emou.ru

Гобелены: особенности и использование в интерьере. Гобелен ткань: что это такое Историческая справка о гобелене

Введение

При упоминании слова "гобелен" каждый из нас мгновенно рисует в воображении свою особую картину. Первое, что сразу же приходит на ум, - Франция, мануфактуры, замки, рыцари, монахи, дворцы, кропотливый труд, история, традиции. У каждого будет свой ассоциативный ряд. Но, насколько не были бы непохожи эти ряды, связанные с данным видом искусства, осмелюсь предположить, что, выбирая для гобелена временные рамки, мы, не задумываясь, отправили бы его в прошлое.

Еще не так давно гобелены воспринимались как неотъемлемая часть интерьера дворцов либо художественных галерей. И это неудивительно, ведь гобелен имеет многовековую историю.

Сегодня традиционный и обновленный гобелен, прежде всего, является модным и актуальным элементом оформления интерьера. Подушки, чехлы для мебели, покрывала, различные аксессуары - все эти вещи могут быть выполнены в соответствии с многовековой традицией, благодаря включению таких уникальных произведений декоративно прикладного искусства, коими являются гобелены, несущие набор положительных эмоций и создают атмосферу собственного стиля.

Гобелены удачно дополнят интерьер вашей квартиры, офиса. Этому элементу интерьера всегда найдется место в любом жилом помещении. Тематика гобеленов разнообразна: декоративные цветы, натюрморты, животные, эпизоды исторических событий, классические сюжеты, соборы и церкви, пейзажи. Так что создать свой индивидуальный стиль вам не составит особого труда. Где бы вы не решили повесить гобелены, и что бы ни было на них изображено - они, прежде всего, будут отображать ваше настроение, показывать ваш стиль и создавать ваше собственное видение уюта.

Историческая часть

История гобелена

Гобелены - тканые ковры ручной работы, на которых изображены репродукции картин известных художников. Гобелен - это изящное изделие, служащие для украшения стен, иногда для обивки роскошной мягкой мебели.

Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера.

Но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте. Самые ранние шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло.

Средние века в Западной Европе - время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее Брюссель.

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и самые знатные состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские.

Шпалеры ткали из шелковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединенных общей темой.

Ценились они дорого по всей Европе. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала все новых и новых поклонников среди вельмож и знати.

Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры замков, они развешивались в соборах, ратушах и даже на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров.

Слово "гобелен" возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами).

Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж, основал неподалеку от этого города, на ручье Бьевр (Biеvre), красильню для шерсти.

Его наследники в XVI веке продолжали содержать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия. С начала 17-го века самую широкую известность приобрела парижская шпалерная мануфактура Гобеленов, и с этого времени безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями начали именовать гобеленами.

ХХ век стал веком нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле.

В механическом отношении, техника гобеленовского производства очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветной шерстью и искусных пальцах.

Так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать их с достаточной точностью, он должен быть сведущ в рисунке, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать ещё и полным знанием своих специальных средств.

Гобелен в России

Первый гобелен на Руси появился в XVII веке. Тогдашнему монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французский посол. Однако реальное производство гобеленов было налажено по указу императора Петра I только в начале XVIII века. Именно тогда в Петербурге начала работать шпалерная мануфактура, где производство налаживали парижские мастера.

Следует заметить, что русский гобелен идет от фрески, традиций древней монументальной живописи, в этом его отличие, например, от текстиля Латвии, где преобладают народные традиции ткачества. Для украшения царских дворцов Петербургская шпалерная мануфактура создала множество роскошных декоративных и сюжетных композиций. Особое внимание Петербургская мануфактура уделяла такому редкому жанру, как портрет. Известно, что на заказ были вытканы портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и других известных вельмож.

О гобелене на территории Советского Союза мало кто знал. Если и мелькали они где-то, то только в кинокадрах о Екатерине Великой и других царствующих особях России. Поэтому гобелен и царские палаты - это то пространство, где эти две культуры были в естественной гармонии. Ни о каких гобеленах в частном доме и речи не было.

Зато мода на ковры компенсировала утерю этого пространства, и народ с удовольствием украшал стены коврами самых разнообразных форм, размеров, сюжетов. Ковры стали синонимом мещанского уюта, некой пародией на восточную слащавость интерьеров. Да, это была эклектика, безвкусица. Ни о какой гармонии с квадратными брусками книжных шкафов, стеллажейс речь не идет. Наряду с фарфоровыми слониками это стало символами эпохи.

Человечество применяет в декоративных целях разные ткани. Одним из самых дорогих и роскошных материалов является гобелен. Он обладает определенными особенностями. Эту многослойную ткань очень любят как профессиональные дизайнеры, так и простые покупатели. Она позволяет украсить интерьер, добавив в него классицизма и неповторимого стиля.

Со времен своего появления представленный материал претерпел множество изменений. Что такое гобелен, будет рассмотрено далее.

Общие сведения

Название ткани гобелен переводится с французского, как декоративный ковер, шпалера, которая не имеет ворса. Это особый вид техники, позволяющий создавать картины, рисунки и орнаменты. Раньше на подобных коврах изображали сюжеты из мифов и легенд, библейские истории и т. д. Красиво смотрятся ткани этого вида с орнаментом витиеватой формы.

Раньше все гобелены выполнялись вручную. Поэтому стоимость подобных тканей была очень высокой. Горизонтальные нити утка переплетались с вертикальными нитями основы. При создании материала применяли шерсть, шелковую нить, вплетали золото и серебро. Признаком роскоши и высокого положения хозяев дома в обществе считалось наличие не одного, а серии гобеленов, которые создавались в одном сюжетном направлении.

Как и раньше, создание гобеленов является искусством. Его производят на специальных машинах. Подобную ткань ныне применяют для создания мебели. Ее называют жаккардовым плетением. Гобелен своими руками создать сложно. Такая работа стоит очень дорого.

История гобеленов

Технология гобелена пришла к нам с самых древних времен. За это время она значительно усовершенствовалась. Ее применяли в Древнем Египте. Археологи находили элементы одежды, созданные по такой технологии.

Гобелены создавали древние римляне и греки. Они украшали подобными полотнами свои дома. Ковры имели мифологические сюжеты. Описание процессов такого ткачества можно встретить в работах Гомера «Одиссея» и Овидия «Метаморфозы».

Даже древние индейцы еще до открытия Америки Колумбом создавали ткани по подобной технологии. В VII веке нашей эры в Перу ткали гобелены. Эта техника также была известна в Китае, Японии. Отсюда во времена Крестовых походов тамплиеры завезли диковинные картины из ткани в Европу. После этого технику древних народов начали повторять в Германии, Франции. В этих странах при создании гобеленов применяли только 6 цветов. Однако это не мешало мастерам того времени создавать настоящие шедевры.

В России первая мануфактура по производству шпалер открылась во времена правления Петра I. В ней преподавали французы. Обучение длилось 12 лет.

Современное производство

В 1804 году Ж. Жаккар запатентовал станок, который позволил создавать вышивки гобеленов машинным способом. Сегодня эта технология была усовершенствована. Ткань создается промышленным методом. При этом применяется несколько разных способов изготовления гобеленов.

Согласно первой технике, нити натягивают на специальную раму. Они являются основой. Далее через них протягивают нити утка. Так образуется ткань и рисунок. Создавая гобелен своими руками, применяют именно эту методику.

Второй подход предполагает создание ткани при помощи перекрестного пересечения нитей. Третий способ предполагает формирование шпалер машинным способом по принципу ручного изготовления материала. Это позволяет создать сложный орнамент. Ткань при этом становится прочной и тяжелой. Большое количество материалов потребуется для создания одной шпалеры.

Материалы

Вышивка гобелена предполагает применять разные типы нитей. От этого зависят эксплуатационные качества материала. Чаще всего для создания одного полотна требуется от 3 до 5 нитей. Основа может быть любого цвета. Впоследствии ее не будет видно. Эта нить должна быть прочной, чтобы обеспечить долговечность гобелена. Уток предполагает использовать мягкие типы нитей.

Одним из лучших вариантов для создания гобелена является шерсть. Это экологически чистые, прочные волокна. Чаще всего применяется овечья шерсть. Ее легко окрашивать и обрабатывать.

Также нити изготавливают изо льна и хлопка. В этом случае вес гобелена будет меньше. Одним из самых роскошных типов материалов является шелк. Нити получают из коконов бабочек шелкопряда. Ее применяют в сочетании с шерстяными или хлопковыми нитями. Шелк придает изделию роскоши и нарядности.

Часто в современном производстве применяют синтетику. Ее также сочетают с натуральными волокнами. Украшением гобелена могут стать металлизированные нити люрекс, которые имитируют золото или серебро.

Достоинства ткани

Ткань гобелен имеет массу преимуществ перед иными разновидностями материалов. Поэтому она применяется и сегодня в разных целях. Особая техника создания шпалер и полотен позволяет придать материалу прочности, устойчивости к износу. Это плотный материал, который не теряет своей формы длительное время.

За гобеленом легко ухаживать. Благодаря этому этот материал сегодня применяется в самых разных целях. Также производители предлагают большое количество расцветок и фактур гобеленов. Сюжеты, переданные мастерами, поражают своей точностью и органичностью. Такие полотна можно применять в качестве декораций для помещений.

Цвет полотен устойчив к выцветанию. Однако большое значение имеет тип нитей, из которого создан гобелен. Синтетика и натуральные волокна чаще всего применяются в сочетании. Это усиливает положительные качества обоих видов материалов.

Недостатки

Прежде чем повесить гобелен на стену или приобрести полотно для иных целей, следует узнать о его некоторых недостатках. Следует отметить, что это достаточно тяжелый материал. Он отличается высокой жесткостью. Именно по этой причине гобелены не используют для создания одежды. Это сугубо декоративная и отделочная ткань.

Гладить гобелены нельзя. В этом случае волокна будут быстро изнашиваться. Внешний вид материала испортится. Поэтому после чистки нельзя складывать материал, изгибая его. В противном случае заломы и загибы на ткани останутся. Выровнять их будет сложно.

Область применения

Сегодня представленный материал широко применяют при создании различной продукции легкой промышленности. Ранее покрывало из гобелена мог позволить себе только очень состоятельный человек. Ныне этот материал может приобрести каждый.

Гобеленовая техника позволяет создавать ткань для обшивки мебели, например, кресел, диванов, стульев и т. д. Материал подходит для создания декоративных подушек, пуфов и валиков. Также гармонично впишутся в классический интерьер шторы из гобелена. Его применяют для создания плотных портьер и гардин.

Легкая промышленность массово выпускает покрывала и декоративные панно по представленной технике. Из этой ткани создают сумки, пояса, клатчи и т. д. Орнамент может быть разным. Сегодня пользуются большой популярностью цветочные мотивы, восточные, геометрические узоры. Также создают современные рисунки, позволяющие подобрать гобелены для любого типа интерьера.

Уход за гобеленами

Рассматривая, что такое гобелен и его особенности, следует уделить внимание правилам ухода за этим материалом. Обивку для мебели этого типа пропитывают специальными составами. Поэтому не рекомендуется применять для чистки воду. Это приведет только к размазыванию пятен. Лучше отдать предпочтение сухой чистке.

Если ткань создана из шерсти или шелка, удалять загрязнения потребуется при помощи кисти или ватного диска. Это надо делать очень аккуратно. Лучше отдать изделие в химчистку. Если постирать гобелен самостоятельно в домашних условиях, материал может деформироваться. Цвет может полинять. Это значительно ухудшает внешний вид изделия.

Гобелен представляет собой ткань, выполненную перекрестным переплетением нитей с одномоментным созданием сюжетной или орнаментальной композиции. Это довольно добротный материал, который из-за своей двух- или трехслойной структуры кажется несколько тяжеловатым. Переплетенное особым способом большое количество разноцветных нитей порождает изумительные картины, впечатляющие тончайшими цветовыми нюансами.

История появления этой ткани уходит своими корнями еще во времена правления древнеегипетских фараонов. С развитием цивилизации искусство создания изящных текстильных рисунков ручным способом, а впоследствии и на ткацких станках стало все больше расширять свои горизонты. Известное нашим современникам название материал получил в 17 веке, когда братья-французы по фамилии Гобелен открыли королевскую мануфактуру по производству декоративных тканых полотен плотной структуры.

Со времен возникновения гобеленового искусства менялись только внешний вид и конструкция ткацких станков, сама же технология производства материала осталась прежней. При современном процессе изготовления декоративной ткани используется технически более совершенное оборудование.

В производство гобеленов, отличающихся сложным многоцветным рисунком, применяется метод жаккардового плетения. Оптимальный цветовой эффект достигается за счет переплетения нескольких основ разнообразных оттенков и стандартного утка, где первый тип нитей выполняет решающую роль в создании сюжетной композиции. Применение различной по толщине пряжи способствует структурности узора.

Для изготовления гобелена используются как натуральные, так и синтетические волокна:

  • шерсть;
  • шелк;
  • хлопок;
  • акрил
  • полиэстер;
  • вискоза.

Свойства гобелена

Плотность

Это особо важное свойство гобелена во многом влияет на показатели следующих характеристик:

  • прочность;
  • долговечность;
  • износостойкость;
  • сминаемость.

Плотностью гобелена предопределяется сфера его применения. Так, для штор, обивки мягкой мебели, покрывал используется материал с показателем в пределах от 250 до 350 г/кв.м. Для пошива одежды подойдет ткань малой плотности – всего лишь до 180 г/кв.м.

Сминаемость

Гобелен обладает хорошей стойкостью к образованию складок. Тому, что ткань практически не мнется, немалым образом способствуют свойства волокон, способ переплетения и плотность ткани.

Цветоустойчивость

Это явный плюс гобелена. Немаловажную роль в его проявлении играют качества окрашенных в разные цвета синтетических нитей. Тем не менее, при воздействии прямых солнечных лучей может происходить выцветание ткани.

Усадка и растяжение

При правильном уходе гобелен никаким образом не деформируется – не тянется и не садится.

Разновидности ткани

В зависимости от структуры гобелен может быть:

  • однослойный;
  • двухслойный.

Плотность определяется вес ткани, в зависимости от чего она делится на следующие разновидности:

  • легкая;
  • тяжелая;
  • среднетяжелая.

По способу воплощения дизайнерских и цветовых решений гобелен бывает:

  • с крупными орнаментами;
  • с мелким рисунком;
  • с напоминающими вышивку узорами;
  • меланжевый;
  • гладкокрашенный.

Метод переплетения основы и утка влияет на то, что гобеленовая ткань определяется как:

  • односторонняя;
  • двусторонняя.

Область применения

Благодаря своей декоративности и изысканности, а также массе других достоинств, гобеленовая ткань неизменно вдохновляет дизайнеров различных направлений на воплощение самых смелых идей. Этот материал используют в следующих сферах:

  • производство кресел, диванов и прочих видов мягкой мебели;
  • изготовление интерьерных аксессуаров (шторы, покрывала, подушки, картины, ковры, декоративные панно);
  • пошив одежды.

Относительно последнего из указанных путей применения гобелена, фэшн-индустрия надежно застолбила свое право на использование этой ткани в создании потрясающих костюмов, платьев, сумок, косметичек, поясов и обуви.

Плюсы и минусы гобеленовой ткани

Универсальность применения гобелена обусловлена целым рядом его достоинств. В одном из любимых материалов декораторов удобно сочетаются следующие качества:

  • многообразие оттенков и цветоустойчивость;
  • красота узоров и прочность;
  • уникальная фактурность и долговечность;
  • внешняя привлекательность и практичность;
  • высокие тактильные свойства и функциональность.

Не лишен гобелен и некоторых недостатков. К ним можно отнести:

  • тяжеловесность определенных видов ткани;
  • жесткость, из-за которой материал практически не поддается драпировке.

Кроме того, гобелен нежелательно стирать в домашних условиях, а также гладить или поддавать другим способам ВТО. Все это не следует делать, чтобы не допустить возникновение на ткани складок или заломов.

Как уже сказано выше, гобелен лучше не стирать и не гладить. Несмотря на высокую степень практичности материала, уход ему все-таки нужен. Для его очистки можно воспользоваться пылесосом или мягкой щеткой. Если же появились пятна, которые нужно экстренно вывести, следует обратиться к услугам специалистов.

Если предполагается размещать изделия из гобелена на длительное хранение, для этого следует выбрать хорошо проветриваемое место. Чтобы на материале не случилось складок и заломов, следует намотать его лицевой стороной, например, на дренажную трубу как можно большего диаметра.

Если в доме есть кошка – большая любительница точить когти о плотную поверхность, при размещении изделий из гобелена в интерьере нужно учесть и этот факт.

Отзывы покупателей

В целом гобелен вызывает у владельцев изделий, изготовленных из него, только положительные эмоции. Они отмечают особый стиль и выразительность внешней составляющей такой продукции. Изысканная красота ткани, отличающейся множественными переплетениями складывающихся в рисунки цветных нитей, не остается без внимания ценителей старинного искусства.

При всем наличии преимуществ, отзывы покупателей затрагивают и некоторые недостатки гобелена. Особенно, что касается правил ухода за изделиями из него. В то же время им сразу приходят на ум мысли о возможности прибегнуть к услугам химчистки.

Фотогалерея

Одна из самых роскошных, изысканных и дорогих тканей это гобелен. У него длинная история и неизменная любовь дизайнеров и пользователей.

История

Первые образцы материала начали производить еще до нашей эры. Подтверждением тому стали захоронения египетских царей, мифологические сюжеты древних греков и римлян.

Гобелены изготавливались в Китае, Индии и Америке.

После походов крестоносцев экзотические ковры с узорами появились на территории Европы. Постепенно был налажен выпуск в Германии, Франции и Фландрии. Расцвет гобеленового ткачества пришелся на период Возрождения, барокко и рококо.

Интересный факт!

В России мануфактура шпалер открылась в эпоху Петра I при участии французских мастеров.

Изначально гобеленами называли ковры без ворса с объемными рисунками или сюжетными композициями на библейские и античные темы. Ручная технология изготовления подразумевала переплетение между собой шелковых и шерстяных нитей. Праздничные изделия украшали золотым и серебряным шитьем. Работа была трудоемкой и требовала много времени. Гобелены считались произведением искусства, художественными картинами, которые составляли целые серии. Они ценились дорого и изготавливались для состоятельных людей.

Термин gobelin имеет французские корни, где открылась мануфактура братьев Гобеленов и только их продукция считалась гобеленами. Остальной текстиль называли шпалерами. В настоящее время такой термин объединяет все виды тканого, узорного материала.

Описание

Гобелен в интерьере

Гобелен – это плотная жаккардовая ткань. Чаще всего у полотна прочная, натуральная основа изо льна, или хлопка, в которую вплетены шерстяные, шелковые, синтетические и смешанные нити. Обязательное условие – они обладают мягкостью и эластичностью. Плотные и толстые виды придают рисунку выразительность. Большое количество нитей делает материал тяжелым. Структура шпалер бывает одно-, двух- и трехслойная. Изображение на полотне получается объемным, что делает его реалистичным, или гладким.

Достоинство гобелена – цветоустойчивость. Если на него не попадают солнечные лучи, то краски сохраняются долгие годы. Узорное полотно наделено уникальными свойствами – не мнется и не образует складок, не садится и не растягивается.

Классический дизайн с обилием растительных и цветочных орнаментов остается самым популярным. На втором месте восточные и ориентальные узоры, затем идут современные мотивы, пейзажи и зарисовки из жизни, карты и геометрические изображения.

С помощью компьютерных технологий современные гобелены становятся репродукциями знаменитых картин и местом для размещения фотографий.

Тканый материал обладает следующими достоинствами:

  • прочность за счет сложного плетения;
  • стойкость к повреждениям и смятию;
  • высокая плотность и отсутствие деформации;
  • многообразие орнаментов и ярких расцветок;
  • приятные тактильные ощущения;
  • не накапливает пыль;
  • не линяет и не выгорает;
  • легкий и простой уход.

Из недостатков стоит отметить жесткость и грубоватость, поэтому гобелены не нашли применения в пошиве одежды. Им противопоказан контакт с водой, стирка и глажение.

Видовое различие

Разделяют благородный материал по нескольким критериям.

Стили

Многообразие узоров, цветовых и дизайнерских решений классифицируется на ряд категорий:

  • гладкокрашеные гобелены;
  • меланжевые;
  • в стиле вышивки;
  • с крупным орнаментом;
  • заполненный мелким рисунком.

Состав

Для изготовления шпалер применяются самые разные нити и комбинации состава исходного сырья.

  • Овечья шерсть – прочная и легко окрашиваемая.
  • Шелк, который выгодно оттеняет матовую поверхность хлопка и шерсти, делает материал нарядным.
  • Компонент синтетики (полиэстер, вискоза и акрил) для достаточной износостойкости.
  • Лен и хлопок – растительные волокна облегчают полотно.
  • Нити золота, серебра и люрекс для декора.

Плотность

От этого показателя зависит сминаемость, прочность, долговечность и вес готового полотна. Область применения тоже определяет плотность. В мебельном производстве и для пошива штор используется ткань со значением 250-350 г/кв.м. Для одежды и аксессуаров достаточно малой плотности до 180 г/кв.м.

В зависимости от густоты плетения гобелены выпускают легкими, среднетяжелыми и тяжелыми.

Производство

Мастера для ручного ткачества используют раму с натянутыми на ней нитями основы. Они используются любых оттенков, потому что останутся незаметными под слоем цветных волокон узора, которые вплетаются перекрестным методом. В основном применяется от 3 до 6 нитей.

Первый механический станок появился в XIX веке благодаря французу Жозефу Жаккарду.

Он работал по такому же принципу, как ручной, но производительность увеличилась. Гобелены стали дешевле и доступнее.

Сложный рельефный орнамент получают при помощи нескольких технологий:

  • Протягиваем цветных уточных нитей, которые наращивают полотно и сразу образуют узор;
  • На ткацких станках перекрестным переплетением;
  • С соблюдением техник ручного производства.

Как выбрать гобелен

Отличить гобеленовое полотно от другого вида текстиля помогут несколько признаков. Определение подлинности начинается с ощупывания. Эта ткань плотная и тяжелая, потому что имеет три слоя. У шпалер специальное переплетение нитей, не похожее на аналоги. Гораздо сложнее отличить ручное производство от машинного. Это сможет сделать только специалист.

При выборе гобелена исходят из назначения и стилистики помещения, где он будет располагаться. Ассортимент тематик позволяет подобрать нужную вещь.

  • С африканскими мотивами;
  • с детским сюжетом;
  • с животными и птицами;
  • серия пейзажей и натюрмортов;
  • с витиеватыми и фантазийными узорами.

Оригинальное, тканое полотно станет украшением жилого дома или кафе, придаст атмосферу выставке или фойе.

Применение

Гобелен пользуется большой популярностью, привносит аристократичность и роскошь. Он максимально востребован в мебельном производстве для обивки диванов, кресел, пуфов и стульев. Из ткани шьют богатые шторы, чехлы на подушки и предметы интерьера, покрывала и пледы, элементы декора и панно. Используют для праздничной и пышной одежды.

Гобелен превосходно вписывается в интерьер и преображает помещение. Богатый материал не остался без внимания дизайнеров. На модных показах можно увидеть сумки, клатчи и аксессуары из этой ткани, а также предметы изысканного туалета, платья и костюмы. Когда-то гобеленовые полотна использовали для отделки стен в пышных залах и дворцах.

Уход

Материал неприхотлив, и поддерживать первоначальное состояние совсем несложно. Этому способствует пропитка специальными растворами, отталкивающими грязь.

  • Для ухода рекомендуется использовать сухую щетку или пылесос.
  • Гобелены нельзя стирать, потому что от этого они садятся, деформируются и линяют.
  • Загрязнения и пятна подвергнуть химчистке.
  • Старинные и деликатные изделия очищают кистью или ватными дисками.

Гобелены запрещено гладить. Под воздействием утюга нити склонны к появлению заломов и загибов.

  • Тканые полотна берегут от влаги и воздействия ультрафиолета.
  • Структурные изделия боятся зацепок, и кошки в доме могут его повредить.
  • При намокании ткань просушить полотенцем и оставить вдали от солнечного воздействия.

Для хранения полотно гобелена намотать на трубу большого диаметра из картона или пластика лицевой стороной вовнутрь.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение слову «гобелен» - «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».


Само слово «гобелен» возникло в XII веке во Франции. В то время там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов. Она пользовалась большой популярностью и продукцию этой мануфактуры стали называть «гобеленами». Основатель этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен приехал в Париж из Реймса и основал в предместье Парижа красильню для шерсти. Его дети не только продолжали содержать красильню, но и прибавили к ней ковровую ткацкую.

Людовик XIV выкупил красильню и ткацкую, наделил ее статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием. Так появилась «Королевская гобеленовая мануфактура». А поскольку произведения этой мануфактуры были чрезвычайно дорогими, то они шли исключительно на украшение королевских дворцов и на подарки. Лишь в очень редких случаях они поступали в продажу. Королевская гобеленовая мануфактура просуществовала до сегодняшних дней и сейчас является гордостью Франции.

По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие - называть шпалерами. В русском языке одновременно применяются два термина: «шпалера» и «гобелен», пришедшие в XVIII веке и уже тогда обозначавшие любое тканое произведение, в том числе обивку для мебели.

Когда появилась первая шпалера — точно неизвестно. В Древнем Египте в гробнице Тутмоса IV была найдена льняная пелена (1400 г. до н. э.), выполненная в технике репсового переплетения, с рисунком из скарабеев и лотосов. Отсюда мы можем сделать вывод, что принцип гобеленового ткачества был известен еще тогда. Расцветом гобеленового искусства в Египте считается период с IV по VII век.

В тканях коптов соединились традиции Древнего Египта и эпохи эллинизма. Это обыкновенно небольшие по размеру двухсторонние панно, выполненные шерстяной нитью по льняной основе и отличающиеся изящным тонким рисунком. Позднее в коптских тканях появились христианские сюжеты. Коптские ткани стали связующим звеном между Античностью и Средними веками. Коптские ткачи развили гобеленовую технику, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня.

История европейского гобелена начинается с эпохи Крестовых походов, когда произведения восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами. В то время гобелены создавались по церковным заказам. Её главными отличиями были монументальность, плоскостное изображение, ограниченная и яркая цветовая гамма. Гобелены романского периода связаны с книжной миниатюрой и росписями стен. Фон был гладким, изображение — простым: геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент. Были популярны библейские и исторические сюжеты.

Гобелены стали не только украшениями стен величественных кафедральных соборов, украшали замки и дворцы, но также сохраняли тепло, помогали защититься от сквозняков. Первые европейские гобелены ткали в Германии, чуть позднее в Скандинавии, затем производство распространилось во Фландрии и Франции.

Гобелены производились в Европе на протяжении восьми столетий. В средние века гобеленовое ткачество стало важнейшей отраслью промышленности, тысячи ткачей были вовлечены в работу.

"Пятидесятница". 1484-1490.Гобелен из шерсти, шелка и серебряной нити.Санта-Мария делла Салюте, Венеция.

В XV веке производство французских гобеленов по причине Столетней войны переместилось из Парижа в города, расположенные в бассейне Луары. Здесь появился особый вид шпалер, называемый «мильфлёр» (mille fleur - фр. «тысяча цветов»). На тёмном зелёном или красном фоне, по декоративной кайме рассыпано множество мелких цветочков, часто изображённых с ботанической точностью.

"The Lady with the Unicorn" (Париж, Музей Клюни)

К концу XV века центром художественного ткачества и производства гобеленов стала Фландрия. Здесь производство гобеленов поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами. Во Фландрии было положено начало традиции создания гобеленов по картинам великих художников. Местные ткачи располагали скромной палитрой всего лишь из шести цветов, но, используя методы протравки и особый ткаческий приём — растяжку (штриховку), добивались поразительных живописных эффектов. Художник создавал эскиз, исполненный по "малому шаблону", который был приближен к существующему произведению искусства.

Фламандский гобелен 1450-1460гг

"Аstronomia." Фламандский гобелен (1500-1515) с изображением музы астрономии с астрономом (Клавдий Птолемей), Писца и пастухов глядящих в страхе на Небеса (Музей прикладного искусства и дизайна, Гетеборг).

Шпалера "Медея, помогающая Аргонавтам". Фландрия. 1520-е годы

Во Франции и Фландрии становятся и популярными гобелены с реалистическим пейзажем, натюрморты. Для первого плана выбирались более яркие (зелень) и тёмные (коричневый) тона, для второго — светло-зелёный, для дальнего — бледно-голубой. Тщательно проработанный и благородно уравновешенный пейзаж иногда дополнялся изображениями реальных и фантастических животных.

В 1663 году во главе «Королевской мануфактуры гобеленов и мебели» был поставлен «первый живописец короля» Ле Бран. Тогда же возникло первое промышленное производство гобеленов. С того времени для обозначения настенных ковров вошло в обиход слово «гобелен». По сути гобелен — то же самое, что шпалера, но первоначально гобеленами называли лишь те ковры, которые были созданы во Франции на королевской мануфактуре братьев Гобеленов. Отличительным знаком таких ковров служит вытканная по углам или в центре у верхнего края королевская лилия — символ королевской мануфактуры. Позднее это наименование закрепилось за всеми безворсовыми коврами.

Гобелен "Галерея." Антверпен 1640 год мастерская Якова Вотерса. Находится в английской королевской коллекции.

Гобелен "Сулейман." Антверпен 17-й век. Является частью серии из 8 гобеленов об истории Тамерлана и побежденного Баязида Султана. Музей истории искусств музей в Вене.

Гобелен "Дети в саду." Мастерская Ле Бран.Париж 17-й век.

Среди заказчиков гобеленов для своих дворцов есть и известные политические деятели: Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик XIII. Благодаря им были созданы картины: "Жизнь и смерть Христа", "История Спициона", "История Константинополя", "История Дианы" и ряд других. Большинство этих картин до сих пор можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы. Далеко не последнюю роль в развитии искусства гобелена играло католическое духовенство.

Гобелен"Союз княжества Урбино с Церковью" 1669-70 шерсть,шелк, 400 х 530 см Musei Vaticani

С 1730-х годов во французском гобеленовом ткачестве главенствовало стремление как можно более точно воспроизвести в гобелене живописный оригинал. Стали увеличивать плотность полотна, пряжу теперь окрашивали в тысячи разнообразных оттенков. Была введена даже цветовая шкала, где каждый оттенок имел свой номер. Вспомогательные шаблоны, которых должен был строго придерживаться ткач, содержали фрагменты, обведённые контуром и пронумерованные в соответствии с этой шкалой. Таким образом из процесса создания гобелена была исключена творческая инициатива ткача — теперь он копировал живописное полотно, не имея права что-то менять.




Загрузка...

Реклама