emou.ru

Семейная экономика 8. Экономика семьи. Основной вопрос, который решает экономика

Вариант № 1

1. Домашняя экономика – это…

А) наука о повседневной экономической жизни семьи, направленной на

удовлетворение потребностей её членов, воспроизводство её ресурсов, производство товаров и услуг;

Б) умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные, эффективные средства их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени;

В) финансовые отношения внутри семьи с внешними хозрасчётными звеньями.

Бизнес – это…

3. С целью покупки, вещи можно разделить на:

А) срочные; Г) нужные;

Б) качественные; Д) обязательные;

В) престижные; Е) желательные.

4. Разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство – это …

5. Определите иерархию человеческих потребностей в порядке возрастания.

А) потребность в безопасности;

Б) потребность в уважении;

В) потребность в самореализации;

Г) физиологическая потребность

Д) социальная потребность.

Бюджет семьи – это…

А) деньги или материальные ценности, полученные от предприятия, отдельного лица

или какого-либо рода деятельности;

Б) журнал, где учтены доходы семьи, имущество, ценности и расходы на

удовлетворение потребностей;

Если доход превышает расход, бюджет называют _____________________.

8. К обязательным платежам относятся:

А) оплата ЖКХ услуг;

Б) подоходный налог;

В) оплата туристических поездок;

Г) оплата за детский сад;

Д) оплата культурно-массовых мероприятий.

9. Инфляция – это…

10. Решите задачу:

Водителю автобуса при трудоустройстве пообещали выплатить зарплату 12800 рублей. Сколько денег он получит на руки?

Б) 11264 – 00;

В) 11136 – 00.

11. Определите последовательность совершения покупки:

А) сбор информации о товаре;

Б) составление списка необходимого товара;

В) момент совершения покупки;

Г) выбор магазина в соответствии со списком товаров;

Д) оценка товара и услуг.

12. Определите подлинность товара по штрихкоду 9 785 805302023

А) товар произведён законно;

Итоговый тест по теме «Семейная экономика»

Вариант № 2

1. Главная цель домашней экономики:

А) накопление знаний о домашнем хозяйстве;

Б) удовлетворение потребностей семьи;

В) получение прибыли.

2. Семья выполняет следующие функции:

А) репродуктивную; Г) спортивную;

Б) экономическую; Д) рекреативную;

В) воспитательную; Е) коммуникативную.

3. Предпринимательская деятельность – это…

4. Осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное – это_____

5. Приведите в соответствие

Потребности:

Характеристики:

1.Физиологические

А) одежда

2. потребность в безопасности

Б) дружба

3. Социальные потребности

В) спортивные достижения

4. Потребность в уважении

Г) уважение людей

5. потребность в самореализации

Д) защита от преступников

Доход – это…

А) издержки, потребление чего-либо для определённых целей;

Б) деньги, материальные ценности, полученные от предприятия, отдельного лица или

какой – либо деятельности;

В) структура всех доходов и расходов за определённый промежуток времени;

Если расходы превышают доходы, то бюджет называют _____________

Бюджет сбалансированный – это

А) доходы больше расходов;

Б) расходы больше доходов;

В) доходы равны расходам.

9. Кредит – это……

10. Студенту ВУЗа обещали заплатить стипендию 1400-00 рублей.

Какую сумму он получит на руки?

11. Приведите в соответствие:

Режим дня

% потребления пищи

1.Завтрак

3. Полдник

12. Определите подлинность товара по штрихкоду 9 7700 37 40 2009

А) товар произведён законно;

Б) товар произведён незаконно.

Итоговый тест по теме «Семейная экономика»

Вариант 1

2. Бизнес - это система деловых отношений с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей участников сделок.

3. А, В, Д, Е

4. Прибыль.

5. Г-А-Д-Б-В

Избыточный (профицитный)

9. Обесценивание денег, выражающееся в росте цен на товары и услуги.

11. Б-Г-А-В-Д;

Вариант 2

2. А, Б, В, Д, Е

3. - инициативная деятельность человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными или культурными ценностями, использует их для производства товаров и услуг под свою имущественную ответственность.

4. потребность;

5. 1-А, 2-Д, 3-Б, 4-Г, 5-В.

7. дефицитный;

9. – предоставление в долг товаров или услуг;









Индивидуальная трудовая деятельность (репетиторство, выращивание цветов, овощей, грибов, уход за малышами и престарелыми, выращивание и реализация домашних животных и птицы и т.д.); создание частных семейных предприятий по производству товаров и услуг (ремонт обуви, швейных изделий, учебно-наглядных пособий, ремонт жилищ и т.д.); выполнение различных работ на дому (секретарь при наличии средств коммуникации, пошив и вязание одежды и др.).








Дополнительные понятия Прибыль Прибыль - разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство. Прибыль остаётся в распоряжении предпринимателя, он в праве использовать её по своему усмотрению Лицензия Лицензия – платное государственное разрешение, дающее право на проведение некоторых видов единоличного предпринимательства. (например: рыболовы и охотники (отстрел редкой дичи или отлове редкой породы рыбы), некоторые образовательные услуги, а также врачебная деятельность) Патент Патент - если индивидуальная трудовая деятельность имеет постоянную форму и носит систематический характер, то предпринимателю следует приобрести патент на проведение такой деятельности. Патент выдаётся на определённый срок и на определённый объём деятельности и подлежит оплате.




Практическая работа 2 1. Составьте перечень товаров и услуг, которые могут быть источником дохода школьников. 2.Подумайте, каковы экономические связи вашей семьи с производственными или обслуживающими фирмами станицы. 3. Посоветуйтесь с родителями, чем вы могли бы помочь вашей семье.



По горизонтали: 1. Положение в экономике, когда часть способных и же­лающих трудиться по найму людей не может найти рабо­ту по своей специальности или трудоустроиться вообще. 3. Денежная сумма, выдаваемая в счет предстоящих плате­жей. 6. Смета всех видов доходов и расходов. 7. Всеобщий товарный эквивалент. 8. Ссуда в денежной или товарной форме на условиях воз­врата и обычно с уплатой процента. По вертикали: 1.Состояние, при котором основные потребности индиви­дуума или семьи превышают имеющиеся средства на их удовлетворение. 2. Вклады в банках. 3. Ценная бумага. 4. Товарная сделка, натуральный обмен. 5.Доход, получаемый владельцем акций по результатам деятельности акционерного общества. 9. Договор о предоставлении имущества, земельной пло­щади и т.д. во временное пользование за плату на срок, определяемый договором. Ответы: По горизонтали: 1. Безработица. 3. Аванс. 6. Бюджет. 7. Деньги. 8. Кредит. По вертикали: 1. Бедность. 2. Депозит. 3. Акция. 4. Бартер. 5. Дивиденд. 9. Аренда.

Правила покупки)»

Обучающая: ознакомить учащихся с правилами покупки, составить памятку «Правила покупки товара»или как найти баланс между ценой, качеством и своим временем.

Развивающая: формировать умение коллективно решать поставленные задачи, принимать разумное решение, развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Воспитывающая: воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, умение корректировать свои потребности с учетом возможности семьи.

Мотивационная: побудить интерес к изучаемой теме урока с дальнейшим применением его на практике.

Задачи урока:

Осмыслить понятия бюджет, расходы, доходы, потребность, потребительский портрет товара. Рассмотреть структуру семейного бюджета и выявить взаимосвязи статей доходов и расходов. Учить определять потребности семьи, классифицируя их по признаку рациональной потребности. Составить памятку покупки товара.

Межпредметные связи: обществознание, информатика, математика.

Методы обучения: беседа, рассказ, нацеленная на конечный результат - продукт урока.

Технологии обучения: личностно-ориентированные, технология проблемно - диалогового обучения, обучения, игровые, КСО.

Ход урока:

Виды и формы работы.

1. Организационный

Приветствие. Здравствуйте, ребята!

2. Мотивационное начало урока.

Наш урок я хочу начать с загадки…

Отгадайте, что же это за слово: он не резиновый, его нельзя потрогать, он может меняться, может увеличиваться или уменьшаться, без него нам всем никак не обойтись. Мы все связаны с этим словом. Мы радуемся, когда он вырастает и очень волнуемся, если он быстро уменьшается,


«худеет»…. Что же это?

Ответы учеников: Бюджет

Учитель: А теперь постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. Верно, тема «Семейный бюджет».

3. Актуализация знаний

Попытайтесь сформулировать, что же такое бюджет семьи?

(Бюджет семьи – это структура всех ее доходов и расходов семьи за определенный период времени.)

Что вы понимаете под понятием «доход семьи» ?

Что такое расходы в семейном бюджете?

Скажите, а почему с помощью модели весов можно рассматривать каков бюджет семьи?

Давайте, мы с вами определим, каков же семейный бюджет в такой семье если:

(Д – это доходы семьи, Р – это расходы семьи.)

1) Д больше Р

(изображение схемы на экране)

Определите, каков будет бюджет в семье в этом случае?

Ответ учеников:

Избыточный,

2) Д меньше Р

А сейчас каков будет бюджет семьи?

Ответ учеников:

Недостаточным, дефицитным

Ответ учеников:

Сбалансированный.

4.Проверка домашнего задания.

Ребята, какое задание вам нужно было выполнить дома?

Вы составили список своих потребностей и определили какова потребность по признаку рациональности, сроки исполнения своих потребностей. Сейчас выберите 3 основные потребности. Назовите их. Почему, вы определили, что эта потребность срочная или необходимая?

5. Деловая игра.

Практическая работа №1.

А сейчас мы с вами будем играть в деловую игру. Представьте, что каждая ваша бригада – это отдельная семья.

Вспомните, кто есть в ваших семьях? Пусть и в вашей семье-бригаде будет: мама, папа, сын, дочка, бабушка и др.

Распределите игровые роли в «семье». Выберите общую фамилию, игровые имена, возраст, место работы, учебы, предполагаемый размер родителей (если бабушка - то пенсии) и возможные источники других доходов. Возьмите бейдж и запишите фамилию, имя, и кто вы в семье?

1 задание (на экране)

Рассчитайте доходную статью вашего бюджета? Время работы - 1 мин. Можно пользоваться калькулятором.

2 задание (на экране)

Определить потребности «семьи» на текущий месяц (сентябрь), только срочные и обязательные.

Для составления потребностей «семьи» вам поможет «Пирамида потребностей» (по А. Маслоу - на экране).

А сейчас мы будем тратить деньги. Скажите, какие срочные и обязательные потребности мы можем выполнить, т. е купить?

Ребята, скажите, что вы подразумеваете под словом «купить»? Что можно купить?

Например: вы сели в автобус, чтобы уехать в город, какую в автобусе или маршрутном такси вы приобретаете покупку? Или пришли в парикмахерскую, что там можно купить?

Ответ учеников: покупаем услугу.

Верно ребята, услуга – это тоже покупка. А какие услуги мы еще ежемесячно покупаем?

Ответ учеников.

Назовите самые актуальные для вас потребности? Многие из вас назвали потребности, удовлетворять которые необходимо в магазине. Представьте, что вы пришли за необходимыми вам покупками….

Как мы будем покупать, для того, чтобы покупки были точно по вашим потребностям, с чего мы начнем? Назовите основные этапы совершения покупки.

Ответы учеников:

1. Составим список необходимых товаров и услуг (статьи расхода бюджета).


2. Соберём информацию.

3. Намечаем покупки, привязывая их к соответствующим, специализированным магазинам или учреждениям. Для чего мы это делаем?

4. Момент покупки.

5. Оценка приобретенного товара или услуги.

Что вы понимаете под этим выражением: «соберём информацию»? Для чего мы это делаем?

Ответы учеников:

Купить по выгодной цене. Это избавит нас от лишних соблазнов, незапланированных покупок

А сейчас выберите из своего списка приобретенных товаров или услуг одну и составьте описание потребительского портрета вашего товара.

6. Работа с учебником. Составление потребительского портрета товара или услуги.

Для этого можно воспользоваться таблицей на стр.8 учебника. Время работы – 3 минуты.

7. Практическая работа № 2.

Приобретая вещи, необходимо знать определенные правила покупки. Для того, чтобы покупка вас не разочаровала, вы должны следовать определенному алгоритму, последовательности при покупки товара или услуги.

Мы сейчас с вами должны выполнить очень важную работу: составить памятку покупателям (или потребителям) «Правила совершения покупок».

Все, о чем мы с вами говорили на сегодняшнем уроке, надо обобщить в практической работе.

Задание для практической работы № 2.

Составить для потребителя «Правила покупки товара».

Каждая семья обсуждает, выбирает форму, дизайн буклета. Оформите это на альбомном листе. У вас на столе есть цветные карандаши, фломастеры, ножницы. Затем, по вашему решению, один из членов семьи должен представить буклет экспертам, которые выберут лучший

Эксперты – это наши гости.

Лучшую памятку, мы растиражируем и подарим ученикам , которых учит ваша первая учительница.

Поможем её обучать младших ребят экономике.

8. Домашнее задание.

Ребята, дома продолжите работу по составлению презентации «Моя семья», которую вы представите по окончанию изучения раздела «Семейная экономика». Подумайте, что из сегодняшнего урока вы можете включить в свою презентацию.

9. Рефлексия.

А сейчас, ребята, давайте повторим то, чем мы сегодня занимались на уроке. Подведем итог. Скажите, чем запомнился вам сегодняшний урок? Что было, на ваш взгляд, самым сложным?

У вас на столе есть «золотая» монета и талон в жалобную книгу клиента-покупателя. В зависимости от вашей оценки, положите один из них на поднос (на учительском столе)

Спасибо за урок, до свиданья!


Экономика семьи - это целая наука и от ее понимания зависит достаток, процветание и уровень жизни. Семейная экономическая политика сравнима с жизнью предприятия. Влияние экономик взаимно, как живет страна, так и отдельная ячейка государства - семья.

Основа экономики семьи

Благополучие семьи зависит от правильности распределения бюджета. Семья строит бюджетные отношения по двум направлениям:

  • внутри семьи;
  • с внешними связями.

Основное правило подхода к бюджету - разумность и бесконфликтность. Как только начинаются проблемы в финансовых отношениях, перетягивание одеяла оного члена на себя, бюджет рвется, семейные отношения осложняются. Расходы семейного бюджета при правильном подходе предлагают делить на 4 части:

  • питание;
  • одежда (обувь);
  • хозяйственные нужды;
  • мероприятия на отдых.

Бюджет строится на точных расчетах. Сначала берут все доходы семьи, затем, исходя из сумм, рассчитывают расходы.

Планировать экономику следует для стремления улучшить или сохранить достигнутый уровень жизни. Бессистемность приводит к кризису финансового состояния.

Виды доходов

Семья берет период времени, в который поступают средства. Стандартный вариант - месяц. Зависит выбор периода от получения заработной платы членов семьи. Доход учитывается весь, нельзя какую-то часть оставлять в стороне, постепенно такой подход приведет к социальной несправедливости и конфликтам. Что входит в сумму полученных средств:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • заработная плата;
  • стипендия;
  • пенсия (льготная, по инвалидности, по возрасту);
  • прибыль от продаж и выручек предметов собственного производства;
  • пособия социального плана (на детей, на возврат коммунальных расходов);

Часть средств являются регулярными, постоянными и повторяющимися из одного временного промежутка в другой. Другие доходы - нерегулярны. Примеры таких поступлений:

  • подарок в деньгах на праздничные или торжественные мероприятия;
  • помощь другой семьи (родители, родственники).

Нерегулярный доход - это прибыль, которая разово увеличит бюджет. Ее количество невозможно предугадать и запланировать.

Система расходования

Домашняя экономика семьи начинает изучать в школе. Курс «Обществознание» 7-8 класс предлагает распределить расходы на главные и второстепенные.

Главные. На эти цели нельзя экономить, они иногда требуют точных сумм. Например, коммунальные услуги. Есть минимальный предел, за который не выйти. Ребенок должен понимать, сидеть без света, тепла и воды невозможно. Экономить в данной позиции можно, но есть и предел. То же с расходами на еду и одежду. Практичные семьи, распределяя бюджет, ведут журнал (записи). Вести такой учет советую экономисты всем семьям, желающим наладить свое положение. Подсчет не сложен. Какие данные требуется фиксировать:

  • дата совершения расхода (покупки);
  • приобретенный предмет;
  • член семьи, для кого приобретено;
  • количество и время эксплуатации;
  • сумма израсходованных средств.

Ученые называют семейные журналы кассовой книгой. У человека появляется зависимость от планирования и фиксации. Контроль за бюджетом приводит к экономии.

Постепенно вырабатывается привычка просчитывать необходимость трат. Планирование - основа построения расходов с целью развития благополучия.

Внутренняя политика

Семейный бюджет требует взаимопонимания. Потребности учитываются у каждого члена микро ячейки. Никто не может лидировать в расходовании средств. Модель, где «один зарабатывает, другой тратит» приводит к разрушению семейных ценностей. Завершается распадом и прекращением взаимного понимания (развод, ссора).



Загрузка...