emou.ru

В мифи появилась кафедра теологии. В мфти будет кафедра православия

Возглавить ее пригласили одного из самых влиятельных священников в церковной иерархии ‑ митрополита Иллариона. Зачем все это нужно МИФИ, пытался понять Антон Желнов.

Желнов: Идея открыть кафедру теологии на базе МИФИ принадлежит ректору университета Михаилу Стриханову и совету ветеранов института.

Несколько месяцев назад ректорат предложил возглавить кафедру митрополиту Илариону. По данным ДОЖДЯ, другие кандидатуры даже не рассматривались, а самому МИФИ было важно установить контакт именно с Иларионом. Во многом это связано с местом митрополита в структуре Русской православной Церкви. Иларион - глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и член Священного синода. На предложение МИФИ священник откликнулся не сразу. Как сообщил ДОЖДЮ источник, знакомый с переговорами, его видение кафедры отличалось от того, что хотел ректорат. Например, Иларион, в отличие от совета ветеранов, выступал за добровольное обучение. Кроме того, митрополит был против патриотически державных настроений. Как объясняет наш собеседник, МИФИ, в силу своей специфики, тесно связан с Министерством обороны, и укрепление патриотизма через религию - важная часть не только просветительской, но и воспитательной работы. В итоге был найден компромисс, который всех устроил.

Отец Владимир : Для митрополита главным является два аспекта. Первый аспект: забота и заинтересованность в том, чтобы будущая техническая элита страны лучше знала исконные религиозные традиции своей страны, поскольку это часть культуры. И второе: развивать культуру диалога. Кафедра теологии может стать хорошим местом для диалога и полемики по вопросу об отношении науки и религии.

Создатели кафедры подчеркнули, что обучение теологии сугубо добровольно, а православие навязываться не будет. Из предметов, которые начнут преподавать уже во втором семестре - история церкви, традиции богослужения, история христианской мысли. Советник ректора МИФИ Александр Невзоров не скрыл воспитательных функций новой кафедры.

Невзоров : Мы озабочены интеллектуальным и этическим климатом. Наш ВУЗ был основан во время Великой Отечественной войны, и у нас очень горячо любят свою страну, свою Россию наши профессора, воспитанные в этих традициях. К сожалению, такой горячей любви в молодом поколении мы наблюдаем все меньше. Поэтому нам захотелось призвать молодежь хотя бы узнать те традиции, на которых наша страна созидалась тысячелетиями.

Митрополит Иларион сейчас находится в Риме на Епископском синоде и в связи с этим оказался недоступен для комментариев.

В Институт на ученый совет он приезжал в понедельник, тогда и было принято окончательное решение об учреждении кафедры. Традиционно гуманитарные дисциплины в МИФИ изучают на первых курсах. Сейчас разрабатываются программы и опрашиваются студенты, заинтересованные в богословском обучении. Сегодня специальность «теология» преподают более чем в 30 российских вузах. Причем, у 25 из них есть лицензия на подготовку теологов в соответствии с Госстандартом. Сам стандарт был принят в 2000 году. Тогда Минобороннауки выпустило указ, согласно которому теологов стали готовить не только в специализированных вузах, но и общегосударственных.

Зачем МИФИ теологический факультет обсудим с гостем в студии - Дмитрием Шумиловым, выпускником МИФИ, одним из основателей группы «Вежливый отказ», созданной в 1985 году студентами и выпускниками МИФИ.

Казнин : Как вы относитесь к этой идее?

Шумилов : Я поступил в МИФИ в 1979 году и проучился до 1984-го. К сожалению, диплом не получил, поэтому полностью выпускником назваться не могу. В 1980-х студенты с некими людьми, преподавателями организовали в МИФИ кружки по изучению религии, Библии, истории церкви, религиозного искусства, философии. Я как-то имел отношение к этому делу. В 1983-м были гонения на православных, все ушло в подполье. Каким-то образом история изучения религии для МИФИ - традиция, только сейчас это вышло на официальный уровень.

Писпанен : Только сейчас гонения на неправославных начинаются.

Шумилов : Не знаю насчет таких гонений. Мне понравилась позиция митрополита Иллариона, который выступил против обязательности изучения. Речь идет о факультативных занятиях. Почему были подпольные кружки? Потому что была тяга и некая ностальгия по классическому образованию. В виду советского образования мы не в полной мере могли религиозное искусство. Не хватало знаний, например, древних языков. Я бы еще и кафедру латыни в МИФИ организовал, была б моя воля.

Казнин : С тех пор мало, что изменилось: богословие в светских ВУЗах никто не изучает.

Шумилов : Когда мне было 35, я начал изучать богословие в Богословский институт святого апостола Андрея.

Писпанен : Это действительно вы чем-то заряжаетесь, изучая распад урана, что многие выпускники МИФИ, как потом выясняется, потом получают сан?

Шумилов : Мой брат учился в МИФИ, и он уже 10 лет как священник. У людей есть какая-то тяга, и в отсутствии необходимого образования, как мне кажется, это часто выливается в какие-то жуткие суеверия. Вся безумная истерия, которая идет в СМИ, соцсетях, людях по поводу православной церкви - от недостатка образования. Люди, которые обвиняют попов в мракобесии, не очень понимают суть религии.

Казнин : Речь идет не о гонениях, а о конкретном случае с группой Pussy Riot.

Шумилов : Это тем же объясняется, на мой взгляд. Преследователи Pussy Riot - это люди, которых нельзя назвать по-настоящему верующими. Они веру в Бога заменяют верами в какие-то святыни, которые, на их взгляд, можно осквернить. Бог непоругаем. Его невозможно осквернить как святыню.

Шумилов : Настоящие православные люди шабаши не устраивают. Все безумие - это не православные, а заполошно-православнообразное язычество.

Казнин : Вы за то, чтобы в ВУЗах открывали такие кафедры?

Шумилов : Я за. МИФИ сейчас по статусу университет. Там есть выпускники, которые специализируются на международных отношениях, есть кафедра русского языка, много гуманитарных кафедр. Как во многих университетах, например, Оксфорде, Кембридже, в которых есть кафедры теологии с незапамятных времен. И люди, если у них есть желание, записываются на них. Студентам надо набрать какой-то пул.

В Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» создана кафедра теологии. Заведующим кафедры был избран митрополит Волоколамский Иларион, незамедлительно после заседания ученого совета отбывший в зарубежную командировку. Пока заведующий кафедры МИФИ, он же ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры встречался с папой римским и выступал на заседании синода епископов Римско-Католической церкви, «Известия» обратились к проректору Общецерковной аспирантуры протоиерею Владимиру Шмалию с просьбой прокомментировать событие.

Инициатива создания кафедры исходит от МИФИ, - сказал протоиерей Владимир Шмалий. - Началом сотрудничества стал визит патриарха в 2010 году и открытие домового храма .

Отец Владимир (выпускник МФТИ) сотрудничает с представителями университета не впервые: на базе МИФИ проходили курсы повышения квалификации для преподавателей православных семинарий. Тогда лекции о последних достижениях в астрономии, физике, химии и науках о Земле богословам читали профессора МГУ, МИФИ и других вузов. Теперь богословы вернут долг: будут рассказывать об истории Церкви, вероучении, православной культуре и православном богослужении пожелавшим того физикам.

Кафедра теологии пока не будет выпускающей и входит в общегуманитарный блок. Преподавание планируют начать в весеннем семестре. Список лекторов пока не сформирован: в него могут войти как священники, так и светские специалисты. Среди них могут быть и выпускники МИФИ в священном сане, например помощник ректора Московской духовной академии по инновационной деятельности иеродиакон Родион (Ларионов).

Руководство университета не исключает, что со временем кафедра станет выпускающей. Опыт уже есть: в Саровском физико-техническом институте (филиале МИФИ) такая кафедра действует с 2001 года. Уже сейчас в головном вузе церковная сторона настаивает, чтобы при обязательной добровольности посещения курсов кафедры они все же засчитывались студентам как учебная нагрузка.

Выступая после избрания заведующим кафедрой, митрополит Иларион анонсировал лекции и дискуссионную площадку. В МИФИ будут проходить встречи, посвященные темам «Наука и религия» и «Наука и христианское богословие». Сейчас в Межсоборном присутствии РПЦ готовится документ «Соотношение веры и науки», в котором будет выражена позиция Церкви по отношению к современной науке. Эта позиция гораздо сложнее, чем популярные в блогах «конфликт веры и знания» или «отрицание эволюции и ядерной физики». От подобных клише студенты и смогут избавиться.

Нам нужно завоевать доверие студентов, чтобы они поняли, что курсы именно добровольные. Мы хотим сделать курс по истории вероучения, который показывал бы связь фундаментальных идей науки и метафизики (например, идея бесконечности), - рассказал «Известиям» протоиерей Владимир Шмалий. - Кафедра будет ориентироваться на госстандарт по специальности «Теология» (например, на требования к учебно-методическим комплексам).

По словам собеседника «Известий», преподавание не будет узкоконфессиональным.

Речь пойдет о христианской мысли от I до XXI века, в том числе католической. Кроме того, планируется курс истории религии, чтобы поставить христианство в контекст других религиозных традиций. Со стороны одной из гуманитарных кафедр есть предложение подготовить этот курс, и мы открыты к тому, чтобы у нас читали лекции действующие преподаватели других кафедр МИФИ, - рассказал Шмалий.

Преподавание теологии в светском вузе имеет светский характер. Студент не обязан разделять идеи и богословские представления, которые изучает: критический подход никто не отменял. РПЦ не может полностью контролировать работу кафедры. Если однажды ученый совет МИФИ решит преобразовать кафедру, изучать, например, протестантизм или ислам и избрать нового заведующего, не сочувствующего православию, Церковь сможет только публично сообщить, что проект изменился. Своеобразная «гарантия аутентичности» со стороны РПЦ возможна только для православного вероучения.

Таким образом, новая структура не преследует цели подготовить священнослужителя. Правда, без всякой кафедры теологии священниками стали многие выпускники МИФИ, в том числе протоиерей Максим Первозванский (служит в храме Сорока мучеников Севастийских в Москве), протоиерей Сергий Тришкин (служит в храме великомученика Пантелеимона в Северном Бутово), протоиерей Николай Студеникин (служит в Московской области).

Кафедры теологии существуют почти в 50 вузах России. Среди самых известных - кафедры в РГСУ в Москве, в Тульском, Самарском, Рязанском, Тверском, Белгородском госуниверситетах, Социальном институте в Екатеринбурге.

и. Заведовать кафедрой будет митрополит Иларион (Алфеев):

"Очень часто молодые люди обладают большой компетенцией в тех или иных областях знаний, но не знают, для чего им все это нужно: они не знают, для чего они учатся, для чего они должны работать, для чего нужно соблюдать те или иные нравственные нормы. Во многом эта позиция человека в отношении своей собственной жизни, окружающего мира зависит от того, как он позиционирует себя в отношении религии. В этом смысле очень важно, чтобы для каждого человека, который этим интересуется, была бы возможность в рамках университетского курса получать основополагающие сведения о религиозной традиции.Я хотел бы подчеркнуть, что кафедра теологии предполагает изучение теологических дисциплин на добровольной основе, то есть никто не будет принуждать человека, которого не интересуют теологические проблемы, их изучать и ими заниматься"

Только что на Ученом совете я представил то, чем будет заниматься кафедра теологии, и хотел бы сейчас об этом рассказать вам.

У кого-то может возникнуть естественный вопрос: почему кафедра теологии создается в Национальном исследовательском ядерном университете? Какое отношение имеет теология к ядерным исследованиям? Кто-то может даже сказать, что это является одним из признаков «клерикализации общества», смычки между Церковью и государством, о которых сегодня пишут журналисты.

Я хотел бы объяснить, почему создается кафедра и для чего она нужна. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» неслучайно называется университетом. Университет отличается от обычного института тем, что он дает не только специализацию в какой-то конкретной области, но еще и эрудицию в различных других областях. Сама идея университета заключается в том, чтобы люди получали образование в самых разных областях человеческой деятельности, в самых разных науках. Неслучайно во всех университетах существует такая система, согласно которой каждый человек получает определенную специальность, но помимо того, что связано непосредственно с его специальностью, он изучает еще и многие другие общеобразовательные предметы, которые позволяют ему повысить свою эрудицию и стать по-настоящему компетентным человеком во многих областях человеческого знания и деятельности. Таковой была задача университета еще в средние века, таковой же она остается и в наше время. Несмотря на то, что изменились обстоятельства, изменился контекст, в котором мы живем, изменились условия, изменился окружающий мир, университет по-прежнему призван давать людям образование, которое было бы более или менее универсальным, то есть человек, обладающий высокой степенью компетенции в одной области, не оказывался профаном в других областях.

В советское время, когда создавалась система высшего духовного образования, в том числе, когда создавались университеты, религиозный, теологический компонент был искусственно изъят из системы светского образования. Надо сказать, что этот компонент в какой-то степени был изъят из светского образования и в дореволюционное время, потому что в отличие от большинства стран Запада, где теологические факультеты изначально существовали в структуре университетов, а во многих случаях университеты развивались из теологических факультетов, в дореволюционной России богословские школы всегда существовали обособленно от университетов. Это было связано, прежде всего, с тем, что духовные академии у нас были созданы раньше, чем начали создаваться университеты. Духовные академии никогда не ставили перед собой ту задачу, которую ставят университеты, потому что духовная академия или семинария — это церковное учебное заведение, которое создается для того, чтобы воспитывать священнослужителей или церковных работников. Университет — это светское учебное заведение, которое создается для того, чтобы воспитывать профессионалов и людей эрудированных в разных областях знаний. Та теология, которая преподается в духовных учебных заведениях, и та теология, которая может развиваться на светской академической площадке, — это два совершенно разных вида теологии. Когда мы говорим о кафедре теологии в светском учебном заведении, здесь я должен сказать, что мы не предаемся теоретическим рассуждениям, но можем уже говорить на основании практического опыта, поскольку почти в пятидесяти университетах и высших светских учебных заведениях Российской Федерации такие кафедры созданы и функционируют. И мы уже можем оценить какие-то плоды их деятельности.

Задача преподавания теологии в рамках общего университетского курса как раз и заключается в том, чтобы предоставить возможность студентам получить знания в той области, которая продолжает играть существенную роль в жизни людей, то есть в области религии.

С чем мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни? Мы сталкиваемся с тем, что блестяще эрудированный человек, который обладает самыми разным познаниями в разных областях, который прекрасно знает русскую и мировую литературу, который разбирается в других областях знания, проявляет поразительную некомпетентность, как только речь заходит о религии. Эта некомпетентность вызывает у нас - профессиональных религиозных - деятелей смех: например, человек, публично выступая, говорит, что он посетил «мусульманскую церковь», или он не может отличить каких-то совершенно элементарных вещей, которые относятся к сфере религиозной жизни. Преодоление этой некомпетентности и невежества в религиозной сфере, которую мы унаследовали еще от советского прошлого, - это самая первая и простая задача кафедры теологии.

Но есть у этой кафедры и другие задачи. Дело в том, что сфера религиозного знания и сфера естественнонаучного знания очень различны, но они очень соприкасаются в том, что собственно относится к опыту человеческой личности и жизни. Каждый человек, занимающийся наукой, тем или иным образом определяет себя в отношении к религии. Мы хорошо знаем, что среди ученых-естественников есть люди как верующие, так и неверующие, как религиозные, так и нерелигиозные. Это связано с личным выбором человека. Но этот личный выбор не может быть абсолютно оторван от профессиональной деятельности, потому что так или иначе эти сферы знания смыкаются. Например, человек, который изучает физические законы бытия, строение Вселенной, в какой-то момент неизбежно подходит к вопросу о том, как все это появилось. В этом смысле характерна знаменитая книга Стивена Хокинга «Краткая история времени», где британский ученый пытается популярным языком донести до людей основные физические законы, по которым устроен наш мир. Каждая глава этой книги подводит к вопросу, который ученый оставляет без ответа, - к вопросу о том, откуда все это появилось, есть Бог или нет. Он не дает ответ, потому что такой ответ может быть только персональным, это ответ, который не может быть получен при помощи каких-то научных опытов. Для самого исследователя очень важно, куда приводит его исследования и как он в конечном итоге отвечает на этот основополагающий вопрос человеческого бытия, потому что от этого ответа зависит, как человек расставляет приоритеты для себя в жизни, как он определяет для себя смысл жизни.

Очень часто молодые люди обладают большой компетенцией в тех или иных областях знаний, но не знают, для чего им все это нужно: они не знают, для чего они учатся, для чего они должны работать, для чего нужно соблюдать те или иные нравственные нормы. Во многом эта позиция человека в отношении своей собственной жизни, окружающего мира зависит от того, как он позиционирует себя в отношении религии. В этом смысле очень важно, чтобы для каждого человека, который этим интересуется, была бы возможность в рамках университетского курса получать основополагающие сведения о религиозной традиции.

Я хотел бы подчеркнуть, что кафедра теологии предполагает изучение теологических дисциплин на добровольной основе, то есть никто не будет принуждать человека, которого не интересуют теологические проблемы, их изучать и ими заниматься. В рамках общеобразовательного курса такое изучение станет возможным. Учитывая специфику МИФИ и ту уникальную роль, которую играет этот университет в нашей системе образования, я склонен думать, что кафедра теологии в стенах именно этого вуза может играть очень существенную новаторскую роль в том плане, что она будет способствовать диалогу между религией и естественнонаучным знанием, а такой диалог сейчас очень необходим как для носителей естественнонаучного знания, так и для носителей религиозных традиций.

На Ученом совете меня спросили: «Будет ли создание такой кафедры способствовать межконфессиональному согласию в нашем обществе?». Я бы хотел пояснить, что сегодня в России - помимо большинства, идентифицирующего свою принадлежность к Православной Церкви, - проживают и представители других религиозных конфессий, а также те, кто позиционируют себя как атеисты или, как сейчас более модно говорить, агностики. Каким образом кафедра теологии может отражать взгляды этих людей, и помогать студентам, которые пожелают получать знания в том числе и касающихся других религиозных традиций? Должен сказать, что уже имеется положительный опыт работы таких кафедр теологии, которые возглавляются православными священнослужителями, но в рамках которых ведутся спецкурсы по исламу, иудаизму, буддизму, по другим религиозным традициям. Все это может быть создано и на кафедре теологии МИФИ. Для того чтобы такая кафедра успешно функционировала и развивалась, нам очень важно будет слышать ваше мнение и получать от вас запрос на те курсы, ту тематику, которую мы должны разрабатывать и по которой потом будем создавать спецкурсы, лекционные курсы и учебные программы. Я думаю, что сама жизнь должна нам будет подсказать, какие направления теологий, какие направления в области изучения религии мы должны будем в первую очередь развивать, чтобы отвечать на те вопросы, которые наиболее насущны и наиболее интересны для вас, студентов этого университета."



Что думаем об этом?

Работа теологических учебных подразделений в стенах светских российских вузов давно перестала восприниматься как нечто непривычное и чужеродное. Однако в учебной программе ведущего технического университета нашей страны, традиционно занимающего лидирующие позиции в общероссийских образовательных рейтингах, богословские дисциплины оказались впервые. Сейчас кафедра теологии Национального исследовательского ядерного университета (НИЯУ) МИФИ, создание которой год назад вызвало множество горячих споров и полярных оценок, запустила в учебный процесс три образовательных курса для студентов третьего семестра. Все они по выбору, то есть второкурсник по желанию может либо включить их в собственный учебный план, либо занять их место другими гуманитарными предметами.

Демократия внутреннего розлива

Не успев появиться, кафедра теологии НИЯУ МИФИ год назад оказалась в центре полемики, градус которой существенно повысили академики и членкоры Российской академии наук. Ученые опубликовали открытое письмо, в котором охарактеризовали появление подобной структуры в современном политехническом вузе под руководством «православного священника... в прямом противоречии с Конституцией России и со здравым смыслом тоже».

Оставим за скобками, что заведующего кафедрой митрополита Волоколамского Илариона академики именуют священником (им, сформировавшимся как личности в безбожную эпоху, подобное невежество простительно). Постараемся непредвзято разобраться, зачем будущему физику-теоретику, инженеру-ядерщику, специалисту в области информационной безопасности азы теологии, то есть пусть самые общие, но всё же научные представления о богословии.

В ходе широко развернувшегося обсуждения прозвучали самые разные ответы на этот вопрос. Как считает, к примеру, сам завкафедрой Высокопреосвященнейший Иларион, еще очень часто в российском обществе встречаются даже широко образованные люди, имеющие серьезные лакуны в знаниях по религиозным вопросам. Конечно, можно возразить, будто это их личное дело: ну не хочет человек разбираться в истории религии! Но беда в том, что это всё чаще мешает жить. «Вопреки целенаправленным действиям на ослабление и искоренение религии, она не ослабевает и не теряет своего влияния, - говорит владыка Иларион. - Наоборот, мы видим, что религия оказывает самое прямое влияние на политические и общественные процессы, на ситуацию внутри разных стран, на международную ситуацию. И очень трудно понимать и политическую конъюнктуру, и развитие событий в разных странах и регионах мира без понимания того, как религиозный фактор влияет на эти события и мотивирует действия их участников».

«Фундаментальное образование должно давать студентам не только определенный набор знаний, умений и навыков, учить их отвечать не только на вопросы типа “как падает камень?” или “как взаимодействуют частицы?”, “как построить и усовершенствовать ядерный реактор?”, но и на вопросы типа “зачем?” и “для чего?”» - добавляет клирик столичного храма Сорока мучеников Севастийских протоиерей Максим Первозванский - выпускник МИФИ 1989 года и один из 16 выпускников МИФИ в священном сане. «Для содержательного диалога богословия и науки необходимо, чтобы не только богословы знали, что такое наука, но и ученые-естественники в какой-то мере знали христианскую традицию и понимали внутреннюю логику богословского мышления, - развивает тему проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Владимир Шмалий. - Поэтому задача кафедры состоит в том, чтобы прежде всего дать возможность студентам познакомиться с основами православной теологии в различных ее аспектах». Кафедру теологии в ведущем российском техническом вузе можно рассматривать и как площадку для диалога представителей различных взглядов, разных мировоззренческих концепций (хотя, наверное, это не основная ее задача). «Мировоззрения у нас равны, и ничто не должно препятствовать присутствию в системе образования как религиозного, так и агностического или атеистического мировоззрения, тем более что среди ученых-ядерщиков немало верующих людей», - утверждает глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Но академическими письмами протестная активность не исчерпалась. Уже летом этого года в Интернете, на сайте информационной системы общего пользования «Демократор.ru» появилось новое письмо, теперь уже адресованное министру образования и науки Дмитрию Ливанову. Его текст практически полностью повторял обращение несогласных «гуру науки» - лишь с одной существенной добавкой: последней фразой подписанты требовали «немедленно прекратить деятельность этой «кафедры» и финансирование религиозной деятельности из средств образовательных учреждений».

Государственным чиновникам и правительственным учреждениям на обращения граждан положено реагировать. Поступало ли официально такое письмо в министерство, подготовлен ли на него ответ? Какова вообще позиция профильного российского ведомства по этому вопросу? Пытаясь разобраться в этих нехитрых вопросах, я не предполагал, что соприкасаюсь с тайной поистине государственного масштаба. В ответ на редакционный запрос, направленный помощнице министра Ирине Ган, сотрудница пресс-службы Ксения Золотарева подтвердила: министерство действительно получило письмо от ООО «Демократор». Однако «в соответствии с Федеральным законом “О порядке рассмотрения граждан РФ” ответ на данное письмо может огласить только заявитель», добавила Ксения Георгиевна.

Увы, попытка связаться с самим «Демократором» успехом не увенчалась. Эта организация, на сайте которой приведены недействующие контактные телефоны, спряталась в общении с редакцией за псевдонимом Администратор и после длительной бесплодной электронной переписки посоветовала обратиться на интернет-форум к инициатору обращения - некоему физическому лицу Петру Николаевичу Чудову. В общем, демократия от «Демократора» получилась какая-то избранная, внутреннего розлива.

Только в физике соль...

Хорошо знающие МИФИ люди любят рассказывать, сколь сильны в этом вузе традиции. Но славны мифисты не только традициями, но еще и собственным, весьма характерным менталитетом. Лучше всего он постигается на могучем песенном фольклоре этого вуза. Так, гимн мифистов начинается с фразы «Вот ты проходишь, лысиной сверкая, хотя по паспорту тебе лишь двадцать пять». А после вынесенной в подзаголовок фразы из старинной МИФИческой «Дубинушки», слова которой положены на мотив широко известной одноименной русской народной песни, следует хлесткое «остальное всё - ноль», продолжаемое не вполне политкорректной констатацией «а философ и медик - дубина!» Если честно, никогда не понимал, чем не угодили два несчастных персонажа отчаянным авторам до сих пор популярного среди разных поколений мифистов песенного шедевра. Но традиционный дух МИФИ с его ревнивым отношением ко всем новшествам «из-за забора» эта фраза отражает достаточно честно.

И дело тут далеко не только в давнем легендарном споре физиков с лириками. Такая своеобразно понимаемая корпоративность - «родимое пятно» МИФИ. Рожденный постановлением Совнаркома в тяжелейшем 1942 году, когда впереди еще была Курская дуга, после Победы Московский механический институт боеприпасов был преобразован в Московский инженерно-физический институт - главную кузницу кадров для советского атомного проекта. Строжайшая пропускная система, собственный ядерный реактор, мощнейшие кафедральные научные школы, простая, понятная и устойчивая замкнутость на отраслевое ведомство - Министерство среднего машиностроения - всё это со временем сформировало у мифистов чувство жизни в пусть и не полностью замкнутом, но все-таки в изолированном мирке. Которое заставляло, вольно или невольно, постоянно действовать с оглядкой на успехи или неудачи гораздо более академичных, не столь сильно ориентированных на прикладные достижения и вообще «либеральных» (в советской системе координат) Физтеха и физфака МГУ.

В начале 1990-х годов этот мирок перестал быть уютным. Нет, мифистам не было труднее, чем остальным ученым. Но затянувшаяся реформа Минсредмаша заставила руководство заняться тяжелым поиском самостоятельности. Оба ректора, возглавлявшие институт в то непростое время - Александр Шальнов и Борис Оныкий, ни на секунду не сомневались, что ее удастся найти, но сил и времени эта работа отняла немало.

Когда же при преемнике Оныкого нынешнем ректоре МИФИ Михаиле Стриханове институт встал на ноги и первым в стране (наряду с Московским институтом стали и сплавов) получил статус национального исследовательского университета, многим представителям «старой гвардии» могло показаться, будто всё возвращается на круги своя. Достойная зарплата (тем более что оклады Стриханов действительно поднял), престиж среди абитуриентов, опора на оперившийся Росатом могли породить иллюзию возвращения спокойной стабильности. В которую ни поклонный крест, появившийся в 2010 году у проходной в память о жертвах военных конфликтов и пострадавших от ядерных взрывов и «мирного» атома мифистов, ни освященный Святейшим Патриархом Кириллом домовый храм во имя Смоленской иконы Божией Матери поначалу не вписались.

«Жрецы недовольны...»

Показательно: сильнее всего недовольные возмущались поклонным крестом. Мол, ради его установки снесли «символ МИФИ» - так называемый памятник вечному студенту. Автор этих строк впервые переступил порог МИФИ без малого три десятка лет назад, придя на вступительный экзамен в 542-ю школу - единственное тогда в СССР дневное среднее учебное заведение, созданное и в экспериментальном порядке аккредитованное при вузе. С тех пор в альма-матер бываю как минимум еженедельно, но о «памятнике-символе» впервые услышал как раз в 2010 году, когда он уступил место поклонному кресту.

Впрочем, со временем эта сомнительных творческих достоинств скульптура из металлолома обрела свое место на территории, так что голоса в ее защиту поутихли. Кстати, довольно эмоционально академические требования «закрыть и запретить» прокомментировал главный редактор радио «Коммерсантъ FM» Константин Эггерт: «Все эти академики преклонных лет, члены КПСС, работавшие на ВПК СССР (а советская физика на 90% работала на войну) за очень большие деньги, дачи, пайки и т.д., всю жизнь ощущали себя еще и жрецами своего рода нового культа. Помните, что такое был “секретный физик” при совке? Завидный жених и вообще полубог. После краха совка в жизнь вернулась вера в Бога, подорвавшая жреческие позиции всех этих партийных академиков. У них больше нет монополии на мировоззрение, дачи ветшают, ВПК в их услугах нуждается всё меньше. А Церковь заметна и претендует на роль учителя. Жрецы недо­вольны».

Опять-таки полемично и, наверное, далеко не во всем справедливо. Но на уровне микрокосма, на уровне собственного мироощущения - очень правдоподобно.

Все мифисты - атеисты?

«Нельзя не учитывать и еще один важный фактор мифистского менталитета: здесь не принято выставлять свои личные переживания напоказ, - говорит выпускник МИФИ 2000 года кандидат физико-математических наук иеромонах Родион (Ларионов), преподающий сейчас в родном вузе на кафедре истории (отдав несколько лет точным наукам, отец Родион затем успешно окончил Московские духовные семинарию и академию и получил степень кандидата богословия по специальности “церковная история”). - Поэтому демонстрации в поддержку Смоленского домового храма среди регулярно в нем молящихся православных мифистов вы вряд ли увидите. Говорить же, что мифисты поголовно атеисты, - по меньшей грешить против истины. Еще в советское время в институте, как доподлинно известно, действовал неофициальный библейский кружок по изучению Священного Писания. А студенческие стройотряды МИФИ регулярно выезжали на реставрацию знаменитых памятников Русского Севера - Соловецкого, Кирилло-Белозерского и Ферапонтова мона­стырей».

Как бы там ни было, домовый Смоленский храм в тех самых помещениях цокольного этажа главного корпуса МИФИ, где автор этих строк на занятиях военной кафедры когда-то штудировал общую тактику, больше не ощущается мифистами-старожилами как нечто инородное. Новые же поколения студентов и вовсе воспринимают его как данность.

Но одно дело - домовая церковь, где можно помолиться за успешную сдачу сессии, и другое - общеобразовательная кафедра теологии.

«Кафедра теологии - часть воспитательного процесса»

«Михаил Николаевич, мало вам было недовольных с поклонным крестом? У МИФИ что, нет других проблем, кроме как изучение теологии? Зачем вам эта кафедра?» - пытаюсь примерить на себя в разговоре с ректором Стрихановым логику оппонентов.

«Конечно, лично мне она не нужна, - отвечает собеседник. - Мне вполне достаточно столичного храма Воскресения словущего в Брюсовом переулке, прихожанином которого я являюсь. Но как ректор я достаточно прозрачно вижу ситуацию с нынешним поколением студентов и четко осознаю: молодежи нужны механизмы и программы нравственного воспитания, которые бы не просто присутствовали в университете факультативно, но были бы включены в сетку учебного расписания. Как человек верующий я понимаю: иного механизма, кроме донесения до студентов в рамках этих программ азов традиционных религий, нет. Конечно, в первую очередь на занятиях студентам будут преподаваться именно христианские взгляды на те или иные общегуманитарные аспекты. Но МИФИ - открытая структура: если в рамках какого-то из предложенных кафедрой теологии учебных курсов часть лекций прочитает, к примеру, раввин, это пойдет только на пользу. Что же касается истории с открытием храма... Никогда не говорил об этом публично, но вот факты. Освятили мы домовый храм. Я оказываюсь с паломничеством на Афоне. Посетив пять прибрежных монастырей, сажусь в автобус, и тут звонок из Союза ректоров: “Поздравляем, ваш университет вместе с МГУ вошел в рейтинг 250 вузов Times Higher Education”. Ни один российский университет прежде вообще ни разу не оказывался в этом списке, а тут сразу мы, да еще вместе с МГУ! Дальше - больше: проходит общероссийский конкурс по Программе конкурентоспособности за право участия в глобальных рейтингах. По всей Российской Федерации было решено назвать 15 победителей, и нам была оказана честь занять одну из четырех московских вакансий. Ну и не говоря уж о подготовленном Интерфаксом рейтинге российских вузов, в котором мы оказались третьими - сразу же после, замечу, двух бесспорных флагманов отечественного высшего образования: МГУ и СПбГУ. Наверное, было бы слишком дерзновенно считать, что после освящения Смоленского домового храма МИФИ находится под омофором Пречистой. Но, согласитесь, серия таких побед, которых прежде не наблюдалось, не тянет на простое совпадение!»

- Будут ли получать преподаватели кафедры теологии в МИФИ зарплату?

Конечно, как и все совместители, довольно маленькую. Непосредственно МИФИ ничего на это не тратит: образовательный процесс финансируется из федерального бюджета. Кстати, то, что решение подобных вопросов находится в компетенции вуза, признал и советник Президента РФ Андрей Фурсенко, поначалу настроенный против кафедры теологии.

«Мы в самом начале пути»

Пока молодой кафедрой теологии подготовлено три образовательных курса, занятия на которых только что начались. Второкурсники факультета управления и экономики высоких технологий будут изучать историю христианской мысли (этот спецкурс лично проведет заведующий кафедрой митрополит Волоколамский Иларион). На факультете экспериментальной и теоретической физики профессорами МГУ им. М.В. Ломоносова преподаются два курса: «Язык как феномен культуры» (его прочтет Александр Волков) и «История искусства» (его проведет профессиональный историк протоиерей Стефан Ванеян). Все их можно изучать в рамках гуманитарных курсов по выбору. То есть принуждать ходить именно на теологию студентов никто не будет, но выбравшим данную дисциплину придется сдать по ней зачеты, что и найдет отражение в дальнейшем во вкладышах к диплому (на экзаменационные сессии теология пока не выносится). В ближайшей перспективе - запуск еще одного курса под названием «Научная мысль в общекультурном контексте: формирование научных программ».

Ведущие курсы профессора не собираются ограничивать посещение своих занятий. Богословие - вещь в МИФИ новая, и наверняка эти лекции привлекут немало желающих как с других учебных потоков, так и вообще из разных научно-исследовательских подразделений. На первой лекции Высокопреосвященнейшего Илариона на тему «Христос и Его Церковь» битком забит оказался 450-местный актовый зал. Не все, конечно, слушали архиерея с одинаковым вниманием, но шумно в зале не было, а под конец даже нашлись желающие задать митрополиту вопросы. Спрашивали о разном - от Евангелия от Иуды до того, как найти заведующего новой кафедрой. Найти, кстати, достаточно просто: кафедральное помещение расположено в центре главного университетского корпуса.

После лекции на выходе из зала сталкиваюсь с молоденькими студентками. По их слегка отрешенным глазам видно: объем информации зашкаливает. Интересуюсь, не разочаровал ли их митрополит Иларион.

«Нет, что вы, - немного смущается студентка группы У3-711Б Татьяна Семикова. - Несколько непривычно, но узнали много нового». «А ходить на лекции и семинары собираетесь?» «Наверное, да: этот курс у нас в учебном плане».

«На самом деле это только начало работы, - мечтает Стриханов. - Мы задумали “провязать” курсы всех наших гуманитарных кафедр (их у нас сейчас четыре - истории, философии, социологии и теологии) единым подходом к изучению. Ведь можно, например, Отечественную войну 1812 года подавать как нашествие врага. Можно - как исторически обусловленное столкновение крупнейших мировых держав. Можно - как справедливую защиту Россией своей территории. А можно и как Божие вразумление, постигшее нас после отпадения части российского общества в XVIII веке от Христовой веры. Так что мы только в самом начале пути...»

СПРАВКА: История МИФИ началась 71 год назад, когда 23‑го ноября 1942 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление об организации Московского механического института боеприпасов. В то время в институте было всего три факультета: трубок и взрывателей; снарядов, мин, авиабомб; патронов и гильз. В январе 1945 г. в институте прошла первая реорганизация, институт стал называться Московским механическим институтом (ММИ) с организацией факультетов механико-технологического, конструкторского и точной механики.

В сентябре 1945 г. вышло Постановление СНК СССР № 2386627сс «Об организации инженерно-физического факультета при Московском механическом институте». Со временем начался процесс постепенного перевода механических специальностей в другие институты и расширения инженерно-физических специальностей. В 1953 году институт приобрел нынешнее название МИФИ, все факультеты которого стали в большой степени ориентированы на подготовку специалистов атомной энергетики и оборонной промышленности.

На Западе МИФИ тогда кратко именовали «советским ядерным колледжем». По иронии судьбы, этот термин оказался едва ли не пророческим: в 2008 году МИФИ стал одним из двух первых национальных исследовательских университетов в России и был переименован в Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

Дмитрий Анохин

В знаменитом МИФИ открыта кафедра теологии. Ее возглавил глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Поскольку "теология" в России с трудом обретала статус научной дисциплины в светских вузах, такого рода новости вызывают ажиотаж. Кто-то видит в этом продвижение по пути прогресса и возвращение в лоно европейской цивилизации, где теология - признанная научная дисциплина, кто-то - "возвращение в средневековье".

Что же за явление мы наблюдаем? Строго говоря, кафедра теологии уже вторая в МИФИ. Первая была открыта в 90-х годах 2001 году в Саровском физтехе, который несколько лет назад вошел в состав МИФИ. Обучение будущих теологов шло на внебюджетной основе и было в те годы очень востребовано.

Заместитель руководителя по учебной работе Саровского физтеха Владимир Алексеев рассказал "РГ":

По специальности "теология" принят государственный федеральный стандарт, по которому ведется обучение на кафедре. В дипломе у бакалавров значится - "теолог, преподаватель". Никаких сугубо религиозных вещей в стандарте, естественно, нет. Преподавание на кафедре - светское, а среди студентов есть и неверующие люди.

Решение о том, что специальность "Теология" будет в государственных направлениях подготовки кадров, было принято минобрнаукой в феврале 2000 года. В том же году при МГУ было создано отделение Учебно-методического объединения, которое занялось проектом стандарта. Проект стандартов не вызвал никаких нареканий со стороны экспертов и был одобрен. Согласно стандарту, теолог-бакалавр может иметь специализацию в христианской, исламской или иудейской теологии и продолжить учебу в магистратуре. В стандарте подчеркивается, что "теология - это комплекс наук, которые изучают историю вероучений... религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность... историю и современные взаимоотношения между различными религиозными учениями и религиозными организациями". И особо выделено - изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер. Сегодня теологию и отдельные богословские дисциплины преподают уже более чем в 30 вузах Российской Федерации, из них 25 имеют лицензию на подготовку теологов в соответствии с государственным стандартом.

В Сарове, кстати, интерес к специальности поутих. В прошлом году набора на кафедру теологии не было, в этом - тоже, кафедра пока работает как поддерживающая.

Угасающий интерес связан с тем, что обучение платное. И к тому же Саров - закрытый город, приток желающих учиться богословию у нас ограничен, - объясняет доктор физико-математических наук, ведущий сотрудник ВНИИЭФ НИЯЦ и "выпускник" кафедры теологии Игорь Куцык. - Меня в свое время побудила к учебе на кафедре попытка ответить на пограничные для науки вопросы - эволюции мироздания, возникновения человека и разума. И мне хотелось также свою веру сделать более рационально-осмысленной, осознанной. Как многие верующие ученые (мои темы - физика плазмы, атмосферное электричество), я считаю, что религия и наука не противоречащие, а дополняющие друг друга мировоззрения. Наука изучает механизм мироздания, законы, объясняющие, как происходит то или иное явление, а религия говорит о конечных причинах. Когда я был студентом первого курса МИФИ, помню, у нас зашел разговор о религии, и один парень, неформальный лидер, в ответ на чей-то пренебрежительный тон "А ты хоть одного живого попа видел? Я видел, и он меня буквально через 5 минут поставил в тупик". Сейчас этот парень доктор наук и преподаватель МИФИ. Не надо думать, что физики по определению атеисты. Хороший физик понимает, как часто бывает недостаточно естественно-научного подхода. Возникновение Вселенной научными методами не проверить. Хотя бы потому, что однократное событие.

Из выступления митрополита Илариона перед студентами МИФИ:

В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с тем, что блестяще эрудированный человек, который обладает самыми разными познаниями в разных областях, прекрасно знает русскую и мировую литературу, проявляет поразительную некомпетентность, когда речь заходит о религии. Преодоление этой некомпетентности и невежества, которые мы унаследовали еще от советского прошлого, - это самая первая и простая задача кафедры теологии. Но у нее есть и другие задачи. Дело в том, что сферы религиозного и естественно-научного знания очень различны, но они соприкасаются в том, что, собственно, относится к опыту человеческой личности и жизни. Каждый человек, занимающийся наукой, тем или иным образом определяет себя в отношении к религии.

Известно, что среди ученых-естественников есть люди как верующие, так и неверующие. Это связано с личным выбором человека. Но выбор не может быть абсолютно оторван от профессиональной деятельности, потому что так или иначе эти сферы знания смыкаются. Например, человек, который изучает физические законы бытия, строение Вселенной, в какой-то момент неизбежно приходит к вопросу, как все это появилось. ...Та теология, которая преподается в духовных учебных заведениях, и та теология, которая может развиваться на светской академической площадке, - это два совершенно разных вида теологии. Когда мы говорим о кафедре теологии в светском учебном заведении, то мы не предаемся теоретическим рассуждениям, но можем уже говорить на основании практического опыта, поскольку почти в 50 университетах и высших светских учебных заведениях России такие кафедры созданы и функционируют. Должен сказать, что уже имеется положительный опыт работы таких кафедр теологии, которые возглавляются православными священнослужителями, но в рамках которых ведутся спецкурсы по исламу, иудаизму, буддизму, по другим религиозным традициям. Все это может быть создано и на кафедре теологии МИФИ.

Компетентно

Ефим Пивовар , ректор РГГУ:

В свое время я участвовал в разработке стандарта теологии для высшей школы. Церковные иерархи тоже принимали активное участие в этой работе. В стандарте было закреплено, что православный может заниматься исламской, иудейской или буддистской теологией. То есть, будучи приверженцем одной религии, он может заняться изучением другой.

Прямая речь

Митрополит Волоколамский Иларион , заведующий кафедрой теологии МИФИ:

Слушать лекции на кафедре теологии будут те из студентов МИФИ, кому это будет интересно. Посещение лекций будет исключительно добровольным. С учетом занятости студентов изучением основных предметов, вероятно, трудно прогнозировать, что лекции будут собирать огромные аудитории. Главное в данном случае не количество, а качество: качество лекций и заинтересованность слушателей. Инициатива открытия кафедры теологии в МИФИ принадлежит Ученому Совету МИФИ. Я со своей стороны дал согласие на заведование кафедрой, понимая значимость этого вуза для российского образования и науки, искреннюю и осознанную заинтересованность в этом его руководства, а также уже имеющийся добрый опыт сотрудничества этого университета с Церковью.

Михаил Алфимов , академик РАН:

На взгляд, такая кафедра полезна. Дело в том, что большинство ученых смотрят на мир, грубо говоря, с точки зрения атомов и молекул. Но вопросы познания и восприятия мира намного сложней. И здесь может помочь методология религиозного познания. Конечно, речь не идет о примитивных представлениях, будто бы Бог за шесть дней создал мир, а из ребра Адама создал Еву. Важно обсуждать способы познания мира, место в нем человека.

Но принципиально, чтобы на кафедре теологии преподавали люди, которые хорошо знают физику, чтобы они вели мировоззренческие дискуссии и беседы. Это очень важно особенно сейчас, когда ученые активно обсуждают, как возникала наша Вселенная, что с ней будет в будущем, почему она расширяется с ускорением, есть ли бозон Хиггса. Ведя эти дискуссии, физики нередко забывают, что на самом деле наши представления о Вселенной лежат не в физическом мире, а в сфере познания.

Для меня образцом ученого с широким мировоззрением является французский теолог и философ, священник-иезуит, один из создателей теории ноосферы Пьер Тейяр де Шарден. Он внес значительный вклад в палеонтологию, антропологию, философию, создал своего рода синтез католической традиции и теории космической эволюции. Его работы отличают удивительное сочетание строго научного стиля, четкой логики и поразительных по эмоциональному воздействию фрагментов, сравнимых с духовными гимнами великих христианских мистиков.

Словом, считаю, что крайне важно в спорах и дискуссиях о мире и его познании растить поколение не зашоренное на узких догмах. Сам бы с удовольствием поучаствовал в таких диспутах.

Юрий Осипов , президент РАН:

Мы живем и будем жить в светском обществе, где религия отделена от государства. Признаюсь, для меня, как, наверное, и для многих ученых, очень интересно знать, как исторически складывались взаимоотношения религии и науки, почему возник в известном смысле конфликт между светской наукой и богословской. В Средние века первые серьезные научные работы сделаны людьми, которые занимались богословием. А вот выводы, к которым они приходили, - это уже светская наука. Скажем, свое открытие, что видимые движения небесных светил объясняются вращением Земли вокруг оси и обращением планет, в том числе Земли вокруг Солнца, Коперник сделал, занимаясь богословием.

Вообще взаимоотношение науки и религии очень деликатная тема. Для многих вера основана на "живом" Боге, а Библия - книга, где описано, как Творец создавал наш мир. И так было много веков. Но потом появились люди, для которых Бог - это уже некий символ, абстракция. И они стали совсем по-другому смотреть на этот мир, на то, как он возник. Тогда-то пути науки и религии разошлись. Возможно, я ошибаюсь.

И с годами эта пропасть увеличивалась. Но мне кажется, что серьезный ученый должен задуматься, а какова связь между наукой и религией, каково соотношение между верой и знаниями. Хочу отметить, что довольно много очень известных ученых постепенно начинали осмысливать эту связь. Почему? Оказывается, что для миропонимания им не хватает знаний светской науки, как говорится, не удается убедительно замкнуть систему.



Загрузка...