emou.ru

Преподобный иов почаевский (†1651). Святой Иов Почаевский — храмы, житие, мощи, о чем молятся

Православный праздник отмечается 10 сентября. Свято-Успенская Почаевская Лавра является одной из величайших святынь Православного мира. Этот монастырь насчитывает многовековую историю, с которой связано немалое количество имен монахов, посвятивших в свое время собственную жизнь служению Господу. Таков был и преподобный Иов Почаевский.

Данный святой почитается Церковью в конкретные дни года. Один из подобных праздников приходится на 10 сентября. В рамках его православные христиане вспоминают такое событие, как обретение мощей угодника Божия. Преподобный Иов Почаевский, в миру Иван Иванович Железо родился около 1551 года в Галиции, Покутской области, в семье благочестивых христиан.

Еще будучи маленьким мальчиком, Иоанн отличался от других детей совершенством разума, мудростью не по годам. Уже тогда наблюдалось полное соответствие его помыслов и поступков. В 10-летнем возрасте Иоанн почувствовал в себе стремление уединиться, стать подвижником. Это желание оказалось сильнее даже любви к родителям - отрок просто не мог противиться ему. Потому он оставил отчий дом и направился в расположенный неподалеку Угорницкий Спасо-Преображенский монастырь.

По прибытии Иоанн обратился к игумену обители с пламенной просьбой принять его в число братии, и тот, видя такое рвение юного создания, с радостью согласился. С этого момента для отрока начался новый этап земного существования. Екклесиарх дал мальчику послушание по силам, но тот, почувствовав себя в монастырской среде, словно рыба в воде, не ограничивался одним лишь порученным ему делом. Иоанн старался угодить каждому из братии, выполняя те или иные услуги.

Особенности его натуры не могли укрыться от взора игумена и братии, посему в 12-летнем возрасте отрока со всеобщего согласия настоятель монастыря постриг в монахи. Мальчик получил новое имя - Иов, что повлекло за собой подражание юного инока новому примеру - многострадальному Иову, ветхозаветному праведнику.

Когда Иов достиг 30-летия, его возвели на степень священства. Это сделало подвижника еще более знаменитым: теперь о нем знали и за пределами земли русской, в Польше. После 1642 года подвижник земли Русской принял великую схиму с именем Иоанн. Много времени с тех пор он жил в пещере, затворяясь в келье на несколько дней, а то и целую неделю. Во время одного из таких затворов келью преподобного Иова осветил по свидетельству братии яркий неземной свет.

Подвижник Иоанн отошел ко Господу 28 октября 1651 года. Его мощи были открыты для поклонения не сразу, а лишь в 1659 году. Предшествовало этому событию трехкратное явление преподобного Иова митрополиту Киевскому Дионисию.

Именины:

Николай, Сергей, Павел, Иван, Александр, Игнатий, Степан, Георгий, Анна, Сусанна.

10 сентября 2014 года в храме была отслужена Божественная Литургия. Сегодня Православная Церковь празднует день памяти обретения мощей преподобного Иова Почаевского. Преподобный Иов, игумен Почаевский, чудотворец родился в середине ХVI века в Галиции, в Покутской области. И наречен был во святом крещении Иоанном. В возрасте 10 лет он пришёл в Спасо-Преображенский Угорницкий монастырь находящийся там же в Галиции.

С вступлением в монастырь начинается для юного Иоанна новая жизнь. Не довольствуясь одним послушанием, на которое поставил его екклесиарх, юный Иоанн каждому иноку старался угождать разными услугами. Всякое дело старался он исполнять с кротостью и смирением. Такое житие преподобного инока в Угорницком Преображенском монастыре прославило его по всей Галиции. Видя благонравие и глубокое его смирение, игумен с общего согласия, постриг его в иноческий чин когда ему было двенадцать лет и назвал его Иовом. Преуспевая день отодня в добродетели и достигнув совершенного возраста, т.е. 30 лет преподобный Иов возведён был на степень священства. Около 1580 года он возглавил Крестовоздвиженский монастырь близ города Дубно. Став игуменом преподобный Иов прежде всего стал заботиться о восстановлении порядка в монастырской жизни. Он управлял монастырём более 20 лет. В начале XVП века преподобный удалился на Почаевскую гору, - в ту обитель, которая теперь известна под именем Почаевской Лавры.

Заботы преподобного Иова о благоустройстве обители не мешали ему предаваться подвигам подвижническим. В пещере в которой он подвизался, до сих пор остаются следы его коленопреклонений. Часто удаляясь в эту пещеру, он иногда в протяжении трёх дней, а иногда и недели пребывал в молитвенных подвигах и посте. Преподобный игумен Почаевский в 1628 году принял участие в Киевском Соборе. На Соборе Иов подписал соборное определение, в котором заявил, что он «твёрдо стоит в православной вере, не мыслит об отступлении в унию и под клятвою обещается не отступать к тому же увещевать весь православный народ». Преподобный Иов – в великой схиме Иоанн дожил до 100 лет и, предсказав день смерти своей за неделю, тихо почил 28 октября 1651 года. В 1659 году 8 августа митрополит Дионисий с архимандритом Феофаном и с братией открыли гроб преподобного, и святые мощи его обретены были нетленными. 28 августа (10 сентября) 1833 года мощи преподобного Иова были торжественно открыты для всеобщего поклонения. В 1902 году Святейший Синод определил в этот день обносить святые мощи преподобного Иова вокруг Успенского собора Почаевской Лавры после Божественной Литургии.

Сегодня Православная Церковь празднует день памяти обретения мощей преподобного Иова Почаевского
Преподобный Иов, игумен Почаевский, чудотворец (в миру Иван Железо), родился в середине ХVI века в Покутье в Галиции. В возрасте 10 лет он пришел в Преображенский Угорницкий монастырь, а на 12-м году жизни принял монашество. С юности преподобный Иов был известен величайшим благочестием, строгой подвижнической жизнью и рано был удостоен священнического сана. Около 1580 года, по просьбе известного поборника Православия князя Константина Острожского, он возглавил Крестовоздвиженский монастырь близ города Дубно и управлял монастырем более 20 лет в обстановке нараставших гонений на Православие со стороны католиков и униатов.
В начале ХVII века преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители, славной своей чудотворной Почаевской иконой Божией Матери. Братия обители, полюбив святого отшельника, избрали его своим игуменом. Преподобный Иов, ревностно исполняя должность настоятеля, был кроток и ласков с братьями, сам много работал, сажал в саду деревья, укреплял плотины близ монастыря. Принимая деятельное участие в защите Православия и русской народности, преподобный Иов присутствовал на Киевском Соборе 1628 года, созванном против унии. После 1642 года преподобный Иов принял великую схиму с именем Иоанн. Иногда он полностью затворялся в пещере на три дня или на целую неделю. Иисусова молитва была непрестанным деланием его кроткого сердца. По свидетельству ученика и составителя жития преподобного Иова Досифея, однажды во время молитвы преподобного пещеру осиял небесный свет. Скончался преподобный Иов в 1651 году, прожив более 100 лет, после пятидесятилетнего управления Почаевской обителью. 28 августа 1659 года совершилось прославление преподобного Иова.
Преподобный Иов Почаевский скончался 28 октября 1651 года. 28 августа 1833 года мощи преподобного Иова были торжественно открыты для всеобщего поклонения. В 1902 году Святейший Синод определил в этот день обносить святые мощи преподобного Иова вокруг Успенского собора Почаевской Лавры после Божественной литургии.

Молитвы


Тропарь на обретение мощей преподобного Иова Почаевского


глас 4
Возложь на ся иго Христово от юности,/ преподобне отче Иове,/ многолетне свято подвизался еси/ на поприще благочестия во обители Угорницстей и на острове Дубенстем,/ и, пришед к горе Почаевстей,/ знаменанней цельбоносною стопою Пресвятыя Богородицы,/ в тесней пещере каменней/ богомыслия ради и молитвы многократно заключался еси,/ и, благодатию Божиею укреплялся,/ мужественно потрудился еси/ на пользу Церкве Христовы и обители твоей,/ купно же и противу врагов Православия и благочестия христианскаго,/ и, наставив сицевому ополчению иночествующих,/ победители тех представил еси Владыце и Богу./ Того моли спастися душам нашим.


Кондак на обретение мощей преподобного Иова Почаевского


глас 8
Возсия от спуда земнаго сокровище нетленное мощей твоих,/ угодниче Божий,/ яко, благочестно пожив в вере Христа Бога нашего,/ достигл еси добродетелей совершенства,/ и, оставль сладость жития преходящаго,/ в пещере горы Почаевския в пощениих, молитвах и трудех свято подвизался еси,/ и теми тело твое увядил еси./ Ныне же, прешед к Богу в безмятежный и вечный покой,/ молишися о всех с верою к тебе прибегающих./ Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий/ и обители Почаевския украшение.


Молитва преподобному Иову Почаевскому


О всесвятый и преславный угодниче Божий, преподобне отче наш Иове, присный о нас ко Господу молитвенниче и теплый предстателю о душах наших, к тебе всеумиленно ныне притекаем и, поминающе подвиги и чудеса твоя, яже сотворил еси и твориши на земли, просим и молим твою благостыню: якоже твердо и неизменно потрудился еси в вере Христа Бога нашего, и, сию до конца в себе и во всех присных твоих целу и невредиму сохранивый от всяких приражений вражиих и ересей тлетворных, сице и нас в Православии и единомыслии укрепи, отгоняя молитвами твоими всякую тьму неверия и неправо­мыслия от сердец и помышлений наших; послуживый Господу и Богу твоему делы благими и неизреченным самоотвержением в трудех, бдениих и пощениих, настави нас на путь всякия добродетели и благостыни, избавляя от искушений и грехов, удаляющих нас от Бога и повергающих в бездну зла все житие наше; явивыйся иногда с Пречистою Девою Богородицею верху горы Почаевския во спасение обители твоея от нашествия и обложения агарянскаго, и ныне ускори на помощь стране нашей противу всех врагов наших, внешних и внутренних, утверждая мир и тишину в земли нашей, да безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте; и всем к тебе притекающим и припадающим к раце честных и многоцелебных мощей твоих и твоея помощи и заступления требующим неоскудныя милости независтно подаваяй, не остави и нас, сирых и безпомощных, тебе молящихся, избавляя от всякия скорби, гнева и нужды, от глада, губи­тельства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани. Ей, угодниче Божий, призри милостивно от Престола Царя славы, Емуже ты ныне предстоиши со Архангелы и Ангелы и со всеми святыми, на обитель твою Почаевскую, еюже ты древле мудро правил еси, наздав ю всехвальным и дивным житием твоим, и сохрани ю молитвами твоими и всякий град, и страну и всех отовсюду, на море и на суши, в пустынях и в заключениих многораз­личных тебе призывающих, от всех зол, видимых и невидимых, да, тако твоею помощию и ходатайством спасаеми, в веце сем и по скон­чании живота нашего сподобимся купно с тобою славити и воспевати всечестное имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Преподобный Иов Почаевский.

Преподобный Иов Почаевский родился около 1551 года в Галиции от благочестивых родителей по прозванию Железо и был наречен в крещении Иоанном. Он жил в трудные для России годы, когда на западных ее окраинах православный народ Волыни и Галиции подвергался церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов.

В десятилетнем возрасте мальчик оставил родительский дом и просил игумена ближайшего Угорницкого монастыря позволить ему служить в обители. Своим усердием он завоевал любовь монастырского братства, прозорливый же игумен провидел в нем большие духовные дары. На двенадцатом году жизни Иоанн принял монашеский постриг с именем Иов, а на тринадцатом — уже после многих иноческих подвигов — был рукоположен в священнический сан (впоследствии он принял схиму).

Известия о духовных подвигах Иова широко распространились по всему краю. К преподобному начали приходить вельможи, просившие духовного окормления. Он стал пользоваться особым доверием и покровительством известного защитника православия на Волыни князя Константина Острожского. Князь обратился к игумену с просьбой отпустить преподобного Иова в его княжеский Дубенский Крестный монастырь. Игумен согласился, и через некоторое время преподобный Иов был поставлен во главе Дубенской братии.

Особенно важной для укрепления православия на Волыни была книгоиздательская и литературная деятельность преподобного Иова. Долгие годы (до 1932 года) в Почаевском монастыре хранился труд самого преподобного — «Книга блаженного Иова Почаевского, властною рукою его написанная», содержащая до 80 бесед, поучений, проповедей, а также выписки из святоотеческих аскетических и полемических сочинений.

Преподобный Иов игуменствовал вплоть до 1649 года. Преемника себе он назначил почти в столетнем возрасте — на момент передачи сана преподобному было 98 лет. Но и после этого Иов участвовал в важнейших делах обители. 2 ноября 1651 года святой получил откровение о своей близкой кончине, а 9 ноября мирно отошел в мир иной.

Преподобный Иов был погребен близ пещеры, где подвизался. Над его могилой часто видели чудесное сияние. Через семь лет после кончины святой Иов трижды явился во сне митрополиту Киевскому Дионисию (Балабану) с известием о том, что пришло время открывать его святые мощи. Нетленные мощи преподобного Иова были перенесены в храм Живоначальной Троицы, где рядом с ними произошло много чудес.

Чудесные исцеления от мощей преподобного Иова побудили Святейший Синод вторично открыть их, что и было совершено 10 сентября 1833 года. Эта дата сейчас считается православным праздником.

В землях северной Тернопольщины был свой знаменитый преподобный, неколебимо стоявший против унии как против отступления, против измены Православию - уроженец Коломыи (1551-1651), проживший сто лет и в миру носивший несокрушимое имя Иоанн Железо.

10 сентября (28 августа по ст.ст.) празднуется обретение мощей этого святого, стоявшего железной стеной за Русское Православие. Не забудем, что территория, где располагается нынешняя Западная Украина, в 1596 году приняла так называемую Брестскую унию, что означало «присоединение к Римско-католической церкви ряда епископов и епархий православной Киевской митрополии (в составе Константинопольского патриархата) во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой, на территории Речи Посполитой».

Но несокрушимо стоял в вере преподобный Иов Почаевский, настоятель Почаевского монастыря, и, оправдывая свою фамилию, с железной твердостью боролся с униатами, отошедшими от Православия под покровительство Римского папы. Крепок духом и верой был преподобный Иов, не случайно и сегодня к его святым мощам, упокоенным в раке возле пещерки, где он молился на Почаевской горе, притекает множество людей со всего Русского Мiра.

А униатам (греко-католикам) - как тогда, четыреста с лишним лет назад, так и сейчас - палец в рот, меж тем, не клади. Мало того, что они, начиная с 1991 года захватывали храмы и приходы нашей канонической Церкви, которая после судьбоносного Харьковского архиерейского собора 1992-го года стала именоваться Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, но и беспрецедентно, впервые в истории, в период правления президента Виктора Ющенко, выстроили свой кафедральный храм на левом берегу Днепра, в Дарнице. В нынешние дни они активно свершали свои «молитвенные действия» на «евромайдане», вплоть до призыва некоторых «священников»-униатов к убийству «москалей», «коммуняк» и иных. Похоже, греко-католики восприняли неонацистский, необандеровский переворот на Украине как свой собственный, родной, позволяющий резко усилить свою экспансию на восток Украины, на территорию канонического Православия, где они прежде бывали лишь в период немецко-фашистской оккупации.

Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от Восточного Православия на Запад уклонишася, едва кто уже от худых и не славных при православной вере обретается

Богу было угодно явить на Западной Руси сего угодника Своего в час великих и страшных испытаний, обрушившихся на православных в тех краях. Вот что писал в 1632 году митрополит Исаия Копинский Московскому Патриарху: «Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от Восточного Православия на Запад уклонишася, едва кто уже от худых и не славных при благочестии и православной вере обретается». Именно им - «худым и не славным» - крестьянам, ремесленникам, купцам, духовенству предстояло бороться с влиянием иезуитов, особо активизировавшихся в то время. Духовным стержнем, символом этой борьбы стал игумен Почаевской обители преподобный Иов.

Преподобный жил в трудные для России годы, когда на западных ее окраинах православный народ Волыни и Галиции подвергся жестоким церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов. Преподобный Иов был свидетелем Брестской унии и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный использовал все свои возможности для укрепления Православия, для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание.

Родился будущий святой на Покутье в Галичине (ныне Львовская область, неподалеку от города Коломыя) в благочестивой семье Ивана и Агафьи Железо, принадлежавших дворянскому роду, хранившему верность Православию. Согласно Житию преподобного, написанному его учеником, преподобным Досифеем, известно, что в десятилетнем возрасте Иван, «уклонившись от очей любимых родителей», пришел в Угорецкий Спасо-Преображенский монастырь в Карпатах, где через 2 года был облечен в малую схиму с именем Иова. Много позднее (очевидно, незадолго перед кончиной, точная дата неизвестна) принял и великую схиму.

Молитвенные подвиги и благочестивая жизнь подвижника не укрылись от людей. Известность о нем широко распространилась по всему краю.

К преподобному стали тянуться вельможи, просившие духовного окормления. Он стал пользоваться особым доверием и покровительством известного защитника Православия князя Константина Острожского. Князь Константин обратился к игумену Угорницкого монастыря с просьбой отпустить преподобного Иова в его княжеский Дубенский Крестный монастырь. Игумен согласился, и через некоторое время Иов был поставлен во главе Дубенской братии. В сане игумена он пробыл более двадцати лет, именно к тому времени относится заключение Брестской унии и последовавшие притеснения православных. Князь Константин, под защитой которого находился преподобный Иов, имел огромное влияние на Волыни, пользовался уважением польского короля Сигизмунда III и папы Римского Климента VIII. Поэтому униаты и иезуиты не решались препятствовать действиям Дубенского игумена.

По благословению святого в 1581-1582 годах в Остроге была издана первопечатная славянская Библия, известная как Острожская Библия

Во время пребывания в Дубне святой приступил к распространению православных книг. С этой целью он подвигнул некоторых на переводческую деятельность и переписку книг. По свидетельству жития, преподобный и сам участвовал в том труде. По благословению святого в 1581-1582 годах князь Константин издал в Остроге первопечатную славянскую Библию, известную историкам и литературоведам всего мира как Острожская Библия.

Заботы и волнения, связанные с издательскими трудами, а также неприязнь латинян отвлекали святого Иова от монашеского делания. С Дубенским монастырем преподобного вязали без малого 20 лет настоятельства, тем не менее, тяготясь игуменством, он оставил эту обитель и около 1604 года, стремясь к отшельническим подвигам, нашел пристанище в скромной обители неподалеку - на горе Почаевской, где издавна селились многочисленные рачители безмолвия.

Преподобный Иов искал в безвестности и свободы для молитвы, но иноки, вскоре почувствовавшие в пришельце духовную силу, единодушно и со слезами просили его стать их игуменом. Святой был вынужден уступить, и вскоре его трудами монастырь Почаевский упрочил свое положение и возвысился над прочими западнорусскими обителями. Он стал пользоваться материальной поддержкой местных дворян, избежавших отпадения в унию. Так, в 1649 году на средства помещиков Феодора и Евы Домашевских в обители был построен каменный храм во Имя Пресвятой Троицы, в который был передан запечатленный в камне отпечаток цельбоносной Стопы Божией Матери и Ее чудотворная Почаевская икона.

Но вскоре последовали бедствия. В 1607 году на обитель напали татары и, ограбив, убили одного из иноков. В 1620 году внук Анны Гойской, протестант Андрей Фирлей, задумал прогнать иноков с Почаевской горы, для чего отобрал у них земельные угодья и, ворвавшись со слугами в монастырь, унес чудотворную икону. После этого дом Фирлея постигли бедствия и болезни, не прекращавшиеся до тех пор, пока икона не была возвращена в монастырь.

Эти события побудили преподобного Иова к немалым суетным трудам. В течение нескольких лет он был принужден ездить по судам и конторам, пока, наконец, тяжба с Фирлеем не решилась в пользу монастыря.

В результате огромных усилий удалось вырыть на Почаевской горе колодец и тем самым дать обители воду (соседние источники были отобраны Фирлеем).

Особенно важной для укрепления Православия на Волыни стала книгоиздательская и литературная деятельность святого. В начале XVII века в этом крае осталась всего одна славянская типография - Почаевская. Ее-то и использовал преподобный в целях борьбы с иноверием. Здесь печатались книги обличительного и догматического характера, православные молитвы, послания, особо важные в условиях католической экспансии в Западной Руси.

Долгие годы (до 1932-го!) в Почаевском монастыре хранился труд самого преподобного «Книга блаженного Иова Почаевского, властною рукою его писанная», содержащая до 80-ти бесед, поучений, проповедей, а также выписки из святоотеческих, аскетических и полемических сочинений (издана в 1884 году в Киеве на русском языке под названием «Пчела Почаевская»).

Главной для святого старца была борьба с католиками и протестантскими сектантами. Преподобный присутствовал на Киевском Соборе 1628 года, состоявшемся в связи с возвращением в Православие отпавшего в унию архиепископа Мелетия Смотрицкого. Именно преподобный Иов писал соборное определение, свидетельствующее о верности восточному Православию.

Вместе с видимыми трудами проходила и незримая молитвенная жизнь святого. Одиночество, столь им искомое, преподобный Иов находил в дикой пещере на горе Почаевской. Эта пещерка была весьма узкой и крохотной, в ней им было пролито немало сердечных слез «о мире, во зле лежащем», как выразился преподобный Досифей в житии святого.

Однажды, когда преподобный молился в пещере, «необычайный свет вдруг озарил его пещеру и в течение двух часов отражался из глубины ее…»

В нее преподобный удалялся порой на целую неделю, где в строгом посте молился о мире. («В тесной пещере каменней богомыслия ради и молитвы многократно заключался еси», - речет тропарь 4-го гласа преподобному Иову). Что делалось в те часы в этой пещере, никому из смертных знать не дано, но однажды, когда преподобный молился в ней, «необычайный свет вдруг озарил его пещеру и в течение двух часов отражался из глубины ее на противоположной церкви».

Кто сподобился побывать в храмовой пещерке Почаевской обители, где покоятся в раках мощи двух столпов Почаевских - преподобных Иова и Амфилохия, тот помнит благоговение, которое охватывает, когда «прислоняешься» сердцем и душой к этому месту, к честным мощам духоносных старцев, стоявших с разницей в три с лишним века на духовных рубежах православной Руси. Верно заметил известный русский церковный писатель и паломник А. Н. Муравьев (в эти дни отмечается 140-летие со дня его кончины), первоначальную историю горы Почаевской следует искать «не на высоте скалы», а в глубине ее пещер.

Руки преподобного, нетленного и почившего много веков назад, и сегодня теплы и мягки, как у живого. И источают дивный аромат

Мощи преподобного Иова покоятся с большим почетом и в великом бережении. Дивно изукрашенная рака с мощами преподобного Иова помещена в природной пещере, рядом с лазом в пещерку преподобного, где он столько часов и дней провел в молитвенном бдении. Мощные каменные своды из серого необработанного камня в пещере, тут же - небольшой богатый иконостас, лампады, свечи и мощи святого. Мощи сокрыты стеклом, но не полностью. Руки нетленных мощей открыты, и прикладываются к ним как к руке живого праведника. Руки преподобного, нетленного и почившего много веков назад, и сегодня теплы и мягки, как у живого. И источают дивный аромат.

Желающие могут забраться и помолиться в пещерке преподобного. Изустная молва приписывает этому лазу чудесную особенность пропускать свободно людей, чистых сердцем, смиренных, покаявшихся, а вот нераскаявшихся «прихватывает» и не отпускает, покуда не покаются при всех.

Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова такое, будто ты упал в десницу Господа

Кто нырял (именно нырял, головой вперед и вниз!) в совсем малюсенькую «печерку», в маленькое отверстие в скале, как кажется, размером чуть ли не с два кулака, никогда не забудет этого. Поначалу ты даже не понимаешь, как туда может проскользнуть взрослый человек. Но пробуешь, и протискиваешься в полный мрак. Дыхание перебивается, грудь сжимается при вползании во тьму, сердце колотится от неизвестности, словно хочет выпрыгнуть. Внутри тебя поддерживает невидимый служитель. Ты нащупал иконку, прикоснулся губами, с трудом собрался с собой и прочитал три молитвы. Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова такое, будто ты упал в десницу Господа, она сжала тебя, как кусок сыра, выжала все лишнее, и вновь возвращает в реальный мир. Прямое, полное, ясное ощущение, что пребываешь пред Лицем Господним.

Кроме молитвы и богомыслия, преподобный занимался и физическим трудом. Он работал в монастырском саду, при его участии были вырыты два пруда вблизи обители, сделаны плотины.

В период военных действий Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой преподобный Иов давал многим людям убежище в своем монастыре. Известно также, что преподобного избирали своим духовником многие влиятельные люди того времени. Вплоть до 1649 года игуменствовал преподобный Иов, и назначил себе преемника лишь в 98-летнем возрасте, но и после того участвовал в важнейших делах обители.

21 октября 1651 года святой получил откровение о своей близкой кончине. 28 октября он, совершив Божественную Литургию, мирно отошел ко Господу. Преподобный был погребен близ пещеры, где подвизался. Над его могилой часто видели чудесное сияние. Через семь лет после кончины святой Иов трижды явился во сне митрополиту Киевскому Дионисию (Балабану) и известил о том, что пришло время открыть его мощи.

Семь лет и 9 месяцев пролежало в земле его тело после погребения. Обретение честных мощей происходило так: 28 августа 1659 года митрополит Дионисий возглавил торжественное обретение нетленных мощей («безо всякого истления, как бы того же часа погребенные, и исполненные недоразуменного благоухания») преподобного, на которых остались заметны даже язвы на ногах после отеков от длительного молитвенного стояния. Житие преподобного Иова почти ничего не сообщает об этих язвах. Но весьма вероятно, что усвоение за преподобным имени Иова в честь праведного Иова Многострадального, которое он носил, будучи в малой схиме, непосредственно связано именно с величайшим терпением преподобным многих болезней, при соблюдении им глубочайшего смирения и столпнического молитвенного стояния.

Тогда же нетленные останки преподобного Иова были перенесены в храм Живоначальной Троицы.

От них произошло много чудес, например, получил исцеление смертельно больной Досифей, описатель жития святого. В 1675 году по молитве преподобного Матерь Божия спасла Почаевскую обитель от осадивших ее татар и турок. Пресвятая Богородица явилась над Почаевской горой вместе со святым Иовом; стрелы, направляемые в Нее врагами, возвращались назад и поражали тех, кто их пускал. От ужаса перед чудом мусульмане бежали.

В начале XVIII века Почаевская обитель отошла к униатам. Но чудеса и исцеления от мощей преподобного Иова не прекращались. И даже униаты уверовали в святость преподобного, составили ему службу с акафистом и стали просить папу Римского канонизировать Иова. В чем им было отказано по причине ревности святого о Православии.

В 1831 году Почаевская обитель вновь вернулась в ведение Русской Церкви. Чудесные исцеления от мощей преподобного побудили Святейший Синод вторично открыть их, что и было совершено 28 августа 1833 года. Обратим внимание на совпадение дат первого и второго обретений-открытий.

В 1858 году на месте пещерной церкви был устроен новый храм во имя преподобного Иова.

Акафист преподобному Иову гласит: «О всеблаженне и богоносне отче наш Иове, иноческаго ангелоподобнаго жития богомудрый наставниче, веры православныя восточно-кафолическия против лжемудрований запада непреоборимый защитниче и поборниче, богопреданных уставов Церкве и преданий отеческих верный блюстителю и строгий взыскателю, святости и чистоты, целомудрия и нестяжания, трудолюбия и богомыслия, поста и бдения великий ревнителю, долготерпения и злострадания неутомимый и непобедимый ратоборче, образ кротости, зерцало смирения, пример незлобия, постников удобрение, девственников похвало, монахов и схимонахов радосте… Огради нас молитвами твоими от всякаго навета вражия и злаго обстояния, сохраняя и соблюдая всех и каждаго в мире и тишине, в вере нелицемерней и богоугодном жительстве».

По сей день Почаевская обитель стоит оплотом русского Православия среди земель, непрестанно подвергающихся греко-католическому нашествию, и не сдается

Статус лавры Почаевский Свято-Успенский Богородичный монастырь получил много позже священной борьбы преподобного Иова. И по сей день Почаевская обитель стоит оплотом русского Православия среди земель, непрестанно подвергающихся греко-католическому нашествию, и не сдается. Учиться бы нам всем стойкости и нерушимости, положенной в основу этого стояния Иоанном Железо.

Преподобный Иов, моли Бога о нас!



Загрузка...