emou.ru

Аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость. Сочинение на тему «Равнодушие и отзывчивость Что такое "отзывчивость"

Сочинение по тексту:

А.П. Чехов, или как он себя называл Антоша Чехонте - выдающийся русский писатель, классик мировой литературы рассуждает о проблеме бессердечного отношения к людям.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме автор рассказывает о домашнем учителе Егоре Алексеевиче Свойкине, который был тяжело болен и, получив от врача рецепт, обратился в аптеку. Провизор начал готовить лекарства, но он не пытался помочь, он лишь выполнял свою работу. На просьбу Свойкина ускориться он не отвечал, а когда больному не хватило шести копеек, он бессердечно отправил его домой.

Обратимся к произведению Виктора Астафьева «Людочка». Главная героиня выросла в деревне, среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности. Она ищет спасение в городе, но будучи жертвой грубого насилия в обстановке всеобщего безразличия, Людочка кончает жизнь самоубийством.

В качестве личного примера можно привести множество ситуаций, так если человеку становится плохо и он будет не в силах идти, если он будет лежать посреди улицы, то практически все пройдут мимо, у него даже не спросят о случившейся проблеме.

В заключение хочу сказать, не стоит замыкаться лишь на своих проблемах и бедах, порой стоит обращать внимание на других, ведь это может стоить их жизни.

Текст А. П. Чехова:

(1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.

(3)3а жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всей видимости провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал.

(7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделав лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал:

—Через час будет готово.

—(9)Нельзя ли поскорее? — спросил Свойкин.—(10)Мне решительно невозможно ждать.

(11)Провизор не ответил. (12)Свойкин опустился на диван и принялся ждать.

(13)Свойкин был болен. (14)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (15)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором.

—(16)Должно быть, у меня горячка начинается. (17)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (18)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!

(19)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал.

(20)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора.

«(21)Странные люди, ей-богу! — подумал он.— (22)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры».

—(23)Получите! — вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина.— (24)Внесите в кассу рубль шесть копеек!

—(25)Рубль шесть копеек? — забормотал Свойкин, конфузясь.— (26)А у меня только всего один рубль... (27)Как же быть-то?

—(28)Не знаю! — отчеканил провизор, принимаясь за газету.

—(29) В таком случае вы извините... (30)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю.

— (31)Этого нельзя! (32)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите!
—(33)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (34)Пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять. (35)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть. (Зб)Какая-то сила потянула его голову к подушке. (37)Он прилёг, как бы на минутку. (38)Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (39)Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё. (40)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.

—(По А.П. Чехову*)

Произведение «В аптеке», как и другие рассказы Чехова, носит глубокий смысл. Автор раскрывает перед читателем, как важно не потерять в себе чувство сострадания к другим людям в наши дни. Хотя рассказ и небольшой по своему содержанию, но в нем раскрыта проблема человека, знающего себе цену, но потерявшего свое человеческое подобие из-за неумения сострадать и помочь ближнему. Все сводится к простым отношениям, которые заключаются в купле-продажи. В случае недостатка у человека материальных средств, его фактически бросают умирать, не желая ни о чем слушать. В лице провизора можно увидеть личность, которая руководствуется строгими правилами, не имея снисхождения к проблемам своих клиентов.

История создания рассказа

Небольшой рассказ А. Чехова «В аптеке» был написан им за несколько часов в 1885 году под именем А. Чехонте. Создал произведение автор в качестве маленькой зарисовки для «Петербургской газеты» в разделе «Летучие заметки». Первый подзаголовок назывался «Сценка». Эту газету читали аристократы, врачи, провизоры и влиятельные люди, которые искали в каждом новом издании что-то о себе. Интересно, что А.Чехов рассказ не добавил в свой полный сборник. Рассказ «В аптеке» видел свет лишь в первом издании собрания сочинений «Пестрые рассказы» в 1886 году.

Анализ рассказа

Описание

Домашний учитель Свойкин Егор Алексеич, который был у доктора, решил зайти в аптеку, чтобы не терять лишнего времени. Его поглощает загадочная атмосфера аптеки с кучей микстур, баночек, пузырьков, а также особый лекарственный запах. Он отдает приписанный доктором рецепт провизору, который имеет особый внешний вид: «Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай».

Провизор ответил, что лекарство будет готово только через час. Он постоянно делает важный вид, не отвлекаясь на попытки Свойкина заговорить с ним. Он приказывает что-то своим ассистентам на немецком языке и продолжает водить пальцем по газете. Свойкин пытается как-то отвлечь себя, его нестерпимо мучают боли. Учитель тяжело заболел. Он пытается донести это провизору, чтобы тот ускорился с приготовлением лекарства, но тот игнорирует его.

В итоге, когда все готово и приходит время расчета, у больного не хватает 6 копеек. Свойкин просит отдать ему лекарство и обещает занести завтра деньги. Провизор же отказывает клиенту: «Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите». Свойкин приходит домой, из-за мучительных болей он уже не может подняться с кровати и засыпает. Ему снится, что он пришел в аптеку снова и получил свое лекарство.

Главные герои

Свойкин Егор Алексеич - домашний учитель, который сильно заболел. О возрасте и внешности его ничего не говорится. Пытается завести разговор с провизором в аптеке и найти понимание, когда у него не хватило денег рассчитаться за лекарство.

Провизор аптеки - безмолвный, педантичный во всем, высокомерный и бесчувственный человек, у которого на первом месте только взаимовыгодные отношения, а не сочувствие и бескорыстные поступки.

Ассистенты провизора и кассир - безликие особы, которые отвечают одну фразу: «Ja!».

А.П. Чехов очень тонко рассматривает глубину души человека. Сочинение «В аптеке» показывает, как один человек нуждается в неотложной помощи, а другой открыто не хочет замечать данный факт. Первый пытается как-то войти в словесный контакт со вторым для того, чтобы отвлечься от мучающих болей и горячки. В лице провизора можно увидеть бесчувственное создание, которое теряет свой человеческий облик по причине отказа входить в положение больного.

Сострадать - вот главная идея рассказа. Без умения сострадать другим людям, мы становимся ничем. Несмотря на свое положение в обществе, социальную значимость и профессиональные навыки, люди должны помогать друг другу. В конце произведения автор оставляет его незавершенным. Из-за этого, читатель сам может только предполагать, что в итоге случилось с больным. Умер он или на утро сходил в аптеку, этот вопрос автор нарочито оставляет открытым. Вот к чему может привести результат человеческого недопонимания и бесчувствия.

«Аргументация. Привлечение литературного материала» – один из основных критериев оценки итогового сочинения. Грамотно используя литературные источники, учащийся демонстрирует свою эрудицию и глубокое понимание поставленной проблемы. При этом важно не просто дать ссылку на произведение, но и умело включить его в рассуждение, проанализировав конкретные эпизоды, соответствующие выбранной теме. Как это сделать? Предлагаем вам в качестве примера аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость» из 10 известных произведений.

  1. Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова – человек с чутким сердцем. Благодаря её вмешательству подводы, предназначавшиеся сперва для переезда и нагруженные вещами, были отданы для перевозки раненых солдат. Ещё один пример небезразличного отношения к миру и людям – Платон Каратаев. Он отправляется на войну, выручая младшего брата, и, хотя борьба ему совсем не по душе, даже в таких условиях герой остаётся добрым и отзывчивым. Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь», помогал другим пленным (в частности, накормил Пьера, когда тот попал в плен), заботился о приблудной собаке.
  2. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» многие герои проявляют себя как ярко выраженные альтруисты или эгоисты. К первым, безусловно, относится Сонечка Мармеладова, которая жертвует собой, чтобы обеспечить семью, а затем отправляется в ссылку вслед за Раскольниковым, стремясь спасти его душу. Нельзя забывать и про Разумихина: он беден и живёт едва ли лучше Раскольникова, однако всегда готов прийти тому на помощь – предлагает другу работу, покупает ему одежду, даёт денег. В противовес этим благородным людям представлен, к примеру, образ Лужина. Лужин «более всего на свете любил и ценил… свои деньги»; он хотел жениться на сестре Раскольникова Дуне, преследуя низменную цель – взять бедную жену, которая была бы ему вечно обязана. Примечательно, что он даже не утруждает себя заботами о том, чтобы будущая невеста и её мать с комфортом добрались до Петербурга. Равнодушие к судьбе самых близких людей выливается в такое же отношение к миру и характеризует героя с отрицательной стороны. Как мы знаем, судьба воздала должное отзывчивым персонажам, но наказала безразличных действующих лиц.
  3. Тип человека, живущего для себя, рисует И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Герой – некий состоятельный господин, имени которого мы так и не узнаем, – отправляется в путешествие «единственно ради развлечения». Он проводит время в кругу себе подобных, а прочих людей делит на обслуживающий персонал и на досадную «помеху» его наслаждению – таковы, например, комиссионеры и оборванцы на набережной, а также обитатели жалких домишек, которые господину из Сан-Франциско приходится лицезреть по пути. Однако после внезапной гибели он сам из якобы уважаемого и почитаемого человека становится обузой, и те же люди, в преданность которых он верил, потому что «был щедр», отправляют его труп на родину в ящике из-под содовой. Этой грубой иронией И.А. Бунин иллюстрирует известную народную мудрость: как аукнется, так и откликнется.
  4. Образец самоотверженности – герой сборника рассказов М.А. Булгакова «Записки юного врача». Молодой доктор по фамилии Бомгард, недавно окончивший университет, отправляется на работу в сельскую больницу, где сталкивается с суровыми жизненными условиями, с человеческим невежеством, со страшными болезнями и, наконец, с самой смертью. Но, вопреки всему, он борется за каждого пациента; выезжает к больным и днём и ночью, не щадя себя; постоянно учится и совершенствует свои навыки. Показательно, что Бомгард – не героическая личность, он часто бывает не уверен в себе и, как все, испытывает страх, однако в решающую минуту чувство профессионального долга побеждает всё прочее.
  5. Равнодушие людей друг к другу особенно страшно, когда оно, как вирус, охватывает всё общество. Такая ситуация сложилась в рассказе В.П. Астафьева «Людочка». В нём противопоставляется жизненный путь героини и отношение к ней со стороны других, от семьи до социума в целом. Людочка – деревенская девушка, которая переезжает в город в поисках лучшей жизни. Она усердно трудится на работе, безропотно занимается хозяйством вместо женщины, у которой снимает квартиру, терпит грубости окружающей её «молодёжи», до последней минуты утешает умирающего в больнице… Она слишком не похожа на тупое, испорченное стадо людей, в окружении которого вынуждена находиться, и это раз за разом приводит её к беде. Увы, никто, даже собственная мать, не протянул ей в нужный момент руку помощи, и девушка совершила самоубийство. Печальнее всего, что для общества эта ситуация – в порядке вещей, что отражается в сухой, но страшной статистике.
  6. Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
  7. В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом». «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.
  8. Человеку с открытой и отзывчивой душой бывает непросто жить на свете. Так случилось и с Чудиком из одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Будучи взрослым мужчиной, герой мыслит и ведёт себя как ребёнок. Он тянется к людям, любит поговорить и пошутить, стремится быть со всеми в хороших отношениях, однако постоянно попадает впросак из-за того, что он не похож на «правильного взрослого». Вспомним один эпизод: в самолёте Чудик просит соседа пристегнуться, как велела стюардесса; тот воспринимает его слова с явным неудовольствием. Посадка выходит не совсем удачной: сосед Чудика падает с кресла, да так, что теряет вставную челюсть. Чудик бросается ему на помощь – но в ответ вновь получает порцию раздражения и злости. И так относятся к нему все, от посторонних людей до членов семьи. Отзывчивость Чудика и нежелание общества понять того, кто не вписывается в рамки, – две стороны одной проблемы.
  9. Теме безразличия к ближнему посвящён рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Девушка Настя, секретарь Союза художников, отдает работе все свои силы. Она хлопочет о судьбах живописцев и скульпторов, организовывает выставки и конкурсы, и никак не находит времени, чтобы повидать свою старую больную мать, живущую в деревне. Наконец, получив телеграмму о том, что её мать находится при смерти, Настя отправляется в путь, но – слишком поздно… Автор предостерегает читателей от совершения такой же ошибки, вина за которую, вероятно, останется с героиней на всю жизнь.
  10. Проявления альтруизма в военную пору имеют особое значение, так как речь часто идёт о жизни и смерти. Роман Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера» – история о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, который во время холокоста организует производство и принимает на службу евреев, тем самым спасая их от уничтожения. Это требует от Шиндлера больших усилий: ему приходится поддерживать связи с нужными людьми, идти на подкуп, подделывать документы, но результат – более тысячи спасённых жизней и вечная благодарность этих людей и их потомков – является для героя главной наградой. Усиливает впечатление от этого самоотверженного поступка тот факт, что роман основан на реальных событиях.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Безразличие и бездушие человека, описанное Чеховым еще много лет назад, до сих пор постоянно встречается в жизни, а в последнее время намного чаще чем это было раньше. Миниатюра Чехова «В аптеке» впервые была напечатана в знаменитой «Петербургской газете в 1885г. Вероятно Антон Павлович специально выбрал это издание чтобы все читающие, возможно, увидели себя и смогли извлечь урок из этого рассказа и стать более внимательными и приветливыми к окружающим людям.

Героями рассказа стали шесть человек - это кассир, два фармацевта, провизор, мальчик и посетитель аптеки Егор Алексеич Свойкин. Из них можно выделить двух главных героев.

Егор Алексеич Свойкин - домашний учитель, который заболел и был счастлив что эта напасть произошла с ним в столице, а не в деревне, где нет докторов. Из этого можно предположить что Свойкин долгое время проживал в деревне, где и обучал ребят из обеспеченных семей. Свойкин представлен приличным человеком, который не любит обходиться без общения, довольно прост и небогат. Провизор же был высокомерным разутюженным господином с хмурым лицом и взглядом свысока. Бессердечие провизора уже изначально проявляется в нежелании помочь и поддержать больного человека, который пришел прямо от доктора и отвлек его от чтения газеты.

Все действие происходило в аптеке, где даже лестница была застелена дорогими коврами. Несмотря на весь этот лоск и дорогую обстановку никто из людей не должен обходиться с другими крайне бессердечно и проявлять это всем своим видом. Исходя из этого всего можно сделать вывод что автор данной миниатюры хотел донести до читателей обычную человеческую жизнь и какую роль мы в ней играем. Милосердие должно присутствовать в каждом и не важно какой пост ты занимаешь и кем работаешь, люди просто обязаны помогать друг другу пусть даже это связано с финансовыми отношениями. Жизнь любого из нас бесценна и неповторима. Мы должны ее прожить достойно, думая не только о себе и о своей выгоде, но и о близких и окружающих нас людях.

Прочитав рассказ приходится только догадываться что случилось с главным героем, очень хочется надеяться что он просто устал и заснул от бессилия, а возможно ему уже не понадобится помощь в виде лекарства на оплату которого не было достаточно всего шесть копеек. Очень жаль что фармацевт не пошел на уступки и не отпустил лекарство в долг. Оно очень было нужно заболевшему главному герою.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Отца в повести Детство Горького (отец Алеши) сочинение

    Звали отца Алеши Максимом Савватьевичем Пешковым. У Максима было доброе лицо, веселые, чистые глаза, темные густые брови, ласковые руки, длинные мягкие волосы. Отец носил простую деревенскую одежду

  • Моя бабушка заставляет меня кушать по утрам кашу. Она говорит, что завтрак является очень важным для организма. Благодаря завтраку у меня будет много сил и энергии на протяжении всего дне

  • Князь Верейский характеристика, образ в романе Пушкина Дубровский

    Кто знает, как сложилась бы судьба Марии Кирилловны Троекуровой, если бы однажды в своё имение, которое было по соседству с имением Троекурова, не заглянул князь Верейский. Это был его первый приезд в своё имение, а приехал он прямиком из заграницы.

  • Сочинение Подслушанный разговор книг в библиотеке 6 класс с прямой речью

    Было это осенним октябрьским днем. Я сидела в библиотеке и читала книгу, а рядом сидела моя подруга, играя в телефон. Она ждала меня, когда я дочитаю, и мы пойдем домой

  • Характеристика и образ Гаврилы в рассказе Челкаш Горького сочинение

    Гаврила является одним из центральных героев рассказа М.А. Горького «Челкаш». В раннем творчестве писателя основное место занимают романтические настроения. Нераздельная связь между человеком и природой, особое внимание к личности

В своем рассказе «Тоска» Чехов рисует безрадостную картину равнодушного города, который словно для усиления эффекта укрыт плотным снегом. В этом городе потерялся извозчик Иона. Он кого-то куда-то везет, на него кричат и ругают, он угодливо поддакивает седокам, а самого иону в это время сжигает острая тоска по умершему сыну.

И он испытывает непреодолимое желание с кем-нибудь поговорить, облегчить душу, рассказать о своей несчастье.

Но он видит только равнодушные кивки и слышит пустые фразы в ответ - никому на свете нет дела до его бед. Никто не пытается унять тоску Ионы. Усталый и почти без денег возвращается он на двор и там наконец находит свое утешение. Его лошадь стала тем единственным слушателем, которого смог найти Иона.

В мире равнодушия только с лошадью и остается говорить.

ЕГЭ 2018. Как написать итоговое сочинение - рассуждение Равнодушие и Отзывчивость по произведению Антон Павловича Чехова «Тоска»

Старый извозчик Иона в рассказе «Тоска» одинок и несчастен. Он целый день сидит под снегом и редкие пассажиры не могут отвлечь его от печальных мыслей.Его гложет тоска - уже неделя прошла с тех пор, как умер его сын.

Ионе хочется простого людского сочувствия, хочет, чтобы кто-нибудь выслушал его рассказ, кто-то поохал и поахал, кто-то проявил сочувствие, но вместо этого он везде натыкается на совершенное равнодушие.

Никому нет дела до старого извозчика и его беды. Военный пожимает плечами, помер и помер, веселые студенты сподобились на сочувственное «Все там будем», молодой извозчик просто лег спать. Равнодушное общество в котором очутился Иона не терпит сочувствия. Здесь каждый сам за себя и каждого беспокоят только его проблемы.

А что Иона?

Иона выходит к своей лошадке и только тут находит молчаливое сострадание и отзывчивость. Лошадка выслушивает все, что накопилось на душе Ионы и хочется верить, это хоть немного но помогло бедному старику.

О чем писать в сочинении Равнодушие и Отзывчивость по произведению «Тоска»

В произведении Тоска ярко показано людское равнодушие.

У главного героя, старика Ионы, который работает извозчиком, умирает сын.

Люди не хотят его слушать, и поэтому старик Иона разговаривает с лошадью.

Военный, который нанимает перевозчика, молодые люди, его следующие пассажиры, дворник… полнейшее равнодушие.

Дворник даже озлобляется на извозчика и гонит его прочь.

В результате Иону слушает только лошадка, и старик выговаривается ей, сам того не замечая.

Рассказ Тоска очень и очень ярко показывает людское равнодушие к проблемам других.



Загрузка...