша, но он также и не обделён такими качествами, как гордость и независимость. Он часто кидается из крайности в крайность, с упорством доказывает свою точку зрения в спорах, дорожит честью. Весьма показательным является эпизод, когда он, еще молодой юнкер, обличает вора, уважаемого и знатного офицера, который пользовался своим положением, чтобы красть деньги. Тогда он настоял на его увольнении, хотя все вокруг были против Ростова и хотели замять дело. С огромным трудом его уговорили извиниться перед командиром, с которым у него произошло объяснение насчет воровства. И все же полковая общественность положительно относится к Ростову, потому что он благородный и воспитанный, он любит свою семью. И отношение общества даёт герою повод немного возгордиться собой, но эта гордость не выливается в резко отрицательное качество. Она, скорее, служит неким контрастом, чтобы напомнить читателю, что абсолютно идеальных людей не бывает. Так, разорившийся Николай был готов пожертвовать своим счастьем с Марьей только потому, что считал недостойной женитьбу богатой невесте в своем положении. Лишь благодаря самой Марье в конце романа мы видим Николая счастливым – у него прекрасная семья: любящая и преданная жена, дети, для которых Ростов старается сделать всё самое лучшее.
    5. Вера Ростова. Старшая дочь Ростовых кажется будто лишней в этой простой семье. Причиной этого является строгость её матери. Когда Вера была ребёнком, графиня Ростова не проявляла достаточно любви к своей дочери, поэтому девушка отдалилась от семьи. Среди родственников героиня чувствует себя отстранённо, но не особо старается что-то с этим сделать – она гордая и самостоятельная девушка. Веру нельзя назвать отрицательным персонажем, она, скорее, жертва обстоятельств. Она прячет все свои чувства за маской ледяной красавицы и не может поделиться своими переживаниями даже с родными. Гордость совсем не помогает девушке, а отягощает её жизнь.
    6. Марья Болконская . Марья – чистая и благородная героиня. Она отзывчивая и милая и, на первый взгляд, в ней совсем отсутствует всякая гордость. Но на самом деле, Марья не лишена как гордости, так и самоуважения. К девушке сватается Анатоль Курагин – эгоистичный и легкомысленный молодой человек. Он не любит Марью и хочет жениться лишь из-за денег. Его больше привлекает мадемуазель Бурьен – компаньонка Болконской. О симпатии Курагина к Бурьен догадывается граф Болконский и говорит своей дочери: «Этот болван о тебе не думает <…> нет у тебя гордости!». Но, когда Марья увидела Бурьен в объятиях Анатоля, она не смирилась с поведением молодого человека. Когда её отец и Василий Курагин попросили дать ответ на предложение, она отказалась, хоть и планировала изначально согласиться, ведь боялась не получить второго предложения из-за отдаленности от света и своей неказистой внешности. Марья уважает себя, но проявляет гордость только в крайних случаях из-за природной деликатности. Еще один эпизод не менее показателен в этом отношении: когда компаньонка предложила княжне просить заступничества у французских генералов, она с негодованием отказалась. Марье была свойственна гордость за свою фамилию. Поэтому можно сказать, что героиня, помимо скромности и смирения, обладает ещё самоуважением и гордостью, но не выставляет их напоказ.

На первых же страницах романа перед нами предстаёт князь Андрей Болконский. Один из главных героев романа и, без сомнения, один из любимых героев Л. Н. Толстого. На протяжении всего романа Болконский ищет своё предназначение в жизни, пытаясь выбрать дело, которому следовало бы отдать все свои силы.
Эгоистические интересы, светские интриги, притворство, наигранность и неестественность поведения, ложный патриотизм правят миром богатых. Андрей же человек чести, и для него неприемлемы подобные мелкие поползновения, неблагородные устремления. Именно поэтому он быстро разочаровался в светской жизни. Не принесла ему счастья и женитьба. Болконский стремится к славе, без которой, по его мнению, настоящий гражданин, радеющий за своё Отечество, жить не может. Кумиром для него являлся Наполеон.
В своих честолюбивых устремлениях, князь Андрей тоже, надо признать, становится безгранично эгоистичным. Ему не жаль пожертвовать всем самым дорогим в жизни ради минут славы и торжества над людьми: «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно».
В Андрее от природы заложено такое качество, как истинно болконская гордость, унаследованная им от отца, от предков. Но он стремится к славе не только для себя, он хочет принести пользу своему Отечеству, русскому народу. В день Аустерлицкого сражения Болконский во время паники на глазах у М. И. Кутузова со знаменем в руках увлёк в атаку целый батальон. Андрея ранят. Рушатся все его честолюбивые планы. И только теперь, когда он такой беспомощный и покинутый всеми лежит на поле, он обратил своё внимание на небо, и оно вызвало в нём искреннее и глубокое потрясение: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба».
Вся жизнь в один миг промелькнула перед глазами. Болконский по-другому посмотрел на своё прошлое. Теперь Наполеон со своим мелким тщеславием ему кажется ничтожным обыкновенным человеком. Князь Андрей разочаровывается в своём герое. В душе Болконского совершается переворот, он осуждает свои недавние ложные устремления к славе, понимает, что отнюдь не она является главным стимулом человеческой деятельности, что существуют более возвышенные идеалы.
После Аустерлицкой кампании князь Болконский решил никогда больше не служить на военной службе. Он возвращается домой с совершенно изменённым, несколько смягчённым и одновременно тревожным выражением лица. Но судьба мстит ему за чрезмерную гордость. Умирает его жена от родов, оставив ему сына Николушку. Теперь Болконский решает всего себя посвятить семье и жить только для неё. Но в то же время покоя не даёт мысль, что человек не должен жить для себя.
Встреча Андрея Болконского с Пьером Безуховым выводит его из тяжёлого душевного состояния. Пьер убеждает Болконского, что жить надо для всех людей. Весной Болконский едет по делам имений своего сына. Проезжая через лес, где всё уже зеленело, только один дуб старым, эдаким сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами, князь Андрей думал: «Жизнь кончена…» Но на обратном пути, увидев, что даже это дерево зазеленело, Андрей решил, что ничего ещё не закончилось в тридцать один год.
Теперь Андрей стремится принять участие в тех делах, которые делаются во благо Отечества, осуждает свою эгоистичность, размеренную жизнь, ограниченную пределами семейно-родового гнезда. Болконский приезжает в Петербург, попадает в круг Сперанского и принимает участие в разработке проекта по отмене крепостного права в России. Сперанский произвёл на Андрея неизгладимое впечатление своим умом, он оказался человеком, умеющим к любой проблеме, любому государственному вопросу найти правильный подход. Но как только Волконский встречает на балу Наташу Ростову, он как бы прозревает. Она напомнила ему о настоящих ценностях жизни. Андрей не только разочаровывается в Сперанском, но и начинает презирать его. Исчезает недавний интерес к государственным делам. «Разве всё это может сделать меня счастливее и лучше?»
Наташа как бы возрождает Болконского для новой жизни. Он безумно влюбляется в неё, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. Наташа тоже любит Болконского, правда он ей кажется сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная, молодая, весёлая девушка. Они как два полюса, и их, пожалуй, невозможно соединить. Наташа не понимает, зачем князь отложил их свадьбу на целый год. Этой отсрочкой он спровоцировал её измену. И опять чисто Болконская гордость не позволяет Андрею простить Наташу, понять её. В разговоре с Пьером Болконский сказал: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». В этот момент перед нами предстаёт тот Болконский, каким мы узнали его в начале романа, такой же жестокий эгоист. Болконский заставляет себя забыть о Наташе.
Однако война 1812 года многое изменила в этом человеке. Она пробудила в нём патриотические чувства, он пытается помочь Отечеству, воюет за спасение своей Отчизны. Но судьба складывается так, что Андрея ранят, и он произнесёт: «Я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух».
Но когда Андрей почувствовал, что смерть совсем близко, что жить осталось ему не долго, он перестал бороться, утратил всякую надежду, не хотел никого видеть.
Андрей Болконский умер не только от раны. Его смерть в известной мере связана с особенностями характера, с мировоззрением, с отношением к обществу людей. На закате жизни он стал, по сути, почти идеальным человеком, лишённым недостатков: всех любил, всех простил. А всепрощение, жертвенность, непротивление злу насилием, проповедь всеобщей любви мешают человеку жить привычной земной жизнью, ибо, чем человек совершеннее по своим моральным качествам, тем он уязвимее. И поэтому скорее может погибнуть.

Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о том, что такое настоящая храбрость. Я думаю, что это черта характера сильного и благородного человека, проявляющаяся в способности преодолевать волевыми усилиями чувство страха перед чем-то новым, неизвестным, сложным, позывать смелость при выполнении опасных и рисованных действий. Но всегда ли решительные и бесстрашные поступки являются проявлением истинной храбрости и чести, или это может оказаться всего лишь расчётливостью, направленной на достижение только своей личной выгоды? Для ответа на этот вопрос обратимся к произведениям русской классической литературы.

Один из главных героев романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» - Андрей Болконский – проходит долгий путь идейно-нравственных исканий, на котором ему случается проявить как настоящую храбрость, так и показную браваду. На поле Аустерлица князь Андрей проявляет небывалую смелость: перед лицом смертельной опасности, не замечая снарядов и пуль, летевших на него, он со знаменем в руках побежал на врага, вдохновив других солдат снова ринуться в бой. Но был ли это поступок, совершённый из благородных побуждений? К сожалению, нет.

Князь Андрей мечтал о своём Тулоне, личном подвиге, и даже в момент своего героического поступка он думал только о предстоящей славе. Настоящую же храбрость Андрей Болконский проявил в Бородинской битве. В ней он участвует уже не ради своих амбиций и удовлетворения честолюбия, а ради народа, Родины, готовый отдать за них свою жизнь. Это был его настоящий, полный истинной храбрости подвиг.

Другим аргументом может служить поведение русских солдат во время Шенграбенского сражения. В суматохе и панике, перед лицом надвигающегося врага, осталась лишь одна рота, сохранившая свою организованность – рота Тимохина, сумевшая произвести перелом в битве. Капитан Тимохин повёл себя бескорыстно – героически: с решительностью и даже отчаянностью он набросился на французов. Во имя общего блага он был готов пожертвовать собой, лишь бы заставить противника отступить. Не таков Долохов, который, в противовес Тимохину, думал только о себе и своей славе. Да, он бежал в атаку со своим командиром, но только ради возвращения своего офицерского звания. В этом эпизоде очень ярко виден весь контраст истинной и ложной храбрости.

Ещё одним аргументом может являться сопоставление двух героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» – Гринёва и Швабрина. Первый готов пожертвовать собой в битве за крепость, под страхом смерти, рискуя жизнью, он остаётся верен присяге и прямо высказывает свою позицию Пугачёву. Второй же, испугавшись за свою жизнь, переходит на сторону врага. На фоне поведения Швабрина храбрость Гринёва раскрывается ещё полнее.

Все эти аргументы ещё раз убеждают читателя в том, что проявить настоящую, не осквернённую тщеславными побуждениями храбрость, остаться смелым и решительным перед лицом опасности может только поистине благородный человек.

Сочинение на тему "Война в мире князя Адрея Болконского", написанное по произведению Л. Н. Толстого "Война и мир". В сочинении описано изменение отношения Андрея к войне по ходу событий произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Война в мире князя Андрея Болконского

В начале романа князь Андрей положительно относился к войне. Война нужна ему, чтобы достичь своих целей: совершить подвиг, прославиться: «Туда-то я буду послан, - думал он, - с бригадой или дивизией, и там - то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной». Для Болконского кумиром являлся Наполеон. Андрею не нравилось то, что Наполеон в двадцать семь лет уже был главнокомандующим, а он, в этом возрасте только адъютант.

В сентябре князь отправляется на войну. Ему было приятно думать об отъезде. Даже тогда, когда он прощался с Марьей, он уже думал о войне. Когда Андрей прибыл на фронт, он познакомился с двумя штабными офицерами: Несвицким и Жирковым. С самого знакомства отношения между ними «не сложились», так как Несвицкий и Жирков сильно отличались от Андрея. Они были неумны, трусливы, в то время как Болконский отличался умом и храбростью. Эти отличия проявились тогда, когда офицеры встретились с генералом Маком. Штабные офицеры посмеялись над поражением австрийской армии, а Андрей был очень недоволен: «…мы - или офицеры, которые служим царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Сорок тысяч человек погибло, и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить». Храбрость же показана в эпизоде, когда князь просит Кутузова остаться в отряде Багратиона, в то время, как Несвицкий наоборот не хочет участвовать в бою и отступает в тыл.

На Шёнграбенском сражении князь Болконский продемонстрировал не только храбрость, но и мужество. Он осмелился поехать на батарею Тушина. И именно здесь Андрей видит мужество, которое показали артиллеристы Тушина. После сражения он единственный заступился за капитана перед Багратионом, хотя Андрею не нравится, что Тушин не может признать свою заслугу, свой подвиг и старается не упоминать о нем.

После Шёнграбенского сражения Болконский участвует ещё в одном сражении - Аустерлицком. Здесь ему удаётся совершить подвиг: во время отступления батальона он подхватывает знамя и своим примером побуждает солдат вернуться и броситься в атаку: «Как бы со всего размаха крепкою палкой кто - то из ближайших солдат, как ему показалось, ударили его в голову». После ранения Андрей видит небо и восхищается им: «… Как же я не видел этого высокого неба? И как счастлив, что узнал его наконец… ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу». Во время этого сражения он разочаровывается в Наполеоне - он ему кажется «маленьким, ничтожным человеком». Андрей понял, что жизнь важнее всего, даже подвигов и славы. Он понял, что война - не средство достижения блестящей карьеры, а грязная, тяжёлая работа. Битва при Аустерлице заставляет пересмотреть свои приоритеты - теперь он выше всего ценит семью. И, после плена, возвращается домой, в Лысые горы, где застает смерть жены: Лиза умирает при родах. Князь чувствует вину перед маленькой княгиней и понимает, что эту вину ему уже не искупить. После этих событий - Аустерлицкой кампании, смерти жены и рождения сына - князь Андрей «твёрдо решил никогда не служить более в военной службе».

Когда началась Отечественная война, князь Болконский идёт в армию по своему желанию, но идет он туда уже не за «Тулоном», а из - за мести. Андрею предлагали службу в свите императора, но он отказался, потому что только служа в армии он будет полезен на войне. Перед Бородино князь сказал Пьеру причину своего возвращения в армию: «Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям».

После назначения Андрея командующим полком, он «весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли «наш князь». Им гордились и любили».

Накануне сражения Болконский был уверен в победе русских полков, он верил в солдат. И сказал Пьеру: «Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение».

На сражении под Бородино полк Андрея Болконского стоял в резерве. Туда часто попадали ядра, солдатам было приказано сесть, но офицеры ходили. Рядом с Андреем падает ядро, но он не ложится и его смертельно ранил осколок от этого ядра. Его увозят в Москву, князь подводит итоги своей жизни. Он понимает, что отношения должны строиться на любви.

В Мытищах к нему приходит Наташа и просит прощения. Андрей понимает, что её любит и с Наташей он проводит последние дни своей жизни. Именно сейчас он понимает, что такое счастье и каков, на самом деле, его смысл жизни.



Загрузка...