emou.ru

К булычев поселок в сокращении. Кир Булычев - Поселок. Тринадцать лет пути. Великий дух и беглецы. Белое платье Золушки (сборник). Цитаты из книги «Посёлок» Кир Булычев

Возможно, я выскажусь несколько грубовато, но все-таки возьму и выскажусь: «Поселок» – первоклассная литература. Ну само собой, не такая уж оригинальная: тема робинзонады была хорошенько изъезжена до Булычева, композиционно роман немного кособок, например, концовка, как уже отмечалось, слишком суетлива и резка для такого в целом плавного и неторопливого повествования. Но черт меня побери совсем – как классно все это написано.

Дабы не растечься по роману и не булькать, кидаясь от одного к другому, подбирая слова для описания его достоинств, попытаюсь выделить основные из них:

Смысловая и языковая многомерность. Это проявляется во многом, например, сам Поселок: старики, выжившие с корабля, воспринимают поселок как пристанище, какое-никакое убежище от агрессивного и чужого мира вокруг, для молодежи, родившейся на корабле, но выросшей в Поселке – это дом, посреди привычных опасностей, и для детей – это их угол, их место посреди неприветливого и жесткого, но дома – мира вокруг. И в самом конце нам дают еще одну точку зрения на поселок: «бедность и ничтожество». Но Булычев делает еще тоньше: различие не только в точках зрения, но и в языке – старики говорят, во многом опираясь на прошлое, прибегая к абстракциям и аллюзиям, молодежь с трудом осваивает понятия, с которыми не сталкивалась, пытается заменить абстракции какими-то своими конструкциями, а дети творят новый язык, язык, погруженный в окружающую действительность, язык, который не понимают старики (эпизод со Старым и детской игрой). Все это сделано очень аккуратно, очень точно. Все это создает сложную, многомерную художественную реальность, построенную с разных точек зрения, даже разным языком. Что-то подобное можно припомнить только у самых крутых – у Флобера, Джойса.

Очень экономный, неброский, но приятный стиль. Булычев не пишет сочными метафорами, не создает стилистические конструкции барочной пышности и сложности, он скромно пользуется самыми простыми приемами, но, опять же, как чертовски хорошо он это делает. Например, хижины поселка: нигде нет точного и подробного их описания, но мы знаем их через восприятие героев – хижины и жалкие, и ненадежные, но одновременно уютные, и Булычев передает этот уют через интересные и непрезентабельные, казалось бы, детали – например, через плесень, но это домашняя знакомая плесень: «Желтое пятно плесени увеличилось, изменило форму. Еще вчера оно было похоже на профиль Вайткуса: нос картошкой. А сегодня нос раздулся, как будто ужалила оса, и лоб выгнулся горбом». Вообще тема уюта в Поселке сделана очень тщательно и незаметно, какой уж тут уют, вроде, посреди такого леса, но все равно - это пристанище, дом, их место. Эти местные пищащие грибы со временем начинают казаться так даже аппетитными, опасная тварь, этот плюющийся паук, пленяется жителями поселка и становится почти домашним и забавным Чистоплюем.

Очень приятно читать, прям подергиваешься от удовольствия. И если бы хоть пара процентов фантастики писалось так, никому бы и в голову не пришло сказать, что, мол, она все-таки какого-то второго сорта по отношению к «большой», «серьезной» литературе.

Оценка: 9

Я хотела написать отзыв на эту книгу еще полгода назад. После первого, взахлёб, прочтения. Но мне посоветовали «остыть» и прочесть «Поселок» еще раз. Вот, прочла. И пишу! И напишу!!! Изложу свои мысли и чувства.

Как же слаб Человек в Лесу. ЛЕС этой планеты является антиподом человеку - он агрессивен, он не прощает слабости, он хочет ПРОГНУТЬ человека под себя. А человек, со всей своей наивностью пытается остаться ЧЕЛОВЕКОМ. Потому, что Человек не хочет, чтобы его детеныши стали волчатами. Потому что у ЧЕЛОВЕКА есть МЕЧТА! И он, этот самый Человек, ради этой самой Мечты способен на такое, что оторопь берёт. Пусть даже, в даной ситуации, Мечта - это корабль «Полюс», с которого можно принести бластер и сгущенное молоко.... - то есть, частичку Земли. Человеку нужна Мечта. Может быть, Мечта - это то что делает человека Человеком?!

Это первое произведение, где я просто влюбилась в персонажей! НЕТ! Они для меня не персонажи, а настоящие люди! Я сочувствовала Дику, я понимала искания Олега и я так хотела согреть Марьяну, когда они пробивались к Перевалу... Это всё первая часть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Когда же во второй Марьяна, Дик и Казик были в километре от станции, а Олег и Сергеев замерзали в горах, я прошла с ними каждый их шаг. Мне было больно. Мне было так больно, когда они буквально в двух шагах от станции умирали... Когда Казика-Маугли не пустила на станцию Клавдия, отравленная укусом снежной блохи, я думала, что сердце моё разорвётся! Я Дику кричала, чтобы он не выстрелил в Павлыша! Я за два вечера чтения прожила их многлетнюю боль и надежду. Ия заплакала, когда Старый орал и бил в колокол, увидев катер. И я летела с Диком и Салли за Олегом и Сергеевым. И чувствовала себя маленькой Фумико, которая так ждала брата Казика......

Я влюбилась в этих людей. Которые живут только на листе книги. А мне пофиг! Я влюбилась в них! Я плакала вместе с Диком (вернее, вместо него). Я так же как он просила Павлыша спасти Марьяну. Я себя Марьяшкой чувствовала, когда у неё нога воспалилась. И пыталась понять, как это, когда так болит, все равно молчать и говорить, что у меня все нормально, а ты, Дикушка, за Казика переживай!

Кир Булычев Чудо сделал! Он заставил меня прожить жизнь своих героев. И за это я ставлю десятку! Хотя, что такое десятка, если мне даже снились Марьяшка, Дик, дети Поселка, просящие сахару из тростника, и Олег с Сергеевым, ползущие к Перевалу... И если мне до сих пор страшно, если бы было так, что Павлыш и Салли не нашли бы Поселок.

Очень страшный и прекрасный и душе-рвущий Гимн человеческому Разуму. Человечеству вообще!

Я люблю эту Книгу. Потому что я полюбила Олега, Дика, Марьяшку, Старого, Сергеева, Луизу, Казика(!), Фумико, младших Вайткусов и старшего Вайткуса, Лиз и Кристину, Эгли и Героя (это без приколов) Томаса.

Я их люблю!!!

Потому что они ЖИВЫЕ! А еще люблю рыжую Рут, дочку Томаса!:) Они все стали мне близкими! Я бы хотела жить среди таких людей. Я бы хотела чувствовать себя частью огромного, сильного и доброго Человечества.

Киру Булычеву - тысячу спасибо за это! За его огромное, любящее сердце. За мое хотение... За всех них. За Любовь и за Мечту!

Оценка: 10

Уже очень и очень давно я не испытывал таких ярких эмоций, таких впечатлений и такого самозабвения при чтении книг. Думал, что такое эмоциональное напряжение от книги, от текста я уже никогда не получу. Чем больше литературы читаю, тем более и более становлюсь ценителем, почитателем и поклонником фантастического жанра практически во всех его проявлениях, но думал, что чем старше я становлюсь, тем всё меньше и меньше шансов испытать вот такой удар по нервам и чувствам, какой я испытал во время знакомства с, не побоюсь этого слова, одним из лучших и сильных произведений Кира Булычева. Последний раз я находился в таком неразрывном единении с книгой в далеком раннем подростковом возрасте, когда ещё только открывал для себя мир книг Владислава Крапивина. Это просто чудо.

С каким восторгом я следил за жизнью этих побитых судьбой людей, выживших на этой неблагодушной планете и сохранивших в себе всё то самое, что позволяет человеку называть себя человеком, преодолевших всё, ради того, чтобы не потерять надежду, или выглядеть достойно перед лицом опасности и смерти. С какой радостью и принимал все успехи и свершения героев. С каким огорчением я сопереживал их бедам и неудачам. Писатель к концу романа запустил несколько параллельных линий действующих лиц. И абсолютно ни разу не возникло желание перескочить через эту часть, чтобы поскорее вернуться к той части, где действует тот, или иной персонаж. Каждый герой вышел настолько настоящим, настолько живым и настолько одушевленным, что ни с одним из них не хочется расставаться ни на секунду. Кир Булычев проявил свой писательский талант по полной и ещё раз подтвердил, что писатель - инженер человеческих душ. Он, как настоящий Творец, создал людей, поселил их в мир, вложил в них искру, заставил жить и соединил их между собой тысячами неразрывных нитей, а одну ниточку протянул к читателю этой великолепной книги. И ниточка эта становится ментальным каналом, по которому читатель попадет в этот невероятный мир, в котором живут герои Поселка и после этого читатель никогда уже не забудет всего того, что почувствовал и испытал он во время чтения этого шедевра.

Отдельно хочется сказать об описаниях природы планеты, на которой происходят события. Кроме того, что яркий язык и стиль писателя сделали её абсолютно реалистичной, это ещё и навеяло приятные ассоциации с любимыми книгами, отчего чтение стало вдвойне чудеснее. Самая первая книга цикла «Трое из Леса», самое её начало, где описывается Лес, в котором живут невры; «Улитка на склоне» братьев Стругацких и «Евангелие от Тимофея», первый роман из великолепного сериала «Тропа» Ю.Брайдера и Н.Чадовича.

Оценка: 10

Настоящая Литература. Книга, которая обязательна к прочтению независимо от предпочтений к какому-то жанру. Научно-фантастический роман Кира Булычева настолько реалистично прописан,что все радости и невзгоды проживаешь вместе с персонажами этой книги.

Семнадцать лет долгий срок, для оказавшихся в изоляции людей. Когда-то их было сорок, тех кто каким-то чудом выжил и основал так называемый Поселок. Тридцать шесть взрослых и четверо детей. За это время много воды утекло. Сейчас их осталось только двадцать и то, из них взрослых осталось всего девять человек, остальные одиннадцать-это подростки и дети, родившиеся уже в Поселке. Идет вымирание людей, идет борьба с чуждой цивилизацией. Здесь все смертоносно-от неизвестных и страшных животных до безвредных на вид растений. И только вера людей в собственные силы и правильный выбор «пути» за выживание в этом мире, даст людям шанс существовать и жить дальше. А в этом мире или за Перевалом мы узнаем прочитав этот великолепный роман.

Насколько же прекрасно Кир Булычев смог прописать персонажей. Их внутренний мир, переживания, взаимопомощь в критических ситуациях. Олег, Дик, Старый, Луиза,Казик, Марьяна, Томас и другие жители Поселка никого не оставят равнодушными.

Оценка: 10

Потрясающая книга – она из разряда тех, что невероятно трогают душу, бередят чувства и обязательно остаются в памяти в подробностях. В свое время, в юности, я не смогла прочитать эту книгу. Мне показалось невозможным и страшным пережить вместе с героями их трагедию. Я проявила бы свою нетерпеливость, обязательно заглядывала в конец книги посмотреть, что же стало с героями, как разрешилась ситуация и не получила бы ту гамму эмоций, что получила сейчас. Правда и сейчас я тоже была не очень то терпелива в том плане, что прочла эту вещь за два вечера, читая вторую половину до шести утра.

Мне понравился способ изложения произведения. Мне показалось, что я слушаю рассказчика, одного из жителей Поселка, который, спустя много лет, вспоминает и рассказывает произошедшие с ним и его друзьями события. Благодаря этому история кажется очень реальной. Из-за того, что прошло уже много лет рассказчик, мне кажется, намеренно щадит чувства читателя-слушателя, где-то сглаживает углы, но за его словами угадывается более жесткая реальность, более страшные картины беспощадной планеты, более опасные происшествия на грани срыва и гибели каждую минуту.

Рассказчик щадит читателя долго, а в последней трети повествования не сдерживается. В последней трети история несет мощный эмоциональный накал: за каждого из героев невероятно страшно, сжимаются кулаки в тихой мольбе к Автору: «Ну пожалуйста…», и хочется дочитать все разом, пережить, узнать, не откладывая на завтра.

Здорово то, что в книге нет отрицательных персонажей, нет плохих или хороших героев. Каждого можно прочувствовать, поступки, мысли и желания каждого хорошо понятны и объяснимы. Ни на кого не держишь досады, никого не упрекаешь, никому не ставишь в вину. А с состраданием, с болью, с гордостью принимаешь такими, какие они есть: и Олега и Дика – таких разных, боящихся будущей реальности, но так смело скрывающих это, невероятно сильных молодых парней; и Ирину и Лиз со свой болезненной любовью, болезненным страхом; и Марьяну хрупкую, но с железным стержнем внутри девушку; и слепую Кристину с ее жалобами и вечными стенаниями; и хрупкого, не по детски взрослого Казика; и маленькую Фумико, которая никогда не плачет; и каждого жителя Поселка, которых Автор наделил грустным, но твердым взглядом, несгибаемым характером, желанием и стремлением выжить, сохранить в себе человечность, умением делать непростой выбор и, самое главное, выбраться, во что бы то ни стало.

Эта книга совсем не детская. Для ее понимания и осмысления определенно нужен какой-то жизненный и литературный опыт. Наверняка, современный автор сделал бы из этого сюжета цикл на несколько книг с подробнейшим описанием деталей быта и отношений. Но тем и ценно, что Автор проникновенно, грамотно, интересно, емко и, вместе с тем, объемно изложил события двадцати лет выживания группы людей на далекой планете, оставляя некоторые вещи недосказанными, завуалированными, чисто на наше воображение и это замечательно. Мне кажется, что именно поэтому эта книга будет иметь очень долгую жизнь.

Оценка: 10

Роман чертовски красив стилистически, его хочется читать бесконечно, упиваясь легкостью форм из которых сами-собой, без малейшего усилия, формируются визуальные образы - оживают персонажи и места событий. Не могу припомнить чтобы ранее форма предложений восхищала меня более чем их содержание. Может это вульгарно, но, по данному компоненту, я бы сравнил роман с фильмом «Аватар» в 3D-формате на большом экране...

Роман очень поучителен. Он учит смотреть на вещи под разными углами, учит ценить малое, с уважением относится к тому, что мы уже давно привыкли считать само собой разумеющимся, неотъемлемой частью нашего бытия.

Роман изобилует уникальными героями: Старый, Томас, Сергеев, Олег, Дик, Казик, Марьяшка... всех не перечислить. Каждый герой романа - яркая, уникальная личность, формирующая целый мир. Даже такой фрагментарный персонаж как Слепая Луиза, вносит в роман целый мир глубоких переживаний связанных с переживанием собственного увечья в мире, где и физически крепким людям выжить тяжело. Даже безымянные «детишки» - это цельный художественный образ, выбросить которых без ущерба для произведения невозможно. И что наиболее приятно, автор никому не «подыгрывает», у него нет любимчика, никто не возведен в ранг супергероя.

Читая последние абзацы романа я не мог сдерживать слезы, хоть особо и непонятно от чего там рыдать. Да и сейчас, вспоминая развязку, они подступают к глазам.

Единственный минус романа, на мой взгляд, это некая незавершенность основной идеи... Мне не хватило «глубины» заложенных автором посылов, сложилось впечатление что роман ориентирован больше на подростковый возраст и восприятие. А я, к сожалению, уже оставил этот период в прошлом.

Оценка: 8

Я очень люблю фантастику. А это произведение, которое можно назвать лучшим русскоязычным фантастическим романом прочел только в 35 лет! Позор мне!

Все герои без преувеличения - ЖИВЫЕ... Со своими недостатками и достоинствами. Например - слепая астроном Кристина. Автор сделал из нее вечно ноющую, занудливую тетку, хотя мог сделать героиней по примеру инвалида-старого. Как и в жизни, в романе все ведут себя по разному в одинаковых условиях.

Здесь есть есть все: Социалка, научная фантастика, космическая, трагедия, философия, боевик. Экранизировать бы! Мультфильм «Перевал» завораживает! А что можно сделать в совр. условиях?! С современными возможностями комп графики и спецэфектами!

Оценка: 10

«Поселок» очень цельный и одновременно многообразный роман. Роман-приключения, роман-размышление и роман взросления. Психологическая точность, тщательность с которой Булычев следит за внутренним миром Олега, за противоречиями, которые раздирают этого молодого человка несущего такой груз ответственности. Это для Старого, опытного теоретика, Олег и Дик - два разных направления развития, две возможности выживания, но Булычев с большой теплотой и состраданием показывает, что и оба юноши живые, страдающие, что у них еще много детского. Но и на Олеге, и Дике чудовищная ответственность.

Уже очень правильно было замечено, что мир «Поселка» очень «реалистичен», в том смысле, что очень глубоко описан. Булычев создает глубину не только психологических портретов, но и самого Поселка, его уюта, его обычной жизни, его трудностей и побед. Мне кажется, что это действительно мастерски написанный роман. Настолько все образно, выпукло, ярко.

Этот удивительный, многомерный роман я хочу обязательно дать своему ребенку, когда для него наступит такой странный, неопределенный период перехода от детства к взрослению, когда подросток начинает чувствовать груз ответственности, который на него ложится. Думаю, что этот роман может помочь, может подсказать какие-то ответы.

Оценка: 10

Эталон поздней советской фантастики. Здесь уже нет идеологии, что сегодняшнему поколению не понять. Но зато еще осталось единство и сплоченность человечества, летающего к звездам. Споры, разногласия, конфликты, но и самопожертвование людей ради ближнего, настоящая дружба без, извините, книжных соплей и ложных диалогов. Хотел бы я жить в таком обществе..

Спасибо Булычеву за мечту, идеализм, в который он сам несомненно верил, судя по его позитивным произведениям. И я верю, несмотря ни на что. А когда взгрустнется, еще раз перечитаю нашего великого Писателя!

Оценка: 10

Трудно писать отзыв на произведение, которое читал практически каждый, и оценки которого практически однозначны. «Яркие герои», «Красив стилистически», ««Глубокий психологизм», «Шедевр». Все так. И потому, разделяя все выше сказанное, остановлюсь на двух моментах, которые оказались мне ближе всего вызвали наибольший эмоциональный отклик.

Группа людей очутилась в непривычных, опасных условиях, в месте, где их огромные знания о полетах среди звезд, высоких технологиях, великих открытиях Человечества, замечательных произведениях искусства, все моральные и этические нормы, выработанные и выстраданные людьми за тысячелетия истории- ничего не значат. Здесь нужны совсем другие навыки, уже прочно забытые Человечеством - как выследить и убить зверя, отыскать еду, спрятаться от непогоды, «почувствовать» приближение опасности. Добыть огонь или сделать оружие. Нужны те самые, древние, «дикие» умения, которые позволяли выживать нашим далеким предкам в самых невероятных условиях. И плюс к этому нужно крепкое здоровье, инстинкт хищника, грубая физическая сила и выносливость.

Сложный выбор стоял перед выжившими путешественниками со звезд, наблюдавшими, как «цивилизованность» уступает «дикости» под напором необходимости выживания. Как становятся чуждыми ценности старшего поколения, уступая другим нормам, продиктованным конкретными условиями и реалиями. Сложно решить, что лучше - сохранить во что бы то ни стало ненужные в настоящий момент знания, традиции и нормы поведения, или, уступив требованиям реальности, позволить молодому поколению создать нечто новое, пусть «дикое» и «нецивилизованное», но позволяющее выжить и закрепиться в негостеприимном мире.

Эта проблема на века. Если вглядеться в нашу с Вами историю за последние 100 лет, то окажется, что решало ее - хорошо или плохо - каждое новое поколение наших соотечественников. Никак не получалось этой стране прожить достаточно долгий период в стабильности, чтобы успеть старшему поколению без коррекции и пересмотров передать свои знания о жизни своим детям. О чем, к примеру, думали русские интеллигенты, пережившие революцию и Гражданскую войну, и вынужденные растить своих детей в новых, абсолютно «диких для них условиях? Им ведь тоже пришлось решать, стоит ли передавать детям свое представление о нравственности и моральных нормах, или промолчать, глядя, как создается новая мораль. А уж про 90-е просто промолчу. Нам еще долго расхлебывать результаты наших тогдашних решений, тоже оправданных необходимостью выживания.

И очень жаль, что в книге эта проблема пройдет только вскользь. Более вопрос, чем ответ, поскольку со спасением отпадет сама необходимость в принятии окончательного решения. А ведь год написания -1988. Совсем немного осталось до времени, когда многим из нас придется каждому для себя решать эту проблему- что отбросить, а что сохранить из прошлого для жизни в новых условиях.

Но это первое из того, о чем мне захотелось сказать. Второе же касается доблестных покорителей пространства, людей будущего, чистых, хороших и...искусственных. Как и во многих вещях Стругацких, показались они мне какими-то инфантильными. Кто-то скажет, невинными. Мне же исследователи неизвестного, покорители новых планет, пришедшие с забывшей бытовые трудности, насилие и войны Земли, больше напоминают подростков - девочек и мальчиков, которым неожиданно попали в руки сложные технологические игрушки. Все остальное - ответственность, мужество, доброта, милосердие, сострадание - лишь заученные когда-то слова, привычные, вроде бы, понятные, но непрочувствованные и не ставшие собственным, внутренним законом. /чего стоит только эпизод с « одуванчиками» и снежной блохой - смесь легкомыслия и наивной глупости, чуть не приведшие к катастрофе/. Видимо и старшие жители Поселка были когда-то такими, пока не оказались в совсем другом, жестоком мире, где пришлось ежеминутно решать и действовать. Как мы, совсем-совсем недавно.

Оценка: 10

Знакомство с творчеством Кира Булычева я начал с романа «Поселок» и, признаться, нисколько не пожалел.

«Поселок» лишний раз убедил меня в соображении, что тема противостояния человека и стихийных сил природы - одна из самых удачных и волнующих в литературе. Чего только стоит «Лед и пламя» Брэдбери, но Булычев, как мне кажется, преодолел и эту весьма высоко установленную планку. Роман действительно очень сильный.

Рассказывать о выигрышных местах можно бесконечно. Это и чудная легкость языка - предложения не загромождены, текст читается приятно и быстро. Важно, что выдержан баланс описаний и действий - Булычев не заинтересован скурпулезным выписыванием мелочей чуждой планеты (их он оставляет на откуп читательской фантазии), основное внимание он уделяет психологизму, характерам и отношениям между людьми. Удивительно, но практически каждый персонаж романа получился запоминающимся, живым. Хотя персонажей этих немало, но автор сумел едва заметными штрихами расписать психологический портрет каждого - и ни один из них не повторяет другого. Также я хочу отметить ту красоту отношений, которые сформировались у людей на этой планете. Чего только стоит взгляд Дика на отношения Олега и Марьяны, и робкие поцелуй в щечку последних.

Характерно то, что вся эта скурпулезность в оживлении героев совершенно не повредила динамике произведения. Роман читается очень быстро, а последняя четверть книги просто не дает оторваться. Степень переживания за детей, вынужденных рисковать собой, бороться со стихией, умирать в зубах хищников ради спасения поселка, просто зашкаливает. В некоторых моментах я ловил себя на том, что вот-вот расплачусь. В моем случае это говорит о многом.

Думаю, что с плюсами понятно. Теперь о минусах. Их практически нет, а если и есть, то они субъективны. Мне показалось, что повествование несколько проседает в момент появления Павлыша и исследовательской экспедиции. Все-таки не сразу удается переключиться с настоящих проблем невольных колонизаторов к проблемкам экипажа ученых. Еще несколько неубедительно смотрится оживление одного из погибших героев в финале. Но это исключительно на мой взгляд.

Что в итоге? Могу сказать, что я получил огромное удовольствие от этой книги. Подобное я испытывал нечасто, и тем ценнее для меня эти ощущения. И я без сомнения рекомендую этот роман всем, кто его еще не читал. Уверяю: вы не пожалеете.

Очень наглядно показаны факторы социальной деградации. Жизнь в изоляции, практическое отсутствие предметов культуры (книг, бумаги, картин, …), повседневная ситуация выживание, взросление детей, родившихся вне Земли, за два десятилетия вкорне меняет этот маленький социум. Вживление в природу (а значит социальная деградация) является естественным трендом в данных условиях. И даже фактор высокого культурного уровня первого поколения поселенцев – это были крупные ученые и исследователи – не может остановить регресс. Один из героев книги констатирует: «Борьба за существование в элементарной форме приведет к безнадежному регрессу. Выжить ценой вживания в природу, принятия ее законов – значит сдаться».

Подкупает обостренная эмоциональность сюжета. Все очень реалистично, несмотря на фантастический антураж. Последние страницы очень душещипательны. Давненько не встречалось мне книги, которая смогла бы меня так растрогать.

P.S. Есть мультфильм по первой части данного произведения - «Перевал». Художник-постановщик этого мультфильма - Анатолий Фоменко (по образованию - математик, ныне - заведующий кафедрой мехмата МГУ, создатель «Новой хронологии»). Александр Градский - автор музыки и исполнитель единственной песни, но на стихи Саши Черного! Закадровый голос - Александр Кайдановский… Мультфильм завораживает и потрясает.

Оценка: 10

Книга в свое время очень впечатлила. Причем не многократно воплощенный в комиксах и мф «Перевал», а именно ВЕСЬ роман, В ЦЕЛОМ.

В «Перевале», если так разобраться, просто нет никакой идеи. Квест обычный - шли, шли и пришли. А вот дальше идея появляется (столкновение обитателей Поселка с «чужой» для них жизнью... и понимание того, что эта жизнь на деле вовсе не чужая. Как-то так - очень грубо говоря). Но при этом «Перевал» гораздо более известен (не в последнюю очередь благодаря своей... да - «комиксовости»), чем собственно сам роман (что обидно.

Это то же самое, что с Земноморьем Ле Гуин - первые три части нравятся всем безоговорочно: там нет глубины, зато «прекрасно прописан мир». Дальше, когда история становится уже не в пример более серьезной - не все «асиливают»).

Опять же, КТО ГЕРОЙ? Полностью позитивный - значка космомольского только не хватает - Олег, или не в пример более ершистый и колючий, т.е, внешне в общем-то совсем несимпатичный Дик? Поначалу как-то чувствуешь обиду за Олега, когда понимаешь, что автор «не с ним». Потом доходит: он не то чтобы не с ним, а - «не только с ним». Объективность, много РАЗНЫХ точек зрения вместо одной, «стопроцентно положительной»... За это я и люблю эту вещь - за реализм и нестандартность. Пресловутое «3-е измерение». В «Перевале» же ничего подобного нет. Там - если разобраться - вообще характеры не прописаны, т.к. это всего лишь ОЧЕНЬ развернутая экспозиция.

Оценка: 9

Невероятная книга!

Перевернув последнюю страницу и утерев слезы, хлопала глазами, как обиженный ребенок, в поисках следующей главы, повествующей о дальнейшей судьбе поселян. Я даже еще раз скачала книгу с другого ресурса, чтобы убедиться в отсутствии этого продолжения. И потом еще долго сидела под впечатлением, не понимая, почему я так долго откладывала чтение этого романа...

Фантастически нереальная история - не только выжить в агрессивно настроенной чужой среде на далекой и дикой планете, но и приспособиться к окружающим условиям; сохранить чувство человеческого достоинства и понятия общественной морали. Не скатиться до уровня первобытных людей, а держаться самим достигнутого интеллектуального уровня и стараться передать его подрастающим детям - истинным аборигенам, гораздо легче приспосабливающимся к местным условиям.

Сложные вопросы поднимает автор, но описывает таким простым языком, что нет сомнений в целевой аудитории этого произведения - книга в первую очередь рассчитана на подростков, их живое воображение и только формирующееся чувство ответственности. При этом у взрослых останется не менее глубокое впечатление, сила слова автора никого не оставит равнодушным.

Год издания книги: 1980

Книгу Кира Булычева «Поселок» по праву считают одним из лучших фантастических произведений советской эпохи. Книга, входящая в цикл произведений «Доктор Павлышев», получила высокие оценки от критиков и читателей не только у нас в стране, но и за рубежом. Книгу Кира Булычева «Поселок» читать можно на многих языках мира, а в нашей стране по мотивам книги был создан мультфильм «Перевал». Именно такие произведения позволили автору по прошествии многих лет занимать высокие места в нашем рейтинге .

В книге Кира Булычева «Поселок» читать можно о приключениях группы землян, которые терпят крушение на неизвестной планете. Дабы не получить смертельную дозу радиоактивного излучения от поврежденных двигателей, они вынуждены спешно покинуть корабль. Ушли они не далеко, всего лишь спустившись с горы в долину около нее. Здесь-то они и основали Поселок.

Далее в произведении Кира Булычева «Поселок» кратком содержании вы узнаете, как 17 лет они с трудом выживают в долине. Как в они терпят лишения и умирают. Новое поколение, которое родилось уже в поселке, практически не верит в рассказы о Земле и космических путешествиях, а взрослые называют их маугли. Дабы окончательно не деградировать на общем совете принимают решение предпринять путешествие к кораблю. Ведь радиация уже должна была уменьшиться, а оборудование, находящееся на корабле, может сильно облегчить жизнь землян. Кроме того имеется надежда запустить маяк, дабы подать сигнал о помощи.

Далее в книге Кира Булычева «Поселок» кратком содержании вы узнаете, как преодолевая лишения, экспедиция достигает корабля. Она берет оружие и припасы и возвращается в поселок, но по дороге погибает один из членов группы. По возвращению принимается решение создать воздушный шар, который должен упростить путешествия к кораблю. Во время его испытаний люди замечаю разведывательный модуль, который свидетельствует о высадке на планету других людей.

Далее в кратком содержании Кира Булычева «Поселок» читать можно о том, как высадившиеся на планеты члены экипажа «Магеллан» находят потерпевший крушение «Полюс». Согласно законов они должны уничтожить его дабы не оставлять следов человечества. Это дело поручают доктору Павлышеву, но он тянет с его выполнением. В это время жители поселка отправляют две экспедиции к кораблю. Одна летит на воздушном шаре, а вторая движется пешком. Экспедиция, которая летит на воздушном шаре, терпит крушение, но встречает людей доктора Павлышева. Это позволяет спастись не только им, но и второй экспедиции, которая сбилась с пути.

Книга Булычева «Поселок» на сайте Топ книг

Высокая популярность книгу Кира Булычева «Поселок» читать позволила ей занять высокое место в нашем . И это при том, что с момента выхода книги прошло уже более 30 лет. Сейчас же интерес к произведению «Поселок» Кира Булычева носит стабильный характер, что позволяет предположить наличие книги и в наших последующих .

Доктор Павлыш:

  1. Тринадцать лет пути

    Сто шесть лет назад корабль «Антей» покинул Землю.

    И как ни велика его скорость, как ни ничтожно сопротивление космического вакуума гигантской пуле, траектория полета которой соединяет уже неразличимую даже в самый мощный телескоп Землю и альфу Лебедя, путь займет в общей сложности сто девятнадцать земных лет.

    Сто шесть лет миновало на Земле с того дня, как семьдесят шесть космонавтов, в последний раз взглянув на голубое небо, на пух облаков и зелень деревьев, вошли в планетарные катера, и те взмыли вверх, где на высоте полутора тысяч километров, на постоянной орбите их ждал «Антей».

    Подлетая, они могли оглядеть этот дом издали. Одному космический корабль казался неуклюжим насекомым, другому напоминал сломанную детскую игрушку. «Антею» никогда не придется снижаться на Землю или на другую планету. Ему суждено было родиться в космосе, где его собрали, и умереть там. Поэтому конструкторы создавали его без оглядки на сопротивление среды. Непривычному глазу он представлялся нелогичным совмещением колец, труб, шаров, антенн и кубов.

    Пока корабль набирал скорость - а разгон его занял месяцы, - экипаж «Антея» мог видеть Землю. Сначала она занимала половину неба, но постепенно превращалась в тускнеющую точку среди миллионов подобных ей и более ярких точек…

    Так начался путь. Прошло сто шесть лет.

    Еще через тринадцать лет «Антей» достигнет цели.


    2

    Павлыш миновал двадцать четвертый резервный коридор и остановился перед дверью в оранжерею. Оранжерея была заброшена лет пятьдесят назад, и, кроме механиков, сюда никто не заходил.

    Дверь сдвинулась не сразу. Словно ее механизм забыл, как открываться.

    Когда Станцо рассказывал о заброшенной оранжерее, Павлыш представлял, что увидит пышные джунгли, заросли лиан и странные цветы, свисающие с крон.

    Оранжерея была тайной, открытием. Путешествие к ней - более часа ходьбы по пустым коридорам и залам корабля - подготавливало к тайне.

    Путь оказался обыденным.

    Где-то на полдороге он встретил робота-уборщика, а в шаре «Д» попал в область использованных складов - они были слабо освещены, пустые коробки и контейнеры громоздились в гулких залах.

    Здесь царило запустение. Краска стен, теоретически вечная, поблекла, листы пластиковой обшивки кое-где отстали. Пахло теплой пылью.

    Павлыш никак не мог отделаться от ощущения, что пустота следит за ним. Что у нее есть глаза.

    Корабль был населен памятью.

    Он был самым старым кораблем Земли. Ему было более века.

    За эти годы на Земле изобрели новые сплавы и источники освещения, даже коробки и контейнеры были бы иными, если бы «Антей» отправился в путь на сто лет позже. Все было бы иным.

    Корабль был не дряхлым, но очень старым. Он был рассчитан на то, что проведет в космосе многие десятилетия. И все равно состарился.

    И постепенно пустел.

    Один за другим освобождались его склады, закрывались дальние помещения и коридоры - в них уже не было нужды. В тот день, когда Павлыш отправился разыскивать заброшенную оранжерею, на борту было вдвое меньше людей, чем сто шесть лет назад. Жилая, действующая часть корабля с каждым годом съеживалась. Так пустеющую деревню осаждает лес, занимая уже ненужные поля и покосы.

    Павлыш открыл дверь в оранжерею и был разочарован, потому что никаких буйных джунглей там не оказалось.

    Длинные сухие грядки.

    Среди высохших стеблей - колючие кусты. Бурая трава у ног, плети выродившегося гороха ползут по стенам, кое-где на пыльных лабораторных столах остались колбы и пробирки - много лет назад кто-то ставил здесь опыты. Теперь же хватает оранжереи в шаре «В».

    Стебли зашуршали, вздрогнули.

    Что-то серое метнулось в дальний конец оранжереи. Павлыш отпрянул назад. Никого не могло быть на корабле. Никого лишнего.

    Он отскочил за дверь и нажал кнопку. Сначала надо изолировать помещение. Затем вызвать помощь. Все, что неизвестно, непонятно, - может быть опасно. Не только для Павлыша - для всего корабля.

    Дверь нехотя задвинулась. Павлыш стоял один в очень тихом коридоре. Ровно светился потолок.

    Он был на корабле, куда ничто не могло проникнуть снаружи.

    Тому, что он видел, должно быть реальное объяснение.

    Хорош он будет, если прибежит к Станцо и скажет, будто видел что-то в заброшенной оранжерее. А что? Что-то.

    Тогда Павлыш снова открыл дверь.

    Закрыл ее за собой. Чтобы это Непонятное не смогло выбраться наружу. Затем осторожно пошел вперед.

    Он старался не наступать на грядки. Керамические плитки пола похрустывали под ногами. Некоторые легко выпадали. В оранжерее стоял неприятный тухлый запах.

    В двух шагах от того места, откуда выскочило нечто, Павлыш замер.

    Метрах в десяти была округлая стена - конец оранжереи.

    И тогда он увидел.

    Там, в сплетении ветвей, сидели две серые кошки.

    Они смотрели на него в упор, разумно и настороженно. В полумраке - здесь освещение было куда слабее, чем у входа, - их глаза горели желтым злым огнем.

    Еще чего не хватало, - сказал Павлыш вслух. Надо было догадаться с самого начала.

    Когда-то кто-то решил, что на «Антее» нужны животные. Домашние. Такие, что не будут много есть, но скрасят одиночество людей.

    И на корабле появилась кошачья семья.

    И хоть за ней следили, старались контролировать численность этого племени, уже не в первый раз в отдаленных уголках корабля обнаруживались нелегальные, неучтенные кошки.

    Кошкам надо чем-то питаться. Значит, они освоили вентиляционные ходы, и оранжерея не была так изолирована, как казалось.

    Живите, - разрешил кошкам Павлыш.

    Он нагнулся, вытащил из земли бледный, почти белый стебелек.

    Какая-то жизнь все же теплилась. Надо будет сказать Христе, пускай сюда заглянет.

    Больше никаких привидений в оранжерее не было.

    Привидения - часть корабельного фольклора. За сто с лишним лет на корабле обязательно должен возникнуть фольклор.

    В глубине души Павлышу хотелось увидеть привидение. Это не означает, что он верил в подобную чепуху. Но когда корабль так стар и бесконечен, должно же в нем таиться что-нибудь необыкновенное.


    3

    Павлышу не хотелось возвращаться в жилую часть корабля.

    Там сразу найдутся дела. А когда еще удастся повторить это неспешное путешествие?

    Павлыш пошел от оранжереи к соединительному туннелю, по которому можно выйти во Внешний сад. И через него уж вернуться обратно.

    По дороге он заглянул в бывшую библиотеку. Когда-то часть жилых кают находилась в этом секторе корабля, и филиал библиотеки размещался поблизости от них.

    В библиотеке стоял другой запах - запах пленки. Ячейки для микрофильмов и видеолент были раскрыты. В некоторых остались ленты.

    Павлыш знал - почему. Когда библиотеку перевозили, те кассеты, что дублировались в главной, брать не стали.

    Павлыш понимал, что и здесь его не ждут открытия, но все же потратил несколько минут, читая надписи на кассетах.

    В одном из ящичков он нашел восьмую, шестнадцатую и двадцатую серии «Подводного мира», которых в главной библиотеке не было.

    Потом отыскал несколько кассет без этикеток. Их он тоже захватил с собой.

    Минут через двадцать он достиг соединительного туннеля и остановился перед лифтом.

    Здесь было светлее, сюда иногда заходили.

    Лифт поднял Павлыша на несколько ярусов вверх, что было условным понятием, так как низ - всегда центр корабля, верх - его внешние помещения. Гравитационное поле, создаваемое двигателями, таилось в центральном шаре.

    Зал отдыха перед входом во Внешний сад тоже был пуст.

    В бассейне голубоватым зеркалом застыла вода. Настолько ровная и неподвижная, что Павлышу захотелось нарушить эту неподвижность. Он сунул руку в карман. В карманах у Павлыша всегда есть что-нибудь лишнее. Пальцы нащупали металлический шарик. Павлыш швырнул его в бассейн. Зеркало вздрогнуло, плеснуло столбиком воды и разбежалось кругами, облизывая борта бассейна.

    Вот так-то лучше.

    Низкие мягкие диваны скобками тянулись вокруг бассейна. Павлыш с размаху прыгнул на диван, неудобно сел на сумку с кассетами, что тащил из библиотеки. Диван ожил, стараясь примериться к телу Павлыша.

    Павлыш представил, что он на «Наутилусе». В нем, где-то в недрах, живет последний его обитатель, старый капитан Немо.

    А может быть, это «Мария Целеста»? Неожиданная беда обрушилась на шхуну. Почему-то все покинули корабль, все до последнего человека. И кастрюля на плите еще теплая.

    Нет, он на необитаемом острове. Вот он, темный лес, за стеклянной стеной. Высоко справа в стене серый круг. Заплата.

    Когда Павлыша еще не было на свете, во Внешний сад «Антея» угодил метеорит. Это бывает с кораблями. Хоть над метеоритной защитой «Антея» думали лучшие умы Земли - ни одна крошка материи не должна была дотронуться до корабля: слишком высока цена, - все же шестьдесят лет назад «Антей» попал в мощный метеоритный поток. Настолько мощный, что один из камней достиг корабля.

    Писатель Кир Булычев известен своими фантастическими произведениями, которые погружают читателей в мир космических приключений. Одной из книг в серии «Павлыш» является «Поселок».

    Космический корабль «Полюс», путешествуя в космосе, из-за поломки вынужден совершить посадку на неизвестной планете на краю вселенной. Двигатель корабля повреждён, а его топливо является радиоактивным, из-за чего людям необходимо срочно покинуть корабль. Группа людей из сорока человек, бывших на корабле, отправляются в долину. Планета оказывается необитаемой, приходится приспосабливаться к новым условиям. Так образуется Посёлок.

    По прошествии 17 лет из сорока человек остаётся только двенадцать, к чужеродной биосфере оказалось сложно приспособиться. За это время успело родиться 13 детей, которые лучше переносят условия этой неизвестной планеты. К сожалению, эти дети не видели Землю, многие даже подвергают сомнению её существование. Но те, кто помнит о ней, хотят вернуться на родную планету.

    Выживание на этой планете – сложная задача. Если остаться здесь, то люди деградируют. Дети, рождённые здесь, будут больше похожи на Маугли. Жители Посёлка отправляли экспедиции на корабль в надежде, что радиация уменьшилась, и можно будет найти там припасы. Но за 17 лет им так и не удалось это сделать. Радиация была слишком сильна, и люди погибали. Они решают снарядить третью экспедицию, в которую отправляют более приспособленных детей и одного взрослого. Возможно, у них будет шанс на спасение.

    Книга Кира Булычева читается, как всегда, легко, мир космоса описан без излишних подробностей и сложностей. Складывается ощущение, что ты сам являешься героем этой книги и оказываешься на неизвестной планете. Книга поможет прекрасно провести время, увлекаясь космическими приключениями.

    На нашем сайте вы можете скачать книгу "Поселок" Кир Булычев бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

    Кир Булычёв

    Поселок. Тринадцать лет пути. Великий дух и беглецы. Белое платье Золушки

    Часть первая

    Глава первая

    В доме было сыро, мошка толклась у светильника, давно надо бы его погасить, мать, конечно, забыла, но на улице дождь, полутьма. Олег валялся на койке - недавно проснулся. Ночью он сторожил поселок: гонял шакалов, они целой стаей лезли к сараю, чуть самого не задрали. В теле были пустота и обыкновенность, хотя сам от себя он ждал волнения, может, страха. Ведь пятьдесят на пятьдесят - вернешься или не вернешься. А если пятьдесят в квадрате? Должна быть закономерность, должны быть таблицы, а то вечно изобретаешь велосипед. Кстати, все собирался спросить старого, что такое велосипед. Парадокс. Велосипеда нет, а Старый укоряет им, не задумываясь о смысле фразы.

    На кухне закашляла мать. Она, оказывается, дома.

    Ты чего не пошла? - спросил он.

    Проснулся? Супу хочешь? Я согрела.

    А кто за грибами ушел?

    Марьяна с Диком.

    Может, кто из ребят увязался.

    Могли бы и разбудить, позвать. Марьяна не обещала, но было бы естественно, если бы позвала.

    Есть не хочется.

    Если дожди не кончатся, - сказала мать, - до холодов огурцы не вызреют. Все плесенью зарастет.

    Мать вошла в комнату, разогнала ладонью мошку, задула светильник. Олег смотрел в потолок. Желтое пятно плесени увеличилось, изменило форму. Еще вчера оно было похоже на профиль Вайткуса: нос картошкой. А сегодня нос раздулся, как будто ужалила оса, и лоб выгнулся горбом. Дику в лесу неинтересно. Чего ему грибы собирать? Он охотник, степной человек, сам же всегда говорил.

    Мошки много, - уронила мать, - холодно ей в лесу.

    Нашла кого жалеть.

    Дом был поделен пополам, на другой половине жили Старый и близнецы Дуровы. Он их взял к себе, когда старшие умерли. Близнецы всегда хворали: один выздоровеет, другой простудится.

    Если бы не их ночное нытье, Олег никогда бы не согласился дежурить по ночам. Вот и сейчас слышно было, как они хором захныкали. Невнятный, далекий, привычный, как ветер, монолог Старого оборвался, заскрипела скамейка. Старый пошел на кухню, и тут же загалдели его ученики.

    И куда тебе идти? - сказала мать. - Не дойдете же! Хорошо еще, если целыми вернетесь!

    Сейчас мать заплачет. Она теперь часто плачет. По ночам бормочет, ворочается, потом начинает тихо плакать - можно догадаться, потому что шмыгает носом. Или начинает шептать, как заклинание: «Я не могу, я больше не могу! Пускай я лучше умру…» Олег, если слышит, замирает: показать, что не спит, стыдно, как будто подсмотрел то, что видеть нельзя. Олегу стыдно сознаваться, но он не жалеет мать. Она плачет о том, чего для Олега нет. Она плачет о странах, которые увидеть нельзя, о людях, которых здесь не было. Олег не помнит мать иной - только такой, как сегодня. Худая, жилистая женщина, пегие прямые волосы собраны сзади в пук, но всегда выбиваются и падают тяжелыми прядями вдоль щек, и мать дует на них, чтобы убрать с лица. Лицо красное, в оспинках от перекати-поля, под глазами темные мешки, а сами глаза слишком светлые, как будто выцвели. Мать сидит за столом, вытянув жесткими ладонями вниз мозолистые руки. Ну плачь же, чего ты? Сейчас достанет фотографию… правильно, подвинула к себе коробку, открывает, достает фотографию.

    За стеной Старый уговаривает близнецов поесть. Близнецы хнычут. Ученики гомонят, помогают Старому кормить малышей. Ну как будто самый обыкновенный день, как будто ничего не случилось. А что они делают в лесу? Скоро полдень. С обеда выходить, пора бы им возвращаться. Мало ли что может случиться с людьми в лесу?

    Мать разглядывает фотографию. Там она и отец. Олег тысячу раз видел эту фотографию и старался угадать в себе сходство с отцом. И не смог. Отец белокурый, курчавый, губы полные, подбородок раздвоенный вперед. Улыбается. Мать говорит, что он всегда улыбался. Вот Олег с матерью больше похожи, не с сегодняшней, а с той, что на фотографии рядом с отцом. Черные прямые волосы и тонкие губы. Широкие, круглые, дугами брови, под ними ярко-голубые глаза. И белая кожа с сильным румянцем. Олег тоже легко краснеет. И губы у него тонкие, и черные волосы, как у матери на фотографии. Отец с матерью молодые и очень веселые. И яркие. Отец в мундире, а мать в платье без плеч. Называется сарафаном. Тогда, двадцать лет назад, Олега еще не было. А шестнадцать лет назад он уже был.



Загрузка...