emou.ru

Третьяковская галерея количество залов. Третьяковская галерея. "Аленушка" Виктор Васнецов

  • Одна из крупнейших художественных галерей Росси и.
  • Экспонаты ‒ произведения русского классического искусства XI-начала XX века .
  • Третьяковская галерея состоит из двух зданий , расположенных по разным адресам.
  • В главном здании (Лаврушинский переулок) представлена коллекция из 170 000 произведений ‒ шедевров мирового уровня.
  • Посетители могут посмотреть на древнерусскую иконопись ‒ православные иконы XI-XIII веков, «Троицу» Андрея Рублева (1420-е годы) и т.д.
  • Картины известнейших русских мастеров, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.
  • Сувенирные и книжные магазины , кафе и ресторан «Братья Третьяков».

Государственная Третьяковская галерея – один из крупнейших художественных музеев России. В отличие от другого крупного московского музея - Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина с его обширной коллекцией зарубежного искусства, - в Третьяковской галерее экспонируется прежде всего русское классическое искусство. Здесь представлены живопись, скульптура, иконы и произведения декоративно-прикладного творчества с XI до начала XX века. Сразу отметим, что обычно под Третьяковской галереей подразумевают ее главное здание, расположенное в Лаврушинском переулке. А русская живопись ХХ века (в том числе работы К. Малевича, М. Ларионова, и других) экспонируется отдельно, в здании Третьяковской Галереи на Крымском валу (Крымский вал, д.10). Кроме того, в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, находящемся по адресу Лаврушинский пер., д. 12, проходят любопытные временные выставки.

Экспозиционная площадь главного здания составляет более 12 тыс.кв.м и разделена на 62 тематических зала. Собрание Третьяковской галереи насчитывает более 170 тысяч произведений. Здесь собраны шедевры средневековой русской иконописи, а также картины кисти И. Айвазовского, М. Врубеля, К. Брюллова, В. Васнецова и десятков других известнейших русских мастеров. В музее выставлены шедевры мирового уровня, такие как икона «Троица» А. Рублева, монументальные полотна «Явление Христа народу» А. Иванова и «Боярыня Морозова» В. Сурикова, удивительные пейзажи И. Левитана и А. Куинджи. При музее работают книжные и сувенирные магазины, кафе и ресторан «Братья Третьяковы».

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке расположено в одном из красивейших исторических районов Москвы – . Это один из немногих районов, где в значительной степени сохранилась застройка XVIII‒XIX веков. В нескольких шагах от Третьяковской галереи расположены уникальные по своей архитектуре Марфо-Мариинская обитель, Церковь св.Климента Папы Римского и Церковь Воскресения Христова в Кадашевской слободе. В районе красивой пешеходной Пятницкой улицы - большой выбор кафе и ресторанов на любой вкус.

История создания музея

Открытие музея во второй половине XIX века стало значимым событием в культурной жизни России. Благодаря инициативе одного человека – П. Третьякова (1832-1898) ‒ был создан музей национального искусства. Петр Третьяков был не только успешным предпринимателем, но и коллекционером с тонким вкусом. Особенно он интересовался творчеством современных ему молодых художников-реалистов и всячески их поддерживал. Третьяков писал: «Мне не нужно богатой природы, ни великолепной композиции, никаких чудес. Дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия; а поэзия во всем может быть, это дело художника». Тесно общаясь с авторами, Павел Михайлович приобрел множество работ художников Товарищества передвижных выставок (И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов и др.), некоторые из которых стали символами музея. Наряду с Русским музеем в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея обладает одной из двух лучших в мире коллекций русской живописи.

Важной вехой в истории галереи оказался 1904 год, когда был построен новый фасад в неорусском стиле, спроектированный . Со временем этот фасад стал «визитной карточкой» музея. После социалистической революции 1917 года коллекции музея значительно расширились за счет национализации частных и централизации региональных собраний и постоянно пополнялась в течение всего последующего периода. В 1995 году главное здание галереи в Лаврушинском переулке претерпело масштабную реконструкцию.

Коллекция и шедевры

В Третьяковской галерее посетителю представляется прекрасная возможность ознакомиться с древнерусской иконописью. В музее находится великолепная по численности и качеству произведений коллекция православных икон. Здесь можно увидеть иконы еще домонгольского периода – XI‒XIII веков. Знаменитая чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» находится в соседнем (Малый Толмачёвский переулок, д. 9), в который можно попасть непосредственно из здания галереи. В Третьяковской галерее хранится «Троица» А. Рублева (1420-е годы), работы легендарных Дионисия и Феофана Грека. Отдельного упоминания заслуживают иконы XVII века, отличающиеся обилием деталей, тончайшей проработкой подробностей, повествовательностью зрительного образа. Помимо икон, в залах с древнерусским искусством можно увидеть мозаику «Дмитрий Солунский» из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

В XVIII веке в России начинает развиваться светская живопись. Появляются картины нецерковного содержания, написанные на холсте маслом. Особенно популярен в то время был жанр портрета. В залах, посвященных живописи XVIII века, можно увидеть также натюрморт и пейзаж: в это время в России начинается процесс формирования привычной современному зрителю иерархии жанров. Кстати, очень интересная коллекция живописных портретов XIX века представлена неподалеку от Третьяковской галереи - в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Большая часть залов галереи отведена под экспозицию живописи XIX века, ставшего временем расцвета русской художественной школы. Первая половина века отмечена именами таких мастеров, как О. Кипренский, А. Иванов, К. Брюллов. В Третьяковской галерее экспонируется «Явление Христа народу» ‒ монументальный труд Александра Иванова, над которым он работал на протяжении 20 лет. Размеры холста составляют 540*750 см, и специально для этой картины в 1932 году был пристроен отдельный зал. На картине перед зрителем предстает момент пришествия Мессии. Художника интересует не столько сам Христос, сколько люди, узревшие его. Мастер придумывает для каждого героя картины свою историю, моделирует его реакцию на происходящее. В зале демонстрируются также многочисленные эскизы к «Явлению Христа», и у посетителя появляется возможность увидеть творческие искания художника во время работы над картиной.

В Третьяковской галерее представлено значительнейшее для истории русского искусства полотно «Богатыри». Эту картину с героическими образами легендарных воинов художник Виктор Васнецов писал почти двадцать лет. Исследователи считают, что в образе Добрыни художник изобразил себя самого. А Илья Муромец – не былинный герой, а реальный исторический персонаж XII века. На его счету действительно есть ратные подвиги, а в старости Илья стал монахом Киево-Печерского монастыря.

Признанный шедевр — «Апофеоз войны» Василия Верещагина. Картина с пирамидой черепов написана в 1871 году под впечатлением жестокой бойни в Туркестане. Художник посвятил свою работу «всем великим завоевателям» прошлого, настоящего и будущего.

Как уже упоминалось, Павел Третьяков очень интересовался Товариществом передвижных художественных выставок – художественным объединением, созданным в 1870 году. Одним из учителей передвижников был В. Перов, работы которого занимают отдельный зал. Затем экспонируются произведения В. Сурикова, И. Репина, И. Крамского, Н. Ге. Во второй половине XIX века в России активно развивается пейзажная живопись. Любители этого жанра могут насладиться произведениями А, Саврасова, А. Куинджи, И. Айвазовского, И. Левитана и других.

Один из значительных экспонатов этого раздела — «Боярыня Морозова» Василия Сурикова. Гигантская картина представляет эпизод церковного раскола в XVII веке и посвящена известной стороннице старой веры Феодосии Морозовой. В 1671 году боярыня была арестована и сослана в отдаленный Пафнутьев-Боровский монастырь, где позже скончалась от голода. На полотне изображена сцена провоза Морозовой к месту заточения.

Интересен и уникален зал Михаила Врубеля, одного из самых ярких русских художников всех времен. Этот зал необычен своими размерами: его специально построили с учетом возможности размещения огромного панно «Принцесса Греза». В этом же зале можно увидеть живописные работы художника, в том числе знаменитую картину «Демон (сидящий)», его графику и майолику. Картина «Царевна-Лебедь» написана Врубелем в 1900 году по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова. Эту оперу оформлял к сценической постановке Михаил Врубель, а партию Царевны-Лебедь в спектакле исполняла его жена Надежда. О ее голосе Врубель отзывался так: «Другие певицы поют, как птицы, а Надя – как человек».

Рядом с залом М. Врубеля находится лестница, по которой можно вернуться на 1-й этаж, где представлена живопись и скульптура начала XX века. В искусстве тех лет появляется тяга к поиску новых форм, новых решений. На смену социально направленному искусству передвижников, настойчиво требующего от зрителя критически осмыслить общественные проблемы, приходят спонтанность и легкость языка художников нового поколения. Их любовь к свету, к жизни, к красоте – все это хорошо видно, например, на знаменитом «Портрете девушки с персиками» работы В. Серова.

Наконец, следует упомянуть залы 49-54, где выставлена графика и декоративно-прикладное искусство. Экспозиция в этих залах регулярно меняется, поэтому при каждом посещении можно найти для себя что-то новое. В зале 54 расположена Сокровищница галереи – коллекция изделий из благородных металлов и драгоценных камней: иконы, книги, шитье, мелкая пластика, предметы ювелирного искусства XII–XX веков.

Любой, кому интересно русское искусство, не обойдется без изучения коллекции картин, собранной в Третьяковской галерее. В ней, правда, более 180 000 экспонатов, и фонды регулярно пополняются. Чтобы изучить все, жизни не хватит! А вот узнать самые интересные факты из истории нескольких десятков шедевров основной экспозиции можно, прочитав нашу статью.

Андрей Рублев. Троица (1411 или 1425-27)

Есть что-то общее между рублевской Троицей и Джокондой. То, что заставляет возвращаться к ней вновь и вновь, а уходить с подсознательным ощущением неразгаданной тайны. Многие исследователи считают, что эта икона вообще лучшая из созданных. Хотя написана совсем просто, без «лишних» фигур и деталей.

Ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» из XVIII главы библейской книги Бытия рассказывает, как праотец встретил у дубравы Мамре троих странников. Пригласив их к трапезе в своем доме, Авраам услышал предсказание, что у него родится сын Исаак и их семья станет началом избранного народа. Так вот, на других иконах Троицы изображали Авраама, Сарру, домашних животных и прочие детали. Здесь же – только три фигуры, вписанные в круг.

Больше века не утихают споры, кто из трех изображенных вестников – Бог Отец, Бог Сын и кто Святой Дух. И еще удивительный факт в истории деревянной доски с уникальным изображением: около четырех веков икона тихо жила в храме, и только в начале XX века было доказано, что это работа одного из величайших иконописцев.

Владимир Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной (1797)

Павел Михайлович Третьяков однажды пришел в гости к московскому губернатору и уговорил хозяина продать ему портрет, который его поразил.

«Это моя тетя Мария Лопухина», – рассказала супруга губернатора.

Молодая женщина, которую запечатлел художник Боровиковский, была урожденной графиней Толстой, дочкой генерала в отставке Ивана Толстого. Совсем юной девочкой ее выдали замуж за егермейстера двора Степана Лопухина. Может показаться, что Мария позирует в парке, на самом деле работа над портретом шла в мастерской художника, а фон декоративный.

Всего через три года после этого героиня картины умерла в 21 год. Во времена Пушкина ходили слухи, что портрет приносит несчастья: стоит незамужней девушке посмотреть на картину, и она вскоре заболеет и умрет. И все-таки юной Лопухиной восхищались и посвящали ей стихи. А Третьяков, купив картину для своей галереи, положил конец шлейфу мистических историй.

Василий Тропинин. Кружевница (1823)

Бывший крепостной, получивший вольную в 47 лет, добился этим портретом официального признания. Точнее, представил он в Академию живописи три картины – «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е.О. Скотникова». И тут же был удостоен звания назначенного художника, а через год стал академиком. Более того, он вдруг стал популярным живописцем. Причем именно «Кружевница» сыграла в успехе ключевую роль. Простая девушка за работой была изображена с таким изяществом и очарованием, что к Тропинину буквально повалили заказчики.

Он написал более 3000 портретов: московских дворян, купцов, чиновников, артистов, писателей, коллег-художников. И знаете, в чем секрет? Героев своих картин он всегда изображал в наилучшем расположении духа, говоря при этом: «Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица?» Пусть, мол, любящие этого человека помнят его в лучшие минуты жизни.

Орест Кипренский. Портрет А.С. Пушкина (1827)

Самый известный портрет великого русского поэта заказал его друг Антон Дельвиг. А самому Александру Сергеевичу работа художника так понравилась, что он тут же сочинил строки:

«Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит,

Оно гласит, что не унижу

Пристрастья важных аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид».

В Третьяковке портрет с 1916 года: галерея приобрела картину у внука поэта, Григория Александровича Пушкина.

Карл Брюллов. Всадница (1832)

Живописец довольно долго жил в Италии. Там он подружился с русской графиней Юлией Павловной Самойловой, и знаменитый конный портрет был создан как раз по ее заказу. В собрании графини полотно находилось четыре десятка лет, а когда было продано и затем оказалось в России, началась путаница. Многие считали, что на картине изображена сама красавица Самойлова. Затем выяснилось, что это не так, и обе девочки – воспитанницы графини. Старшую зовут Джованнина, младшую Амацилия, и считаются они дочками итальянского композитора Паччини. Опять же не факт: есть свидетельства, что дочкой Паччини была только крошка Амацилия, а Джованнина – племянница мужа Самойловой, оперного певца Перри.

Но и это еще не все: один миланский адвокат подарил гравюру с портрета музею знаменитого театра «Ла Скала», решив, что на нем изображена оперная дива Мария Малибран, трагически погибшая в 28 лет. Звезда оперы сильно разбилась, упав с лошади, и умерла от ушибов. И вот, представьте, «Всадница» из-за этой ошибки получает мрачную славу картины, способной приносить несчастья. Со временем, конечно, все это забылось, осталось только восхищение мастерством художника.

Павел Федотов. Завтрак аристократа (1850)

Картина маслом – своего рода карикатура, как и многие работы Федотова: сатирические зарисовки из современной жизни. В 1848 году художник прочитал в журнале «Современник» фельетон Ивана Гончарова «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Автор «Обломова» прошелся по столичным франтам, которые готовы «два месяца дурно обедать», чтобы надеть в свет «привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами». Ключевым был вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?»

Что из этого вышло бы, наглядно продемонстрировал Федотов. Сам он, кстати, называл картину «Не ко времени гость». Этот самый утренний гость и вызвал панику хозяина, который в спешке прикрывает кусок черного хлеба – свой скудный завтрак. Очень это неприлично для светской особы – есть черный хлеб. Аристократам полагался только дорогой, белый, но у молодого человека, судя по вывернутому наизнанку кошельку, совершенно нет денег. При этом он явно любит пускать пыль в глаза: одет в модном восточном стиле, окружил себя предметами роскоши вроде затертого уже персидского ковра, и даже пудель у него подстрижен по моде – «под льва».

Александр Иванов. Явление Христа народу (Явление Мессии) (1837–1857)

Двадцать лет на одну картину, можете себе представить! А фактически даже больше. Художника не случайно называют мастером одного шедевра. Задумав грандиозное полотно на евангельский сюжет, Иванов написал огромное количество этюдов с натуры. Только в Третьяковской галерее их больше 300. Идущий к людям Иисус, указывающий на него Иоанн Креститель, будущие апостолы Иоанн, Петр, Андрей и Нафанаил, множество других персонажей… Для одного из них художнику даже позировал Гоголь.

И вот долгожданную картину привозят из Италии в Россию и представляют публике. Вместо триумфа – странное разочарование. То ли ждали большего после впечатляющих этюдов, то ли российские умы были слишком заняты предстоящей отменой крепостного права. К тому же обнаружились «недоделки»: к примеру, старик слева одет в светлую повязку, а в отражении он красная.

Вскоре после презентации художник умер от холеры. Уже после его смерти император купил картину, дав указание построить для нее отдельный павильон в Румянцевском музее. Кстати, в Третьяковке, куда «Явление Мессии» попало в 1920-м, для нее тоже пристроили отдельный зал к зданию в Лаврушинском переулке.

Василий Пукирев. Неравный брак (1862)

Едва окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Пукирев написал картину, за которую ему сразу присвоили звание профессора. При том, что это не батальное полотно или масштабный исторический холст. Всего-то навсего зарисовка, скромная свадьба в небольшой церкви, но сколько в ней мастерства, смысла и настоящих чувств. Целая трагическая история в одном «кадре». Хрупкая юная девушка-невеста, титулованный старик-жених, с досадой реагирующий на ее слезы. И другие персонажи, каждый из которых настолько выразителен, что можно, кажется, снимать про их взаимоотношения целый сериал.

Есть, например, высказанное одним из ведущих искусствоведов Третьяковки предположение, что две старухи (слева от жениха и слева от священника) не случайно облачены в венчальные уборы и написаны в призрачной манере, в отличие от остальных людей на картине. Не тени ли это прошлых жен, который уморил своей жестокостью нынешний жених? Что касается молодого человека со скрещенными руками за спиной невесты, в его чертах есть сходство с самим художником, что заставило современников считать, что Василий Пукирев рассказал таким образом о собственной несчастной любви.

Константин Флавицкий. Княжна Тараканова (1864)

В истории Петербурга было несколько сильнейших наводнений, одно из которых случилось в сентябре 1777 года. Вода в Неве поднялась более чем на три метра от своего обычного уровня. По одной из легенд, во время этого наводнения погибла заточенная в Петропавловскую крепость княжна Тараканова. Эта версия стала основой лучшей работы Флавицкого, который прожил всего 36 лет.

История происхождения княжны покрыта тайной. Таракановыми называли самозванцев, якобы незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны. Едва в России был подавлен бунт одного из таких «наследников», Емельяна Пугачева, как появилась красавица-авантюристка, которая сначала назвала себя мадмуазель Франк, затем мадам Тремуйль. Вдруг выяснилось, что она персиянка по имени Али-Эмете и, наконец, девушка объявила себя Елизаветой Владимирской, дочерью императрицы и ее последнего фаворита, генерала Алексея Разумовского.

Екатерина Вторая поручила заняться новоявленной претенденткой на престол графу Орлову, а тот, изобразив влюбленность и добившись взаимности, похитил княжну под предлогом тайного венчания на борту русского корабля. Вместо этого Тараканова была арестована и отправлена в крепость. Там, возможно, и закончилась ее жизнь. Хотя конец истории незнакомки так же загадочен, как и ее начало.

Василий Перов. Тройка (1866)

У картины есть второе название – «Ученики-мастеровые везут воду». Рассказывают, что художник никак не мог найти образ центрального из трех ребятишек, которые тянут тяжелую бочку. Крайние – девочка и мальчик – уже были написаны, когда Перов увидел на улице крестьянку с сыном, которые шли из Рязанской губернии в Троице-Сергиеву лавру. Лицо мальчика поразило художника. Но тетушка Марья, у которой погибли муж и дети, долго не соглашалась, чтобы ее Вася, единственный оставшийся в живых, позировал.

Остановиться им было негде, Перов предложил ночлег и показал неоконченную работу в мастерской. Женщина в конце концов дала согласие. Картина получилась такой выразительной и реалистичной, что была сразу приобретена Третьяковым и выставлена в галерее.

Спустя 4 года на пороге мастерской появилась Марья. Она рассказала, что год назад Вася заболел и умер. Мать продала все, что у нее было, чтобы купить картину. Узнав, что полотно продано, несколько часов простояла перед ним на коленях в зале галереи. Автор картины пообещал написать портрет мальчика и сдержал обещание, отправив его Марье в деревню в золоченой раме.

Василий Верещагин. Апофеоз войны (1871)

Необычная деталь – у этой картины есть надпись на раме: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим». Считается, что все остальные работы художника – репортажные, на них он изображал то, что видел в реальности, участвуя в военных кампаниях русской армии. И тольно на этой – события давней истории, а точнее – XIV века.

Жестокий полководец Тамерлан, завоевав и разграбив Дели, отдал приказ обезглавить более 100 тысяч мирных жителей и сложить из их голов огромные пирамиды, прославляющие его как полководца. Подобная гора черепов кисти Верещагина стала жутким символом бессмысленности жертв всех войн на земле.

Василий Перов. Охотники на привале (1871)

Самая популярная из целой охотничьей серии работ Перова. Он и сам был заядлым охотником, а в персонажах картины современники без труда узнали его знакомых. Одни восхищались и сравнивали «привал» с охотничьими рассказами Тургенева, другие ругали за неестественность и наигранную театральность. Художник применил интересный прием: «подсветил» руки и лица, придав тем самым жестам и мимике особую выразительность. А уж как выписана дичь! Можно сказать, отдельный натюрморт.

В советские времена «Охотники на привале» пользовались какой-то немыслимой популярностью: на каких только стенах не висели ее репродукции. Если человек увлекался охотой, хорошим тоном считалось непременно вручить ему экземпляр в рамочке.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели (1871)

Вот загадка – вроде бы ничего особенного не изображено на этой небольшой картине, но именно она стала знаменитой настолько, что печаталась в школьных учебниках. Невзрачный пейзаж с покосившимися избами, голыми ветками деревьев и черными птицами был написан не в лучшее время. Саврасова с семьей выгнали с казенной квартиры в разгар учебного года: в училище живописи решили, что у него недостаточно учеников. Он поехал на Волгу, сделал множество этюдов в Костроме, Юрьевце, Нижнем Новгороде… В Ярославле начал «Грачей», а сложилась картина, когда он нашел церковь Вознесения Христова в селе Молвитино.

Картина была выставлена на первой выставке передвижников и как-то сразу стала классическим образцом нового жанра – лирический пейзаж. Хорошо сказал Иван Крамской: во всех пейзажах есть вода, деревья, воздух. А в «Грачах» – душа.

Виктор Васнецов. Аленушка (1881)

Девушку, ставшую сказочной Аленушкой на картине, Виктор Михайлович случайно встретил в Ахтырке – усадьбе в Подмосковье. И представил ее в образе сказочной героини, которая грустит о братце Иванушке. Потомки удивлялись, почему художник поначалу назвал полотно «Дурочка Аленушка». Но это вовсе не оскорбление. Дурочками называли и юродивых, и сирот. В сказке сестра и брат – как раз сироты. Но самое удивительное, что героиня картины – и сказочная, и очень реальная. Такое сочетание – «фирменная» особенность манеры Васнецова.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни (1881)

Реальные исторические события отражены на полотне: в 1698 году царевна Софья возглавила Стрелецкий бунт, который был жестоко подавлен. Петр I сам отрубил головы пятерым приговоренным, а всего было казнено более 2000 человек. Еще несколько сотен публично биты и сосланы. Суриков запечатлел самый трагичный момент – не саму гибель, а прощание с родными привезенных на место казни стрельцов.

Интересно, что художник сблизил исторические сооружения, сократив реальные расстояния между ними. При этом приговоренные (мученики) изображены на фоне храма Василия Блаженного, а Петр I и его приближенные (власть) – на фоне Кремлевской стены.

Иван Крамской. Неизвестная (1883)

Едва ли не самый скандальный и загадочный портрет в истории. Крамской представил «Неизвестную» публике на выставке передвижников в марте 1883 года. Написана она была вызывающе «не в духе» товарищества художников. Дама была вызывающе дорого одета: модный берет «франциск» с пером, пальто дорогого сукна и муфта, отделанные соболем, лайковые «шведские» перчатки. К тому же передвигаться одной в коляске даме высшего света было неприлично. Павел Третьяков отчего-то отказался покупать ее для галереи, и полотно долго кочевало от одного владельца к другому, принося им, по легенде, несчастья. Пока все-таки не оказалось в Третьяковке.

Но самой главной тайной стала сама героиня. Все видели в ее лице что-то смутно знакомое, но никто не мог сказать наверняка, что за женщину изобразил художник. Версий несколько. По одной, это простолюдинка Матрена Саввишна, на который женился, влюбившись, молодой граф Бестужев. Потом, впрочем, разочаровался и бросил ее, а девушка умерла по пути в услужение к прежней барыне. Другая, еще более скандальная версия, – на портрете княжна Екатерина Долгорукова, невенчанная супруга императора Александра II, которая пошла ради любви против света.

И еще одна версия: Крамской увидел камею с портретом грузинской княжны Варвары Туркестановой и был поражен рассказом о судьбе фрейлины вдовы Павла I Марии Федоровны. Быть красивой и обладать острым умом – опасно для девушки при дворе. Император Александр I был покорен, но тайная связь не принесла княжне счастья. Она пыталась найти утешение в любви другого, родила дочку и покончила с собой, не выдержав позора.

Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1885)

Редкий случай, когда картина пережила настоящее покушение. В 1913 году на нее с ножом и криками «Довольно крови!» кинулся один из посетителей Третьяковской галереи. Израненное полотно спасали реставраторы и сам художник, примчавшийся со своей дачи в Финляндии. Эмоции, которые запечатлел Репин, и в самом деле граничат с безумием.

Легенду о том, что царь Иван в приступе ярости убил своего сына, ударив жезлом в висок, пересказывали многие, а Николай Карамзин описал услышанное в «Истории государства Российского». Гнев был вызван то ли подозрением в предательстве, то ли просто тем, что жена царевича появилась на мужской половине терема простоволосой – с распущенными волосами и непокрытой головой. Взгляд Ивана Грозного, его лицо выглядят так, что даже самому художнику становилось страшно. Он признавался, что прятал картину, отворачивал ее к стене, но что-то заставляло его снова браться за кисть, и он работал как одержимый.

Многие историки, впрочем, считают историю убийства мифом. По некоторым свидетельствам, сын Грозного умер от тяжелой болезни.

Валентин Серов. Девочка с персиками (1887)

Девочка с картины – Вера Саввишна Мамонтова. Ей было 11 лет, когда в усадьбу ее отца, известного мецената, приехал погостить Валентин Серов. Художнику было всего 22 года, и он только что вернулся из Италии. И вот в какой-то момент Вера забежала в столовую я взяла со стола персик. А гость загорелся написать ее портрет, чтобы передать эту свежесть, легкость и ощущение простого счастья.

Веру вообще часто писали художники, приезжавшие в Абрамцево. Ее черты находят в «Снегурочке», «Египтянке» Врубеля, его же Тамаре в иллюстрациях к «Демону». Кисти Васнецова принадлежат ее портреты «Девушка с кленовой веткой», «Боярышня». Но жизнь, которая так красиво и благополучно начиналась, оборвалась неожиданно и трагично. В 27 лет Вера вышла замуж за Александра Самарина, предводителя московского дворянства, родила троих детей. А затем вдруг заболела воспалением легких и сгорела в считаные дни. Ей было всего 32 года. Самарин больше не женился, в 20-е годы был арестован и сослан в лагеря. Умер в ГУЛАГе в 1932 году.

Василий Суриков. Боярыня Морозова (1887)

Огромное полотно, 3,04 на 5,87 м, рассказывает о реальном событии: в ноябре 1674 года боярыню-староверку отправили в заточение в земляную тюрьму одного из монастырей, где она вскоре умерла.

Феодосия Морозова была приближенной царя Алексея Михайловича, носила при дворе чин верховной боярыни. В 30 лет осталась вдовой, но влияния и богастства не растеряла. Феодосия не приняла церковные реформы патриарха Никона, последовав в вопросах веры за протопопом Аввакумом. Даже приняла тайный постриг в монахини. За приверженность старообрядчеству она и пострадала.

Суриков рассказывал об этом образе так: «Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом „Боярыню Морозову“ написал».

Илья Репин. Не ждали (1988)

Картину Репина «Не ждали» знают, наверное, все в России. Раньше по ней в школах полагалось писать сочинения. А в наше время по просторам интернета ходит множество мемов. Один из них припасен для вас в нашей небольшой галерее, после двух вариантов знаменитого холста (оба находятся в Третьяковке). В более раннем «не ждали» девушку-курсистку.

По сюжету политический ссыльный возвращается с каторги домой, и потерявшие надежду его увидеть близкие испытывают самые разные чувства. Вплоть до испуга младшей дочки, которая совсем не помнит отца. Позировали художнику его близкие – жена, дочь, теща, друзья. А главный герой написан с писателя Всеволода Гаршина. По совету Третьякова, кстати, который не хотел покупать картину и требовал переписать лицо ссыльного. Репин обиделся, но переписал. Правда, и цену поднял.

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу (1889)

Как только не называют эту картину – и «Утро в сосновом бору», и «Мишки в сосновом лесу», и просто «Мишки» Шишкина. Последние два варианта, пожалуй, оттого, что репродукцию печатали на фантиках советских конфет «Мишка косолапый». Правда, считается, что как раз медведей вписал в пейзаж не Шишкин, а его друг Константин Савицкий. А коллекционер Павел Третьяков будто бы распорядился стереть с купленного полотна подпись Савицкого.

Так или иначе, пейзаж великолепен. Рассказывают, что Шишкин три месяца жил в шалаше в брянских лесах, работая над своими картинами, а добавить к готовому пейзажу живых персонажей предложила жена художника. Причем кроме медведей кандидатами были кабаны и лоси.

Михаил Врубель. Демон сидящий (1891)

Лермонтов писал поэму «Демон» 10 лет. Врубель работал над своими демонами двенадцать. «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный» и еще сотни эскизов. А в итоге лермонтовского падшего ангела уже трудно представить другим.

Можно, конечно, рассуждать об особой врубелевской манере письма, о том, что он искусственно сужает пространство, заставляя духа изгнания сутулиться и задыхаться, как в заточении. Но даже это не объясняет, почему подходишь к этой картине – и проваливаешься в потусторонний мир, где нет ни времени, ни рациональных категорий.

Илья Репин. Запорожцы (1891)

Чаще картину называют «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Идея возникла, когда Репин пришел в гости и услышал рассказ историка Дмитрия Яворницкого. Тому как раз передали найденную копию письма, написанного в 1676 году кошевым атаманом Иваном Серко и его казаками султану Османской империи Мехмеду IV в ответ на его ультиматум и требование к Запорожской Сечи подчиниться. Можно себе представить, как веселилась казачья вольница, придумывая ответ, который под диктовку выводил писарь. Гости на светской вечеринке тоже от души хохотали, когда Яворницкий зачитывал им: «Ты – шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!» А у художника тут же сложился замысел его будущего шедевра, где все персонажи настолько живые, что зритель словно оказывается внутри реальной исторической сцены.

В романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Остап Бендер собирался написать по мотивам «Запорожцев» гениально задуманную картину «Большевики пишут письмо Чемберлену». А еще в Советском Союзе репродукцию картины печатали на пачке папирос «Запорожцы».

Виктор Васнецов. Богатыри (1898)

Картина стала настолько популярной, что все так и думают, что Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович разъезжали по полям втроем, дружно оберегая землю русскую от вероломных захватчиков. Фокус в том, что встреча этих героев русских былин могла случиться только на картине. Богатыри сильно различались по возрасту – по сути, жили в разное время. В тот момент, когда Илья выглядел примерно так, как на полотне, Добрыня должен был быть глубоким стариком, а Алеша – ребенком.

Но для художника богатыри были символом, и работе над полотном он отдал всю душу, множество сил и больше 20 лет жизни. Все это время гигантский холст неотступно следовал за художником и его семьей – из Москвы в Киев или, к примеру, на дачу летом. А то в поля близ конюшен Саввы Мамонтова, откуда приводили скакунов для позирования. А уж образы богатырей оказались настолько собирательными! Для этюдов позировали родные и друзья, известные люди и простые крестьяне. Добрыня Никитич, например, считается едва ли не фамильным портретом Васнецовых – для набросков не однажды позировали родственники художника, и есть даже сходство с ним самим.

Михаил Врубель. Царевна-лебедь (1900)

Фантастически красивый портрет любимой женщины. На картине жена художника, певица Надежда Забела, в сценическом костюме, созданном по его же рисункам. Врубель работал над эскизами декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова.

Но образ далек и от реальности, и от светлой сказки. В нем тайна сразу двух стихий – темной холодной воды и воздуха, в который уносятся птицы. И еще мистика невероятных глубоких глаз.

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (1912)

Говорят, начинал художник работу как обычную бытовую зарисовку – жил он в то время в Камышине, имении на Волге. А в итоге вышло и необычно, и символично, и видит каждый в этом свой особый смысл. Чаще всего говорят о предчувствии грядущих событий – революций, войн, надвигающейся катастрофы. А еще поразительно то, что работа, в чем-то даже опередившая время, созвучна русской иконописи – и цветами, и образом всадника, напоминающего о Георгии Победоносце, и особым приемом, когда совмещаются вид сверху и сбоку.

Весной 1914 года Петров-Водкин отправил свою картину в Швецию на международную выставку в городе Мальмё. И больше никогда не видел ее. «Красный конь» вернулся в Россию только в 1950 году, когда художника уже не было в живых.

Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат (1915)

Скажите честно, приходило вам в голову, что значение этой картины сильно преувеличено? В самом деле, просто квадрат, что-то замазанное черной краской – и что здесь такого? К тому же Малевич, кажется, не слишком старался! Поверхность потрескалась, и сквозь черный просвечивают другие цвета. А ведь художник даже сам делал копию со своей картины в Третьяковке – еще в 1929 году специалисты сочли, что она неважно сохранилась. Но именно черный квадрат Малевича стал иконой супрематизма и символом современного искусства на много десятилетий вперед. И никакие желтые, красные, зеленые, разноцветные прямоугольники, полосы и прочие геометрические фигуры этого успеха не повторили.

Кстати, задумывалась картина как часть триптиха, и ее «соседи» – черные круг и крест. А вот и еще пара удивительных фактов. Во-первых, квадрат – вовсе не квадрат. У него есть сторона, строго говоря, не параллельная противоположной и не перпендикулярная прилегающим. А во-вторых, он вовсе не черный! Цвет получен смешением красок, среди которых как раз черной-то и не было.

Марк Шагал. Над городом (1918)

Вот она, главная любовь всей жизни художника – Белла (Берта) Розенфельд. Шагал прожил почти сто лет и после смерти своей первой супруги, эмигрировав и живя во Франции, был женат еще несколько раз. Но именно первая жена видится во всех женских образах на его полотнах, настоящая его половинка – как на этой картине, где Марк и Белла летят над родным городом Витебском.

Если присмотреться, двое влюбленных – как одно целое, перетекающие друг в друга тела и контуры: две руки на двоих, сливающиеся ноги… А характерный шагаловский полет – отражение целой истории о счастье. После знакомства в 1909 году, когда сын разнорабочего виделся совсем не парой богатой дочке ювелира, Шагал уехал в Париж, чтобы выучиться и прославиться. Четыре долгих года разлуки дались влюбленным непросто, но художник добился своего. В 1915 году они поженились. А картину, на которой две души парят в небесах, он начал в 1914-м, а завершил, уже прожив с любимой три счастливых семейных года.

Борис Кустодиев. Большевик (1920)

Кустодиев скорее ассоциируется с «Купчихой за чаем» или «Русской Венерой», но настоящий художник отражает время, в котором живет. А время было таким.

Огромный человек шагает по городу, заполненному людьми, с алым флагом. Полотнище полыхает, как огонь революции, а великан, кажется, готов перешагнуть и людей, и церковь, попавшуюся на его пути. Или наступить на них. Правда, большевики трактовали картину иначе – как праздничный дух революционной победы.

Федор Решетников. Опять двойка (1952)

Еще одна картинка из школьных учебников. На самом деле художник сначала написал другую работу – «Прибыл на каникулы». Юный суворовец приезжает в родной дом на Новый год, а дед встречает его по стойке смирно, демонстрируя военную выправку. И вот в продолжение серии положительных образов советских школьников Решетников задумал картину об отличнике. Отправился в школу на урок, сел с блокнотом на заднюю парту, а учительница вызвала к доске лучшего ученика. Но тот занервничал, приняв его за проверяющего, растерялся и не смог решить задачу. В набросках мальчишка получился грустным, виновато опустившим голову. В процессе работы автор «перенес» его из школьного класса в домашнюю обстановку. Теперь «Опять двойка» и напоминает о прежних методах школьного воспитания и о том, как последующие поколения вымучивали сочинения на заданную тему.

А знаете, что оказалось самым сложным в работе над картиной? Заставить собаку подольше постоять на задних лапах! Для этого ей скормили немыслимое количество бутербродов.

Павел Третьяков первый русский продюсер

Увлекательно об искусстве: 12 образовательных Instagram-аккаунтов

Опасная красота: 13 картин, которые приносят несчастья

«Явление Христа народу» А.А. Иванов

А.А. Иванова можно назвать «художником одной картины». Эпическое полотно «Явление Христа народу» он писал 20 лет. На картине изображен момент сошествия Христа к реке Иордан и встречи его с Иоанном Крестителем. Моделями для многих персонажей картины послужили реальные люди – в частности, сам художник и его друг Н.В. Гоголь.

Картина была выставлена в Санкт-Петербурге в мае 1858 года, а через полтора месяца художник скончался. Когда в 1925 году картину было решено переместить в Третьяковскую галерею, для громадного полотна размером 5,4 х 7,5 метров не нашлось подходящего по размеру помещения, и для нее к основному зданию галереи пришлось пристраивать отдельный зал.

☼ ☼ ☼

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» («Иван Грозный убивает своего сына»), И. Е. Репин

До сих пор точно не известно, действительно ли Иван Грозный убил своего сына в припадке ярости, или это историческая легенда. Но это и неважно. На картине И.Е. Репина изображено главное – глубинная сущность зла, выросшего из упоения властью, деспотизма и вседозволенности. Это не только ошеломляющее по силе воздействия полотно, но и яркий индикатор человеческой злобы и нетерпимости.

Картина «Иван Грозный» стала первым в истории России произведением живописи, которое подверглось цензуре. Император Александр III запретил П. Третьякову, который купил картину, выставлять ее либо показывать частным образом. Сам Третьяков испытывал настолько сильное негативное эмоциональное воздействие этого произведения, что ему пришлось переместить полотно в отдельное помещение. В 1913 году картина подверглась вандализму – была изрезана неуравновешенным старообрядцем-иконописцем. В 2013 г. группа агрессивных православных активистов попыталась организовать удаление картины из экспозиции музея.

☼ ☼ ☼

«Апофеоз войны» В.В. Верещагин

«Апофеоз войны» - глубоко символичная картина знаменитого художника-баталиста Верещагина, которому довелось участвовать в военных действиях по всему миру, от Балкан до Туркестана, Индии и Китая. Это яркий и выразительный протест против войн и насилия.

Сам Верещагин с горькой иронией определял жанр своей картины так: «если не считать ворон, то это натюрморт, в переводе с французского "мертвая природа"». Действительно, огромная гора черепов, иссеченных саблями и пробитых пулями, в иссохшей каменной пустыне под ярко-синим небом – «мертвая природа», закономерный итог любых военных конфликтов. На раме картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим».

☼ ☼ ☼

«Боярыня Морозова» В. И. Суриков

Эпическое историческое полотно было написано В. Суриковым по мотивам «Повести о боярыне Морозовой» - жизнеописания героини старообрядческого движения, которое было популярно в его родных сибирских краях. Картина «Боярыня Морозова» до сих пор остается одной их центральных в экспозиции Третьяковской галереи. Критики того времени сравнивали ее с «персидским ковром» за изображение пестрой многоликой толпы, образующей своеобразный «узор». Примечательно, что лица всех изображенных персонажей, даже второстепенных, строго индивидуальны и тщательно выписаны. Для этой картины Суриков создал более сотни портретных этюдов!

☼ ☼ ☼

«Кружевница» В. А.Тропинин

До 47-летнего возраста В.А. Тропинин был крепостным. Правда, его хозяин, граф Морков, заметил художественное дарование юноши и на несколько лет отправил его учиться в петербургскую Академию художеств, но позже Тропинину пришлось долгие годы совмещать обязанности придворного живописца и слуги. Он получил «вольную» лишь в 1823 г., и в этом же году написал картину «Кружевница», поразившую художественных критиков лиризмом и непосредственностью. Произведение пронизано духом интимности и радости повседневной жизни. Задушевные женские образы Тропинина стали классикой русской живописи, а его самого называли «Русским Рембрандтом».

☼ ☼ ☼

«Утро в сосновом лесу» И. Шишкин, К. Савицкий

Картина «Утро в сосновом лесу» больше известна в России под народным названием «Три медведя». Во времена СССР выпускались популярные шоколадные конфеты «Мишка косолапый», на обертке которых была изображена репродукция этого произведения. На самом деле медведей на картине четыре, а не три. Затянутый утренним туманом вековой бор принадлежит кисти непревзойденного мастера пейзажа И. Шишкина, забавных медвежат написал художник Константин Савицкий. Но после приобретения картины П. Третьяков стер подпись Савицкого, поэтому ее авторство долго приписывали одному Шишкину.

☼ ☼ ☼

«Демон сидящий» М. Врубель

Врубелевские образы демонов – уникальное явление в русской живописи. Они не имеют ничего общего с библейским воплощением зла. Демоны Врубеля олицетворяют силу и величие человеческого духа, обуреваемого сомнениями, скорбью и страданиями. Наиболее выразителен в этой галерее образов «Демон сидящий». Он воплощен в образе юноши, словно зажатого между верхней и нижней гранью картины на фоне пылающего заката. Эффект тревоги и смятения подчеркивает специфическая, неповторимая живописная манера Врубеля, - резкие вибрирующие мазки, напоминающие мозаику. Вопреки распространенному мнению, «Демон» написан еще до того, как Врубель начал иллюстрировать одноименную поэму Лермонтова.

☼ ☼ ☼

«Богатыри» В. Васнецов

«Богатыри» - не только самая известная картина В. Васнецова, но и одно из самых популярных художественных произведений в России. Ее знают все от мала до велика, чаще под названием «Три богатыря». Богатырская тематика – основа народной мифологии Руси. Имена Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, доблестных защитников русского народа, знакомы нам с детства.

В. Васнецов писал картину «Богатыри» более 20 лет, доводя до совершенства каждую деталь. Он считал эту работу своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом». Меценат Савва Мамонтов построил в имении Абрамцево отдельный павильон, где Васнецов мог работать над огромным полотном. Прообразом Ильи Муромца стал кузнец из Абрамцева Иван Петров, Алеши Поповича – младший сын Мамонтова Андрей. А вот Добрыня Никитич – собирательный образ самого художника, его отца и деда.

☼ ☼ ☼

«Девочка с персиками» В.А. Серов

«Девочка с персиками» - одно из самых радостных, свежих и лирических живописных полотен конца XIX века. Она была написана двадцатидвухлетним В. Серовым в Абрамцево – усадьбе мецената Саввы Мамонтова, где часто собирались известнейшие художники того времени. На портрете изображена дочь хозяина, 12-летняя Вера Мамонтова. Кстати, персики, разложенные на столе, вовсе не были привезены из теплых краев, их выращивал в оранжерее усадьбы садовник-виртуоз. Позже В. Серов стал одним из лучших портретистов Европы и увековечил многих знаменитых современников, но «Девочка с персиками» до сих пор остается самой известной его работой.

☼ ☼ ☼

«Купание красного коня» К.П. Петров-Водкин

«Купание красного коня» К. Петрова-Водкина – одно из самых необычных и символичных живописных произведений начала ХХ века. Оригинальная сферическая перспектива и цветовая гамма картины созданы под влиянием традиций русской иконописи и итальянских фресок. Когда критики обвинили художника в том, что красных коней не бывает, он показал им древнерусские иконы, на которых кони были того же цвета. В русской иконописи красный цвет обозначает величие жизни, а иногда и жертву. Современники считали картину Петрова-Водкина пророческой и ассоциировали красного коня с Россией, которую не в силах удержать юный хрупкий всадник.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

1. Третьяков начинал с покупки западноевропейской живописи.

Купец и меценат Павел Третьяков на протяжении всей жизни интересовался живописью, но сам картин не писал никогда. В юности он стал собирать книги с иллюстрациями, гравюры. Свои первые покупки он делал на Сухаревском рынке, до которого любил совершать воскресные прогулки. В самом начале пути коллекционера Павел Михайлович и не думал, что его собрание будет состоять исключительно из произведений русских живописцев. Как и все начинающие собиратели, он совершал случайные приобретения. Так, в 1854–1855 годах Третьяков купил одиннадцать графических листов и девять картин старых голландских мастеров.

Передвижник Илья Остроухов , позже ставший одним из руководителей Третьяковской галереи, после смерти Третьякова вспоминал следующее: «Первые две-три ошибки в столь трудном деле, как определение подлинности старых картин, навсегда отвернули его от собирательства старых мастеров. Впоследствии покойный говаривал: “Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника”». Сегодняшние коллекционеры современного искусства этот здравый довод точно поддержат.

2. Павел Третьяков о планах создании музея русской живописи впервые пишет в завещании.

В двадцать восемь лет Павел Третьяков написал свое первое завещание — он собирался ехать за границу изучать, как устроено льноткацкое дело на фабриках в Западной Европе. По правилам того времени и по договоренности с партнерами необходимо было составить завещание. Молодой купец занятно распределяет всё то, что он получит от своего отца и что заработано к двадцати восьми годам уже им самим: «Капитал в сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи… Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

3. Датой основания галереи стал день приобретения полотна «Стычка с финляндскими контрабандистами» Худякова.

Принято считать, что история Третьяковской галереи началась 22 мая 1856 года (по новому стилю). В этот день Павел Третьяков купил картину Худякова, а художник получил расписку. Начиная с этого времени Третьяков приобретает десятки работ, не останавливаясь даже перед крупными тратами. Сам же коллекционер своим первым русским приобретением считал картину «Искушение» живописца-жанриста Шильдера, об этом он пишет в письме к критику Стасову (правда, спустя тридцать лет после первых покупок) в 1893 году после передачи художественной галереи в дар Москве.

Василий Худяков
«Стычка с финляндскими контрабандистами»
1853

4. В основе Третьяковской галереи лежат коллекции двух Третьяковых — братьев Павла и Сергея, который собирал западную живопись.

Младший из Третьяковых, Сергей, увлекся коллекционированием намного позже своего брата. В начале 1870-х он стал постепенно собирать современную западную живопись, прежде всего французскую, которая, кстати, и стоила тогда дороже русской. Коллекция Сергея была небольшой (включала Добиньи, Коро, Миле) и располагалась в особняке на Пречистенском бульваре. Хозяин показывал ее только гостям и, что называется, «по рекомендации». Он покупал живопись для себя и иногда по совету Павла. Некоторые из его приобретений выставлялись у старшего брата. После внезапной смерти Сергея Третьякова согласно его завещанию коллекция перешла в дар городу (ее стоимость тогда превышала сумму в 500 тыс. рублей). Воля брата подвигла и Павла передать свой музей вместе с особняком Москве. Так, в 1892 году появляется соответствующее заявление в Городскую думу. Полученной коллекции Дума присвоила название «Московская городская галерея имени братьев Павла и Сергея Третьяковых», а живопись из западной коллекции Сергея экспонировалась тут же в Лаврушинском переулке. Более того, в 1910 году по завещанию коллекционера Михаила Морозова западное искусство в Третьяковке пополнилось работами Ренуара, Писсарро, Мане, Моне и Дега.

Павел и Сергей Третьяковы
Фото: пресс-служба Третьяковской галереи

5. В коллекционировании русских художников Третьяков соперничал c императором Александром III.

Третьяков в приобретении новых работ проявлял не меньше прыти, чем в коммерческих сделках. Сохранились воспоминания, согласно которым император Александр III и его брат великий князь Владимир Александрович (он, кстати, был президентом Императорской академии художеств и во многом стал причиной выхода Серова и Поленова из Академии) нередко возмущались на выставках, видя картины, которые уже были отмечены как собственность Третьякова. Всё потому, что он предпочитал покупать полотна в мастерской непосредственно у художников еще до открытия выставок. Показательный случай произошел уже после смерти Александра III. В память о нем его сын Николай II, зная, что отец очень хотел заполучить картину Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», перебил цену и предложил за нее рекордную по тем временам сумму в 40 тыс. рублей, которую Третьяков позволить себе не мог.

6. Эмблемой Третьяковской галереи стал фасад по рисунку Васнецова.

Галерея находилась в доме, купленном Третьяковыми в 1851 году. Чем больше становилось приобретений, тем просторнее пристраивались новые помещения к жилой части особняка — для хранения и демонстрации произведений искусства. В 1902–1904 годах, уже после смерти Павла Третьякова, появился знаменитый фасад работы архитектора Башкирова по рисунку Васнецова в русском стиле с «кокошником» и рельефом Георгия Победоносца (покровителя Москвы, который изображен на гербе города).

Рисунок предоставлен пресс-службой Третьяковской галереи

7. Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» подвергалась нападению вандала.

Шестнадцатого января 1913 года в Третьяковской галерее произошло страшное — неизвестный вандал нанес картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» фатальный удар ножом. Интересно то, что это полотно в свое время ужасно не понравилось императору Александру III и его окружению. Своим указом он запретил ее к показу, а сама картина стала таким образом первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи. Позднее запрет был снят. Однако новая напасть пришла вместе с 29-летним старообрядцем и сыном мебельного магната Абрамом Балашовым. После нанесенных им порезов Репину пришлось фактически заново восстанавливать лица своих героев. Тогдашний хранитель Третьяковской галереи Егор Моисеевич Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.

8. Расположение картин по хронологии ввел художник Игорь Грабарь.

В начале 1913 года Московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи, и оставался он на этой должности вплоть до 1925 года. В соответствии с мировой музейной практикой Грабарь решил переделать экспозицию. Так, работы одного художника теперь экспонировались в одном зале, а сами залы были подчинены хронологическом принципу.

9. Частью Третьяковской галереи является музей-храм Святителя Николая в Толмачах.

В связи с усилением антирелигиозных настроений в 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах. Спустя несколько лет ее здание передали Третьяковской галерее под запасники. Позже оно было соединено с экспозиционными залами двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины Иванова «Явление Христа народу». Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при галерее. Здесь хранятся уникальные святыни, в том числе Владимирская икона Божьей Матери, а раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица».

10. Третьяковская галерея закрывалась в общей сложности на шестнадцать лет (на два года при Третьякове, четыре во время ВОВ и десять на реконструкцию).

Впервые галерея закрылась на два года из-за кражи. В 1891 году в Лаврушинском переулке выкрали из галереи четыре полотна. Для Третьякова это происшествие оказалось настоящей трагедией, и он распорядился закрыть галерею на два года. Позднее два полотна нашлись. В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Новосибирск и вернулась в мае 1945-го. С 1986 по 1995 год из-за капитальной реконструкции Третьяковка была закрыта для посетителей. Тогда единственной экспозиционной площадью музея на целое десятилетие стало здание на Крымском Валу. Оно, кстати, было объединено с Третьяковской галереей как раз накануне ремонта в 1985-м. За годы существования собрание Третьяковской галереи увеличилось в пятьдесят раз.

Нравится

Третьяковская галерея - один из самых известных музеев в России, да и во всем мире. Обширная экспозиция охватывает период с одиннадцатого века и до сегодняшнего дня. Сложно представить, что Третьяковская галерея, залы которой стали отражением русского искусства от древности до современности, началась с частной коллекции.

Домашняя коллекция

Дом в Лаврушинском переулке Третьяковы приобрели в 1851 году. Глава семейства, Павел Михайлович, был удачливым бизнесменом, но при этом он был известным меценатом, вкладывал средства во многие благотворительные программы. Он был страстным коллекционером, собирал картины, скульптуры, иконы и прочие произведения искусства.

У него была глобальная цель - создать национальную галерею, а не просто музей. Началом коллекции стали десять картин, написанных голландскими мастерами. Изначально Третьяковская галерея, залы которой были открыты лишь для членов семьи и гостей, была в доме, где жили Третьяковы. Но коллекция очень быстро разрасталась, и места для демонстрации не хватало. При жизни владельца производились многочисленные перестройки. И еще при Павле Михайловиче у горожан появилась возможность посетить такое культурное заведение, как Третьяковская галерея. Залы расширялись, а экспозиция росла постоянно. О популярности музея говорит тот факт, что за первые четыре года ее посетители свыше 30 тысяч человек.

Спустя 40 лет после того, как было положено начало коллекции, передал ее в дар Москве. Собрание было дополнено произведениями искусства, хранящимися у второго брата, Сергея. Так появилась в Москве «Галерея Павла и Сергея Третьяковых». Еще один известный меценат Морозов передал шедевры Ренуара, Ван Гога, Моне. Несмотря на передачу городу, оба мецената продолжали пополнять коллекцию. После смерти Третьяковых весь дом в Лаврушинском переулке перешел в ведение города.

Новая жизнь коллекции

В 1913 году попечителем и директором галереи был назначен И. Э. Грабарь. Он был не только талантливым художником, архитектором и историком искусств, но и организатором. Именно он провел колоссальную работу по систематизации коллекции. Он распределил полотна по историческим периодам, чтобы у посетителей была возможность проследить путь развития русского искусства. При нем же была основана и реставрационная мастерская. В конце года работы, висящие в зале Третьяковской галереи, были доступны для осмотра широкой публикой.

После революции все собрание было национализировано и передано молодой республике. Была создана «Государственная Третьяковская галерея», залы которой стали доступны для всех слоев населения. Коллекция значительно расширилась за счет объединения с другими музеями и передачей частных собраний, которые были национализированы в годы советской власти.

Во время войны музейные фонды были вывезены в Новосибирск. Фашисты бомбили столицу нещадно. Две фугасные бомбы в 1941 году угодили прямо в Третьяковку, нанеся существенный урон. Но уже на следующий год началось восстановление музея, и к 1944 году двери любимой жителями столицы галереи вновь распахнулись для посещения.

Залы Третьяковки

С самого основания галереи здание многократно перестраивалось. Возникали новые переходы и дополнительные помещения, чтобы коллекция представала во всей красе. На сегодняшний день экспозиция размещается в 106 залах. Большинство находится в здании в Лаврушинском переулке, там их 62. Также в комплекс входит музей-храм Св. Николая Чудотворца, мастерская-музей Голубкиной, дом-музей Васнецова и дом-музей Корина. Каждый зал в Третьяковской галерее - это возможность прикоснуться к искусству, увидеть гениальные шедевры. В коллекции хранится свыше 150 тысяч экспонатов, большинство из которых знакомы каждому с детства. Репродукции многих картин входили в школьные учебники всей страны. По этим картинам можно познавать Россию. Ведь море у нас, как на леса - как у Шишкина, природа, как у Левитана. Даже лучший портрет Пушкина, известный каждому школьнику, выставлен именно здесь.

Зал иконописи

В каждом уголке Третьяковки есть полотна, от которых захватывает дух. Но, пожалуй, один из самых таинственных залов - это зал иконописи. При передаче коллекции Павел Михайлович вместе с картинами передал и 62 иконы из своего собрания. Сейчас в музее их несколько сотен. Каждая из них отражает путь православия на русской земле. Среди них работы Рублева, Феофана Грека и других известных иконописцев. А в домовом храме Третьяковки выставлен один из самых почитаемых и древних образов - Владимирская Божья матерь. Ей уже больше 900 лет.

Экспозиция в Лаврушинском переулке

В здании в Лаврушинском переулке, со знаменитым Васнецовским фасадом, сосредоточена основная часть коллекции. В 62 залах, разделенных на 7 зон, в хронологическом порядке выставлены работы лучших мастеров России и не только. Как велика и разнообразна Третьяковская галерея. Описание залов заняло бы несколько томов печатного издания. Отправляясь на экскурсию, лучше выбрать конкретного художника или картину, которой посвятить основное время. Иначе знакомство с галерей будет очень поверхностным и неполным. Названия залов Третьяковской галереи соответствует выставленным в них коллекциям.

Так, древнерусское искусство представлено иконописью.

А в залах XVIII-XIX веков выставлены полотна великих мастеров Левицкого, Рокотова, Иванова, Брюллова. Для демонстрации картины Иванова «Явление Христа народу» была построено специальное помещение. А Рокотов прославился самым большим количеством портретов неизвестных. Ему было важно запечатлеть и передать на холсте черты и характер человека, но при этом он вовсе не обязательно должен был быть знаменитым. Из работ Брюллова можно отметить мастерски выполненную работу «Всадница», где юная девушка с поразительной грацией сидит верхом на великолепном жеребце.

Также захватывает внимание зал, где представлены работы художников второй половины XIX века. Здесь можно погрузиться в волшебный мир реалистичного искусства, где каждая деталь выполнена с поразительной тщательностью. В картинах Репина физически ощущается, как припекает солнышко на лужайке, как колышется каждый листочек от ветра. А «Три богатыря» Васнецова словно и сегодня защищают рубежи страны от непрошенных захватчиков. Кстати, здесь же можно увидеть и работы Васнецова-младшего.

Картины Сурикова «Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни» передают эмоциональный накал каждого участника тех событий. Здесь нет ни одного равнодушного лица или случайного персонажа. Все прописано с достоверностью, поражающей воображение.

В разделе, отражающем живопись рубежа XIX-XX веков, представлены работы таких гениев, как Серов, Врубель, а также представителей Союза русских художников.

Сокровища русского искусства

Велика и разнообразна Третьяковская галерея. Залы, картины, скульптуры, графика не оставят равнодушным никого. Отдельной частью экспозиции является «Сокровищница», где выставлены предметы из драгоценных металлов и самоцветов. Тонкая работа ювелиров завораживает.

Графика

Отдельный зал посвящен графическому искусству. Все работы, представленные в этой технике, очень боятся света, это хрупкие творения. Поэтому для их демонстрации смонтировано специальное освещение, слегка приглушенное. Здесь выставлено крупнейшее собрание русской графики. А еще небольшая, но не менее ценная коллекция портерной миниатюры.

Современное искусство

В здании на относящемуся к Третьяковке, представлено искусство начиная с советского периода и до наших дней. Посетители с интересом наблюдают, как идеология влияет на художника.

Залы мастеров

В собрании есть единичные работы, а есть и целые коллекции картин одного мастера. Зал, посвященный художнику в Третьяковской галерее, вмещает только его работы разных периодов. Таковой являтся экспозиция работ Шишкина. Но и другие мастера кисти удостоились подобной чести.

С момента своего открытия Третьяковка стала богатейшим собранием живописи и предметов искусства. Даже Русский музей, созданный на государственном уровне, проигрывал по популярности этому частному собранию.



Загрузка...