emou.ru

Исаакиевский собор. Внутреннее убранство. Устройство православного храма — описание и схема внутреннего убранства церкви Внутреннее убранство православной часовни

Глава 2. Внутренний интерьер храма

Храмы разделяются на три части: притвор, средняя часть храма и алтарь.

Притвор (греч. нартекс ) есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т. е. лица, готовящиеся к Св. Крещению.

Притвор

Средняя часть храма , называемая иногда нефом (от лат. navis – корабль), т. е. кораблем, предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших Крещение.

Деление интерьера на нефы рядом опор возникло в древнегреческих храмах. В древнеримской архитектуре из ряда параллельных нефов состояли интерьеры гражданских зданий – базилик . Начиная с IV в. тип базилики был заимствован для христианских храмов, и неф становится распространенным элементом христианской архитектуры. Достопримечательные места в этой части – солея, амвон, клиросы и иконостас.

Солея – возвышенная часть перед иконостасом часть храма, устроенная для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для всех предстоящих. В древности солея была очень узкая.

Амвон – греческое слово, в переводе на русский язык означает «восхождение». Первоначально он представлял собой платформу со ступенями. С V–VI вв. амвон – это стационарная конструкция внутри византийских церквей (обычно в центре храма), имеющая форму цилиндрического возвышения с примыкающими с восточной и западной сторон лестницами и соединенная с алтарем огороженным проходом-солеей. Амвон строился из мрамора и украшался резьбой, скульптурами и мозаиками. С XV в. в греческих церквях амвон приобрел форму беседки или балкона у одной из колонн или отсутствовал вовсе. Именно на амвон восходил чтец (греч. анагност ) для возглашения различных богослужебных текстов. После XVII в. амвоны византийского типа вышли из практики. Сейчас амвоном называется полукруглая средина солеи против Царских врат.

С амвона читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди.

Солея и амвон

Клиросы (с греч. жребий, достояние ) – конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. Клирос – место для низших клириков – церковнослужителей, которым выпал «жребий» священнослужения и которые поэтому являются достоянием Самого Бога.

К клиросам прикрепляются хоругви , т. е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.

Клирос

Иконостасом называется обставленная иконами, иногда в несколько рядов, стена, отделяющая среднюю часть храма от алтаря.

В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не было, алтари отделялись от средней части храма невысокою решеткою и завесою. На этих решетках впоследствии стали ставить святые иконы как для чествования и целования их верными, так и для выражения той мысли, что алтарь служит образом (символом) неба и что при Богослужении небесная Церковь предстоит вместе с земною. Этот обычай ставить на решетках святые иконы получил всеобщее распространение со времени VII Вселенского Собора (787 г.), утвердившего иконопочитание. С течением времени иконостасы стали возвышаться – появилось несколько ярусов или рядов икон. Иконы высоких иконостасов располагаются в определенном порядке.

В первом ярусе на Царских вратах икона Благовещения и четырех Евангелистов; на боковых дверях – иконы Архангелов или одного из архидиаконов. По сторонам Царских врат: справа – образ Спасителя и храмового праздника, а слева – Божией Матери и особо чтимого святого.

Иконостас

Во втором ярусе над Царскими вратами – Тайная Вечеря, а по сторонам – иконы двунадесятых праздников.

В третьем ярусе над Тайной Вечерей икона «Деисис», или моление, а по сторонам иконы св. Апостолов.

В четвертом ярусе (над «Деисисом») – Матерь Божия с Предвечным Младенцем, а по сторонам – иконы св. пророков и патриархов.

В пятом ярусе – Бог Саваоф с Божественным Сыном, а по сторонам – иконы ветхозаветных праведников.

На самой вершине иконостаса ставится крест со стоящими по сторонам Божией Матерью и св. апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. Вся совокупность икон, помещенных в иконостасе, выражает идею Вселенской Церкви. Иконостас является как бы раскрытой книгой, которая свидетельствует, с кем верующие во Христа Иисуса находятся в духовном единении, кого они имеют предстоятелями за себя перед Богом и с кем составляют единую Церковь Христову. Иконостас – это «лествица Иакова» (ср.: Быт. 28, 12), по которой восходят и нисходят не только св. ангелы, но и вся торжествующая Церковь. Человеку, стоящему лицом к иконостасу, представляется, таким образом, весь сонм святых живых, «движущихся» вверх и вниз.

В иконостасе три двери, ведущие в алтарь. Средняя дверь называется – Царскими вратами, а боковые – северной и южной. «Царскими» вратами она называется потому, что через них во время Литургии невидимо проходит Царь славы Иисус Христос для напитания верных Своим Божественным Телом и Своею Кровию.

Царские врата также называются святыми, так как через них выносятся Святые Дары. Они имеют такое наименование еще и потому, что через них нельзя входить в алтарь и выходить из него простым людям (мирянам) – ими проходят только лица освященные, имеющие священный сан (священнослужители): диаконы, священники, архиереи. За Царскими вратами в алтаре привешивается «завеса» (по-греч. катапетасма ), которую во время богослужения то задергивают, то отодвигают, сообразно со значением молитв и священнодействий того или иного момента богослужения. Завеса напоминает верующим о непостижимости тайн Божиих. Открытие завесы означает откровение тайны нашего спасения и открытие Царства Небесного через воплощение Сына Божия, задергивание ее напоминает о нашем греховном состоянии, лишающем нас наследия Царства Небесного.

Алтарь (лат. аltar, altare, altaria ), вероятно, от alta ara – возвышенный жертвенник, – составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения.

Алтарь

В Священном Писании слово «алтарь» (в том числе и в славянских переводах) означало специально созданное возвышение для принесения на нем жертв Всевышнему Богу (напр.: 2 Пар. 26, 16; Пс. 50, 21; 83, 4). В языческих культах классической античности также существовали жертвенные алтари – природные или искусственно созданные возвышения из камней, земляные насыпи и т. п. Позже появились сложные архитектурные сооружения из мрамора со множеством украшений.

В латинских христианских текстах под словом «алтарь» обычно подразумевается стол для принесения евхаристической Жертвы, то есть св. Престол. Однако в славянской (и, в том числе, русской) традиции термин «алтарь» закрепился не за самим св. Престолом, а за той частью храма, где находится св. Престол и которая называется также алтарным пространством.

В Православной Церкви алтарь (алтарное пространство) всегда устраивается в восточной (за крайне редкими исключениями) половине храма, ближе к апсиде, часто на возвышении, к которому из центральной части ведут одна или несколько ступеней. Возвышенный и закрытый алтарь изображает собою место вечного блаженства верующих, а также напоминает нам о земном рае, в котором пребывали наши прародители до грехопадения. Алтарь знаменует те места, откуда Господь Иисус Христос шествовал на проповедь, где Он страдал, претерпел крестную смерть, где совершилось Его воскресение и вознесение на небеса.

В некоторых храмах имеется несколько алтарей, один из них, центральный, называется главным, по нему и храм носит свое название, а остальные алтари называются «приделами».

В алтарь никому, кроме лиц, имеющих сан и прислуживающих в храме, входить не разрешается, так как алтарь – это особо святое место. Поэтому вход в него доступен для лиц, освященных на служение Церкви, и недоступен (за редким исключением) для мирян, особенно для женщин. Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания – снимать оружие.

Наиболее важные предметы в алтаре: Св. Престол, Жертвенник и Горнее место.

Наиболее важная часть алтаря – святой Престол (по-греч. трапеза ), знаменующий собой Престол невидимого Бога.

Он изображает место таинственного присутствуя Самого Господа Вседержителя, Иисуса Христа как Царя Славы, Главы Церкви. Иногда Престол называют жертвенником, потому что на нем приносится бескровная жертва «о всех и за вся», т. е. за весь мир. Престол изображает собою и Гроб Христов, так как на нем полагается тело Христово.

Первые Престолы, их иногда называли мензами, изготавливались из дерева или камня и были портативны. Начиная с IV в., когда их место в церкви было окончательно определено, Престолы стали делать из камня в виде невысокого столика на четырех ножках и ставить перед алтарной апсидой. Впоследствии вместо четырех ножек Престолы стали устанавливать либо на одной ножке, либо на каменном основании, наподобие фундамента.

В послеиконоборческое время, начиная с X в., Престолы стали устанавливать в глубине алтарной апсиды. Начиная с XV–XVI вв. их делают либо в виде каменных монолитов, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху, которую покрывают снаружи тканью.

Престол

Современные Престолы представляют собой стол с крышкой квадратной формы. Их изготовляют из твердого материала: дерева, камня, металла. Это имеет символическое значение, т. к. Христос – краеугольный камень и твердое основание Церкви. Престол располагается посреди алтаря, напротив Царских врат. Его квадратная форма указывает на то, что на нем подается Божественная пища верующим всех четырех сторон света.

Поскольку Престол имеет значение и Гроба Христова, и Престола Божия, он имеет два вида одежды, или облачения. Нижнее облачение называется срачицею , которая надевается при освящении Престола и остается несменяемой. Она изображает погребальные пелены (плащаницу ), которой было обвито тело Иисуса Христа при погребении. Верхняя одежда называется индитией (с греч. – одеваю ), делается из парчи или другого дорогого материала, так как она изображает собой славу Престола Божия.

Индития может быть темного цвета, а на пасху, в честь христианской радости – светлой. Срачица и индития покрывают Престол со всех сторон. Иногда индития представляет собой металлический оклад или мраморную доску. Престол покрывается покрывалом.

Уже с самых ранних времен существования Церкви была традиция полагать мощи под Престолами храмов. С VIII в. (7 Правило VII Вселенского Собора) положение мощей стало обязательной частью чина освящения церкви. Мощи влагались либо в основание Престола, либо в специальное отверстие под ним.

На святом Престоле находятся следующие священные предметы: антиминс, Евангелие, Крест, дарохранительница, дароносица и мирохранительница.

Антиминс (от греч. анти – вместо, и лат. mensa – стол, т. е. – «вместо стола», «вместопрестолие») – это освященный архиереем шелковый или льняной плат (платок) с изображением на верхней его стороне положения во гроб Христа Спасителя, четырех евангелистов и орудий страданий Иисуса Христа и с зашитою под изображением частицею св. мощей. На антиминсе имеется надпись, что этот антиминс дан таким-то архиереем в такую-то церковь. На Престоле, не имеющем антиминса, Литургия не может быть совершена.

Антиминсы возникли еще в первые века христианства. Первые христиане в условиях гонений со стороны римских императоров совершали богослужения в подземных пещерах, чаще всего в катакомбах. Здесь они хоронили своих собратьев по вере, мученически пострадавших за Церковь Христову. Надгробия св. мучеников служили для них престолом. Позднее, когда появились надземные храмы, христиане стали устанавливать Престолы и под ними полагать мощи святых. Антиминсы для большей сохранности заворачивают в другой плат, называемый, илитоном (с греч. – обвертка, повязка ). Он напоминает собою «сударь», которым была обвязана голова Иисуса Христа при погребении.

Евангелие – (с греч. – благовестие ) как содержащее учение Спасителя, напоминает нам о присутствии на Престоле Самого Иисуса Христа – Учителя, просветившего людей светом евангельского учения.

Напрестольное Евангелие

Напрестольное Евангелие украшается священными изображениями – на верхней части изображение Воскресения Спасителя, а по сторонам – четырех евангелистов, на обратной стороне обычно бывает изображение креста и орудий страданий Иисуса Христа.

Поскольку Престол служит местом, где совершается бескровная жертва, принесенная Господом, то на нем и полагается Крест, как орудие нашего спасения. Крест означает присутствие Иисуса Христа, Искупителя всего грешного мира.

Дарохранительницу и мирницу (мирохранительницу) располагают в восточной части св. Престола.

Дарохранительница представляет собой металлическое изображение храма или надгробной часовни в миниатюре.

В ней в небольшом ларце хранятся Св. Дары, которые могут понадобиться для причащения больных и умирающих. Дарохранительницу в целях охранения от пыли иногда закрывают стеклянным футляром.

Сосуд, в котором священник несет запасные Дары, когда идет на дом к больному или умирающему, называется дароносицей .

Дарохранительница

Она представляет собой небольшой серебряный или золотой ковчежец, в котором имеются маленький потир (чаша), лжица , сосуд для вина и губка для вытирания потира.

Этот ковчежец влагается в мешочек, сделанный из дорогого материала. Над престолом устраивается сень (балдахин), символизирующая небо, распростертое над землей, на которой приносится жертва за грехи всего мира. В древности внутри кивория висело изображение голубя, в котором полагались Св. Дары. За Престолом ставится подсвечник с семью свечами, называемый семисвечником , а также запрестольный Крест и икона. Семисвечник символизирует собой семь даров Св. Духа.

Запрестольный Крест и икону выносят во время крестных ходов.

Место за Престолом по направлению к Востоку называется Горним, т. е. высшим. Святой Иоанн Златоуст называет его «горним Престолом». Горнееместо – это возвышение, устраиваемое обычно на несколько ступеней выше алтаря, на котором стоит седалище епископа (по-греч. синтрон ). Архиерей на горнем месте сидит во время чтения Апостола и стоит во время чтения Евангелия. Когда архиерей находится на Горнем месте, он изображает собою Господа Славы – Самого Иисуса Христа. Горнее место напоминает нам гору блаженств, а также гору Елеонскую, с которой Спаситель вознесся на небо.

Вторую необходимую принадлежность алтаря составляет Жертвенник, располагающийся в северо-восточной части алтаря, с левой стороны от Престола.

Дароносица с принадлежностями

Жертвенник представляет собой стол, по величине меньший Престола, который облачают в такие же одежды. На Жертвеннике во время последования первой части Литургии – проскомидии – приготовляются дары (вещество) для священнодействия Божественных Тайн, т. е. здесь приготовляют хлеб и вино для совершения бескровной жертвы. Жертвенник иногда называют предложением, т. е. местом, где полагаются дары, предложенные верными для совершения Божественной Литургии. При совершении проскомидии воспоминаются рождение и страдания Спасителя. Поэтому жертвенник знаменует Вифлеем и вертеп, где родился Спаситель, а также гору Голгофу, место Его страданий.

На жертвеннике при приготовлении вещества для Евхаристии употребляются священные сосуды таинства Св. Причащения. К ним относятся: дискос, чаша, или потир, звездица, копие, лжица, губка и покровцы для Святых Даров.

Крест запрестольный

Дискосом (с греч. – глубокое блюдо ) называется священное блюдо, на котором полагаются Св. Агнец, т. е. та часть просфоры, которая на Литургии после призывания Св. Духа прелагается в истинное Тело Христово, а также вынутые из просфор частицы.

Дискос отличается от других блюд, употребляемых на Литургии, тем, что имеет подставку, которая делается для того, чтобы было удобнее переносить на дискосе Св. Дары и держать его на голове. На дискосе иногда изображается Младенец Богочеловек, лежащий в яслях, и гравируются по окружности слова: «Се Агнец Божий, вземляй (т. е. берущий на Себя) грехи мира». В разные моменты Литургии дискос знаменует собой то вертеп и ясли, где родился Господь, то Гроб, в котором погребено было Его многострадальное тело.

Потир (с греч. – чаша, сосуд для питья ) – это священный сосуд особого устройства, в который вливается во время проскомидии виноградное вино, соединенное с водой, прелагаемое на Литургии после призывания Св. Духа в истинную Кровь Христову.

Дискос со звездицей

На чаше изображается Христос, Божия Матерь, св. Иоанн Креститель и орудия страданий Христа (крест, копье, губка, гвозди) и пишутся слова: «Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя». Потир особо символизирует чашу страданий, испитую Христом во время Его земной жизни. Кроме того, он напоминает о той чаше, в которой Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим ученикам под видом вина собственную Пречистую Кровь. После освящения Св. Даров и во время причащения священнослужителей и мирян потир символизирует собой прободенное ребро Христово, из которого истекла кровь и вода.

Звездица (слав. – звезда ) состоит из двух металлических дуг, соединенных между собою винтом так, что их можно сложить вместе и раздвинуть крестообразно.

Она введена в употребление св. Иоанном Златоустом для того, чтобы при покрытии дискоса покровцом не были смешаны частицы, вынутые из просфор и положенные в определенном порядке. Звездицей дискос покрывается также тогда, когда на нем полагаются св. мощи, например, при освящении храма. Звездица, когда она употребляется на проскомидии, знаменует собой ту звезду, которая привела волхвов к родившемуся в Вифлееме Спасителю мира.

Потир

Копие – нож с черенком, изготовленный на подобие копья, острый с обеих сторон, употребляемый для изъятия из просфоры Св. Агнца и его «прободения», а также для изъятия частиц за живых и умерших. Оно изображает то копье, которым римский воин ударил в ребро Христа Спасителя.

Лжица – маленькая ложечка с крестом на ручке, употребляемая для причащения мирян.

Она знаменует собой те клещи, которыми Серафим взял уголь от небесного алтаря, прикоснулся ими к устам пророка Исаии и очистил их (Ис. 6, 6). Так «угль» Св. Тела и Крови Христовых очищает тело и душу верующих.

Лжица

Звездица

Губа , или губка – это высушенное морское растение, употребляемое для вытирания священных сосудов (потирная губка) и для собирания с дискоса частиц после причащения, полагаемых в потир (антиминсная губка). Она знаменует собою ту губку, посредством которой воины напоили распятого Спасителя уксусом, смешанным с желчью.

Покровы – употребляются для покрытия дискоса и потира. Их бывает три: одним покрывается дискос, вторым – потир, третьим – и потир и дискос вместе.

Воздух и покровцы

Первые два носят название покровцов, а третий – покрова. Обычно покров и покровцы называются воздухами . Покровом священник колеблет над Святых Дарами во время пения Символа веры, потрясает воздух и тем изображает землетрясение, случившееся после смерти Спасителя и при Его воскресении. Колебание воздухом символизирует веяние Св. Духа. Покровцы на проскомидии символизируют младенческие пелены Иисуса Христа, а после Херувимской песни – сударь, которым была повита голова Спасителя во гробе; плащаницу, которой было обвито тело Иисуса; камень, приваленный к двери гроба.

Из книги Кицур Шулхан Арух автора Ганцфрид Шломо

Глава 121 Помнить о разрушении Храма 1. После разрушения Второго Храма мудрецы Торы постановили, что даже в самые радостные минуты своей жизни еврей обязан каким-либо образом выразить, что ничто не может заставить нас забыть об этой страшной катастрофе. Сказано в Тегилим

Из книги Христос - Надежда мира автора Уайт Елена

Глава 68 Во внешнем дворе храма Евангелие от Иоанна, 12:20-43 «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины; они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею;

Из книги Деяния апостолов автора Уайт Елена

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Современная практика православного благочестия. Том 1 автора Пестов Николай Евграфович

Глава 16. Внутреннее око и внутренний слух «духовного» человека Если же око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло. Лк. 11, 34 Кто сподобится увидеть самого себя, тот лучше сподобившегося видеть ангела. Прп. Исаак Сириянин Как пишет св. Макарий Великий: «Всякий

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

Из книги Потоки нектара Саи автора ШУДХА АДИТЬЯ

ГЛАВА 1 МОЛЧАНИЕ И ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС САИ: - Внутренний голос, Антар Вани - это голос Садгуру или Божественный Голос. Он связан с Аджна Чакрой, которая сфокусирована в районе бхрумадхьи, расположенной в области третьего глаза, в центре между бровями. Когда эта чакра разбужена

Из книги Кризис совести автора Франц Рэймонд

Из книги Толковая Библия. Том 6 автора Лопухин Александр

Глава XLI. "Дом". 1-4. Размеры святилища и святаго святых. 5-11. Пристройки к зданию храма. 12-15. Заднее здание двора и его отношение к зданию храма. 16-26. Внутренняя отделка храма 1 Пророк вводится теперь в самую внутренность храма евр. гекал, слово означающее святилище и Святое

Из книги Толковая Библия. Том 7 автора Лопухин Александр

Глава 2. 1-9. Вторая речь пророка Аггея говорит об унынии строителей второго Иерусалимского храма ввиду его бедности в сравнении с храмом Соломоновым и, в связи с этим, возвещает о величайшей славе будущего храма во времена мессианские. 10-19. Речь третья подкрепляет

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

1. И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. (Мк. 13:1; Лк. 21:5). Синоптики указывают точно, куда вышел Спаситель со Своими учениками, а именно на гору Елеонскую (Мф. ст. 3, Мк. 13:3), откуда можно было хорошо видеть храм и Иерусалим со всем

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

4. Строительство второго храма Иеговы. Проблема третьего храма Прежде всего, зададимся вопросом: зачем был нужен второй храм? С высоты лет понятно, что таково было требование Иеговы, и это требование обусловлено ответным действием Иеговы по сотворении Мессии. Фактически,

Из книги Жизнь Исуса Христа автора Фаррар Фредерик Вильям

ГЛАВА XLV Праздник обновления храма Нигде, по всей вероятности, не проводил Иисус время покойнее и счастливее, как в тихом вифанском семействе, которое, по словам св. евангелиста Иоанна, Он любил. Семейство это, насколько нам известно, состояло только из двух сестер: Марфы и

Из книги Гены и семь смертных грехов автора Зорин Константин Вячеславович

Глава X «Внутренний ад» В святоотеческой схеме восьми греховных страстей две последние страсти - тщеславие и гордость (гордыня) - стоят особняком. Эти пороки самые лютые и трудноискоренимые. Иногда их даже объединяют в один духовный недуг, поскольку они различаются

Из книги Августин. Беспокойное сердце автора Эриксен Тронд Берг

Глава 11. Христос как «внутренний учитель»: De magistro В Тагасте Августину пришлось объяснять старым союзникам–манихеям свое новое христианство. Он это сделал в книге «Об истинной религии», представляющей собой небольшое и точное изложение вероучения. Кроме того, это

Из книги Первая книга православного верующего автора Михалицын Павел Евгеньевич

Интерьер храма Храмы разделяются на три части: притвор, средняя часть храма и алтарь.Притвор. Притво?р есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т. е. лица, готовящиеся ко Святому Крещению.Средняя часть храма. Средняя часть

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного

Как ветхозаветный храм (вначале – скиния) разделялся на три части:

  1. святое святых,
  2. святилище и
  3. двор ,

– так и православный христианский храм делится на три части:

  1. алтарь,
  2. средняя часть храма и
  3. притвор .

Как святое святых тогда и теперь алтарь означает Царство Небесное.

В ветхозаветные времена в алтарь никто не мог входить. Только первосвященник один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это его действие знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верой приходит к Нему.

Средняя часть новозаветного храма соответствует святилищу ветхозаветного

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма . В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор , теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.

Оглашенные - это люди готовящиеся стать христианами

Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа «Солнце правды», «с высоты Востока» (то есть «Восток свыше»), «Восток имя ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило‑Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными , или приделами .

В храме может быть несколько алтарей

Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение – священнослужителей (епископов и священников).

Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол , изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою , на которой ставится крест , во славу главы Церкви – Иисуса Христа.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда

  • две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
  • три главы – три Лица Св. Троицы;
  • пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов,
  • семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов;
  • девять глав – девять чинов ангельских;
  • тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм обычно строится колокольня , то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон необходим для того, чтобы созывать верующих к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо).

Внутри храм разделяется на три части:

  1. притвор ,
  2. собственно храм или средняя часть храма , где стоят молящееся, и
  3. алтарь , где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме – святой престол , на котором совершается таинство святого Причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом , состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат : средние врата называются Царскими , потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить кроме священнослужителей.

Иконостас нужен для отделения алтаря от средней части храма

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме во главе со священнослужителем чтение и пение молитв называется богослужением .

Самое важное богослужение – литургия или обедня (она совершается до полудня).

Так как храм есть великое святое место , где с особенной милостью невидимо присутствует Сам Бог , то мы должны входить в храм с молитвой и держать себя в храме тихо и благоговейно . Нельзя поворачиваться спиной к алтарю. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.

Итак, вы входите в храм. Вы прошли первые двери и попали в притвор , или трапезную. Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся, а также оглашенные (то есть лица, готовящиеся к святому крещению). Теперь эта часть храма не имеет такого значения, как раньше, но и сегодня иногда тяжело согрешившие и отступившие от церкви временно стоят в притворе для исправления.

Войдя в следующие двери, то есть попав в среднюю часть храма, православный христианин должен осенить себя трижды крестным знамением.

При входе в среднюю часть храма надо трижды перекрестится

Средняя часть храма называется нефом , то есть кораблем, или четвериком . Предназначается она для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. Самой примечательной в этой части храма являются солея , а также амвон, клиросы и иконостас . Слово солея имеет греческое происхождение и обозначает седалище. Это – возвышение перед иконостасом . Оно устраивается для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для прихожан. Следует заметить, что в древности солея была очень узкая.

Солея - это площадка, возвышение перед иконостасом

Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном , т. е. восхождением. На амвоне дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.

Клиросы (правый и левый) – это крайние участки солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви , то есть иконы на древках, называющиеся церковными знаменами. Иконостасом называется стена, отделяющая неф от алтаря , вся увешанная иконами, иногда в несколько рядов.

В центре иконостаса – Царские врата , расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит в Святых Дарах Сам Царь Славы Иисус Христос. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов , то есть апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери .

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя ,
а налево – икона Божией Матери .

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь , а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь . На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил , или первые дьяконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще дьяконскими вратами , так как через них чаще всего проходят дьяконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона , то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

В русской традиции приняты высокие иконостасы, часто состоящие из пяти ярусов

  1. В первом ярусе на Царских вратах – иконы Благовещения и четырех евангелистов; на боковых вратах (северных и южных) – иконы архангелов. По сторонам Царских врат: справа – образ Спасителя и храмового праздника, а слева – Божия Матерь и икона особо чтимого святого.
  2. Во втором ярусе – над Царскими вратами – Тайная вечеря, а по сторонам – иконы двунадесятых праздников.
  3. В третьем ярусе – над Тайной вечерей – икона «Деисус», или моление, в центре которой изображен Спаситель, сидящий на престоле, справа – Богоматерь, слева – Иоанн Предтеча, а по сторонам – иконы пророков и апостолов, простирающих в молитве руки к Господу. Справа и слева от Деисуса – иконы святителей и архангелов.
  4. В четвертом ярусе над «деисусным рядом»: иконы ветхозаветных праведников – святых пророков.
  5. В пятом ярусе – Бог Саваоф с Божественным сыном, а по сторонам – иконы ветхозаветных патриархов. На самой вершине иконостаса ставится крест со стоящими по сторонам Божией Матерью и святым Иоанном Богословом.

В различных храмах число ярусов может разниться.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах , то есть в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях , то есть на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Киот - это особая большая рама для иконы

Алтарем храмы всегда обращены к востоку в ознаменование мысли, что церковь и молящиеся устремлены к «востоку свыше» , то есть ко Христу.

Алтарь составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь знаменует собой небо, жилище самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря он всегда внушает таинственное благоговение, и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания – снимать оружие. Войти в алтарь с благословения священника в крайних случаях могут не только служители церкви, но и миряне – мужчины.

В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол , на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней – белой, из полотна, и верхней – из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок) с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитой на другой его стороне частицею мощей какого‑либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию (слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющийся илитоном . Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие – это слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа.

Крест – это меч Божий, которым Господь победил дьявола и смерть.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

За престолом стоит семисвечник , то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест . Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом ; оно обычно делается возвышенным.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждой. Этот стол называется жертвенником . На нем приготовляются дары для таинства Причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним. Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и дьяконов.

С правой стороны алтаря устраивается ризница . Так называется помещение, где хранятся ризы, то есть священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

В храме имеется еще канунник , так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники , на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило , т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Теперь о колоколах. Они принадлежат к предметам церковной утвари. Колокола стали употребляться с VII века, во времена гонений на христиан. До этого время для богослужения определялось через словесные объявления совершителей службы, или же христиане созывались на молитву особыми лицами, ходившими с объявлениями по домам. Потом для зова к богослужению употреблялись металлические доски, называемые билами или клепалами , по которым ударяли молотком. В VII веке в итальянской области Кампания появились колокола; поэтому колокола иногда еще называются кампанами.

В русской церкви для звона обычно употребляются 5 или более колоколов различной величины и различного тона. Сам звон носит троякое название:

  1. благовест,
  2. трезвон и
  3. перезвон.

Перезвон - медленный звон в каждый колокол поочередно, начиная с самого большого и кончая самым меньшим, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон употребляется обычно по поводу печального события, например при несении умерших.

Благовест - звон в один колокол.

Трезвон - звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и подобного.

Теперь входит в обычай придавать колоколам звуки гаммы, так что звон их иногда издает определенную мелодию. Звон колоколов увеличивает торжественность богослужения. Для освящения колоколов перед поднятием их на колокольню существует особая служба.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня , или звонница , то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, а также для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Потайная лестница ведёт из подклета в прямо в церковь Покрова Богородицы.

Церкви Покровского собора. Центральная церковь Покрова Богородицы

Церковь, освященная во имя праздника Покрова Пресвятой Богородицы служит главным храмом комплекса. По ней и весь собор называется Покровским. Храм Покрова построен по типу: “восьмерик на четверике”. Зодчие выполнили переход между восьмериком и четвериком при помощи треугольных сводов и объединили их полуколоннами, обрамляющими многочисленные порталы, и оконными нишами.


Порталы и окна идут вдоль четверика и первого яруса восьмерика зрительно объединяя их. Переход между четвериком и восьмериком получается совершенно незаметным.

Такая конструкция обеспечивает высотность строения, его устремлённость ввысь. Двухъярусный восьмерик перекрыт шатром, буквально взлетающим в небо.

Восьмигранный шатёр, в свою очередь, увенчан небольшим световым барабаном и, наконец, перекрыт шатровым сводом. Шатёр украшен древней фресковой росписью XVI века. Она отличается очень необычным геометрическим орнаментом. Подобные росписи чрезвычайно редки для русской храмовой живописи того времени.

Фрески собора отреставрировали в ХХ веке. Под шатром между красными карнизами виден текст, состоящий из пяти рядов буквиц. Это закладная летопись, раскрытая в 60-е годы ХХ века. Точная дата окончания строительства собора стала известна благодаря этой храмозданной надписи.

Она гласит, что собор осветили на день Петра и Павла в 1561 году. Выходит, что собор строили 6 лет. Однако, в ту пору работы велись не круглый год, а лишь в тёплое время года, во время строительного сезона. Сезон приходился на конец весны, лето и начало осени. В общей сложности собор строили около четырёх лет чистого времени (без учета зим).
Высота букв закладной летописи разная – от 60 см до 1 метра. В среднем она составляет около 90 см. Разная высота буквиц нужна для того, чтобы с точки зрения человека, стоящего в храме, они выглядели одинаковыми.

На стенах сохранились различные образцы росписей, которые украшали собор на протяжении его долгой истории.


Роспись Покровского собора

Вначале храм расписали под основные строительные материалы того времени– кирпич и белый камень, В XVII веке появился цветочно-травный орнамент. Если в старину собор был расписан в технике фрески, то в XVIII веке применили уже масляную живопись.

Иконостас Покровской церкви хорошо сочетается именно с пышной росписью XVII столетия, потому что он выполнен в то же самое время.

Иконостас Покровского собора

Это тот самый иконостас из собора Черниговских чудотворцев , не сохранившегося до наших дней. Такой иконостас называется каркасным или рамочным. Он богато украшен резьбой по дереву и прорезным оловянным позолоченным кружевом.

Прежний иконостас Покровского собора был продан в церковь села Свитуха Тверской губернии, потому что вышел из моды. Устаревший средневековый иконостас заменили барочным, считавшимся более красивым и изящным.

Храмовая икона “Покров Пресвятой Богородицы” в иконостасе Покровского собора

В Покровской церкви находится настенная икона, перенесённая с .

“Покров с предстоящими Василием Блаженным и Иоанном Блаженным” с традиционным сюжетом «Чудо на море»

Подобная икона находится и в в нижнем ярусе храма.
Три выхода из церкви Покрова ведут к трём большим боковым церквям, сориентированным по сторонам света.

Внутренняя обходная галерея. Церкви Покровского собора

Методические рекомендации к проведению экскурсии: внутреннюю галерею логично рассматривать в проходе между церквями Киприана и Иустины и Трёх Патриархов Константинопольских.
Здесь очень уместно спросить: «В какой стороне находится Красная площадь?» (Красная площадь – на севере. Она находится там, где церковь свв.Киприана и Иустины).

Здесь желательно вспомнить, что в соборе девять церквей. Можно спросить: «Сколько церквей видно с этой точки?» Нужно обернуться вокруг себя. С каждой точки на внутренней обходной галерее всегда видны четыре церкви.


Внутренняя галерея Покровского собора

Одна из них – центральная церковь Покрова Богородицы, вторая – это одна из 4-х больших церквей, третья и четвёртая – две из малых церквей, стоящих вокруг центрального шатра. Один из храмов всегда оказывается перед зрителем, а другой всегда позади него.

Внутренняя обходная галерея опоясывает центральную Покровскую церковь. По ней можно обойти вокруг центрального храма и попасть в любую из боковых церквей. Вокруг всех церквей есть гульбище обходной внешней галереи.

Внешняя галерея-гульбище

Между каждыми двумя церквями с внутренней обходной галереи есть проходы на внешнее гульбище.


Проход на внешнее гульбище обходной галереи Покровского собора

Церковь Трёх Патриархов Константинопольских в церкви Покровского собора


Портал церкви Трёх Патриархов Константинопольских

В церкви Трёх Патриархов Константинопольских стоит обратить вниманием на низкую загородку у иконостаса, в народе называемую «загон для козочек». В этой церкви могут идти богослужения и молебны и, если нужно, то эта конструкция разбирается за две минуты. В церкви Трёх Патриархов Константинопольских установлен иконостас XIX века. Она закрыта для посещений.

Освящение церкви в честь Трёх Патриархов Александра Иоанна и Павла Нового напрямую связан с Казанским походом – память патриархов празднуется 30 августа – день победы на Арском поле над конницей хана Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казани.

Следующий храм освящён во имя Живоначальной Троицы.

Церковь Троицы

ориентирована строго на восток, это один из четырёх больших боковых храмов Покровского собора. Он напоминает центральную Покровскую церковь. Все восемь боковых церквей построены по общему принципу: они столпообразные, то есть имеют вид башни. В столпообразных церквах нет внутренних опор и перекрытий. Они отличаются от Покровской церкви тем, что гораздо проще по конструкции. Четверика в этих храмах просто нет, восьмерик (восемь стен) начинается сразу от уровня пола, состоит из нескольких ярусов и завершается не шатром, придающим церкви высотность, а восьмигранным барабаном и сводом.

Подобная система кладки свода именуется итальянским сводом. Кирпичи в нём выложены кольцами. В Италии подобную кладку свода применяли в XV веке, а в Московии стали делать позже – в XVI -ом столетии.

Верхний купол украшен спиралью, выполненной в технике фрески.

Церковь выглядит так, как она выглядела в древности, то есть просто побелена изнутри. Побелили её в XVII веке, роспись XVI века не обнаружена. Возможно, церковь Троицы и была расписана, но фрески до нашего времени не сохранились.
Интересным архитектурным украшением служат и ступенчатые подоконники окон. Они имеют и функциональное назначение, потому что хорошо отражают и рассеивают свет. Окон в церкви мало, они достаточно узкие, однако интерьер церкви наполнен воздухом и светом, потому что свет попадает на каждую ступеньку, отражается от них и рассеивается по всей церкви.

Выше устроен пояс машикулей (декоративные бойницы), поскольку храм строили как памятник в честь военной победы.

Над окнами заметны маленькие круглые отверстия – это голосники. Подробнее о них рассказано в статьях и . Голосники горлышками смотрят вовнутрь церкви. Их может быть разное количество – от 6-8 до 37 – причём они не всегда заметны.


На стене под окном видно круглое отверстие – голосник

Вопреки распространённому мнению голосники не усиливают звук, а очищают его от лишних звуковых колебаний. Звук становится сочным и ярким. Песнопения, молитвы и проповеди в таком храме всегда отчетливо слышны.
В Троицкой церкви реконструирован древний тябловый иконостас.

Тябловый иконостас Троицкой церкви Покровского собора

Здесь нет копий, в церкви представлены только подлинные средневековые иконы. Соборная икона Троицы написана во второй половине XVI века, она всегда находилась в Покровском соборе. Её иконография напоминает знаменитую рублёвскую икону, но “Троица” Рублёва совершенно иная по цвету, по колористическому решению.


Храмовая икона Троицкой церкви

“Троицу” Андрея Рублёва признали каноничной на церковном соборе в 1551 году и все иконы, которые были написаны после 1551 года на протяжении двух последующих веков напоминают именно этот образ.

Освящение церкви в честь Живоначальной Троицы связывают с почитанием Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Другие исследователи склоняются к мнению, что Троицкий придел устроен в память о предыдущей Троицкой церкви, которая существовала на этом месте до постройки Покровского собора.

Церкви Покровского собора. Внешняя обходная галерея

идёт вокруг всех девяти церквей. Изначально она была открытой. В XVII веке над ней устроили перекрытия.
При реставрации галереи сохранили фрагмент древней росписи. Несмотря на то, что краски здесь не особенно яркие, рисунок читается довольно отчетливо.


Художник писал легко и свободно. Он совершенно не был скован архитектурными деталями – он “ломает”и цветок, и стебель, переходя с плоскости на плоскость. Роспись от этого ничего не теряет, а архитектурная конструкция, наоборот, выигрывает.

В галерее сохранились и росписи XIX века. Здесь рисунок подчинён архитектурной конструкции и вписан в неё. По архитектурным срезам можно видеть, что реставраторы, чтобы добраться до древней росписи, сняли от семи до девяти слоёв штукатурки.

Следующая церковь освящена во имя Александра Свирского.

Церковь святого Александра Свирского. Церкви Покровского собора

Этот храм относится к числу малых церквей собора.
В его иконостасе находится храмовая икона Александра Свирского, связанная с событиями Казанского похода. Когда Иван Грозный уходил в поход на Казань, он молился всем новоявленным святым, в том числе и святому Александру Свирскому.

Икона Александр Свирский в житии

Малые церкви впитали в себя черты как центральной церкви, так и церквей, сориентированных по сторонам света. Как и в центральной церкви, нижний ярус в них выполнен в виде четверика, который переходит в восьмерик.

Но если в храме Покрова это было обусловлено конструктивной необходимостью, то в малых церквах такую композицию применили исключительно в декоративных целях, чтобы связать все церкви в единый ансамбль.
Интерьер церкви расписан под кирпич и белый камень.


Иконостас церкви Александра Свирского

В местном чине находятся более поздние иконы XVI-XVII веков.

Освящение храма в честь Александра Свирского связано с покровительством русских святых армии Ивана Грозного в походе на Казань. Также святому Александру Свирскому молятся о продлении рода, что было очень актуально для царя. Следует помнить, что митрополитом московским в это время был Макарий, он ранее занимал новгородскую архиепископскую кафедру и для него было логичным освятить храмы в честь новгородских святых, коими являлись Александр Свирский и Варлаам Хутынский.
Следующая большая церковь освящена во имя Николая Великорецкого.

Южная церковь святого Николы Великорецкого


Иконостас и интерьер церкви Николая Чудотворца Великорецкого относится к XVIII веку

В городе Вятке, откуда происходит образ святого Николая, случился страшный пожар во время которого сгорело множество всякого добра и ценностей, а этот образ уцелел и оказался лишь чуть-чуть закопченным.
Образ славился тем, что он был чудотворен, а все чудотворные иконы всегда привозили в Москву и делали с них списки. Чудеса от образа святого Николая стали происходить вскоре после Казанского похода. Поэтому, царь повелел привезти икону в Москву и сделать с неё список. Везли святыню окружным речным путём, по вновь присоединённым землям. Во время этого путешествия от иконы случались разные чудеса и исцеления. Очень много людей, живших на Казанской земле, добровольно обратились в христианство при помощи этого образа. Насильственной христианизации не было, люди видели чудеса, происходившие от иконы святого Николы и добровольно принимали веру Христову.

Фрагмент росписи церкви св. Николая Великорецкого

По прибытии в Москву для чудотворной иконы святого Николы устроили торжественное сретенье (встречу). Лучшие иконописцы сделали с неё списки. Подлинный образ некоторое время находился в этом храме. К сожалению, во время пожара подлинник оказался утрачен.


Иконы святого Николая Чудотворца в Никольской церкви Покровского собора

С образом святого Николая связано изменение архитектурного облика Покровского собора. Дело в том, что царь Иван IV Грозный заказал построить восемь церквей, а зодчие возвели девять. Это была конструктивная необходимость, ведь авторы собора знали, что симметричный храм будет выглядеть лучше, благолепнее, чем асимметричный. Таким чудесным образом устроилась ещё одна церковь, которая не вошла в логику посвящения победам Казанского похода.


Роспись церкви св.Николая Великорецкого

Образ святого Николая как бы сам нашел себе место и, по легенде, заложил новую церковь.
В Никольском храме на полу сохранился подлинный дубовый паркет.


Дубовый паркет Никольской церкви

Внутренняя обходная галерея Покровского собора

В соборе легко отличить древний интерьер от более позднего. В древних помещениях везде сохранился кирпичный пол, если полы застелены белым камнем, значит это поздние перестройки.
В Покровском соборе примерно одинаковое количество древнего кирпича и кирпича-новодела. Древние кирпичи выглядят темнее и выше.


Древняя и новая кирпичная кладка в интерьере обходной галереи Покровского собора.

Та же кладка, где кирпич заметно светлее и меньше по размерам, переложена в ХХ веке. Этому есть простое объяснение – современный кирпич истирается, а древний кирпич значительно прочнее, он устойчив к влияниям окружающей среды.
Во внутренней обходной галерее есть ещё одна необычная конструкция, которой мы не видели ранее – это плоский потолок.

Для людей XXI века плоский потолок – обычное явление. В XVI веке плоский кирпичный потолок был уникальным явлением. В России ни в одном другом помещении пока не обнаружено такой конструкции, это единственный древний плоский каменный потолок. В Европе такой плоский каменный потолок появляется лишь с изобретением цемента в XIX веке. Во внутренней обходной галерее Покровского собора потолок сделан целиком из кирпича.
Сейчас подлинная кладка закрыта росписью “под кирпич”. Выкрашенные в белый цвет фрагменты тоже сделаны из особого фигурного кирпича. Размер кирпичных плиток виден на расчищенном фрагменте.

Секрет такой кирпичной кладки не разгадан до сих пор. Для его крепления использовали очень прочный раствор, состоящий из гашеной извести, песка и яичных белков. Но самая большая загадка в том, как зодчие смогли рассчитать максимальный угол, который можно было дать при кладке, чтобы потолок держался. Каждый кирпич положен под очень большим углом к соседнему. Будь этот угол ещё чуть больше, потолок бы обрушился. Найдена критическая кривизна, потолок держится пятое столетие, кажется нам плоским, а работает как свод. Это уникальное инженерное решение XVI века.

Церковь святого Варлаама Хутынского

Малая церковь Варлаама Хутынского находится в юго-западном углу Покровского собора.
Царские врата в иконостасе храма Варлаама Хутынского расположены не в центре, как того требуют каноны, а заметно смещены влево.


Иконостас храма Варлаама Хутынского

Дело в том, что алтарь церкви также сдвинут относительно центральной оси храма, чтобы оставить место для внутренней обходной галереи.
Храм посвящён Варлааму Хутынскому – очень почитаемому новгородскому святому. Убранство этой церкви напоминает древние новгородские храмы.
Здесь сохранился древний тябловый иконостас.
В этом храме находится древний многофигурный образ именуемый “Видение пономаря Тарасия”.

“Видение пономаря Тарасия”

Это очень редкий образ, таких икон сохранилось ничтожно мало. Ценность её заключается в том, что это великолепный иконографический источник по топографии древнего Новгорода. На иконе изображены Торговая сторона, Детинец, и Ильмень озеро, вышедшее из берегов.



Сюжет иконы связан с известным чудом, произошедшим на Новгородской земле. Действие происходит в Варлаамо-Хутынском монастыре. Новгородцы погрязли в грехах, за это Господь наслал на них кару: в городе случились наводнение и пожар (зарево огненное), черные ангелы, поражают людей стрелами. Три фигурки на иконе – это изображение пономаря Тарасия, который трижды поднимался на колокольню и смотрел, что происходило над городом.


Фрагмент иконы “Видение пономаря Тарасия”

Видение пономаря Тарасия произошло в 1505 г. За ним стоят реальные события новгородской истории. Согласно рассказу, в 1505 году чтимый новгородский преподобный Варлаам Хутынский, чьи мощи находятся в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря, явился ночью пономарю Тарасию. Святой показал пономарю, что озеро Ильмень угрожает при разливе затопить город. Варлаам молил Богородицу спасти город и открыл Тарасию, что за грехи горожан они будут наказаны мором (чумой). Через три года после эпидемии последует пожар.

Действительно, в 1506–1508 годы Новгород постигли предсказанные бедствия. Вначале новгородский люд страдал от моровой язвы. В 1508 году страшный пожар опустошил город, согласно летописи в огне погибло 2314 человек.
Для историков икона является живописным источником. Благодаря изображению «Видения» на новгородских иконах, имеется возможность составить представление о не сохранившихся постройках Новгорода (например, о церкви Бориса и Глеба, рухнувшей в 1652 году).

Освящение храма в честь Варлаама Хутынского связывают с монашеским именем отца Ивана IV. Перед кончиной великий князь Василий III Иоанович подстригся в монахи с именем Варлаама.

Церковь Входа Господня в Иерусалим. Церкви Покровского собора


Иконостас церкви Входа Господня в Иерусалим

Церковь входа Господня в Иерусалим имела особый статус. Сюда совершались “Шествия на осляти” из Успенского собора Кремля. Церемония проходила за неделю до пасхи, на Вербное воскресенье. При огромном скоплении народа на Красной площади митрополит садился на осла (если осла не было, брали коня), царь брал осла под уздцы, и вёл из на Красную площадь.

На западе Вербное воскресенье называется Пальмовым, пальмовые ветви христиане привозили из паломничества в Иерусалим. Храмовый образ отвечает традиционной иконографии Входа Господня в Иерусалим. На осле едет Иисус Христос, за ним идут ученики, их встречают горожане и под ноги ослу кидают белую рубаху (символ чистоты) и пальмовые ветви.

На другой иконе изограф добавил интересную деталь: на пальме сидят любопытные дети. Под ноги ослу бросают красную рубаху, ведь красный цвет означает царственность, а под ногами у осла видны традиционные для Руси ветви вербы.


Поскольку пальмы в нашем климате не растут, то в русском обычае пальму заменяют вербой, а Пальмовое воскресенье называют Вербным.

Освящение церкви в честь Входа Господня в Иерусалим связывают с торжественным въездом в Москву царя Ивана Грозного.

Церковь святого Григория Армянского


Иконостас церкви Григория Армянского

Церковь посвящена Григорию Армянскому, но его иконы здесь нет. Зато здесь находится уникальная икона XVI века, происходящая из Кремлёвских соборов. Она именутется “Собор Александра Невского” с 33 клеймами или, иными словами, святой “Александр Невский в житии”.

Икона “Святой Благоверный князь Александр Невский в житии”

Освещение церкви в честь Григория Армянского связывают со взятием Арской башни 30 сентября (13 октября по новому стилю, за день до Покрова), память этого святого празднуется в этот день.

Внутреннее убранство соборного крыльца

На северо-западном крыльце собора интересны росписи XVII века.

Это процветшая виноградная лоза, известная нам по изображениям в и в . Она символизирует райский сад, райские цветы. Русские мастера XVII века писали русские же лесные и полевые цветы. В таком орнаменте встречаются ромашки, васильки, незабудки, Иван да Марья, и прочие луговые и лесные цветы. Этот орнамент, как ни странно, получил название “тюльпанового периода”.
С внутреннего крыльца по лестнице можно спуститься наружу, в настоящее время это единственный выход из Покровского собора.

Украшения фасадов, также, как и конструкция крыльца, должны были зрительно увеличивать высоту Покровского собора. Все архитектурные приёмы настолько продуманы и ритмичны, что здание казалось выше, чем оно есть на самом деле. Напомним, что высотой в Средние века выражали красоту. Высота также служила символом величия.

Заказчик собора царь Иван Грозный впервые в русской истории принял титул “царя”, его предшественники носили лишь титулы “великих князей”. Иван Грозный венчался на царство, получил новый титул и добился его признания на Вселенском Соборе. Изменился статус государя, изменился статус государства и высота этого храма явилась архитектурным отражением изменённого статуса.

Русский царь стал не просто вровень с европейскими государями, но по отношению к некоторым из монархов он стал выше. Соответственно изменился и статус государства. Государство собирало новые земли, обрастало ими, расширяло свои границы. Покровский собор стал архитектурным отражением символа величия и мощи государства и государя, как такового.


В «Справочнике православного человека» собраны наиболее полные сведения справочного характера на важнейшие для каждого христианина темы: устройство храма, Священное Писание и Священное Предание, Богослужение и Таинства Православной Церкви, годовой круг православных праздников и постов и т. д.

Первая часть Справочника – «Православный храм» – рассказывает о внешнем и внутреннем устройстве храма и обо всем, что является принадлежностью храмового здания. Книга содержит большое количество иллюстраций и подробный предметный указатель.

Цензор архимандрит Лука (Пинаев)

От издательства

Энциклопедический справочник «Новая скрижаль», составленный в XIX веке архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином, выдержал, несмотря на присущий эпохе материализм и скептицизм, 17 изданий. Причиной такой невероятной популярности сборника явился тот факт, что в нем был собран огромный справочный материал о храмовых зданиях, их внешнем и внутреннем устройстве, утвари, священных предметах и изображениях, чинах общественных и частных богослужений, совершаемых в Православной Церкви.

К сожалению, архаичность языка «Новой скрижали», перенасыщенность сборника объяснением символических значений описываемых предметов делает эту уникальную книгу очень сложной для восприятия современного христианина. А необходимость в тех сведениях, которые она давала, в данный момент даже выше, чем в позапрошлом веке. Поэтому нашим Издательством предпринимается попытка продолжить традицию, начатую «Новой скрижалью».

В «Справочнике православного человека" мы собрали наиболее полные сведения справочного характера по вышеназванным темам, адаптировав для понимания современных христиан. Нами подготовлена первая часть книги – «Православный храм» – которую отличает полнота данного в ней справочного материала. Здесь собраны сведения о внешнем и внутреннем устройстве православных храмов и о всем, что является их неотъемлемой принадлежностью. Еще одной особенностью книги является обилие иллюстраций, наглядно представляющих те священные предметы, описание которых в ней дано.

Внутренняя структура справочника характеризуется тем, что начало статьи, посвященной тому или иному священному предмету, выделяется полужирным шрифтом, что позволяет без труда найти ее в тексте.

При этом текст не дробится на отдельные части, а составляет неделимое целое, объединенное в пределах больших разделов внутренней логикой повествования.

Книга также содержит в себе подробный предметный указатель, позволяющий читателю легко найти интересующий их термин.

Для составления первой части использовались несколько источников, но за основу взята «Настольная книга священнослужителя», точность описаний которой не подвергается никакому сомнению. Опыт показывает, что даже давно воцерковленные прихожане православных храмов имеют о некоторых священных предметах искаженное представление или не имеют его вообще. Книга призвана восполнить эти пробелы. Кроме того, она сможет стать справочником для тех, кто только пришел в православный храм и не знает о нем ничего.

В планах Издательства – работа над следующими частями справочника:

1 . Священное Писание и Священное Предание.

2 . Иконопись (без специальных и прикладных сведений).

3 . Богослужение Православной Церкви.

4 . Таинства Православной Церкви.

5 . Годовой круг праздников и православные посты.

6 . Общие сведения по догматическому и нравственному богословию и другие темы.

Задача сборника – собрать в нем справочный материал о Православной Церкви общедоступного характера. Книга поможет верующим восполнить тот недостаток знаний о важнейших составляющих жизни православного человека, который существует сейчас.

Одна из особенностей Исаакиевского собора - стиль его внутреннего убранства. В сравнении с другими российскими храмами XIX века он отличается не только своей программой и художественным исполнением внутреннего убранства, но и структурой иконостаса, расположением икон, цветовым решением.

Если, в соответствии с этими описаниями, представить себе иконостас первой Исаакиевской церкви, то его доминирующими цветами будут желто-золотой и зеленый с двумя синими вертикальными полосами вдоль царских врат. В силу архитектурных особенностей чертежного амбара, перестроенного в первую Исаакиевскую церковь, ее иконостас высотой до 4 м и шириной более 6 м не нуждался в горизонтальных силовых конструкциях, а для зрительного эффекта большей высоты разделялся вертикальными зелеными полосами, начинающимися от пола.

Известно, что свои иконы для обустройства первого Исаакиевского храма дал император Петр I, они же были перенесены в иконостас второго Исаакиевского собора.

Несмотря на то, что иконостас второго Исаакиевского храма шириной около 8 м и высотой более 12 м позволял разместить дополнительные ярусы икон, этого не произошло. Структура иконостаса осталась прежней, такой же вертикальной, как в первом храме. Оформление иконостаса предусматривало несколько групп колонн, высота которых превышала половину высоты самого иконостаса.

Эти же тенденции оформления иконостаса сохранились и в третьем Исаакиевском соборе (проект архитектора А.Ринальди).

Его иконостас составляли в основном вертикальные структуры, колористическое решение - белый, золотой и зеленый цвета. К сожалению, главный алтарь этого собора не сохранился, но, он, скорее всего, не нарушал вертикального членения. В иконостасе размещалось не более 10 - 12 икон значительного размера. Ранее упомянутые иконы небольшого размера, переносимые из первого в последующие Исаакиевские храмы, располагались в интерьере.

Интересно отметить, что когда Монферран начал возводить четвертый собор, рядом с разбираемым третьим храмом сделали специальную пристройку для его икон, и в ней проводили богослужения. После 1828 года из-за интенсивных строительных работ по Императорскому указу и просьбе прихожан наиболее почитаемые иконы Исаакиевского собора перенесли в помещение на втором этаже западного крыла Адмиралтейства, где освятили временные приделы св. Исаакия Далматского, св. Александра Невского и св. Андрея Первозванного.


К. П. Брюллов. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. А. Басиным по картонам Брюллова

Воскресение Христа. 1841-1843. Витраж главного алтаря.

Внешний вид.

Северный фасад.

Рельеф фронтона северного портика - это «Воскресение Христа» (1839-1843, скульптор Ф. Лемер). В центре композиции - поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него - ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины.

Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) - ближайших учеников Иисуса Христа, - причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий - первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.


Северный фронтон.«Воскресение Христа»

Апостол Пётр Апостол Павел Апостол Иоанн


Правая ниша "Положение в гроб" Северная дверь собора

Западный фасад

На фронтоне западного портика - барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842-1845 годах скульптором И. П. Витали. Его сюжетом является единение двух ветвей власти - царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода).


Апостол Фома (скульптор Витали) Апостол Варфоломей (скульптор Витали) Апостол Марк (скульптор Витали)




Барельеф с изображением Монферрана «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием» Западные двери

Южный фасад

На фронтоне южного портика помещён выполненный в 1839-1844 годах скульптором И. П. Витали барельеф «Поклонение волхвов». В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей.


Апостол Андрей Апостол Филипп Апостол Матфей



Левая ниша. "Благовещение" Правая ниша. «Избиение младенцев» Южные двери



Загрузка...